Миф как форма художественной условности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Медведева, Наталья Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 173
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Миф как форма художественной условности»
В настоящее время термин "миф" приобрел такую многозначность, что в каждом конкретном случае необходимо уточнение, в каком именно смысле он употребляется. "Миф оказывается, - пишет Е.М.Мелетинский, - не столько аналитическим, сколько полемическим термином. Им обозначают ложь и ложную пропаганду, веру, условность, представление ценностей в: фантастической форме, сакрализо-ванные или догматические выражения основных социальных обычаев и т.д." (163, 165)1.
Миф в своем первичном значении - это одна из фора освоения действительности, доминирующая в архаических обществах до начала разделения веры и знания. Он строго детерминирован исторически и потому неповторим. Однако гносеологические корни мифомышления и мифотворчества не исчезли и в современном мире, чем во многом и объясняется существование феномена "неомифологизма" в широком общекультурном контексте XX века. Полемизируя с традиционным воззрением на миф как на явление, специфическое исключительно для древних культур, многие исследователи в последнее время рассматривают миф как определенный тип сознания, в тех или иных формах функционирующий в различные исторические периоды, в том числе и в современности. "Мифологическое сознание приобретает здесь формы, которые в обычном словесно-бытовом и историко-традиционном значении с мифом не связываются" (153, 46).
Так, в силу целого ряда причин в философии,''кулътурэаю1,011» искусстве XX века складывается новый тип мифа, являющийся продуктом индивидуального рефлективного сознания и только воспроизводя* Первая цифра обозначает порядковый номер в библиографии, вторая - страницу. щий или имитирующий черты архаического коллективного мифа. "Гносеологической предпосылкой современного мифотворчества явилась коренная ломка традиционных представлений о мире и самом обществе. Развитие науки и техники показало, что мир не таков, каким его представляли прежде; былые иллюзии и мифы исчезли. В современном буржуазном обществе возникла необходимость в создании новых. Возврат к мифологическому сознанию на Западе (как в философии, так и в особенности в литературе и искусстве) выступает поэтому как реакция на плоскую буржуазную рассудочность и на оптимистический рационализм прошлых веков" (121,57).
В области философии культуры можно назвать имена таких современных "мифотворцев", как Шпенглер, Хайдеггер, Юнг, Хейзинга и др. Богатое разнообразие форм и способов взаимодействия мифа и литературы характеризует современный мировой .литературный процесс, в котором "неомифологизм" представлен особенно ярко. В связи с таким пониманием проблемы закономерно предлагаемое многими учены/ ми разграничение мифологии на "первичную" (исторически-конкретные разновидности древних мифологических систем) и "вторичную" (соответствующую определенным пластам более поздних культур, в том числе и современной).
Неомифологизм" - явление очень сложное и в идеологическом, и в эстетическом плане. Наряду со стремлением возродить миф как тотальный тип сознания, стихийная иррациональность которого внушала бы индивиду надежду в безнадежном тупике буржуазной цивилизации, и связанной с этим неоправданно широкой концепцией мифа в-западной науке, существует миф как одна из форм художественной условности, к которой могут прибегать представители различных направлений, в том числе и реалисты. Есть миф ж миф, и поэтому "подход к мифу, определение его места в прошлом и настоящем требует строгого соблюдения историзма. Миф как форма общественного сознания, появление и господство которой было связано с определенным уровнем развития производства и духовной культуры, как ступень сознания, предшествующая научному мышлению, исторически изжила себя. Поэтому попытки апологетики и возрождения мифа как действующей системы в современном обществе несостоятельны" (173, т.1, 16), - пишут авторы энциклопедии "Мифы народов мира", определяя позиции советских исследователей.
Предметом данной работы выбран один аспект проблемы - миф, рассматриваемый с точки зрения литературоведения. Отвлекаясь от всех остальных смысловых оттенков, мы обозначаем термином "миф" стилевую доминанту произведений так называемой неомифологической литературы (сохраняя, естественно, тот же термин дщя"первичной" мифологии). К сожалению, подобная двузначность термина представляется пока непреодолимой, что создает дополнительные трудности в изучении явления.
Миф, рассматриваемый с этой точки зрения, понимается как категория формально - содержательная, как явление стиля. Тем самым мы отграничиваем предмет нашего исследования от разного рода расширительных трактовок мифа, и прежде всего от попыток толкования его в качестве проявления универсального и вечного мифологического сознания. Тем не менее огромная хронологическая и смысловая дистанция между мифом как формой художественной условности и мифом архаическим осознается на основе их преемственности и сохранения внутренней структурной близости.
Представляя общие идеи в чувственно-конкретной форме, мифологический образ мыслится буквально существующим, так что весь космос оказывается огромной общиной антропоморфных (в развитых мифологиях) существ, построенной по модели человеческих кровнородственных объединений. С развитием цивилизации миф, который прежде был всем - словом, вещью, действием и т.д. - и пронизывал собою все бытие природы и человека в вей, систематизируется и получает выражение в повествовательных формах, а затем естественно становится первым и поначалу единственным материалом искусства. Мифы получают сюжетное оформление и трансформируются в сюжеты первых произведений литературы, как, например, произошло в Греции.
Будучи генетически тесно связанной с мифологией (через фольклор) и сохраняя, особенно на первых порах, содержательную общность с нею, литература на всем пути своего развития обращалась к мифу как "арсеналу" (Маркс) готовых образных форм. Отношение к мифологии, прежде всего классической античной, менялось от эпохи к эпохе в соответствии с изменением общей историко-культурной ситуации, вслед за этим изменялись и формы ее восприятия. В результате этого процесса к XX веку в литературе сформировалась новая разновидность условного типа художественного обобщения, получившая наименование "неомифологизма" (мы выбираем наиболее употребительное, т.к. ни одно из предлагающихся названий не покрывает целиком значение явления и не получило еще права гравданства). Этот новый "миф" (в дальнейшем мы опускаем кавычки) пополнил со- 1 бою ряд традиционных условных форм, таких, как символ, аллегория, гротеск, притча и т.д.
Основанием для такого утвервдения служат несколько фактов. С одной стороны, это окончательная утрата мифологических традиций, долгое время подспудно питавших европейскую литературу, так что активное взаимодействие литературы с мифом, особенно интенсивное в XX веке, не имеет обоснования с точки зрения следования традиции как "норме и образцу", а объясняется, очевидно, какими-то иными причинами. Во-вторых, конструирование новых мифов носит характер сознательного и индивидуального авторского творчества; даже в нередко встречающихся в современной литературе случаях бессознательного обращения к мифологическим моделям новые квазимифологические образы имеют по сравнению со своими архетипами принципиально иной характер. Речь идет, следовательно, уже не о мифологической, а о собственно художественной образности, об образе, создаваемом с привлечением тех или иных черт мифа.
Специфика этого нового мифа, до сих пор не получившая окончательного истолкования в научной литературе, может быть выяснена на основе его сопоставления, во-первых, с архаическим мифом, а во-вторых, с другими формами условности в искусстве. Поэтому миф как литературоведческая проблема предполагает рассмотрение его в нескольких аспектах. Прежде чем говорить о сущности интересующего нас литературного феномена, его различных структурных и функциональных вариантах, необходимо выяснение таких вопросов, как переход мифа от живого содержания литературы, каким он был на заре античности, к одной из ее форм, долгое время сохранявшей в литературе свое обязательное присутствие; хронологические границы и формы такого перехода; различие типов отношения к мифологии в различных художественных системах.
Основными задачами исследования, попытка решения которых предлагается в настоящей диссертации, нам представляются следующие.
Прежде всего, это изучение эволюции мифа в истории европейской литературы, поскольку типологическая классификация в данном случае должна основываться на исторической. % предполагаем, что судьба мифа в европейской культурной традиции насчитывает несколько принципиально важных этапов на пути его трансформации в современную условную форму.
Художественная интерпретация мифа как единственной и универсальной модели бытия человека и всего социума представляется нам наиболее характерной для античной литературы даже с учетом ее эволюции от Гомера к Овидию и Лукиану. В средневековье с его ре лигиозной доминантой всей духовной жизни на первый план выходит христианская мифология, в то время как античная остается материалом для аллегорически-символических истолкований. Начиная с эпохи Возрождения, когда происходит активная секуляризация искусства и литературы, мифология начинает использоваться как емкая и освященная традицией образная форма, выражающая новое содержание (что подхватывается затем классицистами). Вера в буквальное существование мифологических образов уже утрачена, однако близость мифа к религиозному мировоззрению на долгое время дает ему гарантию безусловного, идеального бытия в эстетически и стилистически высоких формах и жанрах. Особенно своеобразно это художественное бытие мифа в мировоззренческой и образной системе романтизма, где он мыслится существующим в качестве некоего идейного и эстетического абсолюта. Наконец, за периодом демифологизации (рационализм Просвещения, критический реализм) наступает период столь активного и широкого обращения литературы к мифологии, что становится возможным говорить о формировании уже внутри литературы ее новой стилистической разновидности, ориентированной на миф.
Следующим важным моментом в исследовании проблемы литературного мифа является анализ его как собственно литературоведческой категории. В отличие от мифа "первичного", архаического, литературный миф - это уже чисто художественный образ, одна из его разновидностей, создающаяся особым способом. При этом мифологический "архетип" в снятом виде присутствует в неомифологическом художественном образе - и как его определяющий структурный принцип, и как прообраз для дальнейших интерпретаций. Специфика мифа как формы литературной условности состоит в том, что художественное обобщение в нем создается на основе символа и имеет два варианта: представление этого символа в конкретном чувственном облике и повторение играющей роль символа архетипической модели.
Всякий миф, - пишет А.Ф.Лосев,' - является символом уже потому, что он мыслит себе общую идею в виде живого существа, а живое существо всегда бесконечно по своим возможностям". Однако "не всякий символ есть миф" (147, 174). Миф - это "вещественно-данный символ, субстанциализация символа" (147, 185).
В связи с таким предположением нам представляется необходимым и перспективным сравнение мифа с другими формами художествен ной условности. При этом под условными формами в искусстве мы понимаем как формы, отличающиеся от внешне жизнеподобных измененным обликом явлений (фантастика, гротеск), так и различные случаи иносказания, когда одно выражается через другое. Миф может иметь и вполне бытовые, жизнеподобные формы, имеющие, однако, символический смысл.
И наконец, в задачу работы входит нахождение основных вариантов современного мифологизирования и попытка их классификации. В теоретической части диссертации мы по необходимости ограничиваемся материалом двух мифологических систем, представляющих в плане нашего рассмотрения наибольший интерес, - мифологией антично- ^ сти и библии (хотяе одним из наиболее значительных по своему удельному весу в современной неомифологической литературе направлений можно считать ориентацию на фольклорное сознание, на мифы, еще сохраняющие в народной памяти свое живое присутствие, что особенно заметно на примере молодых африканских литератур или так называемых младописьменных литератур народов нашей страны).
Объединение в рамках мифа таких принципиально различных явлений, как мифология древних греков и христианство, требует специальных пояснений. "Перенос термина "миф" с первобытной идеоло- 4 гии на монотеистические верования христианского типа есть рискованная интеллектуальная операция, уже имплицирующая дальнейшее расширение понятия мифа" (9, 113), - замечает по этому поводу
- 9
С.С.Аверинцев. Проблеме "миф и религия" посвящена огромная литература. Отметим только наиболее существенное для понимания теоретико-литературного аспекта мифа: функции мифа в первобытном обществе во многом аналогичны функциям священных книг поздних мировых религий - библии, евангелий, корана. Он содержит "символ веры", нормы морали, правила практического поведения, кодифицирует отношения внутри социума и повествует о мироустройстве, что и позволяет рассматривать мифы греков в одном ряду с библейскими и новозаветными мифами. Теология "стадиально отлична от мифологии, мало того, противоположна принципу мифологии как обобщения архаического "обычая", поскольку противопоставляет данности "обычая" потустороннюю "истину". Однако "принципиальное различие мифологии й теологии, отчетливое на уровне идеи, на уровне конкретных фактов выступает опосредованным и осложненным множеством моментов" <• (14, 598).
Таким подходом к проблеме определяется и структура диссертации. Первая, теоретическая, глава "Миф как литературоведческая проблема" состоит из трех параграфов. иервый из них посвящен обзору различных точек зрения и подведению итогов, достигнутых советским литературоведением в решении проблемы взаимодействия литературы и мифа. Здесь же подчеркивается актуальность и перспективность дальнейших исследований в этой области. Во втором параграфе рассматривается процесс эволюции мифа от содержания, которое могло воплощаться в различных формах, к форме выражения самого разного содержания. В третьем разделе выясняется специфика мифа как формы художественной условности в сопоставлении с фантасти- . кой, утопией, притчей и т.д., уточняется определение мифа и его основных признаков, инвариантных для всех разновидностей, а также намечаются наиболее типичные способы мифологизирования.
Необходимо при этом учитывать мировоззренческие и эстетические позиции интерпретаторов мифа, различие которых приводит к различным идейно-художественным результатам (актуализация отдельных сторон мифа, соотнесение их с опытом современности и модернизация мифа, произвольное и превратное его истолкование). Приведем для примера характерное высказывание исследователя: "Брехт обратился к знаменитой трагедии Софокла потому, что в ее сюжете, в ее общественной и философской проблематике он увидел возможности ее актуального прочтения и переосмысления. Хотя он и сохранил основные моменты фабульного развития "Антигоны" Софокла., но по всей своей направленности, по характеру проблем, которые проступают в этой "обработке" сквозь оболочку античного мифа, - это немецкая "Антигона" весны 1945 года" (51, 14).
Вторая глава посвящена конкретному историко-литературному анализу "мифологического" стилевого течения в современной литературе. Преимущественно это советская литература в разные периоды своего развития, а также некоторые явления литератур социалистических стран. При этом предполагается два уровня анализа: уровень литературного процесса и уровень поэтики, что позволяет рассмотреть явление как общим, так и крупным планом.
Т-аким образом, миф рассматривается в данной работе как емкий способ выражения философско-интеллектуального, тяготеющего к большим обобщениям содержания, занимающий равноправное место в ряду других условных художественных форм.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Формы художественной условности в современном романе Великобритании1999 год, доктор филологических наук Владимирова, Наталия Георгиевна
Проблемы мифологизма в поэзии Федора Сологуба1998 год, кандидат филологических наук Дмитриевич, Николай Петрович
Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908 - 1919 гг.2001 год, кандидат филологических наук Еременко, Мария Владимировна
Мифопоэтика и художественный образ мира в современном адыгском романе2006 год, доктор филологических наук Паранук, Кутас Нуховна
Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века2000 год, доктор филологических наук Ковтун, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Медведева, Наталья Геннадьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткие итоги исследования могут быть выражены следующим образом. Миф в своей исконной и основной форме - как образно-мыслительная система человека архаического мира - принадлежит давно прошедшим эпохам и неповторим на современном уровне развития цивилизации. В то же время он, будучи одним из культурных богатств человечества, оказал большое воздействие на искусство и литературу последующих веков. Прежде всего, он явился "почвой" и "арсеналом" искусства не в одной только Греции, но в определенной мере и за пределами греческой культуры. 'Мифология долгое время служила источником готовых образных форм в универсальных, традиционалистских художественных системах. Богатство заключенного в ней содержания, обобщающего опыт человечества в емких образных "формулах", привлекало и продолжает привлекать к себе внимание художников различных направлений. В искусстве и литературе XX века миф стал одной из форм вторичной художественной условности, т.е. средством творческого освоения действительности, занявшим свое место среди друтих художественных средств.
Путь от мифа "первичного" к мифу как одному из способов иносказания можно схематично проследить в нескольких основных этапах. В период архаики мифологический образ мыслится реально существующим в действительности; в дальнейшем вера в буквальное существование мифа утрачивается, но сохраняется (особенно в романтическом "двоемирии") представление о его идеальном, но действительном бытии в высших сферах; затем миф начинает восприниматься в качестве чисто эстетического феномена, сокровищницы образов, и становится традиционным "словарем" искусства; наконец, происходит столь интенсивная и сознательная выработка приемов использования мифа в художественном произведении, что это приводит к формированию особой формы условности, сопоставимой с гротеском, аллегорией, символом, притчей и т.д. Разумеется, эта пунктирная схема отражает лишь основные моменты на пути трансформации мифа, не соответствуя исторической хронологии. Реальный путь развития мифа не был прямолинейным и однозначным. Например, в литературе Х1Х-ХХ веков, когда мифологический образ никак не мог считаться действительно существующим, нередко встречаются явления, которые с научной точки зрения подпадают под определение литературного мифа, хотя обычно не осознаются в качестве таковых. Так, шагреневая кожа, портрет Дориана Грея, алые паруса и другие символы того же рода в формально-структурном отношении являются мифологическими образами, так как в художественной реальности произведения представляют собой символическое обобщение в виде конкретного материального существа или предмета. Наиболее характерным для современной мифологической литературы можно считать создание художественного образа как сознательной имитации мифа или некоторых его черт, хотя, разумеется, встречаются и другие варианты (бессознательное использование элементов мифа). Таким образом, в литературе XX века миф является не отдельным и частным художественным приемом и не обязательным "языком" искусства, а особой формой условности, доминирующей в стиле неомифологических произведений.
Определяющей чертой этого нового мифа является его символическая природа. Критерием мифологичности персонажа или произведения в целом служит, во-первых, материально и буквально понимаемый символ и, во-вторых, символическая архетипическая модель. Она может реализоваться как на уровне отдельных образов, так и на уровне сюжета, что ведет к разграничению двух основных разновидностей литературного мифа: мифа-образа и мифа-ситуации. Свое конкретное воплощение в произведениях они могут получать различными путями. Это, во-первых, использование традиционных мифологических параллелей или целостных сюжетов, которые обычно составляют второй, символический план изображаемого. Уровень предметной изобразительности в этих случаях представлен картинами современной жизни, а подтекст создается актуализацией определенного мифа или. его отдельных сторон. Во втором варианте на переднем плане повествования - творчески домысливаемый миф с по-новому развивающейся системой событий и тщательно реконструируемой мифологической моделью мира; здесь наблюдается большая свобода в выборе проблематики, так как заданная мифом система событий позволяет "подставлять" в нее различные значения, соотнося их с запросами соо о о тт о о временности и индивидуальной авторской задачей. И третии случаи -это произведения, где сюжет вновь представлен материалом немифологической действительности, которая, однако, трактуется с точки зрения мифа или включает в себя его элементы (чаще всего мифологические персонажи).
Разумеется, в живом литературном процессе эти разновидности редко встречаются в беспримесном, чистом виде; обычно в произведении, ориентированном на миф, можно выделить разные способы использования мифологической образности. Так, в творчестве Грина мы видим целостную квазимифологическую модель мира (Гринландия) и созданные по типу мифологических оригинальные образы-мифы. В романе 0.Чиладзе миф выступает как средство сюжетосложения и создания образов персонажей, т.е. и как миф-ситуация, и как миф-образ .
В ориентированных на глиф художественных поисках: в настоящее время преобладает сознательная творческая установка. Разными художниками миф привлекается с разной степенью широты - от отдельных намеков до использующей мифологические представления картины мира, - но обычно осознанно, строго функционально, предоставляя художнику возможность разговора о волнующих человечество проблемах. При этом важнейшей чертой, характеризующей произведения современной мифологической литературы, мы считаем философичность в стилевом аспекте этого понятия, т.е. выраженную стилистическими средствами философскую проблематику. Тенденция к постановке общезначимых проблем, к синтезу осмысляемых явлений, характерная для современной литературы, особенно типична именно для художественного мифа, ведущего свое происхождение от древней синкретической формы освоения действительности, включавшей в себя и начатки философских знаний. Наиболее яркими и художественно значимыми произведениями мифологического стилевого течения в современной советской литературе являются, на наш взгляд, роман О.Чиладзе "Шел по дороге человек" и "Буранный полустанок" Ч.Айтматова.
Созданный на основе древнегреческого мифа о походе аргонавтов, роман-миф "Шел по дороге человек" по своей форме представляет собой точное и художественно убедительное воссоздание поэтики мифа, а по содержанию - полемику с мифологическим мировосприятием и бытием. Стилистику романа характеризуют такие черты, как цикличность временных представлений, вплетенность человека в общий кругооборот природы, наделение предметов и явлений чертами одушевленности, наличие мифологических персонажей, символизирующих каждый определенную сторону человеческой жизни. Идейный же смысл романа заключается в утверждении жизненной активности человека, направленной на борьбу со злом, в отказе от предписанных законами мифа пассивности и безмыслия. В судьбе главного героя, символизирующего в каком-то смысле все человечество, совершается переход от глифа к истории, мифическое время сменяется реальным историческим, замкнутое мифологическое пространство размыкается. Анализ романа убедительно показывает плодотворность использования формы мифа для воплощения философской проблематики.
В романе Ч.Айтматова, как и в более ранних его произведениях, тоже реализуется основная функция мифа в современной литературе - говорить о вечных, общечеловеческих проблемах, о связи времен, о месте человека в мире. В отличие от О.Чиладзе, Айтматов не прибегает к использованию мифологического сюжета. Миф присутствует в романе имплицитно, в подтексте произведения и созданной в нем художественной концепции действительности. Мы имеем в виду прежде всего целостную и единую картину мироздания, основанную на мифологических представлениях о единстве всего живущего на земле и реализующуюся в символике пространственно-временных координат и уподоблении жизни человека и окружающей его природы. Анализ помогает вскрыть и черты мифологической поэтики, используемые автором при создании образов персонажей (повторяемость, архетипы).
В творчестве художника передовых, прогрессивных взглядов миф становится одним из выразительных художественных средств, формой художественного размышления о путях развития современного общества, о смысле человеческой жизни. Мифологическое стилевое течение заняло в последние годы заметное место в литературе социалистического реализма. Не будучи ведущим или наиболее перспективным путем развития современной литературы, оно тем не менее заслуживает внимательного изучения, в том числе и с точки зрения, поэтики нового художественного мифа. Едут своего исследования и разрешения многие важные проблемы, например, соотношение глифа с основными принципами социалистического реализма, вопрос о жанровой специфике неомифологических произведений и т.д.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Медведева, Наталья Геннадьевна, 1984 год
1. Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта. В ich.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8. M., 1957, с. 1Г5-217.
2. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов). В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12. M., 1958, с. 709-738.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21. M., 1961, с. 23-178.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Искусство, 1957. - 631 с. (т.1), 758 с. (т.2).
5. Ленин В.И. Философские тетради. В кн.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 29. М., 1963, с. 3-332.
6. Аверинцев С.С. Мифы. В кн.: Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ), т.4. M., 1967, стлб. 876-881.
7. Аверинцев С.С. Притча. В кн.: КЛЭ, т.6. M., 1971, стлб. 2021.
8. Аверинцев С.С. Символ. В кн.: КЛЭ, т.6. M., 1971, стлб. 826831.- 9. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии. В кн.: 0 современной буржуазной эстетике, вып.З. М., 1972, с. ПО-155.
9. Аверинцев С.С. Мифы в литературе. В кн.: БСЭ, 3-е изд., т.16. M., 1974, с. 342-343.
10. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. - 320 с.'
11. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Некоторые замечания. В кн.: Новое в современнойклассической филологии. М., 1979, с. 5-40.
12. Аверинцев С.С. Архетипы. В кн.: Мифы народов мира : В 2-х т. T.I А - К. М., 1980, с. II0-III.
13. Аверинцев С.С. Христианская мифология. В кн.: Мифы народов мира : В 2-х т. Т.2 К - Я. М., 1982, с.598-604.
14. Айтматов Ч. Кирпичное мироздание им энергия мифа? В кн.: В соавторстве с землею и водою. Фрунзе, 1978, с. 394-400.
15. Айтматов Ч. Буранный полустанок (И дольше века длится день). М.: Мол. гвардия, 1981. - 304 с.
16. Айтматов Ч. Все касается всех. Вопросы литературы. М., 1980, JS 12, с. 3-14.
17. Анастасьев Н. Диалог (советская литература и художественный опыт XX века). Вопросы литературы. М., 1983, Ш 3, с. 62104.
18. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
19. Античность и Византия. Сб. статей. М.: Наука, 1975. - 415 с.
20. Античность и современность. Сб. статей. М.: Наука, 1972. -504 с.
21. Ануй S. Пьесы : В 2-х т. T.I. М.: Искусство, 1969. - 431 с.
22. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. -215 с. •
23. Асатиани Г. Дыхание эпоса : Заметки о новейшей грузинской прозе. Дружба народов. М., 1975, № I, с. 234-243.
24. Аскаров Т. Эстетическая природа художественной условности. -Фрунзе: Илим, 1966". 157 с.
25. Ауэрбах Э. Мимесис : Изображение действительности в западно-^ европейской литературе. М.: Прогресс, 1976. - 556 с.
26. Афанасьев A.A. Поэтические воззрения славян на природу. -М.: Изд-во К.Солдатенкова, 1865. 803 с.
27. Бабий А.И., Чайковский В.Я. Ленинская теория отражения как метод исследования специфики искусства. Кишинев: Штиинца, 1978. - 131 с.
28. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа.: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1971. - 19 с.
29. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака (опыт прочтения). Известия Акад. наук СССР. Сер. литературы и языка. М., 1980, т.39, № 2, с. П6-127.
30. Баткин Л. Ренессансный миф о Человеке. Вопросы литературы. М., 1971, JS 9, с. II2-I33.
31. Баткин Л. Ренессанс и утопия. В кн.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, с. 222-244.
32. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. В кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 234-407.
33. Бейлин И.Я. О понятии "художественная условность" в эстетике. В кн.: Искусство и действительность : Методологические проблемы эстетического анализа. М., 1979, с. 32-42.
34. Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука,v 1977. - 165 с.
35. Белецкий А.И. Русская литература и античность. В кн.: Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. М., 1961, с. 174-179.
36. Белоусова В.В. К вопросу о трактовке символа в современном искусстве. В кн.: Идеологическая борьба и актуальные проблемы философии. Днепропетровск, 1974, с. 97-103.
37. Белоусова В.В. Проблема условности искусства в связи со спецификой художественного содержания. : Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев, 1978. - 25 с.
38. Белый А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910. - 633 с
39. Беляев А.Р. Ариэль. В кн.: Беляев А.Р. Избранные научнофантастические произведения : В 3-х т. Т. 3. M., 1958, с. 347-518.
40. Бентли Э. Жгань драмы. М.: Искусство, 1978. - 368 с.
41. Березовская Л.Е. А.Грин: "Битвы с черновиками". Литературная учеба. M., 1982, Ш 5, с. II7-H9.
42. Бернштейн И. Автор, герой,.мир. Вопросы литературы. М., 1981, № 10, с. 82-123.
43. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 544 с.
44. Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. - 263 с.
45. Бочаров А. Эпос, миф, притча. Литературное обозрение. М., 1980, № I, с. 35-37.
46. Бочаров А. Сообщительность иронии. Вопросы литературы. М., " 1980, № 12, с. 74-114.
47. Бочаров А. Этот крепкий орешек. Вопросы литературы. М., 1983, В 8, с. 54-75.
48. Брандес Г. Генрих Ибсен. М.: Заря, 1910. - 69 с.
49. Браун Е.Г. Литературная история типа Дон-Жуана : Историко-литературный этюд. Спб., 1899. - 144 с.
50. Брехт Б. Обработки. М.: Искусство, 1967. - 512 с.
51. Бритиков A.C. Русский советский научно-фантастический роман.-Л.: Наука, 1970. 448 с.
52. Бычков В.В. Византийская эстетика : Теоретические проблемы. -М.: Искусство, 1977. 199 с.
53. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М.: Наука, 1981. -325 с.
54. Бэкон Ф. О достоинстве и усовершенствовании наук. Спб., 1874. - 646 с.
55. В мире Блока. Сб. статей. М.: Сов. писатель, 1981. - 535 с.57