Развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий академическим рисунком головы человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Архипов, Александр Александрович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Архипов, Александр Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКУ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЕ.
1.1. Анализ художественно-исторического опыта преподавания академического рисунка.
1.2. Проблемы художественных традиций и новаторства в преподавания рисунка на ХГФ.
1.3. Соотношение и взаимосвязь обучения и творчества в процессе академического рисунка.
Выводы первой главы.
ГЛАВА П. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА. АКАДЕМИЧЕСКОГО
РИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА.
2.1". Художественный образ в академическом рисунке, как единство формы и содержания.
2.2. Особенности конструктивно-образных и композиционных решений в академических рисунках студентов;.
2.3. Целостность тонального и конструктивного решения в учебных рисунках.
Выводы второй главы.
ГЛАВА III. ЭФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГОРИСУНКА ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА. СТУДЕНТАМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.
3.1. Содержание и методика педагогического эксперимента обучающего этапа.
3.2. Формирование композиционно-пространственных представлений и умений на-подготовительном этапе обучения.
3.3. Формирование конструктивно-образных и тональных решений в рисовании головы человека.
Выводы третьей главы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога2005 год, кандидат педагогических наук Макарова, Ксения Викторовна
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога2011 год, кандидат педагогических наук Колодина, Анна Александровна
Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку: на примере подготовки художника-педагога2008 год, кандидат педагогических наук Шерифзянов, Рустам Шамилевич
Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком1996 год, доктор педагогических наук Зинченко, Василий Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий академическим рисунком головы человека»
Актуальность темы. В изобразительном искусстве основным t . предметом изображения является человек. "Образ человека одновременно сосредотачивает в себе, как в фокусе, основные художественные проблемы эпохи. " утверждает известный ученый Кардовский Д.Н.(69, с. 6), при этом художественное творчество достигает особого расцвета, так как создается непосредственное изображение человеческой индивидуальности. Эта роль образа человека в искусстве сохраняется и до настоящего времени и предстает одной из форм' познания* человеком самого себя. Все вещи и явления искусство стремится показать в отношении к человеку. "Знание: о человеке, какое дает искусство, глубоко специфично, ибо-в таком ракурсе, аспекте, плане человек оказывается представлен только- в искусстве» -добавляет — художник - педагог 11унин H.H. (147, с. 37).
Основу художественного; образа человека выявляет его реалистическое изображение, которым можно овладеть только через академический рисунок.
Наш выбор темы, раскрывающей: особенности' обучения рисунку головы человека, определяется' важностью) передачи в искусстве образа» человека, наличием определенного художественно-исторического? опыта: обучения» рисунку головы человека как необходимого этапа; создания? портретного жанра; интересом к изображению человека с самого раннего возраста, необходимостью передать имеющийся* опыт в^ педагогической практике, чтобы вооружить художника-педагога научно-методическим обоснованием в; обучении академическому рисунку головы человека.
Отсутствие специального исследования? по данной проблеме при обучении студентов1 на художественно-графическом; факультете также подтверждает актуальность выбранной темы.:
Традиционно в, основу обучения реалистическому рисунку головы человека положены принципы художественного творчества и обучения, разработанные еще художниками эпохи Возрождения, гениально показавшими в своих произведениях эмоциональный; мир человека, его способность к познанию мира. На пути развития реалистического искусства были взлеты и падения, изменялись эстетические нормы и требования, что в свою очередь вело к изменению принципов обучения.
Анализ теоретических работ по изобразительному искусству дает понять наиболее специфические закономерности развития реалистического искусства и художественной школы рисунка.
Сделанные нами выводы по проведенной экспериментальной работе подкрепляются ссылками на великолепные графические портреты художников прошлого. Вот почему в обосновании раскрываемых нами принципов и методов обучения в. современной художественной школе мы часто обращаемся к теоретическим высказываниям и рисункам мастеров прошлого, которые наглядно иллюстрируют то или иное выдвигаемое нами положение.
Работа с литературой по проблеме исследования, изучение материалов Российской академии художеств, теоретического и практического опыта обучения рисованию в современной изобразительной школе свидетельствуют о том, что вопросы методологии в процессе обучения рисованию головы человека решались на основе материалистического мировоззрения. Правила,, схемы, законы, установленные великими художниками прошлого на основе внимательного наблюдения и изучения природы, остаются для нас таким же ценным материалом, каким является тот или иной закон науки, служащий базой для построения нового.
Выдающийся художник эпохи Возрождения А.Дюрер в своем знаменитом трактате первым обратился к анализу конструктивной схемы построения человеческой головы. Его труды представляют большую ценность в области методики. Он считал, что в искусстве нельзя полагаться на чувство и зрительное восприятие, на случайность удач. Научные знания, утверждал Дюрер, обеспечат художнику твердый и надежный успех в работе.(46)
Академические принципы обучения с большой убедительностью отстаивал Д. Рейнольде. "Надо воспользоваться случаем, - писал он,- чтобы опровергнуть ложное и широко распространенное мнение, будто правила сужают гения. Они являются путами только длягтех, кому не хватает гения". Он был противником схоластики - зазубривания схем и канонов и критиковал академические методы преподавания, по которым рекомендовалось рисовать не натуру саму по себе, а натуру, соответствующую схеме. Но самое главное, что непосредственно имеет отношение к нашей теме исследования, Рейнольде боролся за материалистическое понимание природы искусства, за правильное формирование ее методологических основ. Он писал: "Наше искусство^ не есть божественный дар, но оно и не чисто механическое ремесло. Его основание заложено в точных науках" (153,с. 418).
Большую роль в совершенствовании рисунка сыграл прекрасный рисовальщик и замечательный педагог А.П: Лосенке, уделявший много внимания практике и теории рисунка. Благодаря ему методика,преподавания стала основываться на серьезном изучении анатомии человеческой фигуры и законов перспективы.
Развитием: академической, системы обучения и обогащением ее новыми, методами преподавания занимался И1 Н. Крамской. Его отличало поразительное знание конструктивных особенностей строения формы, законов анатомии, светотени и перспективы. В своей преподавательской деятельности он отстаивал демократические взгляды, боролся-за реализм в искусстве. Организовав товарищество передвижных выставок, он считал: "Только чувство общественности дает силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная < атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения; и только уверенность, что труд художника и нужен, и дорог обществу, помогает созревать экзотическим-растениям, называемыми картинами. И такие картины будут составлять гордость племени, и современников, и потомков" (83,с. 144-145).
Несмотря на определенное количество работ, посвященных обучению рисунку головы человека, мы отмечаем, что, во-первых, теоретические и методические рекомендации художники в основном адресуют ученикам, а не преподавателям. Научно-педагогическая и методологическая сторона самого процесса обучения отражается недостаточно или вообще не затрагивается. Во-вторых, советы и высказывания мастеров прошлого разрозненны и разбросаны по отдельным трудам, ставшими библиографической редкостью. Все это требует систематизации и глубокого изучения.
В нашем исследовании мы опирались на труды известных ученых, художников-педагогов H.H. Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, С.П.Ломова, Л.Г. Медведева, В.К. Лебедко, A.A. Ковалева, Р.Ч. Барцица Н.К.Шабанова и других.
В настоящее время возрастает роль высших учебных заведений в подготовке высококвалифицированных специалистов, которых в, области художественного образования призваны выпускать художественно-графические факультеты педагогических вузов. Личное творчество художников-педагогов является частью их деятельности в эстетическом, трудовом и нравственном воспитании школьников, средствами изобразительного искусства.
В профессиональной подготовке ведущим дисциплинам - рисунку, живописи, композиции - отводится главная роль. В руках опытного педагога изобразительные возможности рисунка раскрываются наиболее ярко и выразительно, можно быстрее понять закономерности строения формы предмета, увидеть красоту и пластику движения, осознать конструктивно-анатомическую структуру формы. В' процессе овладения академическим рисунком будущие педагоги приобретают умения и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы. При этом важно, чтобы они овладели знаниями, накопленными художниками-педагогами прошлого, т. е. пред ними не ставится задача открытия новых правил путем "проб и ошибок", проведения научных экспериментов. В то же время надо отметить, что современная художественная школа не строит учебный процесс догматически, как это было в старых художественных школах. Вооружая основами изобразительной« грамоты, одновременно ставится задача приобщения студентов к художественно- творческой деятельности.
Анализ процесса обучения академического рисунка дает основание для постановки проблемы исследования - выявление1 педагогических условий, способствующих успешному усвоению студентами, академического рисунка головы человечка и разработке методических приемов для преподавания рисунка учащимся.
Постановка и решение проблемы определяют цель исследования.
Объектом, исследования выступает учебно-творческая деятельность студентов художественно-графического факультета на занятиях, по академическому рисунку.
Предмет исследования: педагогические условия повышения эффективности' преподавания академического рисунка головы человека студентам
Гипотеза исследования: преподавание академического рисунка головы человека должно быть эффективным и иметь педагогическую направленность при условии:
• включения в содержание учебного рисования теоретического и практического наследия, художественной педагогики по проблеме изображения головы человека;
• формирования объемно-пространственного "видения" предмета изображения (головы человека) в рисунке через овладение художественными средствами академического рисунка;
• поэтапного обучения студентов художественным средствам изображения головы человека в их единстве и дифференцированное™, в их условно-учебном разделении и художественно-образном обобщении. К этим художественным средствам относятся: конструктивно-образное, композиционно-пространственное, тоновое (тональное), художественно-целостное решения в процессе рисования.
Для подтверждения гипотезы необходимо ь было решить следующие задачи исследования:
1. Анализ литературы по педагогике и методике, обобщить и систематизировать методические положения методики преподавания, академического рисунка головы человека в его историческом аспекте;
2. Изучить особенности использования студентами художественных средств академического рисунка и разработать критерии уровней;
3. Разработать и экспериментально проверить методику поэтапного преподавания студентам художественных средств академического рисунка головы человека, обеспечивающих научно-обоснованную взаимосвязь обучения! и художественно-педагогического творчества: I
4. Предложить методику эффективного использования учебно-творческого потенциала академического рисунка.
5. Апробировать и внедрить в учебный процесс подготовки специалистов «методические ключи» учебно-творческого потенциала разработанной и экспериментально проверенной методики обучения академическому рисунку.
Экспериментальное^ исследование проблемы проводилось на базе Московского педагогического ■ государственного) университета, Московского городского педагогического университета, Орловского государственного университета и Владимирского-институтов. Констатирующий и поисковый эксперименты проводились в 1999/09 учебных годах, а обучающий эксперимент - в 2005/11 учебных годах.
В нашем исследовании мы опирались на методологию и исследования Н.Н.Ростовцева, B.C. Кузина, Е.В.Шорохова, С.П. Ломова и других, а так же на исследования по психологии: Н.Н:Волкова, Л.С.Выготского, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, И.С.Якиманской и других психологов.
Важны для нас также исследования по философии и истории изобразительного искусства, а именно: Э.Белютина, Б.Р. Виппера, А.А.Ковалева, Н.Молевой, Я.А Тугендхольда и других ученых.
Проблема поиска эффективных педагогических условий- преподавания академического рисунка головы человека- на художественно-графическом факультете изучалась с использованием следующих методов исследования:
• * теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой, методической и педагогической литературы по данной проблеме;
• анализ, обобщение, и систематизация художественно-педагогического наследия выдающихся художников и художников-педагогов по изображению головы человека;
• анализ студенческих работ по определенным предложенным нами критериям;
• анализ художественно-педагогических схем и рисунков как методического обеспечения будущей деятельности студентов;
• проведение и анализ письменных опросов и анкетирования студентов;
• педагогический эксперимент.
• математическая обработка результатов исследования Научная новизна исследования - в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективность преподавания будущим учителям У изобразительного искусства в школе, а именно академического рисунка головы человека, как основы создания выразительного образа человека в художественном творчестве.
Эффективность разработанных педагогических условий состоит в установлении взаимосвязи между:
• теоретическим усвоением студентами художественного опыта, наработанного в теории и практике изображения - головы человека многими поколениями художников;
• практическим овладением этим опытом с учетом педагогической направленности, выраженной в освоении художественных средств через создание собственных методических разработок, содержащих многообразие способов и-законов рисования головы человека;
• последующей^ проверкой изученных студентами законов и правил рисования головы человека в творческом рисунке портрета.
Нам представляется, что научная новизна исследования- методики преподавания, изобразительного искусства, каковым является наша работа, состоит в поисках специфики эффективности подготовки учителя'рисования, осуществляемой в разных аспектах. Один из таких аспектов выявлен нашим исследованием, ставящим акцент на педагогическую направленность в обучении студентов академическому рисунку головы человека как основного объекта и предмета изобразительного творчества.
Теоретическая значимость заключается в следующем: Разработанная нами методика использования учебно-творческого потенциала академического рисунка для повышения качества специальной подготовки будущих художников-педагогов.
Выявлены психолого-педагогические условия формирования специальных качеств студентов художественно-графических факультетов в процессе рисования головы человека на занятиях академическим рисунком. Полученные результаты вносят определенный вклад в теорию и методику преподавания: академического рисунка на художественно-графическом факультете.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования- результатов с целью: совершенствования преподавания академического рисунка головы человека на художественно-графических факультетах, художественно-графических; 'отделениях педучилищ и колледжей; уточнения« критериев оценки преподавателем и самооценки студентами качества; выполнения' учебно-творческих заданий по рисованию; головы; человека; При« этом, учитывается педагогическая направленность подготовки учителя рисования; к обучению академическому рисунку. Разработанные; нами» критерии; оценки академического1 рисунка, головы-человека могут быть использованы будущими учителями рисования в>оценке других видов рисунков.
Основные научные: положения, выносимые на защиту:
1.Методическая- система, формирования учебно-творческого- потенциала художника-педагога в процессе рисования головы человека на занятиях академического рисунка.
2. Разработанные критерии уровней использования студентами: художественных средств академического рисунка:
3;Методика эффективного использования учебно-творческого потенциала академического рисунка: : Личный вклад автора исследования заключается в разработке и внедрении в ходе организации и проведения экспериментальной работы в учебный) процессе рисования? головы, человека на академического рисунка студентов? художественно-графического факультета учебно-творческого потенциала. Данная: методика включает в себя разработанные автором методы, систему заданий, комплексное применение которых способствует эффективному развитию перечисленных способностей; Автором разработаны наглядные дидактические средства, содержание которых служит основой художественно-педагогического обобщения студентов и формирования у них межпредметных знаний, а также система критериев оценки и уровни развития изобразительных и педагогических способностей в соответствии с наличными знаниями и умениями, необходимыми для осуществления студентом учебных и художественно-педагогических задач.
Достоверность результатов исследования обеспечивается:
• опорой на современные достижения ведущих специалистов по педагогике, психологии, искусствоведению, методике преподавания академического рисунка;
• широтой использования всех этапов экспериментального исследования на базе различных художественных и педагогических вузов;
• экспериментальной проверкой основных положений диссертации в ходе реального учебного процесса на художественно-графическом факультете;
• выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования;
• одобрением основных положений'диссертации кафедрой рисунка Московского городского педагогического университета.
Этапы исследования:
1 этап (1999-2003 гг.): изучение, анализ специальной литературы по теме исследования; изучение методики и приемов преподавания академического рисунка на художественно-графических факультетах; проведение констатирующего этапа эксперимента.
2 этап (2003 - 2007 гг.): поиск и апробация учебно-творческого потенциала, направленный на повышения профессиональных качеств будущих художников-педагогов f и в процессе рисования головы человека на заключительном этапе поискового эксперимента; 3 этап (2007-2010 гг.): разработка, научно-теоретическое обоснование и апробация методической системы формирования учебно-творческого потенциала студентов в процессе рисования головы человека на занятиях академического рисунка: формирующий этап эксперимента. анализ. результатов теоретического и экспериментального исследования, обобщение научно-практического материала диссертации, подведение ее итогов.
Апробация« работы осуществлялась в процессе обсуждения результатов исследования на открытых чтениях в Московском педагогическом государственного университете (1997-2003), на заседаниях кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Московского городского педагогического университета (2004-2010).
Внедрение результатов исследования, в практику. Программа и методические рекомендации, разработанные и экспериментально проверенные автором, внедрены в учебный процесс обучения академическому рисунку студентов на художественно-графических факультетах Московского педагогического государственного университета, Московского городского педагогического университета, Московского государственного областного университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, изложенных на 150 страницах. Список литературы содержит 220 источник. В текст исследования вошли иллюстрации, таблицы, диаграммы, графики, отражающие ход и итоги экспериментального исследования.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека: На прим. худож.-граф. фак.1998 год, кандидат педагогических наук Гильмутдинова, Светлана Раисовна
Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов1998 год, доктор педагогических наук Иконников, Александр Иванович
Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку: Первый-второй курсы художественно-графического факультета1999 год, кандидат педагогических наук Сухарев, Андрей Иванович
Учебно-творческий подход в подготовке художника-педагога в условиях развития современной художественной культуры2003 год, доктор педагогических наук Туманов, Игорь Николаевич
Особенности методики обучения рисунку студентов архитектурно-строительного вуза: на материале Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета2009 год, кандидат педагогических наук Маркитантова, Татьяна Олеговна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Архипов, Александр Александрович
Результаты исследования могут использоваться:
• в совершенствовании преподавания академического рисунка на художественно-графических факультетах, художественно-графических 'отделениях педучилищ и колледжей;
• в уточнении критериев оценки преподавателем и самооценки студентами качества выполнения учебно-творческих заданий по рисованию головы человека. При этом учитывается педагогическая направленность подготовки учителя рисования к обучению академическому рисунку.
• будущими учителями рисования в оценке других видов рисунков.
Таким образом, результаты констатирующего, поискового и формирующего эксперимента подтвердили верность выдвинутой гипотезы и показали, что использование в процессе обучения рисунку учебно-творческого потенциала способствует повышению качества специальной подготовки будущих художников-педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении диссертации, на основании теоретических и практических результатов исследования сформулированы следующие выводы:
Становление художника-педагога в учебном процессе вуза — стимул к обновлению средств и методов развития изобразительных и педагогических способностей студентов ХГФ в учебном процессе вуза. Обоснованием проблемы, развития данных способностей студентов явился, научный потенциал, накопленный художественно-педагогической практикой в целом и рассмотренный через занятия академического рисунка на примере рисунка гипсовой головы.
Подтвердилось предположение об актуальности избранной темы, возможности повышения учебно-творческого потенциала академического рисунка, как основы, изобразительной' грамотьь и подготовки студентов к созданию выразительного образа человека в. своих будущих творческих произведениях. И как основы для разработки* научно-методического обеспечения педагогического процесса, преподавания рисунка учащимся художественно-графического • факультета, что и составляет педагогическую направленность и специфику подготовки художников-педагогов.
В1 результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Обобщение результатов теоретического анализа литературы показало, что методология преподавания академического рисунка находится в развитии. В искусствознании и эстетике много внимания уделяется изучению процесса художественного творчества и художественных образом в изобразительном искусстве, но далеко недостаточно рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием академического рисунка как основы изобразительного искусства, как формы передачи художественных традиций особенно в изображении человека. Это может привести к прерыванию традиции реалистического изображении человека в изобразительном искусстве, к преобладанию беспредметного или сюрреалистического образа человека в искусстве, к отрицанию
Проанализирована литературы по педагогике и методике, обобщены и систематизированы методические положения методики преподавания академического рисунка головы человека в его историческом аспекте;
Изучены особенности использования студентами художественных средств академического рисунка и разработать критерии уровней;
Разработаны и экспериментально проверена методика поэтапного преподавания студентам художественных средств академического рисунка головы человека, обеспечивающая научно-обоснованную взаимосвязь обучения и художественно-педагогического творчества.
Предложена методика эффективного использования учебно-творческого потенциала академического рисунка.
Апробированы и внедрены в учебный процесс подготовки специалистов «методические ключи» учебно-творческого потенциала разработанной и экспериментально проверенной методики обучения академическому рисунку.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Архипов, Александр Александрович, 2011 год
1. Авсиян, О. Н. Натура и рисование по представлению Текст. : учеб. пособие для средних художественных учебных заведений / О. Н. Авсиян. М. - Изобразительное искусство, -1985. — 152 с.
2. Алешина, H.H. О соотношении изобразительности и выразительности в искусстве; Автореф. дис. канд. философ, наук. —М.,- 1965.
3. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.- М. -1968.
4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятия Текст. / Р. Архейм. М. -Прогресс, - 1974. -392 с.
5. Афасижев, М.Н. Иррационально-биологические тенденции в современных буржуазных концепциях художественного творчества //Проблемы художественного творчества/эстетика за рубежом/ -.М ,-1975.
6. Базазъянц, С.Б. Художник, пространство, среда. -М ,-1925.
7. Бакушинский, A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. -М.,-1925.
8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., -1982. - 192с.
9. Бабанский, Ю.К Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, -1987. -78с.
10. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки Текст. / А. О. Барщ.- М. Искусство, -1970.-166 с.
11. Басин, П. , Сапожников А. Анатомия для живописцев и скульпторов. -СПБ,- 1832.
12. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция Текст. / Г. В. Беда. 2-е изд., перераб. и доп. - М. -Просвещение, - 1981. — 239 с.
13. Беклемишев, В. Записки ректора высшего художественного училища о постановке преподавания в натурном классе.- АХ,- 1907.
14. Беляев, Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений. -Л.1966.
15. Бернштейн, М.Д. Проблемы учебного рисунка.-М.-Л1940.
16. Берхин, Н.Б. , Крутоус В. П. Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему.-М.1989.
17. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика Текст. : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. -М.-Владос, 2009. — 272с.
18. Бодаев; A.A. Восприятие человека человеком.-Л ,- 1965.
19. Босс, В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов Текст. : автореф. канд: пед. наук. -М.,- 1991.- 16 с.
20. Будшова, Е.А. Учение И. Ml Сеченова об ощущении и мышлении. -М., -1954.
21. Бунин, Н.П'. Первый цикл лекций, читанный на краткосрочных курсах рисования для учителей рисования. Петроград, 1920.
22. Буров, А.И. Эстетика: Проблемы, споры. Методологические основы дискуссий в эстетике,-М., 1975.
23. Вавилов, С.П. Глаз и солнце. Изд. АПН, 1933.
24. Ванслов, В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории иистории. М.,- 1950.
25. Виен, И.И. Краткое историческое обозрение скульптуры и* живописи с полным влиянием анатомии в сиих художествах.-СПБ, 1803.
26. Владимирский Г. А. Перспектива. -М., 1969.
27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / под ред. И.С. Якиманской. М. - Педагогика, - 1988.-223с.
28. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка Текст. / Н. Н. Волков.- М. -Изд-во АПН РСФР, 1950. - 508 с.
29. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусствах/Межвузовский сборник научных трудов.-М:,-2010.
30. Вундерлих, Т. История методики рисования.-М., 1879.
31. Выготский; Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский. — М> Педагогика пресс, 1996. — 92 с.
32. Гайжутис, А. Л: Классическое искусство и современность. -И1, -1983.35: Гете, И. В. Об искусстве Текст. / И. В. Гете: — М. -Искусство, 1975.-623с.
33. Гальперин, П.Я1 Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий Текст. / П. Я. Гальперин. — М. Изд-во Моск. Ун-та; 1965. - 92 с.
34. Гинзбург, И. П. П. Чистяков и его педагогическая система Текст. / И; Гинзбург. М.- Л., 1940. -203 с.
35. Гращенков Б. Е. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики. -М. ,1963
36. Грегори, Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия Текст. / Р. Грегори. М. - Прогресс, 1970. - 27 Г с.40: Громов, Е. С. Природа художественного творчества Текст. : книга для учителя / Б. С. Громов. М. - Просвещение, 1986. — 239 с.
37. Давыдов, В: В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М. - Интор, 1996. - 544 с.
38. Дейнека А. Мз мошрабочей практики:-М; ,1961;
39. Делакруа Э: Мысли об искусстве. -М.,1960
40. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты: -JL -М. 1957
41. Жаксьгбергенов, А. К. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения рисунку головы человека на ХГФ.-М. ,1985
42. Жданов, Д:А. Леонардо да Винчи анатом.-М.-л. ,1955
43. Журавлев, ВВ. Учебный рисунок.-Е , 1947
44. Журавлев, В В. Учебный рисунок/ Искусство, 1949,3
45. Журавлев, В В. Графическая грамотность. -М., 1925
46. Замбровский, В.Я. Истоки искусства: Проблема развития изобразительной деятельности в художественную.- Воронеж. Воронежский ун-т, 197653: Зингер, JT.C. Проблемы реализма в искусстве портрета. -М, 1969
47. Зингер, Л. С. Очерки теории и истории портрета,-М., 1986
48. Зинченко, В.П. Движение глаз и формирование образа Текст. / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1958.- № 5. — G. 63-76.
49. Зинченко, B.II. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы Текст. / В. П. Зинченко, И. Ю. Вергилес. — М. Изд-во МГУ, 1969. - 106 с.
50. Зинченко, ВЛ: Человек развивающийся Текст. : очерки российской психологии / В: П. Зинченко, Е. В. Моругнов. — М. Три вол оа, 1994: - 304 с.
51. Зинченко, ВШ. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку Текст. : учеб. пособие / В. П. Зинченко. Ростов на Дону - РЕПИ, 1987.-68 с.
52. Ибрагимов; У-Е Формирование у студентов факультета дошкольного воспитания, педагогических умений по руководству изобразительной деятельностью детей. Авториф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985
53. Ибраимов, X. Особенности самовоспитания студентов, младших курсов. Авториф. дис. кан. пед. наук.-М: ,1984
54. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека Текст. / Е. И. Игнатьев. М. - Знание, 1968.- 32 с.
55. Игнатьев; Е. И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е. И. Игнатьев. — 3 изд. — М. Учпедгиз, 1961. — 224 с.
56. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов. ГРИФ. 2007. — 208с.
57. Иконников, A.C. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на ХГФ педагогических вузов Текст.: автореф. канд. пед. наук. М., 1999. — 33 с.
58. Ильин, Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход: Монография. М., 1999. - 51с.
59. Илющенко, В.Л. Активизация композиционного' мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку портрета Текст. : автореф. .канд. пед. наук.-М., 2000. 17 с.
60. К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений/Под ред. Б.Г.Ананьева, Б. Ф. Ломова.-Л;' ,1959
61. Кардовский, Д.Н. Об искусстве Текст. : воспоминания, статьи, письма / Сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская. М. - АХ СССР, 1960. - 340 с.
62. Кардовский, Д,Н, Пособие по рисованию Текст. / Д. Н. Кардовский, В. Н. Яковлев; К. Н. Корнилов. JL; М. - Госстройиздат, 1938. - 162 с.
63. Кириенко, В.П. Исследование основных способностей к рисованию.-Е ,-1946.
64. Кирцер, ЮМ. Рисунок и живопись Текст. / Ю. М. Кирцер. М. - Высшая школа, 1992. - 270 с.
65. Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника Текст. / Е. А. Кибрик. М. -Искусство, 1984. - 225 е., ил.
66. Козляков, А.Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке. Авториф. . дис. канд. пед. наук. -М., 1985
67. Коллингвуд, Р. «Основы искусства.-Т ,1937
68. Колпинский, Ю.Д. Образ человека в искусстве. Т . 1. -М.,. 1939
69. Комогорцева, И.Ф. Формирование у будущих учителей культуры педагогического общения е учащимися. Автореф.дис. канд. пед. наук. -М. ,1985
70. Коровин, В.И. Художественный талант. -М. ,1986
71. Коровин, В.И. Художник и время.-М ,1984
72. Коменский, Я.А. Великая дидактика.-Е кн.: Избранные пед. сочин.-ия: В 2-хт.-М., 1982
73. Компанейский, Б.Е. Проблемы константности восприятия цвета и формы, вещей/./Ученые записки ЛГПИ. -JL ,1940. Т. 34.
74. Кравков, C.B. Глаа и его работа. -M. -JI., 1950
75. Крамской, ИЛ. Письма. -М. ,1937. Т. 1
76. Крамской; И.Н. Об искусстве.-М. ,1960
77. Краткий психологический словарь.-М. ,1985
78. Кузин, В. С. Вопросы изобразительного творчества Текст. / В. С. Кузин. М. - Просвещение, 1971. - 144 с.
79. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки Текст.: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. С. Кузин. М. - Академия, 2004. -232 с.
80. Кузин, В. С. Психология Текст.: изд. 3-е, прераб. и доп. / В. С. Кузин. -М. Агар, 1997.-303 с.
81. Кузнецов Е.Ф. Из истории становления и развития методов формированияцелостного видения в советской художественной педагогике/ТВопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства.-М. , 1988
82. Куликова И.О. Традиции и новаторство в эстетике.-М., 1989,
83. Кутепова Т.Н. Предупреждение ошибок на уроках рисования. -Л., 1962
84. Ладыгина А.Б., Гринин В. В. О преемственности, в искусстве. -МД982
85. Лебедев А.К. К основам об абстракционизме,-М. /1967
86. Лебедко, В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения Текст. : автореф. канд. пед. наук. — М., 1985. — 17 с.
87. Левчук Л. Т. Критика, психологической концепции художественного творчества: Дисе. д-ра филл. наук. -Киев, 1980
88. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записки, рисунки. -М. ,1965
89. Леонтьев, А.Е. Деятельность. Сознание. Личность. -М.,1977
90. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М. ,1981
91. Ли, Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка Текст.: учебник / Н. Г. Ли.- М.: Эксмо, 2005. 480 е., ил.
92. Линячек Иозеф. Основы изображения с натуры. -Ки
93. Логинова, Л.Г. Роль эстетического фактора в формировании творческой активности личности: Авториф. дис. канд. пед., наук. -М. ,1980.
94. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М. - Наука, 1984. - 444 с.
95. Ломов, Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся Текст. / под ред. В. Г. Ананьева // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М. - Изд. АПН РСФСР, 1959. - 270 е., ил.
96. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования: монография. С.П.Ломов — М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010. -104с.
97. Ломов, С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 2008. -232с., ил.
98. Ломов, С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов : дис. доктора пед. наук. М., 2000. - 380с.: ил.
99. ЛукА.К. Мышление и творчество.-М. ,1975
100. Макаров, Н.И. Теория теней.-СПБ., 1900
101. Малшина, Н.Л. Диалектика движенгия образа в художественном творчестве. Авториф. .дис. канд. философ: наук, -JI., 1984
102. Малиновская, В. Азбука рисования, составленная по советам П.ГТЧистякова. Киев, 1905
103. Мамугина, В.П. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов Текст.«: автореф. канд. пед. наук. — М., 1985. — 16 с.
104. Мартынов,В.М. Анализ произведений изобразительного > искусства.-М., 1984.
105. Мастера искусства об искусстве.-М. ,1967. Т. 3
106. Матросов, В.Л: «Живая культура» педагогического образования. СПб. 2007
107. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку Текст. / JI. Г. Медведев. М.: Просвещение, 1986. -159с., ил.
108. Медведев, Л,\ Г. Академический рисунок в процессе художественного1 образования Текст. / JI. F. Медведев. Омск - Наука, 2008. - 290 с.
109. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета Текст. / Л.Г. Медведев. СПб. - ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск - Изд-во ОмГПУ, 2009. - 152 с.I
110. Мелик-Пашаев, А. А. Способности к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности. Авториф. дис. канд. психолог, наук. -М. ,1976
111. Месселъ, Э. Пропорции в античности и в средние века, -М,/1936120.' Механик, Н.С. Основы пластической анатомии.-М ,1958
112. Мигунов, А. С. Художественный образ. Эстетический анализ.-Ив д-во МГУ.-М. ,1980
113. Михайлова, О. В. Учебный рисунок в Академии художеств1 18 века.-М. ,1951
114. Михайлова, О.В. Заметки о рисовании человека.- М. ,1960
115. Молева, Н.М. Педагогическая система Академии художеств XVII века Текст. / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. М. - Искусство, 1956. — 519 с.
116. Молева, Н.М. П. П. Чистяков теоретик и педагог Текст. / Н: М. Молева, Э. М. Белютин. М. - АХ СССР, 1953. - 244 с.
117. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века.-М. ,1963
118. Молье. Пластическая анатомия.-М , 1937
119. Назарова, Н.Г. Формирование способностей к композиционной, организации изображения на занятиях по рисунку у студентов ХГФ педвуза Текст. : автореф. канд. пед. наук. — М., 1986. 16 с.
120. Новоселов, Ю.Б. Академический'рисунок фигуры человека, в подготовке художника-педагога, Дисс. канд. пед. наук. -М.,- 1970.
121. Новиков, Д.А: Статистические методы в педагогических исследованиях. -М.: МЗ-пресс, 2004. - 67с.
122. Орловский, Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. -ЕД972
123. Очерки« по теории, истории и методике преподавания художественно-графических дисциплин.- ТХСУ.-Е ,1960
124. Ощепкова, Н.П. Логико-дидактическое обоснование отбора и организации учебного материала вузовских дисциплин. Автореф. . дис. канд. пед. наук.-11 ,1984
125. Павлинов, П. Графическая грамота. М. ,1935
126. Павлов, Г.М., Павлова, В.П. Пластическая анатомия. Коиз. -М. ,1954
127. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.- 640 с.
128. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1998. — 380с.
129. Писарев, А. Предметы для художников .-СПБ. ,1807
130. Платонов, К.Х. Система психологии и теория отражения. -М. ,1982
131. Попов, М.М. Иллюстрированная история методики рисования. -СПБ., 1909
132. Пособие по рисованию/Ред. Д. Н Кардовский, В. Н Яковлев, К. Н Корнилов. -М. -Я, 1938
133. Прейслер, И.Д. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. -СПБ. ,1781
134. Прейслер, И.Д. Ясное показание и основательное представление об анатомии человека. -СПБ., 1749
135. Преображенский, М.П. Мнение члена Академии художеств по вопросу об организации рисовальных классов.-СПБ. ,1898
136. Претте, М.К , Копалъдо К. А. Творчество и выражение: Курс художественного воспитания.-М. ,198 Г
137. Прудон, 77. Искусство, его основание и общественное значение. -СПБ. , 1865
138. Пунш, H.H. Первый цикл лекций, читанный на краткосрочных курсах рисования для учителей рисования. -Петроград/1920
139. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства.-М/1985
140. Развитие творческих -способностей на занятиях изобразительным искусством. -МГПИ.-М. ,1983
141. Рисунок в высшей художественной школе.-М. ,1957
142. Рисунок, живопись, композиция.-М. ,1989
143. Рисунок в высшей художественной школе / Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова /. — М. Искусство, 1957. — 46 е., ил.
144. Роден, О. Молодым художникам Текст. / О. Роден. Одесса - Оморалос, 1918.-12 с.
145. Ромазанов, Н. Материалы -для истории художеств в России. -М.,1863
146. Ростовцев, H.H. Рисование с натуры как учебный предмет. Дис. . канд. пед. наук. -М., 1953
147. Ростовцев, H.H. История методов обучения рисования рисованию. Зарубежная школа рисунка Текст. / Н. Н. Ростовцев. М. - Просвещение, 1981.-192 с.
148. Ростовцев, H.H. Академический рисунок Текст. / Н. Н. Ростовцев . — 2-е изд. -М. Просвещение, 1984. - 240 с.
149. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием Текст. / Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев. — М.- Просвещение, 1987.-176 с.
150. Ростовцев, H.H. Очерки истории методов преподавания рисунка Текст. / Н. Н. Ростовцев. М. - Изобразит, искусство, 1983. — 288 с.
151. Ростовцев, H.H. Рисование головы человека Текст.: учебное пособие / Н. Н. Ростовцев. М. - Изобразит, искусство, 1989. — 304 е., ил.
152. Ростовцев, H.H. Методика преподавания ИЗО в школе.- М.: Агар. 2000. — 256с.
153. Ростовцев, H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием.-Е ,1987
154. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии. М.; СПб, ПИТЕР, 2003. -416с.
155. Рубинштейн, С.Л. Избранные философвско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — М. -Наука, 1997. 463 с.
156. Савостьянов, Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве.-М. ,- 1970.
157. Саврасов, А.К., Букирев, Е.В. Курс рисования из 40 номеров, разделенных на три раздела: приготовительный, фигурный, пейзаж. МД869
158. Самохвалова, В.И. Человек в искусстве,-М. ,1987
159. Сапожников, А. П. Полный курс рисования Текст. / под ред. гл. В. Н. Ларионова. 4-е изд. - М. - АЛЕВ-В, 2003. - 160 с.
160. Сафиулин, P.A. Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов Текст. : автореф. канд. пед. наук. Омск, 2005. - 17 с.
161. Светлов, В.И. Бузы искусств должны серьезно пересмотреть свою работу/Вестник высшей школы.-М ,1948,3
162. Серое, A.M. Рисунок Текст. / А. М. Серов. М. - Просвещение, 1975. -271 с.
163. Серый Г. Педагогические взгляды Е П. Чистякова/ Искусство. -М,1950,3
164. Сеченов И.М. Избранные произведения. -Е , 1958
165. Сидоров A.A. Рисунки русский старых мастеров. -М., 195 6
166. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1980. — 97с.
167. Скрипникова, Е.В. Развитие наблюдательности у учащихся на занятиях по изобразительному искусству Текст. : автореф. канд. пед. наук. — Омск, 2004.-18 с.
168. Смирнов, Г. Б. Рисунок- головы Текст. / Г. Б Смирнов. М. -Просвещение, 1967. — 38 с.
169. Советы мастеров. -Л. ,1973
170. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства Том 1 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2007.—Т.1. 304с.
171. Сокольникова, Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания Текст. / Н. М. Сокольникова. -М., 1997.-242 с.
172. Соловьев, А. Я. Художественное образование.-М., 1931
173. Станкенич, Я. Рисовальная школа или правила рисовального искусства, -СПБ. ,1811
174. Сухарев, А. И. Формирование композиционного-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку Текст. : авгореф. канд. пед. наук. Омск, 1999. 17 с.
175. Тарабукип, Н.М. Опыт теории живописи. -М ,1923
176. Терентъев; А.Е. Рисунок в педагогической, практике; учителя изобразительного* искусства* Текст.? / А. Е. Терентьев. — Mi Просвещение, 1981.- 175 с.
177. Унковский, А.А. Цвет в живописи Текст.; : учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ХГФ пед. ин. / А. А. Унковский. — М. Просвещение, 19801-1281с. .
178. Фатеева, Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных; умениш по: эстетическому воспитанию; младших школьников. Авториф. . дис: кан. rie'д. наук, -М , 1984
179. Френон. Эскиз и композиция. -СПБ., 1893
180. Хачапуридзе, Б.И. Проблемы и закономерности действия фиксированнойустановки: В-2-х ч. -Тбилиси, Изд-во Тбилис. ун-та, 1962
181. Хедвиг Дворски. Анатомия и искусство(изображение человеческого тела)//Интерпрессграфика. -Венгрия, 1982,3
182. Художественная культура и развитие. -М. ,1978
183. Художественно-педагогическийжурнал. -1901-1915
184. Цан. Краткое руководство анатомии для художников. -М. ,1893
185. Цейэинг. Золотое деление, как основной морфологический закон в-'природе и искусстве.-М ,1876
186. Чистяков, П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. -М. ,1953
187. Чистяков, П.П., Савинский В.Е. Переписка. Воспоминания.- M.-JI.,1939
188. Чурилин, П. Учебный рисунок головы человека. -М., 1980
189. Шабанов, Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. 338 с.
190. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М. - Логос, 1996. - 320 с.
191. Шаповалов, JI.E. Художественное образование на высшую ступень//Вестник высшей школы.-М.1974,- 11.
192. Шегалъ, Г.О. художественном образовании//Искусство. -М, 1939,4210: Шербюлъе, В. Искусство и природа,-СПБ.1894
193. Шмит, Ф.И. О психологии рисования.-Харьков, 1919'
194. Шембелъ, А.Ф. Основы рисунка Текст. : учеб. для проф. учеб. заведений / А. Ф. Шембель. -М. Высшая школа, 1994. — 159 е., ил.
195. Щербаков, B.C. Как изображается глубина в рисунке.-М., 1939'
196. Шорохов, Е.В: Композиция Текст. / Е. В. Шорохов. М. - Просвещение, 1986.-2-е изд.-285 с.
197. Шорохов, Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно- педагогического образования. Автореф. Дис. Доктора пед. наук. М: 1988. — 451 с.
198. Шорохов, Е.В., Окунев Ю.Е. О ритме в композиции живописи// Вопросы истории, теории, методики преподавания изобразительного- искусства. -М.,1988
199. Шредер, И. Н. Методы рисования на память.-СПБ. ,1877
200. Юон, К.Ф. Культурарисования./Искусство.-М. ,1947, июль,август
201. Юон, К.Ф. Об искусстве. T. 12.-М. ,1959
202. Яблонский, В. А. Преподавание предметов: «Рисунок» и «Основы композиции» Текст. / В. А. Яблонский: — М. Просвещение, 1989. — 274 с.
203. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления. -M., 1980
204. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М: Якобсон. — М. Искусство, 1964. — 86 с.
205. Ярбус, А.П. Роль движения глаз в процессе зрения Текст. / А.П.Ярбус. -М.-Наука, 1965.-166 с.
206. Яковлев, В.Н. Пособие по рисованию.- -JI. ,1938
207. Яковлев, В.Н. О рисовании фигуры человека. //Юный художник,-1938.2
208. Ястребова, Е. Б. Развитие познавательной» самостоятельности, студентов младших курсов. Автореф. дис. канд. наук. -М.,1984
209. Якиманская; КС. Технология личностно-ориентированного образования. -М.-2000.-120с.
210. Arnheim Rudold. Art and Visual perception,- London, 1967.
211. Haskell Lendal L. Art in the early children years. Merrill cop. 1979.
212. Kramer E. Art us therapy with children. N. V., 1975.
213. Lefferson В. Teaching art to children.-Boston, 1963
214. Lowenfeld V., Lambert W. Creative and Mental Grownt. 6 eg. N. V. London, 1975.
215. Morton Miriam. The arts and the soviet child. N. V. Free-press. -London, 1972.
216. Sohmalhols Garritson Vane. Child arts integrationg curriculum throungh the arts. -Addis-Wesley, cop. 1979.1.II
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.