Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Шарановская, Юлия Викторовна

  • Шарановская, Юлия Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 179
Шарановская, Юлия Викторовна. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Тула. 2011. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шарановская, Юлия Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Философия пола и добродетель целомудрия в русской этико-философской традиции

§ 1. Понятие целомудрия и способы его истолкования в истории культуры.

§ 2. Целомудрие в русской религиозно-нравственной традиции и философии пола и любви в России.

ГЛАВА 2. Целомудрие как ценность в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого

§ 1. Формирования идеи целомудрия в жизни и творческом наследии Л. Н. Толстого.

§ 2. Практическое преломление идеи целомудрия в духовно-нравственном опыте толстовского движения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого»

Актуальность исследованиям В, современном обществе, где стали привычными V ' понятия «свободная любовь», «гражданский брак», «безопасный секс», «однополые отношения», практически не осталось места для добродетели целомудрия, которая на протяжению многих веков относилась к. разряду высших^ духовно-нравственных ценностей. В» то же время! особенно в . последние десятилетия вопросьт целомудрия приобрелг особую остроту и актуальность, что* связано в первую очередь с низким, уровнем нравственности в подростковой и молодежной среде!.

В обыденном сознании» целомудрие связанно с религиозной, традицией контроля сексуальности и> фактически* отождествляется с состоянием девственности, т.е. является* чисто физиологической- характеристикой. В.Н. Назаров отмечает, что современный русский язык сузил значение этого слова до «материально-телесного смысла, превратив его чуть ли ни в специальный термиш из медицинского лексикона»2. На искажение истинного смысла понятия* «целомудрие» еще в 1923 г. указывал немецкий философ и писатель Абд-ру-шин. По его мнению, понятие целомудрия «настолько невероятно сужено-земными людьми, что ничего не осталось от его реального значения; более того, понятие это получило ложное направление, естественным следствием чего явилось его искажение.»3.

Проведенный в исследовании анализ литературы, посвященной вопросам целомудрия; показал, что данное понятие, неразрывно связанное с телесным началом в человеке, в большей степени относится к области души и духа, отражая телесно-душевную и духовную целостность человеческого бытия, и связано с высшими жизненными идеалами человечества.

1 Об этом также можно судить по количеству интернет-сайтов как религиозного, так и светского содержания, освещающих данную предметную область.

2 Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1993. С. 266.

3 Абд-ру-шин. В Свете Истины. Послание Грааля [ЪМр.'/Луууш.оЬг^еше]

В. А. Разумный, справедливо- отмечает, что в сознании; большинства людей произошло перерождение полового общения в индустрию сексуальных развлечений;, где: уже: не важен партнер; с его чувствами и ценностями, безразличен окончательный результат - продолжение человеческого рода и появление здорового совершенного потомства-.

В условиях духовного кризиса, .российского / общества, на< который указывается в «Основах социальной концепции? российской) православной церкви» (2008), вопросы, связанные с добродетелью целомудрия, представляются- . основополагающими в процессе нравственного оздоровления общества.

Актуальность данного исследования заключается в том, что целомудрие? в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого отнесено к, высшим духовным идеалам человечества, пробуждающим- нравственные: чувства и стремление к духовному преображению, является одной* из ключевых ценностей толстовского учения, определяющей не только нравственное поведение индивида, но и формирующей парадигму человеческой жизни в целом.

Для Л. Н. Толстого жизнь человека - это «борьба тела с духом», «все большее и большее освобождение духа от тела». Единственной достойной целью жизни человечества Толстой считает единение всех людей в любви, определяя} любовь« какстремление к соединению человеческой души с Богом и душами других существ. Преодоление «тайны раздвоения», ставшее: одной из центральных тем; позднего творчества Л. II. Толстого, заключается в стремлении к установлению целомудренных отношений между полами, целомудренной любви как высшего духовного блага.

В творчестве Л. Н. Толстого: обнаруживаются? идеи; созвучные современным проблемам, связанным с духовным кризисом общества. Именно Л. Н. Толстой в конце XIX века наиболее остро и открыто привлек внимание общественности к проблеме взаимоотношения полов, выразив.

4 Разумный В. А. Венец творения или ошибка природы. М., 2002. С. 24. необходимость их коренного пересмотра и провозгласив их идеалом целомудренные отношения и любовь, отнеся эти вопросы к тем первоочередным задачам, поиск решения которых «должен > быть осуществлен в России* в ближайшем будущем». По словам-Б. П. Вышеславцева, эти задачи были поставлены Л. Н. Толстым перед человечеством «как трагические проблемы совести»5.

Современные проблемы, связанные с нормами сексуальной морали, духовным кризисом общества, во многом созвучны процессам, протекавшим в России в конце XIX - начале XX вв. Поэтому обращение к идее целомудрия в творческом наследии Л. Н. Толстого, на наш взгляд, является актуальной и своевременной.

Степень разработанности, проблемы. Этика пола и феномен-целомудрия г в творческом наследии Л. Н. Толстого являются проблемой практически не изученной. В настоящее время в отечественной литературе отсутствуют исследования, рассматривающие место и значение добродетели целомудрия в нравственно-религиозном учении Л. Н1 Толстого. Тема целомудрия как этической ценности* в учении Л. Н. Толстого не являлась предметом систематического исследования.

Отсутствие исследований, в комплексе охватывающих эмпирический материал диссертационной работы и ее теоретическую основу, предполагает, что в данной работе автор опирается на исследования, которые можно сгруппировать следующим образом:

- теоретические исследования, рассматривающие феномен целомудрия как проблему;

- теоретические исследования феномена любви и брака;

- работы, посвященные анализу религиозно-философского учения Л. Н. Толстого;

5 Вышеславцев Б. П. Лев Толстой // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. С. 460.

- художественные и религиозно-нравственные произведения, дневники и переписка Л. Н: Толстого.

В1 свою очередь, в группе теоретических исследований, анализирующих целомудрие как проблему, можно выделить следующие направления:

- Религиозно-этическое, представленное трудом Г.И. Шиманского «Христианская добродетель, целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников' Церкви», в котором дан целостный анализ христианского идеала целомудрия; оценка и интерпретация * добродетели целомудрия, в толкованиях Святых Отцов христианской* Церкви. Целомудрие рассматривается как общехристианская добродетель, указывающая на «умудренную целость» внутреннего мира человека.

- Этико-фшософское: В.Н. Назаров в работе «Феноменология' мудрости» раскрывает значение целомудрия через этимологическую сопричастность феномену мудрости6. A.A. Гусейнов рассматривает целомудрие как нравственный феномен, не имеющий абсолютного безусловного значения и не принадлежащий к разряду неизменных ценностей, а зависящий от реальных форм жизнедеятельности общества .

Понятие целомудрия неразрывно связано с такими категориями как половая любовь и брак. В теоретических исследованиях феномена любви и брака в истории можно выделить следующие направления: а) культурно-историческое, представленное следующими работами-по истории любви и половой морали: А. В. Сосновский «Лики любви: о

Очерки истории половой морали» ; В. И. Розин «Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание»9; Рэй Тэннэхилл «Секс в истории»10; Э. Фукс «История нравов»11; «Мир и эрос:

6 Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образцы мудреца в истории культуры. Тула, 1993.

7 Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гв., 1988.

8 Сосновский А. Лики любви: Очерки истории половой морали. М.: Знание, 1992.

9 Розин В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М.: Логос, 1999.

10 Тэннэхилл Р. Секс в истории. М.: Крон-пресс, 1995.

11 Фукс Э. История нравов. Смоленск: Русич, 2002.

12

Антология философских текстов о любви», составленная' Р. Г. Подольным

1991); антология' «Философия, любви», включающая в себя, работы

11 известных специалистов- в сфере историко-философской науки , а также антологиями «Русский Эрос, или Философия* любви в. России» ('1991) и «Философия любви в России» (1995) В: П. Шесткова и др.; б) культурно-антропологическое. В? исследовании А. М; Страхова-, «Философская? антропология: эволюции- образов- пола и любви^ в отечественной4, культуре последних столетий»' с позиций антропологической»рефлексии, взаимоотношения* полов, в духовной'*культуре России XIX - XX вв., анализируются'взгляды Л. Н. Толстого на! пол; и брак, на женское целомудрие с точки зренияг.гендерных различий14. в) историко-философское п р ед став л ен о раб отам и по проблемами пола И' любви.' таких, видных русских философов? как Вл. Соловьев, В: В: Розанов, Н: Ф. Федоров, выступающих в качестве^ оппонентов Л. Н. Толстого и создавших оригинальные философские концепции.

В теоретических исследованиях, в основу которых положен анализ религиозно-философского учения Л'. Н. Толстого; выделяются следующие направления: а) исследования проблемы любви- и брака в жизни и творчестве Л. N. Толстого представлены исследованиями: В.Ф: Асмус, Л. Аксельрод-Ортодокс, Н. Никитинощ И.А. Жеребкиной, Н.И. Бурнашёвой, Б.С. Мейлах и др. 1 Среди фундаментальных трудов, представляющих интерес в рамках данного исследования, выделим следующие — В. Жданов, «Любовь в жизни

Льва Толстого» (1928), И. Б. Мардов, «Лев Толстой: Драма и величие-любви.

Опыт метафизической биографии)» (2005), П. Басинский, «Лев Толстой: бегство из рая» (2010). Перечисленные авторы отмечают, что на

12 Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. М., 1991.

13 Философия любви: Антология любви: В 2 ч. / Сост. А.А. Ивин. М.: Политиздат, 1990.

14 Страхов А. М. Философская антропология: эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий: Дис. д-ра филос. наук. Белгород, 2006. формирование взглядов JL Н. Толстого на отношения между полами, оказал влияние личный опыт переживанияч данных отношений писателем в браке и семье;

Анализ проблемы любовно-чувственных отношений в системе антиномии духовного и плотского в человеке проведен в* диссертационном-исследовании4 А. Г. Кешишева «Антиномия духовного и плотского в художественном^ творчестве, Л.Н.Толстого 1880-х- 1890-х годов». В' зависимости от соотнесённости плотского и- духовного начал в произведениях Толстого автор выделяет тршрода любви, которые борются между собой в сознании автора: «человеческая», «естественная» и «духовная». б) исследования проблемы любви и брака в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого. Исследованию проблем ceKcat и пола, и в частности взглядов на пол и * семью Л. Н. Толстого, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, Д. С. Мережковского, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, посвящена работа А. Ю. Лихачевой «Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии»15. Вопросы, отечественной философии любви и пола на рубеже*

XIX - начала XX в. отражены в исследовании Т. В. Рябининой «Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX - начала XX века»16.

Исследования религиозно-нравственной философии- Л. Н. Толстого представлены монографиями Е. Д. Мелешко «Философия непротивления

1 »7 | О

Л. Н. Толстого» , «Христианская этика Л. Н. Толстого» , учебным пособием Е. Д: Мелешко и С. А. Гусовой «Моральная философия Л. Н. Толстого»19, монографиями М. Л. Гельфонд «Нравственно-религиозное учение

15 Лихачева А. Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии: Автореф. канд. филос. наук. Воронеж, 2002.

16 Рябинина Т. В. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX — начала

XX веков: Авторефканд. филос. наук. Мурманск: МГТУ, 2002.

17 Мелешко Е. Д. Философия непротивления Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999.

18 Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М.: Наука, 2006.

19 Мелешко Е. Д., Гусова С. А. Моральная философия Л. Н. Толстого. Тула, 2005.

Л. Н. Толстого»- и «Религиозно-философские истоки мировоззрения

91

Л. Н. Толстого» (2009). В указанных работах даны реконструкция и* анализ нравственно-религиозного учения.Л. Н. Толстого. Однако категория целомудрия не рассматривается' в них как один из важных структурных элементов ¡учения Л. Н; Толстого:

Русская религиозно-этическая критика представлена именами А. Л. Волынского^ А(. Храповицкого, Н. Н. Страхова, Ф. П. Преображенского, Н. Я. Грота, С. Л. Франка, П. Б. Струве и др.

А.Л'. Волынский1 назвал отрицание существующего, презрение к дурному складу нашей жизни «симпатичнейшим центром философского ученияТолстого»22, однако подверг критике учение Толстого за?превращение христианства в исполнение конкретных правил, за узкопрактический характер его этики.

Н. Н. Страхов положительно оценил учение Л. Н. Толстого, назвав Толстого «проповедником не, какой-нибудь теории, а практического христианства, учителя нравственности»23.

А. Храповицкий высоко ценил художественный талант Л. №. Толстого, но не признавал поздней публицистики* и философии, подвергнув резкой критике все учение писателя. Указав на принципиальное различие в исходной этической посылке, отличающей учение Толстого от православного, как его понимает Антоний, состоит в том, что по Толстому «вся жизнь определяется как борьба духа с плотью, .между стремлением к жизни животной и жизни разумной». «В постепенной победе духа над

24 плотью и заключается, но его учению, совершенствование жизни» . Противопоставляя толстовский идеал целомудрия христианскому

20 Гельфонд М. Л. Религиозно-философские истоки мировоззрения Л. Н. Толстого: Моногр. Тула: Контур, 2009.

21 Она же. Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого: Моногр. Тула: Контур, 2009.

22 Волынский А. Л. Нравственная философия Л. Н. Толстого // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. С. 55.

23 Страхов Н. Н. Толки о Л. Н. Толстом // Там же, с. 79.

24 Храповицкий А. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Н. Толстого // Там же, с. 37. православному), А. Храповицкий указывает на то, что «уча целомудрию, Церковь заботится не о разделении всем- мужчинам по женщине, но о беспрепятственном< одухотворении ума нашего, ибо блудные помыслы лишают его-возможности проникаться высшими!чувствами.», в то время, как у Толстого Антоний* видит в целомудрии «только «то соображение, что блуд служит причиной разорения семей»25.

Ф. П. Преображенский;, назвав учение Толстого «плодом великого недоразумения», все же дал положительную оценку деятельности Толстого-мыслителя, способствовавшей «подъему нравственного сознания, которое в лице Толстого возвысилось над меркантильной* и эгоистической моралью-последнего времени и пошло навстречу христианству» .

Н. Я. Грот главную ошибку Толстого-отмечает «в-отрицании глубокого дуализма человеческой* природы, составляющего,, основу всей христианской метафизики». В'толстовской проповеди целомудрия.Н-.Я. Грот видит, прежде всего, воздержание от чувственности-, от всяческого сладострастия^ и животности, в которой состоит первая задача «духовной- человеческой личности»27.

С. Л. Франк характеризует мировоззрение Толстого" как сочетание догматического морализма с индивидуализмом, считая, что именно морализм привел Толстого к суровому аскетизму28. «Будучи первоосновой всеединства, Божества открывается лишь всеединству нашего внутреннего бытия, нерасколотой целостности нашей жизни — «целомудрию», тому "детскому" в нас, по сравнению с чем* все «мудрое» и «сведущее» в нас означает уже раздробленность, надтреснутость нашего существа, от которой уже как-то ускользает реальность Божества»29.

25 Храповицкий А. Там же, с. 42.

26 Преображенский Ф. П. Граф Л. Н. Толстой как мыслитель-моралист: Критический очерк // Там же, с. 123.

27 Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени: Фридрих Ницше и Лев Толстой // Там же, с. 146.

28 Франк С. Л. Нравственное учение Л. Н. Толстого // Там эюе, с. 158.

29 Он же. Непостижимое. М.: Правда, 1999.

П. Б. Струве в статье «Лев Толстой» отмечает: «Вне всякого сомнения, множество людей под его влиянием оглянулось на себя, подвергло себя внутреннему суду, обострило1 свою совесть и изменило так или иначе свое поведение. В половом вопросе влияние его было, по моим наблюдениям, особенно5 сильно», и далее, «след, ею оставленный и оставляемый, мне кажется, весьма глубок. Влияние толстовской морали на то поколение, для которого, она была новым* словом и которое складывалось в

80-х годах и вступило в жизнь в 90-х годах, было неизгладимо и очень зо велико» .

В. В. Зеньковский считает, что «Религиозное творчество — вот то главное, в чем расцвел гений Толстого; оно ценнее, важнее, чем все остальное, что он дал культуре». «.От целомудрия рождается» любовь, а от любви - бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех»31.

В послереволюционный период философия пола Л: Н. Толстого рассматривается с позиций классовых и социальных противоречий, и наибольшее внимание уделяется именно социальному и классовому аспекту (В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, А. М. Коллонтай, И. Ф. Арманд и др.). В советский период религиозная философия Л. Н. Толстого практически не исследовалась.

Опыт последователей учения Л. Н. Толстого раскрывается в следующих работах: С. Н. Кривенко, «На распутье. Культурные скиты и культурные одиночки» (1901); «Воспоминания крестьян-толстовцев: 1910-1930 гг.» (1989); монографиях А. Ю. Каширина, «Толстовство как феномен русской культуры» (2004), Е. Д. Мелешко «Философия непротивления Л: Н. Толстого» (1999).

30 Струве П. Б. Лев Толстой // Русские мыслители о Л II Толстом. С. 222.

31 Зеньковский В. В. Проблемы бессмертия у Л. Н. Толстого И Там же, с. 336.

В художественном творчестве Л. Н: Толстого добродетель целомудрия анализируется; нами в произведениях «Семейное счастье», «Казаки», «Война, и мир», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Воскресение» и др. Впервые; категория «целомудрие» рассматривается Л. Н. Толстым в «Послесловии» к повести «Крейцерова соната» с позиций христианского1 учения. В- дальнейшем понятие «целомудрие» рассматривается Л. II. Толстым в работах «Христианское учение», «Царство Божие внутри; Вас» «Путь, жизни»,:«Круг чтения», «Исследование догматического« богословия», «Перевод и соединение четырех Евангелпев». В работе «О половом вопросе: мысли Л. Н. Толстого, собранные Чертковым В:» представлены обобщенные; данные о взглядах мыслителя на проблему пола и брака.

Объект исследования: нравственно-религиозное учение Л. 11. Толстого.

Предмет исследования является! понятие «целомудрие» в нравственно-религиозном учении Л.! Н. Толстого;

Цель исследования:, представить анализ; понятия «целомудрие» и определить место идеала целомудрия; в нравственно-религиозном; учении» Л. Н. Толстого.

Задачи диссертационного исследования:

- дать определение понятия'«целомудрие»; '

- установить понимание Л. Н. Толстым смысла и сущности целомудрия как нравственной ценности;

- выявить идейные истоки формирования категории «целомудрие» в учении Л. Н; Толстого;

-определить место целомудриям как ценности и добродетели в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого; .

-рассмотреть преломление идеала целомудрия в практике последователей учения Л. Н. Толстого;

Методология исследования основана на применении; ряда методов. Системный метод позволил выявить целостный характер нравственно-религиозного учения Л. Н. Толстого, определить добродетель целомудрия в качестве одного из ключевых понятий его учения. Диалектический метод использовался в анализе основных категорий, их взаимодействия, в определении* значения добродетели целомудрия как идеала совершенствования и в, обозначении его роли и\ места в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого. Компаративистский метод> дал возможность провести исследование различных взглядов на категорию < целомудрия.

Научная новизна исследования заключена в следующем: даны анализ и реконструкция понятия целомудрия как нравственной« ценности в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого; выявлены культурно-философские и этические истоки формирования взглядов; определены место и значение идеала целомудрия, в системе нравственных ценностей этики Л. Н. Толстого.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определено, что целомудрие является одной из ключевых ценностей в системе нравственно-религиозного учения Л. Н. Толстого, формирующей не только моральное сознание человеческой личности, но и мотивационные установки ее нравственной деятельности, образ жизни.

2. Целомудрие в нравственно-религиозном, учении Л. Н. Толстого имеет ценностные характеристики как высший духовный идеал человечества, пробуждающий» нравственные чувства и стремление к духовному преобразованию личности.

3. Показано, что целомудрие как нравственная ценность в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого отличается своеобразием, парадоксальностью и оригинальностью, что связано с влиянием идей христианской и буддийской этики, секты шекеров и т. д. В определенной степени на формирование понятия целомудрия как нравственной ценности оказал влияние духовный опыт «семейного этоса» писателя-мыслителя.

4. На основе анализа творческого наследия Л. Н. Толстого нами рассмотрена эволюция формирования идеала целомудрия, выделены его этапы: от целомудрия как этической нормы, обусловленной ценностью непротивления и любви, до идеала целомудрия как высшего проявления нравственного роста и нравственного совершенствования

5. На основе анализа повести «Крейцерова соната» установлено, что тендерные отношения, особенно в браке, характеризуются насилием, связанным с преимуществом сильного (мужского) пола над слабым (женским). Тендерное неравенство, по мнению Л. Н. Толстого, может быть снято приверженностью мужчины и женщины идеалу целомудрия, что ведет к ненасилию^ в половых отношениях и примиряет тендерные противоположности.

6. Выявлено нравственное значение идеала целомудрия как фактора «оздоровления» общества в период «духовного кризиса».

7. Определены ценностные установки целомудрия в толстовском движении, показаны его особенности, критерии, а также извращения на примерах идеи «голизма», как «опрощения» идеала целомудрия, представленного в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертационной работе исследуется целомудрие как одна из центральных добродетелей в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого, определяется его место и значение, рассматриваются этические ценностные понятия, формирующие практическую реализацию идеала целомудрия.

Материалы диссертационного исследования, полученные результаты и содержащиеся выводы могут быть использованы в учебном процессе преподавателями курсов по этике, культурологии, философским и религиоведческим дисциплинам.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы при чтении курсов «Духовное наследие Л. Н. Толстого», «Толстой и мировая культура» на кафедре духовного наследия Л. Н. Толстого и курса «Философия» на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, изложены в выступлениях на международных и региональных вузовских конференциях: XXIX Международные Толстовские чтения «Л. Н. Толстой и судьбы современной цивилизации» (Тула, 2003); XXXI Международные Толстовские чтения (Тула, 2005); Международная научно-практическая конференция «Роль университетов в поддержке гуманитарных исследований» (Тула, 2010); Региональная научно-практическая конференция «Исследовательский потенциал молодых ученых» (Тула, 2010); Международный толстовский форум (Тула, 2010).

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ (в том числе 1 статья в журнале из списка ВАК) общим объемом 2,15 п. л.

Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А. С. Хомякова ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Шарановская, Юлия Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого имеет метафизическое и религиозно-нравственное основания, являясь максимальным воплощением человеческой духовности, достижением, целомудренной любви как высшего блага.

Понятие «целомудрие» является одним из самых неоднозначных и дискуссионных вг нравственно-религиозном учении Л. Н. Толстого. Это нашло отражение-в резком неприятии толстовской «проповеди целомудрия» как в светской так и в религиозной критике.

Сегодня, стремление акцентировать внимание только том, в чем идеалы и требования' Толстого могут быть созвучны современным, ведет многих исследователей к расплывчатости в определениях этих идеалов- и требований. Нельзя вести рассуждения о целомудрии без дальнейших разъяснений этих понятий в свете развития специфически толстовских нравственно-философских воззрений.

Л. Н. Толстой определяя свое религиозно-нравственное учение как «Христово христианство», т.е. истинное учение Христа, отмечал, что оно «вполне совпадает со всеми великими религиозными учениями мира в их неизвращенном состоянии». Идея «универсальной» трактовки христианского учения нашла свое отражение в понимании мыслителем добродетели целомудрия, органично соединившего в себе древнеиндийское понятие «брахмачарья» как воздержание от незаконных половых связей в совокупности с идеей ненасилия, и античного понимания целомудрия как целостность разума и добродетели, определяющая чистоту души в ее устремлении к высшему благу.

Главное отличие толстовского понимания целомудрия от христианского заключается в том, что Толстой проводит резкое деление грехов на телесные и духовные, а также его неприятии изначального акта грехопадения. Для Толстого человек чист от природы, эта врожденная чистота проявляется в чистоте души и тела, неоскверненного плотским грехом и является изначальным целомудрием. Одновременно грех блуда рассматривается мыслителем как Божий замысел, направленный нас поддержание человеческого рода, обладающего потенциальной возможностью реализации идеи полного целомудрия, а, следовательно' достижения Царства Божия в следующих поколениях.

Акцентируя внимание на этической стороне христианского учения,. Толстой не приемлет церковную христианскую идею целомудрия как Божьей» Благодати, дарованной человеку свыше. Для* Толстого целомудрие - это нравственный акт, действие или, вернее; «неделание», совершаемые в« результате пробуждения в человеке сознания и «умоперемены», влекущих за собой установку на целомудрие как^инициацию истинной'«целомудренной» любви.

Несомненным является факт субъективного, глубоко индивидуализированного восприятия и переживания Л. Н. Толстым греха блуда и, соответственно, его влияние на становление идеи целомудрия. Свойственная мыслителю рефлексия в отношении данного греха и духовный опыт его преодоления ярко выразился« в рамках семейного этоса писателя. Брак и семья Л. К Толстого, являясь онтологическим архетипом общества, стала для него, в некотором роде «экспериментальной площадкой», в плане реализации не только художественных образов, но и нравственно-религиозных изысканий.

Роли, определенные в мире мужчине и женщине, формируют весь облик мироздания, творимого Толстым, а мировоззренческий кризис всякий раз оказывается и кризисом в восприятии пола, а следовательно и поиском новых путей преодоления дуализма человеческой природы, которое, в конечном счете, оформляется в идею целомудрия как средства не только борьбы с грехом блуда, но и главное — идею примирения природной половой различенности (или разобщенности) человечества.

Л. Н. Толстой изначально воспринимал тендерный дуализм как: несовершенство человеческой природы, влекущий за? собой: утрату целостности личности. Это в свою очередь приводило к негативному отношению к противоположному полу и половым отношениям/, как их составляющей. Извечный конфликт духа; души; божественных по своей сути, и тела, являют собой непреодолимый дуализм духа и тела, пола мужского и женского1 переживается мыслителем «как глубоко личная, экзистенциальная^ драма»-46,, преодоление: которой; стало одной; из: центральных тем всего- его творчества.

Толстой; называя человека, «изменяющимся отдельным существом», которое «стремится к неизменности и цельности», отмечает, что человек способен достичь этого только любовью, ибо «чем больше любви, тем меньше изменения и тем более расширяется область жизни, т.е. приближается человек к цельности».

На основе анализа творческого наследия Л. 11. Толстого нами рассмотрена эволюция формирования идеала целомудрия, выделены его этапы: от целомудрия как этической нормы, обусловленной, ценностью непротивления и любви; до идеала целомудрия как высшего проявления нравственного роста и нравственного совершенствования:

Целомудрие в нравственно-религиозном: учении Л. Н: Толстого имеет ценностные характеристики как высший духовный идеал человечества; пробуждающий нравственные чувства и стремление к духовному преобразованию личности.

Анализ повести «Крейцерова соната» позволил установить, что Л. Н. Толстой, расценивая плотские любовь и отношения как зло, характеризует тендерные отношения, особенно в браке, насилием одного пола над другим. Тендерное неравенство, по мнению Л. Н. Толстого, может быть снято приверженностью мужчины и женщины идеалу целомудрия.

446 Гельфонд М. Л. Религиозно-философские истоки мировоззрения Л. Н. Толстого: Моногр. Тула: Контур, 2009. С. 16.

Выступая противником женской эмансипации, Л: Н. Толстой видит основную общественную задачу в воспитании целомудренной женщины, поскольку, считает мыслитель, «только1 с женщиной можно потерять целомудрие и только-с ней можно его* обрести». Однако-если в ранний период творчества Толстого основное предназначение женщины мыслится; как деторождение, то в. последствии требование целомудрия распространяется на. оба пола вплоть до отрицания < брака и плотских отношений-в целом.

Приверженность целомудрию, как противоположности греха блуда, по мысли Толстого,,прежде всего, направлено на «оздоровление» общества, установлению» ненасильственных, любовных, гармоничных отношений между людьми, ориентацию на высшие духовные ценности. Констатируя явный разрыв между идеалом и< наличными, общественными нравами, Толстой акцентирует внимание на целомудрии как нравственном принципе и только потом как на идеале, стремление к которому не ограничивается^ достижением той или иной степени целомудренности, а указывает на бесконечность.процесса нравственного совершенствовании человека.

Нельзя не согласиться со П.Б Струве, который отметил, что «вне всякого сомнения, множество людей под его влиянием оглянулось на себя, подвергло себя внутреннему суду, обострило свою совесть и изменило так

447 или иначе свое поведение» .

Целомудрие, являясь одним из главных человеческих достоинств, регулируется такими моральными понятиями как стыд, совесть, долг, позволяющими на любом этапе жизни прийти к осознанию, а следовательно, и реализации данной этической ценности.

Анализ практического преломления идеи целомудрия в практике толстовских коммун показал, что именно в рамках религиозно-метафизического направления, где первоочередными считались личная^этика

447 Струве П. Б. Лев Толстой // Русские мыслители о Льве Толстом. С. 221. и задачи внутреннего совершенствования, идея целомудрия нашла наиболее яркое выражение.

Плотские отношения, рассматриваются общинниками как зло, являющееся разновидностью насилия над человеком, а, общинная жизнь способствует устранению этого зла* путем духовного и нравственного общения с единомышленниками.

Аскетическая приверженность моральным принципам Л. Н. Толстого, заключающаяся в попытках воплотить в жизнь идеал целомудрия во всей* его чистоте и- целости, приводили к превращению^ «морально* должного; требования» в абстрактную норму. Это, в свою очередь, негативно сказывалось на внутренней жизни самих общин, приводило к ущемлению нравственной свободы человека и явно противоречило принципу ненасилия, «надевая*узкие колодки надчеловеческую личность».

Многие из толстовцев придерживались мнения, что приверженец взглядов Толстого не должен продолжать жить прежней жизнью. Это явно не согласовалось с воззрениями самого мыслителя, считавшего, что важнее всего сохранить хорошее отношение к окружающим тебя в настоящий момент людям и лучше принести в жертву свой душевный покой, чем причинить зло и огорчение окружающим тебя близким.

Целомудрие - это глубоко личностная категория, подразумевающая субъективную заинтересованность, направленность человека на путь совершенствования: «Задачей может быть одно: достижение наибольшего по моему характеру, темпераменту, условиям прошедшего и настоящего целомудрия - не перед людьми, которые не знают того, с чем мне надо бороться, а перед собой и Богом»448.

448 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 24 т. Т.18. С.214.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шарановская, Юлия Викторовна, 2011 год

1. Абрамов, А.И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре / А.И. Абрамов // Философия любви: В 2 ч- М.: Политиздат, 1990. - Ч. 1. - С. 149-161.

2. Аксельрод-Ортодокс, Л. И. Лев Толстой. М., 1928. - 206 с.

3. Амвросий Медиоланский, свт. О девстве и- браке. / Святой Амвросий Медиоланский. М.: Изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского, год не указан. -С. 147.

4. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1985.- 165 с.

5. Антоний (Блум), митроп. Сурожский. Брак и семья / Митрополит Сурожский Антоний (Блум). Киев: Пролог, 2004. - 304 с.

6. Асмус, В. Ф. Мировоззрение Толстого / В. Ф. Асмус // Литературное наследство: Лев Толстой. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - Т. 69. - Кн. 1. - С. 35-102.

7. Астафьев, П'. Е. Учение графа Льва Толстого в его целом: Критический очерк / Е. П. Астафьев. М.: Тип. Е. П. Астафьева, 1892.

8. Афанасьев, А. Н. Грозы, ветры и радуга // Древо жизни: Избранные статьи / А. Н. Афанасьев. М.: Современник, 1982. - 462 с.

9. Бабаев Э. Г. Роман и время: «Анна Каренина» Л. Н. Толстого / Э. Г. Бабаев. -Тула, 1975.-С. 210.

10. Бабкин, П. И. О непротивлении злу. По поводу драмы «Власть тьмы» Льва Толстого / П. И. Бабкин. СПб., 1896. - 94 с.

11. Басинский, П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / П. В. Басинский. М.: Астрель, 2010.-636 с.

12. Бердяев, Н. А. Духи русской революции / Н. А. Бердяев // Из глубины веков: Сб. статей о русской революции. М., 1990. - 298 с.

13. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 2 т. -Библейские комиссии: «Духовное просвещение», 1991.

14. Бирюков, П. И. Биография Льва Николаевича Толстого: В 4 т. / П. И. Бирюков. М., 1922-1923.

15. Блаватская, Е.П. Лев Толстой и его нецерковное христианство. «Люцифер», сентябрь 1890 г. http://www.magister.msk.ru/library/blavatsk.

16. Бонч-Бруевич, В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектанства и раскола / В. Д. Бонч-Бруевич. СПб., 1908. - 161 с.

17. Брандт, Г. А. Природа женщины / Г. А. Брандт. Екатеринб.: Гум. ун-т, 2000.- 178 с.

18. Булгаков, В. Ф. Jl. Н. Толстой в последний год его жизни /

19. B. Ф. Булгаков. М.: Правда, 1989. - 448 с.

20. Булгаков, В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы / В. Ф. Булгаков. -Тула, 1978.-479 с.

21. Булгаков, С. Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последний произведений Л: Н. Толстого «Дьявол» и «Отец Сергий» // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. / С. Н. Булгаков. М., 1993. - Т.2. - 603 с.

22. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения /

23. C. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с.

24. Волынский, A. J1. Нравственная философия Л. Н. Толстого / A. JI. Волынский // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. - С. 48-66.

25. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы / Сост. А.Б.Рогинский. М.: Книга, 1989.-449 с.

26. Вышеславцев, Б.П. Лев Толстой / Б.П. Вышеславцев // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. - 459-462.

27. Гайденко, П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева / П.П. Гайденко // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С.47- 54.

28. Ганина, М.В. Формирование нравственно-психологической установки на целомудрие у подростков: Дис. . канд. психол. наук / М.В. Ганина. Нижний Новгород, 2009. - 207 с.

29. Гельфонд, М. Л. Религиозно-философские истоки мировоззрения Л. Н. Толстого / М. Л. Гельфонд. Тула: Контур, 2009. - 141 с.

30. Гельфонд, М.Л. Нравственно-религиозное учение Л. Н. Толстого / М.Л. Гельфонд. М., 2009. - 343 с.

31. Глаголев, В. С. Л. Н.Толстой как христианский мыслитель / B.C. Глаголев // Идейное наследие русской философии. СПб., 2000 г. - С.73-79.

32. Голлербах, Э. О «двуликом» // Э. Голлербах // Вестник литературы. 1918.-№18.-С. 13.

33. Голод, С. И. Любовь, нравственно-психологические и социальные основы взаимоотношения юношей и девушек / С.И. Голод // Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972. - С. 124-146.

34. Гольденвейзер, А. Б. Вблизи Толстого: Воспоминания. Записки- за пятнадцать лет / А. Б. Гольденвейзер. М., 2002. - 656 с.

35. Гродецкая, А. Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной» (жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия романа) / А. Г. Гродецкая-// Тр. отд. древнерус. лит. СПб., 1993. - Т. 48. - С. 433-445.

36. Грот, Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени: Фридрих Ницше и Лев Толстой / Н. Я. Грот // Русские мыслители о Л. Н. Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002.-С. 146.

37. Гусев, Н. Н. К истории семейной трагедии Толстого / Н. Н. Гусев // Литературное наследство. Т. 37-38. - Кн. 11. - М., 1939. - С. 674-697.

38. Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. М., 1995. - 350 с.

39. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности, / А. А. Гусейнов. М.: Мол. гв„ 1988.-210 с.

40. Доброклонский, А. П. Руководство по истории Русской Церкви /

41. A. П. Доброклонский. М., 1999. - 936 с.

42. Жданов, В. А. Любовь в жизни Льва Толстого / В. А. Жданов. М.: Планета, 1993.-302 с.

43. Жеребкина, И. А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективизации в русской культуре конца. XIX века / И. А. Жеребкина // Общественные науки и современность. -2002. -№ 3. С. 164-171.

44. Жураковский, Анатолий. Тайна любви и таинство брака / Анатолий Жураковский // Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост.

45. B. П. Шестаков. -М.: Прогресс, 1991. С. 320-336.

46. Забелин, И. Е. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / И. Е. Забелин. Смоленск: Русич, 2002. - 560 с.

47. Ивин, А. Л. Многообразный мир лгобии / А. Л. Ивин // Философия любви: В 2 ч. -Mv: Политиздат,. 1990: Ч:К -G.380-509;

48. Ильин В. И. О религиозном и философском мировоззрении II. Ф. Федорова /В; II. Ильин//Н.Ф;Федоров: pro et contra. -СПБ; 2008.-С. 675-682.

49. История этических учений: Учебник / Под ред. А. А;, Гусейнова: М.: Гардарики, 2003. - 911 с.48: Касаткина, Т. Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровош сонате» JI: Н.Толстого / Т. Касаткина // Вопр. лит. 20011. - Ж4.- С. 209-222.

50. Каширин, А. Ю. Толстовство как феномен русской культуры / АЛО. Каширин. Тула: Изд-во ТГПУ им. JT. Н.Толсгого, 2004. - 342 с.

51. Кешишев; А. Г. Антиномия духовного и плотского в; художественном творчестве JI. Н'.Толстого 1880-х- 1890-х годов: Автореф. . канд. филол. наук.- Краснодар, 2010. 22 с.

52. Климова, G. М; Феноменология святости и страстности в русской философии культуры / С. М. Климова. С116.: Алтея, 2004. - 329 с.

53. Клюзова, М. JI. Этический рационализм JI. Н.Толстого: Дис. . канд. филос. наук / М. JI. Клюзова. Mí, 2000. - 255 с.

54. Козырев, Ф. Н. Церковь и пол. Размышление второе: О седьмой, заповеди / Ф. Н. Козырев // Козырев, Ф. Н. Четыре размышления о христианской этике пола.- СПб.: Изд-во' «Центр информационной культуры», 2003: Киевская Русь: www.kiev-orthodox.org .•

55. Козырев, Ф. Н. Церковь и пол. Размышление первое: о семье и церкви // Ф. Н; Козырев // Козырев, Ф. Н. Четыре размышления о христианской этике пола. -СПб.: Изд-во «Центр информационной культуры», 2003. Киевская Русь www.kiev-orthodox.org.

56. Коллонтай, А. М. Любовь и новая мораль / А. М. Коллонтай // Философия любви: В 2 ч. М.: Политиздат, 1990. - 4.2. - С.323-334.

57. Кон, И. С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России / И. С. Кон. М.: Время, 2010. - 608 с.

58. Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI -XVII в. / Н.И. Костомаров. М., 1992. - 301 с.

59. Кривенко, С. Н. На распутье: Культурные скиты и культурные одиночки. М., 1901. - 340 с.

60. Криничане. Четверть века Криницы. Киев, 1913. - 493 с.

61. Кропоткин, П. А. Этика / П. А. Кропоткин М.: Политиздат, 1991- 492 с.

62. Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни: Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М.: РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993. - 176 с.

63. Кузьмина, Т. А. Любовь как моральный принцип / Т. А. Кузьмина // Философия любви: В 2 ч. М.: Политиздат, 1990. - 4.1. - С.254-267.

64. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1955. - Т. 1.- С. 246-247.

65. Л. Н. Толстой: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. Н. И Бурнашёва. М.: Просвещение, 2009. - 847 с.

66. Л. Н. Толстой: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент., и библиогр. К. Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 2000. - 984 с.

67. Лев Толстой и русская печать: Сб. ст. о Л. Н. Толстом. 1902-1903. М.: МГУ, 2003.

68. Ленин, В. И. Статьи о Толстом / В. И. Ленин. М., 1978.

69. Лихачева, А. Ю. Проблемы семьи и пола как объекты философской рефлексии: Автореф. .канд. филос. наук /А. Ю. Лихачева. Воронеж, 2002. - 24 с.

70. Лихт, Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. Федорина В. В. М.: Крон-пресс, 1995. - 400 с.

71. Лишаев, С. А. История русской философии: В 2 ч. Ч. 2. - Кн. 2: Вторая половина XIX века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев) / С. А. Лишаев.- Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. С. 3-42.

72. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1969. - 716 с.

73. Лосский, Н. О. История русской!философии / Н.О. Лосский; Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

74. Лукацкий, М. А. Мальтус Томас Роберт // Л. Н. Толстой: Энцикл. / Сост. и науч. ред. Н.И Бурнашёва. М.: Просвещение, 2009. - С. 477-478.

75. Любавский, М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 4-е изд. / М. К. Любавский. - М.: Лань, 2000. - 480 с.

76. Мазурин, Б. В. Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд» / Б. В. Мазурин // Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы / Сост. А.Б.Рогинский. М.: Книга, 1989. - С. 93-207.

77. Малькова, Я. С. Крейцерова соната // Л. Н. Толстой: Энцикл. / Сост. и науч. ред. Н.И Бурнашёва. М.: Просвещение, 2009. - С. 67-77.

78. Мардов, И. П. Лев Толстой: Драма и величие любви: Опыт метафизической биографии / И.П. Мардов. М.: Прогресс-Традиции, 2005. - 632 с.

79. Мейлах, Б. С. Уход и смерть Льва Толстого / Б. С. Мейлах. М.-Л., 1960. -384 с.

80. Мелешко, Е. Д. Моральная философия Л. Н. Толстого / Е.Д. Мелешко, С.А. Гусова. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005. - 98 с.

81. Мелешко, Е. Д. Толстовские земледельческие коммуны / Е. Д. Мелешко // Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. - С. 157-166.

82. Мелешко, Е. Д. Философия непротивления Л. Н.Толстого: Систематическое учение и духовный опыт / Е. Д. Мелешко. Тула: ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 1999. - 269 с.

83. Мелешко, Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого / Е. Д. Мелешко. -М.: Наука, 2006.-309 с.

84. Мелешко, Е.Д. Философский анализ повести Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / Е. Д. Мелешко // Сб. науч. тр. XXII Толстовских чтений: Тез. докл. междунар. науч. конф. -Тула: ТГПУ им.Л. Н.Толстого, 1995. С.7-9.

85. Мень, А. «Богословие» Льва Толстого и христианство / А. Мень // Толстой, Л. Н. Четвероевангилие: Соединение и перевод четырех Евангелий. М., 2006.-С. 747-763.

86. Мень, А*. Мировая духовная культура: Христианство, церковь: Лекции и беседы / Сост. А. Белавин. Нижний-Новгород, 1995. - 671 с.

87. Минский, Н. О двух путях добра (Два доклада, прочитанных в Петербургский философско-религиозных собраниях) http://anthropology.ru.

88. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

89. Назаров, В. Н. Введение в теологию / В. Н. Назаров. М.: Гардарики, 2004.-320 с.

90. Назаров, В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры / В. Н. Назаров. Тула, 1993. - 325 с.

91. Никанор, архиепис. Беседы о христианском супружестве против гр. Л. Толстого / Архиепископ Никанор. Одесса, 1890.

92. Никитина, H. А Софья Толстая / Н. А. Никитина. М.: Молодая гвардия, 2010.-261 с.

93. Нойберт, Р. Новая книга о супружестве. Проблемы брака в настоящем и будущем / Р. Нойберт. М.: Планета, 199 Г. - 320 с.

94. О Толстом: Литературно-критический сборник / Под ред. В. М. Фриче. -М-Л.: Госиздат, 1928.- 258 с.

95. Основы социальной концепции Российской православной церкви // Официальный сайт московского патриарха http://www.patriarchia.ru.

96. Павел, апостол. Первое послание к Коринфянам. /Апостол Павел // Философия любви: В 2 ч. М.: Политиздат, 1990. - 4.2. - С. 20.

97. Парахин, Ю. Лев Толстой: Россия на пути к Книге Бытия. Лев Толстой и Ясная поляна / Ю. Парахин, Е. Парахина. Тула: Тульский полиграфист, 1998. -325 с.

98. Переписка Л. Н. Толстого с сестрой и братьями / Сост. Н. Калинина, В. Лозбякова, Т. Никифорова. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

99. Переписка Л. Н. Толстого с H. Н. Страховым. СПб. 1914.

100. Платон. Пир: Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. -С. 81-135.

101. Поссе, В. А. Любовь в творчестве Л. Н. Толстого / В. А. Поссе. -Боровичи. 1918.

102. Преображенский, Ф. П. Граф Л. Н. Толстой как мыслитель-моралист: Критический очерк / Ф. П. Преображенский // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. - С. 95-129.

103. Птицына, О. В. Эрос в русской философии конца XIX начала XX вв.: Дис. . канд. филос. наук.-М., 1999.

104. Пушкарева, Н. А. Женщины Древней Руси / Н. А. Пушкарева. М.: Мысль, 1989.-286 с.

105. Разин, А. В. Этика: история и теория: Учеб. пособие для вузов. М.: Академ, проект, 2002. - 496 с.

106. Разумный, В. А. Венец творения или ошибка природы / В. А. Разумный. -М., 2002.- 127 с.

107. Рамаяна. Кн. 1. Бала канда. Гл. 3 http://vyasa.ru/books/ramayana.

108. Рамаяна. Кн. 5. Сундара канда, Гл. 24 http://vyasa.ru/books/ramayana.

109. Рассел, Б. История западной философии: В 3 кн. 3-е изд., испр. / Бентрам Рассел // Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.-992 с.

110. Розанов, В. В. Женщина перед великою задачею / В. В. Розанов // Розанов, В. В. Религия и культура. М., 1899 - С.229-246.

111. Розанов, В. В. Кроткий демонизм / В. В. Розанов / Розанов, В. В. : Соч. в 2 т. Т. 1. Религия и культура. М., 1990. - С . 199-206.

112. Ш.Розанов, В. В. Люди лунного света / В. В. Розанов // Розанов В. В. Уединенное. М.: Правда, 1990. - С.3-192.

113. Розанов, В. В. Опавшие листья. Короб второй / В. В. Розанов // Розанов В. В. Уединенное. М.: Рус. путь, 1998. - С. 419-629.

114. Розанов, В. В. Опавшие листья. Короб первый / В. В. Розанов // Розанов В. В. Уединенное. -М.: Рус. путь, 1998. С. 275^118.

115. Розанов, В. В. Последние листья. 1916 год. / В. В. Розанов. М.: Республика, 2000. - 236 с.

116. Розин, В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание / В. М. Розин. М.: Логос; Высш. шк., 1999. - 208 с.

117. Роллан, Р. Жизнь великих людей: Жизнь Бетховена. Жизнь Микеланджело. Жизнь Толстого / Пер. с фр.; под ред. Б. Песиса / Р. Роллан. Мн.: Высш. шк., 1985.-С. 283.

118. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. - 336 с.

119. Русский Эрос, или Философия любви в России / Состав. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. - 448 с.

120. Рутманис, К. В. Генезис идей рациональности в философии / К. В. Рутманис // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.-С. 21-39.

121. Сабекия, Р. Б. Концепция целомудрия в русской философии конца XIX -начала XX веков / Р. Б. Сабекия // Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания: Сб. науч. тр. каф. философии МГПУ. М.: «Прометей», 2005. - Вып. XXXII.-С. 212-218.

122. Сахаров, В. «Анна Каренина»: борьба любви и нравственности с трагическим исходом http://archives.narod.ru.

123. Семенова, С. Г. Любовь это стремление к бессмертию. / С. Г. Семенова // Философия любви: В 2 ч. - М.: Политиздат, 1990. - 4.1. - С. 162— 204.

124. Сизова, И. И. «Зараженное семейство» Л. Н. Толстого и антинигилистическая литература 1960-1970 годов // И. И. Сизова // Лев Толстой и мировая культура: Материалы Третьего междунар. Толстовского конгресса. М., 2010.-С. 135-150.

125. Соловьев, В. С. Жизненная драма Платона / В. С. Соловьев // Соловьев, B.C. Соч: В 2 т. -М., 1990.-Т. 2. С. 611-613.

126. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Соч: В 2 т. -М., 1990.-Т. 1.

127. Соловьев, В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Соч: В 2 т. -М., 1990.-Т. 2. — С. 133-216.

128. Струве, Г1. Б. Лев Толстой / П. Б. Струве // Русские мыслители о Льве Толстом. -Тула: Ясная Поляна, 2002. С. 211-228.132; Тарасов, А; Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого: Автореф. . д-ра филол. наук;-М., 2006.

129. Тимофеева, О. В: Л. Толстой и Вл. Соловьев о любви и браке / О. В. Тимофеева // София: Рукописный журнал Общества ревнителей; русской,; философии.-2002. Вып. 5 Электрон, версия.

130. Тимофей, евщк. Пособие по аскетике для современного юношества / Священник Тимофей / Под ред. Е. Лукьянова. М.: Паломникъ, 1999. - 223 с.

131. Толстой,! Л. Л. Прелюдия-Шопена / С. Л. Толстой. -М.: Зарницы, 2004. -С. 6-74.

132. Толстой, Л. Н. Анна Каренина: Роман: В 8 ч. / Л. Н. Толстой. -Л.: Худож. лит., 1982.139: Толстой, Л: II. В чем моя вера? / Л. № Толстой // Толстовский листок. Толстой и о Толстом. Вып. 7. - СПб., 1996. - С. 43-126.

133. Толстой, Л. Н. Дьявол / Л. Н. Толстой // Толстой, Л: Н. Холстомер. Повести / Л; Н. Толстой. Тула, 1986. - С. 422-464.

134. Толстой, Л. Н. Исповедь / Л. Н. Толстой // Толстовский листок. Толстой и о Толстом. Вып. 7. - СПб., 1996. - С. 9-42.

135. Толстой, JI. Н. Казаки / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Счастье, которое меня ожидает. / Л. Н. Толстой. М., 1988. -С.233-398.

136. Толстой, Л. Н. Крейцерова Соната / Л. Н. Толстой. М.: Зарницы, 2004.

137. Толстой, Л. Н. Круг чтения: В 2 т. / Л. Н. Толстой. М., 1991.

138. Толстой, Л. II. О жизни / Л. Н. Толстой // Толстовский листок. Толстой и о Толстом. Вып. 7. - СПб., 1996. - С. 129-217.

139. Толстой, Л. Н. Отец Сергий / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Холстомер. Повести / Л. Н. Толстой. Тула, 1986. - С. 307-348.

140. Толстой, Л. Н. Первая ступень / Л. Н. Толстой // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: Юб. изд.: В 90 т. М.-Л.: Худ.лит., 1928-1958. - Т. 29. - С. 57-85.

141. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 24 т. / Л. Н. Толстой. М.,1913.

142. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: Юбилейное изд.: В 90 т. / Л. Н. Толстой. М.-Л.: Худ.лит., 1928-1958.

143. Толстой, Л. Н. Путь жизни: В 2 т. / Л. Н. Толстой. Тольятти, 1995.

144. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. Дневники 1847-1894 / Л. Н. Толстой; Коммент. А. И. Шифмана. М.: Худ. лит., 1985. - Т. 21.

145. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. Дневники 1895-1910 / Л. Н. Толстой; Коммент. А. И. Шифмана. М.: Худ. лит., 1985. - Т. 22.

146. Тэннэхилл, Р. Секс в истории / Р. Тэннэхилл; Пер с англ. А. И. Блейз. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 400 с.

147. Уолш, Нил Доналд Беседы с Богом (необычный диалог): В 2 кн. / Пер. с англ. под ред. А. Костенко. М.: ИД «Гелиос», 2001. - Кн. 1. - 336 с.

148. Федоров, Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Н. Ф. Федоров. М.: Традиция, 1997.

149. Федоров, Н. Ф. Статьи и заметки о Ф. М, Достоевском, Л. II. Толстом, В. С. Соловьеве / Н. Ф. Федоров http://www.bolesmir.ru.

150. Федотов, Г. П. Русское религиозное сознание: Киевское христианство / Г. П. Федотов // Электрон, б-ка Глумер http://www.gumer.info.

151. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов; предисл. Д. С. Лихачева и А. В. Меня. М.: Моск. рабочий, 1990. - 269 с.

152. Феофан (Говоров), еписк. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла / Епископ Феофан (Говоров). М., 1899.

153. Фетодов, Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам / Г. П. Федотов. М., 1991.

154. Философия любви: Антология любви: В 2 ч. / Сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990.

155. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. - 172 с.

156. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Фроловский. Киев, 1991.-599 с.

157. Франк, G. Л. Непостижимое: Сочинения / С. Л. Франк. М.: Правда,1999.

158. Франк, С. Л. Нравственное учение Л. Н. Толстого / С. Л. Франк // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. - С. 151-160.

159. Франк, С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк. СПб., 1996.

160. Франк, С. Л.-Смысл жизни / С.Л. Франк // Вопросы философии. 1990. -№ 6. - С. 125.

161. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. М.: Знание, 1990. - 64 с.

162. Фукс, Э. История нравов / Э. Фукс. Смоленск: Русич, 2002. - 224 с.

163. Храповицкий, А. Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Н. Толстого / А. Храповицкий // Русские мыслители о Льве Толстом. Тула: Ясная Поляна, 2002. - С. 5-47.

164. Христианская этика: Систематические очерки мировоззрения Л. Н.Толстого / Сост. В. Ф.Булгаков. Екатеринбург: Альфа, 1994.

165. Цвейг, С. Лев Толстой // С. Цвейг. Три певца своей жизни: Казакова; Стендаль, Толстой. М., 1992. - 271 с.

166. Чень, Б. Принцип неделания в религиозно-нравственном учении! Л. Н.Толстого: Дис. . канд. филос. наук. Тула, 2004. - 177 с.

167. Чуприна, И. В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы / И. В. Чуприна. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974.

168. Шарапова, Г. А. Проблема нравственного возрождения личности в повестях Л. Н. Толстого и Ф.М. Достоевского («Крейцерова соната» и «Кроткая») /

169. Г. А. Шарапова // Толстовский сборник: Изучение художественного наследия JI. Н. Толстого в педагогическом институте и школе: Сб. науч. тр. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1981. - С. 27-35.

170. Шиманский, Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви / Г. И. Шиманский. М.: Даниловский благовестник, 1997. - 480 с.

171. Шифман, А. И* Лев Толстой и Восток. Изд. 2-е, перераб. и доп. /

172. A. И. Шифман. -М.: Наука, 1971 http://www.marsexx.ru.

173. Шмелёв, В. Д. Философско-теологические концепции Л. Н.Толстого /

174. B. Д.Шмелёв // Изв. Уральск, гос. ун-та. 2004. - Вып. 16. - № 32. - С. 154.

175. Шопенгауэр, А. Метафизика половой любви / А. Шопенгауэр / Шопенгауэр, А. Избр. произв. М.: Провещение,1992. - С. 371-412.

176. Шорэ, Э. По поводу Крейцеровой сонаты.: Тендерный дискус и» конструкты женственности у Л. Н. Толстого и С. А. Толстой / Э. Шорэ // Пол. Тендер. Культура. М., 1999. - С. 193-211.

177. Энгелылтейн, Л. Скопцы и царство небесное: Скопческий путь к искуплению / Л. Энгельштейн. М.: Нов. лит. обозрение, 2002. - 336 с.

178. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / Авт.-сост. В. Серов http://www.bibliotekar.ru.

179. Янов, В. В. Краткие воспоминания о пережитом / В. В. Янов // Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы / Сост. А. Б.Рогинский. М.: Книга, 1989. - С. 5-68.

180. Benjamin, Jessica: Die Fesseln der Liebe. Psychoanalyse, Feminismus und das Problem der Macht / Jessica Benjamin. Basel-Frankfurta, 1994.

181. Bovenschen, Sylvia: Die imaginierte Weiblichkeit. Exemplarische Untersuchungen zu kulturgeschichtlichen und literarischen Prflsentationsformen des Weiblichen/ Sylvia Bovenschen. -Frankfurta, 1979.

182. Schmid, Herta: Nachwort. In: L. N. Tolistoj: Die Kreutzersonate / Herta Schmid. München. 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.