Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Омори Масако
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Омори Масако
Введение.
Глава 1 История исследования романа «Мастер и Маргарита» с точки зрения русской религиозной философии.
1. Восприятие М. А. Булгакова в Японии.
1-1. История переводов произведений Булгакова в Японии.
1-2. Произведения Булгакова в японском литературоведении.
2. Русская религиозная философия и роман «Мастер и Маргарита» Булгакова.
3. Выводы.
Глава 2 М.А. Булгаков и B.C. Соловьев.
1. М.А. Булгаков и B.C. Соловьев в литературоведении.
1-1. B.C. Соловьев в биографии М.А. Булгакова.
1-2. М.А. Булгаков как преемник B.C. Соловьева.
1-3. Анализ романа «Мастер и Маргарита» в контексте философских идей B.C. Соловьева в литературоведении.
2. Предмет исследования при разработке темы диссертации.
2-1. «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона».
2-2. «Жизненная драма Платона» и «Три разговора».
3. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и «Смысл любви» B.C. Соловьева.
3-1. Содержание трактата «Смысл любви».
3-2. «Смысл любви» и младшие символисты.
3-3. Любовь героев и ее форма в сопоставлении со «Смыслом любви».
3-4. Взаимная любовь как «начало восстановления образа Божия».
3-5. Любовь Маргариты к Мастеру «чрез жертву эгоизма».
3-6. Активность Маргариты.
3-7. Любовь и бессмертие.
4. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и «Три разговора» B.C. Соловьева.
4-1. Содержание трактата «Три разговора».
4-2. Воланд, маг Аполлоний, Антихрист: сходства и различия.
4-3. Проблема «добра и зла» романа Булгакова в контексте идей
Соловьева.
4-4. Спор о «добром человеке» у Соловьева и Булгакова.
4-5. Понятие «смерти» в романе «Мастер и Маргарита».
4-6. Роман «Мастер и Маргарита» как «шуточная проза».
4-7. Конец истории: сходства и различия.
5. Выводы.
Глава 3 М.А. Булгаков и П.А. Флоренский.
1. М.А. Булгаков и П.А. Флоренский в литературоведении.
1-1. П.А. Флоренский в биографии М.А. Булгакова.
1-2. «Мастер и Маргарита» и «Столп и утверждение Истины» в литературоведении.
1-3. «Мастер и Маргарита» и другие работы П.А.Флоренского в литературоведении.
1-4. Содержание книги «Мнимости в геометрии» П. А. Флоренского и места булгаковских помет и подчеркивания.
1-5. «Мастер и Маргарита» и «Мнимости в геометрии» в литературоведении.
2. М.А. Булгаков и П.А. Флоренский: Анализ романа «Мастер и Маргарита» с точки зрения космологии П. Флоренского.
2-1. Предмет исследования при разработке темы диссертации.
2-2. «Мнимости в геометрии» в русской литературе 1920-х годов.
2-3. Двойное пространство и тройное пространство.
2-4. Великий бал у сатаны на границе Неба и Земли.
2-5. Ад как переходная зона: случай Маргариты.
2-6. Ад как переходная зона: случаи Пилата и Мастера.
2-7. Смерть как способ перехода в Небо.
2-8. Небесное пространство в романе «Мастер и Маргарита».
2-9. Небесное пространство в эпилоге романа «Мастер и
Маргарита».
3. Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и русская религиозная философия начала XX века2001 год, кандидат филологических наук Колесникова, Жанна Робертовна
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса2004 год, кандидат филологических наук Урюпин, Игорь Сергеевич
Полигенетичность демонических образов романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2012 год, кандидат филологических наук Малкова, Татьяна Юрьевна
Художественные и философские принципы композиции романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"2002 год, кандидат филологических наук Ким До Ёб
Сакральная география Москвы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2010 год, кандидат филологических наук Сорокина, Любовь Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте религиозно-философских идей В.С. Соловьева и П.А. Флоренского»
Общая характеристика работы.
Работа посвящается исследованию романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте религиозно-философских идей B.C. Соловьева и П.А. Флоренского. Мы исходим из гипотезы, что «закатный» роман Булгакова создавался под воздействием религиозной философии двух выдающихся русских мыслителей. Таким образом, цель работы - сопоставительный анализ романа Булгакова с работами русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв. В. Соловьева и П. Флоренского, а также рассмотрение влияния идей выдающихся русских мыслителей на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Через этот анализ мы выявляем особенности разработки М. Булгаковым важных для русской религиозной философии проблем в романе и обозначаем мотивы, образы, сюжет и композицию романа Булгакова в контексте философских мыслей В. Соловьева и П. Флоренского.
В современном литературоведении никто из исследователей не подвергает сомнению оправданность анализа влияния русской религиозной философии XIX - XX вв. на роман Булгакова. В последние годы как в российском, так и зарубежном литературоведении ведется исследование философских религиозных воззрений М.Булгакова, а также исследование влияния мыслей русских религиозных философов конца XIX - начала XX века на русскую литературу в целом. Тема влияния русской религиозной философии конца XIX -начала XX вв., в том числе таких мыслителей как Соловьев и Флоренский на творчество Булгакова уже неоднократно затрагивалась литературоведами, однако в большинстве работ не дается полного анализа текстов философов, а лишь бегло отмечается сходство между романом Булгакова и трудами Соловьева и Флоренского. Это определяет актуальность диссертационного исследования, ставящего перед собой задачу анализа восприятия и воплощения Булгаковым русской религиозной философии в романе.
В воспоминаниях о Булгакове встречаются имена В. Соловьева и П. Флоренского. По воспоминаниям сестры Булгакова Н. Земской, в семье велись споры о Соловьеве1. И действительно, в семейной библиотеке Булгаковых было два тома из собрания сочинений Соловьева2. И по воспоминаниям Е. Булгаковой, книга «Мнимости в геометрии» Флоренского писателем тщательно сберегалась и не раз прочитывалась в годы работы над романом «Мастер и Маргарита»3. В этой книге сохранились пометы и подчеркивания Булгакова.
Методика исследования.
Для решения поставленной задачи наиболее целесообразными представляются историко-генетический, литературоведческий и герменевтический подходы. Послужили стимулом к исследованию связи между художественным текстом Булгакова и философскими трудами русских выдающихся мыслителей ряд статей М.О. Чудаковой и работы Д.М. Магомедовой4. Мы также опираемся на результаты исследований ведущих булгаковедов: П. Абрагама, Н. Гаврюшина, И. Галин
1 Земская Е. Из семейного архива. Материалы из собрания Н.А. Булгаковой-Земской// Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. С.58. л
Кончаковский А. Библиотека Михаила Булгакова: Реконструкция. Киев: Литературно-мемориальный музей М. А. Булгакова, 1997. С. 119.
3 Чудакова М. Условия существования // В мире книг. 1974. №12.С.80.
4 Чудакова М. Библиотека М. Булгакова и круг его чтения // Встречи с книгой. М.: Книга, 1979. С. Ее же. Условия существования// В мире книг. 1974. №12. С.80; Магомедова Д. Александр Блок. Биография и поэтика // Д. Магомедова. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. С.5-59; Ее же. К проблеме «Вл. Соловьев и Л. Толстой»: «Три разговора» и «Крейцерова соната» (Участники и структура диалога) // Владимир Соловьев и культура Серебряного века. М.: Наука, 2005. С.209-213. ской, А. Зеркалова, А. Кораблева, Г. Кругового, Б. Соколова, и И. Черниковой. При анализе диалога и хронотопов в романе Булгакова в контексте идей Соловьева и Флоренского мы обратимся к трудам М. М. Бахтина5.
История вопроса.
О романе «Мастер и Маргарита» написано огромное количество статей. Основными темами в булгаковедении являются этапы истории создания, источники, жанровая принадлежность, структура романа, мотивы, идеи и т.д. Одной из наиболее важных и дискуссионных тем является философская трактовка романа Булгакова, так как эта тема связана с определением мировоззренческих представлений самого автора романа «Мастер и Маргарита». До сих пор булгакове-ды занимаются такими философскими темами, как закон справедливости6, поиск и постижения истины7, любовь8, смысл награды Мастера9 и т.д. Следует отметить, что одна их самых важных нравственно-философских тем - проблема «добра и зла», в том числе в контексте
5 Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского// М. М. Бахтин. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари языки славянской культуры, 2002. Т.6. С.7-300; Его же. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С.234-407.
6 Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Новый мир. 1968. №6. С.307-311.
Яблоков Е. «Я - часть той силы.» (этическая проблематика романа М. Булгакова) // Русская литература. 1988. №2.С.4-6, С. 13-17.
8 Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты// Вопросы литературы. 1991. №8. С.83-88; Шиндель А. Пятое измерение// Знамя. 1991. №5. С.204; Рыжкова Т. Диалоги с Булгаковым. Книга для учителя. СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. С.141-144.
9 Лесскис Г. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция)// Известия АН СССР. Сер. лит и яз. 1979, №1,С.57; Солоухина О, Образ художника и время: Традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Москва. 1987. №З.С.177; Яблоков Е. «Я - часть той силы.» С.28; Frank F. The Mystery of the Master's Final Destination// Canadian-American Slavic Studies. Vol.15. Nos.2-3. Summer-Fall. 1981.C.288. образов Иешуа и Воланда и принципа дуализма. Далее мы остановимся на истории вопроса по этой теме.
JI. Левина находит связь позиции Булгакова с идеями И. Канта10. Кант считал, что нет ни злых, ни добрых людей, если иметь в виду природу человека. При этом, однако, Кант явно оставляет приоритет за добром. По мнению Левина, кантианская идея свободной и ответственной личности воплощается в образе Иешуа. М. Глении тоже отмечает, что выбор между добром и злом в романе - булгаковский вариант категорического императива Канта11.
В литературоведении о романе Булгакова неоднократно отмечалось, что в «Мастере и Маргарите» отражается принцип дуализма, относящийся к проблеме «добра и зла» и «света и тьмы». И. Галин-ская, А. Зеркалов и Г. Уильяме находят в романе Булгакова манихейские воззрения12, а И. Белза связывает булгаковское мировоззрение с
1 ^ возникшим в IX веке еретическим учением богомилов . Также И. Галинская предполагает отражение альбигойских воззрений в романе «Мастер и Маргарита»14, а В.Лакшин, Н.Гаврюшин, М.Золотоносов и
10 Левина А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе «Мастер и Маргарита» //Филологические науки. 1991. №1.С.12-23.
11 Glenny М. Existential thought in Bulgakov's «The Master and Margarita» // Canadian-American Slavic Studies. Montreal. 1981.Vol.15. №2/3.C.248.
19
Галинская И. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. Т.44. №4.С.366; Зеркалов А. Во-ланд, Мефистофель и другие. // Наука и религия. 1987. №8. С.49; Williams G. Some difficulties in the interpretation of Bulgakov's The Master and Margarita and the advantages of a manichaen approach, with some notes on Tolstoi's influence on the novel// The Slavonic and East European Review. 1990. Vol.68. №2. C.241-252.
13 Белза И. Генеалогия «Мастера и Маргариты»// Контекст. 1978. М.: Наука, 1978. С.194-195.
14 Галинская И. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова. С.366-378; Ее же. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // И. Галинская. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986. С. 65-117.
Б.Соколов усматривают в романе масонские дуалистические представления15.
Нужно отметить, что многие исследователи определяют в качестве мировоззрения Булгакова в романе гностический дуализм. И. Белза, Г. Круговой, М. Гленни, А.Барратт, Н.Гаврюшин, Ж. Колесникова и другие исследователи находят гностические мотивы в романе Булгакова16.
Правда, не все исследователи соглашается с тезисом о гностическом дуализме Булгакова. Например, К. Райт, рассуждая о гностицизме, приходит к выводу, что в романе нет крайнего проявления гностицизма, поскольку Воланд и Иешуа не противоречат целям друг друга, и добро и зло едины17. Интересно и представление М.Булатова о том, что соотношение двух «ведомств», олицетворяемых Иешуа и Воландом, «может быть сопоставлено не с известными европейскими дуалистическими течениями или теми учениями, что легли в древности в их основу, а иной, тоже дуалистической системой, отличающейся от всех остальных тем, что в ней упор делается не на борьбу, а
15 Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»//Новый мир.1968. №6. С.302-303; Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты//Вопросы литературы. 1991. №8. С.86-87; Золотоносов М. «Сатана в нестерпимом блеске.» О некоторых новых контекстах изучения «Мастера и Маргариты»//Литературное обозрение. 1991. №5. С.103-104; Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. Персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья. М.: ЭКСМО, 2005. С. 407-440.
1 Белза И. Генеалогия «Мастера и Маргариты». С.194-195; его же, Партитуры Михаила Булгакова. // Вопросы литературы. 1991. № 5. С.80-84; Круговой Г. Гностический роман М. Булгакова // Новый журнал. 1979. № 134(Март). С.47-81; Glenny М. Existential thought in Bulgakov's «The Master and Margarita». C.247; Bar-ratt A. Between Two worlds: A Critical Introduction to The Master and Margarita. Oxford. Clarendon Press, 1987. C.288; Гаврюшин H. Литостротон, или Мастер без Маргариты. С. 87-88; Колесникова Ж. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века: Дис.канд. филол. наук. Томск, 2001.
17
Wright С. Mikhail Bulgakov's developing world view//Canadian-American Slavic Studies. Montreal, 1981. Vol.15. №2-3. C.163.
1 8 на единство противоположностей» . М. Булатов находит близость миросозерцания Булгакова даосизму, религиозно-философскому учению, возникшему в VI в. до н.э. и получившему распространение в Китае.
Таким образом, исследователями высказываются важные мнения и ценные наблюдения в отношении образов Иешуа и Воланда и проблемы «добра и зла» в романе. Однако до сих пор мало анализируются философские вопросы, поднимаемые в романе, с учетом развития мировоззрения Булгакова в современной ему России, т.е. с учетом того, как писатель обращается к различным религиозно-философским трудам.
По воспоминаниям о Булгакове, у него в жизни происходили два душевных перелома: в юношеские годы и в начале 1920-х годов. В юношеские годы произошел перелом, связанный с переходом от религиозного мировоззрения к естественнонаучному, от православия к атеизму: «смерть отца, занятия на медицинском факультете, новые и сильные впечатления от знакомства с дарвиновской теорией происхождения человека, воздействие отчима-врача, уважаемого в семье, влияния времени, поставившие под вопрос то, что было незыблемым для отца Булгакова, - все это оказало свое действие»19. Но, как отмечает М. Чудакова, второй и более глубокий мировоззренческий перелом был подготовлен катастрофическими для Булгакова и его семьи событиями 1918-1919 гг. и воинствующей атеистической пропагандой начала 20-х гг. в Москве, которые и заставили писателя обратиться к замыслу романа о Боге и Дьяволе20. Мы считаем, что в ре
1 о
Булатов М. Вечность зла и бессмертие добра. Нравственно-философское содержание романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Махачкала, 1999. С.138.
19 Чудакова М. О мемуарах и мемуаристах (вместо послесловия)// Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. С.487. и зультате второго перелома Булгаков, преодолевший интеллигентский кризис неверия и разочаровавшийся в позитивистских доктринах современности, обратился к философским идеям русских мыслителей, в том числе отца писателя, профессора богослова, А.И. Булгакова. Известно, что Булгаков признался своему другу П.С. Попову, что «если мать мне служила стимулом для создания романа «Белая гвардия», то по моим замыслам образ отца должен быть отправным пунктом для другого замышляемого мною произведения»21. По мнению JI. Яновской, это «другое произведение» является романом «Мастер и Маргарита». И. Урюпин в своей диссертации обнаруживает в романе Булгакова идею освобождения «живой сущности» христианства от застывших догматических наслоений и возвращения к первоистокам Христова учения, которая уже излагалась в научно-богословском творчестве А. Булгакова, а также являлась одной из стержневых концепций русского религиозного Ренессанса22.
Мы полагаем, что в период работы над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков, переживший два резких душевных перелома, мог обращаться к трудам русских религиозных мыслителей В. Соловьева и П. Флоренского, стремящихся к целостному знанию, т.е. синтезу естественной науки и христианства и создавших нравственно-этическую философию. Интересно, что, как сообщает Е. Колышева, в списке «Фамилия для романа («Мастер и Маргарита»)», составляемом Булгаковым в период 1934-1935 гг. и хранящемся в архиве Булгакова (ОР РГБ. Ф.562), два раза перечисляется фамилия «Соловье
21 Яновская Л. Треугольник Воланда// Октябрь. 1991. №5. С.183.
22 Урюпин И. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса: Дис. . канд. филол. наук. Елец, 2004. С.31-52. ва»23. Можно утверждать, что в период работы над романом у Булгакова в голове наверняка мелькали идеи Соловьева. Что касается Флоренского, влияние его идей на роман несомненно, поскольку Булгаков сам рекомендовал читать «Мнимости в геометрии» всем тем, у кого финал романа «Мастер и Маргарита» вызывал недоумение24. Эти факты говорят о необходимости сопоставительного анализа романа и работ Соловьева и Флоренского. При этом вряд ли писатель прямо заимствовал у них, ведь роман - не иллюстрация чьих-либо воззрений, а художественное построение, воплощение собственной концепции мира художника. Поэтому роман Булгакова следует исследовать, не игнорируя различия между ним и философскими трудами, тем самым выявляя особенности мировоззрения писателя.
Структура работы.
Работа опирается на изучение всего корпуса художественных текстов черновых и окончательного вариантов романа М. Булгакова 1928-1940 гг., а также философских трудов В. Соловьева и П. Флоренского. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В приложении приводится обложка книги Флоренского «Мнимости в геометрии», содержащая иллюстрацию, прокомментированную в работе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Нравственно-философская концепция романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2000 год, кандидат филологических наук Булатов, Мурад Османович
Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2004 год, кандидат филологических наук Багирова, Елена Петровна
Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова1999 год, кандидат философских наук Ухова, Елена Владимировна
Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2013 год, кандидат филологических наук Абдурахман Диалло
Темпоральная организация романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита": лингвистический аспект2007 год, кандидат филологических наук Драчева, Светлана Олеговна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Омори Масако
3. Выводы
В контексте истории исследования влияния Флоренского на Булгакова, а также интереса Булгакова к идеям Флоренского, изложенным в «Мнимостях в геометрии», в литературном контексте 1920-х годов, мы особо отметили фигуры Белого и Замятина, которые как современники Булгакова и его знакомые интересовались книгой Флоренского. Мы также показали черты сходства мировоззрения между Булгаковым и Флоренским. У них были общие истоки: Данте, принцип относительности Эйнштейна и космическое пространство.
Учитывая, что Булгаков особенно изучал теорию о тройном пространстве в девятой главе «Мнимостей в геометрии», мы пришли к выводу, что Булгаков мог применить две теории Флоренского по отдельности. То есть, теория о двойном пространстве, иллюстрированная на обложке книги философа и объясненная Флоренским в небольшом разделе «пояснении к обложке», применялась визуальным образом к композиции романа, а теория о тройном пространстве - к сюжетной линии.
В отношении двойного пространства, присоединяясь в целом к мнению П. Абрагама, считающего, что московские главы соответствует действительной стороне, а ершалаимские - мнимой, мы подтвердили такую трактовку тем, что Мастер «угадывает» историю о зол
Лесскис Г. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция)// Известия АН СССР. Сер. лит и яз. 1979. №1. С.59; Proffer Е. Bulgakov: Life and Work. Ann Arbor: Ardis, 1984. C.539.
Понтии Пилате, т.е. именно о мнимой стороне, которую, как объясняет Флоренский в «пояснении к обложке», можно узнать «отвлеченно-зрительным» способом, а также тем, что и Воланд, лично присутствуя у Пилата, функционирует как прорывы между двумя сторонами из гравюры на обложке книги Флоренского.
Полемизируя с мнением П. Абрагама о том, что Ершалаим находится на небесной сфере, мы представили новую трактовку воплощения Булгаковым тройного пространство космологии в сюжетной линии романа, анализируя время и пространство в важных сценах: Москва - это действительная сфера, v<c, великий бал у сатаны и Пилатов ад - на границе Земли и Неба, v=c, а вечный приют и пространство, где в конце эпилога происходит разговор между Иешуа и Пилатом во сне Ивана - v>c. При этом мы истолковали две сцены, т.е. великий бал у сатаны и место, где Пилат находится на протяжении около двух тысяч лет, как переходную зону к небесной сфере, через которую Мастер, Маргарита и Пилат, пройдя ад, идут по пути спасения. Переход в другую сферу сопровождается смертью, причем в отличие от Соловьева, считающего смерть физическим злом, Булгаков понимает ее как положительный и даже необходимый способ спасения героев.
Что касается судьбы Ивана, мы использовали и текст о сне из работы Флоренского «Иконостас» и пришли к выводу, что в конце эпилога Булгаков изображает его духовное развитие тем, что Иван, как Мастер, узнает о существовании мнимой стороны, даже переживает во сне обратную причинность, по теории Флоренского, характерную для небесного пространства.
Заключение
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» создавался под воздействием религиозно-философских идей B.C. Соловьева и П.А. Флоренского.
В первой главе данной диссертации, исследуя историю восприятия Булгакова в Японии, мы отметили, что интерес японского читателя к русскому писателю возник ранее, чем предполагается в России и западных странах. Но проблема в том, что анализ романа «Мастер и Маргарита» с точки зрения русской религиозной философии до сих пор мало исследовался из-за небольшого интереса к русской религиозной философии в Японии. Мы рассмотрели мнения российских и западных булгаковедов о связи романа Булгакова и русской религиозной философии и особенно обратили внимание на мнения П. Абра-гама, анализирующего роман Булгакова в контексте проблемы «добра и зла» в русской философии и также влияние космологии Флоренского на роман Булгакова. Опираясь на точку зрения этого исследователя, мы пришли к выводу, что необходимо сопоставить роман Булгакова с некоторыми работами Соловьева и Флоренского для выяснения мировоззрения писателя, нашедшего прямое или косвенное отражение в романе «Мастер и Маргарита». При этом мы считали необходимым сопоставить некоторые тексты романа и трудов философов, которые П. Абрагам при анализе игнорирует.
Во второй главе через анализ идейного содержания романа Булгакова в сопоставлении с философскими работами Соловьева мы выявили близость мировоззрения Булгакова с философом. Мы нашли переклички с идеями трактата «Смысл любви» в истории любви героев романа, но вместе с тем, показали различия некоторых мнений (идеи бессмертия и всеединства) писателя и философа. Мы рассмотрели образы Воланда и его свиты, проблему «добро и зло» и мотивы Апокалипсиса романа в контексте идей трактата «Три разговора» и пришли к выводу, что Воланд и его свита изображаются как совокупность мага и Антихриста у Соловьева, но при этом Воланд у Булгакова и Антихрист у Соловьева не совсем совпадают, а они соотносятся по зеркальному принципу. Проблема «добра и зла» в романе Булгакова исследовалась в свете развития идеи Соловьева. Булгаков изобразил дьявола реально существующим, как в «Трех разговорах», но не согласился с идеей философа о борьбе между добром и злом, приближаясь таким образом к позициям «Жизненной драмы Платона», в которой добро и зло взаимодействуют. Мы показали, что спор о «добром человеке» между Иешуа и Пилатом восходит к диалогу между Князем и господином Z. Но в отличие от Соловьева Булгаков, используя и элементы учения Толстого о Христе и образ абсолютного идеала как другого «князя» - Мышкина, создал равноправный диалог между Иешуа и Пилатом. Что касается мотивов Апокалипсиса, несмотря на черты сходства между романом и трактатом нельзя отметить прямое влияние идей Соловьева на Булгакова: в романе описывается не конец истории, а конец индивидуальной жизни героев.
Таким образом, нравственно-этические и религиозно-философские мысли Соловьева имеют особую важность для изучения романа «Мастер и Маргарита», в котором наиболее полно воплощается мировоззрение Булгакова. В этом смысле представляется необходимым подробный анализ влияния на роман идей одной из центральных работ Соловьева «Оправдание добра. Нравственная философия». Эта работа имелась в семейной библиотеке Булгаковых и наверняка была прочитана писателем. Правда, некоторые черты сходства между работой Соловьева и романом Булгакова уже отмечаются такими исследователями, как А. Зеркаловым, И. Урюпиным и
В, Славиной323. Однако «Оправдание добра. Нравственная философия» Соловьева является настолько объемной и важной работой, что для специального сопоставления философского текста с художественным текстом и изучения влияния идей философа на творчество Булгакова требуется дальнейшие исследования.
В третьей главе исследовалось отражение в сюжетной линии и композиции романа Булгакова мировоззрения Флоренского, изложенные в «Мнимостях в геометрии», «Столпе и утверждении Истины» и «Иконостасе», и при этом показано, что из-за неполного чтения писателем книги «Мнимости в геометрии» Булгаков мог понять идею Флоренского не так, как утверждал сам философ. Мы выявили, что писатель мог применить теорию двойного пространства мира к композиции романа, а теорию тройного космического пространства -к сюжетной линии судьбы Мастера, Маргариты и Пилата, анализируя хронотоп ада и рассматривая близость миропонимания о пути спасения между писателем и философом. В данной главе мы подвергли пересмотру понятие «смерть» в романе Булгакова, которое не имеет ничего общего с понятием Соловьева, и пришли к выводу, что можно найти общую черту понимания «смерти» между Булгаковым и Флоренским: Булгаков считал смерть способом перехода к другому миру. Возможно, он заимствовал у Флоренского теоретическое основание перехода к другой сфере. Кроме того, мы выяснили, что сцена сна Ивана в эпилоге перекликается с тем, что представлял Флоренский в работе «Иконостас», где понимается сон как граница между землей и Небом. Отсюда мы отметили душевное развитие у Ивана, который,
Зеркалов А. Лежащий во зле мира.//Знание-сила. 1991. №5. С.34-41, С.92; Урюпин И. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса: Дис. .канд. филол. наук. Елец, 2004. С.45; Славина В. Философские иносказания Михаила Булгакова// Славина В. В поисках идеала. Литература, критика, публицистика первой половины XX века. Монография. М.: Прометей. МПГУ, 2005. С. 198. как и его учитель Мастер, видит мнимую сферу, где, по космологии Флоренского, имеет место обратная причинность. При этом в отличие от Мастера, прозревшего истину прошлого с точки зрения настоящего в рамках теории о двойном пространстве, во сне Иван видит небесную и мнимую сферу из земного пространства. Здесь, в развязке всего романа, Булгаков воплощает суть космологии Флоренского в «Мнимостях в геометрии».
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Омори Масако, 2006 год
1. Источники материала
2. Булгаков М.А, Бег: пер. на японский язык Ё. Нодзаки // Sekai gendai gikyokushu.(C6opHmc мировой современной пьесы) Токио: Кавадэ сёбо синся, 1969. - С.361-410.
3. Булгаков М.А. Белая гвардия //Собр. соч.: в 5 т. М.: Худож. лит., 1989.-Т.1.-С. 179-428.
4. Булгаков М.А. Белая гвардия: пер. на японский язык X. Наката, С. Асакава. Токио: Гундзося, 1993. - 400 с.
5. Булгаков М.А. Блаженство//Собр. соч.: в 5 т.- М.: Худож. лит., 1990 -Т.З. -С.381-422.
6. Булгаков М.А. Великий канцлер: черновые редакции романа «Мастер и Маргарита»/М.А.Булгаков; сост. публикация, предисл. и комм. В. Лосева. -М.: Новости, 1992. 544 с.
7. Булгаков М.А. Дарственная надпись на форзаце книги «Московский чудак» I/OР. РГБ. Ф.562(М.А. Булгаков). К.20. N.16.
8. Булгаков М.А. Дневник. Письма. 1914-1940. / сост., подгот. текста и комм. В. И. Лосева. М.: Современный писатель, 1997. - 640 с.
9. Булгаков М.А. Дни Турбиных: пер. на японский язык Ю. Ясуи // Gendai sekai bungaku no hakken (Сборник современной мировой литературы) Токио: Гакугэй сёрин, 1969. - С.293-368.
10. Булгаков М.А. Дьяволиада: пер. на японский язык Т. Мидзуно. -Токио: Сюэйся, 1971.-238 с.
11. Булгаков М.А. Дьяволиада: пер. на японский язык К. Кавабата // Gendai Roshia genso shosetsu.(C6opHHK современной русской фантастики.) Токио: Хакусуйся, 1971. - С.114-160.
12. Булгаков М.А. Дьяволиада: пер. на японский язык Т. Мидзуно. -Токио: Иванами, 2003. 279 с.
13. Булгаков М.А. Иван Васильевич: пер. на японский язык Т. Кавасаки // Gendai sekai engeki (Собрание сочинений современной мировой пьесы): в 17 т. Токио: Хакусуйся, 1971. - Т.15- С.351-401.
14. Булгаков М.А. Иван Васильевич//Собр. соч.: в 5 т. М.: Худож. лит, 1990. - Т.З. - С.423-462.
15. Булгаков М.А. Кабала святош: пер. на японский язык Ю. Ясуи. // Тэатро (Театр). 1973. - № 360 (Март). - С. 156-198.
16. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита /«Дьявол и Маргарита»: пер. на японский язык Ю. Ясуи. Токио: Синтёся, 1969. - 369 с.
17. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: пер.на японский язык Т. Мид-зуно // Sekai no bungaku (Собрание сочинений мировой литературы): в 37 т. Токио: Сюэйся, 1972. - Т.4. - С.151-527.
18. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: пер.на японский язык Т. Мид-зуно // Sekai no bungaku (Собрание сочинений мировой литературы): в 20 т. Токио: Сюэйся, 1990. - Т. 15. - С.295-658.
19. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита// Собр. соч.: в 5 т. -М.: Худож. лит,1990. Т.5. - С.7-384.
20. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: в 2 т./ М.А.Булгаков; пер. на японский язык А. Хоки Токио: Гундзося, 2000. - 2 т.
21. Булгаков М.А. Мертвые души: пер. на японский язык Ё. Нодзаки. -Токио: Хакусуйся, 1955. 145 с.
22. Булгаков М.А. Пометы на книге: Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. -М.: Поморье, 1922 // ОР РГБ. Ф.562. (М. А. Булгаков) К. 26. N.6.
23. Булгаков М.А. Рассказы: пер. на японский язык С. Матида. Хиро-саки: Цугару сёбо, 2003. - 142 с.
24. Булгаков М.А.Рассказы: пер.на японский язык С. Матида. Токио: Мититанися, 2005. - 272 с.
25. Булгаков М.А. Роковые яйца: пер. на японский язык М. Ёнэкава // Sekai yumoa zenshu. Roshia hen. (Собрание сочинений мировой юмористической литературы.): в 12 т.- Токио: Кайдзося, 1932. Т.9. Русская литература - С. 1 -163.
26. Булгаков М. А. Роковые яйца: пер. на японский язык М. Ёнэкава // 20 seiki sekai bungaku senshu(Co6paHHe сочинений мировой литературы XX века): в 38 т. Токио: Сюэйся, 1967.- Т.29. -С.335-408.
27. Булгаков М.А. Собачье сердце: пер. на японский язык Т. Мидзуно.- Токио: Каваде сёбо синся, 1971. -229 с.
28. Булгаков М.А. Театральный роман: пер. на японский язык Т. Мидзуно. Токио: Хакусуйся, 1972. - 310 с.
29. Соловьев B.C. Собрание сочинений Владимира Соловьева: в 9 т. / В. С. Соловьев. СПб.: Общественная польза, 1901-1907. - 9 т.
30. Соловьев B.C. Собрание сочинений Владимира Соловьева: в Ют./ В. С. Соловьев; под ред. и с примеч. С. М. Соловьевой, Э.Л. Радлова.- 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1910. - 10 т.
31. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьев; общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; примеч. С. Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 2 т. - (Филос. наследие. Т. 105.)
32. Соловьев B.C. Стихотворения. Издание 7-е. дополненное шуточными стихотворениями, с вариантами, библиографическими примечаниями, биографией и 1-м портретом / В. С. Соловьев; под ред. и с предисл. С. М. Соловьева. М.: Русский книжник, 1921. - 368 с.
33. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии. (Опыт нового истолкования мнимостей) М.: Поморье, 1922. - 72 с.
34. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии / П.А. Флоренский; пре-дисл., послесл., комм, и общ. ред. Л.Г. Антипенко- М.: Лазурь, 1991.-96 с.
35. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. М,: Путь, 1914. -812 с.
36. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины: в 2 т. / П. А. Флоренский М.: Правда, 1990 - 2 т.2. Словари и справочники
37. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и приложением. М.: Российское библейское общество, 2004. - 292 с.
38. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М.: Истина и Жизнь, 2006. - 256 с.
39. Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. М.: Локид-Миф, 1996. - 586 с.
40. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. Персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья. М.: ЭКСМО, 2005 - 831 с.
41. Христианство и новая русская литература XIII-XX веков. Библиографический указатель. СПб: Наука, 2002. - С.689-701.
42. Научная литература А. На русском языке
43. Абрагам П. Р. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки.- 1991. -№ 7. С.95-100.
44. Абрагам П. Р. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в аспекте литературных традиций. (Проблемы интерпретации): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1989.-24 с.
45. Абрагам П. Р. Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. -Brno: Masarykova Univerzita v Brne, 1993. 212 с.
46. Александров А. Казнь Понтия Пилата // Грани. 1971 - № 80. -С.163-176.
47. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.
48. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского //Собр. соч.: в 7 т. -М.: Русские словари языки славянской культуры, 2002. Т.6. Работы 1960-1970-х гг.-800 с.
49. Белза И. Ф. Генеалогия «Мастер и Маргарита» // Контекст. 1978. -М.: Наука, 1978. - С.156-266.
50. Белза И. Ф. Дантовская концепция «Мастера и Маргариты» // Дан-товские чтения. М.: Наука, 1989. - С.58-90.
51. Белза И. Ф. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. 1991.-№5.-С.55-81.
52. Будицкая Т. Г. Михаил Булгаков глазами Запада. (По материалам кандидатской диссертации на тему: «Творчество Михаила Булгакова в англоязычной критике 1960-1990-х гг.»). М.: Спутник, 2001. - 215 с.
53. Будур Н. Православные иконы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 320 с.
54. Булатов М.О. Вечность зла и бессмертие добра. Нравственно-философское содержание романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Махачкала, 1999. -157 с.
55. Бурмистров А.С. К биографии М. А. Булгакова (1891-1916) // Контекст. 1978. - М.: Наука, 1978. - С.249-266.
56. Виноградов И. И. Завещание Мастера// Вопросы литературы. -1968. №6 - С.43-75.
57. Воспоминания о Михаиле Булгакове / предисл. В.Я. Лакшина; послесл. М.О. Чудаковой; сост. Е.С. Булгаковой и С.А.Ляндреса. -М.: Советский писатель, 1988. 525 с.
58. Гаврюшин Н.К. Литостротон, или Мастер без Маргариты//Вопросы литературы. 1991. - №8 - С.75-88.
59. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе «Мастер и Маргарита»//Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3. - СПб., 1995. - С.25-35.
60. Галинская И.Л. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. -Т.44, № 4. - С.366-378.
61. Галинская И.Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова //Галинская И.Л. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986.-С.65-125.
62. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М.: Наука, 1994. - С.28-82.
63. Гаспаров Б.М. Новый Завет в произведениях М. А. Булгакова» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. -М.: Наука, 1994. С.83-123.
64. Городецкий С. Рецензия на книгу П.А.Флоренского «Мнимости в геометрии». Критика и библиография// Красная нива. 1923. - № 12. -С.28.
65. Дашевская О. Культурологические идеи П. Флоренского и творчество М. Булгакова // Культура Отечества: прошлое, настоящее будущее. Вып.2. - Томск, 1995. - С.89-92.
66. Дашевская О. П. Флоренский и М. Булгаков: отражение некоторых идей книги «Столп и утверждение истины» в романе «Мастер и Маргарита»// Серебряный век: философско-эстетические и художественные искания. Кемерово, 1996. - С.119-126.
67. Ермолинский С.А. Из записок разных лет; Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий/ С.А. Ермолинский; публ. и примеч. Т.А.Луговской-Ермолинской; Н. Крымовой. М.: Искусство, 1990. -254 с.
68. Ермолинский С.А. О Михаиле Булгакове // Театр. 1966. - № 9. -С.79-97.
69. Жулиани Р. Жанры русского народного театра и «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова // Russian literature. 1987. - Vol. 21. - С.37-58.
70. Замятин Е.И. О сегодняшнем и современном // Русский современник. 1924. - Кн.2. - С.263-272.
71. Земская Е.А. Из семейного архива. Материалы из собрания Н.А. Булгаковой-Земской// Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. - С.41-92.
72. Зеньковский В. В. История русской философии/ В. Зеньковский: в 2-т. Paris. -YMCA-PRESS, 1989 - Т.2. - 477с.
73. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие. // Наука и религия. -1987. № 8. - С.49-51; № 9. - С.27-29.
74. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. М: Текст, 2006. - 190 с.
75. Зеркалов А. Лежащий во зле мир.// Знание-сила. 1991. - №.5. -С.34-41, 92.
76. Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М.: Текст, 2004. - 239 с.
77. Колесникова Ж. Р. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века: Дис. .канд. филол. наук. Томск, 2001. - 163 с.
78. Колышева Е.Ю. Поэтика имени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2005. - 304 с.
79. Кораблев А.А. Художественное время в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Вопросы русской литературы. 1987. - выпуск 2 (50)-С.8-14.
80. Кораблев А. А, Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. - С.31-54.
81. Кораблев А.А. Мастер. Астральный роман. Необыкновенная история чернокнижника Михаила Булгакова. Тексты. Документы. Истолкования. Эзотерическая информация. При участии биопсихоаналитика Л. Ф. Лихачевой. Кн. 1-3. - Донецк: Лебедь, 1996- 1997.
82. Кораблев А.А. Русская художественная литература как источник филологического знания. Донецк, 2004.
83. Королев А. Между Христом и Сатаной // Театральная жизнь. -1991. №13. С.30-33; №14,- С.29-31; №15. - С.28-31.
84. Круговой Г. Гностический роман М. Булгакова // Новый журнал. -1974. -№ 134(Март). С.47-81.
85. Кураев А. «Мастер и Маргарита»: за Христа или против? М.: Совет Рус. Православ. Церкови, 2005. - 176 с.
86. Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. - № 6. - С.284-311.
87. Левина А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. 1991. -№1. -С.12-23.
88. Лесскис Г. А, «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция)// Известия АН СССР. Сер. лит и яз. -1979. Т.38, №1 - С.52-59.
89. Лесскис Г. Последний роман Булгакова// Булгаков М.А. Собр. соч.- в 5 т. М.: Худож. лит, 1990. - Т.5. - С.607-664.
90. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Молодая гвардия, 2000.-613 с.
91. Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. -М.: Мартин, 1997.-224 с.
92. Магомедова Д.М. Владимир Соловьев // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х годов): в 2 т. - ИМЛИ РАН: Наследие, 2000. - Т. 1. - С.732-778.
93. Магомедова Д.М, К проблеме «Вл. Соловьев и Л. Толстой»: «Три разговора» и «Крейцерова соната» (Участники и структура диалога) // Владимир Соловьев и культура Серебряного века. М.: Наука, 2005.-С.209-213.
94. Магомедова Д.М. «Никому не известный композитор-однофамилец.» (О семантических аллюзиях в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)// Известия АН. Сер. Лит. и яз.- 1985.-Т.44,№ 1. -С.83-86.
95. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / сост. и послесл. В.М. Толмачева М.: Республика, 1995. - 606 с. (Прошлое и настоящее.)
96. Мочульский К.В. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов / сост, авт. предисл. и коммент. В. Крейда. М.: Республика, 1998. -479 с. (Пропитое и настоящее.)
97. Омори М. Восприятие М. Булгакова в Японии. // Филологический журнал. № 2. - М.: Ипполит, 2006. - С. 186-192.
98. Омори М. М. Булгаков и В. Соловьев. Отражение некоторых идей трактата «Смысл любви» в романе «Мастер и Маргарита». // Славиа-на. №20. - Токио, 2005. - С.84-97.
99. Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка / сост., подгот. текста и коммент. Е. В. Ивановой. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 704 е.: mi.(Studia Philologica)
100. Пайман А. История русского символизма. -М.: Республика, 2000415 с.
101. Петровский М. Мифологическое городоведение// Театр. 1991. -№5. -С.14-32.
102. Рыжкова Т.В. Диалоги с Булгаковым. Книга для учителя. СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. - 256с.
103. Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2002.-112с.
104. Семенова С.Г. Русский космизм //Русский космизм. Антология философской мысли/ Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; вступ. ст. С.Г, Семеновой; предисл. к текстом С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; прим. А.Г. Гачевой М.: Педагогика - Пресс, 1993. - С.3-33.
105. Силард JI. Андрей Белый и П. Флоренский. (Мнимая геометрия как встреча новых концепций пространства с искусством) // Studia Slavica Hung. 1987. - 33-1/4. - С.227-238.
106. Скорино JI. Лица без карнавальных масок // Вопросы литературы. -1968. №6. - С.29-41.
107. Славина В.А. Философские иносказания Михаила Булгакова// Славина В.А. В поисках идеала. Литература, критика, публицистика первой половины XX века. Монография. М.: Прометей МПГУ, 2005. -С.180-207.
108. Соколов Б.В. К вопросу об источниках романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Филос. науки. 1987. - № 12. - С.52-64.
109. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. М.: Эллис Лак, 1997. -432 с.
110. Солоухина О. Образ художника и время: Традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»// Москва. -1987.-№3. -С.173-181.
111. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3./ под ред. Н.А. Грозновой и А. И. Павловского. -СПб.: Наука, 1995.
112. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В. С. Соловьева: в 2 т. М : Московский философский фонд, 1995. - 2 т.
113. Урюпин И.С. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: мотивы головы и сердца в контексте традиций русского религиозно-философского Ренессанса: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Елец, 2004. - 208с.
114. Урюпин И.С. Идея «Живого Бога» в философии русского религиозного ренессанса и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учебное пособие. Елец. -2005.- 169с.
115. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова)//Современный советский роман: Философские аспекты. Л. 1979 - С. 194-224.
116. Утехин Н.П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (об источниках действительных и мнимых) // Русская литература. 1979. - №4. -С.89-109.
117. Ухова Е.В. Философско-этические идеи в творчестве М.А.Булгакова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1999. - 152с.
118. Федунина О.В. Форма сна и художественная память в романе XX века («Белая гвардия» М. А. Булгакова)// Филологический журнал. -№1. М.: Ипполитова, 2005. - С.90-98.
119. Фиалкова JI.JI. К генеалогии романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»// Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. -Т.40, №6. С.92-94.
120. Флоренский П.A.: Pro Et Contra/ ред. Д. К.Бурлака; под. текста. К. Г. Исупова СПб.: Русский Христианский Гуманитарный Институт, 1996.-747 с.
121. Химич В.В. В мире Михаила Булгакова. Екатеринбург: Уральский университет, 2003. - 331с.
122. Черникова Г.О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Analele Universitatii Din Timisoara. Seria Stiinte Filologice. Timisoara, 1971. -IX. -C.213-229.
123. Чудакова M.O. Условия существования // В мире книг. 1974, -№12.-С.79-81.
124. Чудакова М.О. Архив М.А.Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя // Записки отдела рукописей Гос.б-ки СССР им. В.И.Ленина. Вып.37. -М., 1976. - С.25-151.
125. Чудакова М.О. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы литературы. -1976. № 1. - С. 218-253.
126. Чудакова М.О. Библиотека М. Булгакова и круг его чтения // Встречи с книгой. М.: Книга, 1979. - С.244-300.
127. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга. -2-е изд.-1988.-492 с.
128. Чудакова М.О. О мемуарах и мемуаристах (вместо послесловия)// Воспоминания о Михаиле Булгакове. -М.: Советский писатель, 1988. С.483-524.
129. Шиндель А. Пятое измерение// Знамя. 1991. - №5. - С. 193-208.
130. Эльбаум Г. Анализ Иудейских глав «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. Энн Эрбор: Ардис, 1981. - 137 с.
131. Эрастова А. В. «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Традиции и новаторство русской прозы и поэзии XIX-XX веков. Нижний Новгород, 1992.-С. 165-173.
132. Эрастова А. В. Традиции философского романа Ф. М. Достоевского в прозе М. А. Булгакова («Братья Карамазовы» и «Мастер и Маргарита»): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 1995. - 12 с.
133. Яблоков Е.А. «Я часть той силы.» (этическая проблематика романа М. Булгакова) //Русская литература. - 1988. - №2. - С.3-31.
134. Языкова И.И. Богословие иконы (Учебное пособие). М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.
135. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Современный писатель, 1983. 319 с.
136. Яновская Л.М. Треугольник Воланда // Октябрь. 1991. - №5. -С.182-202.1. В. На других языках
137. Akimoto S. «Master and Margarita» kenkyu. Keisho no gensen wo megutte. («Мастер и Маргарита». Об источниках образов в романе) // Rusistika. Токио: Токийский государственный университет, 1981. С. 91-109. на японском языке.
138. Barratt A. Between two worlds. A critical introduction to the Master and Margarita. Oxford: Clarendon Press, 1987. - 347 c.
139. Beatie B. and Powell P. Bulgakov, Dante and Relativity // Canadian-American Slavic Studies. 1981 - Vol.15. - № 2-3 (Summer-Fall).1. C.250-270.
140. Beatie B. A. & Phillis W. P. Story and symbol: notes towards a structural analysis of Bulgakov's The Master and Margarita // Russian Literature Triquarterly. 1978. - № 15(Spring). - C. 219-238.
141. Bethea D. Florensky and Dante: Revelation, Orthodoxy, and Non-Euclidean Space //Russian Religious Thought/ Edited by Kornblatt J.D. and Gustafson R.F. The University of Wisconsin Press, 1996. C.l 12-131.
142. Bethea D. The Master and Margarita: History as Hippodrome // Bethea
143. D. The Shape of Apocalypse in Modern Russian Fiction. Princeton University Press, 1989. - C.l86-229.
144. Curtis J. A. E. Bulgakov's Last Decade: The Writer As Hero. Cambridge; New York: Cambridge University, 1987. - 250 c.
145. Ericson E. The apocalyptic vision of Mikhail Bulgakov's «Master and Margarita». New York: Edwin Mellen Press, 1991. - 204 c.
146. Frank F. The Mystery of the Master's Final Destination// Canadian-American Slavic Studies. 1981. - Vol.15. №.2/3(Summer-Fall). -C.287-294.
147. Glenny M. Existential thought in Bulgakov's «The Master and Margarita»// Canadian-American Slavic Studies. Montreal, 1981- Vol.15. -№2/3.-C.238-249.
148. Haber E. The Lamp with the Green Shade: Mikhail Bulgakov and His Father // Russian Review. 1985. - № 44. C.333-350.
149. Hoki A. Bulgakov no «D'yavoliada» ni okeru Grotesque no shuhou (Прием гротеска в повести «Дьяволиада» Булгакова)// Rusistika. Токио, 1987. - С. 95-102. на японском языке.
150. Kikuchi Y. Fagot to Berlioz. M. Bulgakov «Master and Margarita» no ichisokumen (Фагот и Берлиоз: аспект в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Русская культура. № 3. - Токио, 1996. - С. 4965. на японском языке.
151. Milne L. Mikhail Bulgakov. A Critical Biography. Cambridge; New York; Port Chester; Melbourne; Sydney: Cambridge University Press, 1990. - 324 c.
152. Омоп М. Bulgakov no darwinism hihan «Sobach'e serdtse» wo chushin ni. (Критика дарвинизма в повести «Собачье сердце» М.Булгакова) // Area Studies. - № 7. - Токио, 2003, - С. 112-134. на японском языке с русским рефератом.
153. Origen. Shogenri ni tsuite («О началах»)/ перевод на японский язык. Т. Одака. -Токио: Собунша, 1978. 386 с.
154. Ouspensky L; Lossky V. The Meaning of Icons / перевод Г.Е.Х. Пар-мера и E. Кадлубовского. New York: St. Vladimir's Seminary Press. Crestwood, 1989.-222 c.
155. Pope R. Ambiguity and Meaning in The Master and Margarita: The role of Afranius // Slavic review. 1977. - Vol.36. - № l(March). - C. 1-24.
156. Proffer E. Bulgakov: Life and Work. Ann Arbor: Ardis, 1984 - 670 c.
157. Сахаров В. Mikhail Bulgakov. Sakka no unmei (Михаил Булгаков. Судьба писателя) /перевод на японский язык Кавасаки Т.; Кубоки С. -Токио: Гунзося, 2001. 142 с.
158. Stemboch-Fermor Е. Bulgakov's The Master and Margarita and Goethe's Faust// Slavic and East European Journal. 1969. - № 3-C.309-325.
159. Sugitani N. Bulgakov no gikyoku «Kabala sviatosh» ni okeru «junangeki»(«CTpacTH» в пьесе «Кабала святош» М. Булгакова) // Бюллетень Японской ассоциации русистов. № 32. - Токио, 2000. -С. 101-114. на японском языке с русским рефератом.
160. Wright A. C. Mikhail Bulgakov's developing world view// Canadian-American Slavic Studies. Montreal, 1981. - Vol.15. - №2/3. - C.151-166.
161. Wright A .C. Satan in Moscow: An Approach to Bulgakov's The Master and Margarita // PMLA. 1973. - № 5. - C.l 162-1172.1. ПАВЕЛ1. ФЛОРЕНСКИЙмнимости1. В ГЕОМЕТРИИ1. ПОМОРЬЕ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.