Миф как общественное явление: от архаики к современности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кряжева, Нина Александровна

  • Кряжева, Нина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 148
Кряжева, Нина Александровна. Миф как общественное явление: от архаики к современности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2002. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кряжева, Нина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

МИФА.

1Л. Основные теоретические концепции мифа.

1.2. Специфика функционирования мифа в архаическом и современном обществе.

Глава 2. МИФ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ

ЖИЗНИ.

2.1 Соотношение социального и литературного мифа.

2.2 Воплощение социальных мифов в американской художественной литературе второй половины XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Миф как общественное явление: от архаики к современности»

Актуальность темы исследования. Миф является одной из древних форм духовной культуры человечества. Появившись в архаические времена, он до сих пор уверенно сохраняет свои позиции в общественном сознании. И сегодня, в период кардинальных научно-технических, экономических и социальных достижений мировоззрение человека по-прежнему сохраняет черты мифологического мироощущения и миропонимания архаической эпохи.

Достижения глобальной информатизации, расширение средств коммуникации оборачиваются для человека проблемами унификации и массовизации духовной культуры. При этом СМИ, активно воздействуя на общественное сознание, используют такие образы и схемы, в которых предзаданы определенные принципы отношения к действительности, иногда далекие от реальности. Так формируется массовое сознание, фундаментом которого является картина мира, основанная на современной мифологии.

В этих условиях возникает амбивалентная оценка человеком своей роли в современном обществе: с одной стороны, он - его властитель, которому открыты все тайны мироздания; с другой стороны, он - уязвимое существо, подверженное влиянию внешних сил, объект манипулирования. В связи с этим главным становится поиск ответа на вопрос: кто есть человек, какую роль он играет в обществе, т.е. вопрос о его идентификации.

По сравнению с архаическим, в современном обществе функции мифа не только сохранились, но и расширились. Сегодня и в политике, и в экономике, и в средствах массовой информации можно видеть различные социальные мифы. Есть они и в художественной культуре. В частности, анализ литературы показывает, что социальные мифы "прорастают" в сюжетах, образах, композиции литературных произведений, а также, как авторы художественных творений, в свою очередь, влияют на формирование современных мифов. Это позволит глубже раскрыть сущность происходящих перемен в материальной и духовной сферах современного общества.

Понять причины жизнеспособности мифов в современном обществе, значит объяснить и прогнозировать не только изменения в общественном сознании, но и социальные трансформации в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Миф издавна является предметом изучения философии, истории, филологии и психологии. В последнее время он активно изучается культурологией, социологией и политологией, т.е. самыми разными областями современной науки.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности (софисты, стоики, пифагорейцы, Эвгемер, Платон), они были развиты гуманистами Возрождения и Нового времени (Ф.В.Шеллинг1), деятелями Просвещения (Вольтер, Дидро, Монтескье и др.).

В дальнейшем изучение мифа развивалось в лингвистической (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, М.Мюллер и др. ), эволюционистской Л антропологической) (Г.Спенсер, Э.Тайлор и др. ) и ритуалистической (Дж.Фрэзер4) концепциях.

Позже функциональная школа во главе с Б.Малиновским5 приписала мифу функции поддержания традиции, представители социологической школы (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль6) обратили внимание на родовую организацию, сторонники структуралистской теории рассматривали миф как

1 Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - М., 1966.

2 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, тт. 1-3, М., 1865-1869; Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, тт. 1-2, -СПб., 1861; Мюллер М. Сравнительная мифология. -М., 1963.

3 Спенсер Г. Социология как предмет изучения. - СПб, 1897; Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1939.

4 Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. - М., 1983.

5 Малиновский Б.Магия и религия // Религия и общество. - М., 1996.

6 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991; Леви

Брюль J1. Первобытное мышление. - М., 1930. знаковую моделирующую систему (К.Клакхон; К.Леви-Строс) , g символическая теория мифа (Э.Кассирер ) углубила понимание мифа как определенной символической формы культуры, идея связи мифа с бессознательными пластами человеческой психики была предложена З.Фрейдом и развита К.Г.Юнгом9.

Для отечественных исследователей изучение мифа оказалось плодотворным в двух направлениях: философско-религиоведческом (А.Ф.Анисимов, А.М.Золотарев, М.И.Стеблин-Каменский, М.И.Шахнович и др.10) и литературоведческом (Н.Т.Владимирова, Ю.М.Лотман, Н.Т.Медведева, Е.М.Мелетинский, Ю.Г.Пастушенко, В.Н.Топоров, А.Г.Черкесов, Т.А.Шарыпина").

Отечественные авторы уделили внимание архаическому мифу.

Э.А.Поздняков рассматривает роль мифа в архаическом обществе, его

12 функциональную значимость ; A.M.Лобок в мифе видит первичную деятельность первобытного человека, основанную на эмоциональном

13 переживании ; С.А.Токарев развитие мифа ставит в прямую зависимость от у

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - СПб., 1998, Леви-Строс

К. Первобытное мышление. - М., 1994. g

Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. - М., 1995.

9 Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1992; Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.:, 1997.

10 Анисимов С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. - М., 1988; Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. - М., 1964; Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Ленинград, 1976; Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. -Ленинград, 1971 и др.

11 Владимирова Н.Т. Миф в жанровой структуре современного западного романа. -Ташкент, 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Медведева Н.Т. Миф как форма художественной условности: Автореф.дис. канд.филолог.наук. - М., 1984; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976; Пастушенко Ю.Г. Мифологические основы сюжета у А.Платонова автореферат на соиск. н. ст. канд.филолог.наук. Киев. 1993; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. -М., 1995; Черкесов А.Г. Фантом или феномен // Лики массовой литературы США. - М., 1991; Шарыпина Т.А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе Х1Х-ХХ вв. -Н.Новгород, 1995.

12 Поздняков Э.А. Философия культуры. - М., 1999.

13 Лобок A.M. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997. совершенствования трудовой деятельности человека14; С.М.Телегин, восприятие достоверности событий в мифе связывает с мифологической настроенностью15.

Разработку мифа как социального явления, в том числе в современном обществе, находим у Е.Анчел, А.Н.Гулыги, П.С.Гуревича, А.В.Кукаркина, А.Ф.Лосева, Х.Ортега-и-Гассета, М.Элиаде. Так, Е.Анчел возникновение современных мифов связывает с теорией отчаяния и проблемой отчуждения; Д.Майерс видит причины подверженности влиянию в бессознательных потребностях; И.В.Кондаков рассматривает структурно-генетические уровни мифологического мышления современного человека16.

Работы К.В.Антипова, Ю.К.Баженова, Панкратова Ф.Г. и др. посвящены

11

PR-технологиям, одной из функций которых является мифотворчество .

Особый интерес для нас представляют исследования, посвященные изучению мифа в художественной литературе США (труды Р.Веймана, С.Жордания, Д.Затонского, Л.М.Земляновой, А.С.Козлова, В.А.Костякова

1 Я

М.О.Мендельсона ). Наряду с зарубежными авторами (Г.Коммейджер, С.Холбрук, Дж.Чайнард, Л.Ченоеф19) спецификой американской социальной

14 Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

15 Телегин С.М. Философия мифа. - М., 1994.

16 Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. - М., 1979; Гулыга А.Н. Миф и современность // Иностранная литература. - 1984. - №2; Гуревич П.С. Социальная мифология. - М., 1983; Кондаков И.В. Современное мифотворчество как эстетико-идеологическая проблема // Мир психологии. - 1998. №3 (15); Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М., 1978; Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология культура. - М., 1991; Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. - М., 1991; Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1995.

17 Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз для коммерсантов. - М., 2000; Баженов

Ю.К., Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурина В.Г. Рекламная деятельность. - М., 2000.

18

Вейман Р. История литературы и мифология. - М., 1975; Жордания С. "Кентавр": миф, метафора, реальность // Лит. Грузия. - 1986. №8; Затонский Д. Искусство романа и XX в. -М., 1973; Землянова Л.М. Современное литературоведение в США. - М., 1990; Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США: Автореферат дис. на соискание степени д-ра филолог, наук. - М., 1986; Костяков В.А. Американский роман середины XX века. - Саратов, 1988; Мендельсон М.О. Проблемы литературы США XX века. -М., 1970.

19 Коммейджер Г. Американское сознание. Интерпретация американской мысли и характера с 1880-х годов (главы из книги) // США. Экономика. Политика. Идеология. -1993. - №9; Чайнард Дж. Американская мечта. // Литературная история Соединенных мифологии занимались и отечественные исследователи (О.А.Алякринский, Е.С.Баразгова и др. ).

Существует также ряд работ о соотношении мифа и утопии (Э.Я.Баталов, И.И.Кравченко, С.М.Поздяева, И.В.Фролова21), в которых определены черты их сходства и различия.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных мифу, на взгляд диссертанта, малоразработанной является проблема взаимодействия архаического и современного, социального и художественного мифов; недостаточно изучена функциональная значимость мифа в современном обществе, а также условия, влияющие на воспроизводство мифологического сознания. Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является миф как общественное явление.

Предмет исследования - специфика функционирования мифа в архаическом и современном обществе.

Цели и задачи исследования. Цель работы - социально-философский анализ трансформации роли мифа в современном обществе, раскрытый через взаимодействие социального и литературного мифов.

Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению мифа; штатов Америки, т.1, М., 1977; Chenoweth L. The American Dream of Success. Cambridge

Mass.), 1974; Holbrook S. Dreams of the American Dream. - N.Y., 1957.

20

Алякринский O.A. "Американская мечта" в российском массовом сознании // США. Экономика. Политика. Идеология. - 1996. - №4; Баразгова Е.С. Американская социология: Традиция и современность. Курс лекций. - Екатеринбург, 1997;.

21 Баталов Э.Я. В мире утопии. - М., 1989; Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. - 1999. - №1; Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. - Уфа, 1997.

- выявить сходство и различие в специфике функционирования мифа в архаическом и современном обществе;

- определить особенности взаимодействия современных социальных и литературных мифов;

- показать воплощение социальных мифов на материале американской художественной литературы второй половины XX века.

Эмпирическая база исследования. Обращение к произведениям художественной литературы США второй половины XX века обусловлено рядом причин. Во-первых, процессом "вестернизации", заключающимся в экспансии американского образа жизни. Во-вторых, спецификой культурной ситуации в США, отражающей роль мифа в американской массовой культуре. Поэтому в диссертации анализируются те произведения, в которых наиболее последовательно воплощаются элементы социального мифотворчества. Эти произведения условно можно разделить на две группы. Первая - произведения классической американской литературы второй половины XX века (Дж.К.Оутс, Дж.Чивер, Дж.Апдайк, Дж.Гарднер); вторая -произведения массовой литературы этого же периода (С.Д.Хэммет, Р.Стаут, П.Хайсмит, Р.Говард, Т.Брукс, Г.Роббинс).

Методологическая и теоретическая база исследования. Определяющим для данной работы является социокультурный подход. Он реализуется в широком спектре как общенаучных (дедукция, индукция, анализ и синтез), так и частных методов в той мере, в какой они представляются необходимыми для решения поставленных задач.

Наряду с этим используется синтетический подход, который основан, с одной стороны, на трактовке мифа М.К.Мамардашвили, как способа, созидания человека; с другой стороны, на понимании мифа К.Г.Юнгом, как образования, укорененного в человеческой психике.

Кроме того, в работе используются элементы эволюционного, сравнительно-сопоставительного и диалектического подходов.

В процессе работы для нас также оказались полезными идеи, высказанные:

- в трудах А.Я.Гуревича, К.Манхейма, А.Тойнби, Й.Хейзинга,

О.Шпенглера, К.Ясперса, посвященных философским аспектам развития

22 цивилизации ;

- в работах Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, Г.Е.Зборовского, Э.В.Ильенкова, В.Е.Кемерова по вопросам методологии социального познания23;

- в исследованиях Д.Ж.Валеева, А.Г.Здравомыслова, Л.Н.Когана, А.Ф.Кудряшева, А.В.Лукьянова, И.М.Орешникова, В.Н.Финогентова,

24

Л.А.Ширяева по различным культурологическим проблемам: .

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором

•доказано, что архаический миф может рассматриваться как совокупность знаний, оценок, поведенческих моделей человека, т.е. как некая первооснова, на базе которой происходит синтез ее новых элементов, по-разному проявляющихся в различных типах общества;

22 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры,- М., 1984; Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. - М., 1994; Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991; Хейзинга Й. Homo ludens: Статьи по истории культуры. - М., 1997; Шпенглер О. Закат Европы / Пер.с нем. T.I. - М., 1993; Ясперс К. Смысл и постижение истории. - М., 1994. 9

Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. - М., 1988; Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. - М., 1987; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978; Зборовский Г.Е. Общая социология. Изд-е 2-ое, доп. - Екатеринбург, 1999; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991; Кемеров В.В. Введение в социальную философию. - М., 1996.

24 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов, 1983; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986; Коган Л.Н Социология культуры. - Екатеринбург, 1992.; Кудряшев А.Ф. О романтическом начале декабризма // Движение декабристов в историческом самосознании. Сб. научных статей. - Уфа, 1998; .Лукьянов А.В. Идея метакритики "чистой любви" (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики) - Уфа, 2001; Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск, 1992; Финогентов В.П. Лекции по философии. - Уфа:, 1998; Ширяев Л.А. Социально- философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. -Свердловск, 1990.

• обоснована идея о том, что подверженность влиянию социальных мифов в современном обществе связана со структурой современного мифа, в котором можно выделить две составляющие: внутреннюю, константную, в фундаменте которой архетипические феномены массового сознания; и внешнюю, изменяющуюся под влиянием социальных и культурных условий;

•установлено, что в современном обществе не только транслируются функции мифа, характерные для архаического общества (регламентирующая, этиологическая, консолидирующая, коммуникативная, игровая, семиотическая), но и возникают новые - компенсаторная и мобилизующая;

• определены следующие основания различения мифа в архаическом и современном обществе: специфика функционирования, пространственно-временные границы, тематическая направленность, индивидуальность-коллективность восприятия, способ и форма функционирования;

• выявлена взаимобусловленность социальных и литературных мифов: социальные мифы получают свое воплощение в структуре литературных произведений, которые в свою очередь являются основой для формирования социальных мифов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в диссертационном исследовании результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния мифов и мифологии на становление мировоззрения современного человека, они будут способствовать также изучению феномена мифологического сознания.

Практическое значение работы заключается в том, что ее выводы найдут свое применение в различных областях социальной философии, культурологии, социологии и политологии. Материалы диссертации могут быть положены в основу специальных курсов для студентов и преподавателей высшей школы.

11

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на региональной научно-теоретической конференции "Языки и литературы народов Башкортостана в евразийском диалоге культур (Уфа, 1997), на Всероссийской научной конференции "История Отечества XX века: актуальные проблемы" (Уфа, 1998), на Республиканской научно-практической конференции "Стратегия развития России для будущего президента" (Уфа, 2000), а также прошли апробацию на семинарских занятиях по философии и культурологии в УГНТУ. Основные результаты исследования отражены в 5 публикациях автора общим объемом 1,0 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета 1 ноября 2002 года.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, по два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 274 наименования. Общий объем диссертации -148 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кряжева, Нина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный нами анализ мифа как общественного явления позволяет прийти к следующим выводам.

1. Миф становится предметом специального изучения уже в эпоху античности. Именно тогда сформировались два направления в его толковании: аллегорическое и эвгемеристическое. Дальнейшее изучение мифа связано с его трактовками как неразвитой формы мышления, примитивной наукой, одного из элементов обряда, выполняющего функции поддержания традиции и непрерывности племенной культуры, автономной символической формы культуры и др. В начале XX в. наибольший интерес для исследователей стала представлять бессознательная сфера, а также роль мифа как социального регулятора общества. Эти два направления стали основой для изучения современных концепций мифа.

2. Нами доказано, что архаический миф может рассматриваться как совокупность знаний, оценок, поведенческих моделей человека, т.е. как некая первооснова, на базе которой происходит синтез ее новых элементов, по-разному проявляющихся в различных типах общества.

3. В ходе исследования определено сходство и различие в функционировании мифа в архаическом и современном обществе. Мы базировались на том факте, что в архаическом обществе миф выполнял этиологическую, консолидирующую, коммуникативную, социализирующую, семиотическую и игровую функции.

4. В результате проведенного анализа обоснована идея о том, что подверженность влиянию социальных мифов в современном обществе связана со структурой современного мифа, в котором можно выделить две составляющие: внутреннюю, константную, в фундаменте которой архетипические феномены массового сознания; и внешнюю, изменяющуюся под влиянием социальных и культурных условий;

5. На основе сравнительного анализа установлено, что в современном обществе не только транслируются функции мифа, характерные для архаического общества (регламентирующая, этиологическая, консолидирующая, коммуникативная, игровая, семиотическая), но и возникают новые - компенсаторная и мобилизующая.

6. В исследовании нами определены следующие основания различения мифа в архаическом и современном обществе: специфика функционирования, пространственно-временные границы, тематическая направленность, индивидуальность- коллективность восприятия, способ и форма функционировани.

7. Нами выявлена взаимобусловленность социальных и литературных мифов: социальные мифы получают свое воплощение в структуре литературных произведений, которые в свою очередь являются основой для формирования социальных мифов.

8. Жизнеспособность мифов в современном обществе мы объяснили чувством страха, зависимости человека от природных сил и социального окружения. Отсюда условиями существования современных мифов являются, во-первых, потребность в чувстве защищенности, приобщения к силе; во-вторых, установки, групповые нормы, самооценки людей (подтверждение собственной правоты, желание не выделяться, "быть как все"); в-третьих, состояния, в которых человек находится (например, депрессия или, напротив, уверенное стремление к успеху).

В современном обществе продолжается репродукция специфической формы общественного сознания - мифологической. Быстрая смена социальных условий, расширяющийся потребительский рынок, огромный объем информации - все это затрудняет способность ориентироваться в окружающем мире. Возникает необходимость создания некой картины мира, доступной и близкой большому количеству людей. Массовая культура создает мифологическую картину мира как объяснительную модель жизни современного общества. При этом мы обосновали мысль о том, что массовая культура формирует миф, в котором условная картина мира использует элементы архаического: цикличность, бинарность оппозиций, соединение реального и ирреального, рационального и иррационального.

9. Социальные мифы выступают в многообразии своих разновидностей: идеологические, религиозные, экономические, политические, художественные (литературные) и т.п.

10. Мы доказали, что художественное творчество в существенной мере построено на принципах мировосприятия и отражения, подобных мифологическому сознанию. Этот факт базируется на доказательстве того, что по своим социально-психологическим функциям и генезису искусство (и литература в том числе) действительно очень близко к мифологии и религии как типам общественного сознания.

11. Литературный миф выступает как часть социального мифа и является его отражением. Он выступает в двух формах: классической и массовой. В первом случае на сюжетном и образном уровне используются прямые параллели с архаическим мифом. Вторая, массовая форма, реализует социальные мифы посредством типизации в художественном произведении поведенческих моделей, образных характеристик.

12. Анализ произведений приводит автора к выводу, что в литературе массового и классического направлений находят отражение структура, образная система и герои социальных мифов; в свою очередь литературные мифы, имеющие авторскую интерпретацию, становятся основой для рождения новых социальных мифов.

В современном обществе литература выстраивает картину мира, построенную на мифах, т.е. неадекватную реальной. Таким образом, люди не только живут в мире мифов, но и сами создают эти мифы в культуре, транслируя патерны архетипического сознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кряжева, Нина Александровна, 2002 год

1. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос//Заблуждающийся разум, многообразие вненаучного знания. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. -С.30-57.

2. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход. // Социологические исследования 1993. №3. С.75-85.

3. Алякринский О.А. Жанр и жизнь. Американская действительность сквозь призму повести.// Новый мир. -1981.-№11.- С.223-230.

4. Алякринский О.А. "Американская мечта" в российском массовом сознании.// США. Экономика. Политика. Идеология. 1996. - №4. С.105-113.

5. Алякринский О.А. Роман в «мозаичной культуре».// США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №3. С.70-81.

6. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В .И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. М.: Мысль, 1988,- 235 с.

9. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988.- 258 с.

10. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз для коммерсантов. М.: издательский Дом "Дашков и К", 2000. - 132 с.

11. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. М.: Изд-во политической литературы, 1979.

12. Апдайк Дж. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. М.: Правда, 1990. - 624 с.

13. Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М.Мысль, 1988.- 204 с.

14. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974. 230 с.

15. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, тт. 1-3, М., 1865-1869.

16. Афасижев М.Н. Эстетические проблемы в эпоху НТР//Знание. 1975. -№6.

17. П.Ахмадеев А.А. Социологические проблемы региона. М., 1992.

18. Баженов Ю.К., Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурина В.Г. Рекламная деятельность. М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000. - 364 с.

19. Баразгова Е.С. Американская социология: Традиция и современность. Курс лекций. Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей, 1997

20. Барт Р. Мыльные порошки и детергенты (из книги "Мифологии"). WWW-документ. URL http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/barthesl/htm]

21. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.

22. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987,- 184 с.

23. Барулин B.C. Социальная философия. М.: Изд-во МГУ, 1993,- 4.1 - 334 е.; 4.2 - 236 с.

24. Барулин B.C. Социально философская антропология: Общие начала социально - философской антропологии. - М.: Онега, 1994.- 252 с.

25. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982.-336 с.

26. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1989. - 319 с.

27. Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта.//США. Канада. 2000. №11 С.3-20.

28. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра, 1965. 527 с.

29. Башмакова Л.П. "Общество масок" и американский роман 60-70 гг. XX в. (к проблеме жанра)//Литература США XIX-XX вв. Сборник научных трудов. Краснодар, 1985. - С.57-65.

30. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект пресс, 1996. - 256 с.

31. ЬБеликА.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология. М., 1998. -С.31-32.

32. Бенин В. Л. Мифы педагогического сознания (приглашение к размышлению)//Мировое сообщество: проблемы и пути решения. Уфа. -2000. Вып. №6 (1). - С. 15-27.

33. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994.- Т.1 - 541 е.; Т.2 - 508 с.

34. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6. - С.31-42.

35. Богомолов А.С. Диалектический логос. М.: Мысль, 1982.

36. Борисов Б.Л. Технология рекламы. М., 2001

37. Борисов М. Пираты, чудовища и тайные сыщики//Лит. газета. 1997. №33.

38. Брайан Д. Золото гномов//Конан и меч колдуна. С.-Пет.: Северо-Запад, 1993.-478 с.

39. Брукс Т. Меч Шаннары. М.: Центрполиграф, 1997. - 550 с.

40. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 1978. -216 с.

41. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986.-64 с.

42. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, тт. 1-2, СПб., 1861

43. Бутенева И.В., Ершова Г.Г., Леонова Е.В., Красулин Е.А., Красулина А.В., Пакин А.В., Сафронов А.В., Семакина Е.А., Токовинин А.А. Мир в образах сказок и мифов. //Мир психологии. 1998. №3 (15). С.60-88.f

44. Валеев Д. Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. -Уфа: Башк.изд-во «Китап», 1994.- 156 с.

45. Валеев Д. Ж. Национальный суверенитет и самоопределение народов // Ядкяр. Вестник АН РБ. 1995. - № 1.

46. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1983.- 168 с.

47. Васильев Г. Америка меняющаяся и неизменная. М.: Мысль, 1984. 238 с.

48. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1973.

49. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 702 с.

50. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. - 344 с.

51. Бенедиктова Т.Д. Литературные прообразы массовой культуры в США и в России.//США. Канада. 1999. №8. С.74-88.

52. Верещагин Д. Освобождение. Психология личности. Спб., 1999.

53. Веселовский А.Н. Миф и символ. //Русский фольклор т. XIX. Л., 1979.

54. Вильямс Дж.А. Взгляд американца на российскую ситуацию: некоторые предварительные заметки. //Социологические исследования. 1993. - №2. С.13-20.

55. Владимирова Н.Т. Миф в жанровой структуре современного западного романа. Ташкент, 1992.- 18 с.

56. Владимирова М.А. Влияние культурной среды на формирование национальной самобытности.// США. Экономика. Политика. Идеология. -2001. №9.

57. Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. М.: Наука, 1982. - 334 с.

58. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. - 240 с.

59. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1981. - 246 с.

60. Галина М.С. Авторская интерпретация универсального мифа. (Жанр "фэнтези" и женщины-писательницы)//Общественные науки и современность. 1998. - № 6.

61. Гарднер Дж. Никелевая гора. М.: Прогресс, 1979. - 503 с.

62. Гарднер Дж. Королевский гамбит. М.: Прогресс, 1979.- 503 с.

63. Гарленд X. Крушение кумиров//Писатели США о литературе. М., 1974.

64. Говард Р., Оффут Э. Меч Скелоса. С.-Пет.: Северо-Запад, 1993. - 478 с.

65. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб.: Ольга. 1997.- 372 е.

66. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987.

67. Грушин Б.А. Общее и особенное в моделях развития мира. (Политический и социологический аспекты)//Социологические исследования. 1990. -№12. С.15-23.

68. Гулыга А.Н. Пути мифотворчества и пути искусства//Новый мир. 1969. -№5.-С.217-232.

69. Гулыга А.Н. Миф и современность//Иностранная литература. 1984. -№2.-С. 167-174.

70. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.

71. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983.

72. Денисова Т.Н. Американский роман XX века. Проблема художественного метода: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра фил.наук. М., 1983. - 27 с.

73. Днепров В. Черты романа XX века. М.; JX, 1965.

74. Долгополова Н.А. Американское общество в зеркале опросов.//США. Канада. 2000. - №3. С.31 -44.

75. Дорошевич А. Миф в литературе XX века//Вопросы лит-ры. 1970. - №2. - С.122-140.

76. Елистратова А. Трагическое животное человек // Иностранная лит-ра.-1963. - №12. - С.223-226.

77. Ельчанинов А., В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков-История религии. М.: Центр "Руник", 1991.-249 с.

78. Емельянов Ю.В. Обострение социально-политических противоречий в США и молодежь. М.: Наука, 1986.

79. Жордания С. «Кентавр»: миф, метафора, реальность.//Лит. Грузия. 1986. №8.-С. 192-196

80. Зверев П. Судьбы романа. М., 1975.

81. Зверев А.В поисках центра. Американский роман сегодня//Лит. обозрение. 1979. -№3.

82. Зверев A.M. Логика литературного десятилетия //Литература США в 70-е годы XX в. М.: Наука, 1983.90.3емлянова Л.М. Современное литературоведение в США. М.: МГУ, 1990.91 .Злобин Г. Диалоги Джона Гарднера // Джон Гарднер Никелевая гора. М.:

83. Прогресс, 1979. С.479-502. 92.Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. 93.3уй М.И. Социология - мифология - философия. //Социологические исследования,- 1996. - №12. С. 13-23.

84. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Республика, 1991. - 464 с.

85. Кабаков Р.И. "Повелитель колец" Дж.Р.Р. Толкиена и проблема современного литературного мифотворчества.

86. Камп де Л.С., Картер Л. Ветры Аквилонии. С.-Пет.: Северо-Запад, 1993. -416с.

87. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. М.: Юрист, 1995.

88. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. - 270 с.

89. Кемеров В.В. Введение в социальную философию. М.: Аспект-Пресс, 1996.-215 с.

90. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1977. - 255 с.

91. Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). -М.: Мысль, 1972.

92. Кинг С. Мертвая зона. М.: Вагриус, 1992. 352 с.

93. Кинг С. Жребий Иерусалима. Д.: Джой, 1993.

94. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

95. Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении "своих" и "чужих". //Социологические исследования. 2000. №12. С.13-23.

96. Ковалев Ю. Джон Чивер// Чивер Дж. Семейная хроника Уопшотов. Л.: Художественная литература, 1968. С.5-17.

97. Коган JI.H Социология культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992.-117с.

98. Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США: Автореферат дис. на соискание степени д-ра филолог, наук. М., 1986. -28 с.

99. Козлов А.С. Мифологическая критика // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада -ИНИОН, 1996.

100. Кожинов В. Внимание: литература США сегодня // Москва. 1982. -№11. - С. 181-186.

101. Коммейджер Г. Американское сознание. Интерпретация американской мысли и характера с 1880-х годов (главы из книги).// США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №9. С.84-94.

102. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

103. Кондаков И.В. Современное мифотворчество как эстетико-идеологическая проблема // Мир психологии. 1998. №3 (15). С.34-48.

104. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.

105. Костяков В.А. Американский роман середины XX века. Саратов, 1988. - 170 с.

106. Кравченко И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. - №1. - С.3-17.

107. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. - №2. С. 117-132.

108. Кременюк В.А. США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными // США. Канада. 1999. №1. С.5-19.

109. Кудряшев А.Ф. О романтическом начале декабризма // Движение декабристов в историческом самосознании. Сб. научных статей. Уфа, Изд-во БашГУ, 1998. С.15-24.

110. Кузнецов В.Н. Место и роль философии в западной культуре XX века (основные задачи и проблемы исследования)//Вестник Московского унта. Сер.7. Философия. 1997. - №1. - С.67-80.

111. Куледов А. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 333 с.

112. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Изд-во полит, литры, 1978.-350 с.

113. Култыгин В.П. Мировое сообщество на рубеже тысячелетий // Социологические исследования. 1998. -№12. С.15-28.

114. Ландор М. Романы-кентавры // Вопросы лит-ры. 1967. - №2. - С.81-112.

115. Лапицкий М.И. Два фольклора два характера // США. Экономика. Политика. Идеология. - 1992. - №10. С. 15-27.

116. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

117. Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.

118. Леви-Строс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов // Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384 с.

119. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1985.

120. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. М., 1980.

121. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.

122. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 -х т. Таллинн: Александра, 1992.-Т.1 -479 с; Т.2 - 478 е.; Т.З - 494 с.

123. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Изд. группа Прогресс, 1992.-270 с.

124. Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Философия мифология культура. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1991. - 525 с.

125. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. -М.: Изд-во МГУ, 1982.

126. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995

127. Лукьянов А.В. Идея метакритики "чистой любви" (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики) Уфа: Изд-е БашГУ, 2001. - 226 с.

128. Лукьянов А.В. Шеллинг и русская идея // Философская мысль. 2002. -№1-2. С.68-70.

129. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

130. Малиновский Б. "Миф в первобытной психологии". -М.: Мысль, 1990.

131. Малышев А.В.В мире фантомов //Социологические исследования. 1992. -№12. С.98-104.

132. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.

133. Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. - 400 с.

134. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994.-700 с.

135. Медведева Н.Т. Миф как форма художественной условности: Автореф.дис.на соиск. ст. канд.филолог.наук. -М., 1984. 18 с.

136. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.

137. Мендельсон М.О. Проблемы литературы США XX века. М.: Наука, 1970.

138. Мендельсон М.О. Американский роман после Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека//Новый мир. 1975. - №8. - С.246-262.

139. Милитарев В.Ю., Алиханьян Н.А., Занадворов М.С. Мифы педагогического сознания // Культура. Традиции. Образование. М.: Изд-во МГУ, 1993. Вып.2. - С.68-78.

140. Миллар М. В тихом омуте. М.: Восхождение, 1992. 384 с.

141. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Отв. ред. Б.А. Грушин. М.: Наука, 1990. - 220 с.

142. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1994.

143. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 560 с.

144. Музыкант B.J1. Теория и практика современной рекламы. Часть II М.: Компания "Евразийский регион", 1998. - 328 с.

145. Мулярчик А. Вызов восьмидесятых (О некоторых тенденциях современной литературы США) // Иностранная лит-ра. 1983. - №12. -С.193-201.

146. Мулярчик А. Глазами Апдайка // Дж.Апдайк Кролик, беги. М.: Правда, 1990. С.5-18.

147. Мулярчик А. В поисках альтернативы. О новых чертах современной литературы США // Иностранная лит-ра. 1986. - №12. - С.212-221.

148. Мюллер М. Сравнительная мифология. М., 1963

149. Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998.-896 с.

150. Новиченко И.Л. Тяжкое бремя содержания // Проблемы новейшей литературы США. Киев, 1981.

151. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск, 1992.

152. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - 588 с.

153. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. 588 с.

154. Оутс Д. Сад радостей земных. М.: Прогресс, 1974. - 544 с.

155. Оутс Д. Исполнение желаний // Сад радостей земных.- М.: Прогресс, 1974.

156. Пальцев Н. Девять прелюдий к современной американской трагедии // Д.Оутс Венец славы. М.: Известия, 1986. С.5-21.

157. Пастушенко Ю.Г. Мифологические основы сюжета у А.Платонова автореферат на соиск. н. ст. канд.филолог.наук. Киев. 1993. 19 с.

158. Поздняков Э.А. Философия культуры. М.: Интурреклама, 1999.

159. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. - 150 с.

160. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа: Изд-е БашГУ, 1998. - 210 с.

161. Покровский Н.Е. Добрые советы для господ русских, не намеревающихся оставаться в Америке // США. Экономика. Политика. Идеология. 1994. - №1.

162. Пузанов В.И. Проектная культура Америки. Реклама // США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №8. С. 14-23.

163. Пузанов В.И. Проектная культура Америки: Образование // США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №6. С. 13-21

164. Пушкарев JI.H. Что такое менталитет? (Историографические заметки ) // Отечественная история. 1995. - № 3. - С.158-165.

165. Пятигорский А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. М.: Языки русской культуры, 1996. - 280 с.

166. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1,2 ТОО ТК "Петрополис", 1994.

167. Репин Е.Н., Репина Н.А. Миф о социуме // Общественные науки и современность. 1996. - № 5. - С.28-33.

168. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №3.

169. Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1994 - № 1. - С.3-24.

170. Роббинс Г. Собрание сочинений, в 6 т. Т.4, 5. Искатели приключений. -С.-П.: ИКА Тайм-аут, 1993.

171. Роббинс Г. Собрание сочинений, в 6 т. Т.1. Бетси. С.-П.: ИКА Тайм-аут, 1993.

172. Роббинс Г. Собрание сочинений, в 6 т. Т.З. Камень для Денни Фишера. -С.-П.: ИКА Тайм-аут, 1993. 352 с.

173. Роббинс Г. Собрание сочинений, в 6 т. Т.2. Куда ушла любовь. С.-П.: РЖА Тайм-аут, 1993.-380 с.

174. Розенталь Э.М. "Парадоксы протеста". М., АПН: 1985. 199 С.

175. РудневВ. Морфология реальности. http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/morfologia.txt

176. Руднев В. Словарь культурологии, http://lib/ru/CULTURE/RUDNEW/ slowar.txt

177. Сайко Э.В. Культура мифа феномен культуры. // Мир психологии 1998 №3 (15). С.3-8.

178. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

179. Сигал Э. История любви. М.: Арт, 1992. 304 с Ситрин Д. Язык, политика и американская национальная общность. .// США. Экономика. Политика. Идеология. - 1993. - №6.

180. Ситрин Д. Язык, политика и американская национальная общность.// США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №6. С.21-29.

181. Согрин В.В. Новый образ Америки. // США. Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №4. С.3-10.

182. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США. Из истории развития межнациональных отношений в России. (Фрагменты из книги "Россия и Соединенные Штаты", 1944). //Социологические исследования. 1993. - №8. С.133-145.

183. Стариков Е. Маргиналы, или размышления на старую тему: "Что с нами происходит?"//Знамя. 1989. - №10. - С.133-161.

184. Стаут Р. Бокал шампанского. М.: Интеграф Сервис, 1990.

185. Стаут Р. Окончательное решение. М.: Интеграф Сервис, 1990. 240 с.

186. Стаут Р. Право умереть. М.: Интеграф Сервис, 1990.

187. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Ленинград: Наука, 1976. - 104 с.

188. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте // Общение и оптимизация общественной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с.

189. Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М.: Наследие, 1994.-235 с.

190. Стояновская Е. Интервью с Дж.Апдайком// Ин.лит-ра. 1965. - №1. -С.255-258.

191. Тавризян Г.М. О. Шпенглер и И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.

192. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

193. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Жизнь и творчество // А.Ф. Лосев Философия. Мифология. Культура. М. :Политиздат, 1991

194. Тахо-Годи А.А. От диалектики мифа к абсолютной мифологии//Вопросы философии. 1997. - №5. - С. 167-179

195. Телегин С.М. Философия мифа. М., 1994. - 144 с.

196. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

197. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

198. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990. 622 с.

199. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология//Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1997. -С. 11-20.

200. Толкиен Дж. Хранители. /Властелин колец. М.: Радуга, 1991. - 496 с.

201. Толкиен Дж. Две твердыни. /Властелин колец. М.: Радуга, 1991.-416.

202. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс, 1995.

203. Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). М., 1971.

204. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М., 1973.

205. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1997.

206. Уткин А.И. Россия и Запад: мир общечеловеческих ценностей или планетарной разобщенности? // США. Канада. 1997. - №3. С.73-89.

207. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. М., 1997. - № 8. - С.40-47.

208. Февр JI. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 630 с.

209. Федотов Г.П. Лицо России // Вопросы философии. 1990. - № 8. - С. 131159.

210. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. - № 5. -С.3-20.

211. Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы.- М.: ИФ РАН, 1997.-255 с.

212. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С.21-34.

213. Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности.// Вопросы философии. 1998. - №8. С.38-58.

214. Философия искусства в прошлом и настоящем. М.: Искусство, 1981.

215. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М.: Изд-во полит, литры, 1986.-590 с.

216. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1992.-222 с.

217. Финогентов В.Н. Лекции по философии. Уфа: Изд-е УТИС, 1998. - 205 с.

218. Финогентов В.Н. Мировоззренческие поиски современности // III Аксаковские чтения / Сост. Г.О. Иванова. Уфа, 1997,- С. 125-132.

219. Финогентов В.Н. Социально-исторические регуляторы человеческих отношений // Духовность и культура. Алгоритмы культуры. -Екатеринбург: Изд-е УрГУ, 1994. С.54-65.

220. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511 с.

221. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

222. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Мысль, 1992.

223. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Изд-во "Лабиринт", 1997.-448 с.

224. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1983.- 703 с.

225. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

226. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

227. Хайсмит П. Сочинитель убийств. М.: Восхождение, 1992. 384 с.

228. Хассан И. Литературная история Соединенных Штатов. Т.З. М., 1979. -570 с.

229. Хевеши М.А. Массовое общество в XX веке // Социологические исследования. 2001. - №7. - С.3-13.

230. Хейзинга И. Homo ludens: Статьи по истории культуры / Пер., сост. Д.В.Сильверстова; коммент. Д.Э.Харитоновича М.: Прогресс -Традиция, 1997. - 416 с.

231. Хренов Н.А. Сказка и миф сотворенные миры и миры человеческого творения//Мир психологии. - 1998. - №3 (15). С.9-34.

232. Хэммит С.Д. Обрывок газеты. Симферополь: Таврия, 1990.

233. Хюбнер К. Истина мифа. Пер. с нем. И.Т.Касавина.М.: Республика, 1996. 448 с.

234. Шарыпина Т.А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв. Н.Новгород, 1995.

235. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Ленинград: Наука, 1971.-240 с.

236. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

237. Щербинин В.А. Мировоззрение, его сущность, формы и типы. М., 1990.

238. Ширяев Л.А. Социально- философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. Свердловск: Изд-во УРГУ, 1990.

239. Шпенглер О. Закат Европы / Пер.с нем., под ред. А.А.Франковского T.I. М.: Искусство, 1993.-303 с.

240. Щукин В.Г. Социокультурное пространство и проблема жанра // Вопросы философии. 1997. - №6. - С.69-78.

241. Щукин В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 1998. - №11. -С.20-28.

242. Чайнард Дж. Американская мечта. // Литературная история Соединенных штатов Америки, т.1, М., 1977

243. Черкесов А.Г. Фантом или феномен // Лики массовой литературы США. -М.: Наука, 1991.

244. Чивер Дж. Семейная хроника Уопшотов. Л.: Художественная литература, 1968. - 336 с.

245. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

246. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест 111111, 1995.

247. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX в. М.: Наука, 1978.-296 с.

248. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке. // Культурология XX в. М.: Юрист, 1995.-703 с.

249. Юнг К.Г. Аналитическая психология (Тавистокские лекции). СПб: ИЧП Палантир, 1994.

250. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования М., 1995. - № 12. - С.39-47.

251. Ясперс К. Смысл и постижение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с.

252. Adler R. Arcadia, Pa.//Critical Essays on John Updike. William R.Macnaughton. Boston, 1982. 308 p.

253. Burgess A. Language, Myth and Mr. Updike//.//Critical Essays on John Updike. William R.Macnaughton. Boston, 1982. 206 p.

254. Chase R. The american novel and its tradition. N.Y.I957. 266 p.

255. Chenoweth L. The American Dream of Success. Cambridge (Mass.), 1974. 237 p.

256. Holbrook S. Dreams of the American Dream. N.Y., 1957. 369 p.

257. Gester P., Cords M. Myth in American History. Encino (Cal.) London, 1977.

258. Green Th.M. Liberalism. Its Theory and Practice. N.Y., 1959.

259. Lasch C. The Culture of Narcissism. N.Y., 1980. 268 p.

260. Long E. The american dream and the popular novel. Routledge & Kegan Paul. Boston. 1985.243 р.

261. Miller J. Off-Centaur. // Critical Essays on John Updike. William R.Macnaughton. Boston, 1982.

262. Nimmo D., Combs T. Sumbliminal Politics. Myth & Mythmakers in America. Englewood Cliffs (N.Y.), 1980.

263. Ringer R. Restoring the American Dream. N.Y., 1979.

264. Trilling L. The Liberal Imagination, Viking Press, 1950. 303 p.

265. White J. Mythology in the Modern Novel. Princeton university press. 1971. 264 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.