Структура и поэтика лирических единств в поэзии О. Мандельштама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор наук Минц Белла Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 495
Оглавление диссертации доктор наук Минц Белла Александровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИРИЧЕСКИХ ЕДИНСТВ О. МАНДЕЛЬШТАМА
2.1. Философско-эстетические идеи О. Мандельштама и принципы циклизации в его лирике
2.2. Вариативность как основа для циклизации
2.2.1. Уровни и формы вариативности
2.2.2. Разные редакции лирических стихотворений как открытые структуры
ГЛАВА 3. АВТОРСКИЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ О. МАНДЕЛЬШТАМА
3.1. Двойчатки О. Мандельштама как микроцикл
3.2. Традиционные лирические циклы в поэзии О. Мандельштама
ГЛАВА 4. НЕСОБРАННЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА В ЛИРИКЕ О. МАНДЕЛЬШТАМА
4.1. Типология несобранных лирических единств
4.2. Циклы стихов, обращённых к женщинам
ГЛАВА 5. «БОЛЬШАЯ ФОРМА» В ЛИРИКЕ О. МАНДЕЛЬШТАМА (КНИГА СТИХОВ, «ТЕТРАДЬ»)
5.1. Принципы книготворчества в поэзии Мандельштама
5.1.1. Три редакции «Камня»: эволюция замысла
5.1.2. «Вторая книга»: жанрово-композиционные контуры
5.2. «Тетради» как форма лирического единства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Концепция культуры в творчестве О.Э. Мандельштама: динамика и этапы развития2008 год, кандидат культурологии Попов, Евгений Анатольевич
"Нашедший подкову" О. Мандельштама: история произведения2018 год, кандидат наук Реинбах, Ольга Евгеньевна
Циклизация в поэзии Яна Сатуновского: "100 стихотворений из 10 циклов" как книга стихов2016 год, кандидат наук Кулагин Олег Евгеньевич
Стилевые традиции К.Н. Батюшкова в поэзии О.Э. Мандельштама2019 год, кандидат наук Александров Илья Алексеевич
Искусство как объект авторской интенции в лирике О.Э. Мандельштама2006 год, кандидат филологических наук Донскова, Юлия Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и поэтика лирических единств в поэзии О. Мандельштама»
ВВЕДЕНИЕ
Исключительная степень целостности мандельштамовской лирики и внутренних интертекстуальных связей признана фактически всеми исследователями. Межтекстовые сцепления в ней постепенно складываются в неповторимую, сложно организованную динамическую систему лирических текстов и лирических единств, т.е. текстовых групп различной, в том числе циклической, природы (циклов, подборок, книг стихов, «тетрадей», равноценных редакций стихотворения). Вместе с тем происходит многократная концептуализация, процесс смыслорасширения и других семантических модуляций, без учёта которых интерпретация лирических текстов обедняется. Характер и формы внутренних сцеплений, перекличек, парадигм, общая архитектоника лирического наследия, динамика структуры обладают в поэзии О. Мандельштама признаками уникальности. Изучение поэтики лирических единств и общей специфики циклизации позволяет увидеть одно из значимых измерений его лирики как структурного целого.
Вдова поэта, наблюдая его творческий процесс, была глубоко убеждена в том, что само поэтическое мышление О. Мандельштама имеет циклическую природу1. Такие исключительно интенсивные феномены мандельштамовской поэтики, как контекстуальность, ассоциативность, мифотворчество, семантический объём слова, разветвлённость метафоризации, - способствуют формированию сильных внутренних связей. Мифогенность лирики поэта, цикличность как одно из ключевых свойств художественного мышления, не могли не отразиться на формировании вполне определённой текстовой системы. Мифотворчество на рубеже веков наиболее полно проявлялось именно «на уровне структурных макрообразований - цикла и книги стихов»2. Понимание поэтом слова как сложно организованной, открытой и подвижной системы, семантика
1 Мандельштам Н.Я. Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. Екатеринбург: Гонзо (при участии Мандельштамовского общества), 2014. С. 728.
2 Полонский В. В. Мифопоэтика и динамика жанров в русской литературе конца Х1Х-начала XX века М.: Наука, 2008. С. 64.
которой актуализируется в многочисленных «превращениях и скрещиваниях» [III, 217]3, также способствовало формированию органичных межтекстовых связей.
При этом О. Мандельштам гораздо меньше многих своих современников создавал классические циклы. Он также чуждался поэтических книг со «сложной архитектонической иерархией разнохарактерных частей»4. Некоторые его циклы недоступны широкому читателю, ибо были опубликованы в периодических изданиях, но расформированы автором в книгах. Такой подход поэта к своим опытам в сфере циклизации заслуживает особого внимания и осмысления в контексте индивидуальной поэтической системы.
Смысловая плотность поэзии О. Мандельштама провоцирует преимущественное внимание к мельчайшим фрагментам (стихотворению, строке, слову). Тем не менее, стремление к научной объективности заставляет исследователей обращаться не только к микро-, но и макроструктурам в лирике О. Мандельштама (циклам, «тетрадям», книгам, подборкам) в самой динамике их складывания в уникальную иерархическую совокупность. При подобном подходе обостряются проблемы целого и части, автономности текста и его устремлённости вовне, к контексту, границ между художественным целым и его окружением, наконец, завершённости / незавершённости как художественного качества. Системное изучение лирических единств позволяет увидеть некоторые имманентные свойства противоречивой и свободной мысли, а также самой поэтической ткани О. Мандельштама, а именно внутреннюю диалогичность, диффузность, развитие образно-мотивных компонентов.
Парадоксальность О. Мандельштама проявляется и в родовой специфике его поэзии. Оставаясь чистым лириком даже в относительно объёмных и сложных по жанрово-родовой природе стихотворениях («Нашедший подкову»,
3 В дальнейшем все тексты Мандельштама, за исключением особо оговорённых случаев, даются по следующему изданию: Мандельштам О. Э. Собр. соч.: в 4 т. / Сост. П. Нерлера, А. Никитаева, Ю. Фрейдина, С. Василенко. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993 - 1997, - с указанием в скобках тома римской цифрой и страницы - арабской. Курсив, кроме оговорённых случаев, наш - Б. М.
4 Мирошникова О. В. Книга-цикл и книга-композиция в лирике // Лирическая книга в современной научной рецепции: коллективная монография. Омск: Изд-во Омск. педаг. ун-та, 2008. С. 73.
«Грифельная ода», «Стихи о неизвестном солдате»), О. Мандельштам одновременно эпичен. Эта содержательная и структурная особенность нашла выражение в «сосредоточенности на субстанциальных признаках»5, в соотношении отдельных стихотворений со всем корпусом лирических текстов поэта, в тяготении к полноте и избыточности воплощения замысла. В самом общем плане «стихи Мандельштама - суть фрагменты, подразумевающие эпику целого, т.е. космогонию бытия человеческого»6.
Претворение эпических принципов в лирике не может считаться прерогативой только О. Мандельштама. Исследователи отмечали повествовательные элементы в лирике А. Ахматовой и её тяготении к «крупной фактуре», принципы интериоризации элементов прозы в лирике О. Мандельштама и А. Ахматовой7, тяготение акмеистов к квазиэпическим элементам в силу «установки на самоценность чувственно явленного бытия»8. «Ценностное упорядочение действительности», «атрибутирование вещам их ценностных свойств»9, и стремление к органической иерархии наличного мироустройства, характерные для акмеизма, порождали различные варианты межтекстовых связей, в том числе предрасположенность к циклизации. Связь эта носит сложный характер и требует не только типологизации, но и выявления индивидуальной специфики. В отношении к поэме О. Мандельштам отличается от творчески близких ему поэтов - А. Ахматовой и Н. Гумилёва. Тяготение к эпическому реализовалось в его поэзии только в рамках лирических форм и
5 Аверинцев С. С. К 100-летию О. Мандельштама. Анкета // Вестник русского христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1990. Т. III, № 160. С. 188.
6 Кублановский Ю. М. К 100-летию О. Мандельштама. Анкета // Там же. С. 191.
7 Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова // Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии. Л.: Художественная литература, 1977. С. 433 - 440; Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика // Смерть и бессмертие поэта: материалы международной научной конференции, посвящённой 60-летию со дня гибели О. Э. Мандельштама (Москва, 28 -29 декабря 1998 г.) М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2001. С. 287 - 292.
8 Кихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М.: Диалог - МГУ, 1997. С. 104. Е. Верхоломова прямо связывает лирические циклы акмеистов с ориентацией на эпос (Верхоломова Е. В. Проблема циклизации в поэзии акмеистов (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2009. С. 12).
9 Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. С. 141.
циклизации. Одной из ярких жанровых доминант О. Мандельштама является обращение к одической традиции10. «Ассоциативное сцепление образов»11, лежащее в основе оды, вполне коррелирует с мандельштамовской поэтикой, что делает возможной «ценность каждой строфы, каждой стиховой группы самих по себе»12. Это способствует развёртыванию мысли, разрастанию ассоциаций, фрагментированию. Можно предположить, что жанровые предпочтения поэта не остались в стороне от специфики циклизации, по крайней мере, в его гражданской лирике.
Важность изучения индивидуальной специфики циклизации в лирике О. Мандельштама как значимой части его поэтической системы обуславливает актуальность данной работы.
Попытки найти ключи к художественной целостности конкретного лирического единства можно найти уже в рецензиях на мандельштамовские книги стихов. Отзывы о первой редакции «Камня» (1913) стали для соратников О. Мандельштама по Цеху поэтов, С. Городецкого и Н. Гумилёва, очередной возможностью манифестировать ключевые положения акмеизма. Они усматривали в разнообразии тем и образов дебютной книги своего товарища ощущение «весомости мира»13 и «метафизическую скромность»14. Н. Гумилёв задал тон последующему восприятию двухчастной композиции первого «Камня» как свидетельства перехода поэта «из символического лагеря в акмеистический»15, детально развив свои положения уже в рецензии на второй
10 Различные аспекты изучения оды и одической поэтики в творчестве Мандельштама рассмотрены в работе Ильи Кутика: Kutic I. The Ode and the Odic. Essays on Mandelstam, Pasternak, Tsvetaeva and Mayakovsky // Stockholm: Studies in Russian Literature. No 30. Stockholm: Almqvist and Wiksell International, 1994. P. 18 - 59.
11 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 230.
12 Там же. С. 230.
13 Мандельштам О. Э. Камень / изд. подг. Л. Я. Гинзбург, А. Г. Мец, С. В. Василенко, Ю. Л. Фрейдин. Л.: Наука, 1990. С. 213. В дальнейшем - Мандельштам О. Э. Камень (1990).
14 Там же. С. 215.
15 Там же. С. 216.
«Камень» (1916)16. Интересно его замечание об элементах «кружевной
17
композиции»17.
В рецензиях на второй «Камень» отмечены пафос единства всего и поиски символов этого единства, например, в стихах о Риме (Н. Гумилёв), наличие «скрытого поэтического плана, в котором раскрывается путь создания этой книги»18, оригинальную логику напряжённой мысли, которая идёт «от смутной "первоосновы жизни" к её реальнейшим проявлениям», объединённым «цельностью художественного восприятия»19 (Гершенкройн). С. Парнок пишет о естественной психологической основе композиции «Камня» (1916) - от юношеского сомнения в своём бытии «ко всему, что подтверждает реальность существования мира и, тем самым, человеческого я»20. Последнее положение о логике мысли, формирующей композицию «Камня», уточняется в известной статье В. М. Жирмунского, подчёркивающего идеалистический характер
восприятия действительности поэтом во всём её разнообразии, но сквозь призму
21
других культур21.
Научное изучение О. Мандельштама началось при его жизни в среде близкой ему формальной школы. Ю. Н. Тыняновым отмечена в статье «Промежуток» смыслообразующая роль контекста как внутри стихотворения, так и в межтекстовых связях. Семантика поэтического слова проявляется именно в
16 Там же. С. 220-222.
17 Там же. С. 216. О. А. Лекманов интерпретирует это высказывание Н. Гумилёва как указание на то, что стихотворения книги «сцеплены друг с другом ключевыми мотивами» (Лекманов О. А. О трёх акмеистических книгах: М. Зенкевич. В. Нарбут, О. Мандельштам. М.: Intrada, 2006. С. 113).
18Мандельштам О. Э. Камень (1990). С. 223.
19 Там же. С. 224.
20 Там же. С. 230.
21 Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Его же. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977. С. 121-128. В рецензиях на берлинское издание «Tristia» (1922) и «Вторую книгу» любопытно в русле изучаемой проблемы высказывание Д. П. Святополка-Мирского о беспомощности О. Мандельштама «в композиции больших масс» и мелькании планов. (Русская лирика. Маленькая антология от Ломоносова до Пастернака / сост. кн. Д. П. Святополк-Мирский. N. Y.: Russica Publishers, 1979. (Републикация парижского издания 1924 года) Париж: Изд-во «Франко-русская печать», 1924). С. 202 URL:
https://vtoraya-literatura.com/pdf/russkaya_lirika_antologiya_1924_1979_ocr.pdf (дата обращения -
13.05. 2019).
контексте, в конструктивном развитии «от стиха к стиху. Оттенок, окраска
22
слова в каждом стихе не теряется, она сгущается в последующем»22.
В период 1930-50-х годов процесс изучения поэзии О. Мандельштама шёл подспудно и спорадически. Мандельштамоведение как отрасль науки начинается со второй половины 1960-х годов. Проблема циклизации тесно связана с поисками форм целостности поэтической системы О. Мандельштама. Л. Я Гинзбург отмечает её повышенную ассоциативность, продуцирующую
23
исключительную значимость индивидуального контекста и поэтику сцеплении , называет О. Мандельштама «поэтом контекстов разграниченных (хотя и взаимосвязанных)»24 в противоположность А. Блоку, сводившему большие циклы в единый контекст, и Б. Пастернаку с его единым лирическим потоком. Это общее положение требует корреляции с детальным изучением принципов циклизации в лирике О. Мандельштама.
Ключевая для российского мандельштамоведения статья пяти авторов «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» (1974) даёт общее представление о природе межтекстовых связей в лирике поэта, подобной корпусу мифов и охваченной единой системой смысловых оппозиций25. В русле концепции, изложенной в статье, высокая степень «структурности семантического целого»26 и исключительная важность парадигматических связей понимается авторами статьи, прежде всего, как глубинная смысловая структура, которая наиболее ярко и полноценно проявляется в перекличках между разными стихотворениями и в формах циклизации.
22 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. С. 89. Курсив автора.
23 Гинзбург Л. Я. О лирике. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1974. С. 371.
24 Там же. С. 372.
25 Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7-8. P. 47-82. Републикация состоялась в 2001 году: Смерть и бессмертие поэта. С. 282 - 316.
26 Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 67.
Более детально внутренняя интертекстуальность анализируется Ю. И. Левиным в «Заметках о крымско-эллинских стихах О. Мандельштама»27 и «Заметках о поэзии О. Мандельштама 30-х годов»28. По словам Ю. И. Левина, в поздней лирике поэта «спонтанность творческого акта как бы сохраняется и живёт в продукте этого акта. Поэтический импульс ("порыв") порождает группу более или менее тесно связанных друг с другом стихотворений и вариантов, не объединяемых дальнейшей "чистовой" работой в единый окончательный текст»29. Подвижные открытые структуры 1930-х годов (несобранные лирические единства), о которых говорит Ю. И. Левин, подготовлены спецификой мандельштамовской лирики более ранних периодов. Примером таких единств являются «крымско-эллинские стихи» 1917-1920-го годов.
Важнейшую роль в понимании механизмов рождения мандельштамовских циклов сыграла книга И. М. Семенко «Поэтика позднего Мандельштама»30, первое издание которой вышло в Риме в 1986 году. Эта работа позволила взглянуть на внутренние сцепления в мандельштамовской лирике 1930-х годов с точки зрения их генезиса. И. М. Семенко в ходе изучения архива О. Мандельштама в сотрудничестве с вдовой поэта приходит к пониманию таких важнейших особенностей, как вариативность, обусловленная безостановочным развитием поэтической мысли и ветвлением метафоры, драматизм авторской
31
позиции, возможность рождения цикла из единого чернового текста31.
27 Левин Ю. И. Заметки о «крымско-эллинских» стихах О. Мандельштама // Russian literature. Paris. 1975. № 10 /11. P. 5 - 31. Вошла в сборник трудов: Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. С.75 - 97.
28 Левин Ю. И. Заметки о поэзии О. Мандельштама 30-х годов. I // Slavica Hierosolymitana. 1978. V. 3. P. 110-173. Его же. Заметки о поэзии О. Мандельштама 30-х годов. II // Slavica Hierosolymitana. 1979. Vol. 4. P. 185 - 213. Вошли в сборник трудов: Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. С. 97-141.
29 Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. С. 104.
30 Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама. (От черновых рукописей к окончательному тексту). Carucci editore Roma, 1986. (Euroasiatica. Quaderni del Dipartimento di Studi Euroasiatici Universitá degli Studi di Venezia 1). Переиздана в России в 1997 году: Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама. От черновых редакций - к окончательному тексту. М.: Ваш Выбор ЦИРЗ, 1997. Далее - Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама (1997).
31 Семенко И. М. Ранние редакции и варианты цикла «Армения». «За гремучую доблесть грядущих веков...». Стихи Андрею Белому // Её же. Поэтика позднего Мандельштама (1997). С. 31-59, 82-86.
Множество работ об О. Мандельштаме появилось в эти годы на Западе, прежде всего, в США, где с 1970-х годов хранится основной архив поэта. Важную роль в понимании мандельштамовской поэтической системы сыграли идеи К. Ф. Тарановского о контексте и подтексте, воплощённые им в «Очерках поэзии О. Мандельштама»32 и получившие дальнейшее развитие в работах его учеников О. Ронена и С. Бройда33. Поэтика лирических единств Мандельштама не является в них предметом специального изучения. Замечания о внутренних интертекстуальных связях и оригинальных композиционных принципах в лирике поэта часто даются попутно, в рамках иной исследовательской задачи и по поводу конкретного материала.
О. Ронен в статье «Лексический повтор, подтекст и смысл» (1970) говорит о мандельштамовском принципе возвратности слова, о повторе в области поэтической лексики, семантики, синтаксиса и стихотворного «сюжета»34. При этом расшифровка смысла многих элементов текста, по его мнению, невозможна без восстановления всей парадигмы родственных и соотносимых с ними элементов. В своём разборе элегии «1 января 1924» и стихотворения «Нет, никогда ничей я не был современник...» (в первой публикации - «Вариант») О. Ронен утверждает, что поэт узаконивает принцип альтернативного развития темы, существовавший и до него в русской поэзии. Оригинальность Мандельштама, по его мнению, состоит в том, что поэт комбинирует лексико-семантические повторы и контрастные параллели внутри двухчастных (Ф. И. Тютчев «Два голоса», 1850) или построенных в форме перемежающихся реплик диалога-спора стихотворений (Н. М. Карамзин «Кладбище», 1792) со скрытыми интертекстуальными связями (А. С. Пушкин «Нереида» и «Редеет облаков летучая гряда.», оба - 1820)35. С. Семмлер-Вакалерийска в статье, посвящённой «Соломинке», связывает процессы зеркального раздвоения композиции и
32 Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 13-209.
33 Broyde S. Osip Mandel'stam and his age: A Commentary on the Themes of War and Revolution in the Poetry. 1913 - 1923. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 1975; Ronen O. An approach to Mandel'stam. Jerusalem: The Magnes Press; The Hebrew University, 1983.
34 Ронен О. Поэтика Осипа Мандельштама. СПб.: Гиперион, 2002. С. 13-42.
35 Ronen O. An approach to Mandel'stam. P. 331.
флуктуирующую образность с представлением поэта о «блаженном, бессмысленном слове», которое воплощается в мириадах комбинаций и семантических смещений36.
Практически не решённым оказался вопрос о дифференциации редакций как феномена творческой истории и лирических единств, которые представляют собой совокупность равноценных редакций, хотя интерес к разным версиям
37
замысла несомненно присутствует37.
К авторским циклам, в частности, к оригинальным двойчаткам, исследователи обращались либо в контексте общего изучения творчества О. Мандельштама и отдельного этапа его поэтической эволюции38, либо ставя себе задачу анализа конкретных текстов39. В работах анализируются циклы, включённые поэтом в книги стихов («Соломинка»), и циклы, опубликованные только в периодических изданиях или зафиксированные в рукописных сводах («А небо будущим беременно.»40, «Армения»41, «Стихи о русской поэзии», «Кама»42).
Специальный интерес вызвали не столько авторские циклы, сколько различные рецептивные единства на основе проблемно-тематического и образно-мотивного родства43. Анализ рецептивных (несобранных) циклов иногда даётся в контексте общего историко-литературного изучения творческой эволюции поэта
36 Semmler-Vakareliyska C.V. Mandelstam's "Solominka" // Slavic and East European Journal. 1985. N. 29. P. 418.
37 Baines J. G. Mandel'stam's "Грифельная ода": a Commentary in the Light of the Unpublished Rough Drafts // Oxford Slavonic Papers. New Series. 1972. Vol. V. P. 61-82; Nilsson N. Ä. "To Cassandra". A Poem by Osip Mandel'shtam from December 1917 // Poetica Slavika. Ottawa: Ottawa Univ. Press, 1981. P. 105 - 113.
38 Broyde S. Osip Mandel'stam and his age; Harris J. G. Osip Mandelstam. Boston (Mass.): Twayne Publishers. A Division of G. K. Hall and Co., 1988.
39 Semmler-Vakareliyska C.V. Op. cit. P. 405 - 421.
40 Broyde S. Op. cit. P. 121 - 168.
41 Baines J. Mandelstam: The Later Poetry. L.; Cambridge; New York; Melbourne: Cambridge University Press, 1976. P. 7-12; Zeeman P. The Later Poetry of Osip Mandelstam. Text and Context. Amsterdam: Rodopi, 1988. (Studies in Slavic Literature and Poetics. Vol. XI). P. 18-55
42 Baines J. Mandelstam: The Later Poetry. P. 61 -68, 123 - 127.
43 NilssonN.Ä. Mandelstam's Sumerki poems // Russian Literature. North-Holland, 1991. Vol. 30. No. 4. P. 467 - 480; Malmstad J. E. A Note on Mandel'stam's «V Peterburge my sojdemsja snova» // Russian Literature. Amsterdam, 1977. Vol. II. P. 193 - 199; Ronen O. An approach to Mandel'stam. P. 225-363.
или её отдельного периода44. Выделяя тот или иной несобранный цикл, исследователи либо опираются на комментарии Н. Я. Мандельштам45, сыгравшие значительную роль в понимании характера циклизации в поэзии О. Мандельштама, либо ищут стержневой образ или образно-мотивный комплекс, вокруг которого формируется несобранный цикл («сумерки» в цикле гражданских стихов 1918 года - «sumerki poems», «опера» в стихотворениях 1920 года о театре - «opera poems»46 и т.п.). Часто фрагменты авторских циклов поданы в контексте других хронологически или художественно близких стихов, поэтому возникают
47
исследовательские лирические единства47.
Мандельштамовские книги стихов как большая форма лирического единства, если иметь в виду прижизненные издания версий «Камня» и «Вторую книгу», также не стали предметом специального изучения в 1960-1980-е годы. В этой области исследователи в основном ориентируются на состав и композицию разделов «Камень», «Tristia» и «1921-1925» в итоговом сборнике «Стихотворения» (1928), а также на американское собрание сочинений О. Мандельштама48 и комментарии вдовы поэта к лирике 1930-х годов. Материал подчиняется логике историко-литературного анализа, а уникальные авторские жесты по отбору текстов и выстраиванию книги остаются, как правило, без внимания. Так, например, Дж. Харрис, упоминая о двух редакциях «Камня» (1913 и 1916 годов), останавливается на эссе, созданных поэтом в промежутке между ними, чтобы показать процесс формирования акмеизма в эстетике поэта, но не
44 См, напр.: Baines J. Mandelstam: The Later Poetry. P. 216-228.
45МандельштамН.Я. Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. С. 705-831.
46 См.: Nilsson N.A. Mandel'stam's Sumerki poems; Malmstad J. E. A Note on Mandel'stam's «V Peterburge my sojdemsja snova».
47 См., напр.: Ronen O. The Dry River and the Black Ice: Anamnesis and Amnesia in Mandel'stam's poem "Ja slovo pozabyl, cto ja xotel skazat" // Slavica Hierosolymitana. 1977. Vol. 1. P. 177 - 184; Freidin G. A Coat of Many Colors: Osip Mandelstam and His Mithologies of self-presentations. Berkeley etc.: Univ. of California press, 1987. P. 197-208. О. Ронен, например, присоединяет к триптиху «Летейские стихи» (1920) стихотворения «Ещё далёко асфоделей...» (1917) и «Я в хоровод теней, топтавших нежный луг.» (1920), а «Возьми на радость из моих ладоней.», наоборот, исключает, создавая исследовательский цикл с квазимифологическим сюжетом, в котором протагонистами становятся душа, поэтическое слово, имя, а циклообразующими мотивами - воспоминание и беспамятство.
48 Мандельштам О.Э. Собр. соч.: в 4 т. / под ред. проф. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. Т. 1. М.: Терра - Terra, 1991. В дальнейшем - Мандельштам О.Э. Собр. соч.: в 4 т. (1991).
даёт сравнительного анализа версий книги49. Неосуществлённые книжные проекты и своды лирики Мандельштама 1930-х годов стали предметом анализа в монографии Дж. Бейнс. Попытка понять своеобразные творческие и биографические стимулы деления лирики 1930-х годов на «тетради», которое осуществлялось поэтом при активном участии Н. Я. Мандельштам и не было завершено, представляется плодотворной.
В целом можно сказать, что в работах 1960-80-х годов содержится много важных отдельных наблюдений и общих соображений о характере циклизации в лирике О. Мандельштама, отличающихся фрагментарностью и не сведённых в единую систему, поскольку исследователи не ставят перед собой специально эту задачу. Уделено мало внимания авторским композиционным приёмам, структурная определённость циклов часто заслоняется общим интерпретационным заданием.
На 1990-2010-е годы приходится период формирования отечественного мандельштамоведения как широкого потока издательской и исследовательской работы. Попытки найти общие основания и структурные особенности лирических единств О. Мандельштама поначалу во многом связаны с текстологией и издательскими проектами. С точки зрения текстолога, редактора, составителя и исследователя к композиционным принципам поэта подходит П. М. Нерлер и при этом акцентирует наиболее трудную для репрезентации часть наследия Мандельштама - позднюю лирику. Констатируя вслед за Н. Я. Мандельштам и М. Л. Гаспаровым универсальную манеру текстопорождения в лирике О. Мандельштама50, П. М. Нерлер называет единства лирических текстов «порциями» и «волнами», особое внимание уделяет хронологии как
49 Harris J. G. Op. cit. P. 23-30. Отдельные сравнения состава и композиции разных изданий «Камня» присутствуют в статье Р. Томсона, посвящённой эволюции заглавного образа книги (Thomson R. D. B. Mandelstam's "Kamen": The evolution of image // Russian literature. Amsterdam, 1990. No. 30. P. 318-321).
50 «Поток» (Мандельштам Н.Я. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. С. 270), «окружение», «соседство» (Гаспаров М. Л. Метрическое соседство «Оды» Сталину // Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. Mandelstam centenary conference / Редакторы-составители Робин Айзелвуд и Диана Майерс. Tenafly (N.Y.): Hermitage Publishers, 1994. С. 99-112).
естественному интегрирующему фактору и подчёркивает синтез временн ых и метрических волн51.
Авторы диссертационных исследований, посвящённых оригинальным лирическим единствам О. Мандельштама, также стремятся определить имманентные основы циклизации в его лирике. Основания системы лирических единств Мандельштама они справедливо видят в его поэтологических идеях, а именно в концепции художественного текста как открытой динамической целостности52, в представлениях о семантической структуре слова-образа53.
Проблема различения разных редакций стихотворения в контексте творческой истории и совокупности равноценных редакций как характерных лирических единств стоит в отечественном мандельштамоведении весьма остро. Она приводит к разным текстологическим и эдиционным решениям, порождает полемику, затрагивающую такие теоретические вопросы, как соотношение текстологии и поэтики, индивидуальная структура лирического корпуса, принципы циклизации. Наиболее показательны в этом плане споры вокруг двух редакций стихотворения «Ариост»54.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
И.В. Гёте в творческом восприятии акмеистов (Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова)2020 год, кандидат наук Корниенко Сергей Анатольевич
Поэтическая модель подсознательной коммуникации в лирике Осипа Мандельштама2007 год, кандидат филологических наук Хлыстова, Анна Владимировна
Проблема циклизации в поэзии акмеистов: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам2009 год, кандидат филологических наук Верхоломова, Елена Владимировна
Рецепция творчества О.Э. Мандельштама в журналистике и мемуарной литературе2006 год, кандидат филологических наук Городецкий, Лев Рафаилович
Стихотворные "гнёзда" в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х годов: К проблеме становления нового типа поэтической образности2004 год, кандидат филологических наук Гутрина, Лилия Дмитриевна
Список литературы диссертационного исследования доктор наук Минц Белла Александровна, 2019 год
- 22 с.
572. Baines, J. G. Mandel'stam's "Грифельная ода": a Commentary in the Light of the Unpublished Rough Drafts / J. G. Baines // Oxford Slavonic Papers. New Series. -1972. - Vol. V. - P. 61-82
573. Baines, J. G. Mandelstam: The Later Poetry / J. G. Baines. - L.; Cambridge; New York; Melbourne: Cambridge University Press, 1976. - 253 p.
574. Brown, C. Mandelstam / C. Brown. - Cambridge: At the University Press, 1973.
- 320 p.
575. Broyde, S. Osip Mandel'stam and his age: A Commentary on the Themes of War and Revolution in the Poetry. 1913 - 1923 / S. Broyde. - Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 1975. - 245 p.
576. Crone, A. L. Echoes of Nietzsche and Mallarmé in Mandel'stam metapoetic 'Petersburg' / A. L. Crone // Russian literature. - 1991. - V. XXX. N. 4. - P. 405-430.
577. Crone, A. L. Wood and Trees: Mandel'shtam's Use of Dante's Inferno in "Preserve My Speech" / A. L. Crone // Studies in Russian Literature in Honor of Vsevolod Setchkarev. - Columbus, 1986. - P. 87 - 102.
578. Fink, H. L. Mandel'shtam: The Timeless Word as Bergsonian "System" / H. L. Fink // Fink H. L. Bergson and Russian Modernism. 1900 - 1930. - Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1999. - P. 64 - 77.
579. Freidin, G. A Coat of Many Colors: Osip Mandelstam and His Mithologies of self-presentations / G. Freidin. - Berkeley etc.: Univ. of California press, 1987. - 421 p.
580. Goldberg, S. Mandelstam, Blok and the boundaries of Mythopoetic Symbolism / S. Goldberg. - Columbus (Ohio): Ohio state Univ. Press, 2011. - 305 p.
581. Goldberg, S. The Poetics of Return in Mandelstam's "Solominka" / S. Goldberg // Russian Literature. -1999. -Vol. 45. - P. 131-147.
582. Hansen-Love, A. A. Mandel'shtam's thanatopoetics / A. A. Hansen-Love // Культура русского модернизма = Reading in Russian Modernism: Статьи, эссе и публикации. В приношение В. Ф. Маркову / Под ред. Р. Вроона и Дж. Мальмстада. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - P. 121 - 158.
583. Harris, J. G. Osip Mandelstam / J. G. Harris. - Boston (Mass.): Twayne Publishers. A Division of G. K. Hall and Co., 1988. -167 p.
584. Iversson, A. M. The Antient Greek "Death" Aspect of Spring in Mandel'stam's poetry / A. M. Iversson // Slavic and East European journal. - 1976. - Vol. 20. No. 1. -P. 34 - 39.
585. Kahn, A. Andrei Belyi, Dante and "Golubye glaza i goriashchaia lobnaia kost": Mandel'shtam's Later Poetics and the Image of the Raznochinets / A. Kahn // Russian Review: An American Quarterly devoted to Russia Past and Present. - 1994 (January). -Vol. 53. No. 1. - P. 22-35.
586. Kantor-Kazovsky, L. Архитектурная метафора у Мандельштама / L. Kantor-Kazovsky // Cahiers du Monde russe. - 2001. -Vol. 42, No. 1 (Jan. - Mar.). - P. 95114.
587. Kutic, I. The Ode and the Odic. Essays on Mandelstam, Pasternak, Tsvetaeva and Mayakovsky / I. Kutic // Stockholm: Studies in Russian Literature. No 30. - Stockholm: Almqvist and Wiksell International, 1994. - P. 18 - 59.
588. Malmstad, J. E. A Note on Mandel'stam's «V Peterburge my sojdemsja snova» / J. E. Malmstad // Russian Literature. - Amsterdam, 1977. - Vol. II. - P. 193 -199.
589. Meijer, J. M. The Early Mandelstam and Symbolism / J. M. Meijer // Russian Literature. - 1979. Vol. VII. - P. 521 - 536.
590. Mustard, H. M. The Lyric Cycle in German Literature / H. M. Mustard. - New York: King's Crown Press; London: Oxford Univ. Press, 1946. - 276 p. (Columbia University Germanic Studies. New Series. No. 17).
591. Nilsson, N. Ä. Osip Mandel'stam: Five poems / N. Ä. Nilsson. - Stockholm: Almqvist and Wiksell International, 1974. - 88 p.
592. Nilsson, N. Ä. Mandel'stam and the Revolution / N. Ä. Nilsson // Art, Society, Revolution. Russia 1917 - 1921. Ed. by N. Ä. Nilsson. - Stockholm: Almqvist and Wiksell International, 1979. - P. 65 - 178.
593. Nilsson, N. Ä. Mandelstam's Sumerki poems / N. Ä. Nilsson // Russian Literature. - North-Holland, 1991. - Vol. 30. No. 4. - P. 467 - 480.
594. Nilsson, N. Ä. "Proslavim, brat'ja" and "Na kamennyx otrogax" / N. Ä. Nilsson // Slavic Poetics. Essays in Honor of Kiril Taranovsky. -The Hague, 1973. - P. 295 - 297.
595. Nilsson, N. Ä. "To Cassandra". A Poem by Osip Mandel'shtam from December 1917 / N. Ä. Nilsson // Poetica Slavika. - Ottawa: Ottawa Univ. Press, 1981. - P. 105 -113.
596. Przybylski, R. An Essay on the Poetry of Osip Mandelstam: God's Grateful Guest / R. Przybylski. - Ann Arbor: Ardis, 1987. - 226 p.
597. Rayfield, D. A Winter in Moscow (Osip Mandelstam's poems of 1933 - 1934) / D. Rayfield // Stand 14. - 1970. - No. 1.1. - P. 18 - 23.
598. Ronen, O. An approach to Mandel'stam / O. Ronen. - Jerusalem: The Magnes Press; The Hebrew University, 1983. - 396 p.
599. Ronen, O. A Beam apon the Axe: some antecedents of Osip Mandelstam's "Umyvalsja nocju na dvore." / O. Ronen // Slavica Hierosolymitana. - 1977. -Vol. 1.
- P. 158 - 176.
600. Ronen, O. The Dry River and the Black Ice: Anamnesis and Amnesia in Mandelstam's poem "Ja slovo pozabyl, cto ja xotel skazat" / O. Ronen // Slavica Hierosolymitana. - 1977. - Vol. 1. - P. 177 - 184.
601. Rusinko, E. Akmeism, Post-Symbolism, and Henri Bergson / E. Rusinko // Slavic Review. - 1982. - Vol. 41. No. 3. - P. 494 - 510.
602. Semmler-Vakareliyska, C.V. Mandelstam's "Solominka" / C.V. Semmler-Vakareliyska // Slavic and East European Journal. -1985. - N. 29. - P. 405 - 421.
603. Sloane, D. A. Alexandr Blok and the Dynamics of Lyric Cycle / D. A. Sloane. -Columbus, Ohio: Slavica Publishers, 1988. - 384 p.
604. Terras, V. The Time Philosophy of Osip Mandelstam / V. Terras // The Slavonic and East European Review. - L., 1969. - Vol. 47. July. - P. 344 - 355.
605. Thomson, R. D. B. Mandelstam's "Kamen": The evolution of image / R. D. B. Thomson // Russian literature. - Amsterdam, 1990. - No. 30. - P. 501 - 530.
606. Zeeman, P. The Later Poetry of Osip Mandelstam. Text and Context / P. Zeeman.
- Amsterdam: Rodopi, 1988. - 176 pp. (Studies in Slavic Literature and Poetics. Vol. XI).
607. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 8 / глав. ред. А.А. Сурков. -М.: Советская энциклопедия, 1975. - 1136 стб.
608. Мандельштамовская энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. П. М. Нерлер и О. А. Лекманов. - М.: РОССПЭН, 2017. - Т. 1 - 574 с. Т. 2 - 485 с.
609. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991- 1992. Т. 1 - 671 с. Т. 2 - 719 с.
610. Осип Мандельштам, его предшественники и современники: Записки Мандельштамовского общества. Вып. 11: Сб. материалов к Мандельштамовской энциклопедии. - М.: РГГУ, 2007. - 305 с.
611. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной; Шгаёа, 2008. - 358 с.
612. Словарь литературоведческих терминов / ред.-составители Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
613. Трессидер, Д. Словарь символов / Д. Трессидер / пер. с англ. С. Палько. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 448 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.