Литературная жизнь Перми 1970 - 80-х гг.: История поэтического андеграунда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Сидякина, Анна Александровна

  • Сидякина, Анна Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 203
Сидякина, Анна Александровна. Литературная жизнь Перми 1970 - 80-х гг.: История поэтического андеграунда: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Екатеринбург. 2001. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сидякина, Анна Александровна

Литературная жизнь Перми 1970-80-х гг. : история поэтического андеграунда Введение.С.

Глава 1. Эпоха «семидесятых»: тенденции литературно-художественной жизни . С.

Глава 2. Формирование литературно-художественной среды пермского поэтического андеграунда.С.

1. Общая поэтическая ситуация в Перми. Фоновые предпосылки возникновения «новой поэзии».С.

2. Начало формирования литературно-художественной альтернативы.С.

3. Стратегии творческого поведения: компромиссы и нонконформизм.С.

Глава 3. Пермский поэтический андеграунд: выход в общероссийский литературный процесс .С.

1. Премьера пермского андеграунда. Слайд-поэма «В тени Кадриорга».С.

2. Основные направления социокультурной динамики пермского поэтического андеграуда.С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературная жизнь Перми 1970 - 80-х гг.: История поэтического андеграунда»

Актуальность исследования.

В последние годы минувшего десятилетия, в целом отмеченного повышенным вниманием к ретроспекции русской культуры в ее давнем и относительно близком прошлом, заметно повысился интерес к эпохе 1970-х гг. Помимо общих причин очередной культурной ревизии, закономерной на рубеже веков, настойчивое обращение к «семидесятым» объясняется еще и тем, что именно в эти годы наблюдалось возникновение тенденций, определивших облик отечественного искусства последующих лет. С другой стороны, сегодня становится все более очевидной творческая состоятельность некоторых маргинальных, промежуточных тенденций, не проявленных, точнее, не обнаруженных ранее по причине преобладающего внимания к центральным реалиям, мифам и оппозициям эпохи.

В процессе реабилитации 70-х, начавшемся с активной публикации авторов неофициальной литературы, быстро оказалось оспорено представление об этом времени как безликом и унылом промежутке перед внезапным всплеском художественной активности 80-х. Благодаря вышедшим в последние годы целыми блоками многочисленным очеркам, эссе, исследованиям, мемуарам, посвященным не только собственно искусству семидесятых, но и, прежде всего, проблемам его функционирования - во взаимодействии различных культурных типов, слоев, механизмов адаптации художественного эксперимента и т.д. -становится возможным гораздо более глубокий, целостный и одновременно подробный взгляд на специфику этой эпохи, не сводимую к ее генеральным тенденциям.

В этой связи новую актуальность приобретает проблематика литературной периферии: литературной жизни, среды и других социокультурных факторов бытования литературы. Взаимоотношение понятий «литературная жизнь» и «литературная среда» рассматривалось

П.Н. Сакулиным1, который еще в 1920-е годы обосновал необходимость системного подхода к изучению промежуточных между искусством и неискусством, не собственно текстуальных аспектов литературного творчества. В дальнейшем взаимодействие выявленных в разработках представителей ОПОЯЗа (Б. Эйхенбаума, Ю. Тынянова, В. Шкловского) и П. Сакулина «литературных фактов» (структура литературного процесса, творческие институции, традиции и влияния культурной среды и т.д.) в динамическом аспекте рассматривалось как в зарубежной, так и в отечественной науке (концептуально и последовательно - в работах Б. Дубина и Л. Гудкова, посвященных «литературе и обществу» , М. Берга). В целом необходимость комплексного подхода к исследованию в гуманитарной сфере обосновывается со своей стороны каждой из «антропоцентричных» наук. Историк А .Я. Гуревич, один из отечественных идеологов междисциплинарной методологии, обоснованной французской «Школой анналов», отмечает, что проблемы социального или идеологического порядка должны рассматриваться «не изолированно одна от другой, но в комплексе, как компоненты единой социально-культурной

•2 системы» . В филологии, искусствоведении и культурологии уже традиционно применим социологический инструментарий анализа ситуации, социологией разрабатываются актуальные художественные проблемы: функционирования искусства, массовизации творчества и многие другие4. При актуализации социолитературной проблематики сегодня все более задействованным оказывается обоснованное французской социологией (чаще в этой связи упоминается имя П. Бурдье5)

1 Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 42

2 Гудков Л., Дубин Б., Страда. Литература и общество. М., 1998; Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994; Дубин Б.В. Слово - письмо - литература. М., 2001.

3 Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 7. С. 73.

4 Художественная жизнь современного общества. В 4 т. СПб., 1997; Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000.

5 Бурдье П. Поле литературы // НЛО. 2000. № 5 (45). С. 22 - 87. понятие «культурного (литературного) поля». Это понятие «по существу, вбирает в себя привычное для нас понятие «литературная жизнь», позволяя при этом рассматривать и структуру литературной жизни, и ее содержание, динамику - поведение участников литературного процесса»6, - пишет М. Абашева. С ней солидаризируется С. Рыженков, проецируя термин «литературное поле» на региональный аспект бытования литературы, поскольку именно он, как считает исследователь, будучи соотносим с макросоциологической теорией полей П. Бурдье, «обладает /./ объяснительной силой в отношении логики современного литературного п процесса в России» .

Одной из важнейших составляющих историко-культурной реконструкции эпохи стало включение, и, соответственно, анализ регионального материала, представляющего собой специфическое проявление общих тенденций, свойственных и столичной, и провинциальной по происхождению культуре. Таким образом, в рамках нашей работы актуализируются вопросы регионального бытования литературы (В.М. Жирмунский, Н.К. Пиксанов, Б.А. Чмыхало, Ю.А. Веденин). Проблема «регионализма» (в исследованиях социокультурной и, в том числе, литературной ситуации последних десятилетий приобретает функциональный интерес с точки зрения выявления траекторий развития культурных приоритетов, находящихся в непрерывном становлении - в динамическом взаимодействии локальных, промежуточных «уровней», влияющих на общий вектор дальнейшего движения. Убедительный опыт описания динамических взаимодействий апробирован, например, С. о

Рыженковым (описание структуры социокультурных взаимодействий применительно к ситуации Саратова производится им одновременно в

6 Абашева М. Литературная жизнь, литературный быт, литературный стиль // XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург., 1999. С. 240.

7 Рыженков С. Литературный регионализм. Путь Саратова // Новое литературное обозрение. 2000. №45. С, 257.

8 Там же. С. 256-281. двух планах развития: формирование ситуации под воздействием общих тенденций и специфических факторов и - обратное воздействие, становящееся фактором формирования общей тенденции). Обосновывая актуальность обращения к истокам и наиболее ярким этапам (один из которых - «эпоха семидесятых») неоднородной и асинхронной модернизации российского общества (и, в частности, автономизации в нем литературы), исследователь пишет: «. еще более очевидным становится значение обстоятельств перехода при обращении к региональному материалу, поскольку результаты перехода в регионах, во-первых, отличаются от результатов, которые наблюдаются в столицах, и, во-вторых, значительно варьируются от региона к региону. /./ Современный, т.е. по определению незавершенный, процесс предполагает высокую степень неоднозначности включения ситуации в каталоги «большого времени» и неизбежность переструктурирования такого каталога именно «по итогам» процесса.»9. Эта же цель - фиксация и анализ взаимовлияний общероссийских и специфических региональных (провинциальных) факторов преследуется в совместной монографии Г. Люхтерхандт, С. Рыженкова и А. Кузьмина10, на примере Новгорода, Воронежа, Саратова и Свердловска.

Пермская ситуация на сегодняшний день оказалась в «центре» научной проблематики, обусловленной, с одной стороны - актуализацией тенденций регионализма, с другой - активным внедрением в научную практику (на основе трудов Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, новейших разработок по провинциальному тексту русской культуры) структурно-семиотической методологии анализа «локального текста». В отличие от принятого ранее оценочного анализа локального явления с точки зрения его пассивной соподчиненности общим тенденциям, представленным

9 Рыженков С. Указ. соч. С. 259.

10 Люхтерхандт Г., Рыженков С., Кузьмин А. Политика и культура в русской провинции. М.,

2001. прежде всего в нормативно-кодифицированном типе столичной культуры, возглавляющей иерархизированное социально и географически, и дискретное между локальными составляющими художественное пространство, новая методология предполагает видение сложной системы взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей множества явлений, которые, будучи вовлечены и обусловлены общими процессами, тем не менее не сводимы к унифицированной схеме и освобождены от обязанности» соответствовать или не соответствовать степени столичной концентрации. Признанный актуальным в современных академических кругах и представленный в ряде научных дискуссий (в частности, на традиционной научной конференции «Геопанорама русской культуры»,

1998-2000 гг.) и сборников, посвященных «провинциальному тексту»11, методологический подход к явлению как частному, локальному элементу взаимосвязей общекультурного смыслового поля представлен на

12 пермском материале В.В. Абашевым . В его монографии, посвященной «пермскому тексту», особенно значима для нас глава, посвященная современной модификации этого структурно-семиотического единства -прежде всего в творчестве В. Кальпиди, самого известного на сегодняшний день уральского поэта, в чьих стихах в ярком, художественно убедительном единстве нашли воплощение и «пермские» знаки, и глубинные общекультурные смыслы. Поэзия Кальпиди и творчество других, менее известных поэтов Перми рассматривается В. Абашевым, в монографии и за ее пределами, в актуальном ракурсе взаимодействий общих и локальных тенденций, экстрапоэтическая специфика которых представлена, во-первых, «горизонтальными» связями провинциального творческого процесса, и, во-вторых, посредством «вертикальных», косвенных историко-культурных взаимодействий, сосредоточенных в концентрированной семиотической категории «пермского текста».

11 Русская провинция: миф, текст, реальность. М.-СПб, 2000.

12 Абашев В. Пермь как текст. Пермь, 2000.

Таким образом, наше обращение к литературно-художественной жизни Перми 1970-80-х актуализируется следующими предпосылками: во-первых, общей переориентацией художественного и научного интереса в сферу периферийно-текстовых явлений (литературный быт, литературную жизнь, литературное поведение и т.д.), «которые невозможно рассматривать и изучать вне текста и стиля»13 (иными словами об этом же пишет Л.П. Быков: «все насущнее становится задача увидеть в литературных реалиях - поэзию»14, например, же пишет . Во-вторых, усилившейся тенденцией обращения к 70-м с точки зрения фиксации их до сих пор не вполне «проявленных» смысловых потенций (в 70-х оказались спрессованы и традиционные оппозиции русской культуры, и пародийные подмены, и многочисленные формы синтезирования промежуточных уровней, т.е. возможностей иного и различного - «третьей» зоны между «святым» и «грешным»15, которая представляется перспективной с точки зрения развития и обновления художественной проблематики). В-третьих, заострением региональной проблематики, и связанной с этим -проблематики «локальной», ориентированной на изучение динамических взаимодействий промежуточных культурных зон, уровней, механизмов («Лишь основываясь на всестороннем изучении местных культурных традиций, можно оценить многообразие и понять основанную на нем общность русской культуры»16).

Основная цель нашего исследования - дать описание «альтернативной» части литературно-художественной жизни Перми 70-80-х гг. в динамике основных событий, творческих структур, поведенческих стратегий и особенностей бытования литературно-художественной среды

13 Абашева М. Литературная жизнь, литературный быт, литературный стиль // XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург, 1999. С. 243.

14 Быков Л.П. Если довериться поэту (субъективные заметки о поэзии и ее изучении) // XX век. Литература. Стиль. Вып. 4. Екатеринбург, 1999. С. 155.

15 Эпштейн М. Русская культура на распутье // Звезда. 1999. № 1. С. 202.

16 Русская провинция: миф, текст, реальность. М.-СПб., 2000. С. 9. с точки зрения соотношения в пермской ситуации общероссийских и регионально-специфических тенденций.

Фактографический материал по данной тематике в историко-литературном обороте представлен обобщенно, фрагментарно, косвенно (по ряду аспектов он вообще отсутствует). Поэтому основной задачей нашего исследования стало формирование репрезентативного материала, и, на его основе, на фазе первого обращения к нему, первой интерпретации и концептуализации представленного фактажа - изучение подробного взаимодействия факторов становления и развития альтернативной литературно-художественной среды, в которой формировались тенденции поэтических новаций в Перми.

Материалом исследования стали доступные нам (опубликованные в печати) сочинения и сведения, позволяющие говорить о литературно-художественной жизни Перми 1970-80-х и ее участниках. Прежде всего, это сборники поэтов В. Кальпиди (1990), В. Дрожащих (1992), В. Лаврентьева (1990) и Ю. Беликова (1988, 1990), в которых были опубликованы тексты, созданные в период с 1974 по 1988 г.; научные и критические очерки В. Абашева о поэтах пермской «новой волны» (В. Кальпиди, В. Дрожащих, В. Лаврентьева); мемуарные очерки и эссе непосредственных участников уральского литературно-художественного андеграунда (В. Кальпиди, В. Курицына, А. Козлова, Ю. Беликова, В. Дрожащих, А. Парщикова), автобиографическая проза Н. Горлановой.

Согласно основной цели и задачам нашего исследования, мы привлекаем к изучению обширный оригинальный, не публиковавшийся ранее материал, связанный с деятельностью поэтов и художников, творчество которых (или отдельные фрагменты творческой деятельности) до сих пор не становилось предметом изучения. Исходя из предпосылок нашей работы, мы стремимся к максимально полной фиксации имен и событий, взаимосвязанных с пермским поэтическим андеграундом, а также с творческой и социокультурной практикой его лидеров, среди которых единственное имя, полноценно вошедшее в круг широкого читательского внимания и уже ставшее фактом российского литературного процесса -это В. Кальпиди. Все остальные участники, в той или иной степени, пребывают в литературном «небытии». Для восполнения утраченного или не вполне проявленного фрагмента культурной жизни Перми 70-х, мы обращаемся к документальным фактам, извлеченным посредством фронтального просмотра пермской периодики за период 1977 - 90 гг., а также к широкому использованию материалов «устных историй» -собранных нами десятков интервью, воспоминаний, комментариев, зафиксированных в процессе личных бесед с участниками событий. Мы исходим из понимания общечеловеческой и научной значимости жанра «устной истории» ("oral history"), оказавшегося в последние годы в актуальной сфере междисциплинарных исследовательских приоритетов как бесценный источник ускользающей, эфемерной информации. Работы, посвященные проблемам фиксации материала, репрезентирующего облик исторической повседневности, полагают, что, «документируя жизнь в многообразии ее проявлений, устная история благодаря техническим

17 достижениям XX века перешла из категории мифа в логос» .

Опираясь на факты, полученные из рассказов о событиях более чем десятилетней давности, мы учитываем субъективную интерпретацию их нашими респондентами и ненамеренные аберрации, свойственные человеческой памяти. Поэтому мы по возможности стараемся объективировать эти сведения за счет сопоставления с полученными из других источников, в том числе уже документированными.

Таким образом, мы привлекаем к работе зафиксированные блоки воспоминаний поэтов и художников - участников неофициальной литературно-художественной жизни Перми (В. Дрожащих, П. Печенкина, Ю. Беликова, В. Жехова, В. Белобородова, И. Тюленева, В. Смирнова, И. Максимовой, А. Безукладникова, Ю. Чернышева, Мацумаро (В. Хан), Т.

17 Хубова Д. Устная история "verba volant" . М., 1997. С. 4.

Черепановой, Е. Медведевой, А. Новодворского, В. Котельникова, М. Колегова, В. Бороздина, В. Толоковского, А. Колобянина, Г. Данского), Екатеринбурга (Е. Касимов); а также отдельные, не архивированные комментарии, относящиеся к событиям 70-х-80-х гг.: В. Кальпиди (Пермь, Свердловск, Челябинск), М. Айзенберга, JL Рубинштейна, А. Парщикова, В. Салимона (Москва), С. Рыженкова (Саратов). Мы также привлекаем к исследованию:

- не публиковавшиеся ранее тексты В. Дрожащих 1974-78 гг.;

- расшифрованную аудиозапись совместной поэмы В. Кальпиди и В. Дрожащих «В тени Кадриорга»;

- собранные и архивированные свидетельства деятельности неформального творческого объединения «Эскиз»: проекты оргдокументов; разрозненные поэтические тексты участников объединения; фотодокументы; настенные граффити;

- материалы из фондов Государственного Архива новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области. Одним из промежуточных результатов работы, который мы также привлекаем к исследованию, стала составленная по материалам газет и рассказов очевидцев хроника неофициальной поэтической жизни Перми с 1974 по 1990 гг. (см. Приложение: История литературно-художественного андеграунда Перми: хроника событий). В этой части работы мы располагали примерами хроникальных описаний художественной жизни в исследованиях Г.Ю. Стернина18, И.П. Уваровой и К.Ю. Рогова19.

Методологическая основа исследования. В работе использовались историко-генетический, типологический методы. При сборе устных

9П воспоминаний применялась методика интервьюирования Д. Хубовой . При описании литературно-художественной жизни, в процессе анализа

18 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1990-1910-х годов. М., 1988;

19 Уварова И.П., Рогов К.Ю. Семидесятые: хроника культурной жизни. // Семидесятые как предмет истории культуры. М., 1998. С. 29-74.

20 Хубова Д. Устная история "verba volant" . М., 1997. структуры литературно-художественной среды и основных факторов ее формирования мы также ориентировались на имеющиеся в литературнокритических и научных публикациях примеры описания альтернативной художественной среды, в этой связи отметим культурологическое эссе И.

Демина, очерки В. Кулакова, М. Айзенберга, М. Эпштейна, С. Рыженкова,

Г. Зайцева, работы Л. Лурье, С. Вензеля и С. Савицкого (предложенные ими опыты «самоописания литературного андеграунда» в рамках проекта

21 архивации ленинградской контркультуры 1950-90-х гг. представляются крайне актуальными и перспективными в плане методики). При работе с поэтическими текстами применялся метод стиховедческого мотивного анализа.

Структура диссертации.

Первичное знакомство с текстами названных пермских поэтов и социокультурным контекстом бытования этих стихов, показало, что поэтическая ситуация Перми развивалась в соответствии с общими тенденциям этих лет и проявила черты, определяющие художественное своеобразие эпохи в целом. Так, аналогично характерному для 70-х расслоению культурной среды и размежеванию «свободного» творчества с «искусством подцензурным»22, пермская ситуация демонстрирует противостояние официально-нормативного традиционализма и художественной альтернативы. Сама альтернатива, в соответствии, опять же с общероссийской ситуацией, концентрированно явленной столичными литературными кругами, определяется ориентацией на восприятие многообразной традиции русского модернизма. Кроме того, для молодого пермского искусства этих лет оказалось характерным существование единой - литературно-художественной — среды андеграунда, ставшей проводником и первичным полем апробации

21 Л. Лурье, Е. Вензель, С.Савицкий С. Из архивов ленинградской контркультуры // Семидесятые как предмет истории русской культуры. М., 1998. С. 289-301.

22 Художественные идеи 70-х // НЛО. 1997. № 25. С. 176. универсальных художественных идей, а также много других, единых для российской ситуации, закономерностей. Общие тенденции «альтернативной» литературно-художественной, и, в частности -поэтической жизни 1970-х, а также факторы, влияющие на специфичность их преломления в конкретных региональных ситуациях, рассматриваются нами в 1 главе работы - «Эпоха 70-х: тенденции литературно-художественной жизни».

Выбор пермского варианта формирования и развития альтернативной ситуации в поэзии 70-х как репрезентативного в целом для основных закономерностей поэтического процесса Урала этих лет, и привлечение литературного материала других уральских городов в иллюстративно-сравнительных целях, обусловлен тем, что, во-первых процессы художественного обновления в пермской поэзии начались, на наш взгляд, несколько раньше, чем в Екатеринбурге и Челябинске, во-вторых, их развитие осуществлялось в более организованных и целеустремленных к прорыву в открытое культурное пространство формах (именно из Перми проистекала инициатива формирования регионального единства и творческих связей между уральскими городами), и, в-третьих, пермская ситуация характеризуется присутствием в ней социально и творчески активных, признанных лидеров уральской «новой волны» - В. Кальпиди, В. Дрожащих и Ю. Беликова, творчество которых уже в конце 80-х зарекомендовало себя в качестве актуального явления общероссийской поэзии и стало предметом профессионального обсуждения на страницах «толстых» журналов как в регионе, так и в центре. Наши наблюдения, сделанные в процессе работы над материалом, подтверждаются также мнением участников и исследователей литературной жизни Урала 70-х: «Именно поэзия стала наиболее значительным результатом эстетического брожения в Перми. В этом ее отличие от Свердловска, где столь же ярким итогом . стал феномен свердловского рока»23.

Во 2 главе - «Формирование литературно-художественной среды пермского поэтического андеграунда» - прослеживаются основные «сюжеты» проникновения актуальных художественных тенденций в пермское искусство, формирование отдельных линий развития «новой» поэзии и акционально-визуального творчества, консолидацию творческих сил и их объединение в совместной художественной практике. Основная проблематика этой главы связана с описанием социокультурных факторов, сопутствующих возникновению и дальнейшей манифестации новой поэзии Перми. Прежде всего, имеется в виду формирование литературно-художественной среды пермского андеграунда, взаимодействие в ней неоднородных и разнонаправленных тенденций, пересечение периферийных зон бытования альтернативного и традиционного творчества. Мы также выделяем основные установки и стратегии пермского литературно-художественного андеграунда, определяющей среди которых становится осознанное стремление к легализации художественной деятельности. Кроме того, внимание уделяется художественным предпосылкам формирования общности поэтических индивидуальностей, в частности - восприятию опыта поэтов-«шестидесятников».

В 3 главе - «Пермский поэтический андеграунд: выход в общероссийский литературный процесс» — рассматриваются закономерности «прорыва» альтернативной пермской поэзии в открытый культурный процесс: местный, региональный, общероссийский. В этой связи мы анализируем две противоположные по направленности тенденции, одна из которых представляет традиционную - столично-центростремительную модель поведения, другая демонстрирует

23 Новая поэтическая волна // Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург, 1998. С. противоположную стратегию - направленную на консолидацию и осмысление местного, регионального процесса.

Таким образом, нами охватывается весь период «теневого», полуподпольного существования альтернативной пермской поэзии с начала ее формирования до выхода в открытое культурное пространство новейшего времени. Хронологически наше исследование ограничено 1972 - 1988 годами, что условно соответствует временным рамкам, в которых принято сегодня определять «эпоху семидесятых» (с 1968 по 1986-88 гг.), и реально отражает процессы бытования пермского поэтического андеграунда.

Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, тем, что в ней документируется и интерпретируется согласно логике исследования, с точки зрения соотношения общих и специфических тенденций, целый пласт фактического материала, впервые вводимого в научно-практический оборот. На этой основе предпринята попытка целостного описания пермского поэтического андеграунда во взаимодействии с литературно-художественной средой бытования и другими социокультурными факторами его формирования.

Диссертация имеет теоретическое значение как апробация концептуального комплекса научных подходов к изучению регионального, локального культурного явления. Это исследование представляет собой одно из направлений общей научно-практической деятельности Лаборатории литературного краеведения ПермГУ и перспективно ориентировано в рамках теоретической базы лаборатории, ядро которой составляют понятия «культурной жизни» и «локального текста».

Работа также имеет практическую значимость как источник информации при разработке школьных и вузовских курсов в рамках литературно-региональной проблематики. Представленный в ней материал служит источником в широкой общественно-культурной практике: журналистской, музейно-краеведческой и т.д. Основные положения и результаты диссертационной работы послужили стимулом к участию ее автора в культуртрегерской деятельности пермского общественного фонда «Юрятин» (лауреата областной премии в сфере культуры 1997 г., лауреата российской литературной премии "Малый Букер-2000").

Апробация работы. Отдельные ракурсы исследования были представлены на обсуждение в ряде научных конференций, среди них:

- «Геопанорама русской культуры. Пермские чтения». Международная научная конференция. Пермь, 2000.

- Традиционные «Дягилевские чтения». Пермь, 1999, 1998.

- «2-е Курицынские чтения». Екатеринбург, 1999.

- Международная филологическая школа. Екатеринбург, 1998.

- «Искусство Перми в культурном пространстве России», Пермь, 1998.

- «Дергачевские чтения». Екатеринбург, 1998.

- «Пермский край: прошлое и настоящее» Пермь, 1997.

- «Смышляевские чтения». Пермь, 1995, и др.

Содержание диссертации нашло отражение в 12 публикациях общим объемом около 5 п.л.

Основные положения работы легли в основу спецкурса «Литературная жизнь Перми», с 1997 г. читаемого студентам филологического факультета ПермГУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сидякина, Анна Александровна

Заключение

Пермская литературно-художественная ситуация 70-х, подобно свердловской или саратовской и в отличие от воронежской 1 и челябинской, сформировала активное движение альтернативного художественного процесса, институциализированного средой андеграунда. В целом пермская поэзия этих лет реализовала общероссийскую типологическую тенденцию, представленную оппозицией нормативно-традиционного и альтернативно-новаторского творчества. Пермская поэтическая альтернатива, в свою очередь, типологически сближается с «метареалистическим» («метафорическим») направлением столичной поэзии - в ней практически отсутствуют (по крайней мере, до 1986-87 гг.) тенденции концептуализма, соц-арта, иронизма. Свойственная «соц-арту» манера обращения с общественно-историческими стереотипами, несколько видоизменяет облик стихов В. Дрожащих - в 1986-89 в его творчестве начинает преобладать карнавально-игровое начало, до этого подчиненное сначала эмоциональному строю стиха, затем - вербально-ассоциативной конструкции. Но природа творчества В. Дрожащих, ориентированная на классический тип восприятия действительности, не предполагает функционального отношения к слову. Функциональный, стратегийный принцип художественного мышления представлен в творчестве В. Кальпиди, которому с первых «шагов» в литературе удалось выработать комплекс творческих принципов, совмещающих «метареалистическое» (синтезирующее) и «концептуалистское» (аналитическое) начало, что выразилось в системе поэтического мира, ориентированной, с одной стороны, на постижение подлинных сущностей, с другой стороны, на их моментальное травестирование, расщепление личностным, мощно рефлексирующим, диалогическим, сознанием, сконцентированным в

1 Люхтерхандт Г., Рыженков С., Кузьмин А. Политика и культура в российской провинции. М., 2001. С. 83. образе лирического героя. Тем не менее, художественная интенция Кальииди принципиально сближает его творчество с поэзией А. Парщикова, И. Жданова.

Жизненная проекция личностно-героического мифа Кальпиди, выразившаяся в энергичной, социально темпераментной и стратегически осмысленной культуртрегерской практике, в сочетании с не менее деятельной позицией другого лидера пермского художественного андеграунда - режиссера и продюсера П. Печенкина и при активном участии «группы поддержки» - стали мощным фактором литературно-художественной динамики искусства Перми, толкавшего его к прорыву в открытое художественное пространство. Это привело к тому, что пермский андеграунд за историю своего существования пережил два творчески состоятельных «выхода» в широкую аудиторию, вместо одного, общего, на волне перестройки, как это произошло повсеместно. Разумеется, яркую манифестацию художественной альтернативы и идей синтеза, которой стала слайд-поэма «В тени Кадриорга», нельзя в полной мере назвать легальным творческим явлением - но история ее почти трехлетнего существования не имеет себе равных. Во многом она стала возможна благодаря органичному сочетанию в пермской альтернативной среде двух, по сути разнонаправленных творческих стратегий: компромисса и нонконформизма. Те же самые кажущиеся противоречия в направленности стратегий творческого поведения, нацеленных на взаимоотношение локального и общего культурных контекстов, т.е. - на взаимоотношения периферии и центра, проявившиеся в активном стремлении расширять границы местного культурного пространства и одновременно структурировать его, в том числе и посредством центральных «агентов» — все это соответствовало сформировавшейся в Перми, опять же несколько раньше, чем повсеместно, осознанной концепции самоиндентификации в местном, «родном» ландшафте. Наиболее последовательно эту стратегию проводил в жизни и творчестве поэт В. Кальпиди, признанный лидер уральского поэтического андеграунда. Его «воздействие» на уральское культурное пространство сформировало новую актуальность взаимосвязей «уральского треугольника», основанных на единстве среды и непрерывности творческого общения прежде всего Перми и Екатеринбурга/Свердловска. Свердловская ситуация также продемонстрировала наличие в ней близких московским и пермским поэтам «метареалистических» тенденций, представленных творчеством А. Санникова и, отчасти, Ю. Казарина . Но неофициальная литературная ситуация этого уральского города, будучи изначально ориентированная в гораздо более, по сравнению с Пермью, структурно разработанном культурном пространстве, не испытывала, в лице своих лидеров, столь активного желания это пространство перестроить, «перебороть», что было свойственно пермской альтернативе

•з я налетел на Пермь, как на камень коса» - В. Кальпиди ). Несколько более спокойное и нейтральное, лишенное интенсивной личностной экстраполяции культурное поле Свердловска соответствовало культивации в нем условно противоположного по отношению к «мета-» направлению -«концептуализма», предрасположенность к которому уже имелась в городской художественной среде (Уктусская школа4). Можно сказать, что литературная жизнь Свердловска во многом повторила столичную схему творческой диспозиции, тогда как пермская ситуация, по причине гораздо более проявленных факторов провинциализма: слабая насыщенность культурного поля, меньшая степень официальных творческих репрезентаций, и, соответственно, их монополизм, меньшая степень свободы города, и т.д. - создала отклонение от условной схемы.

2 См. об этом: Курицын В. Малахитовая шкатулка-3 // Октябрь. 1998. № 9. С. 185.

3 См. об этом: Абашев В. Локальный текст и творчество В. Кальпиди: поединок с Пермью. // Абашев B.B. Пермь как текст. Пермь, 2000. С. 318-384.

4 Никонова-Таршиц А. Уктусская школа // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. С. 56-73.

Преобладание личностного фактора в пермской литературной динамике 1970-80-х подтверждается и тем, что по прошествии времени, лишившись, с переездом В. Кальпиди в Челябинск, энергетической «подпитки», Пермь начала терять в поэзии свои лидирующие, по состоянию 70-80-х гг., позиции. Тем не менее, инициатива, исходившая из Перми, создала в литературной жизни города прецедент поэтической «школы», свою принадлежность к которой осознали на рубеже 80-90-х несколько молодых поэтов, среди них - Дмитрий Долматов (1970-1991) и Антон Колобянин. Кроме того, начавший свое существование в альтернативной литературно-художественной жизни Перми в 80-е гг. феномен «современной уральской поэзии»5, артикулированный несколько позже в рамках стратегии творческого поведения В. Кальпиди, стал фактом общественного сознания и обозначил одну из тенденций присутствия Урала в российском поэтическом контексте новейшего времени.

5 Активное вхождение в литературно-критический оборот этой поэтической реалии началось с выпуска в 1996 г. Антологии «Современная уральская поэзия» (книжное издание с приложением СБ, объединившее более 40 поэтов) - авторский проект В. Кальпиди.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сидякина, Анна Александровна, 2001 год

1. Материалы исследования:11. Художественные тексты

2. Антология «Современная уральская поэзия». Челябинск, 1996. 360 с.

3. Асланьян Ю. Моабитская судьба, «И вечерняя скрытность земли», «Будь судьбе своей рад»: стихи // Молодая гвардия. 1987. 20 сент.

4. Асланьян Ю. Реквием скрипача: стихи // За коммунистический труд. Пермь, 1989. 28 апр.

5. Асланьян Ю. Библейская баллада, Жестокий солдатский романс, Во времена дождей, Подарок, «Пока не застят небо звезды»: стихи / Дети Стронция. № 1. //Молодая гвардия. 1989. 13 авг.

6. Беликов Ю. Красная гроздь, Ответные колокола: стихи // Молодая гвардия. 1981. 2 сент.

7. Беликов Ю. Шутки леса: стихи // Молодая гвардия. 1982. 8 янв.

8. Беликов Ю. Пастух: стихи // Молодая гвардия. 1984. 6 февр.

9. Беликов Ю. Портрет: стихи //Молодая гвардия. 1984. 5 сент.

10. Беликов Ю. Дом под снос: стихи // Молодая гвардия. 1984. 14 дек.

11. Беликов Ю. Пейзаж с баскетболом, Дом под снос, На исчезающей ветке, «Мы оба крикнули: Смотри!»: стихи // Юность. 1987. № 7. С. 31.

12. Беликов Ю. Пульс птицы: книга стихов. М., 1988. 95 с.

13. Беликов Ю. Запирание дверей: стихи // На смену! Свердловск, 1989. 28 апр.

14. Беликов Ю. Дискотека для комнатных цветов в глиняном горшке, Возвращение к цветам // Пульс-89. Пермь, 1989. С. 372-375.

15. Беликов Ю. Прости, Леонардо!: книга стихов Пермь, 1990. 77 с.

16. Богданов И. Федоров в кино, Федоров на тусовке, Федоров в больнице: стихи / Дети Стронция. № 4. // Молодая гвардия. 1990. 20 янв.

17. Верников А. Под знаком «ХУ»: рассказ / Дети Стронция. № 2. // Молодая гвардия. 1989. 17 сент.

18. Верников А. Откинутый: рассказ / Дети Стронция. № 5. // Молодая гвардия. 1990. 1 апр.

19. Box А. Украденное время, Песня о том, как я был вынужден заложить свою юность в ломбард: стихи / Дети Стронция. № 1. // Молодая гвардия. 1989. 13 авг.

20. Гандлевский С. Трепанация черепа. СПб, 1996. 120 с.

21. Горланова Н. Вся Пермь. Пермь, 1996. 416 с.

22. Дети Стронция» / подборка стихов Ю. Беликова, Ю. Асланьяна, А. Перевалова, А. Демидова // Огонек. 1990. № 6.

23. Долматов Д. «За пять копеек вход в страну воспоминаний», Друмдрилка, «Фрегат «Орлайт» подходит», «По горам, по лугам»: стихи // Молодая гвардия. 1988. 14 февр.

24. Долматов Д. Квартира, «Бомба, портвейн, закуска, фугаска, снаряд», «Гениальный тусовщик, вернувшись в родную Итаку», Осень: стихи / Дети Стронция. № 2. // Молодая гвардия. 1989. 17 сент.

25. Дрожащих В. Сентябрь: стихи // Молодая гвардия. 1980. 26 сент.

26. Дрожащих В. Нашествие (из поэмы «Верстка номера»), Природа // Молодая гвардия. 1984. 8 июля.

27. Дрожащих В. Игротека: стихи // Молодая гвардия. 1987. 1 апр.

28. Дрожащих В. Сосиски на прогулке: стихи // Урал. 1988. № 1. С. 192.

29. Дрожащих В. 143 вагон: фрагмент поэмы / Дети Стронция № 1 // Молодая гвардия. 1989. 13 авг.

30. Дрожащих В. Суперсонет, Баллада спустя рукава, Проект затяжного дождя, Свистулька: стихи // Урал. 1990. № 2. С. 91-93.

31. Дрожащих В. Небовоскресенье. Пермь, 1992. 62 с.

32. Дрожащих В. Блупон. Пермь, 1992. 70 с.

33. Кальпиди В. Где живет воздух: прозаическая миниатюра // Молодая гвардия. 1980. 21 нояб.

34. Кальпиди В. «И вот я жив и говорю с тобой.»: отрывок из эссе о А. Блоке // Молодая гвардия. 1980. 28 нояб.

35. Кальпиди В. Кричи его и ты услышишь эхо: рассказ // Молодая гвардия. 1982. 24 сент.

36. Кальпиди В. Пережить зиму: стихи // Молодая гвардия. 1983. 1 янв.

37. Кальпиди В Легенды и факты о Велимире: эссе // Молодая гвардия. 1985. 4 дек.

38. Кальпиди В. Кое-что о погоде, Взгляд, Размышления дачника: стихи // Молодая гвардия. 1986. 5 дек.

39. Кальпиди В. «Соберемся на рыжем припеке.», «А люди доноры войны»: стихи // Звезда. 1987. 19 авг.

40. Кальпиди В. «И не гоже мне даже.»: стихи // Звезда. 1987. 30 дек.

41. Кальпиди В. Невнятное признание, «Забыл бы за эти года», Памяти В. Радкевича, Конспект: стихи //Молодая гвардия. 1988. 17 янв.

42. Кальпиди В. «Соберемся на рыжем припеке», «Альвеолы и небо, и в косу заплетенный язык», «Возможно, что это смешно: почти к тридцати годам.», «Заплатил бы за эти года.»: стихи // Урал. 1988. № 1. С. 177179.

43. Кальпиди В. Не мучь ветеранов любви пасторальною сказкой о счастье.», Ночная осень, Прогулка; «.и что кроты наследники Гомера.» // Урал. 1988. № 9. С. 119-120.

44. Кальпиди В. Невнятное признание, «.и что кроты наследники Гомера.»: стихи //Юность. 1988. № 9. С. 73.

45. Кальпиди В. Мой Кайф, Штампы, Шпионская любовь, Транспорт; Аутсайдеры-2: стихи // Молодая гвардия. 1988. 7 авг.

46. Кальпиди В. Апология ночи, Ночная пауза («Тише-тише, чуть-чуть, под сурдинку, уняв шепелявость»), «Борзеет Третий Рим, и Первый не разрушен.»: стихи //МИКС. Свердловск, 1989. № 1.

47. Кальпиди В. Душещипательный романс, Растерянность, Как бы это вам рассказать: стихи // Литературная учеба. 1989. № 1. С. 22-23.

48. Кальпиди В. Мысли так себе, Взгляд, «Научи меня быть на земле.», Признание в профнепрегодности, «Грачи и кентавры.», Мысли ночного полустанка» // Пульс-89. Пермь, 1989. С. 340-346.

49. Кальпиди В. Письмо самому себе, Письмо Алексею Парщикову: стихи //КЛИП. Свердловск, 1990. № 6. 12 марта.

50. Кальпиди В. Прощание с городом, «В аквариуме плавают гурами», Весенний опус, «Все линяет: жизнь и старый свитер», «Не одолев латынь, смеется воронье»: стихи / Дети Стронция. № 6. // Молодая гвардия. 1990. 4 авг.

51. Калышди В. На смерть Сергея Федотова, «Говорят, я спиваюсь по третьему, кажется, разу.», «Что касается слов, я по ним не соскучился» // Урал. 1990. № 2. С. 4-6.

52. Кальпиди В. Пласты. Свердловск, 1990. 192 с. Кальпиди В. Аутсайдеры-2. Пермь, 1990. 112 с.

53. Кальпиди В. Трепанг: рассказ // Нехорошая квартира. Свердловск, 1992. С. 88-100.

54. Кальпиди В. Мерцание. Пермь, 1995. 140 с.

55. Кальпиди В. Соляные копи счастья: повесть // Уральская новь. 1996. № 3.С. 3-23.

56. Козлов А. «Светлое, прозрачное, розовое утро»: стихи // Молодая гвардия. 1988. 17 янв.

57. Колобянин А. Слоны, Телефониада, ДООРЗ: стихи / Дети Стронция. № 5. // Молодая гвардия. 1990. 1 апр.

58. Курицын В. Будем классичны / Дети Стронция. № 5. // Молодая гвардия. 1990. 1 апр.

59. Лаврентьев В. «Он проснулся у самого краешка ночи», «Наверно, есть на улице любой», «После майских дождичков кукольные домики», Искатели кладов: стихи // Молодая гвардия. 1987. 20 сент.

60. Лаврентьев В. Старик: стихи // За коммунистический труд. Пермь,1989. 28 апр.

61. Лаврентьев В. Искатели кладов, Идеальное место для убийства, «Оказалось, что город не так уж и прост.», Знакомство, «Зима. Компрос. Сырые паруса.» //Пульс-89. Пермь, 1989. С. 398-402. Лаврентьев В. Город. Пермь, 1990. 93 с.

62. Мокша С. Историческая тальянка, Античный сюжет, Портрет: стихи // Молодая гвардия. 1987. 8 июля.

63. Нехорошая квартира: повести и рассказы. Екатеринбург, 1992. 111 с. Печенкин П. «Бывает так.», «Работай, работай, работай.», «Стучат, гудят машины.», «Изгиб реки печальный.»: стихи // Молодая гвардия.1981. 2 сент.

64. Печенкин П. «Умчали, умчали, умчали.»: стихи // Молодая гвардия.1982. 8 янв.

65. Ройзман Е. Развал: стихи / Дети Стронция. № 5. // Молодая гвардия.1990. 1 апр.

66. Санников А. Скрипач: стихи //Молодая гвардия. 1984. 16 дек.

67. Санников А. «Вот дюймовые доски тоски», «Тревога это белый гвоздь любви», «Наша коммунальная подлодка», Конформизм; «Неимоверная тоска ночей»: стихи // Молодая гвардия. 1987. 8 июл.

68. Стаканов С. Всякая дрянь, Карманы, Продолженье, Стихи голодного поэта: стихи / Дети Стронция. № 4. // Молодая гвардия. 1990. 20 янв.

69. Субботин А. Копи, Нетопыри, «Ты сова, я - нетопырь», ТУ, «Молодым везде у нас дорога»: стихи / Дети Стронция. № 2. // Молодая гвардия. 1989. 17 сент.

70. Тягунов Р. «В библиотеке имени меня», «Я никогда не напишу», «Я не уверен, но надеюсь»: стихи // Молодая гвардия. 1988. 17 янв.

71. Тягунов Р. «Мой друг, пройдемся по Москве!»: стихи // За коммунистический труд. Пермь, 1989. 28 апр.

72. Устные рассказы и архивные материалы

73. Интервью с А. Безукладниковым, 09.01.97 (Архив литературного краеведения, далее AJIK).

74. Интервью с Ю. Беликовым, 06.03.97 (AJIK).

75. Интервью с В. Белобородовым, 11.02.98 (AJIK).

76. Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94 (AJIK).

77. Интервью с В. Дрожащих, 22.11.96 (AJIK).

78. Интервью с В. Дрожащих, 05.11.98 (AJIK).

79. Интервью с H.H. Еремеевой, 10.12.00 (АЛК).

80. Интервью с В. Жеховым, 11.09.98 (Ж).

81. Интервью с Е. Касимовым, 22.10.97 (АЛК).

82. Интервью с М. Колеговым, 15.12.98 (AJIK).

83. Интервью с В. Котельниковым, 20.01.01 (АЛК).

84. Интервью с Мацумаро (В. Хан), 12.03.97 (АЖ).

85. Интервью с Е. Медведевой, 20.01.99 (АЖ).

86. Интервью с А. Новодворским, 28.08.98 (АЖ).

87. Интервью с П. Печенкиным, 15.11.96 (АЖ).

88. Интервью с В. Смирновым, 15.11.96 (АЛК).

89. Интервью с В. Толоковским, февраль 2001 (АЛК).

90. Протокол № 35 заседания бюро ОК ВЛКСМ от 13 ноября 1981 г. (Государственный Архив новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области. Ф. 1485. Оп. 29. Д. 80. Л.2.)

91. Решение редакционной коллегии газеты «Молодая гвардия» от 26.09.89 г. о литературно-художественном приложении «Дети Стронция» (АЖ).

92. Литературно-критические работы, справочные материалы, писательские интервью (региональная ситуация)

93. Абашев В. Попытка героя, или Лирика в условиях поздней России // Пермские новости. 1993. 27 февр.

94. Автограф: Екатеринбургские писатели о себе. Екатеринбург, 2000. 399с.

95. Алексеева Т. Молодые такие разные /Турнир поэтов Свердловска и Перми // Звезда. 1987. 30 дек.

96. Без скидок на молодость / Беседы с участниками VIII Всесоюзного совещания молодых литераторов В. Виниченко, В. Пирожниковым, Ю. Беликовым // Звезда. 1984. 29 июня.

97. Беликов Ю. Казачок потешного полка // Молодая гвардия. 1991. 27мая.

98. Бурцев Г. Облупон по-пермски // Народная правда. 1993. № 23 (75), июнь.

99. Бурштейн А. О текстах Виталия Кальпиди // Кальпиди В. Аутсайдеры-2. Пермь, 1990. С. 5-10.

100. Быков Л. Искренность без открытия // Урал. 1973. № 5. С. 166-167.

101. Быков Л. В координатах места и времени // Автограф: Екатеринбургские писатели о себе. Екатеринбург, 2000. С. 5-15.

102. В наш адрес больше ста ругательств». Интервью с А. Парщиковым // Пермские новости. 1996. 26 янв.

103. Васильева Н. «Учитель, перед именем твоим.» // Римма. Пермь, 1996. С. 15-49.

104. Вахлаков Ю., Окунев В. Вдали от государственной границы: О некоторых особенностях борьбы с идеологическими диверсиями. Пермь, 1986. 131 с.

105. Вегин П. Виталий Кальпиди: вступительное слово к публикации // Урал. 1987. С. 110-111.

106. Вегин П. Губернаторы перестройки // Панорама. Los Angeles, 1990. № 466. 16-23 марта.

107. Всем, кто любит поэзию // Молодая гвардия. 1987. 15 мая.

108. Выставка на 11 этаже // Молодая гвардия. 1988. 20 нояб.

109. Вязовский Ю. Воспоминания о Кальпиди, Лаврентьеве, Беликове, Киршине, Асланьяне / Дети Стронция. № 6. // Молодая гвардия. 1990. 4 авг.

110. Герасимов Г. Неглубокий «глубокий след» // Молодая гвардия. 1982. 20 авг.

111. Грач В. Поэты Москвы // Молодая гвардия. 1984. 21 нояб.

112. Гусев В. «Все остается лире» // На смену! Свердловск, 1990. 21 июня.

113. Дети Стронция»: литературно-художественное приложение. № 1. // Молодая гвардия. 1989. 13 авг.

114. Дети Стронция»: литературно-художественное приложение. № 2. // Молодая гвардия. 1989. 17 сент.

115. Дети Стронция»: литературно-художественное приложение. № 3. // Молодая гвардия. 1989. 26 нояб.

116. Дети Стронция»: литературно-художественное приложение. № 4. // Молодая гвардия. 1990. 20 янв.

117. Дети Стронция»: литературно-художественное приложение. № 5. // Молодая гвардия. 1990. 1 апр.

118. Дети Стронция»: литературно-художественное приложение. № 6. // Молодая гвардия. 1990. 4 авг.

119. Добровольский О., Елин Г. Пора дерзаний и надежд: VIII Всесоюзное совещание молодых литераторов // Литературная Россия. 1984. 24 мая.

120. Дрожащих В. То, чего не может быть // Молодая гвардия. 1982. 27янв.

121. Дрожащих В. Дерзость глины // Молодая гвардия. 1982. 17 февр. Дрожащих В. Спросите у глины // Молодая гвардия. 1982. 11 июня. Дрожащих В. Тоннель, прорытый в циферблате / Дети Стронция. № 3. // Молодая гвардия. 1989. 26 нояб.

122. Дрожащих В. Граница воздействия. / Дети Стронция. № 4. // Молодая гвардия. 1990. 20 янв.

123. Дрожащих В. Пыжные лалки // Юность. 1993. №. 1. С. 81-83. Дрожащих В. Прогулка над Камой. Байки о мастере // Профсоюзный курьер. 1995. 15 сент.

124. Жизнь незамечательных людей. Владимир Самойлович // Уральская новь. 2000. № 8. С. 55-66.

125. Зенова Н. Как «упустили шанс» // Литературная газета. 1987. 4 февр.1. С. 5.

126. Кадриорг: фотоальбом. Таллин, 1967. 32 с.

127. Кальпиди В. Жизнь под крышей // Молодая гвардия. 1984. 5 сент. Кальпиди В. Эскизы праздника // Молодая гвардия. 1987. 21 янв. Кальпиди В. «Простим угрюмство.» // Молодая гвардия. 1987. 20 сент.

128. Кальпиди В. Клуб поэзии приглашает // Молодая гвардия. 1987. 2 сент.

129. Кальпиди В. : Человек пахнет либо жизнью, либо смертью / Ответы навопросы А.Валеева//Челябинский рабочий. 1996. 8-9 октября.

130. Кальпиди В. Записки из захолустья // Уральская новь. 1998. № 2. С. 103-110.

131. Кальпиди В. Алекс фон Собаньский ибн Мокша, чаньский монах // Уральская новь. 2000. № 7. С. 144-148.

132. Кальпиди В. «Когда по пастбищу, а не по назначенью.» // Уральская новь. 2000. № 8. 133-137.

133. Кленов А. На «среднепоэтической» волне//Молодая гвардия. 1981. 29 мая.

134. Клепиков В. Сын гармонии всегда сирота // КЛИП. Свердловск, 1990. № 12. 20 июня.

135. Когда плуг скользит по поверхности: /В дискуссии «Современна ли современная литература?» вступают читатели. Письмо из Перми от корреспондента областной газеты «Звезда» В. Пирожникова // Литературная газета. 1983. 23 нояб.

136. Козлов А. «Цветущий посох» // Уральский университет. 1989. 8 мая. Козлов А. «Зато лафа подвальному поэту» / Дети Стронция. № 4. // Молодая гвардия. 1990. 20 янв.

137. Клепиков В. Сын гармонии всегда сирота // КЛИП. Свердловск, 1990. № 12. 20 июня.

138. Козлов О. Пятница, кафе «Театральное» // Молодая гвардия. 1984. 12сент.

139. Королев А. Мемория // Римма. Пермь, 1996. С. 321 335. Курицын В. Дети с искривленным позвоночником // Урал. 1990. № 10. С. 170-172.

140. Курицын В. Малахитовая шкатулка-3 // Октябрь. 1998. № 9. С. 181186.

141. М.А. Встреча с неформалами // За коммунистический труд. Пермь, 1989. 28 апр.

142. Масалкин К. Наряды для муз // Молодая гвардия. 1987. 14 янв. Масалкин К. Обретение своего читателя // МГ. 1997. 29 апреля. Никулина Н. Во сколько лет поэт молод // Молодая гвардия. 1984. 27 июля.

143. Новодворский А. «Эскиз» в ретроспективе // Молодая гвардия. 1988. 10 апр.

144. Нужны ли поэты филфаку?» / диалог Р.В. Коминой и Ю. Беликова / Дети Стронция. № 5. // Молодая гвардия. 1990. 1 апр. Оттесен С. КПП // Октябрь. 1994. № 4. С. 183-186. Павлов М. Тоска по страсти // Литературная учеба. 1989. № 1. С. 2325.

145. Парщиков А. Треугольник Урала // Эстет. 1996. № 1. С. 88-90. Парщиков А. Событийная канва. Ч. 2. Виталий Кальпиди и Свердловск// Уральская новь. 1996. № 1-2. С. 58-60.

146. Пермский период»: Ответный проект «Некст-стоп Копенгаген». Обзор пермского периода в сегодняшней альтернативной культуре: «Политбюро» / Дети Стронция. № 3. // Молодая гвардия. 1989. 26 нояб.

147. Петров А. Дискотека: что это такое? // Молодая гвардия. 1977. 30 марта.

148. Петров В. До высот искусства // Молодая гвардия. 1987. 25 окт. Печенкин П. Путь к совершенству // Молодая гвардия. 1977. 1 июля. Печенкин П. Образ, техника, гармония // Молодая гвардия. 1978. 17мая.

149. Печенкин П. Художник // Молодая гвардия. 1978. 12 нояб. Печенкин П. Свет камня // Молодая гвардия. 1981. 9 янв. Печенкин П. Лауреат выставки во Франции // Молодая гвардия. 1981. 11 янв.

150. Печенкин П. Поэзия линии // Молодая гвардия. 1981. 30 окт. Пирогов Н. На Всесоюзном совещании // Вечерняя Пермь. 1984. 12мая.

151. Пирогов Н. Растет смена / Молодые литераторы В. Пирожников, В. Виниченко, Ю. Беликов, участники VIII Всесоюзного совещания молодых литераторов // Вечерняя Пермь. 1984. 31 мая.

152. Писатели Пермской области: биобиблиографический справочник. Пермь, 1996. 187 с.

153. Посох, который цветет всегда // На смену! Свердловск, 1989. 28 апр. Поэзия 80-х: традиции и перспективы // Молодая гвардия. 1986. 5 дек. Поэзия новой волны. Алексей Парщиков в Перми // Молодая гвардия. 1987. 16 дек.

154. Радкевич В. «Сон из телеги», или об антологии «Ваганты» // Звезда. 1972. 21 июня.

155. Римкус Э. «Мы голосуем за свердловский рок» // Молодая гвардия. 1987. 2 дек.

156. Роднянская И. Назад к Орфею! // Новый мир. 1988. № 3. С. 234-254. Смородинов М. Какого вы дерева листья // Молодая гвардия. 1983. 16сент.

157. Стаканов С. Монстры и женщины Славы Остапенко / Дети Стронция. № 6. // Молодая гвардия. 1990. 4 авг.

158. Стаканов С. «Мы все, как орхидеи» // Молодая гвардия. 1990. 24 нояб. Таллин. Краткий энциклопедический справочник. Таллин, 1980. «Тонизирующее излучение «Детей Стронция»: интервью с Беликовым вел А. Козлов // КЛИП. Свердловск, 1990. №8.10 апр.

159. Требует доверия: материалы круглого стола / продолжение темы «Поэзия 80-х: традиции и перспективы» от 5 дек. 1986 // Молодая гвардия. 1987. 18 янв.

160. Тюленев И. Куда хочу, туда ворочу // Молодая гвардия. 1988. 25 сент. Федотова И. От Руси древней до Космоса // Молодая гвардия. 1979. 24янв.

161. Финочко С. Праздник газеты // Молодая гвардия. 1982. 12 февр. Черепанова Т. «Сегодня будут танцы.» // Молодая гвардия. 1978. 20янв.

162. Черепанова Т. Мир открылся неожиданной гранью // Молодая гвардия. 1980. 26 дек.

163. Чернышев Ю. Цена таланта // Молодая гвардия. 1981. 18 марта. Шаклеин С. «Ах, как жаворонки спешат.» // За коммунистический труд. Пермь, 1989. 28 апр.

164. Литературно-критические работы, писательские интервью (общероссийская ситуация)

165. Айзенберг М. Возможность высказывания // Знамя. 1994. № 6. С. 191198.

166. Айзенберг М. К определению подполья // Знамя. 1998. № 6. С. 172176.

167. Васильева Л. Дяденьки в коротких штанишках // Литературная газета. 1984. 18 янв. С. 3.

168. Гройс Б. Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. №10. С.205215.

169. Гройс Б. За литературный профессионализм // Знамя. 1998. № 6. С. 180-182.

170. Дебютанты 80-х// Литературная газета. 1988. 13 янв.

171. Диалог поэтов о поэзии и не только о ней // Лит. Газета. 1988. 29 июня. С. 10.

172. Егоров В. Время требует взыскательности // Юность. 1986. № 3. С. 100-101.

173. Кабаков И. 70-е годы // НЛО. 1997. № 25. С. 177-185. Камянов В. Век XX как уходящая натура // Новый мир. 1993. № 8. С.230-234.

174. Касьянов С. Размышления об одиноком прохожем // Юность. 1994. № 3. С. 80-83.

175. Казинцев А. Вопросы без ответов // Литературная газета. 1983. 10 авг. Кедров К. Метаметафора Алексея Парщикова // Литературная учеба. 1984. С. 90-91.

176. Констриктор Б. «Дышала ночь восторгом самиздата» (Питерский самиздат 70-х). Обозрение журналов // Лабиринт-Эксцентр. 1991. № 1. С. 35-50.

177. Кожинов В. «Отпущу свою душу на волю» // Литературная учеба. 1982. №2. С. 106-115.

178. Куприянов В. Увы, но тянет суетой // Литературная газета. 1983. 7 сент.

179. Курбатов В. На полпути от мысли к сердцу // Москва. 1980. № 9. С. 210-214.

180. Курицын В. Маканин и Цветков ищут героя внизу // Октябрь. 1998. № 8. С. 184-185.

181. Курицын В., Парщиков А. Переписка. М., 1998.

182. Лаврин А., Пластов М. Поиск? Поиск! // Литературная газета. 1984. 8 февр.

183. Лаврин А. Дебютанты восьмидесятых // Литературная газета. 1988. 13янв.

184. Минералов Ю. Послезавтра, или Стихи, не написанные Тютчевым // Литературная учеба. 1992. № 5-6. С. 61-66.

185. Михайлов А. Серьезное поколение // Юность. 1986. № 3. С. 101-102. Новиков В. Живопись слова // Юность. 1984. № 2. С. 90.

186. Новиков В. Необходимые крайности // Литературная газета. 1984. 5дек.

187. Рубинштейн Л. Язык поле борьбы и свободы: беседа // НЛО. 1993. №2. С 306-311.

188. Санчук В. «Человек в стороне» и «подпольный человек» разные люди // Знамя. 1998. № 6. С. 185-188.Седакова О. В Гераклитову реку второй раз не войдешь // Знамя. 1998. № 6. С. 190-195.

189. Тимур Кибиров. Правила игры /Беседу вела И. Кузнецова // Вопросы литературы. 1996. № 4. С.214-225.

190. Ульяшов П. Горланить, говорить, глаголить // Литературная газета. 1983.21 дек.

191. Файбисович С. Три андеграунда // Знамя. 1998. № 6. С. 195-197. Хазагеров Г. Семидесятые. Двойничество? Двоемирие? Бинарность? // Знамя. 1998. № 12. С. 173-183.

192. Чупринин С. Нарастающее настоящее // Огонек. 1987. № 42. С. 9-11. «Я живу в разных временах.» Интервью с Д. Приговым // Пермские новости. 1997. 26 февр.

193. П. Исследовательская литература.

194. Абашев В. Пермь как текст. Пермь, 2000. 404 с.

195. Абашев В.В. Провинция центр: смена поведенческих стратегий // Русская литература и провинция. Симферополь, 1997. С. 50-52.

196. Абашев В. А.Л. Решетов // Литература Урала. Очерки и портреты. 1998. С. 289-309.

197. Абашев В. Виталий Кальпиди // Литература Урала: очерки и портреты. Екатеринбург, 1998. С. 490-505.

198. Абашева М.П. Постмодернизм на русской почве: парадоксы теории и практики // Русский постмодернизм. Предварительные итоги. Часть 1. Ставрополь, 1998. С. 44-47.

199. Абашева М. Литературная жизнь, литературный быт, литературный стиль // XX век. Литература. Стиль. IV вып. Екатеринбург, 1999. С. 238247.

200. Абашева М. Структура и динамика литературной жизни Перми 19601990-х годов (к методологии описания культурного пространства) // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000. С. 251-269.

201. Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. 104 с.

202. Альчук А., Рыклин М. РАМА. Перформансы. М., 1994. 94 с.

203. БергМ. Гамбургский счет // НЛО. 1997. № 25. С. 110-119.

204. БергМ. Литературократия. М., 2000. 352 с.

205. Бирюков С. Нетрадиционная традиция//НЛО. 1993. № 3. С. 219-241.

206. Болотов И. Союз художников и андеграунд. Художественная ситуация Свердловска 1960 1980 гг. С. 3-5.

207. Брилинг Н., Кусков С. Ренессанс модернизма и его характер. Московская школа // Авангардные направления в изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. С. 93-107.

208. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. 333 с.

209. Бурдье П. Поле литературы // НЛО. 2000. № 5 (45). С. 22 87.

210. Бурлина Е.Я. О мифах и пророках провинции // Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. С. 27-29.

211. Быков Л.П., Подчиненов A.B., Снигирева Т.А. Русская литература XX века: Проблемы и имена. Екатеринбург, 1994. 181 с.

212. Быков Л.П. Русская поэзия начала XX века: стиль творческого поведения (к постановке вопроса) // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900-1930 гг.) Екатеринбург, 1994. Вып. 1.

213. Быков Л.П. Если довериться поэту (субъективные заметки о поэзии и ее изучении) // XX век. Литература. Стиль. Вып. 4. Екатеринбург, 1999. С. 149-156.

214. Васильев И.Е. Авангард сегодня // Дергачевские чтения-98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 1998. С. 57-59.

215. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб, 1997. 224 с. Вензель Е. На бойком месте: к истории одного советского бестиария // Семидесятые как предмет истории русской культуры. М.-Венеция, 1978. С. 290-296.

216. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. М., 1979. 224 с. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990. 302 с.

217. Горшковоз О.Д. Утверждение культурного феномена провинции // Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. С. 47-48. Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. 374 с.

218. Гудков Л. Социальные механизмы динамики литературной культуры // Тыняновский сборник. Четвертые Тыняновские чтения. Рига, 1990. С. 120-132.

219. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М., 1994. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество. М., 1998. 80 с. Гуревич А.Л. Историческая антропология // Вестник Академии Наук СССР. 1989. № 7. С. 71-78.

220. XX век. Литература. Стиль. Вып. IV. Екатеринбург, 1999. 248 с. Демин И. Художественная жизнь России 70-80-х. Культурологическое эссе. М., 1992. 124 с.

221. Дергачевские чтения-98 / Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 1998. 320 с.

222. Дубин Б.В. Слово письмо - литература. М., 2001.416 с. Егорова Л.П. Постмодернизм: программа и проблемы изучения. // Русский постмодернизм. Предварительные итоги. Часть 1. Ставрополь, 1998. С. 4-16.

223. Зайцев В.А. Творческие поиски молодых поэтов 1980-х // Вестник Московского ун-та, сер. 9, филология. 1990. № 5. С. 3-12.

224. Зайцев В.А. Новые тенденции русской советской поэзии наших дней // Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х гг. М., 1991. С. 85-90.

225. Зайцев Г. К истории неформальных художественных объединений 70-х 80-х годов в Свердловске // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. С. 73-77.

226. Иваницкая Е. Постмодернизм = модернизм? // Знамя. 1994. №9. С.245253.

227. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М., 1988. 62 с.

228. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. 256 с.

229. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000. 432 с. Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000. 370 с.

230. Каравкин В.И. Маргинальная культура провинции // Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. С.73-76. Колейчук В.Ф. Кинетизм. М., 1994. 160 с.

231. Кропотов С. Модернизм Авангард - Соцреализм - Постмодернизм // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. С. 6 - 13.

232. Кулаков В. После катастрофы // Знамя. 1996. № 2. С. 200-211. Кулаков В. Поэзия как факт. М., 1999. 400 с.

233. Кулинич М.А., Савицкий В.М. Актуальная культура сквозь призму провинциального сознания // Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. С. 93-96.

234. Курицын В.Н. К ситуации постмодернизма // НЛО. 1995. № 11. С. 197-223.

235. Курицын В.Н. Русский литературный постмодернизм. М., 2000. 288 с. Лейдерман Н.Л. Космос и хаос как модели мира (к отношению классического и модернистского типа культуры) // Русская литература XX века. Екатеринбург, 1996. С. 4-12.

236. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты // Новый мир. 1992. № 7. С. 213-223. О стихах В. Кальпиди: С. 217-220.

237. Липовецкий М.Н. Диалогизм в поэтике русского постмодернизма // Русская литература XX век. Выпуск 2. Екатеринбург, 1995. С. 19-30.

238. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997. 317 с. Литовская М.А. Понятие «региональный» и «провинциальный» в бытовании идеи единой провинции II Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. С. 99-101.

239. Литература Урала: очерки и портреты. Екатеринбург, 1998. 692 с.

240. Лотман Ю.М. К проблеме пространственной семиотики // Труды по знаковым системам. Семиотика пространства и пространство семиотики. /Ученые записки ТГУ. 1986. № 720. С. 3-23.

241. Люхтерхандт Г., Рыженков С., Кузьмин А. Политика и культура в русской провинции. М., 2001. 267 с.

242. Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. 199 с.

243. Никонова-Таршиц А. Уктусская школа // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993. С. 56-73.

244. Новая поэтическая волна // Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург, 1998. С. 486-490.

245. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Воронеж, 1991. 200 с.

246. Орлицкий Ю.Б. Визуальный компонент в современной русской поэзии //НЛО. 1995. № 16. С. 181-192.

247. Пермский край: прошлое и настоящее: Материалы научно-практической конференции. 28-29 мая 1997. Пермь, 1997. 212 с.

248. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. М.-Л., 1928. 74 с.

249. Провинция: поведенческие сценарии и культурные роли /Материалы международной конференции «Геопанорама русской культуры. Пермские чтения. 30 июня 4 июля 2000 г. Пермь/. М., 2000. 116 с.

250. Региональные аспекты изучения литературы и фольклора: межвузовский научный сборник. Уфа Челябинск, 1984. 152 с.

251. Роднянская И. Назад к Орфею! // Новый мир. 1988. № 3. С. 234-254.

252. Русская литература и провинция: Материалы седьмых Крымских Пушкинских международных чтений. Симферополь, 1997. 172 с.

253. Русская литература XX века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995. 168 с.

254. Русская провинция: миф, текст, реальность. М.-СПб., 2000. 491 с.

255. Русский постмодернизм. Предварительные итоги. Часть 1. Ставрополь, 1998. 194 с.

256. Рыженков С. Литературный регионализм. Путь Саратова // Новое литературное обозрение. 2000. № 45. С. 256-281.

257. Савицкий С. Из архива энтузиаста // Семидесятые как предмет истории культуры. М., 1998. С. 296-301.

258. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. 240 с.

259. Седакова О. Другая поэзия // НЛО. 1996. № 22. С. 232-242.

260. Семидесятые годы. Алогизм бытия // НЛО. 1998. № 29. С. 222.

261. Семидесятые как предмет истории русской культуры /Сост. К. Рогов. М. -Венеция, 1998. 304 с.

262. Сидякина A.A. «Новая поэзия» Перми в литературном процессе 80-х // Обновление содержания и методики филологического образования: опыт и проблемы. Пермь, 1996. С. 30-32.

263. Сидякина A.A. Развитие поэзии в 1960-80-е годы: пермская проекция общероссийской ситуации // Филология на рубеже XX XIX веков: Тезисы Международной научной конференции Пермского университета. Пермь, 1997. С. 33-35.

264. Сидякина A.A. Концептуальная практика как фактор развития социокультурных процессов провинции // Русская литература и провинция: Материалы седьмых Крымских Пушкинских международных чтений. Симферополь, 1997. С. 136-138.

265. Сидякина A.A. Роль творческого объединения «Эскиз» в пермской литературно-художественной жизни начала 80-х. // Пермский край: прошое и настоящее. Пермь, 1997.

266. Сидякина A.A. «Новая поэзия» Перми и Екатеринбурга в 70-е гг. // Дергачевские чтения-98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 1998. С. 252-256.

267. Сидякина A.A. Современная уральская поэзия в контексте творческой стратегии В. Кальпиди // Проблемы языка и литературы: методология, теория, история. Пермь, 1998. С. 18-20.

268. Сидякина A.A. Мифотворчество в жизни уральских поэтов: Ян Кунтур, Сандро Мокша, объединение «Одекал» // Два рубежа. Материалы научно-практической конференции. Пермь, 1998. С. 160-162.

269. Сидякина A.A., Маленьких С.И. Черты нового художественного мышления в поэзии В. Кальпиди и графике В. Остапенко // Проблемы языка и литературы: методология, теория, история. Пермь, 1998. С. 20-22.

270. Сидякина A.A., Маленьких С.И. «Мир как текст» в творчестве современных пермских поэтов и художников // Формы духовного и эстетического синтеза в культуре. Пермь, 1999. С. 241-257.

271. Сидякина A.A. К типологии творческого поведения в современной русской поэзии: В. Кальпиди // Формы духовного и эстетического синтеза в культуре. Пермь, 1999. С. 257-268.

272. Сидякина A.A. Слайд-поэма «В тени Кадриорга» и ее авторы // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX. Пермь, 2000. С. 218-236.

273. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. Минск, 2000. 350 с.

274. Славецкий В.И. Возвращение Марии. М., 1991. 175 с.

275. Солодовников Г.И. Центр и периферия в культуре XX в. // Мифы провинциальной культуры. Самара, 1992. С. 160-163.

276. Соложенкина С. Проблемы «самиздата» // Литературное обозрение. 1993. №9/10. С. 21-26.

277. Спивак М. Л. Провинция идет в регионы (О некоторых особенностях современного употребления слова провинция) II Провинция: поведенческие сценарии и культурные роли. М., 2000. С. 86-96.

278. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1990-1910-х годов. М., 1988. 285 с.

279. Тамручи Н. Московский концептуализм: история слова // Вопросы искусствознания. 1993. № 4. С. 206-223.

280. Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Труды по знаковым системам. Вып. 18. (Семиотика города и городской культуры. Петербург). Тарту, 1984. С. 4-29.

281. Топоров В.Н. Эней человек судьбы. М., 1993. 208 с.

282. Трофимова Е. Московские поэтические клубы 1980-х гг. // Октябрь, 1991. № 12. С. 168-173.

283. Тупицын В. Коммунальный (пост)модернизм. М., 1998. 208 с.

284. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

285. Уварова И.П., Рогов К.Ю. Семидесятые: хроника культурной жизни. // Семидесятые как предмет истории культуры. М., 1998. С. 29-74.

286. Ходов С.Б. Художественная позиция журнала «Урал» (1968-1980) // Дергачевские чтения-98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 1998. С. 288-290.

287. Хубова Д. Устная история "verba volant". M., 1997. 64 с.

288. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т.2. Аудитория искусства в России вчера и сегодня. СПб., 1997. 214 с.

289. Эпштейн М. Поколение, нашедшее себя // Вопросы литературы. 1986. № 5.С. 40-72.

290. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988. 414 с. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму // НЛО. 1995. № 16. С. 32-46.

291. Эпштейн М. Русская культура на распутье // Звезда. 1999. № 1. С. 202220.

292. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России. М., 2000. 368 с. Юсфин А. Невидимая часть айсберга // Лабиринт-Эксцентр. 1991. № 1. С. 91-95.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.