Культурные контакты населения Западного Забайкалья, Южной, Западной Сибири и Северной Монголии с ханьским Китаем в скифское и гунно-сарматское время: По археологическим материалам тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Филиппова, Ирина Валерьевна

  • Филиппова, Ирина Валерьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 209
Филиппова, Ирина Валерьевна. Культурные контакты населения Западного Забайкалья, Южной, Западной Сибири и Северной Монголии с ханьским Китаем в скифское и гунно-сарматское время: По археологическим материалам: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Новосибирск. 2005. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Филиппова, Ирина Валерьевна

Введение.

Глава 1. История изучения и источники по проблеме отношений между народами Сибири и Китаем в скифское и гунно-сарматское время.

1.1. История изучения взаимоотношений между народами Сибири и Китаем.

1.1.1. История изучения вопроса о хунно-китайских связях.

1.1.2. История изучения вопроса о взаимоотношениях между ханьским Китаем и населением Южной и Западной

Сибири в скифское и гунно-сарматское время.

1.2. Краткая характеристика археологических источников.

1.2.1 Памятники культуры хунну.

1.2.1 Культуры скифского и гунно-сарматского времени Западной и Южной Сибири, в которых присутствует китайский импорт.

Глава 2. Характер хунно-китайских отношений по письменным источникам.

Глава 3. Предметы китайского импорта и следы влияния в памятниках скифского и гунно-сарматского времени.

3.1. Бронзовые зеркала.

3.2. Лаковые и лакированные изделия.

3.3. Монеты.

3.4. Шелковые ткани и вышивки.

3.5 Другие предметы.

3.5.1. Бусы.

3.5.2. Оружие.

3.6. Следы китайского влияния на материальную культуру народов Сибири гунно-сарматской эпохи. ф 3.6.1 Керамика культуры хунну и таштыкской культуры.

3.6.2 Планировка городищ хунну и оборонительные сооружения.

3.6.3. Наземные здания хунну.

3.6.4. Элементы погребального обряда хунну.

Глава 4. Китайский импорт в археологических памятниках гунно-сарматского времени в Западной и

Южной Сибири и Забайкалье: причины и следствия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные контакты населения Западного Забайкалья, Южной, Западной Сибири и Северной Монголии с ханьским Китаем в скифское и гунно-сарматское время: По археологическим материалам»

Актуальность темы. Сведения о двусторонних контактах древних китайцев и соседних народов стали известны современным исследователям, в первую очередь, из китайских письменных источников. Впервые научный интерес к взаимоотношениям имперского Китая и кочевых племен был вызван трудами Н.Я. Бичурина, основоположника русской синологии [Бичурин, 1950]. Самые могущественные кочевые племена, известные по летописным хроникам, назывались сюнну (хунну). В дальнейшем, благодаря работам Г.П. Сосновского, П.К. Козлова, С.И. Теплоухова, С.И. Руденко, ^ А.В. Давыдовой, П.Б. Коновалова, С. С. Миняева и др., была выделена и исследована на высоком уровне археологическая культура хунну. Наряду с отдельными находками китайских предметов, сделанными в начале XX века Ю.Д. Талько-Грынцевичем в рядовых могилах, хунно-китайские отношения получили полное подтверждение в результате обнаружения многочисленных шелковых тканей, лаковых изделий и других предметов роскоши в курганах & Ноин-Ула в северной Монголии, изученных экспедицией П.К. Козлова. Первые крупномасштабные раскопки Иволгинского городища поставили новые проблемы, связанные с оценкой влияния китайской материальной культуры на хозяйство хунну и обусловили необходимость выделения инокультурных традиций. В результате раскопок Больших Пазырыкских курганов в 30-е и 40-е годы XX века была собрана уникальная коллекция художественные изделий и тканей из Передней Азии, Бактрии, Парфии и Китая, которая заставила пересмотреть отношение к внешним связям древнего населения Горного Алтая еще в предшествующее гунно-сарматскому скифское время. В ходе дальнейшего изучения культур гунно-сарматского времени в Западной и Южной Сибири появлялись новые данные, подтверждающие наличие связей между племенами скотоводов и Китаем.

До настоящего времени данные о находках китайских изделий остаются разрозненными по публикациям, посвященным исследованию # отдельных культур, что затрудняет оценку состава импортных вещей в различных культурах, определение роли и степени распространения китайской материальной культуры в жизни сибирских племен и выделение заимствованных элементов.

Все это обусловило необходимость обобщения и специального анализа предметов китайского импорта, происходящих из памятников гунно-сарматского и скифского времени на территории Западной, Южной и ф) Восточной Сибири. Актуальность настоящего исследования также определяется введением в научный оборот новых археологических находок с территории Бурятии, которые характеризуют влияние ханьского Китая на культуру хунну.

Новизна работы не ограничивается представлением новых данных, появившихся в последние годы в результате раскопок хуннских памятников. щ В диссертации обобщаются сведения о находках предметов китайского импорта в памятниках гунно-сарматского времени, расположенных на территории Западной и Южной Сибири и Западного Забайкалья (Республика Бурятия), и анализируются особенности взаимоотношений ханьского Китая с культурами конца скифского и гунно-сарматского периодов. Особую роль в этом ряду занимают саргатские памятники, где были найдены изделия практически всех крупных ремесленных центров того времени. Впервые & были датированы и классифицированы ранее неопубликованные находки предметов китайского импорта из хуннских памятников на территории Бурятии и произведена попытка определить какие элементы материальной культуры появились в результате заимствования.

Цели и задачи исследования. Целью работы является характеристика ^ взаимоотношений между Китаем и населением конца скифского и гунно-сарматского периодов на территории Западной, Южной Сибири, Западного

Забайкалья и северной Монголии. Основное внимание будет уделено культуре хунну, как испытавшей наибольшее влияние со стороны ханьского д Китая в силу территориальной близости.

Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:

Представить обзор литературы по проблеме связей с ханьским Китаем населения гунно-сарматской эпохи на указанной территории.

Охарактеризовать отношения между племенами хунну и ф Китаем по данным письменных источников.

Обобщить случаи находок и проанализировать предметы китайского импорта, найденные в памятниках конца скифского и гунно-сарматского времени на территории Западной, Южной Сибири, Западного Забайкалья и северной Монголии. Выявить следы заимствований на материалах культуры хунну в Западном Забайкалье.

Сопоставить полученные данные для выявления основных тенденций межкультурного взаимодействия и характеристики распространения предметов китайского импорта в рассматриваемых культурах. Территориальные и хронологические рамки работы. Территориальные рамки исследования включают лесостепные районы ф Западной-Сибирской равнины, Минусинскую котловину, Западное Забайкалье и северную Монголию. Хронологические рамки работы охватывают III в. до н.э. - IV в н.э.

Источники и методы исследования. История взаимоотношений между Китаем и населением Сибири может быть изучена по двум типам источников - письменным и археологическим. Из письменных источников использовались исторические хроники ханьской династии, включающие

Хань Шу ("История династии Хань"), Хоу Хань Шу ("История поздней династии Хань") (оба источника в переводе B.C. Таскина), Ши Цзи ф ("Исторические записки") (перевод Р.В. Вяткина), а также более ранний исторический труд Го Юй ("Речи царств") (перевод B.C. Таскина) и Янь те лунь (Спор о соли и железе) (в переводе Ю.Л. Кроль). Основным археологическим источником выступают материалы культуры хунну, так как они содержат наибольшее число изделий китайского импорта по сравнению с другими синхронными культурами. Для характеристики связей между ханьским Китаем и населением Южной и Западной Сибири привлекались ф опубликованные данные по саргатской и таштыкской культурам, в которых были массовые находки предметов китайского производства. Для выполнения поставленной цели использовался сравнительно-типологический метод.

Практическая значимость. Основные результаты диссертационной работы и введенные в научный оборот материалы могут быть использованы ф при создании обобщающих трудов по древней истории Северной Азии, написании соответствующих разделов в учебных пособиях, подготовке спецкурсов в ВУЗах и в научно-популяризаторской деятельности.

Апробация работы. Основные положения проведенного исследования были представлены автором на региональных и международных конференциях и опубликованы в научных изданиях.

Структура работы. Для достижения поставленной цели и решения Si сформулированных задач диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстрирующего анализируемые материалы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Филиппова, Ирина Валерьевна

Заключение

Итак, анализ археологических источников показал, что наибольшее влияние культуры Ханьского Китая на территории Южной и Западной Сибири испытали (в порядке уменьшения этого влияния) хунну, таштыкцы и саргатцы. Что касается других культур этого региона в гунно-сарматское время, например, большереченской на ее завершающем этапе или пазырыкской, то единичные находки китайского импорта (о которых мы писали) не смогли сколько-нибудь существенно отразиться на внешнем облике и исторических судьбах представителей этих археологических культур, чего, конечно, не скажешь о населении трех перечисленных выше культурных образований.

Явно прослеживаются как минимум два механизма культурного взаимодействия между сибирскими племенами и Хань: первый, хунно-таштыкский и второй, связанный с саргатской культурой.

Саргатский вариант контактов с Китаем подразумевал исключительно торговые отношения, проводившиеся опосредованно, через рынки Средней Азии. Этот механизм объясняет поступление к саргатцам большого количества импортных предметов из самых разнообразных ремесленных центров, включая Китай, и присутствие дорогих, эксклюзивных изделий, таких как лаковые сосуды, оружие и расшитая золотом ткань.

Хунно-таштыкский вариант характеризуется отсутствием дорогих и действительно ценных предметов китайского производства (за исключением находок из Ноин-Улинских курганов, которые отражают реалии жизни лишь малой части общества) и мощной волной культурного влияния, выразившейся в создании укрепленных городищ (городов), развитии ремесла, интеграции земледелия и скотоводства (свиноводство) по китайскому образцу (просо, чумиза, ирригация) в хозяйство хунну и заимствовании черт погребального обряда. Причем, для обоих культур можно говорить о проникновении китайского населения: для культуры хунну возможно говорить о создании китайским населением производственных центров; происхождение таштыскской культуры возможно непосредственно связано с культурой ханьского Китая и китайского населения Восточного Туркестана.

Наибольшее влияние, которое может оказать земледельческая цивилизация на своих соседей кочевников состоит в том, что с ее помощью они создают собственное государственное образование, существование которого напрямую зависит от существования и внешней политики могущественного соседа. В этом смысле влияние ханьского Китая на хунну было бесспорно сильным - последними была создана первая в Азии кочевая империя, что является несомненным историческим фактом.

151

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Филиппова, Ирина Валерьевна, 2005 год

1. На русском языке:

2. Алкин С.В. Небесные змеи на зеркале из Ганьсу // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. - № 3. - С. 79 - 83.

3. Амоголонов А.А. Некоторые проблемы изучения керамики хунну // Наследие древних и традиционных культур Северной Центральной Азии: Мат-лы РАЭСК. Новосибирск: НГУ, 2000. - Т. 1. - С. 167 - 168.

4. Баранкова Н.В. Культурно-историческая интерпретация хуннской торевтики (на материалах музеев Бурятии): Автореф. дис. . канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. - 17 с.

5. Бернштам А.Н. Из истории гуннов I в. до н.э. Ху-хань-е и Чжи-чжи шаньюи // Советское востоковедение. 1940. - ТI. - С. 51 - 77.

6. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ, 1951. - 256 с.

7. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 381 с.

8. Большой китайско-русский словарь / под ред. проф. И.М. Ошанина. М.: Наука, 1983.-Т. 2. - 1100 с.

9. Боровка Г.И. Культурно-историческое значение археологических находок экспедиции // Краткие отчеты экспедиций по исследованию Северной Монголии в связи с Монголо-Тибетской Экспедицией П.К.Козлова. Л.: Изд-во АН СССР, 1925. - С. 23 - 40.

10. Боровкова Л.А. Где и когда сюнну вышли на историческую арену // XXI научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тез. докл. -Москва: Наука, 1990. Ч. 2. - С. 3 - 12.

11. Бродянский Д.Л. Кроуновско-хуннские параллели // Древнее Забайкалье и его культурные связи. Новосибирск: Наука, 1985. - С. 46 - 50.

12. Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1999. - 440 с.

13. Вайнштейн С.И., Волков В.В. Рецензия. // СЭ. 1962. - № 6. - С. 179

14. Рец. на кн.: Доржсурэн Ц. «Умард хунну». - Улан-Батор, 1961.

15. Вайнштейн С.И. Раскопки могильника Кокэль в 1962 году // Тр. ТКАЭЭ. М.-Л.: Наука, 1970. - Вып. 3. - С. 7 - 79.

16. Вайнштейн С.И., Дьяконова В.П. Памятники в могильнике Кокэль конца I тысячелетия до н.э. первых веков н.э. // Тр. ТКАЭЭ. - М.-Л.: Наука, 1966.-Вып. 2.-С. 185-257.

17. Вайнштейн С.И., Крюков М.В. «Дворец Ли Лина», или конец одной легенды // СЭ. 1976. - № 3. - С. 137 - 149.

18. Варенов А.В. Древнейшие зеркала Китая, отражающие этнокультурные контакты // Проблемы древних культур Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.-С. 163 - 172.

19. Варенов А.В. Древнее население Алтая и происхождение сюнну // Аборигены Сибири: проблемы исчезающих языков и культур: Тез. докл. межд. конф. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1995. - С. 12 - 15.

20. Васильев Л.С. Древний Китай. М.: Восточная литература РАН, 1995. -Т. Г. Предыстория, Шан-Инь, Зап. Чжоу (до VIII в. до н.э.). - 378 с.

21. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. -М.: Наука, 1980.-201 с.

22. Воробьев М.В. Старинные китайские монеты из собрания Хабаровского музея // СА. 1959. - № 3. - С. 194 - 205.

23. Воскресенский А.А., Тихонов И.П. Технологическое изучение тканей из курганных погребений Ноин-Улы // Известия ГАИМК. 1932. - Т. XI., вып. 7-9.

24. Всеобщая история архитектуры. M.-J1.: Искусство, 1971. - Т. 9. - 345 с.

25. Вяткина К.В. Археологические памятники в МНР // СЭ. 1959. - № 1. -С. 93- 106.

26. Галактионов О.С. Два чжурчжэньских городища военно-стратегического назначения // Новейшие археологические исследования на Дальнем Востоке СССР. Владивосток: Ин-т ист., археол. и этногр. нар. Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР, 1976. - С 153 - 156.

27. Галибин В.А. Находки индийских стеклянных бус в погребениях Сибири и Средней Азии // Археологические вести. СПб.: «Гелла» - Вып 2. -1993.-С. 66-71.

28. Гирченко В.П. Русские и иностранные путешественники XVII-XVIII и первой половины XIX в. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1939.-92 с.

29. Глушкова Т.Н. Археологические ткани Западной Сибири. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. 135 с.

30. Горелик М.В. Вооружение // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. -М.: Наука, 1995. С. 359-430.

31. Гохман И.И. Антропологическая характеристика черепов из Иволгинского городища // Тр. БКНИИК СО АН СССР. 1960. - Вып.З. -С. 166 - 173.

32. Го Юй (Речи царств) / Пер. с кит., прим. и вступ. B.C. Таскина. М.: Наука, 1987.-473 с.

33. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, 1980. - 255 с.

34. Гришин Ю.С. Раскопки гуннских погребений у горы Дархан // Археология и этнография Монголии. Новосибирск: Наука, 1978. - С.95 - 100.

35. Гугуев В.К., Трейстер М.Ю. Ханьские зеркала и подражания им на территории юга Восточной Европы // РА. 1995. - № 3. - С. 143 - 156.

36. Гумилев JI.H. Хунну в Китае. М.: Наука, 1974. 248 с.

37. Гумилев J1.H. Хунну. 2-е изд. - СПб: Тайм-Аут Компасе, 1993. - 221 с.

38. Гумилев Л.Н. Сочинения: В 9 т. Т.9: История народа хунну. М.: ДИ-ДИК, 1998. - Ч. I - 448 е.; Ч. II - 446 с.

39. Давыдова А.В. Иволгинское городище: К вопросу о гуннских поселениях в Забайкалье // СА. 1956 а. - Т. 25. - С. 261 - 300.

40. Давыдова А.В. Раскопки Иволгинского городища в 1955 г. // Зап. БМНИИК. 19566. - Вып. XXII. - С. 64 - 82.

41. Давыдова А.В. Бурят-Монгольская археологическая экспедиция в 1956 г. // Зап. БМНИИК. 1957. - Вып. XXIV. - С. 45 - 67.

42. Давыдова А.В. Новые данные об Иволгинском городище (предварительные итоги исследований 1958 года) // Тр. БКНИИК СО АН СССР. 1960. - Вып. 3. - С.143 - 165.

43. Давыдова А.В. Иволгинское городище памятник хунну в Забайкалье: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Л., 1965. - 19 с.

44. Давыдова А.В. К вопросу о хуннских художественных бронзах // СА. -1971а. -№ 1.-С. 93 105.

45. Давыдова А.В. Раскопки Иволгинского могильника // АО 1970 г. М.: Наука, 19716.-С. 208-209.

46. Давыдова А.В. Раскопки поселения хунну у с. Дурены // АО 1973 г. М.: Наука, 1974.-С. 195- 196.

47. Давыдова А.В. Об общественном строе хунну // Первобытная археология Сибири. Л.: Наука, 1975. - С. 141 - 145.

48. Давыдова А.В. Основные вопросы изучения культуры хунну // Проблемы археологии и этнографии. Л.: ЛГУ, 1977. - Вып. 1. - С. 82-90.

49. Давыдова А.В. Раскопки поселения хунну у с. Дурены // АО 1977 г. М.: Наука, 1978.-221 с.

50. Давыдова А.В. О социальной характеристике населения Забайкалья по данным Иволгинского могильника // СА. 1982. - № 1. - С. 132 - 142.

51. Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник)памятник хунну в Забайкалье. JL: ЛГУ, 1985. - 112 с.

52. Давыдова А.В. Иволгинское городище. СПб.: АзиатИКА, 1995. - Вып. 1: Иволгинский археологический комплекс. - 290 с. (Сер. Археологические памятники сюнну).

53. Давыдова А.В. Иволгинский могильник. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. - Вып. 2, т. 2: Иволгинский археологический комплекс. — 176 с. (Сер. Археологические памятники сюнну).

54. Давыдова А.В., Миняев С.С. Поселение хунну у с. Дурены // АО 1972 г. -М.: Наука, 1973.-С. 209.

55. Давыдова А.В., Миняев С.С. Раскопки хуннских поселений в Забайкалье // АО 1974 г. М.: Наука, 1975. - С. 198 - 199.

56. Давыдова А.В., Миняев С.С. Раскопки поселения сюнну у с. Дурены // АО 1975 г. М.: Наука, 1976. - С. 232.

57. Давыдова А.В., Шилов В.П. Предварительный отчет о раскопках Нижне-Иволгинскош городища в 1949 г. // Зап. БМНИИК. 1951. - Вып. XIII. -С. 71 - 100; 1952.-Вып. XIV. - С. 94- 116.

58. Давыдова А.В., Шилов В.П. К вопросу о земледелии у гуннов // ВДИ. -1953.-№2.- 193 -201.

59. Данилов С.В. Города в кочевых обществах Центральной Азии // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ: БГУ, 2002. -С. 143 - 149.

60. Данилов С.В., Жаворонкова Т.Д. Городище Баян-Ундэр новый памятник хунну в Забайкалье // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Забайкалья и Монголии. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-С. 26-36.

61. Данилов С.В., Филиппова И.В., Амоголонов А.А. Оборонительные сооружения хунну (новые данные) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VI. -Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2000. - С. 277 - 281.

62. Деревянко Е.И. К истории жилища с каном (по амурским материалам) // Археология юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1984.-С. 152-161.

63. Довгалюк Н.П. Стеклянные украшения Западной Сибири эпохи раннего железа (по материалам саргатской культуры): Автореф. . .дис. канд. ист. наук. М., 1995.- 18 с.

64. Довгалюк Н.П. Характеристика химического состава стеклянных бус из памятников саргатской культуры // Взаимодействие саргатских племен с внешним миром. Омск: ОмГУ, 1998. - С. 54 - 79.

65. Добрынин А.С. Богиня с зеркалами // Население древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии: Мат-лы РАЭСК. -Новосибирск: НГУ, 2000. Т. I. - С. 126 - 128.

66. Доржсурен Ц. Раскопки могил хунну в горах Ноин-Ула на реке Хуни-Гол (1954-1957 гг.) // Монгольский археологический сборник. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-С. 36-44.

67. Дьякова О.В. Происхождение, формирование и развитие средневековых культур Дальнего Востока (по материалам керамического производства).- Владивосток: Дальнаука, 1993. Ч. II. - С.179 - 289.

68. Дьякова О.В., Коновалов П.Б. Хуннские традиции в средневековом гончарстве Дальнего Востока СССР // Материалы по этнокультурным связям народов Дальнего Востока в средние века. Владивосток: Изд-во ДВО АН СССР, 1988. - С. 16 - 32.

69. Дьяконова В.П. Большие курганы-кладбища на могильнике Кокэль (по результатам раскопок за 1963, 1965 гг.) // Тр. ТКАЭЭ. JL, 1970. - Вып. 3.- С. 80 209.

70. Евсюков В.В., Комиссаров С.А. Бронзовая модель колесницы эпохи Чуньцю в свете сравнительного анализа колесничных мифов // Новое в археологии Китая. Исследования и проблемы. Новосибирск: Наука, 1984.-С. 52-66.

71. Евтюхова Л.А., Левашева В.П. Ответ А.Н. Бернштаму // Изв. АН СССР. Отделение истории и философии. 1946 а. - Т. III. - № 6. - С. 570-575.

72. Евтюхова Л.А., Левашева В.П. Раскопки китайского дома близ Абакана // КСИИМК. М.; Л.: АН СССР, 1946 б. - № XII. - С. 72 - 84.

73. Евтюхова Л.А. Развалины дворца в «земле Хягас» // КСИИМК. М.; Л.: АН СССР, 1947.-№ XXI. - С. 79 - 85.

74. Журавлева А.Д. Соотношение керамических комплексов сюнну и культур Дальнего Востока (I тыс. до н.э.) // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тыс. н.э. Кемерово: КемГУ, 1994.-С. 10-27.

75. Журавлева А.Д., Кубарев В.Д. Некоторые аспекты развития керамических традиций населения Горного Алтая в раннее средневековье // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии Алтая: Мат-лы конф. Горно-Алтайск: ГАГУ, 1992.-С. 80-81.

76. Зеймаль Е.В. Денежное обращение в Восточном Туркестане // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М.: «Восточная литература», РАН, 1995. - С. 430 - 474.

77. Зотов О.В. Китай как "универсальная" монархия и псевдоданничество "варваров" // Восток. 1994. - № 4. - С. 16 - 25.

78. Ивлиев А.Л. Городища киданей // Материалы по древней и средневековой археологии юга Дальнего Востока СССР и смежных территорий. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1983.-С. 120- 133.

79. Китай и соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1970. - 275 с.

80. Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири // МИА. М.; Л.: АН1. СССР, 1949.-№9. 364 с.

81. Киселев С.В. Древние города Монголии // СА. 1957. - № 2. - С. 91 - 101.

82. Козлов П.К. Северная Монголия. Ноин-Улинские памятники // Краткие отчеты экспедиций по исследованию Северной Монголии в связи с Монголо-Тибетской Экспедицией П.К.Козлова. - JL: Изд-во АН СССР, 1925.-С. 1 - 12.

83. Козлов П.К. Дневники монголо-тибетской экспедиции 1923-1926. // Научное наследие. СПб: Наука , 2003. - Т. 30. - 1037 с.

84. Комиссаров С.А. Новые находки гуннских памятников в Китае // XIV научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тез. докл. -М.: Наука, 1983. Ч. II. - С. 25 - 28.

85. Комиссаров С.А. Новые материалы по культуре сюнну в Китае // Цыбиковские чтения: Тез. докл. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1989. - С. 67 -70.

86. Комиссаров С.А. О ранних бронзовых зеркалах, найденных на территории Восточного Туркестана// Рериховские чтения: Мат-лы конф. Новосибирск, 2000. - С. 453 - 462.

87. Коновалов П.Б. Раскопки в Ильмовой Пади // АО 1972 г. М.: Наука, 1973.-С. 218-219.

88. Коновалов П.Б. О погребальном обряде хунну // Этнографический сборник. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1974а. - № 6. - С. 198 - 219.

89. Коновалов П.Б. Раскопки курганов хуннской знати в Ильмовой Пади // Этнографический сборник. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 19746. - № 6. -С. 220-233.

90. Коновалов П.Б. О погребальном обряде хунну (по материалам раскопок "рядовых" могил) // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1975. - Т. З.-С. 17-46.

91. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники). Улан

92. Удэ: Бурят, книж. изд-во, 1976. 220 с.

93. Коновалов П.Б. Некоторые итоги и задачи изучения хунну // Древние культуры Монголии. Новосибирск: Наука, 1985. - С. 41 - 50.

94. Коновалов П.Б. К истокам этнической истории тюрков и монголов // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1993. С. 5 - 29.

95. Коновалов П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии (древность и средневековье). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. - 214 с.

96. Коновалов П.Б., Цыбиктаров А.Д. Некоторые материалы из новых хуннских памятников Забайкалья и Монголии // Памятники эпохи палеометалла в Забайкалье. Улан-Удэ: БФ СО АН, 1988. - С. 95 - 107.

97. Кононов В.И. Технологическая характеристика тканей из могил Ильмовой пади. // СА. Т. VIII. - 1946. - С. 69 - 72.

98. Корякова JI.H. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири. -Свердловск: УрГУ, 1988. 239 с.

99. Крадин Н.Н. Кочевые общества (проблемы формационной характеристики). Владивосток: Дальнаука, 1992. - 240 с.

100. Крадин Н.Н. Империя хунну. Владивосток: Дальнаука, 1996. - 164 с.

101. Крадин Н.Н. Легенда о Модэ и образование Хуннской империи // 100 лет гуннской археологии. Номадизм: прошлое, настоящее в глобальном контексте и исторической перспктиве. Гуннский феномен. Тез. докл. -Ч. 1. Улан-Удэ БНЦ СО РАН, 1996а. - с. 44 - 46.

102. Крадин Н.Н. Империя хунну (структура общества и власти): Дисс. . докт. ист. наук. Владивосток, 1999. - 584 с. {рукопись).

103. Крадин Н.Н. Степная Бурятия в составе хуннской империи // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ: БГУ, 2002. -С. 132 - 138.

104. Краткие отчеты экспедиций по исследованию Северной Монголии в связи с Монголо-Тибетской экспедицией П.К.Козлова. JL: АН СССР, 1925.

105. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М.: Наука, 1978. - 340 с.

106. Крюков М.В., Переломов J1.C., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Китай в эпоху централизованных империй. М.: Наука, Глав. ред. изд-ва «Восточная литература», 1983. - 415 с.

107. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск: Наука, 1991. - 187 с.

108. Кубарев В.Д., Журавлева А.Д. Керамическое производство хуннов Алтая // Палеоэкономика Сибири. Новосибирск: Наука, 1986. - С. 101 -119.

109. Кызласов JI.P. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М.: МГУ, 1960. - 197 с.

110. Кызласов JI.P. О памятниках ранних гуннов // Древности Восточной Европы. К 70-летию А.П. Смирнова. М.: Наука, 1969. - С. 115 - 124.

111. Кызласов Л.Р. Древняя Тува. М.: МГУ, 1979. - 206 с.

112. Кызласов Л.Р. О городе гуннского наместника на р. Ташебе // Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск: КГПУ, 1992. - С. 47- 58.

113. ИЗ. Кызласов Л.Р. К истории раскопок города гуннского наместника на р. Ташебе // РА. 2000. - № 2. - С. 224 - 228.

114. Лаврова М.П. Китайские зеркала Ханьского времени (из собрания Русского музея) // Материалы по этнографии. Л., 1927. - Т. 4, вып. 1. -С. 1 - 14.

115. Ларичев В. Е. Календари "страны стерегущих золото грифов" // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1998а. - Т. 1. -С. 319- 330.

116. Ларичев В.Е. Великое зерцало // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы VI годовой сессии ИАЭТ СО РАН. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 19986. -Т. 4. - С. 270 - 275.

117. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних ферганцев // СЭ. 1964.- № 3. С. 97- 104.

118. Литвинский Б.А. Восточный Туркестан в III в. до н.э. VI в н.э. // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Очерки истории. -М.: Наука, 1988. - Т. 1. - С. 223 - 296.

119. Литвинский Б.А., Лубо-Лесниченко Е.И. Погребальные памятники // Восточный Туркестан в древности и раннем и средневековье. М.: Восточная литература, 1995. - С. 255 - 359.

120. Лубо-Лесниченко Е.И. Древние китайские шелковые ткани и вышивки в V в. до н.э. III в. н.э. в собрании Государственного Эрмитажа. - Л.: Советский художник, 1961. - 228 с.

121. Лубо-Лесниченко Е.И. Китайские лаковые изделия из Ноин-Улы // ТГЭ.- 1969.-Т. 10.-С. 267-277.

122. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975. - 167 с.

123. Лубо-Лесниченко Е.И. Шелковый путь в период Шести династий (по новым материалам) // ТГЭ. Вып. 18. - 1978.

124. Лубо-Лесниченко Е.И. Великий Шелковый путь // ВИ. 1985. - № 9. - С. 13-20.

125. Лубо-Лесниченко Е.И. Пазырык и Западный Меридиональный путь // Страны и народы Востока. Вып. XXV. - Москва: Наука, 1987. - С. 237 -244.

126. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шелковом пути (шелк и внешние связи и раннесредневекового Китая). Москва: Восточная литература, 1994. -326 с.

127. Мамонова Н.Н., Тугутов В.Ф. Раскопки гуннского могильника в Черемуховой Пади // Археологический сборник. Улан-Удэ: БМНИИК, 1959.-Вып. 1.-С. 74- 80.

128. Марков Г.Е. Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии // СЭ. 1970. - № 6. - С. 74 - 60.

129. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М.: МГУ, 1976. - 319 с.

130. Марков Г.Е. Теоретические проблемы номадизма в советской этнографической литературе // Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М.: МГУ, 1989. - С. 54 -75.

131. Мартынов А.В. О некоторых особенностях торговли чаем и лошадьми в эпоху Мин // Китай и соседи в древности и средневековье. М.: Наука, Глав. ред. изд-ва «Восточная литература», 1970. - С. 234 - 250.

132. Матвеева Н.П. Саргатская культура на среднем Тоболе. Новосибирск: Наука, 1993.- 175 с.

133. Матвеева Н.П. Ранний железный век Приишимья. Новосибирск: Наука, 1994.- 151 с.

134. Матвеева Н.П. О торговых связях Западной Сибири и Центральной^Азии в раннем железном веке. // РА. 1997. - № 2. - С. 63 - 77.

135. Матвеева Н.П. Социально-экономические структуры населения Западной Сибири в раннем железном веке. Новосибирск: Наука, 2000. -399 с.

136. Матвеева Н.П., Матвеев А.В., Хренов В .Я. Исследование Нижне-Ингалинского I курганного могильника // Актуальные проблемы сибирской археологии. Барнаул: АГУ, 1996. - С. 61 - 64.

137. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам). / Пер. с кит., прим. и пред. B.C. Таскина. М.: Наука, 1968. - Вып. 1. - 176 с.

138. Материалы по истории сюнну. (по китайским источникам). / Пер. с кит., прим. и пред. B.C. Таскина. М.: Наука, 1973. - Вып. 2. - 171 с.

139. Материалы по истории кочевых народов в Китае. Сюнну. / Пер. с кит., прим. и пред. B.C. Таскина. М.: Наука, 1989. - Вып. 1. - 285 с.

140. Матющенко В.И. Погребение воина саргатской культуры (предварительное сообщение) // Изв. Сиб. отд-ия АН СССР / Сер. История, филология и философия. 1989. - Вып. 1. - С. 51 - 58.

141. Матющенко В.И., Татаурова JI.B. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Новосибирск: Наука, 1997. - 198 с.

142. Матющенко В.И., Тихонов С.С. Клады как источник по изучению обмена // Очерки истории обмена и торговли в древности на территории Западной Сибири. Омск: ОмГУ, 1995. - Ч. I. - С. 84 - 92.

143. Миняев С.С. Культура скифского времени Центральной Азии и сложение племенного союза хунну // Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства: Тез. докл. Всесоюз. археол. конф. -Кемерово: КемГУ, 1979. С. 74 - 76.

144. Миняев С.С. Бронзовые изделия Ноин-Улы (по результатам спектрального анализа) // КСИА. 1980. - № 167. - С. 39 - 43.

145. Миняев С.С. Бронзовые изделия хунну. Типология, производство, распространение: Автореф. дисс. .канд. ист. наук. JI., 1982. - 18 с.

146. Миняев С.С. К проблеме происхождения сюнну // Бюллетень МАИКЦА. 1985.-Вып. 9.-С. 70-78.

147. Миняев С.С. Исчезнувшие народы. Сюнну // Природа. 1986. - № 4. - С. 42 - 53.

148. Миняев С.С. Раскопки Дырестуйского могильника // АО 1985 г. М.: Наука, 1987а. - С. 266-267.

149. Миняев С.С. Происхождение сюнну: современное состояние проблемы // Проблемы археологии степной Евразии: Тез. докл. конф. Кемерово: КемГУ, 19876. - Ч. И. - С. 142 - 145.

150. Миняев С.С. Комплекс погребений 44 в Дырестуйском могильнике // КСИА. 1988 а. - № 194. - С. 99 - 103.

151. Миняев С.С. К проблеме "ранних" и "поздних" памятников сюнну // Древние памятники Северной Азии и их охранные раскопки. -Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1988 б. С. 40 - 53.

152. Миняев С.С. К хронологии и периодизации скифских памятников Ордоса // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Барнаул: АГУ, 1991.-С. 122- 124.

153. Миняев С.С. Дырестуйский могильник СПб.: АзиатИКА, 1998. - Вып. 3. - 233 с. (Сер. Археологические памятники сюнну).

154. Могильников В.А. К вопросу о саргатской культуре // Проблемы археологии и древней истории угров. М.: Наука, 1972. - С. 66 - 86.

155. Могильников В.А. Саргатская культура // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1992. - С. 292 -311. (Сер. Археология СССР).

156. Молодин В.И., Чикишева Т.А. Погребение воина IV-V вв н.э. в Барабе // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск: ИИФиФ, 1990.-С. 161 - 179.

157. Народы Восточной Азии. М., JI: Наука, 1965. - 1024 с.

158. Неверов С.В., Степанова Н.Ф. Могильник скифского времени Кайнду в Горном Алтае // Археологические исследования на Катуни. -Новосибирск: Наука, 1990. С. 242 - 270.

159. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука, 1989. - 383 с.

160. Окладников А.П. Бронзовое зеркало с изображением кентавра, найденное на острове Фаддея // С А. 1950. - Т. XIII. - С. 139 - 172.

161. Окладников А.П. Археологические исследования в Бурят-Монголии // Изв. АН СССР. /Сер. История и философия. 1951. - Т. 8. - С. 440 - 450.

162. Окладников А.П. Работы Бурят-Монгольской археологической экспедиции в 1947-1950 годах // КСИИМК. М.; JL: АН СССР, 1952. -Вып. XLV. - С. 40 - 47.

163. Октябрьская И.В., Черемисин Д.В. Оружие, достойное мужчин (по материалам петроглифики Алтая и сопредельных территорий) // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. - № 3. - С. 51 - 56.

164. Павленко Ю.В. Раннеклассовые общества: Генезис и пути развития. Киев: Наук. Думка, 1989. 285 с.

165. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. -М.: Наука, 1982. 186 с.

166. Погодин Л.И. Золотое шитье Западной Сибири // Исторический ежегодник. Омск: ОмГУ, 1996. - С. 123 - 134.

167. Погодин Л.И. Лаковые изделия из памятников раннего железного века на территории Западной Сибири // Взаимодействие саргатских племен с внешним миром. Омск: ОмГУ, 1998. - С. 26 - 38.

168. Погодин Л.И. Вооружение населения Западной Сибири раннего железного века. Омск: ОмГУ, 1998а. - 85 с.

169. Погодин Л.И., Труфанов А.Я. Могильник саргатской культуры Исаковка III // Древние погребения Обь-Иртышья. Омск: ОмГУ, 1991. - С. 98 -126.

170. Погребенные царства Китая. М.: Терра, 1998. - 168 с. (Сер. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»).

171. Полосьмак Н.В. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск: Наука, 1987.- 143 с.

172. Полосьмак Н.В. Некоторые аналоги погребениям в могильнике удеревни Даодуньцзы и проблема происхождения сюннуской культуры // История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1990. - С. 101 - 107.

173. Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). -Новосибирск: Наука, 1994. 125 с.

174. Полосьмак Н.В. Всадники У кока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001.-336 с.

175. Прокопьев Ю.В. Культура Цицзя и ранние бронзовые изделия в Китае // Гуманитарные науки в Сибири. 1994. - № 3. - С. 47 - 53.

176. Пэрлээ X. К истории древних городов и поселений в Монголии // СА. -1957. -№3.- С. 43 -53.

177. Пэрлээ X. К вопросу о древней оседлости в Монгольской Народной Республике // Древняя Сибирь. Новосибирск: Наука, 1974. - Вып. 4: Бронзовый и ранний железный век Сибири. - С. 271 - 274. (Материалы по истории Сибири).

178. Рибу К., Лубо-Лесниченко Е.И. Оглахты и Лоулань (две группы древних художественных тканей) // Страны и народы Востока. Вып. 15. - М.: Восточная лит-ра, 1973.

179. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л.: АН СССР, 1952.-262 с.

180. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. -М.-Л.: АН СССР, 1953. 387 с.

181. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л.: АН СССР, 1960. - 351 с.

182. Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.-Л.:, 1962. -204 с.

183. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство , 1968. - 135 с.

184. Сакамото К., Лубо-Лесниченко Е.И. Группа камчатных тканей VII VIII вв. из Центральной Азии и Японии // ТГЭ. - Вып. XXVII. - Л., 1989. - С. 56-90.

185. Сосновский Г.П. О находках Оглахтинского могильника. // Проблемы истории материальной культуры. 1933. - № 7/8. - С. 38 - 44.

186. Сосновский Г.П. Нижне-Иволгинское городище // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. - № 7/8. - С. 150 - 156.

187. Сосновский Г.П. Дэрестуйский могильник // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. - № 1-2. - С. 168 - 176.

188. Сосновский Г.П. Раскопки в Ильмовой пади // СА. 1946. - № 8. - С. 51 -67.

189. Сосновский Г.П. О поселении гуннской эпохи в долине р. Чикой // КСИИМК. М.; Л.: АН СССР, 1947. - Вып. XIV. - С. 35 - 39.

190. Степугина Т.В. Древний Китай // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М.: Наука, Глав. ред. изд-ва «Восточная литература», 1987. - С. 214 - 273.

191. Талько-Грынцевич Ю.Д. Суджинское доисторическое кладбище // Тр. ТКОПОРГО за 1898 г. 1899. - Т. I, вып. 2. - С. 1 - 77.

192. Талько-Грынцевич Ю.Д. Материалы к палеоэтнологии Забайкалья // Тр. ТКОПОРГО за 1900 г. Иркутск, 1902 а. - Т. Ill, вып. 1. - С. 4 - 58; Т. IV, вып. 2. - С. 32 - 59.

193. Талько-Грынцевич Ю.Д. Материалы к палеоэтнологии Забайкалья. // Тр. ТКОПОРГО за 1901 г.-Москва: Б.и., 1902 б.-Т. IV, вып. 2. С. 32- 59.

194. Талько-Грынцевич Ю.Д. Население древних могил и кладбищ забайкальских. Верхнеудинск: Издание Б-МНО им Д. Банзарова и Б.-М. научного комитета, 1928. - 13 с.

195. Талько-Грынцевич Ю.Д. Материалы к палеоэтнологии Забайкалья. -СПб.: Фонд "Азиатика", 1999. Вып. 4. - 123 с. (Сер. Археологические памятники сюнну).

196. Теплоухов С.А. Раскопка кургана в горах Ноин-Ула // Краткие отчеты экспедиций по исследованию Северной Монголии в связи с Монголо-Тибетской экспедицией П.К. Козлова. Л.: Изд-во АН СССР, 1925. - С. 13-22.

197. Тетерин Ю. В. Центральноазиатские элементы таштыкского костюма (по материалам грунтовых могил) // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск: НГУ, 1999. - Вып. 2: Горизонты Евразии. - С. 56 - 66.

198. Тревер К.В. Находки из раскопок в Монголии в 1924-1925 гг. // Сообщения ГАИМК. 1931. - № 9-10. - С. 40 - 47.

199. Троицкая Т.Н., Бородовский А.П. Большереченская культура лесостепного Приобья. Новосибирск, Наука, 1994. - 184 с.

200. У Энь, Чжун Кань, Ли Цзиньцзэн. Могильник сюнну в деревне Даодуньцзы уезда Тунсинь в Нинся // История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1990. - С. 88 - 101.

201. Филиппова И.В., Амоголонов А.А. Китайское зеркало из хуннского городища Баян-Ундэр // 275 лет Сибирской археологии. Красноярск: КГПУ, 1997. - С. 90 - 91. (Мат-лы РАЭСК XXXVII).

202. Хазанов A.M. Генезис сарматских бронзовых зеркал // СА. 1963. - № 4. -С. 58-71.

203. Хазанов A.M. Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов // СЭ. 1964. -№3. -С. 89-96.

204. Хазанов A.M. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников Евразийских степей. М.: Наука, 1975. -341 с.

205. Хазанов A.M. Роль рабства в процессах классообразования у кочевников евразийских степей // Становление классов и государства. М.: Наука, 1976.-С. 249-279.

206. Хрестоматия по истории древнего мира. М.: Наука, 1950. - 755 с.

207. Хуань Куань. Спор о соли и железе. М.: «Восточная литература» РАН, 2001.-Т. 2.- 830 с.

208. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. - 258 с.

209. Худяков Ю.С. К истории гончарной керамики в Южной Сибири и Центральной Азии // Керамика как исторический источник. -Новосибирск: Наука, 1989. С. 134 - 152.

210. Худяков Ю.С., Юй Сухуа. Керамическая посуда сяньби // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: АмГУ, 2001. -С. 59-63.

211. Хунну в Бурятии (Карта археологических памятников хунну в Бурятии) /сост. С.В. Данилов, Н.К. Михайлова. Красноярск: Ситалл, 1996.

212. Цыбиктаров А.Д. Новые материалы по хунну Южного Забайкалья // Археологические и этнографические исследования Восточной Сибири (итоги и перспективы): Тез. докл. per. конф. Иркутск: ИГУ, 1986. -С.133 - 135.

213. Цыбиктаров А.Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. -Улан-Удэ: БГУ, 1998. 192 с.

214. Цэвээндорж Д. Чандманьская культура // Археология и этнография Монголии. Новосибирск: Наука, 1978. - С. 108 - 117.

215. Цэвээндорж Д. Новые данные по археологии хунну (по материалам раскопок 1972-1977 гг.) // Древние культуры Монголии. Новосибирск: Наука, 1985.-С.51 -87.

216. Цэвээндорж Д. Новые памятники хуннской знати // 100 лет гуннской археологии. Номадизм: прошлое, настоящее в глобальном контексте и исторической перспективе: Тез. докл. межд. конф. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996.-Ч. 1.-С.13- 16.

217. Чвырь JI.A. Проблема оседло-кочевнического диалога в древней Средней Азии (мнения археологов и комментарий этнографа) // Азия -диалог цивилизаций. СПб.: Гиперион, 1996. - С.385 - 433.

218. Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. -JI.: Наука, 1968. 128 с.

219. Шавкунов Э.В. Обследование гуннских городищ в Монголии // АО 1972 г.-М., 1973.-С. 506-507.1. На европейских языках:

220. Barfield Т. The Hsiung-nu Imperial Confederacy: Organization and Foreign Policy I I Journal of Asian Studies, 1981. Vol. XLI, No. 1. - P. 45 - 61.

221. Barfield T. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 B.C. to A.D. 1757. Cambridge: Blackwell Press, 1992. - 325 p.

222. Bunker E. Chinese artifacts in the Pazyryk culture. Source. Notes in the History of Arts. - Vol. X., No. 4. - Summer, 1991.

223. Chen Chinglung. Chinese Symbolism among the Huns // Asiatische Forschungen: Religious and Lay Symbolism in the Altaic World and other Papers. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1989. - Band 105. - P. 62 - 70.

224. Davydova A.V. The Ivolga Gorodishche (a monument of the Hiung-nu culture in the Trans-Baikal Region) // Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1968. - Vol.20. - P. 209-245.

225. Eberhard W. A History of China. Berkeley: Univ. Press, 1969.

226. Hayashi Toshio. Agriculture and settlements of the Hsiung-nu // Bulletin of the Ancient Orient Museum. 1984. - Vol.VI. - P. 51 - 92.

227. Karlgren B. Early Chinese Mirror inscriptions // The Bulletin of the Far Eastern Museum Antiquities. Stockholm, 1934. - N 6. - P. 4 - 60.

228. Karlgren B. Huai and Han // The Bulletin of the Far Eastern Museum Antiquities. Stockholm, 1941. -N 13. - P. 3 - 130.

229. Khazanov A. Nomads and the Outside World. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1984.-369 p.

230. Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. New York&London: Oxford Univ. Press, 1940. - 585 p.

231. Li Xueqin. Eastern Zhou and Qin civilizations. New Haven&London: Yale Univ. Press, 1985.-527 p.

232. Mallory J.P., Mair V.H. The Tarim Mummies. NY: Thames and Hudson, Ltd., 2000.-352 p.

233. Ruppert M., Todd O. Chinese Bronze Mirrors (A study based on the Todd collection of 1000 bronze mirrors found in the five northern provinces of China). NY: ACP Press, 1966. - 99 p.

234. Shanpula in Xinjiang of China. Xinjiang peoples publishing house. -Riggisberg: Abegg-Stifftung, 2001. 155 p.

235. Tallgren A.M. The South Siberian Cemetery of Oglakty from Han Period // Eurasia septentrionalis Antiqua. Helsinki, 1931. - Vol. XI.

236. Temple R. The Genius of China. NY: Hudson Publishing, 1986.

237. Trever C. Excavations in Northern Mongolia (1924-1925).-Leningrad, 1932. -73 p.

238. Tsevendorj D., Sh. Kato, D. Bayar et al. Archaeological Research // A report on the joint investigation under the Mongolian and Japanese "Gurvan Gol" historic relic probe project. Tokyo, 1992. - P. 6 - 21.

239. Vajnstejn S.I., D'jakonova V.P. Das Graberfeld der hunno-sarmatischen Zeit von Kokel, Tuva, Sud-Sibirien. Munchen: Verlag C.H. Beck, 1984. - 202 p.

240. Yu Ying-shih. Trade and Expansion in Han China. Berkeley: Univ. of California Press, 1967.

241. Yu Ying-shih. The Hsiung-nu // The Cambridge History of Early Inner Asia. / Ed. D. Sinor. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1990. - P. 118 - 149.1. На китайском языке:

242. Ван Хуй. Нинся тунсинь сянь Лицзятаоцзы сюнну му цинли цзяньбао (Краткие сообщения о могиле сюнну в дер. Лицзячжао, уезда Тунсинь, пров. Нинся) // Каогу ю вэньу. 1988. - № 3 - С. 17 - 20.

243. Гао И. Будунгоу сюнну муцзан (Могильник сюнну Будунгоу) // Оэрдосы ши цинтунци (Ордосские бронзы). Бэйцзин: Вэньу, 1986.

244. Ли Цайпин. Хухэхаотэ боугуань гуань цан тун цзин цянь лунь (Немного о бронзовых зеркалах, хранящихся в музее г. Хух-хото). // Нэймэнгу вэньу каогу. 1995. - № 1-2. - С. 32 - 36.

245. Ли Цзинхуа. Цзиюань сыцзяньгоу сань цзо хань мудэ фацзюэ (Раскопки трех ханьских могил в Сыцзяньгоу, Цзиюань). // Вэньу. 1973. - № 2. -С. 46- 53.

246. Ли Цзяньсин. Хэнань циньян сянь цзиньчжун цунь фасянь цзяо цан тунцянь (Клад бронзовых монет обнаруженный в деревне Цзиньчжун, уезда Циньян, провинции Хэнань). // Хуася каогу. 1990. - № 12. - С. 72 -81.

247. Лоян си хань буцюань му бихуа му фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках могилы Бу Цюаньцю с росписью времени Западная Хань в Лояне) // Вэньу. 1977. - № 6. - С. 1 - 11.

248. Ма Цзиньхун. Хань цзин (Ханьские зеркала). Шанхай: Шанхай кэсюэ, 1998.- 75 с.

249. Цзянь Инцзю, У Вэньци. Линьи иньцюэшань сы цзо си хань муцзан (Четыре могилы периода Западная Хань в Иньцюэшань, Линьи). // Каогу.- 1975.-№6.-С. 363 -372,351.

250. Хэнань шэн боугуань. Цзиюань Сицзяньгоу сань цзо хань му дэ фацзюэ (Раскопки трех Ханьских могил в Сицзяньгоу, Цзиюань). // Вэньу. -1973.-№2.-С. 46-53.

251. Цань Дунфань. Цинь Хань яньци (История династий Цинь и Хань). -Тайбэй: Дицю чубаньшэ, 1983. Ч. I. - 417 с.

252. Цю Шицзин. Тун цзин (Бронзовые зеркала). Хэфэй: Хуан шань, 1997. -122 с.

253. Чанша Мавандуй чхао ханьму чуши яньцзю (Изучение древней мумии из могилы №1 в Мавандуй, г. Чаньша). Пекин: Вэньу, 1980. - 380 с.

254. Чжан Ин. Обычай порчи инвентаря у древнего населения Северо-Востока Китая // Гуминьсу Яньцзю (Исследования обычаев древних народов). Чанчунь: Цзилинь вэныии, 1990. - С. 10-24.

255. Чжан Хуйин. Ганьсу тяньшуй ши гуйцзясы фасянь дун хань муцзан (Исследования восточноханьских могил в Гуцзясы, г. Тяньшуй, пров. Ганьсу) // Каогу. 1991. - № 1. - С. 85 - 86, 42.

256. Чжао Гоби. Хэнань гун сянь шицзя чжуан гу муцзан фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках древних могил в деревне Шицзя, уезд Гун, пров. Хэнань) // Каогу. 1963. - № 2. - С. 71 - 79.

257. Чжоу Шижун. Чжунго тунцзин туань цзи (Сборник орнаментов китайских бронзовых зеркал). Шанхай: Шанхай шудянь чубань, 1995. -302 с.

258. Чжунго дабай кэцюаньшу (Большая китайская энциклопедия). Пекин, Шанхай: Чжунго дабай кэцюаньшу чубаньшэ, 1989. - 1200 с.

259. Чэн Хуй. 1964-1965 нянь янь сяду муцзан фацзюэ баогао (Сообщение о раскопках могил Сяду (нижняя столица) княжества Янь в 1964-1965 гг.) //Каогу. 1965.-№ 11. - С. 548 - 561,598.1. На монгольском языке:

260. Монголын-Францын хамтарсан археологийн экспедицийн судалгааны Ур дунгээс (Материалы совместной монгольско-французской экспедиции). Улаанбаатар: Монгол Улсын Шинждлех Ухааны Академии, 2003. - 14 с.

261. Эрдели И., Цэвээндорж Д. Из новейших достижений совместной монголо-венгерской археологической экспедиции // ОУМЭ-ний Y их хурал. Улан-Батор, 1992. - Т. 3. - С. 228 - 231.

262. Доржсурэн Ц. Умард хунну. (Северные хунну). Улаанбаатар: Эрдэм Шинжлгээний Хэвлэл, 1961. - 111 с.

263. Пэрлээ X. Монгол ард улсын эрт, дундад уеийн хот суурины товчоон. (Краткая история древних и средневековых городов и поселений на территории МНР). Улаан-Баатар: Улсын хэрэг, 1961. - 85 с.

264. Цэвээндорж Д., Батсайхан 3. Хуннугийн шавар ваар (Керамика хунну) // Археологийн судлал. / Studia Archeologica Institute Historiae Academiae Scentarium Mongoli. Улаанбаатар, 1994. - Tom. XIV. - C. 76 - 92, илл.

265. Могильник Ния. Материалы раскопок японско-китайской экспедиции. -В 2-х т. Т. II. (альбом иллюстраций). 1999.

266. Umehara S. Studies of Noin-Ula Finds in North Mongolia (Исследования находок из Ноин-Улинских курганов в Северной Монголии) // The

267. Toyobunko publications. Tokyo: the Toyobunko, 1960. - Series A, No. 27. 101 p., LXXXIH plates.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.