Кризис самоидентификации героев в прозе А.П. Платонова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Бимаев, Анатолий Владимирович

  • Бимаев, Анатолий Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Абакан
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 176
Бимаев, Анатолий Владимирович. Кризис самоидентификации героев в прозе А.П. Платонова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Абакан. 2012. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бимаев, Анатолий Владимирович

Оглавление

Введение

Глава I. Преодоление абсурдности бытия героями прозы А. П. Платонова

1.1. Кластерная теория интеграции и духовность «платоновских людей»

1.2. «Чевенгур» - попытка воплощения идеи «конца света»

Вывод

Глава II. Одухотворение социализма в произведениях А. П. Платонова

2.1. Психологический кризис героев повести «Котлован»

2.2. Социализм как сверхценный экран

2.3. Преодоление кризиса самоидентификации героями прозы А. П. Платонова

Вывод

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кризис самоидентификации героев в прозе А.П. Платонова»

Введение

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению особенностей психологизма героев прозы А. П. Платонова, в частности, проблеме кризиса самоидентификации личности персонажей писателя. Несмотря на то, что творчество А. П. Платонова в течение последних десятилетий вызывает пристальный интерес отечественных литературоведов, данная тема остается по-прежнему актуальной в связи с поистине неисчерпаемой для научного изучения глубиной его прозы. Как было замечено Н. В. Корниенко: «... рукописи обладают той истинностью, с которой не может соперничать ни одна самая смелая теоретическая интерпретация, а их богатство не сможет исчерпать ни один самый блистательный анализ... Без преувеличения можно сказать, что в отношении Платонова мы делаем лишь первые подступы к осмысление природы его могучего и свободного дара...».1 К исследователям творчества А. П. Платонова (1899-1951) относятся такие видные отечественные и зарубежные ученые, как А. К. Булыгин и А. Г. Гущин, К. А. Баршт, Я. Р. Бульская, А. Н. Варламов, С. И. Воложин, Рональд Вроон, А. Г. Дугин, А. А. Дырдин, Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина, С. А. Ипатова, JI. В. Карасев, И. В. Кириллова, А. Кожемякин, Н. В. Корниенко, С. И. Красовская, В. Кутузов, Г. Литвинцев, Миливое Иованович, М. Ю. Михеев, Эрик Найман, Наташа Дру-бек-Маейр, Ядвиг Шимак-Рейфер, И. Н. Ордынская, В. Суриков, А. А. Урбан, Ханс Гюнтер, Хисако Кубо, В. А. Шенталинский, А. Д. Шиндель, Л. А. Шубин и многие другие.

Произведения А. П. Платонова общепризнанно являются классикой русской литературы, одной из вершин культурного наследия нации, несмотря на то, что для массового читателя и для литературоведов эти произведения стали широко доступны совсем недавно. Поэтому мы считаем комплексное изучение кризиса самоидентификации героев в прозе писателя необходимой и

1 Корниенко Н. В. Наследие А. Платонова - испытание для филологической науки // URL: http://platonov. kkos.ru/bio/33. Дата обращения: 10.02.2012

своевременной задачей, решение которой позволит глубже осознать закономерности отечественного литературного процесса в целом.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена повышенным интересом современного литературоведения к творчеству А. П. Платонова. Специфика самоидентификации героев в прозе А. П. Платонова не являлась предметом отдельного анализа. Между тем предмет исследования имеет большое значение для правильного понимания творчества автора.

Объектом диссертационного исследования является творчество А. П. Платонова, рассмотренное в аспекте кластерной теории интеграции.

Предметом - особенности психологизма персонажей прозы А. П. Платонова, в частности, кризиса самоидентификации личности героев, вызванного внутренним, духовным конфликтом с окружающей их действительностью.

Целью исследования является выявление особенностей и характерных черт формирования кризиса самоидентификации личности героев прозы А. П. Платонова, объяснение причин возникновения психологического кризиса, и его соотношение с духовностью платоновских людей. В соответствии с поставленными целями был сформулированы следующие задачи:

1) обосновать научную корректность применения в диссертации по литературе концепции кластерной теории интеграции;

2) соотнести понятие «духовности платоновских людей» с религиозно-идеологическим уровнем модели кластерной теории интеграции;

3) выявить признаки и объяснить причины формирования кризиса самоидентификации личности героев в прозе А. П. Платонова;

4) рассмотреть образ революционной ломки, представленной в романе «Чевенгур» в аспекте кластерной теории интеграции;

5) осмыслить роль социалистической идеи в формировании кризиса самоидентификации личности персонажей повести «Котлован»;

6) объяснить процесс постепенного «одухотворения» социализма в поздних произведениях («Ювенильное море», «Джан», рассказы военного периода) А. П. Платонова.

Методологической основой исследования послужили труды, посвященные творчеству А. П. Платонова, например, монография А. К. Булыгина и А. Г. Гущина «Плач об умершем Боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован»», статьи и монография Л. А. Шубина «Поиски смысла отдельного и общего существования», а также научные работы, направленные в первую очередь на изучение духовности платоновских людей, например, изыскания К. А. Баршт «Штейнеровский слой в повести «Котлован»», А. А. Дырдина «Образ сердца в художественной философии Андрея Платонова», Л. В. Карасева «О началах человека», А. Л. Киселева «Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов», А. Д. Шинделя «Свидетель (Заметки об особенностях прозы Андрея Платонова)», Е. А. Яблокова «Мотивная структура рассказа А. Платонова «Неодушевленный враг»» и т. д.

Теоретической основой исследования послужили литературоведческие труды В. А. Апухтиной, М. М. Бахтина, А. Г. Бочарова, А. Н. Веселовского,

B. В. Виноградова, Л. С. Выготского, М. Л. Гаспарова, Ф. М. Головеченко, Д.

C. Лихачева, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, А. В. Огнева, Н. В. Яновского. Кроме того, основой диссертационного исследования стали отдельные труды по психологии личности А. Г. Асмолова, О. В. Белановской, Д. Зинглера, Г. Олпорта, Л. Хьелла, 3. Фрейда и многих других, а также концепция кластерной теории интеграции М. А. Щербакова.

Кластерная теория интеграции, примененная в отношении произведений А. П. Платонова, позволяет нам сделать качественно новые выводы в широко исследуемых проблемах творчества писателя. В частности, исследование, по нашему убеждению, проливает свет на проблему соотношения внутреннего поиска истины героями произведений А. П. Платонова и идеями, предлагаемыми им миром. Исходя из позиций выбранной нами концепции, мы сделали попытку внести новое содержание в достаточно изученное, но не ставшее от этого всеобъемлющим, понятие духовности платоновских людей. Кроме того, к результатам исследования следует отнести и психологический анализ

героев произведений А. П. Платонова с выявлением характерных признаков

4

кризиса самоидентификации личности. Теория М. А. Щербакова дает возможность интерпретации смысла революции, рассматриваемой в романе «Чевенгур». Предполагается, что новым теоретическим результатом исследования может стать проведенный в аспекте кластерной теории интеграции анализ представленного в повести «Котлован» социализма.

В диссертационной работе использовались следующие методы: истори-ко-генетический, герменевтико-интерпретационный, психологический, структурно-семиотический и метод частной поэтики.

Все это свидетельствует о научной новизне настоящего исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Герои произведений А. П. Платонова конца 20-х - начала 30-х гг. XX века переживают глубокий психологический кризис, вызванный противоречием, внутренним конфликтом между «реалиями эпохи» и стремлением персонажей к духовному постижению мира

2. Образ революционной действительности романа «Чевенгур» А. П. Платонова, выполняющий, прежде всего, функцию духовной реорганизации мира, выступает в романе в качестве закономерной для творчества писателя попытки преодоления кризиса самоидентификации личности персонажей.

3. Социалистическая идея, воплощенная в коммунистическом Чевенгуре и явившаяся логичным итогом духовных исканий героев, не смогла выполнить роль духовной основы жителей города в силу ее неспособности заменить собой православие.

4. Образ социализма повести «Котлован» А. П. Платонова является биполярным экраном, призванным затруднить доступ героев к глубинным, духовным слоям структуры сознания, отвлечь их мысли от поисков вечной истины путем концентрации их внутренней психической энергии на религиозно-идеологическом уровне модели самоидентификации. Антидуховность социализма приводит к многочисленным смертям персонажей.

5. В позднем творчестве А. П. Платонова («Ювенильное море», «Джан»,

военные рассказы писателя) отмечается процесс преодоления проблемы кри-

5

зиса самоидентификации личности, который заканчивается одухотворением социализма.

Теоретическая и практическая значимость предпринятого научного исследования заключается в том, что оно, конкретизируя отдельные стороны психологизма Платонова, может способствовать: развитию новой социологии русской литературы первой половины XX в.; разработке вопросов психопоэтики в аспекте осмысления художественного образа с позиций психологизма; осмыслению специфики психологизма А. П. Платонова, его стиля. Результаты исследования могут быть использованы в вузовской практике при подготовке и чтении общих курсов по истории русской литературы, а также спецкурсов, связанных с раскрытием проблемы психологизма героев прозы А. П. Платонова. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы и при издании сочинений А. П. Платонова, при подготовке комментариев к ним, при написании справочников, учебно-методических и методических пособий по истории русской литературы.

Апробация работы. Отдельные положения исследования были изложены в форме доклада на V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: теория и практика коммуникативного воздействия», прошедшей 27-29 октября 2010 года в городе Абакан. Кроме того, отдельные положения диссертационного исследования были изложены на VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: стратегия развития языка, литературы, культуры в системе гуманитарного знания», прошедшей 26-28 октября 2011 года в городе Абакан. В апреле 2011 года диссертант выступил с докладом на «Катановских чтениях-2011». Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях (одна в издании, рекомендованном ВАК).

Структура диссертационной работы обусловлена спецификой поставленных задач, особенностями источников и кругом исследуемых проблем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическо-

6

го списка и трех приложений. Объем основного текста диссертации составляет 142 страницы.

ГЛАВА I. ПРЕОДОЛЕНИЕ АБСУРДНОСТИ БЫТИЯ ГЕРОЯМИ ПРОЗЫ А. П. ПЛАТОНОВА

1.1. Кластерная теория интеграции и духовность

«платоновских людей»

Прежде чем приступить к объяснению общей сущности концепции, примененной нами в настоящем исследовании, необходимо разъяснить целесообразность данной концепции в отношении творчества А. П. Платонова. Как уже отмечалось, предметом нашей работы является психологизм героев прозы писателя, и в частности кризис самоидентификации личности, термин которой относится к психологии. Несмотря на это, мы посчитали возможным использование посторонних для литературоведения методологий, которые, однако, нельзя считать абсолютно чуждыми и несовместимыми по отношению к избранной нами теме. По нашему мнению, литературоведение при изучении отдельных произведений может использовать знания других гуманитарных наук, в том числе философии и психологии. Об этом свидетельствует целый ряд удачных литературоведческих изысканий. Вот лишь только название отдельных научных работ последнего времени, чья состоятельность подтверждается их благополучной защитой: Губжокова С. В. Проблема психологизма в кабардинской прозе 1960-1990 годов: диссертация ... кандидата филологических наук. Нальчик, 2006; Субботина Г. А. Психологизм М. Пруста и Ж.-П. Сартра в "повествованиях о личности": "В поисках утраченного времени", "Тошнота", "Слова": диссертация ... кандидата филологических наук. Чебоксары, 2003; Ханинова Р. М. Своеобразие психологизма в рассказах Всеволода Иванова (1920-1930-е гг.): дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2004; Сахарова В. М. Психологизм "романов о будущем" А. Толстого и Е.

Замятина: сравнительно-типологический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук. Ставрополь, 2008.

Подобные исследования проводятся в отношении творчества различных писателей, а применение данной методологии имеет широкий спектр действия, распространяясь и на творчество Ж-П. Сартра с его экзистенциональным романом «Тошнота», и на Е. И. Замятина с антиутопией «Мы».

Что же касается правомочности исследований проблемы психологизма персонажей прозы А. П. Платонова, необходимо процитировать работу А. К. Булыгина и А. Г. Гущина «Плач об умершем Боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован»», в которой авторами, с одной стороны, отрицается возможность рассмотрения творчества писателя в рамках психологии, но в то же время признается его «сверхпсихологичность»: «Платонов принципиально антипсихологичен в обывательском представлении, но сверхпсихологичен в иной системе координат. Его интересует не форма общения индивидуальных типов, а взаимоопределение идей, носителями которой являются эти типы. В этом принципиальное отличие его метода от метода Достоевского (у последнего все же необыкновенно важную роль играет анализ конкретных психических феноменов»2. Этот факт подтверждается дальнейшим исследованием ученых, проводимым ими в ключе учения К. Юнга, в той его части, которая посвящена архетипам. Кроме того, нельзя не вспомнить и статью А. А. Дырдина, в которой при сопоставлении «Поднятой целины» М. А. Шолохова и повести «Впрок» А. П. Платонова ученый прямо говорит о наличии элементов психологизма в прозе автора «Чевенгура». «Платонов исследовал внутренний мир личности в конкретных социально обостренных условиях,

"За

соотнося его с изначальными свойствами человеческой природы» . А присутствие в шолоховском тексте Платоновских наблюдений и, наоборот, объясняется А. А. Дырдиным «не столько общей социально-психологической

2 Булыгин А. К., Гущин А. Г. Плач об умершем Боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован». СПб., 1997. С. 47

3 Дырдин А. А. С кровью и потом. «Поднятая целина» М. Шолохова и «Впрок» А. Платонова: два взгляда на крестьянскую трагедию // URL: http://www.hrono.ru/proza/platonov_a/dyrdin7.html. Дата обращения: 10.02.2012

ситуацией, совпадением самих реалий того времени, сколько глубоким знанием писателями (Шолоховым и Платоновым, примеч. А. Б.) всех изгибов человеческой психики»4. В этом контексте становится особенно примечательной выявленная ученым в облике середняка Евсеева любопытная психологическая черта, а именно черта «жадной радости», с которой тот, прельстившись чужим кулацким добром, «взял себе лишнюю половину». Это лишний раз свидетельствует о наличии проблемы психологизма прозы А. П. Платонова. «Произведения Платонова - проникновенное отражение народной психологии и этики»5, - пишет ученый.

Мы разделяем данную точку зрения. Однако сущность нашей методологии не сводится к превалирующему значению анализа «конкретных психических феноменов». Их, несмотря на явный притчевый элемент прозы писателя, все-таки можно обнаружить в движении мыслей и поступков героев, прообразами которых стали все же живые люди со свойственным им психическим складом души, пусть даже эти персонажи и носят «отвлеченно-обобщающий характер». Главенствующую роль в нашем исследовании будет выполнять анализ именно «взаимоопределения идей», а точнее говоря, столкновение духовности «платоновских людей» с ложными истинами, представленными им в реальной действительности. Именно для освещения процесса этого столкновения, для определения самой человеческой сущности этого механизма, являющегося, вследствие своей социальной окрашенности, предметом исследования психологии, мы и посчитали необходимым применение в нашей работе данной методологии.

Таким образом, направление нашего исследования лежит между «анти-психологичностью» и «сверхпсихологичностью» произведений А. П. Платонова. И именно вскрытие «конкретных психических феноменов» путем выявления свойств кризиса самоидентификации личности персонажей прозы писателя способствует дальнейшим выводам, которые мы заключаем по по-

4 Там же.

5 Дырдин А. А. Образ сердца в художественной философии Андрея Платонова // URL: http://platonov.kkos.ru/ bio/24. Дата обращения: 10.02.2012

воду проблематики, поднятой нами. В этом аспекте используемая психологическая концепция кластерной теории интеграции является вполне гармоничным и целесообразным методом, который, в силу своей специфики, позволяет говорить и о духовности «платоновских людей», и о ее взаимодействии с теми идеями и истинами, которыми так изобилует писательский мир.

Рассмотрим сущность концепции, которая, будучи подкрепленной другими трудами по психологии личности, выступает фундаментом нашего исследования. Основными источниками знаний о кластерной теории интеграции являются научные исследования М. А. Щербакова - директора Института развития личности, автора ряда методик групповой и индивидуальной психотерапии и систем личностного развития, в частности, его книга по теории и практике развития личности «Семь путешествий в структуру сознания».

Разработанная М. А. Щербаковым теория предлагает универсальную модель сознания, которая интегрирует психологию, психотерапию, религию, биологию, эволюционную теорию, физиологию мозга и, как ни странно, физику в одну целостную модель, применяемую на практике для анализа различных явлений сознания и построения новых психологических методик.

Модель кластерной теории интеграции, как многие другие направления в психологии (трансактный анализ, нейролингвистическое программирование, гештальт-терапия), основывается на рассмотрении отдельных областей сознания, ответственных за определенные функции. Во всех указанных моделях исследуются конфликты между различными частями личности и предлагаются методы их интеграции. Этот принцип является верным и для модели кластерной теории интеграции, которая рассматривает сознание как систему, состоящую из большого набора элементарных паттернов - элементарных структур личности. Любое объединение элементарных паттернов или любая нейронная структура мозга, несущая определенную функцию, называется кластером, а процесс формирования таких структур из паттернов или других кластеров - интеграцией.

Пространство, в котором существуют кластеры, и материал, из которого они строятся, называется «средой обитания». Каждый элемент этой системы имеет свою собственную характерную частоту колебаний и может рассматриваться как набор волн, волновой пакет, взаимодействующий с полями других элементов и внешними электродинамическими полями. Отсюда и основные проблемы личности, проявляющиеся в конфликтах либо между близлежащими нерезонансными кластерами, что приводит к напряжению в системе и, возможно, к постоянному спонтанному изменению структуры под воздействием внешней энергии, под которой подразумеваются социальные контакты, восприятие окружающего мира, прямое энергетическое взаимодействие; либо в конфликтах между поверхностными структурами и внешней энергией, т. е. существование нерезонансных, неподстроенных к внешней энергии кластеров.

Для большей наглядности рассмотрим базовую двухмерную модель сознания (см. приложение, рис. 1), где верхний, адаптативный, или мотивацион-ный слой отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию, а глубинные области - архетипический или трансперсональный слои содержат врожденные архетипы. Между ними - слои сознания, связанные с пренаталь-ной и перинатальной информацией, т. е. информацией и опытом, полученными в период внутриутробного развития плода и в процессе родов. Наконец, самый глубокий слой - уровень универсального единства, изначально являющийся единой интегрированной структурой. Необходимо отметить, что хотя в обычных условиях прямой доступ к глубинным слоям сознания отсутствует, они оказывают влияние на структуру личности, в том числе и на поведение, т. е. на поверхностный адаптативный слой.

В кластерной модели сознания каждый кластер является своеобразной антенной, работающей и «на прием», и «на передачу». Эта особенность позволяет рассматривать своего рода макросоциальные резонансы определенных структур, что дает возможность совершенно нового подхода к исследованию самоидентификации личности. Этот подход позволяет включить в

12

общую интегрированную модель как «поверхностные» социальные взаимодействия, так и глубинные уровни сознания.

Под самоидентификацией личности подразумевается «отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом. Например, я -инженер; я - отец; я - мужчина и т. д.» 6. Как видно из представленной на рисунке модели (рис. 2 приложения), существуют следующие уровни самоидентификации: социально-профессиональный, семейно-клановый, национально-территориальный, религиозно-идеологический, эволюционно-видовой, половой и духовный. Для каждого из уровней самоидентификации характерны собственные модели личностного поведения, в зависимости от того, с какой социальной группой или образом или архетипом отождествляет себя человек.

В рамках настоящего исследования мы рассматриваем религиозно-идеологический и духовный уровни самоидентификации личности, так как одной из главных проблем несостоятельности поисков истины персонажами произведений А. П. Платонова вытекает именно из противоречия их духовных исканий тем ценностям и шаблонам, реально сложившимся в обществе под воздействием государства. Подтверждение этой мысли можно найти в исследовании А. К. Булыгина и А. Г. Гущина, уже упомянутом нами: «Писателя интересует не быт, не реалии эпохи, а скорее то, что происходит с сознанием людей в моменты исторических потрясений, к чему стремится человеческая душа и что могут предложить ей идеи, на базе которых возникают социальные системы. Можно сказать, что основным для «Чевенгура» и «Котлована» является конфликт между стремлением героев к полноте всеобщего существования и ключевыми идеями эпохи»7.

Отражение таких «ключевых идей эпохи» прежде всего и можно найти в религиозно-идеологическом уровне идентификации персонажей, на котором концентрация их энергии наибольшая по сравнению с остальными уровнями

6 Щербаков М. А. Семь путешествий в структуру сознания. М., 1998. С. 89.

7 Булыгин А. К., Гущин А. Г. Плач об умершем Боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован». СПб., 1997. С. 102.

этой модели. Этот уровень определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе (например, церкви или партии) и связанной с ней системой ценностей. Духовный же уровень самоидентификации, в отличие от более поверхностных, едва ли можно определить вербально. По мнению М. А. Щербакова, это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет отношения человека с Богом. Причем, система ценностей, связанная с личным духовным опытом, а не с системой ценностей, предлагаемой церковью, общиной или социальной средой. Таким образом, религиозность и духовность не являются синонимами и смысл, вкладываемый исследователем в эти понятия, не может считаться тождественным. Мы в свою очередь можем сделать уточняющую попытку внести в это невербальное понятие духовности, которым пользуется кластерная теория интеграции, следующие определяющие строки из статьи Сергия Булгакова «Мистика и этика православия». Цитата из этой статьи как нельзя более наглядным образом подтверждает осознание М. А. Щербаковым термина духовности и самого процесса, который определяет человеческие отношения с Богом. Статья говорит и о том внутреннем опыте, который она называет мистическим, благодаря которому только и возможна духовность. «Мистикой называется внутренний (мистический) опыт, который дает нам соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира. Возможность мистики предполагает для себя наличие у человека особой способности непосредственного сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постижения, которое мы и называем мистическим, причем его надо отличать просто от настроения, которое ограничивается заведомо субъективной областью, психологизмом. Напротив, мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу»8.

Все вышесказанное становится более актуальным, поскольку проблема духовности «платоновских людей» является закономерной, широко признан-

8 Жизнь и житие Сергия Радонежского. М.: Сов. Россия. 1991. С. 287-288.

ной. Так, например, выражением духовности героев А. П. Платонова JI. В. Карасев считал три главенствующих основания - это «чувство стыда, жалости и тоски».9 (Каждое из этих оснований имеет свое собственное проявление: «...стыдящиеся платоновские люди... отрицают ту «дурную бесконечность» природного повтора, в которую против своей воли вовлечен человек и которая лишает его возможности сделаться существом духовным... Платоновские люди, которые не чувствуют в себе особой разницы с детством, не стремятся к продлению рода. Они тянутся не вперед, а назад, к материнской и отцовской родине...».10 Отсюда вытекает второе основание - чувство жалости, которое в своей сущности тесно взаимосвязано с основанием первым. «Платоновские люди испытывают жалость так же часто, как и стыд; они жалеют людей, животных, мертвые останки растений и камней... Иначе говоря, стыд отрицает то, что «природа вечно, но напрасно строит жизнь на мертвых костях», тогда как жалость «выражает внутреннюю солидарность живых существ»... Его персонажи (т. е. А. П. Платонова) отказываются от телесного размножения, а те тела, которые уже были рождены и вскормлены, выращены матерями, они пытаются собрать воедино в «товарищескую тесноту», в единое большое «дружественное» тело, которое одно только и может избежать печальной всеобщей участи».11 И, наконец, последнее основание - чувство тоски. «Платоновские люди тоскуют, и эта безотчетная, такая же тотальная и безадресная, как стыд и жалость, тоска заполняет собой пустоту, образовавшуюся после того, как из души человека была изъята вера в Бо-

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бимаев, Анатолий Владимирович, 2012 год

Библиографический список

1. Абрамович Г.Л. и др. Теория литературы [Текст]: в 3 т. / Г. Л. Абрамович. - М.: Издательство Наука, 1962-1965, - 1443с.

2. Андрей Платонов в воспоминаниях друзей и коллег [Электронный ресурс] // URL: http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011)

3. Андрей Платонов: Воспоминания современников: Материалы к биографии. Сборник [Текст] - М.: Современный писатель, 1994. - 496 с.

4. Баршт К. А. Анри Бергсон в «Котловане» Андрея Платонова [Электронный ресурс]/К. А. Баршт // URL: http://platonov.kkos.rU/bio/l 1 (Дата обращения: 10.02.2012).

5. Баршт К. А. Штейнеровский слой в повести «Котлован» [Электронный ресурс] // URL: http://platonov.lckos.ru/bio (Дата обращения: 10.02.2012).

6. Баршт К. А. Поэтика прозы Андрея Платонова [Текст]/К. А. Баршт. - 2 изд., доп. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 478 с.

7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]/М. М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1975. - 403 с.

8. Бердяев Н. А. Основная идея Вл. Соловьева [Электронный ресурс] / Н. A■Бepдяeв//URL:http://www■modernlib.ш/books/berdvaev nikolayaleksandrovic h/osnovnaya ideyavi soloveva/read_l/ (Дата обращения: 17.04.2011).

9. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. Канонические/Всесоюзный совет евангельских христиан - баптистов [Текст] - М.: «Полиграфкнига», 1990. - 1228 с.

10. Борев Ю. Б. Эстетика: учебник [Текст] / Ю. Б. Бореев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

11. Борноволоков Д. Л. «Чевенгур» и повести Андрея Платонова 30-х годов: К проблеме межтекстовых связей [Текст]/ дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01/Д. Л. Борноволоков. - М, 2000. - 228 с.

12. Бродский И. Послесловие к Котловану [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

13. Булыгин А. К. Плач об умершем Боге. Повесть-притча Андрея Платонова «Котлован» [Текст]: А. К. Булыгин, А. Г. Гущин - СПб.: Im Werden Verlag, 1997 г. - 145 с.

14. Булыгин А. К. «Котлован» Андрея Платонова. Проблематика и поэтика. [Текст]: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01/А. К. Булыгин. - СПб, 2002. - 237 с.

15. Бульская Я. Р. Повести Андрея Платонова: цельность мироощущения и амбивалентность образа автора [Электронный ресурс] http://imwerden.de (Дата обращения: 10.02.2012).

16. Варламов А. Н. Андрей Платонов [Текст]/А. Н. Варламов — М.: Молодая гвардия, 2011. — 546 с.

17. Введение в литературоведение [Текст]/ Под ред. JI. М. Крупчанова. М.: Оникс 21 век, 2007. - 416 с.

18. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов [Текст]: Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др. Под ред. Г. Н. Поспелова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.

19. Великие книги великих людей: Честертон Г. К. Вечный человек [Текст]в 3 т. Т. 3 - М.: РИПОЛ классик, 2009.- 400 с.

20. Великие книги великих людей: Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости [Текст]в 3 т. Т. 1. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 368 с.

21. Воложин С. И. Тайна Платонова (Закономерность искусства. Кн. 5.) [Текст]/С. И. Воложин. - Одесса: Студия "Негоциант", 2001. - 132 с.

22. Вроон В. Хлебников и Платонов: предварительные заметки [Электронный ресурс] - http://www.ka2.ru/nauka/vroon 1 .html (Дата обращения: 10.02.2012).

23. Выготский Л. С. Психология искусства [Текст]/Л. С. Выготский. Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

24. Гаврилов Е. Н. Андрей Платонов и Павел Филонов. О поэтике повести «Котлован» [Текст]/Е. Н. Гаврилов. Литературная учеба. Январь - февраль 1990. стр. 164- 173.

25. Дмитровская М. А. Антропологическая доминанта в этике и гносеологии А. Платонова (конец 20-х — середина 30-х годов) [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/9 (Дата обращения: 10.02.2012).

26. Дронова Т. И. Мифологема „конца истории" в русском философско-художественном сознании 1910-1920 годов (А. Платонов и Д. Мережковский) [Электронный ресурс] - http://platonov.klcos.ru/bio/32 (Дата обращения: 10.02.2012).

27. Дугин А. Г. Магический большевизм Андрея Платонова [Электронный ресурс] - http://arcto.ru/modules.php?name:=News&file:=article&sid=214 (Дата обращения: 10.02.2012).

28. Дырдин А. А. Горизонты странствующего духа. Андрей Платонов и апокрифическая традиция [Электронный ресурс] - http://www.library.ш/2/lit/ sections.php?a_uid=69 (Дата обращения: 10.02.2012).

29. Дырдин А. А. Образ сердца в художественной философии Андрея Платонова [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/24 (Дата обращения: 10.02.2012).

30. Дырдин А. А. С кровью и потом. «Поднятая целина» М. Шолохова и «Впрок» А. Платонова: два взгляда на крестьянскую трагедию [Электронный ресурс] - http ://www.hrono.ru/proza/platonov a/dyrdin7.html (Дата обращения: 10.02.2012).

31. Жизнь и житие Сергия Радонежского [Текст]/Сост., поел, и комментарии В. В. Колесова. Подгот. текстов В. В. Колесова и Т. П. Рогожниковой. - М.: Сов. Россия. 1991.-368 с.

32. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций [Текст]/В. М. Жирмунский - СПб.: С.-Петербург, ун-та, 1996. - 440 с.

33. Замятин Д. Н. Географические образы в романе Чевенгур [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

34. Замятин Д. Н. Империя пространства [Электронный ресурс] - http:// imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

35. Замятин Д. Н. Круглая вечность. Образная геоморфология романа Андрея Платонова «Чевенгур» [Текст]/Д. Н. Замятин // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 6. — М.: ИМЛИ, 2005. — С. 5-18.

36. Замятина Н. Ю. Локализация идеологии в пространстве (американский фронтир и пространство в романе А. Платонова «Чевенгур») [Текст]/Н. Ю. Замятина // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин; авт. Балдин А., Галкина Т., Замятин Д. и др. — Вып. 1. — М.: Институт Наследия, 2004. — С.53-61.

37. Зенкин С. Н.. Введение в литературоведение: теория литературы. Учебное пособие [Текст]/С. Н. Зенкин. - М.: РГГУ, 2002. - 86 с.

38. Зиберов. Зарницы нежной души [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

39. Ипатова С. А. "Кухонный мужик Советского Союза": К истолкованию заглавия очерка [Электронный ресурс] - http ://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

40. История русской советской литературы [Текст]/Под ред. проф. П. С. Выходцева, изд. второе. - М.: Высшая школа, 1974. - 406 с.

41. История русской советской литературы 40-80-е годы [Текст]:Под ред. А. И. Метченко, С. М. Петрова. - М.: Просвещение, 1983. - 544 с.

42. Карасев Л. В. О началах человека [Текст]/Л. В. Карасев // Связь времен (Наука - Традиции культуры - Новое видение мира). Вып. 1. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 328 с.

43. Кириллова И. В. Пространственно-временная организация текстов А. Платонова [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

44. Кисилев А. JI. Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.rU/bio/7 (Дата обращения: 10.02.2012).

45. Кожемякин А. Новые страницы жизни и творчества писателя Андрея Платонова [Электронный ресурс] - http://www.platonov.org.ru (Дата обращения: 10.02.2012).

46. Комментарий к Евангелию [Электронный ресурс] - http://svet.hl.ru/ trstrb/kuzn/mt/0625-7.htm (Дата обращения: 28.08.2011).

47. Конфуций. У истоков мудрости [Текст]/Конфуций. - М.: Эксмо, 2008. - 544 с.

48. Корниенко Н. В. Наследие А. Платонова - испытание для филологической науки [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/33 (Дата обращения: 10.02.2012).

49. Корниенко Н. В. От «родины электричества» к «техническому роману» и обратно; метаморфозы текста Платонова 30-х годов [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

50. Корниенко Н. В. Письмо А. Платонова М. Шолохову... [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 10.02.2012).

51. Корниенко Н. В. "Течение времени": Андрей Платонов в 1940 году [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 10.02.2012).

52. Корниенко Н. В. Я прожил жизнь... Биография [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

53. Красовская С. И. Художественная проза А. П. Платонова: жанры и жанровые процессы [Текст]/С. И. Красовская. - Благовещенск; Изд-во БГПУ, 2005.-392 с.

54. Кутузов В. Маршруты Октября: Воронеж. Андрей Платонов [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

55. Левин Ю. И. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) [Электронный ресурс] - http://platonov.klcos.ru/bio/31 (Дата обращения: 10.02.2012).

56. Литвинцев Г. Антиутопия не страшнее жизни [Электронный ресурс]

- http://www.platonov.org.ru (Дата обращения: 10.02.2012).

57. Малыгина Н. Полвека без А. Платонова [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

58. Миливое Иованович. Гений у развилки дорог [Электронный ресурс]

- http://www.platonov.org.ru (Дата обращения: 17.03.2011).

59. Минералов Ю. И. История русской литературы 20 века 1900-1920-е. годы [Текст]/Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. - М.: Высшая школа, 2004. -430 с.

60. Миры А. Платонова с А. Гордоном [Электронный ресурс] - http:// imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

61. Михеев М. Ю. В мир Платонова через его язык. Предположение, факты, истолкования, догадки [Текст]/М. Ю. Михеев. - М.: МГУ, 2003. - 406 с.

62. Мороз О. Н. Антропологическая доминанта художественных исканий в творчестве Андрея Платонова [Текст]/дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.0I/O. Н. Мороз. - Краснодар, 2001.-308 с.

63. Нагибин Ю. Похороны Платонова [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

64. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: Изд-во Экс-мо; Харьков: Изд-во Фолио, 2006. - 848 с. - (Анталогия мысли).

65. Об Андрее Платонове. Статьи: Эрика Наймана, Наташи Друбек-Маейр, Ядвиги Шимак-Рейфер [Текст] - Литературное обозрение. 1994. с. 233 -275

66. Одинцов. О жене Платонова [Электронный ресурс] - http://imwerden. de (Дата обращения: 17.03.2011).

67. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

68. Ордынская И. Н. «Чевенгур» Андрея Платонова - символ любви к своему народу [Электронный ресурс] - http://www.platonov.org.ru (Дата обращения: 10.02.2012).

69. Орлов В. А. Платонов. Последние годы [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

70. Павлов О. После Платонова [Электронный ресурс] - http://imwerden. de (Дата обращения: 17.03.2011)

71. Перхин В. В. Два письма Андрея Платонова [Текст]/В. В. Перхин. -М.: Академия наук СССР. «Русская литература», 1990. с. 228 - 232

72. Платонов А. П. Библиография. 1971-1993 // Андрей Платонов. Мир творчества [Текст] - М.: Im Werden Verlag, 1994. - 61 с.

73. Платонов и НКВД [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

74. Полтавцева Н. Г. Платонов и Лукач (из истории советского искусства 1930-х годов) [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/26 (Дата обращения: 10.02.2012).

75. Проскурина Е. Н. Структура повествования в «Чевенгуре» Платонова [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/6 (Дата обращения: 10.02.2012).

76. Рассадин С. Б. За что тиран ненавидел Зощенко и Платонова [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

77. Русская литература XX века. Том 1. 1920-1930-е годы. [Текст]- М.: Академия, 2005. - 496 с.

78. Русская литература XX века. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. [Текст]: С. И. Тимина, Н. Ю. Грякалова, О. А. Лекманов. - М.: Academia. 2011. - 368 с.

79. Русская литература XX - начала XXI века: Практикум. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст]: С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова. - М.: Академия, 2011.-272 с.

80. Семенова С. Г. Мытарства идеала. К выходу в свет «Чевенгура» Андрея Платонова // Новый мир. 1988. № 5. С. 218 - 231

81. Славяно-арийские веды [Электронный ресурс] - http://www.ingard.ru /vedy/ (Дата обращения: 25.08.11)

82. Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэмы. Из трех разговором (краткая повесть об Антихристе) [Текст]/Вл. Соловьев. - СПб, «Художественная литература» Санкт-Петербургское отделение, 1994.-528 с.

83. «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 5. [Текст] - М.: ИМЛИ РАН. 2003.-984 с.

84. Суриков В. Свободная вещь Андрея Платонова [Электронный ресурс] - http://www.platonov.org.ru (Дата обращения: 10.02.2012).

85. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения. Хрестоматия [Текст] -М.: Флинта, 2011.- 456 с.

86. Теория литературы. Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: 5-е изд., испр. и доп. Гриф МО РФ. М.: Academia, 2009. - 432 с.

87. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы [Текст]/Л. И. Тимофеев. - М.: Учпедгиз, 1955. - 302 с.

88. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст]/Б. В. Тома-шевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с

89. Урбан А. А. Сокровенный Платонов [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

90. Успенский Б. А. Поэтика композиции [Текст]/Б. А. Успенский. -СПб.: Азбука, 2000. - 348 с.

91. Федотов О. И. Основы теории литературы. Литературное творчество и литературное произведение [Текст]. В 2 ч. Ч. 1. / О. И. Федотов. - М.: Вла-дос, 2002. - 272 с.

92. Фесенко Э.Я. Теория литературы [Текст]/Э. Я. Фесенко. -М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2008. - 784 с.

93. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 703 с. - (Б-ка атеист, лит.).

94. Фрейд 3. Интерес к психоанализу: Сборник [Текст]/3. Фрейд; пер. с нем. - Мн.: «Попурри», 2007. - 592 с.

95. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения [Текст]/3. Фрейд. - М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007. - 864 с.

96. Хализев В. Е. Теория литературы [Текст]/В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 400 с.

97. Ханс Гюнтер. Котлован и Вавилонская башня [Текст]/Ханс Гюнтер // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. По материалам второй Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. П. Платонова. — М.: Наследие, 1995. — В. 2. — С. 145151

98. Ханс Гюнтер. «Смешение живых существ»: человек и животное у А. Платонова [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/25 (Дата обращения: 10.02.2012).

99. Хисако Кубо Сектантские мотивы в Чевенгуре Андрея Платонова [Текст]/Хисако Кубо. - ACTA SLAVICA IAPONIC. Volume 15 (1997) (Graduate School of Letters,Hokkaido Univ) (Дата обращения: 10.02.2012).

100. Чернец JI.B. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины [Текст]/Л. В. Чернец. - М.: Высшая школа, Академия, 1997. - 337 с.

101. Шенталинский В. А. Глава об Андрее Платонове из книги "Рабы свободы" [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

102. Шиндель А. Свидетель (Заметки об особенностях прозы Андрея Платонова) [Текст]/А. Шиндель. - М.: ЦК КПСС «Правда», «Знамя». 1989 -с. 207-218

103. Шкловский В. Б. О теории прозы [Текст] - М.: Советский писатель, 1983.-384 с.

104. Шопенгауэр А. Избранные произведения [Текст]/А. Шопенгауэр. Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. С. Нарский. - М.: Просвещение, 1993. - 479 с.

105. Шпенглер О. Закат Европы [Электронный ресурс] - http://www. gumer.info/bibliotek Buks/History/Speng 2/04.php (Дата обращения: 20.08. 2011).

106. Шубин JI. А. Андрей Платонов [Текст]/Л. Шубин // Вопросы литературы. — 1967. — № 6. — С. 26-54.

107. Шубин Л. А. Поиски смысла отдельного и общего существования [Текст]/Л. А. Шубин. -М: Советский писатель, 1987. - 368 с.

108. Щербаков М. 7 Путешествий в структуру сознания [Текст]/М. Щербаков. - Институт развития личности, В. Секачев, 1998. - 204 с.

109. Эпштейн М. Н. Язык бытия у Андрея Платонова [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/30 (Дата обращения: 10.02.2012).

110. Яблоков Е. А. Мотивная структура рассказа А. Платонова «Неодушевленный враг» [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/27 (Дата обращения: 10.02.2012).

111. Яблоков Е. А. О типологии персонажей А. Платонова [Электронный ресурс] - http://platonov.kkos.ru/bio/28 (Дата обращения: 10.02.2012).

112. Яблоков Е. A. Homo creator — homo faber — homo spectator (тема „мастерства" у А. Платонова и М. Булгакова) [Электронный ресурс] - http:// platonov. kkos.ru/bio/29 (Дата обращения: 10.02.2012).

ИЗ. Ярошенко Л. В. Жанр романа-мифа в творчестве А. Платонова. Монография [Текст]/Л. В. Ярошенко. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 137 с.

114. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с. - (Мыслители XX в.).

115. Блок А. А. Избранное. - М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 528 с. - (Школа классики)

116. Бунин И. Темные аллеи: рассказы [Текст]/И. Бунин. - М.: Эксмо, 2010.-640 с.

117. Гессе Г. Сидхартха [Текст]/Г. Гессе. - М.: ACT, 2010.- 189 с.

118. Гёте И. В. Страдания юного Вертера: Роман. Фауст: Трагедия [Текст]/И. В. Гёте. Пер. с нем. Н. Касаткиной, Б. Пастернака; Предисл. Ю. Архипова; Примеч. Н. Вильмонта. - М.: Эксмо, 2007. - 656 с.

119. Достоевский Ф. М. Бесы [Текст]/Ф. М. Достоевский. Собр. соч. в 10 т. Т. 7. - М.: Худож. лит., 1957. - 759 с.

120. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Роман [Текст]/Ф. М. Достоевский. Вступ. ст., примеч. Б. Тарасова. - М.: Эксмо, 2007. - 1008 с.

121. Достоевский Ф. М. Идиот [Текст]/Ф. М. Достоевский. - Издательство Красноярского университета, 1983. - 672

122. Камю, А. Миф о Сизифе. Калигула. Недоразумение [Текст]/А. Камю. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 317 с.

123. Платонов А. П. Антисексус [Текст]/А. Платонов. Подгот. текста и худож. оформ. М. А. Платоновой. Предисл. А. Г. Битова. Комментарии А. В. Знатнова. - М.: Агентство печати им. Сабашниковых, 1991. - 32 с.

124. Платонов А. П. Анна Ахматова [Электронный ресурс] -http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

125. Платонов А. П. Безручка [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

126. Платонов А. П. Взыскание погибших: Повести. Рассказы. Пьеса. Статьи [Текст]/А. Платонов. Сост. М. А. Платоновой. Вступ. ст. С. Г. Семеновой. Биохроника, комментарии Н. В. Корниенко. - М.: Шк.-Пресс, 1995. -672 с.

127. Платонов А. П. Возвращение [Текст]/ А. Платонов. Сост. и подгот. текста М. Платоновой. Предисл. С. Залыгина. Примечание Н. Корниенко. -М.: Мол. гвардия, 1989. - 207 с.

128. Платонов А. П. Гвардейцы человечества: Рассказы [Текст]/А. Платонов. - М.: Современник, 1985. - 93 с.

129. Платонов А. П. Государственный житель: Проза, письма [Текст]/А. П. Платонов. - М.: Советский писатель, 1988. - 608 с.

130. Платонов А. П. Живя главной жизнью: Повести. Рассказы. Пьеса. Сказки. Автобиографическое [Текст]/Сост., послесл. и примечание В. В. Васильева. Ил. Н. Г. Раковской. - М.: Правда, 1989. - 444 с.

131. Платонов А. П. Избранные произведения: Рассказы. Повести [Текст]/Сост. М. А. Платонова. -М.: Экономика, 1983. - 878 с.

132. Платонов А. П. Избранные произведения [Текст]/А. Платонов. Сост. М. А. Платонова. - М.: Экономика, 1983. - 880 с.

133. Платонов А. П. Июльская гроза: Рассказы [Текст]/А. Платонов. Предисл. В. А. Чалмаева. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980. - 271 с.

134. Платонов А. П. Котлован [Текст]/А. Платонов. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классики», 2008. - 192 с.

135. Платонов А. П. Мастерская: статьи [Текст]/А. Платонов. Сост. и примеч. А. Б. Гудович. Предисл. Вл. Гусева. - М.: Сов. Россия, 1977. - 142 с.

136. Платонов А. П. Одухотворенные люди: Рассказы о войне [Текст]/А. Платонов. Сост. и вступ. ст. В. М. Акимова; Ил. М. Ф. Петрова. - М.: Правда, 1986.-431 с.

137. Платонов А. П. Письма в Центральный детский театр [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

138. Платонов А. П. Повести. Рассказы. Из писем [Текст]/А. Платонов. Сост. и подгот. текста М. А. Платоновой. - Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1982-453 с.

139. Платонов А. П. Размышления читателя: Статьи [Текст]/А. Платонов. Сост. М. А. Платонова. Вступ. ст. и коммент. JI. Шубина. - М.: Сов. писатель. 1970.-231 с.

140. Платонов А. П. Размышления читателя: лит.-критич. ст. и рец. [Текст]/А. Платонов. Подгот. текста и сост. М. А. Платоновой. - М.: Современник, 1980-287 с.

141. Платонов А. П. Река Потудань: Повести. Рассказы. Сказки. Ранние стихи [Текст]/А. Платонов. Сост. М. А. Платонова. - Воронеж: Центр-Чернозем. кн. изд-во. 1999. -445 с.

142. Платонов А. П. Свежая вода из колодца: Рассказы, повесть [Текст]/А. Платонов. - Кемерово: Кн. изд-во, 1984. - 254 с.

143. Платонов. А. П. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 2: Повести, рассказы. 1934 - 1941; Размышления читателя. Статьи [Текст]/А. П. Платонов. Сост. и примеч. В. А. Чалмаев; Худож. М. 3. Шлосберг. - М.: Сов. Россия, 1985.-528 с.

144. Платонов А. П. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. Рассказы 1941 -1951; Драматические произведения; Волшебное кольцо: Сказки; Из ранних сочинений; Из писем и записных книжек [Текст]/А. П. Платонов. Сост. и примеч. В. А. Чалмаева. - М.: Сов. Россия, 1985. - 576 с.

145. Платонов А. П. Сокровенный человек: Повести и рассказы [Текст]/А. Платонов. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1988. - 287 с.

146. Платонов А. П. Стихотворения 1922-26 годов [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

147. Платонов А. П. Сценарии. Произведения для кино [Электронный ресурс] - http://imwerden.de (Дата обращения: 17.03.2011).

148. Платонов А. П. Чевенгур [Текст]/А. П. Платонов. - Хабаровск: Кн. Изд-во, 1990.-560 с.

149. Платонов А. П. Чевенгур: Роман [Текст]/А. П. Платонов. Сост., вступ. ст. и коммент. Е. А. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1991. - 652 с.

150. Платонов А. П. Чутье правды: Сборник [Текст]/А. Платонов. Сост. В. Верина; Предисл. и примеч. В. Чалмаева - М.: Сов. Россия, 1990. - 462 с.

151. Платонов А. П. Ювенильное море; Котлован; Чевенгур [Текст]/А. Платонов. Худож. Г. Метченко. - М.: Известия, 1989. - 557 с.

152. Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи: Роман. Повести. Рассказы [Текст]/Дж. Сэлинджер. - М.: Эксмо, 2007. - 640 с.

153. Флобер Г. Госпожа Бовари. Три повести. Бувар и Пекюше. Лексикон прописных истин. [Текст]/Г. Флобер. - М.: ACT, 2010. - 797 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.