Специфика методики обучения китайских студентов академической живописи в российской высшей художественно-педагогический школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Фэн Сян
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат наук Фэн Сян
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Анализ основных мировых образовательных концепций в области изобразительного искусства
1.1. Европейские методические традиции в области изобразительного искусства
1.2. Российские методические традиции в области изобразительного искусства
1.3. Китайские методические традиции в области изобразительного
искусства
Глава 2. Условия эффективного взаимодействия методических систем обучения китайских студентов в российских художественных вузах
2.1. Определение основных параметров сходства взаимодействующих образовательных систем
2.2. Определение условий эффективного взаимодействия методических систем
2.3. Основные формы эффективного взаимодействия образовательных
систем
Глава 3. Экспериментальное исследование активизации процесса обучения китайских студентов в российских художественных вузах
3.1 Теоретическое обоснование методической системы и определение критериев ее эффективности
3.2 Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
3.3 Экспериментальная программа по живописи, способствующая активизации процесса обучения китайских студентов в российских
художественных вузах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
142-152
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Методика работы над краткосрочным академическим рисунком в системе подготовки китайских студентов в профильных российских вузах2022 год, кандидат наук Ян Шанюэ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ2014 год, кандидат наук Цзе Чжао
Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов2014 год, кандидат наук Чжао Цзе
Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур2012 год, кандидат наук Люй Шишэн
Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов2011 год, кандидат наук Беляева, Ольга Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика методики обучения китайских студентов академической живописи в российской высшей художественно-педагогический школе»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность представленного диссертационного исследования определяется значимой проблемой, существующей в современных методических системах обучения изобразительному искусству как России, так и Китая, а именно недостаточной разработанностью методик, повышающих эффективность процесса обучения иностранных студентов в художественных вузах других стран.
В современных образовательных условиях повышается количество иностранных студентов в вузах по всему миру. Однако студенты, приезжающие из-за границы, отличаются по уровню подготовки, а также воспитаны на основе другой художественной культуры, что в значительной степени ограничивает их понимание предлагаемых методик. После окончания обучения и возвращения на родину многие из них начинают преподавать, что сводится либо к ознакомлению с технологией живописных материалов, либо использованию академической системы без учета специфики китайской художественной культуры, в которой в дальнейшем должны вести свою профессиональную деятельность выпускники художественных вузов.
Кроме этого, проведенный нами анализ научных источников и практики обучения китайских студентов показал, что вопрос эффективного взаимодействия базовых эстетических принципов художественных культур России и Китая в процессе обучения изобразительному искусству недостаточно изучен, что сводит обучение китайских студентов к знакомству с принципами российской академической системы обучения в лучшем случае, а в худшем, — лишь к изучению технологических аспектов масляной живописи. Существование данного противоречия ставит под угрозу эффективное применение российской академической системы обучения изобразительному искусству в условиях художественной культуры Китая с одной стороны, а также препятствует созданию прогрессивных методик в
российской системе основанных на достояниях китайской художественной традиции. От нерешенности этих противоречий в значительной степени страдает подготовка специалистов как художников-живописцев, так и художников-педагогов.
Для решения существующей обозначенной проблемы нам кажется целесообразным проведение анализа основных мировых образовательных концепций в области изобразительного искусства, которое позволяет определить основные условия эффективного взаимодействия существующих методических систем в современном образовательном пространстве. Для этого мы изучили историю основных подходов к обучению изобразительному искусству, сложившихся в Западной Европе и России, а также Китая.
Основой исследования в области физиологии и психологии визуального восприятии стали труды таких авторов, как И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Р.Л. Грегори, С. М. Даниэль, Е. И. Игнатьев, И.П. Павлов, С.Х. Раппопорт.
В области художественной культуры и образования России и Китая основой исследования являются работы Н.А. Виноградовой, Е.В. Завадской, Ду Яньянь, Н. Молевой, Э. Белютина, Вань Цзянь Цзюнь.
В области методики обучения китайских студентов по российской академической системе основой исследования стали работы Люй Шишена, Чжао Цзе.
Таким образом проблемой нашего исследования является: определение основных условий эффективного взаимодействия существующих методических систем в современном образовательном пространстве.
Целью исследования является повышение эффективности обучения китайских студентов в российской художественно-педагогической школе.
Объектом исследования процесс обучения китайских студентов в российской художественно-педагогической школе
Предмет исследования — обучение китайских студентов академической живописи в условиях педагогического вуза
Гипотезой исследования является положение о том, что эффективность профессиональной подготовки китайских студентов в российской художественно-педагогической школе возрастет, если:
1. Китайские студенты и российские педагоги будут больше учитывать особенности национальных культур, имеющие единые общечеловеческие основы;
2. В учебном процессе будет значительно в большей степени использоваться принцип наглядности, предполагающий как использование новейших цифровых технологий, так и традиций совместной практической работы педагога и студентов;
3. Китайские студенты будут использовать специальный терминологический словарь по искусству и художественной педагогике, составленный совместно филологами и художниками-педагогами
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ основных тенденций в художественном образовании Китая и России
2. Определить пути плодотворного обмена педагогическим опытом в области изобразительного искусства
3. Выявить основные проблемы, мешающие эффективному обучению китайских студентов в российской художественно-педагогической школе
4. Научно обосновать, разработать и апробировать методическую систему, способствующую оптимизации обучения китайских студентов в российской высшей художественно-педагогической школе.
5. Выявить основные критерии, посредством которых можно определить степень оптимизации подготовки китайских студентов в российских вузах художественного профиля.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Для исследования в сфере педагогики искусства методологической основой может и должен служить системный подход, предполагающий неразрывную связь эстетических, общекультурных, педагогических, психологических и конкретно профессиональных художественных аспектов.
Для решения проблем, связанных как с общими, так и отличающимися чертами национальных культур, включая традиции художественной педагогики, а также при изучении действующих учебных программ по композиции, рисунку, живописи необходимо было регулярно обращаться к возможностям сравнительного анализа;
Для сбора конкретного материала, для проверки объективности и эффективности предлагаемых педагогических приемов использовался метод интервьюирования - беседы с участниками учебного процесса (педагогами и студентами). Этому же служил метод наблюдения за ведением практической работы студентами из Китая и России.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- впервые проведен сравнительный анализ традиций художественного образования России и Китая:
- проведен тщательный анализ системы подготовки китайских студентов в современной российской высшей художественно-педагогической школе;
- разработаны критерии, позволяющие определить уровень интенсификации процесса обучения китайских студентов 1 -2 курсов в художественных вузах России;
- научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая адаптации китайских студентов на
начальных этапах обучения в художественных вузах России, и условия оптимизации данного процесса;
- обоснована необходимость усиления принципа наглядности, что предполагает как использование новейших цифровых информационных технологий, так и совместную практическую работу педагогов и студентов (в форме мастер-классов и т.п.);
- на основе раскрытия национальных культурных традиций выявлена необходимость повышения требовательности к китайским студентам со стороны российских педагогов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявлены не только различия, но и общие черты, более того, общие ценности в традиционных подходах в художественном образовании Китая и России, что может служить основой для дальнейшего плодотворного сотрудничества в этой сфере.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в результате проведенного исследования была разработана система практических упражнений, методов и средств, позволяющих студентам из Китая быстро адаптироваться к специфике русской академической школы обучения изобразительному искусству, что в значительной степени позволило повысить интенсивность и эффективность процесса обучения. Данная система разработана для студентов 1-2 курсов, тем не менее, ее основные принципы могут быть реализованы и на более поздних этапах обучения. Это связано со следующими ее характеристиками:
- наличие в системе механизмов, позволяющих провести мониторинг начального уровня подготовки студентов как в теории изобразительной деятельности, так и в практических умениях и навыках;
- оптимизация учебного процесса строится на соблюдении условий междисциплинарных связей, а также выявлении универсальных категорий изобразительной грамоты, применимых как для анализа произведений китайских авторов, так и для российской художественной культуры;
- модель разработанной системы способствует взаимообогащению традиций художественного образования в Китае и России;
- система практических занятий позволяет наглядно демонстрировать законы композиции на занятиях живописью;
Работы и методические приемы, использовавшиеся при проведении педагогического эксперимента, могут быть применены при обучении не только студентов, но и учащихся детских художественных школ как в России, так и многих азиатских стран. Основная практическая значимость результатов исследования также заключается в выявлении базовых, универсальных категорий изобразительной грамоты, способствующих преодолению культурного и эстетического барьера в процессе учебной адаптации и дальнейшего обучения иностранных студентов в России.
Достоверность исследования обеспечивается:
- во-первых, опорой на актуальные научные знания и труды в области психологии и физиологии визуального восприятия, культурологи, эстетики, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства;
- во-вторых, соблюдением требований к методике научного исследования;
- в-третьих, целостной системой критериев эффективности представленной в диссертационном исследовании методической системы
Этапы исследования:
- изучение теоретического и методического аспекта проблемы, анализ литературных источников, сбор эмпирического материала по проблеме исследования, проводившийся на базе РГПУ (2016 г.);
- разработка и внедрение экспериментальной методической системы оптимизации подготовки китайских студентов в российских художественных вузах (03.2016-05.2016 г.);
- апробация данной методической системы (03.2016-05.2016 г.)
- подведение итогов экспериментальной и теоретической работы. (2017г.)
На защиту выносятся следующие положения:
Методическая система оптимизации процесса подготовки китайских студентов в российских художественных вузах на 1 -2 курсах, включающая в себя:
- цели, задачи и содержание процесса обучения;
-группу методов, приемов, дидактических средств, стимулирующих оптимальные темпы усвоения студентами учебного материала;
- критерии оценки степени эффективности учебного процесса.
Апробация исследования. Ход и результаты исследования проверялись и корректировались в процессе работы над темой, обсуждались на заседаниях кафедры рисунка и живописи РГПУ им. А.И. Герцена
Материалы диссертации отражены в публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, а также в докладах на международных конференциях. Внедрение результатов исследования проводилось с 2015 г. по 2019 г.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Анализ основных мировых образовательных концепций в области изобразительного искусства
1.1. Европейские методические традиции в области изобразительного искусства
Рассмотрение специфики современных систем в сфере художественного образования невозможно без изучения культурных и исторических факторов, оказавших влияние на их формирование.
Важнейшим этапом развития европейской цивилизации было возникновение культуры Древней Греции, на формирование которой также оказали большое влияние другие народы и культуры, в том числе и культура Древнего Египта.
В эпоху расцвета египетской культуры народы, населявшие территорию современной Греции, занимались в основном торговлей и рыболовством. Это позволило им довольно близко познакомится с высокоразвитой культурой Египта — страны, которая к тому времени отнюдь не являлась закрытой цивилизацией, а была своего рода империей, в состав которой входило множество провинций. Такое государство нуждалось как в специалистах, которые могли быстро и точно вести разнообразные расчеты, необходимых как для проведения работ по геодезии, так и различных инженерных расчетах. Это способствовало развитию научного знания и государственных образовательных учреждений.
Сохранились материальные художественные свидетельства, которые позволяют судить о том, как была налажена система обучения в школах Древнего Египта. Обучение проходило, в основном, при храмовых комплексах, где учеников готовили как по общим, так и специальным дисциплинам. Так, к общим дисциплинам относилась математика, чтение и письмо, а к специальным — изучение всех видов инженерных, медицинских и экономических работ. Такая система способствовала становлению таких
наук, как медицина, геометрия, математика, и помогала искать новые формы эффективного обучения.
Несмотря на то, что обучение исключало даже малейшую возможность неповиновения, так как проходило довольно в жесткой форме (ученика могли наказать палками или запереть не несколько дней в темницу), единство образовательной системы позволяло обширному государство сохранять информационную целостность, а именно, иметь единую систему подсчетов, мер, письменность, а также передачу накопленного знания в виде письменных источников от поколения к поколению.
Этим объясняется возникновение канона изображения в искусстве Древнего Египта. Любое созданное изображение должно было служить потребностям государства и быть понятным и единым по прочтению во всех уголках империи. Так создается один из первых канонов изображения человека. Египтяне делили тело на 21 части и на основе этого просчитывали все изображение. Модулем измерения при этом являлась длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Таким образом, фигура была разделена на 19 равных частей и две части приходилось на традиционный головной убор. Стопа человека своей высотой являлась равной одному пальцу. Расстояние от наиболее высокой части колена до лобковой кости, разделяющей тело на две равных половины, было равно четырем пальцам. Одиннадцатое деление соответствовало местоположению пупка, а двенадцатое — верхнему краю гребня подвздошной кости. Соски находились между четырнадцатым и пятнадцатым делением, а кадык на шестнадцатом. На семнадцатом находился кончик носа, на восемнадцатом - лобные бугры. Также имелись и тщательно прописанные требования к изображению частей лица, размеров изображения фигуры, в зависимости от сюжета.
Такой подход значительно позволял облегчить выполнение огромных статуй, а также проведение работ в различных частях государства. Так, например, известны случаи, когда художники выполняли разные части
фигуры, а потом, составляли ее в целую, при этом части идеально подходили одна к другой.
Этот опыт во многом переняли древнегреческие художники, в чем можно легко убедиться, сравнив стилистику скульптуры Древней Греции раннего периода и египетские статуи, а также проанализировав образцы, найденные на территории критского дворцового комплекса.
Но древнегреческие художники восприняли не только особенности египетских технологий. Самое большое влияние на культуру Древней Греции оказала сама идея неразрывной связи науки (математики, геометрии т.д.) и искусства. Как известно, научные воззрения Пифагора являются новым переосмыслением достояний египетских ученых, а сама идея пропорции как возможность математически просчитать закономерности красивого изображения или благозвучного сочетания звуков в музыке, воплощенная в работах пифагорейцев, сохраняет свое значение в художественной культуре Европы от античности до наших дней.
Примером этого служат и разработки древнегреческих ученых и художников, определившие основные характеристики художественной культуры и образования в Древней Греции, а затем и во всей Европе. Скульптор Поликлет в 432 году создал научный труд, посвященный пропорциям человеческого тела, который дал мощный толчок к изучению живой модели. Опираясь на данные медицины и анатомии, Поликлет не просто создал новый канон, он разработал систему работы с живой моделью, добившись необыкновенной живости изображения.
Стремление к созданию максимально естественного изображения как подобия конкретного предмета привело художников Древней Греции к изучению природных закономерностей строения формы, в чем им большую помощь оказали научные знания, полученные, в том числе, и египетскими художниками.
В наиболее известных художественных школах Греции, находившихся в таких городах и культурных центрах, как Сикион, Эфес и
Фивы, большое значение приобретало обучение изобразительному искусству по системам, предполагающим тщательное изучение натуры. Художник и основатель художественной школы в Эфесе Зевксис, живший в четвертом веке до нашей эры, работал над живописными произведениями, используя различных натурщиков, что позволяло ему достигать большой убедительности и выразительности художественного образа, а также точности в соблюдении конструкции.
Аналогичные приемы работы использовали и в других школах Древней Греции. В целом, можно отметить, что специализированные, профессиональные художественные школы, в которых вели обучение прославленные художники того времени, были элитными учебными заведениями и обучение в них стоило крайне дорого. Также предполагался определенный уровень начальных умений и теоретических знаний, необходимых для обучения в ее стенах. Большую роль здесь играли точные науки. Основатель данной школы Памфил прославился эффективными методами обучения, в основе которых лежала идея рисунка как учебной дисциплины, позволяющей анализировать строение формы и убедительно передавать ее особенности на плоскости. Эти идеи были развиты его учениками и отражены в письменных трудах, которые, к сожалению, до нас не дошли.
Дальнейшее развитие художественной культуры Европы связано с Римом, который взял за основу методы работы греческих художников и обогатил их разнообразием художественных техник и материалов. Большим достижение данного периода можно также назвать популяризацию греческого и римского искусства на территории Европы, в особенности северной.
Племена, населявшие территории бывшей Римской империи являлись носителями иной художественной культуры, основанной не на имперских вкусах и потребностях городской культуры, а на ценностях рода, часто живущего довольно обособлено и ведущих постоянные войны с таким же
племенами - соседями. Смешение данных племен с воинствующими ордами, идущими с восточных земель, привело к своеобразному сплаву декоративных стилей в оформлении одежды, керамики и особенно в ювелирном искусстве. Восточный звериный стиль, оказался ближе к культуре местных народов, таких, например, как кельты, нежели искусство Рима.
Методы обучения в этот период основываются на передаче опыта мастера по наследству. Так как художественные произведения данной эпохи значительно уступают в технологии римским аналогам и носят сугубо утилитарный характер, можно с уверенность утверждать, что школы, обучающие профессиональных художников, в это время отсутствуют, так же как и методические разработки в данной области. Со временем стилистика художественной культуры данных племен ляжет в основу искусства раннего средневековья и в сплаве с возрождением античных традиций приведет к появлению романского и готического стилей в искусстве. Искусство эпохи Меровингов и Каролингов связано с попытками возродить былую славу Рима. В это время ведется строительство по всей территории Европы монастырей и церквей, которое часто осуществляется за счет средств местной общины. На время такой стройки область, в которой она происходит, становится крайне интересной для художников всех специализаций, которые съезжаются туда для выполнения работ.
Характеризуя средневековую культуру, следует отметить большую роль, которую сыграли в ней странствующие представители творческих профессий - художники и музыканты. Группами или по одному они путешествовали из города в город. К этому времени относится один из древнейших примеров средневековой художественной культуры - альбом Виллара де Оннекура,1 архитектора XIII века, странствовавшего по Европе и принимавшего участие в строительстве соборов в Шартре, Реймсе, Лозанне и
1 Изучением данного памятника в двадцатом веке занимался Ганс Ханлозер, который в 1935 году опубликовал исследование, посвященное альбому.
ряде других городов, известных сейчас своими памятниками средневековой архитектуры. Альбом представляет собой дневник архитектора и его разработки, имеющие довольно разноплановый характер. Часть листов альбома посвящена изображению фигуры и головы человека, а также животных. Еще часть листов содержит описание конструкций, которые применялись при строительных работах того времени, и зарисовки элементов или целого убранства того или иного собора, а также творческие поиски самого автора. Изображения людей и животных почти всегда вписаны в те или иные геометрические фигуры, что говорит о желании художника анализировать форму, исходя из законов гармоничных пропорций, разработанной еще пифагорейцами и нашедшей свое отражение в работах многих средневековых художников.
Судя по изображениям, довольно упрощенным и декоративным, с высокой степенью стилизации, можно сказать, что художник старался больший упор делать на образное содержание произведения, нежели анализировать конструкцию формы или изучать ее особенности при помощи натурного материала.
Своеобразную роль сыграл альбом Виллара де Оннекура для изучения методики обучения изобразительному искусству в средние века. Созданный, вначале как своеобразный творческий дневник, альбом в дальнейшем часто дополнялся листами других художников, которые использовали его в качестве справочного пособия, а также учебника для начинающих художников.
Отсюда можно сделать следующие выводы:
1. Обучение молодого специалиста проходило в процессе работы под руководством мастера и на малозначительных участках работы. Специальной методики обучения не существовало. Самое большее, ученику доставались такие альбомы - заметки, в которых художник делился своим практическим опытом.
2. Практика приводила к необходимости использования методов пропорций. Это поддерживалось учениями о соотношении чисел, что вполне соответствовало «научной» мысли того времени. Такой метод делал работу художника уникальной, и ученики воспринимали работу мастера не как готовый рецепт, а скорее как метод, способ восприятия объектов.
3. Художник изучал образцы и для этого много путешествовал. Тем не менее, копирование образцов не было обязательной ступенью обучения. Изучался сам принцип создания целостного пространства - начиная с архитектурных форм и закачивания отделкой и внутренним убранством.
Такой подход тем не менее позволял средневековым художникам создавать поистине выдающиеся произведения, составившие золотой фонд культуры всего человечества.
Прямо противоположный подход к методике обучения изобразительному искусству представлен художественной культурой Восточной Европы.
История Византии тесно связана с культурным наследием Древней Греции. Именно здесь сохранилось большое количество оригинальных греческих текстов, а также разнообразных памятников материальной художественной культуры той эпохи. Византийцы, считавшие себя наследниками греческой и римской цивилизации, старались оберегать традиции, сложившиеся в искусстве империи. Большую роль здесь сыграли следующие факторы - наличие большого количества монастырей и церквей, а также традиции, свойственные искусству Востока, характеризующиеся стилизацией формы и большой декоративностью.
Все это оказало большое влияние как на искусство Византии, так и методику его преподавания, о которой можно судить о дошедшем до наших дней памятнике художественной культуры - «Ерминии» Дионисия Фурнографиотта.
«Ерминия» (наставление) была написано афонским иеромонахом, мастером иконописи на рубеже семнадцатого и восемнадцатого столетий.
Тем не менее данный труд наглядно иллюстрирует средневековые методы обучения изобразительному искусству, распространенные не территории бывшей восточной части римской империи.
В отличие от альбома Виллара де Оннекура, «Ерминия» изначально была составлена как труд, призванный помочь начинающим живописцам. Это масштабное сочинение состояло из семидесяти двух параграфов, посвященных технологическим особенностям написания греческой иконы, а также пятисот шестидесяти параграфов, посвященных изучению канонов изображения тех или иных святых и сюжетов Священного писания. Также текст был снабжен введением от автора, в котором Дионисий, подобно святому Луке, считавшему покровителем живописцев, посвящает свою работу Деве Марии и говорит о том, что надеется, что «Ерминия» поможет овладеть мастерством иконописи молодым и усердным художникам.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР2008 год, кандидат искусствоведения Ли Япин
Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ2007 год, кандидат педагогических наук Юй Аньдун
Натюрморт в искусстве Китая XX – начала XXI века в контексте русского и западноевропейского искусства2022 год, кандидат наук Линь Юнчао
Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога2005 год, кандидат педагогических наук Макарова, Ксения Викторовна
Методологические принципы многоуровневой подготовки художника-педагога2006 год, доктор педагогических наук Анчуков, Сергей Васильевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фэн Сян, 2020 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И. В. Основные критерии выразительности академической живописи // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования : сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Изд-во пед. ун-та, 1986.
2. Алекссев В.М. Китайская народная картина. М., 1966
3. Алпатов М. В. Композиция в живописи. В 2-х частях. М. : Прометей, 1994.
4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. : Изд-во МГПИ, 1975. 279 с.
5. Аньчжи Ч. История китайской живописи / Ч. Аньчжи; пер. с англ. С. Демина. - Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 350 с ил.
6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологи искусства / Пер. с англ. М. : Прометей, 1994. 392 с.
7. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с
8. Барциц Р.Ч. «Графическая композиция в системе высшего художественного образования». М. МИГУ 2017 год. 200 с. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: РИП-Холдинг, 2016. -268 с.
9. Беда Э. Н. Композиция натюрморта в рисунке // Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования : материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар : Кубан. Гос. Ун-т, 2005.
10. Беда Э. Н. Натура и фантазия в композиции натюрморта // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.
11.Белозерова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. 481 с.
12. Белозерова В.Г. Китайский свиток. М., 1995.
13.Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М.: Искусство ; ИИН «Лига», 1994. Т. 1. 541 с.
14.Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М.: Искусство; ИИН «Лига», 1994. Т. 2. 508 с.
15. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М. : Academia, 2002. 317, [1] с.
16. Быкова Н. Л. Психологические вопросы художественного восприятия // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. Таганрог, 2000. С 88-93.
17.Васильев К.В. Древний Китай в 3 т. М.: Восточная литература, 2006.
18. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998
19.Васильев Л.С. История Востока. Том 2. М.: Высш. Шк., 1994. - 495 с.
20.Вахтомин Н. К. Практика - наука - знание: К проблеме творческого мышления. М. : Наука, 1978.
21.Вергилес Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа // Вопросы философии. 1967. № 4.
22. Виноградова Е.В. Живопись гохуа в новом Китае. М., 1961
23. Виноградова Н.А. Искусство Китая : Альбом, М., 1988.
24. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая . М., 1962
25. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972. 160 с.
26. Виноградова Н.А. Малая история искусства. М., 1979.
27.Виноградова Н.А. Традиционное искусства Китая : Терминологический словарь. М., 1997.
28. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П. Искусство средневекового Востока. М., 1989
29.Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 тт. Т. 3. СПб. : ЛИТА, 2000. 848 с.
30.Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Акад. пед. наук РСФСР, институт психологии. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.
31.Восприятие и изображение : экспериментальное исследование / Под ред. Е. И. Игнатьева. М. : АПН, 1963.
32.Выгодский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
33.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.
34.Гинсбург И. Чистяков и его педагогическая система. Л.-М., 1940. - 425 с.
35.Голосовская А.Ю. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. Из-во «Астрель» М. 2004 .
36.Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества : Учеб. пособие. М. : Когито-центр, 2003. 187 с.
37. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творч. способностях восприятия, о яз. линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990. - 221 с.
38.Денисенко В. И., Кольцова Н. С. Методика выполнения длительного этюда натюрморта в условиях сложного освещения // Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.
39. Денисов В.С. Восприятие цвета. Ч. 1. - М.: Эксмо, 2008. - 176 с.
40.Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М. : Смысл,2010. - 424 с.
41.Дубова О.В. Становление академической школы в западноевропейской культуре. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 276 с.
42. Дун Ци - чан Хуа Чжан (Суть ивописи). Шанхай, 1936 . - с. 478
43. Духовная культура Китая : энциклопедия : в 5 т. гл. ред. М.Л. Титоренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. - М.: Вост. лит. 2006.
44.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический проект «Культура», 2005. 304 с.
45.Завадская Е.В. Культура востока в современном западном мире. М., 1993.
46.Завадская Е.В. Мудрое вдохновение Ми Фу. М., 1983 47.Завадская Е.В. Ци Бай-ши. М., 1982.
48.Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи Старого Китая. М., 1975 с. 348.
49.Зинченко В. П. Художественное восприятие как творчество // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией : Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. 300 с.
50.Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973
51.Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М. : Знание, 1968.
52.Игнатьев С.Е. Психология изобразительной деятельности детей.М.,2016 г.
53.Искусство Востока. Художественная форма и традиция. Под Ред. В.С. Волкова. Изд. «Дмитрий Буланин». СПб. - 2003 г.
54.Искусство стран Востока / под ред. Р.С. Василевского. М., 1986 г.
55.История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе/Ин-т филоисофии АН СССР; Сектор эстетики. - М.: Искусство, 1982. - 464 с.
56.Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М. : Изд-во МГУ, 1975. С. 96-114
57.Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. И доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 416 с., ил. - (Мир культуры, истории и философии).
58.Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. И доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 416 с., ил. - (Мир культуры, истории и философии)
59.Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. - СПб.: Изательства «Лань», «ТРИАБА», 2004. -960 с.: ил. + вклейка (32 с.). - (Мир культуры, истории и философии).
60.Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993.
61. Кривцун О. А. Психология искусства. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2000. 224 с.
62.Крымов Н. П. Художник и педагог. М. : Изобразительное искусство, 1989.
63.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1- 4 класс. - М.: Дрофа, 2010.
64.Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного в начальной школе. М.: Агар, 2005 г.
65.Кузин В. С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. 304 с.
66. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Эксмо, 2008. 480 с.
67. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1996. 159 с.
68. Ломов Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. М.: Наука, 1978.
69. Ломов С. П. Живопись: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 2008. 232 с.
70. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: Педакадемия.2010
71. Ломов С.П., Амонжалов С.А., Методология художественного образования. М. Прометей, 2011
72.Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 5-7 класс. Из-во: «Дрофа» М.: 2014.
73.Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 8-9 класс. Из-во: «Дрофа» М.: 2014.
74.Лубо - Лесниченко Е. Китай на Шелковом мути. М.. 1994.
75.Лэй Лэй Ц. Искусство китайского рисунка кистью: техники и жанры / пер. с англ. - М.: издательство «Ниола-Пресс», 2009. - 128 с.: ил.
76.Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках. Традиции и культура. М., 1995. Новое в археологии Китая. Исследования и проблемы: Сб. Статей. Новосибирск, 1985.
77.Малявин В.В. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. Изд-во «АСТ», М. 2004 г. - 432 с.
78.Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. 2-е изд., доп. М. : Просвещение, 1981. 416 с.
79.Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств 18-го века. М. : Искусство, 1956. 521 с.
80. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981.
81.Мясников В.С. Русско-китайские отношения в XX в. Т. 4, кн. 1-2., М, 2000.
82.Ондоралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1988.
83. Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество - М.. 1988.
84. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М. : Изд-во АН СССР, 1951. Т.3. Кн.2.
85.Пань Тяньшоу и традиции живописи гохуа. Российская академия художеств. М. 1993. г
86.Пейнэньчжай шухуа пу. Собрание текстов по живописи каллиграфии из павильона Пейнэньчжай. Т. 2 Шанхай, 1937 . - с. 220.
87.Петрова Ю. Академическая школа в постановках // ACADEMIA. Российская академия художеств. 2008. № 09 (29).
88.Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-н/Д. 1996;
89.Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учебное пособие для вузов. М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2006. 490 с.
90.Полин Шерретт. Китайский рисунок кистью. Художественно пособие для начинающих. Изд. «Арт-родник», 2004 г.
91.Померанцева Л.Е. Позние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979.
92.Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в.Из-во. «Наука». М., 1986 г.
93.Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Сборник статей под ред. Е. И. Игнатьева. М. : Академия педагогических наук, 1954.
94.Пучков А. С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
95.Раппопорт С. Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М. : Советский художник, 1978.
96.Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интеркласс, 1994. 240 с.
97.Рисунок. Учебное пособие для начальных классов (1-5 кл.) Китайская Народная Республика. 2003
98.Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию - М.: Просвещение, 2000.
99.Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе - М.: Агар, Рандеву-АМ, 2000.
100. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1980. 239 с.
101. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: 1997
102. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М., 1946. - 556 с.
103. Сапожников А. П. Полный курс рисования / под ред. В. Н. Ларионова. 3- изд. М.: АЛЕВ, 1998. 160 с.
104. Се Хэ Гухуа пиньлу (Категории старинной живописи)
105. Севостьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. М. : Изобразительное искусство, 1970.
106. Сладковский М. И. Китай--основные проблемы истории, экономики, идеологии. — М.: Мысль, 1978—300 стр.
107. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. Изд-во В. Шевчук Москва 2001 г.
108. Сычев В.Л. Искусство Китая. М., 1990.
109. Тан Хоу, Хуа цзянь (Зеркало живописи). Пекин, 1958, с. 350
110. Харитонов М. Ф. Научно-теоретические и методические основы учебных постановок по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1972.
111. Цай Юаньпэй. Рассуждение о образовательное независимость//Цай Юаньпэй хрестоматия. Шанхай: Издательство Шанхай Дальний Восток. 1995
112. Чжунго пэньцзинн (Китайские пейзажные миниатюры). Пекин, 1985
113. Чжэн Чан, Чжунго хуасюэ цюаньши. Общая история китайской теории живописи. Шанхай. 1935. - 545 с.
114. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М.: Искусство, 1953.
115. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. - М., 1953.
116. Шарко С.В. Россия и Китай. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2010.
117. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства: Учебное пособие для вузов -М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 128 с.
118. Шорохов Е. В. Композиция : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 285 с.
119. Шорохов Е. В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.
120. Шорохов Е. В. Предмет композиции // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством : Межвуз. сб. науч.
тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; Отв. ред. Н. Н. Ростовцев. М. : МГПИ, 1983. С. 125-135.
121. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Программа по изобразительному искусству. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Издательство «Просвещение», М.: 2005
122. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен», М., 1960 (1-е издание), 1992 (2-е издание), 1993 (Доп. издание).
123. Юй Аньдун. Становление художественно-педагогического образования в китайской народной республике. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вып 22 том 4. 2006.
124. Юй Цзянь-хуа. Гохуа яньцзю. Исследование о национальной живописи. Шанхай, 1934, с 280.
125. Юй Цзянь-хуа. Чжунго хуалунь лэйбянь (Антология текстов по теории китайской живописи). т. 1. Пекин, 1957, - с. 560.
126. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.
127. Яшин А. И. Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000. - 217 с.
128. Яшухин А. П. Живопись. Этюд с натуры. Ростов-на-Дону, 1987. 79 с.
Литература на китайском языке
1. Арнхейм Р. Мнение о художественном образовании (перевод с английского) издательство Ху Нань.
2. Ван Цимин. Введение в рисунок. - Издательство Китай. 1996.
3. Ван Дагэнь. Образование художества. - Издательство ХПУ Китая. 2000.
4. Вань Цзянь Цзюнь. Новая история Китайского образования. Издательство Образование пров. Гуанчжо, 2003. - 103 с.
5. Ван Чэн: "Методы работы в технике масляной живописи," Чжэцзян изобразительных искусств Издательство.1999
6. Джин Шани, Дин Илин. Живопись. Китайская академия изобразительных искусств Издательский дом.1999- 56 с.
7. Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-ого века в Китае. Издательство Цинн Хуа. 2005.
8. Инь Шаочунь. Мечта художественного образования. Издательство Ху Нань. 2004.
9. Лид Г. Образование с помощью искусства. (перевод с английского). Издательство Ху Нань. 2004. Ван Жэньбо и др. Цинь Хань вэньхуа (Культура эпох Цинь и Хань), Шанхай, 2001.
10.Ду Цзиньпэн, Ян Цзюйхуа. Чжунго шицянь ибао (Драгоценности наследия китайской древности). Шанхай, 2000.
11. Чанша Чу му бохуа (Шелковая картина из усского погребения в окрестностях Чанша). Пекин, 1973.
12.Люй Сымянь. Чжунго чжиду ши (Итсория китайского общественного устройства). Шанхай, 1985 .
13.Лян сунн мин хуа цэ (Альбом знаменитых живописных произведений обеих династий Сун). Пекин, 1963
14.Чжунго мэфшу цюань цзи. Хуэйхуа бянь (полное собрание китайского изобразительного искусства. Живопись). Т. 1-6. Пекин, 1984
15.Пань Яо Чан. История китайского художественного образования в новой эре. - Издательство Китай. 2002. - 206 с.
16. Сборники отличных диссертационных работ в предметах и художественном образовании во всем Китае. Издательство Ху Нань. 2003 .
17. Си Цзинчжи. Художество в России и восточной Европе. - Издательство Китай. 2004.
18. Сунь Ишэн. Рисунок по представлению - Издательство Хуацон. 1986
19. Сунь Цзиншэн. Художественная методика в школе. - Издательство Цзянсу. 1087.
20.Хуан Цзусянь. От принципа к форме - общее искусствоведение. Издательство Хунан. 2003.
21. Цянь Чуси. Теория и методика в обучении изобразительному искусству. Издательство высшего образования. 2000.
22. Чэн Пэн. Искусство в России и в СССР 20-го века. издательство культуры и искусства. 1997.
23.Чень Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-го века в Китае. Издательство Цин Хуа. 2005.
24. Чжан Даодун. Учебный процесс в теории искусства. Издательство Шаньси. 2001.
25. Чэнь Чжэньлянь. Сопоставительное исследование по обмену рисунка между Китаем и Японией до нашей эры. - издательство Аньхой. 2000.
26. Эстетической сознание древних китайцев. - Пекин: издательство пекинского университета.
27.Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. тетрадь № 13 Meishu/ 2012.
Литература на английском языке.
1. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Princeton. 1952, vol 1. p 468/
2. Keithtly D.N. The Ancestral Landscape. Time, Space and community. Washington, 1982.
3. Priest A. Aspects of Chinese Painting. N Y., 1954, p. 240
4. The Cambridge History of Ancient China/ From the Origins of civilization to 221 D.C. Ed. by M. Loewe, L.Shaughnessy. New York, 1999.
5. The Greate Bronze Age of china / Ed. by Wen Fang. New York, 1980.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.