Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пенкина, Елена Олеговна

  • Пенкина, Елена Олеговна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Пенкина, Елена Олеговна. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. А. Булгакова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2001. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пенкина, Елена Олеговна

Введение

Глава 1. «Космос» художественного мира М.А.Булгакова.

1.1 Структура и традиция

1.2 Основной принцип булгаковской «картины мира»

1.3 Некоторые аспекты традиционной методологии

1.4 Божественное и мирское в творчестве М.Булгакова

Глава 2. Путь Добра булгаковского героя

2.1 Герой: к вопросу характерологического

2.2 Герой - воин-защитник (Хлудов)

2.3 Герой - творец (Мастер)

2.4 Героиня (путь любви)

Глава 3. Эстетика М.А.Булгакова

3.1 Особенности эстетики М.А.Булгакова

3.2 Истоки и принципы булгаковской сатиры (утраченное звено в традиции)

3.3 Основополагающие поэтики: структура и миф

3.4 Миф в структуре "Белой гвардии"

3.5 Структура "Бега"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М. А. Булгакова»

Осознание актуальности вопросов методологии для литературоведения активизировало усилия ученых постперестроечного» периода, направленные к созданию новых форм и средств для исследовательской деятельности. В начале девяностых годов на страницах прессы велись активные дискуссии по этому поводу, [см. Приложение №1, (1) ; далее: П1 (1). В Приложении №1 даны развернутые, обобщенью библиографические данные по указанным проблемам и другие необходимые пояснения].

О необходимости новой теоретической базы современного литературоведения высказывались В. Ивбулис[99] {возможности обращения к западной эстетике), М.Липовецкий[145] (об использовании эстетических категорий), И.Есаулов[90] 3.Крахмальникова[142] , Ф.Светов[207] , (об актуальности изучения христианской культуры), Л.Ершов[89] (о создании многоплановой системы изучения литературы), А.Агеносов [7] (концепция многоуровневой систематизации - метажанровый подход).[П1(2)]

Наряду с поисками новых методов выявилась востребованность литературоведческой классики. Последнее десятилетие литературоведение активно использует теоретические принципы С.Аверинцева, М.Бахтина, Г.Гачева, Д.Лихачева, Ю.Лотмана, А.Лосева, В.Проппа, А.Потебни, В.Топорова. Введеные ими понятия хронотопа, карнавалесности, знаково-семиотической структуры, символа, картины мира и другие стали базовыми для изучения поэтики литературы.

Известно, что многие открытия XX века были совершены на «стыке» различных областей знания, в синтезе философии и математики, астрономии и психологии, биофизики, биохимии, биомеханики. Такой метод признавали результативным русские ученые-космисты, А.Чижевский^ в частности. [П1 (3) ]

Для литературоведения возможность синтеза с точными науками открыла новые горизонты. Также проблемы биогенетики и естествознания рассматриваются писателями первой половины XX века: в частности, например - М.Зощенко и М.Булгаков: («Собачье сердце», «Роковые яйца»). В.Вербенко[199,66] указывает на тот факт, что фантастические эксперименты, описанные в художественной литературе, - в известной мере контаминация идей ученых-евгеников («Улучшение человеческой природы», «Родословная наших выдвиженцев», «Омоложение. Сорок три прививки от обезьяны к человеку»). Благодаря математике и информатике Хенца была создана доказательная база авторства М.Шолохова. Новые принципы анализа предопределили и развитие культурологии как самостоятельной науки.

Естественнонаучная картина мира в двадцатом столетии претерпела существенные изменения, что не могло не отразиться и на художественном сознании.[П1(4)] Теория относительности А.Эйнштейна, теория расширяющейся и сжимающейся Вселенной А.Фридмана [234], теория о Первоатоме и первоначальном взрыве аббата Леметра, теория «красного смещения» - принцип Допплера, «Суперсила» П.Дэвиса[83] составили современную космогонию. Вопросы кибернетики, направленные на работу с энтропией (физическое понятие Хаоса), а также теория катастроф и теория жизнераспределения И.Пригожина[193] составили новую картину эволюционных процессов. Открытия в биогенетике и психологии определили новый контекст гуманизма.

Однако есть подходы, в которых весь объем современного научного знания, т.е. вся научная картина мира, представлена в мифологическом контексте с ссылками на первобытную космогонию.[П1(5)] Этот факт обращает на себя внимание не только тех, кто занимается вопросами религии и интересуется теософской проблематикой, но он актуален и для ученых.

Мень цитирует А.Эддингтона: «Вопрос о первопричине представляет, по-видимому, непреодолимые трудности, если мы открыто не признаем его относящимся к области надприродного»[167,285]. Профессор математики А.Чуличков в статье «Малые параметры больших катастроф»[255] как наиболее яркий пример использует миф о Фаэтоне и ссылается на Овидия. Профессор X.А.Ливрага[146] объясняет естественнонаучные парадоксы строительства египетских пирамид наследием Посейдониса. Все это свидетельствует о новом витке осознания человеком самого себя и своего места во Вселенной, а также выделяет мифологию в особо актуальную область знания, располагающую исследовательским инструментарием.

Художественное сознание всегда четко воспроизводило соотношение: история - человек - космос или время - человек - вечность. Такая гиперболизация смыслов и такой уровень обобщения требовали новых художественных средств воплощения идей. Вновь актуальными для исследователей XX столетия стали древние символы, мифы, обряды, учения.

Все более возрастает в современном мире роль мыслителя-художника, что отвечает актуальности тенденции синтеза. Однако если С.Великовский[52] сталкивался с философичностью» художественных произведений мыслителей, -то в нашем исследовании речь идет о традиционно внесистемной философии художника. Русская философская мысль зарождалась и жила в лоне литературы. Она продолжала в нем свою жизнь и в двадцатом веке, несмотря на некую самостоятельную оформленность и попытку системности. А.Лосев отмечал «философичность» как особенность русской литературы.

Художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Тол:стого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы решаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными», но философскими и гениальными». [А.Лосев152,214]

Классическая русская литература входит в русскую философию, является частью истории русской философии. Но отечественная философия не системна, она создает «картину мира - космос». Большой оригинальный писатель всегда осуществляет самобытное мировоззренчески-индивидуальное построение. Поэтому встает задача воспроизведения «картины мира» такого яркого мыслителя каким является М.А.Булгаков. Литературоведение уже работало в таком направлении. В «Поэтическом космосе» К.Кедрова[121] , «Национальных образах мира» Г.Гачева[бб] , «Поэтическом космосе М.Шолохова»

А.Минаковой[169] представлены теоретические разработки, дающие необходимые исходные исследования.

Для построения модели «космоса» в данной работе используются координаты внесистемной (термин А.Лосева) философии: онтология, этика и эстетика. Доминанту онтологического в русской философии формулировали

А.Лосев[152,509] В.Зеньковский [93(1),15] и др.

Для определения онтологических оснований необходимо исследование традиции, включающей как исторические, так и внеисторические параметры и дающей представление о взаимоотношении онтологического и гносеологического в художественном мире М.Булгакова.

Для изучения этических принципов автора была предпринята попытка анализа булгаковского героя, выявившая соотношение: человек - универсум в булгаковском космосе и определившая законы Пути земного человековоплощения.

Изучение эстетических определяющих было проведено в рамках поэтики писателя.

Глобальность осмысления законов мироздания, представленная творчеством М.А.Булгакова, - одна из загадок прошлого столетия, разрешить которую призваны исследователи века нынешнего. Все это определяет актуальность исследования.

В булгаковедении последних лет явно прослеживается тенденция обобщения всего накопленного материала и выработки на основе его целостной философской концепции. Однако, чаще всего речь идет только о романе «Мастер и Маргарита», и именно о нравственно-философской концепции.

Глубокая антропологическая концепция «Бега», корнями уходящая в систему принципов героизма и гражданственности в национальном сознании, все еще обойдена вниманием ученых.

Бег» изучался исключительно в контексте исторической драматургии, что хорошо прослеживается в следующих работах:

Ю. Бабичева, Театр Михаила Булгакова // Эволюция жанров русской драмы XIX - начала XX века. - Вологда, 1982.; Н. Ищук-Фадеева. Жанровое своеобразие драматургии М.Булгакова //Творчество М.Булгакова в литературно-художественном контексте - Самара, 1991.; А. Ковач, Типы и архетипы в контексте мировой литературы. ("Бег" М.Булгакова)// Республиканские булгаковские чтения. - Черновцы, 1991. А.Кораблев. Время и вечность в пьесах М.Булгакова - Москва, 1988. Т.Малярова, Три типа условной драмы в советской драматургии 20-30 гг.//Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь,1980; В.Петров, Историзм пьесы "Бег". //Творчество М.Булгакова в литературно-художественном контексте. - Самара, 1991. А.Смелянский, М.Булгаков в Художественном театре.- Москва,198 6.

Философски осмысленная картина мира, определившая место стории в контексте мироздания, данная М.Булгаковым в «Белой гвардии», - практически не изученная составляющая творчества писателя, открывшаяся лишь немногим из исследователей, которые обратили внимание на идеи Апокалипсиса в структуре романа:

A.Барретт, Апокалипсис или революция? Человек и история в "Белой гвардии" М.Булгакова - Веллингтон, 1985.; Н.Великая "Белая гвардия" М. Булгакова. Пространственно-временная структура произведения, ее концептуальный смысл.// Творчество Михаила Булгакова - Томск, 1991.; В.Коханова Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" / дис. канд. - Москва 2000.; Е.Яблоков.Роман Михаила Булгакова "Белая гвардия". /Языки русской культуры. - Москва, 1997.;

Философская концепция Булгакова-художника, вернее ее нравственно-этическая часть, рассмотренная в романе «Мастер и Маргарита», наиболее изученная булгаковедами, представлена в следующих трудах:

B.Акимов, Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - Москва, 1995; И.Бэлза. Генеалогия "Мастера и Маргариты".//Контекст - Москва 1978.; И.Бэлза, Трижды романтический Мастер.//М.Булгаков Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. - Москва, 1989.; М.Булатов. Нравственно-философская концепция романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".//дис. канд. - Москва 2000. И.Виноградов. Завещание мастера. //По живому следу: Духовные искания русской классики. - Москва, 1997.; Н.Гаврюшин. итостротон или Мастер без Маргариты.//Вопросы литературы №8, 1991; Л.А.Зеркалов. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри.//Наука и религия. - Москва, 1986; Л.Ионин. Две реальности "Мастера и Маргариты".//Вопросы философии Москва, 1990.; А.Казаркин. Истолкование литературного произведения, (вокруг «Мастера и Маргариты» М.Булгакова) Кемерово 1988; В.Киселева. Вечный диалог добра и зла в итературе XX века.//Научные доклады высшей школы. Филологические науки №6, 1991; А.Королев. Между Христом и Сатаной.//Театральная жизнь №13,14,15, 1991; А. Кораблев. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите».//Вопросы литературы !5, 1991; В.Лакшин, О прозе Михаила Булгакова и о нем самом.//Типология и взаимосвязи в русской и зарубежной литературе. - Красноярск, 1981.; Л.Левина. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».//Научные доклады высшей школы. Филологические науки, №1, 19 91; Б.Соколов. К вопросу об источниках романа «Мастер и Маргарита».//Философские науки №12, 1987; Н . Утехин. Исторические грани вечных истин ("Мастер и Маргарита" М.Булгакова).//Современный советский роман: Философские аспекты. - Ленинград, 1979.; Е.Яблоков. «Я часть той силы.» Этическая проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».//Русская литература, №2, 1988.

Вопросы булгаковской историографии, с ориентацией на определенные философские источники, мы находим у следующих авторов:

И.Бэлза[42,43, 45], Н.Гаврюшин[69] , Г.Круговой[139] гностицизм);И.Григорай[72]Д.Кертис[119,120] , А.Эрастова[276] (романтизм); А.Казаркин[113], Э.Проффер[192](зороастризм); И.Галинская[61, 68],А.Зеркалов [95],Л.Левина[14 3] (манихейство, богомильство,альбигойство);Н.Гаврюшин[69]И.Косович[199с.104] В.Лакшин[156],Б.Соколов [219,220], (масонство);А.Кораблев[127, 128],0.Кандауров[115](эзотеризм); И.Виноградов[53,54,55], Е.Яблоков[284,285] (экзистенциализм) .

Влиянием на творчество М.Булгакова определенных философских персоналий интересовались:

А.Басков[199с.88],И.Галинская[67, 68] , (Г.Сковорода);П.Абрагам [1],И.Бэлза[42,43, 45], П.Ролльберг[206] , М.Чудакова[257,258] (А.Данте, П.Флоренский); Л.Левина[143] , Н.Скалон[224с.56] (И.Кант)

Новизна данного исследования заключается в следующих позициях:

- Создание методологически состоятельного и концептуально целостного подхода к изучению «картины мира» М.Булгакова;

- Исследование предполагает возможность изучения проблемы при активном использовании достижений философии и филологии. Философскую систему координат будет определять не поиск философских понятий и терминологии в булгаковском тексте, не попытка соотнесения какой-либо философской системы с художественным миром М.Булгакова, и не возможность изучать произведения автора в контексте философских учений. Научная задача диссертации - создание модели «картины мира» М.Булгакова-художника; данное исследование открывает возможность проследить творческий эволюционный процесс М.Булгакова - философа -художника-и развитие в динамике его творческой мысли, где «Мастер и Маргарита» - венец выражения авторского самосознания и концептуальное завершение целостной концепции философского мироосмысления.

Создав «Белую гвардию», М.Булгаков определил место Мира в координатах Мироздания (измерил историю в параметрах Вечности). Следующий этап творческого эволюционного развития писателя - Человек (смысл его существования в мире и в Вечности). Решая антропологическую проблему, М.Булгаков написал «Бег». Третий этап - создание онтологии (человек и мир между Богом и дьяволом): «Мастер и Маргарита».

- И Мир, и Человек, и Божество интересны писателю в крайнем, исключительном, «пиковом» состоянии своего бытия, поэтому творчество М.Булгакова - художника и философа - будут характеризовать экзистенциальные составляющие.

Исходные методологии определены теорией изучения мифопоэтики. Методологический подход А.Минаковой[169] основан на введении категории художественного мифологизма и использовании для текстологического анализа герменевтического подхода «от языкового факта к контексту идей». [56,25]

Эта методология обоснована для изучения эпических текстов, которые в отличае от философской прозы, «свертывающей содержание до мифа, развертывают миф в содержании». (Минакова А. Художественный мифологизм эпики М.А.Шолохова: сущность и функционирование /Автореферат докторской дис.-М.,1992.)

Следовательно, построение «космоса» философской прозы будет существенно отличаться от построения «космоса» эпических произведений. Прежде всего тем, что это будет «философский космос», а не «поэтический космос», и строится он будет в системе философских понятий и категорий. Объединять эти два понятия будет мифологизм (явление, по С.Авер&нцеву, типологическое в литературе), с учетом оговореной выше особенности, данной А.Минаковой: «в философской прозе свертывается содержание до мифа»[там же] (т.е. миф задает композиционное и структурное построение «космоса» философского романа). Отсюда второй необходимой составляющей для построения «космоса» произведения философской прозы, или модели «картины мира» писателя с философским мироощущением, будет структура (геометрическое выражение философских идей). По Ю.Лотману, структура - это реализация идеи автора.[157,37] «В отличие от композиции (где предполагается решение расположения предметных и словесных "рядов"), структура - это модель и совокупность отношений, предполагающих трансформацию и развитие в системе определенных закономерностей»[Там же с.40].

Структурализм как метод, предложенный К.Леви-Строссом, был создан на материале изучения перврбытного и мифологического сознания. Поэтому в данной диссертации автор считает правомерным исходить из анализа структурных построений развития сознания.

В основе методологии исследования - два положения: структура и традиция.[181] Один из принципов изучения любого взятого для анализа предмета строится на выявлении (или построении) структуры и исследовании традиции как возможности проследить развитие в заданной структуре.

Рассмотрение традиции в координатах истории дало представление о различных культурно-исторических влияниях на художественное сознание. Это позволило сформулировать ряд особенностей национального сознания и посмотреть, как они реализуются в литературном творчестве.

Одной из таких особенностей является экзистенциальный тип сознания. Экзистенциальный тип - культурологический феномен, выявленный в процессе исследования традиции и структуры сознания.[181] Речь не об идеях экзистенциальной философии: они, как и идеи всей истории философии, мы находим у М.Булгакова, но их вычленение не имеет смысла, изучение традиции таким методом непродуктивно. [П1(б)] Речь именно об экзистенциальном типе сознания - об экзистенциальной личности, каковой являлся сам М.А.Булгаков и по законам которой он жил. Наше исследование - за рамками биографии писателя. Творчество - более существенный выразитель булгаковских идей, так как его экзистенция требовала воплощения по законам «Духа, а не Кесаря». [Н.Бердяев]

Сознание как предмет для изучения и научного анализа особо значимо для двадцатого века. Предлагаемая методология базируется на следующем: ортодоксальный психоанализ

3.Фрейд[245-247]; три постфрейдовские школы: В.Райх[197] биофизическая концепция психоанализа, Э.Фромм[241-243] -социологическая концепция; К.Юнг[278-283]-культурологическая концепция; а также теория экзистенциального вакуума В.Франкла[240]); психология (теория комплексного мышления -Л.Выготский[61.62]; теория продуктивного мышления в гештальтпсихологии - Вертхаймер[105], В.Келер[138]); структурализм К.Леви-Стросса[153-156] (теория медиации прогрессивного посредничества и способ «бриколажа», объясняющий логику мифа); изучение мифомышления (антропологическая школа Э.Тайлора[222]; вопросы ритуала Д.Фрэзера[235-236]; символическая теория Э.Кассирера[116]; теория мифотворчества М.Элиаде[269-274]; понимание мифа как личностного бытия в учении А.Лосева[148]; изучение русской фольклорной традиции (А.Афанасьев[15.16]; А.Ремизов[198]; В.Пропп[189-191]); эзотерическая концепция сознания (Е.Блаватская[35]; А.Безант[34] ) ; теория экзистенциального мышления (С.Киркегор[123-125] ; Ж-П.Сартр[210]) .

Предлагаемый подход связан с изучением особенностей национального сознания. Исследуя рефлексию идей русского менталитета в творчестве М.А.Булгакова, мы получили картину философских представлений одного из самых интересных отечественных писателей двадцатого столетия.

Все сказанное определяет постановку целей и задач данного исследования:

- выявить философские определяющие булгаковского «космоса»; попытаться создать модель булгаковской «картины мира»; проследить основные этапы творческого эволюционного развития М.Булгакова: Мир («Белая гвардия») - Человек («Бег») - Божество («Мастер и Маргарита»); определить экзистенциальные характеристики, (как основополагающие в творческом мироощущении писателя); выявить структуру изучаемых произведений и миф (составляющую структуры) как принципиальные для анализа поэтики М.А.Булгакова.

Объем и структура диссертации: Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Она отражает логику рассмотрения материала и подчинена общим принципам содержания работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 3-х приложений и библиографии (2 93 наименований). Объем - 150 страниц машинописи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пенкина, Елена Олеговна

б) выводы, связанные с построением модели булгаковского космоса:

5. «Картина мира» М.А.Булгакова:

Эстетика (красота, форма): основополагающие булгаковской поэтики - структура и миф.

Этика (героическое движение по пути добра): путь Добра смысл бытия булгаковского героя, и путь Любви осуществление булгаковской героини.

Онтология (цель-Истина-закон): несомненно, целью булгаковского творчества было постижение автором великой Истины - ее он искал, выстраивая абсолютные, выверенные временем структуры «матрешки» и спирали, заданные в «дантовом пространстве» и «пространстве Апокалипсиса». Именно Истина нужна была М.А.Булгакову в ответе на вопрос о смысле существования Мира и Человека. Великий писатель знал, что тайна этой Истины - Божественность. Ее он пытался постигать через вечную мудрость мифа, в нее пытался попадать через экзистенциальное преодоление земной ограниченности, к ней стремился через апокалипсическое возрождение к Вечному блаженству.

6. Эстетика, этика и онтология одного спирального витка художественного сознания М.А.Булгакова дает нам модель булгаковского космоса.

7. В поисках Истины М.Булгаков последовательно написал «Белую гвардию», «Бег» и «Мастера и Маргариту» - трилогию, по которой сегодня мы можем проследить онтологически оптимистическое движение авторской мысли к возможности осуществления.

Мир в «Белой гвардии» как самая яркая, самая заданная и самая жесткая из существующих на земле форм - начало эволюционного развития булгаковских идей. Мир ортодоксально «проведен» через Апокалипсис, т. е. через падение к возрождению, которое задано последним кольцом в структурной модели романа и мифологическими ориентирами вечности (крест, окрест и звезды). Крест - ось Земли, окрест астрономическое местоположение Земли между Венерой и Марсом. Пока Земля - Мир несет Крест в основе своей (Мелогическая проблема[см.П.1(14)]) - она космически состоятельна, поэтому «вера православная» дана М.Булгаковым как необходимое условие возрождения Мира.

Для возрождения также необходим выбор между кровавым Марсом (враждой) и пастушьей Венерой (любовью), которая ближе к Солнцу, а значит, - к осуществлению. В «Беге» Мир уже задан как «перевертыш» в системе Вечности (см.Приложение 3: структурную модель «Бега»): М.Булгаков имеет в виду то, что социальная состоятельность в рамках мира - это крах человеческой состоятельности: чем выше твое благополучие в рамках мира, тем ты ближе к преисподней. И только когда человек отрекается от мира в пользу самостановления, ему дается путь приобщения к божественному. В «Мастере и Маргарите» земной Мир - уже полностью сатирическое «ничто» в координатах вечности, он заслуживает лишь «сократовской иронии» и «Чацкого противостояния».

Человек в «Беге» - этическая идея осуществления Пути. Заданность персонажей «Белой гвардии» не дает им возможности реализации - они лишь персонификация глобальных мифологических образов, которые своей смысловой нагрузкой лишают их самостоятельности воплощения.

Роман Хлудов в «Беге» - это первая попытка М.Булгакова осмыслить неистовую борьбу человека в рамках земной ограниченности и враждебности за свое человековоплощение, за свою состоятельность и право быть вопреки всему. Но в «Беге» Хлудову помогают противостоять миру (царству дьявола) персонифицированные божественные сущности: Серафима и Голубков. В «Мастере и Маргарите» человек предоставлен сам себе. В своем отречении от мира и в своей приобщенности к Божеству он так велик, что сам Дьявол вынужден содействовать ему. Однако сам по себе человек не спасется, но импульс Пути Добра (Любви) ведет к осуществлению. Не заслужив света, Мастер спасет Пилата и укажет путь Ивану Бездомному. Мастера спасет Маргарита.

Человеку М.Булгаков укажет тот же апокалиптический путь, что и миру: через жертву и смерть к возрождению и Вечному блаженству, через импульс красоты - путем Добра (Любви) - к Свету, к Истине.

Мироздание в «Мастере и Маргарите» - авторские онтологические координаты представлены целостно и без противоречий. На протяжении творческой эволюции от «Белой гвардии» через «Бег» к последнему роману М.А.Булгаков уже ответил себе на «вечные» вопросы, выверил главные построения, утвердился в мировоззренческих позициях и пришел к главному выводу: «Все будет правильно, - на этом построен мир!»[4 8].

А, кроме того, писатель сформулировал для себя законы мироздания, пониманию которых, может быть, он и посвятил свою жизнь, пользуясь творческим чутьем прорицателя. Это закон миросотворения, в основе которого лежит принцип триединства (хаос, творческая идея, космос). Это закон жизни, данный Христом человеку и написанный в Откровении от Иоанна для мира - закон прохождения через экзистенциальную грань (смерть) и возрождение к Божественному. Закон эволюции - движение внутри спирального кольца: цикл от импульса Красоты, путем Добра (Любви) к цели - Истине, которая и дает нам этот импульс начала.

Структурные модели булгаковских произведений являют собой геометрическое отражение этих законов. Структура «матрешки» в «Белой гвардии» (в основе которой Апокалипсис) и спираль «Бега» (первое булгаковское решение «дантова пространства»), очевидно, совмещены в более сложную и более универсальную структуру «Мастера и Маргариты». Однако это выходит за рамки данной работы. Есть только гипотеза, согласно которой структура «Мастера и Маргариты» представляет собой двойную спираль, вписанную в звезду Давида.

Онтология в булгаковском космосе была бы представлена неполно, если не учитывать эволюцию соотношения божественного и дьявольского в творчестве писателя. В «Белой гвардии» первая попытка создания образа Дьявола у М.Булгакова представлена Мышлаевским, но он лишь необходим как персонаж Апокалипсиса. Его час еще не настал, большевики - «войско аггелов» (его войско) только должны войти в город. Пока же главный герой - антихрист (Петлюра): в его царствие происходят основные события в романе. Также перспективой (по сюжету Откровения) дано и Царствие Божие, с которым связан у М.Булгакова Алексей Турбин. Он некое персонифицированное существо божественной иерархии - «божий человек», наделенный вполне определенной, от Бога данной, миссией: осуществить возможность гармонии для мира (подобие Царства Божьего на земле), что связано с монархией. Сам Бог (во сне Алексея) представляет собой высший абстрагированный принцип, который занят «распределением мест» в раю и для рядовых дьявольского войска, в частности. Он над добром и злом, над жизнью и смертью, над любыми «бинарными оппозициями», составляющими мир. В «Беге» Серафима и Голубков персонифицированные представители божественной иерархии, тогда как Чарнота (оборотень, игрок и Агасфер) явно из иного лагеря. В «Мастере и Маргарите» Воланд (Сатана) и Иешуа (Христос) - уже персонификация «глав обоих ведомств» (тьмы и света), и они оба соприкасаются с человеческим миром, тогда как Бог по-прежнему остается абсолютной объективностью, в традиции занимающейся «Небом, не Землей»[М.Лермонтов] . Мир не оставлен, но важна активность человека. И если у Ф.Достоевского Бог борется с Дьяволом, а поле их битвы душа человеческая, то для М.Булгакова весь смысл победы Бога в реализации этой Души. И если у Ф.Достоевского красота спасет мир при условии Добра, то для М.Булгакова уже героический путь Добра (Любви) в бесконечном поиске Истины спасет мир.

Полагаем, что следующий Великий писатель, продолживший эту традицию, должен написать роман о Боге, а, значит, о человеке, победившем дьявола в себе и построившем на земле прёюбраз Царствия Божьего: идеальное государство Платона, например, или «китайский космос» (Поднебесную), где все математически выверено и является отражением неба. И тогда, живя в этом космосе, человек будет стремиться попадать в дыхание Хаоса, замечая его, как древние даосы, в движении лепестка или мгновенной пластике волны.

Хаос - это то, что в последние десятилетия так интригует современную физику и математику, свидетельство чему - непреходящий интерес к теории катастроф. Хаос - это то, что в мгновение своей великой и ужасающей мощью может разрушить то, что долгое время кропотливо сооружалось человеком-муравьем. Страх (который «самый страшный порок») и интрига - вот что владеет современным человеком. Однако уже есть и понимание того, что разрушительную силу божественного Хаоса притягивает дьявольский хаос мира, в котором мы живем. Если человек осуществляет свой творческий потенциал для создания космоса, миропорядка, если его усилия направлены на гармонизацию себя и мира, то божественный Хаос дает свою великую силу для этого движения к Свету, и человек, обретая ее, становится титаном, способным уловить мгновение Хаоса в

159 дыхании ветра или взмахе птичьего крыла. Об этой красоте писал Ф.Достоевский, и такой путь был важен для М.Булгакова. Гений М.А.Булгакова заключается именно в том, что он еще раз, как многие, за тысячи лет до него, пытался своим творчеством напомнить человеку о его великом божественном предназначении.

Заключение

Исследование национального художественного сознания в контексте предложенной методологии, где базовыми ориентирами являются структура и традиция, привело нас к выводам, связанным с созданием картины философского мира М.'А. Булгакова. а)методологические основания:

1. Структура сознания представляет собой двойную спираль, которая есть универсальная модель развития любой жизнедеятельности на земле. С учетом этого факта, а также опираясь на изучение механизмов работы сознания (выявленных наукой двадцатого века), приходим к выводу: сознание условно двойственно, и поэтому можно говорить о его исторической и космологической составляющих.

2. В художественном сознании космологическая составляющая всегда доминанта. Поэтому нас интересовала, прежде всего, традиция данной составляющей, и прослежена она была в цепи: мифологические представления - греческая философия - византийские источники. Исследование данной традиции привело к формулировке особенностей национального сознания, среди которых особенно важными являются онтологичность и экзистенциальность.

3. Необходимость рассматривать процессы становления сознания и активизации вышеназванных особенностей в динамике привела к изучению еще одного универсального построения, которое и стало ключом исследования. Это:

Эстетика

Этика

Красота форма импульс

Бог-Дух Святой

Онтология

Истина

Добро (Любовь) энергия закон путь цель

Бог-Сын Бог-Отец

4. Данное построение отражает принципы движения и развития: а) в мифологических космогониях; б) в философских представлениях о миросотворении; в) в религиозных и теософских доктринах; г) в современной научной космогонической картине; д) в эволюции человека и мира, стремящихся к осуществлению и состоятельности. Это же построение является основным для булгаковской «картины мира».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пенкина, Елена Олеговна, 2001 год

1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки №7. - Москва, 1990. - с. 95-100.

2. Аверинцев С. Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в современной классической филологии. Москва, 1979.

3. Аверинцев С. Язычество.// Философская энциклопедия. Т-5 -Москва, 1970.

4. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы.-Москва, 1977.

5. Аверинцев С. Правила чести / Литературная газета №51 -Москва.,1987. 23 дек. - с.4

6. Августин Исповедь. Москва, 1991.

7. Агеносов В. Советский философский роман. Москва, 1989.

8. Акимов В. Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады. Москва, 1995.

9. Антология мировой философии. В 4-х томах. Москва, 1969.

10. Аристотель Этика Политика Риторика Поэтика Категории. -Минск, Литература. 1998.

11. Ареопагит Дионисий. О божественных именах.// Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 2. -Москва, 1990.

12. Ареопагит Дионисий. О небесной иерархии.// Книга Ангелов. С-П£ Амфора. 2001.

13. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва, 1992.

14. Асмус В. Иммануил Кант. Москва, 1973.

15. Афанасьев А. Древо жизни. Москва, Современник. 1982.

16. Афанасьев А. Поэтическое воззрения славян на природу. В 3-х томах. Москва, Современный писатель. 1995.

17. Башляр Г. Новый рационализм. Москва, Прогресс. 1987.

18. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского.- Москва, Худ. лит. 1972.

19. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле. Народная культура Средневековья и Возрождения.- Москва, Наука. 1977.

20. Бахтин М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985 Москва, Наука. 1986.

21. Бахтин М. Эстетика словесного творчества.- Москва, Искусство. 1979.

22. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по истории поэтики//Вопросы литературы и эстетики. Москва, 1986.

23. Беме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. -Москва, 1990.

24. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества.- Москва, Правда. 1989.

25. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-Х томах.- Москва, Искусство. 1994.

26. Бердяев Н. О назначении человека. Экзистенциальная диалектика Божественного и Человеческого. Москва, Республика. 1993.

27. Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж. 1931. // Мир философии. Том 1. Москва, Полит, лит. 1991.

28. Бердяев Н. Царство духа и царство кесаря.- Москва, Республика. 1995.

29. Бердяев Н. Судьба России. Москва, Советский писатель. 1990.

30. Бердяев Н. Смысл истории. Москва, Мысль. 1990.

31. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма.- Москва, Наука. 1990.

32. Бердяев H. Самопознание.- Москва, ДЭМ. 1990.

33. Бердяев Н. Pro et contra. // Русский путь. Том 1. С-П Русс. Христ. гуманитарный институт. 1994.

34. Безант А. Изучение сознания. Москва, Алетейа. 1997.

35. Блаватская Е. Тайная доктрина. В 3-х томах. Москва, Эксмо-пресс. Харьков, Фолио. 2001.

36. Бейли А. О космическом огне. Москва, Эксмо-пресс. 2001.

37. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Москва, 1968.

38. Бабичева Ю. Жанровый канон и его разновидность: Историко-биографические драмы М.Булгакова.// Соотношение жанра и композиции. Калининград, 1985. - с. 65-74.

39. Бабичева Ю. Театр Михаила Булгакова.//Бабичева Ю. Эволюция жанров русской драмы XIX начала XX вв. - Вологда 1985. - с. 88-125.

40. Barratt A. Apocalypse or relevation? Man a. histori in Bulgakov's "Belaya gvardia"// New Zealand Slavonic -Wellington, 1985 p. 105-132.

41. Barratt A. Between two worlds to "The Master and Margarita". Oxford, 1987.

42. Бэлза И. Генеалогия Мастера и Маргариты. // Контекст 1978. Москва, Наука. 1978.

43. Бэлза И. Трижды романтический мастер. // Булгаков М.А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Москва, 1989.

44. Бэлза И. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе: (на примере произведений М.А.Булгакова) // Контекст 1980. Москва, 1981. - с. 191243.

45. Бэлза И. Дантовская концепция "Мастера и Маргариты" // Дантовские чтения 1987. Москва, Наука. 1989. - с. 58-90.

46. Бубер М. Два образа веры. Москва, Республика 1995.

47. Булатов М. Нравственно-философская концепция романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Автореферат дис. канд. Москва 2000.

48. Булгаков М. Русская классика XX век. В 3-х томах. -Москва. Эксмо-пресс. 2000.

49. Булгаков М. Пьесы. Москва, Советский писатель. 1987.

50. Бычков В. Эстетика Аврелия Августина. Москва, 1984.

51. Бычков В. Малая история византийской эстетики. Киев, Путь к истине. 1991.

52. Великовский С. Грани "несчастного сознания". Москва, Искусство. 1973.

53. Виноградов И. Завещание Мастера//Вопросы литературы №6, 1968.

54. Виноградов И. По живому следу: литературно-критические статьи. Москва, 1987.

55. Виноградов И. Личность и своеволие.//Знамя №5, 1969.

56. Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. Москва, 1972.

57. Веселовский А. Историческая поэтика. Ленинград, Худ. лит. 1940.

58. Всемирная история. В 10-ти томах./ Том третий. Москва АН. 1955-1965.

59. Великие мыслители Запада. Москва,1998.

60. Восток Запад в мировом историко-философском процессе, (материалы круглого стола) / Философские науки, №7. 1988. - с 99-115.

61. Выготский Л. Проблемы общей психологии. В 6-ти томах.-Москва, Педагогика. 1982.

62. Выготский Л. Психология искусства.- Москва, Искусство. 1985.

63. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному. Москва, Республика. 1997.

64. Гайденко П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С.Киркегора. Москва, 1970.

65. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. -Москва, Искусство. 1981.

66. Гачев Г. Национальные образы мира. // Вопросы литературы. 1987. №10. с. 156-192.

67. Галинская И. Криптография романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова // Загадки известных книг. Москва, 1986. - с. 65-125.

68. Галинская И. Ключи даны! // Булгаков М. "Мастер и Маргарита". Москва, 1989. - с. 270-301.

69. Гаврюшин Н. Литостротон или Мастер без Маргариты.// Вопросы литературы №8, 1991. с. 75-88.

70. Горбунова И. Методологические проблемы исследования мифомышления. / Автореферат диссертации. Ростов-на-Дону, 1980.

71. Гегель Г. Эстетика. В 4-х томах. Москва, Искусство. 1968-1973.

72. Григорай И. Романтический идеал в пьесе М.Булгакова "Дон Кихот"// Структура литературного произведения. Выпуск 2. -Владивосток, 1978. с. 12-19.

73. Громов М. Козлов Н. Русская философская мысль X XVII веков. - Москва, МГУ. 1990.

74. Голосовкер Я. Логика мифа.- Москва, Наука. 1987.

75. Глюксман А. Новейшие похождения двуногого без перьев.// Философские науки №4. 1990. с. 7 6-90.

76. Голенищев-Кутузов И. Творчество Данте и мировая культура. Москва, 1971.

77. Гумилев Л. Поиски вымышленного царства. Москва, 1994.

78. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. Москва, Мысль. 1992.

79. Гумилев Л. От Руси до России. Санкт-Петербург, 1992.

80. Данилевский Н. Россия и Европа. Москва, Книга. 1991.

81. Данте А. Божественная комедия. Москва, Худ. лит. 1961.

82. Данте А. Новая Жизнь. Москва, 1965.

83. Девис П. Суперсила. Москва, Мир. 1989.

84. Диакон Лев. История. Москва, Наука. 1988.

85. Достоевский Ф. Собрание соч. в 10-ти томах. Москва, 1957.

86. Достоевский Ф. Дневник писателя. Москва, Современник. 1989.

87. Долгов Ю. От Киркегора до Камю. Москва, Искусство. 1991.

88. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. -Москва, 1992.

89. Ершов Л. Социально-философский роман 1970-1980-х годов//Литература в школе №5, 1987.

90. Есаулов И. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995.

91. Замалеев А. Лекции по истории русской философии. С-П, С-ПГУ. 1994.

92. Зельдович Я. Новиков И. Современные тенденции в космологии.//Вопросы философии №6,1975.

93. Зеньковский В. История русской философии. В 4-х томах. Ленинград, ЭГО. 1991.

94. Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри//Наука и религия №9,1986.

95. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие.//Наука и религия №9, 1987.

96. Золотоносов М. Сатана в нестерпимом блеске. О некоторых новых контекстах изучения "Мастера и Маргариты" // Литературное обозрение №5, 1991. с. 100-107.

97. Ильин И. Россия есть живой организм. // Русская идея. -Москва, Республика. 1992.

98. Ионин Л. Две реальности "Мастера и Маргариты"//Вопросы философии №2, 1990. с. 44-56.

99. Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на западе//3нание №12, 1988.

100. Исаев С. Теология смерти. Москва, Полит, лит. 1991.

101. Исаев С. Экзистенциалистская концепция Ж-П. Сартра.// Философские проблемы культуры и искусства. Москва, ГИТИс. 1986. - с. 159-172

102. История эстетической мысли. В 6-ти томах. Москва, Искусство. 1985-1987.

103. Исповедник Максим//Книга Ангелов.- С-П,2001.-с.198-212

104. История культуры древней Греции и Рима. Москва, 1990

105. История современной психологии. С-П, 1998.

106. Изборник Святослава 1073г. В 2-х книгах. Москва, 1983.

107. Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси Москва, 1969.

108. Исупов К. Проблемы философии истории в художественном опыте Ф.М.Достоевского. // Философские науки №4. 1990. с. 40-50.

109. Илларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати. // Златоструй. Москва, Мол. гвардия. 1990. - с 106-122.

110. Камю А. Сочинения. Москва, Прометей. 198 9.

111. Камю А. Бунтующий человек. Москва, Полит, лит. 1990.

112. Карпушина С. Карпушин В. История мировой культуры. -Москва,1998.

113. Казаркин А. Истолкование литературного произведения. Вокруг "Мастера и Маргариты" М.Булгакова Кемерово, 1988.

114. Кацис JI. "О том, что никто не придет назад". Тредреволюционный Петербург в "Белой гвардии" М.А.Булгакова //Литературное обозрение №5, 1991. с. 78-86.

115. Кандауров О. Михаил Булгаков: мистика жизни//Наука и эелигия №4,6. 2000.

116. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры.// Проблема человека в западной философии. Москва, 1988. - с.28-30.

117. Кант И. Сочинения. В 6-ти томах. Москва, 1963-1966.

118. Карамзин Н. История государства российского. В 4-х томах. Москва, Книга. 1988.

119. Кертис Д. Романтическое видение//Литературное обозрение №5, 1991. с. 24-28.

120. Curtis J. Bulgakov's last decade: The writer as hero. -Cambridge etc.: Cambridge univ. press,1987.

121. Кедров К. Поэтический космос. Москва, 1989.

122. Киселева Л. Вечный диалог добра и зла в литературе XX века//Научные доклады высшей школы. Филологические науки №6, 1991. с. 3-11.

123. Киркегор С. Страх и трепет. Москва, Республика. 1993. 12 4. Киркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, AirLand. 1994.

124. Киркегор С. Болезнь к смерти. // Этическая мысль 1990. Москва, 1990. - с. 361-470.

125. Круглов Ю. Обрядовая поэзия. Москва, 1997.

126. Кораблев А. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите"// Вопросы литературы №5, 1991. с. 35-54.

127. Кораблев А. Время и вечность в пьесах М.Булгакова. -Москва, 1988.

128. Королев А. Между Христом и Сатаной// Театральная жизнь №13,14,15, 1991. с. 30-33, 29-31, 29-31.

129. Коллин Р. Теория небесных влияний. С-П, 1997.

130. Кон И. Открытие "Я". Москва, Политиздат. 197 8.

131. Коханова В. Пространственно-временная структура романа М.Булгакова "Белая гвардия"// дис. канд. Москва, 2000.

132. Кошман Л. Путь к сердцу дракона.//Новый Акрополь №5, 1999. с.18-21

133. Ключевский В. Курс русской истории. В 9-ти томах./Том 1 Москва, Мысль. 1987. - с. 121.

134. Кузьмичев И. Лада. Эстетика Киевской Руси. Москва, Молодая гвардия. 1990.

135. Культура Византии. Москва, Наука. 1989.

136. Кузнецов В. Ж-П. Сартр и экзистенциализм. Москва, 1970.

137. Келер В. Коффка К. Гештальт Психология. - Москва, 1998 .

138. Круговой Г. Гностический роман М.Булгакова.// Новый журнал №134 Нью-Йорк, 1979. - с. 47-81.

139. Культура Византии (вторая половина VII XII вв.). Москва, 1989.

140. Краткая философская энциклопедия. Москва, 1994.

141. Крахмальникова 3. Возможно ли возвращение?//Вопросы литературы №8, 1991.

142. Левина Л. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Научные доклады высшей школы. Филологические науки №1, 1991.

143. Лесскис Г. "Мастер и Маргарита" М.Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) //Известия АН СССР Серия лит. и яз. Т.38 №1, 1979. с.54.

144. Липовецкий М. Закон крутизны.//Вопросы литературы №11 12, 1991.

145. Ливрага Х-А. Введение в мудрость Востока. Москва, 2001.

146. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. -Москва, Мысль. 1993.

147. Лосев А. Миф Число Сущность. Москва, Мысль. 1994.

148. Лосев А. Бытие Имя Космос. Москва, Мысль. 1993.

149. Лосев А. Эстетика Возрождения. Москва, Мысль. 1998.

150. Лосев А. История античной философии. Москва, ЧеРо. 1998.

151. Лосев А. Русская философия.//Философия Мифология Культура. Москва, Полит, лит. 1991. - с. 209-237.

152. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва, 1985.

153. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва, Республика. 1999.

154. Лихачев Д. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение.- С-П, 2001.

155. Лакшин В. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом//Лакшин В. Воспоминания, портреты,статьи -Москва,1984.

156. Лотман Ю. Структура художественного текста. Москва, Искусство. 1970.

157. Лотман Ю. Язык. Семиотика. Культура. Москва, 1994.

158. Лосский Н. История русской философии. Москва, Сов. писатель. 1991.

159. Лютер М. О рабстве воли.// Избранные произведения. -С-П, Андреев и Согласие. 1994.

160. Маркс К. Переход от просвещения к романтизму. Письмо Энгельсу. 25.04.1868.//Собр.соч. К.Маркс и Ф.Энгельс, том 32 с. 43-44.

161. Собр. соч. К.Маркс и Ф.Энгельс. Том 46.

162. Мамардашвили М. Путь к очевидности. Лекции по античной философии. Москва, 1999.

163. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. Москва, 1992.

164. Макиавелли Н. История Флоренции. Москва, Наука. 1987.

165. Мандельштам О. Слово и культура. Москва, 1987. - с. 58.

166. Мень А. Истоки религии. Брюссель, 1981.

167. Мифы народов Мира. В 2-х томах. Москва, 1982.

168. Минакова А. Поэтический космос М.А.Шолохова. Москва, Прометей. 1992.17 0. Миронов В. О понимании философии как мудрости. // Философские науки, №6 1986. с. 35-44.

169. Михеева Л. На заре "серебряного" века. Москва, 2001.

170. Миллеор Е. Мир наоборот.//Литературное обозрение №5, 1991. с. 64.

171. Муратов П. Образы Италии. Москва, Терра. 1999.

172. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Москва, Мысль. 1990.

173. Никольский Н. К вопросу о сочинениях, приписываемых Кириллу Философу. Ленинград, 192 8 - с. 421.

174. Носовский Г. Фоменко А. Русь и Рим (Правильно ли мы юнимаем историю). Москва, 2000.

175. Носова Г. Язычество в православии. Москва, 1975.

176. О современной буржуазной эстетике. Москва, Искусство 1972.

177. Палиевский П. Пути реализма.//Литература и теория. -Москва, Современник. 1978.

178. Парменид. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. Москва, Наука 1989. - с. 274.

179. Пенкина Е. Художественное сознание: структура и традиция. Москва, 2001.

180. Пенкина Е. О некоторых закономерностях русского историко-литературного процесса.//Проблемы вечных ценностей в русской культуре XX века. Грозный,1991.

181. Повесть временных лет.//Златоструй. Москва, Молодая Гвардия. 1990.

182. Потебня А. Эстетика и поэтика. Москва, Искусство. 1976.

183. Поэтические гностические апокрефические тексты. -Новочеркасск, 1994.18 6. Платон. Государство. Законы. Политик. Москва, Мысль.1998.

184. Платон. Диалоги. Москва, Мысль. 1986.

185. Прохоров Г. Сочинения Дионисия Ареопагита в славянской рукописной традиции.//Русская и армянская средневековые литературы. Ленинград, 1982. - с. 80-94.

186. Пропп В. Русский героический эпос. Москва, Лабиринт.1999.

187. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Москва Лабиринт. 2000.

188. Пропп В. Русская сказка. Москва, Лабиринт. 2000.

189. Проффер Э. Художник и власть. По страницам "Мастера и Маргариты"// Иностранная литература №5, 1991. с. 220.

190. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Москва, 1986.

191. Пселл Михаил. Хронография. Москва, Наука. 1978.

192. Пушкин А. Об искусстве. В 2-х томах. Москва, Искусство. 1990. - с.183

193. Пустозерская проза. Москва, 1989.

194. Райх В. Характероанализ. Москва, Республика. 1999.

195. Ремизов А. Избранные произведения. Москва, Панорама. 1995.

196. Республиканские булгаковские чтения Черновцы, 1991.

197. Рыбаков Б. Киевская Русь и русские княжества XII XIII вв.- Москва, 1982

198. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. Москва, 1987.

199. Религиозные традиции мира. В 2-х томах. Москва, Крон-Пресс. 1996.

200. Розанов В. Сочинения. Москва, Сов. Россия. 1990.

201. Русские Веды. // Звездная книга Коляды. Москва, Наука и религия. 1996.

202. Русская литература XI XVIII вв. - Москва, Худ. лит. 1988.

203. Rollberg Р. Annäherung an Bulgakovs Metaphysik.// Michail Bulgakov: Materialien zu Leben u. Werk. Leipzig,1990. s.42-57.

204. Светов Ф. После подарка.//Вопросы литературы №8,1991.

205. Сковорода Г. Сочинения. Минск, 1999.

206. Словарь Античности. Москва, Прогресс. 1989.

207. Сартр Ж-П. Бытие и Ничто. Москва, Республика, 2000.

208. Сартр Ж-П. Что такое литература? Слова. Минск, 1994.

209. Сартр Ж-П Стена. Москва, 1992.

210. Самосознание европейской культуры XX века. Москва,1991.

211. Сумерки богов. Москва, 1989.

212. Соловьев В. Сочинения в 2-х томах. Москва, Правда. 1989.

213. Соловьев В. Собрание сочинений под редакцией С.Соловьева и Э.Радлова (репринт). В 15-ти томах. Москва1992.

214. Соловьев С. Собрание сочинений в 18-ти томах. Москва Мысль. 1991.

215. Современная западная философия. Словарь. Москва, 1991.

216. Соколов Б. К вопросу об источниках романа "Мастер и Маргарита"// Философские науки №12, 1987. с. 54-64.

217. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия Москва, 1996.

218. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М.Булгакова. / Булгаков-драматург и художественная культура его времени. Москва, 1988. - с. 304-311.

219. Тайлор Э. Первобытная культура. Москва, Политиздат. 1989.

220. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Москва, Мысль. 1987.

221. Творчество Михаила Булгакова в литературно -художественном контексте. Самара, 1991.

222. Трубников Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни.//Философские науки №2. 1990. с. 104116.22 6. Трубецкой Е. Смысл жизни. Москва, Республика. 1994.

223. Топоров В. Пространство и текст. // Текст: семантика и структура. Москва, Наука. 1983. - с. 227-285.

224. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Москва, 1995.

225. Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. Москва, 1998.

226. Топоров В. Эней человек судьбы. - Москва, 1993.

227. Токарев С. Ранние формы религии. Москва, 1990.

228. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. -С-П, 1996.

229. Фиалкова Л. К генеалогии романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"// Известия АН СССР. Серия лит. и яз. Т.40, №6. -Москва, 1981. с. 532-537.

230. Фридман А. Мир как пространство и время. Москва, 1965.

231. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Москва, 1998.

232. Фрэзер Д. Фольклор в ветхом завете. Москва, Полит, лит. 1985.

233. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Москва, Правда. 1990.

234. Флоренский П. История и философия искусства. Москва, Мысль. 2 000.

235. Флоренский П. Иконостас. Санкт-Петербург, 1993.

236. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс 1990.

237. Фромм Э. Иметь или быть? Москва, Прогресс. 1986.

238. Фромм Э. Психоанализ и этика. Москва, Республика. 1993.

239. Фромм Э. Душа человека. Москва, Республика 1992.

240. Франк С. Духовные основы общества. Москва, Республика. 1992.

241. Фрейд 3. "Я" и "Оно". В 2-х томах. Тбилиси, 1991.24 6. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Минск, 1998.

242. Фрейд 3. Психология. Религия. Культура. Москва, 1992.

243. Fieseier М. Stilistische und motivische Untersuchungen zu Michail Bulgkovs Romanen "Belaja gvrdija" und "Master i Margarita". Hildesheim etc. 1982.

244. Хайдеггер M. Время и Бытие. Москва, Республика. 1993.

245. Хайдеггер М. Феноменология. Герменевтика. Философия языка. Москва, 1993.

246. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Москва,1991.

247. Хейзинга Й. Осень средневековья. Москва, Наука. 1988.

248. Хализев В. Теория литературы. Москва, 2000.

249. Хомяков А. О старом и новом. / Русская идея. Москва,1992. с. 52

250. Чуличков А. Малые пораметры больших катастроф.//Новый акрополь №1, 2001.

251. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. Москва, 1988.

252. Чудакова М. Неоконченное сочинение Михаила Булгакова.// Новый мир №8. Москва, 1987. - с. 164-201.

253. Чудакова М. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А.Булгакова.// Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. -Ленинград, 1982.

254. Чалин М. Философия отчаяния и страха. Москва, 1962.

255. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х томах. Москва, Мысль. 1987.

256. Шиллер Ф. Сочинение в 7-ми томах. Москва, Худ.лит. 1957.

257. Шпетт Г. Очерк развития русской философии. Эстетические фрагменты. Введение в этническую психологию. -Москва, Правда. 1989.

258. Шапошников Л. П.А.Флоренский и современное православное богословие. / Философские науки №5. 1987. с. 67-78.

259. Шестов Л. Власть ключей. Москва, Наука. 1993.

260. Шестов Л. Киргегард и экзистенциональная философия. -Москва, 1992.

261. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Ленинград, ЛГУ. 1991.

262. Эстетика Ренессанса. В 2-х томах. Москва, Искусство. 1981.

263. Энциклопедия символов. Москва, 1995.

264. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Москва, 2000.

265. Элиаде М. Азиатская Алхимия. Москва, 1998.

266. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. -Москва, 1999.

267. Элиаде М. Космос и история. Москва, 1988. 27 3. Элиаде М. Аспекты мифа. - Москва, 2000.

268. Элиаде М. Священные тексты народов мира. Москва, 1998.

269. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Соч. 2-е издание Том20 - с. 169-170.

270. Юнг К. Архетип и символ. Москва, 1991.

271. Юнг К. Психологические типы. Москва, 1998.

272. Юнг К. Человек и его символы. Москва, 1998.

273. Юнг К. А1СЖ Киев, Ваклер. 1997.

274. Юнг к. Синхронистичность. Киев, Ваклер. 1997.

275. Юнг к. Различие восточного и западного мышления. //

276. Философские науки №10. 1988. с.92-104.

277. Яблоков Е. "Я часть той силы." Этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"//Русская литература №2, 1988. с. 3-31.

278. Яблоков Е. Мотивы прозы Михаила Булгакова Москва, 1997 .28 6. Яблоков Е. Александр Грин и Михаил Булгаков (романы "Блистающий мир" и "Мастер и Маргарита"// Научные доклады высшей школы. Филологические науки №4, 1991. с. 34-42.

279. Яблоков Е. Лицо времени за стеклом вечности. Историография Михаила Булгакова //О.Н.С. №3, 1992. с. 97108.

280. Яблоков Е. Роман Михаила Булгакова "Белая гвардия" //Языки русской культуры. Москва, 1997.28 9. Яковлев Е. Проблемы систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. Москва, 1983.

281. Яковлев Е. Историческая типология художественно-религиозного образа природы. / Философские науки №9. 1988. -с. 55-62.2 91. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. -Москва, Сов. писатель. 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.