Культура Китая эпох Тан и Сун: Синтез форм духовной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ли Вэй
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 135
Оглавление диссертации кандидат культурологии Ли Вэй
Введение.
ГЛАВА I. РЕЛИГИИ КИТАЛ ПЕРИОДОВ ТАН И СУН
1. Буддизм в культуре средневекового Китая.
2. Даосизм в культуре средневекового Китая.
3. Конфуцианство и неоконфуцианство.
ГЛАВА И. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРИОДОВ ТАН И СУН
1. Становление и эволюция художественной прозы в периоды Тан и Сун.
2. "Золотой век" китайской поэзии.
3. Пейзажная живопись в эпоху Тан и Сун.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуань в контексте буддийского искусства (на материале коллекции Государственного Эрмитажа)2007 год, кандидат искусствоведения Жэнь Лань Синь
Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси2008 год, кандидат искусствоведения Цао Юэ
Личность в философских традициях Китая2010 год, кандидат философских наук Степанова, Лейла Мамедовна
Художественные концепты и проблемы творчества в литературе эпохи Тан2006 год, доктор филологических наук Сторожук, Александр Георгиевич
Трактат Гэ Хуна "Баопу -цзы" как историко-этнографический источник1984 год, кандидат исторических наук Торчинов, Евгений Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура Китая эпох Тан и Сун: Синтез форм духовной культуры»
Актуальность исследования. В XX веке понимание культуры как целостного явления привело к необходимости создания культурологии как науки и диалогического метода, как инструмента взаимоотношений субъектов и объектов культурного пространства. Одна из важнейших задач культурологии состоит в изучении характера и путей взаимодействия, типов и способов синтеза форм духовной культуры как внутри различных этнических культур, так и между ними — ив рамках определенных регионов, и в мировом масштабе, а также в анализе культур различных эпох в аспекте диалога, то есть с точки зрения внешних и внутренних взаимоотношений на всех уровнях развития и функционирования культуры. Именно сейчас, на переломе эпох, использование диалогических методов для глубинного анализа духовной культуры оказывается чрезвычайно плодотворным и важным.
Средневековая культура Китая характеризуется большинством исследователей как традиционная, консервативная, мало подверженная изменениям. И действительно, на протяжении многих столетий «китайского Средневековья», охватывающего период примерно с IV в. и до середины XIX в., изменения в китайской культуре протекали очень медленно, часто — почти незаметно. При этом традиционализм китайской культуры был не случайным феноменом, и он далеко выходил за рамки типичного средневекового традиционализма, известного нам по другим культурам. Это было связано с тем, что он имел глубокое идеологическое обоснование в конфуцианстве - одном из ведущих религиозно-философских направлений Китая. «Человек должен жить так, как жили его предки» — один из основных тезисов конфуцианства. Поэтому любые новации, особенно пришедшие из других стран, оценивались крайне негативно. Отсюда и знаменитое китайское проклятье, ныне известное далеко за пределами Китая: «Чтобы ты жил в эпоху перемен!»
В связи с этим особый интерес в средневековой истории Китая представляют периоды, когда изменения в культуре были особенно сильны и заметны. Именно такими являются эпохи династий Тан (618 — 907) и Сун (960 — 1279). Сам факт существования таких эпох, когда происходил заметный подъем во всех областях науки и культуры, неизбежно ставит перед исследователем проблему: почему и за счет чего это произошло? Как нам представляется, главная роль в осуществлении этого подъема принадлежит синкретическому и взаимообусловливающему развитию религиозно-философских учений в этот период. Политическое объединение страны, удачные военные походы, оживление внешней торговли и некоторые другие факторы политического и экономического плана, имевшие место в это время, значительно повлияли на «открытость» страны. Интерес к чужим культурам привел к творческому усвоению их лучших образцов. Расширение культурного горизонта привело к качественному сдвигу в самом способе мышления, обретавшем целостность и универсальность древней мудрости. Однако решающее влияние на духовную культуру оказали именно диалогические взаимоотношения древнекитайских религиозно-философских направлений - даосизма и конфуцианства - с пришедшим из Индии буддизмом.
М.М. Бахтин писал: «Идея живет не в изолированном индивидуальном сознании человека, оставаясь только в нем, она вырождается и умирает. Идея начинает жить, то есть формироваться, развиваться, находить и обновлять свое словесное выражение, порождать новые идеи, только вступая в существенные диалогические отношения с другими чужими идеями». Именно так происходило развитие духовной культуры в средневековом Китае эпох Тан и Сун, и именно появление буддизма дало творческий толчок ее новому качественному росту и изменению.
Синкретизм религиозно-философских учений отразился в мировоззрении человека той эпохи, оказав особо сильное влияние на становление картины мира и места в ней человека. Эта метафизическая космология и антропология нашла своеобразное выражение в образах художественной культуры, и, прежде всего, в произведениях литературы и изобразительного искусства. Уникальный опыт диалогических взаимоотношений в сфере духовной культуры, являющийся предметом рассмотрения в данном исследовании, дал миру такие неповторимые феномены, как новеллистическая проза, лирическая поэзия и пейзажная живопись эпох Тан и Сун.
Анализ и изучение этого опыта обретает особую актуальность в современную эпоху, когда, с одной стороны, явно прослеживаются тенденции к образованию глобальной культуры, а с другой, обостряются противоречия и противостояния между различными этническими культурами или культурами значительных регионов мира.
Степень научной разработанности проблемы. Поскольку проводимое исследование носит синтетический и, отчасти, междисциплинарный характер, говоря о степени научной разработанности проблемы, необходимо указать на несколько блоков источников и научной литературы.
В целом проводимое культурологическое исследование опирается на труды М. Бубера, Н.Я. Данилевского, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглера, М. Элиаде, К. Ясперса, чьи работы во многом заложили основы современной культурологии как научной дисциплины.
Для анализа историко-культурных проблем весьма важными оказались работы по истории и теории культуры в целом, а также работы, посвященные отдельным областям духовной культуры, таким, как религия, философия, литература и изобразительное искусство. Среди них особо хочется отметить работы таких российских и зарубежных исследователей, как В.М. Алексеев, А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, Я. Ассман, B.C. Библер, Г.М. Бонгард-Левин, Я. Буркхардт, Ван Мин, J1.C. Васильев, К.И. Голыгина, Г.В. Гриненко, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Ду Эр- вэй, Е.В. Завадская, Т.Г. Киселева, Н.И. Конрад, А.И. Кобзев, Jlo Сянлинь, Ю. Лотман, Лу Сюнь, В. Малявин, Л.И. Михалева, П. Монте, А. Оппенхейм, Э.А. Орлова, Г.С. Померанц, В.М. Розин, С.А. Токарев, В.Н. Топоров, С.П. Фицджеральд, А.Я. Флиер, Фэн Ю-Лань, Хань Чжо.
В настоящее время имеется большое количество российских и западноевропейских научных исследований в области истории культуры Китая в целом, и посвященных проблемам религии, философии, литературы и искусства в частности. Среди них следует выделить работы В.М. Алексеева, Л.Е. Бежина, Т. Буркхардта, Л.С. Васильева, Н.А. Виноградовой, К.И. Голыгиной, Г. Дюмулена, A.M. Желоховцева, Е.В. Завадской, Н.И. Конрада, М. Е. Кравцовой, В.М. Крюкова, М.В. Крюкова, И.С. Лисевича, В.В. Малявина, А.С. Мартынова, Л.Н. Меньшикова, Г.С. Померанца, Т.А. Постреловой, Э.П. Стужиной, Е.А. Торчинова, С.П. Фицджеральда, Э. Шефера.
Кроме того, история культуры Китая подробно анализировалась в работах ведущих китайских исследователей прошлого и современности, и, прежде всего, таких крупных ученых, как Ван Мин, Ду Эр-вэй, Лу Сюнь, Фан Хао и др.
Однако несмотря на большой объем и глубину работ, посвященных истории духовной культуры Китая эпох Тан и Сун, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что диалогический аспект, являющийся доминантой развития духовной культуры, изучен недостаточно серьезно и подробно.
Именно поэтому особый блок источников в данной диссертации составляют конкретные произведения китайской средневековой художественной прозы, поэзии и живописи, а также религиозно-философские и эстетические трактаты исследуемого периода.
Методология и методы исследования.
Исследование проводилось на методологической базе современной теории и истории культуры. Важнейшим принципом, лежащим в основе работы, был принцип историзма. При этом в работе использован метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений в контексте диалогизма, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение.
Особенно важными для проводимого исследования оказались идеи М.М. Бахтина о диалоге культур и диалогизме как структурной основе явлений культуры. Эти идеи, а также их развитие в работах В.И. Брагинского, B.C. Библера, Т.П. Григорьевой, В.М. Жирмунского, А.И. Кобзева, Ж. Ле Гоффа, Е.М. Мелетинского, С.Л. Тихвинского, ТТТ.М. Шукурова и др., составили методологическую основу данной работы.
Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе культурологического анализа обозначенного выше фактического и теоретического материала выявить целостное представление о процессе синтеза: а) различных религиозно-философских учений (конфуцианства, даосизма, буддизма); в) различных форм духовной культуры (религии, философии, литературы, живописи).
Задачи исследования:
- проанализировать истоки диалогического развития китайской культуры в периоды Тан и Сун;
- выявить основные аспекты процесса взаимодействия таких религиозно-философских учений, как конфуцианство, даосизм и буддизм в периоды Тан и Сун;
- выявить основные периоды развития художественной прозы средневекового Китая и проанализировать их особенности;
- проанализировать характер и особенности влияния религиозно-философских учений на новеллистическую литературу Тан и Сун;
- рассмотреть характерные особенности поэзии периода Тан и Сун, выявить влияние на нее религиозно-философских учений;
- выявить связь между новеллистической литературой и поэзией эпох Тан и Сун;
- выявить и проанализировать характер воздействия религиозно-философских учений на китайскую пейзажную живопись эпохи Тан и Сун;
- выявить основные аспекты взаимосвязей и взаимодействия литературы и живописи как ведущих форм художественной культуры средневекового Китая эпох Тан и Сун.
Объектом исследования является духовная культура Китая эпох Тан и Сун.
Предметом исследования является процесс синтеза религии, философии, литературы и живописи в духовной культуре Китая эпох Тан и Сун.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоят в том, что в ней:
- проанализированы истоки диалогического развития китайской культуры в периоды Тан и Сун;
- последовательно рассмотрено развитие и функционирование основных форм духовной культуры Китая в период династий Тан и Сун;
- исследован характер взаимодействия и взаимообогащения таких религиозно-философских учений, как конфуцианство, даосизм и буддизм на различных этапах их развития в рассматриваемый период;
- выявлено влияние религиозно-философского синкретизма на художественную культуру эпох Тан и Сун;
- проанализирован характер и особенности влияния религиозно-философских учений на новеллистическую литературу и поэзию рассматриваемого периода, и выявлены их взаимосвязи;
- выявлен и проанализирован характер воздействия религиозно-философских учений на китайскую пейзажную живопись эпохи Тан и Сун;
- установлена органическая взаимосвязь религии, философии, литературы и изобразительного искусства, выявлен ряд типологических явлений в различных сферах духовной культуры средневекового Китая эпох Тан и Сун.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В эпохи Тан и Сун в Китае произошёл расцвет духовной культуры, основанием которого явился своеобразный и весьма плодотворный синтез основных религиозно-философских учений (конфуцианства, даосизма и буддизма). Наиболее ярко это проявилось в возникновении чань-буддизма и неоконфуцианства.
2. Диалогические взаимоотношения конфуцианства, даосизма и буддизма оказали огромное влияние на самые различные формы духовной культуры страны: архитектуру, педагогику, право и т.п. Но особенно сильное и заметное воздействие они оказали на литературу (прозу и поэзию) и изобразительное искусство (пейзажную живопись).
3. Процесс развития художественной литературы средневекового Китая отразил процесс последовательного изменения в мировоззрении, картине мира и в системе взглядов образованного человека той эпохи.
Произошёл переход от мифологически-обрядового единого Космоса к дифференцированному миру, где человек занял своё определённое место.
4. В новелле эпох Тан и Сун произошло переосмысление культурного наследия древнего Китая в свете религиозно-философских и художественных представлений эпохи. Человек стал выступать в качестве субъекта культуры, осваивающего окружающий мир посредством диалогических отношений со всем, что его окружает. Эти новеллы позволяют говорить и о серьезных переменах внутри бинарной оппозиции «свой — чужой», что очевидно связано с принципиальной открытостью танского Китая по отношению к чужим культурам и творческим усвоением их образцов.
5. В поэзии Тан и Сун господствует картина мира, в которой человек гармонично связан со всем, что его окружает, чему способствует даосско-буддийская ориентированность поэзии в этот период. Поэзия этой эпохи неразрывно была связана с живописью, как общностью мировосприятия, так и способами его отображения.
6. В период Тан и Сун достигло своего расцвета и китайское изобразительное искусство, находящееся в тесном взаимодействии с художественной прозой и поэзией. Художественная культура вырвалась за пределы догматического конфуцианства, что благотворно повлияло на формирование эстетического канона китайской живописи.
7. Танская живопись усваивала и творчески перерабатывала влияния, получаемые извне — из Центральной Азии, Индии, в свою очередь, оказывая сильнейшее воздействие на искусство соседних стран — Кореи и Японии.
8. В период Тан и Сун живопись развивалась по двум направлениям: конфуцианскому и даосско-буддийскому, определивших, в основном, характер пейзажной живописи, которая была в то время ведущим жанром изобразительного искусства. В период Сун к даосско-буддийскому направлению изобразительного искусства органично добавились неоконфуцианские мотивы, что объясняется творческим влиянием даосизма и буддизма на это религиозно-философское течение.
Теоретическая значимость работы заключается в последовательном применении культурологической методологии (и, в частности, диалогического метода) к анализу конкретной культуры Китая эпох Тан и Сун, что позволяет выявить особенности и механизм проявления синтетических тенденций в развитии культуры.
Практическая значимость работы.
Выводы и результаты, полученные в данной работе, могут использоваться в теоретической и практической разработке проблем национальной политики и межнационального общения, а также в преподавании теории и истории культуры.
Апробация работы. Отдельные положения и выводы излагались диссертантом на научно-практической конференции молодых исследователей, проходившей в МГУКИ: «Интеграционные процессы в культурной и образовательной сферах» (2001 г.). Основные положения работы были изложены в публикациях диссертанта. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социоантропные константы в религиозной культуре Китая2011 год, кандидат философских наук Чэ Тунбо
Формы "религиозного синкретизма" в Китае2005 год, кандидат философских наук Зельницкий, Александр Дмитриевич
Философские взгляды Нгуен Бинь Кхиема (1491-1585)1998 год, кандидат философских наук Чан Нгуен Вьет
Буддизм в истории Китая эпохи мин: 1368-1644 гг.2008 год, кандидат исторических наук Халбазыков, Доржо Владимирович
Роль и место буддизма в китайской концепции управления государством2000 год, кандидат философских наук Цыбанов, Шагдар Ширапович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ли Вэй
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В эпоху Тан (618-907) и Сун (960-1279) происходит расцвет духовной культуры Китая, основанием которого является своеобразный и плодотворный синтез религиозно-философских учений. Под его воздействием усиленно развиваются различные стороны китайской культуры. Особенно сильно это воздействие сказалось на литературе и изобразительном искусстве.
В исследуемый период все основные религиозно-философские учения Китая достигают высшей фазы развития и выходят на качественно новый уровень своего развития и взаимодействия друг с другом и прочими формами духовной культуры. Даосизм в своем развитии достиг в эпоху Тан фазы совершенства, прявив себя, и как народная, и как элитарная религия. Под влиянием даосизма сложился общекитайский пантеон божеств и культурных героев. На основе синкретизма "трех учений" в период Сун зародилось неоконфуцианство, обобщившее и систематизировавшее наиболее важные для средневекового Китая аспекты конфуцианства, буддизма и даосизма. Особую роль в развитии китайской культуры сыграло возникновение и развитие чань-буддизма.
Расцвет литературы эпох Тан и Сун был обусловлен множеством различных социокультурных факторов, таких как: объединение страны, стабилизация ее политического и экономического положения, удачные военные действия и развитие торговли, способствовавшие культурным контактам с другими странами и народами, плодотворный религиозно-философский диалог конфуцианства, даосизма и буддизма, наконец, тесная взаимосвязь философии, литературы и искусства в мировоззрении и повседневной жизни культурного человека средневекового Китая.
Процесс развития художественной литературы средневекового Китая отразил процесс последовательного изменения в мировоззрении и системы взглядов. Произошел переход от мифологически-обрядового единого Космоса к дифференцированному миру, где человек занял определенное место.
Истоки литературного мира прозы, с одной стороны, находились в мифологизированном восприятии мира и его интерпретации и в определенной мере были созданы обрядом: свадебным, похоронным, призывания души, поминовения, календарными обрядами, с другой стороны, ее модель определялась сложным многоплановым диалогом конфуцианства, даосизма и китайского буддизма.
В новелле эпох Тан и Сун происходит коренной перелом видения человека. На первый план выходит не мифологическое, инобытийное существо, а человек. Человек выступает в качестве субъекта культуры, осваивающего окружающий мир посредством диалогических отношений со всем, что его окружает.
Новеллы периодов Тан и Сун позволяют говорить о серьезных переменах внутри бинарной оппозиции "свой — чужой", что очевидно связано с принципиальной открытостью танского Китая по отношению к чужим культурам.
Для прозы и поэзии Китая данного период характерно чуткое внимание к традициям и культуре прошлого. Но в то же время происходит переосмысление культурного наследия в свете религиозно-философских и художественных представлений эпохи.
Китайская поэзия в периоды Тан и Сун от обрядовости и функциональности окончательно переходит к художественному отражению мира человека и природы. В поэзии господствует картина мира, в которой человек гармонично связан со всем, что его окружает, чему способствует даосско-буддийская ориентированность поэзии в этот период.
Поэзия Тан и Сун неразрывно связана с живописью, как общностью мировосприятия, так и способами его отображения.
В отличие от философских систем, которые сформировались и получили свое классическое оформление в древности, китайское изобразительное искусство, находясь в тесном взаимодействии с художественной прозой и поэзией, достигло расцвета в период средневековья. Именно в этот период художественная культура в Китае вырвалась из рамок догматического конфуцианства, что благотворно повлияло на формирование эстетического канона китайской живописи.
Уже в период Шести династий начали выкристаллизовываться главнейшие виды живописи, существовавшие в танскую эпоху: жанр, пейзаж и портрет. В период Тан формирование жанров было, в целом, завершено, а также были сформулированы основные принципы оценки и классификации живописных произведений.
В Танскую эпоху окончательно сложились основные принципы китайской живописи: своеобразная трактовка пространства, отсутствие линейной перспективы, многоплановость, воздушная перспектива, отсутствие светотени и т.д. Большую роль, как в живописи, так и в тесно связанной с ней каллиграфии, играли возможности и выразительность материалов письма — кисти и туши.
Важным фактором развития искусства было то, что танская живопись активно усваивала и творчески перерабатывала влияния, получаемые извне — из Центральной Азии, Индии, в свою очередь, оказывая сильнейшее воздействие на искусство соседних стран — Кореи и Японии.
Живопись этой эпохи была тесно взаимосвязана с религиозно-философскими учениями. В основном она развивалась по двум направлениям: конфуцианскому и даосско-буддийскому. В период Сун к даосско-буддийскому направлению изобразительного искусства добавились неоконфуцианские мотивы, что объясняется влиянием даосизма и буддизма на это религиозно-философское течение. Подобно тому, как три основных учения соединились в неоконфуцианстве, они жили наравне друг с другом в самом художнике, который обычно был конфуцианским ученым по своему образованию, даосским отшельником и чаньским созерцателем в своих устремлениях.
В эпоху Тан главное место занял пейзаж ("шань шуй", т. е. горы-воды), который стал основным выразителем даосско-буддийской линии. Само название указывает преимущественное внимание художников к изображению двух основных элементов природы — воды и гор, которые служили и служат для китайского художника выражением самой сущности мироздания.
Художники не писали пейзажей с натуры, а создавали обобщенный пейзаж — "икону". Написание пейзажа и восприятие его было тождественно религиозному действию. Поэтому детали картины в средневековом Китае всегда строго предопределены эзотерической функцией пейзажного искусства. Но со временем живопись все больше отходила от религиозной тематики. Этот процесс завершился появлением в X в. собственно пейзажной живописи, почти полностью лишенной элементов иконографии и даже мифологических аллегорий.
В сунское время, когда художники всерьез задумались над отношением между Дао и искусством, пейзажная живопись стала выражать более последовательный и широкий взгляд на мир. Китайские художники признавали, что человек отличается от естественного мира и менее совершенных существ, а неодушевленные вещи лишены сознания. Однако они сказали бы, что у других форм существования тоже есть своя природа,
126 т.е. их Дао. Художник прозревал душу мира в его явлениях, с которыми он стремился отождествить себя.
В эпоху Сун портретные и жанровые изображения стали менее дидактическими и психологически более углубленными. Китайские интеллектуалы твердо верили, что свобода творчества и устойчивая традиция вовсе не исключают друг друга и что их художники должны обладать, как конфуцианскими, так и даосскими добродетелями. Конфуцианство ставило акцент на добродетелях нравственного и интеллектуального совершенствования, а даосизм и чань-буддизм утверждали творческую свободу духа. Таким образом, портреты и жанровые картины несли в себе сложную гармонию мира, передаваемую художником посредством диалогического изображения человека и его окружения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ли Вэй, 2002 год
1. На русском языке
2. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 года — М.: Изд-во восточной литературы, 1958. — 310 с.
3. Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды. — М.: Наука, 1978, — 594 с.
4. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. — М.: Наука, 1966. — 258 с.
5. Алексеев В.М. Наука о Востоке: Статьи и документы. — М.: Наука, 1982. —534 с.
6. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. — М.: ИД "Муравей", 1998. — 288 с.
7. Андреев Д.Л. Роза Мира. — М.: Клышников-Комаров и К°, 1992. — 288 с.
8. Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. — М.: Наука, 1978. — 302 с.
9. Антология даосской философии / Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. — М.: Клышников-Комаров и К°, 1994. — 446 с.
10. Антология китайской поэзии. В 4-х тт. Т. 2. — М.: Гослитиздат, 1957. — 375 с.
11. Ащенков Е.А. Архитектура Китая. — М.: Госстройиздат, 1959. — 384 с.
12. Бахтин М.М. Проблемы творчества / поэтики Достоевского. — Киев: Next, 1994. — 524 с.
13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
15. Бежин Л.Е. Под знаком "ветра и потока". Образ жизни художника в Китае III VI вв. — М.: Наука, 1982. — 220 с.
16. Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана. Избранные труды.1. М.: Наука, 1988. —556 с.
17. Библер B.C. На гранях логики культуры. — М.: Прогресс, 1997. — 318 с.
18. Бо Цзюй-и. Стихотворения / Пер. Л. Эйдлина. — М.: Худож. лит., 1978.132 с.
19. Брагинский В. И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока. — М.: Наука, 1991. — 391 с.
20. Бубер М. Два образа веры / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лёзова. — М.: Республика, 1995. — 464 с.
21. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. — М.: Наука, 1982. — 315 с.
22. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. — М.: Наука, 1987. — 225 с.
23. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. / Под ред. Н.В. Абаева — Новосибирск: Наука, 1990. — 214 с.
24. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии / Под ред. К.М. Герасимовой. — Новосибирск: Наука, 1980. — 175 с.
25. Буддизм. Четыре благородных истины. — М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. — 992 с.
26. Буланже П.А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение / Сост. С.В. Игошина.
27. М.: Искусство, 1995. — 319 с.
28. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы / Пер. с англ. Н.П. Локман. — М.: Алетейа, 1999. — 216 с.
29. Бяньвэнь о Вэймоцзе / Пер. и коммент. Л.Н. Меньшикова. — М.: Изд-во восточной литературы, 1963. — 194 с.
30. Ван Вэй. Стихотворения / Пер. А. Гитовича. — М.: Гослитиздат, 1959. —144 с.
31. Ван Вэй. Тайны живописи / Пер с кит. В.М. Алексеева. — М.- Пг., 1923. —123 с.
32. Ван Янь. Вести из потустороннего мира. — СПб.: Андреев, 1993. — 174 с.
33. Васильев Л.С. История Востока. В. 2-х тт. — М.: Высш. шк., 1994. — Т.1.—495 с.
34. Васильев Л.С. История религий Востока. — М: Университет, 1999. — 432 с.
35. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. — М.: Наука, 1970.473 с.
36. Вельгус В.А. Средневековый Китай — М.: Наука, 1987. — 202 с.
37. Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1, 2. / Сост. А.А. Суворова. — М.: Наука, 1987, 1991. — Вып. 1. — 198 с. — Вып. 2. — 168 с.
38. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 104 с.
39. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. — М.: Изобраз. искусство, 1972. — 158 с.
40. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. — М.: Эллис Лак, 1997. — 360 с.
41. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока.
42. М.: Искусство, 1979. — 372 с.
43. Восток — Запад: Исследования. Переводы. Публикации. — М.: Наука, 1985. —272 с.
44. Гань Бао. Записки о поисках духов. — СПб.: Азбука, 1994. — 384 с.
45. Глухарева О, Денике Б. Краткая история искусства Китая. — М. Д.: Искусство, 1948. — 210 с.
46. Голыгина К.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I XIII вв.) — М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1995. —364 с.
47. Голыгина К.И. Китайская проза на пороге средневековья. — М.: Наука, 1983. —238 с.
48. Голыгина К.И. Коллективный портрет современника в китайской прозе (VIII — IX вв.) // Народы Азии и Африки, 1991. — № 3. — С.23 — 36.
49. Голыгина К.И. Новеллы средневекового Китая. — М.: Наука, 1980. — 324 с.
50. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. — М.: Наука, 1979.366 с.
51. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М.: Юрайт, 1998. —669 с.
52. Гуляка и волшебник: Танская новелла (VII IX вв) / Пер с кит. И. Соколовой и О. Фишман. — М.: Худож. литература, 1970. — 383с.
53. Дао: гармония мира. — М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. — 864 с.
54. Дао и даосизм в Китае. / Отв. ред. Л.С. Васильев, Е.Б. Поршнева. — М.: Наука, 1982. —284 с.
55. Древнекитайская философия. В 2-х тт. / Сост. Ян Хин Шун. — М.: Мысль, 1973. —Т. 1, —361 е. —Т. 2. —382 с.
56. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. —336 с.
57. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. По материалам коротких рассказов IV — VI вв. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. — 361 с.
58. Желоховцев A.M. Хуабэнь — городская повесть средневекового Китая.1. М.: Наука, 1969. — 182 с.
59. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад.1. Д.: Наука, 1979. — 491 с.
60. Завадская Е.В. "Беседы о живописи" Ши-тао. — М.: Наука, 1978. — 205 с.
61. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение. Ми Фу. 1052 — 1107. — М.: Наука, 1983. — 198 с.
62. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М.: Искусство, 1975. — 438 с.
63. Зелинский А.Н. Идея космоса в буддийской мысли // Страны и народы Востока. Вып. XV. Африка и Азия. — М.: Наука, 1973. — 352 с. — С. 322 -339.
64. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая / Сост. и коммент. И. Лисевича. — М.: Худож. лит., 1987. — 351 с.
65. Изучение китайской литературы в СССР — М.: Наука, 1973. — 381 с.
66. Илюшечкин В.А. Сословно-классовое общество в истории Китая. — М.: Наука, 1986. —394 с.
67. Исследования по истории культуры народов Востока. — М.-Л.: Наука, I960. —527 с.
68. История и культура Китая / Отв. ред. Л.С. Васильев. — М.: Наука, 1974.479 с.
69. История китайской философии / Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко.
70. М.: Прогресс, 1989. — 551 с.
71. История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. — М.: Изд-во МГУ, 1998.736 с.
72. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока.
73. М.: Дет. лит., 1989. — 238 с.
74. Картины мира в истории мирового искусства: С древнейших эпох к Новому времени. —М.: Рос. Акад. художеств, 1995. — 140 с.
75. Китай и соседи в древности и средневековье / Отв. ред. С.Л. Тихвинский, Л.С. Переломов. — М.: Наука, 1970. — 273 с.
76. Китай и Япония. История и филология / Отв. ред. С.Л. Тихвинский. — М.: Изд-во восточной литературы, 1961. — 329 с.
77. Китай в зарубежных исследованиях / Сост. Л.С. Кюзанджян. — М.: АН СССР. ИНИОН, 1978. — 219 с.
78. Китай: история, культура и историография / Отв. ред. Н.Ц. Мункуев. — М.: Наука, 1977. —245 с.
79. Китайская геомантия / Сост., вступ ст., пер. с англ, коммент и указатели М.Е. Ермакова. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998. — 267 с.
80. Китайская пейзажная лирика. В 2-х тт. / Сост. и ред. И.С. Лисевича. — М.: МУРАВЕЙ-Гайд, 1999. — Т. 1. — 320 с. — Т.2. — 240 с.
81. Китайская философия. Энциклопедический словарь / Глав. ред. М.Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994. — 573 с.
82. Китайские трактаты о портрете / Перевод и комментарии К.И. Разумовского. — Л.: Аврора, 1971. — 71 с.
83. Классическая проза Дальнего Востока. — М.: Худож. лит., 1975. — 894 с.
84. Книга Прозрений / Сост. В.В. Малявин. — М.: Наталис, 1997. — 448 с.
85. Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах // Народы Азии и Африки. — 1979, № 5. — С. 46 — 69.
86. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. — М.: Наука, 1994. — 431 с.
87. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. — М.: Наука, 1972. — 494 с.
88. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. — М.: Наука, 1977. — 621 с.
89. Конрад Н.И. Синология. — М.: Ладомир, 1995. — 621 с.
90. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во "Фолио", 1999. — 958 с.
91. Кравцова М.Е. История культуры Китая. — СПб.: Лань, 1999. — 415с.
92. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая: Опыт культурологического анализа— СПб.: Петербургское востоковедение, 1994. — 542 с.
93. Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. — М.: Наука, 1997. —296 с.
94. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованный империй. — М.: Наука, 1983. — 414 с.
95. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII XIII вв.). — М.: Наука, 1984. — 334 с.
96. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. — М.: Наука, 1979. — 326 с.
97. Культура народов Востока. Из истории традиционной китайской идеологии. — М.: Наука, 1981. — 314с.
98. Культура: человек и картина мира. — М.: Наука, 1987. — 347 с.
99. Культурология. XX век: Энциклопедия. В 2-х тт. — СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 1. — 447 с. — Т. 2. — 447 с.
100. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. — М.: Прогресс-Академия, 1992. — 376 е.
101. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. — М.: Наука, 1979. — 264 с.
102. Литература Востока в Средние века / Под ред. Н.М. Сазановой. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 480 с.
103. Литература и культура Китая. Сборник к 90-летию В.М. Алексеева. — М.: Наука, 1972. —356 с.
104. Литература Китая и Японии / Ред. и вступ. ст. Н.И. Конрада. — М.: Academia, 1935. — 442 с.
105. Личность в традиционном Китае. — М.: Наука, 1992. — 329 с.
106. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. — 704 с.
107. Лу Куань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие / Пер. с англ. Е.А. Торчинова. — СПб.: ОРИС, 1993. — 368 с.
108. Малявин В.В. Китай в XVI — XVII веках. Традиция и культура. — М.: Искусство, 1995. — 288 с.
109. Малявин В.В. Конфуций. — М.: Молодая гвардия, 1992. — 335 с.
110. Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. — М.: Наталис, 1997. — 364 с.
111. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. — М.: Наука, 1987, —336 с.
112. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. — М.: Наука, 1980.279 с.
113. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1976. — 406 с.
114. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт / Гл. ред. С.А. Токарев. — М.:Рос. энциклопедия, 1994. — Т.1. — 671 с. — Т.2. — 719 с.
115. Мумонкан. "Застава без ворот". Сорок восемь классических коанов дзэн с комментариями Р.Х. Блайса. — СПб.: Евразия, 2000. — 350 с.
116. Нефритовая Гуаньинь. Новеллы и повести эпохи Сун (X — XIII вв.).— М.: Худож. лит., 1972. — 253 с.
117. Облачная обитель: Поэзия эпохи Сун (X — XIII вв.). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 298 с.
118. Переломов JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. — М.: Наука, 1981. — 330 с.
119. Переломов JI.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М.: Наука, 1993.439 с.
120. Померанц Г.С. Выход из транса. — М.: Юрист, 1995. — 575 с.
121. Померанц Г.С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 617 с.
122. Понятие судьбы в контексте разных кулыур. — М.: Наука, 1994. — 317 с.
123. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X XIII вв. — М.: Наука, 1976. —237 с.
124. Поэзия и проза Древнего Востока / Общ. ред. И. Брагинского. — М.: Худож. лит., 1973. — 734 с.
125. Поэзия эпохи Тан VII X вв. / Пер. JI. Эйдлина, В. Алексеева, А. Ахматовой и др. — М.: Худож. лит., 1987. — 478 с.
126. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки / Отв. ред. И.Ф. Муриан. — М.: Наука, 1973. — 254 с.
127. Проблема человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева. — М.: Наука, 1983. — 260 с.
128. Проблемы истории и теории мировой культуры: Сб. ст. памяти акад. Н.И. Конрада / Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. — М.: Наука, 1994. — 181 с.
129. Пурпурная яшма. — М.: Худож. литература, 1980. — 365 с.
130. Рассказы у светильника. Китайская новелла XI — XVI вв. / Пер., сост. и предисл. К.И. Голыгиной. — М.: Наука, 1988. — 415 с.
131. Роль традиции в истории и культуре Китая. — М.: Наука, 1972. — 372 с.
132. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / Пер. Е.В. Завадской. — М.: Наука, 1969, —517 с.
133. Стужина Э.П. Китайский город XI — XIII вв. — М.: Наука, 1979. — 408 с.
134. Танские новеллы / Пер. с кит., послесл и примеч. O.JI. Фишман. — М.: Гослитиздат, 1960.—244 с.
135. Теоретические проблемы восточных литератур. — М.: Наука, 1969. — 416 с.
136. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока / Отв. ред. И.С. Лисевич, О.Л. Фишман. — М.: Наука, 1970. — 214 с.
137. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Тезисы XI научной конференции. — М.: Наука, 1984. — 265 с.
138. Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. — М.: Наука, 1974. — 575 с.
139. Торчинов Е. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. — СПб.: Изд-во "Андреев и сыновья", 1993. — 309 с.
140. Традиция в истории культуры. — М.: Наука, 1978. — 279 с.
141. Три танских поэта. Ли Бо, Ван Вэй, Ду Фу. Триста стихотворений / Предисл. Н.И. Конрада. — М.: Изд-во восточной литературы, 1960. — 493 с.
142. Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском "тайном учении" // Вопросы философии. — 2000. — № 2. — С. 141-162.
143. Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры / Пер. с англ. Р.В. Котенко; Научн. ред. Е.А. Торчинов — СПб.: Изд-во "Евразия", 1998. — 456 с.
144. Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи. X — XIII вв. — М.-Л: Наука, 1959. — 398 с.
145. Чистый поток: Поэзия эпохи Тан (VII — X вв.) / В переводах Л.Н. Меньшикова.— СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.— 320 с.
146. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. — М.: Наука, 1981. — 607 с.
147. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. — М.: Музгиз, 1952. — 248 с.
148. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. — М.: Алетейа, 1999. — 248 с.
149. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. — М.: Наука, 1988. — 425 с.
150. Эберхард В. Китайские праздники. — М.: Наука, 1977. — 126 с.
151. Элиаде М. Азиатская алхимия. — М.: Янус-К, 1998. — 604 с.
152. Элиаде М. Священные тексты народов мира / Пер. с англ. В. Федорина. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 624 с.
153. Энциклопедия китайских символов (Восточный символизм) / Сост. К.А. Вильяме. — М.: Изд-во В.П. Царёва, 2000. — 436 с.
154. Этика и ритуал в традиционном Китае / Под ред. Л.С. Васильева. — М.: Наука, 1988. —329 с.
155. Юань Кэ Мифы древнего Китая / Пер. Е.И. Лубо-Лесниченко. — М.: Наука, 1987. —526 с.
156. Юань Мэй Новые записи Ци Сё. — М.: Наука, 1977. — 504 с.
157. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. —253 с.
158. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. — М.: Наука, 1984. —246 с.
159. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. — 527 с.1. На китайском языке
160. Ван Мин. Тайпин цзин хэцзяо (Критическое издание "Книги Великого Равенства"). — Пекин.: Чжунхуа шуцзюй,1960 — 763 с.
161. Ван Мин-цин. Хуйчэнь лу (История династии Южная Сун). — Пекин.: Чжунхуа шуцзюй, 1962. — 402 с.
162. Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Изучение философии братьев Чэн). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1957. — 281 с.
163. Ду Эр-вэй. Жу фо дао чжи синьян яньцзю (Исследование конфуцианских, буддийских и даоских верований). — Тайбэй: Тайвань сюешэн шуцзюй, 1978. — 449 с.
164. Кэ Дуньбо. Сун вэньсюэ ши (История литературы династии Сун). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1935. — 311 с.
165. Линь Гэн. Шижэнь Ли Бо (Жизнь и творчество Ли Бо). — Шанхай: Шанхай вэньи ляньхэ чубаныпэ, 1954. — 130 с.
166. Ли Чжао. Тан го ши бу (Дополнение к истории Тан). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1957. — 121 с.
167. Ло Сянлинь. Тандай вэньхуа ши (История культуры эпохи Тан). — Тайбэй: Юаньлю, 1974. — 446 с.
168. Лу Сюнь. Чжунго сяошо шилюэ (Краткая история китайской повествовательной прозы). — Пекин: Бэйцзин чубаныпэ, 1956. — 273 с.
169. Лю Се. Вэньсинь дяолун цзичжу (Дракон изваянный сердцем письмен. Комментарии). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1958. — 472 с.
170. Мэн Ци, Е Шэнь-сян. Бэныпи ши. Бэныпи ци (Стихи написанные по поводу). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1957. —115 с.
171. Тан жэнь сюань тан ши (Сборник стихотворений поэтов Тан). — Шанхай: Чжунхуа шуцзюй, 1958. — 707 с.
172. Тан жэнь сяошо (Рассказы танской эпохи). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1956. — 299 с.
173. Тан сун ба да цзя вэньчжан цзинхуа (Избранные произведения писателей и мыслителей эпохи Тан и Сун с комментариями). — Ухань: Цзинчу шушэ, 1987. —823 с.
174. Тан сун цы цзяньшан цыдянь: Тан. Удай. Бэйсун (Антология поэзии эпох Тан и Сун). — Шанхай: Шанхай цышу чубаныиэ, 1988. — 34 с.
175. Тан Хоу Хуа цзянь (Зеркало живописи). — Пекин: Бэйцзин чубаныиэ , 1958.— 118 с.
176. Тан ши сан бай шоу джу и (Антология танской поэзии). — Сиань: Тайбай, 1995 — 485 с.
177. Фан Хао. Сун ши (История империи Сун). — Тайбэй: Тайвань сюешэн шуцзюй, 1975. — 234 с.
178. Фу Циньцзя. Чжунго даоцзяо ши (История даосизма в Китае). — Тайбэй: Тайвань сюешэн шуцзюй, 1970. — 297 с.
179. Хань Чжо. Шаныпуй чуньцюань цзи (Все о пейзаже). — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубанынэ, 1963. — 319 с.
180. Хань Юй вэньсюань (Избранная проза Хань Юя). — Пекин: Жэньминь вэньсюе чубаныиэ, 1985. —284 с.
181. Хуан Гун-ван. Се шаныпуй цзюэ (Тайна пейзажа). — Пекин: Жэньминь мэйшу чубаныпэ, 1961. — 152 с.
182. Чжан Аньчжи. Чжан Цзэдуань цинмин шанхэ ту яньцзю (Исследования картины Чжан Цзэдуаня "Праздник цинмин на реке Бянь"). — Пекин: Жэньминь мэйшу чубаныпэ, 1962. — 24 с.
183. Чжоу Цзу Чжуань. Суй тан удай вэньсюе ши (История китайской литературы эпох Суй и Тан). — Фучжоу: Фуцзянь жэньминь чубаныпэ, 1958. — 218 с.
184. Чжоу Цзытун. Чжу Си. — Шанхай: Гудянь вэньсюе чубаныпэ, 1986. — 124 с.
185. Чжунго вэньсюе ши ганъяо (История китайской литературы). В 4-х тт. Т. 2, 3. — Пекин: Бэйцзин дасюе чубаныпэ, 1988. — Т. 2. — 297 с. — Т. 3. — 270 с.
186. Чжунго вэньхуа ши да цыдянь (История китайской культуры). — Тайбэй: Юаньлю, 1995 — 687 с.
187. Чжунго шигэ ши (История китайской поэзии). — Цзилинь: Цзилинь чубаныпэ, 1986. — 213 с.
188. Чжу Си цюань цзи (Полное собрание сочинений Чжу Си). В 8-ми тт. — Пекин: Бэйцзин дасюе чубаныпэ, 1969.
189. Чжу Чжу-юй, Ли Ши-сунь. Тан сун хуацзя жэньмин цыдянь (Биографический словарь художников Тан и Сун). — Пекин: Чжунго гудянь ишу чубаныпэ, 1958. — 491 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.