Лирическое творчество Дмитрия Воденникова: принципы циклизации и способы образования метатекстового единства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Гаранина Екатерина Петровна

  • Гаранина Екатерина Петровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 167
Гаранина Екатерина Петровна. Лирическое творчество Дмитрия Воденникова: принципы циклизации и способы образования метатекстового единства: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского». 2022. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гаранина Екатерина Петровна

Введение

Глава I. Циклизация в русской литературе XVII - XX веков: особенности развития и история изучения

1.1. Принципы лирической циклизации в русской литературе XVII -начала XX вв

1.2. Лирическая циклизация в XX веке: история изучения

1.3. Процессы циклизации в современной русской поэзии: специфика

создания циклов и их изучение

Глава II. Творчество Д. Воденникова в оценке критиков и литературоведов: основные структурные и художественные особенности

2.1. Творчество Д. Воденникова в современном литературоведении: вопрос литературных направлений и художественные особенности

2.2. Творчество Д. Воденникова в работах современных критиков

Глава III. Циклы в лирическом творчестве Д. Воденникова: принципы создания и художественное своеобразие

3.1. Общая характеристика лирических циклов Д. Воденникова

3.2. Лирические циклы Д. Воденникова: анализ принципов и способов создания художественного единства

3.2.1. Субъектный принцип: лирический герой и детское сознание как основа художественного единства в цикле «Репейник» (1995)

3.2.2. Хронотопический принцип: художественное время и пространство в лирическом цикле «Трамвай» (1996)

3.2.3. Хронологический принцип: циклы «Весь 1997» (1997) и «Весь 1998» (1998) как завершение первого периода творчества

3.2.4. Тематический принцип: тема любви как основа художественного единства в циклах «Любовь бессмертная - любовь простая» (1999),

«Как надо жить - чтоб быть любимым» (2000), «Мужчины тоже могут

имитировать оргазм» (2001)

3.2.5. Жанровый эксперимент как основа художественного единства:

«Четвёртое дыхание» (2001) как цикл и лирическая поэма

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лирическое творчество Дмитрия Воденникова: принципы циклизации и способы образования метатекстового единства»

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом исследовании предпринята попытка рассмотреть принципы циклизации и способы образования метатекстового единства в лирическом творчестве Дмитрия Воденникова. Д. Воденников - современный русский поэт, первые сборники которого относятся к середине 1990-х годов. С этого времени Д. Воденников вызывает интерес как критиков, так и читателей своей ярко оригинальной, узнаваемой творческой манерой, для которой характерны, с одной стороны, следование традициям классической русской литературы, а с другой - своеобразное новаторство.

Среди современных русских поэтов он выделяется соединением в лирике перформативности и эстрадности с предельной искренностью и исповедальностью. Поэтические циклы Д. Воденникова представляют многомерный образ художественного мира, главным объединяющим центром которого является лирический герой. Д. Воденников - один из тех, чьи стихи возвращают в современную русскую поэзию серьёзное лирическое высказывание об универсальных вопросах бытия: смысле жизни, смерти, любви, творчестве.

Актуальность исследования данной темы обусловлена историей изучения циклических объединений в российском литературоведении. Первые попытки осмысления разнообразных контекстовых форм предпринимались ещё в конце XIX - начале XX веков в высказываниях русских поэтов Серебряного века. Так, например, А. А. Блок мыслил всё своё лирическое творчество состоящим из трёх книг, которые он назвал «трилогией вочеловечения»; М. И. Цветаева говорила, что стихи пишутся «гроздьями, гнёздами».

Следующий всплеск интереса к изучению циклических форм приходится на 1970 - начало 1980-х годов, когда начинают разрабатываться основные методологические принципы изучения контекстовых форм, даются определения цикла, сборника стихов, лирической книги. Среди работ этого

времени можно выделить исследования И. Л. Альми, Л. Я. Гинзбург, Н. А. Гончаровой, М. Н. Дарвина, Л. К. Долгополова, О. Г. Золотарёвой, А. А. Карпова, А. С. Коган, О. А. Лекманова, Л. Е. Ляпиной, В. Н. Ляхова, З. Г. Минц, О. В. Мирошниковой, В. В. Мусатова, В. А. Сайтанова, В. А. Сапогова, И. В. Фоменко, М. С. Штерн и многих других.

С конца 1980-х годов возрастает интерес к исследованию разнообразных контекстовых форм в общетеоретическом аспекте и в творчестве разных авторов. Первоначальное накопление и систематизация материала позволили создать фундаментальные работы сравнительно-исторического, историко-типологического и теоретического плана. Объектом изучения оказались поэтика лирического цикла, типы объединения лирических стихотворений в условиях перехода от жанрового к внежанровому мышлению, способы формирования контекстовых форм. Внимание исследователей сосредотачивается на процессах циклизации в русской поэзии XIX века и на лирических книгах начала XX века.

В дальнейшем интерес к изучению циклизации в русской поэзии Серебряного века только возрастал (так, можно указать на работы А. А. Белобородовой, В. А. Зубкова, Е. Ю. Кармаловой, О. А. Лекманова, Е. П. Мстиславской, Е. К. Соболевской, Г. А. Толстых и многих других).

Таким образом можно видеть, что изучение процессов циклизации ведётся, как правило, на материале русской классики XIX и XX веков. Русская поэзия рубежа XX - XXI веков с этой точки зрения изучается реже. При этом циклизация остаётся активным процессом в современной русской лирике; поэты по-прежнему собирают свои стихи в циклы, используя как традиционные принципы (хронотопический, сюжетный, даже жанровый), так и оригинальные, синкретичные способы создания циклов. Их изучение, несомненно, является актуальным для литературоведения, так как позволяет увидеть творчество поэтов рубежа XX - XXI веков как художественное и смысловое единство.

Изучение поэтики циклизации актуально как для современной русской лирики в целом, так и для творчества отдельного поэта рубежа XX - XXI веков. Одним из интереснейших поэтов этого времени является Д. Воденников. С одной стороны, поэзия Д. Воденникова - это отражение ведущих поэтических концепций своего времени. С другой - перед нами оригинальный творец, обладающий узнаваемой, своеобразной поэтикой.

Циклизация является заметной чертой лирики Д. Воденникова: практически все его стихи издавались в составе циклов; только иногда в журнальных подборках публиковались одиночные тексты. На официальном авторском сайте Д. Воденникова раздел «Стихи» также включает преимущественно поэтические циклы, при этом можно отметить, что состав циклов на сайте в некоторых случаях более обширен, чем в более ранних печатных изданиях.

В интервью с С. Лин, которое представляет собой предисловие к книге Д. Воденникова «Вкусный обед для равнодушных кошек» (в состав этой книги вошли несколько его поэтических циклов, а также прозаические заметки), поэт отмечает: «...она (речь идёт о М. Цветаевой - Е.Г.) научила меня выстраивать стихотворение, книгу, выступление как единое тело, как спектакль» [12, с. 93]. Метафора «единое тело» подчёркивает важность собирания стихов в комплекс; стоит также сказать, что драматическое, сюжетное начало («спектакль») и в самом деле характерно для поэзии Д. Воденникова.

Таким образом, исследование специфики процессов циклизации в творчестве Д. Воденникова может быть продуктивным и интересным как для рассмотрения особенностей его собственного творчества, так и для изучения своеобразия современной русской поэзии в целом. Однако монографических работ, посвящённых его поэзии, до сих пор не существует; не изучался подробно и вопрос циклизации в лирическом творчестве Д. Воденникова.

Научная новизна работы, таким образом, связана с тем, что поэзия Д. Воденникова рассматривается как отражение ведущих поэтических концепций

конца XX - начала XXI века, а также с тем, что настоящее исследование является первым в современном литературоведении целостным изучением творчества Д. Воденникова, в котором представлено рассмотрение специфики процесса циклизации в творчестве поэта.

В качестве объекта исследования выступают лирические циклы и циклические формы в поэзии Д. Воденникова, а в качестве предмета -специфика циклизации, способы и принципы образования циклических форм в творчестве поэта, архитектонические, композиционные и мотивно-образные особенности создания циклов в лирическом творчестве поэта.

Цель работы - выявить и проанализировать основные способы и принципы образования циклов в лирическом творчестве Д. Воденникова в контексте литературного процесса. В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть особенности и способы циклизации в истории русской лирики и в современной поэзии;

2) рассмотреть основные художественные особенности поэтики Д. Воденникова, обуславливающие специфику лирических циклов, а также представление об этих особенностях в работах критиков и литературоведов;

3) выявить основные принципы циклизации в лирическом творчестве Д. Воденникова;

4) определить метатекстовую природу циклов Д. Воденникова; провести целостный анализ циклов, наиболее показательных с архитектонической, композиционной и образно-тематической точек зрения;

5) обозначить сквозные мотивы и образы, определяющие моделирование циклов в лирическом творчестве поэта.

Эмпирическим материалом исследования в данной работе являются поэтические циклы Д. Воденникова «Репейник», «Трамвай», «Весь 1997», «Весь 1998», «Любовь бессмертная - любовь простая», «Как надо жить - чтоб

быть любимым», «Мужчины тоже могут имитировать оргазм», «Четвёртое дыхание».

Методологической основой диссертационного исследования стали работы ведущих российских цикловедов: М. Н. Дарвина, О. А. Лекманова, Л. Е. Ляпиной, О. В. Мирошниковой, И. В. Фоменко, М. С. Штерн и других. В разработке вопросов об идейно-художественном анализе как отдельных стихотворений в составе цикла, так и лирических циклов в целом, исследование базируется на работах Н. В. Барковской, В. В. Кожинова, Н. Л. Лейдермана, И. В. Силантьева, И. Н. Сухих, Л. В. Чернец и других. Понятие метатекста и его особенности рассматриваются с опорой на работы В. С. Киселева и И. В. Фоменко. Для детального анализа циклических форм в лирическом творчестве Д. Воденникова был использован целостный подход, включающий элементы структурно-семантического и «сквозного» анализа поэтических циклов и книг, разработанный О. В. Мирошниковой и М. С. Штерн. Более подробная информация о степени разработанности проблем лирической циклизации изложена в главе I «Циклизация в русской литературе XVII - XX веков: особенности развития и история изучения».

На протяжении всей работы применялись общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза. Частнонаучные методы применялись при написании отдельных частей исследования. Так, в первой и второй главах для изучения литературного и исследовательского контекстов использовался культурно-исторический метод. В третьей главе, как уже было сказано, использовался целостный подход с элементами структурно-семантического и «сквозного» анализа, а также метод формального анализа, так как лирические циклы представляют собой особый способ формальной организации художественного текста.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что данная работа расширяет современное представление о специфике циклоообразования в русской поэзии рубежа XX - XXI веков и

выявляет художественные закономерности, структурирующие лирическое творчество Д. Воденникова в контексте современного ему литературного процесса.

Практическая значимость работы заключается в том, что её материал может быть использован в преподавании современной русской литературы, в разработке спецкурсов по современной русской поэзии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Лирическое творчество Д. Воденникова характеризуется соединением черт нескольких направлений, свойственных русской лирике конца XX -начала XXI веков (постмодернизм, неомодернизм, перформативная поэзия, «новая искренность»). Также лирическому творчеству поэта свойственна перекличка с традициями русской классической лирики (романтизм, символизм) и ярко выраженная интертекстуальность.

2. Одна из основных черт поэтики лирического творчества Д. Воденникова - синкретизм, который проявляется как в образной системе, так и в структурных и стилистических элементах (прозиметрия, соединение художественности и публицистичности).

3. Д. Воденникову свойственно «циклическое» мышление: всё его лирическое творчество объединено в циклы, отдельное стихотворение мыслится поэтом как часть метатекстового единства, причём только в составе метатекста стихотворение получает художественную завершённость.

4. Способы циклизации в лирическом творчестве Д. Воденникова носят сложный, нелинейный характер: для его поэзии свойственны перекличка циклов, объединение их в надцикловое единство, объединение стихотворений в составе одного цикла в подциклы, полижанровые циклические построения.

5. В творчестве Д. Воденникова можно выделить следующие основные принципы циклизации: субъектный, при котором основой объединения стихотворений в цикл является единство лирического субъекта, определяющее особенности взгляда на художественную реальность; тематический, при

котором в основу объединения стихотворений в циклы кладётся единство темы (часто на это указывает заглавие); хронотопический (по этому принципу строятся циклы, стихотворения в которых объединены на основании своеобразного «лирического хронотопа»); хронологический, при котором цикл охватывает определённый этап развития как самого поэта, так и лирического героя (указание на хронологию в таких случаях часто вынесено в заглавие).

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на следующих конференциях, форумах:

1) Международная научно-практическая конференция «VI Капеновские чтения» (2018 г., Павлодар, Казахстан);

2) Международный научно-педагогический форум филологов «Язык. Культура. Перевод: сравнительно-сопоставительные исследования» (8-12 октября 2019 г., Тбилиси, Грузия);

3) Международная научно-практическая конференция «Идея евразийства в мировой культуре» (5 декабря 2019 г., Павлодар, Казахстан).

По теме диссертации опубликован ряд работ.

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1) Детское сознание как способ создания художественного единства в лирическом цикле Дм. Воденникова «Репейник» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Омск, 2018, № 3 (33). - с. 33-42;

2) Художественное пространство и лирический сюжет как организующий принцип художественного единства в лирическом цикле Дмитрия Воденникова «Трамвай» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Омск, 2019, № 3 (37). - с. 15-22;

3) Любовные циклы Дмитрия Воденникова: способы создания художественного единства // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -Омск, 2021, № 3. - с. 28-37.

Кроме того, опубликованы три статьи в других изданиях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Структура работы определена задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обоснован выбор темы, сформулированы цели и задачи исследования, дана характеристика анализируемого материала, обозначены методы исследования, определена научная новизна работы, ее практическая и теоретическая значимость. В первой главе рассматриваются особенности циклизации в русской литературе XVII - XX веков. Вторая глава посвящена анализу творчества Д. Воденникова в оценке критиков и литературоведов, выявлению основных структурных и художественных особенностей его поэзии. В третьей главе рассматриваются принципы создания и художественное своеобразие циклов в лирическом творчестве Д. Воденникова. В заключении обобщены результаты исследования и намечены перспективы дальнейшей работы. Текст изложен на 150 страницах, список литературы включает 157 наименований.

ГЛАВА I. ЦИКЛИЗАЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVII - XX ВЕКОВ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ

1.1 Принципы лирической циклизации в русской литературе XVII -

начала XX вв.

Процессы циклизации в русской поэзии возникают, в сущности, с момента зарождения самой поэзии. Традиционно в качестве первых русских поэтических сборников рассматриваются сборники Симеона Полоцкого: «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» [44] (1670-80-е годы). Конечно, говорить об этих сборниках как о полноценно выстроенных лирических книгах или циклах невозможно, хотя бы в силу их объёма (так, «Вертоград многоцветный» содержит несколько тысяч стихотворных текстов), однако большинство учёных склоняются к мнению, что сам автор воспринимал свои поэтические книги как единое целое. Известно, например, что Симеон Полоцкий работал над композицией «Вертограда», и алфавитный принцип, по которому были расположены стихи в конечном варианте книги, возник в ней не сразу.

Л. И. Сазонова в работе «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого: история создания, поэтика, жанр» так характеризует изначальный, впоследствии изменённый, характер расположения стихов в книге: «Из авторской рукописи отчётливо видно, что Симеон писал не сборник стихов, а единую книгу. Читая здесь стихи по порядку, мы убеждаемся в существовании созданного поэтом, а затем им же перестроенного на новых основаниях художественного контекста. В автографе можно обнаружить крупные идейно -тематические и структурные единства, в пределах каждого из которых взаимодействуют несколько стихотворений - от двух-трёх до десятка и более... Внутреннее течение между стихами иногда настолько сильное, что можно указать строку в предыдущем стихотворении, которая послужила поводом,

стимулом для последующего» [126, с. 26]. Взаимодействие текстов между собой, смысловая, образная, художественная (и даже языковая) перекличка стихотворений, возникновение идейно-тематических единств внутри книги -всё это позволяет говорить о том, что процессы циклизации начинаются в русской лирике на самых ранних этапах её развития.

Стремление к объединению лирических текстов в некое художественное целое отличает и русских поэтов XVШ века. Особенности циклизации в эпоху расцвета классицизма в самом общем виде определяются жанровым мышлением этого времени. Литературная иерархия играет важную роль как в создании художественных произведений, так и в их восприятии - и с этим связано стремление писателей упорядочивать тексты в пределах книги, объединяя их в логичные, легко объяснимые разделы. И писатель, и читатель этого времени во многом ориентируются на существующие жанровые каноны, которые определяют читательские ожидания от текста. В связи с этим самым распространённым принципом объединения отдельных текстов в циклы и книги является жанровый принцип: можно вспомнить, например, «Элегии» [48] и «Сатиры» А. П. Сумарокова [49], «Анакреонтические песни» [34] Г. Р. Державина, в какой-то мере - и сатиры [38] А. Д. Кантемира, пусть и не опубликованные при жизни автора, но, судя по всему, воспринимавшиеся поэтом как некое единство (недаром же они были пронумерованы, то есть выстроены в определённой последовательности, и имели единообразную композицию).

Для литературы XVIII века не свойственно различение понятий лирической книги и лирического цикла, жанровый принцип циклизации носит формальный характер, но сама мысль о том, что художественные произведения могут быть объединены между собой чем-то иным, кроме имени автора, уже появилась. К концу XVIII - началу XIX века эта мысль получает развитие; жанровый принцип объединения уступает место тематическому (таким образом, например, расположены стихотворения в «Сочинениях Г. Р.

Державина» [35] (СПб, 1808-1816, части 1 - 5) и «личному», который подразумевает выражение личности автора, что сказывается на названиях книг. Появляются многочисленные книги, заголовки которых носят метафорический характер, связанный с семантикой праздности, отдыха, развлечения, например, «Досуги, или Собрание сочинений и переводов Михайлы Попова» (1772), «Моё праздное время, или Собрание некоторых мелких сочинений и переводов в стихах князя Григория Хованского» (1793), «Плоды праздного времени, или Разные мелкие стихотворения Николая Яновского» (1788), «Плоды моего досуга» Н. П. Брусилова (1805).

Может показаться, что подобные названия указывают на несерьёзность, неважность, развлекательный характер этой поэзии, но это не совсем так. В них, скорее, отражается свойственное концу XVIII - началу XIX века противопоставление частной, личной жизни человека его «общественному» бытию (прежде всего, государственной службе и официальным светским обязанностям). Однако именно частная, личная, неформальная, «праздная» жизнь в эту эпоху ощущается как истинная жизнь, как наиболее ценное для личности время. Становится интересной психологическая жизнь обычного человека.

«Обычность», «непримечательность», частный характер лирического «я» подчёркивается такими названиями книг, как «Мои безделки» [39] Н. М. Карамзина (1794), «И мои безделки» [36] И. И. Дмитриева (1795), «Моё кое-что, или Собрание мелких сочинений и переводов в стихах и прозе» П. А. Пельского (1803), «И я автор, или Разные мелкие стихотворения Ивана Бахтина» [4] (1816). На выражение чувств, переживаний, настроений как на основу объединения стихотворений в книгу указывают названия с эмоциональной компонентой, например, «Бытие сердца моего, или Стихотворения князя Ивана Михайловича Долгорукого» [37] (1802), «Печальные, весёлые и унылые тона моего сердца» [45] Ф. М. Рындовского (1809). Таким образом, в эпоху сентиментализма тексты начинают

объединяться в книги не только на основе объективного, формального принципа (каким является, например, жанровый), но и на основе субъективного авторского взгляда.

В начале XIX века циклизация в русской лирике, с одной стороны, сохраняет и развивает то, что было заложено в XVIII веке. Например, в двухтомном издании К. Н. Батюшкова «Опыты в стихах и прозе» поэтический том содержит три жанровых раздела: «Элегии», «Послания» и «Смесь». При этом всему тому предпосланы латинский эпиграф и поэтическое предисловие «К друзьям». Эпиграф «Vade sed incukns» переводится как «Иди, хоть и неприбранная» и метафорически характеризует свободный и живой стиль поэзии К. Н. Батюшкова, а предисловие «К друзьям» указывает на адресата, для которого предназначена эта поэзия. Таким образом, эпиграф и предисловие служат для объединения самостоятельных текстов книги в некое поэтическое единство. Исследователи также отмечают, что «тематическое единство и художественные переклички можно обнаружить не только в поэтической части «Опытов», но и между их поэтической и прозаической частями» [99, с. 5-28], как это сказано в предисловии В. А. Кошелева к современному изданию К. Н. Батюшкова.

Но самым распространённым способом публикации стихотворных текстов в первой половине XIX века является соединение жанровой группировки с хронологическим расположением (таким образом издавались, например, стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского). Однако внутри больших (жанровых или хронологических) разделов отдельные стихотворения, по-видимому, ещё не воспринимаются как тесно связанные друг с другом. Каждое из них представляет какой-то определённый жанр или момент творческой эволюции автора (если речь идёт о хронологическом размещении), но воспринимается при этом как отдельный, полностью самостоятельный текст.

На это указывают и заголовки изданий: они лишены метафорического, обобщающего названия и представляют собой, в сущности, указание на автора

и наличие в них стихотворных текстов («Стихотворения Евгения Баратынского» 1827 года и «Стихотворения Баратынского» 1835 года; «Стихотворения» А. С. Пушкина 1826 года, «Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть» и «Стихотворения Александра Пушкина. Вторая часть» 1829 года, «Стихотворения Александра Пушкина. Третья часть» 1832 года, «Стихотворения Александра Пушкина. Четвёртая часть» 1835 года; «Стихотворения» М.Ю. Лермонтова 1840 года; «Стихотворения» Н. Языкова 1833 года и «Новые стихотворения» Н. Языкова 1845 года и др.).

Первым изданием, построенным принципиально иным способом, являются «Сумерки» Е. А. Баратынского, изданные в 1844 году. «Сумерки» представляют собой полноценную лирическую книгу в современном смысле этого термина. М. Н. Дарвин определял книгу стихов как «одну из главных форм художественной циклизации стихотворных произведений, «сверхцикл», позволяющий в пределе объединять в своём составе не только лирику, но и поэмы, и произведения других жанров...Книга стихов - художественная целостность, своеобразный способ выражения авторского сознания и, одновременно, читательского восприятия» [155, с. 96-97]. Действительно, это определение точно описывает «Сумерки» Е. А. Баратынского. По словам С. Г. Бочарова, «это замкнутый цикл философских стихотворений, по своему внутреннему единству приближающийся к философской поэме» [65, с. 111].

Несмотря на то, что «Сумерки» определяются и как лирическая книга, и как лирический цикл, общим при их интерпретации остаётся одно: признание большой внутренней целостности, которая создаётся специально выстроенной композицией, перекличкой художественных элементов и единым взглядом на мир. При этом традиционные жанровые границы размываются всё сильнее; и на первый план выходит самое общее жанровое определение поэтического текста - стихотворение.

Процессы циклизации заметно усиливаются во второй половине XIX века. В циклы объединяют стихи А. Н. Майков [40], Н. А. Некрасов [42], Я. П.

Полонский [43], К. К. Случевский [47], А. А. Фет [52] и другие. Значительно разнообразнее становятся и принципы, на основе которых происходит циклизация. Жанровый и тематический принципы по-прежнему сохраняются, но, помимо этого, стихи объединяются в циклы на основе единства лирического героя, единства лирического хронотопа, появляются циклы, имеющие сквозной лирический сюжет (причём иногда в таком цикле может действовать несколько достаточно отчётливо очерченных персонажей, и сюжет, развиваясь через их отношения, может иметь даже своеобразную завязку, кульминацию и развязку - таким образом построен, например, цикл А.Н. Майкова «Неаполитанский альбом»).

Подобная тенденция сохраняется и на рубеже XIX-XX веков, и в начале XX века. По словам У. Ю. Вериной, «.в рамках масштабных новаторских художественных и теоретических поисков Серебряного века книга стихов преобладает в жанровой системе русской поэзии, приобретая авторские модификации, формируя типологические черты» [68, с. 11-12]. Хрестоматийные слова А. А. Блока «.я твёрдо уверен, что все стихи вместе -«трилогия вочеловечения.» [5, с. 109], в сущности, можно применить и к творчеству В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, А. Белого, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Н. С. Гумилёва, Б. Л. Пастернака и множества других поэтов этого поколения: их стихи издаются в составе циклов или лирических книг и воспринимаются «все вместе» как художественное единство, в составе которого каждое стихотворение сохраняет своё самостоятельное значение, но наиболее полно раскрывает свой смысл только в отношениях с другими текстами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гаранина Екатерина Петровна, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Художественная литература и источники исследования

1. Ахмадулина Б. А. Стихи. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/13720/o-moi-zastenchivyi-geroi (дата обращения: 14.01.2018)

2. Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы [Текст] / А. А.Ахматова. -Ленинград: Советский писатель, 1976. - 570 с.

3. Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворения в двух томах: Т. 1 [Текст] / Е. А. Баратынский. - Ленинград: Советский писатель, 1936. - 476 с.

4. Бахтин И. И. И я автор, или Разные мелкие стихотворения Ивана Бахтина [Текст] / И. И. Бахтин. - Санкт-Петербург: В типографии Иос. Иоаннесова, 1816. -61 с.

5. Блок А. А. Собрание сочинений в девяти томах: Т. 8. Письма. 1898-1921 [Текст] / А. А. Блок. - Москва: Гослитиздат, 1962. - 159 с.

6. Бродский И. А. Сын цивилизации / И. А. Бродский // Бродский И. А. Проза и эссе (основное собрание). [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/ BRODSKIJ/brodsky_prose.txt (дата обращения: 15.07.2019)

7. Брюсов В. Я. Сочинения в семи тома: Т. 1 [Текст] / В. Я. Брюсов. -Москва: Художественная литература, 1973-1975. - 670 с.

8. Воденников Д. Б. Репейник [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: Пахомова: АРГО-РИСК, 1996. - 23 с.

9. Воденников Д. Б. Holiday [Текст] / Д. Б. Воденников. - Санкт-Петербург: ИНА-Пресс, 1999. - 56 с.

10. Воденников Д. Б. Как надо жить - чтоб быть любимым [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: ОГИ, 2001. - 48 с.

11. Воденников Д. Б. Мужчины тоже могут имитировать оргазм [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: ОГИ, 2002. - 60 с.

12. Воденников Д. Б. Вкусный обед для равнодушных кошек: стихи [Текст] / Д. Б. Воденников, С. Лин. - Москва: ОГИ, 2005. - 136 с.

13. Воденников Д. Б. Черновик: стихи [Текст] / Д. Б. Воденников. - Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 2006. - 94 с.

14. Воденников Д. Б. Здравствуйте, я пришёл с вами попрощаться [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: Гаятри, 2007. - 176 с.

15. Воденников Д. Б. Обещание [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: Эксмо, 2011. - 288 с.

16. Воденников Д. Б. Пальто и собака [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: Лайвбук, 2016. - 256 с.

17. Воденников Д. Б. Небесная лиса [Текст] / Д. Б. Воденников. - Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. - 224 с.

18. Воденников Д. Б. Сны о Чуне [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: АСТ: Уроки чтения, 2019. - 288 с.

19. Воденников Д. Б. Стихи обо всём [Текст] / Д. Б. Воденников. - Москва: Эксмо, 2020. - 224 с.

20. Воденников Д. Б. Приснившиеся люди [Текст] / Д. Б. Воденников. -Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. - 320 с.

21. Воденников Д. Б. Интервью с О. Хохловой. [Электронный ресурс] URL: http://vodennikov.ru/press/interview_hohlova.htm (дата обращения: 12.12.2017)

22. Воденников Д. Б. Интервью с А. Щеголевым. [Электронный ресурс] URL: https://www.rugrad.eu/afisha/interview/dmitriy-vodennikov-ochen-khochetsya-rok-n-rolla-i-sovsem-ne-khochetsya-biblioteki/ (дата обращения: 13.12.2017)

23. Воденников Д. Б. Интервью во время выступления на филологическом факультете Белорусского государственного университета, Минск, 27 октября 2005 г. [Электронный ресурс] URL: http://vodennikov.ru/press/minsk.htm (дата обращения:

14.12.2017)

24. Воденников Д. Б. Интервью для сайта «Культура в городе. [Электронный ресурс] URL: http://vodennikov.ru/press/my_vse_razvalivaemsya.htm (дата обращения:

03.01.2018)

25. Воденников Д. Б. Репейник. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/repejnik.htm (дата обращения: 09.11.2017)

26. Воденников Д. Б. Трамвай. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/tramvay.htm (дата обращения: 13.01.2018)

27. Воденников Д. Б. Весь 1997. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/ves97.htm (дата обращения: 14.05.2018)

28. Воденников Д. Б. Весь 1998. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/ves98.htm (дата обращения: 21.06.2018)

29. Воденников Д. Б. Любовь бессмертная - любовь простая. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/lubov_bessmertnaya.htm (дата обращения: 26.08.2018)

30. Воденников Д. Б. Как надо жить - чтоб быть любимым. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/kak_nado.htm (дата обращения: 25.09.2018)

31. Воденников Д. Б. Мужчины тоже могут имитировать оргазм. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/muzhchiny.htm (дата обращения: 26.09.2018)

32. Воденников. Д. Б. Четвёртое дыхание. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/poem/chetvertoe.htm (дата обращения: 12.11.2018)

33. Гумилев Н. С. Трамвай: Избранное [Текст] / Н. С. Гумилев; сост., вступ. ст., примеч. Л. А. Смирнова. — Москва: Сов. Россия, 1989. - 496 с.

34. Державин Г. Р. Анакреонтические песни [Текст] / Г. Р. Державин; отв. ред. Г. П. Макогоненко. - Москва: Наука, 1986. - 471 с.

35. Державин Г. Р. Сочинения: в 5 ч. [Текст] / Г. Р. Державин. - Санкт-Петербург: в тип. Шнора, 1808 - 1816.

36. Дмитриев И. И. И мои безделки [Текст] / И. И. Дмитриев. - Москва: В Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1795. - 259 с.

37. Долгоруков И. М. Бытие сердца моего, или Стихотворения князя Ивана Михайловича Долгорукова [Текст] / И. М. Долгоруков. - Москва: В Унив. тип. у Люби, Гария и Попова, 1802. - 395 с.

38. Кантемир А. Д. Сатиры и другие стихотворные сочинения [Текст] / А. Д. Кантемир. - Кишинев: Литература артистикэ, 1988. - 220 с.

39. Карамзин Н. М. Мои безделки. Ч. 1 -2 [Текст] / Н. М. Карамзин. - Москва: В Унив. тип. У Ридигера и Клаудия, 1794. - Ч.1. - 197 с., Ч.2. - 215 с.

40. Майков А. Н. Сочинения в 2-х томах: Т. 1 [Текст] / А. Н. Майков. -Москва: Правда, 1984. - 576 с.

41. Мисима Юкио. Солнце и сталь. [Электронный ресурс] URL: https://miuki.info/2014/05/yukio-misima-solnce-i-stal/ (дата обращения: 27.12.2018)

42. Некрасов Н. А. Собрание сочинений в 10 томах: Т. 1 [Текст] / Н. А. Некрасов. - Москва: Наука, 1981.

43. Полонский Я. П. Сочинения в 2-х томах: Т.1 [Текст] / Я. П. Полонский. -Москва: Художественная литература, 1986. - 956 с.

44. Полоцкий С. Вирши [Текст] / С. Полоцкий; сост., подгот. текстов, вступ. ст. и комм.; В. К. Былинина, Л. У. Звонарева. - Минск: Мастацкая лггаратура, 1990. - 447 c.

45. Рындовский Ф. М. Печальные, весёлые и унылые тона моего сердца [Текст] / Ф. М. Рындовский. - Санкт-Петербург. - 215 с.

46. Сапгир Г. Терцихи Генриха Буфарева: 1984-87 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.vavilon.ru/texts/sapgir8.html (дата обращения: 17.11.2019)

47. Случевский К. К. Стихотворения и поэмы [Текст] / К. К. Случевский. -Москва: Советский писатель, 1962. - 468 с.

48. Сумароков А. П. Оды торжественныя. Елегии любовныя [Текст] / А. П. Сумароков; ред. Р. Вроон. - Репринтное воспроизведение сборников 1774 года. -Москва: ОГИ, 2009. - 840 с.

49. Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе покойнаго действительнаго статскаго советника ордена св. Анны кавалера и

Лейпцигскаго учёнаго собрания члена Александра Петровича Сумарокова : Собраны и изданы в удовольствие любителей российской учености Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Имп. Московском университете [Текст] / А. П. Сумароков. - 2-е изд. - Москва: Унив. тип. У Н. Новикова, 1787. - Т. 7. - 382 с.

50. Толстая Т. Н. Любишь - не любишь. Не кысь [Текст] / Т. Н. Толстая. -Москва: Эксмо, 2004. - 608 с.

51. Тютчев Ф. И. Стихотворения [Текст] / Ф. И. Тютчев. - Москва: Эксмо, 2008. - 320 с.

52. Фет А. А. Малое собрание сочинений [Текст] / А. А. Фет. - Санкт-Петербург: Азбука, 2021. - 640 с.

53. Цветаева М. И. Полное собрание стихотворений. [Электронный ресурс] URL: https://librebook.me/polnoe_sobranie_stihotvorenii_10 (дата обращения: 25.12.2019)

II. Научная литература

54. Алешка Т. В. «Тебе - через сто лет» и полстолетия спустя (обращение к читателю М. Цветаевой и Д. Воденникова) [Текст] / Т. В. Алешка. // Сборник докладов XIV Международной научно-тематической конференции «Добро и зло в мире М. Цветаевой», Москва, 9-12 октября. - Москва, 2006. - С.439-446.

55. Алешка Т. В. Автор и читатель в новой коммуникативной ситуации (на материале поэзии Д. Воденникова) [Текст] / Т. В. Алешка. // Русская и белорусская литературы на рубеже XX—XXI вв.: сборник научных статей: в 2 ч. Ч. 2 / ред. С. Я. Гончарова-Грабовская. — Минск: РИВШ, 2010. — с.106-114.

56. Анкудинов К. Полёт пчелы / К. Анкудинов. // Деловая газета «Взгляд». [Электронный ресурс] URL: https://vz.ru/culture/2007/6/10/87386.html. - (дата обращения: 07.08.2020)

57. Байкова С.А. Метатекст [Текст] / С. А. Байков. // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 3. - С.248 - 250.

58. Баринова Е. Е. Метатекст в постмодернистском литературном нарративе: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук [Текст] / Е. Е. Баринова. - Новосибирск, 2008. - 23 с.

59. Барковская Н. В. Сказочный компонент в русском символизме и методические аспекты его изучения [Текст] / Н. В. Барковская. // Филологический класс. - 2008. - № 19. - С.36-39.

60. Баткин М. Л. Итальянское Возрождение: проблемы и люди [Текст] / М. Л. Баткин. - Москва: РГГУ, 1995. - 448 с.

61. Беляева Н. П. Художественная логика альбома Ю. Шевчука «Иначе» [Текст] / Н. П. Беляева. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь; Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2017. - Вып. 17. - С.88-97.

62. Бельская Л. Л. «Стихи мои! Свидетели живые.» Три века русской поэзии [Текст] / Л. Л. Бельская. - Москва: Флинта, 2016. - 360 с.

63. Биргер Л. «Здравствуйте, я пришёл с вами попрощаться». Дмитрий Воденников / Л. Биргер. // Коммерсант.ру. 02.11.2007. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/820126 (дата обращения: 08.08.2020)

64. Бокарев А. С. «Новая искренность» в поэзии Дмитрия Воденникова: о поведенческих стратегиях лирического субъекта [Текст] / А. С. Бокарев. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Литературоведение. - 2018. -Т. 24. - № 4. - С.136-139.

65. Бочаров С. Г. «Обречен борьбе верховной.» (Лирический мир Баратынского) [Текст] / С. Г. Бочаров. // Бочаров С.Г. О художественных мирах. -Москва: Сов. Россия, 1985. - 296 с.

66. Вацуро В. Э. А. С. Пушкин. Лицейские стихотворения. 1813-1817 [Текст] / В. Э. Вацуро. - Санкт-Петербург: РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1999. - 438 с.

67. Вежбицкая А. Метатекст в тексте [Текст] / А. Вежбицкая. // Новое в зарубежной лингвистике. - Москва: Прогресс, 1978. - Вып.8. Лингвистика текста. -С.402-422.

68. Верина У. Ю. Становление феномена книги стихов в русской поэзии XVII-XIX веков [Текст] / У. Ю. Верина. // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2016. - № 2. - С.7-14.

69. Верина У. Ю. Книга стихов в русской поэзии XX века: многообразие жанрово-композиционных форм [Текст] / У. Ю. Верина. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2016. -С. 15-23.

70. Верина У. Ю. Современная поэтическая антология: генезис, типология [Текст] / У. Ю. Верина. // Учёные записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 1 (70). - С.74-81.

71. Вроон Р. Ещё раз о понятии «лирический цикл» [Текст] / Р. Вроон. // Искусство поэтики - искусство поэзии: к 70-летию И. В. Фоменко: сб. науч. тр. -Тверь: Лилия Принт, 2007. - 468 с.

72. Вязмитинова Л. Метафизическое позиционирование авторов «поколения 90-ых» (на примере творчества Всеволода Зельченко, Дмитрия Воденникова и Натальи Черных) / Л. Вязмитинова. // Крещатик. - 2005. - №5. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/kreschatik/2005/3/metafizicheskoe-poziczionirovanie-avtorov-pokoleniya-90-h.html (дата обращения: 22.09.2020)

73. Вязмитинова Л. «Цветущий куб» в пространстве современной русской поэзии / Л. Вязмитинова. // Новое литературное обозрение. - 2002.- № 58 (6). -С.313-315. [Электронный ресурс] URL: http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/VODENNIKOV/about/about-9.html. (дата

http: //www.levin.rinet .ru/ обращения: 06.11.2020)

75. Вязмитинова Л. «Репейник», «Войско» и многое другое. О поэзии Дмитрия Воденникова, Всеволода Зельченко, Дмитрия Авалиани, Марии Степановой, Евгении Лавут / Л. Вязмитинова. // Футурум АРТ». - 2001.- № 2. [Электронный ресурс] URL: http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/VODENNIKOV/about/about-7.html (дата обращения: 07.11.2020)

76. Вязмитинова Л. В поисках утраченного «Я» / Л. Вязмитинова. // Новое литературное обозрение. - № 39 (5/1999). [Электронный ресурс] URL: http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/VODENNIKOV/about/about-4.html (дата обращения: 15.12.2020)

77. Гавриков В. А. Переосмысляя аксиомы роковедения: циклизация [Текст] / В. А. Гавриков. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. -Тверь; Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2014. - Вып.14. - С.6-17.

78. Гавриков В. А. Русскоязычная песенная поэзия: история интермедиальных («синтетических») исследований [Текст] / В. А. Гавриков. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь; Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2018. - Вып.18. - С. 264-279.

79. Гилёва А. Посметь сказать о себе правду [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/press/razgovorchiki.htm (дата обращения: 17.12.2020)

80. Гланц Т. Перформативная поэзия и её обусловленность. [Электронный ресурс] URL: https://iling-ran.ru/web/news/151110 plr video (дата обращения: 17.11.2021)

81. Гоголева И. О., Казарин Ю. В. Литературно-художественный журнал как метатекст (опыт текстоведческого определения) [Текст] / И. О. Гоголева, Ю. В. Казарин. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - Т. 135 (1). - С.12-17.

82. Гудкова С. П. Книга стихов как крупная жанровая форма в творчестве русскоязычных писателей Мордовии (на материале поэтических изданий 2014-2015 гг.) [Текст] / С. П. Гудкова. // Вестник угроведения. - 2016. - № 2 (25). - С.27-35.

83. Гудкова С. П., Самойленко В. А. Лирический цикл путешествий в русской поэзии рубежа XX-XXI веков: традиции и новаторство [Текст] / С. П. Гудкова, В. А. Самойленко. // ART LOGOS. - 2019. - № 2 (7). - С.56-65.

84. Гудкова С. П., Самойленко В. А. Художественные особенности любовного лирического цикла в современной русской поэзии Мордовии [Текст] / С. П. Гудкова, В. А. Самойленко. // Вестник угроведения. - 2020. - Т. 10. - №. 1. - С.43-52.

85. Дарвин М. Н. Проблема цикла в изучении лирики: учебное пособие [Текст] / М. Н. Дарвин. - Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 1983. - 104 с.

86. Дарвин М. Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: автореф. диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук [Текст] / М. Н. Дарвин. - Екатеринбург, 1996. - 43 с.

87. Дарвин М. Н. Художественная циклизация лирики / М. Н. Дарвин. // Теория литературы: Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) [Текст] / ред. Ю.Б. Бореев и др. - Москва: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 467493.

88. Дарвин М. Н. Цикл / М. Н. Дарвин. // Введение в литературоведение: учебное пособие. [Текст] / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. - Москва: Высшая школа, 2004. - 680 с.

89. Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке [Текст] / Ю. В. Доманский. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - Вып. 3. - С.99-122.

90. Доманский Ю. В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке [Текст] / Ю. В. Доманский. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр.

- Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - Вып. 4. - С.217-232.

91. Елагина Е. Цветущий, небесный, бессмертный / Е.Елагина. // Нева. -2007.

- № 8. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/neva/2007/8/czvetushhij-nebesnyj-bessmertnyj.html (дата обращения: 23.12.2020)

92. Еремина А. О. Виртуальные поэтические сообщества: проблемы и перспективы [Текст] / А. О. Еремина. // Приволжский научный вестник. Серия: Культурология. - 2013. - № 12(28) - Часть 1. - С.153-155.

93. Житенев А. А. Проза поэта в контексте медиакультуры: блог как художественный феномен [Текст] / А. А. Житенев. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - Том 64. - № 10. - С.132-136.

94. Киселев В. С. Метатекст как тип художественного целого (к постановке проблемы) [Текст] / В. С. Киселев. // Вестник Томского университета. - 2004. - № 282. - С.184 - 190.

95. Кленовская В. А. Медиапоэзия как практика самопознания [Текст] / В. А. Кленовская. // Социум и власть. - 2018.- № 4 (72). - С.110-117.

96. Коган А. С. Жанровое своеобразие лирического цикла Ф. И. Тютчева [Текст] / А. С. Коган. // Внутренняя организация художественного произведения. -Махачкала, 1987. - С.75-84.

97. Корсунская А. Г. Книга «Лампада» О. А. Охапкина как «поэтический дневник» [Текст] / А. Г. Корсунская. // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 3 (82). - С.428-430.

98. Корчагин К. М. Возвращение «мерцающего» субъекта: московский концептуализм и поэзия 2000—2010-х годов [Текст] / К. М. Корчагин. // Субъект в новейшей русскоязычной поэзии — теория и практика / ред., сост.: Х. Шталь, Е. Евграшкина. - Berlin et al.: Peter Lang GmbH, 2018. - С. 383—396.

99. Кошелев В. А. «Приятный стихотворец и добрый человек.» [Текст] / В. А. Кошелев // К. Н. Батюшков. Сочинения: в 2 т.; сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. А. Кошелева. - Москва: Художественная литература, 1989. - Т. 1. -С.5-28.

100. Кукулин И. Заметки по следам статьи Людмилы Вязмитиновой. [Электронный ресурс] URL:

http://www.levin.rinet.ru/FRIENDS/VODENNIKOV/about/kukulin.htm (дата

обращения: 24.12.2020)

101. Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах [Текст] / В. Кулаков. -Москва: Новое литературное обозрение, 1999. - 400 с.

102. Курчатова Н. Рецензия на книгу «Черновик» / Н. Курчатова. // журнал «TimeOut». [Электронный ресурс] URL: http: //www.vodennikov.ru/press/rec_na_chernovik_timeout.htm (дата обращения: 01.01.2021)

103. Лекманов О. А. Книга стихов как «большая форма» в культуре русского модернизма [Текст] / О. А. Лекманов. // Авторское книготворчество в поэзии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск — Челябинск, 19-22 марта 2008 г.): в 2 ч. / отв. ред. О. В. Мирошникова. - Омск: Сфера, 2008. - Ч. 1. - С.64-88.

104. Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году [Текст] / О. А. Лекманов. -Москва: Восточная книга, 2014. - 176 с.

105. Леонова А. А. Приёмы «Интернет-форматирования» в современной прозе: «электронная» книга «Е-Гришковца» «год жизни» [Текст] / А. А. Леонова. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Филология. - 2009. -№2. - С.85-89.

106. Леушина О. В. Пространственно-временной сдвиг в поэтическом цикле Генриха Сапгира «Этюда в манере Огарёва и Полонского» [Текст] / О. В. Леушина. // Гуманитарные исследования. Серия: Литература. Литературоведение. Устное народное творчество. - 2017. - № 2 (15). - С.77-80.

107. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики [Текст] / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург: Издательство Уральского гос. пед. унта, 1997. - 317 с.

108. Лотман Ю. М. Текст в тексте [Текст] / Ю. М. Лотман. // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры: избранные статьи в трёх томах: Том I. -Таллин: Александра, 1992. - 472 с.

109. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст] / Ю. М. Лотман. - Москва: Просвещение, 1988. - 352 с.

110. Ляпина Л. Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики [Текст] / Л. Е. Ляпина // Проблемы исторической поэтики. [Электронный ресурс] URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2341. DOI: 10.15393/j9.art.1990.2341 (дата обращения: )

111. Максимова Т. О. Фейсбучный роман как феномен [Текст] / Т. О. Максимова. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - С.141-152.

112. Мирошникова О. В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети XIX века): учебное пособие по спецкурсу для студ. филол. Факультета [Текст] / О. В. Мирошникова. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. - 139 с.

113. Мирошникова О. В. Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К. К. Случевского: учебное пособие [Текст] / О. В. Мирошникова. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2003. - 138 с.

114. Мирошникова О. В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика: монография [Текст] / О. В. Мирошникова. -Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 339 с.

115. Мирошникова О. В. Стихотворение и цикл в архитектонике лирической книги [Текст] / О. В. Мирошникова. // Филология и человек. - 2011. - № 3. - С.108-116.

116. Моротская С. Все - Димочкой хотели называть? [Электронный ресурс] URL: http://old.russ.ru/krug/kniga/20000203-pr.html (дата обращения: 12.01.2021)

117. Никитина О. Э. Драматичность как способ циклизации альбома «Майн кайф?» группы «Агата Кристи» [Текст] / О. Э. Никитина. // Русская рок-поэзия:

текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь; Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2003. - Вып. 7.

- С.144-155.

118. Орлицкий Ю. Б. Некоторые особенности циклизации в современной русской лирике [Текст] / Ю. Б. Орлицкий. // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение: материалы международной конференции.

- М.: РГГУ, 2003. - С.256 - 270.

119. Осьмухина О. Ю. Баллада в современной отечественной поэзии: пути и характер трансформации жанровой формы [Текст] / О. Ю. Осьмухина, С. П. Гудкова. // Научный диалог. - 2019.- № 8. - С.149-165.

120. Очиров А. Столбики счастья (поэзия как путь - о стихах Дмитрия Воденникова). [Электронный ресурс] URL: http://vodennikov.ru/press/stolbiki_schastja_ochirov.htm (дата обращения: 13.01.2021)

121. Пепеляева Е. В. Исследовательская циклизация лирики как теоретическая проблема [Текст] / Е. В. Пепеляева. // Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. - 2012. - Вып. 2 (18). - С.174-180.

122. Полонская А. Небесный свет. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/file/52_ruswiss_08_09_2014_lq.pdf (дата обращения: 18.02.2021)

123. Прощин Е. Е. Специфика субъектной персонификации в русской концептуалистической и постконцептуалистической поэзии (1960-1990-ые годы) [Текст] / Е. Е. Прощин. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - № 1(2). - С.241-245.

124. Радионова А. В. Лиро-философский метатекст в русской литературе: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук [Текст] / А. В. Радионова. - Смоленск, 2019. - 39 с.

125. Рогинская О. Пришёл, чтобы остаться / О. Рогинская. // Русский журнал. -9 января 2007. [Электронный ресурс] URL: http: //www.vo dennikov.ru/press/pri shel_chtoby_o statsj a.htm (дата обращения: 20.02.2021).

126. Сазонова Л. И. «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого: история создания, поэтика, жанр [Текст] / Л. И. Сазонова. // Vertograd mnogocvetnyj / ed. by Anthony Hippisley a. Lydia I. Sazonova; with a forew. by Dmitrij S. Liha ev. Vol.1: «Aaron» — «Detem blagoslovenie». LX, - 356 с.

127. Сальникова М. Поэт-дурак, поэт-отец, поэт-цветок. Дмитрий Воденников в театре «Практика» / М. Сальникова. // Drugaya.ru. - 10 января, 2007. [Электронный ресурс] URL: http: //www.vodennikov.ru/press/drugaya_rec_na_praktiku.htm (дата обращения: 25.02.2021)

128. Самойленко В. А. Мотив путешествия как сюжетообразующее начало цикла путешествия (на материале цикла О. Николаевой «Варшава») / В. А. Самойленко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. № 6-4. [Электронный ресурс] URL: https://publikacia.net/archive/2015/6/4/19 (дата обращения: 23.07.2019)

129. Сапогов В. А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А. Блока [Текст] / В. А. Сапогов. // Сапогов В. А. Язык и стиль художественного произведения - Москва: МГПИ им. В. И. Ленина, 1966. - С.90-91.

130. Скворцов А. Э. Художественные стратегии Л. Лосева, С. Гандлевского, А Цветкова и О. Чухонцева в контексте современной поэзии и их восприятие в критике [Текст] / А. Э. Скворцов. // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008.- Т.150, кн. 6. - С.87-98.

131. Слосарз А. Видеолитература как выражение эмоционального опыта [Текст] / А. Слосарз. // Записки Университета Мари Склодовской-Кюри.- 2017. -Том 2. - С.144-161.

132. Смышляев Е. А. Урбанистическая поэзия современных челябинских авторов [Текст] / Е. А. Смышляев. // Пушкинские чтения. - 2015. - № ХХ. -С.139-147.

133. Сомова А. К. Идиостилевые черты Дмитрия Воденникова в текстах от своего лица и под речевой маской [Текст] / А. К. Сомова. // Современная

медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей: межвуз.сб.науч.работ студентов, магистрантов и аспирантов / науч. ред А. А. Малышев. - Санкт-Петербург, 2017. - Вып. 17. - С.198-204.

134. Терещенко Е. В. Поэзия и ценностные основания гуманитарного кризиса в современном мире [Текст] / Е. В. Терещенко. // Вестник Московского университета. Серия: 7. Философия. - 2013.- №4. - С.28-46.

135. Трифонова М. А. «Деклассированным элементам - 1, 2» Янки Дягилевой как дилогия» [Текст] / М. А. Трифонова. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь; Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2018. - Вып. 18. - С.56-61.

136. Тюпа В. И. Художественный дискурс [Текст] / В. И. Тюпа. // Введение в теорию литературы. - Москва: Высшая школа, Академия, 2003. - 80 с.

137. Филимон А. Н. Брюсов календарь [Текст] / А. Н. Филимон. // Земля и вселенная. - 1993. - № 1. - С.45-53.

138. Фисенко А. Б., Култышева О. М. Идиостилевое своеобразие диалогической лирики В. Полозковой [Текст] / А. Б. Фисенко, О. М. Култышева. // Учёные записки Новгородского государственного университета. - 2021. - № 2 (35). - С.247 - 250.

139. Фоменко И. В. Лирический цикл как метатекст [Текст] / И. В. Фоменко. // Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов : межвуз. тематич. сб. ст. - Калинин, 1979. - С.112-127.

140. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла [Текст] / И. В. Фоменко. -Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1984. - 78 с.

141. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика: монография [Текст] / И. В. Фоменко. - Тверь: Твер. гос. ун-т,1992. - 124 с.

142. Харитонова З. Г. Песня Виктора Цоя «Атаман»: проблема включения в мини-циклы [Текст] / З. Г. Харитонова. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. - Тверь; Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2014. - Вып. 15. - С.137-142.

143. Черных Н. Руны-свидетели. [Электронный ресурс] URL: http: //www.vodennikov.ru/press/chernyh_rec_na_knigu_run.htm (дата обращения: 03.03.2021)

144. Черных Н. Заметки на черновике, или Стихотворешник. [Электронный ресурс] URL: http://textonly.ru/case/?issue=19&article=12956 (дата обращения: 07.03.2021)

145. Черных Н. Новолуние. [Электронный ресурс] URL: http://www.vodennikov.ru/press/novolunie.htm (дата обращения: 14.03.2021)

146. Штерн М. С. «Темные аллеи» И. А. Бунина как лирическая книга в прозе [Текст] / М. С. Штерн. // Лирическая книга в современной научной рецепции: колл. монография / отв. ред. О. В. Мирошникова. - Омск: ОмГПУ, 2008. - 308 с. - Текст: непосредственный.

147. Штраус А. В. Лирический герой в поэзии Дмитрия Воденникова [Текст] / А. В. Штраус. // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 303. - С.21-24.

148. Штраус А. В. Проблема лирического героя в современной поэзии: новые тенденции 1990-х - 2000-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 [Текст] / Штраус Антонина Валерьевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького]. - Пермь, 2009.- 138 с.

149. Штраус А. В.. Об организации медийной среды современными русскими поэтами [Текст] / А. В. Штраус // Медиа. Информация. Коммуникация. -2013. - № 5. [Электронный ресурс] URL: http://mic.org.ru/vyp/5-nomer-2013/ob-organizatsii-mediynoy-sredy-sovremennymi-russkimi-poetami/ (дата обращения: 03.05.2020)

150. Штраус А. В. Медиаповеденческие практики в современной русской поэзии [Текст] / А. В. Штраус. // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография / отв. ред. И. В. Жилавская, Т. Н. Владимирова. - Москва: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. -С.147-151.

151. Щербино К. Исповедь сына века / К. Щербино. // Деловая газета «Взгляд». [Электронный ресурс] URL: https://vz.ru/culture/2006/10/18/53367.html (дата обращения: 17.03.2021)

152. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе [Текст] / М. Н. Эпштейн. - Москва: Высшая школа, 2005. - 495 с.

153. Яницкий Л. С. Стихотворный цикл: динамика художественной формы: автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Л. С. Яницкий. - Новосибирск, 1998. - 20 с.

III. Словари и справочная литература

154. Вацуро В. Э. Циклы [Текст] / В. Э. Вацуро. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; гл. ред. Мануйлов В. А., редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — Москва: Советская Энциклопедия, 1981. — 746 с.

155. Дарвин М. Н. Книга стихов [Текст] / М. Н. Дарвин. // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / науч. ред. Н. Д. Тамарченко. - Москва: Изд-во Кулагиной, Intrada, 2008. - 358 с.

156. Пригов Д. А. Предуведомление к текстам «Новая искренность» [Текст] / Д. А. Пригов. // Словарь терминов московской концептуальной школы / ред.-сост. А. Монастырский. - Москва: AD MARGINEM, 1999. - С. 65.

157. Руднев В. П. Словарь культуры XX века [Текст] / В. П. Руднев. - Москва: Аграф, 1997. - 384 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.