Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Кандыбей, Павел Наумович

  • Кандыбей, Павел Наумович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 144
Кандыбей, Павел Наумович. Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2015. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кандыбей, Павел Наумович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Научно-теоретическое обоснование инновационной системы методов развития композиционного мышления учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий

1Л. Проблема развития композиционного мышления в теории художественного образования

1.2. Специфика композиционного мышления и педагогические условия его развития на уроках изобразительного искусства с использованием коммуникационных технологий

Выводы по первой главе

Глава 2. Основные положения системы методов развития композиционного мышления учащихся с применением информационно-коммуникационных технологий

2.1. Концепция развития композиционного мышления учащихся с применением коммуникационных технологий

2.2. Реализация методической системы развития композиционного мышления учащихся с применением коммуникационных технологий

Выводы по второй главе

Глава 3. Исследование эффективности экспериментальной инновационной методической системы развития композиционного мышления учащихся на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий

3.1. Критерии оценки уровня развития композиционного мышления в ходе констатирующего и контрольного экспериментов

3.2. Проверка эффективности формирования композиционного мышления учащихся в ходе формирующего и контрольного экспериментов

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие композиционного мышления младших школьников с использованием современных коммуникационных технологий на занятиях изобразительного искусства»

Введение

Проблема исследования и ее актуальность. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в результате изучения предмета «Изобразительное искусство» у учащихся должны сформироваться «первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; ученик должен овладеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства, а так же овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности ..., а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ». В качестве основных задач реализации содержания предметной области «Искусство» называются «развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Особый смысл эти задачи приобретают в современных условиях стремительного развития мультимедийных технологий. Ежедневно на ребенка обрушивается огромное количество визуальной информации, не всегда хорошего качества, бесконтрольное, стихийное восприятие которой может деформировать не только художественный вкус, но и «примитивизировать» сознание. Особую актуальность приобретает поиск путей развития ребенка в существующем агрессивном аудио-визуальном поле, воспитания душевной отзывчивости к истинным культурным смыслам и ценностям человечества.

Занятия изобразительным искусством призваны способствовать эмоцио-налыю-нравственному развитию ребенка, способности восприятия искусства и потребности в общении с ним, дать опыт полноценного художественного творчества, cфopмíфoвaть устойчивый интерес к интеллектуально-творческой деятельности. Для некоторых детей эти занятия становятся началом профессионального пути в искусстве. Дополнительное художественное образование предоставляет широкие возможности для поиска образовательных новаций, способно более гибко реагировать на изменяющиеся социальные запросы общества [59].

Глубоко и обстоятельно сущность процессов обучения, воспитания и развития ребенка исследованы в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.В. Гамезо, И.Я. Лернера, Л.В. Занкова, В.В.Давыдова, A.B. Запорожца, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Д.И. Фель-дштейна, А.И. Щербакова.

Психология творчества и сущность творческого мышления исследованы в работах Л.С. Выготского, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, А.Н. Леонтьева, A.M. Ма-тюшкина, В.И. Петрушина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова.

В исследованиях отечественных педагогов Т.С. Комаровой, С.Е. Игнатьева, В.В. Давыдова, С.П.Ломова, A.A. Люблинской, B.C. Мухиной, И.С. Якиманской отмечается, что наиболее благотворным периодом для развития творческих способностей учащихся считается старший дошкольный и младший школьный возраст. Для нас важно, что изучаемый нами возраст является благоприятным для развития творческого мышления ребенка.

Вопросам эстетического развития школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства посвящены работы С.А. Аманжолова, Л.А. Буровкиной, Г.А.Горбуновой, С.Е.Игнатьева, Ю.Ф. Катхановой, В.И.Козлова, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева, С.П. Рощина, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикало-вой. Авторы подчеркивают, что композицию целесообразно рассматривать как основополагающую дисциплину в обучении изобразительному искусству, т.к. композиционная деятельность является и поисково-исследовательской, и эмоционально-образной, способствует творческому становлению личности.

Проблемы композиции подробно обсуждались в работах O.A. Авсияна, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, И.Б.Ветровой, В.Г. Власова, H.H. Волкова, С.А. Гаври-ляченко, О.Л.Голубевой, Б.В. Иогансона, Е.А. Кибрика, С.П. Ломова, С.П. Рощина, К.Ф. Юона, В.А. Фаворского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.

В исследованиях Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова доказано, что активизация композиционной деятельности связана, в первую очередь, с развитием композиционного мышления.

Свой вклад в формирование единого понимания феномена композиционного мышления внесли A.B. Гавриков, Н.В. Грибакин, K.M. Зубрилин, В.Л. Илю-щенко, С.А. Никитенков, Л.И. Панкратова, A.B. Свешников и др. [28, 43, 51, 52, 78, 80, 82, 102].

Л.И. Панкратова [82] отмечает, что при создании продукта композиционного мышления (изображения на плоскости) задействованы познавательная и операциональная стороны мышления, и данный вид мышления следует рассматривать как основу профессиональной подготовки художника-педагога.

В исследовании В. Л. Илющенко [51] композиционное мышление рассматривается как разновидность творческого мышления, от степени развитости которого зависит качество воплощения художественного образа портрета.

В исследовании A.B. Гаврикова [28] рассматриваются пути совершенствования условий, приемов и методов формирования композиционного мышления студентов ХГФ средствами наброска пейзажа в условиях пленэрной практики.

С.А. Никитенков [80] определяет композиционное мышление будущего учителя изобразительного искусства как одно из основных психологических образований его художественно-творческой и педагогической деятельности.

В исследовании K.M. Зубрилина [43] установлено, что процесс композиционного мышления обусловлен особенностями композиционной деятельности, в основе которой лежит единство эмоционального и рационального, существенную роль играет интуиция, сознательное стремление к оформлению пространства.

A.B. Свешников определяет термин «композиция» не только как главную форму картины, но и как главную форму художественного диалога между творцом и зрителем. Организацию формы такого диалога автор считает основной задачей композиционного мышления.

Большинство авторов солидарны в том, что под композиционным мышлением следует понимать мыслительные процессы, направленные на обобщение и перевод на язык живописи образов, смутно еще рисующихся в воображении художника, и составление из них целостного произведения, выражающего творческий замысел художника. Подчеркивается зависимость творческого развития ху-

дожника от развития его композиционного мышления, необходимого для создания художественно-образной выразительности работ.

Следует подчеркнуть, что в названных выше работах не рассматривается проблема развития композиционного мышления младших школьников, которое имеет свою обусловленную возрастными особенностями специфику. Условия эффективной организации учебно-творческой деятельности также имеют отличия.

В области совершенствования методики преподавания и внедрения инновационных технологий мы опирались на исследования Я.А. Ваграменко, В.В. Гриншкуна, Ю.Ф. Катхановой, Н.Я. Маслова, Т.А.Лавиной, Е.С. Полат, Н.М. Сокольниковой и др. [16, 24, 34, 37, 40, 55, 66, 79, 88, 105, 107]. В работах Е.А. Ма-ликовой, Н.Л. Селиванова, Л.Н. Турлюн [75, 104, 111] показано, что компьютер эффективен как средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества и как средство создания новых произведений искусства. В работе А.П. Белиц - Гейман [10] отмечается, что компьютерные технологии позволяют подстроить наглядный материал под педагогические нужды различного рода, а художник-педагог, обладающий навыками и знаниями в области компьютерных технологий, может значительно усовершенствовать способ подачи изучаемой информации, обеспечивая его большее понимание. Мы полностью согласны с позицией, что любые методические новации не должны способствовать изменениям в сложившейся структуре академической художественно-педагогической школы. В современных условиях необходимо стремиться к оптимальному взаимодействию новации и традиции. В работе О.Н. Чигинцевой [118] предложена модель формирования композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики. Однако исследований, касающихся внедрению информационно-коммуникационных технологий, отвечающих современному информационному обществу, в профессиональную деятельность преподавателя изобразительного искусства для активизации композиционной деятельности младших школьников посредством развития их композиционного мышления недостаточно. Одной из причин данного положения является то, что данные технологии стремительно развиваются, постоянно

пополняются новыми инструментами, а также современным программным обеспечением.

Известно, что педагогическая деятельность на занятиях изобразительного искусства обязательно должна включать искусствоведческую и эстетико-художественную компоненты. Причем расширять общение ребёнка с произведениями искусства необходимо не только для его эстетического развития. Важно моделировать ход урока таким образом, чтобы развивалось композиционные способности. Учащиеся даже младших классов могут успешно научиться вести анализ произведений художников с точки зрения их композиционного построения при наличии качественного, сознательно подобранного, разнообразного наглядного материала.

Привлекательность и смысловая полнота зрительного ряда развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, улучшает восприятие ребенком учебной информации и ее усвоение. Для того чтобы педагогу было легче удержать длительное время внимание учеников, предъявляемый учебный материал должен иметь элементы новизны и занимательного учебного поиска. Хорошо, если в нем присутствуют подвижные и изменяющиеся элементы, т.к. движение, изменение - наиболее сильно воспринимаемые зрительные стимулы. Здесь особая роль принадлежит, конечно, использованию информационно-коммуникационных технологий и подготовленным на их основе визуальным материалам: проблемные задания, наводящие вопросы, активное комментирование позволяет заинтересовать каждого ученика.

Поэтому вопросы развития творческих способностей младших школьников посредством развития их композиционного мышления, использования компьютерных технологий для оптимальной реализации требований принципа наглядности, создания педагогических условий, соответствующих современным тенденциям художественного образования и способствующих активизации композиционной деятельности в условиях дополнительного образования, являются актуальными.

При выборе формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать, что дети приходят туда после школы, зачастую уставшие, эмоционально возбужденные. Поэтому предпочтение следует отдавать игровой форме проведения занятия, что с одной стороны, способствует гармонизации эмоционального состояния (они становятся своего рода арт-терапией), с другой - повышает познавательную и творческую активность учащихся.

Очевидно, что включение привлекательных для детей информационных технологий в сферу художественного образования является актуальной проблемой ещё и потому, что к концу младшего школьного возраста изменяются содержательные характеристики игровой мотивации: дети переходят от традиционных игр к компьютерным. Использование компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность преподавателю, при наличии соответствующих умений и навыков, по своему усмотрению подготовить дидактические материалы и рациональную серию творческих заданий для каждого учащегося.

Сказанное выше приводит к пониманию того, что существует противоречие между потенциалом современного уровня и качества развития информационНо-коммуникационных технологий и их использованием на уроках изобразительного искусства для развития композиционного мышления, необходимого для полноценной художественно-творческой реализации личности ребенка. Это и является проблемой нашего исследования.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования: развитие композиционного мышления младших школьников, обучающихся изобразительному искусству, путем создания педагогических условий, соответствующих современным тенденциям информатизации и модернизации отечественного образования, посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательные процессы.

Исследование проводилось в течение 6 лет в условиях естественно протекающего образовательного процесса и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2009-2010 гг.). Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблемам методики преподавания изобразительного искусства и развития композиционного мышления; проведение поискового эксперимента, поиск гипотезы решения проблемы; определение содержания теоретической части.

Второй этап (2010-2012 гг.). Поиск эффективных способов использования компьютерных технологий для оптимальной реализации требований принципа наглядности, создания педагогических условий, соответствующих современным тенденциям художественного образования и способствующих активизации композиционной деятельности; разработка и экспериментальная проверка специальных заданий и упражнений, а также методических приёмов, способствующих активному развитию композиционного мышления школьников.

Третий этап (2012-2014 гг.). Внедрение экспериментальной инновационной методической системы развития творческих способностей детей посредством развития их композиционного мышления в системе дополнительного образования; обобщение и систематизация результатов исследования; оформление текста диссертации.

Объектом исследования выделяем процесс обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов.

Предмет исследования - методы, приемы повышения эффективности развития композиционного мышления учащихся начальных классов на занятиях изобразительного искусства с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования: эффективность формирования композиционного мышления младших школьников повысится, если:

• будет реализован личностно-ориентированный подход к процессу обучения младших школьников изобразительному искусству средствами инновационных технологий;

• будет использована система методов обучения, ориентированная на использование компьютера как инструмента деятельности препода-

вателя (совместно с традиционными), способствующего приобретению новых знаний учащимися и развитию композиционного мышления в условиях заданной проектной деятельности;

• на занятиях изобразительного искусства будут использованы педагогические технологии, отвечающие современным дидактическим требованиям и улучшающие социальную и познавательную мотивацион-ные установки учащихся;

* живое общение с произведениями искусства, интеграция компьютерных технологий со сложившимися и инновационными формами педагогической деятельности сделают процесс обучения композиции целостным и способствующим развитию композиционного мышления учащихся.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и систематизировать философскую, искусствоведческую, психологическую, педагогическую и методическую литературу, связанную с теорией и методикой преподавания изобразительного искусства.

2. Определить концептуальные основы решения проблемы интеграции информационно-коммуникационных технологий со сложившимися формами педагогической деятельности, способствующей активизации композиционной деятельности учащихся.

Ъ, Разработать систему методов, соответствующих современному информационному обществу, направленных на развитие композиционного мышления учащихся и улучшающих их социальные и познавательные мо-тивационные установки.

4. Обосновать новые формы подачи учебного материала на основе информационно-коммуникационных технологий, направленные на формирование композиционной культуры младших школьников путем приобщения их к наследию отечественного и мирового искусства.

5. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики развития композиционного мышления на занятиях изобразительным

искусством в условиях детского дополнительного образования.

Методологическую основу исследования составили:

- фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития композиционного мышления и творческого самовыражения человека (М.В. Алпатов, H.H. Волков, А.А.Дейнека, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, И.Е. Репин, К.Ф. Юон, Р. Арнхейм, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, Дж. Уо-лкер);

- методические основы обучения изобразительному искусству и развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания (С.Е. Игнатьев, B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, С.П. Рощин, Е.В. Шорохов);

- современные достижения в области теории композиции и практики ее преподавания (С.А. Гавриляченко, С.П. Ломов, A.B. Свешников, Н.М. Сокольникова);

- экспериментальная работа по развитию композиционного мышления учащихся с помощью системы методов, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации поставленных выше задач в исследовании был использован комплекс взаимодополняющих методов:

1) теоретические - анализ научно-методической и специальной литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, государственных стандартов, учебных программ по живописи, рисунку, композиции, периодических изданий; 2) эмпирические - педагогический эксперимент, длительное педагогическое наблюдение, беседы, анализ классных и самостоятельных работ учащихся, сопоставительный анализ работ на итоговых и промежуточных просмотрах; 3) аналитические - изучение и обобщение практического опыта обучения изобразительному искусству детей в учреждениях дополнительного образования; 4) оценочные - изучение продуктов художественной деятельности учащихся до и после

введения экспериментальной программы, статистическая обработка и анализ результатов эксперимента.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; в разработке творческих заданий, специальной системы упражнений, направленных на развитие вариативности, непосредственности и гибкости композиционного мышления, воображения, способности цельно видеть; в организации опытной работы по проверке эффективности разработанной методической системы развития композиционного мышления учащихся на занятиях по изобразительному искусству; во внедрении результатов исследования в педагогическую практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-разработана концепция повышения эффективности развития композиционного мышления учащихся в условиях современных информационно-коммуникационных технологий;

-научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, способствующая развитию композиционного мышления учащихся на занятиях изобразительного искусства с применением информационно-коммуникационных технологий;

- определены педагогические условия, методы, приемы, способствующие развитию композиционного мышления учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий;

- разработана и апробирована система творческих и учебных заданий, предполагающих последовательное освоение теоретических понятий изобразительной грамоты, способствующих развитию композиционного мышления учащихся;

- разработана инновационная модель организации и проведения занятий изобразительного искусства с применением современных компьютерных технологий.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- предложено конструктивное решение актуальной научно - педагогической проблемы развития композиционного мышления учащихся начальных классов на занятиях изобразительного искусства посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

- научно обоснованы и конкретизированы педагогические условия внедрения инновационных форм обучения изобразительному искусству на основе информационно-коммуникационных технологий, способствующие творческому самовыражению учащихся, посредством развития их композиционного мышления.

Практическая значимость исследования заключается в разработке инновационной методической системы организации и проведения занятий изобразительного искусства, их учебно-методического обеспечения, включающего интеграцию информационно-коммуникационных технологий со сложившимися формами педагогической деятельности. Комплекс учебных заданий и упражнений включен в учебную программу по изобразительному искусству ГБОУ ДОД «ДШИ №11» и ГБУ ДО «Тимирязевская детская художественная школа». Данные разработки могут оказать практическую помощь учителям в организации обучения учащихся средней школы на уроках изобразительного искусства в качестве методических рекомендаций, наглядных пособий и т.д., а также при организации факультативов.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке курсов и семинаров по выбору для студентов педагогических колледжей и вузов.

Глава 1. Научно-теоретическое обоснование инновационной системы методов развития композиционного мышления, учащихся с применением информационно-коммуннкацнонных технологий

1.1 Проблема развития композиционного мышления в теории художественного образования

В данной главе обозначим смысловое пространство, связывающее проблему композиции с преподаванием основ изобразительного искусства и позволяющее характеризовать феномен композиционного мышления.

Психологические аспекты творческого процесса рассматривали JT.C. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др. Работы объединяет взгляд на художественно-творческую деятельность человека как на сложный процесс, включающий познавательные, эмоциональные, волевые и созидательные составляющие.

В работах [1, 2, 29, 33, 35, 56, 73, 94, 120] подчеркивается, что во всех видах искусства композиция является решающей, организующей силой, связывающей все части исполняемого произведения в стройное гармоничное целое, «...именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника» [86, с. 186].

Работы [1, 2, 8, 9, 18, 21, 22, 56, 84, 91, 103, 119, 120] посвящены систематизации вопросов композиции. Большой вклад в разработку теории живописи и композиции в изобразительном искусстве внесли художники O.A. Авсиян, М.В. Алпатов, В.Г. Власов, H.H. Волков, С.А. Гавриляченко, С.М. Даниэль, Б.В. Иогансон, Е.А. Кибрик, Н.П. Крымов, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон. В теории искусства слово «композиция» используется с разными оттенками смысла. Композицией называют [18, 109]: один из способов формообразования в искусстве; процесс художественного творчества, складывающийся из отдельных этапов; результат этого процесса; особое качество целостности, проявленное в

конкретном произведении искусства. «Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и соотношение с окружающей средой и зрителем» [11, Т.12 с. 593].

В настоящее время существует множество определений композиции, имеющих непосредственное отношение к изобразительному искусству. Наиболее часто композицию рассматривают как «каркас» художественного образа, важный организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность. Большинство исследователей подходят к изучению художественной композиции через структуру произведения искусства. Принято различать конструкцию (гармонизацию формы) и композицию (творческую деятельность человека). По известному выражению H.H. Волкова «конструкция выполняет функцию подачи смысла» [21, с. 27]. Созвучно определение С.М. Даниэля, по которому композиция «мыслится, реализуется и воспринимается как процесс, регулирующий развитие идеи» [44, с. 122].

Нам близко утверждение K.M. Зубрилина о том, что для педагогического процесса целесообразно рассматривать композицию как процесс работы над произведением, что согласуется с переводом латинского слова «композиция» - «составление, соединение, приведение в порядок и единство частей и элементов чего-то, что должно стать целостным». Художник-педагог В.П. Ефанов отмечает [92, с. 110], что для успешной композиционной деятельности нужно, во-первых, «воспитать умение выполнить, нарисовать, решить в цвете, найти равновесие светлых и темных пятен, найти главное и второстепенное, то есть создать гармонию в целом» и, во-вторых, «воспитать умение сочинять, образно передавать мысль». М.М. Бахтин рассматривает композицию как совокупность факторов художественного впечатления [92, с.115]; A.B. Свешников - как форму художественного диалога между творцом и зрителем. По удачному выражению художника - педагога H.H. Третьякова «Создание композиции в искусстве - не математический расчет, где всё объясняется формулами». Занятия композицией традиционно включают знакомство с терминами и изложение основных законов, однако, «познание закономерностей вооружает, хотя многое в искусстве постигается интуи-

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кандыбей, Павел Наумович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Доказана гипотеза исследования. Эффективность формирования композиционного мышления младших школьников повышается: 1) при реализации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения младших школьников изобразительному искусству средствами инновационных технологий; 2)при использовании системы методов обучения, ориентированной на использование компьютера как инструмента деятельности преподавателя; 3) при использовании педагогических технологий, отвечающих современным дидактическим требованиям и улучшающих социальную и познавательную мотивационные установки учащихся; 4) при живом общении с произведениями искусства, интеграции компьютерных технологий со сложившимися и инновационными формами педагогической деятельности, что делает процесс обучения композиции целостным.

2. Выполнен анализ психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме оптимального и эффективного развития композиционного мышления, на основании которого предложено конструктивное решение актуальной научно- педагогической проблемы развития композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительного искусства посредством внедрения информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс. Компьютеры эффективны как средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного творчества, как средство создания новых произведений искусства, и современные компьютерные технологии предоставляют для этого новые возможности;

3. Разработана концепция решения проблемы интеграции информационно -коммуникационных технологий со сложившимися формами педагогической деятельности, способствующая активизации композиционной деятельности учащихся, творческому поиску и полноценной художественно-творческой реализации личности ребенка;

4. Проведен поисковый эксперимент, подтверждающий актуальность исследования. Привлекательность и полнота зрительного ряда, подготовленного с по-

мощью коммуникационных технологий, улучшает восприятие ребенком учебной информации и ее усвоение.

5. Разработана система методов, соответствующих современному информационному обществу, направленных на развитие композиционного мышления учащихся и улучшающих их мотивационные установки;

6. Разработаны и обоснованы новые формы подачи учебного материала на основе информационно - коммуникационных технологий, направленные на формирование композиционной культуры младших школьников путем приобщения их к наследию отечественного и мирового искусства и на развитие творческих способностей детей;

7. Экспериментально доказана эффективность предложенной методики развития композиционного мышления на занятиях изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Использование предлагаемой авторами методической системы вырабатывает умение детей работать с образами (создавать их, оперировать ими). Контрольный эксперимент выявил значительное количество работ высокого и среднего уровня практически по всем критериям. Значительно улучшилось качество детских работ в отношении целостности и уравновешенности композиции, выделения композиционного центра, осмысленного использования законов композиции. Использование информационно - коммуникационных технологий на занятиях делает их более приятными, что приводит к лучшей посещаемости и концентрации внимания учащихся.

Материалы работы могут быть использованы для совершенствования содержания и методики обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах, учреждениях детского дополнительного образования, кружках. Материалы исследования могут быть также использованы при разработке курсов и семинаров по выбору для студентов педагогических колледжей и вузов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кандыбей, Павел Наумович, 2015 год

Список литературы

1. Авсиян, OA. Композиция. На пути к творчеству / О. А. Авсиян. - М.: Ли-нор, 2004,- 90 с.

2. Алпатов, М.В. Композиция в живописи / М.В. Алпатов. - Л.: Искусство, 1940. -132 с.

3. Амаижолов, С.А. Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству: дис. ... доктора пед. наук. / С.А. Аманжолов -Шымкент, 2004. - 439 с.

4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Словарь терминов/ под общ. ред. A.M. Кантора. -М.: Эллис Лак, 1997. - 763 с.

5. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -М.: Прогресс, 1974.-392 с.

7. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

8. Бадян, В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: Учебное пособие для вузов / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. - М.: Академический проект, 2011. - 175 с.

9. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция: Пособие для худож. граф. фак. пед. ин-тов / Г.В. Беда. - M.: Просвещение, 1969. -239 с.

10. Белиц-Гейман, А.П. Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции-, дис. ... канд. пед. наук. / А.П. Белиц-Гейман - М., 2008. - 185 с.

11. Большая Российская энциклопедия в 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 2008.

12. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М.: Медицина, 1989.-304 с.

13. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественого образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: дис. ... докт. пед. наук. / Л.А. Буровкина. - М., 2010. - 368 с.

14. Бычков, В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. - М.: Кнорус. 2012. - 528 с.

15. Ваграменко, Я.А. Информационные технологии в учебном процессе / Я.А. Ваграменко, П.В. Самолысов // Образование и общество. - 2005. - № 5. - С. 78-83.

16. Ваграменко, Я. А. О развитии информационных образовательных ресурсов // материалы Междунар. науч.- практ. конф. «Информатизация образования -2014», -Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014. С. 4-8.

17. Венгер, Л. А. Педагогика способностей/Л.А. Венгер. М., Знание.1973. - 96 с.

18. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т. / В.Г. Власов Т.4. - СПб.: Азбука-классика, 2004—2010.

19. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской; науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

20. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2008 - 672 с.

21. Волков, H.H. Композиция в живописи. В 2-х т. / H.H. Волков. - М.: Искусство, 1977. Т.1-264 с. Т.2.-215 с.

22. Волков, H.H. О понятии композиции. // Проблемы композиции: Сборник научных трудов. — М.: Изобразительное искусство, - 2000. - С. 7-30.

23. Волкова, Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. - М., 1976. - 288 с.

24. Ворохоб, Ю.А. Формирование перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства: дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Ворохоб - М., 2014. -176 с.

25. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

26. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / JI.С. Выготский. - М., 1996.533 с.

27. Выготский, Л.С. Психология искусства. Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

28. Гавриков, A.B. Формирование композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов средствами наброска пейзажа: дис. ...канд. пед. наук/ A.B. Гавриков. - М.: 2007. -202 с.

29. Гавриляченко, С.А. Композиция рисунка. // Русская галерея XXI. 2009. № 10-11.С. 72-76.

30. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общ. психологии: Психология мышления. М.: Издательство Московского университета, 1981.-311 с.

31. Гальперин, П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. — №5. - С.80-84.

32. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пос. / A.B. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. -512 с.

33. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю.Я. Герчук. -Издательство: М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.

34. Голованова, М.М. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике: дис. канд. пед. наук. / М.М. Голованова. - М.: 2007. - 227 с.

35. Голубева, О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. 2-е изд. / О.Л. Голубева. - М.: Изд. Дом «Искусство», 2004. — 120 с.

36. Горбунова, Г.А. Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников: дис. ... доктора пед. наук. / Г.А. Горбунова - Москва, 2010. - 453 с.

37. Гриншкун, В.В. Области эффективного применения информационных и телекоммуникационных технологий в школе. // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. М.: 2007, №4. - С. 5-21.

38. Гройсман, A.JT. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. / А.Л. Гройсман. - М.: Когито-Центр, 2003. - 187 с.

39. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Интор. М., 1996.-344 с.

40. Забавникова, Т. Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики: дисс. ... канд. пед. наук: / Т. Ю. Забавникова -Тамбов, 2005. - 242 с.

41. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова): Учеб. пособие / Зинченко В.П. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

42. Зись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1987. - 255 с.

43. Зубрилин, K.M. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству: дис. ...канд. пед. наук / K.M. Зубрилин. - М., 2009. - 149 с.

44. Даниэль, С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи ХУНвека/ С.М. Даниэль. - Л.: Искусство, 1986. - 199 с.

45. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. -2-е изд. / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект: Культура. 2005. - 304 с.

46. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности людей. / Е.И. Игнатьев. - М., 1961. - 224 с.

47. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пос. для вузов / С.Е. Игнатьев. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с. - ("Guadeamus")

48. Игнатьев, С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: дис. ...докт. пед. наук / С.Е. Игнатьев. - М., 2007. - 320 с.

49. Игнатьев С.Е., Ломов С.П. Изобразительное искусство. 1-4 кл: рабочая программа для общеобразовательных учреждений. / С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов. 5-е изд., -М.: Дрофа, 2012.-46 с.

50. Илющенко, В.Л. Активизация композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета: дис. ...канд. пед. наук / В.Л. Илющенко. - М., 2000. -162 с.

51. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии. Учебное пособие./ Л.Б. Ительсон. - М.: Издательство ACT, 2002. - 896 с. (Библиотека практической психологии).

52. Ищук, Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного подхода к рисунку: дис. ...канд. пед. наук / Н.С. Ищук. - М., 1987. - 180 с.

53. Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я. А. Пономарёва, -М., 1983.-336 с.

54. Каплунович, И.Я. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И.Я. Каплунович и др.- М,: Педагогика, 1989. С.69-95.

55. Катханова, Ю.Ф. Культура русского народа. 10-11 кл. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=20199.

56. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. 1967, №106.

57. Ковалев, A.A. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога: автореф. дис. ...д-ра. пед. наук / A.A. Ковалев. - М.: 2006. - 34 с.

58. Козлов, В.И. Подготовка в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности "Изобразительное искусство": [Моногр.] / В.И. Козлов; Моск. пед. гос. ун-т . - Москва: Прометей, 2003. - 470 с.

59. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р.

60. Корешков, В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности но художественно-эстетической организации среды: дис. ...д-ра. пед. наук / В.В. Корешков. - М.: 1994. - 371 с.

61. Кропина, P.A. Художественное развитие учащихся 5-7 классов в процессе обучения композиции на уроках изобразительного искусства: автореф. дис. ...канд. пед. наук / P.A. Кропина. - СПб, 2006. - 19 с.

62. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе/ B.C. Кузин. - М., 1977. - 207 с.

63. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов / B.C. Кузин. - М., 1998. - 334 с.

64. Кузин, B.C. Психология живописи: учебное пособие для вузов. - 4-е изд., исправ. / B.C. Кузин. - М.: Оникс 21 век. 2005. - 304 с.

65. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

66. Лавина, Т.А. Развитие ИКТ - компетентности учителя в условиях непрерывного педагогического образования. // Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки», 2011, № 6.

67. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.:1981. - 185 с.

68. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. ~М.: 1985. - 174 с.

69. Ломов, С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд. перер. и доп. / С.П. Ломов. - М.: Агар. 2008. - 240 с.

70. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования. Монография / С.11. Ломов. - М.: Педагогическая академия. 2010. - 104 с.

71. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: автореферат дис. докт. пед. наук. / С.П. Ломов. - М.: 2000. - 30 с.

72. Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика. 1991.- 296 с.

73. Ломов С.П., Яшухин А.П. Живопись: Учебное пособие. / С.П. Ломов, А.П. Яшухин. - М.: Просвещение. 1999. - 288 с.

74. Люблинская, A.A. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / A.A. Люблинская. - М.: Просвещение. 1971. - 410 с.

75. Маликова, Е.А. Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении.- дис. ...канд. пед. наук / Е.А. Маликова. - М.: 2009. - 207 с.

76. Мейлах, Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах. - Л.: Наука, 1980. - 289 с.

77. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд. / B.C. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

78. Назарова, Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов ХГФ педвуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Назарова Н.Г. - М., 1986. - 16 с.

79. Назарова, Л. Р. Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий: дис. ...канд. пед. наук / Л.Г. Назарова - М.: 2002. - 162 с.

80. Немов, P.C. Психология. Кн.1: Общие основы психологии. 4-е изд. / P.C. Немов. - М. Владос. ИМПЭ им. Грибоедова, 2001. -688 с.

81. Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: дис. ...канд. пед. наук / С.А. Никитенков - Липецк.: 2000. - 239 с.

82. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М.: 1972.- 138 с.

83. Панкратова, Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: дис. ...канд. пед. наук / Л.И. Панкратова. - М., 1998. - 232 с.

84. Паранюшкин, P.B. Композиция: теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие, изобразительное искусство. 2-е изд. / Р.В. Паранюшкин. -Ростов Н/Д.: Феникс. 2005. — 79 с.

85. Першина, Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов/ Л.А. Першина. - М.: Академический проект. 2005. - 256 с. (Gaudeamus)

86. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект. 2006. - 490 с. (Gaudeamus)

87. Пименов, Ю. И. Необыкновенность обыкновенного / Ю.И. Пименов. - М., 1964,- 186 с.

88. Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

89. Пономарев, Я.А.Психология творчества. АН СССР, Ин-т психологии / Я.А. Пономарев. - М.: Наука. 1976. - 303 с.

90. Пономарев, Я.А. Психология мышления / Я.А. Пономарев. - М., Наука, 1976,- 304 с.

91. Пресняков, М.А. Композиционное мышление, художественный образ и познание / М.А. Пресняков - Рязань. 2010.- 72 с.

92. Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под редакцией В.В. Ванслова. - М.: Изобразительное искусство. 2000. - 285 с.

93. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. / Н.И. Пьянкова-М.: Просвещение, 2006. - 176 с. (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).

94. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия; учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов / сост. H.H. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. -207 с.

95. Роберт, И.В. Прогноз развития информатизации образования как области научно-педагогического знания. // Междунар. науч. - практ. конф. Волгоград, 23-26 апр. 2014г. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2014 - с. 8-30.

96. Рождественская, H.B. Психология художественного творчества: учебное пособие / Н.В. Рождественская. - СпБ.-. Петербург, 1995. - 265 с.

97. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебное пособие для худож.-граф. факультетов пед. институтов. 2-е изд., перераб. и доп. /H.H. Ростовцев - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

98. Ростовцев Н.Н, Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студеэтов худож.-граф. факультетов пед. институтов / Ростовцев Н.Н, Терентьев А.Е. - М.: Просвещение, 1987. - 174 с.

99. Ростовцев, H.H. Учебный рисунок: Учебник для уч-ся педучилищ- 2-е изд., перераб. / H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев М.: Просвещение, 1985. - 256 с.

100. Рощин, С.П. Живопись. Основы теории и практики: Учебное пособие / С.П. Рощин. - М.: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 216 с.

101. Рощин, С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: автореф. дис. доктора пед. наук/ С.П. Рощин . - М.: 2010. - 38 с.

102. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии: Т. 1. / СЛ. Рубинштейн. -М., 1989. - 488с.

103. Свешников, A.B. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения: учеб. пособие / A.B. Свешников. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.

104. Селиванов, H.J1.Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование подростков, автореф. дис... канд. пед. наук / Н.Л. Селиванов. - М.: 2008. - 168 с.

105. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

106. Серикова, И.А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: автореф. дис... канд. пед. наук / И.А. Серикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 22 с.

107. Сокольникова, Н:М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 ют.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции / Н.М. Сокольникова.- Обнинск: Титул. 2005. - 80 с.

108. Стасевич, В.Н. Язык и смысл композиционного мышления: пособие для учителей / В.Н. Стасевич. - М.: Просвещение, 1978.

109. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -288 с.

110. Теплов, Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. -М.: 1981. 147 с.

111. Турлюн, JI.H. Компьютерная графика как особый вид изобразительного искусства: автореф. дис. ...канд. искусствовед. Наук / J1.H. Турлюн. - Барнаул. 2006. -23 с.

112. Удод, Н.М. Дополнительное художественное образование как способ формирования художественной культуры при подготовке педагогов дополнительного образования в вузе. // Вестник МГГУ им. Шолохова «Педагогика и психология», 2014. № 1. с.76-70.

113. Ушакова, С.Г. Развитие композиционных умений студентов художественно-графических факультетов университетов. Монография. 2-е изд. / С.Г. Ушакова. - М.: Флинта. 2014. - 13 с.

114. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

115. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фель-дштейн. - М.: Московский педагогико-социальный институт. 2002. - 432 с. (Библиотека психолога)

116. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 190 с.

117. Хворостов, Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно - графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий: дис. ...докт. пед. наук / Д.А. Хворостов. - М., 2013. - 389 с.

118. Чигинцева, О.Н. Формирование композиционных умений у учителей начальных классов средствами компьютерной графики: дис. ...канд. пед. наук / О.Н. Чигинцева. - М.: 2011.-214 с.

119. Школа изобразительного искусства: В 10 выпусках. Вып. 7. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1966. - 128 с.

120. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979.-304 с.

121. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - М.: 1977. - 112 с.

122. Шорохов, Е.В. Композиция. Учеб. Для студентов ХГФ пед. институтов. 2-е изд., перераб. и доп./ Е.В.Шорохов. - М.: Просвещение, 1986.

123. Шорохов, Е.В. Художественный образ и композиция. // Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. - М.: 1995. - с. 6.

124. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: 1989.-255 с.

125. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. -М.: Знание, 1971. -48 с.

126. Яковлева H.A., Мозговая Е.Б., Чаговец Т.П. и др. Анализ и интерпретация произведения искусства: учебное пособие. / H.A. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. - М.: Высшая школа, 2005. - 551 с.

127. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников. //Науч. - исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980. -240 с.

128. Якиманская, И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.