Менеджер как субъект языка и культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Черкашина, Татьяна Тихоновна

  • Черкашина, Татьяна Тихоновна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 206
Черкашина, Татьяна Тихоновна. Менеджер как субъект языка и культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2002. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черкашина, Татьяна Тихоновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА: ТРАДИЦИИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ.

1.1. Лингвокультурологический подход к проблематике менеджмента.

1.2. Категория пространства и семиотика культуры.

1.3. Менеджер как носитель национальных традиций русского предпринимательства.

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

2.1. Личность как субъект философской антропологии: тенденции современной философии культуры.

2.2. Личность в контексте рынка.

2.3. Менеджер как языковая личность.

ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

МЕНЕДЖЕРА.

3.1. Субъект-субъектные отношения в управленческом дискурсе: результаты исследования.

3.2. Гармонизирующие средства диалога в речи носителя элитарной культуры: наблюдения и выводы.

3.3. Место риторики и культуры речи в системе профессиональной подготовки менеджеров: обоснование программы курса

Культура речи и риторика для менеджера».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Менеджер как субъект языка и культуры»

На современном этапе развития российской экономики расширился социокультурный контекст деятельности специалиста в области управления. Современный менеджер становится носителем национального, профессионального и личностного опыта, способным работать в системе «человек-человек».

Радикальные изменения в социально-экономической жизни нашего общества, не имеющие аналогов в мировой практике, привели к стремительной переоценке нравственных ценностей и кризису личности. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что нравственно-экономические болезни века губительно действуют на все стороны человеческой жизни. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным отмечено: «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и о национальном суверенитете».1

Проблемы управленческой деятельности давно находятся в поле зрения всемирно известных зарубежных исследователей (Шульц Т., Беккер Г., Белл Д., Парсонс Т., Мескон Н., Альберт М., Хедоури Ф. и др.) Авторитетные отечественные ученые - экономисты, философы, психологи, социологи, культурологи, лингвисты размышляют о причинах глубокого экономического и духовного кризиса в России (Поршнев А.Г., Короткое Э.М., Афанасьев В.Я., Зобов A.M., Лапуста М. Г., Русинов Ф.М., Разу M.JL, Зиновьев А.П., Ершова Э.Б., Глазунова Н.И., Диденко В.Д., Герчикова И.Н., Виханский О.С., Квасов Г.Г., Корту-нов В.В., Кнорринг В.И., Ладанов И.Д., Панасюк А.Ю., Лапинская И.П., Сивер-цева Н.Л., Стернин-И.А., Лавриненко В.Н., Шейнов В.П., Шепель В.М., и др.). Несмотря на различные подходы к оценке сложившейся ситуации, в своих работах они приходят к выводу о том, что главными среди множества причин социально-экономического кризиса в России являются следующие: недостаточно высокий уровень управленческой культуры во всех сферах общественной практики; несовершенная структура управления, не до конца адаптированная к рыночным условиям; низкая культура делового общения, несмотря на высокий образовательный и профессиональный уровень руководителей, что в свою очередь проистекает из-за неумения, а подчас нежелания строить диалоговое, субъект-субъектное общение; стремление к авторитарному стилю управления; крайне слабая риторическая грамотность; ориентация на западную модель рынка и забвение национальных традиций и опыта российского предпринимательства; неразработанность требований к личностно-образующим характеристикам современного менеджера; несоответствие модернизированной Доктрины образования и реальной практики преподавания, обусловленное разрывом между фундаментальностью знаний и прагматическими интересами студентов. Вместе с тем, ученые отмечают: культура менеджмента претерпевает ощутимые метаморфозы, что является результатом переоценки ценностей. Переосмысление понятий общественного долга, моральной ответственности личности, правил экономической игры привело к радикальным изменениям в культуре бизнеса, в теории и практике менеджмента. Философы, экономисты и лингвисты пытаются ответить на вопросы: в какой степени язык, культура способствуют эффективному развитию прикладного менеджмента и насколько тормозят его. Исследователи приходят к пониманию того, что культура речи и риторика являются составной частью практического менеджмента в качестве нравственно-экономической категории (Кузин Ф.А., Колтунова М.В., Зиновьева А.Ф., Ут-лик Э.П., Граудина JI.K., Стернин И.А., Клюев Е.В., Аннушкин В.И., Анисимо-ва Т.В., Минеева С.А. и др.). При всей ориентированности бизнес-элиты на возрождение национальных традиций ученые все же отмечают: сложившиеся стереотипы поведения перестали отвечать потребностям современного менеджмента, что в свою очередь порождает желание отказаться от всего накопленного культурно-исторического опыта. Такая ситуация выдвигает необходимость изучения философско-культурологических традиций отечественного предпринимательства и связанных с ними особенностей менеджмента.

В связи с этим нам представляется обоснованным внимание к осмыслению такой философской категории как культурное пространство, представляющее собой специфический текстовый, семиотический знак национальной культуры вообще и деловой - в частности. Пространство формирует образные представления, оно предстает как жизненная среда, в которой человек ищет свое место в процессе социальной практики. Ученые спорят о национальном характере, об особенностях русской ментальности, но единственный объективный судья в этих спорах - родной язык, который выкристаллизировал в мифологических символах, образах представления человека о мире, о религиозно-философском мировосприятии. Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, былины и т.п. - становятся «предметом культурно-исторических рефлексий» (Кортунов В. В., Маслова В.А., Воробьев В. В.). Обращение к философской категории пространства позволило ученым выдвинуть тезис о том, что люди различных культур живут в разных универсумах, и механическое, научно не обоснованное перенесение апробированных на Западе культурно-экономических моделей может привести к непредсказуемым последствиям. Необходимость установления в современном менеджменте нравственно-этических норм, апеллирующих к богатому прошлому опыту российского предпринимательства: гражданское служение делу экономического процветания Российской империи; забота о нуждающихся и бедствующих; потребность в меценатстве, храмосозидании; нацеленность на культурное просветительство и т.д. - диктует задачу осмысления менеджера в качестве носителя национальных традиций русского предпринимательства.

В научной литературе эта тема разработана недостаточно полно, хотя в последнее время наблюдается возросший интерес к этой проблематике (Диден-ко В. Д., Чудинов В. А., Зиновьев А. П., Ершова Э. Б., Садков С. М., и др.). Новизна исследования, на наш взгляд, состоит в том, чтобы показать губительность процесса отчуждения современного менеджера (по-русски отчуждение -чуждый, враждебный) от культурных традиций, увлечение меркантильными проблемами, ибо общество, которое возводит деньги на уровень абсолютной ценности, способно плодить только «продувных дельцов и темные дела» (Кор-тунов В. В., Р.Милле, Френсис Р., Малинин Е. Д., Якокка Ли, Карнеги Д., Пар-кинсон Д., Пряжников Н. СО

Современная общественная практика выдвинула профессию менеджера в число лидирующих и приоритетных. Обращает на себя внимание факт, что это произошло в период динамизации и переориентации общественной жизни в стране. При таком подходе перед нами возникает необходимость рассмотрения личности менеджера как субъекта языка и культуры, что невозможно, на наш взгляд, реализовать без обращения к философской антропологии, поскольку антропологический поворот в философии позволяет обратиться к проблеме человека во всей ее многогранности. Исходная установка философской антропологии задается тезисом о том, что «любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том,, что есть человек, а любое «философствование» есть исследование структур специфического человеческого опыта» [129, с.1095], следовательно, лишены смысла частичные рассуждения о человеке, не учитывающие антропологической проблематики. Не случайно кризис общества большинство представителей философской антропологии рассматривают как проявление и результат кризиса личности. Если человек не осознает своей уникальности, трудно говорить о рождении в нем личности: каждый человек обязан «знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо если бы это было так, не было бы нужды в нем. Каждый отдельный человек - нечто новое в мире и призван осуществить здесь свою особенность.» [Франкл В., цит. по 139, с.55].

Ученые по-разному трактуют понятие личность. И в разнообразии определений, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Менеджер как субъект языка и культуры -вот тема нашего исследования. В рыночной экономике резко возрастает роль личностных качеств человека, занятого в системе управления. Вектор нашего внимания в связи с этим будет направлен на осмысление роли личности, в частности личности менеджера, в культурном пространстве российского менеджмента. Проблема человека, его места в культурном пространстве - одна из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен философами накоплен немалый теоретический и эмпирический материал по изучению сущности человека, который, по словам К. Маркса, есть «ансамбль всех общественных отношений». Напряженное внимание к феномену человека, перенос центра тяжести с семиотики знака на семиотику человека (Хайдеггер М., Соловьев Э.Ю., Бодуэн де Куртене, Потебня А.А., Тейяр де Шарден, Кассирер Э., Сартр Ж.П., Лотман Ю.М.) позволяет осмыслить глубинные пласты культуры. Менеджер как субъект языка и культуры находится в процессе беспрерывного поиска оптимального устройства жизни. В связи с этим ученые выделяют основные направления философского и лингвокультурологического исследования:

- дальнейшая разработка учения о. человеке как субъекте и одновременно продукте языка и культуры;

- разработка методологической концепции комплексного исследования личностно-образующих характеристик человека, его социальной практики, а также речевого поведения и нравственного развития, определение всеобщих характеристик личности менеджера.

В подтверждение актуальности и практической направленности темы нашего исследования отметим, что XXI век по общему признанию и ожиданию должен стать веком Человека. С учетом сказанного, становится обоснованным наше обращение к феномену человека. Человек в конкретной ситуации - исторический, социальный, экзистенциальный, психологический - этот постулат нового антропологического философствования позволяет рассуждать о менеджере как о личности в системе управленческой практики. В то же время философский подход к осмыслению всеобщих характеристик личности менеджера позволяет, на наш взгляд, избежать эклектики в разработке одной из возможных моделей личности в контексте рынка, т.е. конкурентоспособной личности, а также оценки ее потенциала. При этом не механически, а с философских позиций рассмотреть мировоззренческие, психологические, нравственные, культурологические, интегративные и др. параметры личности (Фромм Э., Юнг К.Г., Шостром Э., Лосев А.Ф., Менегетти А., Каган М.С., Кортунов В.В., Зинченко В.П., Пряжников Н.С.).

Мы вслед за известными учеными (Гердер И. Г., ГумбольдтВ., Потеб-ня А. А., Бодуэн Де Куртэне, Бенвенист Э., Гийом Г., Маслоу А.) считаем, что кратчайший путь в осмыслении феномена человека лежит не через естественные науки, а через естественные языки. В связи с этим понятен наш интерес к антропоцентрической парадигме, как к всеобъемлющему способу познать человека в качестве субъекта языка и культуры. Антропоцентрическая парадигма делает возможным переключение интересов исследователей с объектов познания на субъект, что в свою очередь позволяет анализировать человека в языке и язык в человеке. Язык как феномен культуры открывает пути исследования исторических и социальных фактов «реальности», выступая выразителем особенностей национальной ментальности (Костомаров В. Г., Верещагин Е. М., Телия В. Н., Степанов Ю. С., Арутюнова А. Д., Воробьев В. В., Караулов Ю. Н.).

Менеджер - не абстрактный человек, не космополит. Это прежде всего носитель и создатель определенной корпоративной культуры, которая, собственно, и формирует личность. По мнению ряда ученых (Божович Л.И., Пряжников Н.С., Малинин Е.Д., Фромм Э., Зинченко В.П., Кнорринг В.И. и др.), человек в системе менеджмента должен обладать определенным личностно-образующим «капиталом», который делает человека конкурентоспособной, «рыночной» личностью.

Многообразие подходов к определению и выявлению характеристик личности делает необходимым их философское обобщение с целью выделения системообразующих свойств, которые бы служили инвариантным ядром личности менеджера-«человековеда». Суть развивающейся личности в ее стремлении не к пассивному усвоению норм и морали управленческой культуры, а в самоизменении, преобразовании, в способности быть субъектом деятельности, быть творцом, носителем и защитником культуры, в способности к системному мышлению, в готовности к диалогу и т.п., одним словом, в стремлении быть риторически ориентированной личностью. Принимая в качестве аксиомы высказывание В.Гумбольда о том, что «человек есть человек только благодаря языку», мы сделали попытку определить ядерную, общезначимую модель языковой личности менеджера. Готовность к восприятию новых идей, поиск «диалогической» истины, настроенность на восприятие «полифонического слова» (Бахтин М.), осознание принципа дополнительности (Бор Н.) в качестве парадигмы культуры нового времени, предполагает равноправие «собеседника» (Вернадский В.). В связи с этим, нам представляется, что риторическая, лин-гвокоммуникативная грамотность в условиях рынка рассматривается как доминирующий показатель профессиональной подготовки специалистов-маркетологов, муниципальных служащих, социологов, юристов, референтов, руководителей разных рангов.

Общая ориентация на «очеловечивание» менеджмента обусловила интерес к философии диалогизма, лежащей в основе субъект-субъектных отношений: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум» [14, с.318]. Для российской деловой действительности рубежа XX и XXI веков характерна экспансия диалогических видов коммуникации. Диалог с полным на то основанием можно назвать общением личным и личностным, субъект - субъектным, а это не просто экспликация, но и сопоставление, а иногда и противопоставление нескольких смысловых позиций, связанных с каждым из коммуникантов. Диалог, таким образом, становится гармонизирующим началом общения. Если анализировать состояние современного менеджмента с точки зрения лингвокультурологии, то можно отметить следующее: многие экономические, политические, нравственные трудности возможно преодолеть только подлинной человечностью. Риторический подход к управлению (риторическая технология) позволяет «очеловечить» управленческий процесс, конструктивно, незатратно решать реальные ситуации практического менеджмента. Овладение риторической культурой поможет руководителю осознать свою деятельность и деятельность своих подчиненных как субъект-субъектное взаимодействие, направленное на достижение целей и получение позитивного результата. Овладение риторической технологией управления предполагает развитие в субъектах деятельности таких важных аспектов культуры личности, как культура мышления, культура речи, культура поведения, общения и т.п. Если перед теоретиками и практиками управленческой культуры общения поставить вопрос так: «Насколько разработана данная проблема в научной литературе?» Ответ, на наш взгляд, будет единодушным: «Идет процесс поиска оптимальной научной концепции, отвечающей целям воспитания, «выращивания» гуманистически ориентированной личности».

В многочисленных публикациях по культуре делового общения чаще всего рассматриваются нормативные аспекты языка, логика речи, дается описание процесса коммуникации, и очень немногие из них заслуживают серьезного изучения ввиду того, что некоторые авторы недобросовестно используют потребность менеджмента в практических советах по технологии убеждающей речи.

Исследователи проблемы общения (Гойхман О.Я, Кузин Ф.А., Ше-пель В.М., Зарецкая Е.Н., Панфилова А.П., Курбатов В.И., Аннушкин В.И., Анисимова Т.В., Андреев В.И. и др.) подходят к проблематике менеджмента с лингвокультурологических, риторических позиций. «Вполне понятно, что все деловые люди призваны владеть техникой живого контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и умением обращаться со словом. Практически это достижимо при одном обязательном условии: самом серьезном отношении к изучению деловой риторики» [175, с. 109]. В другом пособии по менеджменту читаем: «Даже в век ЭВМ главным инструментом руководителя пока остается слово, ведь это инструмент повседневного пользования в отличие, например, от той же заработной платы. Искусство общения, причем общения делового - один из сложнейших предметов в школе высшего управленческого мастерства. К сожалению, эта истина очевидна не для всех, ведь, кажется, уж что-что, а поговорить мы все мастера» [92, с.94]. Наука и искусство делового общения входят в общую проблематику практического менеджмента, и специалисты, профессиональная деятельность которых связана с управлением, как особым видом воздействия на людей, должны помнить, что заставить человека, как правило, значительно легче, чем убедить. Менеджеру «необходимо показать себя человеком известного склада» (Аристотель), создать образ себя, как человека, имеющего право на речь и намеренного посредством слова воздействовать на другого человека, побуждая его к действию. Готовность специалиста к применению риторической технологии управления в практической деятельности при решении управленческих задач выступает как целостная система лингвориторических, коммуникативно-прагматических свойств личности, как результат синтеза мировоззренческого, научного, жизненного опыта человека, что в свою очередь соотносится с гуманизацией современного образования в целом.

Исследование деятельности и личностно-деловых качеств менеджера показали, что «в новых экономических условиях требуется новый менеджер, требуются новые формы обучения специалистов в области управления»1. В настоящий момент активно ведутся дискуссии, определяющие, каким должен быть современный российский менеджер. Практикующие менеджеры главную проблему российского бизнеса видят в том, что «у нас не учат менеджменту: менеджеры либо учатся за рубежом, либо у нас по западным методикам. Вследствие этого западное знание вступает в конфликт с нашими реалиями»2. В связи с этим актуально звучат слова Президента РФ о том, что «ничего нельзя сделать: построить демократическое общество, создать рыночную экономику - воо обще ничего нельзя сделать без образованного человека» .

Возникшее противоречие между сложившейся практикой управления и современными требованиями к менеджменту в контексте рыночных преобразований в России выдвинуло проблему осмысления личности менеджера как субъекта языка и культуры в число актуальных проблем современной фило

1 Менеджеры в новых экономических условиях//Ведомости.-2002, №47(610) С. А4

2 Там же софии, что и обусловило тему и цели нашего исследования «Менеджер как субъект языка и культуры».

Главной целью исследования в связи с этим является анализ с последующим описанием «всеобщих характеристик личности менеджера»1 как субъекта языка и культуры.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие конкретные задачи, решение которых позволит достигнуть поставленных целей:

- выявить роль человека в системе менеджмента с точки зрения лингвокультурологической ситуации в современной системе управления;

- установить взаимообусловленность традиций и перспектив развития российской деловой элиты в контексте философской категории пространства как семиотического кода культуры;

- установить зависимость эффективности менеджмента от степени реализации субъект-субъектных отношений в процессе социальной практики;

- описать черты конкурентоспособной («рыночной») личности, раскрыть понятие «капитал» личности менеджера, предложить одну из возможных моделей личности менеджера как носителя элитарной деловой культуры;

- рассмотреть менеджера как языковую личность в рамках проведенного эксперемента;

- обосновать программу курса «Культура речи и риторика для менеджера».

Объектом исследования является речевая практика современных менеджеров разного уровня.

Предмет исследования - управленческий дискурс.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что эффективный менеджмент в контексте современной рыночной действительности невозможен без подготовки специалистов, способных решать абсолютно новый

1 Панасенко Г.В. Личность менеджера как объект философского исследования. Дисс. наук: М., 1999 док. философ. класс управленческих задач, владеющих риторической технологией управления, а также без учета национальных традиций отечественного предпринимательства.

Методы исследования: системный, сравнительно-типологический, сравнительно-исторический анализ; диагностические методы: анкетирование группы менеджеров с целью самоанализа, самооценки; статистические методы обработки опытно-экспериментальных данных, полученных в процессе исследования и анкетирования; описательный метод с элементами сопоставления, установления количественных и качественных параметров управленческого дискурса, дискурс-анализ.

Материалы исследования - собственные диктофонные записи управленческого дискурса (деловое совещание комиссии по жилищной политике Мосгордумы); конкретным материалом исследования послужили журнальные и газетные интервью с известными менеджерами страны, а также прецедентные тексты при анализе автостереотипа предпочтений.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Речь - центральный элемент личного имиджа менеджера, вследствие этого культура речи как составная часть практического менеджмента выступает в качестве нравственно-экономической категории.

2. Изучение процесса трансформации образа делового человека способствует созданию более полных представлений о бинарности форм русской деловой культуры и ее эволюции, что позволяет определить место человека в культурном пространстве с учетом интегративной направленности культуры.

3. Основой реальных моделей управления является мировой классический менеджмент, однако его жесткие алгоритмы ограничивают творческие потенции человека в системе управления, а многие положения требуют адаптации с учетом национальных традиций предпринимательства: при всей ориентированности на рыночную модель устройства общества не должны разрушаться самобытные, национальные культурные устои российской системы управления.

4. Способность личности выстраивать иерархию ценностей, мотивов своей деятельности, а также намерение подвергать их «ревизии» и внутреннему сознательному «аудиту», умение ориентироваться не только в пространстве «смыслов», но и производить интеллектуальный выбор, который не зависит от чьей-то внешней «цензуры», - это основные критерии сформированное™ конкурентоспособной, «рыночной» личности.

5. Новая этико-речевая парадигма - не дань моде, а фундаментальный сдвиг общественного сознания: кардинальным образом меняется контекст взаимодействия субъектов менеджмента.

6. Необходимость выработки современных технологий практического преподавания русского языка для менеджеров обусловлена ориентацией на гуманизированную модель образования в области менеджмента.

Научная новизна, и практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности экстраполировать его результаты на широкий спектр проблем, обусловленных определением «культурного» статуса личности в современной системе управления. Научная новизна диссертационного исследования заключается также в том, что в ней с позиций философской антропологии рассматривается проблема человека в системе менеджмента в качестве субъекта языка и культуры с опорой на национальные традиции российской деловой элиты. Работа имеет практическое значение для реализации субъект-субъектных отношений в практику менеджмента, в утверждении философии диалогизма, толерантности в управленческом дискурсе, а также в овладении риторической технологией управления. Теоретическая концепция подтверждена экспериментальным путем: анализом управленческого дискурса, анкетированием, наблюдением за речевым поведением реальных практиков современного менеджмента. Кроме того, рассмотренная модель личности в контексте рынка открывает перспективы ее применения в качестве воспитательного компонента в общей программе формирования менеджера нового типа. Сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы в целях дальнейшего развития философско-культурологического знания, а также в практике преподавания спецкурсов, в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях, связанных с проблемами культуры речи менеджера.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы автора и нашли свое отражение в ряде публикаций и выступлений на международных научно-практических конференциях:

- Межвузовской конференции и российско-испанском семинаре «Межкультурная коммуникация в сфере делового, профессионального общения» (ГУУ, 2000 г.).

- Международной конференции «Русский язык и культура (изучение и преподавание)» (МАПРЯЛ, РУДН, 2000 г.).

- Межвузовской научно-практической конференции «Обновление содержания и методов обучения русскому языку при подготовке специалистов в области международных отношений» (МГИМО (У) МИД РФ, 2000 г.).

- VIII Международной научной конференции из цикла «Новое в теории и практике описания и преподавания русского языка» (МАПРЯЛ, Варшава, 2001 г.).

- Международной научно-практической конференции «Концепции университетского образования в новом тысячелетии» (РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2001 г.).

- Международной научно-методической конференции «Языковая подготовка специалистов в техническом вузе» (МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2001 г.).

- Международной конференции «Проблемы гуманитаризации и роль исторической науки в процессе подготовки студентов» (РУДН, 2001 г.).

- VI Международной конференции «Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах» (МГПУ, 2002 г.).

Структура диссертации обусловлена вышеперечисленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Черкашина, Татьяна Тихоновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев проблему - менеджер как субъект языка и культуры - прежде всего следует подчеркнуть, что потребность общества в интеллектуально развитых, творческих, гуманистически ориентированных специалистах нового типа, призванных решать абсолютно новый класс управленческих задач - это социальный заказ быстро меняющейся российской действительности. Таким образом, современная общественно-экономическая практика выдвинула профессию менеджера в число лидирующих и приоритетных. Именно категория «деятельность» выводит проблему человека как субъекта языка и культуры на философский уровень.

В настоящее время идет поиск более полной пространственно-временной картины мира, позволяющей объединить, представить системно социальную практику и сознание человека. Опираясь на такой подход, мы пришли к выводу, что немаловажное место в построении нового взгляда отводится понятию «культурное пространство», что позволяет расширить общефилософские проблемы пространства вообще. Культурное пространство оказывается непосредственно связанным с сознанием, а значит с языком. Культурное пространство воспринимается как система деятельности человека, воплощенной в продуктах культурной практики. Такой взгляд дает основание считать культурное пространство действенным элементом культуры. Нами доказано следующее: перспектива возрождения традиций русского предпринимательства связана с осмыслением роли философской категории пространства в качестве универсально-целостного понимания социально-экономических процессов, происходящих в современном мире.

Таким образом, существование России на месте пересечения равновеликих культур не подразумевает забвение собственного исконно русского идеала. При всей ориентированности на рыночную модель устройства общества не должны разрушаться самобытные, национальные устои российской деловой культуры. Русских предпринимателей отличала высокая гражданская ответственность, забота о национальных приоритетах в развитии экономики, преобладание духовных ценностей, склонность к благотворительности и меценатству. Еще один важный вывод, сделанный нами: новые экономические преобразования нельзя считать культурно нейтральными, они имеют глубинную основу. Мы выявили, что каждая национальная культура имеет свои ключевые слова. Для деловой культуры России - это душа, воля, тоска, совесть, судьба.

В работе учитывается то обстоятельство, что в пореформенной России идет процесс вестернизации, охватывающий узкие круги российского общества. В ходе проведенного эксперимента нами отмечено, что процесс самоинден-тификации личности стал затруднительным: произошла трансформация оппозиции «свое - чужое» в оппозицию «свое — иное» и, как часто случается в России, этот процесс достиг крайних пределов. Вместе с тем, наши наблюдения подтвердили, что рынок требует от личности менеджера склонности к самоутверждению на основе высокого профессионализма, способности к напряженной работе, причем с неясно определенными проблемами; стремления к лидерству; проницательности и дальновидности; решительности; способности рисковать и брать на себя ответственность; нестандартности мышления, умения работать с людьми, способности к субъектности и толерантности и т.п. Сегодня говорят о кризисе личности, который порожден кризисом общества. Нами в связи с этим отмечено, что главный потенциал и в то же время главная опасность для успеха реформ кроется в человеке как деятельностной личности, в его сознании, культуре, языке, профессионализме и мировоззренческой позиции. Еще одним важным выводом является признание того, что для становления личности менеджера в современном мире необходимо не только естественно-научное знание, но и знание культуры, как «знание спасения».

В результате проведенного исследования человека в системе менеджмента было доказано следующее: рыночная экономика признает право на существование рынка вакансий и как следствие этого - конкурентоспособной, «рыночной» личности, с той или иной степенью выраженности это - реальность, а философские рассуждения о преодолении «технократического мышления» - это декларируемый идеал, к которому в условиях глобализации и гуманизации менеджмента стремится человек. Мы обосновываем вывод о том, что процесс становления личности менеджера осуществляется в многообразии социальных отношений, в которые включается индивид посредством своей деятельности, отрабатывая способность быть личностью, развиваясь как личность. Нами подчеркнуто, что матрица личности менеджера соответствует трем основным моделям управления: модели переработки информации, модели принятия решения, модели передачи управленческих решений. Данный подход отражает управленческую ситуацию в качестве сложной системы, одновременно решающей не одну, а множество разнородных управленческих задач.

Еще один существенный вывод, сделанный нами, заключается в том, что менеджер как языковая личность фокусирует в себе профессиональную культуру элитарной языковой личности, структурные компоненты которой объединяют ценностные, мировоззренческие, культурологические, личностные факторы. Впервые в работе предпринята попытка концептуального, теоретического и системного рассмотрения всеобщих характеристик личности менеджера. Данная проблема требует дальнейшего исследования. В задачу будущих исследований входит разработка методологического аппарата для более углубленного анализа личностно-образующих характеристик специалиста в области управления. Подробное изучение личности менеджера-мужчины и менеджера-женщины наталкивает на размышление о том, что параметры языковой личности мужчины и женщины различны. Кроме того, тот факт, что образ делового человека запечатлен в прецедентных текстах позволяет сделать вывод: исследование этого материала также является перспективным при изучении проблематики языковой личности менеджера.

В ходе эксперимента на основе анализа управленческого дискурса и опроса практикующих менеджеров мы отметили, во-первых, готовность к диалоговому стилю общения и вместе с тем отсутствие навыков ведения диалога и полилога, что означает неумение строить аргументированное, непротиворечивое высказывание, позитивно воспринимать точку зрения партнера по общению, корректировать свою позицию в соответствии с меняющимся сценарием управленческого дискурса; во-вторых, анкетирование показало, что менеджеры часто вступают в противоречие с партнерами по деловому общению ввиду неумения создавать риторический текст; из-за отсутствия в их речевом «портфеле» языковых средств, смягчающих излишнюю категоричность высказывания; вследствие низкой речевой культуры и межкультурных помех в коммуникации; в-третьих, мы выяснили, что коммуникативный идеал у делового человека находится в активной зоне языкового сознания.

Подробное изучение управленческого дискурса позволило придти к следующим выводам: формирование коммуникативной категории толерантности в качестве одной из обязательных компонентов гуманитарной личности только начинается; экспансия диалога в современном коммуникативном пространстве менеджмента обусловлена «человекоцентричностью», демократизмом данного вида речи, а также отчетливо выраженной ориентацией на уважение аргументированной позиции партнера по общению.

Таким образом, в результате исследования мы доказали, что «переломно-переходное» состояние, в котором пребывает в настоящее время теория и практика культуры менеджмента, выдвигает на первое место новый социальный заказ - изучение и воспитание гуманистически ориентированной личности, владеющей риторической технологией управления. Сложность реализации этого заказа связана, с одной стороны, с тем, что не все управленцы осознали необходимость освоения новой формы взаимодействия между людьми, с другой - с неразработанностью указанной проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане. Перед исследователями культуры речи менеджера стоят следующие первостепенные задачи: разработать речевой (риторический) идеал применительно к потребностям менеджмента; определить составляющие понятия «речевая культура» менеджера; считать программой-максимум формирование менеджера в процессе обучения как носителя элитарной речевой культуры (НЭК), а обучение среднелитературной речевой культуре (СРК) - программой-минимум.

Принимая во внимание тот факт, что профессия менеджера - это вид деятельности, который напрямую связан с языком, мы доказали, что речь менеджера максимально персонифицирована, поскольку она имплицитно выражает личность говорящего; адресна, т.к. она всегда ориентирована на конкретную аудиторию; авторитетна в силу своей иерархической значимости; рефлексивна, т.е. связана с самооценкой и самоконтролем. Подробное изучение личности, занятой в системе управления, позволило нам обосновать концептуальную базу речеведческой подготовки менеджеров - готовить специалиста, владеющего риторической технологией управления с ориентацией на индивидуально выраженные особенности менеджера как носителя этических установок, его нравственную позицию, меру ответственности за сказанное слово, обусловленную ан-тропологичностью всей его деятельностной парадигмы.

Проблемы, которые рассматривались в данной работе, находятся в поле междисциплинарных исследований, тем не менее в ходе исследования мы обосновали вывод о том, что философская антропология позволила осмыслить личность менеджера в контексте рынка в качестве субъекта языка и культуры. Основными выводами являются следующие:

- возрождение лучших традиций российского предпринимательства - это залог успеха социально-экономических преобразований современной российской действительности;

- реализация поставленных целей возможна с опорой на личность, владеющую технологией соотнесения себя с другими; риторически образованную личность, которая избрала способом своей самореализации управленческую деятельность;

- новая этико-речевая парадигма - не дань моде, а фундаментальный сдвиг общественного сознания: кардинальным образом меняется контекст взаимодействия субъектов менеджмента.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черкашина, Татьяна Тихоновна, 2002 год

1. Указ Президента РФ от 23.07.97 г. «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (20012005 годы)».

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 061100 «Менеджмент организаций». М., Министерство образования РФ, 2000. - 24 с.

4. Аверинцев С.С., Франк-Каменецкий И.Г., Фрейденберг О.М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -124 с.

5. Агации Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989. № 2.

6. Актуальные проблемы управления 2001: Материалы международ, научно-практич. конф. 24-25 октября 2001 г. / М-во образования РФ. ГУУ. Отд-ие эконом. РАН. Мэрия Москвы; Ред.А.Г.Поршнев. - М.: ГУУ.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1969. -339 с.

8. Аннушкин В.И. Риторика. Хрестоматия. М.: Академия, 1998. - 412 с.

9. Ю.Аристотель. Риторика. Поэтика (перевод с древнегреческого и примечания О.П. Цыбенко). М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.

10. П.Бабаева А.В. Формы поведения в русской культуре (IX-XIX века). -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 148 с.

11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Уни-верс: Рея, 1994.-615 с.

12. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. Составление, текстологическая подготовка И.В.Пешкова. Комментарии В.Л.Махлина, И.В.Пешкова. -М.: Издательство «Лабиринт», 2000. 640 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - 444 с.

14. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.4. М.: АН СССР, 1959.-530 с.

15. Бенвенист Эмиль. Общая лингвистика / Эмиль Бенвенист: Под ред., с вступ. ст. и коммент. Ю.С.Степанова. Благовещенск: БГК им. А.И.Бодуэна де Куртэне, 1998. - 362 с.

16. П.Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека (Репр.изд). Paris, Ymca-press, 1972. - 222 с.

17. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М., 1992. - с.299.

18. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / АН СССР. На-учн.совет по пробл. культуры. Репринт.воспроизведение. - М.: Наука, 1990. - 220 с.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: «Республика», 1993. -392 с.

20. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные трудь: / Ред.сост. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская. М.: Московский психоло го-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.

21. Бердяев Н.А. Судьба России / Сост. и послесл. К.П.Ковалева. М. Сов.писатель, 1990. - 346 с.

22. Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. М., 1991. -с.8.

23. Бережной Н.М. Проблемы человека в трудах К.Маркса. М.: Высшая школа, 1981. - 111 с.

24. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6. - с.31-42.

25. Бодуэн де Куртэне. Избранные труды по общему языкознанию (В 2-х т.). Вступит.статьи действ, гл. АН СССР В.В.Виноградова и действ, гл. Польской акад.наук В.Доромевского, с.6-30. т.1-2. М., Изд-во АН СССР, 1963.-391 с.

26. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 720 с.

27. Бубер М.С. Я и ТЫ. М.: Высшая школа, 1993. - 272 с.

28. Будагов Р.А. Язык и речь в кругозоре человека. М.: Добросвет, 2000. - 304 с.

29. Буев Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. - 320 с.

30. Буржуазная философская антропология XX в. М.: Наука, 1986. -294 с.

31. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Столица, 1990. - 349 с.

32. Бухаркин П.Е. Риторика и смысл: очерки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 168 с.

33. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А.Д.Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. -288 с.

34. Зб.Витаньи И. Общество, культура, социология / Пер с венг. М.: Прогресс, 1984. - 288 с.

35. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. М.: Гордарика, 1996. - 416 с.

36. Волков А.А. Курс русской риторики. М.: Издательство МГУ, 2001. -276 с.

37. Гамезо М.В., Долгашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

38. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира. М., 1987. - 365 с.

39. Гегель. Философия права. Соч. в 14 т., Т.7. Философия права. Пер. Б.Столпнера. М.: Соцэкгиз, 1934. - 380 с.

40. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 501 с.

41. Гийом Густав. Принципы теоретической лингвистики: Сб.неизд. текстов, подгот. под рук. Р.Валена / Перевод с фр. П.А.Спрелина; Общ.ред., послесл. с. 168-194. и коммент. Л.М.Спрелиной. М.: Прогресс. Культура, 1992. - 217 с.

42. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. - 272 с.

43. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные типы речевых культур и их взаимодействие // Вопросы стилистики: Проблемы культуры речи. Саратов, 1995, вып.25.

44. Грасиан Б. Критикон. М., 1984. - 503 с.

45. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический аспект. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

46. Гришина Е.А. Диссерт. на соиск. уч. степени канд.пед.наук «Процесс формирования коммуникативных умений специалиста-менеджера». -Волгоград, 1999.-199 с.

47. Гумбольдт В. Избранные статьи по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-276 с.

48. Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. яз. / Сост., общ.ред и вступ. ст. докторов филос. наук профессоров А.В.Гулыги и Г.В.Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. - 449 с.

49. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М.: Олимп ООО «Изд-во ACT», 1999. - 528 с.

50. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа (по материалам XVIII Всероссийского философского конгресса) // Философские науки. 1989. - № 11, с. 118-124.

51. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: «Издательство Астрель», ACT, 2000. - 752 с.

52. Дараховский И.С., Черноиванов И.П., Прехул Т.В. Бизнес и менеджер. М.: Азимут-Центр, 1992. - 448 с.

53. Делез Ж. Общество контроля // Элементы. Евразийское обозрение. -1998. №9.

54. Домострой / Под ред. В.Сенина. СПб.: Лениздат, 1992. - 140 е.: ил.

55. Доронин А.И. Основы экономической разведки и контрразведки (учебно-методическое пособие). Тула: Гриф и К, 2000. - 224 с.

56. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собр. соч. в 12 томах. М.: Издательство Правда, 1982, т.2. - 400 с.

57. Ершова Э.Б. Вестник университета. Философия. История. Культурология. Право. Политика. № 1. М., ГУУ, 2000. - 120 е.; с.71.

58. Жинкин Н.И. Жизнь языка. Сб.ст. к 80-летию М.В.Панова. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 554 с.

59. Зимин А.И. Структурная антропология как разновидность структурализма // Философские науки. 198. - № 6. - с.109-119.

60. Зиновьев А.П. Политические партии и общественные объединения промышленников и предпринимателей России на рубеже XIX-XX веков: Учебное пособие. М., ГУУ, 2000. - 117 с.

61. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.-63 е.: ил.

62. Золотой словарь афоризмов. Мн.: Харвей. М.: ACT, 2000. - 416 с.

63. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Хосе Ортеги и - Гас-сета. Критич.очерк. - М.: Наука, 1978. - с. 160.

64. Иванов B.C. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.-360 с.

65. Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. - 352 с.

66. Ильин И.А. О русском национализме: что. сулит миру расчленение России. Новосибирск: Русский архив, 1991. - 132 с.

67. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва, 1996, № 1,с.171.

68. Ильин И.П. Теория знака Ж.Дерриды // Семиотика. Коммуникация. Стиль.-М., 1983.-с. 107.

69. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Всерос-сийск. гуманитарн. ун-т. - 1996. - 234 с.

70. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.

71. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси: Ме-цилереба, 1970. - 135 с.

72. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -261 с.

73. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры (Что такое человек?) // Проблема человека в западной философии. с.28-29.

74. Категории философии и категории культуры. Киев: Наук думна, 1983.-343 с.

75. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

76. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов. М.: Издательство «ПРИОР», 1998. - 224 с.

77. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М.: Изд. группа Нор-ма-ИНФРА-М, 1999. - 528 с.

78. Колесов М.С. Человек как субъект культуры (на материале латиноамериканской философии). Дис. докт. фил. наук: 09.00.01, 09.00.03. -Л., 1991.-300 с.

79. Колтунова М.В. Деловое общение. Устная и письменная форма: к вопросу о стилевой принадлежности. Дис.к-та филолог, наук. Саратов, 1998, -195 с.

80. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. -271 с.

81. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984.-237 с.

82. Кондратьева С.В. Учитель Ученик. - М., 1984. - 136 с.

83. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 1997. - 304 с.

84. Кортунов В.В. Прологомены к методологии верификации иррациональных систем. М.: Издательский центр научных и учебных программ. - 44 с. (Серия «Актуальные исследования», выпуск 2).

85. Корчак Януш. Как любить детей. М.: Знание, 1968. - 80 с.

86. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность?: Человек. Сознание. Коммуникация / МГУ, Филолог. Фак. М.: Диалог МГУ, 1998. - 350 с.92. «Кроссворды» для руководителя / Сост. И.В.Липсиц. М.: «Дело», 1992.-191 с.

87. Крысин Jl.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. - 186 с.

88. Культура российского предпринимательства. М.: Институт философии РАН, 1997.-216 с.

89. Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - 347 с.

90. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. - 544 с. (серия «Учебник нового века»).

91. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. акад. Д.М.Гвишидии. Т.1. М.: Прогресс, 1981. - 495 с.

92. Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). М.: Смысл, 1995. - 492 с.

93. Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров. Воронеж, 1994. -160 с.

94. Леонтьев А.Н. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997. - 365 с.

95. Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. в 10 т. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765г.г. Ред. Б.Д.Греко, А.И.Андреев. М-Л., 1952. - 689 с.

96. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

97. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: «Республика», 1994. - 431 с.

98. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфе-ра - история. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.

99. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

100. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. -704 с.

101. Лотман Ю.М. Текст культура - семиотика нарратива. - Тарту, 1989. - с.29.

102. Льюис Ричад Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. -440 с.

103. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993. - 240 с.

104. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-240 с.

105. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

106. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. - 228 с.

107. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.

108. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984. - 158 с.

109. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом воспитании. М.: Политиздат, 1984. - 288 с.

110. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.

111. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1999. 430 с.

112. Маслоу А.Г. Психология бытия. СПб: Евразия, 1997. - 509 с.

113. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995.-172 с.

114. Менеджмент (Современный российский менеджмент). Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова, М.Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - 504 с.

115. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1992. - 702 с.

116. Минеева С.А. Основы мастерства устного выступления. Как подготовить полемиста. Пермь, 1991. - 54 с.

117. Михальская А.К. Основы риторики. 2-е изд. М.: Дрофа, 2001. -496 с.

118. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973.-406 с.

119. Морита Акио. Сделано в Японии: история фирмы «Сони» / Акио Морита; При участии Э.М.Рейнголда, Мицуко Симамуры; Пер. с англ. О.Г.Радыковой, С.В.Щеглова; Общ. ред. и всуп. ст., с.5-38., А.Ю.Юданова. М.: Прогресс, 1990. - 408 с.

120. Наука управления на пороге XXI века: Материалы международной научной конференции. / ГАУ. М., 1997. - 434 с.

121. Национальная программа «Российская деловая культура» / Научно-практическое издание. М.: ТПП РФ, 1997. - 138 с.

122. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. -Мн.: Интерпресс-сервис; Книжный Дом, 2001. 1280 с.

123. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. -435 с.

124. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс // Вопросы философии. -1989.-№3,4.-с.114-154.

125. Панасенко Г.В. «Личность менеджера как объект философского исследования». Дис.док. философ, наук: -М., 1999. 326 с.

126. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: Практические советы. -М.: Экономика, 1990. 112 с.

127. Паркинсон Д. Люди сделают то, что нужно вам. М., 1996. - 276 с.

128. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.-301 с.

129. Петухов В.В. Природа и человек. М.: Тривола, 1996. - 208 с.

130. Печчеи А. Человеческие качества. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. -302 с.

131. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989. - 300 с.

132. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 224 с.

133. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А.Лавриненко. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -327 с.

134. Рогозин Ю.П. Секреты общения. М.: Знание, 1991. - 60 с.

135. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. -235 с.

136. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.: Добросвет, 2000.-288 с.

137. Рысев Н.Ю. Активные продажи. Эффективные переговоры. СПб.: Питер, 2002. - 192 с.

138. Савкова З.В. Искусство оратора / Учебное пособие. СПб., Знание, 2000. -190 с.

139. Садков С.М. Менталитет российской деловой элиты в конце XIX -начала XX вв.: философско-культурологический анализ. Автореферат дис. к-та филос. наук: 24.00.01 / ГУУ. М., 2001. - 24 с.

140. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М., 1964. - 470 с.

141. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 512 с.

142. Сарджиладзе Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи // Психология личности и образа жизни. М., 1987. -234 с.

143. Сартр Ж.П. Стена: избр. произведения / Сост. А.А.Лавров. М.: Изд-во полит, лит., 1992. - 478 с.

144. Свасьян К.А. Философия культуры Э.Кассирера // Вопросы философии. 1984.-№ 9.

145. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. Отд. ЛЯ РАН Института русского языка РАН, 1995, № 4. -с.6.

146. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов А. Педагогика. М., 2000.-с. 112.

147. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. - 608 с.

148. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. В кн.: Философ, начала цельного знания. - Минск, 1999. с.398.

149. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем: в 15 т., Т.1. М., 1992. -406 с.

150. Степун Ф. Мысли о России // Новый мир. 1991. - № 6. - с.214

151. Стернин И.А., Шилихина К.М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2000. - 110 с.

152. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512 с.

153. Сэв Л. Марксизм и теория личности. Перевод с франц. М.: Прогресс, 1972.-582 с.

154. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М.: ФАИР-РЕСС, 1998. -496 с.

155. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация (Учебное пособие). М.: Слово, 2000. - 624 с.

156. Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европ. философии и культуры / Балт. гос. техн. ун-т. Каф.философии. СПб., 1996. - 212 е.: ил.

157. Управление персоналом (Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина). М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 401 с.

158. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. М.: Издательство «Зерцало», 1998. - 256 с.

159. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2-х т. Общая редакция и вступительная статья М.М.Григорьяна. Т.2. М.: Госполитиздат, 1955. - 943 с.

160. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Институт практической психологии, 1996. - 512 с.

161. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

162. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. -М., 1990.-248 с.

163. Фромм Э. Иметь или не иметь? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

164. Фромм Э. Человек для себя: Мн.: Коллегиум, 1992. 208 с.

165. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тексты (Под ред. Г.М.Андреевой и др.). М.: Изд-во МГУ, 1984. - 207 с.

166. Цвейг Стефан. Зигмунд Фрейд. М.: Время, 1990. - 605 с.

167. Чаадаев П.Я. Пол. собр. соч. Т. 1. М., 1991. - 798 с.

168. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М.: Финансы и статистика, 1992. - 240 с.

169. Шихирев П.Н. Введение в Российскую деловую культуру: Учеб.пособие. / Гос.ун-т управления; Нац. фонд подготовки фин. и управленческих кадров. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. - 200 с.

170. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 1999. - 247 с.

171. Шорохова Е.В. Некоторые аспекты социально-психологического изучения личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987.-98 с.

172. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-Манипулятор. Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. 240 с.

173. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии и мировой истории / Освальд Шпенглер: Пер. с нем., вступ. ст. и прим. К.А.Свосьяна. -М.: Мысль, 1993. 298 с.

174. Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. № 10.

175. Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. - 384 с.

176. Ross R.S. Speech Communication: Fundamentals and Practice. 2nd ed. -Englewood Cliffs (N.Y.), 1970. - 215 p.

177. Reich R. The work of the Nations. A.Knopf. N.Y., 1991.-374 p.

178. Donaldson Th., Dunfee Th. Toward a Unified Conception of Business Ethics. Paper presented at the International Conference "Business Ethics in New Russia@. Moscow. 14-17 June. 1993 237 p.

179. Agger B. Cultural Studies as Critical Theory. L., 1992. 372 p.

180. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilisations. Berkeley and Los Angeles, 1963. 224 p.

181. Boas F.J. Race, language and Culture. N.-Y., 1960. 244 p.

182. Clare H.W. New creationism. Nashville (Tenn.), 1980. 267 p.

183. Hammond P.B. Introduction to Cultural and Social Anthropology. N.-Y., 1971.-397 p.

184. Kroeber A.L. Configuration of Culture Growth. Berkeley Los Angeles. 1944.- 210 p.

185. Malinowski B.A. Scientific Theory of Culture. North Carolina. 1944. -228 p.

186. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. N.-Y., 1965. -344 p.

187. White Leslie A. The Science of Culture. N.-Y., 1949. 444 p.

188. White Leslie A. The Concept of Cultural Systems. New York, 1975. -192 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.