Методический фонд как средство повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: На материале преподавания дисциплин рисунка и живописи на 1-2 курсах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гребенникова, Алла Васильевна

  • Гребенникова, Алла Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 187
Гребенникова, Алла Васильевна. Методический фонд как средство повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: На материале преподавания дисциплин рисунка и живописи на 1-2 курсах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Курск. 2000. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гребенникова, Алла Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Категориально-понятийный/аппарат исследования.

1.1 Сущность понятия «художественно-методический фонд».

1.2 Основные принципы формирования художественно-методического фонда.

1.3 Психолого-педагогические понятия, заложенные в основу использования художественно-методического фонда в художественно-педагогической подготовке студентов.

Выводы

Глава 2. История становления и развития методических фондов художественных учебных заведений. i 2.1 Зарубежный опыт использования методических фондов в специальной подготовке студентов.

2.2 Становление, развитие и использование методических фондов в художественных учебных заведениях России.

Выводы

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности использования художественно-методического фонда.

3.1 Изучение современного опыта использования художественно-методического фонда в учебном процессе (констатирующий эксперимент).

3.2 Определение эффективных приемов использования материалов методфонда в специальной и профессиональной подготовке студентов художественно

• графических факультетов (поисково-формирующий

1 эксперимент).

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методический фонд как средство повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов: На материале преподавания дисциплин рисунка и живописи на 1-2 курсах»

Проблема исследования и ее актуальность

Перемены, происшедшие в нашем обществе сегодня затронули как систему профессионального так и общего образования. Не остались в стороне от этих перемен и художественно-графические факультеты педагогических вузов. В регионах страны за последние годы открылось много разноуровневых специализированных школ, колледжей, лицеев, студий и других общеобразовательных и специальных заведений. Значительно увеличилось число вновь образованных художественно-графических факультетов. Отдельно следует отметить, что на этих факультетах слабо прослеживается сохранение многих традиций классического художественного образования. К сожалению, такое положение дел мы часто встречаем сегодня и на ведущих художественно-графических факультетах ранее определявших всю политику академического художественно-йедагогического образования у нас в стране и за рубежом. В результате такого положения дел нарушается связь с художественными традициями прошлого. Теряются те высокие художественные идеалы, на достижение которых были направлены все устремления выдающихся педагогов прошлого.

Проблема обостряется еще и тем, что за последнее десятилетие наблюдается тенденция к быстрому увеличению количества вновь открываемых художественно-графических факультетов в Российской Федерации. Большинство из них испытывает большие трудности в организации учебного процесса. Об этом явно свидетельствует то количество писем, которое приходит на художественно-графический факультет Mill У по праву считающийся базовым не только для России, но и для стран СНГ.

В сложившейся ситуации, исправить положение дел к лучшему, во многом можно благодаря грамотному формированию и использованию материалов художественно-методических фондов.

Исторически доказана ведущая роль методических фондов в традиционном художественном и художественно-педагогическом образовании.

Являясь особым образом организованным пространством, «вобравшим в себя» все лучшие достижения из теории и практики обучения и воспитания художника-педагога, они и сегодня представляют собой его важнейшее средство. Методический фонд - это огромный потенциал различных методических приемов и средств в деле совершенствования академического художественного образования.

Современная практика художественно-педагогического образования и наш опыт изучения данной проблемы показали, что использование в учебном процессе материалов методического фонда на многих художественно-графических факультетах происходит от случая к случаю и сводится, в основном, к их эпизодическому применению. Причиной такого положения дел является: отсутствие должной системы в организации методических фондов; неразработанность ее основных теоретических и методических положений.

Это явствует и из того факта, что на научно-практических конференциях художественно-графических факультетов эта тема практически не поднималась. Исключением является научно-практическая конференция, проведенная в 1969 году на базе художественно-графического факультета Орловского госпединститута. Этот вопрос был освещен в выступлениях профессора живописи А.И. Курнаковым и Н.К. Федотова, стоявших у истоков организации методического фонда на этом факультете и разработавших основные принципы его формирования сообразуясь с требованиями времени. Однако, в дальнейшем эта проблема практически нигде не освещалась, за исключением нескольких статей, появившихся за последнее время (A.B. Никифоров, A.B. Гребенникова).*

Некоторые стороны проблемы использования методических фондов рассматривались в отдельных статьях В.К. Лебедко и В.А. Уколова, а также в диссертациях А.И. Васильева, А.Е. Галича, М.Х. Данашева, В.А. Езикеевой, А.Я. Козлякова, А.Е. Терентьева М.Ф. Харитонова, А.П. Яшухина, посвященных применению различных видов наглядности на занятиях по спецдисциплинам, а также в научных трудах по психологии творчества и частным методикам касающихся вопросов профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства (Ю.П. Азаров, Г.В. Беда, В.П. Зинченко, В.К. Лебедко, H.H. Ростовцев, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.)

Насколько нам удалось проследить диссертационные исследования по специальности теория и методика обучения изобразительному искусству, работ, направленных на изучение роли и значения методического фонда в формировании личности художника-педагога до настоящего момента не было. Наша диссертация является первой попыткой привлечь внимание к данной проблеме и теоретиков, и практиков.

Таким образом, отсутствие определения методического фонда как художественно-педагогической системы; не освещенность данной проблемы в художественной педагогике; не разработанность вопроса о принципах и путях формирования и использования методического фонда и потребность в его решении, обусловили актуальность нашего исследования.

Проблема исследования заключается в поиске эффективных путей «использования» методического фонда, в повышении уровня специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки художника-педагога.

Предметом исследования являются методы специальной и профессиональной подготовки художника-педагога посредством целенаправленного использования материалов методического фонда.

Анализ литературы затрагивающей проблему исследования, изучение исторического и современного опыта создания и применения методического фонда в учебном процессе на художественно-графических факультетах различных вузов России и предварительные исследования позволили выдвинуть гипотезу, согласно которой: уровень специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов можно значительно повысить при условии целенаправленного использования методического фонда как воплощения традиционной художественно-педагогической системы образования, так как в результате такого подхода решаются следующие задачи:

- осуществляется наглядный показ всего пути становления художника-педагога;

- соблюдается преемственность традиций академической художественной школы;

- воспитывается профессиональное восприятие

- вырабатываются аналитико-коммуникативные знания и умения;

- стимулирует устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

- повышает художественную культуру.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание и дать научное определение понятию "художественно-методический фонд".

2. Проследить историю вопроса о развитии методических фондов в специальных художественно-учебных заведениях.

3. Дать теоретическое обоснование методики использования художественно-методического фонда и экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

- труды в области художественной педагогики, психологии, дидактики, частных методик;

- требования системного подхода к изучению явлений;

- труды по психологии зрительного восприятия, изобразительной деятельности, педагогического творчества;

- литература по истории изобразительного искусства, и истории художественной педагогики ;

Решение поставленных задач определило использование комплекса следующих методов исследования:

- теоретический анализ литературы искусствоведческого плана; по педагогике; педагогической психологии и методике преподавания изобразительного искусства; психологии художественного творчества; психологии детского художественного творчества и психологии восприятия;

- изучение и обобщение опыта применения материалов методического фонда в учебном процессе на художественно-графических факультетах педвузов России на современном этапе развития художественной педагогики;

- анализ вузовских учебных планов и программ по спец дисциплинам;

- анализ продуктов учебной деятельности студентов (рисунки, живописные этюды);

- наблюдение и анализ учебной и педагогической деятельности студентов в ходе педагогической практики;

- анкетирование, опрос, беседы, интервьюирование;

-экспериментальные методы (констатирующий, поисковый, формирующий).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые дается рабочее определение такому понятию как «художественно-методический фонд»

- проанализирован и обобщен исторический опыт по созданию, применению и использованию методических фондов в подготовке художников-педагогов;

- разработаны основные принципы формирования методического фонда художественно-графического факультета педвуза;

- определены оптимальные содержание и структура методических фондов для художественно-графических факультетов;

- разработана и экспериментально проверена система использования методического фонда направленная на повышение качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов;

- теоретические результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке данной проблемы и смежных с ней исследований.

Практическая значимость результатов и выводов исследования заключается в том, что:

-материалы исследования могут являться определенного рода рекомендациями для дальнейшего совершенствования формирования и комплектования методических фондов художественно-графических факультетов;

- полученные материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке путей и методов применения материалов методического фонда кафедр спец. дисциплин в учебном процессе в системе подготовки художников-педагогов. Рекомендуемые нами методические приемы могут быть использованы для организации занятий по спецдисциплинам в вузах, школах, изостудиях, лицеях колледжах и т.д.;

- методический фонд может быть эффективно задействован в научно-исследовательской и профориентационной работе.

Достоверность и обоснованность обеспечена соответствием основополагающим методам научного исследования, фундаментальным положениям теории и методики преподавания дисциплин художественного цикла, опорой на современные достижения в художественной педагогике и в развитии психологии восприятия. Основные положения содержания и результатов исследования, этапов педагогического эксперимента по теме диссертации рассмотрены и одобрены кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры, подвергались проверке и корректировке при проведении опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования использованы при реорганизации методического фонда художественно-графического факультета Курского госпедуниверситета, проведении занятий по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах в Курском и Воронежском педуниверситетах и Орловском госуниверситете.

Основные результаты исследования отражены в выступлениях на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях по художественной педагогике, проводимых в гг. Тамбов, Вятка, Курск (1997), Ижевск (1999) публикациях тезисов выступлений и статей в научных сборниках (Москва, Курск)

Исследование выполнялось в три взаимосвязанные этапа.

Первый этап - поисково-творческий (1996-1998 гг.) В этот период шло творческое осмысление проблемы, анализ современного ее состояния. Изучалась литература, опыт работы ведущих художников-педагогов различных вузов России использовавших в своей педагогической деятельности методический фонд кафедр спец. дисциплин. Определялась методология, понятийный аппарат, гипотеза.

Второй этап - опытно-экспериментальный (1998-2000 гг.) Моделировались и уточнялись педагогические условия, организовывалось опытно-экспериментальное обучение, в ходе которого проверялась гипотеза.

Третий этап - заключительно обобщающий (2000 г.) Осуществлялась обработка, систематизация и проверка результатов исследования, оформлялась полученная информация, апробировались и внедрялись методические рекомендации по использованию в учебном процессе материалов методического фонда для повышения уровня профессиональной подготовки студентов

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Работа содержит ксерокопии гравюр, схемы, таблицы и график, отражающие результаты исследования и экспериментальной работы. Приложение включает иллюстративный материал (ксерокопии студенческих работ, выполненных в ходе педагогического эксперимента). Список литературы состоит из отечественных источников

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гребенникова, Алла Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертации мы стремились осветить основные вопросы, касающиеся определения понятия; формирования; места и роли методического фонда в общей структуре преподавания спецдисциплин и его применение в учебном процессе с целью повышения профессионального уровня специалистов, выпускаемых художественно-графическими факультетами педвузов. Мы ставили перед собой задачу внести посильный вклад в теоретическую разработку данного вопроса и в практику его применения. Для успешного решения данной задачи необходимо было определиться с теоретическими основами формирования методического фонда, классификацией его содержания /составных компонентов/ и дать определение самого понятия "художественно-методический фонд" применительно к системе художественно-педагогического образования.

Обоснованием проблемы повышения качественного уровня профессиональной и специальной подготовки студентов в учебном процессе явился научный и практический потенциал, накопленный художественно-педагогической практикой в целом, и рассмотренный в исследовании через призму эффективного использования «составляющих» художественно-методического фонда. Теоретически и экспериментально доказаны следующие положения:

1. Для конкретизации определения путей комплектования и применения методического фонда в художественно-педагогической системе образования мы провели исследование последнего с позиций определения лексического значения понятия «художественно-методический фонд» и современной науки о системном знании. В результате нами было выработано определение методического фонда, которое звучит следующим образом:

Под методическим фондом мы понимаем оптимально организованное накоплением и хранением учебно-методического материала пространство, которое обусловлено целенаправленным использованием его в учебном процессе, и которое составляет важнейшее звено в целостной системе академического художественно-педагогического образования. Методический фонд является структурной единицей всего образовательного процесса и одновременно целостной педагогической системой, состоящей из элементов, представляющих собой закономерности освоения художественно-педагогического мастерства и формирования профессиональных знаний, умений и навыков у выпускников художественно-графических факультетов.

2. Изученный материал по историческому развитию исследуемого вопроса и анализ современного положения дел в художественно- педагогической практике показали, что методический фонд на протяжении всего периода существования художественной школы являлся значимым элементом, определяющим направления развития художественного образования. На данный момент он является носителем и наглядным воплощением предшествующего художественного и педагогического опыта, а также практической базой для усвоения профессиональных и специальных знаний умений и навыков. В основу формирования и использования методического фонда всегда был заложен ведущий дидактический принцип обучения - принцип наглядности. Различные средства наглядности служили одним из самых действенных и эффективных приёмов художественной педагогики.

3. Несмотря на устоявшееся мнение о большом значении художественно-методического фонда в учебном процессе интерес к нему носил, подчас, чисто прикладной характер. Теоретические его основы до настоящего времени разработаны лишь в общем плане. Практически не был затронут вопрос использования методического фонда в овладении будущими учителями изобразительного искусства основами педагогического мастерства. Преодоление этих недостатков, всесторонняя разработка теории и практики использования методического фонда с учётом современного уровня развития науки и искусства - одна из актуальных задач художественной педагогики.

4. Методические приемы использования методфонда в учебном процессе органически вытекают из самой природы изобразительного искусства и художественной педагогики, в частности. Их применение основывается на достижениях современной науки: естествознания, физиологии, логики, психологии, педагогики.

5. Одним из важных моментов является применение методического фонда на начальных стадиях обучения. Оно способствует более быстрому, успешному и прочному усвоению и закреплению знаний, умений и навыков, основных положений и закономерностей изобразительной грамоты. В свою очередь это оказывает влияние на развитие творческих способностей молодых художников. Чем больше у него запас конкретных знаний и представлений, тем осознаннее и глубже его понятия, тем более активно, творчески работает его мысль, тем качественнее и художественнее изображение. Яркой иллюстрацией этого является творческая судьба выпускников российской Академии художеств, обладавшей мощным методическим фондом в лице учебного музея Академии, на базе которого они были воспитаны.

6. Цикл экспериментальных занятий проведенных со студентами художественно-графических факультетов подтвердил целесообразность и высокую эффективность использования методического фонда. В ходе занятий по спецдисциплинам была определена и обоснована группа специальных и профессиональных знаний и умений, которые приобретались посредством использования материалов методического фонда:

1) Осознанность в решении поставленных учебных и творческих задач.

2) Знание теоретических основ реалистического изображения действительности и умение применять их на практике.

3) Умение методически правильно вести свою работу.

4) Способность анализировать демонстрируемую наглядность, а через неё учебную постановку и собственный рисунок

5) Умение объяснить процесс выполнения изображения.

6) Оценочные суждения.

7) Умение профессионально организовать учебную постановку.

8) Знание принципов использования метода наглядности. Способность оснастить учебное занятие необходимой наглядностью.

9) Умение владеть речью и специфической терминологией.

10) Овладение культурой графических и живописных материалов.

Мы сознательно не расчленяем здесь художественные и педагогические основы профессионального мастерства будущих учителей изобразительного искусства так как они логически взаимосвязаны и неразделимы.

7. Для определения эффективности использования разработанных нами приёмов работы с методическим фондом в профессиональном становлении студентов художественно-графических факультетов нами были приняты за основу следующие критерии: умение вести аналитико-синтетическую деятельность в процессе выполнения академического задания; умение компоновать изображение; соблюдение методики выполнения рисунка, последовательность работы над ним; знание и использование художественно-педагогических приемов и средств рисования /метод опорных точек, использования линий связи, метод обрубовки и т.д./ знание и умение применять в работе основные законы реалистического изображения и умение объяснять методику их использования; знание различных графических и живописных изобразительных материалов и наличие определенных умений в их использовании; умение выявлять и передавать внутреннюю смысловую связь изображаемого.

8. В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования мы пришли к следующим выводам:

- методический фонд является базовой основой всего учебного процесса по спецдисциплинам на художественно-графических факультетах;

- он способствует интенсификации учебного процесса, более быстрому и успешному освоению студентами изобразительной грамоты. Это тем более важно, что количество часов, отведенных на спецдисциплины весьма ограниченно;

- стимулирует самостоятельную работу студентов;

- облегчает индивидуальную работу педагога со студентами.

- умение работать с методическим фондом, знание его структурного содержания, методики применения его на занятиях являются необходимым компонентом профессиональной подготовки будущего преподавателя изобразительного искусства, его квалификации и способности к учительской деятельности.

9. При соблюдении предлагаемых нами рекомендаций по использованию методического фонда в учебном процессе, студенты получают: а) более глубокие и прочные знания в области теории изобразительной грамоты и педагогического мастерства; б) более прочные и длительные практические навыки; в) методические знания и навыки в объёме, необходимом для практической деятельности в школе; г) развивает наблюдательность, зрительную память, профессиональное восприятие рисунка и натуры, образно-художественное мышление; д) убеждает их в приоритетности реалистического направления в искусстве, особенно в овладении изобразительной грамотой

Все намеченные нами задачи в ходе исследования были решены, при этом подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза.

На наш взгляд, дальнейшая теоретическая и практическая разработка проблемы использования методического фонда и освещение всех ее аспектов имеет важное значение для развития и совершенствования художественной педагогики.

Автор не претендует на исчерпывающее решение вопросов применения методического фонда кафедр спецдиспиплин художественно-графических факультетов для повышения профессионального уровня наших выпускников. Мы надеемся, что некоторые положения изложенные в диссертации могут быть полезными и для преподавателей средних общеобразовательных школ, лицеев, художественных колледжей и студий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гребенникова, Алла Васильевна, 2000 год

1. Алексеева И.В. Роль копирования в процессе развития творческих способностей студентов на занятиях живописью// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск 2 -М.: Прометей, 1998.-226с.,-С.98-1002.

2. Аминаев Т.И. Музей помогает в обучении: Музей истории Белебеевского педагогического училища (БашкирияУ/Специалист, 1992. №2 -С.33-34

3. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и контактность восприятия. М.; 1968, -С. 78-79/

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1974, -92с.: илл.

5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект) -М.: Педагогика, 1982, -192с.

6. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. М.,1990.238с.

7. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. -Л-М„ Гос. Изд-во1. Искусство, 1940. -161 с.

8. Бондарева П.И. Конструктивный анализ объемных форм в учебном рисунке. Методические рекомендации -М.: Прометей, 1989

9. Бродский И.А. Репин-педагог. М,, 1960, -С.71

10. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1963, т. 2, -С. 132

11. Виен И. Краткое историческое обозрение скульптуры и живописи с полным влиянием анатомии в сих свободных художествах. СПб, 1803

12. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -2-изд., М., 1985

13. Волков H.H. О восприятии рисунка на уроке //Советская педагогика. №7, 1947, -С. 82-83

14. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. -М., Изд-во АПН РСФСР. 1950

15. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин//Сб. статей под ред. А.Е. Терентьева. -М., 1967

16. Ю.Выготский Л.С.Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987, -21 с.

17. Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на хгф педвузов. (К. дис.) М., МПГУ, 1972;

18. Гиберти Л. Комментарий. М,, 1938, -С. 17

19. Глезер В.Д. и Цуккерман И.И. Информация и зрение -М.-Л., 1961

20. Грановская P.M. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука. 19701. С.394

21. Гришина Е.В. Вступительная статья //Научно-исследовательский музей Академии художеств/ Гл. ред. Е.В. Гришина. М.: Изоискусство, 1989, -С.9-10

22. Данашев М.Х. Методическое наследие русской академической школы рисунка и ее использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах педвузов. (К.дис.) М,, МПГУ, 1982;

23. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. -Л. Искусство. 1990. -223 с.

24. Дистервег А. Избранные педагогические произведения. -М.: Учпедгиз, 1956. -С.74

25. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты, в 2-х томах. Л.-М., 1957, т.2, -С.26

26. ЗО.Занков Л.В. Наглядность в активизации учащихся в обучении. -М.: Учпедгиз, 1960. -311 с.

27. Запорожец A.B., Венир Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. -М., 1967

28. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование зрительного образа. -М„1969

29. Ивахнова Л.А. Культурологический подход к конструированию содержания художественно-педагогического образования. -Алматы, 1995

30. Ивахнова Л.А. Системный подход в построении содержания учебных предметов художественного цикла/Сб. научных трудов. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства. Курск, 1998, -С.32

31. Ивахнова Л.А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства, (к. дис.) Алма-Ата, 1981

32. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи. М.: Просвещение,1954

33. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве//0 композиции. -М.,1959. -С. 21

34. Искусство в системе культуры. -Л.: Наука, 1987, 84 с.

35. Искусство и жизнь. -Спб, 1915. -№2. -С.34

36. Кабинет передового педагогического опыта в вузе: Учебное пособие/ Карачаево-Черкесский пединститут; В.Н. Тарасюк и др., -Черкесск,1991,-88 с.

37. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -JL: 1991,

38. Катханова Ю.Б. Развитие творческих способностей школьников и студентов хгф в графической деятельности / док. Дис. М.: МПГУ, 1994

39. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, -2-е изд., перераб. и доп. -М., Высшая школа, 1997. -271 е., илл.

40. Книга для чтения по истории русского искусства. Выпуск 3, сост. Н. Машковцев -М.-Л. 1949 -С. 15445 .Козляков А .Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке /К. дис., -М,, 1978

41. Колесникова И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы//Педагогика, №5-6, 1992, -С.71-78

42. Косссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. -М., 1971,

43. Крамской И.Н. Письма, T.I, -М., 338 с.

44. Критерии оценки рисунка с натуры (методические разработкиуСост. Антонов А.Г. -Владимир. ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 1986. -Збс.

45. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе/ Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972, -270 с. с ил.

46. Кузьмина Н.В. Обучение основам профессионального мастерства в высшей школе как научная проблема//Социально-психологические и методические проблемы повышения эффективности учебного Процесса/Под ред. Гурбовича. -Л., 1972, -С.46-63

47. Лебедко В.К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно-графических факультетах// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск 1.-М.: Прометей, 1996.-172с.,-С.37-40

48. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, изд. 2-е. М., 1977. -С. 102

49. Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. -М.: Мир, 1974, -550 с.

50. Любимов Л. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение. 1986.218с.

51. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательного процесса. -М., 1974. -С.59

52. Мастера искусства об искусстве. М., 1965, т.1, -с. 213-214

53. Медведев Л.Г. Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку, (док. дис.). -М. МЛГУ, 1988

54. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981 -96с.

55. Молева Н. Белютин Э. Русская художественная школа первой половины19века.-М1963-58-59

56. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.,1991

57. Муштаев Е.П. Уроки искусства. Очерки об учебном телевидении.1. М.: Педагогика, 1985

58. Найда Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах хгф/ к.дис. -М,, 1978

59. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР. Стенографический отчет. Оп. 29. А-14, 1929 л. I

60. Нестеренко В.Е. Управление зрительным восприятием в процессе выполнения рисунка с натуры // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей. Выпуск 2 -М.: Прометей, 1998.-226с.,-С. 184-191

61. Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань, 1975. 432с.

62. Никанорова Н.П. Наглядное пособие и оборудование для занятий изобразительным искусством. -М., 1975, -28с.

63. Орлов В.В. Особенности чувственного познания. Пермь, 1962,

64. Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. Комментарии № 105. М., 1958

65. Песталоцци Г. Взгляды и опыт//Соколов П. История педагогических систем. Петроград, 1916. -Т.З -пар. 15 -С.226

66. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. -М., 1969

67. Пособие по рисованию./Под. общей ред. проф. Д.Н.Кардовского, проф. В.Н. Яковлева, доц. К.Н. Корнилова. -M.-JL: Госстройиздат, 1938. -164 с.

68. Псурцев Д.П. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта: Канд. дис. -М., 1972,-173 с.

69. Пресман Л.П. Методика применения технических средств обучения. -М.,1988 121 с.

70. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленэр/ практика по изобразительному искусству. -М.: Просвещение, 1978, 40с.

71. Радионова С.М. "Проблема, взаимосвязи наблюдения и изображения модели в методике обучения рисованию с натуры. (К. дис.) М,, МПГУ, 1955

72. Ростовцев H.H. Академический рисунок, (курс лекций), М., 1980

73. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка.

74. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М. 1946, -С.35

75. Рындина Л.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагогаА дис., -М., 1980

76. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность. Избранные философские и психологические произведения/ Под ред. В.М. Коганова -М.: ОГИЗ. Гос. изд-во полит, лит., 1947. -С.398-537

77. Сидоров A.A. Рисунки старых мастеров. М., 1956, -С.35

78. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). -М.: Педагогика, 1986. -152 с.

79. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М., 1976, -С. 141

80. Советский энциклопедический словарь. Гл. редактор А.М. Прохоров. -М. 1990, 1439 с.

81. Сорокин H.A. Дидактика. -М., 1974

82. Теин де Фрис. Рембрандт. М., Иностранная литература, 1956,1. С.125

83. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку/ к.дис. -М.,1977

84. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961,- 345 с.

85. Унковский A.A. Живопись фигуры. Работа над этюдами головы и фигуры человека. -М., Просвещение 1968

86. Урванов И. А. Краткое руководство к познанию рисования живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Спб, 1793,-С.10

87. Федотов Н.К. Из опыта организации методического фонда кафедры изобразительного искусства Орловского пединститута. Материалы научно-методической конференции хгф педвузов РСФСР. Орел, 1972, 576с., -С.238-241

88. Философский энциклопедический словарь. М. Сов. энциклопедия, 1989, -С.358

89. Фомичева З.И. А.Г. Венецианов-педагог. М.,1952, -С.9-10

90. Харитонов М.Ф. Научно-методические и теоретические основы обучения рисунку и живописи на художественно-графических факультетах пединститутов/К. дис. -М., 1975

91. Харьковский 3. С. Упражнения для программированного обучения иностранному языку, -М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1965, с.5

92. Художественно-педагогический журнал 1910, №21

93. Художественно-педагогический журнал, 1910, №7

94. Ченнини Ч. Трактат о живописи. М., 1933, -С.76

95. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 18321912/ Авторы сост. Э. Белютин и Н. Молева -М., 1953,592 с.

96. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительногоискусства в педагогическом вузе. Курск, 1994.79с.

97. Шегаль Г. //Искусство, 1939, №4 -С.48

98. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. -207 с„ ил.

99. Школьный кабинет изобразительного искусства учебная лаборатория (Методические рекомендации учителям). -Харьков, 1984

100. Юон. К.С. Об искусстве, в 2-х томах, М.,1959, T.I, -С.ЗЗО Юб.Яшухин А.П. Живопись. Этюд с натуры: Учебное пособие. -Ростов н/Д: РГПИ, 1987, 80 с.

101. Ю7.Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на ХГФ пединститутов. (К. дис.) М., 1971

102. Яшухин А.П. Применение наглядных пособий при заочном обучении живописно грамоте//Материалы методического зонального совещания кафедр рисунка, живописи, черчения и начертательной геометрии. -М., 1975, 91 е., -С.34-37у16 2

103. НАЛИЧИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ФОНДОВ НА ХГФ РОССИИ10

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.