Обучение изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ольховикова, Анна Анатольевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ольховикова, Анна Анатольевна
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка
1.1. Становление и развитие перового рисунка в истории изобразительного искусства
1.2. Рисунок пером в процессе формирования художественных школ изобразительного искусства
1.3. Изучение научно-педагогической литературы по рисунку пером
Глава II. Педагогическое экспериментальное решение проблемы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ на начальных этапах обучения средствами перового рисунка
2.1. Состояние проблемы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ (Констатирующий эксперимент)
2.2. Предлагаемая модель методической системы (Поисковый эксперимент)
2.3. Экспериментальная проверка методической системы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка на начальных этапах обучения (Формирующий и сравнительный этапы обучающего эксперимента)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку: Первый-второй курсы художественно-графического факультета1999 год, кандидат педагогических наук Сухарев, Андрей Иванович
Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)1985 год, кандидат педагогических наук Мамугина, Валентина Петровна
Активизация процесса освоения искусства рисунка пером и тушью как важного средства в системе подготовки художника-педагога2009 год, кандидат педагогических наук Спирина, Маргарита Владимировна
Формирование знаний, умений и навыков в овладении педагогическим рисованием: На примере занятий учебным рисунком в системе подготовки художника-педагога2006 год, кандидат педагогических наук Хабаху, Адам Гиссович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обучение изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка»
Проблема исследования и ее актуальность. Реформирование системы образования предполагает пересмотр и повышение требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов современного уровня. Высококвалифицированный специалист, осуществляющий обучение и воспитание школьников, должен владеть целым комплексом общих и специальных умений. Для учителя ИЗО на первый план выходят изобразительные и педагогические умения, уровень развития которых прямо пропорционален качеству профессиональной деятельности. Эффективное и рациональное развитие изобразительных и педагогических умений у студентов ХГФ является одной из важнейших проблем обучения в вузе. Основополагающая роль в процессе обучения изобразительной грамоты отводится начальному этапу обучения.
Поиски основных закономерностей развития изобразительных умений и связанных с ними методов обучения направлены на подготовку художника-педагога, способного быстро и грамотно представлять и изображать окружающий нас мир различными графическими средствами, в числе которых рисование пером должно занимать, на наш взгляд, особое место. Специфические особенности средств перового рисунка позволяют обучающимся выполнять наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки, схемы, различные обозначения, передавать объекты действительности в разнообразных сочетаниях и пространственных положениях, а также способствуют развитию навыков методически грамотного выполнения педагогического рисунка.
На начальных этапах обучения рисование пером по своим техническим свойствам ближе всего к работе карандашом. Это доступный мобильный материал, не требующий больших размеров и времени выполнения рисунка.
Четкость линии, штриха, пятна, невозможность исправления мобилизует 3 внимание студентов, воспитывает такие качества, как аккуратность, собранность, сосредоточенность.
Рассматривая проблему обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка как одного из видов учебной деятельности в процессе обучения академическому рисунку, мы опирались на уже открытые закономерности развития способностей человека, на прочную основу, заложенную исследователями, методистами и художниками-практиками многих поколений в области теории и методики изобразительного искусства, а также на современные достижения общей педагогики и психологии, на уже открытые закономерности развития творческой личности в процессе учебной деятельности.
Теоретические положения нашего исследования базировались на фундаментальных трудах О.А. Авсияна, А.О. Барща, Г.В. Беды, Н.С. Боголюбова, Н.Н. Волкова, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, В.И. Козлова, B.C. Кузина, С.П. Ломова, В.К. Лебедко, Н.Н. Ростовцева, A.M. Серова, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, К.И. Финогенова.
В области методического мастерства и разработки новых технологий мы обращались к работам О.А. Абдулиной, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабинского, Е.Г. Балбасова, Ю.Л. Васильева, Ф.Н. Гоноболина, М.А. Данилова, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Левитова, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Н.И Фатеевой, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной.
Рассматривая психологические аспекты развития умений у студентов, мы опирались на фундаментальные труды ученых-психологов в области исследования деятельности: Б.Г. Ананьева, Н.К. Бакланова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ф.Н. Гоноболина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, М.С. Когана, А.В. Ковалева, В.А. ^Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Г.И. Лернера, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.И. Щербакова.
Исследуя проблему развития изобразительных умений у студентов ХГФ средствами перового рисунка, мы обращались к работам Б.Р. Виппера, B.C. Кузина, П.Я. Павлинова, Н.Э. Радлова, Н.С. Самокиша и др. Особый интерес для нашего исследования представляют теоретическое изложение и практические советы по вопросам обучения перовому рисунку известного художника-педагога A.M. Лаптева.
В последние годы вопросы развития изобразительных умений у обучающихся средствами перового рисунка нашли свое освещение в работах художников-педагогов М.А. Елисеевой, Н.Г. Ли, М.Т. Ломоносовой, Б.А. Луковенко, Б.В. Лушникова, Р.В. Паранюшкина.
Мы проанализировали диссертации, затрагивающие вопросы обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ на занятиях по спецдисциплинам. Проблема методических принципов работы над академическим рисунком рассматривается под разными углами зрения, внимание уделяется использованию различных художественных материалов. Однако следует отметить, что остаются незатронутыми и нераскрытыми специфические возможности средств перового рисунка и его влияние на развитие не только изобразительных, но и педагогических умений у студентов. Предварительное знакомство с учебным процессом на ХГФ Курского, Воронежского и Орловского госуниверситетов показывает, что преподаватели не используют в полной мере выразительные средства перового рисунка в системе учебных заданий.
Нисколько не умаляя достоинства различных художественных материалов, которые используются в процессе обучения рисунку для выполнения определенных заданий, отметим, что, на наш взгляд, работа пером является тем видом учебной деятельности, которая в значительной степени способствует формированию профессионального мастерства у студентов ХГФ, развитию навыков методически грамотно вести практические учебные задания, а также формирует навыки быстрого, свободного выполнения рисунков, набросков, зарисовок, схем, которыми в полной мере должен владеть будущий учитель ИЗО.
Появление современных материалов перового рисунка (гелевая ручка, фломастер, маркер), удобных для выполнения рисунков, набросков, зарисовок, выдвигает этот вид учебной деятельности на одно из первых мест, активно влияющих на формирование профессиональных умений у студентов ХГФ. Мы рассматриваем перовой рисунок как одну из составных частей системы обучения студентов в процессе освоения основ изобразительной грамоты.
Техника рисования пером специфична, отличается от техники рисования карандашом, но она позволяет изучить предмет полнее, без подробностей, развивает быстрое и цельное восприятие натуры и ее изображение, рождает у будущих художников-педагогов смелость, уверенность в своих силах, в особенности при выполнении педагогического рисунка.
Вместе с тем, как показывает практика, многие студенты недостаточно ясно представляют себе роль и значение перового рисунка в их будущей художественно-педагогической деятельности, что непосредственно влияет на уровень формирования у них изобразительных умений на начальных этапах обучения в вузе. Каждый графический материал перового рисунка обладает своими специфическими выразительными особенностями и возможностями, в значительной степени влияющими на развитие творческих способностей, образного мышления, формирование художественного вкуса будущего учителя изобразительного искусства.
Анализ практики преподавания академического рисунка выявил, что
• у студентов ХГФ недостаточно развиты изобразительные умения, способность быстро, свободно и грамотно выполнять наброски и зарисовки несложных по форме предметов быта, животных, птиц и людей;
• на педагогической практике студенты ХГФ избегают выполнения педагогического рисунка, не умеют ясно и доступно объяснить законы и правила построения изображаемого объекта, не используют в должной степени выразительные средства графических материалов, в том числе перового рисунка, что в значительной степени влияет на способность будущего учителя изобразительного искусства решать задачи художественного обучения и воспитания детей.
Поэтому закономерным и своевременным следует признать поиск в теории и практике путей, способствующих развитию изобразительных умений у студентов ХГФ средствами перового рисунка.
Системный подход в изучении вопросов перового рисунка, определение содержания, роли, места, связи с другими видами учебной деятельности, изучение специфики перового рисунка, тем более методика его преподавания на ХГФ отсутствуют. Между тем эти вопросы требуют основательного научно-теоретического и методического освоения. Все вышесказанное говорит об актуальности проблемы. И это определило выбор темы диссертации: «Обучение изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка».
Целью исследования является решение проблемы обучения изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка на начальных этапах обучения академическому рисунку.
Объект исследования — учебная деятельность студентов на начальных этапах обучения средствами перового рисунка.
Предметом исследования являются теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию изобразительных умений у студентов ХГФ средствами перового рисунка на начальных этапах освоения изобразительной грамоты.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что методическая система обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка может не только повысить уровень изобразительных умений, но и сформировать профессионально значимые качества личности будущего учителя изобразительного искусства, если:
• сформировать цели, задачи и содержание обучения, воспитания и развития, требующие активного привлечения творческого, аналитического и исследовательского потенциала студентов;
• исследовать возможности выразительных средств перового рисунка;
• выявить рациональные формы и методы организации профессионально направленного обучения;
• избрать приоритетными контекстный и проблемный подходы;
• предложить методическую модель, систему заданий и упражнений, направленных на ее реализацию;
• постоянно осуществлять диагностику уровня сформированности изобразительных умений по разработанным нами критериальным характеристикам.
Задачи исследования:
1) изучить труды психологов, дидактиков, художников-педагогов, искусствоведческую литературу, материалы диссертационных исследований, связанные с проблемой обучения изобразительной грамоте студентов, будущих учителей изобразительного искусства;
2) проанализировать и обобщить накопленный опыт преподавания перового рисунка в системе художественного образования;
3) на основе анализа научных исследований по проблеме уточнить понятие «изобразительные умения» и определить его содержание;
4) выявить существенные факторы, влияющие на развитие изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения ими перового рисунка;
5) разработать критерии и уровни сформированности профессиональных знаний и изобразительных умений у студентов в процессе начальных этапов обучения перовому рисунку;
6) теоретически обосновать и разработать методическую систему обучения изобразительной грамоте студентов, содержащую комплекс заданий и упражнений, выполняемых средствами перового рисунка, включающую в себя цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы обучения академическому рисунку;
7) осуществить проверку эффективности экспериментальной методической системы обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка на художественно-графических факультетах в учебном процессе.
Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, физиологов, теоретические и методические работы художников-педагогов в области академического рисунка.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы по истории, теории, методике преподавания рисунка;
• изучение научной литературы по педагогике, психологии, эстетике по проблеме исследования;,
• анализ студенческих работ по рисунку;
• анкетирование студентов и преподавателей ХГФ, беседы с ними;
• изучение опыта преподавания рисунка;
• проведение педагогического эксперимента.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• впервые поставлена и комплексно решена проблема обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка;
• проанализирован и обобщен опыт применения традиционных методов обучения академическому рисунку с целью использования их в решении проблемы исследования;
• выявлены специфические особенности перового рисунка, эффективно влияющие на освоение изобразительной грамоты и развитие педагогических умений у студентов;
• установлено, что взаимодействие педагогического и перового рисунков, оптимальное, целенаправленное, методически грамотное использование средств перового рисунка в учебном процессе повышает качество выполнения педагогического рисунка;
• определены и охарактеризованы критерии и уровни обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка;
• разработана и экспериментально проверена методическая система обучения студентов изобразительной грамоте средствами перового рисунка.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства путем решения проблемы обучения изобразительной грамоте студентов средствами перового рисунка:
• теоретически обоснована необходимость и возможность обучения студентов изобразительной грамоте средствами перового рисунка через активное включение их в работу творческого, аналитического, исследовательского характера;
• полученные результаты экспериментальной методической системы, направленной на повышение уровня овладения обучающимися специальными и педагогическими умениями, содержит решение проблемы профессиональной подготовки учителя ИЗО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания академического рисунка и других художественных дисциплин в вузах педагогического профиля, при разработке учебных программ, учебных и учебно-методических пособий для учителей изобразительного искусства, служить основанием для корректировки учебных планов, а также для дальнейших исследований по данной проблеме.
Этапы исследования
1-й этап (2000-2004 гг.) - изучение теоретического материала по теме исследования, разработка программы экспериментального исследования, проведение констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента, проверка целесообразности интеграции средств перового рисунка в учебный процесс с целью более эффективного развития изобразительных умений у студентов.
2-й этап (2004-2006 гг.) — продолжение изучения психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, спецлитературы по рисунку пером, теоретическое обобщение собранного материала, разработка и проведение формирующего эксперимента.
3-й этап (2006-2007 гг.) - апробация экспериментальной методической системы, обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.
Основные положения, выносимые на защиту
• Обоснование роли перового рисунка как средства формирования изобразительной грамоты у студентов ХГФ. Перовой рисунок рассматривается как одна из составных частей целостной художественно-педагогической подготовки студентов.
• Методическая система обучения изобразительной грамоте студентов ХГФ средствами перового рисунка предусматривает одновременное решение как художественных (умение компоновать, выбрать точку зрения, формат, масштаб изображения, выразительные средства графического материала, вести конструктивное построение формы предметов, знание перспективы, передача пространственности объемов и т.д.), так и педагогических задач (выполнение педагогического рисунка, объяснение ошибок и изложение правил изобразительной грамоты, анализ учебных рисунков).
• Критериальные характеристики и уровни освоения студентами изобразительной грамоты средствами перового рисунка на начальных этапах обучения академическому рисунку.
• Научно обоснованный специально разработанный комплекс заданий и упражнений, направленных на обучение изобразительной грамоте студентов.
Достоверность и обоснованность экспериментальных результатов обеспечивается совокупностью выводов современных исследований по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства с использованием различных методов исследования и включением экспериментальной методики в реальный процесс обучения; опытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системы; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования. Содержание, этапы и результаты исследования рассмотрены и одобрены кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства ХГФ КГУ.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись нами в ходе работы на художественно-графических факультетах Курского и Орловского государственных университетов. Материалы исследования, этапы эксперимента и его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства и кафедры рисунка Курского государственного университета. Основные положения исследования отражены в публикациях: статьях, тезисах докладов на конференциях различных уровней (Курск, 1998, 2000, 2005, 2007; Орел,1998; Воронеж, 2004; Махачкала, 2006; Москва, 2007), в методических рекомендациях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога2011 год, кандидат педагогических наук Колодина, Анна Александровна
Развитие художественно-образного мышления студентов младших курсов факультета изобразительного искусства на занятиях живописью: на материале натюрморта2009 год, кандидат педагогических наук Ушанева, Юлия Сергеевна
Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству2002 год, кандидат педагогических наук Лугина, Яна Александровна
Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов2006 год, кандидат педагогических наук Оспанов, Баймурат Ермагамбетович
Развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий академическим рисунком головы человека2011 год, кандидат педагогических наук Архипов, Александр Александрович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ольховикова, Анна Анатольевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Изучено состояние проблемы исследования: обобщены и систематизированы взгляды известных художников и художников-педагогов на роль перового рисунка в развитии изобразительной грамоты у обучающихся.
2. На основе изучения и анализа научных исследований по психологии и педагогике уточнено понятие «изобразительная грамота», определен комплекс изобразительных умений, которые следует формировать у студентов на начальных этапах освоения изобразительной грамоты путем введения средств перового рисунка в учебный процесс.
3. Разработана и апробирована методическая система развития изобразительной грамоты у студентов, содержащая комплекс учебных заданий, выполняемых средствами перового рисунка, включающая цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы и условия обучения, способствующие эффективному освоению изобразительной грамоты.
4. Установлено, что разработанный комплекс специальных заданий, направленных на решение учебных задач академического рисунка, а также на освоение специфики перового рисунка, обогащает учебный процесс, расширяет познания первокурсников.
5. Доказана эффективность методической системы, апробация которой показала, что в экспериментальных группах по всем критериальным характеристикам уровень развития изобразительной грамоты оказался в среднем выше (на 26 процентов) по сравнению с контрольной группой. Время, затраченное на выполнение различных заданий средствами перового рисунка, компенсировалось результатами более глубокого освоения изобразительной грамоты, формированием и развитием более высокого уровня профессиональных знаний и изобразительных умений.
6. Результатами эксперимента доказано, что методическая система развития изобразительной грамоты у студентов средствами перового рисунка не только повлияла на их изобразительные способности, повысила успеваемость в академических группах, но и, главное, была осмыслена студентами как ценность их профессионального становления, способствующая формированию навыков свободного, быстрого, грамотного выполнения педагогического рисунка.
Проведенные нами исследования позволили составить представление о возможности использования разработанной экспериментально-проверенной методической системы в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной грамоте академического рисунка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ольховикова, Анна Анатольевна, 2008 год
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.: изобразительное искусство, 1985. - 152 с. с илл.
2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия: Практ. Руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1986 — 253 с. с ил.
3. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. — М.: Просвещение, 1984. 158 с.
4. Алимасова Н.Я. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальном этапе подготовки художников-педагогов: Дис.канд. пед. наук. М. 1990. — 170 с.
5. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. Т. 2. М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1937. — 246 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.
7. Ананьев Б.Г., Дворянина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. — М.: Просвещение, 1968. — 334 с. с илл.
8. Ананьев Б.Г. Пространственное различие. — Л.: ЛГУ, 1955. 432с.
9. Анатомический рисунок русских художников. Сост. Алексии М.Н., Кузнецов A.M., Лейзеров И.М., Усков Б.Н. М.: Искусство. 1952.
10. Анисимов Н.Н. Основы рисования. — М.: Стройиздат, 1977. 168с.
11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. (Пер. с англ.). -М.: Прогресс, 1979. 392 с.
12. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Советский художник, 1987. - 230 с. с илл.
13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: 1976.
14. Бабинский Ю.К. Методика обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 280 с.
15. Бабинский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Радяньска школа, 1984. - 286 с.
16. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 173 с.
17. Барциц Р.Ч. Художественная графика, как специальная дисциплина в педагогических вузах. — М.: Прометей, 1999. — 103с. с илл.
18. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд. Акад. художеств.
19. Барышников А.П. Как применять правила перспективы при рисовании с натуры. М.: Искусство, 1952. 91 с.
20. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. — 166 с.с илл.
21. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи. М.: Искусство, 1990. - 413 с.
22. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Л.: Учпедгиз, 1983.-239 с. с илл.
23. Белютин Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1952. - 77 с. с илл.
24. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961. -232 с. с илл.
25. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с. с илл.
26. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. — М.: Владос, 2002. 270 с. с илл.
27. Брынцев Л.А. Волшебный штрих. — Курск, Изд-во КГПУ, 1996. —141 с.
28. Булавин О.И. Формирование художественно-педагогических умений у студентов в процессе пленэрной практике: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Курск, 2002. 133 с.
29. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Искусство, 1956. — 634 с.
30. Верделли А. Искусство рисунка / Учебник для начинающих художников. М.: ЭКСМО, 2003. - 160 с. с илл.
31. Виноградов Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980.- 144 с. с илл.
32. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1985. —284 с.
33. Волков Н.Н. О восприятии рисунка на уроке // Советская педагогика. 1947. № 7. - С. 43
34. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АН РСФСР, 1950. - 508 с. с илл.
35. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. /Ред. Н.Н. Ростовцев. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1980.- 192 с.
36. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства /Сб. науч. тр. Под ред. Е.В. Шорохова. — М.: МГПИ, 1988.- 184 с.
37. Восприятие и воображение /экспериментальные исследования/ Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: АПН РСФСР, 1963. - 368 с.
38. Гавриков А.В. Формирование композиционного мышления студентов худ. граф. фак-ов педвузов средствами наброска пейзажа: Дисс. канд. пед. наук. М., 2007. 169 с.
39. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. —341 с.
40. Гагишвили Д.К. Развитие творческого мышления у студентов художественных специальностей вузов средствами графики: Дис. канд. пед. наук. М., 2004. 156 с.
41. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. — М. — JL: Искусство, 1940. 204 с.
42. Гончаров А. Об искусстве графики. — М.: Молодая гвардия, 1940. -82 с. с илл.
43. Гойя. Капричос. / Пер. с исп. Э. Левинтовой. М.: Искусство, 1969. — 79 илл.
44. Гребенникова А.В. Методический фонд как средство повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: Дис. канд. пед. наук. М. 2000. — 176 с.
45. Грегори Р.Л. Разумный глаз /Пер. с англ. и предисл. А.И. Когана. -М.: Мир, 1972.-216 с. с илл.
46. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М.: Прогресс, 1970.-291 с. с илл.
47. Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. — М.: Искусство, 1986. 215 с. с илл.
48. Движение глаз и зрительное восприятие /Под ред. Б.Ф. Ломова, Н.Ю. Вергилиса, А.А. Митькина. М.: Наука, 1978. - 237 с.
49. Дейнека Александр /Сост. Сысоева В.П. Л.: Аврора, 1982. - 311 с.с илл.
50. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. — М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961. 177 с.
51. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: АХ СССР, 1961. -222 с. с илл.
52. Джил, Роберт У. Рисование пером и тушью /Пер. с англ. Виноградского./ М.: Высшая школа. 1983. — 344 с. с илл.
53. Дистерверг А. избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1956. - 74 с.
54. Добужинский М.В. Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр. /Альбом репрод./ Вступит. Статья А.П. Гусаровий. — М.: Изобразит. Искусство, 1982. — 203 с. с илл.
55. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты в 2-х томах. JI. - М.: 1957. Т. 2. - С. 26
56. Дьяков Ю. Наброски. М.: Художник, 1982, № 1. - С. 62-64.
57. Евтеев В.И., Зметный А.Я., Новиков И.В. Построение перспективного рисунка. /Пособ. для учителей/ Д.: Учпедгиз, 1963 - 198 с.
58. Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи — графики.- М.: Изобразительное искусство, 2004.
59. Звонцов В.М. Основы понимания графики. — М.: Академия художеств СССР, 1963 -12 с. с илл.
60. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. -М.: Искусство, 1971. 115 с. силл.
61. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Дис. канд. пед. наук. М, 1980. -188 с.
62. Зинченко В.П. Особенности обучения на первых курсах и выразительность учебного рисунка // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник научных трудов. М.: 1980.-С. 80- 105.
63. Зубова М.В. Графика Матисса. М.: Искусство, 1977. - 192 с. силл.
64. Зязуна И. А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989.-301 с.
65. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. М.: АПН РСФСР, 1954
66. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологии исследования формирования образа. М.: Просвещение, 1954. — 224 с.
67. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис. канд. наук. М., 1982.-246с.
68. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. -М.: АХ СССР, 1959. С. 21- 28.
69. Искусство книги. Вып. II. Сост. Ю.А. Молок и В.Н. Ляхов. М.: Искусство, 1961. - 29 с. с илл.
70. Искусство рисунка. Сост. Г.В. Елыпевская. — М.: Советский художник, 1990. 365 с.
71. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма /Сост. И автор примеч. Е.Д. Кардовская. М.: АХ СССР, 1960. - 360 с. с илл.
72. Кардовский Д.Н., Яковлева В.И., Корнилов К.Н. Пособие по рисованию.- М. Л.: Госстрой издат, 1938. — 162 с.
73. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. Пособ. для учителей рисования. — Л.: Учпедгиз, 1959. — 93 с. с илл.
74. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: АПН РСФСР, 1959. 334 с.
75. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. — 32 с. с илл.
76. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Пособие. — 2-е изд. М.: Высшая школа, 1997. — 271 с. с илл.
77. Книга о Владимире Фаворском /Сост. Ю. Молок. М.: Прогресс, 1967.-315 с.
78. Козлов В.И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. -М.: «Прометей», 2001.- 207с.
79. Колокольников В.В., Назаревская Г.А. Рисование в педагогическом училище. /Пособ. для преподавателей. Под ред. Ростовцева Н.Н. М.: Учпедгиз, 1955. - 160 с.
80. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.: Просвещение, 1976. — 158 с. с илл.
81. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. — М.: Искусство, 1952. 227 с.
82. Котов Е.О. Художник-педагог. М.: АН СССР, 1960. 264 с.
83. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.: Советский художник, 1961. — 190 с.
84. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 207 с. с илл.
85. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981.-160 с. силл.
86. Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки. — М.: Академия, 2004.229 с.
87. Кузин B.C. Психология: Учебник, 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1982.-256 с.
88. Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М.: Искусство, 1974. - 184 с. силл
89. Кузнецов Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов ХГФ пед. институтов: Дис. канд. пед. наук. — М., 1986- 180 с.
90. Кузнецова Э.В. Искусство силуэта. Л.: Художник РСФСР, 1970. -131с. с илл.
91. Кутепова Т. И. Предупреждение ошибок на уроках рисования. Из опыта работы. Д.: Учпедгиз, 1962. - 95 с. с илл.
92. Лаптев A.M. Рисунок пером. М.: Академия художеств СССР, 1962.- 165 с. с илл.
93. Лебедев Г.Е. Русская книжная иллюстрация 19 в.- М.: Искусство, 1952.210 с.
94. Лебедко В.К. Пространственное представление в творческом развитии художника педагога: дис. докт. пед. наук - М., 1994 - 410с.
95. Лебедко В.К. Формирование пространственного представления на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Афтореф.дис.докт.пед.наук. М., 1994.-27с.
96. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. М.: ЭКСМО, 2004. - 479 с. с илл.
97. Логан Ф.Д. Учебник рисования карандашом и пером. — Минск: Попурри, 2003. 212 с. с илл.
98. Ломов С.П. Живопись. Учебник. -2-е изд., перераб.и доп. М.: АГАР, 1999.-232 е., ил.
99. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.: Астрель, 2003.- 202 с. силл.
100. Луковенко Б.А. Рисунок пером. М.: Изобразительное искусство, 2000. - 87 с. с илл.
101. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. М.: Владос, 2004. — 142 с. силл.
102. Лясовская О. А. П.П. Чистяков. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1950. - 69 с. с илл.
103. Макарова А.К., Абрамова Г.С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий // Вопросы психологии № 2, 1977. с. 97.
104. Маковский С. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.-270 с.
105. Материалы и техники рисунка / Под ред. В.А. Королева. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 93 с. с илл.
106. Медведев JI.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. / Учебн. пособ. для худож. — граф. фак. пед. Ин-тов. / М.: Просвещение, 1986. - 158 с. с илл.
107. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX в.в. - М.: Искусство, 1967. - 391 с.
108. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: АХ СССР, 1962.-389 с. с илл.
109. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П. Чистяков теоретик и педагог. -М.: АХ СССР, 1953. - 228 с. с илл.
110. Молева Н.М., Белютин Э.М. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX — XX веков. — М.: Искусство, 1958. 116 с. с илл.
111. Морозова В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре: Дис. канд. пед. наук. М.,2000.- 159 с.
112. Найда Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах ХГФ: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. 182 с.
113. Найс К. Рисуем ручкой и тушью. — Минск: Попурри, 2001. 128 с. С илл.
114. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для сред. спец. учуб. заведений. — М.: Владос, 2001.- 396 с.
115. Немов Р.С. Психология: Учебн. для ст ов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр Владос; ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,2001.-688 с.
116. Нессельштраус Ц.Г. Рисунки Дюрера. М.: Искусство, 1966. - 158 с. илл.
117. Николаидис К. Естественный путь к развитию. — Минск: Попурри, 2003.-208 с. с илл.
118. Общая психология: Учебное пособие / Под ред. В.В. Богословского и др.- М.: Просвещение, 1981.-383 с. с илл.
119. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. — М.:1983.
120. Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища томских писаниц. — М.: Искусство, 1972. — 255 с. с илл.
121. Офорт /Сост. В.М. Звонцов, В.И. Шистко. М.: Искусство, 1970. -116 с. с илл.
122. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. М.: Советский художник, 1965.-70 с.
123. Павлинов П.Я. Графическая грамотность. 2-е изд. М.: Советский художник, 1965. - 69 с.
124. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М.: Советский художник, 1966. — 104 с.
125. Паранюшкин Р.В. Техника рисунка. Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 190 с.
126. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. // Психология. — 2-е изд. М., 1990.- с. 494
127. Популярная художественная энциклопедия /Гл. ред. В.М. Полевой. В 2-х том. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 447 с. с илл.
128. Поспелов Г.Г. Русский портретный рисунок нач. 19 в. М.: Искусство, 1967. - 215 с. с илл.
129. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
130. Псурцев Д.П. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.-168 с.
131. Радлов Н.Э. Рисование с натуры /3-е изд. — Д.: Художник РСФСР, 1978.- 130 с.
132. Радугин А.А. Психология /Учебн. пособ./ М.: Центр, 2001. - 399с.
133. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия /Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989. - 205 с.
134. Рисунок /Под. ред. A.M. Серова. — М.: Просвещение, 1974. -270 с.
135. Рисунок и живопись. Ю.Г. Аксенов, P.M. Закин, Е.М. Зонкенштрейль, Ф.М. Кригер, Г.Е. Тарасевич. — М.: Искусство, 1961. -362 с.
136. Рисунок в высшей художественной школе /Сост. A.M. Соловьев, М.Н. Алексич, И.М. Лейзеров, Г.Б. Смирнов. М.: Искусство, 1957. - 46 с. с илл.
137. Рисунок. Учебные постановки. М.: Академия художеств СССР, 1960. -21 с. с илл.
138. Рисунки старых мастеров: серия альбомов. М.: Изобразительное искусство, 1984. - 14 выпусков.
139. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций. Учеб. Пособие для студентов пединститута. М.: Просвещение, 1973 - 303 с. с илл.
140. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок /Учеб. для педучилищ. М.: Просвещение, 1985. - 256 с. с илл.
141. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Уч. пособие. — М.: Изобразительное искусство. 1983. — 288 с.
142. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для ст ов худож - граф. фак. пед. ин - ов. - М.: Просвещение, 1980. — 239 с. с илл.
143. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры. Л.: МП РСФСР, 1962. - 77 с.
144. Ростовцев Н.Н. История методов обучения: Уч. пособие 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. 240 с.
145. Русский рисунок XVIII — нач. XX в. Автор Г.Г. Поспелов. М.: Аврора, 1989. - 36 с. с илл.
146. Русакова А.А. Символизм М.: Искусство, 1995. - 450 с. с илл.
147. Русаков Ю.А. Рисунки Петрова — Водкина. М.: Искусство, 1978. -12 с. с илл.
148. Савинов A.M. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов ХГФ педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. М. 1999.-240 с.
149. Самокиш Н. работы пером. М.: Юный художник, 1993. - С. 3233.
150. Свешников А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуальных психологических способностей личности студента: Дис. канд. пед. наук. М., 1981.-200 с.
151. Сидоров А.А. Русская графика начала XX в. — М.: Искусство, 1969. 249 с.
152. Сильвии Беген. Французский рисунок16 в. — М.: Изобразительное искусство, 1984. 95 с. с илл.
153. Сластениин В.А. Формирование личности учителя советской школы процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
154. Смирнов Г.Б., Соловьев A.M. Начинающему художнику: О рисовании с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 99 с.
155. Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1960. -32 с.
156. Смирнова И.А. Витторе Карпаччо / Альбом /. М.: Изобраз. ис -во, 1982. - 159 с. с илл.
157. Советы мастеров. Живопись и графика. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1979.-374 с. с илл.
158. Соловьев A.M., Смирнов Г.Б., Алексеева Е.С. Учебный рисунок: -М.: Искусство, 1953. 239 с.
159. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. — JL: Искусство, 1989. — 255 с. силл.
160. Соловьев С.А. Перспектива. / Учебн. пособ. для худож-графич. отд-ний пед. уч-щ /. — М.: Просвещение, 1981. — 144 с. с илл.
161. Строгановская школа рисунка. Гл. ред. Н.К. Соловьев. М.: Сварог и К., 2001. - 351 с. с илл.
162. Сысоев В.П. Александр Дейнека. — JL: Аврора, 1982. -307 с.
163. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учеб.-метод. пособие для студ. заоч. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., - М.: Просвещение, 1980. - 48 с.
164. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.- 175 с. с илл.
165. Унковский А.А. Рисунки. Наброски: Учеб. пос., 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. — 40 с.
166. Уоллейс Р. Мир Леонардо. М.: Тера, 1997. - 192 с. с илл.
167. Учебный рисунок /Под. ред. В.А. Королева. М.: Изобразительное искусство, 1981. - 126 с.
168. Учебно-методический комплекс по специальности 030800. -Курск: КГПУ, 2002. 201 с.
169. Учебный рисунок в Академии художеств /Сост. Д.А. Сафаралиева. М.: Изобразительное искусство, 1990. - 157 с. с илл.
170. Учебный рисунок. Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1995. - 179 с. с илл.
171. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. - 130 с. с илл.
172. Федотов М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. — 130с.
173. Флекель М.И. Великие мастера рисунка Рембрандт, Гойя, Домье.- М.: Искусство, 1974. 271 с.'с илл.
174. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 358 с.
175. Фицтум, Вольтер. Борокко в Риме: /Альбом, пер. с ит./ М.: Изобр. иск., 1986. - 95 с. с илл.
176. Храповский Н.Б. Письма начинающему художнику. М.: Советский художник, 1959. - 88 с. с илл.
177. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Ред. Ю.Б.Геппенрейтен и М.Б. Михайловский. М.: МГУ, 1975. - 400 с. с илл.
178. Художественная галерея № 7 /Под ред. А. Панфилова. М.: Бурда, 2005. - с. 27-28.
179. Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. М.: Трикста, 2005. - 472 с.
180. Чегодаев А.Д. Русская графика. 1928-1940 /Рисунок. Эстамп. Книга/. М.: Искусство, 1971. — 32 с. с илл.
181. Ченнини Ченнино. Трактат о живописи. М.: Изогиз, 1933. - 139 с.
182. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. — М.: Искусство, 1953.
183. Чугунов Г.И. Мстислав Валерьевич Добужинский. 1875 1957. — Л.: Художник РСФСР, 1984. - 299 с. с илл.
184. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом ВУЗе. — Курск: КГПИ, 1994. — 166 с.
185. Шембель А.Ф. Основы рисунка. / Учеб. для проф. учеб. заведений.- М.: Высшая школа, 1944. 159 с. с илл.
186. Школа изобразительного искусства: Вып. 4. — М.: Изобразительное искусства, 1993. 208 с. с илл.
187. Школа изобразительного искусства. Вып. 2. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 160 с. с илл.
188. Шестаков К.А. Давайте рисовать. / Пособ. для учащихся. JL: Учпедгиз, 1963.-73 с.
189. Шорохов Е.В. Методические основы композиции. — М.: Просвещение, 1986. 286 с. с илл.
190. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977 — 112 е.: илл.
191. Шорохов Е.В. Композиция: (Учеб.для худож граф. фак. пед. ин — тов) - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1986. - 285, (2) с, (8) л., илл.
192. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция: (Учеб. пособие для пед. училищ по спец. №2003 «Преподавания черчения и рисования»). — М.: Просвещение, 1978. 160 е., илл.
193. Шорохов Е.В. Основы композиции: (Учеб. пособие для пед. ин — тов спец. 2109 «Черчение, рисование и труд») М.: Просвещение, 1979. -303 е., илл.
194. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд.2 е, перераб. и доп. -М.: Просвещение. 1975. - 72 е.,
195. Щербаков B.C. Как изображается глубина в рисунке. М.: Искусство, 1969. - 30 с.
196. Эренбург И.Г., Алпатов М.В. Графика Пикассо. М.: Искусство, 1967. 188 с. с илл.
197. Яблонская В.А. Преподавание предмета «Рисунок и основы композиции» / Метод, пособ. для средн. ПТУ/ М.: Высшая школа, 1978. — 96 с. с илл.
198. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. - 238 с.
199. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. Искусство, 1964. 86 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.