Трагическое в творчестве А. Платонова: "Чевенгур" и "Котлован" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ким Ен Ук
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ким Ен Ук
Введение.
Глава I . Теоретические основы в понимании трагического.
Истоки и значение трагического в эстетике и в искусстве.
Субстанциальные основы трагического.
Трагическое в русской культуре и литературе.
Глава П. Трагические начала в творчестве А. Платонова.
§2.1. Истоки трагического и концепция народного героя в рассказах и повести
А. Платонова второй половины 20-х годов.
§2.2. Трагическая судьба народа и народного героя в романе «Чевенгур» и повести «Котлован».
Глава Ш. Художественное воплощение трагических мотивов в поэтике
А. Платонова.
§3.1. Всеотчуждение как закономерное явление в трагическом мире.
Иллюзии и реальность.
§3.2. Путешествие как круговращение - принцип человеческого существования и знак утраты смысла в мире «Чевенгура» и «Котлована».
§3.3. Язык трагического абсурда в утопии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Формы выражения авторской позиции в прозе А.П. Платонова: На материале романа "Чевенгур"2005 год, кандидат филологических наук Юн Юн Сун
Традиции Андрея Платонова в философско-эстетических исканиях русской прозы второй половины XX - начала XXI вв.2010 год, доктор филологических наук Серафимова, Вера Дмитриевна
Философские идеи прозы Андрея Платонова: проблема человека2005 год, кандидат философских наук Пенкина, Наталья Викторовна
Типология конфликтов в повестях Андрея Платонова2003 год, кандидат филологических наук Бульская, Яна Руслановна
Интерпретация творчества Андрея Платонова в современном английском литературоведении2011 год, кандидат филологических наук Куликова, Елена Вячеславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трагическое в творчестве А. Платонова: "Чевенгур" и "Котлован"»
Творчество русских писателей, рубежа веков и 20-х~30-х годов во многом сближает установка' на изображение состояния, мироощущения человека переломной- эпохи, что связано, безусловно, со значительными политическими,, социальными- и культурными изменениями в государстве, последовавшими за революционными событиями. Литература этого периода'раскрывает трагическое сознание человека, что подтверждается, в частности, в исследованиях творчества А. Платонова, в определениях и характеристиках, которые даются платоновскому художественному миру и платоновскому герою. А. Платонов в своем творчестве показал в полной мере трагическую судьбу народа «суровой- и яростной» эпохи начала XX века, тайны жизни и смерти, самого «вещества существования».
Во второй половине 20-х и в начале 30-х годов минувшего века А. Платонов« создал ряд крупных произведений. Среди них роман «Чевенгур» и повесть «Котлован», которые занимают центральное место в наследии А. Платонова1. В. В. Васильев увидел в произведениях Платонова не только изображение трагической1 судьбы народа в революционную эпоху, но и «мучительную мировоззренческую драму самого художника»2.
Судьба произведений А. Платонова романа «Чевенгур», повести «Котлован» сложилась драматически, как сама жизнь писателя. Как известно, «Чевенгур», «Котлован» не были напечатаны при жизни писателя. Если часть «Происхождение мастера» (1928, №4) и «Потомок рыбака» (1928, №6) опубликовали в «Красной нови», то части «Ребенок в Чевенгур» и «Кончина Копенкина» отказались опубликовать. Рассказ «Приключение», в эпизоде которого описано приключение Саши Дванова, был опубликован в «Новом мире» (1928, №6), но рассказ «Двое людей» об истории любви Сони и Сербинова не привлек внимание редакции.
1 Многие русские и зарубежные исследователи соглашаются с тем, что «Котлован» и «Чевенгур» являются кульминацией таланта А. Платонова. Об этом см.: Вьюгин В. Ю. «Чевенгур» и «Котлован»: становление стиля Платонова в свете текстологии // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000; Лангерак Т. Андрей Платонов. Амстердам, 1995; Seifrid Т. Andrei Platonov - Uncertainties of sprit. Cambridge, 1992; Teskey A. Platonov and Fyodorov. The Influence of Christian Philosophy on a Soviet Writer. Avebuiy, 1982, и т.д.
Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М., 1990. С. 190.
Прочитав один из ранних вариантов романа «Строители страны», редактор Г. 3. Литвин-Молотов негативно отзывался о том, что люди в романе не сражаются зач идеологию и за человеческий образ жизни, а лишь «беспомощно барахтаются в несбыточных идеях, мечтаниях и делах»3, и писал Платонову, что «нужно»изменить приемы: нельзя 1 пользоваться все время для развертывания сюжетафазговорами»4. В 1934 году в «Литературной, энциклопедии» опубликована статья с нелестным отзывом о творчестве Платонова, что позволило» «закрыть» независимые, неидеологизированные исследования на несколько десятилетий5.
Несмотря на то, что в Советском Союзе читатели не могли знакомиться с основными произведениями А. Платонова, некоторые исследователи имели доступ к архиву автора, в котором сохранилось множество писем, записей, рукописей, известных только самым близким писателю людям. Хотя «Чевенгур», «Котлован» не были опубликованы в Советском Союзе, он был известен, по всей видимости, в рукописном варианте, хотя и не очень широкому кругу читателей.
С 1958 г. началось «возвращение» Платонова к читательской аудитории. В этом году после XX съезда КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) первый посмертный сборник произведений А. Платонова вышел в свет (Избранные рассказы М.: Сов. Писатель, 1958), через шесть лет после смерти писателя. Однако по-прежнему оставались неизданными главные его произведения (романы «Чевенгур» и «Счастливая Москва», повести «Котлован» и «Ювенильное море», пьесы «14 красных избушек», «Шарманка»).
По мнению А. А. Харитонова, «такая «двойная» ситуация, определяющаяся, с одной стороны, недоопубликованностью наследия, а с другой- узостью идеологического коридора, не могла не привести к искажению творческого облика Платонова, ибо главные попытки исследователей были направлены в этот период не столько на доказательство неповторимости, уникальности его таланта, сколько на демонстрацию того, что он такой же, как все советские писатели, адепт
3 9£>ННа Е Прикшочение идеи: к истории создания романа Чевенгур // Литературное обозрение. 1989. № 9. л Цит. по: Яблоков Е. Комментарий // Платонов А. Чевенгур. М., 1991. С. 524.
Пекина Н. В. Философские идеи прозы Андрея Платонова: проблема человека. Дис. . канд. фнлол. наук.
Нижневартовск, 2005. С. 4. соцреализма, почему-то непонятый' современниками, имевший отдельные заблуждения и счастливо от них избавившийся»6.
Научное изучение творчества А. Платонова, по сути, начинается; лишь на рубеже 60-70-х годов .Л. Шубин в статье. «Андрей Платонов», появившейся в 1967 году в журнале «Вопросы литературы»7 (№ 6). освещает творчество А. Платонова, основываясь,на конкретных текстах, начиная с ранних публикаций?и-заканчивая критическими-заметками писателя,, в том числе такими, которые не были известны читателю того времени. Данная статья; положила начало ;«настоящему изучению» А. Платонова, в частности изучению романа «Чевенгур». Вслед за Л.Шубиным исследователи стали относиться с большим научным интересом к литературному наследию А. Платонова, его произведения переживали, по выражению Л. Шубина, «второе рождение»8.
Среди наиболее заметных исследований того периода, которые сохранили^ свою научную ценность до нашего времени, можно назвать труды С. Г. Бочарова?,. Л: А. Аннинского10, В. Н: Турбина}1.
Между тем, следует уделить внимание тому, что в 1970 году в Воронеже, на родине, писателя, выходит первый сборник научных трудов? «Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения», остававшийся до конца 1980-х годов единственным в своем роде.
70-е годы начинаются с исторического события для платоноведов. «Чевенгур» и «Котлован» опубликованы за границей, раньше, чем на родине писателя. В Т 969 г. «Котлован» опубликован в ФРГ в журнале «Грани» (№70, 1969). Статья А. Киселева, посвященная этому произведению, открыла ряд зарубежных
Харитонов А. А. Способы выражения авторской позиции в повести А.Платонова «Котлован». Дис. . канд. филол. наук. СПб., 1993. С.4. ' Шубин Л. Андрей Платонов // Вопросы литературы, 1967. № 6. С. 26-54.
Шубин Л. Андрей Платонов // Поиски смысла отдельного и общего существования: Работы разных лет. М., . 1987. С. 173. 9
Бочаров С. Г. «Вещество существования». Выражение в прозе// Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. М., 1971. Т. 2. С. 310-350:
Аннинский Л. А. Восток и Запад в творчестве Андрея Платонова // Простор. Алма-Ата, 1968. №1. С. 8997. ' "
11 Турбин В. Н. Мистерия-Андрея Платонова // Молодая гвардия, 1965; № 7. С. 293-307. платоноведческих работ12. Среди них следует отметить статью Е. ТолстоЙ-Сегал, в которой исследовательница детально рассматривает идеологические источники платоновской прозы, особенно философское влияние на писателя Н. Федорова, А. Богданова13.
В, 1972 году в* Париже роман «Чевенгур» вышел на русском языке с предисловием М. Геллера. Хотя в этом издании отсутствовала первая часть романа («Происхождение' мастера»), можно сказать, что с этой1 публикации- началась известность А. Платонова за границей.
Складывается парадоксальная ситуация: западные читатели имеют возможность знакомиться с творчеством писателя в более полном объеме, но не имеют доступа к архивам, а «советский исследователь, даже получивший возможность работать в платоновском архиве, не мог писать о произведениях, публикации которых не разрешались»14. Для советских исследователей было сложно работать над творчеством А. Платонова по идеологическим причинам, упоминать произведения позволялось, но анализировать их было нельзя. К тому же доступ к архивам-был ограниченным. Но, несмотря на все трудности, некоторые исследователи в научном платоноведении в* эти годы сделали множество открытий, ставших впоследствии фундаментом представлений о поэтике Платонова: Н. М. Малыгина ставит проблему влияния философии Н. Ф. Федорова на мировоззрение А. Платонова15, Н. Г. Полтавцева пишет о концепции философской прозы Платонова, в которой миф имеет первостепенное значение16.
В эти десятилетия акцентируется внимание на философско-эстетической и этической проблематике, на художественном методе и стиле писателя. В этом русле написаны диссертационные работы Д. Я. Тарана «Художественный мир А. Платонова» (1973), Н. Г. Полтавцевой «Философско-эстетическая проблематика
12 Киселев Л. О повести «Котлован» Л. Платонова// Грани. Франкфурт-на-Майне, 1970. № 77. С. 134-143. Толстая-Сегал Е. О связи низших уровней текста с высшими (Проза Андрея Платонова) // Slavica
Hierosolymitana. Jerusalem, 1987. Vol. 2. P. 169-212.
14 Геллер M. Андрей Платонов в поисках счастья. Париж, 1982. С. 8-9.
Малыгина Н. М. Идейно-эстетические искания А. Платонова в начале 20-х годов («Рассказ о многих интересных вещах») // Русская литература, 1977. № 4, С. 158-165.
Полтавцева Н. Г. Критика мифологического сознания в творчестве Андрея Платонова. Ростов-на-Дону, 1977; Полтавцева Н. Г. философская проза Андрея Платонова. Ростов-на-Дону, 1981. прозы Андрея Платонова» (1977), Н. В. Корниенко «Философские искания» и особенности художественного метода А. Платонова» (1979), монографии Н. Г. Полтавцевой «Философско-эстетическая проблематика прозы Андрея Платонова» (1979) и Н. М. Малыгиной «Эстетические взгляды Андрея Платонова» (1982).
В начале 80-х годов выходит в свет ряд; исследований, посвященных реконструкции» его идейно-художественного мира. Из них нужно выделить следующие: статьи В: П. Скобелева «О поэтике платоновской- прозы», В! В. Эйдиновой «Принципы стилевого анализа литературного произведения (на материале рассказов М. Шолохова и А. Платонова)»17; книга Л. П. Фоменко «Человек в философской прозе А. Платонова» и др.
В работе В. П. Скобелева, опубликованной в Воронежском журнале «Подъем», компактно излагаются такие поэтические категории платоновской прозы, как категория художественного времени и пространства, проблема характера героев, повествовательный строй, речевая характеристика, восприятие читателя и др. Автор справедливо отмечает: «Платоновский повествователь воспринимает мир с той степенью суммарности и обобщенности, которая равным образом может свидетельствовать и о предварительном, самом первом взгляде на него, и об итоговом, суммирующем. И весь этот мир, и наполняющие его* явления, люди и вещи схватываются суммарно, комплексно, сущностно. Отсюда минимальность детализации, отсюда скупость, на подробности, свобода от полутонов и
1 о нюансировки в описаниях» .
Л. П. Фоменко же логику и структуру своей вышеназванной книги строит на основе следующего центрального положения: «Платонов - художник-мыслитель, писатель философского склада. Это обусловило и особое платоновское понимание человека, и особые принципы художественного воплощения человека в его прозе»19. Главной характеристикой прозы Платонова является ее философичность.
В это десятилетие появился ряд крупных работ, посвященных творческой
17 Эйдинова В. В. Принципы стилевого анализа литературного произведения (на материале рассказов М. Шолохова и А. Платонова)// принцип анализа литературного произведения. М., 1984, С. 122-129.
18 Скобелев В. П. О поэтике платоновской прозы // Польем. Воронеж, 1981, № 9. С 148.
19 Фоменко Л. П. Человек в философской прозе А Платонова. Калинин, 1985. С. 4. биографии А. Платонова, не только в России, но и за рубежом, внесших большой-* вклад в исследование наследия писателя.
Е. Толстая-Сегал в статье «Литературный материал в прозе А. Платонова» (1980) устанавливает, что проза Платонова «олитературена» и источником своим имеет русскую классику. Исследовательница устанавливает конкретные факты использования Платоновым в качестве литературного материала фрагментов 0 русскоиклассики .
М. Геллер в своей книге «Андрей Платонов в поисках счастья» (1982) анализирует целый ряд этапов творчества А. Платонова, его путь от молодого коммуниста и начинающего писателя к зрелому мастеру, рассматривает изменение отношения писателя к своему времени и идеалу, литературный «маршрут» писателя. Особый интерес проявил ученый к роману «Чевенгур», повести «Котлован». М. Геллер впервые определяет «Чевенгур» как «роман приключения», для которого особое значение имеет «приключение идей»21. Автор книги описывает восприятие коммунизма героями Платонова - как новой религии, но именно религии, искаженно наследующей психологические формы христианства. В повестях и романах Платонова конца 20-х - начала 30-х гг., по идее Геллера, персонажи «апостольского», военно-жертвенного периода социализма соседствуют с персонажами «церковного», парткомовского периода, карьеристами, формирующимся типом новых властителей и демагогов. Ученый поставил ряд вопросов, которые касаются способов и форм выражения авторской позиции и до сих пор актуальный вопрос о жанре, о сюжетно-композиционной структуре романа и его контексте и др.
Также появилась книга В. В. Васильева «Андрей Платонов: очерк жизни и творчества» (1982), в которой автор анализирует «сокровенный» утопический идеал А. Платонова, показывает становление писателя, опираясь на факты из его биографии, а также раскрывает некоторые характерные особенности поэтики
20 Лангерак Т. Литературный материал в прозе А. Платонова// «Возьми на радость» To Honour Jeanne von de EngLiedmeier. Amsterdam, 1980. C. 193.
21 Геллер M. Андрей Платонов в поисках счастья. Paris, 1982. С. 188. писателя. Ученый, замечает изначальное противоречие и конфликт в художественной концепции мира А. Платонова. В. В. Васильев подчеркивает особенность позиции автора следующим образом: А. Платонову как пролетарскому писателю «органически чужда позиция «над народом», «над историей» - он идет к будущему из истории; с народом»22. Таким-образом, высоко оценивая народность творчества писателя, В. В. Васильев считает А. Платонова «подлинным наследником и продолжателем традиции русской литературы»23.
В «Эстетике Андрея Платонова» (1985)24, одной? из первых отечественных монографий о творчестве Платонова, Н. М. Малыгина основное внимание уделяет проблеме становления художественного метода А. Платонова в контексте литературного процесса 1920-1930-х годов, формированию образов-символов, опорных для всего творчества писателя25.
В своей книге «Поиски смысла отдельного и общего существования» (1987), которая издана после смерти автора, JI. Шубину удалось представить «духовный облик» или «духовно-творческую биографию писателя» 26, показав, что творчество является частью его жизни и потому анализ текста «вне жизненной исторической ситуации <.> практически немыслим»27. '
Т. Лангерак в своей статье «Андрей Платонов во второй половине двадцатых годов (Опыт творческой биографии)» (1987) указал на перекличку прозы А. Платонова с произведениями Пушкина. Анализируя письма писателя из Тамбова, он отметил, что при цитировании наизусть настоящих и вымышленных стихов Пушкина, А. Платонов «ставит себя на одну доску с изгнанным на юг поэтом»28. Настоящее «возвращение» писателя в нашу культуру в конце 80-х - первой
22 Васильев В. В. Андрей Платонов : Очерк жизни и творчества. М., 1982. С. 95.
23 Там же. 1982. С. 118. Малыгина Н. М. Эстетика Андрея Платонова. Иркутск, 1985.
Изучение эстетических принципов «символического реализма» А. Платонова было продолжено Н. М. Малыгиной в статьях «Образы-символы в творчестве А. Платонова», «Трансформация образов и мотивов ранней прозы Платонова в пьесе «Ноев ковчег», учебном пособии «Художественный мир Андрея Платонова», монографии «Андрей Платонов: поэтика «возвращения».
Бочаров С. Г. Предисловие / Шубин JI. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет М., 1987. С. 6.
Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет М., 1987. С. 47.
Лангерак Т. Андрей Платонов во второй половине двадцатых годов (Опыт творческой биографии) И Russian Literature. Amsterdam, 1987. Vol 21. № 2. С. 32.
10 . половине 90-х годов совершилось в связи' с публикацией «Чевенгура». в журнале
Дружба народов» (1988, №3-4)29, повести «Котлован» в «Новом мире» (1987, №6),
Ювенильное море» в журнале «Знамя» (1986, №6)30, пьес «14 красных избушек» и
Шарманка», киносценариев «Воодушевление» ж «Машинист»^ десятка статей? ш рассказов^ писем; записных книжек и черновых: подготовительных материалов? писателя. Это время подлинного «третьего рождения» Платонова31. В 1991 году в журнале «Новый мир» 11\ бликуется роман,«Счастл11вая Москва».
В 90-е годы расцветают организованные дискуссии о художественномзмире А.
Платонова, объединяющие научные изыскания? отечественных и зарубежных ученых. В 1989 году на страницах журнала «Вопросы философии» была развернута целая дискуссия на тему «Андрей Платонов - писатель и философ».
Участники дискуссии - С. И. Пискунова, В. А. Подорога, С. Г. Семенова, К. М.
Кантор - подчеркивают философский» подтекст прозы Андрея Платонова; В этом году проходит первая Международная научная конференция, посвященная 90летию со дня рождения писателям В 1990 году начали работать Платоновские семинары в Пушкинском; Доме. Кроме. того; в разных местах регулярно проводились и проводятся научные конференции; посвященные платоновскому творчеству.
Также в 90-е гг. сформированы научные центры по исследованию творчества; А. Платонова. Так в Москве создана платоновская • группа в ИМЛИ им. А.М. Горького РАТЬ во главе с Н. В. Корниенко. Плодом ее деятельности явились сборник научных трудов ««Страна.философов» Андрея Платонова: проблемы творчества»;, который выходит до сих пор (вып. 6), собрание сочинений писателя «Сочинения» (2004), «Записные книжки: материалы к биографии» (2006).
В Санкт-Петербурге в: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, где хранится часть платоновского архива, также; проводится большая работа, в особенности, по изучению текстов произведений создателя «Котлована». В результате вышли в свет
29 Платонов А. П. Чевенгур//Дружба народов, 1998. № 3. С. 96-149; № 4. С. 41-169.
30 Платонов А. П. Ювенильное море // Знамя, 1986. № 6. С. 48-98.
31 Харитонов А. А. Там же. С. 4. академическое издание повести «Котлован: Текст, материалы творческой'истории», подготовленное сотрудниками ИРЛИ32, сборники «Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы» (кн. 1-4).
Третьим центром стал Воронежский государственный университет. Вышли в свет сборники. «Творчество Платонова: статьи и сообщения» (1970), «Андрей Платонов. Исследования и материалы» (1993), «Андрей Платонов: Проблемы интерпретации» (1995), «Осуществленная возможность: А. Платонов и XX, век. По материалам Ш Международных Платоновских чтений» (2001), вышел сборник статей о «Чевенгуре», проходят регулярные Платоновские чтения, появились четыре номера «Платоновского вестника».
К настоящему времени существует ряд монографических исследований, посвященных аналитической дешифровке художественной структуры платоновского метатекста: О. Меерсон «Свободная вещь. Поэтика неостранения у Андрея Платонова» (1997); К. А. Баршт «Поэтика прозы Андрея Платонова». (2000); В. Ю. Вьюгин «Андрей Платонов: Поэтика загадки (Очерки становления и эволюции стиля)» (2004); Н. М: Малыгина «Андрей Платонов: поэтика «возвращения»» (2005); Н. Н. Брагина «Мироздание А. Платонова: опыт реконструкции. Музыкально-мифологический анализ поэтики» (2008)
Среди бесчисленных работ, посвященных творчеству А. Платонова, заслуживают особого внимания те исследования платоноведов, которые сходятся во мнении, что стремление героев Платонова к изменению мира оказывается тщетно, человек бессилен перед стихией, не в состоянии осознать их.
В монографии С. Г. Семеновой рассматриваются мотивы «тоски», «скуки» у героев А. Платонова как «тягостная метафизическая реакция человека на скрытый, темный, смертный лик мира»33. При этом исследовательница указывает на близость тоски героев Платонова душевному состоянию героев Сартра. В то же время С. Г. Семенова относит истоки трагического в творчестве писателя к противостоянию
32 Платонов А. П. Котлован: Текст, материалы творческой истории. СПб.: Наука, 2000.
33 Семенова С. Г. «В усилии к будущему времени.» (Философия Андрея Платонова) // Преодоление трагедии . «Вечные вопросы в литературе». М., 1989. С. 330. есазать, добра и зла»: «Он [Платонов - К. Е. У.] никогда не преминет спокойно , что за злом стоит несчастье, а еще глубже — отчаяние в спасении от окончатв^г^гхьного уничтожения»-4.
II. Е Полтавцева, характеризуя страдания; платоновского героя как ст{1>-=^*<да1ШЯ трагического героя; утверждает, в своей статье, , что «для? героев; плато£3><^>1зСКИХ рассказов страдание служило как бы условием для раскрытия их лучших ду^-с^'в11ЬТХ и нравственных качеств» 35.
В этом отношении; литературоведы уделяют внимание как главга^з:0*1 и всеобъемлющей; его теме «скорби по миру и человеку»36 и образу «чело^з^ка в
38 * неуютном мире»-, так и мотивам «крушений», «катастроф», «увечий» :
Особого внимания заслуживает в свете нашей темы трагического трухзс Заманской, в котором рассматривается конфликт в творчестве писателя как («разветвление») экзистенциального (в' системе ценностей писателя* - сиЕЕЗ:оНИГк1 природного; изначально сущностного) и социального (насилующего умозрительного, обреченного в: силу своей: «антиэкзистенциальности»). 33-Заманская утверждает, что «в «многослойности» конфликта - истоки стии эффекта воплощения темы «экзистенции человека» в прозе А. Плат-<^»:^ова'
39 неповторимая трагическая ирония художника» .
Актуальность темы диссертации определяется недостаточной изученшх=^* <-гГьЮ
А. работ, посвященных системному анализу роли трагического в творчесхзз^
Платонова; главного вопроса в данной диссертации. Категория трагического--- "°'аНа из важнейших в философии и эстетике - пронизывает все творчество А. Плате— особенно ярко проявляясь в: «Чевенгуре» и «Котловане». Несмотря- на» обю количество работ о творчестве писателя, проблема трагического не объектом специального, системного исследования в философски^г-^ и
34 Там же. С. 353.
Полтавцева Н. Г. Философская проза Андрея Платонова: Ростов-на-Дону, 1981. С. 102. гч^еггва.
35
А I иии^ии II» » • илиуи |\ил ции^и Л К^М^Ч*'! * ' ? - ---* ~ ----- ■
36 Распутин В. Свет печальный и добрый // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы тво Вып. 4. М., 2000. С. 7.
37 Федякин С. Слово Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Вып 4. М:, С. 36.
38 См.: Малыгина Н. М1 Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995. ^ния.
39 Заманская В. В. Русская литература первой трети XX века: 'проблема экзистенциального
Екатеринбург, 1996. С. 259. литературоведческих работах. Несмотря на то, что в творчестве А. Платонова выделяются ведущие темы трагического, произведения писателя далеки от классического» трагического, и при исследовании нужен особый подход с иным лл^чг века и пониманием трагического, которое применяется к произведениям Х^ характеризуется как «неклассический».
Целью настоящей диссертационной работы, является системная философская поэтическая реконструкция- начал трагического в «Чевенгуре» и «Котловане» А. Платонова как сущностной художественной ценности в миРе творчества писателя. Для достижения этой цели решается ряд слеДУющих исследовательских задач: определить методологические основы исследования проблем траГ1^еского в творчестве А. Платонова; выявить сущность трагических мотивов в художественной Платонова как основы его трагического мироощущения; исследовать черты «неклассического» трагического в творт Платонова и рассмотреть его как ведущий пафос в «Чевенгуре» и «Котлова.Яе>>' проанализировать художественную пространственно-вре^еннУю организацию в «Чевенгуре» и «Котловане» и показать своеобразие язЫка этих произведений как языка трагического абсурда.
Объектом исследования определены произведения А. Платонов^ 1920 х годов, рубежа 1930-х годов и, главным образом, роман «Чевенгур» и: повесть «Котлован». .
Теоретическую и методологическую основу проводимого диссерта1Х0Онного исследования составляют работы российских и западноевропейских ученых, исследовавших проблему трагического в качестве философской. остет:£1Ческои категории. Данное исследование опирается на основы учения о тр аг^14601®1"1 Аристотеля, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Г^геля' А'
Т^КЖб
Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, М. де Унамуно и др.,
П А отечественных философов Х1Х-ХХ вв. - Вл. Соловьева, Н. А. Бердяе^^^ системе А. честве А.
Флоренского, С. Н. Булгакова, Л. И. Шестова и других философов и теоретиков литературы советского и постсоветского периодов - А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, Т. Б. Любимовой, В. В. Бычкова, Е. С. Громова, М. И. Михайлова, М. С. Кагана. И. И. Евлампиева.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем комплексно рассмотрены трагические начала в творчестве А. Платонова второй половины 1920-х и рубежа 1930-х годов. Это выражается в раскрытии субстанциональных основ категории трагического в современном научном понимании; в анализе истоков непримиримых конфликтов в художественно-философской системе А. Платонова как основы трагического в его произведениях второй половины 1920-х годов; в раскрытии черт «неклассического» понимания трагического при анализе концепции народного героя в «Чевенгуре» и «Котловане» А. Платонова; в выявлении сущности трагического пафоса, который отражен в мотивах «отчуждения», «скуки», «одиночества» героев этих произведений А. Платонова; в анализе пространственно-временной структуры романа «Чевенгур» и повести «Котлован», в которых герои обречены на трагическую гибель; в характеристике особенностей стиля А. Платонова как художественного выражения абсурдности бытия в утопии;
Структура работы: диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество Андрея Платонова в политическом и культурном контексте: Повесть "Котлован" и пьеса "Шарманка"2004 год, кандидат филологических наук Дужина, Наталья Ильинична
"Философия существования" Андрея Платонова2000 год, кандидат филологических наук Червякова, Лариса Валериевна
Художественный мир военных рассказов А. Платонова2006 год, доктор филологических наук Спиридонова, Ирина Александровна
"Вечер у Клэр" Г. Газданова и "Чевенгур" А. Платонова: опыт стилевого сопоставления2010 год, кандидат филологических наук Бронникова, Елена Вячеславовна
Язык и миросозерцание А. Платонова1999 год, доктор филологических наук Дмитровская, Мария Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ким Ен Ук
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем основные итоги исследования трагического в творчестве А. Платонова. Целесообразным представлялось провести анализ эволюции категории трагического в эстетике, в философии, содержания основных понятий, которые связаны с данной категорией; При анализе трагического речь шла! не только' о художественных произведениях, непосредственно относящихся к жанру трагедии, но и о тех произведениях мировой и отечественной литературы, в которых исследователи находят элементы трагического.
Исследование категории трагического в различных научных и эстетико-философских системах показало, что, несмотря на различия в понимании трагического, его содержательного и образного наполнения в разные исторические эпохи и существенные изменения, связанные со сменой общей картины мира, в основе трагического находятся предельно существенные, «субстанциальные основы», вступающие в неразрешимый конфликт между собой. Присутствие этих сил является неотъемлемой чертой человеческого существования и осознается человеком вместе как разъединенность с природным миром. Именно эти основы трагического и проявляются в виде «внешних» трагических конфликтов.
На протяжении всего развития человеческой мысли субстанциальные основы проявляются более устойчиво, оказываются скрытыми в глубине, тогда как на первый план выходят более «субъективные» признаки трагического. Эти скрытые основы связаны с самыми важными реалиями человеческого бытия, характером взаимоотношений человека с миром, с Абсолютом. Так, в экзистенциализме основное внимание обращается на субъективное переживание (трагизм человеческого существования). Главным источником трагизма оказывается некая дисгармоничность, абсурдность самого мироздания. Большое значение в экзистенциальном переживании трагического имеет ощущение «иррациональности» самого источника абсурда и его недоступности человеческому пониманию.
Одной из особенностей русской культуры является большая! выявленность «экзистенциального переживания» трагического, что во многом обусловлено природно-географическими и историческими условиями жизни русского народа. В то же время для русской культуры характерна меньшая, nos сравнению с западноевропейской1 культурой, определенность, приемов, и, форм, выражения трагического. Для русской культуры типичны! особые виды трагических* переживаний, связанных с «трагической раздвоенностью» русской души* -невозможностью «комфортного» пребывания в реалиях земной,, «относительной» жизни, склонностью к «безвольному подчинению обстоятельствам» при невозможности достижения высоких ценностей и идеалов. Это порождает комплекс трагических переживаний, которые находят яркое отражение в русской литературе. Герой остро ощущает противоречия «вечного» и «временного», «духовного» и «бездуховного». При невозможности построения «земного рая», сочетающейся с невозможностью «привязать» свою жизнь к сугубо земным целям, герой ощущает своего рода «агрессию» по отношению к несовершенствам реальной жизни, впадая в трагическую ситуацию.
Раскрывая эстетические и философские аспекты трагического, невозможно не затронуть взаимодействие «Чевенгура» и «Котлована» А. Платонова с произведениями раннего писателя. В художественно-философской системе юного Платонова субстанциональное противоречие жизни отражено в конфликте между человеком и природой. В двадцатые годы, воспринимая Октябрьскую революцию как космическое явление, А. Платонов пережил пламенное увлечение проектами человеческого сознания (разума, науки) и идеей преображения косной природы, победы над ней. Платоновский утопический план преображения человека и вселенной отражает основные положения русской философской, религиозной и научной мысли рубежа веков во всем ее внутреннем противоречии.
В произведениях этого периода герои играли ведущую роль, выделяясь волевыми чертами и чувством ответственности за простых, безвестных людей, которых так важно было сделать счастливыми и внушить им чувство духовного единения. Такими героями являются герои трудящиеся и странствующие.
Однако, начиная с середины 20-х гг. XX в. Платонов все чаще ставит свои утопические юношеские воззрения под сомнение: увидев невозможность при социализме достичь состояния всеобщей гармонии, слиться! в единый сверхорганизм научно-мистическим путем, Платонов0 дистанцируется от своих прежних утопических мифологем, придавая им «деконструктивные» пародийные и гротескные черты.
Раздумывая о судьбе народа, писатель понимает различия в понятиях «народа» и «массы», состоящей из разобщенных людей «дна жизни». «Народ» писателя - больше не активный «творец истории», представляющий коллектив, сознательно! объединенный общими целями и стремлениями. Понятие «народ» в «Чевенгуре» и «Котловане» не только вобрало в себя прежнее авторское толкование народа как «трудящего», но и обросло новым смыслом - «душевные бедняки». Это «прочие», «пролетарии», «нищие», двигающиеся по течению жизни, покорные обстоятельствам. Народ в «Чевенгуре» обрисован в образе «ветхих костей», и это отражает идею автора о том, что единое народное «тело» подверглось трагическому распаду.
У писателя зародилось новое понимание труда. Если у раннего Платонова труд есть «созидатель жизни на земле», то у зрелого писателя идея труда переосмысливается. Герои, участвующие в землеустройстве, не находящие утешения в труде, воспринимают свою работу как источник неизбывного духовного страдания. Образы героев наделены чертами изможденного человеческого существования.
В основе художественной структуры - прежде всего сюжетно-композиционной - романа «Чевенгур» и повести «Котлован» лежит неразрешимый конфликт. Это трагическое столкновение захватившего множество людей рационалистического проекта ( идеи «срочного» коммунизма и социализма) с объективными реалиями человекческой жизни, самой' природой человека и «необходимвостью существования» всех и каждого (Ч., С. 268). На подобный конфликт в изображении А. Платонова, наслаивается, кроме того, трагический > комплекс экзистенциальных и экзистенциалистски звучащих мотивов (одиночества, тоски, пустоты, непостижимости истины жизни и тайны смерти).
Герои, мечтавшие об улучшении^ будущей жизни, всего* народа, -революционеры в «Чевенгуре», рабочие в., «Котловане» - участвуют в массовом! убийстве, «раскулачивании». Изображая сцены, в; которых герои умирают и убивают без страха; писатель не только следовал реальному отображению событий, но «пересоздавал» действительность как таковую в «реальность эстетическую» с использованием своеобразных художественных приемов и средств. Подобные сцены производят гротескное впечатление.
Странствующие герои, обладающие чертами духовной сокровенности, также разделяют трагическую судьбу своего народа. Идущие во имя своего идеала сталкиваются с жестокой реальностью, их страдание выражается преимущественно как внутреннее переживание. В* пути поиска смысла жизни они чувствуют отчаянные приступы «тоски», «скуки», «одиночества». Для них становится характерным состояние упадка духа, чувство неудовлетворенности своей жизнью как непреодолимое препятствие, как трагический конфликт.
В произведениях А. Платонова источником трагического пафоса выступают подобные состояния «скуки», «тоски», «одиночества», мотивы отчуждения героя от окружающих людей, от мира в целом. Герои замыкаются в сфере собственной остановившейся жизни, когда «в человечестве ничего не прибавляется». Ощущения скуки и тоски появляется у героев в результате непримиримого конфликта между внутренним миром человека и миром, его окружающим, связываясь со смертью и становясь выражением экзистенциальных переживаний.
Своеобразие пространственно-временной организации повествования, ориентированной на отражение субъективного восприятия* хронотопа, раскрываются в теме путешествия. Эпизоды путешествия' героев, являясь элементом архитектоники, произведений А. Платонова организуют их кольцевую сюжетно-композиционную структуру. Цикличность формирует внутренную логику художественного построения текста, определяет судьбу человека, который обречен на безвыходное блуждание по миру, не имея возможности обрести истину. В «Чевенгуре» и «Котловане» попытки поиска истины героями ведут к крушению надежд на будущее.
Характерной особенностью выражения абсурдности бытия в утопии стало своеобразие языка писателя. Авторская позиция на соотношение языка и бытия (отношения языка и мышления, отношения героев к словам) раскрывается в сюжетно-композиционном плане. При анализе языковых форм находит свое выражение авторская позиция, его «плавающая» точка зрения, своеобразие «стиля эпохи», раскрывается глубинная трагичность платоновской прозы.
160
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ким Ен Ук, 2011 год
1. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967. -454 с.
2. Авербах Л. О целостностных масштабах и частных Макарах. // «На литературном посту». 1929, кн. 21-22. с. 164-171.
3. Аристотель. Поэтика. / О душе. М.: Литература, Мир книги, 2007. 400 с.
4. Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л.: Музыка, 1970. — 264 с.
5. Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. с. 210-249.
6. Бабенко Л. Г. Образный мир рассказов А. Платонова 20-х годов («Родина электричества» и «Песчаная учительница») // Проблемы стиля и жанра в советской литературе Сб. 7, Свердловк, 1974. с. 83-95.
7. Балабанович В. А. О некоторых чертах творчества Чехова и Чайковского // Чайковский и русская литература: сб.ст. Ижевск: Удмуртия, 1980. с. 40-60.
8. Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя / СПб.: Алетейя, 2000. 431 с.
9. Варшавский В. «Чевенгур» и «Новый град» // Новый журнал, 1976. № 122. с. 194-195.ю. Барнгг К. А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. 480 с.
10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Художественная литература, 1990. 541 с.
11. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. Избранные эстетические работы . в 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1986. 462 с.
12. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы; очерки прикладной философии образования. Волгоград: Перемена, 2000. 459 с.
13. Бердяев Н. А. К философии трагедии. Морис Метерлинк / Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. с. 187-209.
14. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 382 с.
15. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346 с.
16. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 318 с.
17. Бердяев Н. А. Самопознание. Сборник. JL: Лениздат, 1991. 395 с.
18. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1994. 510 с.
19. Борев Ю. Б. О трагическом. М.: Советский писатель, 1961. 392 е.
20. Бочаров С. Г. «Вещество существования»: Выражение в прозе // Проблемы художественной формы соцреализма: В 2 т. Т.2. М.: Наука, 1971. с. 310-350.
21. Бродский И. Катастрофы в воздухе / Бродский И. Поклониться тени. СПб.: Азбука-классика, 2006. с. 44-81.
22. Бродский И. Портрет трагедии / Бродский И. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-классика, 2010. с. 582-584.
23. Бродский А. И. Анатомия нравственного идеализма // Вече. Альманах русской философии и культуры: сб. ст. / Санкт-Петербургский ун-т. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995. Вып. 7. с. 97-107.
24. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 590 с.t
25. Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 509 с.
26. Бунин И. А. Окаянные дни. М.: Советский писатель, 1990. 242 с.
27. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. 556 с.
28. Вари Э. Творчество А. Платонова в зеркале новейшей русской культуры // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Выпуск 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. с. 88-95.
29. Васильев В. В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества. М., Современник, 1990.-295 с.
30. Волков И. Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. 256 с.
31. Волкова Е. В. Трагическая вина («Убиты под Москвой» Константина Воробьева) // Вопросы философии. 2001. №11. с. 29-39.зз Волкова Е. В. Трагический парадокс Варлама Шаламова. М.: Республика, 1998.-175 с.
32. Вышеславцев Б. П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. №6. с. 112-121.
33. Вьюгин В. Ю. Андрей Платонов : поэтика загадки. СПб.: РХГИ, 2004. 440 с.
34. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970. 248 с.
35. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. Paris: YMCA-press, 1982. -404 с.
36. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999. — с. 415.
37. Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 14 т. Т. 14. М., 1959. с. 364.
38. Гегель Г. В. Ф. Эстетика : В 4 т. Т. 3. М., 1971.
39. Гоголь Н. В. Мертвые души: роман / Собр. соч. : в 7 т. М.: Художественная литература, 1967. Т. 5. 624 с.
40. Гоголь Н. В. Сорочинская ярмарка : повесть / Собр. соч. : в 7 т. М.: Художественная литература, 1966. Т. I.e. 15-44.
41. Голубков М. М. Русская литература XX века.: После раскола. М.: Аспект Пресс. 2001.-267 с.
42. Голубков М. М. Утраченные альтернативы. М.: Наследие, 1992. 199 с.
43. Громов Е. С. Палитра чувств: О трагическом и комическом. М.: Просвещение, 1990. 189 с.
44. Гуревич П. С. Философская антропология Сартра // Философские науки. 1989. №3, с. 87-89.
45. Гусев С. Апология массового познания и целостная картина творчества А.Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемытворчества. Выпуск 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. с. 262270.
46. Гриб В. Р. Эстетические взгляды Лессинга и театр / Лессинг Г. Э. Гамбургская дрматургия. М.-Л.: Academia, 1936. с. 7-58.
47. Давыдов.Д. Из заметок об Андрее Платонове // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества: Выпуск 5. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. с. 108-141.
48. Дидро Д. Собр. Соч. В 10 т. М.-Л.: Academia, 1936. Т. 5.
49. Дмитровская М. А. «Загадка времени»: А. Платонов и О. Шпенглер // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. с. 302-313.
50. Дмитровская М. А «Огненная Мария» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 5. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 2003. с. 108-141.
51. Дмитровская М. А. Философский контекст романа А. Платонова Счастливая Москва (Платон, Аристотель, О. Шпенглер). Russian Literature, 1999, XLVI.II, 15 August 1999. с. 139-160.
52. Дмитровская М. А. Семантика пространственной границы у А. Платонова // Филологические записки. Вып. 13. Воронеж: Изд. ВГУ, 1999. с. 118-137.
53. Дмитровская М. А. Язык и миросозерцание А. Платонова. Дис. . докт. филол. наук. М., 1999. 292 с.
54. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Роман в четырех чácтяx с эпилогом. Собр. соч.: В 7 т. с доп. восьмым томом. Т. 6. М.: Наука, 1996. 269 с.
55. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Собр. соч. В 15 т. Л.: Наука, Т. 5. 1989.-537 с.
56. Оруэлл Дж. ««1984» и эссе разных лет». М.: Прогресс, 1989. 384 с.
57. Дырдин А. А. Андрей Платонов и Освальд Шпенглер: философский образ природы и истории // Вестник Ульяновского государственного технического университета, 1999 . № 4. с. 48-53.
58. Дырдин А. А. Андрей Платонов и Освальд Шпенглер: смысл истории // Русская литературная классика XX века: В. Набоков, А. Платонов, JI. Леонов. Саратов: СГПИ, 2000. 289 с.
59. Евлампиев И. И. Антропология Достоевского // Вече. Альманах русской философии и культуры: сб. ст. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. Вып. 8. с. 122196.
60. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. СПб.: Алетейя, 2000. — 415 с.
61. Житомирский Д. В. Роберт Шуман. М.: Музыка, 1964. 880 с.
62. Заманская В. В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. Магнитогорск, 1996. -409 с.
63. Золотоносов М. «Ложное солнце». («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов» / Андрей Платонов. Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. с. 280-281.
64. Зыкова А. Б. Экзистенциализм в Испании / Современный экзистенциализм. М.: Мысль, 1966. с. 399-412.
65. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностранная литература, 1962. — 572 с.
66. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971. 768 с.
67. Казарина Т. В. Универсально-космическое и личное в романе А. Платонова «Чевенгур» // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века. Воронеж: МИПП «Логос», 1992. с. 35-39.
68. Камю А. Изнанка и лицо. М.: ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 1998. 864 с.
69. Канашкин В. А. Русская литература „ всегда и теперь. Национально-исторический критерий как феномен развития. Краснодар: Сов. Кубань. 2000.-636 с.
70. Канашкин В: А. Народность как эстетическая категория и проблема народного характера. (На материале литературы и критики'60-80-х годов). Автореферат диссертации на соискание ученой ' степени доктора» филологических наук. М., 1989. с. 37.
71. Карасев JI. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 2000. с. 168-184.
72. Карельский А. О творчестве Генриха Клейста (1777-1811) // Генрих фон Клейст. Избранное. Драмы. Новеллы. Статьи. М.: Художественная литература, 1977. 544 с.
73. Карсавин JI. П. Сочинения М.: Раритет, 1993. 493 с.
74. Кожевникова Н. А. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы. М., 1971. с. 97-163.
75. Кожевникова Н. А. Слово в прозе А. Платонова // Язык: система и подсистемы. К 70-летию М. В. Панова. М.: Институт русского языка АН СССР, 1990. с. 162-175.
76. Кожевникова Н. А. Тропы в прозе А.Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 2000. с. 369-377.
77. Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926 -1946) // Здесь и теперь. М., 1993. № 1. 320 с.
78. Корниенко Н. В. «Сказано русским языком.» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: встречи в рус. лит. М.: ИМЛИ, 2003. 533 с.
79. Корниенко Н. В. Повествование Платонова: «автор» и «имплицитный читатель» в свете текстологии // Sprache und Erzählhaltung bei Andrei Platonov. Bern, 1998. C. 183-206.
80. Корниенко Н. В. Повествовательная стратегия Платонова в свете текстологии // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.2. М.: ИМЛИ РАН. Наследия, 1995. с. 312-335.
81. Корниенко Н. В. Философские искания и, особенности художественного/ метода Андрея Платонова. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1979. .
82. Красностанов Э. Г., Средний Д. Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1976. 62 с.
83. Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. Т. 7. М., 1972.
84. Кутлунин А. Г., Малышев М. А. О «трагическом чувстве жизни» в философии Унамуно // Вопросы философии, 1981. № 10. с. 72-82.
85. Лазарева М. А. Трагическое в литературе. М., МГУ. 1983. 119 с.
86. Лазаренко О. Письменное слово и история в романе «Чевенгур» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие. М.: 2000. с. 548-555.
87. Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М-Л.: Academia, 1936. 455 с.
88. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство. 1975. 776 с.
89. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития : в 2-х кн. Кн. 1. М.: Искусство, 1992. 1260 е.
90. Лосев А. Ф. Философская энциклопедия. Т.5 -М.: Сов. Энциклопедия, 1970.
91. Лосев А. Ф. Форма-Стиль-Выражение. М.: Мысль, 1995. 944 с.
92. Лоскутникова М. Б. Проблема трагического в современном отечественном литературоведении и критике // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. с. 217-222.
93. Лосский Н.О. Религиозность русского народа / Православие: pro et contra-СПб.: РХГИ, 2001. с. 434-450.
94. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М. : Политиздат, 1991. 368 с.
95. Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. М.: Наука, 1985. — 127 с.
96. Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова: Учебное пособие. М.: МПУ, 1995. 96 с.
97. Малыгина Н. М. Эстетика Андрея Платонова. Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1985. -144 с.
98. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. 690 с.
99. Меерсон О. «Свободная вещь». Поэтика неостранения у Андрея Платонова. Новосибирск: Наука, 2001. 121 с.
100. Меньшикова Е. Р. Всполохи карнавала: гротескное сознание как феномен советской культуры, СПб. : Алетейя, 2006. — 204 сюз. Мережковский Д. С. Христос и Антихрист : В 3 т. Т. 2. М. : Книга, 1990. -393 с.
101. Михайлов М. И. Основные эстетические категории: опыт ситематизации Саратов: Издательство Сарат. Ун-та, 1990. 141 с.
102. Михеев М. Неправильность платоновского языка // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие. М.: 2000. с. 385-392.
103. Мущенко Е. Художественное время в романе «Чевенгур» //Андрей Платонов: Исследования и материалы. Воронеж: Издательство Воронежского университета. 1993. С 28-39.
104. Нарский И. С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма (вступ. ст.) / Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск: Попурри, 1999. с. 3-46.
105. Некрасова Л. Хаос и созидание в языковой картине мира А.Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 2000. с 378-384.
106. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм / Сочинения : В2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1997. 832 с. по. Пекина Н. В. Философские идеи прозы Андрея Платонова: проблема человека. Дис. канд. филол. наук. Нижневартовск, 2005. - с. 137.
107. Пинский JI. Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: Художественная литература, 1961. -336 с.
108. Платонов А. П. В звездной пустыне / Андрей Платонов. Сочинения. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2004. с. 176-181.
109. Платонов А. П. Взыскание погибших. М., 1995. 670 с.
110. Платонов А. П. Гидрофикация (Система искусств, орошения полей посредством рек) // Воронежская коммуна. 1921. 29 июля.
111. Платонов А. П. Город Градов / Платонов А. П. Чевенгур. Котлован. Ювенильное море. Город Градов. Куйбывшев, 1990. с. 578-611.
112. Платонов А. П. Два мира / Андрей Платонов. Сочинения: Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН. 2004. с. 23-24.
113. Платонов А. П. Деревянное растение. Из записных книжек. М.: Правда. 1990.-46 с.lis. Платонов А. П. Джан / Платонов А. П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. Минск., 1990. с. 449-559.
114. Платонов А. П. Епифанские шлюзы / Андрей Платонов. Повести и рассказы. Мастера русской прозы XX века. Л.: Лениздат, 1985. с. 6-37.
115. Платонов А. П. Записные книжки. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 424 с.
116. Платонов А. П. Иван Жох / Платонов А. П. Собрание сочинений: В 5т. Т. 1. М.: Информпечать, 1998. с. 367-380.
117. Платонов А. П. Котлован / Платонов А. П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. Минск: Мастацкая литература, 1990. с. 121-229.
118. Платонов А. П. Луначарский // «Подъем». Воронеж, 1989. № 9. с. 131-132.
119. Платонов А. А. Нормализованный работник / Андрей Платонов. Сочинения. Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2004. с. 131-132.
120. Платонов А. П. О любви / Платонов А. П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. Минск: Мастацкая литература, 1990. с. 648-652.
121. Платонов А. П. Песчаная учительница / Андрей Платонов. Повести и рассказы. Л.: Лениздат, 1985. с. 289-295.
122. Платонов А. П. Письма / Платонов А. П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. Минск: Мастацкая литература, 1990. с. 657-701.
123. Платонов А. П. Пролетарская Поэзия / Платонов А. П. Возвращение, М.:ш
124. Молодая гвардия, 1989. с. 44-49.
125. Платонов А. П. Родина электричества / Платонов А. П. Повести и рассказы. Л.: Лениздат, 1985. с. 274-288.
126. Платонов А. П. Сила сил / Платонов А. П. Чутье правды. М.: Советская Россия, 1990. с. 64-66.
127. Платонов А. П. Симфония сознания (Этюды о духовной культуре современной Западной Европы) / Андрей Платонов. Сочинения. Кн.2. М.: ИМЛИ РАН, 2004. с. 221-226.
128. Платонов А. П. Сокровенный человек // Андрей Платонов. Повести и рассказы. Мастера русской прозы XX века. Л.: Лениздат, 1985. с. 85-156.
129. Платонов А. П. Счастливая Москва // Новый мир. 1993. № 12. с. 9-58.
130. Платонов А. П. Фабрика литературы // Октябрь: независимый литературно-художественный журнал. 1991. № 10. с. 194-206.
131. Платонов А. П. Чевенгур / Платонов А. П. Чевенгур: Роман и повести. -М.: Советский писатель, 1989. с. 5-366.
132. Полежаев Д. В. Идея менталитета в русской философии «золотого века». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 360 с.
133. Полтавцева Н. Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университете, 1981. 144 с.
134. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. 272 с.
135. Проскурина Е. Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х 30-х годов. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 260 с.
136. Распутин В. Свет печальный и добрый // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.4. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 2000. с.• 7-9.
137. Рудаковская Э. Время грамматическое и время художественное в романе А.Платонова «Чевенгур» // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн.2. СПб.: Наука, 2000. с. 78-88.
138. Русские писатели. XX век. Биографии. М.: Дрофа, 2008. 432 с.
139. Савельзон И. Категория пространства в художественном мире А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.З. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 1999. с. 233- 243.
140. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - 396 с.
141. Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания (вступ. ст.) / Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1. Литературные памятники. М.: Мысль, 1990. с. 5-45.
142. Семенова С. Г. «В усилии к будущему времени.» (Философия Андрея. Платонова) // Преодоление трагедии : «Вечные вопросы в литературе». М.:f Советский писатель, 1989. с. 318-377.
143. Семенова С. Г. «Идея жизни» Андрея Платонова // Платонов А. Чевенгур: Роман и повести. Рига: Лиесма, 1989. с. 5-20.1 148. Семенова С. Г. «Тайное тайных» Андрея Платонова. (Эрос и пол) // Андрей
144. Платонов. Мир творчества. М : Современный писател, 1994. с. 122-153. i 149. Серафимова В. Д. Концепция детства в творчестве Андрея Платонова //
145. Скобелев В. П. О поэтике платоновской прозы // Подъем. Воронеж, 1981. №9. с. 143-149.
146. Скороспелова Е. Б. Достоинство «малого жанра» // Советский русский рассказ 20-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1990. с. 9-12.
147. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. с. 3-69.
148. Толстой JI. Н. Холстомер / Собр. соч. : в 22т. М.: Художественная литература, 1982. Т.12. с. 7-42.
149. Толстой JI. Н. Крейцерова соната / Собр. соч. : в 22т. М.: Художественная литература, 1982. Т.12. с. 123-195.
150. Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова. Russian Literature. Amsterdam, 1981. IX.III. с. 231-288.
151. Толстая-Сегал Е. «Стихийные силы»: Платонов и Пильняк: 1928-1929 / Толстая Сегал Е. Мирпослеконца. М.: РГГУ, 2002. с. 272-288.
152. Трофимов В. К. Душа русской цивилизации. Ижевск: Изд-во ГТУ. 1998. -150 с.
153. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987. Изд-во. Красноян. ун-та. Разд. 2. 217 с.
154. Унамуно М. де. Три назидательные новеллы и один пролог / Избранное. В 2 т. Т. 2. Л. : Худож. лит., 1981. с. 5-92.
155. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. 569 с.
156. Федоров Н. Ф. Библиотека духовного возрождения. Сочинения. М.: Раритет, 1994. 416 с.
157. Фещенко Е. В. Менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и России. Тексты лекций по спецкурсу. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 74 с.
158. Философский энциклопедический словарь / Ред. коллегия: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы. Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
159. Флоренский П. А. Столп и утверждения истины. М.: Правда, 1990. Т. 1.4. 1.-490 с.
160. Фоменко JI. П. К вопросу о концепции героя в творчестве А. Платонова 20-х годов / Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970. с. 45 55.
161. Франк С. JI. Реальность и человек. М. : Республика, 1997. — 479 с.
162. Франк С. JI. Смысл жизни // Вопросы философии. М., 1990. № 6. с. 68 -131.
163. Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. 1990. №5. с. 81-91.
164. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: вызов психотерапии. / Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. с. 308-321.
165. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. 509 с.
166. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 379 с.
167. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М.:Прогресс, 1988. с. 314-357.
168. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2007. 404 с.
169. Харитонов А. А. Способы выражения авторской позиции в повести А. Платонова «Котлован». Дис. канд. филол. наук. СПб, 1993.
170. Чалмаев В. А. Андрей Платонов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 2002. - 144 с.
171. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М.: Искусство, 1974.-550 с.
172. Чехов А. П. Красавицы / Полное собр. соч. В 30 т. Т. 7. Рассказы. Повести М.: Наука, 1977. с. 159-166.
173. Чехов А. П. Скучная история / Полное собр. соч. В 30 т. Т. 7. Рассказы. Повести. М.: Наука, 1977. с. 251-310.
174. Шестаков В. П. Эстетические категории: Опыт систематизации и исторического исследования. М.: Искусство, 1983.-385 с.
175. Шестов JI. И. Достоевский и Нитше (философия трагедии) // Шестов Л. Сочинения. М. : Раритет, 1995. с. 15-175.
176. Шестов Л. И. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс Гнозис, 1992. - 302 с.
177. Шестов, Л. И., Философия трагедии. М.: «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.-480 с.
178. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 6
179. Шиллер Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.-496 с
180. Шимонюк М. Деструкция языка и новаторство художественного стиля (по текстам Андрея Платонова). Katowice, 1997. 212 с.
181. Шлемова Н. А. Искусство в эпоху сердца: эстетическое в теософской традиции / Ориентиры: сб. ст. М. : ИФРАН, 2003. Вып.2. с. 130-152.
182. Шопенгауэр А. Новые паралипомены / Об интересном. М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997. с. 68-401.
183. Шопенгауэр А. О четверояком корне . Мир как воля и представление : В 2 т. Т. 1. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. 572 с.
184. Шопенгауэр А. Сборник произведений. Минск: «Попурри», 1999. 464 с.
185. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. I. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. — 667 с.
186. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет М.: Советский писатель. 1987. 368 с.
187. Шубин Л. Андрей Платонов // Вопросы литературы, 1967. №6. с. 26-54.
188. Шубин Л. Андрей Платонов / Платонов А. П. Чевенгур. М.: Высшая школа, 1991. с. 413-450.
189. Шубина Е. Приключение идеи: К истории создания романа Чевенгур // Литературное обозрение. 1989. № 9. с. 27-30.
190. Яблоков Е. А. Безвыходное небо (вступ, статья) // Платонов А. П. Чевенгур. М.: Высшая школа, 1991. с. 5- 22.
191. Яблоков Е. А. Комментарий / Платонов А. П. Чевенгур. М.: Высшая школа,1991. с. 518-651.
192. Яблоков Е. А. На берегу неба. СПб.: Petropolis, 2001. 376 с.
193. Яблоков Е. А. О типологии персонажей А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 1994. с. 194-203.
194. Яблоков Е. А. Счастье и несчастье Москвы («Московские сюжеты» у А. Платонова и Б. Пильняка) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып.2. М.: ИМЛИ РАН. Наследие, 1995. с. 221-239.
195. Яблоков Е. А. Художественная философия природы (Творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 1920-х начала 1930-х гт.)// Советская литература в прошлом и настоящем: Сб. ст. М.:МГУ, 1990. с. 55-71.
196. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 343 с.
197. Seifrid Т. Andrei Platonov: Uncertainties of spirit. Cambridge: Cambridge UP,1992. P. 103.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.