Мастерство психологизма Э. Уортон. Роман "Век невинности" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Федорова, Инна Германовна

  • Федорова, Инна Германовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 243
Федорова, Инна Германовна. Мастерство психологизма Э. Уортон. Роман "Век невинности": дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Уфа. 2012. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Федорова, Инна Германовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Проблемы литературного психологизма

1.1. Понятие «литературный психологизм». Развитие психологической прозы

1.2. Приемы изображения персонажа в психологическом романе. —25

1.3. Внешняя и внутренняя речь персонажа как особый прием

психологической прозы

Глава II. Проблема самопознания главного героя

2.1. Понятие характера в литературоведении ---------------------------50

2.2. Динамика образа Ньюланда Арчера ------------------------------------52

2.3. Роль подтекста в раскрытии основного конфликта романа (Ньюланд Арчер и Мэй Велланд) -----------------------------------------------------80

2.4. Ньюланд Арчер и Эллен Оленская — отношения двух

«внутренних миров»

Глава III. Психологические функции ключевых слов в романе

3.1. Лексикон и ключевые слова как дополнительное средство характеристики персонажей

3.2. Концепт невинности в романе и способы его экспликации-------178

3.3. Концепт моды как отражение морали светского общества

3.4 «Неприятное» и светская публика

3.5. Образы Америки и Европы в представлении разных персонажей романа--------------------------------------------------------------------------------------199

3.6. Концепт «свободы» в восприятии главных героев романа.-------212

Заключение-------------------------------------------------------------------------------222

Библиографический список-----------------------------------------------------------226

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мастерство психологизма Э. Уортон. Роман "Век невинности"»

Введение

Э. Уортон (1862— 1937)— известная американская писательница, которая большую часть своей жизни провела в Европе, в основном — во Франции, что повлияло на ее творчество, поэтому ее произведения не похожи на произведения других американских писателей того периода.

Ее перу принадлежат около пятнадцати романов и семидесяти новелл и коротких рассказов. Ряд ее новелл посвящен художникам, писателям и их творчеству («That Good May Come», 1894, «The Muse's Tragedy», 1899, «The Rembrandt», 1900, «The Touchstone», 1900, «The Angel at the Grave», 1901, «The Moving Finger», 1901, «The House of the Dead Hand», 1904, «The Descent of Man», 1904, «Expiation», 1908, «The Verdict», 1908, «The Daunt Diana», 1909, «Full Circle», 1909), причем большинство ее героев талантливые, но неспособные найти свой путь в жизни творческие люди, которые остаются на обочине жизни, в то время как их бездарные, но удачливые соперники становятся известными и успешными. Обращалась она также и к военной тематике («Coming Ноте», 1915, «The Мате», 1918, «Fighting France», 1918, «А son at the Front», 1923, «The Refugees», 1930). В третью группу входят произведения о семейной жизни и браке («Bunner Sisters», 1893, «The Fulness of Life», 1893, «The Lamp of Psyche», 1895, «The Duchess at Prayer», 1900, «The Line of Least Resistance», 1900, «The Lady's Maid's Bell», 1902, «The Mission of Jane», 1902, «The Reckoning», 1902, «The Other Two», 1904, «In Trust», 1906, «The fruit of the tree», 1907, «Madame de Treymes», 1907, «The Choice», 1908, «His Father's Son», 1909, «Ethan Frame», 1911, «Kerfol», 1916, «The Glimpses of the Moon», 1922), и ни одно из них не повествует о счастливой семейной жизни, любви и супружеской верности.

Одной из центральных тем творчества писательницы следует считать тему человеческого одиночества: одиночество в браке, как женское, так и мужское, отсутствие взаимопонимания в семье; вытекающие отсюда темы браков и разводов на основе «добровольного соглашения»; судьба

«творческих людей» — писателей, художников и скульпторов, желающих творить ради искусства, а не на потребу публики, и оказывающихся перед выбором между нищетой и отказом от своих убеждений; трагические судьбы «маленьких людей»; а также несколько новелл-притч и путевые заметки.

Роман «Век невинности», написанный в 1920 году, по праву считается одной из вершин творчества писательницы, за него Эдит Уортон получила Пулицировскую премию в 1921 году.

Действие происходит в 1870-х годах, в высших кругах светского общества Нью-Йорка, размеренная жизнь которого нарушается возвращением из Европы их соотечественницы Эллен Оленской, бежавшей от своего грубого супруга, польского графа Оленского. Молодой человек по имени Ньюланд Арчер, жених двоюродной сестры Эллен Мэй Велланд, влюбляется в Эллен, между ними вспыхивает взаимное чувство, но высшее общество делает все, чтобы их роман не состоялся, и Ньюланд женится на нелюбимой Мэй, а Эллен буквально изгоняется обществом в Европу, теперь уже навсегда.

Светское общество Нью-Йорка — один из излюбленных собирательных «персонажей» Уортон, потому что большая часть ее собственных воспоминаний связана с Нью-Йорком, в котором она выросла. В этом обществе все определяли избранные семейства с давними традициями, вокруг которых в строгом иерархическом порядке согласно родословной и финансовому положению выстраивалась элита. Автор подробно описывает их образ жизни, который строился по аналогии с жизнью английского нового дворянства, их будни и досуг, представляет читателю нью-йоркский свет как иерархическую пирамиду со строгими правилами и устоявшимися взглядами. Уже с первых страниц романа читатель узнает об отношении этого общества к браку, разводу, и к тем людям, которые — случайно или намеренно — выделяются из общепринятых норм.

Важный мотив ряда произведений Уортон, который до романа неоднократно освещался в ее новеллах— вопрос судьбы и жизненного выбора творческих людей — в «Веке невинности» уходит на второй план: светское общество Нью-Йорка не считает художников, скульпторов и писателей достойными войти в их узкий круг, они именуются не иначе как «те, кто пишет (the people who wrote)» и приравниваются к модисткам и другим представителям «сферы обслуживания».

Маститый культуролог и критик В. JI. Паррингтон назвал Уортон «нашим литературным аристократом», полагая, что, несмотря на то, что роман был превосходно написан, все же темы, обсуждаемые в нем, были уже неактуальны в годы после первой мировой войны. Тем не менее, он не смог не отметить иронию и вкус, с каким изображена «жеманная респектабельность» этого общества, респектабельность, которая подменила собой реальную жизнь. Анализируя «Век невинности», Паррингтон назвал его «исторической сатирой, отмеченной безукоризненным мастерством». По мнению критика, не стоило тратить дарование на этих никому не интересных людей с их мелкими страстями и куцыми мыслями, поэтому материал книг Э. Уортон представлялся ему «скучным и незначительным». По его словам, вместо ожидаемой от нее американской «Человеческой комедии» она создала «скромный эскиз к картине, которую еще, возможно, создаст другой художник».[Parrington] Эта точка зрения оставалась господствующей в течение долгого времени, о ее книгах судили предвзято, игнорируя своеобразие ее таланта и не учитывая природы творческого мышления. Однако биографическое исследование Р. У. Б. Льюиса «Edith Wharton. Biography» (1975 г.) полностью опровергло точку зрения Паррингтона. Получив доступ к архивным материалам, Р. Льюис сумел открыть читателям и критикам всю глубину личности Уортон. «Стереотип холодной, аристократически недоступной и чуждой повседневных забот Уортон был разрушен» [Кизима, 1998, 139].

Р. У. Б. Льюис замечает, что сама Э. Уортон основной причиной обращения к теме прошлого называет общую усталость от бедствий первой мировой войны, потому что послевоенный мир начал меняться так быстро, что ни одному писателю не угнаться за ним. Он подчеркивает, что события первой мировой войны, нежелание США начинать военные действия, их стремление изолироваться от мировых проблем еще больше испортили отношение Уортон к своей родине. Писательница называла своих сограждан «новыми американскими невежами (the new American cad)». Истинная Америка, по ее словам, исчезла, и теперешние американцы отличаются тщеславием, невоспитанностью и полнейшим невежеством, и в этом и кроется корень зла.

По словам Р. Льюиса, в поисках настоящей Америки Э. Уортон обращается к прошлому, а, оглянувшись назад, находит потерянную Америку в Нью-Йорке времен ее юности.

Здесь прошла пора ее девичества и первые годы ее «замужней жизни»— безопасный, не слишком образованный, ограниченный и узкий мирок, казавшийся с позиции времени таким милым и дорогим сердцу. В этой атмосфере развивается действие романа «Век невинности». Р. Льюис упоминает о письме к Саре Нортон (одной из немногих подруг Э. Уортон, с которой они были в переписке долгие годы), в котором Уортон замечает: «Я возвращаюсь в девятнадцатый век, благословенное убежище от беспорядочности и заурядности сегодняшнего мира, я словно прячусь в неприступную крепость» [Lewis, 1985, 424].

Однако в результате получилось нечто гораздо более значительное, чем просто побег из непривлекательного настоящего в надежное прошлое: это еще и возвращение к самой себе. Роман был встречен с большим одобрением. Например, Генри Сейдел Кэнби в «Evening Post» написал, что роман делает честь американской литературе. Он готов был допустить справедливость обвинений в адрес Э. Уортон в «узости спектра рассматриваемых ею проблем», но заявил, что подобную узость можно

наблюдать и в романах Джейн Остен и Мопассана, которые предпочитают изучать человеческую природу во всех подробностях, и различные способы ее проявления.

Обозреватель газеты «The Nation» заметил, что миссис Уортон описывает все традиции и привычки Нью-йоркского общества «с такой фамильярностью, как будто она их очень любит, и с такой беспристрастностью, как будто она их просто ненавидит» [Lewis, 1985, 426].

В целом, современники оценили роман как «совершенный плод труда строгого и дисциплинированного таланта» [Lewis, 1985, 427].

Благодаря столь горячим отзывам книга получила широкое распространение, и начала продаваться не только в США, но и в Англии и Канаде. К. Мэнсфилд в «Atheneum» похвалила архитектонику романа, хотя его атмосфера показалась ей достаточно холодной; обозреватель из «The Times Literary Supplement» вместе с другими периодическими изданиями обратил внимание на слаженность и четкость композиции. Критики подчеркивали детальность ее описаний; не напрасно секретарь Уортон проводила долгие часы в библиотеке, выискивая все подробности истории

Нью-Йорка того времени.

Э. Уортон была и остается любимой писательницей феминистской критики (Ф. ДеСекко, Г. Ли (F. DeCecco, H.Lee), которая в качестве основной доминанты ее творчества выделяет борьбу женщины за свою свободу и независимость, возможность самостоятельно принимать решения и зарабатывать себе на жизнь, не прибегая к помощи мужчин.

Приверженцы мифопоэтики находят прямые аналогии между персонажами романа и героями древнегреческой мифологии и религией первобытных племен. Эта точка зрения основана на том, что в «Веке невинности» Уортон использует аллюзии на античную мифологию, в частности, весь Нью-йоркский свет сравнивается с греческим Пантеоном, aero обитатели (не все, а те, кто этого достоин)— с богами. Например, мистер ван дер Лайден, непререкаемый авторитет и «высшая инстанция»,

неоднократно сравнивается с неким божеством, охраняющим того, кого оно сочтет нужным (a protecting deity). Джен Арчер, старшая незамужняя сестра Ньюланда, для которой характерны подчас странные высказывания, называемые автором «elliptical comments», т.е. комментарии, в которых больше подразумевается, чем произносится, и которая все время что-то «предчувствует», неоднократно сравнивается автором с Кассандрой. Эллен Оленская и Мэй Велланд, две соперницы и антагонистки— с красавицей Еленой, ставшей причиной троянской войны, и Дианой (в греческой мифологии— Артемидой), богиней охоты и вечной девственницей соответственно.

Многие исследователи подчеркивали стилистическое мастерство Уортон, мастерство художественного анализа: Д. Кульридж [Lewis, 1985, 183] заметил: «Никогда еще ее стиль не был более блестящим, а ее анализ более тонким и глубоким» (never was her style more brilliant and her power of analysis more sharp). Профессор Йельского университета У. JI. Фелпс (W. L. Phelps) писал в «Нью-Йорк Тайме», что Эдит Уортон была писателем, который принес славу своей стране, а некоторые из сцен романа достойны пера Дж. Конрада и Генри Джеймса [Lewis, 1985, 429]. Вообще, о влиянии Генри Джеймса на творчество и литературные взгляды Уортон сказано очень много. Они были дружны до последних его дней, ее считают лучшей ученицей Г. Джеймса. А. Зверев отмечает родственность творческих задач Э. Уортон и Г. Джеймса: изображая нравы того не слишком просторного круга, который был ограничен и социально, и даже географически, оба писателя стремились выявить приметы национального характера, этики и духовной сущности. «За частностями должен был возникнуть образ времени и страны» [Зверев, 1981, 10].

Творчество Э. Уортон продолжали изучать такие исследователи, как Ш. Бенсток, «Не ждать подарков от судьбы: биография Эдит Уортон» (Sh. Benstock «No gift from chance: a biography of Edith Wharton» (1944)), С. Г. Вольф, «Пиршество слов: триумф Эдит Уортон» (С. G. Wolff «A feast

of words: the triumph of Edith Wharton» (1977), К. Вершовен, «Женский взгляд на романы Эдит Уортон» (С. Wershoven «The female intruder in the novel of Edith Wharton» (1987)) и др.

Отечественное литературоведение занималось творчеством Э. Уортон сравнительно мало. Ее роман «Век невинности» в отечественном литературоведении анализируется в статьях А. Зверева, Ю. Лидского, и Т. Селитриной. В 2007 году вышла первая монография, посвященная творчеству Э. Уортон, «Женщина на пороге XX века: жизнь и творчество Эдит Уортон», написанная М. П. Кизимой. В монографии последовательно в контексте литературного процесса рубежа веков рассматриваются основные пласты художественного наследия писательницы. Общим ракурсом анализа является проблема женского сознания, положения женщины и ее участия в общественном дискурсе, ставшая, по мнению Кизимы во многом ключевой для творчества Уортон.

Анализируя «Век невинности» Т. Селитрина замечает, что в романе присутствует «классический конфликт реалистической прозы на рубеже XIX-XX веков: столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных, механических законов респектабельного Нью-Йорка». [Селитрина, 1992, 121].

А. Зверев — автор предисловия к русскому изданию романа «Век невинности», вышедшему в 1981 году, отмечает что Уортон «унаследовала традицию, увенчанную блестящими именами. Для нее это был жанр, в котором она достигла своих вершин. Она писала нравы, заключавшие в себе бесспорную социальную характерность. В самом своеобразии мышления и поведения ее персонажей обозначался известный тип общественного сознания» [Зверев, 1981, 10]. Главным конфликтом произведений Уортон А. Зверев считает разлад формы и сущности.

Ю. Лидский в своей работе «Очерки об американских писателях XX в.» называет Э. Уортон сугубо «региональной» писательницей, потому что, на его взгляд, она достаточно редко обращалась к иным социальным слоям

страны, кроме высшего, критик называет героев «Века наивности» «своеобразной энциклопедией денежного общества США».

Социальная проблематика романа не раз становилась объектом пристального внимания литературоведов, но ни в одной из известных нам работ не исследуется подробно сама специфика психологического анализа писательницы.

Уортон внимательнейшим образом изучала творчество великих прозаиков, таких, как Бальзак, Толстой. Теккерей, Флобер, Джеймс, Пруст, Тургенев, придавая первостепенное значение психологическому анализу. Ее перу принадлежат многочисленные литературно-критические эссе, публиковавшиеся в литературных журналах. Свое литературное кредо она изложила в книге «Искусство прозы» (The Writing of Fiction, 1925), посвященной формированию современного реалистического романа, где прослеживается фундаментальные изменения и преемственность великой художественной традиции, к которой она по праву причисляла и себя.

А. Н. Николюкин в монографии «Взаимосвязи литератур России и США» приводит высказывание Э. Уортон о Л.Толстом: «Величайшая тайна искусства, которую в полной мере постиг лишь Толстой, <...>— это умение создать у читателя ощущение движущегося времени». Он обратил внимание на то, что писательница с особым интересом изучала эволюцию характеров в романе «Война и мир»: «Трудность заключается в том, чтобы показать героев, изменившихся за прошедшие годы и в то же время в чем-то главном оставшимися такими же. Толстой владел этим даром в совершенстве. Когда в густом лесу „Войны и мира"» персонаж вновь появляется после столь длительного перерыва, что ухо уже почти утратило камертон какого бы то не было его восприятия, он все равно тотчас же узнается нами. Да, это, конечно, он, но уже с отметиной новых переживаний и новых чувств, которые наложила на него жизнь. В Наташе, превратившейся в последних главах в раздобревшую и «„опустившуюся" мать семейства, мы

п

безошибочно узнаем черты, пленившие когда-то князя Андрея [Николюкин, 1987, 220]».

Художественное наследие Толстого, Тургенева, Бальзака и Джеймса, безусловно, оставило свой след в творчестве писательницы, но Э. Уортон не подражала ни одному из них. Можно сказать, что ее творческая манера близка чеховской. Однако при анализе художественного наследия Э Уортон нам не встречалось упоминания имени А. Чехова в ее работах. Полагаем, что Уортон не была знакома в то время с его творчеством, и, соответственно, не могла ему подражать. В Великобритании широкий интерес к творчеству Чехова возник после первой мировой войны, а во Франции, где она жила, первые известные постановки пришлись на начало двадцатых годов XX века. Следовательно, мы можем утверждать, что писательнице удалось выработать свой собственный стиль независимо от русского классика.

По словам Уортон, высшее общество Нью-Йорка того времени представляло собой закрытый узкий кружок со своими правилами, которое она называет «миром иероглифов», где никто никогда не говорит правды, а все реальные вещи представлены условными знаками. Поэтому писательница вместо прямых характеристик персонажей, описаний их мыслей и чувств в той или иной ситуации прибегает к средствам непрямой, опосредованной, характеристики, использует подтекст, не объясняя мотивов высказываний или поступков персонажей. Роман буквально пропитан символическим контекстом, повествовательный ряд постоянно соотносится с образами произведений изобразительного искусства и архитектуры, и это позволяет автору в сжатой форме — аллюзией и соотнесением — раскрыть важные пласты смысла.

Проблемам психологизма посвящено множество монографий, в которых рассматриваются произведения Бальзака, И. Тургенева, А. Чехова, Л. Толстого и др. Прекрасными примерами подобных работ являются работы Л.Гинзбург «О психологической прозе» (Л., 1971), «О литературном герое.

Литературная и социальная роль» (Л., 1979) иЕ. Эткинда «„Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв.» (М., 1998),

Е. Эткинд вводит в литературоведение термин «внутренний человек» и сравнивает внутренний мир человека с Вселенной по глубине и сложности.

По словам Л. Гинзбург, литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности поведения героя.

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что вопросы психологического анализа в американском литературоведении рассматривались лишь косвенно, нет специальных работ, которые бы ставили своей целью проследить принципы психологизма в художественной литературе США. Выявлены далеко не все существующие формы и средства передачи внутреннего мира человека в художественном произведении. В отечественном литературоведении в работах об Уортон так же ощущается недостаточная изученность заявленной проблемы.

Предметом исследования в настоящей диссертации является психологическое мастерство Эдит Уортон.

Объектом исследования выступает роман Э. Уортон „Век невинности"» («The Age of Innocence», 1920). Мы сознательно ограничиваем свой выбор только один романом писательницы, считая данное произведение квинтэссенцией ее творчества, поскольку в этом романе собраны практически все основные темы творчества писательницы.

Цель диссертации состоит в том, чтобы представить достаточно целостную картину художественной характерологии Уортон; проанализировать художественный текст сквозь призму парадигматики «внутреннее-внешнее», помогающую понять смысловую стратегию художественного произведения, что определило ход и задачи работы:

—проанализировать исторический путь психологического романа, рассмотреть основные приемы и методы психологической прозы;

—выделить основные способы раскрытия характеров, свойственные психологической прозе;

— проанализировать развитие характера главного героя романа Ньюланда Арчера, изменение его мировоззрения и взглядов на окружающее его светское общество;

— обосновать роль внешней и внутренней речи персонажей как одного из важнейших методов их характеристики;

—проанализировать роль подтекста и лексический состав внешней речи различных персонажей, разделив их на определенные группы в зависимости от лексикона;

— рассмотреть контекстные лексические значения так называемых ключевых слов («innocence», «fashion», «unpleasant», «free», «business», «marriage», «beauty», «grave», «duty», «problem», «trouble», «risk», «tradition»), определить их функцию в романе.

Методология диссертационного исследования определяется историко-литературным, историко-теоретическим и культурно-

историческим подходом. Теоретико-методологической основой диссертации являются работы отечественных литературоведов по проблеме психологической прозы (JI. Гинзбург, H Лейтес, Е. Эткинд, В. Ковалев, М. Бахтин, А. Есин и др.), а также по общей теории характерологии (А. Гаврилов, В. Заманская, В. Остудина, В. Пешко, В. Свительский, и др.). В основе методологии лежит системный подход, предполагающий анализ произведения в совокупности его выразительного и содержательного планов с точки зрения психологизма.

Новизна диссертации заключается в том, что в данной работе впервые раскрыт психологизм Уортон как сознательный и определяющий эстетический принцип. Анализ романа «Век невинности» осуществляется в контексте всех основных составляющих психологического романа — внешней и внутренней речи персонажей, описания их поступков и раскрытия мотивов их поведения Подробно рассматривается

и анализируется семантика ключевых слов в романе, которые используются автором для создания подтекста. Раскрывается «архитектурность» стиля Э.Уортон.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты расширяют рецепцию творчества Э. Уортон как одной из ярких представительниц психологической прозы, объединяя ее литературное наследие с американской школой психологического романа в лице Г. Джеймса, и впоследствии Э. Хемингуэя и русской психологической школой, с работами таких известных писателей, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Тургенев. Настоящая работа углубляет проблемы психологического анализа в историческом аспекте, обобщая развитие и совершенствование приемов и форм психологизма

Практическая значимость заключается в том, что данные материалы могут быть использованы при составлении учебников и разработке общих лекционных курсов по истории общей зарубежной литературы XX века, а также при подготовке специальных курсов по проблемам литературы США Х1Х-ХХ веков и проблематике и поэтике психологической прозы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологический анализ - это специфический принцип, при котором особое внимание уделяется психическому процессу как предмету изображения, неразрывно связанному с совершенствованием и расширением изобразительных средств в литературе.

2. Роман Э. Уортон «Век невинности» можно назвать психологическим. Опираясь на традиции психологической прозы Толстого, Бальзака, Стендаля, Джеймса, она создала собственный стиль и литературные приемы раскрытия характеров, открывая новые возможности проникновения в психику человека, порождая новые формы ее отражения.

3. Не будучи знакома с творчеством А. Чехова и задолго до расцвета творчества Э. Хемингуэя, Э. Уортон использует подтекст, поскольку

буржуазное общество, которое описывается в романе, привычно существует в «мире иероглифов». Для изображения подобного общества автор прибегает к «тайному психологизму», Уортон не анализирует открыто мотивы высказываний или поступков персонажей, а организует повествование так, что скрытые мотивы происходящего становятся доступными читателю, а многозначительность сохраняется даже в самом простом эпизоде.

4.Уортон не дает портрета персонажа в его экспозиции, вместо статичного портрета, в котором отмечены постоянные черты и особенности персонажа, автор использует множество зарисовок, точечные вкрапления, подчеркивая наиболее характерные черты персонажа в динамике, в зависимости от обстоятельств, в которые попадает персонаж. В конечном итоге облик персонажа проявляется с удивительной конкретностью.

5. Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализировано, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующее, итогово. За рамками детализированного изображения у Уортон находятся не только беглые и суммарные характеристики, но и всевозможные умолчания, которые делают текст романа более компактным, активизируют воображение читателя. Умолчания под пером Уортон остаются пробелами в ткани произведения, художественно значимыми недоговоренностями, что делает повествование более объемным.

6. Внимательно изучая творчество своего соотечественника Г. Джеймса, Уортон использует его прием «центрального сознания», но расширяет его, применяя «антиципацию» для приятных главному герою событий и «ретроспекцию» для неприятных.

7. Другим способом авторской характеристики персонажей является их лексикон. Его можно проанализировать на примере так называемых ключевых слов, разделив всех персонажей на несколько условных групп. Каждая из этих групп обладает собственным словарем, и часто

представители разных групп не понимают друг друга. Ключевые слова играют важную роль в создании подтекста.

8. Исследования характерологии Уортон в аспекте соотношения «внутреннее-внешнее» раскрывают сложную структуру характеров главным персонажей через пространственно-бытовое окружение героев (описание дома), внешнего облика персонажей в коммуникационном процессе (портретная характеристика, жест), окружающая персонажей среда, макромир (природа, общество).

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 3 в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК МОиНРФ.

Результаты исследований излагались на следующих конференциях: региональная научно-методическая конференция «Лингвистика, методика и литературоведение в учебном процессе» (Уфа, 2005), межвузовская научно-практическая конференции «Система непрерывного образования школа-педучилище-педвуз» (Уфа, 2002, 2008, 2010), Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и национальная безопасность Росси: проблемы, взаимосвязи, перспективы» (Уфа 2005), республиканская конференция молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Уфа, 2005).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Федорова, Инна Германовна, 2012 год

Библиографический список

Статьи и монографии

1. Lewis R. W. В. Edith Wharton: a biography, Constable, 1985

2. Американская литература: Проблемы развития методов и жанров. [Текст]: сб. науч. тр./ под ред. И. В. Киреевой. — Краснодар, 1990. — 134 с.

3. Американский характер. Очерки культуры США [Текст] /отв. ред. О. Э. Туганова. — М.: Наука. 1991. —381 с.

4. Американский характер: Очерки культуры США. Традиция в культуре [Текст] /отв. ред. О. Э. Туганова. — М.: Наука, 1998. — 412 с.

5. Анастасьев, Н. А. Обновление традиций: Реализм XX века

в противоборстве с модернизмом. [Текст] / H. А Анастасьев. - М., 1984. — 350 с.

6. Анастасьев, H. А Творчество Эрнеста Хемингуэя: книга для учащихся [Текст] /Н. А Анастасьев. —М.: Просвещение, 1981. — 112 с.

7. Аскольдов С.А. Концепт и слово [Текст]/С.А. Аскольдов// Русская словесность: антология. -М.,1997 - С. 276-379

8. Бабаев, Э. Г. Очерки эстетики и творчества JI. Н. Толстого [Текст]/ Э. Г. Бабаев. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 198 с.

9. Барабаш, О. В. «Психологизм как жанрообразующий признак романа JI. Н. Толстого „Анна Каренина"» [Текст] / О. В. Барабаш // Русское литературоведение на современном этапе: Сборник материалов. — М.: Изд-во «Таганка», 2006. — С. 78 — 82.

10. Барабаш, О. В. Особенности психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: [Текст] Учебно-методическое пособие / О. В. Барабаш. — Пенза: Информационно-издательский центр ПТУ, 2006. — 92 с

11. Барабаш, О. В. Портрет как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / О. В. Барабаш // Русское литературоведение на современном этапе: Сборник материалов. — М.: Изд-во «Таганка», 2005. — с. 58 — 62.

12. Батурин, С. С. Портреты американских писателей [Текст]/ С. С. Батурин — М.: Худ. лит-ра, 1979. — 422 с.

13.Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет [Текст]/М. М. Бахтин — М.: Худож. лит-ра, 1975. — 504 с.

Н.Бахтин, М. М. Эпос и роман. [Текст]/ М. М. Бахтин — СПб.: Азбука, 2000. — 304 с.

15.Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи [Текст]/ М.М.Бахтин; сост. С.Бочаров и В. Кожинов - М.: Худож. лит. 1986.— 543 с

16.Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. [Текст]/М. М. Бахтин — М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.

17.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин; Сост. С.Г.Бочаров. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

18.Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы [Текст]/

A. И. Белецкий; под. общ. ред. Н. К. Гудзия. — М.: Просвещение, 1964. — 478 с

19.Белинский, В. Г. Собрание сочинений: [Текст] В 9 т. Т. 1/

B. Г. Белинский — М.: Худож. лит. 1976. — 736 с.

20.Болыпой англо-русский фразеологический словарь [Текст] / авт-сост. Кунин А. В. изд. 5-е. — М.: «Русский язык», 1984. — 944 с.

21.Брукс В. В. Писатель и американская жизнь. [Текст] В 2-х т /

B. В. Брукс, — М.: Прогресс, 1967-1971.

22.В мире Толстого [Текст]: сборник статей / составитель

C. Машинский. — М.: Советский писатель, 1978. — 526 с.

23.Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины [Текст]: Учеб. пособие/ Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / под ред. Л. В. Чернец. — М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000 — 556 с.

24.Введение в литературоведение [Текст]: Учебник для филол. спец. ун-тов / Поспелов Г. Н., Николаев П. А., Волков И. Ф., Хализев В. Е. и др.; под ред. Г.Н.Поспелова.— 2-е изд., доп.— М.: Высшая школа, 1983. —528 с.

25.Володина, Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. [Текст]Монография/ Н.В.Володина -М:, Флинта: Наука, 2010.-256с.

26.Гаврилов, А. П. Характер как художественная структура в романе:. [Текст]; Автореф дисс. канд. филологич. наук /А. П. Гаврилов — Кишинев, 1975. —30 с.

27.Гениева, Е. Ю. Поток сознания. [Текст]/ Е. Ю. Гениева //Литературный энциклопедический словарь / под общей ред.

В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 752 с.

28.Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. [Текст]/Л. Я. Гинзбург — Л.: Советский Писатель 1971, — 463 с.

29.Гинзбург, Л. Я. О литературном герое [Текст]/ Л. Я. Гинзбург. — Л.: Советский Писатель 1979. 220 с.

30.Гинзбург, Л. Я. О лирике. [Текст] /Л. Я. Гинзбург. — М.; Л.: Сов. писатель, 1964. — 381 с.

31.Гинзбург, Л. Я. Литература в поисках реальности: статьи, эссе, заметки. [Текст]/ Л. Я. Гинзбург — Л.: Сов. писатель, 1987. — 399 с.

32.Гиршман, М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа: [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. М. Гиршман. — М.: Высш. ж, 1991. - 160 с.

33.Голан, А. Миф и символ. [Текст]/ А. Голан — М.: Русслит, 1993 — 376 с.

34.Грибанов, Б. Т. Хемингуэй. [Текст]/ Б. Т Грибанов — М.: Молодая гвардия, 1970.— 448 с.

35.Громов, П. П. О стиле Льва Толстого «диалектика души»

в «Войне и мире». [Текст]/ П. П. Громов — Л.: Худож. лит-ра, 1977. — 488 с

36.Громов, П. П. О стиле Л. Толстого. Становление «диалектики души». [Текст]/ П. П. Громов — Л.: Худ. лит., 1971. — 390 с.

37.Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя. [Текст]/ Г. А. Гуковский. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств, лит., 1959. — 532 с.

38.Денисова, Т. Н. Современный американский роман: социально-критические традиции [Текст]/ Т. Н. Денисова — Киев, Наук, думка, 1976. —306 с.

39.Добин, Е. С. Искусство детали. [Текст]/ Е. С. Добин. — Л.: Сов.

писатель, 1975. — 192 с.

40.Добин, Е. С. Герой. Сюжет. Деталь. [Текст]/ Е. С. Добин. — М. -Л.: Сов. писатель, 1962. — 408 с.

41.Еремина, Л. И. Рождение образа. О языке художественной прозы Льва Толстого. [Текст]/ Л. И. Еремина — М.: Наука, 1983. — 191 с.

42.Есин, А. Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды. [Текст]/А. Б. Есин — М.: Флинта, 2002 г. — 352 с

43.Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы. [Текст]/ А. Б. Есин — М.: Просвещение, 1988. — 176 с.

44.Есин, А. Б. Русская литература и литературоведение [Текст]/ А. Б. Есин — М.: Флинта: Наука, 2003. — 236 с.

45.Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа лит. произведения: [Текст]: Учебное пособие/ А. Б. Есин — М.: Флинта: Наука, 1999. — 248 с.

46.3алевская, А. А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование [Текст]/ Залевская А. А. — Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 1999.

47.3аманская, В. В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца 19 — начало 20 века. [Текст]/

Заманская В. В. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. ин-та, 1995. — 144 с

48.Западное литературоведение XX века [Текст]/ энциклопедия/ под редакцией Е. А. Цургановой. - М.: Ыгаёа, 2004. — 560 с.

49.Зарубежная литература конца XIX - начала XX века[Текст]/: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Ко-сиков, А. Ю. Зиновьева и др.; Под ред. В. М.Толмачёва. —М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с.

50.3асурский, Я. Н. Американская литература XX века. Некоторые аспекты литературного процесса. [Текст]/ Я. Н. Засурский — М.: Высшая

школа, 1984. —440 с.

51.3атонский, Д. В. Европейский реализм XIX века: Линии и лики. [Текст]/Д. В. Затонский. — Киев, Наукова Думка, 1984. — 279 с.

52.3атонский, Д. В. Искусство романа и XX в. [Текст]/ Затонский Д. В — М.: Худож. лит., 1976. — 463 с.

53.Зверев А. М. Эдит Уортон// Э. Уортон Избранное. [Текст] /А. М. Зверев — Л.: Худож. лит., 1981. с. 3-22.

54.3верев, А. М. «Американская трагедия» и «американская мечта». Опыт типологического исследования. // Литература США XX века: Опыт типологического исследования. [Текст]/ А. М. Зверев — М.: Наука, 1978. с. 134-208.

55.Зверев, А. М. Американский роман 20-30-х годов. [Текст]/А. М. Зверев — М. Худож. лит., 1982. — 256 с.

56.Зверев, А. М. Туниманов В. А. Лев Толстой. [Текст]/ А. М. Зверев — М.: Молодая гвардия, 2006. — 782 с

57.3лобин, Г. П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. [Текст]/ Г. П. Злобин — М.: Худож. лит., 1985. — 335 с.

58.История всемирной литературы в 8ми томах. [Текст]/гл. ред.:

Г. П. Бердников, АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького — М.:

Наука, 1983-1994.

59.История литературы США. [Текст] /гл. ред. Я. Н. Засурский,

М. М. Коренева, Е. А. Стеценко. — М.: Наследие, 1997 (1-й том), 1999 (2-

й том), 2000 (3-й том)

60.История русской литературы в 4х томах. [Текст] /гл редактор Пруцков Н. И. — Л.: АН СССР, 1980

61.История США. [Текст] /отв. ред. Н. Н. Болховитинов. — М.: Наука, 1983 _ 1987. В 4-х томах, т. 3-4.

62.Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка, [Текст]/ Ю. Н. Караулов — М.: Издательство

«Наука», 1981. - 365 с.

63 .Кагарманова, М. Ш. Человек и история в художественной системе романа —эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», [Текст]/ М. Ш. Кагарманова — Стерлитамак, 2002. — 127 с.

64.Камянов, В. И. Поэтический мир эпоса: о романе Л. Толстого «Война и мир». [Текст]/ В. И. Камянов. — М.: Сов. писатель, 1978. — 293 с.

65.Кизима, М. П. Консервативное воображение в XX в.: Эдит Уортон [Текст] / М. П. Кизима // Консервативная традиция в американском обществе: истоки, эволюция, современное состояние: Материалы IX научной конференции Российской Ассоциации изучения США: Москва, Исторический факультет МГУ, 27-28 июня 2005 г. /Отв. ред.

А. С. Маныкин, Ю. Н. Рогулев, Е. Ф. Язьков. Вып. ред. В. Г. Васенин, — М., 2006,

66.Кизима, М. П. Эдит Уортон и современная американская критика [Текст]/М. П. Кизима//Тезисы докладов конференции «Литература в контексте культуры». — М., 1998.

67.Кизима, M. П. Женщина на пороге XX века: жизнь и творчество Эдит Уортон: [Текст]/М. П. Кизима/монография/- М., Издательство МГИМО, 2007. —240 с.

68.Кирьянова, Н. В. История мировой литературы и искусства: учебное пособие для вузов [Текст]/Н. В. Кирьянова. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 469 с.

69.Ковалев, В. А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции. [Текст]/ В. А. Ковалев М: МГУ, 1983. — 177 с.

70.Кухаренко В. А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст]/ В. А. Кухаренко — 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988.— 192 с.

71 .Лев Толстой: Проблемы языка и стиля [Текст] : доклады и сообщения IX и XI Толстовских чтений. Тула, 1971

72.Левитан, Л. Основы изучения сюжета. [Текст]/Л. Левитан, Л. Цилевич — Рига: Звайгзне, 1990. — 185 с.

73.Лейтес, Н. С. Психологизм и художественная структура [Текст]:/ Н.Л.Лейтес // Конечное и бесконечное размышление о литературе XX века: мировидение и поэтика. - Пермь. 1989. - 174с.

74.Лидский, Ю. Я. Творчество Эрнеста Хемингуэя. [Текст]/Ю. Я. Лидский — Киев, Наукова думка, 1978. —407 с.

75.Лидский, Ю. Я. Очерки об американских писателях XX в. [Текст]/ Ю. Я Лидский — Киев, Наукова думка, 1968. — 349 с.

76.Линков В. Я. Художественный мир прозы А.П.Чехова. [Текст]/ В. Я. Линков — М.: Изд. -во МГУ, 1982. — 128 с.

77. Литература США XX века: Опыт типологического исследования (авторская позиция, конфликт, герой) [Текст]/ Я. Н. Засурский, M. H Коренева, А. П. Саруханян, и др. — М.: Наука, 1978 — 568 с.

78. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. [Текст] Пер. с англ./ Под ред. Спиллера Р. и др. — М.: Прогресс, 1979. Т. 3. 645 с.

79.Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; — М.: Интелвак, 2001.

80.Литературный энциклопедический словарь [Текст]/под общ. ред.

B.М.Кожевникова, П.А.Николаева.— М.: Советская энциклопедия, 1987.—752 с.

81.Литературоведческие термины [Текст]: (материалы к словарю). Выпуск 2. — Коломна, КПИ, 1999. —120 с.

82.Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. С, 74-79

83.Лотман, Ю. М. Избранные статьи. [Текст]: в 3-х тт. /Ю. М. Лотман. Т. 1. — Таллинн, Александра, 1992. — 478 с.

84.Лотман, Ю. М. Статьи по семантике и типологии культуры: Избранные статьи: [Текст]: в 3-х т./ Ю. М. Лотман. — Таллинн, 1992.

85.Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. [Текст]/Ю. М. Лотман — СПб.: «Искусство — СПБ», 1998. — 285 с.

86.Мифологический словарь [Текст] /Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: 'Советская энциклопедия', 1990. — 672 с

87.Мифы народов мира. Энциклопедия. [Текст]: В 2 тт./ гл. ред.

C. А. Токарев. — М., «Сов. энциклопедия», 1980-82. Т. 1.. — 1980. 672 с.

88.Михайлова, А. А. О художественной условности. [Текст]/

А. А. Михайлова. — изд. 2-е, переработ. —М., «Мысль», 1970. — 300 с.

89.Мотылева, Т. Л. Роман — свободная форма: Статьи последних лет [Текст] / Т. Л. Мотылева — М.: Советский писатель, 1982. — 400 с.

90.Мышковская, Л. М. Мастерство Л. Н. Толстого [Текст]/ Л. М. Мышковская — М.: Советский писатель, 1958. — 435 с.

91.Национальные процессы в США. [Текст] / отв. ред. С. А. Гонионский — М.: Наука, 1973. — 400 с

92.Неупокоева, И. П. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. [Текст]/ И. П. Неупокоева. — М.: Наука, 1976.—360 с.

93.Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. [Текст]/ А. Н. Николюкин. — М.: Наука, 1968. — 142 с.

94.Николюкин А. Н. Утраченные надежды: (Американская литература и крушение «американской мечты»). [Текст]/ А. Н. Николюкин — М.: «Знание», 1984. —64 с.

95.Николюкин А. Н. Взаимосвязи литератур России и США. Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка [Текст]/ А. Н. Николюкин — М.: Наука, 1987. -352 с

96.Осмоловский О. Н. «Диалектика души» как метод психологического анализа [Текст] / О. Н. Осмоловский// Проблемы психологизма в художественной литературе: Сб. научн. трудов. — Томск: Наука, 1980. —с.121-130

97.Осмоловский, О. Н. Достоевский и русский психологический роман [Текст]/ О. Н. Осмоловский. — Кишинев: Штиинца, 1981. — 167 с.

98.Основные тенденции развития современной литературы США [Текст]/ ред. коллегия М. О. Мендельсон и др. — М.: Наука, 1973. — 395 с.

99.0студина, В. Особенности построения характера в романе Г. Бёлля «Групповой портрет с дамой» [Текст]/ Остудина В // Проблема характера в зарубежной литературе. — Свердловск, 1991.

100. Паррингтон, В. Л. Основные течения американской мысли. Американская литература со времени ее возникновения до 1920 года. [Текст]: В 3-х т./ В. Л. Паррингтон — М.: Издательство иностранной литературы 1962-1963. Т.З. — 1963. — 604 с.

101. Пешко, В. Взаимохарактеристики и внутренняя речь как характерологиические средства [Текст]/ Пешко В. // Проблема характера в зарубежной литературе. — Свердловск, 1985.

102. Писатели США о литературе. [Текст]: пер. с англ ./составитель и автор вступительной статьи А. Николюкин. — М.: Прогресс. 1982.

Т.2 — 1982. —455 с.

103. Писатели США о литературе. [Текст]: сб. ст. пер с англ. /ред. М. Тугушева. Комментарии и краткие библиографические справки

С. Чаковского. — М.: «Прогресс», 1974. - 413 с

104. Писатели США. Краткие творческие биографии. [Текст] / под ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. — М.: Радуга, 1990. — 624 с.

105. Потебня, А. А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня // Слово и миф. М.: Правда, 1989. — С. 17-200.

106. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика. [Текст]/ А. А. Потебня —

М.: Высшая школа, 1990. — 344 с.

107. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. [Текст]/ А. А. Потебня — М.:

Искусство, 1976 —614 с.

108. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий [Текст] /гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. —М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. —358 с.

109. Проблемы жанра в англо-американской литературе (XIX — XX вв.) [Текст]: Республиканский сборник. — Свердловск. — 1976 г.

110. Проблемы литературы США XX века [Текст]: Сб. статей /под ред. М. О. Мендельсона. — М.: Наука 1970 г. — 529 с.

111. Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX — ХХвв. (историческая динамика и национальная специфика) [Текст]: межвузовский сборник науч. тр. — Пермь, 1989.

112. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зинченко,

Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. —440 с.

113. Романова, Г. И. Практика анализа литературного произведения. [Текст]/ Г. И. Романова —М.,: Флинта, 2005. — 255 с.

114. Рымарь, Н. Т. Введение в теорию романа [Текст]/ Н. Т. Рымарь. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 272 с.

115. Самохвалов, Н. И. Американская литература XIX века. Очерки развития критического реализма. [Текст]/ Н. И. Самохвалов. — М.:

Высшая школа, 1964. - 563 с.

116. Свительский, В. Между героем и автором [Текст]/ В. Свительский

// Филологические записки. — Воронеж, 1993. — Вып. 1. - 45 с.

117. Своеобразие зарубежной литературы и критики XIX-XX веков в свете современных идейных исканий [Текст]: Межвуз. сб. науч. тр./под ред. В. Н. Богословского. М., 1991. -119 с.

118.Селитрина, Т. Л. Генри Джеймс и проблемы английского романа 1880-1890 года. [Текст]/ Т. JI. Селитрина — Свердловск, Изд-во Уральского университета, 1989. —57 с.

119. Селитрина, Т. Л Г.Джеймс и Э. Уортон (к проблеме традиций и новаторства) [Текст]/Т. Л. Селитрина//Литературные связи и литературный процесс. Материалы Всероссийской межведомственной научной конференции. Сборник докладов. — Ижевск, — 1992.

120. Сливицкая, О. В. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. [Текст]/ О. В. Сливицкая — Л: ЛГУ, 1988. — 192 с.

121. Скафтымов, А. П. Статьи о русской литературе [Текст] / А.П. Скафтымов. - Саратов : Кн.изд-во, 1958. - 390 с.

122. Стилистический энциклопедический словарь русского языка

[Текст] /под ред. М. Н. Кожиной; 2-е изд., испр. и доп. — М. Флинта: — 696 с.

123. Стиль и жанр художественного произведения: стилевые особенности жанровых разновидностей англ. и амер. романа. [Текст] /под ред. Л. А. Кузнецовой, И. В. Викторовской. — Львов: Вища школа. Изд-во

при Львовском ун-те, 1987. — 127 с.

124. Страхов, И. В. Психологический анализ в литературном творчестве: [Текст] ч.З/ И. В. Страхов. Саратов, 1973. —159 с.

125. Теория литературы. Литературный процесс. [Текст]/ гл. ред. Борев Б. М. — М., ИМЛИ РАН. «Наследие», 2001. — 654 с.

126. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: [Текст] в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. —

Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «„Академия", 2004. — 512 с.

Т. 2: Бройтман, С. Н. Историческая поэтика. — М.: Издательский центр Академия», 2004. — 368 с.

127. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация — [Текст] М.:

128. Толмачев, В. Роман США 20-х годов XX века. [Текст]/ В. Толмачев — М.: Изд-во МГУ, 1992. — 79 с.

129. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: [Текст] Учеб. пособие / Б. В. Томашевский Б. В./ Вступ. статья Н. Д. Тамарченко - М.: Аспект-Пресс, 1999. — 334 с

130. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: [Текст]/ В. Н. Топоров//Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995 — 621 с.

131. Традиции и новаторство в литературах стран Западной Европы и Америки XIX- XX веков. [Текст]: Межвуз. сб. науч. тр./ под ред.

И. В. Киреевой. —Горький, 1989. — 96 с.

132. Традиция и новаторство в литературах стран Западной Европы и США. [Текст]: Сб. науч. тр./под ред. А. Мулярчика. — М.: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: Изд-во МПУ, 1994. — 119 с.

133. Тюпа, В. И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. [Текст]/ В. И. Тюпа— Красноярск: КрГУ, 1987. -224 с.

134. Уортон, Э. Эпоха невинности [Текст]/ Э. Уортон /пер. с англ. М. Беккер. — М., 2001-384 с.

135. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. [Текст]/ Б. А. Успенский. — СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.

136. Фарино, Е. Введение в литературоведение [Текст]: Учебное пособие/ Е. Фарино Е. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 639 с.

137. Философский энциклопедический словарь [Текст]/под ред. Губского Е. Ф., КораблеваГ. В., Лутченко В. А. — М.:: ИНФРА-М, 1997. —576 с.

138. Хализев, В. Е. Теория литературы. [Текст]: Учебник/ В. Е. Хализев. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 2002. — 436 с.

139.Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа: [Текст]/ М. Б. Храпченко, 2-е изд., доп. — М.: . Художественная литература, 1986. —430 с.

140. Чернец, Л.В. Персонаж//введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. [Текст]: учебное пособие, Л.В. Чернец, В.Е Хализев, А.Я Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец -М.: Высшая школа, 2006. -556 с.

141. Чехов и Лев Толстой: сборник статей АН СССР [Текст] /ред. колл. Л. Д. Опульская, 3. С. Паперный, С. Е. Шаталов. — М: Наука., 1980 — 328 с.

142. Чичерин, А. В. О языке и стиле романа-эпопеи «Война и мир». [Текст]/ А. В. Чичерин. — Львов, изд. Львовского ун-та, 1956. — 160 с.

143. Чичерин, А. В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова [Текст]/ А. В. Чичерин. — М., Сов. писатель, 1968. — 373 с.

144. Чичерин, А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. [Текст]/ А. В. Чичерин — М.: Худож. лит-ра, 1985. —448 с.

145. Чудаков, А. П. Слово— вещь— мир. От Пушкина до Толстого. [Текст]/ А. П. Чудаков — М.: Соврем, писатель, 1992. — 319 с.

146. Шерешевская, M. А. Генри Джеймс и его роман «женский портрет» [Текст]/ М. А. Шерешевская// Г. Джеймс «Женский портрет». — М.: Наука, 1981. с 532-578

147. Эйхенбаум, Б. М. Лев Толстой: исследования, статьи. [Текст]/ Б. М. Эйхенбаум — СПб., Факультет филологии и искусства СПбГУ, 2009. —952 с.

148. Элиот, Т. С. Назначение критики [Текст]/ Т. С. Элиот //Писатели США о литературе. Сборник статей. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1974. -413 с

149. Эсалнек, А. Я. Своеобразие романа как жанра. [Текст]/А. Я. Эсалнек — М.: Изд-во МГУ, 1978. — 79 с.

150. Эсалнек, А. Я. Типология романа: (Теория

и историколитературные аспекты). [Текст] —М.: Изд-во МГУ, 1991. 156 с.

151. Эстетика американского романтизма. [Текст]: сб. статей./ пер. с англ./ сост., вступит, статья и коммент. А. Н. Николюкина. — М.: Искусство, 1977. — 464 с.

152. Эткинд, Е. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. [Текст]/Е. Эткинд. — М.: Языки русской культуры, 1998. — 448 с.

153. Юнг, К. Г. Об отношении аналитической психологии кпоэтико-художественному творчеству [Текст]/К. Г. Юнг // Зарубежная эстетика и теория литературы 19 —20 вв. — М., МГУ, 1987. — с. 143-168.

154. Юнг, К. Г. Психология бессознательного. [Текст]/К. Г. Юнг —

М.: Канон, 1994. —320 с

155. Wharton Е. The age of тпосепсе[Текст]/ Е. Wharton — Wordsworth

Classic, 1999

Электронные ресурсы

156. Кизима M. Диалог с Европой в американском общественном сознании начала XX века [сайт]/ Ассоциация

«Профессионалы за сотрудничество» URL: www.prof.msu.ru (дата

обращения 21.08.2006)

157. Словари на Яндекс, ру [Электронный ресурс]. [Режим доступа]:

http://slovari.yandex.ru/search.xml?text-enc_abc&enc_abc=!|:&how=enc_ab

c_rev&encpage=gl_social

158. Словарь литературоведческих терминов/Автор-составитель © С. П. Белокурова, 2005 г., Электронная версия © А. А. Белокуров [Электронный ресурс]// Культура письменной речи [портал] URL: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 (дата обращения 18. 12.2008)

159. Ammons Elizabeth, Edith Wharton's Argument with America (1980) [Электронный ресурс]// University of Virginia © 2001-2003 [портал] URL: www.libvirginia.com (дата обращения 31. 12.2007)

160. Edith Wharton at The Mount [Электронный pecypc]//The Mount.

Estates and Gardens [сайт] URL:

http://www.edithwharton.org/index.php?catId=6 (дата обращения 27.09.2006)

161. Davis, Kay The Mount: Edith Wharton And The American Renaissance [Электронный ресурс]// University of Virginia © 2001-2003 [портал] URL: http://www.virginia.edu/ (дата обращения 31. 12.2007)

162. Davis, Kay Edith Wharton: Novelst, humanitarian... Architect? [Электронный ресурс]// University of Virginia © 2001-2003 [портал] URL:

http://xroads.virginia.edu/~MA01/Davis/wharton/home/intro.html (дата

обращения 15.04 2008)

163. DeCecco, F. The life of Edith Wharton// Romance Communication — 1998 January [Электронный pecypc]//Women Writers: A Zine [Сайт] — URL: www.womenwriters.net/domesticgoddes/wharton 1) (дата обращения

9.10.2006)

164. Deter, F. Mythilogical versions of May and Ellen: a Reading of Edith Wharton's The Age of Innocence, 2000 — November, 28[Электронный pecypc]//Women Writers: A Zine [Сайт] URL:

www.womenwriters.nat/domesticgoddess) (дата обращения 25.11.2006)

165. Gray, Christopher Streetscapes. Edith Wharton and the City's architecture; a Manhattan Literary giant who didn't love New-York — Sent 12 2004 [Электронная версия газеты New-York Times] URL: http^Tguerym

0A9629C8B63&fta=y (дата обращения 29.07. 2008)

166. Helmetag. Ch. H Re-creating Edith Wharton's New York in Martin Scorsese's The Age of Innocence [Электронная версия журнала Literature Film Quarterly], 1998 URL

bttp7/www.salisbnry-edu/LFO/b^ckissues.htm#1998 (дата обращения

19.05.2006)

167. loan Bridgman The End of the Age of Innocence: Edith Wharton and the First World War. — book reviews [Электронная версия журнала Contemporary Review], Sept, 1997 URL

http://www.contemporarvreview.co.uk/ (дата обращения 12. 04.2004)

168. KozloffS. Complicity in The Age of 1ппосепсе//[Электронная версия журнала Style] — 2001. — Summer, URL:

http://findarticles.eom/p/articles/mi__m2342/ (дата обращения 05.08. 2003)

169. Lee H. Estates of mind// [Электронная версия газеты The Guardian], — 2004. — Saturday August 7. URL: http://www.guardian.co.uk/

(дата обращения 27. 02.2008)

170. Lee H. Wharton's odyssey// [Электронная версия газеты The Guardian], — 2004. — Saturday August 7. URL http://www.guardian.co.uk/

(дата обращения 27. 02.2008)

171. Leithart P. J. Duty, desire and pastoral vocation [Электронный ресурс] //[Портал] Contra Mundum, — 1993. — No.9 (дата обращения

21.12.2001)

172. McGrath Ch. Edith Wharton's New-York. — 2004. October, 1 [Электронная версия газеты New-York Times] URL:

http://topics.nytimes.eom/topics/reference/timestopics/people/w/edith_wharton/i

ndex.html

173. Montgomery M. E. Loretta Silvan Lobes Displaying Women: Spectacles of Leisure in Edith Wharton New-York/(Rewiew) New-Уогк[Электронный ресурс] //[Портал] Routeledge, 1998 URL: http://www.routledge.com/books (дата обращения 16.03.2001)

174. Parrington, V. L. Main Currents in American Thought, Vol. III/ New York [Электронный ресурс]//[Портал] University of Virginia American Studies Program, 2001-2003. URL:

http://xroads.virginia.edu/~Hyper/Parrington/vol3/Addenda_l 917-1924.html (дата обращения 05.09.2011)

175. Wharton E. The Vice of reading//[Элeктpoннaя версия журнала North American Rewiew]. — 1903. — No 177, October — p. 513-521

http://dlxs2.1ibrary.cornell.edu/n/nora/nora. 1900.html (дата обращения 16.03.2001)

Художественные произведения Э. Уортон

176. Wharton Е. Certain people. 1930 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

177. Wharton E. Ethan Frome. 1911 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www, lib Virginia, com

178. Wharton E. Madame de Treymes, 1907 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

179. Wharton E. Old New York. 1924 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

180. Wharton E. Sanctuary 1903 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

181. Wharton E. Summer. 1917 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www, lib Virginia, com

182. Wharton E. Tales of men and ghosts 1908 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www, lib Virginia, com

183. Wharton E. The Backward Glance, 1930 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

184. Wharton E. The descent of man and other stories, 1904 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www, libvirginia. com

185. Wharton E. The Eyes. 1910 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www.libvirginia.com (дата обращения 13.06.2000)

186. Wharton E. The fruit of the tree 1907 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

187. Wharton E. The glimpses of the moon. 1922 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

188. Wharton E. The hermit and the wild woman and other stories 1908 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

189. Wharton E. The house of mirth 1905 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www, lib Virginia, com

190. Wharton E. The reef. 1912 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

191. Wharton E. The touchstone, 1900 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

192. Wharton E. Xingu and other stories. 1916 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

193. Wharton E. The age of innocence, 1920 [Электронный pecypc]//University of Virginia Library URL www.libvirginia.com

194. Wharton E. The Fulness of Life, 1893 [Электронный ресурс]// University of Virginia Library URL www .libvirginia. com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.