Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.07, кандидат философских наук Заболотных, Элина Леонидовна
- Специальность ВАК РФ09.00.07
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат философских наук Заболотных, Элина Леонидовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКИ КАК ОТРАСЛИ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ
В АНТИЧНОМ МИРЕ И В ИНДИИ
§ 1. Основные этапы становления
A. Предшественники Аристотеля 13 Б. Представления индийских мыслителей о задачах логики.
"Предлогический" период в философии Индии
B. Основные особенности философии классической Ньяи 24 Г. Логические идеи буддистов "раннего" и "среднего" периодов
(I в. до н.э. - IV в. н.э.)
Д. Творческая деятельность Дигнаги и его последователей
Е. Логическая мысль Индии в постбуддийскую эпоху
§ 2. Пути внедрения формализмов в античную и индийскую науку
ГЛАВА II. ИНДИЙСКИЕ МОДЕЛИ ВЫВОДА
§ 1. Строение силлогизмов
§ 2. Критерии корректности силлогистического доказательства 7
§ 3. Способы классификации выводов
§ 4. Методика составления перечней логических ошибок
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНДИЙСКУЮ СИЛЛОГИСТИКУ
§ 1. "Колесо причин": принципы построения и формальные аналоги
A. Реестр Дигнаги 109 Б. Реестр Удьоттакары
B. Формальные критерии корректности выводов 133 § 2. Способы формализации больших (условных) посылок
силлогизмов различных типов 137 § 3. Неклассические составляющие индийских учений о доказательстве 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК
Теория верного познания школы мадхьямика-прасангика по тибетоязычным источникам традиции Гелуг2006 год, доктор исторических наук Донец, Андрей Михайлович
Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: Лингвистическая традиция и вайшешика1998 год, доктор философских наук Лысенко, Виктория Георгиевна
Генценовское исчисление естественных выводов как средство экспликации форм интуитивных умозаключений в трудах античных математиков1999 год, кандидат философских наук Бирюков, Александр Викторович
Философия Мадхава Садашива Голвалкара2002 год, кандидат философских наук Смирнов, Максим Георгиевич
Философские концепции ранней Махаяны и генезис буддийской цивилизации2000 год, доктор философских наук Лепехов, Сергей Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников»
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты, занимающиеся историей логики, обычно говорят о существовании трех логических традиций (см. напр. [88], с.21-22, [134], с.7-17): во-первых, западноевропейской - учения, зародившиеся в античном мире, претерпели за многие века интереснейшую и сложнейшую эволюцию и были положены в основу современных формализованных теорий; во-вторых, китайской - хотя идеи мыслителей Древнего Китая так и не оформились в какие-либо целостные системы; и, в-третьих, самобытной индийской. К сожалению, языковой барьер и - как следствие - малое количество фундаментальных трудов затрудняют знакомство широкого круга исследователей, интересующихся логикой, с достижениями индийцев в данной области знания. К тому же, спекулятивная, при этом часто еще и мистическая ориентировка многих индийских философских систем, их ярко выраженная подчиненность этико-религиозным идеям (спасения, любви и т.п.) и связанная с этим утилитаристская, в частности, сотериологическая или культово-бытовая направленность отнюдь не способствуют росту рейтинга духовного наследия мыслителей Индии в глазах представителей европейской науки, зародившейся именно в результате освобождения сознания от мифологического компонента. Однако, если внимательно и непредвзято сопоставить логические учения, разработанные индийцами, с теориями Аристотеля, стоиков, а также некоторых современных авторов, можно произвести их положительную переоценку.
При анализе путей развития древнеиндийской и античной мысли обязательно будут замечены многочисленные параллели. По замечанию выдающегося российского индолога 0.0.Розенберга, в трудах восточных авторов можно найти "те же решения тех же вопросов, что и в европейских системах, но методы другие, и вопросы исследуются в иной последовательности. Ценность ... индийской философии заключается именно в том, что здесь известные нам проблемы проанализированы иначе" ([123], с.82), они "рассматриваются с иных точек зрения, ... иначе комбинируются, иначе освещаются" ([123], с.49). Упомянутые аналогии издавна занимали носителей обеих культурных
традиций, пытавшихся объяснить их самыми различными способами. И хотя было достоверно известно о существовании в древности связей между Индией и Грецией, выявить факты, несомненно подтверждающие воздействие одной философии на другую, никому так и не удалось (см. напр. [12], с.197-202, [117], с.375-378, [122], 1, с.13-14, 2, с.71-72, [124], с.525-526, [150], 1, с.XIII, [206], с.601-614, 634-637, [270], с.XV). "Если что-либо из этих совпадений и вытекает, - говорил Ф.И.Щербатской, - то только то, что не случай и произвол управляют ходом развития философии, но внутренний закон человеческой природы и самих философских вопросов, в силу коего у самых различных народов, в самых различных условиях философское мышление ведет к одинаковым результатам" {[150], 2, с.III). В настоящее время лингвисты (Ф.Бопп, Р.Раек, Я.Гримм, А.Х.Востоков) объясняют такие аналогии спецификой вербального компонента сознания, несущего в себе отголоски индоевропейской языковой общности (см. [88], с.16, 74-75).
Что касается особенностей подхода древнеиндийских мыслителей к тем проблемам, которые не в меньшей степени интересовали их античных "коллег", а также своеобразия используемых ими методов, то представляется вполне правомерным утверждать - опять же вслед за О.О.Розенбергом - что детальный их анализ был бы отнюдь не бесполезным для философов Запада (см. [123], с.49). Сказанное в полной мере относится и к логическим теориям: ведь, несмотря на то, что в течение многих столетий индийская логика неизменно сохраняла тесную связь с риторикой и занимала отведенное ей место в рамках науки о правильном познании ("прамана-вады"), занимавшиеся проблемами логического характера представители позднего буддизма, джайнизма, а также ортодоксальных систем (прежде всего классической Ньяи) подняли эту отрасль знания на весьма высокий для своего времени уровень.
Актуальность использования сравнительных, в том числе сравнительно-исторических, методов (которые - в сочетании с формально-логическими -применяются в данной работе к учениям о доказательстве, созданным индий-
скими мыслителями) была, есть и всегда будет оставаться неизменно высокой в любой научной дисциплине, так как рассмотрение моментов сходства и отличия концепций, созданных представителями различных школ, эпох и наций, позволяет проследить пути и тенденции их эволюции, найти общие закономерности, сопоставить стили, сложившиеся под влиянием тех или иных социальных и культурных условий. Профессионалы убеждены, что исследования подобного рода дают любой отрасли знания - и логике в том числе - новые импульсы для развития. Действительно, работы, содержащие анализ логических идей древних, особенно восточных авторов, сопоставление их с известными аналогами и современные интерпретации, неизменно вызывают большой интерес. Результаты, полученные авторами таких трудов, могут быть использованы при создании различных формализованных теорий и обогатить в известной мере символическую логику.
Степень разработанности проблемы. Оценка западными специалистами "объединенной" эпистемологии и логики как одной из наиболее значимых отраслей индийской философии и начало систематического исследования ими текстов по данной тематике относятся к концу прошлого века. Причина установки такого приоритета была понятна: ведь правильное знание рассматривалось индийцами как залог будущего спасения. В силу этого свод постулатов о его источниках и способах проверки считался наиболее важной составляющей всякой религиозно-философской теории, и большинство авторов соблюдало традицию, предписывавшую им излагать свои взгляды только после "преамбулы" теоретико-познавательного и методологического характера. Потому было очевидно, что именно изучение прамана-вады могло бы как ничто другое помочь европейцам лучше понять не только философию Индии, но и культуру этой страны в целом. Такой подход внедряли в науку те, кого позднее признали классиками индологии - М.К.Рис-Дэвидс, Л. де ла Балле Пуссен, С.Ч.Видьябхушана. Нельзя не отметить, что на рубеже Х1Х-ХХ вв. работы наших соотечественников - В.П.Васильева, И.П.Минаева, С.Ф.Ольденбурга, О.О.Розенберга, Ф.И.Щербатского - тоже в немалой степени
способствовали трансформации взглядов западных ученых на философию Индии. В трудах перечисленных русских специалистов опровергалось укоренившееся ложное представление о почти полном отсутствии в учениях индийских мыслителей рациональной составляющей, выявлялся ее удельный вес в различных системах, а для многих обосновывалась неотъемлемость данного компонента: ведь создатели большинства из них - все, кроме чарваков - признавали источником достоверного знания силлогистический вывод (см. Tattva-samgraha (TS), 1455-1458). Особый вклад в мировую индологию был внесен Ф.И.Щербатским, труды которого и в конце XX в. часто цитируются, переиздаются в разных странах, потому что в большинстве своем его идеи, несмотря на свой "солидный возраст", не потеряли своей актуальности и до сих пор являют собой интересный материал для научных дискуссий.
Изучением прамана-вады занимались и продолжают заниматься ученые из самых разных стран: Дж.Туччи (Италия), Э.Конз, Т.Р.В.Мурти, Х.Н.Рэндл (Великобритания), М.Валлезер, Г.Ольденберг, Х.Якоби (Германия), Э.Штайнкельнер, Э.Фраувальнер (Австрия), А.Баро, М.Бьярдо, А.Фуше (Франция), К.Гукооп, Ф.Стааль (Нидерланды), А.Кейс, Л.Стаффорд Бетти, P.C.Чи (США), М.Мацумото, Х.Накамура, Э.Ясунори (Япония), наши соотечественники - Н.Р.Гусева, К.К.Жоль, Н.А.Канаева, А.Н.Кочетов, В.Г.Лысенко, Е.Н.Молодцова, Л.Э.Мялль, Е.П.Островская, А.В.Пименов, В.Н.Топоров и, конечно же, индийцы - Б.Л.Атрейя, С.С.Барлингэй, К.П.Бахадур, С. и Б. Бхаттачарья, Б.К.Матилал, С.Л.Трипатхи, X.Д.Шарма и многие другие.
Что касается собственно интерпретаций созданных индийцами теорий доказательства с помощью современного формального аппарата, то впервые с одной из них таким образом "обошелся" Д.Г.Х.Инголлс: в 1951 г. он опубликовал свои "Материалы по изучению логики Навья-ньяя" ([199]). В последующие десятилетия подобное предпринимали также С.С.Барлингэй ([161]), P.C.Чи ([171]), К.Гукооп ([187]), Ф.Стааль ([262]). Очевидно, что интерес западных специалистов к логической составляющей прамана-вады весьма высок. Жаль, что этого нельзя сказать о российских исследователях: их по-
пытки рассмотреть древнеиндийские логические системы с использованием сравнительных методов исчисляются единицами: в качестве примера можно назвать только монографию К.К.Жоля ([88]), где используются лишь отдельные элементы описанного выше подхода (формальный аспект буддийского вывода автором почти не анализируется). Результатов же, равноценных тем, что были получены перечисленными зарубежными учеными - в особенности Р.С.Чи -нет вовсе. Однако и упомянутую работу следует оценить как существенный вклад в отечественные изыскания в данной области, потому что ранее опубликованные материалы - разделы в монографиях и учебных пособиях по истории логики - не отличались ни полнотой, ни точностью изложения предмета (см. напр. [115], с.10-43, [134], с.7-13). Предполагается, что данная диссертация в некоторой мере восполнит имеющийся пробел.
Документальной основой для исследования послужил ряд индийских логико-философских трактатов, созданных в разное время - от древнего периода ("Ньяя-сутра" Гаутамы Акшапады, II в.) до эпохи позднего средневековья ("Таттва-чинтамани" Гангеши, XIII в.), но в основном анализ проводился на материале работ буддистов, живших в период с VI по XI в. - Дигнаги ("Пратьякша-париччеда", "Хету-чакра"), Дхармакирти ("Прамана-винишчая", "Ньяя-бинду", "Хету-бинду") и Дхармоттары ("Ньяя-бинду-тика"). Последний труд был переведен Ф.И.Щербатским на русский язык и включен в двухтомник "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов" (Санкт-Петербург, 1903-1909 гг.) под названием "Учебник логики Дхармакирти с комментариями на него Дхармоттары" ([б]). Логические и гносеологические идеи Дигнаги и его преемников будут сопоставлены со взглядами ньяиков, изложенными, помимо гаутамовской "Ньяя-сутры", в "Ньяя-сутра-бхашье" Ват-сьяяны, "Ньяя-варттике" Удьоттакары, "Ньяя-варттика-татпарья-тике" Ва-часпати Мишры, "Ньяя-манджари" Джаянты Бхатты, "Ньяя-саре" Бхасарвайджны, а также с воззрениями представителей других ортодоксальных (Санкхья, Йога, Вайшешика, Миманса, Веданта) и неортодоксальных (джайны) школ. Приоритетное внимание, уделенное "трем Д" (так иногда называют Дигнагу вмес-
те с двумя его вышеназванными последователями по причине совпадения начальных букв их имен), обусловлено не только и не столько доступностью для российских специалистов упоминаемого "Учебника сколько особой
целостностью и завершенностью изложенной в нем концепции, решающим вкладом Дигнаги и его идейных преемников в развитие логики и теории познания в Индии. Ведь после возврата на доминирующие позиции брахманистско-индуистской идеологии многие логические идеи буддистов были ассимилированы, хотя и в более или менее измененном виде, большинством ортодоксальных философских систем.
При написании работы ставилась цель рассмотреть логическую систему, созданную Дигнагой и двумя его последователями, в идейном и временном контекстах - в связи с основными философскими и религиозными постулатами буддизма, с идеями логико-гносеологического характера, имевшимися у их предшественников, а также в сопоставлении с концепциями, созданными их оппонентами, и с западными аналогами. При таком подходе открывается возможность, используя соответствующие методы, максимально точно определить как вклад "трех Д" в индийскую логику, так и место их учения в мировой логической науке.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1.Проделать анализ путей становления логики как отрасли философской науки в античном мире и в Древней Индии; рассмотреть при этом онтологическую и теоретико-познавательную подоплеку собственно логических идей, выдвинутых греками и индийцами.
2.Показать широту спектра вопросов логического характера, рассматривавшихся индийскими мыслителями эпохи древности и средневековья.
3.Сравнить подходы к решению одних и тех же логических проблем, практиковавшиеся индийскими авторами, имевшими различные философские взгляды.
4.Сопоставить трактовки логического следования, условного высказывания и силлогистического доказательства, принятые Аристотелем, стоиками, представителями школы Дигнаги, а также ранней и средневековой Ньяи.
5.Осуществить формализацию предложенных индийцами моделей выводов, пользуясь аппаратом современной логики.
6.Доказать совместимость логических теорий, созданных в разное время и в различных социально-культурных условиях, продемонстрировать, что представители западной и восточной традиций, действовавшие независимо друг от друга, пользовались сходными методами рассуждения, применяли одни и те же правила вывода, приходили к открытию одних и тех же способов преобразования различных структур и т.п.
7.Проследить, наряду с упомянутыми моментами сходства, факты применения индийскими логиками приемов, не использовавшихся у греков.
8.Выявить и рассмотреть неклассические компоненты древнеиндийских теорий доказательства.
При реализации изложенной программы были получены результаты, определяющие научную новизну исследования:
1.Опровергнут ряд стереотипных представлений: показано, что различным индийским авторам были известны модели, идентичные аристотелевским выводам по II фигуре, приемы сведения их к выводам по I фигуре, а также некоторые операции, к которым не прибегал Аристотель (превращение, противопоставление предикату, полная контрапозиция) и несиллогистические способы доказательства.
2.Установлены "точки контакта" индийских логических теорий не только с системой Аристотеля, но и с системой стоиков. Кроме того, выявлены моменты сходства и различия концепций следования, разработанных древними индийцами, древними греками и современными западными специалистами.
3.Доказан факт интуитивного использования различных модификаций правил вывода modus ponens и modus toilens в "силлогизме различия" и всех
разновидностях вывода "о невосприятии", рассмотренных последователем Диг-наги - Дхармакирти (см. Ыуауа-Ы.пс1и (ЫВ) , 11.32-42, III.25-27).
4.Найдены аналоги выделяемых индийскими логиками разновидностей условного высказывания (три типа большей посылки, признаваемые буддистами, большие посылки выводов "пурвават", "шешават" и "вишешатодриштам"), а также умозаключения ("силлогизм сходства" и "силлогизм различия", выводы "для себя" и "для других", дигнаговский вывод "о невосприятии", гаута-мовская "упамана" и "саманьянтодриштам") среди структур, предлагавшихся Аристотелем, стоиками, средневековыми схоластами и представителями западной логической мысли XX в.
5.Выявлена специфика отрицания в силлогистике ньяиков (неэкзистенциальной) и буддистов дигнаговской школы (экзистенциальной), и в связи с этим - особенности задействования в индийских силлогистических доказательствах негативных терминов.
6.Подвергнут формализации буддийский вывод "о невосприятии", на основании чего определены критерии его отличия от других разновидностей вывода.
7.Построены схемы Кейнса для перечней возможных вариантов правильных и неправильных силлогизмов, составленных буддистом Дигнагой (см. Не^-дакга (Н£) , 1-9) и его оппонентом - ньяиком Удьоттакарой (см. Ыуауа-varttika (№/) , 1.2.4). Эти схемы приведены в соответствие с интерпретациями Р.С.Чи, сделанными с использованием языка логики предикатов.
8.Подтвержден факт наличия неклассических компонентов в различных системах, при этом проанализированы представления логиков - буддистов, ньяиков и джайнов - о разного вида модальностях, о пространственных и временных переменных и константах.
На защиту вынесены следующие тезисы:
1.Обращение приверженцев буддизма к логике и приоритетный интерес к ней в VI - X вв. было естестественным этапом эволюции этой религиозной
философии, а за фактом разработки буддистами логико-эпистемологической системы стояли не просто их насущные практические потребности, но объективные закономерности развития научных теорий.
2.Разработанные индийскими мыслителями учения о доказательстве не могут называться логическими теориями в привычном для европейских ученых смысле этого слова: по сути своей они являются теоретико-познавательными концепцями, авторы которых склонны были рассмотривать некоторые проблемы из области эпистемологии также и в логическом плане, используя при этом довольно богатый арсенал собственно логических методов, выработанных и систематизированных ими же самими.
3.На основе предыдущего тезиса корректируется высказывание об имевшем место в буддийский период превращении логики в автономную дисциплину (см. [150], 2, с.45-47, [252], 1, с.1-2): самостоятельной отраслью философской науки, выполняющей пропедевтическую функцию по отношению к другим, стала не логика, а включавшая ее в себя как составную часть эпистемология, призванная, в свою очередь, быть инструментом теории спасения (см. [122], 2, с.25). Однако можно с уверенностью говорить о заметном росте престижа логической отрасли, о признании ее не просто важной, а наиболее значимой составляющей прамана-вады (см. [122], 2, с.11-12).
4.Учение о логическом доказательстве, разработанное Дигнагой и его учениками, может быть в приближении рассмотрено как система натурального вывода - доказывается наличие в нем тенденции развития по пути исследования фундаментальных свойств выводимости.
5. На основании результатов сравнительного анализа природы связи среднего и большего терминов в выводах различных типов утверждается, что большая посылка дигнаговского вывода, констатирующая существование родовидовой субординации указанных понятий, может быть формализована с помощью инклюзивной импликации Хризиппа, а аналогичные составляющие, несущие информацию о генетической обусловленности одного свойства или феноме-
на другим (большие посылки соответственно буддийских силлогизмов - причинного и "о невосприятии", выводов "пурвават" и "шешават", рассматриваемых ньяиками, санкхьяиками и джайнами, а также описанного вайшешиками и мимансаками умозаключения "вишешатодриштам") - с помощью каузальной импликации А.Беркса.
6.Будучи ориентированной на практические потребности человека и изучая - в связи с этим - прагматический аспект мышления, древнеиндийская логика неизбежно должна была содержать в себе неклассическую составляющую. Посредством произведенных формальных интерпретаций обосновывается наличие элементов модальной, временной, интенсиональной и индуктивной логик в учениях, созданных представителями буддизма, джайнизма, Ньяи, Санкхьи и других школ.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные автором результаты могут быть использованы в научной, учебной и справочной литературе, в общих и специальных курсах по истории философии и логики, а также при разработке теорий логического вывода и исследовании проблемы адекватного выражения существующих в объективной действительности причинно-следственных связей посредством логико-математического аппарата.
Предварительные результаты работы апробированы на научных конференциях "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке" (Санкт-Петербург, 11-12 июня 1992 г.) и "Наследие И.Канта и Д.Гильберта в логике, философии и математике XX в." (Калининград, 22-25 сентября 1992 г.), а также опубликованы в печати ([89], [274]).
Похожие диссертационные работы по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК
Философия Стои: единство концепции и доминанта идеи всеобщего2005 год, доктор философских наук Степанова, Анна Сергеевна
Логические учения средневекового Ирана и их значение для западноевропейской логики2011 год, кандидат философских наук Джаббехдари, Марьям
Проблемы понимания индийской культуры2003 год, доктор философских наук Серебряный, Сергей Дмитриевич
Развитие логических идей в арабо-мусульманской философии и "теологии"2009 год, кандидат философских наук Зиядех Латфаллах
Логико-философские исследования Боэция2006 год, кандидат философских наук Гусева, Марианна Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Логика», Заболотных, Элина Леонидовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу существования общих закономерностей развития научных теорий, моментов сходства древнегреческих и древнеиндийских систем логического вывода насчитывается немало. Самый значительный из них - убежденность представителей двух разных цивилизаций в преимуществе способа постижения вещей через их сущность и причины перед всеми другими. Подоплеку данного феномена понять легко: ведь у людей, осваивающих внешний мир, потребность познать суть окружающих их вещей и природные закономерности имелась издревле, задолго до того, как вопросы логического характера стали рассматриваться философами (см. Adv. math., VIII.269-271).
Однако, изучая механизмы рационального познания, индийцы и греки -носители весьма непохожих духовных традиций - даже при анализе одних и тех же проблем часто расставляли акценты по-разному, и очерченные ими круги вопросов, относительно которых принято считать, что они находятся в компетенции логической науки, значительно разнились между собой. Например, тесная связь учения о доказательстве с теорией причинности, неизменно отличавшая концепции, созданные мыслителями Индии, была характерна для логики Стой в гораздо большей мере, чем для системы Аристотеля, а психологией и лингвистикой античные специалисты, в отличие от своих восточных "коллег", интересовались мало; индийские логики, в свою очередь, исследуя состав и критерии корректности доказательства, почти совсем не прибегали к использованию формализмов.
Сопоставив учения о выводном знании, разработанные греками и индийцами, можно удостовериться, что теории первых действительно шире и богаче, но это не означает, что ньяики, буддисты, джайны и представители прочих школ видели лишь часть тех проблем, которые изучали античные авторы. Из-за принятия более жестких критериев правильности силлогистического вывода и неразработанности исчисления высказываний специалисты в области прамана-вады действительно не могли прийти к открытию большинства моделей вывода, использовавшихся Аристотелем и стоиками, но при этом они достаточно детально исследовали основные свойства выводимости, интуитивно применяли разные модификации правил вывода modus ponens и modus toilens, правило дистрибутивности; им было известно несколько видов несиллогистических умозаключений - чисто условное, условно-категорическое, индуктивное, вывод по аналогии. Кроме того, у них имелась интересная классификация силлогизмов, основанная на принципах, существенно отличных от тех, что лежали в основе классификации, предложенной Стагиритом. И хотя все силлогистические доказательства были построены по типу Barbara или же сводились к этой модели, во многих случаях для того, чтобы осуществить сведение, приходилось использовать приемы, к которым сам Аристотель не прибегал. И, конечно, нельзя игнорировать факт наличия у индийцев понятий о различного рода модальностях, о временных и пространственных переменных и константах.
Старые логические трактаты (в том числе созданные философами Востока) не должны быть оставлены без внимания. Из опыта известно, что анализ содержащихся в них идей - пусть порою недостаточно четко изложенных и не вполне разработанных - в немалой мере стимулирует развитие отрасли. Изучая воззрения древних мыслителей, можно проследить пути эволюции проблематики науки логики и сопоставить подходы представителей разных эпох и цивилизаций к решению одних и тех же (или близких по своей сути) проблем, но это ещё не всё. Применяя современный формальный аппарат, мы можем понять сущность теорий - "экспонатов историко-логического музея" более глубоко, провести их сравнительный анализ в малейших подробностях, предельно четко проследить пункты их преемственности с концепциями, созданными учеными-логиками в более поздние времена, и, вполне вероятно, обнаружить при этом ряд моментов отличия и сходства разных систем, которые никогда не были бы выявлены, если бы мы не прибегли к использованию аппарата.
Таким образом, в результате применения сравнительно-исторического и формально-логического методов в совокупности, открывается возможность с большой точностью определить вклад практически каждого из наших предшественников в логику (и можно заранее сказать, что переоценки "в положительную сторону" будут производиться с достаточной частотой). Исследования подобного рода надлежит признать полезными еще и потому, что их результаты могут пригодиться при упорядочении данных, накопленных логической наукой на очередном этапе развития, и послужить своего рода катализатором в процессе формирования новых концепций. Поэтому ни в коем случае не следует понимать высказывание Р.С.Чи об "архаичности" и "примитивности" древнеиндийских учений о доказательстве (см. [171], с. 179) в том смысле, что они являют собой нечто, не имеющее никакой ценности для современной логики. Чтобы обосновать обратное, напомним, что системы Аристотеля и стоиков до сих пор вызывают интерес большого числа специалистов во всем мире, несмотря на свой незатейливый вид и небогатый арсенал методов (и то и другое - разумеется, в сравнении с новейшими логическими теориями). Даже сейчас, на рубеже II и III тысячелетий, неправомерно утверждать, что труды логиков (и западных, и тем более восточных) , творивших много веков назад, проанализированы во всех деталях и их содержание понятно нам полностью. Не исключено, что во многих из них имеется какая-то информация, до сих пор не "расшифрованная", но ценная как в теоретическом, так и в практическом аспекте, и исследователям еще только предстоит извлечь ее оттуда и использовать на благо дальнейшего развития логической науки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Заболотных, Элина Леонидовна, 1999 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Аннамбхатта. Тарка-санграха (Свод умозрений); Тарка-дипика (Разъяснение к своду умозрений) / Пер. с санскр., введ., коммент. и истор.-филос. исслед. Е.П.Островской; АН СССР. Ин-т востоковедения. - М. : Наука, 1989. - 238 с.
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. с древнегреч.; АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1975-1983.
Т.1. - 1975. - 520 с.
Т.2. - 1978. - 687 с.
Т.З. - 1981. - 613 с.
Т.4. - 1983. - 830 с.
3. Васубандху. Абхидхармакоша / Близкий к тексту перевод с тибетск. на русск. яз.; Введ., подгот. тибетск. текста, примеч. и табл. Б.В.Семичова и М.Г.Брянского. - Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1980.
Т.1: Главы 1 и 2. - 396 с.
Т.2: Глава 3. - 2 60 с.
4. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л.Гаспарова; Вступ. статья (с.5-59) А.Ф.Лосева. - М. : Мысль, 1979. - 620 с.
5. Дхаммапада: Буддийский сборник изречений / Пер. с пали, введ. (с.3-57) и коммент. В.Н.Топорова. - СПб.: Чернышев, 1993. - 174 с.
6. Дхармакирти. Учебник логики Дхармакирти с комментариями на него Дхармоттары // Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - Т.1. - С.1-192.
7. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Б.А.Фохта // Соч.: В 6 т. - М., 1964. - Т.З. - С.69-695.
8. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука / Пер. с нем. Б.А.Фохта // Соч.: В 6 т. - Т.4. 4.1. -С.67-210.
9. Лейбниц Г.В. Монадология / Пер. с франц. E.H.Боброва // Соч.: В 4 т. - М., 1982. - Т.1. - С.413-429.
10. Маковельский А.О. Софисты: Фрагменты / Пер. с древнегреч. -Баку: НКП АзССР, 1940-1941.
Вып.1. - 1940. - 48 с.
Вып.2. - 1941. - 100 с.
11. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч.; Сост., ред. и авт. вступ. статьи А.Ф.Лосев; Авт. примеч. А.А.Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1986. - 607 с.
12. Платон. Сочинения: В 3 т. / Пер. с древнегреч.; Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса; Вступ. статья А.Ф.Лосева; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Мысль, 1968-1972.
Т.1. - 1968. - 623 с.
Т.2. - 1970. - 609 с.
Т.З. 4.1. - 1971. - 685 с.
Т.З. 4.2. - 1972. - 676 с.
13. Рамаяна, или Рамачаритаманаса: Море подвигов Рамы / Пер. с индийск. (хинди), коммент. и вступ. статья (с.9-106) А.П.Баранникова. -М.-Л.: 1-я тип. Изд-ва АН СССР в Ленинграде, 1948. - 968 с.
14. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. / Пер. с древнегреч.; Вступ. статья и общ. ред. А.Ф.Лосева; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Мысль, 1976.
Т.1. - 376 с.
Т.2. - 380 с.
15. Фрагменты сочинений ранних греческих философов / Изд. подгот. А.В.Лебедев; Отв.ред. И.Д.Рожанский. - М. : Наука, 1989. - 4.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 1989. - 57 6 с.
16. Шантаракшита. "Таттва-самграха" с комментарием "Панджика" Камалашилы (глава ("Ануманапарикша")) / Пер. Н.А.Канаевой // Канаева H.A.: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1990. - С.150-218.
17. Apuleis L. De la doctrine de Platon // Oevres completes d'Apuleé / Trad, en français par V.Betolaud. - Nouv. ed. - Vol.2. -P.163-294.
18. Aristoteles. The completed works of Aristotle / The rev. Oxford transi.; Ed. by J.Barnes. - 2nd print. - Princeton (N.Y.): Princeton Univ. press, 1985.
Vol.1. - XI, 1250 p. Vol.2. - 1252-2487 p.
19. Badarayana. The Vedanta-sutras with the comment, by Çankara açarya / Transi, by G. Thibault. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1966-1968.
Pt.l. - 1968. - CXXVIII, 448 p. Pt.2. - 1968. - 508 p. Pt.3. - 1966. - XI, 800 p.
20. Bhartrihari. The Çatakas of Bhartrihari / Transi, into Engl, from the orig. Sanskr. by B.Hale Wortham. - London, 1886. - XII, 80 p.
21. Bhatta Jayanta. Nyaya-manjari : The compendium of Indian speculative logic / Transi, into Engl, by Bhattacharyya J.U. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1978. - XXXVI, 917 p.
22. Bhavasarvajna. The Nyaya-sara of Bhavasarvajna / Summarized by K.H.Potter // The encyclopedia of Indian philosophies. - Vol.2. - P.400-410.
23. Boetius A.M.S. De syllogismo categorico libri duo // Patrologiae cursus completis. Series latina. - Parisiis, 1847. - Vol.64.
- P.794-832.
24. Boetius A.M.S. De syllogismo hypothetico libri duo // Patrologiae cursus completis. Series latina. - Parisiis, 1847. - Vol.64.
- P.831-876.
25. Boetius A.M.S. Introductio ad syllogismos categoricos // Patrologiae cursus completis. Series latina. - Parisiis, 1847. - Vol.64.
- P.761-794.
26. Buddha Gautama. Die Reden Gautama Buddhas aus der mittleren Sammlung des Pali-Kanons / Zum ersten Mal ins Deutsche übersetzt von K.E.Neumann. - Leipzig: Friedrich, 1896-1902.
Bd. 1. - 1896. - XXIV, 568 p.
Bd.2. - 1900. - XV, 689 p.
Bd.3. - 1902. - XII, 588 p.
27. Cicero M.T. Topica / With an Engl, transl. by H.M.Hubbell // Collected works: In 28 vol. - Cambridge (Mass.); London, 1976. - Vol.2. -P. 382-459.
28. Cicero M.T. De fato / With an Engl, transl. by H.Rackham // Collected works: In 28 vol. - Cambridge (Mass.); London, 1982. - Vol.4. -P.192-249.
29. Cicero M.T. Paradoxa stoicorum / With an Engl, transl. by H.Rackham // Collected works: In 28 vol. - Cambridge (Mass.); London, 1982. - Vol.4. - P.254-303.
30. Cicero M.T. De natura deorum / With an Engl, transl. by H.Rackham // Collected works: In 28 vol. - Cambridge (Mass.); London, 1979. - Vol.19. - P.2-383.
31. Cicero M.T. De divinatione / With an Engl. transl. by W.A.Falconer // Collected works: In 28 vol. - Cambridge (Mass.); London, 1979. - Vol.20. - P.222-539.
32. Commentaria in Aristotelem Graeca / Ed. consilio et auct. Akad. literarum regiae Borussiae. - Berolini: Typ. et impensis G.Reimeri, 18821907.
Vol.2. Ps.1: Alexandri Aphrodisiensis Aristotelem Analyticorum priorum librum 1 commentarium / Ed. M.Wallies. - 1883. - XXII, 426 p.
Vol.2. Ps.2: Alexandri Aphrodisiensis Aristotelem Topicorum libros octo commentaria / Ed. M.Wallies. - 1891. - L, 712 p.
Vol.4. Ps.6: Ammonii in Aristotelem Analyticorum priorum librum 1 commentarium / Ed. M.Wallies. - 1890. - XIV, 98 p.
Vol.7: Simplicii in Aristotelem De caelo commentaria / Ed. I.L.Heiberg. - 1894. - XVI, 780 p.
Vol.9: Simplicii in Aristotelem Physicorum libros quattor priores commentaria / Ed. H.Diels. - 1882. - XXXI, 800 p.
Vol.10: Simplicii in Aristotelem Physicorum libros quattor posteriores commentaria / Ed. H.Diels. - 1895. - XIV, 801-1463 p.
33. Dharmakirti's Hetubindu / Hrsg. von E,Steinkellner. - Wien: Böhlaus Nachf., 1967.
Bd.l: Tibetisches Text und reconstruirtes Sanskrit-Text. - 115 S.
Bd.2: Übersetzung und Anmerkungen. - 220 S.
34. Dharmakirti's Pramanavini§gaya / Hrsg. von T.Wetter. - Wien: Böhlaus Nachf., 1966-1973.
Bd.l: Pratyak§am. - 1966. - 111 S.
Bd.2: Svarthanumanam: Tibetisches Text und Sanskrit-Texte. - 1972. - 119 S.
Bd.3: Svarthanumanam: Übersetzung und Anmerkungen. - 1973. - 163 S.
35. Dignaga. The Hetugakra of Dignaga / Transl. into Engl. // Chi R.S.Y. Buddhist formal logic. - London, 1969. - P.XII.
36. Dignaga on perception, being the Pratyak?apariggheda of Dignaga's Pramanasamuggaya / From the Sanskrit fragments and Tibetian versions transl. and annot. by M.Hattori. - Cambridge (Mass.): Harward Univ. press, 1968. - 265 p.
37. Epictetus. The discources as reported by Arrian, the Manual and fragments / With an Engl, transl. by W.A.Oldfather. - Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press; London: Heinemann, 1978-1979.
Vol.1. - 1979. - XXXVIII, 443 p.
Vol.2. - 1978. - V, 559 p.
38. Die Fragmente der Vorsokratiker Griechisch und Deutsch von H.Diels. - 5. Aufl., hrsg. von W.Kranz. - Berlin: Wiedmann, 1934-1937.
Bd.1. - 1934. - XIV, 482 S.
Bd.2. - 1935. - 427 S.
Bd.3. - 1937. - 654 S.
39. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker: Neue Sammlung der Texte mit deutscher Übers, und Komment, von K.H.Hülser. - Stuttgart; Bad Cannstadt: Frommann - Holzboog, 1987-1988.
Bd.1: Fragm. 1-368. - 1987. - CI, 403 S.
Bd.2: Fragm. 369-772. - 1987. - 405-912 S.
Bd.3: Fragm. 773-1074. - 1987. - VI, 913-1416 S.
Bd.4: Fragm. 1075-1257. - 1988. - 1417-1919 S.
40. Fragments from Dignaga / Ed. by H.N.Rändle. - London: Royal Asiatic Society, 1926. - XII, 94 p.
41. Gange§a. Tattvagintamani (Book II, chapters "Anumitirupana" and "Vyaptivada") / With a transliter., transl. into Engl., and comment. // Goekoop C. The logic of invariable concomitance in the Tattvagintamani. -Dordrecht, 1967. - P.53-152.
42. Galenus Claudius. Galen's Institutio Logica / Engl, transl., introd. and ckmment. by J.S.Kiefer. - Baltimore: John Hopkins press, 1994. - VII, 143 p.
43. Gautama Ak§apada. The Nyayasutras of Gautama, with Vatsyayana's Bha§ya and Uddvottakara's Varttika / Transl. into Engl, by G.Jha. Allahabad, 1915-1919.
Vol.1. - 1915. - 540 p.
Vol.2. - 1917. - 480 p.
Vol.3. - 1919. - 362 p.
Vol.4. - 1919. - 345 p.
44. I§varakrishna. The Samkhyakarika of I§varakrishna: Being a treatise of psycho-physics for self-realization / Ed. and transl. by R. Phukan. - Calcutta: Mukhopadhyay, 1960. - VI, 165 p.
45. Kanada. The Vai§e§ika aphorisms of Kanada with comments from the Upaskara of §ankara Mi§ra and the Vivritti of Jaya-Narayana Tarkapanchanana / Transí, by A.E.Gough. - 2nd ed. - New Delhi: Oriental books repr. corp., 1975. - III, 310 p.
46. Kapila, The Sankhya-Pravagana-Sutra of Kapila / Transliterated version, transí, into Engl., with comment. // Bahadur K.P. The wisdom of Sankhya. - New Delhi, 1978. - P.40-215.
47. Mahabharata of Krishna Dvaipayana Vyasa / Transí, into Engl, prose; Publ. and distributed chiefly gratis by P.Ch.Roy. - Calcutta: Bharata press, 1884-1896. - 18 vol.
48. Minor buddhist texts / Sanskrit and Tibetian texts with introd. and Engl. summ, by G.Tucci. - Repr. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1978. -XII, 288 p.
49. Nagarjuna. Nagarjuna: A translation of his Madhyamika-karika / With an introd. by K.Inada. - Tokyo: Hokuseido press, 1970. - X, 204 p.
50. Nagarjuna. Madhyamika-?astra (Chapters I and XXV) / Transí, by Th.Scherbatsky // Scherbatsky Th. The conception of buddhist nirvana. -Leningrad, 1927. - P.69-78.
51. Ockham W. Suma logiczna / Wyboru dokonal, z oryg. laciñskiego przel., wstepiem i przypisami opatrzyl T.Wlodarczyk. - Warszawa, Pañstw. wyd-wo naukowe, 1971. - LVI, 561 s.
52. Orphicorum fragmenta collegit 0. Kern. - Berolini: Wiedmann, 1922. - X, 407 p.
53. Patanjalidargana: Patanjali's Yogasutras with the comment. Bhasya of Vyasa and Dipika of Vagaspatimi§ra. - Calcutta, 1890. - 320 p.
54. Petrus Hispanus. Summulae logicales cum Versorii Parisienis Clarissima Expositione. - Repr. - Hildesheim; New York: Olm, '1981. - 650 P-
55. Philodemus. On methods of inference / Ed. with transl. and comment, by P.Howard de Lacy and E.Allen de Lacy. - Philadelphia: American Philological association, 1941. - VIII, 200 p.
56. Pra§astapada. The Padarthadharmasamgraha of Pra?astapada / Summarized by K.H.Potter // The encyclopedia of Indian philosophies. -Vol.2. - P.283-303.
57. Pre-Dignaga buddhist texts on logic from Chinese sources / Transl. with introd., notes and indices by G.Tucci. - Baroda: Oriental Institute, 1929. - XXX, 338 p.
58. §abarasvami. §abara-bha§ya / Transl. into Engl, prose by Ganganatha Jha. - Baroda: Oriental Inst., 1933-1936.
Vol.1: Adhyayas I-III. - 1933. - XV, 707 p.
Vol.2: Adhyayas IV-VIII. - 1934. - XX, 708-1417 p.
Vol.3: Adhyayas IX-XII. - 1936. - XXVIII, 1418-2429 p.
59. Seneca L.A. Collected works: In 10 vol. - Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press; London: Heinemann, 1970-1987.
Vol.7: Quaestines naturales I / With an Engl, transl. by T.H. Corcoran. - 1971. - XXIX, 297 p.
Vol.10: Quaestines naturales II / With an Engl, transl. by T.H. Corcoran. - 1972. - V, 312 p.
60. Siddhasena Divakara. Nyayavatara: The earlist Jaina Work on pure logic / Ed. by S.Ch.Vidyabhusana. - Arrah, 1915. - 50 p.
61. Stoicorum veterum fragmenta / Collegit I. von Arnim: In 4 vol. - Lipsia: Teubner, 1921-1924.
Vol.1: Zeno et Zenonis discipuli. - 1921. - L, 142 p.
Vol.2: Chrisippi fragmenta logica et physica. - 1923. - VI, 348 p.
62. The Upanishads / Transl. by F.M.Miller. - Oxford: Clarendon press, 1879-1884.
Pt.l. - 1879. - CI, 320 p.
Pt.2. - 1884. - LII, 350 p.
63. vaçaspatimiçra. The Nyayavarttika-tatparyatika of Vaçaspatimiçra / Summarized by B.K.Matilal // The encyclopedia of Indian philosophies. - Vol.2. - P. 455-483.
64. Vedantasara: A manual of Hindu pantheism / Transi, with copious annotations by Major S.A.Jacob. - London: Truebner, 1881. — X, 130 p.
65. Андросов В. П. Нагарджуна и его учение / АН СССР. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1990. - 267 с.
66. Анисов A.M. Контрфактические высказывания и теории // Неклассические логики и их применения. - М., 1989. - С.91-101.
67. Ахманов A.C. Логическое учение Аристотеля. - М. : Соцэкгиз, 1960. - 313 с.
68. Боброва Л.А. Критический анализ теорий логического следования: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1972. - 111 с.
69. Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление античной диалектики. - М.: Мысль, 1982. - 263 с.
70. Болгарский Б.В. Очерки по истории математики. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 1979. - 368 с.
71. Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. - М.: Наука, 1980. - 331 с.
72. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. - М. : Наука, 1985. - 755 с.
73. Бочаров В.А. Анализ силлогистических теорий: Автореферат дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1988. - 32 с.
74. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика: Анализ силлогистических теорий. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 136 с.
75. Бочаров В. А. Силлогистика с сингулярными терминами // Современная логика и методология науки. - М., 1987. - С.58-70.
76. Бродский И. H. Отрицательные высказывания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 103 с.
77. Васильев В. П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб.: тип. Акад. наук, 1857-1869.
4.1: Общее обозрение. - 1857. - XII, 356 с.
4.2: Даранати. История буддизма в Индии / Пер. с тибетск. и предисл. В.Васильева. - 1869. - XXII, 288 с.
78. Воробьев В.В. Концепция овремененных высказываний в античности и средневековье: Автореферат дис. ... канд. филос. наук. - М., 1981. - 24 с.
79. Воробьев В. В. Становление идей неклассической логики в античности и средневековье (Время и модальность) : Спецкурс / МГУ им. Ломоносова. Философск. фак-т. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 112 с.
80. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избр. труды / Пер. с англ.; Общ.ред. Г.А.Рузавина и В.А.Смирнова; Сост. и авт. предисл. В.А.Смирнов. - М.: Прогресс, 1986. - 594 с.
81. Гусева Н.Р. Где искать следы // Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков: религия, быт, культура. - М., 1994. - С.35-47.
82. Гусева Н.Р. Глубокие корни // Гусева Н.Р. Индия в зеркале веков: религия, быт, культура. - М., 1994. - С.7-34.
83. Гусева Н.Р. Джайнизм. - М.: Наука, 1968. - 125 с.
84. Джохадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода. - М. : Высшая школа, 1979. - 127 с.
85. Донченко В. В. Некоторые вопросы, связанные с проблемой разрешения для исчисления строгой импликации Аккермана // Проблемы логики. - М., 1963. - С.18-24.
86. Донченко В. В. Строгая импликация и модальность // Логика и методология науки. - М., 1967. - С.67-70.
87. Жоль К. К. Значение сравнительно-исторических методов для анализа индийского философского наследия: Автореферат дис. . . . канд. филос. наук. - Киев, 1978. - 24 с.
88. Жоль K.K. Сравнительный анализ индийского логико-философского наследия. - Киев: Наукова думка, 1981. - 208 с.
89. Заболотных Э.Л. Отрицательные посылки и негативные термины в силлогистике Дхармакирти (на материале "Ньяябинду") // Вестник Моск. унта. - Сер.7 (Философия). - 1993. - № 5. - С.80-87.
90. Зиновьев A.A. Комплексная логика. - М.: Наука, 1970. - 203 с.
91. Зиновьев A.A. Логика высказываний и теория вывода. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 152 с.
92. Зиновьев A.A. Логика науки. - М.: Мысль, 1971. - 279 с.
93. Зиновьев A.A. Основы логической теории научных знаний. - М.: Наука, 1967. - 261 с.
94. Ивин A.A. Коннексивная импликация // Исследование логических систем. - М., 1970. - С.142-165.
95. Ивин A.A. Коннексивная импликация и строгая импликация // Модальные и интенсиональные логики. - М., 1978. - С.49-51.
96. Ивин A.A. Логика времени // Неклассическая логика. - М., 1970. - С.124-191.
97. Ивин A.A. Онтологическая необходимость и каузальная импликация // Логика и методология научного познания. - М., 1974. - С.74-77.
98. Исаева Н.В. Полемика Шанкары с сарвастивадой // Рационалистическая традиция и современность: Индия. - М., 1988. - С.150-165.
99. Исаева Н.В. Шанкара и неортодоксальные учения // Санскрит и древнеиндийская культура, - М., 1979. - 4.1. - С.220-231.
100. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия / АН СССР. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1991. - 197 с.
101. Ишмуратов А.Т. Логические теории временных контекстов. - Киев: Наукова думка, 1981. - 150 с.
102. Канаева H.A. Проблема выводного знания в Индии VIII века (на материале "Таттва-санграхи" Шантаракшиты с комментарием "Панджика" Камалашилы): Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1990. ~ 218 с.
103. Караваев Э.Ф. Основания временной логики. - Jl.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 176 с.
104. Карпович В.Н. О двух видах общих утверждений и критериях их различения // Методологические проблемы научного познания. - Новосибирск, 1977. - С.87-101.
105. Кевбрин Б.Ф. Соотношение причины и следствия во времени // Проблемы логики, методологии и истории науки. - М., 1978. - С.44-54.
106. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. - М.: Мысль, 1972. - 310 с.
107. Клини С. К. Введение в метаматематику / Пер с англ. А.С.Есенина-Вольпина; Под ред. В.А.Успенского. - М.: Изд-во иностр. лит., 1957. - 526 с.
108. Ковальски Р. Логика в решении проблем / Пер. с англ. - М. : Наука, 1990. - 280 с.
109. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1975. - 720 с.
110. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика / Пер. с англ. - М. : Наука, 1990. - 384 с.
111. Куртонина Н.Я. Анализ интенсиональной трактовки импликации в теории номологических высказываний Рейхенбаха // Философские проблемы модальной и интенсиональной логики. - М., 1982. - С.22-30.
112. Луканин Р.К. "Органон" Аристотеля / Отв. ред. В.В.Соколов; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1984. - 304 с.
113. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики / Пер. с англ. Н.И.Стяжкина и А.Л.Субботина; Общ.ред. и вступ. статья (с.5-26) П.С.Попова. - М. : Изд-во иностр. лит., 1959. - 311 с.
114. Лысенко В.Г., Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / РАН. Ин-т философии. - М. : Наука, 1994. - 382 с.
115. Маковельский А.О. История логики. - М.: Наука, 1967. - 502 с.
116. Молодцова E.H. Анализ феномена знания в традиционной индийской мысли // Методологические и мирвоззренческие проблемы истории философии стран Востока. - М., 1986. - 4.1. - С.82-85.
117. Мюллер М. Шесть систем индийской философии / Пер. с англ. -М. : Искусство, 1995. - 447 с.
118. Ольденбург С.Ф. Культура Индии / Сост. и предисл. И.Ю.Крачковского; АН СССР. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1991. - 279 с.
119. Островская Е.П. О месте и роли рационального познания в системе поздней синкретической Ньяя-Вайшешики // Рационалистическая традиция и современность: Индия. - М., 1988. - С.103-119.
120. Островская Е.П. Эпистемология поздней синкретической Ньяя-Вайшешики (Историко-философское и логико-теоретическое исследование): Автореферат дис. ... д-ра филос. наук. - СПб., 1992. - 32 с.
121. Попов П.Н., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 222 с.
122. Радхакришнан С. Индийская философия / Пер. с англ. - М. : Изд-во иностр. лит., 1956-1957.
Т.1. - 1956. - 623 с.
Т.2. - 1957. - 731 с.
123. Розенберг О.О. Труды по буддизму / Сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. А.Н.Игнатовича; АН СССР. Ин-т философии. - М. : Наука, 1991. - 294 с.
124. Рой М. История индийской философии. Греческая и индийская философия / Пер. с бенг. яз. М.С.Андронова; Вступ. статья В.В.Бродова; Ред. Ф.Н.Грецкий. - М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 54 6 с.
125. Рыбников К. История математики / Учеб. пособие для матем. специальностей ун-тов и педаг. ин-тов. - 2-е изд., переработ. - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 455 с.
126. Сидоренко Е.А. Логическое следование и условные высказывания / Отв. ред. П.В.Таванец; АН СССР. Ин-т философии. - М. : Наука, 1983. - 173 с.
127. Сидоренко Е.А. О различии между доказательствами и выводами из истинных посылок // Неклассические логики и пропозициональные установки. - М., 1987. - С.32-37.
128. Сидоренко Е.А. Релевантность и импликации // Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. -М., 1984. - С.183-192.
129. Сидоренко Е.А. Слабые следствия и парадоксы следования // Логические исследования. - М., 1993. - 4.1. - С.133-142.
130. Смирнов В.А. Так называемые парадоксы материальной импликации и логические системы с понятием сильного вывода // Исследование логических систем. - М., 1970. - С.122-136.
131. Смирнов Г.А. О видах логического следования // Исследование логических систем. - М., 1970. - С.204-214.
132. Солодухин Ю.Н. Высказывания о законах природы и их логический анализ // Проблемы логики и теории познания. - М,, 1968. - С.205-272.
133. Степанянц М.Т. К вопросу о специфике "восточных" типов философствования // Рационалистическая традиция и современность: Индия. -М., 1988. - С.3-10.
134. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М. : Наука, 1967. - 508 с.
135. Субботин А. Л. Теория силлогистики в современной формальной логике / АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1965. - 122 с.
136. Субботин А.Л. Традиционная и современная формальная логика / АН СССР. Ин-т философии. - М. : Наука, 1969. - 158 с.
137. Топоров В.Н. К буддологическим исследованиям Ф.И.Щербатского: Комментарий // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988. -С.263-419.
138. Топоров В.Н. Мадхьямики и элеаты: несколько параллелей // Индийская культура и буддизм. - М., 1972. - С.51-68.
139. Федина A.M. О силлогистике классов // Неклассическая логика. -М., 1970. - С.65-79.
140. Философская энциклопедия / Гл.ред. Ф.В.Константинов. - М. : Сов.энциклопедия, 1960-1970.
Т. 1. - 1960. - 504 с.
т. 2 . - 1962. - 575 с.
т. 3. - 1964. - 584 с.
т. 4. - 1967. - 591 с.
т. 5. - 1970. - 740 с.
141. Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия / Пер. с англ. под ред. В.И.Кальянова. - М.: Изд-во иностр. лит., 1954. - 408 с.
142. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии / Пер. с англ. под ред. В.А.Шишкина и В.П.Липеровского; ред. и вступ. статья Н.П.Аникеева. -М. : Прогресс, 1966. - 326 с.
143. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования: Сб. избр. ст. / Сост., вступ. статья и общ. ред. В.Н.Садовского и В.А.Смирнова; Пер. с англ. В.Н.Брюшинкина и др.. - М.: Прогресс, 1980. - 447 с.
144. Швырев B.C. К вопросу о каузальной импликации // Логические исследования. - М., 1959. - С.139-158.
145. Шейнман-Топштейн С.Я. Платон и ведийская философия. - М. : Наука, 1978. - 198 с.
14 6. Шохин В. К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды / РАН. Ин-т философии. - М. : Изд.фирма "Восточная литература", 1994. - 352 с.
14 7. Шохин B.K. Древнеиндийский рационализм как предмет историко-философской науки (проблемы периодизации истории древнеиндийской мысли) // Рационалистическая традиция и современность: Индия. - М., 1988. С.11-45.
148. Шохин В. К. Историко-философский процесс в Индии: начальный период: Автореферат дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1991. - 37 с.
149. Щербатской Ф.И. Логика в древней Индии. (Доклад, чит. в заседании Вост. отд. 25 октября 1901 г. // Записки Вост. отд. Имп. русск. археол. общ-ва. - T.XIV. - С.155-171.
150. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - СПб: Тип. Гераольд, 1903-1909.
Т.1. - 1903. - LVI, 301 с.
Т.2. - 1909. - XII, 380 с.
151. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. (Лекция акад. Ф.И.Щербатского, чит. при открытии Первой буддийской выставки в Петрограде 24 августа 1919 г. - Пг. : Отд. по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, 1919. - 48 с.
152. Щипкова A.B. О связи парадоксов "материальной" и "строгой" импликации // Релевантные логики и теория следования. - М., 1979.
С.128-131.
153. Щипкова A.B. Об источниках парадоксов следования // Проблемы логики, методологии и истории науки. - М., 1978. - С.143-164.
154. Юшкевич А. П. О развитии понятия функции // Историко-математические исследования. - Вып. XVIII. - М., 1966. - С.123-150.
155. Ackermann W. Begründung einer strengen Implikation // Journal of symbolic logic. - Vol.21. - 1956. - No.2. - P.119-128.
156. Ackermann W. Widersprüchlichfreier Aufbau der Logik // Journal of symbolic logic. - Vol.15. - 1950. - No.l. - P.33-57.
157. Akhilananda S. Hindu psychology, its meaning for the West / Introd. by G.W.Allport; Forew. by E.S.Brightman. - New York; London: Harper, 1946. - XVIII, 241 p.
158. Anderson A.R., Belnap N.D. A modification of Ackermann's "rigorous implication" // Journal of symbolic logic. - Vol.23. - 1958. -No.4. - P.457-458.
159. Anderson A.R., Belnap N.D. The pure calculus of entailment // Journal of symbolic logic. - Vol.27. - 1962. - No.l. - P.19-52.
160. Balslev A.N. A study of time in Indian philosophy. Wiesbaden: Harrasowich, 1983. - 172 p.
161. Barlingay S.S. A modern introduction to Indian logic. - 2nd rev. and enl. ed. - New Delhi: National publ. house, 1976. - XIX, 231 p.
162. Beardsley E.L. Non-accidental and counterfactual sentences // Journal of philosophy. - Vol.46. - 1949. - No.18. - P.573-571.
163. Bhartiya M.C. Causation in Indian philosophy: With special reference to Nyaya-Vai§e§ika / With a forew. by D.N.Shastri. - Ram Nagar Ghasiabad: Vimal Prakashan, 1973. - XIII, 297 p.
164. Bijalwan C.D. Indian theory of knowledge based upon Jayanta's Nyaya-Manjari. - New Delhi: Heritage, 1977. - XVIII, 288 p.
165. Bocheñski I.J.M. Ancient formal logic. - Amsterdam: North-holland publ. co., 1951. - VI, 122 p.
166. Bocheñski I.J.M. A history of formal logic / Transí, and ed. by I.Thomas. - 2nd ed. - New York: Chelsea publ. co., 1970. - XXII, 567 P-
167. Brown R., Watling J. Counterfactual conditionals // Mind. -Vol.61. - 1952. - No.242. - P.222-233.
168. Burks A. The logic of causal propositions // Mind. - Vol.60. -1951. - No.239. - P.363-382.
169. Chatterjee S. The Nyaya theory of knowledge: A critical study of some problems of logic and metaphysics. - 2nd ed.- Calcutta: Univ. of Calcutta, 1950. - XIX, 384 p.
170. Chennakesavan S. The concept of mind in Indian philosophy. -Bombay: Asia, 1960. - XI, 164 p.
171. Chi R.S.Y. Buddhist formal logic. - Repr. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1984. - Vol. 1. - LXXXII, 222 p.
172. Chrisholm R.M. The contrary-to-fact conditional II Mind. -Vol.55. - 1946. - No.220. - P.289-307.
173. Chrisholm R.M. Law statements and counterfactual inference // Analysis. - Vol.15 - 1955. - No.5. - P.97-109.
174. Datta B., Singh A.N. History of Hindu mathematics: A source book. - Bombay: Asia publ. house, 1962.
Pt.l. - XXII, 2 61 p.
Pt.2. - XII, 314 p.
175. Deussen P. Die Philosophie der Upanishads. - 5. Auf1. Leipzig: F.Brockhaus, 1922. - XIV, 401 S.
176. Diggs B.J. Counterfactual conditionals // Mind. - Vol.61. -1952. - No.244. - P.513-527.
177. Duncan-Jones A.E. Is strict implication the same as entailment? // Analysis. - Vol.2. - 1935. - No.5. - P.70-78.
178. Dutt N. Aspects of Mahayana buddhism and its relation to Hinayana / With a forew. by L. de la Valle Poussin. - London: Luzac, 1930. - XIII, 358 p.
179. Elliot Ch. Hinduism and Buddhism: A historical sketch. London: Routledge and Paul Ltd., 1957.
Vol.1. - VIII, 345 p.
Vol.2. - IV, 322 p.
Vol.3. - IV, 513 p.
180. The encyclopedia of Indian philosophies / By S.Bhattacharya, K.C.Chattopadhyaya, R.Chandhuri a.o. (Publ. for American institite of Indian studies). - Delhi: Motilal Banarsidass, 1970.
Vol.1. - XXXIV, 811 p.
Vol.2. - XIII, 744 p.
Vol.3. - X, 635 p.
181. Frauwallner E. Bemerkungen zu den Fragmenten Dignagas // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. - Bd.36. - 1929. -Hf.1/2. - S.136-139.
182. Frauwallner E. Beitrage zur Apohalehre // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. - Bd.37. - 1930. - Hf.3/4. - S.259-283.; Bd.39. - 1932. - Hf.3/4. - S.247-285.; Bd.40. - 1933. - Hf.1/2. - S.51-94.; Bd.42. - 1935. - Hf.1/2. - S.93-102.; Bd.44. - 1937. - Hf.3/4. -S.233-287.
183. Frauwallner E. Die Lehre von der zusätzlichen Bestimmung (Upadhih) in Gange§a's Tattvagintamanih. - Wien: Böhlaus Nachf., 1970. -72 S.
184. Frauwallner E. Zu den Fragmenten buddhistischer Logiker in Nyaya-Varttikam // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. -Bd.40. - 1933. - Hf.3/4. - S.281-304.
185. Frede M. Die stoische Logik. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974. - 224 S.
186. Gangopadhyaya M. Gange§a on the means for the ascertainment of invariable concomitance // - Journal of Indian philosophy. - 1975. -No.1/2. - P.167-208.
187. Goekoop C. The logic of invariable concomitance in the Tattvagintamani: Gange§a's Anumitinirupana and Vyaptivada with introd., transí, and comment. - Dordrecht: Reidel, 1967. - x, 162 p.
"188. Goodman N. The problem of counterfactual conditionals // The Journal of philosophy. - Vol.44. - 1947. - No.5. - P.113-128.
189. Grimm G. Die Wissenshaft des Buddhismus. - Leipzig: Drugulin, 1923. - XV, 350 S.
190. Guha D.H. Navya-Nyaya system of logic: Basic theories and techniques. - 2nd rev. ed. - Delhi: Motilal Banarsidass, XVIII, 272 p.
191. Haas W.S. The destiny of the mind: East and West. - London: Faber and Faber, 1956. - 327 p.
192. Halbfass W. Indien und Europa: Perspektiven ihrer geistigen Begegnung. - Basel; Stuttgart: Schwabe, 1981. - 550 S.
193. Hanson W.H. On formalizing the distinction between logical and factual truth // Journal of symbolic logic. - Vol.31. - 1966. - No.3. -P.460-477.
194. Hattori M. Pra§astapada and Dignaga: A note on the development of the Vai§e§ika theory of anumana // Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens. - Vol.16. - 1972. - P.169-180.
195. Herzberger H.G. Double negation in Buddhist logic // - Journal of Indian philosophy. - 1975. - No.1/2. - P.67-78.
196. Hintikka J. Aristotle on modality and determinism / In collab. with U.Rames and S.Knuuttila; Publ. for Soc. philosophica Fennica. Amsterdam: North-Holland, 1977. - 125 p.
197. Hintikka K.J. Time and necessity: Studies in Aristotle's theory of modality. - Oxford: Clarendon press, 1973. - VIII, 225 p.
198. Horn L.R. A natural history of negation. - Chicago; London: The University of Chicago Press, 1989. - XXII, 637 p.
199. Ingalls D.H.H. Materials for the study of Navya-Nyaya logic. -Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press; London: Oxford Univ. press, 1951. - 181 p.
200. Jha R.C. The Vedantic and the Buddhist concept of reality as interpreted by §ankara and Nagarjuna. - Calcutta: Mukhopadhyay, 1973. -156 p.
201. Johansson R.E. The dynamic psychology of early buddhism. -London; New Delhi: Oxford & IBH, 1978. - 236 p.
202. Junankar N.S. Gautama the Nyaya philosopher. - Delhi: Motilal Banarsidas, 1978. - XLI, 664 p.
203. Kar B. The theories of error in Indian philosophy: An analytical study. - Delhi: Ajanta press, 1978. - X, 146 p.
204. Karunadasa Y. Buddhist analysis of matter. - Colombo: The Department of cultural affairs, 1967. - XVIII, 186 p.
205. Keith A.B. Indian logic and atomism: An exposition of the Nyaya and Vaieika systems. - Oxford: Clarendon press, 1921. - 291 p.
206. Keith A.B. The religion and philosophy of the Vedas and Upanishads. - Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1925.
Vol.1: Chapters 1-19. - XVIII, 312 p.
Vol.2: Chaters 20-29. - VII, 313-683 p.
207. Keith A.B. The Samkhya system: A history of the Samkhya philosophy. - 2nd ed. - Calcutta: J.M.C.A. Publ. house, 1949. - 128 p.
208. Kneale M., Kneale W. The development of logic. - Oxford: Clarendon press, VIII, 761 p.
209. Kochumutton T.A. A buddhist doctrine of experience: A new translation and interpretation of the works of Vasubandhu the Yogacharin. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1982. - XXII, 287 p.
210. Kunst A. Probleme der buddhistischen Logik in der Darstellung der Tattvasamgraha. - Krakow: s.n., 1939. - IX, 145 S.
211. Lewis C.I. The calculus of strict implication // Mind. Vol.23. - 1914. - No.90. - P.240-247.
212. Lewis C.I. Implication and the algebra of logic // Mind. -Vol.21. - 1912. - No.84. - P.522-531.
213. Lewis D.K. Counterfactuals. - Cambridge (Mass.): Harvard Univ. press, 1973. - X, 150 p.
214. Long A.A. Freedom and determinism in the Stoic theory if human action // Long A.A., Rist J.M., Watson G. a.o. Problems in Stoicism. -London, 1971. - P.173-194.
215. Mahadevana T.M.P. Gaudapada: A study in early Advaita. - 2nd ed. - Madras: Univ. of Madras, 1954. - XI, 281 p.
216. Mates B. Stoic logic. - Berkeley; Los Angeles: Univ. of California press, 1961. - VI, 148 p.
217. Matilal B.K. The central philosophy of Jainism (Anekanta-vada). - Ahmedabad: L.D. Inst, of indology, 1981. - 72 p.
218. Matilal B.K. Epistemology, logic and grammar in Indian philosophical analysis. - Hague; Paris: Mouton, 1971. - 183 p.
219. Matilal B.K. Logic, language and reality: An introduction to Indian philosophical studies. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1985. - XII, 447 p.
220. Matilal B.K. The Navya-Nyaya doctrine of negation: The semantics and ontology of negative statements in Navya-Nyaya philosophy.
- Cambridge (Mass.), 1968. - XI, 208 p.
221. Matilal B.K. Reference and existence in Nyaya and Buddhist logic. - Journal of Indian philosophy. - 1970. - No.l. - P.83-108.
222. McCall S. Connexive implication // Journal of symbolic logic.
- Vol.31. - 1966. - No.3. - P.415-433.
223. Mehta M.L. Outlines of Jaina philosophy: The essentials of Jaina onthology, epistemology and ethics / With a forew. by Shri B.P.Wadia. - Bangalore: Jain mission, 1954. - XV, 168 p.
224. Mräz M. K implikaci v Aristotelove logice. - Praha: Academia, 1988. - 94 s.
225. Mudgal S.G. Advaita of §ankara-agarya reappraisal: Impact of Biddhism and Samkhya on §ankara's thought. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1975. - 195 p.
226. Nikhilananda S. The realistic aspect in Indian spirituality // The Indian mind. - Honolulu, 1967. - P.216-247.
227. Oldenberg H. Buddha: Sein Leben, seine Lehre, seine Gemeinde.
- Berlin: Hertz, 1881. - VIII, 418 S.
228. Oldenberg H. Die Lehre der Upanischaden und die Anfange des Buddhismus. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915. - VIII, 366 S.
229. Pandeya R.C. The problem of meaning in Indian philosophy. -Delhi: Motilal Banarsidass, 1963. - VIII, 303 p.
230. Pathak K.B. Dharmakirti and Samkaraacharya // Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society. - Vol.18. - 1891. No.XLVIII. - P.88-96.
231. Pathak K.B. Was Bhartrihari a Buddhist? // Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society. - Vol.18. - 1891. - No.L. -P.341-349.
232. Pears D. Synthetic necessary truth // Mind. - Vol.59. - 1950.
- N0.235. - P.199-208.
233. Perret R.W. The problem of induction in Indian philosophy // Philosophy East and West. - Vol.34. - 1984. - No.2. - P.161-174.
234. Perszyk K.J. The Nyaya and Russel on empty terms // Philosophy East and West. - Vol.34. - 1984. - No.2. - P.131-146.
235. Popper K.R. A note on natural laws and so-called contrary-to-fact conditionals // Mind. - Vol.58. - 1949. - No.229. - P.62-66.
236. Potter K.H. Some thoughts of the Nyaya conception of meaning // - Journal of Indian philosophy. - 1975. - No.1/2. - P.209-216.
237. Potter K.H. The backgrounds of sceptisism, East and West // -Journal of Indian philosophy. - 1975. - No.3/4. - P.299-314.
238. Prantl C. Geschichte der Logik im Abendlande. - Berlin: Akademie-Verlag, 1955.
Bd.l. - XII, 733 S.
Bd.2. - VIII, 403 S.
Bd.3. - VIII, 426 S.
Bd.4. - VIII, 305 S.
239. Prior A.N. The logic of negative terms in Boethius // Franciscan studies. - Vol.13. - 1953. - No.l. - P.1-6.
240. Prior A.N. Past, Present and Future. - Oxford: Clarendon press, 1967. - X, 217 p.
241. Raju P.T. Introduction to comparative philosophy. - Lincoln: University of Nebraska press, 1962. - XII, 364 p.
242. Randle H.N. Indian logic in the early schools: A study of the Nyayadar§ana in its relation to the early logic of other schools. -Oxford: Oxford Univ. press, 1930. - XII, 404 p.
243. Randle H.N. A note of the Indian syllogism // Mind. - Vol.33. - 1924. - No.132. - P.398-414.
244. Reichenbach H. Elements of symbolic logic. - New York: Macmillan, 1947. - XIII, 444 p.
245. Reichenbach H. Nomological statements and admissible operations. - Amsterdam: North-Holland publ. со., 1954. - 140 p.
246. Reichenbach H. The theory of probability: An inquiry into the logical and mathematical foundations or the calculus probability / Engl, transl. by H.Hutter and M.Reichenbach. - Berkeley; Los Angeles: Univ. of California press, 1949. - XVI, 492 p.
247. Rhys Davids T.V. Buddhism: Being a sketch of the life and teaching of Gautama the Buddha. - A new rev. ed. - London: s.n., 1910. -VIII, 252 p.
248. Rhys Davids T.V. Buddhist India. - 3 rd. ed. - Calcutta: s.n., 1957. - VII, 158 p.
249. Rist J.M. Stoic philosophy. - London; New York: Cambridge Univ. press, 1969. - X, 300 p.
250. Saksena S.K. Relation of philosophical theories to the practical affairs of men // The Indian mind. - Honolulu, 1967. - p. 19-40.
251. Sastri P.S. Indian Idealism: Epistemology and ontology. Delhi; Varanasi: Bharatiya Vidya Prakasham, 1975-1976.
Vol.1. - 1975. - 272 p.
Vol.2. - 1976. - 273-576 p.
252. Scherbatsky Th. Buddhist logic / Ред. С.Ф.Ольденбург. Ленинград: АН СССР, 1930-1932.
Vol.1. - 1932. - XII, 560 p.
Vol.2. - 1930. - VI, 468 p.
253. Schmithausen L. Alayavijnana: On the origin and early development of a central concept of Yogachara philosophy. - Tokyo: Intern, institute for Buddhist studies, 1987.
Pt.l: Text. - 242 p.
Pt.2: Notes, bibliography and indices. - 243-700 p.
254. Seal B. The positive sciences of Ancient Hindus. - Reprint. -Delhi: Motilal Banarsidass, 1958. - VIII, 295 p.
255. Sharma D. The differentiation theory of meaning in Indian logic. - Hague; Paris: Mouton, 1969. - 129 p.
256. Sharma D. The negative dialectics of India: A study the negative dialecticism in Indian philosophy. - East Lancing (Mich.), 1970. - XVIII, 155 p.
257. Shastri D.W. Critique of Indian realism: A study of the conflict between the Nyaya-Vai§e§ika and the Buddhist Dignaga school / With a forew. by S.Radhakrishnan. - Agra: Agra Univ. press, 1964. XXXII, 562 p.
258. Sheldon W.H. Main contrasts between Eastern and. Western philosophy // Essays in East-West philosophy. - Honolulu, 1951. - P. 288297 .
259. Sinari R.A. The structure of Indian thought. - Springfield (111.): Thomas, 1970. - XI, 274 p.
260. Smart N. Action and suffering in the Theravadin tradition // Philosophy East and West. - Vol.34. - 1984. - No.4. - P.371-378.
2 61. Sprung M. The madhyamika doctrine of two realities as a metaphysics // The problem of two truth in Buddhism and Vedanta. Dordrecht; Doston, 1973. - P.40-53.
262. Staal F. Universals: Studies in Indian logic and linguistics.
- Chicago; London: The Univ. of Chicago press, 1988. - X, 267 p.
263. Stafford Betty L. Nagarjuna's masterpiece - logical, mystical, both or neither // Philosophy East and West. - Vol.33. - 1983. - No.2. -P.123-138.
264. Streng F.J. The buddhist doctrine of two truth as religious philosophy // Journal of Indian philosophy. - 1970. - No.3. - P.262-271.
265. Studies in the Buddhist epistemological tradition: Proceedings of the 2nd international Dharmakirti conference, Vienna, June 11-16, 1989 / Ed. by Steinkellner E. - Wien: Verl. der Osterr. Akad. der Wiss., 1991.
- XIX, 430 S.
266. Suffering: Indian perspectives /Ed. by K.N.Tiwari. - Delhi: Motilal Banarsidass, 1986. - XIII, 302 p.
267. Tripathi C.L. The problem of knowledge in Yogachara buddhism.
- Varanasi: Bharat-Bharati, 1972. - XIX, 396 p.
268. Tucci G. Buddhist logic before Dignaga (Asanga, Vasubandhu, Tarka-§astras) // Journal of the Royal Asiatic Society. - 1929. - No.3. -P.451-488.
269. Tucci G. On some aspects of the doctrines of Maitreanatha and Asanga (Being a course of five lectures delivered at the University of Calcutta). - Calcutta: s.n., 1930. - 82 p.
270. Vidyabhusana S.C. A history of Indian logic: Ancient, medieval and modern schools. - Calcutta: Calcutta University, 1921. - XIII, 648 p.
271. Vostrikov A. The Nyaya-Varttika of Uddyottakara and the Vadanyaya of Dharmakirti // Indian Historical Quaterly. - Vol.11. - 1935. - P.1-31.
272. Warder A. K. The earliest Indian logic // Труды 25-го международного конгресса востоковедов. - Т.IV. - М., 1963. - С.56-68.
273. Watson G. The natural law and Stoicism // Long A.A., Rist J.M., Watson G. a.о.. Problems in Stoicism. - London, 1971. - P.216-238.
274. Zabolotnych E.L. Zur Vergleichung der Erkenntnisstheorien von I.Kant und altindischen Buddhisten // Abstracts of ail-Russian conference "Frege's and Hilbert's heritage in the XXth century (Logic, Philosophy and Mathematics). - Kaliningrad, 1992. - P.27-28.
275. Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer Geschichtlichen Entwicklung. - 3. Aufl. - Leipzig: Fues, 1869-1881.
Bd. 1. - 1869. - XIV, 953 S.
Bd. 2 . Abt.1. - - 1875. - X, 900 S.
Bd. 2 . Abt.2. - - 1879. - X, 948 S.
Bd. 3. Abt.1. - - 1880. - XVI, 831 S.
Bd. 3. Abt.2. - - 1881. - XII, 865 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.