Культурный мир западника в мемуарах А.И. Герцена "Былое и думы" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Веселова, Валентина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Веселова, Валентина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Поведение и ценностные ориентации западника в художественных мемуарах А.И. Герцена (первая - четвертая части)
§ 1. Этикетность и педантизм как идейно-психологический и поведенческий феномен
§ 2. Метафора театра в характеристике культуры западничества: бытовая и «публичная» сферы
§ 3. Культура чтения и «ситуационное поведение» персонажей
Глава II. Автобиографический герой «Былого и дум» в аспекте хронотопа: от западничества к «номадизму» (пятая - восьмая части)
§ 1. Европа глазами «русского европейца» в изображении А.И. Герцена
§ 2. «Номадизм» как итог духовной эволюции автобиографического героя «Былого
139
и дум»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
"Былое и думы" А.И. Герцена: проблема русского европеизма2007 год, кандидат филологических наук Кузьмина, Марина Дмитриевна
Классическое западничество: концепция цивилизационного развития России в Новое время2010 год, доктор исторических наук Сараева, Елена Леонидовна
Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения: типология и поэтика2013 год, кандидат наук Кузнецова, Ульяна Сергеевна
Концепции русской ментальности западников и славянофилов: Из истории либеральной общественно-политической мысли России 30-70-х гг. XIX в.2000 год, кандидат исторических наук Поправко, Елена Александровна
"Россия" и "Запад" в цивилизационной концепции А.И. Герцена2011 год, кандидат философских наук Евтеева, Татьяна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурный мир западника в мемуарах А.И. Герцена "Былое и думы"»
Введение
В «Былом и думах» А.И. Герцена получает свою документально-художественную интерпретацию одно из ведущих направлений русской общественной и религиозно-философской мысли 1840-х годов -западничество. Западничество представляет собой уникальное явление русской культуры и общественного сознания, характерное для относительно непродолжительного этапа развития русской мысли. В современной науке это явление также имеет название «классического западничества».
Вслед за польским исследователем В.Г. Щукиным под западничеством мы будем понимать «идеологически сориентированное и концептуально завершенное течение русской общественной мысли 1840-х годов, противоположное славянофильству» и выражавшее «идеологию той части интеллигенции, которая из поколения в поколение воспитывалась в духе европеизма»1. Подобный взгляд на предложенный предмет исследования разделяют с некоторыми корректировками Б.Ф. Егоров , Д.И. Олейников , В.К. Кантор , А.Д. Сухов , современный итальянский ученый В. Страда , Е.Л. Сараева7, С. Броувер8, Л.Г. Чапаева9 и др.
1 Щукин В .Г. Русское Западничество. Генезис. Сущность. Историческая роль. - Лодзи, 2001. - С. 123.
2 Егоров Б.Ф. Славянофилы и западники как типы русской интеллигенции // Культурологические записки. Вып. 4. Роль интеллигенции в формировании картины мира. - М., 1998. - С. 69-75; Егоров Б.Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры: В 5 т. Т. 5 (XIX век) -М., 1996. - С. 463-476; Егоров. Б.Ф. Русские кружки // Из истории русской культуры: В 5 т. Т. 5 (XIX век). -М., 2000. - С. 504-517.
3 Олейников Д.И. Западничество в России на рубеже 30-х - 40-х годов 19 века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М„ 1993; Олейников Д.И. Русское классическое западничество. Открытая книга. Открытое сознание. Открытое общество. - М., 1996; Олейников Д.И. Что ищет он в стране далекой? (Запад в восприятии западников сороковых годов) // В раздумьях о России (XIX век). Сб. ст. / Под ред. Е.Л. Рудницкой. - М., 1996. - С. 214-229.
4 Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). - М„ 2001.
5 Сухов А.Д. Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. - М., 1998.
6 Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопросы философии. - 1993. - № 7. - С. 57-63.
7 Сараева Е.Л. Русское западничество: идеология национального самоопределения. - Ярославль, 2009.
8 Броувер С. Парадоксы русской интеллигенции (1830-е 1850-е): национальная культура vs. ориентация на Запад // Россия. Russia. Русская интеллигенция и интеллектуализм. История и типология: Материалы международной конференции / сост. Б.А. Успенский. - Москва - Венеция, 1999. - С. 49-66.
9 Чапаева Л.Г. Славянофилы и западники в русской культурно-языковой ситуации 1830 - 1840-х гг. - М., 2007.
Общим во всех определениях западничества, предложенных исследователями, является указание на локализацию западнического направления в рамках определенной исторической эпохи. В этом заключается принципиальное отличие классического западничества от смежного с ним явления - русского европеизма. Европеизм как общее умонастроение прогрессивно настроенной части русского общества, заявляющей о своей духовной солидарности с Западной Европой, не имеет определенных хронологических границ. Он начал формироваться еще в XVI веке и сохраняется до настоящего времени, пройдя несколько этапов эволюции. Отношение России к Европе и отношение русского человека к европейцу представляет собой своеобразную константу русского общественного сознания, сохраняющуюся на протяжении нескольких веков. В переломные исторические периоды эта проблема (в том числе, в западническом варианте), как правило, предельно актуализируется.
Одним из таких переломных для русского общественного сознания исторических этапов и обусловлено возникновение западничества. Временной отрезок, связанный с зарождением, расцветом и распадом западничества как целостного направления русской общественной и религиозно-философской мысли, является непродолжительным и едва охватывает одно десятилетие. Однако это десятилетие характеризуется чрезвычайно интенсивной интеллектуальной жизнью русской интеллигенции. Неслучайно П.В. Анненков описывает этот период как «замечательное десятилетие»1. Эта характеристика прочно закрепилась за ним в истории русской культуры и общественной мысли. Возникновение западничества относится к началу 40-х гг. XIX века, а уже к 1848 г. с распадом дружеских кружков и с отъездом ряда их представителей за границу западничество прекращает свое существование.
1 См. об этом: Анненков П.В. Замечательное десятилетие. 1838 - 1848 // Анненков П.В. Литературные воспоминания. -М., 1989.-С. 111-353.
Чтобы дать предельно полное и логически завершенное описание культурного мира западника, представляется важным разграничить два смежных понятия: «западничество» и «русский европеизм». Западничество возникло на почве европеизма и в рамках этого явления. Однако, как считает В.Г. Щукин, в отличие от русского европеизма, который был лишь «общественным умонастроением», западничество 40-х годов «приобретает черты идеологии, то есть прагматически направленного идейного кругозора»1. При этом западническая идеология носила несколько утопический характер, унаследованный представителями этого направления от эпохи романтизма. По своему мировосприятию западники во многом были романтиками. Романтическое отношение к жизни объясняется самой историей возникновения и становления этого направления общественной и религиозно-философской мысли. Западнический кружок сложился из представителей молодого поколения идеалистов 1830-х годов, которые и станут впоследствии западниками 1840-х годов (не случайно вслед за П.В. Анненковым западников иногда называют «идеалистами 40-х годов» ). При этом романтическая составляющая сохраняется в мироощущении некоторых западников даже в тот период, который принято считать реалистическим.
Романтический характер мировосприятия западников проявлялся в том, что они перенесли на Европу свой идеал общественно-политического устройства. Революционные события 1848 года во Франции, к которой западники испытывали особенную симпатию, продемонстрировали им иллюзорность собственных представлений о Европе. У тех представителей этого направления, чья позиция носила ярко выраженный политический характер, и которым был свойственен «духовный максимализм»3, разочарование в Западе было особенно глубоким. Для многих из них (как,
1 Щукин В.Г. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление // Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М., 2007. - С. 52.
2 Скабичевский A.M. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики // Скабичевский A.M. Соч.: в 2-х т. Т. 1. - СПб., 1890. - Стб. 787.
3 Иванов-Разумник P.B. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX: в 2 т. Т. 1,- СПб., 1907. - С. 9.
например, для Герцена) оно стало настоящей личной драмой. Как об этом пишет A.M. Скабичевский, «идеалисты сороковых годов <...> требовали немедленного осуществления своих возвышенных идеалов: природа должна была сойти в угоду им со своего исторического пути причин и следствий и сейчас же сделаться храмом для их возвышенных идеалов; если она этого не делала, идеалист тотчас же выходил из терпения и разражался проклятиями или против природы, или против самих идеалов»1.
По словам В.К. Кантора, западники (точно так же, как и славянофилы) «испугались реальных бед и противоречий современного Запада. Путь Европы показался им сомнительным, проблематичным, не дающим гарантированного вхождения в "царство правды и счастья"» . От идеализации Европы, которая воспринималась западниками как особое сакральное пространство, многие западники в результате своей интеллектуальной эволюции пришли к идеализации России. Это произошло после событий Французской революции, когда они убедились, что современная европейская действительность не обладает необходимым уровнем цивилизационной подготовленности для осуществления идеалов политического равенства и гражданских свобод. Русским европейцам подобное разочарование в Западе, как правило, не было свойственно, и европеизм, представителям которого «была важнее живая действительность, а не утопические упования на возможность существования где-то некоего идеального мироустройства», можно считать своеобразной антитезой «романтической (славянофильской и западнической) идеализации социального развития человечества».3 С этим разочарованием связано особенное переживание западником своего положения в Европе. В отличие
1 Скабичевский A.M. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики // Скабичевский A.M. Соч.: в 2-х т. Т. 1. - СПб., 1890. - Стб. 787-788.
2 Кантор В.К. Славянофильство и западничество - романтическое восприятие России и Запада // Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). - M., 2001. - С. 5.
3 Кантор B.K. Славянофильство и западничество - романтическое восприятие России и Запада // Кантор B.K. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). - M., 2001. - С. 5.
от русского европейца, который «был дома везде»1, западник нигде не чувствовал себя дома: ни в Европе, ни в России.
Кроме того, одним их признаков, характеризующих западничество в 40-е гг. XIX века и отличающих это направление от русского европеизма, является его ярко выраженная полемическая направленность. Открытая полемика представителей этого направления с идеологическими оппонентами носила характер салонных споров. Западники и славянофилы были людьми, хорошо знавшими друг друга в повседневной жизни. Многих из них связывала тесная дружба, поэтому их полемика чаще всего проходила в форме непосредственного открытого диалога (только после 1845 года она переносится на страницы журналов).
Западник - это знаковая фигура, ставшая концептом национальной культуры, - столь огромным было его влияние на все сферы жизни этой эпохи. Это понятие является многоаспектным. Оно включает в себя определенный характер мировосприятия, философские и религиозные взгляды, систему ценностей и идеологию, стиль творчества и бытовую культуру. Можно выявить некие константные признаки, которые характеризуют культурный мир западника, условно обозначив тем самым его идеальную модель. Понятие культурного мира, а также понятие социокультурной идеальной модели западника принадлежит В.Г. Щукину (исследователь представляет ее как идейно-аксиологический инвариант). Ученый индуктивно конструирует идеальную модель для удобства научного описания изучаемого явления, и под этой моделью он понимает «максимально заостренное в своей идеологической ясности сознание сторонников этого течения»2. Идеальная модель соответствует «максимуму
1 Федотов Г .П. Письма о русской культуре // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: в 2-х т. Т.2. - СПб., 1992. -С. 178.
2 Щукин В.Г. Русское Западничество. Генезис. Сущность. Историческая роль. - Лодзи, 2001. - С. 135.
потенциального сознания всей группы и способна выразить западнические идеи в наиболее чистой форме»1.
Определенную идеальную модель западничества воссоздают в своих работах и другие исследователи. Так, например, сходное понятие предлагает В.И. Карасик2. Он рассматривает тип славянофила и тип западника как «модельную личность, отражающую особенности определенных социальных групп»3. Понятие «модельной личности» В.И. Карасика сходно с понятием «культурный мир». По его мнению, модельная личность - это тип человека, представляющий собой определенную культуру (т.е. то, что В.Г. Щукин называет культурным миром). Понятие «модельной личности», как и понятие «культурного мира», предполагает некую типизированность внешних проявлений, а также общность мировоззренческих и ценностных установок людей, принадлежащих к одной социокультурной среде. В этом случае является сходной методология исследования. Принципиальная разница заключается в том, что обращение к понятию модельной личности дает исследователю возможность рассматривать определенный тип человека в лингвокультурном аспекте. Согласно этой концепции, западник или славянофил представляет собой не просто социокультурный тип, а некий
4
«лингвокультурныи типаж» .
В других работах, посвященных проблеме западничества, понятия «модели» или какой-то другой похожей категории не возникает. Однако каждый из вышеназванных авторов представляет собственное завершенное описание западничества как феномена русской общественной и религиозно-философской мысли середины XIX века, тем самым предлагая свой вариант
1 Щукин В.Г. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление // Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М., 2007.-С. 71.
2 Карасик В.И. Культурные доминанты в языке II Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград -Архангельск, 1996.
3 Карасик В.И. Модельная личность как лингвокультурный аспект // Филология и культура: Материалы III международной научной конференции. - Тамбов, 2001. - С. 99.
4 Объектом лингвокультурологии является языковая личность как обобщенный носитель «культурно-
языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций». См.
об этом: Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. -Волгоград - Архангельск, 1996. - С. 3.
идеальной модели западника. Так, наиболее характерные черты западнической культуры выявляет Д.И. Олейников. Характерными признаками западничества для исследователя являются «гамлетизм», «индивидуализм», «рационализм», «богоборчество» и особое восприятие Европы, для которого характерно сочетание «приверженности к западу и религия России»1. Некоторые из них (например, богоборчество) являются весьма спорными и не могут быть безоговорочно отнесены к любому представителю западничества. В большей мере они характерны для представителей радикально-демокаратического крыла западничества и почти не свойственны либерально настроенным представителям этого направления. Б.Ф. Егоров и С. Броувер анализируют семиотичность поведения и внешности западника. По их мнению, для западника, как и для славянофила, выработать определенный стиль поведения и внешности означало подчеркнуть собственную принадлежность к определенной культуре. В
первом случае это европейская культура, во втором, наоборот, - та, которая
2
воспринималась как «исконно русская» .
«Идеальную модель» западника можно описать следующим образом. «Идеальный» западник - это проевропейски настроенный представитель русской интеллигенции эпохи 1840-х гг., мировоззрение которого во многом сформировалось на основе немецкой классической философии. Вера в неизбежность прогресса, представление о гуманной, просвещенной, свободной в духовном и нравственном отношении личности как высшей ценности, толерантность по отношению ко всему инокультурному являются его главными приоритетами. При этом необходимо учитывать, что прогрессивные западноевропейские идеи и ценности, воспринятые еще в прошлых столетиях «русскими европейцами», стали неотъемлемой частью
1 Олейников Д.И. Русское классическое западничество. Открытая книга. Открытое сознание. Открытое общество. - М„ 1996. - С. 74.
2 О стремлении представителей русской интеллигенции подвергать окружающую действительность процессу семиотизации в переломные для общественного сознания моменты русской истории пишет И.Б. Паперно. Исследовательница рассматривает семиотику поведения Н.Г. Чернышевского и «новых людей». См. об этом: Паперно И.Б. Стиль поведения интеллигенции в поворотное время. - М., 1996.
его личности. Они органично вошли в западническую культуру и нашли отражение во всех ее аспектах: в особенной системе идеалов (например, западнический идеал женщины, западнический идеал человека, идеал комфортного места и пр.), в определенном стиле творчества, ритуале поведения, внешнем облике, одежде, форме и содержании бесед, убранстве жилища, а также в целом ряде микрокультов (дружбы, любви, природы, философии, искусства и т. д.). Все это можно обозначить общим понятием «культурный мир».
Все аспекты культурного мира западника в той или иной мере становятся предметом авторского интереса в «Былом и думах» А.И. Герцена, но мемуариста интересует не столько западничество как определенное течение русской мысли, сколько тип человека, который является носителем западнических идей и ценностей. При этом изображение социокультурного типа западника в «Былом и думах» связано с двумя главными авторскими установками, обусловленными жанровой природой произведения. Эти установки объясняют постоянные переходы от индивидуального к типичному, на которых построены характеры персонажей.
Первая установка обусловлена специфической формой самопознания. Она свойственна русской мемуаристике, прежде всего, в тех случаях, когда за написание истории собственной жизни берется представитель интеллигенции, потому что русский интеллигент брался за труд «не для эгоцентрического самопознания, а для того, чтобы найти в себе тот потенциал, который поможет ему и его единомышленникам спасти Россию».1 По словам И.Л. Сиротининой, эта установка на ментальное самопознание заключается в стремлении автора «самоидентифицироваться в плане принадлежности к определенной социальной группе, политическому течению, религиозной направленности, типу культуры». Для Герцена также важно не столько индивидуальное, сколько ментальное самопознание.
1 Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. - М., 1997. - С. 42.
2 Сиротина И.Л. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции от XIX к XXI веку. - Саранск, 2002. - С. 5.
Установка на ментальное самопознание определяет типичность персонажей, каждый из которых становится, прежде всего, «носителем смысла, получаемого от своей социальной среды», ее «символом».1 Таким образом, в «Былом и думах» мемуарист создал «образы-типы, в которых воплощены самые характерные особенности эпохи»2.
Однако не только установка на ментальное самопознание, но и особенности человеческой памяти диктуют Герцену основные принципы создания характеров. Изображение человека в мемуарах предопределяется тем, что автор должен воскресить на страницах мемуаров людей, память о которых ему дорога, или просто «запечатлеть для потомков образы замечательных людей»3, с которыми его свела жизнь. Он обращается к своим персонажам не как к западникам или славянофилам, материалистам или идеалистам, либералам или демократам и т.д., а как к близким, знакомым или просто интересным людям. По словам Л.К. Чуковской, «Былое и думы» и выросли «из этой памяти сердца», из «уважения к прошедшему и к людям, близким в прошедшем»4, поэтому каждая портретная деталь, которая становится свидетельством локализации того или иного персонажа в определенной культуре, одновременно делает его узнаваемым. Герцену
удалось изобразить человека «в его неповторимости и одновременно
5
типичности».
При изучении культурного мира западника важно учитывать, что в реальности тип западника существовал в бесконечном многообразии вариантов и оттенков6. Культурный мир каждого из представленных в
1 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1971. - С. 255.
2 Барштейн А.И. Современный литературный портрет как жанровая форма мемуаристики. - Вильнюс, 1990. -С. 13.
3 Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. - М., 1997. - С. 44.
4 Чуковская Л.К. «Былое и думы» Герцена. - М., 1966. - С. 121.
5 Барштейн А.И. Современный литературный портрет как жанровая форма мемуаристики. - Вильнюс, 1990.
-С. 4.
6 Сходную мысль высказывает В.И. Карасик. Говоря о типе западника как о модельной личности, исследователь характеризует его как некий «прототипный образ, границы которого весьма вариативны. Многие характеристики этого концепта принципиально расходятся в языковом сознании тех, кто относит себя к соответствующему типу модельной личности, и тех, кто противопоставляет себя этому типу». См. об этом: Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. -Волгоград - Архангельск, 1996. - С. 99.
«Былом и думах» персонажей, при известной их типологической общности, отличался вариативностью, индивидуальным воплощением константных признаков. Западнические убеждения в чистом виде встречались крайне редко. Как правило, они творчески переосмысливались в соответствии с частными культурно-идеологическими установками, личными убеждениями и индивидуальными свойствами того или иного человека. Западники далеко не во всех теоретических вопросах соглашались друг с другом. В значительной мере они представляли собой отклонения от идеальной модели.
Например, культурный мир Т.Н. Грановского характеризовался такими чертами, включал в себя множество таких нюансов, которые были абсолютно нетипичны для А.И. Герцена, и наоборот. Это вполне объяснимо, ибо западничество почти на целое десятилетие объединило людей с разными родословными, разных по своему социальному положению. Так, В.Г. Белинский родился в семье военного врача, т.е. по происхождению он был типичным разночинцем.1 В.П. Боткин, старший сын богатого московского торговца чаем, не оставил семейного дела, даже несмотря на то, что «плохо воспринял суровый и расчетливый дух купеческих поколений предков». А.И. Герцен и Н.П. Огарев были представителями русской аристократии, знатными и богатыми помещиками. Выходец из незнатного дворянства Т.Н. Грановский, как настоящий интеллигент, жил за счет профессорского жалования.
Общественные, научные и творческие интересы всех представителей западнического направления также были настолько различны, что выявить какие-то универсальные для них идеологические и мировоззренческие позиции очень сложно. Это неизбежно повлекло бы за собой упрощение реальных фактов; и все же идеальная модель необходима для того, чтобы наиболее отчетливо представить исследуемое явление и систематизировать многочисленные сведения о нем. При изучении идеальной модели западника
1 См. об этом: Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. - М. 1982. - С.14-15.
2 Егоров Б.Ф. Боткины. Преданья русского семейства. - М. 2003. - С. 19.
следует учитывать, что она представляет собой лишь некий рациональный конструкт. В реальности она не имеет полного соответствия. При обращении к социокультурной модели западника невозможно обойтись без учета особенностей индивидуальных мировоззренческих позиций разных представителей этого направления.
Личность Герцена, как и личность автобиографического героя его мемуаров, представляет собой наиболее интересный и яркий пример расхождения с идеальной моделью западника. Это часто дает ученым повод судить о нем как о славянофиле, как о «псевдозападнике» или «западнике без Запада». Почти все исследователи, начиная с дореволюционных и заканчивая современными, говорят о сложном, диалектическом отношении Герцена к западничеству (как и к славянофильству). Еще П.В. Анненков, один из современников Герцена, в своих литературных воспоминаниях замечает: «Не было человека, который бы беспощаднее отзывался о несостоятельности европейского строя и который бы вместе с тем столь решительно пристраивался к нему <...»>1. Среди многочисленных точек зрения, объясняющих отношение Герцена к западничеству, обращает на себя внимание позиция H.H. Страхова. Критик видит в Герцене «чистого» западника. По его мнению, «Герцен был не просто западник, то есть не просто поклонник и подражатель Запада; это был западный человек, который слился душой с западной жизнью. Он усвоил себе всю мудрость Европы»2. Однако, согласно концепции H.H. Страхова, понятия «западничество» и «нигилизм» оказываются тождественными. Для него Герцен - не только «чистый» западник, но и типичный нигилист, который сначала отрекся от своего, а затем - от чужого, а нигилизм, как считает критик, - это и есть западничество, которое закономерно пришло к итоговой стадии своего развития.
1 Анненков П.В. Замечательное десятилетие //Анненков П.В. Литературные воспоминания. - M., 1989. - С. 284.
2 Страхов H.H. Герцен // Страхов Н.Н Борьба с Западом в нашей литературе: исторические и критические очерки: в 2 т. Т. 1. - СПб., 1897. - С. 138.
Большинство ученых говорят о неоднозначном отношении Герцена к западничеству. Н. Белозерский пишет: «Был ли Герцен славянофилом или западником, и к кому из них он должен быть поставлен ближе, - вопрос, наименее других выясненный исследователями его публицистической деятельности. В то время как одни считают Герцена наиболее ярким и типичным представителем так называемого «западнического» направления, другие причисляют его к «славянофильскому» лагерю»1. При этом, по мнению исследователя, «Герцена нельзя причислить ни к славянофилам, ни к западникам»2. В.В. Водовозов считает, что Герцен «первый явился действительно посредником между Западом и Россией . По словам Д.Н. Овсянико-Куликовского, «богатая и сложная натура Герцена совмещала в себе ту тягу к Европе, которая образует психологическое основание западничества, и то стремление к национальному самоутверждению, которое выразилось в славянофильстве»4. Однако при этом стремление к национальному самоутверждению никогда «не доходило у Герцена до фанатизма», поэтому его позицию ученый характеризует как «русофильский мессианизм»5.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Идея "особого пути" в русской общественной мысли второй четверти XIX века2002 год, кандидат исторических наук Черепанова, Розалия Семеновна
Культурно-языковая ситуация в России 1830-1840-х гг. в контексте споров славянофилов и западников2007 год, доктор филологических наук Чапаева, Любовь Георгиевна
И. С. Тургенев в контексте русско-европейских литературных связей: Проблемы биографии и творчества2001 год, доктор филологических наук Генералова, Наталья Петровна
Политическая теория почвенничества: А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов2002 год, кандидат политических наук Богданов, Андрей Владимирович
Европа в восприятии русских западников 40-х годов ХIХ века1999 год, кандидат исторических наук Павленко, Михаил Анатольевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Веселова, Валентина Александровна, 2012 год
Список литературы
18. Абрамовская И.С. «Свое» и «чужое»: Англия глазами русского читателя // Теоретико-литературные итоги XX века. Читатель: проблемы восприятия. - М., 2005. - С. 108-118.
19. А.И. Герцен - художник и публицист. - М., 1977.
20. А.И. Герцен. 1870 - 21 января - 1920: сборник статей. -СПб., 1920.
21. Айхенвальд Ю.И. Герцен // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. - М., 1994. - С. 205-214.
22. Андронникова Н.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино. - М., 1974.
23. Антонов В.Ф. А.И. Герцен. Общественный идеал анархиста. - М., 2000.
24. Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX века. Пушкин. Герцен. Толстой. -М., 1984.
25. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена. Лекции по истории русской литературы XIX века. - М., 1981.
26. Баннер-Фогт В.А. А.И. Герцен, его жизнь и деятельность. -СПб., 1907.
27. Барахов B.C. Искусство литературного портрета. - М.,
1976.
28. Барахов B.C. Литературный портрет: истоки, поэтика, жанр.-Л., 1985.
29. Барштейн А.И. Современный литературный портрет как жанровая форма мемуаристики. - Вильнюс, 1990.
30. Батуринский В.П. А.И. Герцен, его друзья и знакомые. -СПб., 1904.
31. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - С. 234-407.
32. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000.
33. Берлин И. Александр Герцен // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 3. - С. 99-118.
34. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары // Вопросы литературы. - 2000. - №2. - С. 110-121.
35. Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. -М., 2002.
36. Белозерский Н. А.И. Герцен, славянофилы и западники. -М., 1905.
37. Богучарский В.Я. Александр Иванович Герцен. - М., 1920.
38. Богучарский В.Я. Три западника сороковых годов (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский и А.И. Герцен). Историко-литературные очерки. -СПб., 1901.
39. Благой Д.Д. Герцен - мастер невыдуманной литературы // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. - М., 1973. - С. 352-354.
40. Болдырев В.И. Чаадаев и Герцен: к генезису проблемы выбора пути исторического развития России // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. II. Александр Герцен. - М., 1993. - С. 56-64.
41. Большакова А.Ю. читатель русской литературы как проблема // Теоретико-литературные итоги XX века. Читатель: проблемы восприятия. - М., 2005. - С. 278-307.
42. Бородкин М.М. Славянофильство Тютчева и Герцена (речь, произнес, в торжеств, собр. СПб. слав, благотвор. о-ва 11 мая 1901 г.).-СПб., 1902.
43. Броувер С. Парадоксы русской интеллигенции (1830-е 1850-е): национальная культура vs. ориентация на Запад // Россия. Russia. Русская интеллигенция и интеллектуализм. История и типология: Материалы международной конференции / сост. Б.А. Успенский -Москва - Венеция, 1999. - С. 49-66.
44. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1909. - С. 23-69.
45. Бурмейстер А.Н. Духовность и просвещение: у истоков русского самопознания. - Тюмень, 2010.
46. Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С. 68-72.
47. Введение в литературоведение / под ред. П.А. Николаева. -М., 1997.
48. Введение в литературоведение / под ред. JI.B. Чернец. - М.,
1999.
49. Веселовский А.Н. Герцен-Писатель. Очерк. - М., 1909.
50. Водовозов В.В. А.И. Герцен. - СПб, 1920.
51. Володин А.И. Герцен. - М., 1970.
52. Володин А.И. Проблемы религии и науки в идейном творчестве А.И. Герцена. - М., 1987.
53. Володин А.И. «Что вы Европой нам колете глаза?» (Штрихи к портрету российского «западничества») // В раздумьях о России (XIX век): сб. ст. / Под ред. Е.Л. Рудницкой. - М., 1996. - С. 189190.
54. Володина Н.В. Европа в восприятии «русского европейца»: pro and contra («Парижские письма» П.В. Анненкова, «Дни» Б.К.
Зайцева) // Вестник Череповецкого государственного университета. -Череповец. - 2011. - № 4 (том 1). - С. 53-57.
55. Володина Н.В. Русский европеец в творчестве И.С. Тургенева // Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. -М., 2010. - С. 175-198.
56. Володина Н.В. «Русский путешественник» как синоним «русского европейца» // Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения. - М., 2010. - С. 198-212.
57. Галухин A.B. «Русский социализм» (А.И. Герцен). «Новый либерализм» (B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев). - М., 2004.
58. Гачева А.Г. Тютчев и Версилов (еще к вопросу об источниках «русского европейца») // Гачева А.Г. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (Достоевский и Тютчев). - М., 2004. - С. 323-336.
59. Гершензон М.О. Герцен и Запад // Гершензон М.О. Образы прошлого. -М., 1912.-С. 176-282.
60. Гершензон М.О. История одной дружбы (Грановский, Герцен, Огарев) // Научное слово. - М., 1903. Кн. 8. - С 75-95; кн. 9. - С. 48-58.
61. Гершензон М.О. Социально-политические взгляды А.И. Герцена. -М., 1906.
62. Гинзбург Л.Я. Былое и думы // История русского романа: в 2 т. Т. 1.-М.- Л., 1962.
63. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» А.И. Герцена. - М., 1957.
64. Гинзбург Л.Я. Герцен - создатель «Былого и дум» // Звезда. - 1945. - № 2. - С. 129-135.
65. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципах построения характера // Вопросы литературы. - 1970. - №. 1. - С. 62-91.
66. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979.
67. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1971.
68. Гладков А. Мемуары - окна в прошлое // Вопросы литературы. - 1974. - № 4. - С. 122-129.
69. Голубева О.Д. Автографы заговорили. - М., 1991.
70. Гревцова Е.С. Кризис европейской культуры в интерпретации А. И. Герцена // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - Москва. - 2001. - № 2. - С. 131138.
71. Гревцова Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева. - М., 2002.
72. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - М., 1995.
73. Гурвич-Лищинер С.Д. Герцен и русская интеллектуальная проза // Вопросы литературы. - 1976. - № 4. - С. 172-195.
74. Гурвич-Лищинер С.Д. Герцен и русская художественная культура 1860-х гг. - Тель-Авив, 1997.
75. Гурвич-Лищинер С. Д. Герцен на пороге XXI в. // Вопросы литературы. - 1996. - № 4, № 5. _ с. 133-167.
76. Гурвич-Лищинер С.Д. Диалог о стихии и культуре: Герцен и Блок // Вопросы литературы. - 2001. - № 4. - С. 179 -208.
77. Гурвич-Лищинер С.Д. П.Я. Чаадаев в русской культуре двух веков - СПб., 2006.
78. Гурвич-Лищинер С.Д. Творчество Александра Герцена и немецкая литература. Очерки и материалы. - Frankfurt а. М., 2001.
79. Гурвич-Лищинер С.Д. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX века. - М., 1994.
80. Гурвич-Лищинер С.Д. Чаадаев - Герцен - Достоевский (к проблеме личности и разума в творческом сознании) // Вопросы литературы. - 2004. - № 3. - С. 173-221.
81. Давыдов Ю.Н. Интеллектуальный роман и философское мифотворчество // Вопросы литературы. - 1977. - № 9. - С. 127-171.
82. Дангулов С.А. История и жанр. О мемуарной литературе // Знамя. - 1974. - № 4. - С. 15-36.
83. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. - М., 2003.
84. Джуринова JI.K. Жанровое своеобразие «Былого и дум» А.И. Герцена (проблема диалогизма). Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). - М., 1989.
85. Джуринова JI.K. К истории замысла «Былого и дум» А.И. Герцена // Герцен - мыслитель, писатель, борец. - М., 1985. - С. 65-67.
86. Днепров В.Д. Искусство человековедения. - JL, 1999.
87. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. - М., 1991.
88. Дрыжакова E.H. Герцен на Западе = Alexander Herzen in the West. В лабиринте надежд, славы и отречений. - СПб, 1999.
89. Дулова Н.В. Поэтика «Былого и дум» А.И. Герцена. -Иркутск, 1998.
90. Егоров. Б.Ф. Русские кружки // Из истории русской культуры: в 5 т. Т.5 (XIX век). - М., 2000. - С. 504-517.
91. Егоров Б.Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры: в 5 т. Т. 5 (XIX век). -М., 1996.-С. 463-476.
92. Егоров Б.Ф. Славянофилы и западники как типы русской интеллигенции // Культурологические записки. Вып. 4. Роль интеллигенции в формировании картины мира. - М., 1998. - С. 69-75.
93. Елизаветина Г.Г. «Былое и думы» А.И. Герцена. - М., 1984.
94. Елизаветина Г.Г. Жанровые особенности автобиографического повествования: Герцен, Руссо, Гете // А.И. Герцен - художник и публицист. - М., 1977. - С. 3-13.
95. Елизаветина Г.Г. Последняя грань в области романа (русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) // Вопросы литературы. - 1982. - № 10. - С. 147-171.
96. Елизаветина Г.Г. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII в. и А.И. Герцен // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М., 1967. Т. 26. Вып. 1. - С. 40-51.
97. Елизаветина Г.Г. Стихотворение В. Гюго «Océano пох» в жизни и творчестве А.И. Герцена // Герцен - мыслитель, писатель, борец.-М., 1985.-С. 81-88.
98. Елизаветина Г.Г. Традиции «Былого и дум» в русской революционной мемуаристике // А.И. Герцен - художник и публицист / под ред. Л.И. Матюшенко. - М., 1977. - С. 32-53.
99. Еремеев А.Э. Философское начало в образной структуре «Былого и дум» А.И. Герцена // Филологические науки. - 1987. - № 3. -С. 9-13.
100. Ерофеев H.A. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских 1826 - 1853 гг. - М., 1982.
101. Желвакова И.А. Герцен (Серия «ЖЗЛ»). - М., 2010.
102. Желвакова И.А. Новые материалы А.И. Герцена и его ближайшего окружения. Дары потомков А.И. Герцена (сост. И. Желвакова, Е. Нарекая, С. Головко) // Новое литературное обозрение. -2001.-№49.-С. 136-159.
103. Желвакова И.А. Новые письма из зарубежных семейных собраний потомков Александра Ивановича Герцена (подготовка текста, публ., коммент. и вступ. статья И.А. Желваковой) // Новое литературное обозрение.-2001.-№49.-С. 162-190.
104. Живов В.М. Апология Герцена в феноменологическом исполнении («Философское мировоззрение Герцена» Г.Г. Шпета) // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 1(71). - С. 166-174.
105. Живов В.M. Маргинальная культура в России и рождение интеллигенции // Новое литературное обозрение. - 1999. - №. 37. - С. 37-51
106. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб.,1996.
107. Головятинская М.Д. Идея всемирности исторического процесса и поиск путей социалистического преобразования России в творчестве А.И.Герцена 40 - 50-х годов XIX века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук (09.00.02). - М., 1991.
108. Головятинская М.Д. «Западная цивилизация» и «европейская идея» в творчестве А. И. Герцена // Сборник научных статей философского факультета МГУ. - М., 2006. - С. 45-52.
109. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: критика европейской культуры у русских мыслителей. - М., 1997.
110. Зиновьев A.A. Запад. Феномен западнизма - М., 1995.
111. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX: в 2 т. Т. 1.-СП6., 1907.
112. Иванов-Разумник Р.В. Общественные и умственные течения 30-х гг. и их отражение в литературе // История русской литературы XIX века: в 2 т. Т.1. - М., 1908. - С. 247-276.
113. Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы литературного сознания. - М., 1994.
114. Исупов К.Г. «Историческая эстетика» А.И. Герцена // Русская литература. - 1995. - № 2. - С. 32-46.
115. Калинин И. С того берега к другим берегам: Клио Герцена и Мнемозина Набокова // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 2. -С. 100-110.
116. Каменский З.А. Тимофей Николаевич Грановский. - М.,
1988.
117. Кантор В.К. Александр Герцен: Запад и Россия, революция и литература // Кантор В.К. «...Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации: историософские очерки. - М., 1997. - С. 293-300.
118. Кантор В.К. Имя роковое (духовное наследие П.Я. Чаадаева и русская культура). - Вопросы литературы. - 1988. - № 3. - С. 62-85.
119. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. - 1997. - № 4. - С. 23-34.
120. Кантор В.К. Пути и катастрофы русской мысли (кого будил А.И. Герцен?) // Вопросы литературы. - 2009. - №. 4. - С. 291-348.
121. Кантор В.К. Русский европеец как задача России // Вестник Европы. -2001. - № 1. - С. 94-110.
122. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). - М., 2001.
123. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. - М., 2008.
124. Кантор В.К. «Средь бурь гражданских и тревоги...». Борьба идей в русской литературе 40 - 70-х годов XIX века. - М., 1988.
125. Кантор В.К. Трагедия Герцена, или искушение радикализмом // Вопросы философии. - 2010. - № 12 - С. 76-85.
126. Кантор В.К. Трагические герои Достоевского в контексте русской судьбы (роман «Подросток») // Вопросы литературы. - 2008. -№6.-С. 119-151.
127. Кантор В.К. Феномен русского европейца. - М., 1999.
128. Кара-Мурза A.A. Александр Иванович Герцен // Кара Мурза A.A. Интеллектуальные портреты. Очерки о русских
политических деятелях. Александр Герцен, Борис Чичерин, Иван Аксаков, Николай Хомяков, Павел Милюков, Александр Корнилов, Иван Алексинский, Петр Струве, Михаил Осоргин, Семен Португейс, Георгий Федотов, Владимир Вейдле. - М., 2006. - С. 8-15.
129. Кара-Мурза A.A. Интеллектуальные портреты. Очерки о русских мыслителях XIX - XX вв. - М., 2009. - С. 295-316.
130. Кара-Мурза A.A. Александр Иванович Герцен: «Свобода лица - величайшее дело; на ней и только на ней может вырасти действительная воля народа» // Российский либерализм: идеи и люди (биографические очерки). - М., 2007. - С. 138-145.
131. Кара-Мурза A.A. А.И. Герцен: в поисках русской личности // Вопросы философии. - 2010. - № 12. - С. 86-92.
132. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград - Архангельск, 1996.
133. Карасик В.И. Модельная личность как лингвокультурный аспект // Филология и культура: Материалы III международной научной конференции. - Тамбов, 2001. - С. 99-110
134. Кардин В. Жанр вне регламента // Вопросы литературы. -2000. -№ 1.-С. 16-19.
135. Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность. -М., 1961.
136. Каспе И. Герцен как метод и объект // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 49. - С. 191-196.
137. Катанян В.А. О сочинении мемуаров // Новый мир. - 1964. -№ 5. - С. 227-236.
138. Келли А. Был ли Герцен либералом? // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 99. - С. 87-102.
139. Келли А. Герцен против Шопенгауэра: ответы пессимисту // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 49. - С. 138-159.
140. Келли А. Республика под судом: Герцен и 1848 год // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 53 .- С. 49-63.
141. Ковальская М.И. Герцен и Италия // Литературное наследство. Т. 96. Герцен и Запад. - М., 1985. - С. 199-217.
142. Коган П.С. Очерки по новейшей русской литературе. - М.,
1908.
143. Колядич Т.М. Воспоминания писателей. Проблемы поэтики жанра.-М., 1998.
144. Кораллов М.М. Образ личности и облик эпохи: штрихи к портретам и монографиям // Литературное обозрение. - 1973. - № 7. -С.79-84.
145. Кораллов М.М. Опыт нажитый, опыт осознанный // Вопросы литературы. - М., 1974. - № 4. - С. 42-62.
146. Кузьмина М.Д. «Былое и думы» А.И. Герцена: проблема русского европеизма. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.01). - СПб., 2007.
147. Кукулин И. Поворот без поколения: Александр Герцен и Лидия Гинзбург как революционеры жанров // Новое литературное обозрение. - 2002. - № 58. - С. 118-132.
148. Ланской Л.Р. Герцен и Франция // Литературное наследство. Т. 96. Герцен и Запад. - М., 1985. - С. 254-306.
149. Лебедев Ю.В. Духовные скитания А. И. Герцена // Литература в школе. - 2002. - № 4. - С. 2-8.
150. Левандовский A.A. Время Грановского. - М., 1990.
151. Левин К.Н. А.И.Герцен. Личность. Идеология. - М., 1922.
152. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность: избранные статьи / сост., предисл., коммент. Т.М. Глушковой. -М., 1992.
153. Летопись жизни и творчества А.И. Герцена, 1812 - 1870. -М.,1983.
154. Лищинер С. Д. Творчество Герцена в европейском эстетическом сознании его эпохи // Вопросы литературы. - 1984. - № 9. -С. 88-104.
155. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры. -СПб., 2002.
156. Лотман Ю.М. Культура и программы поведения // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3. Т. I. - Таллинн, 1992. - С. 248-381.
157. Лотман Ю.М. К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. III. -Таллинн, 1993. - С. 430-438.
158. Лотман Ю.М. Семиотика пространства // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Т. I. - Таллинн, 1993. - С. 386-472.
159. Лотман Ю.М. «Сотворение Карамзина». Статьи и исследования 1957 - 1990. Заметки и рецензии. - СПб., 1997.
160. Макеев М.С. Спор о человеке в русской литературе 60 - 70 гг. XIX века. Литературный персонаж как познавательная модель человека. - М., 1999.
161. Малия М. Александр Герцен и происхождение русского социализма, 1812 - 1855. -М., 2010.
162. Малия М. Революция 1848 г. // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 49. - С. 119-138.
163. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.
164. Маркова О.В. Литературный портрет в системе биографических жанров. - Хабаровск, 2007.
165. Марунов A.B. Становление и развитие русской философской прозы 1820 - 1830-х гг. - Новокузнецк, 2006.
166. Марунов A.B. Художественно-философское своеобразие прозы А.И. Герцена. - Новокузнецк, 2006.
167. Машинский С.О. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопросы литературы. - 1960. - № 6. - С. 129-135.
168. Марш Р. Россия и Запад в исторической перспективе // Россия и Запад в начале нового тысячелетия / под ред. А.Ю. Большаковой. - М., 2007.
169. Матюшенко Л.И. Отражение истории в человеке (к 150-летию со дня рождения А.И. Герцена) // Литература в школе. - 1962. - № 2.-С. 26-31.
170. Микушкина С.Г. Герцен о соотношении прошлого и настоящего в жизни человека // А.И. Герцен - художник и публицист / под ред. Л.И. Матюшенко. - М., 1977. - С. 113-123.
171. Милюков А.П. Литературные встречи и знакомства. - СПб.,
1980.
172. Мишуков О.В. Русская мемуаристика первой половины XIX века: проблемы жанра и стиля. - Киев, 1997.
173. Мович Л.З. Великий иностранец своей эпохи. К столетию со дня рождения Герцена. - СПб, 1912.
174. Назаренко М.А. История русской философии начала и середины XIX века: западники и славянофилы. - М., 2005.
175. Невлер В.Е. Новые документы о связях Герцена с Маццини и Гарибальди // Проблемы изучения Герцена. - М., 1963. - С. 496-500.
176. Нелидов Ф.Ф. Западники 40-х гг.: Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский и др. - М., 1910.
177. Николаев Н.И. Русский литературный герой в контексте этических исканий XVIII - XIX веков. - Архангельск, 2009.
178. Николина H.A. «Былое и думы» А.И. Герцена: особенности временной организации // Николина H.A. Филологический анализ текста. -М., 2003.-С. 121-129.
179. Николина H.A. Поэтика русской автобиографической прозы. - М., 2002.
180. Никольский С.А. А.И. Герцен: дворянский революционер, но не революционный демократ // Вопросы философии. - 2010. - № 12. -С.93-98.
181. Нович И.С. Молодой Герцен. - М., 1980.
182. Овсянико-Куликовский Д.Н. А.И. Герцен (характеристика). - СПб., 1908.
183. Олейников Д.И. Западничество в России на рубеже 30-х -40-х годов 19 века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1993.
184. Олейников Д.И. Русское классическое западничество. Открытая книга. Открытое сознание. Открытое общество. - М., 1996.
185. Олейников Д.И. Что ищет он в стране далекой? (Запад в восприятии западников сороковых годов) // В раздумьях о России (XIX век): сборник статей / под ред. E.JI. Рудницкой. - М., 1996. - С. 214-229.
186. Османова З.В. Проблема повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. - М., 1993.
187. Островская P.A. «Поэзия и правда» Гете и «Былое и думы» Герцена (о некоторых принципах построения мемуарно-автобиографических произведений) // А.И. Герцен - художник и публицист / под ред.Л.И. Матюшенко. - М., 1977. - С. - 14-31.
188. Павлов A.B. Религиозный искатель: (Булгаков, Флоровский и Зеньковский в рассуждениях о жизни и философско-политическом творчестве Герцена) // Сборник научных статей философского факультета МГУ. - М., 2004. - С. 186-194.
189. Паперно И.Б. Введение в самосочинение: autofiction. Интимность и история: семейная драма Герцена в сознании русской интеллигенции (1850 - 1990-е годы) // Новое литературное обозрение. -2010. -№ 103. -С. 96-103.
190. Паперно И.Б. Советский опыт, автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 68. - С. 102-126.
191. Паперно И.Б. Стиль поведения интеллигенции в поворотное время. - М., 1996.
192. Пирумова Н.М. Александр Герцен: Жизнь и деятельность. -М., 1962.
193. Пирумова Н.М. Александр Герцен - революционер, мыслитель, человек - М., 1989.
194. Пирумова Н.И. А.И. Герцен (к 150-летию со дня рождения). -М., 1961.
195. Пирумова Н.И. Исторические взгляды А.И. Герцена. - М.,
1956.
196. Порох И.В. Герцен о России // В раздумьях о России (XIX век): сб. ст. / под ред. Е.Л. Рудницкой. - М., 1996. - С. 23-242.
197. Порошин И.А. А.И. Герцен, славянофилы и западники. -СПб., 1905.
198. Проблемы изучения Герцена. - М., 1963.
199. Прокофьев В.А. Герцен (Серия «ЖЗЛ»).- М., 1987.
200. Пустарнаков В.Ф. Европейская идея в философско-историческом наследии А.И. Герцена // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М., 1993. - С. 45-53.
201. Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. - СПб., 2003.
202. Пустовойт П.Г. Проблема славянского характера в мировоззрении и творчестве Герцена. -М., 1963.
203. Путинцев В.А. Герцен писатель. - М., 1952.
204. Путинцев В.А. Вопросы изучения наследия Герцена // Вопросы литературы. - 1962. - № 4. - С. 80-89.
205. Путинцев В.А. Из творческой истории «Былого и дум» (к вопросу о каноническом тексте мемуаров Герцена) // Герцен А.И. - 1812 - 1870: сб. ст. / под ред. И. Клабуновского и Б. Козьмина. - М., 1946. - С. 120-158.
206. Розанов В.В. Герцен // Розанов В.В. О писательстве и писателях. - М., 1995.
207. Розин А.Г. Герцен и реализм 30 - 40-х годов XIX века. -M., 1976.
208. Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе / под ред. Г.Н. Акимовой. - СПб., 2003.
209. Роот A.A. Герцен и традиции Вольной русской прессы. -Казань, 2001.
210. Савинков C.B. Творчество А.И. Герцена: философия и поэтика (1830 - 1840-е гг.). - Воронеж, 2005.
211. Сараева E.JI. Классическое западничество. Концепция цивилизационного развития в новое время. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук: (07.00.02). - Иваново, 2010.
212. Сараева E.JL Русское западничество: идеология национального самоопределения. - Ярославль, 2009.
213. Свирида И. Европейское культурное пространство: российская граница в восприятии современников XVI - XVIII вв. // Миф Европы в литературе и культуре Польши и России: сб. ст. / Редколл.: М.В. Лескинен, В.А. Хореев. - М. 2004. - С. 110-128.
214. Сиротина И.Л. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции от XIX к XXI веку. - Саранск, 2002.
215. Скабичевский A.M. Очерки развития прогрессивных идей в нашем обществе. 1825 - 1860 г. H.A. Полевой, В.Ф. Одоевский, В.Г.
Белинский, А.И. Герцен, И. А. Добролюбов и их сподвижники. - М., 1872.
216. Скабичевский A.M. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики // Скабичевский A.M. Соч.: в 2 т. -СПб., 1890.
217. Смирнова З.В. Герцен и Германия // Литературное наследство. Т. 96. Герцен и Запад. - М., 1985. - С. 64-287.
218. Смирнова З.В. Русская мысль 1-й половины XIX века и проблема исторической традиции (Чаадаев, Славянофилы, Герцен) // Вопросы философии. - 1995. - № 9. - С. 95-105.
219. Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. - М.,
1973.
220. Созина Е.К. Автобиографическое письмо в русской литературе. «Былое и думы» А.И. Герцена: письмо сознания и текст памяти // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. -Екатеринбург, 2001. - С. 341-430.
221. Соловьев Е.А. А.И. Герцен, его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк Е.А. Соловьева. - СПб., 1898.
222. Страда В. Западничество и славянофильство в обратной перспективе // Вопросы философии. - 1993. - № 7. - С. 57-63.
223. Сухов А. Д. Столетняя дискуссия. Западничество и самобытность в русской философии. - М., 1998.
224. Сухомлин Е.Г. «Былое и думы» А.И. Герцена в контексте европейской документально-художественной прозы. - Луцк, 2007.
225. Сухомлин Е.Г. Мастерство А.И. Герцена - публициста-сатирика. - Луцк, 2002.
226. Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. - 1999. - № 1. - С. 35-55.
227. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. - М., 1997.
228. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в. От рукописи к книге. - М., 1991.
229. Татаринова Л.Е. А.И. Герцен. - М., 1980.
230. Татаринова Л.Е. Творчество А.И. Герцена 1830 - 1840-х гг. -М., 1960.
231. Терехова Г.Л. Экзистенциальное наполнение понятий «культура» и «цивилизация» в творчестве А.И. Герцена // Гуманитарные науки: проблемы и решения: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 2. - СПб, 2002. - С. 86-90.
232. Тиме Г.А. «Русский европеец» - фантом или реальность? // Русская литература. - № 1. - 2003. - С. 246-251.
233. Трыков В.П. Литературный портрет в системе биографических и литературно-критических жанров // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - М., 1999. - С. 125-26.
234. Туниманов В.А. А.И. Герцен и русские общественно-литературная мысль XIX в. - СПб, 1994.
235. Туниманов В.А. «Былое и думы» и русская автобиографическая проза // Вопросы литературы. - 1987. - № 3. - 145170.
236. Уртминцева М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века. Генезис, поэтика, жанр. -Нижний Новгород, 2005.
237. Успенский Б.А. Историко-филологические очерки. - М.,
2004.
238. Успенский Б.А. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры // Россия. Russia. Русская интеллигенция и интеллектуализм. История и типология: Материалы международной конференции / сост. Б.А. Успенский - Москва - Венеция, 1999. - С. 7-19.
239. Фарыно Е. Введение в литературоведение. - СПб., 2004.
240. Федоров Ф.П. Мемуары как проблема // Studia Rossia XX. Том I. - Warszawa, 2010. - С. 25-47.
241. Федотов Т.П. Письма о русской культуре // Федотов Т.П. Судьба и грехи России: в 2-х т. Т.2. - СПб., 1992. - С. 178-243.
242. Флоровский Г.В. Герцен в 40-е годы // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 79-96.
243. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. - М., 1998.
244. Фреде В. История коллективного разочарования: дружба, нравственность и религиозность в дружеском кругу А.И. Герцена - Н.П. Огарева 1830 - 1840-х гг. // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 49 (З).-С. 159-190.
245. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999.
246. Хестанов P.A. Александр Герцен: импровизация против доктрины. - М., 2001.
247. Хохлова J1.B. Формирование концепции личности в философско-публицистических произведениях Герцена 30-40-х годов // А.И. Герцен - художник и публицист. - М., 1977. - С. 80-88.
248. Цигенгайст Г. Герцен в Германии середины XIX столетия // Проблемы изучения Герцена. - М., 1963. - С. 339-347.
249. Цимбаев Н.И. Европеизм как категория национального сознания (к пониманию западничества и славянофильства) // Очерки русской культуры XIX века: в 6 т. Т. 4. Общественная мысль. - М., 2003. - С. 439-456.
250. Цимбаев Н.И. «Под бременем познанья и сомненья...» (Идейные искания 1830-х годов) // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи (мемуары современников). - М., 1989. - С. 5-47.
251. Чапаева Л.Г. Славянофилы и западники в русской культурно-языковой ситуации 1830-1840-х гг. - М., 2007.
252. Чесноков Д.И. Герцен и философские споры западников и славянофилов в начале 40-х годов XIX века // Ученые записки
Свердловского государственного педагогического института. Вып. 2. (История, философия, лингвистика). - Свердловск, 1939. - С. 197-220.
253. Чесноков Д.И. Общественно-политические и философские взгляды А.И. Герцена. - М., 1953.
254. Чешихин-Ветринский В.Е. В сороковых годах: историко-литературные очерки и характеристики. - М., 1899.
255. Чешихин-Ветринский В.Е. Герцен / под ред. С. А. Венгерова. - СПб, 1908.
256. Чешихин-Ветринский В.Е. Т.Н. Грановский и его время. Исторический очерк. - М., 1905.
257. Чешихин-Ветринский В.Е. Гуманист сороковых годов (Т.Н. Грановский). - М., 1906.
258. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов. - М., 1997.
259. Чугров C.B. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия - М., 1993.
260. Чубарьян А.О. Российский европеизм. - М., 2006.
261. Чуковская JI.K. «Былое и думы» А.И. Герцена. - М., 1966.
262. Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось // Литературное обозрение. - 1977. - № 4. - С. 59-63.
263. Шайтанов И.О. Непроявленный жанр или заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. - 1978. - № 2. - С. 50-77.
264. Шпет Г.Г. Философское мировоззрение Герцена. - Пг.,
1921.
265. Щукин В.Г. Апология Молотова. Мещанство и интеллигенция в историко-культурной перспективе // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - С. 63-74.
266. Щукин В.Г. Запад как пространство «романтического побега» (Замогильные записки Владимира С. Печерина) // Из истории русской культуры: в 5 т. Т. 5 (XIX век). - М., 1996. - С. 359-574.
267. Щукин В.Г. Западничество // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 197-202.
268. Щукин В.Г. Историческая драма русского европеизма // Вестник Европы. - 2002. - № 4. - С 34-48.
269. Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. - 1992 - № 5. - С. 74-86.
270. Щукин В.Г. Между полюсами // Вестник Европы. - 2002. -№7-8.-С. 178-193.
271. Щукин В.Г. На заре русского западничества // Вопросы философии.- 1994. - № 7-8. - С. 135-149.
272. Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. - М., 2007.
273. Щукин В.Г. Русское западничество. Генезис. Сущность. Историческая роль. - Лодзи, 2001.
274. Щукин В.Г. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление // Rozprawy habilitacyjne. -1987.-№ 125.-С. 234-238.
275. Щукин В.Г. Тернистый русский путь в Европу // Вопросы литературы. - 2005. - № 3. - С. 329-339.
276. Эльсберг Я.Е. А.И. Герцен и «Былое и думы». - М.,1930.
277. Эйдельман Н.Я. Свободное слово Герцена. - М ., 2003.
278. Эрлих С.Е. История мифа. «Декабристская легенда» Герцена. - СПб., 2006.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.