Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Канунникова, Татьяна Александровна

  • Канунникова, Татьяна Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 289
Канунникова, Татьяна Александровна. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2016. 289 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Канунникова, Татьяна Александровна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА

Научно-теоретическое обоснование системы методов развития композиционно - образного мышления подростков

§ 1.1 Художественный образ и композиционное творчество в аспекте философии,

эстетики, психологии и педагогики искусства

§ 1.2 Современные подходы к проблеме исследования

§ 1.3 Возрастные особенности развития мышления подростков

§ 1.4 Методы обучения композиции: исторический аспект

Выводы по первой части

ГЛАВА

Особенности проявления композиционно-образного мышления в изобразительной деятельности

§ 2.1 Описание структуры констатирующего эксперимента

§ 2.2 Диагностическое исследование

§ 2.3 Материал и техника в изобразительной деятельности подростков

§ 2.4 Поисковый эксперимент

Выводы по второй части

ГЛАВА

Методика развития композиционно-образного мышления подростков

§ 3.1 Теоретическая модель

§ 3.2 Реализация системы методов

§ 3.3 Результаты педагогического эксперимента

Выводы по третьей части

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Список таблиц

Список иллюстративного материала

Приложение А. Анкетирование, тестирование, размышления подростков о

композиции

Приложение Б. Примеры выполнения упражнений

Приложение В. Проект «Природа, мир, тайник вселенной»

Приложение Г. Проект «В мире людей»

Приложение Д. Проект «Родная культура и история»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «композиция» универсален среди прочих художественных дисциплин, так как объединяет и актуализирует знания по изобразительному искусству. Композиция как «творческая организация картины» (Н.П. Крымов) служит воплощению идей художника, поэтому поиск композиционного решения является главной творческой задачей, как для опытного мастера, так и для ученика.

В процессе учебной композиционной деятельности развивается определенный вид мышления, характеризующийся использованием средств художественной выразительности. Разработка методов активизации этого процесса стала основой диссертационного исследования, в результате которого выявлено значение этапа композиционного поиска с использованием широкого спектра художественных материалов и техник в решении задач изобразительности и выразительности тематической композиции.

Приступая к построению системы методов развития композиционно -образного мышления, мы столкнулись с очевидной необходимостью конкретизации некоторых основополагающих понятий: о мышлении, художественном образе и композиционном творчестве в изобразительном искусстве. Ключевым для нашего исследования стало содержание термина «композиция», обладающее несколькими разными смысловыми оттенками: композицией называют завершенное произведение искусства (картину, скульптурную группу), науку (часть теоретического искусствоведения), учебную дисциплину академического художественного образования...

В нашем исследовании термин композиция употреблялся в следующем значении: композиция — это визуализация художественного образа с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Вместе с тем нам близко определение композиции как «творческой организации картины» (Н.П. Крымов) и как «конструктивной идеи картины» (Е.А. Кибрик). Под

термином «композиция» мы понимаем также процесс творческой деятельности (композиционный поиск), следовательно, коснемся вопросов психологии творчества и с позиций психологии, педагогики, эстетики, философии искусства рассмотрим категорию - «художественный образ».

В исследовании вводится термин композиционно-образное мышление. В научной литературе композиционное мышление часто рассматривалось как «структурный компонент» художественно-образного (И.Б. Ветрова, Ю.Л. Кошелева и др.), однако мы считаем обоснованным использование термина композиционно-образное мышление по следующим причинам.

Рассматривая композицию как процесс творческой деятельности, мы отмечаем в качестве важнейшей его составляющей оперирование мыслительными образами: процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, появления образов восприятия, представления, фантазии, сопровождающееся «эмпатией и идентификацией». Решение всего комплекса композиционных задач (достижение целостности и равновесия, передача пространства и движения и т.п.) служит раскрытию темы и созданию художественного образа в композиции.

Понимая композицию как визуализацию художественного образа выразительными средствами искусства, мы видим работу особого типа мышления, направленного на решение задач композиционной деятельности и характеризующегося использованием средств художественной выразительности. Поэтому, учитывая характер задач исследуемого нами типа мышления (композиционные задачи), содержание (оперирование образами) и цель работы (раскрытие темы и создание художественного образа), мы определяем его единым термином - «композиционно - образное мышление».

Основываясь на результатах исследования психологических механизмов творчества, полученных Р. Арнхеймом, Л.С. Выготским, Е.Я. Басиным и другими учеными, а также, анализируя опыт художников — практиков: А.С. Голубкиной, В.В. Кандинского, Д.Н. Кардовского, Е.А. Кибрика, Н.П. Крымова, К.А. Коровина, В.И. Сурикова, В.А. Фаворского, П.П. Чистякова, Е.В. Шорохова, К.Ф.

Юона и других, - мы видим проявление работы композиционно-образного мышления в композиционной деятельности.

Поэтому решение актуальной научно-педагогической проблемы развития композиционно-образного мышления учащихся подросткового возраста средствами изобразительного искусства мы связываем с разработкой методики обучения композиции.

Проблема исследования и ее актуальность Актуальность проведенного исследования связана с необходимостью развития композиционно-образного мышления для профессиональной ориентации и подготовки подростков к дальнейшей трудовой деятельности; формирования у учащихся ряда компетентностей (коммуникативной, социальной, общекультурной), заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; выявления и развития одарённых детей в системе основного и дополнительного образования; а также, обусловлена задачами совершенствования методики обучения изобразительному искусству (композиции) в современных условиях при сохранении лучших традиций отечественного художественного образования.

Законодательно оформленные требования к целям, результатам и условиям основного и дополнительного образования (ФГОС, ФГТ, Постановление правительства РФ от 23 мая 2015 г.№ 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг.) стимулируют появление научных исследований в области педагогики и психологии. Инновационные и ретро -инновационные процессы непосредственно отражаются на развитии методики обучения и воспитания молодёжи, в том числе, затрагивают художественное образование, актуализируя научную работу в этой области.

В поле зрения нашего исследования попадает подростковый возраст, период ученичества в 5 - 7 классах общеобразовательной и на основном отделении детской художественной школы. В это время происходит активное развитие абстрактно-логического мышления детей 12 - 14 лет, связанное с наличием в школьной программе предметов естественно - научного цикла. Учебных

предметов, направленных на развитие образного мышления значительно меньше: литература, музыка, МХК и ИЗО. В тоже время неразвитое композиционно -образное мышление в будущем препятствует вхождению молодого специалиста в целый ряд творческих профессий (художник, дизайнер, архитектор, конструктор, модельер), и в целом, обедняет общекультурное развитие личности, лишая способности полноценно воспринимать красоту мира и произведений изобразительного искусства.

В этой связи актуализируется значение системы дополнительного образования, предпрофессионального и общеразвивающего художественного обучения и воспитания, позволяющего уделить серьезное внимание решению проблемы развития композиционно-образного мышления детей и подростков.

Всё сказанное подтверждает актуальность исследования методики развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства.

Несмотря на широкий круг современных научных исследований в области развития художественного, композиционного, колористического и образного мышления (А.В. Свешников, И.Б. Ветрова, А.А. Ворохоб, А.А. Голуб, Е.В. Лопасова, И.А. Долгих, К.В. Макарова, А.П. Каретникова, К.М. Зубрилин, П.Н. Кандыбей, Н.В. Блохина, М.И. Бурцева и др.), можно выявить ряд вопросов, не получивших теоретического и практического решения.

К таким вопросам мы относим методы организации композиционной деятельности подростков.

Работа над композицией, охарактеризованная в статьях Е.А. Кибрика как процесс развития «конструктивной идеи» картины предполагает обязательное наличие «композиционного поиска»: зарисовок, этюдов и набросков с натуры и по представлению, с последующим отбором самого верного и необходимого, отражающего замысел.

На этапе композиционного поиска происходит активная творческая работа мышления, направленная на поиск визуального воплощения образа. Поисковая композиционная работа активизирует чувственное (интуитивное, эмоциональное)

восприятие и аналитическое (рациональное) мышление в их взаимосвязи. С педагогической точки зрения в процессе композиционного поиска с использованием различных материалов и техник происходит оптимальное сочетание геометрального и натурального методов обучения.

Работая над композицией, человек «мыслит в материале своего искусства» (Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М.: Искусство, 1970. - 519 с.): ритмично организованными формами, тональными и цветовыми гармониями, контрастами. Замысел воплощается при помощи разумного и творческого использования художественных материалов, где характер линии, прозрачность лессировки или плотность красочного пятна, направление и интенсивность штриха - всё работает на создание образа.

В процессе творческого познания художественного материала происходит развитие воображения и формирование композиционно-образного мышления. Тем не менее, в организации композиционной деятельности подростков не уделяется должное внимание поисковой работе с использованием широкого спектра материалов и техник. Взаимосвязь композиционного поиска различными материалами для решения определенных изобразительных и выразительных задач с качеством образной выразительности тематических композиций и развитием композиционно-образного мышления до сих пор не получила научно-теоретического обоснования. Всё сказанное препятствует совершенствованию методов обучения композиции и составляет проблему художественного образования подростков.

На сегодняшний день, в научно-методической литературе нет достаточного теоретического обоснования способов формирования у подростков устойчивой мотивации к целенаправленной длительной работе над композицией и методов развития композиционно-образного мышления на основе использования изобразительно-выразительных возможностей художественных материалов и техники в процессе композиционного поиска. В этой связи актуальная задача развития композиционно-образного мышления личности в подростковом возрасте не получила достаточной научно-теоретической базы.

Противоречие между необходимостью развития композиционно-образного мышления подростков как основы самостоятельного творчества, условия предпрофессиональной подготовки, формирования ряда ключевых компетентностей и отсутствием достаточной научно-теоретической базы и практического опыта решения подобных задач составляет проблему диссертационного исследования.

Цель исследования — научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства (композиции).

Объект исследования — композиционная деятельность подростков.

Под композиционной деятельностью мы понимаем разработку сюжетной композиции.

Предмет исследования — методы развития композиционно-образного мышления подростков.

Последнее понимается нами как вид мышления, направленный на решение задач композиционной деятельности и характеризующийся использованием средств художественной выразительности.

Методологическую основу исследования, позволившую теоретически обосновать взаимосвязь композиционной деятельности подростков и процесса развития композиционно-образного мышления, составили научные работы в области психологии, эстетики, философии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.

В области психологии Л.С. Выготский, Р. Арнхейм, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Я. Басин, В.С. Кузин, Н.Н. Волков, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, с материалистических позиций всесторонне изучили процессы мышления, изобразительного творчества, а также, особенности развития личности в подростковом возрасте.

С позиций философии и эстетики различные вопросы искусства и художественного творчества рассмотрены В. Соловьевым, Д.С. Лихачевым, И.В. Гёте, Ю.Б. Боревым, В.В. Вансловым, Н.А. Бердяевым и др.

Общепедагогические аспекты проблемы организации учебной деятельности, возрастные особенности изобразительного творчества и вопросы художественно-эстетического развития личности глубоко исследованы Н.Н. Ростовцевым, Е.И. Игнатьевым, В.С. Кузиным, Е.В. Шороховым, Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломовым, С.Е. Игнатьевым.

Сущность композиционных законов и приёмов на обширном искусствоведческом материале исследовали М.В. Алпатов, В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, Н.Н. Волков. Практической значимостью для развития методики обучения композиции обладает художественное и педагогическое наследие П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, Н.П. Крымова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.И. Куинджи, К.Ф. Юона, И.Э. Грабаря.

Среди работ современных авторов теоретической значимостью для нашего исследования обладают диссертации А.В. Свешникова, И.Б. Ветровой, А.А. Ворохоба, А.А. Голуба, Е.В. Лопасовой, И.А. Долгих, К.В. Макаровой, А.П. Каретниковой, К.М. Зубрилина, П.Н. Кандыбея. Их результаты в области совершенствования методики изобразительного искусства были проанализированы на поисковом этапе эксперимента.

Исследование научной литературы и анализ личного педагогического опыта работы в системе основного и дополнительного образования позволили выдвинуть гипотезу исследования.

Гипотеза исследования: методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства будет эффективна при условии внедрения в педагогическую практику метода проектов и актуализации этапа композиционного поиска с использованием широкого спектра художественных материалов и техник.

Наше предположение основано на следующих доводах: 1) проектная деятельность на занятиях изобразительным искусством предполагает объединение обучающих задач композиции, живописи, рисунка и истории искусств, способствует формированию профессиональных знаний, универсальных учебных действий, достижению метапредметных результатов;

2) процесс композиционного поиска формирует у подростков целостное представление о всеобщности законов композиции и отражает сущность творческой работы художника;

3) анализ изобразительных характеристик и творческое экспериментирование с разными художественными материалами стимулируют рост познавательной активности, обостряют восприятие и активизируют работу мышления.

Все перечисленное создает необходимые условия и предпосылки для активного развития композиционно-образного мышления.

Научное обоснование гипотезы исследования мы строим на материалистическом понимании процессов восприятия, мышления и творчества. В соответствии с гипотезой и целью исследовательской работы обозначен круг исследовательских задач:

• изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, философскую, искусствоведческую и методическую научную литературу по проблеме исследования;

• обосновать критерии оценки и диагностику уровня развития композиционно-образного мышления подростков;

• разработать модель системы методов обучения композиции (в изобразительном искусстве), развивающих композиционно-образное мышление подростков;

• проверить на практике эффективность экспериментальных методов обучения композиции и систематизировать результаты исследования.

Методы исследования, взаимодополняющие друг друга в процессе решения названных исследовательских задач:

• теоретические - анализ данных научной литературы по проблеме исследования, дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ художественной направленности, общеобразовательных программ по изобразительному искусству;

• аналитические - обобщение опыта обучения изобразительному искусству в системах основного и дополнительного образования;

• эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, собеседование, наблюдение, анализ учебных и творческих работ учащихся;

• оценочные (диагностические) - изучение продуктов изобразительной деятельности подростков перед началом и после внедрения экспериментальных методов обучения композиции;

• статистические - обработка, анализ, систематизация результатов исследования.

Организация исследования

Диссертационное исследование проводилось в три этапа (2011 - 2016 гг.) в условиях естественно протекавшего образовательного процесса в системе основного и дополнительного образования. На каждом этапе работы решался ряд соответствующих задач.

Первый этап. (2011-2013гг.). Подбор и анализ научной литературы по проблеме развития композиционно-образного мышления, психологии творчества, особенностям развития мышления в подростковом возрасте, методике обучения изобразительному искусству. Разработка гипотезы исследования. Второй этап. (2013-2014 гг.). Констатирующий эксперимент. Исследование проблем композиционной деятельности подростков, систематизация и анализ полученных данных. Поисковый эксперимент в форме педагогического руководства изобразительной деятельностью учащихся, сопровождающийся наблюдением и изучением особенностей композиционного творчества. Разработка педагогических приёмов, подбор технологий и методов активизации композиционной деятельности подростков, формирующих устойчивую мотивацию к самостоятельному целенаправленному композиционному поиску. Третий этап. (2014-2016 гг.). Практическое внедрение экспериментальных методов обучения композиции (изобразительному искусству) в системе основного и дополнительного образования. Организация работы и руководство муниципальной стажировочной площадкой по проблеме: «Совершенствование профессионального мастерства художника-педагога». Обсуждение и распространение педагогического и методического опыта в форме мастер-

классов, семинаров, педагогических чтений для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования Подмосковного региона по проблеме развития композиционно-образного мышления учащихся. Анализ результатов педагогического эксперимента. Оформление текста диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования Экспериментальные методы обучения композиции были практически реализованы в нескольких образовательных учреждениях Московской области: Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования художественной школе городского округа Балашиха, Муниципальном бюджетном образовательном учреждении гимназии № 11 микрорайона Железнодорожный городского округа Балашиха. Предложенные нами методы обучения композиции использовались в ДШИ (г. Реутов), ЦРДОД «Росток», (г. Электросталь) педагогами, принимавшими участие в работе стажировочной площадки: «Совершенствование профессионального мастерства художника-педагога» (2014 - 2015 гг.).

Новизна исследования заключается:

• в разработке теоретической модели и экспериментальной проверке системы методов развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства;

• в обосновании значения этапа композиционного поиска в учебной деятельности подростков на уроках изобразительного искусства (занятиях по композиции) как творческого процесса, направленного на решение задач образной выразительности;

• в экспериментальном подтверждении продуктивности использования разных художественных материалов и техник на этапе композиционного поиска для активизации развития композиционно-образного мышления;

• в конкретизации способов и критериев диагностики уровней развития композиционно - образного мышления подростков;

• в обосновании эффективности технологии проектной деятельности в обучении композиции и разработке цикла учебных проектов.

Для формирования способности «мыслить в материале своего искусства» (Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М.: Искусство, 1970. - 519с.) [46], учащимся необходимо накопление как можно большего практического опыта рисования с использованием разных художественных техник. В процессе изучения особенностей каждого материала и техники, происходит сравнительный анализ их выразительных характеристик. Аналитическое вдумчивое рисование и сознательный отбор художественных средств сочетаются с чувственным эмоциональным познанием выразительности материала, переживанием впечатлений от восприятия и создания образа. Способность человеческой психики к созданию ассоциаций позволяет давать эстетическую, эмоциональную оценку таким элементам изображения как линия, красочное пятно, силуэт. Образное восприятие действительности позволяет оперировать в искусстве и художественной педагогике такими понятиями как «характер линии», учить детей использовать в рисунке «жесткие и плавные», «нащупывающие и валерные» линии для создания выразительного образа.

Изучение художественного материала невозможно без элементов творческого экспериментирования, позволяющего учащимся совершать собственные «открытия». Дети с одной стороны учатся подчинять себе стихию красок, а с другой, - «доверяться» материалу, используя его «природную» выразительность и стихийность в решении образных задач. Особенно ярко такая «стихийность» материала наблюдается в работе красками, например, акварелью в технике «по сырой бумаге», когда ученику необходимо управлять «текучестью» прозрачных заливок и, в тоже время, замечать и использовать в работе случайные красивые переливы акварели, работающие на выразительность колористического решения.

Каждый материал должен быть сознательно выбран учеником для решения определенных учебно-творческих задач при создании эскизов, этюдов и зарисовок будущей композиции, в силу своей технологичности и выразительности. Это значит, что карандаш или уголь прекрасно подойдут для создания линейного наброска, где характер, интенсивность, направление линии

зададут примерное общее расположение, взаимосвязь и движение элементов композиции. Тушью удобно выполнять эскизы с целью выявления больших светов и теней, объединения силуэтов, выявления тональных контрастов. Сангина, соус, уголь помогут выявить общий тон будущей живописной композиции, выполнить работу очень быстро, не растеряв азарт и увлеченность замыслом. Поиск колорита связан с работой акварелью, гуашью, пастелью, использованием белой и тонированной бумаги.

Разъясняя учащимся значение каждого этапа развития композиционной идеи и способы ее визуализации в художественном материале, полезно продемонстрировать творческий процесс «рождения шедевра» на примере работы великих мастеров русской реалистической школы (А. Иванов, В. Васнецов, В. Суриков, И. Репин, В. Поленов, М. Врубель). Опыт прославленных мастеров живописи показывает, что для создания сюжетной картины, грамотного решения станковой тематической композиции необходимо проделать большую подготовительную работу в этюдах, эскизах, зарисовках — пройти интереснейший процесс композиционного поиска.

На поисковом этапе важным является не только умение «цельно видеть натуру», изучать теоретические законы изобразительного искусства, но и творчески использовать изобразительные средства художественных материалов и техники для визуального воплощения образа. Необходимость выбора точного изобразительного и выразительного приема стимулирует работу мышления.

Теоретическая значимость результатов исследования:

1) предложено решение актуальной научно-педагогической проблемы развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства;

2) разработана система диагностики уровня развития композиционно-образного мышления подростков;

3) предложены способы и критерии оценки качества изобразительной деятельности учащихся на основе индивидуально-личностного подхода;

4) научно обоснованы и конкретизированы педагогические условия внедрения методов активизации композиционной деятельности (комплексный подход), предполагающие использовании выразительных характеристик художественных материалов на этапе композиционного поиска;

5) доказана продуктивность организации композиционной деятельности подростков на основе метода проектов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке в условиях основного и дополнительного образования

1) методов организации учебной композиционной деятельности подростков, развивающих композиционно-образное мышление;

2) учебно-методического обеспечения практических занятий по композиции, с использованием широкого спектра художественных материалов и техник в процессе композиционного поиска: упражнения, методические пособия, цикл учебных проектов.

Исследуя взаимосвязь развития композиционно-образного мышления подростков с практикой решения учебно-творческих задач по композиции, мы разработали модель методической системы обучения, позволяющую: 1) утвердить в сознании учеников представление о композиционном поиске как основе творчества, увлечь поисковой композиционной работой; 2) научить грамотно и творчески использовать художественные материалы для создания образа.

Полученные результаты могут быть использованы в организации уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе с учётом требований ФГОС второго поколения основного общего образования, а также, в системе дополнительного образования для активизации развития композиционно-образного мышления подростков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Канунникова, Татьяна Александровна, 2016 год

Список литературы

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.-Л., Искусство, 1940.

2. Алпатов М. В. Композиция в живописи. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 233 - 282.

3. Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве в двух томах. М.: Изд-во «Книга по требованию», 2012. - 427с.

4. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., «Наука», 1981. - 193с.

5. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 184с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. - 392с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

8. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925 г. - 258с.

9. Басин Е.Я. Эстетический анализ композиции в изобразительном искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. - М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 143 153.

10. Басин Е.Я. Художник и творчество. М.: Гуманитарий, 2008, 296 с.

11. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание. Серия: новое в жизни, науке, технике, 1998, 64 с.

12. Басин Е.Я.. Теоретические проблемы искусства. Логика, психология, эстетика, социология. М. «Ленанд», 2015, 328 с.

13. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства / Е.Я.Басин. Российская акад. наук, Ин-т философии, Акад.гуманитар.исслед. - 4-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2012. - 348с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424с.

15. Белинский В.Г. Идея искусства. Полн.собр.соч. т.4, М., 1954.

16. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., АСТ, Хранитель, 2007.

17. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений. М.: Академия, 2002. - 320с.

18. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. -18240с.

19. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев - М., высш.шк., 2002. - 511с.

20. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. С. 164-183.

21. Ванслов В. В. Содержание и форма в искусстве. - М., 1956

22. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. /В.В.Ванслов. - Л.: Художник РСФСР, 1977. - 234 с. 32 ил.

23. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве./В.В.Ванслов. - М.: Искусство, 1956. - 371 с.

24. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики, /В.В.Ванслов. - Л.: Художник РСФСР, - 1975. - 226 с.

25. Ванслов В.В. Эстетика и изобразительное искусство, /В.В.Ванслов. - М.: Памятники исторической мысли, - 2007. - 334 с. 32 ил.

26. Ванслов В.В. Прекрасное в жизни и в искусстве. М.: Знание, 1957г.

27. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.т.1-3.— СП б.: Коломна. 1995, 1996, 1997. 672, 533, 655 с.

28. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства. Автореферат. Дис. док. пед. наук.

29. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. - 264 с.

30. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -508с.

31. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Изд-во «Искусство», 1985. - 480с.

32. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Изд-во «Советский художник», 1973. -138с.

33. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Изд-во «Искусство», 1977. - 524с.

34. Волков Н.Н. О понятии композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 7 -31.

35. Ворохоб А.А. Формирование образно - пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры: (при использовании различ. скульптур. материалов): дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 - теория и методика обучения изобразительному искусству / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2000. - 16 с.

36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.

37. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. Т.З. - М.:1. Педагогика, 1983. С. 338.

38. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.6. М.: Педагогика. 1984.

39. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

40. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Национальное образование, 2015. - 368 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т.1.4.М., «Искусство», 1968. Т.4.- 312с.

42. Гёте И.-В. Об искусстве. «Искусство», М., 1975. - 624с.

43. Голицын И. В. Раздумья о композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С.138 -142.

44. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно - ориентированного образования. - Самара: Учебная литература, 2006.

45. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. - М., 1923.

46. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. - М.: Искусство, 1970. -519с.

47. Грицай A.M. Опираясь на традиции, идти дальше. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 101 - 109.

48. Громов Е.С. Эстетический идеал. М. 1961.

49. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970.

50. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: эстетика и искусство/ Е.Громов - 2-е изд., доп.- М.: Советский художник, 1984.-335с.

51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.

53. Даль В. И. Толковый словарь. - М.: 1955, Т.2, С. 186.

54. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. JL: Искусство, 1990. — 223 с.

55. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII века. JI.: Искусство, 1986. - 197 с.

56. Дени Дидро. Салоны, Т.1.2.М., Искусство. - 1989. - 540с.

57. Дехтерев Б.А. Теория композиции в изобразительном искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 51 - 79.

58. Дёмин Г.С. Художественный образ в живописи. Вестник Тюменского государственного университета. № 10, 2011. С. 5-10.

59. Долгих Н.А. Обучение композиции в логике компетентностного подхода // Вестн. Том. гос. ун-та, 2010.

60. Дунаев Г. С. О принципах композиционного построения в эпоху Ренессанса. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. -М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 183 232.

61. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. М.: Искусство, 1957. -

62. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Берлин, Государственное издательство Р.С.Ф.С.Р., 1922. - 196 с.

63. Елизаров В.Е. Комплексная программа: композиция, рисунок, живопись, пленэр. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ.

64. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 190с.

65. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М.: Гардарики, 2002. -370с.

66. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 123 с. с таблицами.

67. Журикова Т.Л. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи в художественной школе: дис. ... канд. пед. наук / Т.Л.Журикова. -Омск: ОПГУ, 2014. - 235с., С.35-36.

68. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959. - 223с.

69. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968. - 32 с.

70. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. -208с.

71. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Дис. . канд. пед. наук. — М, 1982. — 264 л.

72. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): автореф. дис. . канд. пед. наук. — М, 1982. — 16 с.

73. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: Дис. . доктора пед. наук. — М, 2007.

74. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: автореф. дис. . доктора пед. наук. — М, 2007.

75. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. -348 с.

76. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1959. - 248с.

77. Иогансон Б.В. К вопросу о композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 96.

78. Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Л., 1933. С.16

79. Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992. - 108 с.

80. Кандыбей П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство) / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2015. - 144 с.

81. Канунникова Т.А. Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков // Преподаватель XIX века. М., 2015.

82. Канунникова Т.А. Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления подростков // Наука и школа. М., 2015.

83. Канунникова Т.А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства // Наука и школа. М. 2016.

84. Канунникова Т.А. Формирование колористического мышления подростков на основе изучения тональных отношений в живописи / Т. А. Канунникова // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 571 - 575.

85. Канунникова Т.А. Сочетание «геометрального» и «натурального» методов обучения изобразительному искусству / Т. А. Канунникова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 722-725.

86. Канунникова Т.А. Эффективные методы обучения работе с цветом в детской художественной школе / Т. А. Канунникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-121.

87. Канунникова Т.А. Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве и художественной педагогике / Т. А. Канунникова // Педагогика: традиции

и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 28-31.

88. Канунникова Т.А. Актуальность традиционных художественных техник на примере рисования пастелью [Текст] / Т. А. Канунникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. — С. 153-155.

89. Канунникова Т.А. Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского [Текст] / Т. А. Канунникова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 23-26.

90. Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др.. М.: Изд-во: «В.Шевчук», 2006. - 208 с.:ил.

91. Каретникова А.П. Сбалансированное использование разных видов рисунка в развитии композиционного мышления студентов. Дис. канд. пед. наук.- М., 2005.

92. Капитунова А.А. Развитие композиционного мышления учащихся // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 12. - С. 132-148.

93. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. -М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 320.

94. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: СВАРОГ и К, 1998. - 504 с.

95. Кошелева Л.Ю. Развитие художественно-образного мышления студентов средствами изобразительной деятельности. 2012. №6 (37). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-studentov-sredstvami-izobrazitelnoy-deyatelmsti (дата обращения: 30.04.2015).

96. Крамской И.Н. О художественных средствах в живописи. Рисунок. Композиция. Колорит. В кн. Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. — М.: Изобразительное искусство, 1988. С.71-73.

97. Крамской И.Н. О художественной форме. В кн. Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988. С.49-50.

98. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник 1961.

99. Краткий словарь по эстетике. М.: Просвещение, 1983. - 224с.

100. Крымов Н.П. Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи, воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1989.- 224с; ил.

101. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп., М.: АГАР, 1998. - 336с: ил.

102. Кузин В.С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2005. - 304с.

103. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвещение, 1971. — 144 с.

104. Курилко - Рюмин М. М. Творческое применение законов композиции. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 122 - 129.

105. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., Наука, 1974. - 207 с.

106. Лейтис Н.С. Об умственной одаренности. - М., издательство АПН РСФСР, 1960.

107. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч. - т. 29. - с. 149-157.

108. Лентовский А.М. Технология живописных материалов. - Л.: Искусство, 1949. - 350с.

109. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. - М.: ОГИЗ, 1934. - 384с.

110. Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи. В кн.: Мастера искусств об искусстве. В 4-х т. Т.1. - М.: ОГИЗ, 1937, С. 141-146.

111. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1972. - 576 с.

112. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М.: «Искусство», 1992

113. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., Знание, 1984.

114. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования. -М.: Прометей, 2011. - 230с. 21 ил.

115. Ломов С. П. Живопись. Учебник для вузов. 3-е изд. перераб. — М.: АГАР, 2008. 232 с.

116. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: монография/ С. П. Ломов - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. — 104 с.

117. Ломов С.П. Русские живописцы ХУШ - XIX веков [Текст]: пособие для учителей общеобразовательной школы / С.П. Ломов. - М.: Рандеву-АМ: Агар, 1999. - 80с.

118. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М., 2010. - 103 с.

119. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 7 класс. Учебник в двух частях. - М.: Дрофа, 2014. - 250 с.

120. Лопасова Е.В. Модель педагогических условий развития композиционно-образного мышления учащихся системы дополнительного образования // Теория и практика общественного развития. 2012. №9.

121. Макарова К.В. Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: на примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога. Дис. канд. пед. наук.- М., 2005.

122. Максимов Е. Н. О преподавании композиции в мастерской монументального искусства. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. ПОПУ.

123. Манизер М. Г. Композиция и развитие сюжета. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 114 - 118.

124. Мастера искусства об искусстве. Т. 1-7. - М.: Искусство, 1965 - 1970. - 3500 с.

125. Маркелов Г.И. Этюды по психологии искусства - СПб, 1913. -188 с.

126. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.

127. Одаряев Д.В. Особенности развития художественно-образного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа // Теория и практика общественного развития. 2011. №4

128. Пучков А.С. Д.Н.Кардовский и его метод: Дис. канд. пед. наук.- М., 1953. -С. 261.

129. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы / сост. Е.Н.Селиарова. - М.: Советский художник, 1991. - 384 е., ил.

130. Рафаэль Санти Письма. В сб. Мастера искусств об искусстве. 1 том. - М.- Л.: ОГИЗ, 1937. С.159-176.

131. Репин И.Е. Далёкое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. - 397с.

132. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 224с.

133. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: АГАР, 2000. - 242с.

134. Ростовцев Н.Н. Родники прекрасного: Всерос. выставка дет. худож. творчества. Альбом для учителей/ сост. Н.И.Кучер, А.М.Лавров; Предисл. Л.К. Балясной; Всупит. статья Н.Н.Ростовцева. - М.: Просвещение, 1983. - 143с.: ил.

135. Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1989. 207 с.

136. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1984, - 240 с. ил.

137. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 304 с.

138. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.,1958. - 256с.

139. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946, с.324.

140. Свешников А.В. Исторический обзор становления основных композиционных категорий. - М.: ВГИК, 1997. - 55 с.

141. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве. Автореферат. Дис. док. искусствовед. - СПб, 2004.

142. Свешников А.В. Особенности изучения композиционного мышления в живописи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - № 6. - С. 112-123.

143. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224с.

144. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Школа - Пресс», 1997.

145. Соколинский В.М. Формирование художника-педагога средствами живописи пейзажа: дис. докт. пед. наук. - М., 2009.- 370с.

146. Советский энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600с.

147. Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения. - М., "Современник", 1991.

148. Столяров Б.А. О языке изобразительного искусства. - СПб: ГРМ, 2009.

149. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике. - Л.: Искусство, 1977.

150. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1981. - 176с.

151. Терещенко Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2005

152. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. - М.,1958.-т.1. -357с.

153. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции., Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни., -2001. - 261с.

154. Третьяков Н. Н. Мысли о композиции в живописи. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. - М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 154 - 176.

155. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. - М.: Из-во АХ, 1962. -207 с.

156. Ушанёва Ю.С. Развитие художественно-образного мышления, как необходимое условие формирования самостоятельности студентов (на примере подготовки художника - педагога) [Текст] / Ю. С. Ушанёва // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 179-183.

157. Фаворский В.А. Вопросы, возникающие в связи с композицией. О стиле. Искусство тоже познает. В сб. научных трудов. Под общей редакцией В.В. Ванслова. М.: НИИ Российской академии художеств, 1999. С. 80 -96.

158. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

159. Фаворский В. А. О рисунке, о композиции. - Фрунзе: Кыргызстан, 1966.

160. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. - М.: Молодая гвардия, 1966.

161. Федоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. - М., 1963.

162. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012. № 156.

163. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 512 с.

164. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 575 с.

165. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте./ Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 312 с.

166. Фельдштейн Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: Автореф. дис. док. психол. наук.— Душанбе, 1969.

167. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структур. - содерж. характеристики процесса развития личности. - М.: Моск. психол.- социал. ин-т: Флинта, 1999

168. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978.

169. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989.- 206с.

170. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008.

171. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

172. Философская энциклопедия в 5-ти томах. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова. 1960. - 1970с.

173. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

174. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. -324 с.

175. Чистяков П.П. Письма, книжки, воспоминания. - М.: Искусство, 1952.

176. Цаль Н.Н. Развитие колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью: дис. канд. пед. наук. - М., 2010.- 270с.

177. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. - М.: Институт психологии РАН, 2009. — 389 с.

178. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие.2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательская корпорация "Логос",1996. -320 с: ил.

179. Шадриков В.Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1998.

180. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2003.

181. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979. - 304 с.

182. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986. - 287с.

183. Шорохов Е.В. Художественный образ и искусство// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1 Сб. статей. - М.: Прометей, 1996. С.13-16.

184. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе: методические рекомендации / Е.В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 72 с.: ил. -Библиогр.: 71 с.

185. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства: пособие для учителей / Е.В. Шорохов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.: ил.

186. Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. - М.; - Л.: ОГИЗ, 1935.

187. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, - М.: Педагогика, 1989.

188. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

189. Энциклопедический словарь. Современная версия./Под ред. Ф. Брокгауза, И. Ефрона. - М.: Эксмо, 2002. - 672с.

190. Юон К.Ф. Об искусстве. Т.1, - М.: Советский художник, 1959.

191. Юдин Э.Г. Деятельность и творчество. В кн. Системный подход и принцип деятельности. - М.: Наука, 1978. С.318-330.

192. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. (Педагогическая психология). - М.: Педагогика, 1989.

193. Amheirn, Rudolf. Art and Visyal Perception. New. Version. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1974.

194. Boynton, R. M. The visual system: Environmental information. In Handbook of perception, edited by E. C. Cartarette and M. P. Friedman, I, 285-307. New York: Academic Press. 1974.

195. Malina - Angerer A., Safer E. Das Kind und seine Bildsprache. Wien: Kunst-und Kulturverlag, 1998. - 159 s.

196. Paul Klee, Pedagogical Scetchbook, New York: Praeger Publishers, 1960.

197. Torrans P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.

Список таблиц

1. Таблица 1.1 - Обучающие пособия Арзамасской художественной школы...................50

2. Таблица 2.1 - Структура констатирующего эксперимента..........................63

3. Таблица 2.2 - Диагностика уровня развития композиционно-образного мышления......................................................................................65

4. Таблица 2.3. - Фигура человека (с натуры)...............................................68

5. Таблица 2.4 - Наброски......................................................................72

6. Таблица 2.5 - Сравнение качества выполнения набросков с натуры и по памяти..........................................................................................74

7. Таблица 2.6 - Наброски......................................................................78

8. Таблица 2.7 - Наброски животных.........................................................84

9. Таблица 2.8 - Наброски фигуры человека...............................................85

10. Таблица 2.9 - Наброски фигуры человека...............................................88

11.Таблица 2.10 - Наброски птицы...........................................................88

12.Таблица 2.11 - Наброски фигуры человека.............................................90

13.Таблица 2.12 - Наброски животных......................................................91

14.Таблица 2.13 - Наброски фигуры человека............................................94

15. Таблица 2.14.Наброски животных.......................................................99

16.Таблица 2.15 - Наброски фигуры человека............................................102

17. Таблица 2.16 Наброски животных......................................................104

18.Таблица 2.17 - Наброски животных....................................................107

19.Таблица 2.18 - Продукты изобразительной деятельности.........................109

20.Таблица 2.19 - Продукты изобразительной деятельности..........................111

21. Таблица 2.20 - Итоги констатирующего эксперимента на базе ХШ.............113

22.Таблица 2.21 - Композиция «Человек, дом, дерево». Констатирующий эксперимент.................................................................................114

23.Таблица 2.22 - Анализ результатов анкетирования..................................115

24.Таблица 2.23 - Соблюдение основных законов композиции......................115

25. Таблица 2.24 - Выявление композиционного центра...............................116

26. Таблица 2.25 - Образная выразительность композиционного решения.......117

27.Таблица 2.26 - Использование выразительных свойств художественных материалов для построения тональных отношений в композиции..............117

28.Таблица 2.27 - Построение иллюзорного объемного изображения с использованием выразительных возможностей материала и техники..........118

29.Таблица 2.28 - Построение иллюзорного трехмерного пространства с использованием выразительных возможностей материала и техники..........119

30.Таблица 2. 29 - Наброски. Констатирующий эксперимент........................120

31.Таблица 2.30 - Теория рисунка. Результаты тестирования........................121

32.Талица 2.31 - Качество выполнения набросков с натуры и по памяти.........121

33. Таблица 2.32 - Уровень владения графическими материалами..................122

34.Таблица 2.33 - Акварельные этюды. Констатирующий эксперимент............123

35.Таблица 2.34 - Теория живописи. Результаты тестирования.....................124

36.Таблица 2.35 - Живописное решение станковой композиции и этюда с натуры.......................................................................................124

37. Таблица 2.36 - Уровень владения живописными материалами..................125

38. Таблица 2.37 - Поисковые эскизы в разных техниках..............................127

39.Таблица 2.38 - Итоги поискового эксперимента. 2012-2013 учебный год.....127

40. Таблица 3.1 - Теоретическая модель...................................................132

41.Таблица 3.2 - Взаимосвязь этапов проекта и метода работы над композицией.................................................................................133

42. Таблица 3.3 - Личностные результаты обучения....................................134

43.Таблица. 3.4 - Композиция «Небо». Построение пространства................139

44. Таблица 3.5 - Построение глубины пространства. Плановость..................140

45. Таблица 3.6 - Цикл учебно-творческих проектов....................................144

46.Таблица 3.7 - Упражнения................................................................145

47. Таблица 3.8 - Пример выполнения упражнения №1................................147

48. Таблица 3.9 - Пример выполнения упражнения №2................................148

49. Таблица 3.10 Пример выполнения упражнения № 3................................148

50.Таблица 3.11 Пример выполнения упражнения № 4................................148

51.Таблица 3.12. Пример выполнения упражнения №5................................149

52. Таблица 3.13 Пример выполнения упражнения № 5................................149

53.Таблица. 3.14 - Пример выполнения упражнения № 6..............................150

54. Таблица. 3.15 - Пример выполнения упражнения № 7..............................151

55. Таблица. 3.16 - Пример выполнения упражнения № 8..............................152

56.Таблица 3.17 - Пример выполнения упражнения № 8..............................153

57. Таблица 3.18 - Вариант упражнения № 8..............................................153

58.Таблица 3.19 - Выполнение копий картин художников.............................154

59.Таблица. 3.20 - Первые поиски композиции в карандаше.........................155

60.Таблица. 3.21 - Поиски композиции «Осенний дождик»...........................156

61.Таблица. 3.22 Эскизы композиции пейзажа с различным эмоциональным состоянием..................................................................................157

62. Таблица. 3.23 Поиск тонального решения. Мягкие материалы..................158

63.Таблица. 3.24. Сочетание различных графических материалов в решении композиционных задач....................................................................159

64.Таблица. 3.25 - Сочетание различных графических материалов в решении композиционных задач....................................................................160

65. Таблица 3.26 - Выполнение композиции в графической технике...............160

66.Таблица. 3.27 - Выполнение композиции в графической технике................162

67.Таблица 3.28 - Иллюстрации к стихотворению Б. Пастернака....................162

68.Таблица 3.29 - Поисковые композиционные этюды в цвете.....................164

69. Таблица 3.30 - Этюды и пейзажная композиция в цвете..........................165

70.Таблица. 3.31 - Поисковые этюды, композиции «Теплый вечер.................166

71.Таблица. 3.32. - Композиционные этюды в цвете «Под дождем.................167

72.Таблица 3.33 - Проект «Природа, мир, тайник вселенной»......................168

73.Таблица. 3.34 - Проект «Природа, мир, тайник вселенной». Композиция: «Родные просторы»........................................................................169

74.Таблица. 3.35 - Проект «Природа, мир, тайник вселенной». Композиция «Зима»........................................................................................170

75.Таблица. 3.36 - Упражнения: наброски фигуры с натуры.........................173

76.Таблица. 3.37. Наброски фигуры человека по представлению...................173

77. Таблица 3.38 - Этюды портретов с натуры...........................................174

78.Таблица 3.39 - Композиционные мотивы............................................175

79.Таблица. 3.40 - Композиционные мотивы............................................175

80. Таблица. 3.41 - Поиски цветового решения композиции..........................176

81.Таблица 3.42 - «Сёстры» Композиция и поисковые этюды.......................177

82.Таблица 3.43- «Балетный класс». Композиция и поисковые этюды.............178

83. Таблица. 3.44 - «Секрет» Композиция и поисковые этюды........................179

84.Таблица 3.45 - «В мастерской» Композиция и поисковые эскизы...............180

85.Таблица 3.46 - Учебные копии картин Ф.А. Малявина.............................183

86. Таблица. 3.47 - Этюды к композициям...............................................184

87.Таблица. 3.48 - Разработки к композиции «Народная песня»...................185

88.Таблица. 3.49 - Этюды пейзажа........................................................186

89.Таблица. 3.50 - Учебные копии таблицы Н.П. Крымова...........................187

90. Таблица. 3.51 - Поисковые эскизы для многофигурной композиции...........187

91. Таблица. 3.52 - Композиция «Народная песня» и поисковые эскизы............188

92. Таблица. 3.53 - Поисковые эскизы и композиция «Святки»....................190

93. Таблица. 3.54 - Композиция и поисковые эскизы «Журавли»...................192

94.Таблица. 3.55 - «Графические эскизы»...............................................195

95.Таблица. 3.56 - Живописные композиции.............................................197

96. Таблица 3.58 - Итоги «входной диагностики» формирующего эксперимента...........................................................................................................197

97. Таблица 3.59 - Примеры материалов «входной диагностики» формирующего эксперимента................................................................................198

98.Таблица 3.60 - Динамика изменений результатов развития композиционно-образного мышления подростков.....................................................201

99. Таблица 3.61 - Примеры изменений качества композиционной деятельности подростков в период проведения формирующего...................................201

100. Таблица 3.62 - Динамика изменений результатов развития КОМ в экспериментальных и контрольных группах........................................202

101. Таблица 3.63 - Пример изменений качества композиционной деятельности подростка в период проведения формирующего эксперимента..................204

102. Таблица 3.64. Примеры решения композиционных тем в учебной практике подростков...................................................................................204

103. Таблица 3.65. Примеры решения композиционных тем в учебной практике подростков. Результаты «итоговой» диагностики..................................206

Список иллюстративного материала

1. Рисунок 1.1 - 1.2 - Листы из серии «Начальный курс рисования».................51

2. Рисунок 1.3 - 1.4 - Листы из серии «Штудии в два карандаша»...................51

3. Рисунок 2.1 - 2.3 - Наброски. Автор: Анна Б., 13 лет.................................68

4. Рисунок 2.4 - Акварельный этюд. Автор: Анна Б.,13 лет..............................69

5. Рисунок 2.5 - «На горке». Автор: Анна Б., 13 лет.....................................70

6. Рисунок 2.6 - Фигура человека (с натуры). Автор: Оксана К., 13 лет..............72

7. Рисунок 2.6 - Фигура человека (по памяти). Автор: Оксана К., 13 лет.............72

8. Рисунок 2.8 - Акварельный этюд. Автор: Оксана К., 13 лет.........................73

9. Рисунок 2.9 - Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Оксана К., 13 лет................................................................................................75

10. Рисунок 2.10 - Фигура человека (с натуры). Автор: Валерия К., 12 лет.........78

11. Рисунок 2.11 - Фигура человека (по памяти). Автор: Валерия К., 12 лет.......78

12. Рисунок 2.12 - Акварельный этюд. Автор: Валерия К., 12 лет.....................79

13. Рисунок 2.13 - «Человек, дом, дерево» (графика). Автор: Валерия К., 12 лет ...................................................................................................79

14. Рисунок 2.14 - «Человек, дом, дерево» (живопись). Автор: Валерия К., 12 лет................................................................................................82

15. Рисунок 2.15 - «Уточка» (с натуры). Автор: Игорь Ф., 13 лет.....................84

16. Рисунок 2.16 - «Заяц» (с натуры). Автор: Игорь Ф., 13 лет.........................84

17. Рисунок 2.17 - Фигура человека (с натуры). Автор: Игорь Ф., 13 лет............85

18. Рисунок 2.18 - Фигура человека (с натуры). Автор: Игорь Ф., 13 лет............85

19. Рисунок 2.19 - Акварельный этюд натюрморта из двух предметов с натуры. Автор: Игорь Ф., 13 лет......................................................................86

20. Рисунок 2.20 - Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Игорь Ф., 13 лет................................................................................................86

21. Рисунок 2.21 - Фигура человека (с натуры). Автор: Ксения К., 13 лет..........88

22. Рисунок 2.22 - Фигура человека (по памяти). Автор: Ксения К., 13 лет.........88

23. Рисунок 2.23 - «Уточка» с натуры. Автор: Ксения К...............................88

24. Рисунок 2.24 - «Уточка» по памяти. Автор: Ксения К..............................88

25. Рисунок 2.25 - Акварельный этюд. Автор: Ксения К................................89

26. Рисунок 2.26 - Композиция. Автор: Ксения К., 13 лет..............................89

27. Рисунок 2.27 - Фигура человека (с натуры). Гуашь. Автор: Елена П., 12 лет..90

28. Рисунок 2.28 - Фигура человека (с натуры). Автор: Елена П., 12 лет.............90

29. Рисунок 2.29 - «Уточка» (с натуры). Автор: Елена П., 12 лет.....................91

30. Рисунок 2.30 - «Заяц» (с натуры). Автор: Елена П., 12 лет........................91

31. Рисунок 2.31 - Этюд. Автор: Елена П., 12 лет........................................92

32.Рисунок 2.32 - Композиция: «Человек, дом, дерево». Автор: Елена П., 12 лет................................................................................................92

33. Рисунок 2.33 - Фигура человека (с натуры). Автор: Виктория Л.................94

34. Рисунок 2.34 - Фигура человека (по памяти). Автор: Виктория Л...............94

35. Рисунок 2.35 - Акварельный этюд натюрморта. Автор: Виктория Л, 13 лет.. ..95

36. Рисунок 2.36 а, б. - Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Виктория Л., 13 лет............................................................................................97

37. Рисунок 2.37 - Набросок «Утка» (с натуры). Автор: Илья Т., 13 лет............99

38. Рисунок 2.38 - Набросок «Заяц» (с натуры). Автор: Илья Т., 13 лет...........99

39. Рисунок 2.39 - Фигура человека (с натуры). Автор: Илья Т., 13 лет.............99

40. Рисунок 2.40 - Этюд. Автор: Илья Т., 13 лет........................................100

41. Рисунок 2.41 - Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Илья Т., 13 лет.100

42. Рисунок 2.42 - Набросок «Портрет одноклассника». Автор: Ольга У...........102

43. Рисунок 2.43 - Набросок «сидящая девочка» Автор: Ольга У....................102

44. Рисунок 2.44 - Акварельный этюд. Автор: Ольга У, 13 лет.......................103

45. Рисунок 2.45 - Композиция «Гололёд». Автор Ольга У., 13 лет................103

46. Рисунок 2.46 - Набросок «чучело зайца» (с натуры). Автор: Маргарита В., 13 лет..............................................................................................104

47. Рисунок 2.47 - Набросок «чучело утки» (с натуры). Автор: Маргарита В., 13 лет..............................................................................................104

48. Рисунок 2.48 - Набросок человека с натуры. Автор: Маргарита В., 13 лет... 105

49. Рисунок 2.49 - Акварельный этюд. Автор: Маргарита В., 13 лет................105

50. Рисунок 2.50 - Композиция «Человек, дом, дерево». Автор: Маргарита В., 13 лет..............................................................................................106

51. Рисунок 2.51 - Набросок чучела утки. Автор: Екатерина М., 13 лет.............107

52. Рисунок 2.52 - Набросок чучела зайца. Автор: Екатерина М., 13 лет...........107

53. Рисунок 2.53 - Набросок фигуры человека. Автор: Екатерина М., 12 лет.. ..108

54. Рисунок 2.54 - Акварельный этюд. Автор: Екатерина М., 12 лет...............108

55. Рисунок 2.55 - «Человек, дом, дерево». Автор: Екатерина М., 12 лет.........108

56. Рисунок 2.56 - Набросок с натуры. Автор: Данила Ф. 12 лет.......................109

57. Рисунок 2.57 - Набросок с натуры. Автор: Данила Ф., 12 лет.....................109

58. Рисунок 2.58 - Акварельный этюд. Автор: Данила Ф., 12 лет......................109

59. Рисунок 2.59 - Композиция: «Человек, дом, дерево». Автор: Данила Ф., 12 лет..............................................................................................110

60. Рисунок 2.59 - Набросок с натуры. Автор: Никита М., 12 лет....................111

61. Рисунок 2.60 - Акварельный этюд натюрморта. Автор: Никита М., 12 лет....111

62. Рисунок 2.61 - Композиция. Автор: Никита М., 12 лет...........................112

63. Рисунок 2.62 - Композиция. Автор: Юлия А., 12 лет..............................114

64. Рисунок 2.63 - Композиция. Автор: Александра А.,13 лет........................114

65. Рисунок 2.64 - Композиция. Автор: Анастасия Б.,13 лет.........................114

66. Рисунок 2.65 - Композиция. Автор: Евгения В., 13 лет...........................114

67. Рисунок 2.66 - Композиция. Автор: Данила З., 13 лет.............................114

68. Рисунок 2.67 - Композиция. Автор: Дмитрий Г., 13 лет...........................115

69. Рисунок 2.68 - Композиция. Автор: Марина Т., 13 лет............................115

70. Рисунок 2.69 - Набросок. Автор: Лера К., 12 лет...................................120

71. Рисунок 2.70 - Набросок. Автор: Валерия К., 12 лет..............................120

72. Рисунок 2.71 - Набросок. Автор: Алёна Б., 13 лет.................................120

73. Рисунок 2.72 - Набросок. Автор: Лера К., 12 лет...................................120

74. Рисунок 2.73 - Набросок. Автор: Елена П., 12 лет.................................120

75. Рисунок 2.74 - Набросок. Автор: Елена П., 13 лет.................................120

76. Рисунок 2.75 - Набросок. Автор: Максим Л., 13 лет................................119

77. Рисунок 2.76 - Набросок. Автор: Василий О., 13 лет..............................120

78. Рисунок 2.77 - Набросок. Автор: Лиза И., 13 лет...................................120

79. Рисунок 2.78 - Этюд. Автор: Кристина П., 13 лет...................................123

80. Рисунок 2.79 - Этюд. Автор: Тимур К., 13 лет.......................................123

81. Рисунок 2.80 - Этюд. Автор: Ирина С., 13 лет.......................................123

Рисунок 2.81 - Этюд. Автор: Егор С., 13 лет.........................................123

82. Рисунок 2.82 - Этюд. Автор: Мария Ж., 12 лет.....................................123

83. Рисунок 2.83 - Рисунки детей 12 - 13 лет.............................................123

84. Рисунок 2.84 - Этюд. Автор: Данила З., 12 лет......................................123

85. Рисунок 2.85 - Эскиз. Автор: Илья Т., 12 лет........................................127

86. Рисунок 2.86 - Эскиз. Автор: Илья Т., 12 лет........................................127

87. Рисунок 2.87 - Эскиз. Гуашь. Автор: Илья Т., 12 лет..............................127

88. Рисунок 2.88 - Эскиз. Автор: Илья Т., 12 лет........................................127

89. Рисунок 3.1 - «Сонные травы». Пастель, тонированная бумага. Автор: Никита М., 12 лет.....................................................................................134

90. Рисунок 3.2 - «Васильки». Акварель. Никита М., 12 лет.........................134

91. Рисунок 3.3 - Композиция «Журавли». Автор: Ольга У., 14 лет..................135

92. Рисунок 3.4 - «Разнотравье». Аппликация. Никита М., 12 лет...................138

93. Рисунок 3.5 - Джотто. «Бегство в Египет»............................................138

94. Рисунок 3.6 - И.Я. Билибин. Иллюстрация к русской сказке.....................138

95. Рисунок 3.7 - Аппликация. «Прием загораживания». Дарья Б., 12 лет.........139

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.