Место и роль российского патриотизма в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Лукинова, Ирина Алексеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Лукинова, Ирина Алексеевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО
ПАТРИОТИЗМА
1.1. Сущность патриотизма в социально-философском аспекте
1.2. Патриотизм как продукт социального конструирования
1.3. Особенности российского патриотизма в контексте отечественной
философии
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Трансформации российского патриотизма в XX столетии
2.2. Специфика проявления патриотизма в условиях глобализирующегося общества
2.3. Значение современного российского патриотизма для России и
мира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Специфика патриотизма в условиях культурной глобализации2011 год, кандидат философских наук Наливайченко, Ирина Владимировна
Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Карманова, Дарья Александровна
Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма2007 год, кандидат философских наук Мозговая, Елена Ивановна
Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Погорелый, Александр Павлович
Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: на примере Республики Адыгея2010 год, кандидат социологических наук Ешев, Марат Альбекович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Место и роль российского патриотизма в современном обществе»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе проблематика, связанная с патриотической темой, после непродолжительного периода популярности космополитического мифа вновь оказалась востребованной. Бурное развитие в XX в. техники и технологий, средств коммуникации инициировало процессы глобализации, являющиеся проявлением на новом качественном уровне тенденции к универсализации, в той или иной степени свойственной человеческим сообществам во все времена. Объединение экономических рынков, формирование надгосударственных институтов, унификация культурной жизни народов способствовали установлению и закреплению мнения о том, что этничность (суперэтничность) социальной жизни, обусловливающая специфическую государственную политику, постепенно уходит в прошлое вместе с культурными различиями, уступая место универсальным нормам межгосударственных отношений, культурного бытия, повседневной организации социума. Практическая реализация идеи Космополиса стала представляться лишь делом времени.
Однако принципы диалектического развития человеческого сообщества обусловили и противоположные процессы: на фоне универсализации всех сторон социальной жизни начала активно проявляться и тенденция к локализации, являющаяся реакцией на унификацию политической и культурной сфер деятельности человека. Совместные процессы глобализации и локализации («глокализации») социокультурного бытия объяснимы в контексте диалектики частей и целого, в соответствии с которой целое, не являясь, простой суммой своих частей, обладает некими новыми качествами, вступающими порой в противоречие с уникальностью частей, без которых целого не существует. Преодоление этого противоречия возможно лишь на пути синтеза, посредством формирования универсальной общечеловеческой организации, в которой сохраняются уникальные
характеристики составляющих ее элементов - стран и народов, имеющих специфическое государственное устройство.
Особенности общественной жизни народов всегда обусловливались их социально-историческим развитием, в процессе которого формировались самобытные культурные традиции и менталитет. Их сохранению и укреплению способствовали патриотические чувства, которые не являются врожденными, а возникают при усвоении понятия патриотизма в воспитательно-образовательном процессе, понятия, в свою очередь трансформирующегося под влиянием этих чувств. Однако феномен патриотизма не только связан с традициями (и взаимообусловленным с ними менталитетом), он интендирует общественное сознание народа в будущее, значит, подвержен влиянию новаций, которые непременно соотносятся с традициями. Патриотизм динамичен, но вместе с тем и преемственен со своими прошлыми модификациями, этим качеством феномена достигается стабилизация общественной жизни, предостерегающая её от стагнации.
В связи с вышеизложенным, важно учитывать, что феномен патриотизма необходим для устойчивого развития всякого общества, исследование его характеристик не только высокоактуально, но и жизненно необходимо. Это в значительной мере будет способствовать пониманию процессов социальной динамики и концептуализации принципов безопасного сосуществования народов, основанного на культивировании патриотических чувств, чуждых националистических девиаций. Для социальной философии в нынешних условиях существенным является осмысление феномена патриотизма, как важнейшего ресурса консолидации социума, генезиса различных его форм в истории конкретных человеческих сообществ, уяснение места и роли патриотизма в общественной жизни. Важным и актуальным представляется также определение возможных направлений и перспектив патриотического воспитания, восстановление утраченного традиционного российского патриотического сознания.
Степень научной разработанности проблемы. Для реализации цели, поставленной в диссертации, необходимо было обращение, как к классической, так и к современной научной литературе, в которой содержится информация по исследуемой проблеме, представлены теоретико-методологические подходы к ее решению.
Для осмысления важнейшей диссертационной проблемы, связанной с определением сущностных характеристик российского патриотизма, в первую очередь были использованы работы классиков отечественной философии и литературы: К. С. Аксакова, В. Г. Белинского, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, Л. П. Карсавина, А. А. Керсновского, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, А. Ф. Лосева, В. Ф. Одоевского, Г. В. Плеханова, Э. Л. Радлова, В. С. Соловьева, П. Б. Струве, Л. Н. Толстого, Е. Н. Трубецкого, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, А. С. Хомякова, П. Я. Чаадаева, Н. Г. Чернышевского, А. С. Шишкова и др.
Объективному прочтению трудов российских классиков в большой мере способствовали современные историко-философские исследования, посвященные развитию российской мысли, среди которых особенно значимы для настоящей диссертации работы Е. В. Барабанова, А. В. Гулыги, Е. Б. Ериной, М. А. Маслина, Н. В. Мотрошиловой, С. А. Нижникова, А. М. Руткевича.
При анализе универсальных характеристических черт патриотизма понадобилось обращение к трудам классических и современных зарубежных авторов, таких как В. Зомбарт, А. Ибтисам, Н. Макиавелли, М. Мюллер, Б. Спиноза, Р. Форнет-Бетанкур, Э. Фромм, С. Хантингтон, М. Шелер и др.
Адекватному пониманию специфики российского суперэтнического менталитета и исторических трансформаций отечественного общественного самосознания способствовали труды Ю. В. Арутюняна, В. В. Бибихина, И. Г. Дубова, А. А. Кара-Мурзы, А. С. Панарина, И. К. Пантина, А. Н. Малинкина, А. Ю. Мордовцева, А. В. Перцева, В. В. Попова,
В. С. Степина. Полезными для понимания политических аспектов российского патриотизма стали работы Д. В. Гудименко, Н. А. Комлевой,
B. Г. Федотовой.
Поскольку важнейшим фактором формирования российского патриотизма в диссертации был признан религиозный, то для подтверждения этой мысли необходимым было обращение к научным исследованиям Е. Г. Балагушкина, Н. Ю. Беликовой, Ю. Ю. Булычева, Т. В. Душиной, А. А. Лагунова, В. А. Лекторского, Л. Н. Митрохина, посвященных воздействию этого фактора на различные стороны общественной жизни.
Существенное влияние на ход исследования оказали труды, непосредственно связанные с разработкой темы патриотизма в различных его аспектах. Здесь среди авторов в первую очередь следует отметить Т. В. Беспалову, Н. А. Гоголина, В. В. Гонееву, С. Ю. Иванову, А. А. Кашинцева, А. А. Крупник, В. И. Лутавинова, И. И. Мельниченко,
C. Е. Микуленко, Р. Я. Мирского, В. Ш. Нахушева, Ю. Е. Петросяна, П. В. Петрий, Л. В. Рощина.
При анализе проблем глобализирующегося общества были использованы работы П. К. Гречко, Л. Н. Гумилева, А. А. Гусейнова, Н. С. Кирабаева, И. А. Мальковской, Ю. М. Почты, В. М. Черновецкого и др.
С целью определения возможных путей дальнейшего развития феномена патриотизма привлекались прогностические исследования И. В. Бестужева-Лады, В. И. Вернадского, В. Д. Гранова, Т. В. Наумовой, И. Б. Орловой, В. С. Семенова и др.
Однако, несмотря на то, что в современной и классической социально-философской литературе представлено множество исследований, посвященных рассмотрению феномена патриотизма в различных его аспектах, сегодня существует потребность в работах, развивающих тематику генезиса патриотизма вообще и российского патриотизма в частности, определяющих его место и роль в жизни современного глобализирующего общества.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Долгие века господства в философско-исторической области познания линейно-прогрессистских концепций социального развития способствовали утверждению в формационной парадигме механистического понимания трансформации обществ под влиянием объективных социально-исторических законов, детерминирующих личное и общественное бытие. Возникшие в XIX в. цивилизационные концепции стали акцентировать своё внимание на органицистском понимании социально-исторических процессов. Общества в них рассматривались как живые организмы, способные к самостоятельному развитию, однако в этих концепциях практически не затрагивалась объективная тенденция к универсализации общественных отношений. В диссертации использован подход российской историософии, синтезирующий наработки прежних философско-исторических подходов, в соответствии с которыми две противоположные тенденции (к универсализации и к локализации социальной жизни народов) взаимодействуют, объединяя в целое уникальные культуры и государства.
Наряду с универсальным диалектическим методом в исследовании широко использовался также системный подход, причем как человеческое сообщество, так и отдельные национальные общества рассматривались в качестве не суммативных, но целостных систем, существование которых невозможно без сохранения уникальных качеств составляющих их элементов.
В соответствии с поставленными целью и задачами на различных этапах исследования были использованы и общенаучные методы - индукция и дедукция, эмпирическое обобщение, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, идеализация, формализация и др.
Теоретической базой исследования явились концепции, прежде всего, представителей российской философской мысли, использовались также труды зарубежных мыслителей, посвященные патриотической проблематике.
Активно применялся категориально - понятийный аппарат, разработанный в мировой, как классической, так и современной философии.
Объект исследования - феномен патриотизма как компонент общественного сознания, способствующий консолидации и устойчивому развитию социума.
Предмет исследования - специфика российского патриотизма, обусловливающая его место и роль в жизни современного общества.
Цель и задачи исследования обусловили логику проведенного исследования.
Цель - концептуализация феномена российского патриотизма в контексте социальных процессов, характерных для жизнедеятельности современного глобализирующегося общества.
В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие основные задачи:
- выявить сущностные характеристики феномена патриотизма в социально-философском аспекте;
- осмыслить исторические и современные формы патриотизма в качестве элементов социального конструирования;
- изучить специфику российского патриотизма, исходя из представлений выработанных отечественной философской мыслью;
- проследить трансформации российского патриотизма в XX в. и обосновать социально-историческую преемственность его основных форм;
- охарактеризовать наиболее существенные черты современного глобализирующегося общества, определить место и роль российского государственного патриотизма в мировой общественной жизни;
- раскрыть значимость феномена патриотизма как для устойчивого развития России так и мирового сообщества в целом.
Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:
- выявлены основные сущностные характеристики феномена патриотизма, в социально-философском аспекте предстающего как
неотъемлемая часть общественной жизни, способствующая как стабилизации общественных отношений, так и их динамическому развитию;
- аргументирована методологическая возможность рассмотрения патриотизма в качестве важнейшего элемента социального конструирования, что объясняет, с одной стороны, изменчивость его форм, а с другой - их историческую преемственность;
- проанализированы представления отечественных мыслителей о патриотизме и сделан вывод о том, что детерминантой патриотических чувств является формируемая в общественном сознании идея патриотизма, имеющая связь с культивируемой в народе религиозностью и, в свою очередь, трансформирующаяся под влиянием этих чувств;
- обоснована социально-историческая преемственность трансформирующегося на протяжении XX в. феномена российского патриотизма, несмотря на существенные качественные отличия проявляющихся его форм и сохраняющего свои сущностные основания;
- показано, что глобализационные процессы, имея объективный характер, в то же время подвержены сегодня девиациям, связанным с неоколониалистической интенцией, нивелирующей культурное многообразие, исправление которых является важной задачей мирового сообщества, в том числе и российского общества;
- раскрыто значение феномена патриотизма для социальной жизни России и мира, обозначены перспективы его дальнейшего развития, способствующего консолидации народов, росту их материального и духовного благополучия.
На защиту выносятся следующие основные тезисы:
1. Исследование сущности феномена патриотизма как необходимого для эффективного функционирования общества элемента общественного сознания осуществлялось на основе целостно-цивилизационного подхода, в соответствии с которым любой народ, любое государство - только некая часть целого (всего человечества, всей цивилизации). Принципиально
недопустимо останавливаться в поисках глубинной сущности патриотизма только на уровне отдельной части - народа или страны. Именно такое понимание патриотизма неминуемо ведет к национализму от умеренных и мягких его вариантов к вариантам крайне жестким - фашистским, расистским и т. д. С другой стороны, рассмотрение только общечеловеческих характеристик феномена патриотизма может привести к его нивелированию, к утверждению принципов космополитизма, разрушающих общественную жизнь. Это значит, что локальные патриотические системы на уровне отдельных стран и народов неизбежно складываются в некую глобальную общечеловеческую, не теряя при этом своей значимости для конкретных обществ и для всего мира. Иначе, можно говорить о патриотизме вообще, имеющем общечеловеческие характеристики, и о патриотизме конкретно-национальном с соответствующими ему особенностями. Все обозначенные проявления патриотизма следует рассматривать в их целостности и взаимодействии.
2. Утверждение в социуме патриотических идей и чувств является не только итоговым результатом активности всего общества и его социальных институтов, но, прежде всего, итогом деятельности основного субъекта патриотизма - политической власти, политической элиты, осуществляющей системную политику по обеспечению функциональных состояний всех элементов общества и утверждения соответствующих ценностных начал во всех общественных практиках. При этом важно то, что конкретно-национальный патриотизм как элемент социального конструирования вырастает из отечественных ценностей и идентичностей. Для успешного утверждения принципов патриотизма крайне важно преобладание в общественном сознании именно самобытных аксиологических установок, что является необходимым и обязательным условием эффективного присутствия феномена патриотизма в реальной жизни общества. Вместе с тем, преемственность феномена патриотизма в социально-историческом
развитии народа не исключает его модификаций в условиях современной общественной динамики.
3. Проанализировав представления как классических, так и современных российских мыслителей о феномене патриотизма, можно сделать вывод о том, что этот феномен проявляется в общественном сознании в тех случаях, когда оно направлено на критическое осмысление народного бытия в его прямой связи и с прошлым, и с настоящим, и даже с будущим. Любовь к Родине, к Отечеству, к своему народу предполагает также понимание взаимосвязи судеб государства и каждой конкретной личности, в соборном единстве с другими личностями обусловливающей политическое Целое, в свою очередь опосредующее деятельность субъектов. О патриотизме можно говорить и в чувственном аспекте. Патриотизм как чувство не является врожденным, подобно пяти физиологическим чувствам человека, он обусловливается понятийными представлениями, патриотизмом как идеей, понятием, и в формировании этого понятия прямо заинтересовано государство, предполагающее для себя будущность. Однако любовь к Родине непременно должна быть критичной, только тогда можно вести речь о феномене патриотизма, а не о его девиации - национализме. Патриотизм как понятие и как чувство направлены на созидание, совершенствование, а значит, с одной стороны, на продолжение положительных моментов традиции, а с другой - на исправление ее отрицательных моментов, которое предполагает новационную деятельность. Отрицание же традиции приводит к другому искажению феномена патриотизма - к космополитизму, по мысли отечественных философов безнравственному в этическом аспекте и ведущему к разрушению оснований общественности, к утверждению антисоциального принципа индивидуализма.
4. Несмотря на радикальность трансформаций понятия патриотизма в XX в. (рост имперского патриотизма перед I Мировой войной - прогресс интернационалистических идей после революции - восстановление
патриотических представлений хотя и в модифицированной форме в 30-е гг.,
в особенности же во время Великой Отечественной войны - укрепление советского патриотизма в послевоенный период при восстановлении народного хозяйства - спад патриотических настроений в период «застоя» и логически следующий за ним подъем космополитических настроений в постперестроечное время - осознание необходимости восстановления патриотизма для государственного самосохранения на рубеже столетий), все же сохранялась преемственность разнообразных форм патриотизма как общественного феномена, свойственного российской действительности. Преемственность эта была обеспечена, прежде всего, сохранением культурной традиции как достаточно устойчивого (хотя и не чуждого динамике) в социально-историческом времени образования, опирающегося на российский суперэтнический менталитет (также устойчиво-динамичные стереотипы «мыследействий» суперэтноса). Поэтому справедливо говорить о едином трансформирующемся феномене российского патриотизма - и в XIX, и в XX, и в XXI вв.
5. Россия, как и другие страны, является частью человеческого сообщества, она занимает свое определенное место в глобализирующемся мире и выполняет свойственную ей роль. Для упрочения позиций Российской Федерации в мировом сообществе и сохранения ее в качестве значимого геополитического субъекта целесообразны следующие стратегические шаги во внутренней и внешней политике нашего государства: сохранение самобытных черт, что позволит населяющему Россию суперэтносу идентифицировать себя в качестве российского народа; развитие собственной культуры, имеющей богатейшую традицию и обусловливающей специфический менталитет россиян; содействие (посредством, прежде всего, формулирования важнейших принципов образовательной политики) совершенствованию воспитательно-образовательного процесса,
способствующего формированию чувства патриотизма как стабилизирующего социальную систему феномена; взаимодействие с другими самодостаточными странами, заимствование у них (не
калькирование, но переработка и усвоение) полезных для общественной жизни новаций, а также передача им своего социокультурного опыта. Только на таком пути возможно исправление девиаций глобализационных процессов, а значит, и решение глобальных проблем, угрожающих будущему человечества. Построение мировых общественных отношений по принципу полифонии поможет избежать угрозы тоталитаризации и совместно с другими народами провести корректуру стратегии и тактики объективно необходимой глобализации, в которой найдется достойное место феномену патриотизма.
6. В числе важнейших задач, решение которых будет способствовать обеспечению духовно-нравственного климата, росту стабильности современного мирового сообщества, представляется возможным выделить следующие: нахождение общих для всех принципов духовно-нравственного сосуществования, основанных на традиционных мировоззренческих системах; преодоление последствий технизации жизни обществ и потребительского отношения к действительности, осмысление техники и технологий в качестве необходимого средства, но не самоцели; переориентация жизненных интересов человека, формирование в нем представлений о духовных ценностях и о духовных целях; формулирование национальных идей, исходящих из социально-исторически сложившихся менталитетов и культурных традиций; формирование здорового чувства патриотизма, основанного на правильном понятии о нем; развенчивание мифов о всевластии денег и частной собственности в общественной жизни; развитие философского самостоятельного и критического мышления как важного духовного ресурса общества; совершенствование образовательной политики и воспитательно-образовательного процесса, основанных на должном внимании к гуманитарной составляющей знания. Задачи эти являются весьма трудными, к тому же решаться они должны комплексно, на что потребуется немало времени и ресурсов, как человеческих, так и финансово-материальных. К тому же, ряд встающих перед обществом задач,
требующих своего разрешения, не ограничивается только вышеперечисленными. Но несомненно, что одной из важнейших задач является культивирование в обществах патриотических настроений, основанных на правильном понятии о патриотизме, избегающем в своих дефинициях крайностей как национализма, так и космополитизма.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, полученные в ходе проведения исследования, могут способствовать приращению социально-философского знания в области осмысления глобализационных процессов, проходящих под влиянием тенденции к универсализации на фоне революционного совершенствования технологий и коммуникаций. В частности, они будут полезны при рассмотрении кажущегося парадоксальным роста интенции культур к локализации, при анализе трансформирующегося феномена патриотизма и его девиаций в сторону как национализма, так и космополитизма.
Материалы диссертации, сформулированные в ней выводы и рекомендации могут использоваться при дальнейшей разработке проблем социальной философии, которые связаны с патриотической тематикой, с изучением социокультурного многообразия, с осмыслением глобализационных процессов.
Отдельные выводы и результаты работы могут найти свое применение в учебном процессе вузов при составлении программ курсов таких дисциплин как: «Философия», «Социальная философия», «Истории философии», «Социология», «Культурология», «Политология», «Этнология», а также специальных, элективных и факультативных курсов.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 09.00.11 - Социальная философия, особенно в таких ее пунктах как: 7. Проблема субъекта и объекта современной социальной философии. Полемика «методологического коллективизма» и «методологического индивидуализма» вокруг проблемы интегративного
субъекта общественной жизни; 20. Философия политики; 24. Источники и механизмы социокультурного изменения; 29. Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формационной парадигм; 33. Глобальные проблемы современной цивилизации; 34. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в XXI веке.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях общим объемом 10,5 п. л., в том числе в четырех работах, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры социологии и теологии Северо-Кавказского федерального университета. Отдельные ее теоретические выводы использовались в учебном процессе при проведении занятий с курсантами филиала Голицынского пограничного института. Основные результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Ставрополь-город межэтнического согласия и межконфессионального диалога» (Ставрополь, 2009 г.); на второй международной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (Ставрополь, 2010 г.); на международной научно-практической конференции «Экономико-правовые и социальные проблемы общества в условиях глобализации» (Ставрополь, 2010 г.); на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы прогресса цивилизационного развития. Патриотизм и духовность как объединяющая основа современного общества» (Волгоград, 2010); на международной научно-практической конференции «Модернизационный потенциал российской экономики и общества» (Ставрополь, 2011 г.); на ХЬ научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2010 год (Ставрополь, 2011 г.); на III международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы гуманитарной науки в контексте глобализации» (Йошкар-Ола, 2012 г.); на научно-практической конференции «Город в современном мире. Вопросы истории, культуры, управления и социально-экономического
развития» (Москва, 2013 г.), на XIV международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2013 г.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Патриотизм в культуре современной России2004 год, доктор философских наук Иванова, Светлана Юрьевна
Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества2007 год, кандидат политических наук Герасимова, Анастасия Александровна
Патриотизм как социо-культурный феномен2007 год, кандидат философских наук Лузик, Николай Павлович
Противоречия патриотических настроений как отражение социальных изменений2011 год, кандидат социологических наук Петросьян, Дмитрий Игоревич
Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников Органов Внутренних Дел0 год, кандидат философских наук Магомадов, Леча Абдулкагирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лукинова, Ирина Алексеевна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. - Ставрополь, 2001.
2. Аксаков К. С. Записка «О внутреннем состоянии России», представленная Государю Императору Александру П в 1855г. // Ранние славянофилы. -М., 1910.
3. Александров В. Будущее русской культуры глазами патриота // Молодая гвардия. - 1995. -№ 11.
4. Аналионис Г. Л., Зотова Н. А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теории глобализации. - М., 2005.
5. Андерсон Б. Западный национализм и восточный национализм: есть ли между ними разница?// Русский журнал. - 2001. - № 11.
6. Анисимова Т., Бурикова И., Коновалова М. Политические партии и политики России как объекты классификации (по материалам их программ и публичных выступлений)// Власть. - 2003. - № 9.
7. Арутюнян Ю. В. Симптомы исторической трансформации социально-политического сознания русских // Общая история. - 1994. - № 3.
8. Артемов Г. П. Политические парадоксы России: природа и значение // Вестник СПб. ГУ. - 1994. - Сер.6. -Вып.1.
9. Артановский С. Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение // Социальный кризис и социальная катастрофа: сб. материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Ю.Ашин Г. К., Кравченко С. А., Лозаннский Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. -М.: Экзамен, 2001.-608 с.
П.Ахиезер A.C. динамика цивилизационного анализа российского общества // История России. Теоретические проблемы. - М., 2002. - Вып.1.
12.Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. - М.: ИФ РАН, 2003.-218 с.
13.Барабанов Е. В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. - 1990. - № 5.
14. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.
15. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма: Новая всемирно-политическая экономия. - М.: Прогресс-Традиция; Изд. дом «Территория будущего», 2007. - 464 с.
16. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
17.Беликова Н. Ю. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны // Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе: материалы V Международных Свято-Игнатиевских чтений. - Ставрополь: Сервисшкола, 2013. - 232 с.
18.Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Избранные философские произведения. - М., 1948. - Т.2.
19.Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Русская идея. Избранные произведения. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 832 с.
20.Бердяев Н. А. Судьба России. - М., 1990.
21.Бердяев Н. А. Философия неравенства. - M.: АСТ, 2006. - 349 с.
22.Бердяев Н. А. Царство Духа, царство кесаря // Русская идея. Избранные произведения. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 832 с.
23.Беспалова Т. В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтогенных условиях российского переходного общества: автореф. дис. .. .канд. филос. наук. - СПб., 2011 - 40 с.
24.Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М.: Алгоритм, 2003.-448 с.
25.Бибихин В. В. Другое начало. - СПб.: Наука, 2003. - 430 с.
26.Бондаренко В. Г. Русский лик патриотизма. М.,2003.
27.Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М.: Новое время; Горизонт, 1990. - 218 с.
28.Булгаков С. Н. Православие. - М.: ACT, 2003. - 365 с.
29.Булычев Ю. Ю. О смысле национального начала в православии // Православие в русской культуре. Сборник трудов Русского историко-культурного общества. - СПб.: Вести, 1998. - 156 с.
30. Вдовин А. И., Зорин Ю. В., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике XX век. - М.: Русский мир, 1998. - 444 с.
31.Веневитинов Д. В. Русские эстетические трактаты первой трети 19 века.-М., 1974.-T.I.
32.Вернадский В. И. Русская интеллигенция и новая Россия // Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.
33.Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В. И. Добренькова. - М.: Гардарики, 2002.
34. Гачев Г. Национальные образы мира. -М.: Academia, 1998. - 430 с.
35.Гегель Г.В. Работы разных лет: в 2 т. -М.: Мысль, 1971.
36.Гегель Г.В. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
37.Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
38.Гоголин Н. А. Христианский патриотизм в духовной культуре // Труды Международного научного симпозиума-диалога «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты. - Пермь: ПГИИК, 2009. - Ч. 2. -225 с.
39.Голотвин Ж. Г., Мирский Р. Я. Традиции советского патриотизма. - М., 1975.
40. Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. -М., 1998.
41. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. - М., 1999.
42.Гонеева В. В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 3.
43.Гречко П. К. Европейская интеграция и режим прав человека // Россия и Европа: грани межкультурной коммуникации. - М.: РУДН, 2005. - 382 с.
44.Гречко П. К. Понятие «мирового порядка» в контексте глобальных преобразований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2006. - № 1 (11).
45.Грицанов А. А. Новейший философский словарь. - Минск, 1998.
46.Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. - 1998. -№ 1.
47.Гудименко Д. В. Политическая культура России: преемственность эпох // Полис.- 1994.-№2.
48. Гудков JI. Негативная идентичность: Статьи 1997-2002 годов. - М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004. - 816 с.
49.Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. - М.: Эксмо, 2003. - 448 с.
50.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Кристалл, 2001. -641 с.
51.Гусейнов A.A. Идеи универсализма и самобытности (о возможности глобального этоса) // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. - М.: Канон +, 2006. - 472 с.
52. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991.
53.Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2003. - 768 с.
54. Дементьев А. Великие идеи патриотизма в творчестве русских классиков. - Л.: Военное изд-во Народного комиссариата обороны, 1944. -93 с.
55.Дерюгин Ю. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. - М.: Знание, 1987.-40 с.
56.Добреньков В. И., Власюк К. Г., Зайналабидов А. С. Основы социологии и политологии. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
57. Добренков В. И., Кравченко А. И. Социология. Краткий курс. - М., 2006.
58. Добролюбов Н. А. Русская цивилизация, сочиненная Т. Жеребцовым // Избр. соч. - М., 1946. - Т. 2.
59.Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год, ноябрь-декабрь // Полн. собр. соч. - Л., 1982. - Т. 24.
60.Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // ПСС. - Л.: Наука, 1973.-Т. 6.
61. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Душков Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. -Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 448 с.
62.Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития. - М., 2002.
63.Душина Т. В., Лагунов А. А. Социальные факторы религиозно-философской рефлексии: монография. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. -158 с.
64.Ерина Е. Б. Б. П. Вышеславцев. - М., Ростов н/Д.: МарТ, 2006. - 112 с.
65.Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской
«языковой картины мира. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 544 с.
66. Зеньковский В. В. Национальный вопрос в свете христианства // Собрание соч. в 2-х т.- М.: Русский путь, 2008. - Т. 2. - 528 с.
67.3омбарт В. Буржуа. - М.: Наука, 1994.
68.Зюганов Г. А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма. -М., 1996.
69.Ибтисам А. «Глобализация по-американски» в современной философско-политической мысли США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2009. - № 1.
70.Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России: дис. д-ра филос. наук. - Ставрополь, 2004.
71.Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. - М.: Эксмо, 2006. -912 с.
72.Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: в 10 тт. - М.: Русская книга, 1993.
73.Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Русская Книга, 1993.
74.Карамзин H. М. О любви к отечеству и народной гордости // Соч. - СПб., 1848.-Т. 3.
75.Кара-Мурза А. А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовная идеологическая ситуация в современной России перспективы развития // Полис. -1996. -№ 4.
76.Карсавин Л. П. Философия истории. - М.: ACT, 2007. - 510 с.
77.Карсавин Л. П. Saligia. Noctes Petropolitanae. - M.: ACT, 2004. - 237 с.
78.Кашинцев А. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи в условиях совершенствования социализма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1988.
79.Керсновский А. А. Философия войны. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. - 208 с.
80. Кибизова Э. Э. Этносоциальные ценности поколений (проблема преемственности). - СПб.: СПГУТД, 2003. - 146 с.
81.Кирабаев Н. С. Кризис «современности» и современные проблемы философской методологии // Диалог цивилизаций и посткризисный мир. -М.: РУДН, 2010.-232 с.
82.Кирабаев Н. С. Философия мульткультурализма: проблемы и перспективы // Трансформация культур и кросскультурное взаимодействие: категории и практика. - М.: РУДН, 2009. - 241 с.
83.Киреевский И. В. Ответ А.С.Хомякову// Критика и эстетика. - М, 1979.
84.КомлеваН. А. Структура мирового господства // Пространство и время. -2012. -№ 1 (7).
85.Коровин В. Чем Сноуден хуже Депардье? // Аргументы и факты. -2013. - № 29 (1706) от 17 - 23 июля.
86. Кортунов C.B. Национальная идентичность: Постижение смысла. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 с.
87.Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2002.
8 8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Научно-исследовательская работа / под ред. проф. Ю. П. Квятковского и В. И. Лутовинова. - М.: Росвоенцентр, 2007.
89.Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М, 1995.
90.Лагунов А. А. Еще раз о «русской идее» // Материалы Международной научно-практической конференции «Российская национальная идентичность в лабиринтах модернизации и глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. - Невинномысск: НГГТИ, 2010. - 474 с.
91. Лагунов А. А. О результатах социологического опроса «Религия и я» // Пространство и время. - 2012. - № 4 (10).
92.Лагунов А. А. «Филиокве», схизма, личность и современная антропология // Душина Т. В., Лагунов А. А. За пределами социального опыта: философские очерки: монография. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2012. -308 с.
93.Лекторский В. А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. - М.: Канон+, 2006. - 472 с.
94.Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. - М., 1885. - Т. 1.
95.Лосев А. Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев. - М.: «ЧеРо», 2005. -264 с.
96.Лосев А. Ф. Русская философия // Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. - М.: Советский писатель, 1990.
97.Лузина Л. М. Теория воспитания: Философско-антропологический подход. - Псков, 2000.
98. ЛукиноваИ. А. Степень успешности патриотического воспитания детей и молодежи: матричная модель // Ставрополь-город межэтнического
согласия и межконфессионального диалога: сборник научных статей. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. - 345 с.
99. Лукинова И. А. Русский патриотизм как необходимость дальнейшего цивилизационного развития человечества // Проблемы прогресса цивилизационного развития. Патриотизм и духовность как объединяющая основа современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград-М.: ООО «Глобус», 2010. - 200с.
100. Лукинова И. А. Феномен патриотизма как ценностный спектральный комплекс: философский анализ // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. - Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории» - ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2010. - Вып. XXIV. - 375 с.
101. Лукинова И. А. Патриотизм как элемент ценностной идентичности // Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке: сборник научных статей по материалам третьей международной научно-практической конференции. - Ставрополь: ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2011. - 146с.
102. Лукинова И. А. Патриотизм как ценностная идентичность: теоретико-философский анализ // Актуальные проблемы общественных наук: социология, политология, философия и история: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 188 с.
103. Лукинова И. А., Лесков М. С., Царев Н. С. Патриотизм как идеальный тип в контексте «социальной философии» // Проблемы и перспективы гуманитарной науки в контексте глобализации: материалы Ш международной научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Коллоквиум , 2012. - 102 с.
104. Лукинова И. А. Сущность феномена патриотизма и нынешние российские реалии: выводы и рекомендации // Этносоциум и межнациональная культура. - М.: Этносоциум, 2012. - № 5 (47) - С. 29-34.
105. Лукинова И. А. Феномен патриотизма как исследовательская проблема социальной философии // Перспективы науки. - Тамбов, 2012. - № 6 (33). -С. 57-61.
106. Лукинова И. А. О некоторых нерешенных проблемах в исследовании феномена патриотизма // Вестник университета Российской академии образования. - М., 2012. - № 2 (60). - С. 123-125.
107. Лукинова И. А. Феномен российского патриотизма в контексте его социально-исторической преемственности // Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире: материалы XIV Международной научно-практической конференции, - Краснодар, 2013. -78 с.
108. Лукинова И. А. Патриотизм как продукт социального конструирования // Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2013. - 222 с.
109. Лукинова И. А. Россия и мир: значение патриотизма // Управление мегаполисом. - М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2013. - № 4 (34). - С. 142147.
110. Лутовинов В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: автореф. дис. ... д-ра филос. Наук. - М, 1998.
111. Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи / под общ. ред. С. В. Смульского. - М.: Изд-во РАГС, 2010. -172 с.
112. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990.
ПЗ.Малинкин А. Н. Новая российская идентичность: исследование по социологии знания // Социологический журнал. - 2001. - № 4.
114.Мальковская И. А. Судьба национального суверенитета в эпоху глобальных перемен // Глобализация и мультикультурализм: коллективная монография. - М.: РУДЫ, 2005. - 332 с.
115. Маслин М. А. Стереотипы в истории русской философии // Исследования по русской философии и культуре. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2010.-253 с.
116. Мельниченко И. И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Монино, 1996.
117.Микуленко С. Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 2001. - № 1.
118. Мирский Р. Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1987.
119.Митрофанов A.B. Россия перед распадом или вступлением в Евросоюз. - М.: Ад Маргинем, 2005. - 312 с.
120. Митрохин JI. Н. Религия и политика в российской исторической традиции // Религия и политика в посткоммунистической России. - М.: ИФ РАН, 1994.-252 с.
121. Мордовцев А. Ю., Попов В. В. Российский правовой менталитет. -Ростов н/Д.: ЮФУ, 2007. - 448 с.
122.Мотрошилова Н. В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. JI. Шестов). - М.: Республика, Культурная революция, 2007. - 477 с.
123.Мюллер М. От слова к вере // Языки как образ мира. - М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.
124.Нахушев Б. Ш. Развитие советского патриотизма в процессе совершенствования национальных отношений на современном этапе развития социалистического общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. -М., 1988.
125. Нахушев В. Ш. Российское Отечество и драма патриотизма многонационального народа. - Ставрополь-Черкесск: Изд-во СГУ, 2001. -208 с.
126. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 гг. -М.: Наука, 1971.
127.Нижников С. А. О допустимости силы: проблема моральной политики в отечественной мысли // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2011. - № 4.
128. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Эпилог // Соч. В 2 тт. - М., 1981. - T. I.
129. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. - М.: НОРМА, 1998. - 280 с.
130.0 русской идее // О грядущей России. - М: Воениздат, 1993.
131. Павленко В. Б. Глобальное управление: генезис, периодизация, структуры. М.: Изд-во ИСПРАН, 2006. - 301 с.
132.Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М.,2003.
133.Патриотическая идея XXI века: прошлое и будущее России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М., 2005.
134. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Издательство Большая Российская энциклопедия, 2003.
135.Перцев А. В. Душа в дебрях технологий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 224 с.
136.Петросян Ю. Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1990.
137.Петрий П. В. Духовные ценности российского общества и армии: автореф. дис. ...д-ра филос. наук. -М, 2002.
138. Плеханов Г. В. Патриотизм и социализм // Избранные философские произведения. - М., 1957. - Т. 3.
139. Понятие патриотизма. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/100.
140. Почта Ю. М. Взаимодействие постсоветской России и Европы в контексте глобализации // Россия и Европа: грани межкультурной коммуникации. - М.: РУДН, 2005. - 382 с.
141. Путин назвал патриотизм консолидирующей базой в политике // http://lenta.ru/news/2012/12/12/patriotism/
142.Пушкин А. С. П. Я.Чаадаеву // Полное собр. соч. в 10 тт. - JL, 1979. -Т. 10.
143.Радаюв Э. Л. Этика. - СПб.: Наука, 2002. - 320 с.
144.Рощин Л. В. Философско-социологические вопросы патриотического воспитания: монография. - М., 2002.
145.Руткевич А. М. Консерваторы XX века. - М.: РУДН, 2006. - 180 с.
146. Рябов О. В. Опыт тендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. - М.: Ладомир, 2001. - 202 с.
147. Рябов О. В. «Россия-Матушка»: История визуализации // Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований. - Иваново: ИвГУ, 2008. - Вып. 2.
148. Рябов О. «Россия-Матушка»: Национализм, тендер и война в России XX века. - Stuttgart-Hannover: Ibidem, 2007. - 290 с.
149.Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб., 1994.
150. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. - М., 2003.
151. Святитель Григорий Нисский. Избранные творения. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 384 с.
152. Семенов В. С., Гранов В. Д., Наумова Т. В. Россия в начале XXI века: новый курс. - М.: ИФ РАН, 2005. - 197 с.
153. Сколько в России патриотов? // Пресс-выпуск ВЦИОМ 2187. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid= 13466.
154. Смирнов С. Древнерусский духовник: Исследование по истории церковного быта. - М., 1913.
155. Соловьев В. С. Национальный вопрос в России. - М.: АСТ, 2007. -505 с.
156. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч. в 2-х т. - М., 1988. - Т. I.
157. Соловьев В. С. Русская идея // В. С. Соловьев. Смысл любви: Избранные произведения. -М.: Современник, 1991.
158. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. - М.: АСТ, 2004. - 251 с.
159. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 608 с.
160.Степин В. С. Философский анализ мировоззренческих универсалий культуры // Гуманитарные науки. - 2011. - № 1.
161. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И. А. Зимней. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.
162. Струве П. Б. Размышления о русской революции. - М.: Знание, 1991.
163. Струве П. Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. - М., 1997.
164. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Патриотизм и правительство. - М.: Государственное Издательство Художественной Литературы, 1958. - Т. 90.
165.Тростников В.Н. Патриотизм - путь к внутренней свободе // Русский дом.-2000,-№ 12.
166. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Избранные произведения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.
167. Тютчев Ф. И. Россия и революция // Полн. собр. соч. - СПб., 1911.
168. Федотова В. Г. Хорошее общество. - М.: Прогресс-Традиция, 2005.
169. Федотова Г. П. Новое Отечество // Новый журнал. - 1993. - Кн. 4.
170. Философская антропология. Человек многомерный: учебн. пособие для студентов вузов / под ред. проф. С. А. Лебедева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
171.Флоровский Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов (Из Пражского Архива) // Начала. - 1991. - № 3.
172.Флоровский Г. О патриотизме праведном и греховном // На путях. -Геликон-Берлин, 1922. -Кн.2.
173.Форнет-Бетанкур Р. Неолиберальная глобализация в ее колониально-имперском измерении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2006. - № 1 (11).
174. Франк С. Л. Смысл жизни. -М.: ACT, 2004. - 157 с.
175. Фромм Э. Человек для себя. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2006. - 352 с.
176. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. - № 1.
177. Хомяков А. С. О старом и новом. -М., 1988.
178. Чаадаев П. Я. Философические письма. Письмо первое // Статьи и письма. -М., 1989.
179.Чанышев А. Н. Введение в любомудрие. - М., 2000.
180.Черновецкий В. М. Запад и Восток: столкновение цивилизаций. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 331 с.
181. Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Избр. филос. соч. в 3-х т. - М., 1950. - T. I.
182.Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные труды. - М., 1994.
183.Шишков А. С. Рассуждение о любви к отечеству. - СПб., 1812.
184.Шиликин К. И. Россия гармоничного будущего: социология духовной жизни. - М.: ИСПИ РАН, 1998. - 426 с.
185.Шолохов М. А. Слово о Родине. - М., 1970. - 63 с.
186. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 206 с.
187.Щербинина Н. Г. Политический миф России. - Томск: Изд-во Том. гос. унта, 2002. - 96 с.
188. Эрн В. Ф. Время славянофильствует. Сочинения / сост. и подготовка текста Н. В. Котрелева, Е. В. Антоновой - М.: Правда, 1991. - 575 с.
189.Этнос, идентичность, образование / под. ред. B.C. Собкинв. - М.: Центр социол. образ. РАО, 1998. - 267 с.
190. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. - 1995. -№3-4-С. 158-181.
191.Ядов В. А. А все же Россию умом понять можно // Россия: трансформирующееся общество. -М.: Канон-Пресс, 2001.
192.Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: экономика, 2001. - 346 с.
193.Яновский Р. Г. Идеология патриотизма // Безопасность Евразии. -2004.-348 с.
194. Anderson, Benedict. Imagined communities. Reflections on the origin and spreand of nationalism. 2-nd ed. - London; Norton, 1991. - 204 p.
195.Bhabha, Homi K. The location of culture. - London, New York: Routledge, 1994.-285 p.
196.Bhabha, Homi K. Nation and Narration. - London, New York: Routledge, 1990.-333 p.
197. Cameron, Keith (ed.) National Identity. - Exeter: Intellect 1999. - 155p.
198.Forde, S., Johnson, L., and Murray, A. (eds.) Concepts of national identity in the Middle Ages. Leeds texts and monographs, New series, 14. Leeds; 1995. - 213 P-
199. Huntington S. Who Are We? // The Challenges to America National Identities. - P. 22.
200. Hubbard L.R. Dianetics: The Modern Science of Mental Health. -Copenhagen: Scientology Publications Organization, 1990. -431 p.
201. Hobsbawm, Eric. Nations and nationalism since 1780: programme, myth, reality. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - 191p.
202. Hobsbawm, Eric, and Ranger, Terence (eds.) The invention of tradition. -Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - 322p.
203.Gellner, Ernest. Nations and nationalism. Oxford: Blackwell, 1983. - 150p.
204.Gellner, Ernest. Nationalism. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1997. -114p.
205. John Hutchinson and Anthony D. Smith (eds.) Nationalism. - Oxford; New York: Oxford University Rress, 1994. - 378p.
206. Carlson, Ingvar What is Social Democracy? A book about Social Democracy/ Carlson I., Lindgren An. - Stockholm: Socialdemocraterna, 1998. -106p.
207.Kateb George. Patriotism and other mistakes/ George Kateb. - New Haven: Yale University Press, 2006.
208. Kennedy P. Preparing for the Twenty-First Century. - New York, 1993 -230p.
209.Kershen, Anne J. A question of identity. - Aldershot: Ashgate, 1998. -301p.
210. Preston P. W. Political/cultural identity: citizens and nations in a global era. - London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE publications, 1997. - 198p.
211. Schopflin, George. Nations, identity, power. - New York; New York University Press, 2000. - 442p.
212. Seton-Watson, Hugh. Nations and states: an enquiry into the origins of nations and the politics of nationalism. - London: Methuen, 1977. - 563p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.