Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Башкатов, Иван Александрович

  • Башкатов, Иван Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Липецк
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 250
Башкатов, Иван Александрович. Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Липецк. 2007. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Башкатов, Иван Александрович

Введение.

Глава I Теоретические основы «взаимосвязи» методов обучения рисунку и скульптуре.

1.1 Проблема формообразования в трудах философов, психологов и педагогов.

1.2 Особенности художественного восприятия действительности в рисунке и скульптуре.

1.3 История вопроса о «взаимосвязи» методов обучения рисунку и скульптуре.

1.4 Педагогический опыт системного обучения рисунку и скульптуре на современном этапе.

Глава II Исследование взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога Экспериментальное исследование.

2.1. Методика и ход проведения эксперимента.

2.2. Изучение традиционных методов обучения рисунку и скульптуре. (Констатирующий эксперимент).

2.3. Исследование взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре (Формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога»

Проблема исследования и ее актуальность

На современном этапе модернизации системы художественного образования в России большое значение приобрела проблема совершенствования профессиональной подготовки художников-дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства, художников-архитекторов. В свете выше сказанного возникает необходимость повышения уровня художественного мастерства специалистов в сфере художественной и художественно-педагогической деятельности. Сегодня активно ведутся поиски новых путей совершенствования методики преподавания специальных художественных дисциплин, направленных на повышение профессионального мастерства будущих специалистов. Сегодня без хорошего рисунка невозможно создание грамотного художественного произведения ни в живописи, ни в графике, ни в скульптуре, ни в декоративно-прикладном искусстве. Поэтому в системе специальной подготовке рисунку отводится ведущая роль. Джорджо Вазари определял рисунок так - «. отец трёх наших искусств: архитектуры, скульптуры и живописи»1. Чем качественней рисунок, тем выше профессиональное мастерство.

Рисование позволяет активно развивать наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, приобрести особое видение мира и утончённость восприятия, а также теоретические знания и практические навыки в этой области. Трудно представить себе творческую личность, не обладающую этими знаниями и качествами.

Сегодня вопросы методики обучения рисунку постоянно находится в центре внимания учёных и художников-педагогов. В данной работе мы обратили внимание на скульптуру, как специальную дисциплину, способствующую эффективному усвоению знаний, умений и навыков постижения формы. Скульптура, является самостоятельным и трудоёмким видом изобразительного искусства.

1 Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. - М.: Искусство, 1980. -С.418.

Проблема нашего исследования - нахождение оптимального взаимодействия в педагогическом процессе существующих основополагающих методов и принципов обучения реалистическому рисунку и скульптуре, с целью усиления методической системы преподавания реалистического изображения на современном этапе художественно-педагогического образования.

Актуальность проблемы, заключающейся в учёте специфики каждого метода обучения и их влияния на более эффективное успешное освоение графических и объёмных художественных форм, а так же активное влияние на художественно-образное мышление студентов и недостаточная её разработанность определили тему диссертационного исследования: «Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога».

В связи с актуальностью проблемы обозначилась стратегия исследования - комплексное изучение возможностей повышение качества художественно-графического образования при тесной взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре.

Теоретическое положение нашего исследования базируется на фундаментальных трудах учёных: по научно-теоретическому исследованию методики преподавания рисунка (Н. Н Ростовцева, Е. М. Белютина, Г. Б. Смирнова, А. Барщ, Е. И. Игнатьева, В. П. Зинченко, В. С. Кузина,

B. К. Лебедко); по психологии изобразительной деятельности -(Е. И. Игнатьева, Р. Архейма, Н. Н. Волкова, В. П.Зинченко, В. С. Кузина, Б. Ф. Ломова, Г. Б. Смирнова, П. М. Якобсона).

Большую помощь в решении проблемы оказали нам труды по вопросам теории и методике обучения скульптуры (Э. Лантери, А. С. Голубкиной,

C. Т. Коненкова, О. П. Вороновой, А. Г. Алексеевой, А. А. Ворохоба, Н. С. Боголюбова и других).

В первой части исследования нами были использованы важнейшие положения в области формообразования таких учёных как А. Гильдебранд,'

A. Архейм, Р. Грегори, Г. Лессинг, П. Флоренский, В. Кандинский,'

B. Фаворский.

Однако, проблема о взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре не изучалась. От нерешённости специфики каждого метода обучения и их влияния на более эффективное успешное освоение графических и объёмных художественных форм, а так же активное влияние на художественно-образное мышление студентов в значительной мере страдает качество подготовки специалистов.

Объектом исследования является учебный процесс специальной подготовки художника-педагога по таким дисциплинам, как рисунок и скульптура.

Предмет исследования - взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки на художественно-графических факультетах.

Целью диссертационного исследования является решение проблемы повышения качества специальной художественно-изобразительной подготовки художника-педагога и её экспериментальная проверка.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень качества специальной художественно-изобразительной подготовки художника-педагога будет существенно повышаться, если:

- использовать в рамках реалистической художественно-педагогической школы методическую систему, основанную на тесной взаимосвязи рисунка и скульптуры в теоретическом и практическом планах;

- стимулировать у студентов творческий подход к созданию объемно-пластических и рисуночных изображений, посредством проектирования содержания и оптимального сочетания практических учебных заданий;

- при использовании методов построения изображения последовательно осуществлять принцип межпредметных связей, объединяющий рисунок, скульптуру, пластическую анатомию;

- активно использовать теоретические знания по рисунку и скульптуре в процессе выполнения практических заданий по этим специальным дисциплинам;

- для анализа студенческих работ использовать примеры выдающихся художников по рисунку и скульптуре;

- проводить расширенные просмотры по рисунку и скульптуре с привлечением преподавателей обеих дисциплин.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в работе решались следующие задачи: изучить историю методов обучения скульптуре и рисунку с позиции их взаимосвязи;

- изучить современное положение дел в области взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства;

- найти наиболее эффективные методы взаимообогащающие обучение рисунку и скульптуре и направленные на повышение специальной подготовки художника-педагога;

- разработать экспериментальную интегрированную модель преподавания рисунка, скульптуры и пластической анатомии в системе специальной подготовке художника-педагога.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

- изучение и анализ научной, философской, психологической, учебно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;

- анализ действующих методик подготовки художников-педагогов в контексте интересующей проблемы;

- наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;

- изучение деятельности студентов, их рисунков, скульптурных этюдов, рефератов, курсовых и дипломных проектов, по рассматриваемой проблеме;

- педагогический эксперимент;

- диагностические методы;

- методы статистического анализа.

Теоретической основой и методологической базой исследования послужили труды ученых в области философии, психологии, педагогики, искусствоведения; достижения современной педагогической науки (концепция личностно ориентированного образования); деятельностно-творческий подход к образованию; основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионализма учителя (положения Государственного образовательного стандарта); а также научные изыскания по проблеме исследования.

Научная новизна состоит в том, что: решена значительная научно-педагогическая задача взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога; разработана учебно-методическая система обучения рисунку и скульптуре, направленная на повышение специальной подготовки студентов педагогических вузов;

Теоретическая значимость: внесён вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами рисунка, скульптуры и пластической анатомии - решена проблема повышения качества специальной подготовки художника-педагога; теоретически обоснованы основные взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки учителей изобразительного искусства; разработан дидактический комплекс, ориентированный на повышение эффективности специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, включающий в себя методические рекомендации, учебные планы и рабочие программы.

Практическая значимость заключается в том, что: реально повысилось качество выполняемых студентами работ в области рисунка и скульптуры; результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки учебных планов, рабочих программ, методических рекомендаций; предложенная модель обучения, построенная на тесной связи скульптуры и рисунка, внедрена в практику обучения студентов художественных дисциплин в Липецком государственном техническом университете, Елецком государственном университете им. И. Бунина, а также на художественно-графических факультетах Липецкого государственного педагогического университета и Витебского государственного университета

Ь" им. П. М. Машерова; взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре активизирует усвоение и закрепление основ реалистического изображения на теоретическом и практическом уровне. Разработанные теоретическая и практическая части исследования могут служить основой для научных, учебных и методических материалов, способствующих расширению диапазона средств реалистической художественно-педагогической системы.

База исследования. В экспериментальной работе участвовали I студенты художественно-графических факультетов Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ), Липецкого государственного технического университета, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова (ВГУ), Елецкого государственного университета им. И. Бунина и Елецкого училища искусств им. Т. Н. Хренникова.

Исследования проводились в три этапа.

I На первом этапе (1998-2000 гг.), подготовительном, проводилась поисково-творческая работа. Определялась и уточнялась проблема исследования, обосновывалась ее актуальность, изучались и анализировались в контексте исследуемой проблемы научно-теоретические материалы; определён объект исследования, предмет и задачи; была изучена научная, специальная литература, а также учебные программы, учебные пособия, научные публикации, связанные с обучением рисунка и скульптуры. Проведено системное изучение и анализ диссертационных работ по проблеме преподавания скульптуры и рисунка.

На втором этапе (2000 - 2002 гг.) осуществлялась подготовка теоретической и практической базы для проведения опытно-экспериментальной работы с использованием установок на взаимосвязь обучения скульптуре и рисунку; разрабатывались критерии анализа экспериментальной деятельности. На этой стадии исследования изучались механизмы взаимосвязей трёхмерного изображения и изображения на плоскости, накапливался педагогический опыт, разработаны методические пособия для формирующего эксперимента.

На третьем этапе (2002 - 2006 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент, проведенный на базе университетов - ЛГПУ как основной базы, ЛГТУ, ВГУ им. П. М. Машерова, ЕГУ им. И. Бунина, Елецкого училища искусств им. Т. Хренникова проверена гипотеза исследования. Разработаны скоординированные экспериментальные задания по скульптуре и рисунку. На этом этапе систематизирован полученный материал, проверены отдельные положения, сделаны выводы и выработаны рекомендации. Результаты исследования апробированы и внедрены в работу кафедр изобразительного искусства различных вузов. Опубликованы следующие работы: учебно-методическое пособие "Рисунок. Программа и рекомендации по выполнению учебных заданий и контрольных работ для студентов 5 курса ОЗО, обучающихся по специальности 050602 «Изобразительное искусство»" (Липецк 2006). Статьи к научно-практическим конференциям "Социально-профессиональное становление выпускников художественно-графического факультета в системе непрерывного образования" (Липецк, 2006), "Развитие объёмно-пространственного мышления у студентов художественно-графического факультета" (Липецк, 2006), "Проблема преподавания и разработки авторских программ по специальным дисциплинам на художественно-графическом факультете ЛГПУ" (Липецк, 2006), "К вопросу восприятия формы объекта в пространстве" (Москва, 2006).

На защиту выносятся основополагающие учебно-методические принципы обучения рисунку в тесной взаимосвязи со скульптурой, которые необходимо рассматривать как вспомогательное средство качественного улучшения специальной подготовки по этим дисциплинам.

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Разработанная учебно-методическая система обучения специальным дисциплинам с использованием скоординированных заданий по скульптуре и рисунку способствует повышению уровня специальной подготовки выпускников художественно-графических факультетов. Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается глубиной теоретико-методологических оснований; адекватностью методов исследования; опорой на репрезентативность полученных данных из опыта работы автора в качестве преподавателя специальных художественных дисциплин рисунка и скульптуры; воспроизводимостью результатов опытно- экспериментальной работы в аналогичных условиях вузовской практики обучения другими преподавателями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах, методических пособиях, рекомендациях, опубликованных в Липецке и Москве. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры изобразительного искусства Липецкого государственного педагогического университета, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, кафедрах архитектуры и художественной обработки материалов Липецкого Технического университета, на кафедре текстильного дизайна Елецкого государственного университета им. И. Бунина, а также на заседании педагогического совета Елецкого училища искусств им. Т. Н. Хренникова.

Всё требует формы, чтобы быть познанным»

Микеланджело Буонарроти

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Башкатов, Иван Александрович

220 Выводы

Итоги формирующего эксперимента подтвердили наши предположения, основанные на теоретическом изучении психологии восприятия, исторического развития методов обучения рисунку и скульптуре и философского взгляда на проблему формы и формообразования.

Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что уровень специальной художественно-педагогической подготовки студентов по рисунку и скульптуре можно существенно повысить, если:

- использовать в рамках художественно-педагогической школы методической системы координации заданий, основанной на тесной взаимосвязи методов обучения рисунка, скульптуры и пластической анатомии в теоретическом и практическом плане;

- формировать и развивать у студентов потребность на рисунке t мыслить скульптурно;

- стимулировать творческий подход студентов к созданию объемно-пластических и рисуночных изображений, посредством проектирования * содержания и оптимального сочетания практических учебных заданий;

- использовать многообразие форм и принципов обучения;

- применять теоретические знания в ходе выполнения практических заданий;

- развивать у студентов потребность в критическом анализе своих практических работ по рисунку и скульптуре;

- координировать действия методических комиссий и методических семинаров педагогов.

Также подтверждением нашего эксперимента послужили результаты, полученные в Липецком государственном техническом университете, Елецком государственном университете им. И. Бунина, Витебском государственном университете им. П. М. Машерова и Елецком училище искусств им. Т. Н. Хренникова, где занятия по рисунку и скульптуре проходили при постоянных консультациях и рекомендациях экспериментатора.

Задача дальнейшего исследования состоит в том, чтобы, используя найденные в данной работе теоретические подходы к проблеме, опираясь на разработанный понятийный аппарат, его основные идеи и выводы, более углубленно изучить влияние скульптуры на рисунок в целенаправленном изображении головы и фигуры человека. Для этого в дальнейшем исследовании необходимо более подробно изучить психологию восприятия изображения человека, а так же влияние способностей студентов на успешность его изображения и найти наиболее эффективные пути развития этих способностей.

222

Заключение

В настоящее время общество предъявляет повышенные требования к педагогическим вузам России. Эти требования, в первую очередь, продиктованы необходимостью повышения качества профессионального образования будущих художников-педагогов, художников-дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства, художников-архитекторов, отличающихся трудовой и социальной активностью, способностью творить, развивать, обучать, принимать самостоятельные решения, реализовывать себя в различных видах художественного и педагогического творчества. На основе задач, выдвинутых обществом на современном этапе, была выбрана тема для исследования «Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога».

Приоритетным направлением в развитии высшего образования на художественно-графических факультетах, в системе подготовки художника-педагога в контексте модернизации системы обучения является процесс эффективного формирования у студентов профессиональных знаний и умений в области художественных дисциплин.

Исходя из выше сказанного, определена цель диссертационного исследования, найти пути повышения уровня специальной подготовки художника-педагога.

Диссертация направлена на изучение и исследование путей и методов повышения качества специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в сфере их будущей профессиональной деятельности. Предпосылки для реализации этой деятельности в изобразительном искусстве и в педагогической практике закладываются в процессе изучения специальных дисциплин, и в частности скульптуры и рисунка. Эти два предмета в специальной подготовке оказывают сильнейшее влияние на формирование художественных, эстетических и педагогических основ будущих специалистов художественного направления.

В теоретической части исследования был сделан экскурс в историю развития методов обучения скульптуре и рисунку с целью выявления их взаимосвязей. По проблеме развития методов преподавания рисунка были изучены фундаментальные труды таких авторов как Н. Н Ростовцев, Белютин, Г. Б. Смирнов, А. Барщ, Е. И. Игнатьев, В.П. Зинченко, B.C. Кузин, В. К. Лебедко: где очень полно отраженна данная тема. По развитию методов обучения скульптуре подобная тема исследовалась не так глубоко и подробно. Представленный в работе материал собран на основе анализа многочисленных источников, теоретических работ художников и педагогов: Микеланджело, А. Бурдель, Э Лантери., А. С. Голубкина, С. Т. Коненков, О. П. Воронова и т. д., а также диссертационные исследования А. Г. Алексеевой, А. А. Ворохоба, Н. С. Боголюбова, где, так или иначе, затрагивается эта тема.

Изучив и проанализировав историю развития методов преподавания рисунка и скульптуры с целью выявления состояния изучаемой нами проблемы на современном этапе развития педагогической науки, мы пришли к следующим выводам.

На протяжении каждого временного периода в развитии рисунка и скульптуры и их методов обучения определяющее значение имеют одни и те же тенденции.

С древнейших времён зарождения изобразительного искусства не было разделения на его виды - рисунок, скульптура, живопись воспринимались как нечто цельное, неотделимое. Начиная с глубокой древности, мы проследили развитие особенностей обучения рисунку и скульптуре на разных временных этапах. Рассмотрели особенности развития методов обучения рисунку и скульптуре их ключевые этапы развития.

Сравнили произведения искусства в области скульптуры и рисунка отдельных периодов, а также рассмотрели творчество художников-ваятелей и рисовальщиков, которые прекрасно владели трёхмерной передачей объёма и изображением его на плоскости. Таких примеров в истории оказалосьдостаточно, для того, чтобы сделать вывод, что процессы создания объёмного трёхмерного произведения и произведения, где необходима передача объёма на плоскости, в своей основе имеют одно и то же обоснование. Отсюда мы находим подтверждение тому, что методы обучения рисунку и скульптуре целесообразно рассматривать в их взаимосвязи, что, в свою очередь, активно помогает формированию мировоззрения и становлению художника-педагога. Также на данном этапе развития современного общества необходимо, чтобы полученные знания по осмыслению природы искусства были научными и фундаментальными. В этом случае художник-педагог, имея твёрдую профессиональную подготовку, сможет достойно и грамотно обучать подрастающее поколение основам изобразительного искусства, его пониманию в историческом и современном процессе развития мирового искусства.

Изучая философские суждения и взгляды, отметили, что они, подчёркивают значимость влияния законов развития на законы изобразительного искусства. В психологии восприятия процесс создания изображения рассматривают как проблему передачи пространства и глубины, при этом опираются на два вида представления: зрительное и двигательное, которые взаимодополняют друг друга.

Изучая проблемы формы и формообразования в их историческом развитии, было отмечено, что:

1. Объяснить образование формы в рисунке очень сложно, не прибегнув к объёмной (скульптурной) пластической модели в пространстве. Суть изображения сводится к реальному трёхмерному восприятию.

2. Изображение пространства на плоскости возможно лишь при разрушении формы изображаемого через перспективные сокращения, законы которых являются основополагающими в реалистическом изображении.

Из выше сказанного следует, что лепка имеет большое значение для изучения натуры, приводит к осмысленному и объективному отражению окружающей действительности, помогает создать цельный образ трёхмерного объёма, необходимый для грамотного изображения его на плоскости.

Изучение изобразительной грамоты, основанной на психологии восприятия и законах реалистического искусства необходимо для самовыражения художника в различных видах изобразительного искусства. Изобразительная грамота опирается на представление об объекте изображения, для формирования которого не достаточно только зрительного образа с одной точки зрения, необходимо его основательное изучение, которое возможно лишь при лепке круглой скульптуры. Цельность восприятия не данность - её надо вырабатывать, этому нужно учиться. Восприятие всегда субъективно, работающий над изображением увидит в * натуре лишь то, что знает из прошлого опыта и то, на что в данный момент настроено его внимание. Восприятие неразрывно связанно с мышлением, оно формируется в процессе практики и представляет собой систему перцептивных действий, которыми надо овладеть. Единственный вид деятельности человека, который собирает множество представлений об объекте восприятия в цельный образ, это скульптура.

Анализ принципов обучения на художественно-графических факультетах разных учебных заведений и выведенные нами ранее положения, позволили сделать вывод о том, что на современном этапе художественно-педагогического образования взаимосвязи методов обучения рисунку и скульптуре не уделяется должного внимания. Именно в этом мы видим причину недостаточно высокого уровня специальной подготовки художника-педагога, художника-дизайнера, художника декоративно-прикладного искусства, художника-архитектора. Возникла необходимость введения новых инновационных систем и методов обучения, которые окажут 1 существенное влияние на эффективное формирование изобразительной грамоты студентов художественно-графических факультетов, а так же повысить качественный уровень их профессиональной подготовки.

На базе теоретических и методологических основ организации методов обучения рисунку и скульптуре, которые были подведены к диссертации и внимательному изучению действующих программ и методик на художественно-графических факультетах мы выдвинули гипотезу. Гипотеза заключается в том, что уровень специальной подготовки художника-педагога будет существенно повышаться, если использовать в рамках реалистической школы изобразительного искусства методическую систему, основанную на координации заданий и тесной взаимосвязи методов обучения рисунку, скульптуре и пластической анатомии в теоретическом и практическом плане. Развивать у студентов аналитический подход к созданию объемно-пластических и рисуночных изображений посредством оптимального сочетания практических и теоретических учебных заданий. Также применять многообразие принципов и форм обучения, развивающих умение видеть, изучать и анализировать. Организовывать под руководством преподавателей анализ выполненных работ, который формирует у студентов критическое восприятие и поднимает на более высокую ступень осознания учебных задач, стоящих перед ними. Проводить расширенные просмотры с привлечением преподавателей обеих дисциплин.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой теоретического исследования и экспериментальной работы были определены и успешно решены задачи:

- изучения развития методов обучения скульптуры и рисунка в разные исторические периоды;

- изучение современного состояния проблемы методов обучения' рисунку и скульптуре в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства;

- поиска путей, основанных на взаимосвязях методов обучения рисунку и скульптуре и координации заданий по этим дисциплинам, направленных на повышение качественного уровня специальной подготовки художника-педагога;

- разработки экспериментальной методической и педагогической модели преподавания рисунка, скульптуры и пластической анатомии, включающие разработку системы экспериментальных заданий по этим предметам и систему эффективных методических путей активизации процесса формирования скульптурного мышления, направленного на повышение качественного уровня подготовки будущих специалистов художественного профиля.

Сделанные предположения, что не только рисунок качественно влияет на освоение мастерства в области скульптуры, но и навыки трёхмерного воспроизведения объёма также влияют на формирование и повышение качества рисунка, нашли своё практическое подтверждение в ходе проведения эксперимента.

В начале эксперимента при выполнении контрольных заданий в экспериментальных и контрольных группах был зафиксирован приблизительно одинаково низкий уровень специальной подготовки студентов по рисунку и скульптуре. Уровень теоретических знаний и выполнения практических заданий по рисунку и скульптуре в ходе эксперимента в экспериментальных группах значительно вырос по сравнению с контрольными группами. Студенты осознанно подходили к выполнению практических заданий, ясно понимая цели, задачи и последовательность их выполнения.

Таким образом, не умаляя скульптуру как самостоятельный и самодостаточный вид искусства, мы подчёркиваем её значение как вспомогательного предмета для наиболее эффективного освоения изобразительной грамоты в области рисунка. Тем самым поставили скульптуру на более значимую позицию в обучении и формировании специальной подготовки художника-педагога.

Скульптура позволяет более основательно и чётко изучить конструкцию, объём и форму дополняя, опережая, в некоторых случаях дублируя задания по рисунку. Одновременно с этим рисунок помогает усвоению и закреплению тех основ изобразительной грамоты, которые были сформулированы и отработанны на занятиях по скульптуре, развивая остроту восприятия. Скульптура при взаимодействии с рисунком качественно вместе с ним поднимается на более высокую ступень значимости в учебном процессе. Основой для координирования и составления системы экспериментальных заданий явилась психология восприятия скульптуры и рисунка.

Базой будущих специалистов должна быть реалистическая школа изобразительного искусства. Только на её основах, путём взаимодействия и взаимосвязи специальных предметов закладываются фундаментальные, основы будущей профессии. Будущие специалисты должны научиться не только правильно рисовать, лепить, но и передавать свои знания. А это возможно когда студент в своих работах основывается на вдумчивом, осмысленном выполнении поставленных перед ним задач.

Эксперимент опирался на положения дидактических принципов высшего профессионального обучения: принцип связи практики с теорией, принцип научности, принцип системности, принцип «от простого к сложному», принцип доступности и преемственности, принцип прочности знаний, принцип сознательности, принцип познаваемости, принцип объективности, индивидуального подхода, принцип историзма и диалектического развития.

Взаимодействие этих принципов обучения при взаимосвязи рисунка и скульптуры эффективно привело к успешному усвоению изобразительной грамоты реалистической школы.

Педагогическая модель, разработанная для эксперимента, включает в себя структурные блоки: установка цели, методологические обоснования, функции образовательного процесса направленные на достижение результата в условиях взаимосвязи рисунка, скульптуры и методов их преподавания, ориентированных на ценности искусства.

Педагогическая концепция о взаимосвязи предметов предполагает целостное формирование личности во всех аспектах её проявления. В соответствии с этим разработаны художественно-педагогические и творческие ориентиры: направленность на художественные ценности, связанные с саморазвитием, самообразованием, самовоспитанием и самооценкой своего учебного и творческого потенциала. Студенты должны ориентироваться и воспитываться на примерах произведений высокого искусства," как старых классиков, так и современных мастеров. Теоретические обоснования восприятия скульптуры и рисунка демонстрировались и объяснялись студентам в ходе выполнения практических заданий и на примерах работ выдающихся мастеров < изобразительного искусства.

Изучение и анализ содержания, координация программ по рисунку и скульптуре выступают как ответ на установку повышения специальной подготовки будущих специалистов художественного профиля. Значимость содержания системы скоординированных учебных заданий по рисунку и скульптуре проявляется в развитии знаний и умений в специальной подготовке, а так же в развитии профессионализма и формировании личности художника-педагога. Развитие системных знаний об искусстве и ориентированности в них так же создают благоприятные возможности для самовыражения и готовности студентов полноценно реализовывать свои силы в профессиональной деятельности, в сфере педагогического и изобразительного искусства.

Содержательный аспект системы обучения, основанный на тесной взаимосвязи методов обучения скульптуре и рисунку представляет собой многогранное комплексное явление, предусматривающее: выявление в его f содержании не только художественных ценностей рисунка и скульптуры, но и влияние этих предметов на обучающие и познающие способности студентов. Это обеспечивает возможность профессионального роста каждого' студента, выраженного в повышении качества выполнения учебных работ.

Подтверждением эффективности повышения специальной подготовки художника-педагога на основе взаимосвязей рисунка, скульптуры и пластической анатомии стали результаты эксперимента на базе Липецкого государственного технического университета, Елецкого государственного университета им. И. Бунина, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова и Елецкого училища искусств им. Т. Н. Хренникова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснована модель обучения рисунку и скульптуре, базирующаяся на взаимосвязи методов их обучения в системе специальной подготовки учителей изобразительного искусства, также разработан комплекс экспериментальных заданий, ориентированных на повышение > эффективности специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Практическая значимость в проведённом исследовании подтверждается эффективным повышением качества выполняемых учебных работ в области рисунка и скульптуры. Результаты экспериментальных исследований послужили базой для разработки учебных планов, рабочих программ, методических рекомендаций, предложенная модель обучения, построенная на тесной взаимосвязи методов обучения скульптуре и рисунку, внедрена в практику обучения художественным дисциплинам в ЛГТУ, ЕГУ им. И. Бунина, а также на художественно-графических факультетах ЛГПУ, Витебского государственного университета им. П. М. Машерова, и Елецкого училища искусств им. Т. Н. Хренникова

Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре эффективно активизирует усвоение и закрепление навыков реалистического изображения. Разработанные теоретическая и практическая части исследования могут f служить основой для научных, учебных и методических материалов, способствующих расширению диапазона средств реалистической, художественно-педагогической системы обучения. Проведённое исследование позволяет наметить дальнейшую необходимость научного поиска, связанного с координацией и взаимодействием учебных программ по рисунку и скульптуре, оптимальных методов обучения, стимулирования познавательной деятельности студентов при изучении специальных дисциплин по пути дальнейшего совершенствования и повышения качественного уровня подготовки специалистов художественного профиля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Башкатов, Иван Александрович, 2007 год

1. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Агамирова А., Глуховская Р. Советский станковый рисунок. Первая Всероссийская выставка. М.: Советский художник, 1981. - 275 е., ил.

3. Адаскина Н. Л. В. Фаворский педагог-теоретик // Советское искусствознание, 77. Вып. 2. - М.: Советский художник, 1978. - С. 210-232

4. Адаскина Н. J1. Из истории полиграффака ВХУТЕМАСа // Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа. М., 1982. - С. 11-27. (Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 34).

5. Адаскина Н. J1. Из истории художественного образования в СССР: (Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа. 1920-1926): Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1979. - 23 с.

6. Алексич М. Н. Рисование по памяти // Школа изобразительного искусства: Вып. 5. 3-е изд., испр. и доп; - М.: Изобразительное искусство, 1994.-31-42 с.

7. Алёхин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 е., ил.

8. Алехин А. Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, Владос, 1994. 160 с.

9. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1955. -427 с., ил.

10. Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусства. Изобр. Ис-куствовед. Работы. Зап. европ. искусство. Русское и советское искусство -М.: Сов. художник, 1979. - 287 е., ил.

11. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

12. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1, 2. М.: Педагогика, 1982. - Кн. 1. - 320 е.; Кн. 2 - 336 с.

13. Анатомия для художников. Рисунки и объяснения Е. Барчаи, проф. Будапештской высшей школы изобразительных искусств. 10-е изд. -Будапешт: Корвина, 1986 343 е., ил.

14. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. 448 с.

15. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. - 454 с.

16. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. / Сост. Н. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608 с.

17. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. -С.64-367.

18. Аристотель. Поэтика // Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. - С. 645-680.

19. Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона. Перевод на русский язык и оформление. Искусство, 1982. - 126 е., ил.

20. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971 (Ч. I). - С. 9-30.

21. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Ч. П. - Душанбе, 1973. - С. 8-98.

22. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984.-192 с.

23. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392 с.

24. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.-352 с.

25. Архангельский С. И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. М.: Знание, 1973. - 61 с.

26. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебн. метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1980.-368 с.

27. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. -176 с.

28. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

29. Бабичев А. О конструкции и композиции // ДИ СССР. 1967. -№3. - С. 17-18.

30. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. -М.: Прогресс Культура, 1994. - 528 с.

31. Бакушинский А. В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды.-М.: Сов. художник, 1981.-351 с.

32. Баммес Г. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся. Берлин: Фолк унд виссен, 1984. - 336 с.

33. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. - 384 с.

34. Барциц Р. Ч. Специальная и профессиональная подготовка художников-педагогов средствами художественной и печатной графики эстампа. Теория и практика. Монография - М.: Промитей, 2003 - 320 с.

35. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1957. 193 е., ил.

36. Басин Е. Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.- №5.-64 с.

37. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.-432 с.

38. Басов Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н / Д: Феникс, 1999.-41 с.

39. Баталов А. А. Понятие профессионального мышления. Томск: Изд-во Томск. Ун-та, 1985. - 228 с.

40. Беда Г.В. В защиту достоверности // Творчество. 1965. - № 5.1. С.9.

41. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. -239 е.: ил.

42. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 112 с., ил.

43. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Часть И. Живопись. Композиция. -М.: Советская Россия, 1958. 84 е., ил.

44. Бернштейн М. Д. Проблемы учебного рисунка. M.-JL: Искусство, 1940.-49 с.

45. Беспалов Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 192 с.

46. Беспалько В. П., Тартур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989.-141 с.

47. Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

48. Бине А. Мышление без образов // Введенский А. И. Лекции психологии. Спб., 1908. - С. 59-65.

49. Боумен У. Дж. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971.-225 с.

50. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. -М.: Высшая школа, 1968. 104 с.

51. Вагнер JI. А. .Вхожу, ваятель, в твою мастерскую / Худож. Ю. И. Батков 2-е изд. - М.: Сов. Россия, 1982. - 288 е., ил.

52. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. -М.: Прогресс, 1988. 507 с.

53. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1970.-496 с.

54. Василий Васильевич Кандинский 1866-1944. Живопись. Графика, Прикладное искусство: Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989. - 271 с.

55. Веймарн Б. В. Пётр Владимирович Сабсай. М.: Изобразительное искусство, 1979. - 128 е., ил.

56. Вейт М. А., Оганянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе: Учеб. пособие. Воронеж: ВГПИ, 1990.-205 с.

57. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.-194 с.

58. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-воМГУ, 1982.-336 с.

59. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СП б.: Алетейя, 1997. - 319 с.

60. Винкельман И. И. История искусства древности. Л.: Изогиз, 1933.-429 с.

61. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобраз. искусство, 1985. - 288 с.

62. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. - 591 с.

63. Владимир Андреевич Фаворский. Воспоминания о художнике. -М.: Книга, 1990.-359 с.

64. Владимир Андреевич Фаворский. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. М.: Книга, 1991. - 384 с.

65. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

66. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-507 с.

67. Волков Н. Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968.-С. 234-254.

68. Волков И. П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. -159 с.

69. Волкова Е. В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 286 с.

70. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов. -М., 1988, 184 с.

71. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1. Сборник статей. М.: Прометей, 1996. - 172 с.

72. Воронов Н. В. Олег Константинович Комов. JL: Художник РСФСР, 1982.-157 ил.

73. Воронова О. П. Искусство скульптуры. М.: Знание, 1981. -112 с., ил.

74. Ворохоб А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры: Дис. докт. пед. наук. М., 2000 - 165 с.

75. Восприятие: Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. - 367 с.

76. Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976.-320 с.

77. Выготский Л. С. Мышление и речь. M.-JL: Соцэкгиз, 1934.324 с.

78. Выготский JI. С. Психология искусства. М., Педагогика, 1987.344 с.

79. Гаврилова Е. И. Русский рисунок 18 века. JL: Художник РСФСР, 1983.-204 с.

80. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

81. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 336 с.

82. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во Иностр. литературы, 1958.629 с.

83. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. JL: Изд-во ЛГУ, 1975.-152 с.

84. Гаузенштейн В. Искусство и общество. М.: Новая Москва, 1923. -336 с.

85. Гаузенштейн В. Опыт социологии изобразительного искусства. -М.: Новая Москва, 1924. 80 с.

86. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.392 с.

87. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во Иностр. литературы, 1958.629 с.

88. Герман Хафнер. Выдающиеся портреты Античности. 337 портретов в слове и образе. М.: Прогресс, 1984. - 310 с.

89. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

90. Гессен С. И. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. - 814 с.

91. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. -М.: Изд-во МПИ, 1991. 137 с.

92. Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. -Л.-М.: Искусство, 1940.-203 с.

93. Глазычев В. Л. Композиция как мыслительная деятельность (к постановке проблемы) // Теория композиции в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. - С.213-225

94. Глазычев В. Л. Стиль мышления в дизайне // Проблемы формализации средств художественной выразительности. М., 1980. - С. 44-45.

95. Головин Г. В. Педагогическая культура. Часть 1. учебное пособие для студентов 3 курса. Липецк, 2003. - 77 с.

96. Голубкина А. С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М.: Сов. художник, 1983.-423 с.

97. Горбачёв А. А. Философия и педагогика. Учебное методическое пособие для студентов пед. вузов и учителей. Саратов, 1973. - 272 с.

98. Голубкина А. С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. -М.: Советский художник, 1983 -420 е.: ил.

99. Гращенков В. Н. «Суждение глаза» в теории и практике итальянского Возрождения // Советское искусствознание. Вып. 24. М.: Сов. художник, 1988.-С. 97-125.

100. Грегори P. JI. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. - 269 с.

101. Грегори P. JI. Разумный глаз / Пер. с англ. и предисл. д-ра мед. наук А. И. Когана. М., 1972 - 216 е., ил.

102. Грибков B.C., Петров В. М. Изобразительная плоскость и ее интегрирующие свойства // Труды по знаковым системам УП. Вып. 365. - Тарту, 1975.- С. 206-216.

103. Давид. Свидетель своей эпохи. Л.: Художник РСФСР, 1980204 с.

104. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

105. Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М.: Искусство, 1987. - 315 с, ил.

106. Движение глаз и зрительное восприятие. М.: Наука, 1978.277 с.107. де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с оф. М.: Искусство, 1982. - 577 е., ил.

107. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. - 363 с.

108. Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М. - JL: Искусство, 1950. - 45 с.

109. Добровольский О. М. Голубкина. М.: Мол. гвардия, 1990. -(Жизнь замечат. людей. Сер. Биогр. Вып. 707), 350 е., ил.

110. Дюваль М. Анатомия для художников / Перевод с французского. -М.: Сварог и К, 1998.-367 с.

111. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты: в 2 тт. М.: Искусство, 1957.- Т. 1-2.-254 с.

112. Ермаш Г. JI. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982.227 с.

113. Запорожец А. В., Венгер J1. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

114. Зинченко В. П. Проблемы визуальной культуры в свете современных исследований зрительного восприятия и визуального мышления // Из теории эстетического и художественного воспитания. М., 1975. - С. 75-92

115. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку: Автореф. дис. Канд. пед. наук. М., 1981.-16с.

116. Зинченко В. П., Вергилес Ю. Н. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд -во МГУ, 1969.-106 с.

117. Зинченко В. П., Вучетич Т. Г., Гордон В. М. Порождение образа // Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. -С. 429-461.

118. Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. - № 2. - С. 3-14.

119. Ивахнова J1. А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства (в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов): Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата., 1981. - 27 с.

120. Ивашина Г. Г. Восприятие предмета и его изображений: Учеб.-методическое пособие. JL, 1974. - 149 с.

121. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Просвещение , 1961. 222 с.

122. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1928.-193 с.

123. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992. - 108 с.

124. Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания статьи, письма / Сост. и автор примеч. Е. Д. Кардовская. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. - 340 с.

125. Кейран JL Ф. Структура методики обучения как науки. М.: Педагогика, 1979.- 165 с.

126. Кепинов Г. И. Технология скульптуры. М.: ОГИЗ Государственное издательство изобразительных искусств, - 1936.

127. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. 2-е изд., пе-рераб. и доп.-М.: Высш. шк., 1997.-271 е., ил.

128. Коненков С. Т.: Альбом. Составитель Г. И. Чугунов. JL: Художник РСФСР, 1978. - 127с., ил.

129. Коненков С. Т. Мой век. Воспоминания. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 383 е., ил.

130. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ) М., «Педагогика», 1977.

131. Кракиновская В. Д. Объемно-пространственная композиция: Учеб. пособие. М., 1979. - 45 с.

132. Крымов Н. П. художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Изобраз. искусство, 1989. - 224 с.

133. Крымов Н. П. художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Изобраз. искусство, 1989. - 224 с.

134. Кузин В. С. Наброски и зарисовки: Пос. для учителей. М.: Просвещение, 1970. - 256 с.

135. Кузин В. С. Психология. Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. изд-во 4-е переработанное и дополненное. - М.: АГАР, 1999. - 304 с.

136. Кузин В. С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. -4-е изд., испр. М.: ООО Издательский дом ОНИКС 21 век, 2005. - 304 е., ил.

137. Кузнецова Э. В. Федор Толстой. Ленинград.: Художник РСФСР, 1981.-75 е., ил.

138. Кузьмина Н. В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С. 20-26.

139. Лазарев М. П. Рудольф Хачатрян рисунок. М.: Изобразительное искусство, 1986 112 е., ил.

140. Лантери Э. Лепка. Перевод с английского А. Е. Кроль М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963 - 330 с.

141. Лапин Ю. В. Практический курс рисования по представлению: Учеб. пособие. М.: МАРХИ, 1985. - 124 с.

142. Лапин Ю. В. Теоретические основы рисования по представлению: Учеб. пособие.-М.: МАРХИ, 1981. 136 с.

143. Лебедко В. К. Представление о пространстве и искусства. М.: Прометей, 1993.- 108 с.

144. Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . докт. Пед. наук. М., 1994.-410 с.

145. Лебедко В. К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1985.- 17 с.

146. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

147. Левина Л. М. О рисунке. М.: Советский художник, 1966. - 62 с.

148. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.384 с.

149. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

150. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.

151. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 480 е., ил.

152. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М.: Мир, 1974. - 550 с.

153. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1987.-81 с.

154. Лосев А. Ф. Форма Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995.944 с.

155. Марру А-И. Святой Августин и августинианство. Перевод О. Головой. Вестком Долгопрудный, 1999.

156. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 108-117.

157. Мастера искусства об искусстве. Том 1. Средневековое искусство.- М.: Искусство, 1965 378 е., ил.

158. Мастера искусства об искусстве. Том 2. Искусство Возрождения. -М.: Искусство, 1966 496 е., ил.

159. Мастера искусства об искусстве. Том 3. Искусство XVII XVIII века. - М.: Искусство, 1967 - 632 е., ил.

160. Мастера искусства об искусстве. Том 4. Средневековое искусство.- М.: Искусство, 1965 378 е., ил.

161. Материалы и техники рисунка: Учеб. пособие. М.: Изобразит, искусство, 1984. - 96 с.

162. Маца И. Форма и ее теория // Творчество. 1967. - №4. - С. 17-18.

163. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - 158 с.

164. Мейлах Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие. -М.: Искусство, 1985. 318 с.

165. Методические рекомендации по оценке и самооценке профессиональной деятельности учителя. Свердловск, 1989. - 16 с.

166. Мигунов А. Нравственный и интеллектуальный потенциал искусства // Искусство. -1987. № 10. - С. 31-35.

167. Михайлова О. В. Заметки о рисовании человека: Рисунок головы. -М.: Искусство, 1960. 64 с.

168. Михайлова О. В. Учебный рисунок в Академии Художеств XVIII века. М.: Изд-во АХ СССР, 1951. - 82 с.

169. Михнюк Н. С. Рисунок и методика его преподавания Красноярск: Издательство Краснояр, ун-та, 1988. - 128 с.

170. Молева Н. М., Белютин Э. М. Павел Петрович Чистяков теоретик и педагог. - М.: Изд-во АХ СССР, 1953. - 228 с.

171. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.

172. Мочалов JI. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. - 375 с.

173. Непомнящий В. М., Смирнов Г. Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М.: Просвещение, 1978. - 119 с.

174. Никольский В. К. Очерк первобытной культуры. М.-Пг.: JL Д. Френкель, 1923. - 232 с.

175. Нукало В. А. Общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969. 19 с.

176. Оганов А. А. Логика художественного отражения. М.: Искусство, 1972.-120 с.

177. Павлинов П. Я. Графическая грамота: Методические разработки в помощь учителю средней школы. М.: ОГИЗ, Учпедгиз, 1933. - 56 с.

178. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Ред., послесловие и примечания чл.-кор. АНСССР Э. А. Асратяна. 10-е изд. М.: Наука, 1973. 659 е., ил.

179. Павлов И. П. Мозг и психика: Избр. психолог, труды / ред. М. Г. Ярошевский. М.: ин-т практ. психологии Воронеж: МОДЭК, 1996. -320 с.

180. Пасто Т. А. Заметки о пространственном опыте в искусстве // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. - С. 164-172.

181. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

182. Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самарканда. JL: Искусство, 1982. - 665 с.

183. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высш. шк., 1984. 174 с.

184. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 154 с.

185. Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983. -Сб. №16.-61 с.

186. Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. - Сб. № 14.-152 с.

187. Программы. Направление 540600 «Искусство». Профиль «Изобразительное искусство». Бакалавриат. Предметный общий и предметный специальные блоки. Липецк: ЛГПИ, 1996. - 182 с.

188. Психология. Учебник. / под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.-584 с.

189. Психология восприятия / Материалы советско-норвежского симпозиума. Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. - 197 с.

190. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, исправленное и дополненное / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М. Б. Михалев-ской. М.: ЧеРо, 1999. - 610 е., ил.

191. Психология рисунка и живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа. Отв. ред. к. п. н. Е. И. Игнатьев. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1954. - 224 е., ил.

192. Пунин Н. Н. Русское и советское искусство: Избранные труды о русском и советском изобразительном искусстве. М.: Советский художник, 1976.-262 с.

193. Радлов Н. Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978.130 с.

194. Раушенбах Б. В. Система перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. - 254 с.

195. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. -М.: Наука, 1975. 184 с.

196. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -СПб. В.: Азбука-классика, 2002. - 320 е., ил.

197. Рерберг Ф. И. Введение в перспективу. М.-Л.: Изогиз, 1933.48 с.

198. Рисование с методикой преподавания / Учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультета по подготовке учителей начальных классов. В. П. Глушанская, В. Ф. Маркова, Л. Ф. Смирнова. М.: Просвещение, 1971.- 126 с.

199. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне: Опыт работы. М.: Искусство, 1974.- 174 с.

200. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1980.-Кн. 1.-311 с.

201. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, Вла-дос 1995.-239 с.

202. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории преподавания рисунка. Учебное пособие для высших художественных учебных заведений. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 287 е., ил.

203. Ростовцев Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. 176 е., ил.

204. Ротенберг Е. Микеланджело. М.: Искусство 1964. - 180 ил.

205. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М.: Госуд. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. - 704 с.

206. Сапего И. Г. Предмет и форма. М.: Советский художник, 1984.302 с.

207. Сеченов И. М. Психология поведения: избр. психологич. труды. -2-е изд., Стереотип. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МО-ДЭК, 1997.-320 с.

208. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М.: Акад. Наук СССР, 1961.- 99 с.

209. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.

210. Смирнов Г. Б. Рисунок головы и портретные задания. JL: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, 1963. - 44 е., ил.

211. Советская скульптура. М.: Советский художник, 1984. - 269 е.,ил.

212. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. - 256 с.

213. Стасов В. В. Избранное. Русское искусство. М.-Л.: Государственное издательство Искусство, 1950.

214. Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина. М.: Искусство, 1981. -165 е., ил.

215. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Т. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.

216. Тереза Герси Шедевры немецкого возрождения. Серия «Рисунки старых мастеров», выпуск 3: Альбом. М.: Изобразит, искусство, 1984. - 96 с, ил.

217. Толстой В. П. У истоков советского монументального искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 240 е., ил.

218. Томский Н. В. Заметки скульптора. М.: Молодая гвардия, 1965. -144 е., ил.

219. Учебный рисунок. Учеб. пособие / Ин-т. живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР; Под ред. В. А. Королёва М.: Изобразительное искусство, 1981. - 125 с, ил.

220. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

221. Федоров М. В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960.130 с.

222. Ферстер Н. П. Взаимоотношение двигательных и зрительных моментов при восприятии пространственных форм. М.: ГАХН, 1929. - 87 с.

223. Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // ДИ СССР 1982. -№1. - С. 25- 29.

224. Флоренский П. А. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993.-324 с.

225. Хейл Р. Б. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. А. Герасиной / Роберт Беверли Хейл. М.: ACT: Астрель, 2006. -271 е., ил.

226. Художественное образование в России. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Прзамамасская школа живописи А. В. Ступина и художественное образование в России. Арзамас, 2002» Арзамас: АГПИ, 2002.-216 с.

227. Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ.конф. Ростов н / Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. 382 с.

228. Хюттингер Э. Дега. Серия КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, М.: «СЛОВО -ART», 1995.- 95 е., ил.

229. Чистяков П. П. и Савинский В. Е. Переписка: 1883-1888: Воспоминания. М.-Л.: Искусство, 1939. - 328 с.

230. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Издание второе, исправленное и дополненное. Выпуск IV. М.: Искусство, 1965. -218 с., ил.

231. Шмидт И. М. Русская скульптура второй половины XIX начала XX века. М.: Искусство, 1989. - 302 е., ил.

232. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Просвещение 1986. - 207 е., ил.

233. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

234. Ювалова Е. П. Немецкая скульптура 1200 1270 - М.: Искусство, 1983.-347 е., ил.

235. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост. и науч. Ред. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1980. - 639 е., ил.

236. EDICIA GALERIA Edgar Degas Fedor Kresak, Tetran 1979. -159 е., ил.

237. Gombrich E. H. Art and illusion: A study in the psychology of pictorial representation. London, 1977. - 386 p.

238. Koffka K. Principles of Gechtalt Psihology. N.Y.,1935. - 456 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.