Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Филькин, Андрей Николаевич

  • Филькин, Андрей Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 120
Филькин, Андрей Николаевич. Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала ХХ века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Ярославль. 1999. 120 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Филькин, Андрей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ПОЛА И ЛЮБВИ.

1.1. Онтология любви в античной философии.

1.2. Христианство и христианская философия любви.

1.3. Универсализм любви в индуизме и суфизме.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ВКЛЮЧЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ЛЮБВИ В ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА.

2.1. Исключение пола и любви-эроса из религиозно- философских концепций духовного становления человека.

2.2. Концепции, освящающие пол и половую любовь.

2.3. Духовный смысл половой любви и брака в истории русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала ХХ века»

Проблема пола и половой любви является одной из важнейших для человеческого существования, поскольку трудно найти другую сферу человеческой жизни, столь близко стоящую к таким вечным вопросам, волнующих любого человека, как жизнь и смерть. Именно поэтому в русской религиозно-философской традиции проблемам пола и любви уделено так много внимания.

Постановка вопроса о поле и половой любви и попытки его решения, предлагаемые русской религиозно-философской мыслью, отчасти были продиктованы социокультурными, экономическими и политическими условиями.

Но главная причина заинтересованности представителей русской религиозно-философской мысли этой проблематикой заключается в том, что то или иное решение вопроса пола и половой любви в рамках индивидуальной человеческой жизни связывается либо с препятствиями на пути духовного совершенствования человека, в соответствии с концепциями тех или иных философов, либо, напротив, считается фактором, способствующим этому совершенствованию.

Анализ концепций пола и половой любви в истории русской религиозно-философской мысли представляется весьма актуальным. Во-первых, многие современные социально-философские концепции вообще исключают из своего рассмотрения проблематику онтологии любви; и это ведет к тому, что тема пола и половой любви не получает достаточной разработки в философии, а становится предметом исключительно естественнонаучного исследования. В результате половую любовь перестают отличать от животной страсти и считают чем-то вроде "поэтизированного полового влечения", а именно против этого боролась русская религиозно - философская мысль.

Во-вторых, актуальность темы отчасти продиктована тем, что рассмотрение брака и семьи вне онтологии любви приводит к выхолащиванию их духовного смысла, который в русской философской мысли конца XIX - начала XX века становится предметом детального исследования.

В-третьих, данное исследование актуально, поскольку, по самой логике развития философской мысли, получившей в настоящее время значительную степень свободы, существует необходимость обращения к русскому религиозно-философскому наследию: и это обращение может способствовать открытию новых способов объяснения места и роли пола и половой любви в истории культуры и философии.

Теперь следует сказать о степени разработанности проблемы, которая поднимается в данной работе.

Проблема половой любви является сквозной проблемой, проходящей через всю историю философской мысли. Она становилась предметом обсуждения философов и богословов. Значительную роль в ее исследовании сыграли идеи античных философов Эмпедокла, Платона, Плотина1 , отцов христианской церкви Оригена, Симеона Нового Богослова, Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, немецких мистиков Я.Беме, Ф.Баадера , представителей русской философии любви В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.Д.Успенского, А.Е.Жураковского, С.Л.Франка, В.В.Розанова, И.А.Ильина, П.А.Флоренского,

1 См., например: Антология мировой философии: В 4 т. - М., 1969. - Т. 1; Платон. Пир// Платон. Собр. соч. в 4 т. - Т. 2/ Общ. ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. - М., 1993; Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

2 См., например: Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: 1991; Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. - М., 1995; Ориген. О началах. -Рига, 1936; Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста в 12 т. - Т.4. Кн. 1: Беседы на книгу бытия. - М., 1994; Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М., 1992.

3 См.: Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989.

С.В.Троицкого1, индуистских мыслителей С.Вивекананды и Рамакриш-ны2 и др.

В недалеком прошлом и в настоящее время эта тема разрабатывалась и разрабатывается специалистами по истории философии3. Среди них - Ю.Н.Давыдов, А.И.Абрамов, В.П.Шестаков, С.Г.Семенова4, посвятившие свои работы теме любви в русской философии, А.Н.Чанышев5, внесший вклад в исследование античной философии любви, С.С.Аверинцев и В.В.Бычков, предлагающие свои подходы к изучению христианской философии любви, И.С.Нарский, Р.Г.Подольный,

1 Бердяев H.A. Смысл творчества. - Гл.8: Творчество и пол. Мужское и женское; Гл.9: Творчество и любовь. Брак и семья// Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989; Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. - М., 1994; Жураковский А.Е. Тайна любви и таинство брака// Христианская мысль. - 1917. - Январь; Ильин И.А. Собр. соч.: В 2 т. - Т. 1: Нравственная философия. - М., 1993; Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства// Розанов В.В. Уединенное. - М., 1990; Соловьев B.C. Смысл любви// Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. - 2-е изд. - Т. 2. - М., 1990; Троицкий С. Христианская философия брака// Русский эрос, или Философия любви в России. - М., 1991; Успенский П.Д. Новая модель Вселенной: Пер. с англ. - Гл.12: Пол и эволюция. - Спб., 1993; Франк С.JI. Непостижимое. - Гл. 6: Трансцен-дирование во-вне: отношение "я - ты"// Франк СЛ. Сочинения. - М., 1990 и др.

2 Вивекананда С. Божественная любовь. Женщина Индии. - Спб., 1992; Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. - М., 1991.

3 Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - 624 е.; Русская философия: Словарь / Под общ. ред. Н.А.Маслина. - М.: Республика, 1995

4 См., например: Абрамов А.И. Метафизика пола и философия сердца в русской философской культуре// Философия любви: В 2 т. / Под общ. ред. Д.П.Горского; Сост. А.А.Ивин. Т. 1. - М., 1990; Семенова С.Г. "Любовь - это стремление к бессмертию."// Там же; Русский Эрос, или философия любви в России/ Сост. и авт. вступ. ст. В.П.Шестаков. -М., 1991; Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. - М., 1989.

5 Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции// Философия любви: В 2 т. / Под общ. ред. Д.П.Горского; Сост. А.А.Ивин. Т. 1. - М., 1990.

А.Рубенис, В.М.Розин, Ю.Б.Рюриков1, проследившие путь развития философии половой любви от античности до наших дней.

Над исследованием проблемы половой любви в современном мире работали В.Д.Губин, Т.А.Кузьмина, И.С.Кон, Ю.Б.Рюриков, Г.Я.Стрельцова, Г.Померанц, А.А.Ивин, И.В.Дорно, В.М.Розин2. Тема половой любви в древней Индии представлена в работах Р.Шапинской.

Весьма широко проблема половой любви разработана в рамках христианской религиозно-философской традиции, которую, как известно, основательно поддерживали русские религиозные философы вплоть до первой половины XX века. Не утрачена роль этой традиции и в наши дни, и в этой связи интерес представляют, к примеру, работы о.Николая Балашова, о. Сергия Четверикова, диакона Андрея Кураева3, а также нрав

1 См.: Аверинцев С.С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи// Русская мысль. 1996. N 4131(20 июня) - 4132 (27 июня); Бычков В.В. Идеал любви христианско-византийского мира// Философия любви: В 2 т. - Ч. 1. - М., 1990; Нарский И.С. Тема любви в философской культуре Нового Времени// Там же; Рубенис А. Сущность любви - тема философского размышления// Там же; Рюриков Ю.Б. Любовь: ее вчера, сегодня, завтра. - Минск, 1986; Мир и эрос: Антология философских текстов о любви/ Сост. Р.Г.Подольный. - М., 1991; Розин В.М., Шапинская Р. Природа любви. - М., 1993.

2Губин В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца// Философия любви: В 2 т. - Ч. 1/ Под общ. ред. Д.П.Горского. - Сост. А.А.Ивин,- М., 1990; Ивин A.A. Многообразный мир любви // Там же; Кузьмина Т.А. Любовь как моральный принцип// Там же; Стрельцова Г.Я. Судьба любви сегодня (Нравственно-психологический очерк)// Там же; Дорно И.В. Современный брак: Проблемы и гармония. - М., 1990; Кон И.С. Вкус запретного плода. - М., 1992; Померанц Г. Авторитет любви// Знамя. 1997. N 1; Розин В.М., Шапинская Р. Природа любви. - М., 1993; Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. -М., 1990.

3 См., например: Балашов Н., о. Искусственное оплодотворение: что думают православные? // Человек. 1995. N 3; Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции: В 2 т. - Т. 1: Религия без Бога. - М., 1997; О христианской семье. - М., 1996. ственно-религиозные размышления С.С.Аверинцева относительно нравственно-духовного смысла любви и брака как таинства1.

Тема половой любви разрабатывалась не только в православной, но и в католической традиции, - в частности, в работах К.Войтылы (Папы Иоанна Павла II) , а также в исследованиях философов-протестантов . Кроме того, исследовали половую любовь такие представители зарубежной философии XX века, как К.Льюис, Э.Фромм, Ф.Альберони и др.4

Объектом настоящего исследования являются некоторые философские и религиозно-философские концепции пола и любви разработанные, в рамках русской философской мысли конца XIX - начала XX века. Соответственно, предметом исследования являются подходы к проблеме пола и половой любви, развиваемые представителями этих концепций.

Основная цель настоящего исследования - выявить место проблемы пола и половой любви в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века и исследовать пути ее решения.

Для осуществления этой цели поставлены следующие основные задачи:

1.Выявить основные подходы русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века, исследующие пол и половую любовь, а также то место, которое они им отводят в жизни личности и в человеческой культуре. Показать как их специфические черты, так и сходство в подходе к данной проблематике.

1 Аверинцев С.С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи// Русская мысль. 1996. N 4131(20 июня) - 4132 (27 июня).

2Войтыла К. (Иоанн Павел II). Любовь и ответственность. - М., 1993.

3 См., например: Яндиан Б. Одна плоть. - Минск, 1995.

4 См., например: Альберони Ф. Дружба и любовь: Пер. с итал. - М., 1991; Льюис К. Любовь// Вопр. филос. 1989. N 8; Фромм Э. Искусство любить// Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. и нем. - М., 1992.

2. Исследовать пути построения онтологии пола и любви в русской религиозно - философской мысли конца XIX - начала XX века, а также проследить связь с онтологией пола и любви в античной философии, в христианской религиозной и философской мысли, в индуизме и в некоторых концепциях индуистской философии, а также в суфизме.

3. Дать анализ концепций, базирующихся на том или ином толковании онтологии любви - концепций, признающих духовную значимость половой любви, и концепций, отрицающих возможность духовного роста при использовании половой любви в качестве ступени духовного совершенствования.

4. Рассмотреть пути обоснования духовного смысла пола и половой любви в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века в концепциях, признающих за полом и половой любовью право быть одной из главных ступеней восхождения к Богу.

5. Показать формы обоснования русской религиозно-философской мыслью а) духовного смысла брака и его понимания как таинства "вышеличного соединения", как необходимой формы реализации пола и половой любви и преобразования любви к одному человеку в любовь ко всем людям; б) половой любви в браке как нравственного подвига.

Структура исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Филькин, Андрей Николаевич

Заключение.

Подводя итог данного исследования, необходимо отметить, что анализ концепций половой любви в религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века не только вносит вклад в изучение наследия, оставленного русскими религиозными мыслителями, но и позволяет наметить некоторые ориентиры для трактовки современных антропологических проблем.

Несмотря на то, что подходы русских религиозных мыслителей к решению проблемы соотношения категорий "любовь" и "половая любовь" были различными, русская религиозно-философская мысль, тем не менее, не может представить себе разрешения этой проблемы вне сферы глубокого онтологического исследования, основанного, как правило, на том или ином толковании Священного Писания. В целом можно говорить об определенной эволюции в решении этой проблемы, во многом зависящей от онтологических оснований, которые принимает тот или иной мыслитель, а также от того, насколько эти основания позволяют ему включать в сферу своего исследования такие категории, как телесность и сексуальность (в широком и узком смысле).

1 "Люби, и тогда делай, что хочешь" (лат.) (Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 2: Средневековье. - Спб., 1994. С. 74).

2 От Иоанна святое благовествование. 4:16// Библия. Книги Нового Завета. L.: Clays Ltd., 1992. С. 183.

На многих русских мыслителей оказала большое влияние древнегреческая философская мысль в лице Платона и неоплатоников. Увлеченная поиском вечного и неизменного Абсолюта, она лишила половую любовь духовного статуса, считая, что любовь к преходящему не может на этот статус претендовать; кроме того, хотя продуктом такой любви и является прорыв к бесконечности, то это прорыв к "дурной бесконечности". Такая постановка проблемы не удовлетворяла русскую религиозно-философскую мысль, которая стала искать обоснование половой любви в христианской онтологии.

В христианстве любовь становится мистической силой отношения Бога к своему другому (то есть к творению) и, соответственно, смыслом существования тварного бытия. Кроме того, она становится главной силой, связывающей личность с Богом, и главным путем богопознания. Тем не менее, в христианстве существовало авторитетное богословское направление, отрицающее возможность духовного восхождения к Богу через половую любовь. Более того, это направление отрицало вообще всякую значимость каких бы то ни было проявлений пола для духовного совершенствования человека. Основанием подобного заключения являлось, во-первых, утверждение о том, что пол есть результат грехопадения, а во-вторых - точка зрения, опирающаяся на текст из Нового Завета, согласно которому "на небесах не женятся и не выходят замуж".

В индуизме, который намного меньше, чем христианство, повлиял на становление мировоззрения русских философов, также сильно проявляется тема асексуальности духа. При этом индуистские богословы особенно обращали внимание на то, что за пределами человеческой любви человек способен прозревать сам принцип единобытия сущего, видеть главный источник любви, а не только довольствоваться ее внешними проявлениями.

Тем не менее, можно сказать, что и в христианстве, и в индуизме, и в суфизме в той или иной мере присутствует традиция толкования любви земной как некоего прообраза любви Божественной; и в брачной половой любви многие русские религиозные философы также увидели средство служения Богу. Использование половой мистики как средства описания состояний души, ищущей Бога, становится транскультурной константой, характерной для многих религиозных систем: Песнь песней в Библии, средневековая индийская поэзия, суфийская мистика. Столь же универсальными становятся предупреждения русских религиозных мыслителей не принимать "тень любви", т.е. земную любовь в различных ее проявлениях, за настоящую Любовь, понимаемую как главный принцип отношения человеческой души и Бога.

И все же поиски путей включения половой любви в процесс религиозно-духовного совершенствования человека предпринимались русскими религиозными мыслителями, и в большей степени - в православной традиции. Это связано с тем, что христианское отношение к телу коренным образом отличается от пифагорейско-платоновского и индуистского, где тело мыслилось либо как "темница души", либо как иллюзия, мешающая душе осознать саму себя.

В свою очередь, русские религиозные мыслители, концепции которых вместили половую любовь как необходимую ступень духовного роста, использовали два способа обоснования.

B.С.Соловьев и Н.А.Бердяев считали, что половая любовь имеет духовную ценность сама по себе, вне брака и деторождения, поскольку "семья является могилой любви". Главный пафос этих концепций - утверждение бессмертной индивидуальности против "дурной бесконечности" родовой жизни. В качестве обоснования духовной ценности половой любви они использовали идею андрогинизма, подкрепляемую христианской идеей телесного воскресения.

C.Н. Булгаков, И.А.Ильин и А.Е. Жураковский выбрали несколько иной путь обоснования. Они считали, что духовная ценность половой любви раскрывается в христианском таинстве брака и, следовательно, - в жизни семьи и деторождении. Для обоснования этой точки зрения использовалось христианское толкование семьи как малой церкви, уподобляющее отношения в семье отношениям Христа и Церкви. Освящаются эти отношения таинством брака как таинством вышеличного соединения. Эта идея, помимо христианства, встречается также в конфуцианстве, индуизме и в древнегреческой религии.

Можно проследить следующую эволюцию решения вопроса духовной значимости половой любви в истории русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX века: от концепций, тяготеющих к аскетизму и отрицанию половой любви и основывающихся на отрицании телесности и неразвитой индивидуальности, - к концепциям, включающим половую любовь в процесс религиозного духовного становления человека. Основанием для включения половой любви в процесс духовного совершенствования становится христианская идея возрождения телесности и новое понимание индивидуальности, предложенное в работах В.С.Соловьева и Н.А.Бердяева. Это понимание не противопоставляет половую любовь и любовь к Богу, а, напротив, пытается рассматривать половую любовь как необходимую ступень духовного продвижения, связанную с восстановлением единства человеческого существа, разделенного по признаку пола. Процесс преодоления противоположения духа и тела, по словам В.С.Соловьева, есть "путь высшей любви, совершенно соединяющей мужеское с женским, духовное с телесным. божеское с человеческим"1.

Итак, исследования русских религиозных философов в области пола и половой любви носят глубокий онтологический характер. При этом главное основание метафизики пола русские религиозные философы усматривают в христианской онтологии, вобравшей в себя неко

1 Соловьев B.C. Жизненная драма Платона// Соловьев B.C. Сочинения: В

2 т. - Т. 2.-М., 1990. С. 619.

109 торые идеи античной философии. Влияние восточной мистики на их исследования, посвященные данной проблематике, значительно менее существенно.

В русской метафизике пола XIX - начала XX вв. имеют место полярно противоположные взгляды на значимость пола и его проявлений в духовной жизни человека: эта значимость либо признается, либо совершенно отрицается. Весьма различны сами способы построения метафизики пола, признающей его духовную значимость: она строится либо на основании отношения Бога и Его творения (как в философии любви В.С.Соловьева), либо на основании обожествления самих проявлений пола (как у В.В.Розанова).

Проблема пола в русской религиозно-философской мысли разработана весьма подробно и содержательно и в этом смысле вносит большой вклад в историю мировой философии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Филькин, Андрей Николаевич, 1999 год

1. Абрамов А.И. К вопросу о преемственности философских идей Вл. Соловьева в русском религиозном ренессансе начала XX века // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX- начала XX вв. М.: Изд-во ИФ АН СССР, 1989. С. 70-85.

2. Абрамов А. И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви: В 2 т. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин М.: Политиздат, 1990. - Т. 1. - С. 149161.

3. Аверинцев С. С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи // Русская мысль. 1996. - N 4131 (20 июня) -4132 (27 июня). С. 16 - 17.

4. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. 158 с.

5. Альберони Ф. Дружба и любовь: Пер. с итал. Общ. ред. А. В. Мудрика. М.: Прогресс, 1991. - 320 с.

6. Андреев Ю. А. Мужчина и женщина: Путь человеческий путь звездный. Спб.: Респекс, 1994. - 368 с.

7. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1969. - Т.1. - 936 с.

8. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М.: Издательская группа "Прогресс", 1994. 208 с.

9. Атхарваведа. Избранное. перевод Т. Я. Елизаренковой. - М.,1967.

10. Ю.Балашов Н., о. Искусственное оплодотворение: что думают православные?//Человек. 1995. - N3.-C. 77-81.

11. П.Бердяев H.A. Основная идея Вл. Соловьева// Н.А.Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. С. 4450.

12. Бердяев H. A. Смысл творчества. Гл. 8: Творчество и пол. Мужское и женское; Гл. 9: Творчество и любовь. Брак и семья // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. С. 399 - 436.

13. Бердяев Н. А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.:-Прометей, 1989. - 158 с.

14. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 416 с.

15. Бычков В. В. Идеал любви христианско-византийского мира // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин - М.: Политиздат, 1990. С. 68 - 109.

16. В мире мудрых мыслей / Под. ред. А. Г. Спиркина. М.: Знание, 1962.-332 с.

17. Величко B.JI. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. 2-е изд. Спб., 1903. 208 с.

18. Вивекананда С. Божественная любовь. Женщина Индии. Спб.: Петроградский и К°, 1993. - 48 с.

19. Вивекананда С. Мой учитель. Практика религии. Спб.: Петроградский и К°, 1992. - 26 с.

20. Вивекананда С. Веданта как религия будущего? СПб.:Петроградский и К°, 1991. 22 с.

21. Войтыла К. (Иоанн Павел 2). Любовь и ответственность,- М.: Кругъ, 1993. 349 с.

22. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов /Под общ. ред. П. С. Гуревича: пер. с англ. М.: Республика, 1995. -691 с.23 .Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 368 с.

23. Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии: Пять избранных портретов. М.: Феникс, 1994. - 180 с.

24. Губин В. Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин -М.: Политиздат,1990. С. 231 - 253.

25. Гулыга А. Философия любви // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1990. С. 40.

26. Гусейнов А. А. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. -589, 3. е., ил.

27. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Мол. гвардия, 1989. - 317 3. е.: ил.

28. Добрович А. Б., Ясицкая О. А. Милые бранятся. М.: Моск.рабочий,1988. - 174 с. - (Семейный круг).

29. Дорно И. В. Современный брак: Проблемы и гармония. М.: Педагогика, 1990. 272 с.

30. Ершов М.Н. Пути развития философии в России. Владивосток, 1922. 67 с.

31. Женщина, брак и семья до начала Нового Времени: демографический и социокультурный аспекты / РАН, Ин-т всеобщей истории; отв. ред. Бессмертный Ю. Л. М.: Наука, 1993.

32. Жураковский А. Тайна любви и таинство брака // Христианская мысль. -1917. Январь. - С. 61 - 75.

33. Зб.Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев: СИНТО, 1993. - 128 с.37.3еньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. Л.: "Эго", 1991.255 с.38.3еньковский B.B. История русской философии: В 2 т. Т. 2. Ч. 2. Л.: "Эго", 1991.269 с.

34. Ивин А. А. Многообразный мир любви // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А.Д.Горского; Сост. А.А.Ивин - М.: Политиздат, 1990. С. 380 - 509.

35. Ильин И. А. Собр. соч. в 2 т. Т. 1: Нравственная философия. -М.: Медиум, 1993. - 510 с.

36. История философии: Запад Россия - Восток. - Кн.1: Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995. -480 с.

37. Книга Екклесиаста, или ПроповедникаУ/Библия,- Книги Ветхого Завета. L.: Clays Ltd, 1992. С. 666 - 674.

38. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. - 336с.

39. Кон И. С. Вкус запретного плода. М.: Мол.гвардия, 1992. - 365 3. е.: ил.

40. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. -2-е изд., переработ, и доп. М.: Политиздат, 1987. - 350 е.: ил. - (Личность. Мораль. Воспитание).

41. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988. - 270 с.

42. Коран. Внешторгиздат. - Изд. N 1781р.

43. ЗО.Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980. 309 с.

44. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание, 1988. 64 с.

45. Кузьмина Т. А. Любовь как моральный принцип// Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин -М.: Политиздат, 1990. С. 254 - 267.

46. Кураев А., диакон. Раннее христианство и переселение душ. -М.: Гнозис, 1996. 191 с.

47. Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и православии): В 2 т. Т. 1: Религия без Бога. - М.: Отчий дом, 1997.

48. Кураев А., диакон. Христианская философия и пантеизм. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. - 227 с.

49. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. 496 с.

50. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1994. 230 с.

51. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

52. Льюис К. Любовь // Вопр. филос. 1989. - N 8. - С. 107 - 139.

53. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992.-432 с.

54. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. - 4.1. - С.18.

55. Марцинковский В.Ф. Владимир Соловьев и Евангелие. Чикаго, 1990. 64 с,

56. Мастере У. и др. Мастере и Джонсон о любви и сексе: В 2 ч,-ч.1 / У. Мастере, В. Джонсон, Р. Колодны; Пер. с англ. Н. М. Пивоваре-нок, Т. П. Романовой, Е. А. Ябдочкиной. Спб.: СП "Ретур", 1991. - 264 е.: ил.

57. Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

58. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение// Мо-чульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. С. 63-216.

59. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов/ Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995. -236 с.

60. Никхилананда С. Вивекананда: Краткая биография. Спб.: Петроградский и К°, 1991.- 62 с.

61. Ничипоров Б. Введение в христианскую психологию. М.: Школа -Пресс, 1994. - 192 с.710 христианской семье. М.: Писатель, 1996. - 32 с.

62. Об охранении души и тела в чистоте целомудрия против искушений блудной страсти: Изречения св. отцев из 2 го толщ Добротолю-бия в русском переводе епископа Феофана. - М.: Русский Хронографъ, 1995.-48 с.

63. От Иоанна святое благовествование// Библия,- Книги Нового Завета. L.: Clays Ltd, 1992. С. 100 - 129.

64. От Матфея святое благовествование // Библия,- Книги Нового Завета. L.: Clays Ltd, 1992. С. 1 - 37.

65. Первое послание к коринфянам святого апостола Павла // Библия. Книги Нового Завета. - L.: Clays Ltd, 1992. С. 204 - 218.

66. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова // Библия. Книги Нового Завета. - L.: Clays Ltd, 1992. С. 180 -184.

67. Платон. Пир // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо - Годи; Пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1993. С. 81 - 134.

68. Померанц Г. Авторитет любви // Знамя. 1997. - N 1. - С. 144152.

69. Послание к евреям святого апостола Павла // Библия,- Книги Нового Завета. L.: Clays Ltd, 1992. С. 263 - 274.

70. Послание к эфесянам святого апостола Павла // Библия,- Книги Нового Завета. L.: Clays Ltd, 1992. С. 234 - 239.

71. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1: Античность. - Спб.: ТОО "Петрополис", 1994. - 336 с.

72. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2: Средневековье. - Спб.: ТОО "Петрополис", 1994. - 368 с.

73. Розанов В. В. Люди лунного света: Метафизика христианства // Розанов В. В. Т. 2. Уединенное. М.: Правда, 1990 (Из истории отечественной философской мысли: Приложение к журналу "Вопросы философии"). С.7 -194.

74. Розанов В. В. Опавшие листья (1-й короб) // Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. С. 387 - 524.

75. Розанов В. В. Уединенное // Розанов В. В. Т.2: Уединенное.-М.: Правда, 1990 (Из истории отечественной философской мысли: Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 195 276.

76. Розин В. Шапинская Р. Природа любви. Москва, 1993. - 176 с.

77. Роллан Р. Жизнь Рамакришны; Жизнь Вивекананды: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

78. Рубенис А. Сущность любви тема философского размышления // Философия любви: В 2 т. - 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин - М.: Политиздат, 1990. С. 205 - 230.

79. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. - 624 с.

80. Русская философия: Словарь / Под общ. редакцией Н.А.Маслина. М.: Республика, 1995. - 655 с.

81. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков; Коммент. А. Н. Богословского. М.: Прогресс, 1991. -448 е.: ил.

82. Рюриков Ю. Б. Детство человеческой любви // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин -М.: Политиздат, 1990. С. 11 - 35.

83. Рюриков Ю. Б. Любовь: ее вчера, сегодня и завтра. Минск: Университетское, 1986. -271 с.

84. Рюриков Ю. Б. Любовь: ее настоящее и будущее // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин -М.: Политиздат, 1990. С. 268 - 330.

85. Рюриков Ю. Б. Мед и яд любви. М.: Молодая гвардия, 1990. -446 с.

86. Священник Михаил (Труханов). Мысли христианина о браке. -ML, 1998. 78 с.

87. Священник Михаил (Труханов). Прикосновение любви. М., 1994. - 183 с.

88. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. - 309 с.

89. Семенова С. Г. "Любовь это стремление к бессмертию."// Философия любви: В 2 т. - 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин - М.: Политиздат, 1990. С. 162 - 204.

90. ЮО.Сербиненко В.В. Вл.Соловьев: Запад, Восток и Россия. М.: Наука, 1994. 208 с.

91. Ю1.Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: Пер. с болг. М.: Республика, 1992.- 173 с.

92. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.

93. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов

94. B. С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

95. Солнечная тропа: Фрагменты из работ Матери и ее бесед с учениками: Пер. с англ. А. В. Цветова. Одесса: Весть, 1992. - 203 с.

96. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. 2-е изд.- Т.2. - М.: Мысль, 1990. С. 582 - 625.

97. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. 2-е изд. - Т.1. - М.: Мысль, 1990. С. 47 - 548.

98. Соловьев В. С. Смысл любви // Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. 2-е изд. - Т.2. - М.: Мысль, 1990. С. 480 - 547.

99. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. 2-е изд.- Т.2. - М.: Мысль, 1990. С. 234.

100. Стендаль. О любви // Стендаль. О любви. Новеллы: пер. с фр. М.: Правда, 1989. С. 17 - 354.

101. О.Стрельцова Г. Я. Судьба любви сегодня (Нравственно-психологический очерк) // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин - М.: Политиздат, 1990. С. 331 -379.

102. Ш.Тарковский А. А. Первые свидания // Тарковский А. А. Благословенный свет: Избранные стихотворения. Спб.: Северо-Запад, 1993.1. C. 248.

103. Тираспольский JI. Можно ли понять, что такое суфизм? // Наука и религия. 1996. - N 2. С. 48 - 50.

104. З.Толстой JI. Н. Крейцерова соната. Послесловие // Толстой JI. Н. Собр. соч.: В 22 т.- т. 12. - М., 1982. С. 197 - 210.

105. Троицкий C.B. Философия христианского брака. Киев: Задруга, 1996. - 132 с.

106. Узы брака, узы свободы / Сост. Т. Разумовская. М.: Мол. гвардия. - 222 2. с. (Компас).

107. Успенский П. Д. Новая модель Вселенной: Пер. с англ. Глава 12: Пол и эволюция. - Спб.: Издательство Чернышева, 1993. С. 527 - 560.

108. И7.Успенский П. Д. TERTIUM ORGANUM: Ключ к разгадкам мира. Спб.: Андреев и сыновья, 1992. - 241 с.

109. Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин - М.: Политиздат, 1990. - 510 с.

110. Философия любви: В 2 т. 4.2: Антология любви / Сост. А. А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - 605 с.

111. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

112. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины: в 2-х ч. М.: Правда, "Вопросы философии", 1990. - 840 с. (490 с.+ 350 е.).

113. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. М.: ПАИМС, 1992. - 240 с.

114. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев: "Путь к истине", 1991. 600 с.

115. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989. - 576 с. (Памятники философской мысли).

116. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, 511 с.

117. Франк С. Л. Непостижимое. Гл.6: Трансцендирование вовне: отношение "я-ты" // Франк С. Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990 (Из истории отечественной философской мысли: Приложение к журналу "Вопросы философии"). С. 347 - 385.

118. Фреймарк Г. Магия и сексуальность: Пер. с нем. Спб.: Сфинкс, 1912. - 208 с.

119. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем. и англ. М.: Республика, 1992. С. 109 - 164.

120. Христианская жизнь по Добротолюбию. Харбин: Изд-во Ка-занско-Богородицкого мужского монастыря, 1930.

121. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб.пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1991. - 512 с.

122. Чанышев А. Н. Любовь в античной Греции // Философия любви: В 2 т. 4.1. / Под общ. ред. А. Д. Горского; Сост. А. А. Ивин - М.: Политиздат, 1990. С. 36 - 67.

123. Шапошников Л.Е. В.С.Соловьев и православное богословие. М.: Знание, 1990. 64 с.

124. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. 222 с.

125. Шримад Бхагаватам. Вторая песнь: Космическое проявление. - М,- Ленинград - Калькутта - Бомбей - Нью-Дели: The Bhaktivedanta Book Trust, 1992.-750 с.

126. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

127. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. -Гл.10: Брак как психологическое отношение. М.: Прогресс, "Универс", 1994. С. 204-218.

128. Яндиан Б. Одна плоть. Минск: Благая весть, 1995. - 265 с.

129. George М. Mystische und Religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs. Gottingen, 1988. 384 .

130. Sutton J. The religious philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a reassessment. Basingstoke; L.: Macmillan press, 1988. 247 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.