Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Павенков, Олег Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 195
Оглавление диссертации кандидат наук Павенков, Олег Владимирович
Оглавление
Введение
Глава I. Концепт любви в античной и библейской традициях
1.1 .Теоретические основания исследования эволюции концепта любви
1.2. Концепт любви в философии Платона и Аристотеля
1.3. Концепт любви в библейской традиции
Глава II. Формы любви в восточной патристике IV-V вв. в свете антропологических представлений
2.1. Платонический и христианский эрос в антропологической концепции византийской философии IV-V вв
2.2. Учение о любви-филии и любви-сторге в византийской мысли IV-V веков
2.3. Учение о любви-агапэ в восточной патристике IV-V вв
Глава III. Ревальвация форм концепта любви в русской религиозной философии
3.1. Ревальвация любви-эроса в русской религиозной философии
3.2. Ревальвация любви-филии и любви-сторге в русской религиозной философии...:
3.3. Ревальвация любви-агапэ в русской религиозной философии
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала ХХ века1999 год, кандидат философских наук Филькин, Андрей Николаевич
Антропологический смысл полемики о природе добра и зла в русской духовно-философской традиции (Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, Н.О.Лосский)2009 год, кандидат философских наук Долгий, Артем Геннадьевич
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Феномен Эроса в эстетике и культуре Серебряного века2010 год, кандидат философских наук Джежер, Нина Станиславовна
Проблема Эроса в русской философии: Соловьев, Розанов, Бердяев1998 год, кандидат философских наук Косарев, Алексей Михайлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии»
Введение
Актуальность темы исследования. Вхождение в историю мировой цивилизации машины приводит к возникновению острой потребности в философско-антропологическом подходе в изучении человеческого. В таком контексте усиливается теоретическая и практическая необходимость философско-антропологического анализа места любви в морфологии личности. Научный поиск человеческого начала сопряжен с проблемами духовного образа бытия, с феноменом универсальной, всеобъемлющей любви. Ослабление чувств, безразличие, примитивизация любви, либерализация половой морали укоренились в бытии современного человека. Происходит нарастание проблемы «безлюбого» бытия (М. М. Бахтин), для которого характерны апатия и безразличие ко всему окружающему миру. Подобные тенденции - это путь к катастрофе полного отчуждения и бессмысленности бытия.
В то же время особенность философской рефлексии современного общества такова, что с особой настоятельностью актуализируется необходимость синтеза различных исследовательских подходов к изучению человека, значимость которого уже в 1927 г. в работе «Положение человека в космосе» отмечал М. Шелер. Специфика философско-антропологической мысли в ее отечественном варианте состоит в том, что осуществление подобного синтеза невозможно без обращения к восточно-патристическому подходу, поскольку в нем осуществился синтез философских, теологических и естественнонаучных взглядов на человека. Данный синтез, который стал одним из оснований философской антропологии XX века, был творчески развит в трудах русских религиозных философов на протяжении XIX - первой половины XX вв.
В таком социокультурном контексте естественно необходим научный анализ трудов византийских и русских религиозных философов, который сопряжен с поиском оптимального для современного общества и человека
решения данной проблемы.
Различные варианты решения проблемы любви как фундаментального основания человеческой личности предлагались восточной патристикой и русской религиозной философией в разные периоды своего развития. Для анализа был выбран «золотой век» восточной патристики - IV-V вв., поскольку, как пишет В. Лурье в книге «История византийской философии», в IV-V вв. антропологическая проблематика оказалась в центре интеллектуальных дискуссий византийских философов. Именно этот период восточной патристики оказал существенное влияние на развитие русской философии конца XIX -начала XX вв. В русской религиозной философии выбран период с 1890-х до 1940-е гг., поскольку именно в этот период антропологическая проблематика находилась в центре внимания русских философов. Выбор источников определялся хронологическими рамками работы, а также концепцией ревальвации концепта любви. Сама цель работы задавала определенные ракурсы внимания к тем или иным текстам.
Исследования тех или иных философских и теологических вопросов в восточной патристике и русской религиозной философии до сих пор носят, в большей степени, обобщающий историко-философский характер. Специальные философско-антропологические компаративистские исследования эволюции концепта любви в византийской и русской религиозной мысли как целостного религиозного и социокультурного явления практически отсутствуют.
Степень научной разработанности проблемы. Одним из первых философских произведений о любви является диалог Платона «Пир». Идеи Платона нашли отражение и получили свое развитие в восточной патристике в работах Мефодия Олимпийского, Макария Египетского, Григория Нисского, Василия Великого, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста. Основополагающими трудами, имеющими важное методологические значение для заявленной темы, являются труды Иоанна Златоуста, Василия Великого,
Григория Назианзина и Григория Нисского. В середине XX века после выхода в свет работы Б. Татакиса «La Philosophie Byzantine»1 было заявлено о существовании особого хронологически устоявшегося историко-философского направления - «византийская философия». В отечественной философии знаковой работой по византийской философии является работа В. Лурье «История византийской философии»2. Исследования по византийской философии осуществлялись рядом западных ученых таких, как: А. Армстронг («Природа человека у Григория Нисского» 3), А. Грильмаер («Христос в христианской традиции»4), Г. Престиж («Бог в патристическом мышлении»5), К. Иеродиакону («Византийская философия»6) и др.
Антропологическим аспектам восточной патристики посвящены работы К. Керна, И. Мейендорфа, В. Лосского, С. Хоружего. С точки зрения развития философско-антропологической проблематики особенный интерес представляет работа К. Керна «Антропология свт. Григория Паламы»7.
Учение о любви как основе бытия человека получило творческое развитие в трудах представителей русской религиозной философии: В. Соловьева («Смысл любви»), Н. Бердяева («Эрос и личность: философия пола и любви»), П. Флоренского («Столп и утверждение истины»), Н. Лосского («Условия абсолютного добра»), Б. Вышеславцева («Этика преображенного Эроса»), С. Франка («С нами Бог. Три размышления»). Уделяли этой теме внимание и русские космисты - Н. Федоров и В. Вернадский.
Различные аспекты философии любви рассматриваются в работах
1 Tatakis В. La Philosophie Byzantine. - Paris, 1949 - 324 p.
2 Лурье B.M. История византийской философии. Формативный период. - СПб., 2006 - 553 с.
3 Armstrong А.Н. The Nature of Man in St. Gregory of Nyssa // Eastern Churches Quarterly. 1949. -8. - P. 2-9
4 Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol. 1 (translated by J.S. Bowden) - London 1965 - 528 p.; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590-604). Vol. 2. London. 1996 - 437 p.
5 Prestige G.L. God in Patristic Thought. - London 1952. - 318 p.
6 Ierodiakonou K., Byzantine Philosophy// MacMillan Encyclopedia of Philosophy - NY, 2005. - p. 356-387
Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996 - 320 с.
отечественных исследователей. В частности, целостная концепция любви представлена в монографии Рюрикова Ю.Б. «Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра»8. Большую роль в осмыслении феномена любви сыграл изданный в 1990 г. двухтомник «Философия любви», в котором представлены как историко-философские исследования этого феномена, например, статьи А.Н.Чанышева9, В.В. Бычкова10 и др., так и проведенный в статьях Г.Я. Стрельцовой11, Ю.Б. Рюрикова12 и др. анализ любви в контексте современной философии.
Постсоветский период характеризуется повышенным интересом к восточной патристике и, в частности, к теме любви в византийской философии. Особенно интенсивно работа в этой области проводилась в конце 90-х годов XX - начале XXI в. В это время не только переиздавались произведения представителей восточной патристики, но появлялись новые историко-философские, богословские, культурологические работы, посвященные различным аспектам любви. К ним относятся труды С.С. Аверинцева, A.A. Королькова, Т.А. Кузьминой, В.И. Красикова, П. Ю. Малькова, К.В. Преображенской, Р.В. Светлова и др. Специальное исследование феномена любви в христианской традиции в контексте проблематики пола и брака принадлежит Н.Х. Орловой13.
Философско-антропологический анализ феномена любви проводится в
ряде диссертаций, из которых наиболее близкими к нашей теме являются
g
Рюриков Ю.Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б. Рюриков. - Кемерово, 1984-256 с.
9 Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции / Философия любви. В 2-х ч. 4.1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 36-68
10 Бычков В.В. Идеал любви христиано-византийского мира / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М., 1990. - С. 68-110
11 Стрельцова Г.Я. Судьба любви сегодня (нравственно-психологический очерк) / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 331-380
12 Рюриков Ю.Б Любовь: ее настоящее и будущее / Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. - С. 268-331
13 Орлова Н.Х. Антропология пола и брака в христианстве. -СПб.: Издательский дом «М1РЪ», 2006 - 305 с.
следующие. Отечественная философия любви и пола обстоятельно рассматривается в докторской диссертации A.M. Страхова «Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий» (2006), однако тема византийских «корней» русской религиозной философии любви практически в диссертации не затрагивается. Единственное на сегодняшний день философское исследование любви-агапэ выполнено в кандидатской диссертации Н.В. Громовой «Любовь-агапэ: социально-философский анализ» (2002). Анализирует феномен любви, используя диалогическую методологию М. Бубера, C.B. Омарбекова. В своей кандидатской диссертации «Любовь как экзистенциал человеческого бытия» (2009г.) она делает акцент на идее динамичности экзистенциала любви, при этом, однако, автор не обращается ни к русской, ни к византийской философии любви.
Таким образом, специального исследования, непосредственно посвященного раскрытию эволюции концепта любви от восточной патристики IV -V вв. к традиции русской религиозной философии конца XIX - середины XX вв, до сих пор не проводилось.
Вышеизложенное логично определяет объект исследования: философская антропология в восточно-христианской традиции.
Предмет исследования: концепт любви в восточной патристике и русской религиозной философии.
Цель работы - раскрыть эволюцию концепта любви в исторической перспективе от восточной патристики до учения о человеке в русской религиозной философии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть концепт любви и его формы в классической древнегреческой философии;
- осуществить философско-антропологический анализ ветхозаветных и
новозаветных текстов с целью осмысления концепта любви;
- проанализировать и определить особенности русской религиозной философии любви;
- показать ревальвацию концепта любви в русской религиозной философии;
- рассмотреть эволюцию и определить иерархию таких форм концепта любви, как эрос (ёрщ), филия (срШа), сторге (аторут)) и агапэ (аушгг|), являющихся содержанием концепта любви;
Теоретико-методологическая и источниковедческая основа исследования.
Теоретическим основанием данного исследования выступила теория концепта Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которая использовалась в ходе осмысления и раскрытия концепта любви как некой целостности, имеющей несколько составляющих, названных в работе формами концепта. Кроме того, в ходе анализа таких форм концепта любви, как эрос, филия, сторге и агапэ был использован разработанный М. Бубером терминологический аппарат, в частности, понятия «Я», «Ты», «Мы» и др.
В диссертационном исследовании используется диалектический метод, позволяющий осознать противоречивость любви как феномена бытия человека, показать взаимодействие содержания и форм концепта любви как источника его развития в формате ревальвации. Метод компаративистики позволяет провести сравнительный анализ содержания форм концепта любви в восточной патристике и русской религиозной философии. Применение герменевтического и аксиологического методов способствует осмыслению культурно-исторического контекста, в котором развивались представления о любви, выявить в произведениях авторов той или иной эпохи новые смыслы в формах концепта любви. Дескриптивный метод используется в связи с тем, что авторской задачей является раскрытие исторического нарратива, на основе
которого показывается эволюция концепта любви. Достоверность полученных результатов исследования, проведенного на основании данных методологических практик, обеспечивается анализом оригинальных византийских и русских религиозно-философских произведений.
Источниковедческую базу диссертации составили произведения Платона и Аристотеля; труды представителей восточной патристики, относящиеся к периоду IV - V вв.; фундаментальные западные философско-антропологические исследования Э. Фромма, К. Льюиса, Д. Лукача, М. Бубера, Г. Марселя, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Шелера, А. Гелена и др.; сочинения русских религиозных философов, в которых содержится учение о любви, а также о сопряженных с ним понятиях.
Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• раскрыта эволюция четырех форм концепта любви (агапэ, эрос, филия, сторге) от восточной патристики IV - V веков к русской религиозной философии второй половины XIX - начала XX в.;
• введено понятие «трансипостасная любовь», характеризующее духовную любовь, объемлющую и любовь между человеческими ипостасями, и Любовь между Ипостасями Божества;
• уточнено понятие «единая любовь» через раскрытие ее существенных качеств - личностной онтологичности и трансипостасности;
• обоснована необходимость использования понятия «ревальвация» для раскрытия эволюции концепта любви и предложена авторская концепция его ревальвации.
Основные положения, выносимые на защиту.
• Исторические этапы эволюции концепта любви (античность, восточная патристика, русская религиозная философия) связывает трехсторонний семантический, методологический и смысловой континуитет. Семантический континуитет означает использование единого понятийно-категориального
аппарата. В качестве ключевых понятий утверждаются понятия «агапэ», «эрос», «филия», «сторге», «филтрон». Методологический континуитет выражается в использовании как восточной патристикой, так и русской религиозной философией мистико-экзистенциального метода, что не исключает применения ими аристотелевской методологии рационального познания. Смысловой континуитет состоит в том, что как для восточной патристики, так и для русской религиозной философии характерно общее понимание любви как духовной связи, установленной между человеческими личностями.
• Структура и характер восточной патристики IV - V в. характеризуется сходством практических установок аскетики и философии как образа жизни, которые привели к формированию представления о возможности достижения знания о любви и ее антропологической сущности. Определение концепта любви-агапэ позволяет охарактеризовать межличностную онтологическую связь как имеющую альтруистическое содержание.
• Учение о любви в русской религиозной философии, сформировавшееся под влиянием восточной патристики, представляет собой осмысление единой любви. Единая любовь понимается как имеющая трансцендентное происхождение трансипостасная, экзистенциальная, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая духовная связь, устанавливаемая между людьми, между «Я» и «Ты», формируя единство со-бытия «Мы», и выступающая результатом совершенствования воли, чувства и ума человека.
• Континуитет учений о любви в восточной патристике и русской религиозной философии выражается в понятии «трансипостасная любовь», под которой понимается духовная любовь, объемлющая как любовь между человеческими ипостасями, так и Любовь между Ипостасями Божества.
• Сохранение русской религиозной философией ключевых смыслов, выявленных в платонизме и развиваемых в восточной патристике, можно назвать ревальвацией концепта любви. В процессе его ревальвации происходит
повышение ранга ценности и обновление идейного смысла любви.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют глубже понять эволюцию концепта любви в христианской традиции, что, в свою очередь, будет способствовать решению одной из ключевых проблем современной философской антропологии - раскрытию человеческого в человеке. Кроме того, выводы диссертации могут быть использованы для целостного исследования философско-антропологической проблематики восточной патристики и находящейся и сегодня под ее влиянием русской религиозной философии.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты и выводы, содержащийся в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по философской антропологии, истории русской философии, философии культуры, этике, а также ряда спецкурсов, в частности, по философии любви, антропологии любви, русской религиозной философии любви и др. Материал диссертации может найти применение в работе над учебно-методическими пособиями и учебниками по ряду философско-антропологических дисциплин.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в двенадцати публикациях, среди которых четыре статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК РФ. Результаты исследования также были представлены и обсуждены в ходе различных научных и научно-практических конференций, среди которых межвузовская научная конференция «Бог. Человек. Мир» (СПб.: РХГА, 23-24 декабря 2010); всероссийская научная конференция «Русский космизм как философско-антропологический проект» (СПб.: СПБГУ, 19-21 ноября 2010); всероссийская научно-практическая конференция «Научные чтения студентов и аспирантов» (Казань: Институт экономики, управления и права, 24 декабря 2010); всероссийская научно-практическая конференция «Ковалевские чтения»
(СПб.: СПБГУ, 12-13 ноября 2010); международная научная конференция XVI Царскосельские чтения «Человек - гражданин - гражданское общество -правовое государство» (СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 24-25 апреля 2012); международная научная конференция «Правовые и социальные аспекты существования и исследования профессий в России и Франции» (Париж: Университет Версаля, 12 декабря 2012); международная научная конференция XVII Царскосельские чтения «Российская государственность и духовная культура народа» (СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкин, 23-24 апреля 2013) и др.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованных источников, литературы и двух приложений. Список литературы насчитывает 216 наименований, из них 87 - на иностранных языках.
Глава I. Концепт любви в античной и библейской традициях И.Теоретические основания исследования эволюции концепта любви
Одной из вечных проблем философии является проблема любви, ее антропологических аспектов. Несмотря на то, что любовь была предметом философского изучения с древнейших веков до настоящего время, до сих пор генезис любви в человеке, ее четкое определение не установлены. В этом смысле актуальность новозаветных слов «тайна сия велика есть» (Еф. 5:31-32) остается неизменной. Концепт любви занимает ключевое место и, более того, возвышается над такими концептами, как счастье, надежда, вера, благо. Концепт любви является мировоззренческой универсалией, образующей «основание культуры»,14 и главной духовной смысложизненной ценностью. Достижение любви возможно уже за границами земной жизни человека и индивидуального бытия. При этом в достижении любви нет предела совершенству.
Актуальность вопросов, связанных с ролью любви в бытии человека, приобрела небывалую остроту в философско-антропологических исследованиях последних десятилетий, что должным образом соответствует изменившимся духовно-нравственным условиям жизни современного общества.
Идею антропоцентричности мира и бытия в настоящее время также можно считать общепризнанной: для многих философских построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета. Антропоцентрический поворот представляет собой переключение интересов исследователя с объекта познания на субъекта, то есть анализируются человек, пребывающий в любви, и любовь в человеке. Антропологический поворот поставил новые задачи в исследовании любви. Он требует новых методов ее описания, новых подходов при анализе ее качеств и форм.
В связи с этим необходимо провести анализ теоретических оснований диссертационного исследования, к которым относятся теория концепта Ж.
14 Степин B.C. Философия в современной культуре: новые перспективы. (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 2004. №4. - С. 8
Делеза и Ф. Гваттари, диалогическая концепция М. Бубера и раскрыть смысл четырех форм любви Эрос (ерах;), филия (фШа), сторге (отерут)) и агапэ (ауботт]). Поскольку мы рассматриваем любовь как единое целое, то мы не выделяем «виды» или «типы» любви. Построение типологии любви затруднительно в том случае, когда в фокусе научного интереса находится рационально-иррациональный феномен, с трудом поддающийся рациональному объяснению.
Логика наших рассуждений будет разворачиваться по следующей понятийной цепочке: понятие концепта - концепт любви - концептуализация любви как диалогического отношения - качества любви - формы концепта любви - эволюция концепта в трех основных формах - параметры ревальвации в смысловой структуре концептов любви.
В свете последних исследований понятие «концепт», пришедшее в философскую антропологию из логики и математики, получает всё большее распространение. Перенос акцента с изучения непосредственно понятийной системы на анализ концептуальной системы осуществляется в философских, лингвокогнитивных и лингвокультурологических работах (Ж.Делез, Ф. Гваттари, С.Г. Воркачёв, М.В. Никитин, Б.А. Серебренников, В.И. Карасик, В.Г. Зусман). Подходы к определению концепта подразделяются на три основных15:
1. Философский. Концепт как целостность, отражающее
понятийное содержание (Ж. Делез и Ф. Гваттари);
В работе «Что такое философия?» Ж. Делез и Ф. Гваттари дают следующее определение концепта, на которое мы будем опираться в наших рассуждениях: концепт «представляет собой целое, так как тотализирует свои составляющие, однако, это фрагментарное целое. Только при этом условии он может выделиться из хаоса психической жизни».16 Поэтому концепт любви должен иметь «составляющие», то есть формы концепта, но сама любовь не
15 Мы не рассматриваем другие подходы к изучению концептов, в частности, психологический подход, так как это излишне отдалит нас от цели нашего исследования.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?/Пер.с фр. и послесл. Зенкина С. - М.: Академический проект, 2009. - С.21-22
может иметь никаких составляющих, поскольку любовь едина. Безусловно, концепт любви является не обыденным, а философским концептом. Как и любой философский концепт, концепт любви создается «в зависимости от проблем, которые представляются нам дурно увиденными или дурно поставленными (педагогика концепта)».17 Проблемы недостатка, ослабления и примитивизации любви в определенном смысле задают ракурс концептуального конструирования. Ж. Делез и Ф. Гваттари пишут: «Философский концепт...сам, в силу своей творческой консистенции, создает событие»18. Уточняя слова Ж. Делеза и Ф. Гваттари, мы утверждаем, что концепт любви создает со-бытие личностей, возвышающееся над всяким индивидуальным опытом и изменчивостью состояний вещей, которые пребывают в мире.
Концепт любви не статичен, а имеет свою историю, свое становление. Концепт любви, как и вообще концепты, отсылает к другим концептам, например, к таким концептам, как «дружба», «общение», «добродетель» - «не только в своей истории, но и в своем становлении»19, которое осуществляется в форматах эволюции и ревальвации.
Итак, созидательная природа концепта вполне распространяется на творческую силу любви, способную преодолевать разногласия между людьми и вносить мир и порядок в сферу межличностных отношений.
2. Лингвокогнитивный подход. К этому подходу относятся в
частности, взгляды тех мыслителей, которые рассматривают концепт как синоним понятия (М.В. Никитин и Б.А. Серебренников). В их работах осуществляется лингвокогнитивное осмысление концепта.
М.В. Никитин указывает на корреляцию концепта и значения: «говоря о понятиях и значениях, мы по существу имеем дело с одним и тем же предметом - концептуальным уровнем абстрагирующих, обобщающих единиц сознания...
17 Там же, с. 22
18 Там же, с. 41
19 Там же, с. 40
Поскольку значения - те же понятия, они сохраняют за собой всё то, что относится к понятиям: их содержание, структуру, системные связи, характер отражательной природы и т.д.». Понятия и концепты настолько связаны друг с
другом, что «нельзя отрицать их существенного пересечения и наложения, а
21
также их постоянного взаимодействия и взаимообогащения» .
В своем труде «Основы лингвистической теории значения» (1988) М.В.Никитин, разграничивая и, более того, противопоставляя уровень значений и уровень концептов, использует как полные синонимы термины «концепт» и «понятие». Продолжая традицию, начатую М.В. Никитиным, Б.А. Серебренников проводит грань между значением и понятием, нередко употребляя для обозначения последнего термин «концепт». Примечательно, что в процессе рассуждения о составляющих концептуальной системы Б.А. Серебренников разделяет такие понятия, как вербальный и невербальный концепт. Существенная часть концептуальной системы состоит, безусловно, из концептов, принадлежащих к первому типу. Кроме этого, автор говорит о соотношении в психике человека мира действительности и мира своих концептов22. Тем самым Серебренников встаёт на принципиально новую ступень в понимании концепта. Уникальность концепта любви состоит в том, что он сочетает в себе вербальный и невербальный составляющие, поскольку в любви есть как слова и дела, так и чувства.
Таким образом, теоретические положения, представленные этими авторами, состоят в рассмотрения концепта как обобщающего абстрагированного понятия, входящего в базовые концептуальные слои душевного строя человека.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Антропология исихазма в контексте византийской культуры2000 год, кандидат философских наук Климков, Олег Станиславович
Архетипика сознания в неоплатонизме и патристике2005 год, кандидат философских наук Семенов, Василий Витальевич
Учение о синергии в антропологии Григория Нисского2011 год, кандидат философских наук Даровских, Андрей Александрович
Антропология Григория Нисского в системе византийской культуры2007 год, кандидат философских наук Щипина, Римма Владимировна
Философско-антропологические представления в русской духовной культуре XII века: от теории к практике2011 год, кандидат философских наук Семикопова, Татьяна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Павенков, Олег Владимирович
Заключение
В диссертационной работе проведен философско-антропологический анализ эволюции концепта любви: от восточной патристики к русской религиозной философии. Мы исследовали любовь не как физиологический инстинкт, психологическое чувство или фактор социальной интеграции, а как основную духовную ценность и духовную связь между человеческими личностями.
В диссертации интеллектуальные усилия были направлены на рассмотрение основных положений и понятийно-категориального аппарата в восточной патристике и русской религиозной философии, которые были сосредоточены на аскетико-мистической традиции в целом и концепции любви в рамках этой традиции.
Поскольку учение о любви в восточной патристике не может быть в полной мере названо философским, определение его философской составляющей является важным этапом на пути континуитета данного дискурса в современных антропологических моделях.
Автор ставил перед собой цель выявить и проанализировать такие формы концепта любви, как Эрос (ерах;), филия (срШа), сторге (аторуп) и агапэ (аушгг]) в восточной патристике и их последующую эволюцию в русской религиозной философии. Проблема любви по-разному интерпретировалась у таких философов, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Назианзин, В. Соловьев,
Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев, С.Франк, И. Ильин, однако, компаративистский и герменевтический анализ позволил выявить определенное единство концепций любви.
Автор пришел к выводу, что существует континуитет византийской философии в русской философии, который был во многом подготовлен континуитетом античной традиции в византийской мысли. Проведенный
компаративистский и герменевтический анализ позволяет нам прийти к выводу, что континуитет византийской философии в русском религиозно-философском учении о любви носит не просто семантический, но и методологический и смысловой характер.
Семантический характер континуитета означает использование единого понятийного категориального аппарата, к которому относятся агапэ (ауштн), Эрос (ерсо^), филия (уйла) и др. Понятия из древнегреческого языка филтрон (срОароу), какиан биос (как(ау Р1о<;), разграничение проспатфейас (тсросттсабегок;) и рупарас филиас (ршара<; сргМас;) у Григория Нисского, физике сторге (фтктст) оторуг)), филосторгиан (фгХ,осггору1ау) у Василия Великого и Иоанна Златоуста, филадельфон (фйа5е^фОУ) у Григория Назианзина, также как понятия «сублимации» Б. Вышеславцева и «абсолютной ценности» Н. Лосского, составляют специфику языковых средств соответственно в византийской и русской религиозной философии любви.
Методологический характер континуитета проявляется в использовании как византийскими, так и русскими религиозными философами для получения знания о любви мистико-экзистенциальнош метода, который совершенно не исключает применение и теми, и другими платоновской и аристотелевской методологии познания и логического аппарата.
Смысловой характер континуитета проявился в том, что для византийской и русской религиозной философии характерно общее понимание любви как духовной связи, имеющей трансцендентное происхождение и установленной между человеческими личностями.
Любовь, по нашему мнению, выступает результатом совершенствования воли, чувства и ума человека. Со-бытие «я» и «ты» в Абсолютной полноте бытия меняет обоих: «Я» и «Ты», порождают принципиально новое со-бытие «Мы», в котором реализуются высшие духовные ценности. В любви есть творческий и свободный акт, в котором происходит перенос «Я» в личностное
ядро «Ты» и наоборот. В этом акте происходит истинное познание и онтологическое соединение «Я» и «Ты» в интегральное единство «Мы». Этот три аспекта двойного континуитета можно выразить в виде схемы (Приложение №2).
С точки зрения византийской философии, в Царстве Духа нет функциональной или онтологической дифференциаций в любви-эроса, филия (фШа), сторге (аторуп) или агапэ (аушгг|). Если это любовь-эрос, то она преображена и направлена на абсолютную Любовь и любовь к ближнему. Она перестает быть страстью и является бесстрастным, но мощным стремлением к единству с любимым. Если византийский философ ведет речь о любви как филии, то она воспринимается как тесная дружба с Духом и людьми. Любовь-агапэ есть любовь, предполагающая полное и добровольное самопожертвование, это взаимная и бесконечная жертвенность личностей по отношению друг к другу.
Специфика подхода русских религиозных философов, по сравнению с византийским философским учением о любви, состоит в акценте на любви как основе духовности человека, что предполагает ее рассмотрение как межличностного отношения; тогда как византийские философы рассматривали любовь в контексте аскетико-мистического учения.
Как воспринявшие платоновское учение об эросе византийские философы в учении о любви делали акцент на жертвенной, небесной любви-агапэ, так и русские философы, глубоко изучавшие платоновское учение об эросе, осуществили ревальвацию идей византийских философов, выразили их в современной и ясной человеку конца XIX-XX вв. терминологии. У представителей русской религиозной философии понятия «любовь», «духовность», «жертвенность», «благо», «ценность» и «жизнь» были неотделимы друг от друга.
Проведенный философско-антропологический компаративистский анализ
эволюции концепта любви позволил нам прийти к следующим выводам:
1. Философско-антропологический анализ концепта любви позволяет утверждать, что в своем развитии он проходит три этапа: первый имеет место в рамках античной философии, второй - восточной патристики, третий - в русской религиозной философии. Эти этапы, каждый из которых имеет свою специфику, связаны между собой трехсторонним семантическим, методологическим и смысловым континуитетом.
2. Концепт любви включает в себя четыре формы - эрос, филия, сторге и агапэ. Формы концепта любви были разработаны античной философией, развиты восточной патристикой и сохранены русской религиозной философией, которая обновила их идейное содержание. Это позволяет говорить о содержательном единстве процесса эволюции концепта любви.
3. Раскрыть континуитет учений о любви в восточной патристике и русской религиозной философии позволяют понятия «единая любовь» и «трансипостасная любовь». Единая любовь определяется как духовная связь, имеющая трансцендентное происхождение и устанавливающая духовные отношения между людьми, между «Я» и «Ты», формируя единство со-бытия «Мы». Трансипостасная любовь - это духовная любовь, объемлющая как любовь между человеческими ипостасями как высшими этапами развития личности, так и Любовь между Ипостасями Божества;
4. Концепция любви в византийской философии обладает большим гуманистическим потенциалом, который дает толчок для переосмысления взгляда на природу человека, его предназначение и смысл жизни в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков.
5. В русской религиозной философии концепт любви предстаёт личностно онтологичным; понимается как путь к истинному бытию личности, к ее преображению. Ориентация человека только на любовь-эрос приводит к подчинению человеческого духа удовлетворению низменных половых влечений
и уменьшает любовь, тогда как в стремлении к любви-агапэ человек обретает свою целостность.
6. Русская религиозная философия любви - это творческое переосмысление и развитие воззрений на любовь в византийской философии, которая сохранила методологию различения четырех форм концепта любви. Для изучения эволюции концепта любви в восточной патристике и отечественной философской традиции предложено понятие «ревальвация», которое означает сохранение отечественной философией ключевых смыслов, выявленных в платонизме и развиваемых в восточной патристике.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павенков, Олег Владимирович, 2013 год
Список источников и литературы
1. Августин. А. Исповедь//Лабиринты души — Симферополь, 1998. - 416 с.
2. Аристотель. Большая этика// Сочинения в 4-ч тт. Т.4. — М., 1983. - 725 с.
3. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 тт. Т.4— М., 1976 - 725 с.
4. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 тт. - М., 1984. Т. 725 с.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В синодальном переводе с комментариями и приложениями. — М., 2008. - 2047 с.
6. Василий Великий. Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т. — СПб., 1911. - 342 с.
7. Григорий Богослов. Поучения/Яригорий Назианзин. Творения. Т.4. - М., 1844.-653 с.
8. Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Т 1. — М., 2000. - 780 с.
9. Григорий Нисский. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. — М., 1997.-260 с.
10. Григорий Палама Беседы (омилии). Часть 3. — М., 1993. - 346 с.
11. Григорий Палама. Беседы (омилии). Часть 1. — М., 1993. - 324 с.
12. Григорий Палама. Беседы (омилии). Часть 2. — М., 1993. - 352 с.
13. Григорий Синаит.свт. Творения. — М., 1999. - 805 с.
14. Дионисий Ареонагит. Творения. — СПб., 1995-1997. - 762 с.
15. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. — СПб., 1995. - 842 с.
16. Иероним Бл. Толкование на евангелие от Матфея. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. — М., 1998. - 246 с.
17. Иоанн Лествичник. Лествица. — М., 1991. - 220с.
18. Исаак Сирин. Творения. — Сергиев Посад., 1911.- 842 с.
19. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется. — М., 2000. - 142 с.
20. Климент Римский. Второе Послание к Коринфянам. — Рига., 1994. - 342
с.
21. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрания типа I (Vatic, graec. 694)/ Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А.Г. Дунаев. - М.: Индрик, 2002. - 1056 с.
22. Максим Исповедник. Главы любви. // Творения. Кн.1 Аскетические и богословские трактаты. —М.: Мартис, 1993. - 945 с.
23. Максим Исповедник. Послание к Иоанну Кубикуларию о любви //Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. -М., 1993. - 836 с.
24. Марк Подвижник, Пространство сердца. - М. 2008. - 312 с.
25. Мефодий Олимпийский. Пир десяти дев или о девстве//Полное собрание творений. - СПб., 1905. - 226 с.
26. Платон. Государство// Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. - М., 1999.-640 с.
27. Платон. Диалоги. М., 1986. - 540 с.
28. Платон. Менон // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. - М., 1999.-640 с.
29. Пселл М. Богословские сочинения. - СПб., 1998. - 384 с.
30. Симеон Новый Богослов, прп. Приди, Свет истинный. Избранные гимны: стихотв. пер. с греч., послесл.: игумен Иларион (Алфеев). - СПб: Алетейя, 2000. - 206с.
31. Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Т.2. Слова 53-92. - Сергиев Посад, 1993 - 365 с.
32. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. Слова 1-52. - Сергиев Посад,1993 -380 с.
33. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.З. Божественные Гимны. — Сергиев Посад, 1993 - С. 540
34. Aristoteles. Ethica Nicomachea, ed. I. Bywater, Aristotelis ethica Nicomachea. Oxford: Clarendon Press, 1894 (repr. 1962) - 430 p.
35. Augustinus De Trinitate libri quindecim// Patrologia Latina / P. Migne -Vol. 42. - Paris., 1847 - 940 p.
36. Augustinus. Confessionum libri XIII// Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 32 -Paris., 1847 - 1080 p.
37. Augustinus. Enarrationes in Psalmos // Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 36. -Paris., 1847 -789p.
38. Augustinus. In Epistolam Ioannis ad Parthos tractatus decern // Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 35 - Paris., 1847 - 780 p.
39. Augustinus. In Epistolam Ioannis ad Parthos tractatus decern // Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 35 - Paris., 1847 - 760 p.
40. Augustinus. In Evangelium Ioannis tractatus centum viginti quatuor// Patrologia Latina / P. Migne - Vol.35. - Paris., 1847. - 347 p.
41. Augustinus. Sermones// Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 38. -Paris., 1847. -880 p.
42. Augustinus.De Civitate Dei contra Paganos libri XXII.// Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 41. - Paris., 1847 - 740 p.
43. Augustinus.De Libero Arbitrio libri tres// Patrologia Latina / P. Migne - Vol. 32 - Paris., 1847. - 1080 p.
44' Augustinus.De Vera Religione liber unus// Patrologia Latina / P. Migne -Vol. 34 - Paris., 1847 - 930 p.
45. Basilius Caesariensis Theol. Adversus Eunomium//Patrologia Graeca/P.Migne -Vol. 29-Paris., 1858-1866.-780 p.
46. Basilius Caesariensis Theol. Commente al profeta Isaia, 2 vols. Vol. 2 - Turin, 1939. -397 p.
47. Basilius Caesariensis Theol. Commente al profeta Isaia, 2 vols. Vol. 1 - Turin, 1939.-428 p.
48. Basilius Caesariensis Theol. Enarratio in prophetam Isaiam. - Turin, 1939, 2 vols. 1 vol. - 397 p.
49. Basilius Caesariensis Theol. Epistulae, 3 vols. - Paris., 1:1957; 2:1961; 3:1966.
- 320 p.
50. Basilius Caesariensis Theol. Homilia de gratiarum actione//Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 31 - Paris., 1858-1866.- 1848 p.
51. Basilius Caesariensis Theol. Homiliae super Psalmos//Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 29 - Paris., 1858-1866. - 780 p.
52. Basilius Caesariensis Theol. Prologus 7 (de judicio dei) //Patrologia Graeca/P.Migne-Vol. 31 - Paris., 1858-1866.- 1848 p.
53. Basilius Caesariensis Theol. Regulae morales//Patrologia Graeca/P.Migne -Vol. 31 - Paris., 1858-1866. - 840 p.
54. Basilius Caesariensis Theol., Homiliae in hexaemeron//Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 29 - Paris., 1858-1866. - 780 p.
55. Basilius Caesariensis Theol.Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae) //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 31 - Paris., 1858-1866. - 1848 P-
56. Ciceronis. Laelivs de amicitia. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.thelatinlibrary.com/cicero/amic.shtml (дата обращения: 31.07.12)
57. Gregorius Nazianzenus Theol. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 35 - Paris., 1858-1866. - 1260 p.
58. Gregorius Nazianzenus Theol. De расе 1 (orat. 6)//Patrologia Graeca/P.Migne -Vol. 35 - Paris., 1858-1866. - 1260 p.
59. Gregorius Nazianzenus Theol., Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 35 - Paris., 1858-1866. - 1260 p.
60. Gregorius Nazianzenus Theol., Carmina de se ipso//Patrologia Graeca/P.Migne
- Vol. 37 - Paris., 1858-1866. - 1604 p.
61. Gregorius Nazianzenus Theol., De moderatione in disputando (orat. 32) //PatrologíaGraeca/P.Migne-Vol. 36-Paris., 1858-1866.- 1366p.
62. Gregorius Nazianzenus Theol., Epistulae, 2 vols. Vol. 1 - Paris., 1964 - 426 p.
63. Gregorius Nazianzenus Theol., In dictum evangelii: Cum consummasset Jesus hos sermones (orat. 37) //Patrología Graeca/P.Migne - Vol. 36 - Paris., 1858-1866. -1366 p.
64. Gregorius Nazianzenus Theol., In patrem tacentem (orat. 16) //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 35 - Paris., 1858-1866. - 1260 p.
65. Gregorius Nyssenus Theol. Adversus Arium et Sabellium de pâtre et filio// Gregorii Nysseni opera, vol. 3.1. - Leiden., 1958. - 520 p.
66. Gregorius Nyssenus Theol. Contra Eunomium//Gregorii Nysseni opera, vols. 1.1 - Leiden., 1960.-610 p.
67. Gregorius Nyssenus Theol. De instituto christiano. //Patrologia Graeca/P.Migne -Vol. 46 - Paris., 1858-1866. - 1276 p.
68. Gregorius Nyssenus Theol. De mortuis non esse dolendum //Gregorii Nysseni opera, vol. 9. - Leiden., 1967. - 637 p.
69. Gregorius Nyssenus Theol. De vita Mosis - Paris, 1968. - 286 p.
70. Gregorius Nyssenus Theol. Dialogus de anima et resurrectione // //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 46 - Paris., 1858-1866. - 1250 p.
71. Gregorius Nyssenus Theol. Homiliae .in Ecclesiasten//Gregorii Nysseni opera, vol. 5. - Leiden., 1962. - 670 p.
72. Gregorius Nyssenus Theol. In Canticum canticorum (homiliae 15)//Gregorii Nysseni opera, vol. 6. - Leiden., 1960. - 535 p.
73. Gregorius Nyssenus Theol. Oratio consolatoria in Pulcheriam// Gregorii Nysseni opera, vol. 9.1. - Leiden., 1967.-478 p.
74. Gregorius Nyssenus Theol., De opificio hominis//Patrologia Graeca/P.Migne -Vol. 46 - Paris., 1858-1866. - 1276 p.
75. Gregorius Nyssenus Theol., Encomium in xl martyres i. //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 46 -Paris., 1858-1866. - 1276 p.
76. Gregorius Nyssenus Theol., Encomium in xl martyres ii. //Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 46 - Paris., 1858-1866. - 1276 p.
77. Gregorius Nyssenus Theol., In sanctum Ephraim//Patrologia Graeca/P.Migne -Vol. 46 - Paris., 1858-1866 - 1276 p.
78. Gregorius Nyssenus Theol.Contra fornicarios//Gregorii Nysseni opera, vol. 9.1. -Leiden., 1967.-427 p.
79. Gregorius Nyssenus Theol.Homiliae in Canticum canticorum // Gregorii Nysseni opera, vol. 6. - Leiden., 1960. - 613 p.
80. Gregorius Nyssenus Theol.In Ecclesiasten (homiliae 8)// Gregorii Nysseni opera, vol. 5. - Leiden., 1962. - 480 p.
81. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl. Adversus oppugnatores vitae monasticae (lib. 1-3)// Patrología Graeca/P.Migne - Vol. 47 - Paris., 1858-1866. -532 p.
82. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl., De mutatione nominum (homiliae 1-4)// Patrología Graeca/PMigne - Vol. 51 - Paris., 1858-1866.- 388 p.
83. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl., De paenitentia (homiliae 1-9)// Patrología Graeca/P.Migne - Vol. 49 - Paris., 1858-1866. - 418 p.
84. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl., In Acta apostolorum (homiliae 1-55)// Patrología Graeca/P.Migne - Vol. 60 - Paris., 1858-1866. - 780 p.
85. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl., In Genesim (homiliae 1-67) // Patrología Graeca/P.Migne - Vol. 54 - Paris., 1858-1866. - 758 p.
86. Joannes Chrysostomus Scr. Eccl., In Ioannem homiliae 1-88// Patrología Graeca/P.Migne-Vol. 59-Paris., 1858-1866.- 772 p.
87. Joannes Chrysostomus Ser. Eccl.In epistulam i ad Thessalonicenses (homiliae 1-11)// Patrología Graeca/P.Migne - Vol. 62 - Paris., 1858-1866. - 784 p.
88. Joannes Chrysostomus. Ad populum Antiochenum (homiliae 1-21) // Patrologia Graeca/P.Migne - Vol. 49 - Paris., 1858-1866. - 418 p.
89. Macarius of Egypt. Homiliae Spiriualis/ZPatrologia Graeca/P.Migne - Vol. 34 -Paris., 1858-1866. — 1308 p.
90. Migne, J.P. Patrologia Cursus Completus [Текст]: [Series Latina] / J.P. Migne. -Paris., 1844-1855
91. Migne, J.P. Patrologiae cursus completas [Текст]: [series Graeca] J.P. Migne. -París., 1858-1866
92. Plato.Symposium//Platonis opera, vol. 2. - Oxford., 1967 - 655 p. Литература:
1. Алексий (Дородницын), en. Византийские церковные мистики 14-го века. (Преподобный Григорий Палама, Николай Кавасила и преподобный Григорий Синаит). Казань, 1906. - 660 с.
2. Апресян Р.Г. От «дружбы» и «любви» - к «морали»: об одном сюжете в истории идей// Этическая мысль /Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 2000, - С. 182-194
3. Апресян Р.Г. Слова любви: ерше;, фШа, ауатсг)//Философия культуры 8(56), 2012-С. 27-40
4. Бенедикт XVI. Энциклика «Deus caritas est» (DCE). Tipografía Vaticana. 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_enc_20051225_deus-caritas-est_lt.html (дата обращения: 3.03.13)
5. Бердяев Н. О рабстве и свободе. человека (опыт персоналистической философии) - Париж, 1939. - 340 с.
6. Бердяев Н. Эрос и личность: философия пола и любви. - СПб., 2012 - 224 с.
7. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 25-36.
8. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 36-38.
9. Бонавентура. Ночные бдения. М., 1990. - 240 с.
10. Бубер «Я» и «Ты»// Два образа веры: Пер. с нем/ Под ред. П.С.Гуревича. -
M.: Ресублика, 1995.-464 с.
11. Бубер M. «Я» и «Ты»// Хрестоматия по курсу «философская антропология». Владивосток, 2006 - 670 с.
12. Булгаков С.Н. Дар любви// Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. Философские тексты о любви. [Электронный ресурс] - Режим доступа:1ЖЬ: http://lit.lib.rU/s/shestakov_w_p/text_0010/shtml (дата обращения: 26.03.2012)
13. Бычков В.В. Идеал любви христиано-византийского мира/ В.В. Бычков // Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1// Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990 - с. 68-110
14. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996. - 420 с.
15. Верещацкий П. И. Учение блаженного Августина, епископа Иппонскош, о Святой Троице. Ч. I. Казань, 1918. - 560 с.
16. Вольф М.Н. Становление эпистемического поиска в раннегреческой философии: Гераклит и Парменид: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук, 2011. - 35 с.
17. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. - 368 с.
18. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. М., 1990. №4 - С. 62-87.
19. Гершензон М. О. Тройственный образ совершенства М., 1918. - 240 с.
20. Громова, Н. В. Любовь-агапе: социально - философский анализ : автореф. Дис. На соиск. Учен. Степ. Канд. Филос. Наук / Н. В. Громова - Ставрополь : Изд-во СевКавГТУ, 2002. - 26 с.
21. Гуревич П. С. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. — С. 544
22. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесловие
С.Н. Зенкина. СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.
23. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в 4-х частях с эпилогом Ф. М Достоевского. СПб., 1881.-685 с.
24. Епифанович С.Л. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996-220 с.
25. Замалеев А.Ф. Самосознание России: Исследования по русской философии, политологии и культуре. - СПб., 2010. - 552 с.
26. Зеньковский В.В. История русской философии. 2-й том. Ч 1- Ростов-на-Дону, 1999.-221 с.
27. Зеньковский В.В. История русской философии. 2-й том. Ч 2 - Ростов-на-Дону, 1999.-269 с.
28. Зусман В.Г. Концепт в культурологическом аспекте // Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - Нижний Новгород: Деком, 2001. - С. 38-53.
29. Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб.: Алетейя,2001. - 507 с.
30. Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2-е. СПб., 2001. - 675 с.
31. Ильин И.А. Без любви (из письма к сыну)//Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Мюнхен. 1968. - С.8-11
32. Ирофей Влахос, митр. Православная психотерапия: святоотеческий курс врачевания души. М., 2004. - 420 с.
33. Искусство любви: От философии до техники / [сост., предисл., коммент., Р.В. Светлова]. - СПб., 2007. - 439 с.
34. Карсавин Л. Федор Павлович Карамазов как идеолог любви//Начало. №1 -Петроград, 1921. - С. 208-304
35. Карфикова Л. О душе и воскресении [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.bogoslov.ni/text/753318.html#_ftn64 (дата обращения: 3.03.13)
36. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. -320 с.
37. Козырев А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели// Вопросы философии. - 1995. - №7 - С. 35-47
38. Корольков A.A. Духовная антропология. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 324 с.
39. Красиков В.И. Метафизика и антропология любви// Метафизика сердца и любви в западной и отечественной философской традиции: коллективная монография. 4.1 - Екатеринбург, 2007. - С. 128-149
40. Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (философская пропедевтика) / В.И. Красиков. —Кемерово, 1997. - 416 с.
41. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. - 432 с.
42. Лосский И.О. Свобода воли. М., 1991. - 360 с.
43. Лосский, Н. Обоснование мистического эмпиризма// Вопросы философии и психологии. №2 (72) М. 1904. - С. 129-171.
44. Лосский, Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. М., Харьков, 2000. - 864 с.
45. Лосский. Н. О. История русской философии. М., 1991. - 559 с.
46. Лосский. Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. - 368 с.
47. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. -СПб., 2006. - 553 с.
48. Малышев М., прот. Мысли св. Григория Богослова о человеке и его назначении». Курс соч. Л., 1971. -205 с.
49. Марр Н.Я. О религиозных верованиях абхазов (К вопросу об яфетическом культе и мифологии). — Христианский Восток. Том IV. Вып.1. Пг., 1915. - С. 113-138.
50. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. К., 2002. - 450 с.
51. Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические тенденции и
доктринальные темы: пер. с англ. В. Марутика. Минск, 2001. - 336 с.
52. Мечников И.И. Этюды оптимизма //Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. М., 1991. - 335 с.
53. Минин П. Главные направления древне-церковной мистики // Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. - С. 56- 67
54. Настольная книга священнослужителя, т.8, В 8 т. — М. 1994. - 647 с.
55. Несмелов В. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань: Типография Императорского Университета, 1887. - 635 с.
56. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. - М.: Высш. шк., 1988.- 168 с.
57. Николай (Велемирович). Кассиана: повесть о христианской любви; -
I
* Санкт-Петербург, 2000. - 159 с.
58. Омарбекова C.B. Любовь как экзистенциал человеческого бытия. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Нижневартовск. 2009. - 30 с.
59. Орлова Н.Х. Антропология брака и любви в христианстве. СПб.: Издательский дом «М1РЪ», 2006. - 305 с.
60. Павенков О.В. Любовь как главная самоценность Царство духовности (Н.О.Лосский, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский)// Материалы международной научно-практической конференции «Духовность как онтологическое основание бытия человека». - Ставрополь, 2009. - С. 222-225;
61. Павенков О.В. Концепт любви в философии Н.О. Лосского и культурологии П.А.Сорокина / О.В. Павенков // Вестник Костромского государственного университета, 2010, №2. - Кострома: ЮГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 54-60 (0,5 п.л.)
62. Павенков О.В. Метафизика любви Н.О.Лосского//Вече. Журнал русской философии и культуры. Выпуск 22. - СПб., 2011. - С. 111-114
63. Павенков O.B. Метафизика любви-агапэ в религиозной философии П.А.Флоренского/ О.В. Павенков // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии: Научный журнал. 2012. Т. 13. Вып. 4. - СПб.: Изд-во РХГА, 2012. - с. 113-121 (0,4 п.л.)
64. Платон: Pro et contra. Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. - СПб., 2001. - 646 с.
65. Протоиерей Николай Иванов. И сказал Бог... Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1-5). Клин, 1997.-381 с.
66. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. - 560 с.
67. Рюриков, Ю.Б. Любовь: ее настоящее и будущее / Ю.Б. Рюриков // Философия любви / под общ. ред. Д.П. Горского. - М, 1990. - с. 268-330
68. Рюриков, Ю.Б. Мед и яд любви: (Семья и любовь на сломе времен) / Ю.Б. Рюриков. - 2-е изд. - М., 1990. - 447 с.
69. Рюриков. Ю.Б. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю.Б. Рюриков. - Кемерово, 1984. - 256 с.
70. Рюриков.Ю. Б. Детство человеческой любви//Философия любви. Ч.1/Под.общ.ред. Д.П.Горского; Сост. А. А. Ивин.— М., 1990. - с. 11-36
71. Сапронов П.А. О бытии ничто. - СПб., 2011. - 365 с.
72. Сергиевский Н., свящ. Восточная антропология Отцов и Учителей III-IV веков (в двух томах). Канд. Соч. - Л., 1983. - 500 с.
73. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
74. Соловьев В. Смысл любви. [Электронный ресурс] - Режим доступа:1ЖЬ: http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21 .htm (дата обращения 29.07.12)
75. Соловьев B.C. Избранное. - М., 1990. - 740 с.
76. Соловьев B.C. София//Лошс. - 1991. - №2 - С. 105-128
77. Сорокин П.А. Пути и власть любви Глава 11. Факторы ранней интеграции удачливых альтруистов // Российский научный журнал. Женщина в российском обществе. Иваново. 2009. № 2. - С. 76-86 (научный перевод Павенкова О.В.)
78. Софроний (Сахаров). Видеть Бога, как Он есть. М., 2003. - 365 с.
79. Степин B.C. Философия в современной культуре: новые перспективы. (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 2004. №4. - С. 3-46
80. Страхов A.M. Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий.Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. Белгород. 2006. - 33 с.
81. Тихомиров Д. Григорий Нисский как моралист. Этико-историческое исследование. Могилев-на-Днепре, 1886. - 340 с.
82. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М., 1997. - 532 с.
83. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. - СПб, 1892.-365 с.
84. Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1// Под общ. ред. Д. П. Горского. - М.,1990. -510с.
85. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 2002. .- 525 с.
86. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV века. 2е изд. Париж, 1990. - 239 с.
87. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы V-VIII веков. 2е изд. Париж, 1990. -335 с.
88. Фокин А. Р.Святитель Григорий Нисский о человеке в его предельном отношении к Bory//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Том I, 2010. - с. 64-69
89. Франк C.JI. Религия любви//Франк СЛ. С нами Бог. Три размышления. Париж, 1964. - с. 207-223
90. Хоружий С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в
богословском и философском освещении. М., 1991. - 136 с.
91. Христос Яннарас. Вариации на тему «Песни Песней» (эссе о любви). [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://predanie.ru/lib/book/read/69671/ (дата обращения: 31.07.12)
92. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - СПб., 1996. - 649 с.
93. Цимборска-Лебода М. Эрос в творчестве Вячеслава Иванова. На пути к философии любви. - Томск-М., 2004. - С. 53-93.
94. Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции / А.Н. Чанышев // Философия любви. В 2-х ч. Ч. 1// Под общ. ред. Д. П. Горского. - М., 1990 - С. 36-68
95. Шелер М. Положение человека в космосе. // М. Шелер Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.31-95
96. Щипина Р.В. Антропология Григория Нисского в системе византийской культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, СПб. 2007. - 31 с.
97. Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона. М., 1991. - 450 с.
98. Armstrong А.Н. Platonic elements in Gregory of Nyssa's Doctrine of Man //Dominican Studies. 1948; - 1. - P. 113-126
99. Armstrong A.H. The Nature of Man in St. Gregory of Nyssa // Eastern Churches Quarterly. 1949. № 8. - P. 2-9.
100. Benakis L. Ancient Greek Philosophy. Historiography and Research. Athens, 2004. - 334 p.
101. Benakis L. Byzantine Philosophy. Texts and Studies.-Athens, 2002. - 725 c.
102. Benakis L. Post-Byzantine Philosophy. Research in the sources. - Athens, 2001. - 255 c.
103. Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by K. Ierodiakonou. -Oxford, 2002 - 309 p.
104. Clarke W. C. St.Basil The Great. - Cambidge, 1913 - p. 361
105. Cron.A.L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal The Philosophers and the Freudians. Leiden, 2010. - 264 p.
106. Danielou J. Platonisme et theologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Gregoire de Nysse. - Paris., 1944. - 316 p.
107. Davids E.A. Das Bild vom Neuen Menschen: Ein Beitrag zum Verständnis des Corpus Macarianum. Salzburg und München, 1968 (Salzburger Patristische Studien, 2). - 533 p.
108. Frances M. Young, Andrew Teal. From Nicea to Chalcedon: A Guide to the Literature and Its Background. London, 2010. - 406 p.
109. Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol. 1 (translated by J.S. Bowden) -London 1965.-528 p.
110. Grillmeier A. Christ in Christian Tradition: From the Council of Chalcedon (451) to Gregory the Great (590-604). Vol. 2. London. 1996. - 437 p.
111. Ierodiakonou K., Byzantine Philosophy// MacMillan Encyclopedia of Philosophy - NY, 2005. - p. 356-387
112. Ierodiakonou K., Introduction. // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. - Oxford, 2002. - 320 p.
113. Mathew G. Byzantine aesthetics./ G. Mathew. - London. 1963. - 189 p.
114. Morison. St.Basil and his rule. Oxford, 1913. - 170 p.
115. Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz. Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14-15. Jh.), seine systematischen Grundlagen und seine historische Entwicklung. — München, 1977. -268 p.
116. Prestige G.L. God in Patristic Thought. - London 1952. - 318 p.
117. Sorokin P. Power and Morality: Who shall Guard the Guardians? Boston, 1959. -204 p.
118. Sorokin Piririm A . Explorations in altruistic love and behavior: a symposium -Chicago, 1950.-353 p.
119. Sorokin Piririm A., Altruistic Love: A Study of American Good Neighbors and and Christian Saints. Chicago, 2010.-264 p.
120. Sorokin, P. A. A long journey; the autobiography of Pitirim A. Sorokin. — New Haven, 1963.-327 p.
121. Sorokin, P. Ah. The Ways and Power of Love - Chicago, 1967. - 552 p.
122. Tatakis B. La Philosophie Byzantine. - Paris, 1949. - 324 p.
123. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy / Ed. by A. Armstrong. - London, 1967. - 695 p.;
124. Wolfson H. The Philosophy of the Church Fathers: Faith, Trinity, Incarnation. -Cambridge, 1976. - 635 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.