Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Ухова, Елена Владимировна

  • Ухова, Елена Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 152
Ухова, Елена Владимировна. Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Москва. 1999. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ухова, Елена Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-13

ГЛАВА I|Общественно-политические и |философские воззрения \М. А.Булгакова

:§1.|Жизнь М.А.Булгакова и его 1 |отношение к социально-| |политическим процессам в | |России 4-43 |

!§2. 1 Влияние на писателя некоторых | |религиозно-философских учений 4-70 |

ГЛАВА11[Этические идеи в мировоззрении и \ творчестве М. А. Булгакова

| §2. !Приоритет морали перед | |политикой 1-80 |

|§2.[Значение моральной мотивации | |научной деятельности 1-106 |

|[М.Булгаков о счастье, долге, | [ответственности и достоинстве I [человека 07-125 |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26-129 \

ЛИТЕРАТУРА Предисловие (описание литературы) 30-138 |

БИБЛИОГРАФИЯ 39-148

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49-152 (

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-этические идеи в творчестве М. А. Булгакова»

ВВЕДЕНИЕ

Михаил Афанасьевич Булгаков - выдающийся деятель русской культуры и философии. Проблемы, поставленные писателем, обретают более значимую актуальность в наши дни. Смысл человеческой жизни, мораль и нравственность, человек и общество, человек в обществе - проблемы современной эпохи. Поэтому Булгаков - один из наиболее читаемых писателей, а его творческое наследие занимает значительное место в истории как русской, так и мировой культуры. Однако сложность и противоречия в постановке и решении этих проблем позволяют по-разному толковать его наследие и вызывает определенные • трудности в постижении глубины сложного мира художника-мыслителя. Искаженное и неверное толкование . его мировоззрения, и соответственно запоздалое должное признание, объясняются сложностью и противоречивостью его творчества. Всестороннее исследование творческого наследия Булгакова и определение его места как мыслителя в сокровищнице мировой культуры являются основной задачей данного исследования. Насколько можно говорить о скурпулезном изучении мастерства Булгакова, достаточно полном анализе

литературоведческого творчества, в особенности за последнее десятилетие, эстетической деятельности и ее воплощении в творчестве писателя, настолько сложно обнаружить исследования этического аспекта его творчества. Конечно же Булгаков не является

философом. И на первый взгляд может показаться странным, что автор решил изучить творчество Булгакова с философско-этической точки зрения. Однако, это вполне объяснимо, поскольку Булгакова можно назвать «философом-практиком». Не изучая теоретически и «научно» этические и нравственные аспекты общественной жизни, он смог на «практике» жизни через реальные и нереальные образы и жизненные ситуации сформировать морально-этический и нравственный «образ» своего современника и общества и предложить своеобразную оригинальную этическую «концепцию», которая особенно выражена в гуманистическом идеале Иешуа в его закатном романе. Бессмысленно выискивать какую-либо законченную, логически оформленную философско-этическую концепцию, однако, исследуя творчество писателя, мы находим в его произведениях и письмах множество этических идей, касающихся различных проблем этики, в том числе и его оригинальное представление, относящееся к отдельным

традиционным и новым категориям этики. Например, глубокие размышления о счастье, долге, достоинстве, ответственности и воздаянии и другие. Эти идеи и высказывания о категориях рассматриваются в соответствующем разделе данной диссертации, особенно во втором параграфе первой главы и целиком во второй главе.

Автор диссертации не задавался целью давать свои дефиниции, а лишь рассмотреть взгляды в

образно-мыслительном материале его произведений. Автором так же не ставится задача развивать научную этику. Использование Булгаковым каких-либо философских терминов и понятий представляется как выражение того, как они мыслились самим Булгаковым под влиянием философских авторитетных учений, но не ставиться целью сопровождение своими современными дефинициями и определениями, которые даны в любой академической литературе. Если же раскрывать истинное содержание у Булгакова этических понятий, как они существуют в современной научной этике, то представляется целесообразнее обратиться к современным словарям, где они даны в традиционной научной форме.

Объект исследования ограничивается

систематизированием и анализом имплицитно содержащихся идей в художественных произведениях писателя. Исследования сосредоточены на выделении собственно этических идей в мировоззрении писателя, тесно переплетенных с рядом других: социально-политических, ' философских,

психологических, научных, в том числе и фантастических и мистических. Почти все

исследователи, прямо или косвенно, касаются социально-политических взглядов писателя, и единого мнения по этому вопросу нет. Много пишется о значении творчества Булгакова для современности, изучаются и философские взгляды писателя. Но, несмотря на обилие работ о М.Булгакове, в которых

раскрыты существенные особенности его

мировоззрения, целостного исследования

нравственных воззрений в его творчестве пока еще нет. Необходимо исследование творчества Булгакова в этическом плане с той целью, чтобы личность писателя была представлена в целом, тем более, что нравственные мотивы в его творчестве представлены широко и богато. Специальный анализ этических воззрений Булгакова поможет снять некоторые недоразумения и кривотолки относительно его личности и творчества, которых было в его недавнем биографическом прошлом не мало.

Актуальность темы исследования определяется также и логикой происходящих в современном мире изменений. В условиях развития современного общества, образовавшееся опасное несоответствие между научно-технической и духовно-нравственной сферами жизнедеятельности человечества, особенно актуальной делает проблему нового осмысления роли и места морали и нравственности в создании современной целостной концепции человека. В глубоком осмыслении нуждаются сегодня такие проблемы как индивидуализм и индивидуальность, проблема долга, свободы и ответственности, общечеловеческих ценностей, гуманизации

современного общества. Поскольку проблемы развития современного общества все чаще для своего решения требуют индивидуального, творческого подхода, то вклад М.Булгакова в проповедование гуманизма,

который отразился в нравственном идеале Иешуа Га-Ноцри, - очень значителен. Как известно, Булгаков не оставил никакого трактата по этике с четкими классификациями и с логическим содержанием текста, подобно Канту. Поэтому к нему трудно приложить «ярлык» какого-либо . одного философского направления. Он использует философско-этические идеи Канта, Ницше, Фрейда, Вл. Соловьева, Флоренского, представления некоторых мистиков и т.д. Но это вовсе не значит, что мы должны считать его неуклонным последователем этих учений. Все философско-этические категории он использует лишь постольку, поскольку хотел выразить какую-либо мысль в художественно-образной форме. Как например: мы не находим специальных рассуждений о мистике и мистицизме, ' зато находим гениальные образы и картины, рисующие в художественно-образной форме мистический мир Воланда и его спутников. Это полет в космосе, шествие человечества в видениях Мастера, касающиеся древнего Иерусалима и древнего христианства, великий бал у Сатаны. Нет так же каких-либо пространных специальных философских рассуждений об ответственности, воздаянии, но так рисуются герои, их поступки и ситуации, что приобретают более сильную выразительность. Нет у Булгакова и специальных размышлений о счастье, о благе, нет конкретных определений, но зато он нам впечатляюще с огромной силой рисует счастье Мастера и

Маргариты, как они его переживают, каждый по разному и противопоставляет сухим кабинетным определениям.

^'Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые предпринят целостный философско-этический анализ творчества писателя и систематизированы этические идеи в мировоззрении Булгакова и раскрыты существенные особенности его нравственной концепции.'

Новым также является рассмотрение проблемы научного эксперимента в русле не естественнонаучных, а социально-политических духовно-нравственных проблем. Нетрадиционность решения Булгаковым других нравственных проблем

представлена в отражении их разрешимости в ирреальном мировом пространстве. Проблематика исследований философской антропологии представляет собой специфическое отражение проблем

гуманистической этики в творчестве писателя. Применение метода реконструкции идей, выраженных в художественно-образной форме, в философские понятия и проблемы.

Любая естественно-научная проблема у Булгакова незаметно переходит в план социологии, так как научные открытия приходят в серьезный конфликт с действительностью. Все социальные проблемы представлены в гротескном плане и преломляются, как правило, в личные и отчасти в религиозные.

Можно было бы посвятить специальную работу гю проблемам общества, поскольку нет специального исследования этой темы, хотя не сложно составить представление о том, что большинство внутренних проблем возникают по общественно-социальным причинам. В связи с этим представляется вполне оправданным интерес к исследованию биографии и творческого наследия представителей

нефилологических наук. Принципиально новое рассмотрение предложено, например, психоаналитиком и социологом А.Эткиндом.- Исследования проблематики развития технотронного общества и рассмотрение такого ряда проблем, как проблема добра и зла в научной деятельности, проблемы экологии,

наркомании, научного эксперимента, представленных в творчестве Булгакова в свете социальных проблем, позволили автору диссертационного исследования провести параллели с проблемами гуманизации технологического общества и предложить попытку сопоставительного анализа в постановке и решении проблем гуманистической этики Эриха Фромма и своеобразном понимании и отношении Булгакова к идеям гуманизации технологического общества и психодуховного нравственного обновления.

В предлагаемой диссертационной работе предпринята попытка систематизировать рассыпанные по многотомному наследию этические идеи Булгакова в цельную "научную биографию" для воссоздания этического мировоззрения писателя во всей его

сложности. Следует отметить, что предлагаемая работа является первым целостным философско-этическим исследованием творчества Булгакова. Поскольку нельзя объять 'необъятное, автор вынужден оставить в стороне множество интересных вопросов, связанных с некоторыми представлениями

религиоведов, представителей философских,

социальных, психологических и других наук. Могло бы вызвать определенный научный интерес сопоставление Булгакова с некоторыми идеями в неоплатонизме, можно поискать связь с идеями Николая Федорова. Интересным можно было бы предположить вопрос о малой духовности перестроителей мира. Проблема власти лишь номинально затронута в данной диссертации и, как нам представляется, могла бы вызвать научный интерес в более полном и глубоком изучении. Так же представляется целесообразным посвятить

специальную работу вопросу о своеобразном «Булгаковском евангелии» в его философском романе «Мастер и Маргарита». Идеи и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса истории этики, истории мировой культуры, культурологии, эстетике, психоанализа, социологии.

Степень разработанности предлагаемой темы в отечественной литературе, можно сказать, ничтожна, за исключением исследований по одному его произведению, так называемому философскому роману

ллМастер и Маргарита". Во всяком случае нет ни монографии, ни диссертационного исследования, которые были бы посвящены этическим проблемам в творчестве М.Булгакова. Нужно сказать, что не страдают изобилием так же и статьи о специальном анализе этического аспекта его творчества. Можно назвать лишь некоторые работы, напечатанные в большей степени в периодических изданиях и сборниках, изданных в последние годы таких

авторов, как Л.Ф. Киселевой, Пенкиной Е.О.,

1

Скалона Н.Р., Маркова А. и другие. Нравственным проблемам в творчестве Булгакова посвящен ряд статей в периодических изданиях: А.В.Зайцева, П.Абрагама, Л.А.Левина, Л.Г.Ионина и другие2. Поэтому имеет смысл посвятить М.А.Булгакову диссертацию, содержащую специальный этический анализ его творчества.

Научный аппарат предлагаемой диссертации опирается, в основном, на собственно булгаковские произведения, письма, дневники и воспоминания друзей и современников. Особую ценность представляют его произведения, насыщенные глубокими этическими идеями и представлениями такие произведения, как "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Адам и Ева",

'Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе "Мастер и Маргарита// в cö.:Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова.Куйбышев,1990

Пенкина Е.О.Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А.Вулгакова//в сб.¡Тезисы республиканских Булгаковских чтений, под ред. А.Р.Волкова.Черновцы,1991

Скалон Н.Р. Природа человека в романе "Мастер и Маргарита"// в сб.:Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте.Самара,1991 \/Марков А. "К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"//в сбТворчество Михаила Булгакова.Киев,1992

2 Зайцев A.B. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М.Булгакова//Вестник Моск. ун-та, филол.,1991,№6 VАбрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков//Филос.науки.М., 1990,№7

Левин Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе "Мастер и Маргарита"//Научн.докл.высш.шк.филолог.наук.М.,1991,№ 1

Ионин Л.Г. Две реальности "Мастера и Маргариты"//Вопр.философии.М.,1990,№2

"Блаженство", "Записки юного врача" и другие. А также те его произведения, в которых в той или иной степени представлены его общественно-политические взгляды и настроения, оказавшие влияние на его нравственные установки. К таким произведениям можно отнести "Белую гвардию", "Бег", "Дни Турбиных", "Дьяволиаду" и другие.

Следует отметить особенность вышедшей в 1997 году "Булгаковской Энциклопедии" Бориса Соколова, в которой содержательно глубоко ракрыты философские взгляды писателя, а также наряду с другими рассматриваются и нравственные проблемы в творчестве Булгакова.

Весь комплекс текстов, связанных с нравственной проблематикой творчества Булгакова, можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся исследования научной биографии Булгакова. Это- прежде всего литература о жизни и творчестве писателя М.О. Чудаковой, JI.M. Яновской, В.И. Лосева, Л.Е. Белозерской-Булгаковой .

Ко второй группе можно отнести исследования философских проблем в творчестве писателя. Среди авторов таких работ можно назвать Б. В. Соколова, А.Эткинда, Л.Г. Ионина, A.A. Кораблева, Ю.М. Смирнова, Н.К. Гаврюшина, И.Е. Ерыкаловой.

И третий блок литературы, посвященной проблемам комплексного подхода к человеку в контексте проблемы культуры, гуманизма, диалектики

отношений человек-общество, представлен в работах Н.О. Лосского, В.А.Кутырева, А.А.Гусейнова, С.Ф.Анисимова, А.В.Разина, Е.Д. Мелешко и др. Можно сказать, что ориентация на проблемы человека, ценностей, размышления по поводу человеческой деятельности, свободы,

ответственности, моральных установок и

повседневного поведения характерны почти для всех представителей зарубежной философско-

антропологической мысли. Классическими стали работы таких авторов, ' как З.Фрейд, Э. Фромм, С.Гроф3.

Следует отметить, что этические идеи в творчестве Булгакова тесно переплетены с разными другими: политическими, философскими, - и выделение чисто этических, иногда очень затруднительно. Поэтому приходиться ограничиться лишь теми вопросами, ответы на которые можем найти в творчестве Булгакова в более или менее ясно выраженном виде.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе изложены общефилософские и политические взгляды, которые проявили себя и в этике Булгакова. Вторая основная глава посвящена собственно этическим аспектам его творчества, которые явственно представлены в его произведениях.

3 Более подробные сведения об авторах и источниках в разделах «Библиография» и «Описание литературы» в конце диссертации

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Ухова, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ / \

Рассмотрев нравственные воззрения творческого наследия М.Булгакова, можно сделать вывод о том, что он разработал свою оригинальную синтетическую нравственную концепцию в гуманистическом направлении, в основе которой лежат антропологические проблемы. По причине многочисленных пересечений с различными философскими направлениями, достаточно сложно выделить какое-либо, которое в большей мере повлияло бы на мировоззрение писателя и позволило бы отнести его этические идеи к какой-либо философской системе. Булгаков - самостоятельный художник-мыслитель, который формирует своим творчеством миропонимание читателя.,/

I'

М.Булгаков поставил такие проблемы науки и нравственности, которые актуальны и в наши дни. Однако, с предлагаемыми их решениями с позиций абстрактного гуманизма, а чаще мистицизма, согласится весьма затруднительно, ибо практически все решения предложены за гранью того, что называется реальным миром, в некоем мнимом пространстве на границе света и тьмы, земного и внеземного бытия.

V Выдвинутая Булгаковым нравственная концепция, некоторые положения которой восходят к экзистенциалистским идеям Бердяева, лишена того безысходного трагизма личности, как у

Достоевского. Булгаков устами Иешуа Га-Ноцри сформулировал практически ту же самую мысль, что и Бердяев, об анархизме как идеале свободной гармонии для подлинно творческой личности, при котором настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти, поскольку всякая власть является насилием над людьми, и человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. Здесь же Булгаков предвосхищая критику толстовской идеи "заражения добром" показывает, как Понтий Пилат и Афраний, выслушав проповедь Иешуа о том, что все люди добрые и злых людей нет, начинают творить добро злыми средствами, организуя убийство Иуды. В "Мастере и Маргарите" в соответствие с учением

П.А.Флоренского о троичности присутствует трехмирная структура: древний ершалаимский мир, вечный потусторонний и современный московский. При этом, в полном согласии с идеей Бердяева, царство истины и справедливости, о котором говорит Иешуа, ни в одном из этих миров не присутствует. Вместо него, в современном мире оказывается еще один, четвертый, мнимый мир, через который нечистая сила и вступает в контакт с москвичами. В учении Флоренского о троичности, как наиболее общей характеристике бытия, связанной с христианской Троицей, особенно выделена надмирная область Неба, где должны действовать законы мнимого пространства. У Булгакова современный и потусторонний миры как бы пародируют, воспроизводя в сниженном виде, древний, евангельский мир, который превращается в финале романа в надмирность, где прощенный Пилат, наконец встречается с Иешуа, но куда не дано попасть Мастеру и Маргарите, обретающим свой последний приют вне света. Общий смысл троичного числа у Флоренского заключается в том, что Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая не может иметь самостоятельности. Для Булгакова троичность тоже оказывается соответствующей Истине, на ней не только основана пространственно-временная структура Мастера и Маргариты, но и, по утверждению Бориса Соколова, на ней держится этическая концепция романа. Мнимый мир романа, в полном согласии с мыслями Флоренского, не является структурообразующим и не имеет самостоятельного значения. \/Этот мир - новая ипостась в недрах современного московского мира, в котором свершаются мнимые действия с мнимыми же результатами. Мнимый мир как бы создан действиями Воланда и его свиты в качестве особого отражения мира потустороннего/ В мире, где роль и действия человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь, творчество, которые, не имея возможности торжествовать в реальном мире, вынуждены скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого Дьявола - Воланда. У Булгакова Бог и дьявол не противостоят, а дополняют друг друга. Создание общества истины и справедливости Булгаков видит только в утверждении этих ценностей гуманизма и приоритета простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями. В своем творчестве Булгаков поставил многие проблемы, проявившиеся не только в двадцатые годы, но и сегодня, в девяностые.

V Основные положения этической концепции Булгакова автор диссертации полагает допустимым сделать попытку свести к основополагающим идеям гуманистической этики Фромма: гуманизация технологического общества через решение проблем гуманистической совести, удовольствия и счастья, средств и целей, нравственных сил человека, а также психодуховное осмысление через религиозность, веру и стойкость, обращения к духовным ценностям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ухова, Елена Владимировна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Отдельные издания сочинений М.А.Булгакова

1. Булгаков М.А. Чаша жизни: Повести. Рассказы. Очерки. Фельетоны. Пьесы. Письма. Предисл. Б.В.Соколова. Сост., подготовка текстов и коммент. Б.С.Мягкова и Б.С.Соколова. М., 1988

2 . Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов, под ред. и с пред. А.А.Нинова. Л.,1989

3 . Булгаков М.А. Письма. М., 1989

4 . Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман. Статьи В.Я.Лакшина и П.В.Палиевского. М., 1989

5 . Булгаков М.А. Письма: Жизнеописание в документах. Предисл. В.В.Петелина. Сост. и коммент. В.И.Лосева и В.В.Петелина. М., 1989

б. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 тт. /под ред.Г.С.Года, А.В.Карганова, В.Я.Лакшина, П.Н.Николаева, А.И.Пузикова, В.В.Новикова, тт. 1-5. М., 1989-1990.

7 . Булгаков М.А. "Я хотел служить народу": Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. Предисл. П.С. Попова. Сост., биохроника Б.С.Мягкова. М., 1991

8 . Булгаков М.А. Великий канцлер. Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита". Сост., публикация, предисл. и коммент.

В.И.Лосева. М., 1992

9. Булгаков М.А. Из лучших произведений: Грядущие перспективы.Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер. Подготовка текста, предисл., коммент., В.И.Лосева. М., 1993

10 Булгаков М.А. "И судимы были мертвые..."-: Романы. Повесть. Пьесы. Эссе. Сост., прим., биохроника Б.С.Мягкова. Предисл. В.Я.Лакшина. М., 1994

11. Булгаков М.А. Пьесы 30-х годов/ под ред.А.А.Нинова. Предисл.A.M.Стремлянского. Спб., 1994

12 Булгаков М.А. Записки юного врача. Сост. и предисл. К.Н.Питоевой. Коммент. С.П.Ноженко, Г.Е.Аронова и Л.В.Вдовиной. Киев, 1995

13 . Булгаков М.А. "Рукописи не горят": Роман "Мастер и Маргарита". Фантастические повести. Автобиографические материалы. Предисл. М.С.Петровского, Послеслов. Ф.Р. Балонова. М., 1996

14 . Булгаков М.А. Избранные сочинения в 2-х томах. М., 1996

Литература о жизни и. творчестве М.А.Булгакова Литературно-критические монографии и сборники

15. Гиреев Д.А. Михаил Булгаков на берегах Терека: Документальная повесть. Орджоникидзе, 1980

16. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила

Булгакова. М., 1983

17 . Лакшин В.Я. Булгакиада. М., 1987

18 . Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

19. Петелин В. В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М., 1989

20 . Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. Предисл. Л.Яновской. Сост.В.И.Лосев. М.,1990

21. Виленский Ю.Г. Доктор Булгаков/ Послесл. Ю.Щербакова: Мастер и медицина. Киев, 19 91

22 . Творчество Михаила • Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография/Отв.ред Н.А.Грознова, А.И.Павловский. Л.,1991

23 . Соколов Б.В. Михаил Булгаков. М., 1991

24 . Паршин Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, мили 13 загадок Михаила Булгакова. Предисл. А.Вулиса М., 19 92

25. Творчество Михаила Булгакова: к 100 летию со дня рождения писателя. С. научн. работ/ Сост. Т.А.Пахарева, Л.А.Киселева, А.Ю. Мережинская. Киев, 1992

26. Яновская Л. Треугольник Воланда. Киев, 1992

27 . Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3/ ред. Н.А.Грозновой. Спб., 1995

28 . Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. М.,1997

Статьи

29. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе "Мастер и Маргарита"//в сборнике: Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990

30. Мазур Н.Л. Феномен "эмигрантности" в творчестве М.Булгакова // в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А.Р.Волков. Черновцы, 1991

31. Пенкина Е.О. Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова // в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А.Р.Волков. Черновцы, 1991

32. Косович И.А. К вопросу о масонской традиции в романе "Мастер и Маргарита" // в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А.Р.Волков. Черновцы, 1991

33 . Минакова A.M. Об одном лейтмотиве в философской прозе М.Булгакова //в сб. Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Самара, 1991

34 . Пенкина Е.О. Жизнь и смерть в художественном мире М.Булгакова //в сб. Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте.Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Самара, 19 91

35 . Кораблев A.A. Михаил Булгаков и литературные

перекрестки "серебрянного века" //в сб. Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте.Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Самара, 1991

36. Киселева Л.Ф. Иешуа и Воланд: сквозной скрытый диалог//в сб. Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте.Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Самара, 1991

37 . Скалон Н.Р. Природа человека в романе "Мастер и Маргарита" //в сб. Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте.Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Самара, 1991

38 . Зайцев A.B. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М.Булгакова//Вест МГУ. Филология. 19 91, № б.

39. Фуссо Сюз. "Собачье сердце" - неуспех превращения// в сб. К 100 летию со дня рождения М. Булгакова//Литературное обозрение. 1991, №5

40. Марков А. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992

41. Золотоносов М. Родись второрождением тайным...//Вопросы литературы. М., 1989, №4.

42 . Иоффе С. Тайнопись в "Собачьем сердце"

Булгакова//Слово. М., 1992, №8

43. Ионин JI. Вопросы жизни и смерти: Заметки социолога о власти и свободе творчества// Литературное обозрение, 1989,№2

44 . Петровский М. Дело о "Батуме" //Театр.М.-, №2, 1990

45 . Ерыкалова И.Е. Закат Европы в "Блаженстве", //в сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 1995

46. Вахитова Т.М. Письма М. Булгакова правительству как литературный факт// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 1995

47 . Герасимов Д. В пределах вечности: (Кровь и огонь в "Мастере и Мрагарите" // День. М., 1992, №17

48 . Ионин Л. Г. Понимание и экпертиза// Вопр. философии. М., 1991, №10

49. Кораблев A.A. Хорошо продуманное пророчество (философские идеи романа) //Лепта.М.,1991, №5

50. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"// Научн докл. высш. шк. филол. науки. М., 1991, №1

51. Поваров В.Н. 0 влиянии Достоевского на Булгакова в романе "Мастер и Маргарита"// в сб. Достоевский и современность. Новгород, 198 9 :

52 . Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков// Философские науки, М., 1990, № 7

53. Соколов Б. В. Андрей Белый и Михаил Булгаков// Рус. лит., Спб., 1992, №2

54 . Соколов Б. В. Американский дипломат - знакомец Михаила Булгакова// Иностр. лит., М., 1991, №5

55 . Соколов Б.В. Генрих Сенкевич и Михаил Булгаков: "Злых людей нет на свете " // Моск. правда, 1991, 15 мая

56. Соколов Б. В. Мастер и Демон ( Михаил Булгаков и Лев Троцкий: заочный диалог) //Ленинское знамя, М., 1991, 26 июня

57 . Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" //в сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 1995

Авторефераты диссертаций

(целиком посвященные М.А. Булгакову)

58 . Скоропанова И.С. Идейно-художественные искания М.А.Булгакова (20-е годы)/канд. филолог, наук/ Минск, 1972

59. Немцев В. И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова/канд филолог. наук/М., 1986

60. Кораблев A.A. Ученичество как принцип читательского восприятия (на материале романа "Мастер и Маргарита"/канд. Филолог. наук/ Киев, 198 9

Библиографические указатели

61. Мягков Б. С. Михаил Булгаков: материалы к персоналии//в сб. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография/Под ред. Н.А.Грозновой, А.И.Павловского.СПб, 1995

62 . Булгаков М.А. Библиографический указатель. Вильнюс, 1988

63. Мастер: М.А.Булгаков. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1992

Дополнительная литература

64 . Этическая мысль. Научно-публицистические чтения//Под ред. A.A. Гусейнова, В.Жемяйтис, И.С.Кона, В.М.Межуева, Ю.В.Согомонова, А.И.Титаренко, В.И.Толстых, М., 1988

65. Лосский Н.О. История-русской философии. М., 1994

66. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.М.,1991

67. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.,1994

68 . Соловьв B.C. Оправдание добра. М., 1996

69. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.,1988

70. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского, М., 1979

71. Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности М., 1996

72 . Словарь по этике// ред. И.С.Кона. М., 1981

73. Уэллс Г. Современная утопия. Спб., 190 6

74 . Перри Д.М. Багровое царство. СПб.,1908

75 . Шпенглер. 0. Закат Европы. Причинность и судьба, ч.1, Пг., 1923

76. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1983

77 . Ермолинский С. Из записок разных лет. М., 1990

78 . Степун Ф. Мысли о России. Современные записки. СПб., 1924

79. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

80 . Митрохин JI.H. Философия религии. М., 1993

81. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993

82 . Гуревич П.Человек в авантюре саморазвития// Э.Фромм. Психоанализ и этика. М.,1993

83. Эткинд А.Эрос невозможного. История психоанализа в России. С-Петербург, 1993

84 . Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1990

85. Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. Психологическое исследование. М., 1992

86. Воронский А.К. Фрейдизм и искусство, 1925

87 . Гроф С. За пределами мозга. М., 1992

88 . Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994

89. Proffer Е. Bulgakov: Life and Work. Ann Abor:Ardis, 1984

90. Right A.C. Michail Bulgakov:Life and interpretations. Toronto, 1978

91. Lowe D. Bulgakov and Dostoevsky: A Tale of Two Ivans//Russian Literature Triquaterly, Ann

Arbor, 1978, Nol5

Stenbock-Ferraor E. Bulgakov's "The Master and Margarita" and Goethe's "Faust"// Slavic and East European Journal, L, 1981, V. 13, No3 Natov N. A Bibliography of Works by and about Mihail Bulgakov|| Canadian-American Slavic Studies, Toronto, 1981,V. 15, No 2-3

93.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков//

Философские науки, М., 1990, № 7 2Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.,1988

3 Булгаков М.А. "И судимы были мертвые...": Романы. Повесть. Пьесы. Эссе.Сост., прим., биохроника Б.С.Мягкова. Предисл. В.Я.Лакшина. М., 1994

4 Булгаков М.А. "Рукописи не горят": Роман "Мастер и Маргарита". Фантастические повести. Автобиографические материалы.Предисл.

М.С.Петровского,Послеслов. Ф.Р. Балонова. М., 1996

5 Булгаков М.А. "Я хотел служить народу": Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. Предисл. П.С. Попова. Сост., биохроника Б.С.Мягкова. М., 1991

6 Булгаков М.А. Библиографический указатель. Вильнюс, 198 8

7 Булгаков М.А. Великий канцлер. Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита". Сост., публикация, предисл. и коммент. В.И.Лосева. М., 1992

8 Булгаков М.А. Записки юного врача. Сост. и предисл. К.Н.Питоевой. Коммент С.П.Ноженко, Г.Е.Аронова и Л.В.Вдовиной. Киев,19 95

9 Булгаков М.А. Из лучших произведений: Грядущие перспективы.Собачье сердце. Белая гвардия. Бег. Великий канцлер.Подготовка текста, предисл., коммент., В.И.Лосева. М., 1993

10 Булгаков М.А. Избранные сочинения в 2-х томах. М., 1996

11 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман. Статьи В.Я.Лакшина и П. В . Палиевского-. М., 1989

12 Булгаков М.А. Письма. М., 1989

13 Булгаков М.А. Письма: 'Жизнеописание в документах. Предисл В.В.Петелина. Сост. и коммент. В.И.Лосева и В.В.Петелина. М., 1989

14 Булгаков М.А. Пьесы 20-х годов,под ред. и с пред. А.А.Нинова. Л.,1989

15 Булгаков М.А. Пьесы 30-х годов/под ред А.А.Нинова. Предисл А.М.Стремлянского. Спб.,1994

16 Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 тт./под ред. Г.С.Года, А.В.Карганова, В.Я.Лакшина,

П.Н.Николаева,А.И.Пузикова, В.В.Новикова. тт. 1-5. М., 1989-1990.

17 Булгаков М.А. Чаша жизни: Повести. Рассказы. Очерки. Фельетоны. Пьесы. Письма. Предисл. Б.В.Соколова. Сост., подготовка текстов и коммент. Б.С.Мягкова и Б.С.Соколова. М., 1988

18 Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. Предисл Л.Яновской. Сост.В.И.Лосев. М.,1990

19Вахитова Т.М. Письма М. Булгакова правительству как литературный факт// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 19 95 20Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и

литургическая символика в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" // в сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 1995 21 Герасимов Д. В пределах вечности: (Кровь и огонь в "Мастере и Мрагарите"// День. М., 1992, №17 22Гроф С. За пределами мозга. М., 1992

23 Гуревич П.Человек в авантюре саморазвития//Э.Фромм. Психоанализ и этика. М.,1993

24 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

25 Ермолинский С. Из записок разных лет. М., 1990 2 6Ерыкалова И.Е. Закат Европы в "Блаженстве".//в

сб. Творчество Михаила Булгакова. Исследования, материалы. С-Петербург, 19 95 27Золотоносов М. Родись второрождением

тайным...//Вопросы литературы. М., 1989. №4. 2 8Ионин Л. Вопросы жизни и смерти: Заметки социолога о власти и свободе

творчества//Литературное обозрение, №9, 1989

29 Иоффе С. Тайнопись в "Собачьем сердце" Булгакова//Слово. М., 1992, № 8

30 Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе "Мастер и Маргарита"//

в сборнике: Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990 31Кораблев A.A. Хорошо продуманное пророчество

(философские идеи романа) //Лепта.М.,1991, №5

32 Косович И.А. К вопросу о масонской традиции в романе "Мастер и Маргарита"// в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А.Р.Волков. Черновцы, 1991

33 Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского, М., 1979

34 Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994

35 Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"// Научн докл. высш. Шк. филол. науки. М., 1991, №1

ЗбЛосский Н.О. Бог и мировое зло. М.,1994

37 Лосский Н.О. История русской философии.М., 19 94

38Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.М.,1991

39 Марков А. К вопросу о.религиозно-философских аспектах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"// в сб. Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992

40 Мастер: М.А.Булгаков. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1992

41 Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 19 93

42 Мягков B.C. Михаил Булгаков: материалы к персоналии//в сб. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография/Под ред. Н.А.Грозновой, А.И.Павловского.СПб, 1995

4 3 Немцев В.И. Проблема автора в романах

М.А.Булгакова/канд филолог. наук/М., 1986

4 4 Пенкина Е.О. Реализация идеи русского

экзистенциализма в творчестве М.А.Булгакова// в сб. Тезисы республиканских Булгаковских чтений/ Отв.ред. А.Р.Волков. Черновцы, 1991

45 Петровский М. Дело о "Батуме" //Театр. М., №2, 1990

4 б Разин A.B. От моральных абсолютов к конкретной действительности М., 1996

47 Словарь по этике// ред. И.С.Кона. М., 1981

4 8 Соколов Б.В. Американский дипломат - знакомец

Михаила Булгакова// Иностр. лит., М., 19 91, №5

49 Соколов Б.В. Андрей Белый и Михаил Булгаков// Рус. лит., Спб., 1992, №2

5 0 Соколов Б.В. Генрих Сенкевич и Михаил Булгаков:

"Злых людей нет на свете "// Моск. правда,

1991, 15 мая

51 Соколов Б.В. Мастер и Демон ( Михаил Булгаков и Лев Троцкий: заочный диалог)//Ленинское знамя, М., 1991, 2 6 июня

52 Соколов Б.В. Энциклопедия булгаковская. М.,1997

53 Соловьв В.С. Оправдание добра. М., 1996

54 Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография/Отв.ред. Н.А.Грознова, А.И.Павловский. Л.,1991

55 Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн.З/

ред. Н.А.Грозновой. Спб., 1995

56 Творчество Михаила Булгакова: к 100 летию со дня рождения писателя. С. научн. работ/ Сост. Т.А.Пахарева, Л.А.Киселева, А.Ю. Мережинская. Киев, 1992

57 Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск, 1990

58 Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1983

5 9 Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, психологическое исследование. М., 1992

60 Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993

61 Фуссо Сюз. "Собачье сердце" - неуспех превращения// в сб. К 100 летию со дня рождения М.Булгакова//Литературное обозрение. 1991, №5

62 Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

63 Шпенглер. О. Закат Европы. Причинность и судьба, ч.1, Пг., 1923

64 Этическая мысль. Научно-публицистические чтения//Под ред А.А. Гусейнова, В.Жемяйтис, И.С.Кона, В.М.Межуева, Ю.В.Согомонова,

А.И.Титаренко, В.И.Толстых, М., 1988

65 Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. С-Петербург, 1993

66 Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983

67 Right А.С. Michail Bulgakov:Lifе and interpretations. Toronto, 1978

68Stenbock-Fermor E. Bulgakov's "The Master and Margarita" and Goethe's "Faust"// Slavic and East European Journal, L, 1981, V. 13, No3

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.