Культурная маргинальность: Концепции и процессы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Митина, Ирина Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат философских наук Митина, Ирина Викторовна
Введение
I. Проблема "личности на рубеже культур" в американской гуманитаристике
II. Европейский взгляд на проблему; культурная маргинальность и социальная маргинализация
III. Маргинальность как социокультурный феномен
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Маргинальная культура граждан, уволенных с военной службы2002 год, кандидат социологических наук Дроздов, Аркадий Григорьевич
Этнокультурная маргинальность: Философские аспекты анализа2001 год, кандидат философских наук Вергун, Татьяна Викторовна
Культурная маргинальность как социально-философская проблема.1991 год, кандидат философских наук Шапинский, Виктор Александрович
Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе2000 год, кандидат культурол. наук Степанова, Наталья Евгеньевна
Этнокультурная маргинальность в современном мире: Теорет.-методол. анализ1994 год, кандидат философских наук Дмитрова, И. И.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная маргинальность: Концепции и процессы»
Диссертационное исследование посвящено анализу феномена культурной маргинальное™ и основных исследовательских моделей его осмысления и обоснования.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов социокультурной трансформации, которые характерны для нынешнего столетия. Коренная ломка привычных социальных структур, кардинальные изменения политико-идеологической сферы, рост межэтнических и расово-этнических взаимодействий, появление новых технологий и связанные с этим модификации образа жизни, методологические новации внутри научного знания - все это изменило ситуацию человека, способствовало созданию иных способов человеческого бытия.
Культура протопостмодернистского и постмодернистского мира (можно, вслед за Энтони Гидденсом, называть его миром "высокой", "поздней современности") предложила дисперсный, "веерный" выбор возможных вариантов человеческого существования, в том числе и таких, которые не были характерны для предыдущих эпох. Возникший в первой трети XX века термин "маргинальность" должен был описывать и объяснять один из редких доселе способов человеческой жизнедеятельности - на "границе" культурных миров.
Значительное увеличение мигрантских потоков и массовость смешанных браков, ставших в XX столетии нормой (а в последние 10-15 лет у населения Европы, Азии и Америки - модой; подчеркнем, что очень модны и межрасовые европейско-азиатские браки), привело к заметному возрастанию этно-маргинальных анклавов и индивидов. В переселенческих полиэт-ничных государствах (таких, например, как США или Канада) политика поощрения ассимиляционных процессов сменяется политикой "многокультурья" (multiculturalism). Билингвизм и би-культурализм приобретают значение этнокультурной нормы.
Серьезные коррективы в понимание маргинальных процессов вносит изменяющая не только формы деятельности, но и формы социальности технологическая революция. Такие традиционные основания социальной иерархии, как происхождение, этническая или конфессиональная принадлежность, перестают играть в современном мире решающую роль. Ориентация на достигаемый статус вынуждает пересмотреть привычный взгляд на соотношение социабельности и индивидуальности. Но на рынке труда сегодня решающую роль играет не этническая, групповая или какая-либо еще принадлежность, а личностные потенции способного к самоизменению индивида.
В традиционном обществе терроризм идеологического и культурного монизма подвергает остракизму культурное разноязычие, вытесняет "на обочину" мира и знания проблематику вариативности культурных миров и культурных смыслов. Любое бытие, отказывающееся от тотальной имитации легитимных образцов, третируется в таких социальных системах как опасное отклонение от нормы.
Современное общество, среди основных "паттерн-переменных" которого, по Т.Парсонсу, выделяются универсализм, индивидуализм и эмоциональная нейтральность, признает множественность культурных идентичностей и право на самоидентификацию. Принципиальная плюральность социокультурной жизни манифестирует гетерогенность языков культуры, предельно заостряя их разногласия, но и подчеркивая значимость социокультурной коммуникации. Следовательно, необходимо рассмотреть феномен маргинальности, сферу операционального применения данного понятия в контексте современного культурного фона, в рамках постнеклассического анализа.
Для нашей страны объективное изучение феномена маргинальности тем более важно, что усилиями представителей "публицистической науки" (А.И.Атоян) термины "маргинал", "марги-нальность" приобрели однозначно отрицательную коннотацию и употребляются преимущественно для стигматизации. Поэтому необходимо уточнить, в первую очередь, функциональные (а не дисфункциональные) характеристики маргинальности, выявить роль и значение маргинальных образований для инновативной культурной деятельности.
Степень разработанности проблемы. * Динамика социокультурных процессов, происходивших в XX веке в Западной Европе и Северной Америке, активно описывалась и изучалась гуманитарным знанием. В классических исследованиях американских социологов - Р.Э.Парка, Э.Стоунквиста, А.Антоновски, М.М.Го-улдберг, Э.Бёрджесса, В.Вордвелла, Т.Веблена, А.Козна, Р.Мертона, Б.Ф.Скиннера - были сформулированы сущностные черты маргинальной личности и её психологические проблемы, изучалась специфика "маргинальной ситуации", взаимодействие маргинальной и немаргинальной культуры, выяснялись закономерности межкультурных взаимодействий и культурных заимствований. Американские ученые, проводившие исследования на стыке социологии и культурной антропологии, занимались проблемой значимости маргинального опыта для общества, роли маргинальной личности в культурном творчестве, пытались выяснить причину творческой одаренности маргиналов. Важными и плодотворными для дальнейших исследований являются тезисы Р.Э.Парка о перспективности в современную эпоху маргинального типа личности и Р.Мертона, Т.Парсонса, А.Коэна - о роли дисфункций в совершенствовании социальной системы и общественной эволюции.
В европейской литературе термин "маргинальность" возник позднее, в шестидесятые-семидесятые годы, и приобрел иную коннотацию. В социальных исследованиях "маргинализированными" стали называть субъектов, не интегрированных в общественное целое, потерявших (или активно теряющих) статусные позиции, находящихся не столько "на границе" культурных миров, сколько "на обочине" общества. В постмодернистских теориях данным термином стали пользоваться при описаниях пространства современной культуры - децентрированного, "ризомного", неоднородного.
• Постепенно понятие "маргинальность" в значении "бедность", "отверженность", "неинтегрированность" стало выходить из употребления. Тогда как разработанные Ж.Лаканом, Ж.Делёзом, Ф.Гуаттари, Дж.Гелдом, А.Гоулднером, М.Фуко и др. в рамках постмодернистской исследовательской парадигмы идеи маргинальности как следствия детерриториализации культурного порядка, функциональной полезности существования в свободном, "маргинальном" пространстве были освоены и стали активно использоваться не только специализированным, но и обыденным сознанием Запада. В постмодернистской модели культуры
- у маргинальная личность способна трансформировать властные отношения, существенно изменяя социокультурные нормы. Особая роль при этом принадлежит интеллектуалам, чье положение в социуме принципиально маргинально, поскольку инновативна, маргинальна их деятельность - производство знания."
В отечественной культурологической и социологической литературе сравнительно немного работ, посвященных собственно проблеме маргинальности. В качестве основных можно выделить публикации С.Н.Артановского, Евг.Рашковского, В.Шапинс-кого, Е.Старикова, А.Атояна.
Но существует обширный пласт этнографических, этнологических исследований, посвященных анализу этномаргинальных феноменов. В статьях и монографиях Э.Г.Александренкова, Б.В.Андрианова, С.А.Арутюнова, Ю.В.Арутюняна, М.Я.Верзиной, Ш.А.Богиной, Ю.В.Бромлея, А.Д.Дридзо, Л.М.Дробижевой, М.В.Дьячкова, В.Б.Евтуха, А.А.Кожанова, В.И.Козлова, М.В.Крюкова, Г.Е.Маркова, В.В.Пименова, П.И.Пучкова, Н.Е.Ру-денского, Т.В.Таболиной, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, И.П.Тру-фанова, С.В.Филиппова, Л.Н.Фурсовой, Н.Н.Чебоксарова, С.В.Четко и др. подробно проанализирована специфика этно-трансформационных процессов, проведена их классификация, выделены основные стадии развития и сущностные черты этих стадий. На основе значительного массива эмпирических данных детально изучены принципы этнического взаимодействия, роль и значение разнообразных внутриэтнических, межэтнических факторов, влияющих на характер и развитие этнических процессов.
Феномен маргинальное™ не может быть проанализирован иначе как в контексте более широких культурологических и социологических проблем, таких, как культура и личность, культурные механизмы поведенческой регуляции, социализация и ин-культурация, норма и отклонение, социальная стратификация и социальная мобильность, источники социокультурной динамики и др. Это обусловило необходимость обращения к фундаментальным исследованиям отечественных и зарубежных специалистов в области теории, философии, социологии культуры, культурной и социальной антропологии, социологии.
В трудах С.С.Аверинцева, С.Н.Артановского, А.И.Арнольдо-ва, Э.А.Валлера, Л.В.Ваткина, М.М. Бахтина, В.В.Бибихина, В.С.Библера, Е.В.Богомоловой, П.П.Гайденко, Г.Д.Гачева,
A.Я.Гуревича, П.С.Гуревича, В.Е.Давидовича, Г.Г.Дилигенского, Г.В.Драча, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, Е.В.Золотухиной,
B.В.Иванова, В.П.Иванова, М.С.Кагана, Кертмана, Л.Н.Когана, И.С.Кона, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межу-ева, Е. Мелетинского, А.С.Мыльникова, Э.А.Орловой, М.К.Петрова, В.С.Поликарпова,С.Л.Рубинштейна, Э.В.Соколова, В.И.Толстых, В.Н.Топорова, Д.Н.Узнадзе, Н.З.Чавчавадзе, Е.М.Штаерман и др. сформулированы основные теоретические положения культурологического знания: о сущности и функциях культуры, диалоге культур, пространственном поле культуры, культурной семантике, национальных образах культуры, психологии культурных различий, механизмах культурного наследования, закономерностях адаптивных и инновативных процессов в культуре, основных культурных институтах и их воздействии на личность, условиях возможности социокультурной коммуникации, закономерностях социокультурной динамики, основных детерминантах культурного развития и т.д.
Для понимания социальных процессов наряду с работами крупнейших европейских и американских социологов и антропологов, классиков XX века, Д.Белла, Р.Бенедикт, М.Вебера, Т.Веб-лена, Дж.Гелбрейта, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Л.Козера, Ч.Кули, П. Лазарсфельда, Б.Малиновского, Р.К.Мертона, Дж.Г.Мида, М.Мид, Т.Парсонса, Т.Селлина, Б.Ф.Скиннера, Н.Смелзера, П.Сорокина, Л.Уайта, П.Штомпки, важное значение имеют работы отечественных авторов - С.П.Баньковской, О.И.Генисаретского, А.Б.Гофмана, Б.А.Грушина, Ю.Н.Давыдова, И.Ф.Девятко, В.И.Доб-ренькова, Л.Г.Ионина, А.Д.Ковалева, В.Н.Кудрявцева, Е.В.Оси-повой, Н.Е.Покровского, В.В.Сапова, А.Ф.Филиппова, В.Н. Фоминой и др.
В представленной работе маргинальность исследуется не в социологическом, но в культурологическом аспекте, в рамках понятийного аппарата теории культуры. В диссертации, написанной, главным образом, на американском и западноевропейском материале, использована литература на языке оригинала.
Теоретико-методологической основой исследования служат основные идеи и принципы философии и социологии культуры, социологии, культурной и социальной антропологии. Эмпирическую базу исследования составили работы по этнографии, этнологии, истории культуры, общей (гражданской) истории. Теоретическим основанием являются традиционные методы диалектического рассмотрения и общенаучного системного подхода.
Целью данного исследования является теоретический анализ основных концепций маргинальное™ и реальных процессов бытования маргинальных феноменов.
Эта цель конкретизируется в следующих основных задачах:
- проанализировать значение понятия "маргинальность" в современном гуманитарном знании;
- рассмотреть трансформацию понимания исследуемого феномена и ее социокультурную обусловленность;
- выявить генезис маргинальных образований и дать их содержательную характеристику;
- показать историческую изменчивость маргинальных форм и их корреляцию с общим развитием социальных движений в индустриальную - постиндустриальную эпоху;
- очертить специфику маргинальности в культуре XX века.
Научная новизна диссертации.
- Конкретизированы понятия "культурная маргинальность" и "социальная маргинализация".
- Проанализированы основные концепции маргинальности.
- Освещен генезис маргинальности как социокультурного феномена.
- Дана содержательная характеристика маргинальных образований.
- Показано историческое развитие маргинальных феноменов в контексте культуры.
- Очерчена специфика маргинальных форм в культуре XX
- Выявлена роль маргинальности в культурных инновациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современном гуманитарном знании по отношению к проблеме маргинальности прослеживаются две гносеологические позиции. Первая возникла в трудах представителей Чикагской социологической школы и трактует маргинальность как специфически культурное явление, возникающее в зоне культурных контактов, на границах культурных миров. В рамках этой парадигмы исследуемый феномен рассматривают этнологи, культурные и социальные антропологи, теоретики культуры. Другая позиция представлена в основном в европейской социологической, политологической литературе, публицистике и трактует маргиналь-ность как предельно широкое явление, включающее социальные группы и роли, не обладающие значимыми статусными позициями и находящиеся вне установленной социальной структуры либо на низших ее ступенях.
2. Интерпретация маргинальное™ вне культурных характеристик предоставляет возможность предельно широкого применения термина "маргинальность" к разнородным фактам социальной жизни, лишая его необходимой специфичности. Отсутствие теоретических критериев отнесения того или иного явления к маргинальному (о чем пишут сами западные исследователи), опора лишь на очевидные признаки снижает эвристичность употребления термина "маргинальность" в рамках данного подхода.
3. Хотя теоретическое осмысление феномена маргинальности состоялось только в XX веке, впервые значительные маргинальные группы возникли гораздо раньше, в XVI-XVII веках, в период освоения Нового Света. Появление в результате миграций по экономическим причинам этномаргинальных групп было исторически первым типом массовых маргинальных образований. Впоследствии при возникновении миграций на первый план стали выдвигаться политические и ценностные доминанты, ранее лишь присутствующие в мотивационных обоснованиях. Таким образом, наблюдается корреляция между историческим развитием маргинальных форм и общим развитием социальных движений.
4. Усиливающаяся в XX столетии "мозаичность" культуры кардинально изменяет ситуацию человека и формы его бытия, трансформирует способы функционирования ценностей. Крупные социальные потрясения (мировые революции и войны), урбанизация, эмансипация этнических меньшинств, изменяющийся способ производства, появление "неформальных" движений и общественных организаций модифицируют привычное социальное пространство, активно формируют смешанные и пограничные формы культуры. Существование "на грани" культурных миров, "между" устоявшимися социальными структурами становится привычным для значительного числа индивидов. Не случайно в постмодернистской картине мира маргинал начинает ассоциироваться не с мигрантами, чья жизненная задача - перейти из точки в точку, а с номадами, постоянно находящимися вне санкционированного пространства.
5. Креативные возможности пограничной культурной ситуации определяются невозможностью для маргинальной личности бессознательной самоидентификации и жизнедеятельности. Необходимость постоянного выбора культурных, ценностных, поведенческих установок повышает исследовательские возможности личности, а пластичность сознания и поведения помогает не только усваивать новые содержательные и формальные культурные паттерны или социальные технологии, но и транслировать их из одной социокультурной среды или референтной группы в другую.
Научная и практическая значимость работы.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов философии, социологии, культурологии, этнографии и этнологии. Работа представляет интерес для социальных работников, политологов и практических политиков.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Концепция маргинальности как инструмент анализа социокультурной динамики (на примере сферы спорта)2015 год, кандидат наук Аверина, Марина Владимировна
Маргинальные слои в социальной структуре российского общества: на примере мигрантов Хабаровского края2009 год, кандидат социологических наук Стремилова, Ольга Владимировна
Этническая маргинальность в изменяющемся мире2005 год, кандидат философских наук Покасова, Елена Викторовна
Социальная маргинальность: характерологические свойства и типологические признаки2012 год, кандидат наук Шалагинова, Наталья Алексеевна
Социальная маргинальность: основания пространственно-функционального подхода в социологической теории2009 год, кандидат социологических наук Гусев, Алексей Николаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Митина, Ирина Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации проанализированы основные концептуальные модели, осмысляющие феномен маргинальности, и те социокультурные процессы, в результате которых становится возможным его возникновение. Выявленная в данной работе содержательная характеристика маргинальных образований позволила конкретизировать понятия "культурная маргинальность" и "социальная маргинализация" в рамках основных гносеологических позиций по отношению к проблеме маргинальности, и показать эвристическую ограниченность внекультурной интерпретации маргинальности. Рассмотрение генезиса маргинальных феноменов и их исторического развития в контексте культуры обнаружило корреляцию между историческим развитием маргинальных форм и общим развитием социальных движений.
В диссертации очерчена специфика маргинальности в рамках складывающейся в XX веке новой экзистенциальной ситуации и новых способов ее логического осмысления и ценностного классифицирования. Подчеркнута креативность пограничной культурной ситуации и функциональность маргинальной личности в условиях инновативной деятельности.
Таким образом, цели и задачи настоящего диссертационного исследования можно считать выполненными.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Митина, Ирина Викторовна, 1997 год
1. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.
2. Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979.
3. Алексеев В.П., Бромлей Ю.В. К изучению роли переселений народов в формировании новых этнических общностей // Советская этнография. 1968. N2.
4. Американская социологическая мысль; Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
5. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.• 6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.• 7. Антонович И.И. Социология США: проблемы и поиски решений. Минск, 1976.
6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1993.
8. Арская Л.П. Шведы в Америке, шведы в России // США экономика, политика, идеология, 1993, N 8.
9. Арская Л.П. Судьба этнических японцев // США экономика, политика, идеология, 1990, N10.• 12. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.
10. Артановский С.Н. Проблема "личности на рубеже культур" /У Вопросы философии, 1967, N7.
11. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций.1. СПб., 1994.
12. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм // Советская этнография. 1978. N2.
13. Арутюнов С.А. К проблеме этничности и интерэтнич-ности культуры // Советская этнография. 1980. N3.
14. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса //Советская этнография. 1982. N1.
15. Вадалян И.А. Некоторые методологические аспекты этнической проблематики в работах современных социологов и этнографов Запада // Советская этнография. 1976. N7.
16. Валлер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.
17. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.,1989.
18. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. N3.
19. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.,1986.
20. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.
21. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп. Киев, 1994.
22. Берзина М.Я. Формирование этнического состава населения Канады. М., 1971.
23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.
24. Бирюков Б.В., Эджубов Л.Г. Простое и сложное в со-циокультурологических концепциях // Вопросы философии. 1996. N8.
25. Бирюков В.И. Китайское национальное меньшинство в США // США -экономика, политика, идеология. 1978. N6.
26. БогинаШ.А. Иммиграция в США. М., 1965.
27. Богина Ш.А. Межэтнические отношения в США (XIX век) // Советская этнография. 1974. N4.
28. БогинаШ.А., Козлов В.И., Нитобург Э. Л., Фурсова Л.Н. Национальные процессы и национальные отношения в странах Западной Европы и Северной Америки // Советская этнография. 1975. N5.
29. БогинаШ.А. Иммигрантское население США. Л. ,1976.
30. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.
31. Боффи А., Сорони Л. Иностранные рабочие в условиях кризиса // Проблемы мира и социализма. 1977. N8.
32. Бромлей Ю.В. К характеристике понятия "этнос" // Расы и народы.-1. М., 1971.
33. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография. 1969. N6.
34. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (Очерки теории и истории). М., 1981.
35. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
36. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
37. Буржуазная социология на исходе XX века: Критика новейших тенденций. М., 1986.
38. Выстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.
39. Бытие человека в культуре (Опыт онтологического подхода). Киев, 1991.
40. Варданян Р.А. Влияние реформирования экономики на процессы международной миграции // Социс. 1995. N12.
41. Василенко И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. 1996. N8.4?. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
42. Вельш В. "Постмодерн". Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал.1992. N1.
43. Вильданов Р.Х. Рабочий класс и "общий рынок". М.,1985.
44. Вильданов Р.Х. Миграция рабочей силы в ЕЭС и профсоюзы // Рабочий класс и современный мир. 1974. N1.
45. Владимирович А.Л. Джеймс Болдуин: что значит быть черным американцем // США экономика, политика, идеология.1993. N 12.
46. Войнова В.Д., Ушкалов И.Г. Современные эмиграционные процессы в России // Социс. 1994. N1.
47. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону. 1994.
48. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963.
49. Гасанов Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социс. 1995. N11.
50. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо Псих о -Логос. М., 1995.
51. Генисаретский О.И. Опыт методологии конструирования общественных систем // Моделирование социальных процессов. М., 1970.
52. Гидденс Э. Социология 90-х годов. Челябинск, 1991.
53. Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социс. 1996. N6.
54. Гозман Л.Я. Психология перехода // Вопросы философии. 1995. N5.
55. Голенкова З.Г., Иштханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социс. 1996. N8.
56. Голик Н.В. Философское сознание в контексте кризиса культуры // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1991. Вып. 3.
57. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е. М., 1984.
58. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.
59. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.,1969.
60. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979.
61. Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969.
62. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов- на- Дону, 1979.
63. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону. 1983.
64. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал ипринцип деятельности. М., 1989.
65. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону.1997.
66. Давыдов Е. Иностранные рабочие во Франции // Рабочий класс и современный мир. 1973. N6.
67. Давыдов Е. Трудовая иммиграция и некоторые проблемы социальной психологии (на примере Франции) // Рабочий класс и современный мир. 1974. N1.
68. Давыдов Ю.Н. Эволюция теоретической социологии XX века // Социс. 1995. N8.
69. Данилевич И. Испанские иммигранты в странах "Общего рынка" // Рабочий класс и современный мир. 1974. N1.
70. Диалектика деятельности и культура. Киев, 1983.
71. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. N3.
72. Дощицын Ю.П., Лапин Н.Н. Вынужденные переселенцы в крупном промышленном городе Сибири // Социс. 1995. N9.
73. Дридзо А.Д. Этнокультурные процессы в Вест-Индии. На материале малой этнической группы. Л., 1978.
74. Дробижева Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этногрфия. 1974. N4.
75. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах // Социс. 1995. N7.
76. Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социс. 1995. N11.
77. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.,1991.
78. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.
79. Евтух В.Б. Историография национальных отношений в США и Канаде (60-70-е годы). Киев, 1982.
80. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. М., 1994.
81. Захарова О.Д., Миндогулов В.В., Рыбаковский Л.Л. Нелегальная иммиграция в приграничных районах Дальнего Востока // Социс. 1994. N12.
82. Зайончковская М.Л. Новоселы в городах. М., 1972.
83. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность (предисловие к публикации Е. Гурко) // Вопросы философии. 1996. N4.
84. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.,1980.
85. Знаменский А.А. Самоопределение для коренных американцев: как решают эту проблему в США // США экономика, политика, идеология. 1993. N3.
86. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: Экзистенциальные проблемы. Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1994.
87. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. М.,1993.
88. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание -искусство. Киев, 1977.
89. Иванов Р.Ф. Прокламация об освобождении рабов: 130 лет спустя // США экономика, политика, идеология. 1993. N 12.
90. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. 1995. N11.• 97. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
91. Иностранные рабочие в Западной Европе // Проблемы мира и социализма. 1973. N7.
92. Ионин Л.Г. Георг Зиммель социолог (критический очерк). М., 1981.
93. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс. 1995. N4.
94. Ионин Л.Г. Культура на переломе //Социс. 1995. N2.
95. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социс. 1996. N2,3.
96. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
97. Ионцев В.А. Миграционная политика буржуазных государств. М., 1980.
98. Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985.
99. История буржуазной социологии конца XIX и начала XX века. М., 1979.
100. История социологии в Западной Европе и США. М.,1993.
101. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1981.
102. Каменский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопросы философии. 1995. N2.
103. Кан А. Иностранные рабочие в Скандинавии // Расы инароды. -2. М., 1972.
104. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры (предисловие к публикации И.Н.Зариповой) // Вопросы философии. 1995. N8.
105. Категории философии и категории культуры. Киев.1983.
106. Кахк Ю. Черты сходства. Таллин, 1974.
107. Квашнин Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе. М., 1976.
108. Кертман Л.Е. К методологии изучения культуры и критика ее идеалистических концепций // Новая и новейшая история. 1973. N3.
109. Кириченко Л. Западноевропейская интеграция и страны Африки. М., 1974.
110. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
111. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург,1993.
112. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Советская этнография. 1977. N3.
113. Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития // Вопросы истории. 1968. N9.
114. Козлов В.И., Шелепов Р.В. "Национальный характер" и проблемы его исследования//Советская этнография. 1973. N2.
115. Козлов В.И. Этнос и культура (к проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры) // Советская этнография. 1979. N3.
116. Козлов В.И., Чебоксаров Н.Н. Расы и этносы // Расы и общество. М., 1982.
117. Козлов В.И. Иммигранты и этнорасовые проблемы в1. Британии. М., 1987.
118. Козлова Н.Н., Смирнова Н.М. Кризис классических методологий и современная познавательная ситуация // Социс. 1995. N11.
119. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. N10.
120. Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1966. N9.
121. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Иностранная литература. 1968. N9.
122. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971.
123. Котовская М.Г. Этнические процессы в Бразилии. М.,1985.
124. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологические очерки. М., 1977.
125. Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 148.
126. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности (к постановке проблемы) // Советская этнография. 1988. N 1.
127. Кузнецова Т.В. Проблема культуры в европейской философской традиции (немарксистские течения) // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1996. N6.
128. Кульпин Э.С., Сычева В.А. Проблема иностранной рабочей силы в Западной Европе // Рабочий класс и современный мир. 1982. N5.
129. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.
130. Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979.
131. Культура и общество. М., 1976.
132. Культура и развитие человека; (очерк философско-методологических проблем). Киев, 1989.
133. Культура человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982. N1.
134. Культура в свете философии. Тбилиси, 1979.
135. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
136. Культурология. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.
137. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. N11.
138. Куэва-Харамильо X. Этноцентризм и культурные конфликты: этнография аккультурации // Культура. 1983. N 1.
139. Леви-Строе К. Структурная антропология. М., 1983.
140. Левяш И.Я. Русские в Беларуси: дома или в гостях? // Социс. 1994. N8,9.
141. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2-х томах. М., 1992.
142. Лихачев Д.С. Национальное единообразие и национальное разнообразие // Русская литература. 1968. N1.
143. Личность в XX столетии; Анализ буржуазных теорий. М., 1979.
144. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
145. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. -5. 1971.
146. Любимова В.В. Влияние международных монополий нарынок рабочей силы // Рабочий класс и современный мир. 1980. N4.
147. Макарова Л.В. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен // Социс. 1995. N3.
148. Малиновский В. Научная теория культуры (фрагменты) // Вопросы философии. 1983. N2.
149. Марианьский А. Современные миграции населения. М.,1969.
150. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
151. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
152. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М., 1983.
153. Марков Г.Е. Этнос, этнические процессы и проблемы образа жизни // Расы и народы. -7. М., 1977.
154. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7, 23.
155. Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984.
156. Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности // Вопросы философии. 1993. N11.
157. Марчилдон Грегори. Размышления о болезнях национализма и сепаратизма // США экономика, политика, идеология. 1993. N4.
158. Межуев В.М. Культура и история. (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма). М., 1977.
159. Мернер М. Мисцегенация и взаимовлияние культур в Латинской Америке как историческая проблема // Расы и народы. М., 1971.
160. Миграция рабочей силы // Проблемы мира и социализма. 1973. N12.
161. Мировоззренческая культура личности (Философские проблемы формирования). Киев, 1986.
162. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилиза-ционные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. N1.
163. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
164. Монсон П. Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы. СПб, 1992.
165. Мыльников А.С. К вопросу о локальных особенностях культуры в этнических процессах У/ Расы и народы. -5. М., 1975.- 173. На изломах социальной структуры. М., 1987.
166. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке // Вопросы философии. 1996. N11.
167. Нации Латинской Америки. М., 1964.
168. Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. Киев, 1983.
169. Национальные проблемы Канады. М., 1972.
170. Национальные процессы в США. М., 1973.
171. Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М., 1074.
172. Национальный язык и национальная культура. М.,1978.
173. Некоторые вопросы изучения этнических аспектов культуры. М., 1977.
174. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М.,1980.
175. Нестеров Н. Контрабандный ввоз рабочей силы // Рабочий класс и современный мир. 1974. N2.
176. Нитобург Э.Л. Черные гетто Америки. М. ,1971.
177. Нитобург Э.Л. О "капле крови" в странах Америки (расовая принадлежность: социальный и биологический аспекты) // Советская этнография. 1987. N5.
178. Нитобург Э.Л. "Черно-белые" смешанные браки в США // Советская этнография. 1989. N 1.
179. Нитобург Э.Л. Афроамериканцы и расизм на исходе XX в. // США экономика, политика, идеология. 1993. N 12.
180. Новые направления в социологической теории. М.,1978.
181. Овсюк A.M. Международно-правовая защита трудящихся-иммигрантов и их дискриминация при капитализме. Киев, 1980.
182. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную ан-тропопологию. М., 1994.
183. Ортега-и-Гассет X. Эстетика: Философия культуры. М., 1991.
184. Осипова Е.В. Некоторые проблемы теории личности // Социальные исследования. -3. М., 1970.
185. Осипова Е.В. Социология Э.Дюркгейма. М., 1977.
186. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985.
187. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М.,1976.
188. Очерки общей этнографии: Зарубежная Европа. М.,1966.
189. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму). М., 1994.
190. Павленко А.П. Европейские иммигранты в Великобритании // Расы и народы. -6. М., 1976.
191. Панов М. Объект эксплуатации иностранные рабочие. М ., 1971.
192. Панов М. Трудящиеся-мигранты в странах "Общего рынка" // Соревнование двух систем. Экономика и трудящиеся. М., 1973.
193. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии. Пер. с англ. М., 1965.
194. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
195. Петякшева Н.И. Проблемы диалогов цивилизаций // Вопросы философии. 1996. N1.
196. Попов Л. Миграция рабочей силы из Италии во Францию. М., 1973.• 205. Попова И.В. Маргинальность: феномен, понимание // Социологические исследования. 1994. N 3. С. 158.
197. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1968.
198. Постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1993. N3.
199. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы ("круглый стол") // Социс. 1997. N1.
200. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.
201. Проблема человека в западной философии М., 1988.
202. Проблемы истории и этнографии Америки. М., 1979.
203. Проблемы методологии системного исследования. М.,1970.
204. Проблемы народонаселения и экономическое развитие стран Латинской Америки. М., 1971.
205. Проблемы теории культуры. М., 1977.
206. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. М., 1984.
207. Прудник И. Иностранные рабочие в ФРГ // Проблемы общественных наук. Философия, социология, научный коммунизм. Минск, 1973.
208. Пучков П.И. 0 соотношении конфессиональной и этнической общностей // Советская этнография. 1973. N6.218. 50x50. Опыт словаря нового мышления. М. 1989.
209. Рабочий класс и национальный вопрос в странах Западной Европы и Северной Америки (60-80-е гг.). Киев, 1985.
210. Расы и общество. М., 1982.
211. Розин В.М. Философия и методология:традиция и современность // Вопросы философии. 1996. N11.
212. Руткевич М.Н. Постмодернизм или социотропизм? // Социс. 1995. N3.
213. Рыбаковский Л.Л. Миграционный обмен населением между Центральной Азией и Россией // Социс. 1995. N9.
214. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
215. Североамериканские индейцы. М., 1978.
216. Седых И. Иностранная рабочая сила в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1973. N8.
217. Семенков В. Международная миграция научно-технических кадров // Мировая экономика и международные отношения. 1967. N9.
218. Сербенко Н.й., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен // Вопросы философии. 1990. N7.
219. Ситрин Джек. Язык, политика и американская национальная общность // США экономика, политика, идеология. 1993. N6.
220. Слука А. Основные особенности современной международной миграции населения капиталистического мира // Вестник Московского университета. Серия "География". 1966. N6.
221. Соболь О.И. Критика философских концепций американской культурной антропологии. Киев, 1978.
222. Современная американская социология. М.,1994.
223. Современная американская этнография: Теоретические направления и тенденции. М., 1963.
224. Современная западная социология: Классические традиции и поиски новой парадигмы. М., 1990.
225. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
226. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
227. Современная философия и социология в ФРГ (некоторые направления и проблемы). М., 1971.
228. Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977.
229. Современные этнонациональные процессы в странах Западной Европы. М., 1981.
230. Соколов Э.В. Традиции и культурная преемственность // Советская этнография. 1981. N3.
231. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
232. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для учащихся. М., 1994.
233. Соргин В.В. Новый образ Америки // США экономика, политика, идеология. 1993. N4.
234. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
235. Сорони Л. Рабочие-иммигранты в мире капитала // Проблемы мира и социализма. 1980. N4.
236. Социальные отклонения. 2-е изд. М., 1989.
237. Социологическая мысль в России: Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX-начала XX веков. Под ред. Чагина Б.А. Л., 1978.
238. Социологические проблемы культуры. М., 1976.249. Социология. М., 1990.
239. Социология преступности (Современные буржуазные теории). М., 1966.
240. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.,1965.
241. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986.• 253. Стариков Е. Маргиналы, или Размышления на старую тему: "Что с нами происходит?" // Знамя. 1989. N 10.
242. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. N3.
243. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
244. США глазами американских социологов: Социальные аспекты американского образа жизни. Кн. 1. М., 1981. Кн. 2. М., 1982.
245. Таболина Т.В. Опыт классификации зарубежных концепций этнических процессов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
246. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985.
247. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях // Советская этнография. 1969. N3.
248. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,1978.
249. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Социс. 1995. N7.
250. Тощенко Ж.Т., Чантыкова Т.П. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. 1996. N12.
251. Традиции в истории культуры. М., 1978.
252. Трудящиеся-иммигранты неотъемлемая часть рабочего класса // Всемирное профсоюзное движение. 1972. N2.
253. Труфанов С.А. О некоторых тенденциях в исследовании этносоциальных процессов в США // Советская этнография. 1972. N4.
254. Урбанизация в условиях капитализма. Социально-экономические противоречия и экологические последствия. Л., 1988.
255. Файнберг Л.А. Индейцы Бразилии: очерки социальной и этнической истории. М., 1975.
256. Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии.1995. N7.
257. Филиппов С.В. США: иммиграция и гражданство. М.,1973.
258. Философия культуры: Становление и развитие: Учебное пособие (для вузов). СПб., 1995.
259. Философия и культура. М., 1987.
260. Философия. Религия. Культура. М., 1982.
261. Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980.
262. ФРГ глазами западногерманских социологов. Техника интеллектуалы - культура. М., 1989.
263. Франция глазами французских социологов. М., 1990.
264. Фролкин Н. Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время. Киев, 1975.
265. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977.
266. Фурсова Л.Н. Иммиграция и национальное развитие Канады. 1946-1970 гг. М., 1975.
267. Фурсова Л.Н. Формирование метисного населения Канады // Советская этнография. 1982. N5.
268. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
269. Хомич Л.В. О содержании понятия "этнические процессы" // Советская этнография. 1969. N5.
270. Цвейг С. Вчерашний мир: Воспоминания европейца. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М., 1993.
271. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы,культуры. М., 1971.
272. Человек и мир человека. Киев, 1977.
273. Червонная С. А. Черные в Америке конца семидесятых // США экономика, политика, идеология. 1979. N7.
274. Чешков М.А. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. N4.
275. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972. N3.
276. Чистов К.В. Традиционные и "вторичные" формы культуры // Расы и народы.-5. М., 1975.
277. Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание /У Вопросы философии. 1996. N4.
278. Шамшур О.В. Государственный язык в США: за и против // США экономика, политика, идеология. 1990. N12.
279. Шанин Т. Формы хозяйства вне систем // Вопросы философии. 1990. N8.
280. Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема. Дисс. . канд. философ, наук. М., 1990.
281. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
282. Шевченко А.К. Культура. История. Личность: Введение в философию поступка. Киев, 1991.
283. Шихирев П.И. Современная социальная психология США. М., 1979.
284. Шиэр Р. Вкушая тунца, толкуем о гибели. Очерки о порнографии власти (главы из книги) // США экономика, политика, идеология. 1990. N12.
285. Шлезингер Артур м. Циклы американской истории. М.1992.
286. Шлепаков А.Н. Национальный вопрос в мире капитала; старые проблемы и новые реальности // Мировая экономика и международные отношения. 1982. N12.
287. Шлепаков А.Н., Смирнова Л.А. США: "Похищение умов" в прошлом и настоящем. М., 1983.
288. Шнайдер М. Рабочие-иммигранты в капиталистических странах Европы // Проблемы мира и социализма. 1976. N5.
289. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире // Вопросы философии. 1994. N1.
290. Штаерман Е.М. Проблемы культуры в западной социологии // Вопросы философии. 1967. N1.
291. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,1996.
292. Шукшин В.М. Нравственность есть правда. М., 1979.
293. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969.
294. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.
295. Этнические процессы в странах Западной Европы. М.,1970.
296. Этнические процессы в странах Карибского моря. М.,1982.
297. Этнические процессы в странах Южной Америки. М.,1981.
298. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений. М., 1994.
299. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. N1.
300. Яусс X.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. N12.
301. Antonovsky A. Toward a Refinement of the "Marginal Man" Concept // Social Forces. 1956. Vol. 35. N1.
302. Barton N. Letters From the Promised Land. Minneapolis, 1975.
303. Bauman Z. Sociology and postmodernity // Sociological Review. 1988. Vol. 36. N4.
304. Benedict R. Anthropology and abnormal. J. Gen. Psychol., 1934. Vol.10.
305. Berelman D., Lazarsfeld P.F., McPher W:W. Voting. Chicago, 1954.
306. Berry B. Race Relations. Cambridge, 1951.
307. Between Two Cultures: Migrant and Minorities in Britain. Oxford, 1977.
308. Bidwell S. Red, White and Black. Race Relations in Britain. L., 1976.
309. Carrier H.H., Jeffrey J.R. External Migration. A Study of the Available Statistics, 1815-1950.L.,1963.
310. Cowley M. Exiles Return. N.Y., 1962.
311. Deakin N. Colour Citizenship and Britain Society. P., 1970.
312. Desai R. Indian Immigrants in Britain. Oxford, 1963.
313. Fouer N. Jamaica Farewell: Jamaican Migrants in London. Berkeley (Calif.), 1978.
314. Goldberg M. A Qualification of the Marginal Man Theory // American Sociological Review. 1941. Vol.6. N1.
315. Greeley A.M. Ethnicity in the United States. New York London, 1974.
316. Hepple B. Race, Jobs and the Law in Britain. L.,1968.
317. Hoffman F. The modern Novel in America. Chicago,1963.
318. Internal Migration. L., 1982.
319. Marcuse H. One-Dimensional Man. Boston, 1968.
320. Markuse H. Essay on liberation. Boston, 1969.
321. Merton R.K. Social research and practical professions. N.Y., 1982.
322. Merton R.K. Social theory and social structure. N.Y., 1968.
323. Parekh B. The Spectre of Self consciousness // Colour, Culture and Consciousness. L., 1974.
324. Park R.E., Burgess E.W., McKenzie R.D. The City: Suggestions for the Investigation of Human Nature in the Urban Enviroment. Chicago. 1925.
325. Park R.E. Human Migration and the Marginal Man // The American Journal of Sociology. 1928. Vol. XXXIII. N6,
326. Park R.E. Cultural Conflict and the Marginal Man // Theories of Society. N.Y., 1965.
327. Parsons T. Some Theoretical Considerations on the Nature and Trends of Change of Ethnicity // Ethnicity. Theory and Experience. Ed. N. Jlazer and D.P. Moynihau. Cambridge, Mass., 1975.
328. Parsons T. The Social System. N.Y., 1951.
329. Power J. The New Proletariat // Encounter. 1974.1. Vol.43. N3.
330. Raushenbush W., Park R.E. Biography of a Sociologist. Chicago, 1972.
331. Rauschenbush W. Robert E. Park. Durham, 1979.
332. Rex J., Tomlinson S. Colonial Immigrants in a British City. A Class Analysis. L., 1979.
333. Rose A.M. Migrants in Europe. Problems of acceptance and adjustment. Minneapolis, 1969.
334. Smith D.J. Racial Disadvantage in Employment. L.,1974.
335. Southal1. The Birth of a Black Community. L., 1981.
336. Stonequist. E. The Marginal Man. A Studi in Personality and Culture Conflict. N.Y., 1961.
337. Urban Sociology. Chicago. 1967.
338. Veblen Th. The intellectual preminence of yens in modern Europe // Veblen Th. The portable Veblen. N.Y., 1947.
339. Wardwell W. Reduction of strain in marginal social role // American Journal of sociology. 1955. Vol. LXI.
340. Winter M. Begreifen was ist. Verhaltnis von SPD und Alternativen // Neue Gesellshaft (Bonn). 1982. N1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.