Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Мозговая, Елена Ивановна

  • Мозговая, Елена Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 144
Мозговая, Елена Ивановна. Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2007. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мозговая, Елена Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Философско-культурологическое осмысление феномена «патриотизм».

1.1. Сущностные основы патриотизма как философско-культурологического явления.

1.2. Онтологические и антропологические основания русского патриотизма.

Глава 2. Культурные парадигмы и идеологемы патриотизма в национальном культурном пространстве: тенденции трансляции и диверсификации.

2.1. Аксиологические доминанты русского патриотизма.

2.2. Проблема патриотизма в условиях глобализирующегося мира.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные парадигмы и идеологемы русского патриотизма»

Актуальность исследования. В современной России патриотизм является одной из самых дискуссионных тем, включающей множество аспектов философско-политического, исторического, социологического, морально-нравственного, психологического, идеологического, религиозного и иного характера. В настоящее время, когда продолжается процесс выработки ведущей национальной идеи, способной вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования России, особую значимость приобретает взгляд на патриотизм как на неординарное явление, способное предложить миру концепцию духовной и социально-экономической жизни общества XXI в., основанную на гармоничном синтезе своеобразной триады «Знание - Культура - Человек», - обеспечивающую прорыв в новое мировоззрение, иную систему ценностей, тождественных неизменным общечеловеческим нравственным заповедям, уважение к другим народам без различий: политических, национально-этнических, религиозных, - в общих чувствах добра, справедливости, уважения человеческого достоинства.

Не случайным в научной и общественной мысли является частое употребление понятий «национальная идея», «память», «свобода», «вера», «род», «народ», «Родина», составляющих концептуальную целостность русского патриотизма, основу его специфических свойств, базисных направлений и множества проявлений ментального, мировоззренческого, этнопсихологического характера. Идея патриотизма и гражданственности приобрела сегодня государственный статус, доказательством чего является реализуемая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Применительно к России, для которой характерны полиэт-ничность и поликонфессиональность, огромные пространства, правомерно говорить об общероссийском, государственном патриотизме, возросшем на благодатной почве русского патриотизма, в котором объективно должен быть заинтересован каждый гражданин независимо от этнической, социальной, конфессиональной и иной принадлежности.

Мировоззренческие процессы, затрагивающие представления о глобальных жизненных ориентирах, о геополитическом, культурном статусе России, ее судьбе в новой исторической перспективе, о сущности русского патриотизма как основе российского патриотизма и месте России в мировом сообществе диктуют необходимость тщательного и глубокого философско-культурологического анализа универсума данного феномена, идейно-культурного контекста его составляющих, который бы способствовал адекватному пониманию его антропо-аксиологической роли, места и значения в современном мире. Теоретическое и эмпирическое исследование природы и содержания патриотизма, его культурных оснований и идеологем, ценностных доминант, форм трансляции и диверсификации в современном социокультурном пространстве приобретает стратегический характер, поскольку от того, какие позиции будут определять «дух народа» в ближайшие десятилетия будет зависеть самосохранение духовно-нравственных, социально-экономических основ российской полиэтнической общности.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Проблема патриотизма общества, социальных групп, отдельных личностей актуальна не только по отношению к современному историческому периоду. Она привлекала внимание мыслителей-философов,'учёных обществоведов, политических деятелей, работников культуры и искусства на протяжении фактически всей многовековой истории человечества. Такое внимание к патриотизму свидетельствует о его вневременной значимости и актуальности.

Анализ имеющихся источников позволяет выделить в исследовании патриотизма несколько направлений:

• теоретико-методологическое, связанное с определением сущностных признаков данного феномена и его основных культурных предпосылок, которое представлено работами русских философов H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева, П.Б. Струве, E.H. Трубецкого, П.Я. Чаадаева и др.

• институциональное и структурно-функциональное, предлагающее различные варианты типологизации патриотизма и его форм; державного (в работах A.A. Безвербного, В.Ю. Верещагина, J1.A. Тихомирова, В.В. Черноуса); государственного (в работах В.В. Лапкина, В.И. Лутовинова, В.В. Шаронова и др,); национального (в работах В.И. Белова, В.Г. Распутина, А.Н. Севастьянова и др.); метафизического (Ю.В. Мамлеев, В.Ф. Чеснокова и др.); либерально-демократического (Е.Т Гайдар, A.C. Ципко, А.Л. Янов и др.); религиозно-православного (В.В. Аксючиц, Г.Н. Бурков, O.A. Платонов и др.);

• политическое (идеологическое), устанавливающее взаимосвязь патриотизма с национализмом в качестве политических ценностей современных политических партий и движений, отождествляющее электоральную значимость патриотизма и национализма, интерпретирующее патриотизм с позиций конституционализма и гражданственности в трудах отечественных и зарубежных учёных В.А. Авксентьева, Б.Андерсона, Е.Е Несмеянова, В.А. Тишкова и др.

Необходимо отметить, что труды многих философов, эмигрировавших, высланных из России или репрессированных в 20-е гг. начала XX в., актуализирующих наследие философско-культурологической мысли в аспекте патриотизма, устанавливающих его взаимосвязь с русским характером, с русским национальным самосознанием, стали доступны только лишь с конца 80-х г. прошлого столетия. Это фундаментальные труды И.А. Ильина, П.Н. Милюкова, Т.П. Федотова, Г.В. Флоровского, П.А. Флоренского и других ученых.

К проблемам патриотизма обращались в своих трудах зарубежные мыслители: Платон, Конфуций, Гегель, Ясперс и др. В отечественной мысли вопросы о любви к своему народу и Отечеству волновали таких философов, мастеров слова, как С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, A.C. Грибоедов, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, Н.М.Карамзин, И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, M.B. Ломоносов, B.C. Соловьев, JI.H. Толстой, A.C. Хомяков и др., труды которых широко использовались нами в процессе выявления онтологических и антропологических основ и идеологем русского патриотизма.

Традиция изучения русского национального характера была заложена историками России XIX в.: С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским и др. Выработать философское обоснование для исследований указанной проблематики в рамках «психологической этнографии» попытались Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин. Кульминацией в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных философов конца XIX -начала XX вв., как H.A. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин и др.

Много нового в изучение этой проблемы внесли исследователи отечественной науки советского периода (Б.И. Каверин, С.А. Тышкевич, М.Н. Шахов и др.).

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. Этому, в частности, посвящены диссертационные исследования A.A. Крупник (1995), И.И. Мельниченко (1996), Ю.Н. Трифанова (1997), В.И. Лутовинова (1998), Н.П. Лузика (2007) и др.

Существенный вклад в разработку религиозно-патриотических взглядов внесли многие видные представители Русской Православной Церкви, науки, искусства: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, А. Кураев, Д.С. Лихачев, А. Мень, Ю.М. Поляков, O.A. Платонов, В.В. Розанов, А.И. Солженицын, B.C. Соловьев, Е.С. Троицкий, Г.Г. Шпет и др.

Анализ феномена патриотизма, интегрирующего в своей целостности социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты содержится в работах А. Аронова, Н.Алексеева, И.Бондаренко, В. Гершунского, Н. Губанова, Н. Ипполитовой, К. Касьяновой, И. Клименко, В. Козлова, В. Колпачева, А. Костяева, В. Лекторского, В. Макарова, А. Малинкина, В. Межуева, Н.Нарочницкой, Н. Некрасовой, И. Невлевой, А. Огурцова, В. Римского, В. Руденко, Н. Шевченко и др.

В рамках дискурса глобализации культуры особый интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные проблеме русской идентичности в современном мире. В контексте философско-гуманитарного знания этот вопрос получил разработку в исследованиях А. Володина, В. Дерга-чева, А. Кара-Мурзы, А. Панарина, И. Поповой, Л. Семенниковой, А. Уткина, С. Удовика, В. Федотовой и др.

Таким образом, проблема выявления культурных парадигм и идеоло-гем русского патриотизма, заявленная в данном диссертационном исследовании, требует комплексного философско-культурологического осмысления, поскольку изучение лишь отдельных аспектов не позволяет сформировать целостного представления об изучаемом феномене.

Объектом диссертационного исследования являются историко-культурные основания русского патриотизма.

Предмет исследования - формирование русского патриотизма в контексте его онтологических, антропологических, аксиологических доминант.

Цель исследования - осуществить философско-культурологический анализ русского патриотизма в историко-этническом, социально-культурном, духовно-нравственном, идеологическом аспектах.

Достижение основной цели исследования предполагает постановку и последовательное решение следующих задач'.

- выявить сущностные основы патриотизма в философско-культурологическом аспекте;

- охарактеризовать онтологические и антропологические основания русского патриотизма;

- раскрыть аксиологические доминанты русского патриотизма;

- проанализировать проблему русского патриотизма в условиях глобализирующегося мира.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Диссертационная работа опирается на комплексный философско-культурологический анализ научных работ, исторических и литературных источников, который позволяет проследить генезис общефилософских представлений о природе и содержании русского патриотизма.

Общефилософский подход позволил раскрыть сущностные основы патриотизма. Философско-культурологический подход способствовал выявлению характеристик онтологических и антропологических оснований русского патриотизма. Культурно-семиотический метод позволил обосновать аксиологические доминанты русского патриотизма. Культурно-антропологический метод способствовал осуществлению анализа проблемы патриотизма в условиях глобализирующегося мира.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих результатах:

- систематизирован категориально-понятийный аппарат русского патриотизма в ракурсе его базисных направлений; на основе всестороннего анализа сущности патриотизма дано его авторское определение как многофункционального, социально-общественного, активно-деятельностного, личностно-духовного социокультурного феномена;

- предложена классификация онтологических и антропологических оснований русского патриотизма в историко-культурной изменчивости;

- осуществлён философско-культурологический анализ аксиологических основ русского патриотизма в контексте мировоззренческого, духовного и практического опыта нации;

- обоснована специфика патриотизма в условиях современного глобализирующегося мира как альтернативы мировой унифицирующей интеграции.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Представляя собой динамичный процесс личностного и гражданского становления, патриотизм выступает системным основанием бытия и развития русской цивилизации, социальной и духовной жизнедеятельности общества. Возникнув и развиваясь как чувство, связанное с миросозерцанием, ощущением родного края, отчего дома, впоследствии свидетельствуя о духовно-нравственном обогащении личности, патриотизм проявляется в активной общественно-социальной деятельности и поступках, осуществляемых субъектом на благо своего Отечества и народа, таким образом, являя собой одно из доминантных условий эффективного функционирования всей системы социально-культурных и политических институтов, в том числе и государства.

2. Обусловленный множеством эпохальных и вневременных факторов, порожденный сложным пространственным (евразийским) положением русского народа, его социально-культурными особенностями (русская душа, русский характер, ментальность) патриотизм является выражением не только всебытийных вселенских основ, но и отражением самого человека, как на уровне его мировоззрения, миропонимания, так и на уровне духовного и практического опыта. В качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высший принцип, определяющий смысл жизни и стратегию деятельности, наполненной служению Отечеству, что позволяет рассматривать это многоаспектное явление в органическом единстве проявлений (государственный патриотизм, региональный патриотизм, политический патриотизм, экономический патриотизм, социальный патриотизм, культурный патриотизм, экологический патриотизм, культурно-исторический патриотизм и т.д.).

3. Философско-культурологический анализ аксиологических основ русского патриотизма: род, семья, народ, природа, родина, гордость за свое Отечество, гуманизм, милосердие, миролюбие, бескорыстие, трудолюбие, любовь к языку, своей истории, культуре, любовь к согражданам, память, соборность, общинность, свобода, религиозность, вера, духовность, долг, жертвенность, коллективизм, гуманизм, честность, совестливость, - позволил обнаружить его фундаментальную значимость, проявляющуюся не только в географическом, геополитическом (пространственном), но в духовном, историческом, социокультурном, общецивилизационном смыслах.

4. Выступая в качестве одного из альтернативных процессов мировой интеграции, русский патриотизм - как социокультурное явление - находится в диалектическом единстве и противоречии с понятиями преданности национальному, корпоративному, цивилизационному, будучи неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Теоретическая и научно-практическая значимость.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам духовно-нравственного воспитания россиян, формирования сознательно и добровольно принимаемой позиции граждан, изучения общекультурных процессов в условиях глобализирующегося мира. Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе преподавания курсов философии, культурологии, истории, предметов по выбору по проблемам теории и истории русской культуры.

Диссертационное исследование имеет практическую направленность в реализации значимых национальных социокультурных проектов, в экспертной деятельности по анализу и оценке этнокультурных проблем современности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях всероссийского и регионального уровней. Результаты диссертационного исследования периодически докладывались автором в выступлениях на различных форумах: «Патриотизм как концепт формирования человека и мира» (Белгород, 2005), «Язык, фольклор, культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005), «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006), «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы» (Белгород, 2007), «Православие и духовный мир молодежи» (Белгород, 2007), межвузовской научно-практической конференции «Лихачевские чтения» (Белгород, 2007). Основные аспекты исследования нашли отражение в 7 публикациях (среди которых статья в журнале, рекомендованном решением Президиума ВАК РФ).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мозговая, Елена Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея патриотизма в любой исторический период занимает особое место и в духовной жизни общества, и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии, актуализируясь на крупных поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества требуют напряжения духовных и физических сил его граждан. Именно такие периоды отмечены единением русской нации, высокими благородными порывами народа, его особой жертвенностью во имя национальных святынь, родной земли, отчего дома, Родины, Отечества, что позволило говорить о патриотизме как о ценностно-полифункциональном и, безусловно, неординарном явлении.

Анализ исследований, в которых рассматривается проблема патриотизма, показал неоднозначность трактовки этого термина, что объясняется многовариантностью и неоднозначностью его использования, ввиду антино-мичной природы, многоаспектности содержания, неординарности структуры и многообразия форм проявления. Кроме того, установлено, что проблема патриотизма рассматривается учеными в различных исторических, экономических, политических, социально-культурных условиях на основе собственного опыта, знаний, личной гражданской позиции, что также свидетельствует о многообразии подходов к осмыслению сущности патриотизма как в плане его духовного выражения, так и в плане реально-действенного проявления. Возможность конструктивной разработки проблемы патриотизма во многом осложнена воздействием немалого числа оппонентов, стремящихся умалить наиболее существенные стороны и даже дискредитировать саму эту идею, что, несомненно, актуализирует необходимость разработки строго научной дефиниции патриотизма и обоснования перспективности комплексного подхода в осмыслении патриотизма и проблем его формирования в российском обществе на основе автономных достижений философской, культурологической, исторической, политологической, социологической и педагогической мысли.

В диссертационном исследовании проанализирована сущность русского патриотизма как многогранного ценностно-полифункционального вневременного феномена, доказано, что патриотизм является своего рода фундаментом, созидающим социальную, общественную, духовную жизнедеятельность общества, его членов, представляющим собой одно из доминантных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Установлено, что патриотизм, будучи конкретно-историческим понятием, в каждую историческую эпоху имеет различную трактовку и содержательное наполнение. Однако первооснова его остается прежней и связана она с процессом самоидентификации, а именно с осознанием индивидом своего членства в какой-либо группе и с принятием на себя свойств этой группы и ответственности за нее. В связи с этим мы полагаем возможным рассматривать патриотизм как одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства; важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития, проявляющееся в активно-деятельностной самореализации на благо своего Отечества, в сопричастности с историей и культурой, формировании духовного и материально-технического потенциала.

По нашему глубокому убеждению, истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности; усиливает связи индивидуума с другими людьми, обществом, государством в целом, удовлетворяя, таким образом, потребность в коммуникации; восстанавливает и укрепляет связи человека с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества; развивает физические и духовные силы людей, их ум, чувства, волю, поскольку побуждает к решению новых, более важных и сложных задач, выходящих за пределы личной выгоды; позволяет человеку заранее определить свою судьбу, делает ее предсказуемой и управляемой, в результате чего человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.

Содержательно-философский анализ аксиологических основ русского патриотизма, представленный в контексте исследования разнохарактерных позиций русских мыслителей, позволил доказать нам его непреходящую доминантную роль в жизни человека, народа и государства, его неоспоримую социально-нравственную значимость, обусловленную такими аксиологема-ми, как род, семья, народ, природа, родина, гордость за свое Отечество, добротолюбие, милосердие, миролюбие, бескорыстие, трудолюбие, любовь к языку, любовь к согражданам, память, соборность, общинность, свобода, религиозность, вера, духовность, долг, жертвенность, коллективизм, гуманизм, честность, совестливость, под которыми мы понимаем специфические социально-культурные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Данная система ценностей становится принципом жизни, основой движения к идеалу, фактором и духовно-нравственного совершенствования личности, и матрицей средств достижения национального единства.

Выступая в качестве полифункционального феномена, неотъемлемой части извечного механизма «патриотизм - культура - патриотизм», чувство любви к Родине должно формироваться посредством изучения таких бытийных концептов как язык, религия, фольклор, классическое искусство, история, уважение к армии и государству, - в контексте освоения широчайшей палитры ценностей культуры как национальной, так и общечеловеческой. На наш взгляд, Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших политических, экономических, социальных и др.) проблем современного общества.

Формирование гражданской позиции личности, ее потребности в достойном, самоотверженном служении своей Родине происходит в условиях выработки ведущей национальной идеи, актуализирующей проблему цивилизованной идентичности России, ее права быть не похожей на Запад, иметь собственное призвание, судьбу, традицию, вопрос о праве русского народа на существование вообще, о национальном бытии как таковом.

Процесс глобализации как объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких культур» на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их «подъема» на уровень передовых стран Запада», охватывает все стороны жизни современного человечества, игнорируя специфику и особенности локальных цивилизаций, неумолимо приводя к наиболее острому кризису, к исчезновению множества традиционных форм жизни, способов мировосприятия и национальных культур. В контексте обозначенных проблем национальные особенности культур приобретают все большую ценность и порождают естественное желание не только сохранить их, но и выявить механизмы изменения этих особенностей на всем протяжении исторического развития этносов.

Идеи негативного воздействия техники на культуру и человека нашли воплощение в учениях западно-европейских философов, социологов, психоаналитиков, представляющих антитехнократическое направление. Считается, что технический образ мышления проецируется на сознание и поведение людей, процесс рационализации угрожает человеку подавлением всех жизненных проявлений, приводит к господству вещей и аппаратов над людьми. (М.Вебер). Этой же позиции придерживается Э.Фромм, отмечая, что в наше время человек умер, живы только организации и машины, которые изменяют структуру личности; создание машин делом «рук дьявола» (О.Шпенглер). Усиление тревоги, ощущение заброшенности, отчужденности человека в технизированном мире отмечает М.Хайдеггер. Американский ученый Л.Мэмфорд фиксирует тенденцию рационализации общественной жизни, нивелировки личности, падения духовных идеалов и разрушения культурных ценностей. Выдающийся мыслитель XX в. А.Швейцер приходит к мысли о необходимости отказаться от «технократической культуры» в пользу более высоких форм развития: технократизм и технократическая наука привели к засилью духовно и эмоционально обедненной мысли, к гибели идеалов культуры. Мыслитель выдвигает принцип благоговения перед жизнью как основополагающий для новой общечеловеческой, общепланетарной культуры. Этот принцип экологии духа, сохранения и взаимоуважения в сфере культуры - переход от технократической модели ее развития к ориентированной на общечеловеческие ценности, призванный «сохранять жизнь».

Нередко за декларациями о всеобщих правах человека, о планетарном патриотизме кроется яростная борьба государств за обладание природными богатствами, за мировое господство. Под прикрытием прогрессивных идей может утвердиться однополюсный мир, что чревато угрозой диктатуры мирового масштаба.

На сегодняшний день во власти глубокого заблуждения относительно истинной природы патриотизма оказалась значительная часть российского населения, которая ассоциирует его с такими понятиями, как шовинизм, фашизм, политический экстремизм, антисемитизм, черносотенство, неприязнь к другим народам, космополитизм, национализм, национальная «спесь». Особенно чреваты манипуляции, построенные на стимулировании чувств ненависти, превосходства. Примером служит дихотомия «Запад-Ислам» или «Север-Юг». Это ставит мир на грань войны, так как выход из подобной ма-нипулятивной петли один - военные действия.

Факты международной вражды и ненависти в обязательном порядке должны быть осуждены как антихристианские по своей сущности, нормой же отношения к чужим народам должно быть лишь то, которое требуется безусловным нравственным началом (категорическим императивом).

Решающим социокультурным фактором преодоления глобализации должна стать новая адекватная форма российского патриотизма, интерпретированного через призму реалий стремительно меняющегося мира. Выступая в качестве неотъемлемой части извечного механизма «патриотизм-культура-патриотизм», чувство любви к Родине должно формироваться в контексте освоения широчайшей палитры ценностей культуры как национальной, так и общечеловеческой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мозговая, Елена Ивановна, 2007 год

1. Азроянц, Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политической амбиции / Э.А.Азроянц. М.: Изд. дом «Новый век», 2002. - 416с.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому/ Г.А.Антипов. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990. - 154с.

3. Антонов, Е.А. Философский метод познания в контексте современной культуры (Опыт рефлексивного осмысления) / Е.А.Антонов: монография- Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. 208с.

4. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И.Арнольдов: Учебное пособие. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 349с.

5. Астафьев, П.Я. Философия нации и единство мировоззрения / П.Я.Астафьев.- М.: Москва, 2000. 540с. - (Пути русского имперского сознания).

6. Афанасьев, А.Н. Древо жизни / А.Н.Афанасьев. М., 1983. - 464с.

7. Барковская, Е.Ю. Локальный национализм: истоки и судьбы / Е.Ю.Барковская. М.: Рос. Академия наук, ин-т востоковедения, Наука, 1992.- 148с.

8. Бекорюков, A.B. Личность и толерантность: свобода или манипуляция сознанием // Православие и духовный мир молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. проф. М.С.Жиров. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 376с. - С.47-52.

9. Бердяев, H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России /Н.А.Бердяев. М/. ЗАО «Сварог и К»,1997.-540с.

10. Ю.Бердяев, H.A. Духовный кризис интеллигенции/ Н.А.Бердяев. М.: Канон,1998.-300с.11 .Бердяев, H.A. Новое Средневековье / Н.А.Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х тт. М., 1994. - Т.1. - 342с.

11. Бердяев, H.A. О назначении человека: сборник / авт. вступ. ст. П.П.Гайденко; прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1993. - 382, 1. с. - (Библиотека этической мысли).

12. Бердяев, Н.А.Философия свободного духа / Н.А.Бердяев. М: ООО Изд-во ACT, 2006.-414с.

13. М.Бердяев, H.A. Судьба России/ H.A. Бердяев. М.: ООО Изд-во ACT, 2005.- 333, 3.с. (Философия. Психология).

14. Бессонов, Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей / Б.Н.Бессонов.- М.: Рос. академия управления, Гуманитарный центр, Кафедра философии, 1993.-252с.

15. Биричевская, О.Ю. Аксиология массовой культуры. Сравнительный ценностно-смысловой анализ / О.Ю. Биричевская: монография. М.: Научная книга, 2005. -355с.

16. Бондарь, C.B. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073-1076г./ С.В.Бондарь. Киев: Наук, думка, 1990. - 149с.

17. Бородавкин, C.B. Гуманизм и гуманность как второй язык культуры / С.В.Бородавкин. СПб, центр БЛИЦ, 2004. - 239с.

18. Булгаков, С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов/ С.Н.Булгаков.-М., 1911.- 286с.

19. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество: сборник / сост., вступ. ст., с.5-32, коммент. С.М.Половинкина. -М.: Рус. ин-т., 1992. 525с.

20. Булгаков, С.Н. Моя Родина. Избранное./Составители А.П.Олейникова, Л.А.Беляева, А.Ю.Максимов. Орел: Изд-во Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1996. - 240с., илл.101.

21. Вехи: Сб. ст. о рус. интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А.Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка: с прил. «Библиография» «Вех» // Послеслов.

22. Б.В.Емельянова, К.Н.Любутина. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.- 235с.

23. Владимиров, А.И. О национальной государственной идее России. Стратегические этюды. / А.И.Владимиров. Москва-Новосибирск: ООО «Издательство КЖЭА», 2000. - 288с.

24. Вышеславцев, Б.П.Русский национальный характер / Б.П.Вышеславцев. Режим доступа: htt: // www. philosophy, ru / library / vopros/ 11. html.

25. Вьюнов, Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учеб.пособие/ Ю.А.Вьюнов. М.: Наука: Флинта, 2005. - 480с.

26. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г.Столпнера; Вступ. ст. В.С.Соловьева; Примеч. В.С.Нерсесянца. М.: Мир книги, Литература, 2007. - 464с. - («Великие мыслители»)

27. Горин, Н. Особенности психологического склада жителей России / Н.Горин // Вопросы экономики. 1996. - №9. - С. 27 - 32.

28. Горский, B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI нач. ХПв. / В.С.Горский. - Киев: Наук. Думка, АН УССР, ин-т философии, 1988. -215 с.

29. Громов, М.Н. Идейные течения древнерусской мысли /М.Н.Громов, В.В.Мильков; Рос. Академия наук, Ин-т философии. СПб.: Изд-во Рус. христианского 1уманитарного института, 2001. - 959с. ■

30. Гулыга, A.B. Русская идея и ее творцы: Философские портреты мыслителей. От Ф.М.Достоевского до А.Ф. Лосева. М.: Соратник, 1995. - 306с.

31. Гумилев, Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л.Н.Гумилев; послесл. С.Б. Лаврова. М.: Экопрос, 1992. - 336 с.

32. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. / В.И.Даль. -М.: Изд-во «Русский язык», 1999. Т.З, 1999. - 555с.

33. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия/ В.И.Даль. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. - 736с.

34. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я.Данилевский -М.: Известия, 2003. 607с. - (Мыслители России).

35. Демин, В.Н. Заветными тропами славянских племен / В.Н.Демин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 400с.

36. Добротолюбие. Репринт.изд. - Сергиев-Посад: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993. - 764с.

37. Достоевский, Ф.М. Полн. Собр. Соч.: в 30т. / Ф.М.Достоевский. Л.: Наука, 1973-1990.-Т. 18.-371с.

38. Драч, Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.В.Драч. 8-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576с.

39. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: учебное пособие / М.С.Жиров. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 312с.

40. Замятин, Е. Мы / Е. Замятин. М.: Изд-во ACT, ЛЮКС, 2005. - 480с.42.3еньковский, В.В. История русской философии / В.В.Зеньковский. М.: Академический проект: Раритет, 2001. - 880с.

41. Зорин, В.И. Евразийская мудрость от А до Я, толковый словарь /Зорин В.И. Режим доступа: 1егте.т/ёю1юпагу/470Могё/ИДЕОЛОГЕМА

42. Евламиев, И.И.История русской философии / И.И.Евлампиев: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2002. - 584с.

43. Егоров, В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы / В.К.Егоров. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 656с.

44. Идеология и культура / И.В.Беликов, И.В.Витухин, Н.И. Высоцкая и др., -М.: Наука, 1990.-287с.

45. Идеология, мораль, искусство / Л.Т. Левчук, А.И.Фортова, Т.Г.Аболина и др. Киев: Лыбидь, 1991. - 189 с.

46. Иловайский, Д.И. Царская Русь (Московско-царский период. Первая половина или XVI век) / Д.И.Иловайский. М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 748с.

47. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в Ют. / И.А.Ильин; сост., вступит, ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993.

48. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Мир над пропастью./ И.А.Ильин. -СПб. .-Русская книга, 2001 -ч.1,2.-2001.-528с. '

49. Ильин, И.А. Сочинения в 2 т. / И.А.Ильин. М.: Московский философский фонд, изд-во «Медиум», 1993. - Т.1 -510с.

50. Ильин, И.А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Ст. 1948-1954гг: в 2т. / И.А.Ильин; сост. и авт. вступ.ст. И.Н. Смирнов. М.: МП «Рарог», 1992. - 271 с.

51. Ильин, И.А. Основы христианской культуры: Путь духовного обновления /И.А. Ильин. СПб.: Шпиль, 2004. - 351с.

52. Ильин, И.А. Путь к очевидности: сборник / послеслов. В.И.Кураева; примеч. Р.К.Медведевой. М.: Республика, 1993. - 430с. '

53. Ильин, И.А. О России / И.А.Ильин М.: Студия «ТРИТЭ» - «Российский архив», 1999.-31с.

54. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореферат дис. . д-ра педагогических наук / Н.В.Ипполитова. Челябинск, 2000. - 40 с.

55. Исаев, М.И.Словарь этнолингвистических понятий и терминов / М.И.Исаев. 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 200с.

56. Каменский, З.А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков / З.А.Каменский. СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманитарного инта, 2003. - 536с.

57. Карамзин, Н.М.Избранные произведения / Н.М.Карамзин. М.: «Художественная литература», 1966.-270с.

58. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г.Кара-Мурза. М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 864с.

59. Кармин, A.C. Культурология / А.С.Кармин. СПб.: Лань, 2001. - 832с.

60. Касьянова, К. О русском национальном характере / К.Касьянова. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -560с. - (серия «Окна и зеркала»).

61. Кичигин, В.П. Народная культура Юга России: Белгородская обл./ В.П.Кичигин //Опыт систематизации этнофольклорного материала.- Белгород: Обл. типография, 2000. 406с.

62. Козловский, В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе /

63. B.В.Козловский // Социология и социальная антропология. СПБ, 1997.1. C. 12-20.

64. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии/ Б.И.Кононенко. -М.ЮОО Изд-во Вече 2000, ООО ACT, 2003. 512с.

65. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М.: Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, ООО «Сашко», 2003. - С. 1-20.

66. Королева, Л.Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры: автореф. дисс. . д-ра философских наук / Л.Г.Королева. -Белгород, 2006. 42с.

67. Косик, В.И. Константин Леонтьев: Размышления на славянскую тему / В.И.Косик. М.: Зерцало, Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, 1997. -235с.

68. Костомаров, Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI XVII столетиях/ Н.И. Костомаров; авт. очерка и комментарии Б.Г.Литвак; общ. ред. Н.И.Павленко. -М.: Республика, 1992. - 303с.

69. Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева: (из цикла «Страницы истории отеч. филос. мысли) / В.А.Кувакин. М.: Знание, 1988. - 62с. - (Новое в жизни, науке, технике; 8/1988. Философия).

70. Кузьмин, А.И. Военная героика в русском народном поэтическом творчестве / А.И.Кузьмин: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 96с.

71. Культурология XX в.: Словарь / гл. ред., сост. и авт. проекта А.Я.Левит. -СПб.: Унив. кн., 1997. 630с.

72. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство: сборник статей/ К.Н. Леонтьев. -М.: ACT: ACT МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 571, 5.с. - (Филосо-фия.Психология).

73. Лихачев, Д.С. «Слово о полку Игореве»: Ист-лит. очерк / Д.С.Лихачев: пособие для учителей. 2-е изд. испр.и доп. - М.: Просвещение, 1982. -175с.

74. Лихачев, Д.С. Раздумья о России / Д.С.Лихачев.- СПб.: Издательство «Logos», 1999. 672с.

75. Лихачев, Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре/ Д.С.Лихачев; сост., подгот. текста и вступит.статья Д.Н.Бакуна. М.: Российский Фонд Культуры, 2006. - 336с.

76. Лихачев, Д.С., Самвелян, Н.Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем / Д.С.Лихачев, Самвелян Н.Г.- М.: Сов. Россия, 1988. 142с.

77. Лихачева, В.Д. Художественное наследие Древней Руси и современность / В.Д.Лихачева, Д.С.Лихачев. Л., 1971. - 121с.

78. Лосский, Н.О.Характер русского народа / Н.О.Лосский М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. -336с.

79. Лурье, C.B. Историческая этнология / С.В.Лурье: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. - 624с. - («Gaudeamus»).

80. Лутовинов, В.И. Российский патриотизм: история и современность /

81. B.И.Лутовинов. Режим доступа: http: // www.e-iournal.ru/peuro-st 3-17.html.

82. Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ / В.В.Макаров. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. - с. 130-132.

83. Максимов, C.B. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила /

84. C.В.Максимов. Смоленск: «Русич», 1995. - 672с.

85. Малинкин, А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания / А.Н. Малинкин. Режим доступа: http://www.nir.ru/si-si 99- malin.html.

86. Межуев, В.М. О Национальной идее / В.М.Межуев// Вопросы философии. -1997. -№ 12.

87. Мелих, Ю.Б. Персонализм Л.П.Карсавина и европейская философия / Ю.Б. Мелих. М.: Прогресс-традиция, 2003. - 271с.

88. Мережковский, Д.С. Больная Россия. Избранное / Д.С.Мережковский. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 268с.

89. Мережковский, Д.С. PRO ET CONTRA: личность и тв-во Дм. Мережковского в оценке современников. Антология: сост. А.Н.Николюкин. -СПб.: РХГИ, 2001.-568с.

90. Мережковский, Д.С. Царство Антихриста: Статьи периода эмиграции / Д.С.Мережковский; сост., комментарии О.А.Коростелева и А.Н.Николюкина; послеслов. О.А.Коростелева. СПб.: РХГИ, 2001. -656с.

91. Мир России Евразия: антология / Сост. Л.И.Новикова, И.Н.Сумская. -М.: Высшая школа, 1995. - 396с.

92. Мир Д.И.Писарева: исследования и материалы / Рос. Академия наук, ин-т мировой литературы им. А.М.Горького; отв.ред. Г.Г.Елизаветина. М.: Наследие. 2000. В.2. - 2000. - 254с.

93. Можайскова, И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба Росси: опыт метаисторического исследования / И.В.Можайскова. В 4ч. -М.: Вече, 2001.

94. Невлева, И.М. Русская философия / И.М.Невлева: монография. Белгород, Белгородский ун-т потребительской кооперации, Белгород, кооперат. образ., 2001.-512с.

95. Невлева, И.М. Духовное слово основа гармонии личности / И.М.Невлева // Православие и духовный мир молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007 - 376с. -С. 15-24.

96. Олейников, Д.И. Классические российское западничество / Д.И.Олейников: Учеб. Пособие. М.: Механик, 1996. - 168с.

97. Панарин, A.C. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С.Панарин. М.: Алгоритм, 2002. - 496с.

98. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология: сборник // сост. Е.Троицкий. М.: Международ. Фонд «Русская соборность», 1996.-200с.

99. Патриотизм как концепт формирования человека и мира: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Великой Победы / Отв. редактор проф.М.С.Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.-204с.

100. Патриотическое сознание: сущность и формирование // В.И.Бойко, Р.В.Бобков, Л.И.Бублик и др.; отв. ред В.И.Бойко. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-е, 1985.-254с.

101. Песков, A.M. «Русская идея» и «Русская душа»: очерки русской историософии / А.М.Песков. М.: О.Г.И, 2007. -101с.

102. Платонов, O.A. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации / О.А.Платонов. М.: Изд-во «Энциклопедия русской цивилизации», 2001. - 816с.

103. Полухин, О.Н. Становление гражданственности в России: социально-философский анализ / О.Н.Полухин. М.: Муниципальный мир, Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2002. -80с.

104. Поляков, Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. Историко-философский очерк (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли) / Л.В.Поляков. М.: Знание, 1988. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия»; №11).

105. Прикладные аспекты глобализации: материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». -М.: Изд. дом «Новый век», 2001. 227с,

106. Пушкарев, Л.Н. Что такое менталитет? / Историографические заметки / Л.Н.Пушкарев // Отечественная история. -М., 1995. -№3. с. 158-166.

107. Пушкарев, Л.Н. Общественно-политическая мысль в России, вторая половина XVIIb.: Очерки истории / Л.Н.Пушкарев. М.: Наука, 1982. -288с.

108. Рогозин, Д.О. Русский ответ. Историко-философский очерк российской государственности / Д.О.Рогозин. СПб.: «Глагол», 1996. - 261с.

109. Розанов, В.В. Русская мысль / В.В.Розанов; сост., предисл., коммент. А.Н.Николюкина. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 576с. - (Философский бестселлер).

110. Розанов, B.B. Религия. Философия. Культура: сб. / В.В.Розанов; сост. и вступ. ст. А.Н.Николюкина. М.: Республика, 1992. - 397с.

111. Розанов, В.В. Сочинения/ В.В.Розанов; сост. А.Л.Налепина, Т.В.Померанская. М.: Сов. Россия, 1990. - 592с.

112. Розанов, В.В. Сочинения: в 2т. / В.В.Розанов. М., 1990. - т.2: Уединенное. - 710с. - (Из истории отечественной философской мысли. При-лож. к журналу «Вопросы философии»).

113. Россия и Европа: опыт соборного анализа: сб. творческое объединение «Собор». М.: Наследие, 1992. - 651с.

114. Руденко, В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе / В.И.Руденко. Режим доступа: http: // www.utmn.ru/sec/679.

115. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей/ Сост. Е.А. Васильев; Предисловие А.В.Гулыги. М.: Айрис-пресс, 2004. - 512с. -(Библиотека истории и культуры).

116. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. М., 1988. -331с.

117. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова: Учебник для вузов по курсу «Отечественная история». -М.:КДУ, 2005.-752с.

118. Сиземская, И.Н. Идея воспитания в русской философии XIX начало XX века / Сиземская И.Н; Новикова Л.И. - М.: Росспэн, 2004. - 270с.

119. Слово о полку Игореве. Библиографический очерк. /Перевод, пояснения к тексту и переводу, ред. проф. А.В.Позднеева. М.: Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, 1963. - 356с.

120. Солженицын А.И. Россия в обвале / А.И.Солженицын. М.: Русский путь, 1998.-203с.

121. Соловьев, В.С. Чтения о Богочеловечестве / В.С.Соловьев; Ред., вступ. ст., с.5-34, и коммент. С.П.Заикина. СПб.: Азбука, 2000. - 381с. - (Азбука-классика). - (Философия).

122. Соловьев, В.С. Россия и вселенская церковь / В.С.Соловьев, Минск: Харвест, 1999. - 1600с.

123. Соловьев, В.С. Три разговора / В.С.Соловьев. М.: «Захаров», 2000 . -190с.

124. Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн / С.М.Соловьев. М.: Голос, 1993. -Кн. I. Т.1-2., 1993. - 752с. (История России с древнейших времен).

125. Спицына, Т.В. Национальная идентичность в контексте социокультурного кризиса в России (конец XIX начало XX века): автореф. дисс. . кандидата философских наук / Т.В.Спицына. - Белгород, 2005, - 22с.

126. Струве, П.Б. PATRIOTICA: Политика, культура, религия, социализм / П.Б. Струве: сост. В.Н.Жукова и А.П.Полякова; вступ. ст. и примеч. В.Н.Жукова. М.: Республика, 1997. - 527с. - (Мыслители XX века)/

127. Струве, Н.А. Православие и культура / Н.А.Струве. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. путь, 2000. - 632с.

128. Сухонос, С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания / С.И.Сухонос-М.:Агар, 1997. 186с.

129. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А.Тихомиров: вступ. ст. С.Сергеева. -М.: Облиздат: Алир, 1998. 671с.

130. Толстой, Л.Н. Патриотизм и правительство / Л.Н.Толстой. Режим доступа: http: www.levtolstoy.org. ru.

131. Троицкий, Е. Русский народ в поисках правды и организованности / Е.Троицкий. М.: АКИРН, Международ, фонд «Русская соборность», 1996.-460с.

132. Трубецкой, E.H. Миросерцание B.C. Соловьева: в 2т. / Е.Н.Трубецкой. М.: Моск. Филос. Фонд: Изд-во «Медиум», 1995. - Т.1 - 604с. - (Из истории отеч. философ, мысли).

133. Трубецкой, E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства / Е.Н.Трубецкой. Рус. христиан, гуманит, ин-т. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.-598с.

134. Трубецкой, E.H. Смысл жизни: сборник. / Евгений Трубецкой. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 650с.

135. Тураев, В.А. Глобальные вызовы человечеству / В.А.Тураев: Учеб. пособие. -М.: Логос, 2002. 192с.

136. Удовик, С.Л. Глобализация: семиотические подходы / С.Л. Удовик. -М.: «Рефл-бук», к.: «Ваклер», 2002. 480с. (образовательная библиотека).

137. Усенко, О.Г. к определению понятия «менталитет» / О.Г.Усенко // Русская история: проблемы менталитета. -М., 1994. С. 10-15.

138. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление / А.И.Уткин. Москва, «Логос», 2002. - 254с.

139. Философские и богословские идеи в памяти древнерусской мысли /под ред. М.Н. Громова, В.В.Милькова. М.: Наука, 2000. - 376с.

140. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А.Ивина. М.: Гардарики, 2004. - 1072с.

141. Философский словарь / под. ред. И.Т.Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719с.

142. Федотов, Г.П. О судьбе русской интеллигенции / Г.П.Федотов. М.: Знание, 1991. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия и жизнь», №9).

143. Федотов, Г.П. Мать-земля (К религиозной космологии русского народа) Г.П.Федотов // Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры. СПб., 1992. - Т.П. - 243с.

144. Флоренский, П.А.: pro et contra / П.А.Флоренский; сост. вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г.Исупова. 2-е изд., испр. и дополн. - СПб: РХГИ, 2001. - 824с. - (Русский путь).

145. Флоренский, П. А. Христианство и культура: сборник. / П.А.Флоренский; [вступ. ст. и примеч. А.С.Филоненко]. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 663с.

146. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / П.А.Флоренский. М.: Мысль, 2000. - 446с.

147. Флоровский, Г.В. Пути русского богословия / Г.В.Флоровский. 3-е изд.-Paris, 1983.-461 с.

148. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли / Г.В.Флоровский. М.: «Аграф», 1998.-432с.

149. Хомяков, A.C. Православие. Самодержавие. Народность / А.С.Хомяков. -Монреаль, 1882.- 176с.

150. Хоружий, С.С. Опыты из русской духовной традиции / С.С. Хоружий. -М.: Наука, 2005. 445с.

151. Чаадаев, П.Я. Философические письма / П.Я. Чаадаев. М.:АСТ: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 254, 2. с. - (Философия. Психология).

152. Чернышевский, Н.Г. Письма без адреса: сборник. / Н.Г.Чернышевский: [Авт вступление ст. В.В .Щербина; Авт. примеч. И.В. Кондаков]. М.: Сов. Россия, 1986. - 362с.

153. Чистякова, О.В. Византия-Русь-Россия: философско-антропологические традиции: учебное пособие / О.В.Чистякова. Краснодар: Кубан.гос.ун-т, РФО, 2005. - 224с.

154. Чистякова, С.С. Глобализация культуры: генезис, типология, современные смыслы: автореф. дисс. . кандидата философ, наук / С.С. Чистякова. Белгород, 2007. - 22с.

155. Шапошникова, JI.E. Философия соборности: очерки русского самосознания / Л.Е.Шапошникова. Спб. Гос. Ун-т; межвузов. Научная программа «Русская философская мысль как основа возрождения российской нравственности. - СПб.: Изд-во СПБ ун-та, 1996. - 200с.

156. Шафаревич, И.Р. Русский народ в битве цивилизаций / И.Р.Шафаревич.- М.: Алгоритм, Эксмо, 2003. 414с.

157. Шафаревич, И.Р. Есть ли у России будущее? / И.Р.Шафаревич. М.: Советский писатель, 1991. - 556с.

158. Шевченко, Н.И. Возрождение духовностью / Н.И.Шевченко: монография. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г.Шухова, 2004. - 328с.

159. Шеховская, Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской фило-софско-педагогической мысли (вторая половина XIX первая половина XX вв.): автореферат дисс. . д-ра педагогических наук / Н.Л.Шеховская.- Белгород, 2007. 42с.

160. Шилова, B.C. Патриотическое воспитание студентов БелГУ. Концепция, нормативные и методические материалы / В.С.Шилова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.-95с.

161. Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер: перевод. Новосибирск: Наука, Сиб. издат. фирма, 1993. - 584с.

162. Шпет, Г.Г. Сочинения / Г.Г.Шпет: Ред. совет: B.C. Степин (пред.) и др.; Журнал «Вопросы философии» и др.; Предислов. Е.В. Пастернак.- М.: Правда, 1989.-601с.

163. Энциклопедический словарь, гл. ред. Б.А.Введенский.: в 2т. М.: «Советская энциклопедия», 1964с. - Т.2 - 736с.

164. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.ВЛковец. М.: «Экономика», 2001. - 346с.

165. Яншина, Ф.Т. Развитие философских представлений В.И.Вернадского / Ф.Т.Яншина. М.: Наука, 1999. - 144с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.