Мебель ампира в интерьерах подмосковных усадеб тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Машакин, Андрей Игоревич
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Машакин, Андрей Игоревич
Введение 3
Глава 1 Архитектурно-художественная организация интерьера русской усадьбы 12
1.1 Мифологема русской усадьбы 12
1.2. Типология, объемно-пространственная структура, отделка интерьеров русской усадьбы первой половины 19 века 30
Глава 2. Конструктивные и стилистические особенности мебели русского ампира 63
2.1. Сравнительная характеристика стилистики французского и русского ампира63
2.2. Технология и конструкция мебели русского ампира 76
Глава 3. Мебель ампира в организации интерьеров первой половины 19 века93
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Мебель московских мастерских эпохи классицизма: Основные особенности1998 год, кандидат искусствоведения Ефремова, Ирина Константиновна
Архитектура и интерьер усадебных домов эпохи классицизма на примере сохранившихся памятников Ленинградской области2008 год, кандидат искусствоведения Шмелев, Алексей Алексеевич
Декоративные ткани и вышивки в убранстве императорских дворцов Петербурга и его пригородов в эпоху классицизма1999 год, кандидат искусствоведения Вершинина, Наталья Михайловна
Сельское усадебное строительство Владимирской губернии второй половины VIII - первой половины XIX веков1999 год, кандидат искусствоведения Барашев, Михаил Анатольевич
Русская церковная архитектура эпохи классицизма. Идеи и образы2011 год, доктор искусствоведения Путятин, Илья Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мебель ампира в интерьерах подмосковных усадеб»
Актуальность исследования. Подмосковные усадьбы представляют собой интересную и целостную в своем идейном и концептуальном решении тему, как для искусствоведческого, так и культурологического анализа. Усадьба как территориально-экономическая единица появилась в России в 18 веке. Вместе с тем на всем протяжении своего существования усадьба являлась самобытным, саморазвивающимся организмом со всеми, присущими ему атрибутами: управленческими, экономическими и культурными составляющими.
В настоящее время, когда возрос интерес к Подмосковным усадьбам как к ценному объекту искусствоведческого анализа, представляющему самостоятельную тему в общем русле развития русского искусства, данное исследование, касающееся роли предметов мебельного искусства в организации предметно-пространственной среды, имеет как научное, так и практическое значение. Это исследование становится тем более важным, что в образе ампирной мебели отражен ряд специфических особенностей бытия усадебного искусства всего 19 века. Именно ампирная мебель, особенно ее пластика и декор, являющиеся воплощением русской работы, стала своеобразным символом русской усадьбы1.
Интерес к исследованию Подмосковных усадеб проявился в начале 20 века. Описание Подмосковных усадеб с точки зрения художественной ценности находящихся в них живописных коллекций и предметов декоративно-прикладного искусства и сложившихся к этому времени интерьеров было предпринято в журналах «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Старые годы», «Столица и усадьба», а также в книге А. Мартынова «Подмосковная старина», изданной в Москве в 1889 году. Вскоре после революции 1917 года в Москве возникло «Общество изучения русской усадьбы», которое возобновило свою работу в 1992 году и выпустило 5, а с начала своего существования 21 выпуск сборников статей «Русская усадьба». Большое внимание в них уделяется вопросам усадебной культуры, рассмотрению с этой точки зрения широкого спектра проблем истории искусства и художественной жизни России 18-19 вв. Среди работ, посвященных различным вопросам формирования и развития Подмосковных усадеб в аспекте искусствоведческого анализа следует назвать труды В. С. Турчина, М. А. Аникста, К. А. Соловьева, О. С. Евангуловой, Е. И. Кириченко, Т. П. Каждан, М.В. Нащокиной, А. В. Иконникова, Н. Я. Тихомирова, С. В. Безсонова, Е. И. Наумченко, Е. В. Николаева и др.
В отечественном искусствоведении и усадьбоведении основное внимание уделялось усадьбам, принадлежавшим феодальной знати, так как в них, как правило, содержались значительные художественные коллекции, как изобразительного, так и декоративно-прикладного характера. Таковыми являются известные Подмосковные усадьбы Архангельское, Останкино, Кусково, Остафьево. Вместе с тем, в силу своей многочисленности, большой пласт в русской культуре 19 века занимали мелкопоместные усадьбы. Эта тема в искусствоведении является фактически не разработанной. Об усадьбах такого типа не осталось почти никаких архивных и других документальных источников, кроме упоминаний в художественной литературе и свидетельств иконографического характера, а политические события и неизбежный процесс урбанизации городов, особенно таких, как Москва, привел к их практически повсеместному уничтожению. В этой связи особый интерес представляет общетеоретическая разработка концепции усадебного интерьера первой половины 19 века.
На рассматриваемый период падает расцвет архитектуры зрелого классицизма, который часто именуют русским ампиром. В то время в
Москве и его пригородах работали такие прославленные мастера, как М. Ф. Казаков, О. И. Бове, Е. Д. Тюрин, И. Д. Жилярди, А. Ф. Григорьев и др. История развития отечественного интерьера продолжает оставаться предметом научного интереса специалистов. Среди работ, посвященных анализу интерьеров первой половины 19 века, следует назвать следующие исследования: И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова «Русский интерьер 18-19 веков», Т. М. Соколова, К. А. Орлова «Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети 19 века», «Русский интерьер 19 века», Э. Я. Логвиновская «Интерьер в русской живописи первой половины 19 века», «Мир русской усадьбы» и др.
В создании интерьеров значительная роль принадлежит мебели в силу ее функционального назначения. В выше названных работах рассматривались вопросы, связанные с особенностями предметов мебели того или иного стиля. Вместе с тем, искусство мебели, как одно из составляющих прикладного искусства, заслуживает особого внимания и специального изучения. Мебель является неотъемлемой частью предметно -пространственной среды обитания человека, и ее роль в жизни общества и в воспитании вкусов значительна. В настоящее время имеется целый ряд работ по истории мебели и истории интерьера, дающих целостное описание и глубокие характеристики отдельных явлений и периодов этого направления в искусствоведении. Следует назвать исследования, специально посвященные истории развития западного и отечественного мебельного искусства: Н.Н. Соболев «Стили в мебели», А. Н. Черепахина «История художественной обработки изделий из древесины», Д. Кесс «Стили мебели», Т. М. Соколова «Очерки по истории художественной мебели 15-19 веков», В. В. Селиванов «Театральная мебель» и др. Но все эти исследования касались типологических и стилевых особенностей развития мебельного искусства в определенных общепринятых географических и социально - культурологических рамках, таких как история развития европейского и русского искусства.
В настоящее время представляется интересным провести анализ определенного явления в развитии прикладного искусства России: мебели ампира в организации интерьеров Подмосковных усадеб.
Выбор объекта исследования - Подмосковных усадеб был не случайным. Так как со времен Петра 1 признанными столицами в России являлись Москва и Петербург, то именно в этих городах и их окрестностях складывались центры экономического и культурного развития. В области архитектуры и искусства появились термины: «петербургская» и «московская» школы. Рассмотрение эволюции русского зодчества с точки зрения развития этих двух направлений впервые было введено И. Э. Грабарем, и легло в основу построения истории русского искусства на рубеже 19-20 вв. И. Э. Грабарь рассматривал своеобразие двух школ, объясняя его различием топографических условий развития этих городов и отмечая большую живописность московской школы. Но вместе с тем, представляется спорным вывод И. Э. Грабаря о том, что яркая самобытность московской школы исключает возможность связывать обе школы в их развитии общими закономерностями и рассматривать их взаимовлияния. Дальнейшие исследования представили историю развития московской и петербургской школ не только в параллельных хронологических сопоставлениях, но и показали взаимопреемственность многих черт в развитии вышеуказанных школ.
Предметом исследования являются образцы мебельного искусства, участвовавшие в создании жилой предметной среды Подмосковных усадеб первой половины 19 века. В данной работе историческая мебель будет предметом изучения с точки зрения неразделимой связи всех составляющих предметно-пространственной среды интерьеров русского ампира.
В настоящее время в музейных экспозициях и хранилищах представлены подлинные образцы собрания мебели первой половины 19 века, наполнявшие интерьеры Подмосковных усадеб, которые несут в себе бесценную информацию об эпохе создания, о жизненном укладе того времени.
Предметом исследования явилась ампирная мебель и ее роль в организации интерьера русской усадьбы, которая являлась самым важным элементом в ее убранстве. В силу ряда причина процветание русской усадьбы совпадает с процветанием русской мебели. «Конец русской усадьбы - это конец русской мебели»2.
Обращение именно к мебельному искусству объясняется единством двух его составляющих моментов: как продукта материальной и духовной деятельности людей.
В данном научном исследовании мебель рассматривается с точки зрения эмоционально-художественной характеристики времени в единстве ее функциональных, конструктивных и эстетических свойств.
Границы исследования определяются первой половиной 19 века, отмеченной наиболее динамичным развитием усадебной культуры. Этот период является временем развития конструктивно-стилистических характеристик мебели русского «ампира». Географические границы исследования определяются усадьбами, расположенными вокруг Москвы в первой половине 19 века.
Общим методологическим принципом исследования является изучение не только самобытности московской школы, выразившейся в решении как архитектурных, так и интерьерных задач, но и выявление того, что связывает ее с общим ходом развития русского искусства. В работе использован метод аналитического рассмотрения материала, преследующий цель раскрыть внутренние процессы явления и охарактеризовать его природу. Методологической основой изучения культуры и искусства подмосковных усадеб явился принцип структурно-функционального анализа. Для полного освещения тенденций развития русского интерьера первой половины 19 века применен комплексный подход к материалу, когда в синтезе различных явлений яснее проявляется общекультурная значимость предмета исследования - мебели ампира в усадебном интерьере первой половины 19 века. Рассматриваются социальные, культурные и художественные аспекты, лежащие в основе создания и развития мебельных форм, и общекультурные тенденции, в целом определяющие формирование предметно-пространственной среды обитания человека, связанной с определенным укладом жизни - миром русской усадьбы.
Методика исследования основана на рассмотрении мебели стиля ампир в неразрывной связи со всеми составляющими элементами интерьера Подмосковных усадеб первой половины 19 века, на выявлении основных характеристик ампирной мебели, определяющих ее место и роль в системе декоративно-прикладных элементов организации предметно -пространственной среды Подмосковных усадеб.
Методами исследования являлись теоретический анализ литературы по теме исследования, анализ исторических источников с целью выявления времени создания, развития историко-культурного и художественного наследия Подмосковных усадеб, его аналитико-стилистический анализ с целью определения направлений взаимодействия культуры двух столиц и их окрестностей.
Большинство предметов мебельного искусства периода расцвета усадебной культуры Подмосковья по стилистической характеристике являются мебелью русского ампира. В связи с этим представляет большой научный интерес провести целостное исследование, посвященное данному явлению развития русского предметного искусства первой половины 19 века, и выявить тенденции его дальнейшего развития.
Исследование интерьеров Подмосковных усадеб сталкивается с основной трудностью - практически повсеместным отсутствием сохранившихся в натуре памятников. Предметы мебели, осветительные приборы, фарфор, бронза, хрусталь, ткани в довольно значительном количестве собранные в многочисленных музеях, не могут дать полной информации о собственной ценности как исторических памятников прикладного искусства, так как изъяты из того окружения, для которого создавались.
Целью диссертации является изучение и обобщение основных тенденций развития мебельного искусства первой половины 19 века определенного региона - Подмосковных усадеб, выявление стилистических и конструктивных особенностей мебели русского ампира, определение места и роли предметов меблировки в формировании жилой предметной среды русской усадьбы.
В отличие от концепций музейных экспозиций, бытующих и создающихся в настоящее время в Подмосковных усадьбах, в данной работе преследовалась цель воссоздать подлинный интерьер усадеб в его первозданном виде. Определенно ведущая роль в организации интерьерного пространства в 19 веке принадлежала мебели. В этой связи представляется необходимым дополнить существующие исследования принципом целостности художественного объекта, рассматривать его как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Цель, поставленная в данной работе, состоит не только в исследовании сохранившихся интерьеров, но и в воссоздании общей картины внутреннего убранства русской Подмосковной усадьбы 19 века.
В данной работе поставлена задача: опираясь на подлинные памятники архитектуры, на всю совокупность материалов, связанных с интерьерами жилых зданий усадебного вида, как дошедших до нас, так и не сохранившихся, но известных по иконографическим и литературным материалам - чертежам, рисункам, описаниям и мемуарам современников, воссоздать интерьер Подмосковного усадебного дома определенного исторического периода - первой половины 19 века.
В работе использованы документальные, иконографические материалы, мемуары современников, а также произведения живописи появившегося с начала 19 века интерьерного жанра, называемого «в комнатах». Из мемуаров современников бесценную информацию несут работы Н. Н. Врангеля, Ф. Ф. Вигеля, Д. Благово, П.А. Кропоткина, М. Д. Бутурлина и др.
Научная новизна работы. Данное исследование призвано обогатить научный потенциал исследования Подмосковных усадеб как объекта искусствоведческого и культурологического анализа.
Впервые мебель ампира Подмосковных усадеб рассматривается как самостоятельный объект искусствоведческого анализа.
Введены в научный оборот многие, ранее не известные предметы мебельного искусства Подмосковных усадеб первой половины 19 века на основании коллекций и архивных материалов музеев Подмосковья.
Рассмотрены тенденции развития интерьеров Подмосковных усадеб с точки зрения роли мебели в организации предметно-пространственной среды обитания человека определенного социально-культурного среза -образа усадебной жизни.
Впервые мебель ампира Подмосковных усадеб рассматривается в единстве конструктивных, функциональных и эстетических особенностей, как определенная доминанта стилеобразующего ряда эпохи.
Большое внимание в работе уделено рассмотрению внутренних ресурсов развития мебельного искусства России первой половины 19 века -использованию новых материалов, их колористических и пластических свойств.
11
Собранный и проанализированный материал дал возможность подойти к решению круга взаимосвязанных проблем искусствоведческого и социокультурного характера в их единстве и взаимосвязи. Практическая значимость. Проведенное исследование имеет специальную направленность и является ценным материалом для профессионалов - искусствоведов, архитекторов, дизайнеров, специалистов - реставраторов и музейных работников по воссозданию исторических интерьеров не только узко регионального направления - воссозданию подлинных интерьеров Подмосковных усадеб, но и усадеб всей средней полосы России, что имело бы безусловно огромное искусствоведческое и культурологическое значение. Для реставраторов предметов мебельного искусства в работе имеется также специальное Приложение «Особенности реставрации мебели стиля «ампир».
Результаты работы должны представлять также интерес для искусствоведов, культурологов как явление, иллюстрирующее многие из сложных процессов развития русского общества, начиная с первой половины 19 века и до сегодняшнего дня.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции: Вторая половина XIX - начало XX века2004 год, кандидат культурологии Зверева, Марина Владимировна
Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма2008 год, кандидат искусствоведения Ботт, Ираида Куртовна
История интерьеров Юсуповского дворца в контексте развития русского дворцового интерьера: 30-е годы XIX-начало XX вв.2003 год, кандидат искусствоведения Зайцева, Наталья Владимировна
Искусство обоев в русском интерьере XVII - начала XX века2011 год, кандидат искусствоведения Бандорина, Ксения Валерьевна
Материальная культура кубанского казачества: опыт исторической реконструкции (конец ХVIII – начало ХХ века)2010 год, доктор исторических наук Гангур, Наталья Александровна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Машакин, Андрей Игоревич
Заключение.
В конце 18 — начале 19 веков в результате социальных преобразований в России сложилась новая русская культура. Усадебная культура составила значительную часть национальной культуры, в которой со всей полной выразились значительные и самобытные достижения художественной культуры исследуемого периода. В связи с этим, подмосковные усадьбы, представляющие самостоятельную тему в общем русле развития русского искусства, являются ценным объектом искусствоведческого анализа.
Как показало данное исследование, процесс формирования интерьеров в первой половине 19 века представляет сложную и неоднозначную картину, которая явилась отражением психологии данной эпохи, обусловленной экономическими и социальными переменами, связанными с зарождением капиталистических отношений, ростом самосознания личности.
Организация интерьеров подмосковных усадеб первой половины 19 века отразила те изменения в общественном сознании русского общества описываемого периода, когда проявилась внутренняя борьба двух приоритетов мироустройства: общественного и субъективно - личностного. В этот период наметилось интуитивное, теоретически еще не обоснованное, осмысление жизненного пространства и его наполнения предметами декоративно-прикладного искусства, большое место в котором отводилось предметам мебелировки, как наиболее функционально значимым. Более полно духу времени и исследуемому объекту -подмосковным усадьбам - соответствовала мебель русского ампира. Она имела те конструктивные, функциональные и эстетические особенности, которые отвечали потребностям усадебного быта, как богатых, так и мелкопоместных усадеб.
Достаточно типичный образ интерьера усадеб и тенденции его развития в первой половине 19 века явился выражением того мироощущения, которое сложилось в дворянской среде в этот период.
Для интерьеров начала 19 века характерным было строгое стилистическое единство и в то же время определенная индивидуальность каждого помещения, которая состояла в общности сочетающихся деталей. Подобная гармония достигалась общим композиционным строем, колоритом и пластическими элементами, используемыми для декорировки. Индивидуальный характер каждого помещения воспроизводился либо путем использования самых разнообразных материалов, либо строго выверенными пропорциями, изяществом отделки и оригинальными декоративными мотивами.
С 30-х годов 19 века обнаруживается все большее стилистическое несоответствие фасадных и интерьерных решений помещений, что в полной мере относится к усадебным постройкам Подмосковья. Перемены в характере интерьера, отразившие глубокие сдвиги в миросозерцании, сопровождались кардинальным пересмотром эстетических принципов. В это время отделку интерьеров, исполненную в одном характере, дополняют предметы меблировки другого стиля. На смену идеям рационализма, гражданственности и просветительства приходит общественное сознание, проникнутое явно выраженной романтической тенденцией. Во внутреннем убранстве интерьеров одного усадебного дома параллельно могли использоваться различные стили: и классицизм, и псевдоготика, и помпейский, и мавританский и другие. Все это способствовало появлению эклектических тенденций в организации интерьеров.
Принципиально иной становится художественная система организации интерьеров. Начиная с 30-х годов 19 века, появляются тенденции субъективной организации жилого интерьера.
На смену архитектурным интерьерам барокко и классицизма приходит «мебельный» интерьер, сложившийся к 70-м годам 19 века. Вместе с тем, организация интерьеров Подмосковных усадеб не может быть понята как нечто самообразующееся, опирающееся только на свои внутренние стимулы развития. Закономерности развития художественной культуры данного региона определяются общеисторическими тенденциями, однако, его специфика связана с определенным духовным складом усадебной жизни Подмосковья.
В связи с этим, были прослежены особенности усадебного и городского жилья и различие между архитектурой официальной столицы Петербурга и Москвой, принявшей на себя всю силу удара войны 1812 года. Максимальная приближенность к укладу столицы — Петербурга и в то же время определенный налет провинциальности способствовали формированию собственного стиля, позволяющего выделить Подмосковные усадьбы в самостоятельный объект искусствоведческого анализа. Классическая усадьба Подмосковья формировалась в конце петровской эпохи и ее специфика определялась как раз в отказе от нарочитой репрезентативной формы, которая была характерна для окрестностей Петербурга. При организации интерьеров в усадьбах данного региона использовалась в основном мебель, исполненная местными мастерами. Они либо повторяли образцы европейского ампира, либо создавали собственные произведения, талантливо перерабатывая конструктивные формы и дополняя их самостоятельно решенными элементами декорировки, что позволяет отнести созданные предметы к лучшим образцам художественной мебели и выделить их в самостоятельную группу - русский ампир.
Именно в Подмосковных усадьбах русский ампир получил свое наибольшее развитие как самобытное явление в русской художественной культуре. Русская ампирная мебель имела довольно долгую жизнь в интерьерах усадеб. Являясь определенной доминантой в интерьерах зрелого классицизма, она нашла свое место в интерьерах, так называемой, эклектики и существовала до тех пор, пока существовала усадьба.
Как показали натурные исследования, подлинные усадебные интерьеры не только описываемого периода - 1 половины 19 века, но и более поздних не сохранились. В связи с этим, для их реконструкции были использованы иконографические документы быта эпохи, художественные произведения и воспоминания современников, акварельные рисунки интерьеров, как известные, так и впервые введенные в научный оборот, как, например, бесценные, с точки зрения возможности проследить эволюцию классического интерьера акварели усадьбы Апраксиных Ольгово авторов Компорези (1810 г.) и Левестамма (1830 г.), хранящиеся в фондах музея г. Дмитрова. На основании этих материалов, собранных воедино, была предпринята общетеретическая разработка концепции усадебного интерьера 1 половины 19 века и перспектив его развития. Особое внимание было уделено мебели русского ампира в интерьерах Подмосковных усадеб, которая ранее не являлась объектом самостоятельного искусствоведческого анализа именно в таком интерьерном аспекте.
В настоящее время подлинные образцы собрания мебели 1 половины 19 века, наполнявшие интерьеры многочисленных в свое время Подмосковных усадеб, в определенной степени представлены в экспозициях и хранилищах музеев. Но изъятые из обстановки интерьера, они не могут дать полного представления о его характере и о подлинной художественной ценности самих предметов художественной мебели как образцов декоративно-прикладного искусства первой половины 19 века. В связи с этим, большое научное и практическое значение имело выявление стилистических и конструктивных особенностей усадебной мебели, определение ее роли в формировании жилой предметной среды русской усадьбы на основании предпринятого анализа и реконструкции подлинных интерьеров Подмосковных усадеб.
Проведенное исследование показало, что большинство предметов мебельного искусства периода расцвета усадебной культуры Подмосковья по стилистической характеристике являются мебелью русского ампира. Специфической особенностью мебели данного стиля является тот факт, что она органически вписывалась в усадебный интерьер последующих годов.
Мебель «русского ампира» представляет достаточно самостоятельное явление в истории мирового мебельного искусства. Она явилась еще одним подтверждением концепции исторического развития искусства, утверждающей, что подражать великим и значительным произведениям искусства также бессмысленно, как и подражать формам природы, потому что перед нами результат деятельности, а не сама деятельность. Так как история человечества есть непрерывный процесс духовного развития, то каждая его новая стадия требует появления новых форм, следовательно, подлинное подражание значительным произведениям искусства подразумевает творчество. Каждая историческая эпоха индивидуальна и неповторима. Каждая художественная эпоха произведений декоративного искусства создает новый синтез, в котором наряду с новыми элементами ассимилируются конструктивные и декоративные составляющие прежних образований, причем в новом единстве ведущую роль могут играть элементы, известные очень давно, но занимавшие ранее второстепенное место. Русский ампир является подтверждением этого процесса. Подражая произведениям французских мастеров, русские мебельщики создали свой собственный стиль, который основывался на определенных национальных традициях, таких, как, например, искусная резьба по дереву, отечественном материале: береза, тополь, ясень - и определенном национальном менталитете, сумевшем из холодно-возвышенного стиля империи создать свой интимный, уютно-функциональный стиль - русский ампир.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Машакин, Андрей Игоревич, 2002 год
1. Аксаков С.Т. Собр: соч., в 4-х томах, т. 1.М., 1955.
2. Альбом исторической выставки предметов искусства 1904 г. в С.Петербурге. С.-Петербург, 1907.
3. Аникст М. А., Турчин B.C. «В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры 17 19 веков», М., 1979.
4. Архангельское, подмосковное имение княгини З.Н. Юсуповой.// Мир искусства, 1904, № 2.
5. Архангельское. Материалы по русскому искусству. МВХПУ, фототека музея, 1954.
6. Архитектура русской усадьбы. М., 1998.
7. Архитектурное и декоративное решение русского интерьера 18 сер. 19 века.// Тезисы докладов научной сессии Государственного Эрмитажа, JL, 1968.
8. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер 18 19 вв. Л., 1977.
9. Батажкова В.Н. К вопросу о стилистической направленности русского интерьера второй четверти 19 века.// Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1973.
10. Батажкова В.Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-1840 годов.// Проблемы развития русского искусства. Л., 1971.
11. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994.
12. Безсонов С.В. Калужский деревянный ампир. Калуга, 1928.
13. Безсонов С.В. Усадьба Панское: Очерк. М.,1929.
14. Белоусов И. Писательские гнезда// Белоусов И. Ушедшая Москва. М., 1998.
15. Белявская В. Ф. Росписи русского классицизма. Л.-М., 1940.
16. Безсонов С.В. Архангельское. М., 1937.
17. Благово Д. Рассказы бабушки, СПб. 1885.
18. Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели. М., 1988.
19. Бунин И.А. Собр. соч., т.5. М., 1988.
20. Бутурлин М.Д. Записки графа М.Д. Бутурлина. //Русский архив, 1897, кн. 1., 2.
21. Бытовая мебель русского классицизма конца 18 начала 129 века. М., 1954.
22. Вакъе Ш. Стиль ампир. С.-Петербург, 1911.
23. Вейнер П. П. Марфино.// Старые годы, 1910, июль-сентябрь.
24. Вейнерт Н.В. Росси. М.-Л., 1939.
25. Вениаминов Б. Архангельское.// Мир искусства, 1904, № 2.
26. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины 19 века. Сб.- М., Наука, 1982.
27. Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1891 -1893. Русский архив. 1892, ч. 1,2.
28. Виданое С.В. Место усадьбы в развитии ремесел.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
29. Володина Т.Н. Русский интерьер. М., 2000.
30. Воронин Н.Н., Ильин М.А. Древнее Подмосковье; Памятники зодчества 15-17 вв.- М., Гос.архит. изд., 1947.
31. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. Спб., 2000.
32. Выставка 1812 г. изд. 1913.
33. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984.
34. Габелъ В.Ф., Федоров С.И. Марьино. Историко-архитектурный очерк. -Курск. Кн. Изд., 1956.
35. Гоголь Н.В. Собр. соч., т.5,7.
36. Грабарь И. История русского искусства в 6-ти т. М., 1909/10-1916.
37. Гращенков В.Н. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма. // Советское искусствознание, 81.- М., 1982.
38. Грегори И. Описание российско императорского столичного города Санкт-Петербург. Ч. 1., СПб., 1794.
39. Греч А. Дубровицы.// Подмосковные музеи. M.-JL, 1925.
40. Греч А. Собирательство в старой Москве: Коллекция гр. Дмитриева -Мамонова в селе Дубровицах. // Среди коллекционеров. 1923, № 7-10.
41. Греч А.Н. Остафьево.// Подмосковные музеи. Путеводители под ред. И. Лазаревского и В. Згура. Вып. 3. М.-Л., 1925
42. Греч А.Н. Отрада.// Среди коллекционеров, 1923, № 1-2.
43. Греч А.Н. Убранство Остафьевского дома.// Среди коллекционеров. 1924, № 7-8.
44. Грот Я. К. Екатерина 2 в переписке с Гриммом. 1// Записки Императорской Академии наук. Т.34. Кн. 1. Спб., 1879.
45. Давыдов Н.В. Из помещичьей жизни прошлого столетия.// Голос минувшего, 1916, № 2.
46. ДевильЮ. История французского интерьера 1878-1880.
47. Делиль. Сады или искусство украшать сельские виды. Спб., 1816.
48. Демиденко Ю. Интерьер в России.- СПб., 2000.
49. Дмитриева Е.Б. Усадьба Валуево и Мусины-Пушкины.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
50. Дунаев М.М. К югу от Москвы. — М., Искусство. 1978.
51. Евангулова О. С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы. М.,1969.
52. Евангулова О.С. Страны и народы мира в художественной Вселенной усадьбы.// Русская усадьба. Вып. 5 (21), М., 1999.
53. Елизарова Л.П. Усадьба в Бобриках одно из ранних произведенеий И.Е.Старова. // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма.- М., 1996.
54. Житова В.Н. Воспоминание о семье И.С.Тургенева. Тула, 1961.
55. Завьялова Н.И. Никольское-Гагарино// Наше наследие. 1999. № 48.
56. Загоскин М.Н. Полн. собр. соч., т. 7 М., 1898.
57. Захарова О.Ю. Восемь лет я украшал это сало. Вороново. Московская область. Мир русской усадьбы. М., 1995.
58. Згура В.В. Общество изучения русской усадьбы.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.
59. Иванов Д.Д. Искусство в русской усадьбе.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.
60. Иванов Д.Д. Искусство мебели. М., Госиздат, 1924.
61. Иваск У.Г. Село Суханове, подмосковная светлейших князей Волконских. М., 1915.
62. Издание Императорского Строгановскогоучилища. История интерьера. Вып. 1-3, М, 1910-1915.
63. Иконников А.В. Поэтика архитектурного пространства // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер - архитектура — среда. - М., 1988.
64. Каждан Т.П. Из истории русской усадьбы 1830-1840-х годов// Мир русской провинции и провинциальная культура. СПб., 1997.
65. Каждан Т.П. К вопросу о типологии подмосковной купеческой усадьбы последней четверти 19 начале 20 вв.// Русская усадьба. Вып. 5 (21), М., 1999.
66. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
67. Казьмина Е. Русский парнас // Слово. 1998. № 3.
68. Каплун А. И. Стиль и арихектура. М., 1985.
69. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника.- JL, Наука, 1984.
70. Карамзин Н.М. Путешествие вокруг Москвы, Полн. собр. соч., т. 9.
71. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб., 1874.
72. Картавцев КН. Усадьбы Московской губернии/Опыт библиографического указателя/.- М., 1927.-.
73. Кириченко Е. Русский интерьер 30 60-х годов 19 столетия.// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7.
74. Киселев И. А. Обои 18-19 веков.// Декоративное искусство СССР. 1979, №4.
75. Киселев И. А. Обои московского ампира.// Панорамам искусств. М., 1978.
76. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах, т.5. М., 1989.
77. Кондратюк Н. История подмосковной усадьбы // Журнал Московской патриархии. 1997. № 9.
78. Королев Е.В. Принципы и основы методики воссоздания архитектурно-декоративной отделки Павловского дворца.// Музей 8, М., 1987.
79. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1924.
80. Кукушкин А.Н. Возрождение усадьбы «Братцево» // Москва. 850 лет. В 2-х т., т.2 М., 1997.
81. Кусково, Останкино, Архангельское. М., 1976.
82. Кусково, Останкино, Архангельское.- М., Искусство, 1976.
83. Кучумов A.M. Убранство русского жилого интерьера 19 века. JL, 1977.
84. Лазарева Н.В. Жемчужины Подмосковья // Жилищное строительство. 1998. № 4.
85. Ларина А.Н. Экспозиция музея-усадьбы Остафьево во второй половине 1920-х гг. Материалы для реконструкции.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
86. Ленцинг Д., Рисунки модной мебели. СПб., 1869.
87. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4-х томах, т. 4. М., 1968. 326 с.
88. Летягин Л.Н. Русская усадьба: мир, миф, судьба.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.- с.253-260.
89. Логвиновская Э.Я. Интерьер в русской живописи первой половины 19 века. М., 1978.
90. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1 2 вв н.э. М., Изд.-во Моск. Ун.-та., 1979.
91. Лотман Ю. М. Поэты 1790 1810-х годов. М., 1971.
92. Лотман Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство.// Декоративное искусство СССР. 1974. № 4 (с.50).
93. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России. 4.1. Русская провинция. Спб., 1916.
94. Лукомский Г.К. Старинные усадьбы Харьковской губернии. -Пг.Клейнмихель, 1917.
95. Лютнер Ф. Собрание интерьеров и предметов обстановки стиля Людовика 16 и ампир. Франкфурт, 1897.
96. Мак-Коркодейл Чарлз. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990. .
97. Маковский С. Две подмосковные князя С. М. Голицына.// Старые годы, 1910, № 1.
98. Малева Н. Усадьбы Москвы. М., 1998.
99. Марасинова Е.Н., Каждая Т.П. Культура русской усадьбы// Очерки русской культуры 19 века. T.l. М., 1998.
100. Матвеева Т.А. О материалах и технике деревянной мозаики.М., 1983.
101. Матвеева Т.А. Ремонт и реставрация мебели. М., Высшая школа, 1994.
102. Матвеева Т.А. Реставрация столярно-мебельных изделий. М., 1988.
103. Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма.- М., 1996.
104. Мир русской усадьбы. М., «Авангард», 1995.
105. Мир русской усадьбы:очерки.- М., Наука,1995.
106. Мозжухина Т. Легендарное Кусково// Наука и жизнь. 1977. №11.
107. Москва. Памятники архитектуры 18 первой половины 19 века. М., 1975.
108. Музей мебели. Иллюстрированный каталог. М., Моск. Гос. Музей мебели, 1923.
109. Музей мебели. Москва. Иллюстрированный каталог. М., 1925.
110. Н. С. Библиография усадеб.// Старые годы, 1910, июль сентябрь.
111. Наумченко Е.И. Русский интерьер 30 60-х гг 19 столетия.// Декоративное искусство СССР, 1970, № 3.
112. Нащокина М.В. Усадьбы ушедшей России.// Архитектурный вестник. 1998.№ 3.
113. Некрасов А.И. Забытая подмосковная «Пахра-Яковлевское».-М., Рос. Ассоц. Н.-и. Ин.тов общ. Наук, 1925.
114. Некрасов А.И. Художественные памятники Москвы и городов Московской губернии. М.,1928.
115. Нестеров С.Б. Усадьба Поливаново и задачи ее восстановления.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
116. Николаев Е. Судьба классического интерьера.// Декоративное искусство СССР , 1968, № 2.
117. Николаев Е.В. Классическая Москва. М., 1975.
118. Новиков В.И. Остафьево: литературные усадьбы 19 в. М., Знание, 1991.-158 с.
119. Новиков В.И. Усадьба Орловых Семеновское-Отрада.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
120. Обмеры мебели. Вып. 1. Образцы мебели русской работы конца 18 -начала 19 века. Под ред. Н. Н. Соболева. М., 1940.
121. Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829 года. Спб., 1829.
122. Остафьево. Автор текста и составитель Н.К.Квятковская. М., 1990.
123. Остафьево. Очерк. М., 1927.
124. Островский А.Н. Собр. соч., т. 1, М., 1959.
125. Павловск. Императорский дворец. СПб., 1997.
126. Палентреер С.И. Усадьба Вороново. М., 1960.
127. Памятники усадебного искусства . 1.Московский уезд.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М, 1998.
128. Памятники архитектуры Московской области. М., 1975, т.1, 2.
129. Пассек Т.П. Из дальних лет. Воспоминания., т. 1,2. М., 1963.
130. Петухова И. JI. Вазы-канделябры в Останкине (прошлое и настоящее).// Научные чтения памяти В.М.Василенко. Вып. 2, М., 1998.
131. Пигарев К. Мураново., М., 1970.
132. Пилявский В.И. Зодчий Василий Петрович Стасов (1769 1848)., Л.,1970.
133. Пилявский В.И. Зодчий Росси. М.- Л., 1951.
134. Полякова М.А. Общество изучения русской усадьбы (1992-1997): люди и время.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.
135. Полякова М.А. Порецкий музеум.// Мир и дом. 1997. № 2(26).
136. Попова З.П. Русская мебель конца 18 века. М., 1957.
137. Порецкий Н.А. Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына. М., 1913.
138. Поцелуев В.А., Петреев КВ. Подольск и окрестности. М., 1990.
139. Преснова Н.Г. Екатерина 2 и подмосковные усадьбы.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.
140. Прохоров Н.Г. Художественная мебель 1860 начала 1880 годов в собрании ВМДП и НИ. Стилеобразующие тенденции.// Научные чтения памяти В. М. Василенко. Вып.2, М., 1998.
141. Путятин И.Е. Усадебные церкви эпохи классицизма и архитектурные образы пригородов Москвы// Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М., 1998.
142. Подмосковные музеи. Под ред. Лазаревского И., Згура В. Вып. 1. Кусково, Останкино. М., 1925.
143. Подмосковные музеи. Под ред. Лазаревского И., Згура В. Вып. 2. Архангельское, Никольское-Урюпино, Покровское-Стрешнево. М., 1925.
144. Подмосковные музеи. Под ред. Лазаревского И., Згура В. Вып. 3. Остафьево, Мураново, Абрамцево. М., 1925.
145. Подмосковные музеи. Под ред. Лазаревского И., Згура В. Вып. 4. Ольгово, Дубровицы. М., 1925.
146. Подмосковные музеи. Под ред. Лазаревского И., Згура В. Вып. 6. Царицыно, Кузьминки, Суханово. М., 1925.
147. Пушкин А.С. Полн. собр. соч., т.8., М., 1948.
148. Резниковская И. С., Рябина С.М. Остафьевский дворец вчера, сегодня и завтра. Начало реставрации и перспективы.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000. .
149. Розенцев С. Светильники 18 19 веков.// Декоративное искусство СССР. 1975, №7.
150. Россия первой половины 19 века глазами инстранцев. Л., 1991.
151. Рязанцев. Московские предпочтения как часть художественной традиции в 18-начале 19 вв.// Русская усадьба. Вып. 5 (21), М., 1999.
152. Самохина Т.Н. К истории строительства усадьбы Петровское -Князищево.// Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма.- М., 1996.
153. Сапунов Б.В. Грезы о прошлом.// Русская усадьба. Вып. 5 (21), М., 1999.
154. Сборник императорского русского исторического общества, т.23., Спб., 1878.
155. Селиванов В.В. Театральная мебель. М., «Искусство», I960.
156. Слюнъкова И.Н. Художественное моделирование пейзажа русской дворянской усадьбы последней четверти 18-начала 19 вв.// Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма.- М., 1996.
157. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1939.
158. Соколова Т. Орнамент почерк эпохи. Л., 1972.
159. Соколова Т., Орлова К. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети 19 века. Л., 1982.
160. Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели 15-19 веков. М., 1967.
161. Соловьев К.А. Русская осветительная арматура 18 19 веков. М., 1950.
162. Соловьев К.А. Русский художественный паркет. М., 1953.
163. Стасов В.В. Искусство в 19 веке. Архитектура.// 19 век. Иллюстрированный обзор. СПб., 1901.
164. Стасов В.В. Наша архитектура. Собр. соч., т. 1., Спб., 1895.
165. Стемпаржецкий А.Г. Декоративные ткани в русском интерьере. Л., 1958.
166. Стернин Г.Ю. Русская загородная усадьба в современных историко-культурных интересах.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.
167. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820-е 1890-е годы. СПб., 1996.
168. Сто и двенадцать стульев из собрания Государственного Исторического музея. М., Константа, 2000. .
169. Сумароков И.И. Прогулка по 12 губерниям. Спб., 1939.
170. Сун Э.Ф. Историческая значимость и проблемы охраны усадьбы Плещеево.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
171. Тарановская М.В. Карл Росси. JL, 1976.
172. Тарановский М.В. Качановка.// Столица и усадьба, 1915, № 40 (4).
173. Тихомиров Е.И., Сотникова Н.А. Троицкое-Кайнарджи// Московский журнал. 1998. № 1.
174. Тихомиров Н.Я. Архитектура Подмосковных усадеб. М., 1955.
175. Тихонов Ю.А. Дворянская сельская усадьба близ Москвы и Санкт-Петербурга в 18 веке// Отечественная история. 1998. № 2.
176. Толстой Л.Н. Собр. соч., т. 1, т. 10.
177. Турчин В. С. Александр 1 и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.
178. Турчин B.C. О журнале «Столица и усадьба»// Русская усадьба. Вып. 5 (21), М., 1999.
179. Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец. М.,2000.
180. Фелис Р. Мебель стиля «ампир», б/г.
181. Фелис Р. Французская мебель. 1927.
182. Филаткина Н.А. Графиня С.В.Келлер владелица усадьбы Ивановское.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
183. Фролов А.И. Коллекция памятников культуры в усадьбах Подольского уезда.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
184. Хесслинг Э. Мебель стиля «ампир», б/г.
185. Хроника ОИРУ 1920-х годов.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998.
186. Хуссид М. Разочарования.// Среди коллекционеров. 1921, № 5.
187. Чаадаев П.Я. Пять неизданных «философических» писем, т. 22-24, М., 1935.
188. Черенковер Л.З. Бытовая мебель русского классицизма 18 начала 19 века. М., 1954.
189. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. М., 1993.
190. Шапошников Б.В. Дом сороковых годов. Иллюстрированный указатель выставки иконографических интерьеров. М., 1925.
191. Шевелева О.И. Жизнь городской и загородной усадьбы во второй половине 19 начале 20 вв.// Русская усадьба. Вып. 5 (21), М., 1999.
192. Шереметев П. С. Вяземы. СПб., 1916.
193. Шереметев П. С. Заметки 1900-1905 годов. М., 1905.
194. Шереметев П.С. Поездка в Юрино.// Русская усадьба. Сборник изучения Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4(20).-М., 1998. .
195. Шереметев С. Михайловское. М., 1906.
196. Шереметев С.Д. Остафьево. СПб., 1889.
197. Шрейдер К.Х. Архитектурный ансамбль. Собрание изящнейших фасадов различных зданий и самой модной обмеблировки комнат. Спб., 1861.
198. Шрейдер К.Х. Мебельный магазин. Различная мебель во всех стилях. СПб., 1861.
199. Шрейдер К.Х. Новые комнатные декорации или рисунки изящно отделанных комнат. Спб., 1850.
200. Щапов Я.Н. Опыт работы общества «Русская усадьба» в Щапове по изучению и сохранению усадьбы.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
201. Щапов Я.Н. Усадьба, как феномен русской культуры.// Усадьбы Южного Подмосковья. Подольск, 2000.
202. Щерба И.Г. История села Виноградово// Московский журнал. 1977.№ 12.
203. Эпоха «ампира» и Бидермаера. Мебель и предметы обстановки. Штутгарт, б/г.
204. Bayard Е. L art de reconnatre les stiles. Paris, s.a.
205. Champeaux A. Le meuble. Paris, 1885.
206. Cornu M.P. Muebles et objets de gout 1796-1830. Paris, s.a.
207. Desgodetz A. Les edifices antiques de Rome. Paris, 1779.
208. Deville J. Dictionnaire du tapissier. Paris, s.a.
209. Dumonthier E. Bois de sieges 17-18. Paris, s.a.
210. Fer forge. Motifs Ornementaux. Paris, 1998.
211. Gonzalez Palacios A. Dal Direttorio all Impero. Milano, 1966.
212. Gottshall F.H. Making antique furniture reproductions. New York, 1994.
213. Hessling E. Documents de Stile Empire mobilier. Paris, s.a.
214. Hessling E. Mobel im Directoirestil. P.-B., MCMXIV.
215. Lambert A. Stahl E. Das mobel ein. Stuttgart, s.a.
216. Le mueble d art dans les collection particulieres. Paris, s.a.
217. Maillard E. Old French Furniture (1610-1815). London, 1925.
218. Meubles et sieges d art. Paris, 1924.
219. Pear sail R. A connoisseur s guide to antique furniture. New York, 1997.
220. Percier et Fontaine. Recueil de decoratons interieures. Paris, 1997.
221. Prignot L ameublement moderne. Paris, 1876.
222. Russian Houses. Koln, 1994. 287 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.