Миф о тангейзере и его рецепция в русской литературе второй половины XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кастрель, Вера Дмитриевна

  • Кастрель, Вера Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 175
Кастрель, Вера Дмитриевна. Миф о тангейзере и его рецепция в русской литературе второй половины XIX - начала XX века: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2013. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кастрель, Вера Дмитриевна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Сюжет о Тангейзере в Средневековье

1.1. Происхождение сюжета и основные мотивы

1.2. Немецкая народная баллада «Тангейзер»

Глава 2. Сюжет о Тангейзере у Г.Гейне и Д.И. Писарева: к «шестидесятническому» мифу о Тангейзере

2.1. Стихотворение Г. Гейне «Тангейзер»

2.2. «Тангейзер» Г. Гейне в восприятии литературной критики журнала «Русское слово»

Глава 3. Рецепция оперы Р. Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» на рубеже Х1Х-ХХ вв

3.1. Опера Р. Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге»

3.2. Восприятие личности и творчества Р. Вагнера в России рубежа Х1Х-ХХ вв

3.3. Восприятие оперы «Тангейзер» в России рубежа Х1Х-ХХ вв

3.4. Рецепция оперы «Тангейзер» в беллетристике и пародии рубежа Х1Х-ХХ вв

Глава 4. Миф о Тангейзере в Англии второй половины XIX века и М. Кузмин: к «декадентскому» мифу о Тангейзере

4.1. Миф о Тангейзере в Англии второй половины XIX в. (У. Патер, А. Суинберн, У. Моррис, О. Уайльд, О. Бердслей)

4.2. Восприятие сцены вакханалии из оперы «Тангейзер» в России рубежа Х1Х-ХХ вв

4.3. Сюжет о Тангейзере в творчестве М. Кузмина

Глава 5. Миф о Тангейзере в творчестве А. Блока

5.1. Лирика А. Блока (1898-1906 гг.), «Песня Судьбы» (1908)

5.2. Драма А. Блока «Балаганчик»

5.3. Поэма А. Блока «Соловьиный сад»

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Миф о тангейзере и его рецепция в русской литературе второй половины XIX - начала XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы

В центре исследования находится легендарный сюжет о Тангейзере, отразившийся во множестве художественных текстов мировой литературы. В связи с этим представляется возможным рассмотрение этого сюжета как одного из «вечных сюжетов», или мифов, мировой литературы, а образа Тангейзера — как одного из «вечных образов». Уже сложилась определенная исследовательская традиция рассмотрения «вечных» сюжетов и образов мировой литературы. Обобщая опыт изучения мифа от немецких романтиков до ритуально-мифологической школы в литературоведении (Н. Фрай, М. Бодкин), Е.М. Мелетинский констатирует тот факт, что «понятие "мифа" постепенно распространилось на такие широкие, чисто литературные обобщения, которые у нас иногда называют "вековыми образами" вроде Дон Жуана, Фауста, Дон Кихота, Гамлета, Робинзона»1. Употребление понятия "миф" в данном случае подчеркивает высшую степень обобщенности подобного рода образов и спектра сюжетов, с ними связанных. Подобно мифу в узком понимании слова, «вековые образы», о которых пишет Е.М. Мелетинский, стали играть роль мифа по отношению к последующей литературе, в которой они подвергаются все новым и новым интерпретациям. Они моделируют «не только социальные характеры своего времени, но некоторые общечеловеческие кардинальные типы поведения» . Обычно в такого рода исследованиях рассматривается эволюция сюжета от легендарных версий до известных литературных обработок Нового времени. Так, например, с XIX века и по сей день продолжают появляться исследования об образах Фауста или Дона Жуана .

' Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 2012. С. 93.

2 Там же. С. 246-247.

Среди подобного рода исследований достаточно назвать следующие работы: Weinstein L. The metamorphoses of Don Juan. Stanford, 1959.; Багно B.E. Дон Жуан // Пушкин: Исследования и материалы. Т. VXIII-XIX. СПб. 2004. С. 132-138.; Аникст A.A. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М. 2003; Ишимбаева Г.Г. Фаустианская тема в немецкой литературе: Дисс. док. филол. наук по спец. 10.01.05. М., 1999; Булахова П. В. Миф о Леонардо да Винчи в русском художественном сознании XX века: автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. 10.01.01. М., 2012. и другие работы.

Сюжет о Тангейзере обладал большим мифогенным потенциалом. На поверхностном уровне легенды о Тангейзере наблюдается конфликт между язычеством и христианством, воплощенных, соответственно, в образах Венеры и Папы Римского. Конфликт разыгрывается в душе Тангейзера, который не может выбрать одну из взаимоисключающих сущностей. Также конфликт легенды может быть спроецирован на историю европейской цивилизации, где борются язычество и христианство. В литературе Нового времени противопоставление язычества и христианства в легенде было осмыслено как конфликт между духом и плотью, а Тангейзер, бросающий вызов традиционной христианской морали, понят как борец за свободу нравственного самоопределения личности. Дополнительный мифогенный потенциал сюжету о Тангейзере придает фигура исторического Тангейзера, которой приписаны события, происходящие в легенде. Поскольку реальный Тангейзер был миннезингером, средневековым поэтом, побег легендарного Тангейзера в царство Венеры мог быть понят как вызов художника обществу, как борьба за свободу творческого самоопределения. Именно в этом ключе тему развивали Г. Гейне и Р. Вагнер.

Неудивительно, что сюжет о Тангейзере оказывается востребованным в литературе на рубеже Х1Х-ХХ веков на волне интереса к мифу в узком понимании слова. Раздробленная картина мира в данную эпоху провоцирует поиски «скрепляющего» начала. Миф привлекает внимание и философов (Ф. Ницше, А. Бергсон, 3. Фрейд, Г. Юнга), и писателей, сознательно ориентирующихся на миф как на инструмент художественной организации «материала и средство выражения неких "вечных" психологических начал или хотя бы стойких национальных культурных моделей»4. Особую роль в мифологизации образа Тангейзера в России играет всплеск интереса к творчеству Р. Вагнера и вагнеровской интерпретации легенды в музыкальной драме «Тангейзер и состязание певцов в Варбурге». Вагнер считал миф родоначальником греческой трагедии и прообразом всякого творчества, высшим

4 Мелетинский Е.М. Указ. Соч. С. 3.

образцом которого является синтетическая форма искусства — музыкальная драма. С точки зрения Вагнера, «миф полностью овладевает действием и дает универсальный поэтический язык для описания общечеловеческих чувств, вечных коллизий между людьми, движений природы и т. д., для выражения великой драмы, разыгрываемой между природой и культурой, самого трагизма человеческого существования, личного и социального»5. По Вагнеру, для народа миф выполняет важную практическую функцию — структурирование хаотичного жизненного материала, возврат к первоистокам, «естественным» началам бытия, преодоление субъективизма в процессе всеобщего акта мифотворчества. В то же время в России рубежа XIX-XX вв. сюжет о Тангейзере мог стать благодатной почвой для приложения теории Ф. Ницше о дионисийско-аполлонической структуре мироздания и восприятии истории как вечного возвращения. Дионисийская экстатично сть, музыкальность, стихийность и плотскость, воплощенные в образе царства Венеры, находятся в вечном противоборстве с аполлонической упорядоченностью, эманацией который выступает христианство. Борьба этих двух начал разыгрывается как в фабуле легенды о Тангейзере, так и в вечно повторяющихся ситуациях в истории и в судьбах людей. Мистериальное творчество Вагнера, как по мысли самого Ф. Ницше, так и в восприятии русской культуры рубежа XIX-XX вв., было призвано привести два противоборствующие начала к синтезу в музыкальной драме.

Так, образ Тангейзера предполагает и экзистенциальный вектор мифологизирования с извечным противопоставлением духа и плоти, и социальный вектор с неизбежным столкновением личной активности индивида с обществом. В начале XX века сюжет о Тангейзере уже был осознан в русском литературоведении как один из вечных образов огромной обобщающей силы: «Имя его [Тангейзера] достойно бессмертия. Оно вплетено в вечный хоровод плеяды великих мировых типов: Дон Жуана, Фауста и Прометея»6. При этом в

5Там же. С. 258.

6 Дейч А. Сказание о Тангейзере. Историко-литературный очерк // Ежемесячные

литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива» на 1914 год. Т. 1.

современном русском литературоведении и культурологии наблюдается низкая степень изученности мифа о Тангейзере.

Миф о Тангейзере не остался без внимания западных исследователей. Среди основных трудов, посвященных его изучению, следует назвать работы Ф.С. Барто «Тангейзер и гора Венеры: Исследование легенды о германском рае»7, Дж. М. Клифтон-Эвереста «Трагедия рыцарства: происхождение легенды

о о

о Тангейзере , О. Лехмана «Происхождение сказания о Тангейзере» . Существует ряд исследований мифа о Тангейзере в художественной литературе Германии и Великобритании. Среди них, например, можно назвать труд Д. Кегель «Обработка сказания о Тангейзере в немецкой литературе XIX-XX вв.»10 и статью М. Потольски «Декадентская субкультура»11.

Особое место в научной литературе занимают комплексные исследования. Это монографии, в которых прослеживается история сюжета от возникновения средневековой легенды на основе древнейших мифологических мотивов до формирования мифа о Тангейзере в культуре XVIII-XX вв. (Б. Фасс «La Belle Dame sans merci и эстетика романтизма» , X. Вейгель, В. Кланте, И. Шульц «Тангейзер в искусстве»13, К. Теббен «Тангейзер: биография одной легенды»14). В отечественном литературоведении до сих пор существует единственный масштабный труд по данной теме — диссертационное исследование М.Г. Белоусова «Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XIII-XX веков: К проблеме "вечных героев" европейской

СПб., 1914. С. 307.

7 Bart о Ph.S. Tannhäuser and the mountain of Venus: A Study in the Legend of the Germanic

Paradise. New York. 1916.

8 Clifton-Everest J.M. The tragedy of knighthood: Origins of the Tannhauser legend. Oxford. 1979.

9 Löhmann О. Die Entstehung der Tannhäusersage // Fabula. - 2009. - September, Vol. 3, Issue 2. -

pp.224-253.

10 Koegel D. Die Auswertung der Tannhauser-Sage in der deutschen Literatur des 19 und 20. Jahrhunderts. Diss. Muenchen, 1922.

11 Potolsky M. The Decadent counterpublic // Romanticism and Victorianism on the Net (ISSN 1916-1441). - 2007. - №48 (Novembre). - URL http://id.erudit.org/iderudit/017444ar — DOI: 10.7202/017444a.

1 "У •

Fass B. La Belle Dame sans merci and the Aesthetics of Romanticism. Detroit, 1974. Weigel H., Klonte W., Schulze I. Tannhäuser in der Kunst. Bucha bei Jena, 1999.

14 Tebben K. Tannhäuser: Biographie einer Legende. Göttingen, 2010.

литературы»15, в котором, однако, указанные выше монографии не учтены.

Обобщающего исследования, посвященного рецепции сюжета о Венере и Тангейзере в русской литературе, до сих пор нет. Меж тем богатство литературного материала второй половины XIX - начала XX века позволяет говорить о том, что и в русской литературе данный сюжет играл не последнюю роль и портрет литературной эпохи без внимания к мифу о Тангейзере был бы неполным. Сюжет о Тангейзере отразился в статье Д.И. Писарева «Реалисты», в лирическом цикле К. Бальмонта «Зачарованный грот», в стихотворениях М. Волошина «Тангейзер» и Эллиса «Тангейзер на турнире», в драме «Балаганчик» и поэме «Соловьиный сад» А. Блока, в романах «Крылья» М. Кузмина и «Жертвы страсти» Н. Дингелыптедта и в ряде других произведений.

Беглые замечания о связи сюжета о Тангейзере с поэмой «Соловьиный сад» А. Блока были сделаны Д.Е. Максимовым и И.С. Приходько («Сюжет поэмы А. Блока "Соловьиный сад" и его истоки»16) и Д.М. Магомедовой («Блок

17

и Стриндберг» ). В статье Р. Войтеховича «Вагнеровский подтекст в "Стихах к Блоку" Марины Цветаевой»18 отмечено, что мотив грота Венеры в «Каменном ангеле» связан с оперой «Тангейзер» Р. Вагнера и этот же мотив присутствует в первой части романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей». Сюжет о Тангейзере становится основной темой исследования в статье М. Дьендьеши «Поэма Блока "Соловьиный сад" и сюжет "Тангейзера"»19. Отражение сюжета о Тангейзере в других произведениях русской литературы до сих пор не привлекало пристального внимания исследователей, а упомянутые замечания

15 Белоусов М.Г. Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы ХШ-ХХ веков: К проблеме «вечных героев» европейской литературы: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2003.

16 Максимов Д. Е., Приходько И. С. Сюжет поэмы А. Блока «Соловьиный сад» и его истоки // Известия АН СССР, Сер. Литературы и языка. Т. 46. - 1987. - №6. - С. 510-528.

17 Магомедова Д. М. Блок и Стриндберг // Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. М., 1997. С. 164-172.

18 Войтехович Р. Вагнеровский подтекст в «Стихах к Блоку» Марины Цветаевой // Блоковский сборник XVI: Александр Блок и русская литература первой половины XX века. Тарту, 2003. С. 126-141

19 Дьендьеши М. Поэма Блока «Соловьиный сад» и сюжет «Тангейзера» (От немецкого романтизма к Р. Вагнеру) // Александр Блок: Исследования и материалы. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. <Т.4>. С. 178-193.

требуют разработки.

Актуальность и научная новизна исследования определяются в первую очередь неразработанностью данной темы в научной литературе, отсутствием обобщающего исследования мифа о Тангейзере в русской литературе. Более того, и сам миф о Тангейзере, и традиция его изучения в зарубежной литературе практически не отрефлектированы в отечественной науке. Таким образом, данное диссертационное исследование представляется актуальным не только с точки зрения разработки темы в русской литературе, но и вводит в поле отечественной науки результаты исследований западных ученых. Поскольку предметом исследования является миф как категория не только литературоведческая, но и культурологическая, данный труд вносит вклад в исследование культуры России второй половины XIX — начала XX века. Рассмотрение сюжета о Тангейзере в культурном сознании различных эпох — 1860-х годов и декаданса рубежа Х1Х-ХХ вв. — дополняет и уточняет те культурные коды, которые существовали в указанные исторические периоды. Отдельно стоит отметить актуальность данного исследования для музыковедения, особенно для изучения рецепции творчества Р. Вагнера в России, поскольку до сих пор не предпринималось попыток обобщить и отрефлектировать историю постановок и восприятие оперы «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» критиками и деятелями культуры рубежа XIX-XX вв. Рассмотрение проблемы восприятия оперы в России указанного периода оказывается актуальным не только для характеристики культурного облика эпохи, но и для прояснения источников ряда образов и мотивов художественных текстов начала XX века. В первую очередь это относится к творчеству М. Кузмина и А. Блока. В блоковедении до сих пор не исследовался сюжет о Тангейзере как источник блоковских образов и мотивов на различных этапах «трилогии вочеловечения». Не менее актуальным представляется введение в научный оборот малоизвестных текстов — пьесы-пародии Лео (Л. М. Медведев?) «Стихотворец-декадент» , очерка Д. И. Стахеева «Тангейзер (Из

20 Лео. Стихотворец-декадент, Или Тангейзер конца XIX в. // Будильник. М., 1893. - ноябрь,

воспоминаний)»21, шведского романа А. Лундегорда «Новый Тангейзер»22,

23

романа Н. Дингелыптедта «Жертвы страсти: Тангейзер нашего времени» . Анализ беллетристики и пародии, как известно, зачастую оказывается более репрезентативным для воссоздания культурного кода и вкусов эпохи, так как демонстрирует «общие места» в литературной практике.

Даже в жанре диссертационного исследования невозможно охватить все тексты, в которых отразился сюжет о Тангейзере. Поскольку в центре нашего внимания оказывается формирование и функционирование мифа, отбор источников продиктован принципом репрезентативности, то есть ценностью рассматриваемых текстов для формирования той или иной вариации мифа о Тангейзере. При таком подходе невозможно избежать некоторой фрагментарности в отборе источников, однако этот же поход позволяет подробнее проанализировать функционирование мифа о Тангейзере во внутренне цельных дискурсах: в либерально-демократической критике «шестидесятников», в художественной практике «декадентской субкультуры», в текстах периода «моды» на Вагнера, рассчитанных на массового читателя, в эволюции поэтики отдельно взятого автора — А. Блока. В то же время отбор источников продиктован междисциплинарным уклоном исследования. Миф о Тангейзере формируется не только в художественных текстах, но и в публицистике, в мемуарной прозе, в опере, балете, живописи, графике.

Исследование в основном проводится на материале художественных текстов - лирических («Тангейзер» Г. Гейне, стихотворения А. Блока 1898-1915 гг.), эпических (роман А. Лундегорда «Новый Тангейзер», повесть О. Бердслея «История Венеры и Тангейзера», сказка «Рыбак и его Душа» и роман «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, роман «Крылья» М. Кузмина, роман «Жертвы страсти» Н. Дингелыптедта»), драматических (либретто оперы «Тангейзер» Р. Вагнера, пьеса-пародия «Стихотворец-декадент» Л.М. Медведева,

№31. - С.176-177.

91

Стахеев Д.И. Тангейзер: (Из воспоминаний) // Стахеев Д. И. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 7. СПб., 1903. С.269-293.

22

Лупдегорд А. Новый Тангейзер: Роман. СПб., 1898.

23 Дингелъштедт Н.Ф. Жертвы страсти: (Тангейзер нашего времени). СПб., 1900.

«Балаганчик» и «Песня Судьбы» А. Блока). В рамках исследования мифа о Тангейзере в 1860-е гг. в России в качестве источников привлекаются переводы поэтического текста (стихотворения Г. Гейне «Тангейзер»), статья Д.И. Писарева «Реалисты» и анонимная статья «Новые материалы для биографии и характеристики Гейне». В третьей главе, анализируя восприятие оперы Р. Вагнера в критике, мы активно используем газетные и журнальные статьи и заметки. Для характеристики мифа о Тангейзере в зарубежной культуре второй половины XIX в. мы используем в качестве источников живопись («Laus Veneris» Э. Берн-Джонса), графику (иллюстрации к повести О. Бердслея). Балетная сцена вакханалии в постановке М. Фокина оказывается ценным источником для представления о «декадентской» версии мифа о Тангейзере в России. Также к работе по мере необходимости привлекаются источники дневникового и мемуарного характера.

Предметом данного исследования является миф о Тангейзере, сформировавшийся в зарубежной и русской культуре второй половины XIX — начала XX века. Объект исследования - формирование мифа о Тангейзере в зарубежной литературе и его рецепция в русской литературе, то есть формирование мифа о Тангейзере в России. Таким образом, цель исследования — охарактеризовать миф о Тангейзере в зарубежной и русской литературе и культуре второй половины XIX - начала XX века, а также выявить особенности репрезентации мифа о Тангейзере в нескольких внутренне цельных дискурсах (критика журнала «Русское слово» в 1860-е годы, «декадентская субкультура» начала XX в., беллетристика и пародия начала XX в., творчество А. Блока 18981915 гг.). В рамках достижения обозначенной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Охарактеризовать мотивную структуру сюжета о Тангейзере; проанализировать средневековую балладу «Тангейзер» как текст-первоисточник мифа о Тангейзере.

2. Проанализировать трансформацию балладного сюжета о Тангейзере в стихотворении Г. Гейне «Тангейзер»; выявить особенности рецепции

стихотворения Г. Гейне в литературной критике журнала «Русское слово» в 1860-е гг. и тем самым описать «шестидесятнический» миф о Тангейзере.

3. Проанализировать трансформацию балладного сюжета о Тангейзере в музыкальной драме Р. Вагнера «Тангейзер»; охарактеризовать особенности восприятия оперы «Тангейзер» в России рубежа Х1Х-ХХ вв.; воссоздать историю постановок «Тангейзера» и отрефлектировать их восприятие в России рубежа Х1Х-ХХ вв.; проанализировать влияние и особенности отражения оперы в беллетристике и пародии того же периода (А. Лундегорд, Н. Дингелыптедт, Д. Стахеев, Л. М. Медведев).

4. Охарактеризовать «декадентский» миф о Тангейзере, сформировавшийся в английской литературе и культуре второй половины XIX века (А. Суинберн, У. Патер, У. Моррис, О. Уайльд, О. Бердслей); прояснить роль образа вакханалии в гроте Венеры в романе М. Кузмина «Крылья»; проанализировать балетную сцену вакханалии из оперы «Тангейзер» в постановке М. Фокина (1910) в качестве визуально-пластического компонента «декадентского» мифа о Тангейзере.

5. Наметить, проанализировать и интерпретировать эксплицитные, имплицитные и возможные рефлексы сюжета о Тангейзере в творческой эволюции А. Блока; охарактеризовать миф о Тангейзере у А. Блока.

Структура диссертационного сочинения обусловлена

последовательным решением задач, ведущих к достижению целей исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников, научной и справочной литературы. Порядок глав продиктован последовательным освещением этапов рецепции, трансформации и формирования мифа о Тангейзере в России. На заключительном этапе диссертационного сочинения мы обращаемся к творчеству А. Блока, для которого были равно важны «шестидесятническая» и «декадентская» версии мифа о Тангейзере.

В пяти главах диссертационного сочинения доказываются следующие гипотезы:

1) Средневековая баллада «Тангейзер» содержит два структурообразующих мотива (связь человека с иноприродным существом, мотив зацветшего посоха), которые обеспечивают мифогенный потенциал сюжета о Тангейзере для русской литературы (А. Белый, Д. Мережковский, А. Амфитеатров). Трехчастная сюжетная схема баллады «Тангейзер» ложится в основу большого количества текстов о Тангейзере в последующей литературе и воспроизводится в опере Р. Вагнера «Тангейзер».

2) В стихотворении Г. Гейне сюжет о Тангейзере спроецирован на судьбу художника. В литературной критике журнала «Русское слово» (1860-е гг.) формируется «шестидесятнический» миф о Тангейзере как поэте-бунтаре и мученике. Пример такого поэта критики видят в самом Гейне. Романтическая ирония, игра точками зрения и уклонение от однозначной положительной программы в стихотворении Гейне «Тангейзер» остаются вне интересов «шестидесятнической» критики.

3) В 1890-е - 1900-е гг. на волне интереса к философско-эстетической концепции и музыкальным драмам Р. Вагнера опера «Тангейзер» плотно входит в русскую культуру и способствует формированию мифа о Тангейзере в массовой литературе. В пародии «Стихотворец-декадент» (Л.М. Медведев?) и в очерке «Тангейзер (Из воспоминаний)» (Д. Стахеев) трагический пафос оперы подвергается комическому снижению. «Стихотворец-декадент» отражает неприятие зарождающегося русского символизма «демократической» критикой в начале 1890-х гг. В романах «Новый Тангейзер» (А. Лундегорд) и «Жертвы страсти (Тангейзер нашего времени)» (Н. Дингелынтедт) образ Тангейзера соотнесен с социальным типом, героем времени, не способным пожертвовать личным счастьем для служения обществу или искусству.

4) Как на формальном, так и на идейно-эстетическом уровне роман М.А. Кузмина «Крылья» связан с литературой и культурой

английского декаданса (У. Патер, О. Уайльд, О. Бердслей). Для «декадентского» мифа о Тангейзере характерны скандальность, интермедиальный тип формирования мифа, изображение грота Венеры как идеального места пребывания художника, утверждение самоценности чувственного опыта. Балетная сцена вакханалии в постановке М. Фокина (Мариинский театр, 1910) входит в круг «канонических» интерпретаций сюжета о Тангейзере в русской «декадентской субкультуре».

5) Миф о Тангейзере в творчестве А. Блока вбирает в себя как черты «шестидесятнической» и «декадентской» версий мифа, так и блоковского мифа о «павшей» героине/пленной царевне/пленном герое. Наложение мифов друг на друга демонстрирует неомифологический тип рецепции сюжета о Тангейзере в творчестве Блока.

Миф как предмет исследования неизбежно определяет широкую теоретико-методологическую базу диссертационного сочинения, так как изучение мифа требует комплексного подхода в работе с материалом. Историко-культурный и сравнительно-исторический методы позволяют анализировать особенности репрезентации мифа о Тангейзере в различные эпохи и в различных видах искусства. В анализе литературных текстов рецепция сюжета о Тангейзере рассмотрена как проблема текста в тексте. Данная проблема, в свою очередь, распадается на два аспекта: проблему бытования средневекового сюжета в художественной литературе Нового времени и проблему творческого взаимодействия индивидуальных художественных систем авторов Х1Х-ХХ вв. В обоих случаях мы прибегаем к сопоставительному анализу текстов. С точки зрения З.Г. Минц, существуют две «частные методики» для сопоставительного анализа текстов. Первая «частная методика» воспринимает текст с позиции слушающего, то есть предполагает сосредоточенность на своеобразии автора. При этом тексты-источники «будут интересны лишь с точки зрения

преломления их в сознании воспринимающего писателя»24. Вторая «частная методика» предполагает позицию «говорящего». В этом случае писатель, сколько бы он ни был своеобразен, будет интересовать нас как отражение определенной традиции. Грамотный сопоставительный анализ обязан сочетать оба подхода, «подчиненные более высокой задаче изучения активного

25

взаимодействия текстов в процессе культурного общения» . Думается, что понятие рецепции как раз синтезирует две «частные методики», поскольку предполагает активную творческую позицию реципиента по отношению к художественному высказыванию. Адресат сообщения не только «считывает» смыслы, заложенные автором и определяемые социокультурным горизонтом читателя, но и творчески интерпретирует произведение.

Проблема взаимодействия «своего» и «чужого» в художественном произведении охватывает как проблему бытования древних сюжетов в эпоху личного творчества (путь исследования, намеченный А.Н. Веселовским), так и проблему диалога различных «языков», точек зрения внутри произведения (путь, намеченный теорией романного слова М.М. Бахтина). Ю.Н. Тынянов (в основном в исследованиях по теории жанра) определял влияние «чужого» как генезис, а сравнительно-исторический метод назвал рассмотрением «вопроса о генезисе литературных явлений27, предполагая, что второй стороной исследования должен быть внутритекстовый анализ. Вслед за Ю.Н. Тыняновым мы будем обозначать очевидное влияние текста-источника на текст-реципиент как генетическую связь. В других случаях мы будем говорить о типологическом сходстве произведений, сюжетов или мотивов. И тот и другой аспекты, согласно

B.М. Жирмунскому, заслуживают внимания исследователя: «Историко-типологические схождения и литературные взаимодействия диалектически

24 Минц 3. Г. Блок и Гоголь // Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.

C.22

25 Там же. С. 23.

0 fi

Подробнее о понятии рецепции см. : Читатель // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008. С. 294-297.

27 Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.270

взаимосвязаны и в процессе литературного развития должны рассматриваться

28

как два аспекта одного исторического явления» . В нашем исследовании сопоставляются творческие миры различных авторов, которые обращались к сюжету о Венере и Тангейзере. В книге «Байрон и Пушкин» В.М. Жирмунский пользуется понятием заимствования, которое обозначает «перенесение определенного конкретного мотива»29 в произведение-реципиент. В нашем случае заимствование — это перенесение конкретного сюжета из текста в текст. Заимствование может быть экстраполировано на всю композицию произведения-реципиента (например, «Новый Тангейзер» А. Лундегорда или «Жертвы страсти» Н. Дингелыптедта), а может быть введено в текст на уровне аллюзии и реминисценции («Крылья» М. Кузмина, «Балаганчик» А. Блока).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кастрель, Вера Дмитриевна, 2013 год

Библиография Источники:

I.A. К. «Тангейзер» Вагнера. Мариинский театр // Санкт-Петербургские

ведомости. - СПб., 1900. - №147 (14 июня). - С.4. I.A. Калейдоскоп // Московские ведомости. - М., 1882. - № 38. — С. 3.

3.Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2 т. Т.1. / Под ред. В.Э. Вацуро, В.Н. Орлова. - М.: Художественная литература, 1980. - 550 с. -(Серия литературных мемуаров).

4.Александр Блок в дневнике Е.П. Иванова (1903-1941) // Александр Блок: Исследования и материалы. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. - С. 311-436.

5.Амфитеатров А. В. Мертвые боги: Рассказы, роман / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. Ю. Грякаловой. - М.: Современник, 1991.-541 с.

ЬАшкинази И. Г. Театр Вагнера: Публ. Лекция с муз. ил.: Программа. М.: тип.

«Печатное Дело», 1909. 1.Базунов С. А. Вагнер, его жизнь и музыкальная деятельность. СПб., 1891. Вып. 29.

8.Белый А. Жезл Аарона (О слове в поэзии) // Скифы: Альманах. - Пг., 1917. Вып. 1.С. 155-212.

9.Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 2 т. Т.1: Книга первая, вторая, третья / Изд. подготовили Н.И. Александрова, А.Л. Гришунин, А.Н. Савинов, Л.В. Андреева, Г.Г. Поспелов, Г.Ю. Стернин; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1990. - 712 с. - (Литературные памятники).

10.Бенуа А.Н. Художественные письма // Речь. - СПб., 1910. — 9 апреля, №97. -С. 2.

11 Бердслей О. История Венеры и Тангейзера // Уайльд О. Телени, Или оборотная сторона медали; Бердслей О. История Венеры и Тангейзера / Пер. А англ. - М.: ВРС, 2003. - 223 с. - (Улица красных фонарей).

12.Блок А. А. Балаганчик // Блок A.A. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4: Театр. М.; Л.: Гос. издательство худ. лит., 1961. С.7-21.

13.Блок A.A. Гейне в России: О русских переводах стихотворений Гейне // Блок A.A. Собрание сочинений. В 8 т. / Под общ. ред. В.Н. Орлова, A.A. Суркова, К.И. Чуковского. -Т. 6. - С. 116-150.

14.Блок A.A. Неизданные стихотворения 1897-1919 / Ре. И примеч. П.Н. Медведева. - Л.: Жизнь искусства, 1926. - 120 с.

15.Блок А. Письма к жене / ИМЛИ АН СССР; под ред. В.Г. Базанова, Д.Д. Благого, В.Р. Щербина; вступ. статья и коммент. В. Н. Орлова. - М.: Наука, 1978. - 414 е.- (Лит. наследство; Т. 89).

16.Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. 1: Стихотворения: Книга первая (1898-1904) / A.A. Блок; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им.

A.M. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); отв. ред. Ю.К. Герасимов; статьи O.A. Кузнецовой, З.Г. Минц. - М.: Наука, 1997. - 638 с.

И.БлокА. А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. 2: Стихотворения: Книга вторая (1898-1904) / A.A. Блок; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); отв. ред. и авт. ст. А. В. Лавров, 3. Г. Минц. - М.: Наука, 1997. - 894 с.

18.БлокА. А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. 4: Стихотворения, не вошедшие в основное собрание / A.A. Блок; Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - М.: Наука, 1999.-622 с.

19. Бодлер Ш. Избранные письма / Пер. с фр. под ред. и с примеч. С.Л. Фокина. - СПб.: Machina, 2012. - 366 с.

20.Бодлер Ш. Из статьи «Рихард Вагнер и "Тангейзер" в Париже // Иностранная литература. - М.,1971. - №6. - С. 169-175.

21 .Брюсов В. Александр Блок // Русская литература XX века / Под ред. С.А. Венгерова; послесл. и подгот. текста А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2004.-С. 384-390.

22.Вагнер Р. Избранные работы / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.

23.Вагнер Р. Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге (вторая, окончат. Ред. драмы) / Пер. В. Коломийцова (Парижская редакция). - М.: П. Юргенсон, 1913.-59 с.

24.Вагнер Р. Об увертюре // Репертуар русского театра. - СПб., 1841. - № 5. — С. 10-15.

25.Вагнер о «Тангейзере» (Окончание) // Русская музыкальная газета. - СПб., 1900. -№ 46 (12 ноября). - С. 1108-1115.

2в.Вагнер Р. Увертюра к «Тангейзеру» // Вагнер Р.: Статьи и материалы. - М.: Музыка, 1974. - С. 56-58.

21.Вальтер В. Ричард Вагнер // Русская мысль. - М., 1908. - №1. -С. 1-19.

28.Вильде Н. Гипноз успеха // Театр. - М., 1907. - №103. - С.19-20.

29.Гейне Г. Боги в изгнании / Пер. А. Горнфельда // Гейне Г. Полн. Собр. Соч. В 12 т. Т. 10 / Под. Общ. Ред. Н.Я. Берковского, И.К. Луппола; комм. Н.Я. Берковского. - М. ; Л.: ACADEMIA, 1937. - С. 67-94.

ЪО.Гейне Г. Духи стихий / Пер. А. Г. Горнфельда // Гейне Г. Полн. Собр. Соч. В 12 т. Т. 7 / Под. Общ. Ред. Н.Я. Берковского, П.С. Виноградской; Коммент. А. 3. Лежнева. - М. ; Л.: ACADEMIA, 1936. - С. 311-372.

31 .Гейне Г. Избранные произведения / Вступ. статья, ред. и комм. Я.М. Металлова. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1950. - 494 с.

32.Гейне Г. Разные / Комм. Н. Я. Берковского // Гейне Г. Полн. Собр. Соч. В 12 т. Т.2. / Общ. Ред. Н. Я. Берковского; коммент. Н.Я. Берковского и А. Дейча, ред. В. Левик, вступ. Статья А. Дейча. - М. ; Л.: ОГИЗ, 1948. - С. 49-132.

33.Гейне Г. Тангейзер (поэма) / Пер. Д.Д. Минаева // Русское слово: Литературно-политический журнал. - СПб, 1863. - №10 (октябрь), Отд. 1. -С. 235-240.

ЗА.Гейне Г. Тангейзер / Пер. Д. И. Писарева // Записки отдела рукописей. Выпуск 9: Н. А. Некрасов, Д.И. Писарев / Ред. Н. Л. Мещерякова. - М.: Гос. Библ. СССР им. В. И. Ленина, 1940. - С.69-71. 35. [Гейне Г. Тангейзер] / Пер. Д.И. Писарева // Русское слово: Литературно-

политический журнал. - СПб., 1861. - сентябрь. - С. 13-19. 3вТородецкий С.М. Цветущий посох: Вереница восьмистиший / Пг.: Грядущий день, [1914]. -142 с.

37.Греческие боги в германских преданиях // Отечественные записки. - СПб.,

1853. - Т.88, июнь. - С. 35-48. 38 Даргомыжский А. С. Избранные письма. М.: Музгиз, 1952. - 75 с. 39Дингелъштедт Н.Ф.: Жертвы страсти (Тангейзер нашего времени): роман.

СПб.: типо-лит. Я. Кровицкого, 1900. - 154 с. 40Дурылин С. Н. Рихард Вагнер и Россия: О Вагнере и будущих путях

искусства. Москва: Мусагет, 1913. - 68 с. 41 .Иванов. М. Музыкальные наброски. «Тангейзер». Пер. К. Званцова // Новое

время. - СПб., 1899. - 20 сент-2 окт., №8464. - С. 2. 42.Ильинский А. А. Рихард Вагнер, его жизнь и творения. Москва: Т-во И.Д. Сытина, 1913.

A3.Капп Ю. Рихард Вагнер: Биография/ Авториз. пер. Гр. Прокофьева. - М. : П. Юргенсон, 1913.

44.JКарсавина Т. Театральная улица: Воспоминания. М.: Центрполиграф, 2010. -317с.

45 .Кнорозовский И. М. Музыкальные заметки // Театр и искусство. - СПб.,

1910. - № 42. - С.775-776. 46.Кнорозовский ИМ. Тангейзер // Театр и искусство. - СПб., 1900. - №25, 18 июня. - С.450-452.

AI .Кнорозовский ИМ. Тангейзер (Продолжение) // Театр и искусство. — СПб.,

1900.-№32.-С. 564-566. А%.Кнорозовский ИМ. Тангейзер (Статья третья) // Театр и искусство. - СПб., 1900.-№41.-С. 718-721.

49.Кнорозовский ИМ. Тангейзер Рихарда Вагнера: Муз.-крит. этюд И.М. Кнорозовского. СПб.: Театр и искусство, 1901. - 70 с.

50.Кузмин М. А. Дневник: 1908-1915 / Пред., подготовка текста и комм. H.A. Богомолова, C.B. Шумихина. - СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2005. - 861 с.

51 .Кузмин М. А. Дневник 1934 года. / Под ред. Г.А. Морева. - Изд. 2-е, исправ.

и доп. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 е., ил. 52.Кузмин М. А. Крылья // Кузмин М. А. Проза: первая книга рассказов // Ред., прим. и вступ. ст В. Маркова. - Berkeley, 1984. - С.181-321.

ЪЪЛарош Г.А. Музыкальные очерки // Голос. - СПб., 1878. - 16 ноября, №317. -С. 1-2.

54. Лель. Возобновление «Тангейзера» // Артист: Музыкальный и художественный журнал. - М, 1893. - ноябрь, №31, Книга 11-я. - С. 176177.

55Лео. Стихотворец-декадент, Или Тангейзер конца XIX в. // Будильник. - М., 1893. - №10, 7 марта. - С. 3-4.

5вЛипаев И. В. Вагнериана: Спутник опер и музыкальных драм Рих. Вагнера. М., 1904.

57Лиштенберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель/ Пер. с предисл. С. Соловьева. - Москва: Творч. Мысль, 1905.

5%.Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. -216 с.

59Лундегорд А. Новый Тангейзер: Роман: Пер. со швед. СПб., 1898. -190 с.

60.Л. П. «Тангейзер»: Вакханалия // Русское слово. — М., 1914. — № 96, 26 марта. - С.7.

61 .Мазинг Б. Ершов: Материалы к характеристике. М. ; Л.: Книгоиздательство РСФСР «Кинопечать», 1928.

62.Мариинский театр // Новое время. - СПб., 1899. - 1 октября, №8464. - С.4.

63.Мариинский театр // Новое время. - СПб., 1899. - 12октяря, №8474. - С.4.

64.Мариинский театр. XV. Возобновление «Тангейзера» // Русская музыкальная газета. - СПб., 1899. - №39 (26 сентября). - С. 942-946.

65.Мережковский Д.С. Петр и Алексей: Исторический роман / Послесл. В. Попова. - Краснодар: Кн. изд-во, 1990. - 430.

66.Народный дом // Новое время. - СПб., 1913. - №13534 (14 ноября). - С.7.

67.Народный Дом. «Тангейзер» // Обозрение театров. - 1912. - №1745. - С. 57.

68.Нестеров М. Мариинский театр // Театр и искусство. - СПб., 1903. - №38. -С. 692.

69.Новые материалы для биографии и характеристики Гейне // Русское слово: Литературно-политический журнал. СПб., 1963. - №10 (октябрь). Том 1. — С.201-204.

70.Н. К. Театр и музыка // Московские ведомости. - М., 1905. — №46 (15 февраля). - С. 4.

71 .Н. С. О. Черты из литературной деятельности Вагнера // Музыка и жизнь. -1908.-№1.-С. 8-11.

72.0 «Тангейзере» // Русская музыкальная газета. - СПб., 1900. - №45. - С. 1077-1080.

73 .Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М.: Издательский Дом Международного университета в Москве, 2006. - 352 с. - (Сер. «Лики культуры»).

74.Петербургская хроника // Голос. - СПб., 1874. - 17 декабря, №348, - С.2.

15.Писарев Д. И. Генрих Гейне // Писарев Д.И. Полное собрание сочинений и писем. В. 12 т. Т. 9: Статьи 1867. М.: Наука, 2005. - С.391-440

16.Писарев Д. И. Реалисты // Писарев Д. И. Литературная критика. В 3 т. Т.2: Статьи 1864-1865 гг. Л.: Художественная литература, 1981. С. 6-165.

77.Письма М.А. Кузмина к Блоку и отрывки из дневника М.А. Кузмина / Предисл. и публ. К.Н. Суворовой // Александр Блок: Новые материалы и исследования. В 4 кн. Кн. 2. М.: Наука, 1981. С. 143-174. - (Литературное наследство / АН СССР, ИМЛИ РАН; глав. ред. В.Р. Щербина. - Т. 92).

1%.Покровский Н. Музыкальная драма: Ее недавнее прошлое, современное положение и надежды на будущее. СПб.: Типография А. Пороховщикова, 1900. - 245 с.

79.Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М.: Художественная литература, 1974. Т. 23. - 576 с. - (Библиотека Всемирной литературы).

80.Прокофьев Г. «Сын мандарина» и «Тангейзер» в Большом театре. — Гастроли в опере Зимина. (Опера и концерты в Москве) // Русская музыкальная газета. - СПб., 1914. - №18-19. - С. 470- 474.

81.Пятое симфоническое собрание и второй общедоступный концерт // Московские ведомости. - М., 1887. - №349 (19 декабря). - С.4-5.

82. Светоний Т.Г. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. В.А. Алексеева. - Москва: ACT, 2009. - 543 с.

83.Северянин И. В. Из романа в строфах «Рояль Леандра» // Северянин И. В. Стихотворения и поэмы: 1918-1941 / Сост., послесл. и примеч. Ю. Шумакова. - М.: Современник, 1990. - С. 347-360. - (Феникс. Из поэтического наследия XX века).

84.Серов А. Оперы Вагнера, рассказанные Францем Листом // Театральный и музыкальный вестник. - СПб., 1858. - 6 апреля, №13. - С.149-150.

85.Серов А. Оперы Вагнера, рассказанные Францем Листом: Статья третья // Театральный и музыкальный вестник. - СПб., - 1858. - 27 апреля, №16. — С. 186.

8в.Серов А. Письма из-за границы. Веймар, 1858. Еще о Дрезденской опере «Тангейзер»// Театральный и музыкальный вестник. - СПб., 1858. - 17 августа, №32. - С.380-383.

87.Серов А. Заграничные письма. Дрезден, 15-28 июня 1859 // Театральный и музыкальный вестник. - СПб., 1859. - 9 августа, №31. - С. 293-296.

88. С.-Петербург. Мариинский театр. Тангейзер // Русская музыкальная газета. - СПб., 1908. - 19 октября, №42. - С. 908-909.

89.Станиславский В. М. Вагнер в России. СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1910. — 100 с.

90.Старк Э. (Зигфрид) Петербургская опера и ее мастера: 1890-1910. М. ; Л.: Государственное издательство «Искусство», 1940. - 272 с.

9\.Стахеев Д.И. Тангейзер: (Из воспоминаний) // Стахеев Д.И. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 7. М.: Т-во М.О. Вольф, 1903. - 269-293.

92.Тангейзер // Немецкая народная баллада: Сборник / Сост. А. Гугнин. — М.: Радуга, 1983.-С. 315-318.

93 .«Тангейзер» Вагнера (Солодовниковский театр) // Русские ведомости. — М., 1909. - №294 (23 декабря). - С. 3-4.

94.Театр и музыка // Новое время. - СПб., 1909. - №12059 (7 октября). - С.4.

95.Толстой А. К. О литературе и искусстве / А. К. Толстой; Сост., вступ. ст. и коммент. И. Ямпольского. - М.: Современник, 1986. - 333 с. - (Любителям российской словесности).

9в.Толстой JI.H. Анна Каренина. В 2 т. Т.2. Л.: Художественная литература, 1969.-410 с.

91.Уайльд О. Баллада Рэдингской тюрьмы / Пер. с англ. К. Бальмонта // Уайльд О. Избранные произведения в 2 т. Т.2. - М.: Республика, 1993. С. 49-65.

98. Уайльд О. Портрет Дориана Грея / Пер. С англ. М. Абкиной // Уайльд О. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. М.: Республика, 1993. С. 19-189.

99.Уайльд О. Рыбак и его Душа / Пер. с англ. К. Чуковского // Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1.М.: Республика, 1993. - С.283-311.

100.Уайльд О. Упадок лжи / Пер. с англ. А. Зверева // О. Уайльд. Избранные произведения в 2 т. Т. 2. М., 1993. - С. 218-244.

101 Хаески(й) А. «Тангейзер». Музыкальная драма Р. Вагнера// Русская музыкальная газета. - СПб., 1901. - №2. - С.327-34.

\02JCaecKu(ii) А. «Тангейзер». Музыкальная драма Р. Вагнера// Русская музыкальная газета. - СПб., 1901. - №9. - С. 263-71.

103 Хавски(й) А. «Тангейзер». Музыкальная драма Р. Вагнера// Русская музыкальная газета. - СПб., 1901. - №10 - С.304-09.

1 ОАХавски(й) А. «Тангейзер». Музыкальная драма Р. Вагнера// Русская музыкальная газета. - СПб., 1901. - №12. - С. 358-62.

105.Хроника//Голос. - СПб., 1875. - 3 октября, №273. - С.З.

Юб.Хроника: Мариинсктй театр // Русская музыкальная газета. - СПб., 1900. - 7 октября, №41. - С. 962-964.

107.Хроника. С.-Петербург. Мариинский театр. CXXXI. Благотворительное представление «Тангейзера» // Русская музыкальная газета. - СПб., 1910. -№16-17.-С. 437.

108. Чешихин Вс. История русской оперы (с 1674 по 1903 г.). - изд. второе, исправ. и значительно доп. — СПб.: П. Юргенсона, 1905. — 638 с.

109. Ю. Э. Солодовниковский театр // Русские ведомости. - М., 1909. — №294 (23 декабря). - С.4

1 lO.Der Tannhäuser // Des Knaben Wunderhorn: Alte deutsche Lieder / Gesammelt von L. A.v. Arnim und Clemens Brentano. Band 1. Charlottenburg: bei Egbert Bauer, 1845. S. 97-101. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: http://archive.Org/stream/desknabenwunder06brengoog#page/nl З/mode/1 up

111.Der Tannhäuser // Deutsche Sagen / Herausgegeben von den Brueder Grimm.

Berlin, 1816. S. 246-247. 1 ll.Grässe J.G.T. Der Tannhäuser und Ewige Jude: Zwei deutsche Sagen. Dresden:

G. Schönfeld, 1861. 138 s. 113.Heine H. Der Tannhäuser (Eine Legende) // Heine H. Gesammelte Werke:

Kritische Gesammtausgabe. Berlin: G. Grote, 1887. S. 299-306. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный:

http://archive.Org/stream/gesammeltewerke01heinuoft#page/n5/mode/2up WA.Morris W. The Earthly Paradise: A poem. Boston, 1871. 401 р. . [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный:

http://archive.Org/stream/earthlyparadisel5morrgoog#page/n7/mode/2up 115. Swinburne A.C. Laus Veneris // Swinburne A.C. Laus Veneris, And Other Poems and Ballads. New York: Carleton, 1866. P. 3-29.. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный:

http://archive.org/ stream/lausvenerisotherOOswin#page/n 15/mode/2up 1 \6.[Wilde 0.]The Ballad of Reading goal: by C.33. New York: Brentano's. 1909. 39 р. Режим доступа свободный: [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: http://archive.org/details/readinggOOwildballadofrich

Неопубликованный источник: ИРЛИ. Ф. 654. Оп. I. Ед. хр. 147.

Научная литература:

ШЛникст A.A. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М.: Книга, 1983. - 271 с. - (Судьбы книг).

1 \%.Багно В.Е. Дон Жуан// Пушкин: Исследования и Материалы. - Т. VXIII-XIX. - СПб.: Наука, 2004. - С. 132-138.

119.Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7 т. / М. М. Бахтин; ИМЛИ РАН. - Т. 6.: Проблемы поэтики Достоевского (1963). Работы 1960-х - 1970-х гг. Калуга: Тип. ГУП Облиздат., 2002. - 799 с.

120.Белоусов М. Г. Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XIII— XX веков: К проблеме «вечных героев» европейской литературы: Диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.03. М., 2003. — 179 с.

121. Берштейн Е. Англичанин в русской бане: К построению исторической поэтики русской гей-культуры // НЛО. - М., 2011. - № 111. - С. 148-161.

122 .Богомолов H.A., Малмстад Дж. Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха. М.: НЛО, 1996.-317 с.

123 .Бройтман С. Н. Баллада // Теория литературы. В 2 т. Т. 2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2004. - С. 330-334.

МА.Булахова П. В. Миф о Леонардо да Винчи в русском художественном сознании XX века: автореферат диссертации на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. По специальности 10.01.01. «Русская литература». М., 2012. -30 с.

125 .Бураго С. Б. Блок и Вагнер // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. Т.43. №6. М.: Наука, 1984. - С. 522-536.

126.Веселовский А.Н. Избранное: На пути к исторической поэтике / Сост., коммент. и послесловие И.О. Шайтанова. - М.: Автокнига, 2010. - 688 с. -(Российские Пропилеи).

127 .Войтехович Р. Вагнеровский подтекст в «Стихах к Блоку» Марины Цветаевой // Блоковский сборник XVI: Александр Блок и русская литература первой половины XX века. Тарту, 2003. - С. 126-141.

128.Воронова М. И. Симфонические принципы Листа и Вагнера в свете романтического синтеза искусств // Рихард Вагнер: Статьи и материалы. М., 1988.-С. 23-44.

129.Гозенпуд А. А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность: Исследование. СПб., 1999. - 309 с.

130.Гозенпуд А. А. Рихард Вагнер и русская культура: Исследование / А. Гозенпуд; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. - Л.: Сов. композитор: Ленинградское отд., 1990. - 287 с.

131 .Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. - Изд. второе, доп. — Л.: Советский писатель: Ленинградское отделение, 1973. - 605 с.

\Ъ2.Громов П. А. А. Блок. Его предшественники и современники. М. ; Л.: Советский писатель: Ленинградское отд., 1986. - 598 с.

133.Девятова Н. Н. Рихард Вагнер в контексте культурфилософской мысли Германии и России XIX-начала XX в.: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. 24.00.01. Саранск, 2001. - 141 с.

134Дейч А. Сказание, о Тангейзере: Историко-литературный очерк // Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива» на 1914 год. - Т. 1. - СПб., 1914. - С. 272-307.

135 Демиденко А.Н. Лирика Генриха Гейне 30-х гг.: Дисс.на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. По спец. 10.01.03. СПб., 2004. - 211 с.

136 Дербенев Г. И. Антиномия борьбы и покоя в поэзии Ал. Блока // Поэзия Ал. Блока и фольклорно-литературные традиции: Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1984. - С.78-96.

137. Дъендъеши М. Поэма Блока «Соловьиный сад» и сюжет «Тангейзера» (От немецкого романтизма к Р. Вагнеру) // Александр Блок: Исследования и материалы. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. -<Т.4>. - С. 178-193.

138Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин / АН СССР: Отд. литературы и языка; Отв. Ред. М.П. Алексеев, Ю.Д. Левин; изд. подготовлено H.A. Жирмунской. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. - 423 с.

139 Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / Отв. ред. М.П. Алексеев, Ю.Д. Левин, Б.Н. Путилов, изд. подготовлено Н. А. Жирмунской. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979. - С.66-83.

140.Ишимбаева Г. Г. «Страсти по Тангейзеру» в XX веке: немецкая и английская версии // Всемирная Литература в контексте культуры: Сборник материалов и статей. М.: МПГУ, 2004. С.66-67.

141 .Ишимбаева Г.Г. Фаустианская тема в немецкой литературе: Дисс. на соиск. ученой степ. док. филол. наук по спец. 10.01.05. М., 1999. - 444 с.

142 .Катаев В. Б. Реализм и натурализм // Русская литература рубежа веков (1890-е —начало 1920-х годов). В 2кн. Кн. 1. М., 2001. С. 191-258.

143.Кенигсберг А. Оперы Вагнера: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин». М.; Л.: Музыка, 1967.

\ЛА.Кенгсберг А. Рихард Вагнер: 1813-1883: краткий очерк жизни и творчества: популярная монография. - Изд. 2-е. - Л.: Музыка ; Ленинградское отделение, 1972. - 118 с.

145.Кондаков И, Корж Ю. Рихард Вагнер в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. - 1996. - №1. - С. 159-170.

146.Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: Танцовщики. - 2-е издание, исправленное. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. - 520 с.

147.Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: Хореографы. Л., 1971.-655 с.

148.Лавров А. В. «Соловьиный сад» А. Блока: литературные реминисценции и параллели // Блоковский сборник. - Тарту, 1989. - Вып. IX. - С.71-89.

149.Левина-Паркер М. «Две крайние точки» Михаила Кузмина // НЛО.- М., 2007. - №87. - С. 82-103.

150Лосев А. Ф. Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера. // Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение. М., 1995. С. 668-731

151 .Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока: Сборник статей. М.: Мартин, 1997. - 221 с.

152.Максимов Д. Е., Приходько И. С. Сюжет поэмы А. Блока «Соловьиный сад» и его истоки: К проблеме мифотворчества поэта // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языка. - 1987. - Т. 46. - №6. - С. 510-528.

153.Малкиелъ М. Рихард Вагнер и его оперы на сцене Императорской русской оперы (Мариинского театра). СПб.: Немецкое общество Рихарда Вагнера, 1996. - 48 с.

154.Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. М.: РГГУ, 2007. -518 с.

155.Машкова Д. В. Творчество О.Ч. Суинберна в контексте англо-французских эстетических взаимодействий: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук по спец. 10.01.03. Казань, 2001. - 211 с.

156.Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Мир, 2012. - 331 с. - (Технологии культуры).

157.Минц 3. Г. Блок и Гоголь // Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели / Вступ. статья А. В. Лаврова; сост. Л.Л. Пильд. - СПб.: «Искусство СПБ», 2000. С. 92-85.

158.Минц 3. Г. Лирика «первого тома» (1898-1904) // Поэтика Александра Блока / Вступ. статья В.Н. Топорова; Сост. Л.Л. Пильд. - СПб.: «Искусство СПБ», 1999. С. 12-45.

159. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З.Г. Поэтика русского символизма / Вступ. статья H.A. Богомолова; Сост. Л. Л. Пильд. - СПб.: «Искусство СПБ», 2004. С. 59-96.

160.Минц З.Г. Функция реминисценций в поэтике Ал. Блока // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока / Вступ. статья В.Н. Топорова; Сост. Л.Л. Пильд. - СПб.: «Искусство-СПБ», 1999. С. 362-388.

161 .Николаева Н.С. Об оперном симфонизме Вагнера // Рихард Вагнер: Сборник статей / ВНИИ искусствознания; Ред.-сост. Полякова Л. В. — М.: Музыка, 1987. С. 177-190.

162.Нусинов И. М. Вековые образы. Москва : Гослитиздат, 1937. - 352 с.

163.Порфиръева A. JI. Блок и Вагнер // Россия - Европа: Контакты музыкальных культур: Сборник научных трудов. СПб., 1994. С. 186-220

164.Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока: Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам: Монография / И. С. Приходько ; Владимир, гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. - Владимир, 1994.- 132 с.

165 .Решетов В.Г, Валова О.М. «Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде. Киров: Моск. гуманитар.-экон. ин-т. Киров, фил., 2000. - 158с.

166.Рихард Вагнер и Россия / Ред.-сост. Э. Махрова, Р. Поль. - СПб.: Изд-во СГПУ им. А. И. Герцена; Санкт-Петерб. Вагнер. Союз, 2001. - 151 с.

167.Родина Т. М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1971.312 с.

168.Савельев К.Н. Литература английского декаданса: История, генезис, становление: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 344 с.

169.Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия: дисс. Док. филол. наук: 10.01.03. М., 2008 - 382 е..

170.Смирнов И. П. Порождение интертекста: (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака) / И.П. Смирнов; Языковой центр филол. фак.-та СПБГУ. - Второе издание. - СПб., 1995. -192 с.

171.Соколова Н. И. Легенда о Венере и Тангейзере в поэзии прерафаэлитов // Proceeding of the XIVth International LATEUM Conference. M., 1998. P. 112114.

172.Соловьев Б. И. Поэт и его подвиг: Творимый путь А. Блока. М.: Советский писатель, 1980. - 784 с.

173.Сперанская Л. И. Писарев - переводчик Гейне // Записки отдела рукописей. Выпуск 9. М.: Гос. Библ. СССР им. В. И. Ленина, 1940. - С. 50-78.

ИА.Тимашков А. Ю. Миф о Тангейзере в интерпретации искусства модерна: Повесть О. Бердсли «Под холмом, Или История Венеры и Тангейзера» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. - № 74-1. - С. 483-486.

175.Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.270-281.

176.Федоров А.В. Генрих Гейне в царской цензуре // Литературное наследство, Т. 22-24. М. С. 635-678.

Ill .Федоров А.В. Русский Гейне: (40-е - 60-ые годы) // Русская поэзия XIX века.

Л, 1929. С. 248-298. 178. Федоров А. В. Театр А. Блока и драматургия его времени. Л, 1972. 179 Шмаков Г. Михаил Кузмин и Рихард Вагнер // Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin. Wien, 1989. P. 31-45

180.BartlettR. Wagner and Russia. Cambridge: Cambridge Univ. press, 1995.

181 .Barto Ph. S. Tannhauser and the mountain of Venus: A study in the Legend of the Germanic paradise. New-York: Oxford University press, 1916. 259 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый: http://archive.org/details/tannhuserandmouO 1 bartgoog 182.Cicora М. From History to Myth: Wagner's Tannhauser and its Literary Sources. Bern. 1992.

183 .Clifton-Everest J.M. The Tragedy of Knighthood: Origins of the Tannhauser-Legend. Oxford: MEDIUM Ш\Ш MONOGRAPHS, 1979. - 181 p.

184.Fa^ B. La Belle Dame sans Merci and the Aesthetics of Romanticism. Detroit: Wayne State UP, 1974. 311 p.

185.Grasse J. G. Th. Der Tannhauser und Ewige Jude. Dresden: G. Schonfeld, 1861.130 s.

186.Hanson E. Decadence and Catholicism. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1997.

181.Ну der С. K. Swinburne's Laus Veneris and the Tannhauser Legend // PMLA. Vol.45, №4 (Dec., 1930). p. 1202-1213. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый:

http://www.jstor.org/discover/10.2307/457836?uid-3738936&uid=2129&uid=21

34&uid=323325893&uid=2&uid=70&uid=3&uid=60&uid=323325883&sid=561

97936243

188Xoegel D. Die Auswertung der Tannhauser-Sage in der deutschen Literatur des 19

und 20. Jahrhunderts. Diss. Muenchen, 1922. 78 s. 189.Lohmann O. Die Entstehung der Tannhausersage // Fabula: Journal of Folktale Studies Revue. Volume 3, Issue 2, Pages 224-253, ISSN (Online) 1316-0464, ISSN (Print) 0014-6242, DOI: 10.1515/fabl. 1960.3.2.224, September 2009.

Published Online: 26/02/2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый http://www.degruyter.com/dg/viewarticle/j$002ffabl. 1960.3. issue-2$002ffabl. 1960.3.2.224$002ffabl. 1960.3.2.224.xml;j sessionid=D0F6742828A45 62AC91707C8B89B0C78 190.Potolsky M. The Decadent counterpublic // Romanticism and Victorianism on the Net (ISSN 1916-1441), №48, Novembre. - URI:

http://id.erudit.org/iderudit/017444ar — DOI: 10.7202/017444a [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый 191 .Prawer S.S. Heine the Tragic Satirist: A Study of the Later Poetry: 1827-1856. Cambridge, 1961.

192.Puppe H. W. Heinrich Heine's "Tannhauser"// Monatshefte: University of Wisconsin Press, Vol. 66, No. 4 (Winter, 1974), pp. 345-354. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый

http://www.jstor.org/discover/10.2307/30154856?uid=3738936&uid=2134&uid= 323325893&uid=2&uid=70&uid=3&uid=60&uid=323325883&sid=2110096430 1613

193.Raymond F. Wagner and Literature. Manchester: Manchester University Press, 1982.

194.RemyA. J. The origin of the Tannhauser-Legend: The present state of the question // The Journal of English and Germanic Philology. University of Illinois, Urhana, Illinois . Vol.12, №1 (Jun. 1913) pp. 32-77. (reprinted). [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый: http://www.jstor.org/stable/27700209

195 .Rutledge A. Flowers of Love, Death, and Redemption: Wagnerian Motifs in Oscar Wilde's 'The Fisherman and His Soul' and 'The Nightingale and the Rose // THE SCHOLARS: An Electronic Journal for the Exchange of Information on Current Research, Publications and Productions concerning Oscar Wilde and His Worlds. http://www.oscholars.com/TO/oscholarshp.htm A Giant's Garden: Special 'Fairy Tales' Issue. Spring 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый: http://www.oscholars.com/TO/Specials/Tales/ToC.htm 196.Sessa A. D. At Wagner's Shrine: British and American Wagnerians // Wagnerism in European Culture and Politics. Ithaca: Cornell University Press, 1984. P. 246277.

197.Shewan R. Oscar Wilde: Art and Egotism. New York: Barnes & Noble Books, 1977.

198.Simpson С. M., Jr. Wagner and the Tannhauser tradition // PMLA. Vol. 63, No. 1 (Mar., 1948). P. 244-261. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый http://www.j stor.org/discover/10.2307/459416?uid=373 8936&uid=2129&uid=21 3 4&uid=323 325893&uid=2&uid=70&uid=3 &uid=60&uid=323325 883&purchas e-

type=none&sid=56197936243&showMyJstorPss=false&seq=3&showAccess=fal se

199.Snodgrass С. Swinburne's Circle of Desire: A Decadent Theme // Decadence and the 1890's. / Ed. I. Fletcher. London. 1979.

200.Tebben K. Tannhauser: Biographie einer Legende. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2010.

201 .Zatlin L. G. Beardsley Redresses Venus // Victorian Poetry. Vol. 28, No. 3/4, The Nineties (Autumn - Winter, 1990), pp. 111-124.

202.Weigel H., Klante W., Schulze I. Tannhauser in der Kunst. Bucha bei Jena: Quartus-Verlag, 1999. -276 s.

203. Weinstein L. The metamorphoses of Don Juan. Stanford: Stanford University Press, 1959.-223 p.

Справочная литература:

204. Библиотека А. А. Блока: Описание. В 3 т. / БАН СССР, Ин-т рус. Лит. (Пушкин. Дом), АН СССР; Сост. О.В. Миллер, К.П. Лукирская. - Л.: БАН СССР, 1984-1986.

205.Вольф А.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. В 3 т. Т.З. СПб.: Тип. Р. Голике, 1884.

206.Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.

207.Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1 (А-Г). М.: Советская энциклопедия, 1989.

208.Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 3 (К-М). М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», Научно-внедренческое предприятие ФЕОНИТ, 1994.

209.Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 5 (П-С). М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2007.

2Ю.Тангейзер // Энциклопедический словарь. Т. 32а. / Издание Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона; Под. Ред. И.Е. Андреевского, К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского. - СПб., 1901. - С. 593-594.

211.Теория литературных жанров: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2012. - 253 с.

212JConpoea Т.А. Блок и музыка: Хроника. Нотография. Библиография: Справочник / Сост. Т. Хопрова, М. Дунаевский; Вступит, статья Т. Хопровой. - Л.: Сов. Композитор, Ленинградское отделение, 1980. - 222 с.

213.Tannhauser // A Dictionary of Medieval heroes / Ed. by Willem P. Gerristen, Anthony G. van Melle ; Transl. from the Dutch by Tanis Guest. Woodbridge (Suffolk); Rochester (N.Y.): Boydell press, 1998. C. 265-266.

214.Tannhauser // Frenzel E. Stoffe der Weltliteratur. Stuttgart, 1963. P. 767-769.

215.Thompson S. Motif-Index of Folk-Literature. Bloomington: Indiana University Press, 1955-1958. [Электронный ресурс]. Режим доступа открытый: http://www.ruthenia.ru/folklore/thompson/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.