Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XIII - XX веков: К проблеме "вечных героев" европейской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Белоусов, Максим Геннадьевич

  • Белоусов, Максим Геннадьевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 176
Белоусов, Максим Геннадьевич. Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XIII - XX веков: К проблеме "вечных героев" европейской литературы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2003. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Белоусов, Максим Геннадьевич

Введение.стр. 1.

Глава I. История сюжета в средние века и в эпоху романтизма.стр.

1. Исторический Тангейзер. . стр.

2. Вопросы зарождения сюжета. Его синкретический характер и жанровое своеобразие.стр.

3. Формирование образа Венеры в куртуазной поэзии средних веков.стр.

4. Стихотворение „Denhewser" — художественные особенности и проблематика жанра.стр

5. . Новелла JI. Тика «Верный Эккарт и Тангейзер».стр.

6. «Тангейзер» Г. Гейне.стр.

7. Генрих фон Офтердинген и «Вартбургская война».стр.

Глава П. «Тангейзер» Рихарда Вагнера.стр.

1. Эстетические, философские и религиозные взгляды Вагнера. стр.

2. «Тангейзер» - история создания и постановки. Его место в ряду других произведений Вагнера.стр.

3; Система персонажей и композиционные особенности

Тангейзера».стр.

4. Венусберг и бегство из него.стр.

5; Состязание в Вартбурге.стр.

6. Искупление.стр.

Глава Ш. «Волшебная Гора» Т. Манна.стр.

1. Сюжет, герой, место действия.стр.

2. Погружение в царство смерти. стр.

3; Клавдия:.стр.

4. Сновидение.стр.

5. Пеперкорн.стр.

6. Возвращение.стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сюжет о Тангейзере в контексте немецкой литературы XIII - XX веков: К проблеме "вечных героев" европейской литературы»

Сюжет о Тангейзере, относится к числу наиболее известных сюже-ов немецкой литературы, по популярности сопоставим с сюжетом о Нибелун9 гах. Он привлекал внимание писателей на протяжении семи веков, в самые различные литературные эпохи: от средневековья, раннего и позднего романтизма до интеллектуальной прозы первой половины XX века. К сюжету обращались крупнейшие немецкие авторы — JI. Тик, Э. Гофман, Г. Гейне, Р. Вагнер, Т. Манн, создававшие произведения самых различных жанров. Обработки сюжета представлены всеми тремя родами литературы — лирикой, драмой, эпосом (роман). Творчеству отдельных авторов, в том числе их произведениям о Тангейзере, посвящена значительная исследовательская литература, главным образом на немецком языке. В качестве особенностей сюжета надлежит отметить следующее: он связан с конкретным историческим лицом, немецким поэтом-рыцарем, который сам внес вклад в литературу. О жизни этого поэта мы располагаем хоть и незначительными, но достаточно четкими сведениями, позволяющими довольно полно охарактеризовать его как личность. Сюжет, таким образом, находится на вполне конкретной исторической почве, что позволяет проследить механизм его возникновения.

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь историко-культурной и художественной значимостью, соединенной с исследованием материала, мало известного в отечественном литературоведении. Если, к примеру, творчество Т. Манна и Г. Гейне было хорошо изучено (хотя и с воздействием идеологических догм) в нашей стране, то произведениям JI. Тика до последнего времени уделялось крайне мало внимания не только в России, но и в Германии, где он долго считался второстепенным автором. Р. Вагнер известен в первую очередь как композитор, а его литературная деятельность, неразрывно сопряженная с музыкальной, практически не изучена в нашей стране.

Целыо работы является исследование истории сюжета и форм его интерпретаций в различные литературные эпохи, с выделением основных ис-торико-морфологических особенностей бытования сюжета.

В качестве объекта исследования выступают: анонимное стихотворение XV в. «Тангейзер» („Denhewser"), новеллаЛ. Тика «Верный Эккарт и Тан гейзер» („Der getreue Eckart und Tannenhauser"), поэма Г. Гейне «Тангейзер» („Tannhauser"), новелла Э.Т.А. Гофмана «Состязание певцов» („Der Sangerkrieg"), музыкальная драма Р. Вагнера «Тангейзер или Состязание певцов в BapT6ypre»(„Tannhauser, oder Sangerkrieg auf Wartburg"), роман Т. Манна «Волшебная гора» („Der Zauberberg").

К задачам диссертации относится в первую очередь, следующее:

1). Разбор и сопоставление произведений, созданных указанными авторами, использовавшими сюжет о Тангейзере.

2). Создание связной концепции развития сюжета, выявление присущих ему особенностей, использовавшихся всеми авторами, обращавшимися к нему.

3). Анализ мотивов, вводимых авторами в сюжет, обоснование связи этих мотивов с их общим мировоззрением, философскими и литературными взглядами.

4). Роль вводимых мотивов в процессе развития сюжета, установление значимости авторов в этом процессе.

5). Осмысление места сюжета о Тангейзере в контексте немецкой литературы, его сопоставление с родственными сюжетами о Фаусте и ДонЖуане, обоснование принадлежности Тангейзера к плеяде «вечных героев» европейской литературы.

Методика анализа базируется на принципах сравнительно-исторического и типологического методов.

Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учетом работ крупнейших отечественных германистов - Н. Я. Берковского, С.

Апта, Л. В. Михайлова, Д. JI. Чавчанидзе, М. Жирмунского, Б. И. Пуришева, зарубежных исследователей - П. Вапневски, Г. Херле, В. Вадепуля, И. Дирзен, У. Фербера, Л. Лихтенбергера и др. С учетом широкого культурологического аспекта исследуемых произведений привлекались работы философского, эстетического и культурно-исторического характера, в том числе специальные исследования по мифологии и фольклору, и труды, посвященные теории и истории музыки, игравшей огромную роль в произведениях почти всех исследуемых авторов (работы Г. Адорно, М. И. Стеблина-Каменского, А. Я. Гуревича, В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, А. Ф. Лосева, К. Юнга, И. Канта. i Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра и др.). Применительно к творчеству Т. Манна и Р. Вагнера в первую очередь использовались их собственные статьи и выступления, чьи свидетельства наиболее пенны для исследователей. С целью максимально полного выяснения позиции других авторов обращалось должное внимание на свидетельства окружавших их лиц (дневники, воспоминания, переписка?. Кепке, X. Бюлова, Ф. Ницше, Ф. Листа, X. Рихтера, Ф. Вольцоге-на и др.).

Научная новизна работы состоит во впервые предпринимаемом на русском языке комплексном анализе всех произведений на данный сюжет, исключая только второстепенный водевиль И. Нестроя, который является пародией на драму Р. Вагнера, а не самостоятельной интерпретацией сюжета.

Практическое значение работы связано с возможностью использования её результатов в комментариях к произведениям Л. Тика, Э. Гофмана, Г. Гейне и Т. Манна, в курсах лекций по истории зарубежной литературы XIX и XX веков, при формировании тематики спецкурсов по истории романтизма и европейского романа XX века на филологических факультетах высших учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту.

1). Произведение-первоисточник сюжета - баллада „Denhewser" -должно быть признано не фольклорным, а авторским произведением со сложной религиозно-философской проблематикой, создатель которого остался неизвестен. Следовательно, перед нами с самого начала литературно-мифологический, а не фольклорный сюжет.

2). Среди нововведений авторов, обращавшихся к сюжету, особенно значительными должны быть признаны версии у Э. Гофмана, соединившего в «Состязании певцов» сюжет о Тан гейзере с другим литературным сюжетом — о «Вартбургской войне», и Р. Вагнера. Музыкальная драма последнего является произведением-фокусом, в котором наиболее полно выражаются мотивы всех предыдущих интерпретаций, а также появляются новые мотивы, идущие далее, к роману Т. Манна «Волшебная гора». В свою очередь, произведение Т. Манна с наибольшей яркостью подчеркивает универсальность фигуры Тангейзера;

3). Сюжету изначально присущ оптимистический, жизнеутверждающий смысл, который и остается господствующим в большинстве его интерпретаций.

4). Обращение к сюжету о Тангейзере писателей различных эпох, богатство смысловой семантики, обилие вариаций, использование его во всех трех родах литературы с созданием масштабных произведений, посвященных животрепещущим проблемам времени, — все это свидетельствует не только о популярности сюжета, но и позволяет сделать вывод о принадлежности Тан-гейзера к «вечным героям» европейской литературы, образы которых по-новому воспринимаются каждой эпохой.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения и библиографии, содержащей свыше ста шестидесяти наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Белоусов, Максим Геннадьевич

Заключение.

Мы проследили историю развития сюжета о Тангейзере на протяжении семи столетий. В течение этого срока с ним неоднократно происходили трансформации.

Возникнув в качестве обычной нравоучительной истории о рыцаре-гедонисте, сладострастием погубившем свою душу, и близкий к календарным мифам об умирающем и возвращающемся боге плодородия, и народным географическим преданиям, сюжет был впоследствии обработан талантливым неизвестным автором и превратился в стихотворение со сложной философской проблематикой. Осуждение плотских желаний сочетается здесь с прославлением стойкости веры, а жестокости папы противопоставлено божественное милосердие. Критика касается лишь жестокости конкретного папы Урбана IV, но отнюдь не самого института папства, поскольку автор, несомненно, считал себя преданным сыном католической Церкви и её установлений. Он обличает лишь недостойность конкретного служителя Божьего, а не всего церковного клира, оставаясь тем самым в духе exempla. Папа даже имеет оправдание: при своих недостатках он остается орудием Господа, не будь его проклятия, Тангейзер не пришел бы к пониманию истинного смысла покаяния и не мог бы спастись. Стержнем произведения является экзистенциальное испытание героя, в котором проверяется твердость его веры. Вера и милосердие выступают в качестве центральных для христианина внутренних критериев, которые автор стремится утвердить в своей аудитории. При этом были использованы соответствующие приемы из арсенала народной поэзии, которые должны были сделать произведение более понятным для простого слушателя, приблизить его к массовому сознанию и тем обеспечить успех дидактическим целям автора.

Позднее, в эпоху Реформации, в народном сознании происходит подмена объекта критики, в качестве какового начинает восприниматься уже сам институт папской власти, в те времена мало у кого вызывавший симпатию. Это обеспечивает популярность произведения и порождает в критике традицию его истолкования, в качестве антиклерикального. Такая традиция сохраняется и в последующие эпохи, вплоть до XX века.

Если в стихотворении „Denhewser" главным был эпизод с бегством из Венусберга, то последующие авторы сосредотачивают внимание на внутреннем мире героя, пытаясь осмыслить причины, приведшие его туда. Тик превращает своего Тангейзера в мечтателя романтического плана, наделяя его автобиографическими чертами, и в соответствии с кальвинистской идеей провиденциализма показывает героя во власти адских сил, которые владеют им изначально и всецело. Отпадение Тангейзера от благого начала происходит в силу предопределения - в отличие от Берты и Эккарта, он не совершает в детстве пусть и бессознательного преступления. Все попытки освободиться от них оказываются безуспешны и напоминают барахтанье в болоте - его затягивает все глубже, несмотря ни на какие усилия. Начав с кошмарных сновидений, почти неотличимых от яви, Тангейзер затем целиком оказывается во власти горячечного бреда, нескончаемого адского морока, и наяву делается преступником и убийцей. Никакое паломничество неспособно его спасти: в мрачном тиковском мире наваждений безраздельно правит сатана, против которого бессильна даже Церковь в лице своего понтифика. Именно поэтому папа никак не мотивирует свой отказ, и не происходит чуда, которое ознаменовало бы искупление. Тангейзер окончательно погибает, увлекая за собой в бездну и другие жертвы; торжествует сугубо иррациональная, оккультная картина мира, где судьба героя становится его апокалипсисом. Тиковский мир - это мир без Бога, но с дьяволом во главе. Важнейшим для последующего развития истории сюжета нововведением Тика становится мотив колдовской музыки Венусберга, этого реального проявления дьявольской силы, которая распространяется далеко вокруг Горы, порабощая волю людей. Гора становится источником магнетического влияния, попав под которое, жертвы уже не в состоянии освободиться. Мотив первой любви Тангейзера также введен Тиком, но у него эта любовь является лишь очередным сатанинским наваждением.

Гейне также показывает мир без Бога и без чуда, но это комически-брутальный, раблезианский мир, построенный на принципе высмеивания всего и вся. Тангейзер, начав с героического пафоса, оканчивает скептическим брюзжанием по поводу порядков современного Гермайского союза. Из драматического героя он превращается в откровенно смешного. Но не менее смешна и Венера - ревнивая, неумная и сентиментальная в духе пасторальных романов галантного века. Смешон и папа Урбан, откровенно капитулирующий перед лицом красивой женщины. Наиболее талантливые места поэмы являются лишь вариациями мотивов, содержащихся в стихотворении „Denhewser" и у Тика (бегство из Венусберга, описание любовных наваждений, преследующих героя по дороге в Рим); оригинальные нововведения Гейне носят открыто брутальный характер, выдержаны в обычной для него технике жестокого всеобщего высмеивания и плохо гармонируют с целым. Гейне выдал свое произведение за дополненную им старую рукопись, и эта мистификация не лишена оснований - поэма действительно производит впечатление старой рукописи, дополненной современным язвительным поэтом ради собственных сатирических целей. Поэма Гейне - яркий пример демифологизации классического сюжета.

Гофмановский Офтердинген, родство которого с Тангейзером нами уже отмечалось, изображен в качестве поэта- честолюбца. Благодаря этому у Гофмана происходит возвращение к фигуре исторического Тангейзера - легкомысленного поэта, пользовавшегося славой ветреника и человека, связанного с демоническими силами. Главные черты в характере Офтердингена - его непомерное поэтическое честолюбие и любовный эгоизм, стремление превзойти всех в искусстве и завоевать возлюбленную любыми средствами, не останавливаясь даже перед продажей души сатане. Земная плотская страсть сливается у него с жаждой славы и признания на поэтическом поприще. В новелле также поставлена проблема отношения индивидуального и общего творческого начала, вопрос о праве художника на свободу творчества и об его обязанностях перед общественной моралью. Эти важные нововведения позднее разовьет Вагнер в своей драме. В лице Клингзора Офтердинген вступает в открытую сделку с дьяволом, а последующие честолюбивые притязания приводят его к потере всякой надежды в любви и конфликту с обществом миннезингеров. Наконец и душа героя, оказавшегося во власти Клингзора, подвергается смертельной опасности. Все это едва не оказывается роковым для Офтердингена. Однако здесь же у героя появляется могущественный помощник - Вольфрам, без усилий которого Офтердинген наверняка бы погиб. Образ Вольфрама у Гофмана предвосхищает таковой у Вагнера. В то же время Вольфрам исполняет главную роль в деле спасения героя и в итоге получает любовь Матильды, которой безуспешно добивался Офтердинген. На долю последнего остается лишь раскаяние и осознание собственной вины. Однако финал новеллы, где раскаявшийся Офтердинген излечивается от бесовского наваждения и возвращается в круг друзей, проникнут оптимистическим звучанием и представляет собой антитезу мрачному и безысходному пессимизму Тика.

Вагнер вновь открывает в сюжете изначальный мифологический смысл, утраченный у Гейне. Через призму Гофмана он связывает историю Тангейзера с Вартбургским состязанием, что позволяет существенно обогатить действие, подробно разработав вопрос о роли художника в жизни и его моральной ответственности за свое творчество. Вступив в конфликт с вартбургским обществом, Тангейзер преступает не одни поэтические установления последнего, но и всеобщие моральные нормы, и оказывается виновен не только с религиозной, но и с этической точки зрения. Венере возвращаются черты, характерные для неё в начале высокого средневековья. Она вновь становится символом чувственной красоты мира, однако её грот сохраняет идущее от архетипа сюжета значение адской пещеры, преддверья подземного мира. Венера прельщает потерей памяти, мнимой беззаботностью существования, исполненного наслаждений, однако грозящего потерей самосознания и гибелью души. С этим не может примириться деятельная натура Тангейзера, делающего выбор в пользу жизненной борьбы. От Тика Вагнер заимствует и некоторые черты в характере героя, показав его пребывающим в постоянном борении с самим собой и враждебными силами. Но провиденциальный мотив снят, вместо него отдается предпочтение классической развязке - герой вновь обретает возможность получить божественное прошение, хотя при этом сохраняется устоявшаяся к тому времени традиция антиклерикального истолкования сюжета.

Мотив первой любви получает у Вагнера наиболее полное развитие. Рядом с Тангейзером появляется Вольфрам - человек, лишенный крайностей, связующее звено между героем и Элизабет. Сама Элизабет изначально чиста и не подвластна аду, однако дьявольское наваждение не минует и её. С полной отчетливостью проявляется тиковский мотив колдовской музыки, которая пробуждает в Тангейзере греховные воспоминания и косвенно воздействует также на Элизабет, повергая её в состояние завораживающей очарованности во время отсутствия героя. Элизабет приобретает сходство с гофмановской донной Анной. В лице Тангейзера она сталкивается с демоническими силами, стремящимися поработить и её. Это оказывается безуспешным, но силы ада вовлекают её в борьбу за душу героя, спасение которого она покупает ценой собственной жизни. Тангейзер повинен и в недопустимом смешении образов языческой богини и святой. Направив на святую свои похотливые желания, а богиню воспев в качестве идеала высшей красоты, он грешит тем самым против них обеих. Это смешение образов в сознании героя было уловлено режиссером Гётцем Фридрихом - в его байрейтской постановке 1972 года партии Венеры и Элизабет исполнялись одной певицей. В результате Тангейзер оказывается тяжко виновен, и загладить свою вину самостоятельно он уже не может, для его спасения и примирения с высшими силами требуется искупительная жертва в лице Элизабет. В отличие or первоисточника, вагнеровский Тангейзер не столь тверд в вере, он отчаивается до предела, но именно это отчаяние помогает ему после смерти Элизабет достичь истинного смирения, победить собственную гордыню, которая поссорила его с вартбургским обществом. Мятущийся

Тангейзер похож на человека современного общества, но в то же время он сохраняет все черты галантного куртуазного рыцаря, преданного служителя Дамы. Своим финальным отвержением Венеры и смертью у тела Элизабет Тангейзер демонстрирует рыцарский идеал верности до гроба.

Вагнер приходит к идее разомкнутого цикла, дав герою возможность вырваться из того сюжетного круга, который во всех предшествовавших обработках опять приводил его к Венере. В сущности, только у Вагнера Тангейзер впервые по-настоящему умирает, но эта смерть является не концом его, а лишь переходом в высшую сферу существования, очищенного от земных грехов.

В целом драма Вагнера может быть признана фокусом, где скрещиваются все темы предшествующих обработок сюжета и берут начало корни его последующей интерпретации у Манна.

Томас Манн в своей «Волшебной горе» дает комплексное соединение всех разработанных до того мотивов, включая те, что появились у Вагнера. Произведение насыщено также реминисценциями других литературных сюжетов, таких, как сюжет о Фаусте. Манн окончательно превращает героя в современника, сохраняя, однако же, некоторые рыцарские черты, и относится к нему с мягкой иронией, которая не имеет общего с ядовитым гейневским скептицизмом. В полной мере в романе развит мотив колдовской музыки, превращенный в дистанционную власть Горы, которая не отпускает своих пациентов, а сама Гора прямо обрисовывается как царство смерти, где царит некий суррогат действительной жизни, псевдосуществование. Эта тема разработана Манном с большой философской глубиной. Возможность утраты самосознания, погружения в вечный сон духовной смерти были показаны ещё в ,,Denhewser"e как главная опасность, угрожающая герою, и то же самое грозит ему у Манна. Борьба за душу героя, происходящая у Вагнера за пределами Венусберга, разворачивается здесь внутри самой Горы, подобно внешнему миру вмещающей в себя силы всех направлений, что делает её не только обителью искушений, но и наследником храма Грааля. В непрестанной борьбе мнений, выражаемых Сеттембрини, Нафтой, Берен-сом, Кроковским и многими другими, происходящей вокруг фигуры героя, осуществляется становление его собственной личности. Герой у Манна обретает схожие черты с Парсифалем, присоединяется к чреде искателей Грааля, жаждущих познания. Как и у Вагнера, главной движущей силой для героя становится любовь, которая предстает ему и как чувственная и как духовная стихия одновременно. То соединение, которое у Вагнера происходило в сознании героя, теперь осуществляется наяву, и его идеал женщины вмещает в себя полноту любви во всех её проявлениях.

Манн тонко подмечает сходство между платонической и чувственной любовью - каждая из них даже в чистом своем виде непременно заключает элементы другой. Клавдия, при первой встрече бывшая для Касторпа Венерой-обольстительницей, тем не менее дает ему ощущение подлинной жизни вместо бергхофского суррогата, по сути, такая Венера уже не заманивает в преисподнюю, а способна освободить оттуда. При второй встрече она становится проводницей героя на пути к идеалу -благодаря ей он, пусть на мгновение, приобщается к гармонии взаимной человеческой любви, присоединяясь к их союзу с Пеперкорном, к той хрупкой грезе, которая была явлена ему в провидческом сне. Манн сохраняет и связующее звено между протагонистами в лице Пеперкорна, подобно Вольфраму, носителя идеи бескорыстного служения. Стремление героя к этому идеалу есть одновременно и религиозный поиск, ибо именно на всеобщей любви основана идея Царства Небесного. Следовательно, как и герой стихотворения-архетипа, Касторп тоже ищет Царствия Божьего, следуя евангельскому завету.

Освобождение героя, как и в прежних интерпретациях, происходит благодаря вмешательству тех же высших сил, которые по своей прихоти когда-то отправили его на Гору. И хотя автор позволяет себе усомниться в том, имело ли приключение героя вообще какой-нибудь смысл, ответ на этот вопрос дан всем ходом повествования. Герою удается покинуть Венусберг, чтобы вернуться к действительной жизни обновленным и полным сил. В соответствии с архетипом, цикл странствований Тангейзера замыкается, но в силу иной отправной точки это происходит в царстве жизни, а не в царстве смерти. Пусть даже «на равнине» героя ожидает гибель, она уже не страшна ему как личности. Пройдя через все испытания и искушения, герой в конечном итоге обретает бессмертие, как и в архетипе, где божественное прощение открывает ему вход в царство вечности.

На основании проанализированного материала можно сделать следующие выводы. Во все время существования сюжета о Тангейзере наблюдаются две тенденции в его истолковании - оптимистическая и пессимистическая. В соответствии с первой, идущей от произведения-первоисточника, герой спасается, претерпев много страданий, что свидетельствует о Божественном всемогуществе и справедливости миропорядка; в соответствии со второй, он гибнет, и его гибель является свидетельством торжества дьявольского начала в мире. При этом превалирующим всегда оставалось оптимистическое истолкование, которое ярко проявляется даже у авторов, имевших откровенно скептический взгляд на мир — Э. Гофмана, Г. Гейне. Эта тенденция реализуется и в последнем произведении - романе Т. Манна. Пессимистическая тенденция существует лишь в единичной интерпретации Л. Тика, новелла которого, вводя ряд новых мотивов, отходит от изначального смысла сюжета под влиянием крайне мрачного миросозерцания автора в период её создания.

В своем развитии сюжет претерпел серьезные изменения, сохраняя в то же время главную особенность: изображение героя как борца за собственную судьбу. Под влиянием различных обстоятельств в сознании героя происходят серьезные изменения, часто приводящие к драматическим последствиям и порой грозящие ему гибелью. Желание познать жизнь и утвердиться в ней побуждает его противиться принятым нормам поведения, вступить в конфликт с окружающим обществом. Оно приводит его в объятия Венеры, но то же самое желание заставляет его и бежать оттуда к новой жизни, какова бы она-не была. Эта характерная черта мировоззрения - вечное стремление к обновлению делает Тангейзера классическим типом странствующего рыцаря, пребывающего в непрестанном поиске идеала, и подтверждает мнение Т. Манна о его принадлежности к рыцарям Грааля, взыскующим и хранящим идеал.

Каждый из авторов, обращавшихся к сюжету в различные эпохи, по-новому переосмыслял его, находя в нем богатые возможности для выражения не только собственных духовных переживаний, но и вечно актуальных проблем художественного творчества. Писатели неоднократно подчеркивали историческую универсальность фигуры Тангейзера, что позволяло им в своих интерпретациях сюжета обращаться к проблемам современности. Тангейзер с его сложным и тернистым духовным путем, упорной борьбой за познание сущности бытия и обретение себя оказался современником не только средневековья и романтизма, но и XX века, когда проблема отношений индивида и общества встала с небывалой прежде остротой. Можно предположить, что литературная история этого сюжета не закончена, и что фигура Тангейзера ещё привлечет внимание писателей новых эпох. Подобно Дону Жуану, Дон Кихоту, Гамлету, Фаусту и Парсифалю, он является рыцарем познания. Это обуславливает непреходящее значение Тангейзера, и позволяет причислить к «вечным образам» в европейской литературе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Белоусов, Максим Геннадьевич, 2003 год

1. Вагнер Р. Избранные работы. М. 1978.

2. Вагнер Р. Моя жнзиь. Мемуары, дневники, письма в 4-х томах. М. 1911.

3. Вагнер Р. Моя жизнь. М. 2003.

4. Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М. 1985.

5. Гейне Г. Собрание сочинений в шести томах. М. 1980.

6. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений в шести томах М. 1994-2001.

7. Гофман Э. Т. А. Серапионовы братья. Минск, 1994.

8. Гофман Э. Т. А. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы, м:, 1987.

9. Манн Томас. Собрание сочинений в десяти томах. М. 1960 61. Ю.Манн Томас. Художник и общество. М, 1968.11 .Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. М. 1974.

10. Der Tannhauser.- Die lyrischen Gedichte der Handschrifften С und J, hg. von Helmut Lomitzer und ulrich Muller. Gottingen, 1973.

11. Der Tannhauser. Halle/ Saale, 1934.

12. Der Wartburgkrieg. Hrsg. geordn. libers, u. erlaut von Karl Simrock. Stuttgart, Augsburg, Gota, 1858.

13. Deutsche Volkslieder. Москва, 1983.

14. Heines Werke. In flinfBanden. Weimar; 1958.

15. Hoffmann E. T. A. Sammlungen Schrifften, mit Federzeichnungen von Theodor Hosemann

16. Mann Thomas. Gesammelte Werke. Frankfurt am Main, 1960.

17. Tieck Ludwig. Die Schildbiirger. Marchen. SWAN, 1994.

18. Wagner Richard. Samtliche Schriften und Dichtungen. 16 Bande. Leipzig, 1871- 1911.

19. Б). Общие работы. 21 .Берковский H. Я. Романтизм в Германии. Л. 1963.

20. Вейман Роберт. Литературоведение и мифология. // История литературы и мифология, М. 1975.

21. Габитова Р. Философия немецкого романтизма.

22. Грешных В. И. Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа (Док. диссертация). М., 2001 г.

23. Гугнин А. А. постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа, антология баллады. М. 1989.

24. Гуревич А. Я. Средневековый мир культура безмолвствующего большинства. М. 1990.

25. Дитрих фон Гильдебранд. Метафизика любви. С-Петербург, 1999.

26. Друскин М. И. История зарубежной музыки. Вып. 4. Москва 1976.

27. История мировой литературы в 9 томах. М. 1989.

28. История немецкой литературы в 5 томах. М. 1966.

29. История немецкой литературы в трех томах. М. 1985.

30. Лосев Л. Ф. Диалектика мифа. // Музыка как предмет логики. М. 1990.

31. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. М. 1993.

32. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М. 1976.

33. Музыкальная эстетка Германии. Сост. Л. Михайлова и В. Шестакова. Т.1.2. М. 1991.

34. Ницше Фридрих. Сочинения в двух томах. М. 1998.

35. Проблемы фольклора (сборник). М. 1975.

36. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М. 1998.

37. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М. 1998.

38. Пуришев Б. И. Лирическая поэзия средних веков. // Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. М. 1974.

39. Средневековая Европа глазами современников и историков. Части 1 -5. М.1995.

40. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976.

41. Токарев С. Л., Мелетинский Е. М. Мифология.// Мифы народов мира в2.х томах, т. 1.

42. Фрезер Д. Золотая ветвь. М, 2003.

43. Фрейнденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М. 1997. 46.Чавчанидзе Д. Л. Феномен искусства в средневековой романтическойпрозе: средневековая модель и её разрушение. Изд-во Московского университета, 1997.

44. Чавчанидзе Д. Л. Куртуазный поэт на исходе рыцарской эпохи. // Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М. 1985.

45. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах. 1906.

46. Шопенгауэр Л. Мир как воля и представление. Минск, 1998.

47. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М. 1992.

48. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993.

49. Эстетика немецких романтиков. М. 1987.

50. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М. 1992.

51. Annalen der Deutschen Literatur. Stuttgart, MCMILXXI.

52. Bart Herbert. Internazionale Wagner-Bibliographie. 1945-55. Bayreuth, 1956.

53. Frew Winfrid et. al. Einfilhlung in die deutsche Literatur des 12. bis 16. Jahrhunderts. Bd. 2. 1982.

54. Glasenapp C. Fr. Leben Wagners in 6 Bande. Leipzig, 1911.

55. Glasenapp C. Fr. Wagner-Enzyklopadie. Leipzig, 1891.

56. Goedeke Karl. Deutsche Dichtung in Mittelalter. Hannower, Ehlermann, 1854.

57. Hausegyer Friedrich von. Richard Wagner und Schopenhauer. Lpz. Reklam.61 .Hollinracke Roger. Nietysche, Wagner, and the philosophy of pessimism. London, 1992.

58. Kelle Johann. Geschichte der deutschen Literatur. Berlin, 1982.

59. Kohn Anna. Das Weibliche Schonhetsideal in der ritterischen Dichtung. Lpz. 1930.

60. Minnesang. Die Liebe in Liede des deutschen Mittelalters. Lpz. Brl. 1913.

61. PikuIik Lotar. Romantik als Ungeniigen an der Normalitat. Am Beispiel Tiecks, Eichendorfs und Hoffmanns. Frankflirt am Main, 1979.

62. Wapnevvski Peter. Deutsche Literatur des Mittelalters. Gottingen, 1980.

63. Werk und Wirkung Thomas Manns in unserer Epoche. Ein internationaler Dialog. Berlin Weimar, 1978.

64. Westerhangen C. v. Richard Wagners Dresdener Bibliothek. Wiesbaden, 1969.1. В). Исследования.

65. Аит С. Вид с горы. // Томас Манн. Волшебная гора. Санкт-Петербург, 1994.

66. Апт С. Над страницами Томаса Манна. Очерки М. 1980.

67. Апт С. Томас Манн. М. 1972.

68. Бодлер Ш. Рихард Вагнер и «Тангейзер» в Париже. «Иностранная л итература», 19 71,№ 6.

69. Бэлан Джордже. Я, Рихард Вагнер. Бухарест, б. г.

70. Вильмонт И. И. Шесть этюдов о Томасе Манне. М: 1966.

71. Виткопф Менардо Г. Гофман. Урал ЛТД, 1999.

72. Грешных В. И. В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне. Калининград, 1995.

73. Гугнин А.А. Людвиг Тик, забытый гений немецкого романтизма. // Материалы Научного центра славяно-германских исследований, вып. 2. Новополоцк-Москва, 2002.

74. Гугнин А.А. Э.Т.А. Гофман и его «Серапионовы братья» в контексте двух столетий. // Материалы Научного центра славяно-германских исследований, вып. 2. Новополоцк-Москва, 2002.

75. Данилевский Р. Ю. Людвиг Тик и русский романтизм. // Эпоха романтизма. Л., 1975.

76. Девицкий И. И. Тема природы в романе Т. Манна «Волшебная гора» // Иностранная филология, Алма-Ата, вып. 5., 1975.

77. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963.

78. Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь, М. 1987.

79. Днепров В. Интеллектуальный роман Т. Манна. // Современная л-ра за рубежом. М. 1962.

80. Друскин М. Рихард Вагнер. М. 1958.

81. Жирмунский М. Немецкий романтизм и средневековая мистика. Axiona, 1996.

82. Игнатов С.С. Э.Т.А. Гофман. Личность и творчество. М. 1914.

83. Кауфман Ганс. Генрих Гейне. // Гейне Г. Стихотворения, поэмы, проза. М. 1971.

84. Кенигсберг А. К. Оперы Р. Вагнера «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», Л. 1976.

85. Кноразовский И. Тангейзер // Театр и искусство, № 25. 1900.

86. Куршнян М. Романы Томаса Манна. Формы и метод. М. 1975.

87. Левик В. Рихард Вагнер М. 1978.

88. Лихтенбергер А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М. 1997.

89. Лосев А. Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера. // Вагнер Р. Избранные работы. М. 1978.

90. Лосев А. Ф. Проблемы Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем. // Вопросы эстетики, № 8. М. 1968.

91. Лосев А. Ф. Философский комментарий к драмам Р. Вагнера. // Форма. Стиль. Выражение. М. 1995.

92. Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера. Собрание сочинений, т. 10. М. 1960.

93. Михайлов А. В. О Людвиге Тике. // Людвиг Тик. Странствования Франца Штернбальда, М. 1987.

94. Морозов Д. Диссидент Тангейзер. (После премьеры). // Экран и сцена, 13.12.1990. №50.

95. Рихард Вагнер и судьба его творческого наследия. Вып. 1, 2. Санкт-Петербург, 1998, 2001.

96. Рихард Вагнер. Его жизнь и музыкальная деятельность, биографический очерк С. А. Базунова. С-Петербург, 1891.

97. Русакова А. В. Томас Манн. Ленинград, 1975.

98. Федоров Ф. П. Эстетические взгляды Э. Т. А. Гофмана. Рига, 1972.

99. Шалагинов В. В. Драматургия Р. Вагнера 40-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.1973.

100. Anton Herbert. Die Romankunst Thomas Manns. Begriffe und hermeneutische Strukturen. 1972.

101. Armando Walter G. Richard Wagner. Eine Biographie. Hamburg, 1962.

102. Auhuber Friedhelm. In einem fernem dunkeln Spiegel: E. T. A. Hoffmans Poetiesiening der Medizien. Opladen, 1986.

103. Bart H., Manch D., Voss E. Wagner. Sein Leben, sein Werk und seine Welt in zeitgenossischen Bildern und Texten. Wien, 1975.

104. Beardsley Christa-Maria. E. T. A. Hoffmann. Die Gestalt des Meisters in seinen Marchen. Bonn, 1975.

105. Bergengruen Werner. E. T. A. Hoffmann. Stuttgart, 1939.

106. Brinkler-Gabler Custa. Ticcks Bearbeitungen altdeutscher Literatur. Koln, 1973.

107. Brummack Jurgen (Hg.) Heinrich Heine. Epoche-Werk-Wirkung. Mtinchen 1980.

108. Chop Max. Erzahlungen zu Richard Wagners todesdramen. Lpz, Reklam.

109. Chop Max. Richard Wagners Tannhauser und die Sangerkrieg auf Wartburg. Lpz. Reklam.

110. Cronin Jahn D. Die Gestalt der Geliebten in den poetischen Werken E. T. A. Hoffman. Bonn, 1967.

111. Danton Georg Henry. The nature sense in the writing of Ludvvig Tieck's. New-York, 1902.

112. Egricl Peter. Avangardism and modernity. A comparsion of J. Joyse "Ullyses" whit Thomas Mann's "Dcr Zauberberg". Budapest, 1972.

113. Fritz Grandjean Sonja. Das Frauenbild im Jugenwerk von Ludvvig Tiecks als Mosaikstein zu seiner Weltanschaung. Bern, 1926.

114. Fumess Raymond. Wagner and Literature. Manchester, 1982.

115. Garmann Gerburg. Die Traumlandschaften Ludvvig Tiecks: TraumreiBe und individuationsprozeB aus romantischer Perspektive. Opladen, 1989.

116. Golther Wolfgang. Richard Wagner als Dichter. Brl., Marynardt.

117. Gorte Erna. Der junge Tieck und die Aufklarung. Brl, 1926.

118. Graescr E. G. T. Der Tannhauser und Ewige Jude. 2. deutsche Sagen. Dresden, 1861.

119. Graefe Johanna. Uber den "Zauberberg" von Thomas Mann. 1947.

120. Giinzel Klaus. Konig der Romantik. Das Leben des Dichters Ludvvig Tieck. Tubingen, 1981.

121. Guttjahr Herbert. Zwischer Affinitat und Kritik. Heinrich Heine und Romantik. Frankfurt am Main, 1984.

122. Haedecke Wolfgang. Heinrich Heine. Eine Biographie, Milnchen 1985.

123. Harle Gerhard. Die Gestalt des Schones. Untersuchungen zur Homosexualitatsthematik in Thomas Mann's "Zauberberg". 1986.

124. Hefftrich Eckehard. Uber Thomas Mann. Frankfiirt am Main, 1982.

125. Heifftrich Eckard. Zauberbergmystik. Uber Thomas Mann. Frankfiirt am Main, 1975.

126. Hellersberg -Wendiener Anna. Mystik der Gottesferne. Einen Interpretation von Thomas Mann. Bern-Miinchen.

127. Klcssmann Eckart. PIofFmann oder die Tiefe zvvischen Stern und Erde. Stuttgart, 1988.

128. Kliige Rolf-Dieter. Richard Wagner in Russland. Ein ProblemaufriB. Tiibingen, 1997.

129. Koopmann Helmut. Die Entvvicklung des „intellektuellen Roman" bei Thomas Mann. Bonn, 1980.

130. Kreuzer Ingrid. Marchenform und indivviduelle Geschichte. Zu Text und Handlungsstukturen Ludvvig Tiecks zvvischen 1790 und 1811 Jahren. Gottingen, 1983.

131. Krustiansen Borge. Thomas Mann's "Zauberberg" und Schopenhauers Metaphysik. Bonn, 1986.

132. Loose Gerhard. Naphta. Ober das Verhaltnis von Prototyp und dichterischen Gestalt in Thomas Manns „Der Zauberberg"// Ideologiekritischen Studien zur Literatur Eskys 1 F. a. M., 1972.

133. Magris Klaudio. Die andere Vernuft. E. T. A. Hoffmann. Konigstein, 1980.

134. Mann Thomas. Wagner und unsere Zeit. Frankfiirt am Main, 1963.

135. Mess Friedrich. Heinrich von Ofterdingen. Wartburgkrieg und vervvandte Dichtungen. Weimar, 1963.

136. Milllcr Ursula. Richard Wagner und sein Mittelarter. Saltzburg, 1989.

137. Oehlke Alfred. Zu Tannluiusers Leben und Dichtungen. Konigsberg, 1890.142.0eldenburg Karl. Zum Wartburgkrieg. Schwerin, 1892.

138. Paci Enzo. „Relazioni i signifikati" (raccolta). Milano, 1965.

139. Phillipidee Л. H. C. Eroue binecrescut. // Ph. Studii si portrete literare, Bucuresti, 1963

140. Rieckmann Jens. "Der Zauberberg". Eine geistige Autobiographie Thomas Manns. Stuttgart, 1977.

141. Safransky Rtldiger. E. T. A. Hoffmann. Das Leben einen skeptischen Phantasten. Monchen, 1984.

142. Sandt Lotti. Mythos und Symbolyk in "Zauberberg" von Thomas Mann. Bern, Stuttgart, 1979.

143. Sauerestig Heinz. Die Entstekung des Romans „Der Zauberberg". 1965.

144. Scheiber Mary Magdalena. Ludwig Tieck and medieval Church. Washington, 1939.

145. Scher Stewen Paul. Zu E. T. A. Hoffmann. Stuttgart, 1981.

146. Schimm Siegfried. Einsicht und Darstellung. Untersuchung zum Kunstverstandnis E. T. A. Hoffmanns. Gopingen, 1974.

147. Schweikert Uwe. Ludwig Tieck. Darmstadt 1976.

148. Steinwert Walter. Das Farbenen emflinden Ludwig Tiecks. Ein Beitrag zur Geschichte des naturgeft'ihls in der deutschen Dichtung. Bonn, 1907.

149. Strack Adolf. Zur Geschichte des Gedichtes vom Wartburgkriege. Berlin, 1883.

150. Thalmann Marianne. Ludwig Tieck, der romantische Weltmann aus Berlin. Bern, 1955.

151. Thalmann Marianne. Probleme der Damonie in Ludwig Tiecks Schrifften. Weimar, 1919.

152. Thomas Mann 1875-1975. Vortragen in Mtinchen Zurich - Liibeck. F. a. M., 1977.

153. Thomas Mann. Berlin, 1965.159. Thomas Mann. Jena, 1976.

154. Wadephul Walter. Heinrich Heine. Sein Leben und seine Werke. Koln, Wien. 1974.

155. Weigand Hermann. Thomas Mann's novel „Der Zauberberg". A study. New- -York, 1933.

156. Wesollek Peter. Ludwig Tieck oder Der Weltumselger seines Inneren. Wiesbaden, 1984.

157. Urfel Stefan B. Heinrich Heine. Mtinchen, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.