Корпоративная критика в современных российских СМИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Гринфельд Владимир Александрович

  • Гринфельд Владимир Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 193
Гринфельд Владимир Александрович. Корпоративная критика в современных российских СМИ: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2016. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гринфельд Владимир Александрович

Введение

Глава 1. Медиакритика как часть медиакультуры

1.1. Формы и функции медиакритики

1.2. Способность суждения в критическом дискурсе

1.3. Медиатекст как объект медиакритики

Выводы по первой главе

Глава 2. Полифункциональность и вариабельность медиакритики

2.1. Информационное поле телекритики

2.2. Эстетический подход арт-критики

2.3. Формат литературной рецензии в современной общественно-

политической прессе

Выводы по второй главе

Глава 3. Корпоративная медиакритика: технологический аспект

3.1. Корпоративная медиакритика на страницах специального издания

3.2. Технология критического анализа медиатекстов

3.2.1. Информационное сообщение на радио как объект медиакритики

3.2.2. Информационный видеосюжет как объект медиакритики

3.2.3. Интервью как объект медиакритики

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложения

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Корпоративная критика в современных российских СМИ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Важнейшими составляющими социокультурного развития современного общества стали информационно-коммуникационные технологии. В информационном обществе ведущей силой выступает производство продукта не материального, но информационного. Традиционные модели социального контроля разрушаются, и существенным фактором, способным удержать от распада динамическую систему личность-общество-государство, «является развитие информационной культуры»1. Система массовых коммуникаций, включающая в себя и СМИ, во многом определяет характеристики современного социума: технологические, экономические, правовые, государственные. Общество оказалось погруженным в «медиакультуру», которая выступает посредником между миром и социумом, государством и индивидом. Медиакультура как способ обращения с информацией включает в себя и культуру передачи информации, и культуру ее восприятия. Информационные потоки требуют развития компетенций определенного рода и уровня у всех, кто существует в медиапространстве. Анализируя методику обращения индивидуума с информацией, можно вывести заключение об уровне развития отдельного человека, его умении анализировать и воспринимать медиатекст, критически осмыслять информацию, а также заниматься медиатворчеством. Каждый, кто находится в контакте с медиатекстами, подвергается информационной агрессии. Реципиенты, способные структурировать полученную информацию, вычленять из нее элементы, достойные доверия, способны самостоятельно противостоять медиаугрозам. Остальные нуждаются в общественной и государственной защите.

Современная медиакультура не ограничивается традиционными медийными платформами, но распространяется на те сегменты

1 Массмедиа в условиях глобализации. М., 2015. С. 5.

3

интеллектуальной деятельности, которые до недавнего времени считались имманентными атрибутами «высокой» культуры. Исследователи распространяют понятие медиа на книгопечатную продукцию, киноиндустрию; также театры, концертные залы входят в пространство медиакультуры, а проза, поэзия, спектакли, музыкальные произведения в условиях господства медиакультуры представляются медиатекстами, функционирующими по медийным законам . Медиапотребители, оказавшиеся в ситуации «информационного взрыва», нередко не способны ориентироваться в множественности сообщений, не готовы выделить среди них релевантные, декодировать их и осмыслить.

Роль просвещения публики, адаптации аудитории к условиям информационного общества берут на себя деятели сферы медиаобразования. Разработаны несколько моделей системы подготовки потребителей медиакультуры, каждая из которых имеет основанием соответствующую модель постижения смысла определенного текста. Курсы медиаобразования предполагается вводить в учебных заведениях, как средних, так и высших. К решению этой задачи также привлечены медиакритики, работающие для соответствующих рубрик современной прессы. Имеется в виду, что в критических текстах, адресованных широкой аудитории, должны осмысляться основные свойства медиасообщений самых разных родов - от информационной заметки до ток-шоу - с тем, чтобы дать возможность публике более разумно участвовать в медиакультуре. Поскольку современные медиа конституируют самосознание общества, каждый индивидум, желающий актуализировать себя в качестве личности, должен освоить принципы критического анализа различных медиатекстов, научиться отличать реалии мира от их репрезентации в текстах.

Однако при этом деятельность самих журналистов, медиатворцов, производящих медиатексты всех видов, технология создания произведений, творческие интенции и возможности журналистов, литераторов, режиссеров

выводятся за рамки анализа. Автору исследования самому приходилось быть объектом медиакритики. Его работы в области медиакультуры получили достаточно высокую оценку критиков, но при этом хотелось, чтобы авторы обзоров и рецензий большее внимание уделяли не оценочной стороне, но аналитической. В условиях существования медиакультуры крайне необходима деятельность по структурированию и осмыслению медийной информации, поскольку качество профессиональной подготовки сотрудников современных СМИ кажется медиапрофессионалам недостаточным. В связи с этим представляется актуальной задачей исследовать возможность профессиональной медиакритики, то есть критики, которая полагает целевой аудиторией именно журналистское сообщество, и предложить некоторые направления ее развития. Прежде всего, речь должна идти о выработке необходимого набора критериев анализа медиатекстов, максимально не зависящих от вкуса критика и доступных верификации с профессиональной точки зрения.

Степень научной разработанности темы.

Теория медиакритики как критики текстов, размещенных на традиционных медийных платформах (пресса, радио, телевидение), разработана А.П. Короченским.

Это направление представляется составной частью критической мысли, включающей также критику литературную, театральную, музыкальную, художественную. Причем лидирующее положение занимает литературная критика. Русская культура литературоцентрична и хотя в последние годы

3

литература, кажется, начинает утрачивать ведущую позицию , прочие виды критики неминуемо ориентированы на литературную критику как наиболее отрефлектированную. Так, одно из последних и обстоятельных исследований телекритики непосредственно соотносит ее с критикой литературной .

3

Кризис литературоцентризма. М., 2014.

4 Чиненова О.С. История телекритики в России на фоне истории русской литературной критики. Саратов, 2006.

Особенность русской литературной критики исследователи видят в том, что она куда меньше занимается художественной стороной произведения, чем его общественно-политическим звучанием5. Российская литературная критика с середины XIX века делится на два противоборствующих лагеря: критика «реальная» и критика эстетическая. Противостояние и взаимообогащение обеих ветвей критики связано с противопоставления таких критиков, как Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин. Литературную критику реалистического периода русской литературы в аспекте борьбы эстетических идей изучали Б.Ф. Егоров6, Ф.Ф. Кузнецов7,

о

Н.И. Покусаев и др., причем интерес к «реальной» критике в работах исследователей превалировал.

Символисты, деятели рубежа позапрошлого и прошлого веков (А.Л. Волынский, Д.С. Мережковский, И.Ф. Анненский), пытались вывести на первый план проблемы художественной формы, разработать систему критериев для анализа произведения. В этом они оказались сторонниками критики «эстетической». Критику этого периода изучали В.В. Акимов9, П. А. Бугаенко10, А.В. Лавров и др.11

Но после революции 1917 года марксистская критика вновь вернулась к идеям критики «реальной». Литература рассматривалась прежде всего с утилитарной точки зрения. Тем не менее в начале 1920-х годов «формалисты» (В.М. Жирмунский, В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум и др.) пытались возобновить интерес к форме произведения. Художественное произведение представлялось им совокупностью функциональных приемов, выводящих на смысл текста. Однако

5 Менцель Б. Гражданская война слов: Российская литературная критика периода перестройки. СПб., 2006.

6 Егоров Б.Ф. Николай Александрович Добролюбов. М. 1986; Он же. Борьба эстетических

идей в России середины XIX века. Л., 1982.

' Кузнецов Ф.Ф. Круг Писарева. М., 1990. Покусаев Н.И. Н.Г. Чернышевский: очерк жизни и творчества. М., 1976.

9 Акимов В.В. В спорах о художественном методе: Из истории борьбы за социалистический реализм. Л., 1979.

10 Бугаенко П. А. Луначарский и советская литературная критика. Саратов, 1972.

11 Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы: жизнь и литературная деятельность. М., 1995.

6

последователи этой школы вынуждены были отойти в академическое литературоведение, оставив поле текущей критики «реалистам-утилитаристам», таким как В.В. Ермилов.

В последующие годы разные течения советской критической школы различались в основном идеологическими внелитературными установками. Возвращение к традициям собственно эстетической критики не считали

возможным ни «новомирские» критики, ни критики других «толстых»

12

журналов. Критику советского периода изучали Г.А. Белая12, М.М. Голубков13, В.П. Муромский14, В.В. Перхин15 и др.

Теоретико-исторические аспекты функционирования литературной критики в разные периоды анализировали Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, В.Г. Березина, Б.Ф. Егоров, В.И. Кулешов, В.В. Новиков, Е.И. Орлова, В.Ю. Тюпа, А.М. Штейнгольд, Г.В. Хомелев и др.16

Постсоветский период также сохранил первенствующее положение за реальной критикой. Это же соотношение между двумя видами критики определяет ситуацию и в медиакритике; некоторые исследователи (в частности, О. С. Чиненова) видят будущее медиакритики в увеличении доли

12

Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. М., 1989.

13

Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. М., 1992

14 Муромский В.П. Русская советская литературная критика: Вопросы истории, теории, методологии. Л., 1985.

15 Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. СПб., 1997.

16 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Эйхенбаум Б.М. «Мой временник»: Художественная проза и избранные статьи 20-30-х годов. СПб., 2001; Березина В.Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике. СПб., 1991; Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. Л., 1980; Он же. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. М., 1982; Кулешов В.И. История русской критики XVIII - начала XX веков. М., 1991; Новиков В.В. К феноменологии критической интерпретации (мировой контекст и отечественный опыт) // Вестник Московского университета. 2015. № 2; Орлова Е.И. Вторая жизнь. Статьи о русской литературе. Воспоминания. М., 2014; Тюпа В.А. Анализ художественного текста. М., 2009; Штейнгольд А.М. Анатомия литературной критики (природа, структура, поэтика). СПб., 2003; Хомелев Г.В. Понятие критики и ее формы. Л., 1991; Набиева Е.А. Рецензия как публицистический жанр. М., 2015; История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи. М., 2011.

эстетической критики, или, как они называют ее вслед за А. Дружининым, -«артистической».

Такое внимание к эстетическим, техническим, технологическим проблемам творчества подкрепляется и исследованием других видов критики - кинокритики, театральной, художественной, музыкальной. Критики этих областей творчества достаточно полно используют наработанные в ходе академических исследований критерии анализа текстов различного жанров.

Теоретические аспекты кино- и театральной критики изучали Р.Д. Копылова, Г. Аристарко, Н.А. Таршис, А.Я. Трабский, Н.С. Гаранина, Т.Д.

17

Орлова . Теоретические аспекты художественной и музыкальной критики были предметом научного осмысления М.Г. Смолиной, О.В. Краснояровой, С.М. Грачевой, Т. С. Курышевой, А.В. Украинской, Л. А. Земцовой18.

Критика медиатекстов, по утверждению А.П. Короченского, необходимо основывается на достижениях литературной и художественной (понимаемой в расширительном смысле) критики. Исследователь определил медиакритику как творческо-познавательную деятельность, «в ходе которой осуществляется критическое познание социально значимых, актуальных творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону создания

17

Копылова Р.Д. В поисках идентичности: Кинокритика и кинопроцесс. СПб., 2015; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966; Таршис Н.А. Театральная критика и театроведение // Введение в театроведение. СПб., 2011; Трабский А.Я. Советская театральная журналистика // Театральная критика 1917- 1927 годов. Л., 1987; Гаранина Н.С. О стиле театральной критики. М., 1965; Орлова Т.Д. Театральная журналистика. Становление, развитие и особенности функционирования в современных СМИ. Минск,

2002.

18

Смолина М.Г. Художественная критика в сфере изобразительного искусства. Красноярск, 2013; Красноярова О.В. Газетная художественная критика. Иркутск, 2004; Грачева С.М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы теории, история, образования. СПб., 2010; Курышева Т.С. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. М., 2007; Украинская А.В. Современная музыкальная критика и ее влияние на отечественную культуру. Саратов, 2006; Земцова Л.А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса. Волгоград, 2006.

8

медийного содержания...»19. А.П. Короченский предполагает, что, принимая во внимание состав авторов критических текстов, их интенции, а также целевую аудиторию, медиакритику можно разделить на три вида: академическую, профессиональную и массовую20.

Академическая критика, по мнению А.П. Короченского, «воплощена в

критико-журналистских трудах ученых и адресуется как исследователям, так

21

и профессионалам масс-медиа» . Необходимое условие для текстов академической критики - наличие теоретических концептуальных элементов. Целевая аудитория академической критики - в основном исследователи, занимающиеся масс-медиа. Профессиональная критика адресована именно журналистам и другим профессионалам и нацелена на развитие самосознания медийного сообщества. Для термина «профессиональная»

исследователь вводит синонимы: «внутрицеховая»,

22

«внутрикорпоративная» . Последнее обозначение и будет использоваться в данной работе в сокращенном виде «корпоративная», поскольку понятие «профессиональная» обладает некоторыми излишними коннотациями. Причем, исходя из условий существования текстов в современном медиапространстве, корпоративный характер критики определяется не столько адресатом сообщения, сколько принципами деятельности, интенциями самого автора. Массовая критика, в соответствии с характеристикой А.П. Короченского, адресована массовой аудитории -читателям, зрителям, слушателям и появляется, как правило, в общественно-политических изданиях. С нашей точки зрения, данный вид критики тяготеет

23

к публицистичности .

19 Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д, 2003. С. 35.

20 Там же. С. 43.

21 Там же С. 44.

22 Там же. С. 44.

23

23 Вводя понятие «публицистичность», мы опираемся на суждение Л.Г. Кайды о том, что под «публицистичностью» «...подразумевается ярко выраженная авторская позиция, а точнее, одна из форм проявления авторской тенденциозности» (Кайда Л.Г. Композиционная поэтика текста. М., 2011. С. 40).

9

Функции медиакритики, по определению А.П. Короченского, соответствуют основным функциям журналистики: коммуникативной, познавательной, регулятивной, просветительской, социально-организаторской. К ним исследователь добавляет специфические функции медиакритики, такие как: коррекционную и коммерчески-промоцийную. Поскольку в центре данной работы - профессиональная/корпоративная критика, то основное внимание уделяется реализации познавательной функции, а точнее - подфункции анализа. А.П. Короченский утверждает, что критическое суждение должно быть основано на фундаментальных принципах научного анализа и предлагает разделить аналитические методики на три основные группы: методики анализа информационного производства, методики анализа медийного содержания, методики анализа взаимоотношений средств массовой информации с социальной средой. Внимание автора настоящей работы направлено прежде всего на методики анализа медийного содержания.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В качестве основы анализа принимается различие в подходе к медиатекстам (в первую очередь, литературным текстам), проявившиеся в работах Н. Добролюбова и А. Дружинина, то есть различия в методике критики «реальной» и «артистической» (эстетической).

В основание исследования также положено сформулированное Иммануилом Кантом различие в способностях суждения: определяющая и рефлективная способность. Возможности объективированного суждения применительно к различным областям знания (политического, научного, художественного) рассмотрены в классических трудах Х. Арендт, Х.-Г.

24

Гадамера, Ю. Хабермаса, а также других исследователей .

24

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994; Арендт, Х. Ответственность и суждение. М., 2013; Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций. М., 2008; Разеев Д.Н. Телеология И. Канта. СПб., 2010.

Подход к вопросам медиакультуры, медиаобразования и медиаграмотности базируются на трудах В.В. Зверевой, А.В. Федорова, Н.Б Кирилловой, И.В. Жилавской, И. А. Фатеевой, Н.В. Чичериной и др.25

Понимание особенностей функционирования современных СМИ основывается на работах Р. А. Борецкого, С. А. Муратова, М.Н. Кима, В.В. Смирнова, А. А. Новиковой, Н.А. Барабаш и др.26

Принципы исследования медиатекстов в общем виде рассмотрены Е.П. Прохоровым, Г.Я. Солгаником, Т.Г. Добросклонской, Ю.Б. Балашовой, С.И.

27

Сметаниной и др. Предполагается, что с точки зрения канала распространения понятие медиатекст используется в двух значениях. В узком значении медиатекст - суть публикации, появившиеся на традиционных медийных платформах: печатная пресса, радио, телевидение. В широком смысле под медиатекстом понимается любой текст, функционирующий в информационном пространстве (в том числе, спектакль, фильм, музыкальное произведение, книга). Этой точки зрения придерживаются, например, Н.Б.

Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры. М., 2012; Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008; Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск, 2009; Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск, 2007; Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004; Чичерина Н. В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. М., 2008.

26 Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002; Зарва М.В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач. М., 2011; Барабаш Н.А. Телевидение и театр: Игры постмодернизма. М., 2015; Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры. М., 2012; Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004; Лаптева О. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М., 2007; Муратов С. А. ТВ - эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений. М., 2001.

27

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005; Солганик Г.Я. К определению понятия «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 7 - 15; Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи. М., 2010; Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. СПб., 2011; Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. СПб., 2002; Ленкова Т. А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий. М., 2011.

11

Кириллова и Т.Ф. Шак . В настоящем исследовании мы принимаем вторую позицию, трактующую медиатекст в расширительном смысле.

В диссертации использованы следующие методы: дискурс-анализ, описательный и сравнительный методы, контент-анализ, метод включенного наблюдения.

Объект исследования - современная российская медиакритика в контексте критического дискурса.

Предмет исследования - условия функционирования и приёмы корпоративной медиакритики.

Цель исследования: выявить формально-содержательные особенности корпоративной медиакритики в современных российских СМИ, включая разработку матрицы верифицируемых критериев для критического анализа ряда медиатекстов, в соотнесённости с интеракционной моделью коммуникации.

Задачи исследования:

1. Изучить основные условия функционирования медиакритики, прежде всего профессиональной.

2. Проанализировать тексты известных медиакритиков под углом зрения выявления верифицируемых критериев анализа текстов, применяемых в этой сфере интеллектуальной деятельности.

3. Провести контент-анализ текстов, опубликованных в печатном органе журналистского сообщества - журнале «Журналист», для характеристики основных тенденций профессиональной медиакритики.

4. Предложить модель профессиональной критической оценки качества медиатекстов, относящихся к разным журналистским жанрам.

Эмпирическая база исследования.

Медиакритика в русскоязычном информационном пространстве занимает достаточно большую область. Так, А.П. Короченский в своей

28

Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008; Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. Ростов-на-Дону, 2010.

12

монографии анализирует тексты, опубликованные в журналах «Журналист», «Профессия - журналист», «Среёа»29. Р.П. Баканов в исследовании, посвященном телекритике, разбирает тексты, помещенные в газетах разного уровня, как федерального, так и регионального. К сожалению, в силу экономических причин профессиональные журналы закрываются, а соответствующие рубрики в газетах сокращаются и по объему публикаций, и по их частотности.

В настоящее время в России выходит несколько профессиональных журналов, анализирующих состояние дел в журналистском сообществе: «Журналист», «Журналистика и медиарынок», отчасти «Медиа@льманах». Действуют сетевые порталы, среди которых наиболее известен «Лениздат». Также продолжают существовать рубрики, которые ведут известные медиакритики. В диссертации не исследуются сетевые ресурсы, поскольку их анализ требует несколько иного подхода. Также за пределами изучения остались тексты журналов «Журналистика и медиарынок» и «Медиа@льманах». Причина заключается в том, что, как представляется, первое издание еще находится в стадии становления, а во втором, издающемся на факультете журналистики МГУ, преобладают статьи собственно научного, академического характера.

На страницах газет традиционно представлены рубрики, где критически анализируется функционирование СМИ, и в первую очередь -телевидение. Для настоящего исследования выбраны медиакритики, чья деятельность безусловно признана журналистским сообществом и исследователями функционирования массмедиа в качестве образцов

30

профессиональной работы30. Также для сопоставления исследованы работы критиков, анализирующих смежные области: литературу, искусство, театр, музыку и т.д.

29

Короченский А.П. Указ. соч. С. 6.

30 Баканов Р.П. «Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991 - 2000 годов. Казань, 2007. С. 48.

В связи с вышеизложенным эмпирическая база настоящего исследования выглядит следующим образом:

1. Тексты медиакритиков, опубликованные в журнале «Журналист» в 2011, 2012, 2013 гг. Всего около 1000 текстов.

2. Тексты телекритиков И. Петровской, С. Тарощиной, Ю. Богомолова, А. Вартанова, А. Кондрашова, А. Мельмана, О. Пухнавцева, опубликованные в газетах: «Литературная газета» за 2014 год, «Московский комсомолец» за 2014 год, «Новая газета» за 2014 год, «Российская газета» за 2013 год, «Журналисте» за 2014 год. Всего около 150 текстов.

3. Тексты литературного критика А. Немзера, публиковавшиеся в газете «Время новостей» в период с 2003 по 2007 год и собранные в несколько сборников под общим названием «Дневник читателя». Всего около 500 текстов.

4. Тексты кинокритика М. Трофименкова, художественного критика К. Долининой, театральных критиков Л. Абызовой, Л. Шитенбург и Е. Омецинской, опубликованные в изданиях «Коммерсант Шеекепё»,«Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости» в 2014 году. Всего около 100 текстов.

Научная новизна исследования:

1. В качестве методологического подхода к корпоративной критике предложено рассматривать медиатекст как сумму технологических приемов. Обоснована необходимость ввести термин «публицистичная критика» наравне с такими дефинициями, как «академическая, корпоративная и массовая критика», предложенными А.П. Короченским. Показано, что вид критической публикации: «корпоративный», «публицистичный», «массовый» - в большей степени зависит от интенций автора текста и в меньшей - от предполагаемой целевой аудитории издания.

2. В результате анализа корпуса медиатекстов ведущих телекритиков российских СМИ определена частотность появления медийных персонажей в их текстах и показано, что внимание к ним критиков практически полностью

определяется фактором рейтинга медиаперсон. Также выявлена чрезмерная степень речевой агрессивности в текстах телекритиков.

3. На основе контент-анализа ведущего журнала профессионального журналистского сообщества - «Журналист» выявлено, что критика содержательной стороны медиатекстов значительно уступает обсуждению условий функционирования СМИ на медиарынке и в социуме.

4. В рамках заявленного подхода, базирующегося на концепции определяющей способности суждения, разработанной Иммануилом Кантом, а также теории «артистической», или эстетической критики, предложен набор критериев для критического анализа медиатекстов (информационного радиосообщения, информационного телевизионного сюжета, интервью как журналистского жанра). Показано, что рецензия, прежде всего литературная, в современной общественно-политической прессе трансформируется в эссе, а критика сближается с литературной журналистикой.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гринфельд Владимир Александрович, 2016 год

Источники:

1. Григорьев, А.А. Сочинения. В 2-х т. Т.2 Статьи; письма / А.А. Григорьев. - М.: Худож. лит., 1990. - 510 с.

2. Добролюбов, Н.А. Избранное / Н. А. Добролюбов. - М.: Искусство. 1986. - 432 с.

3. Дружинин, А.В. Литературная критика / А.В Дружинин. - М.: «Советская Россия», 1983. - 384 с.

4. Искусство кино. 2012.

5. Искусство кино. 2013 - 2014.

6. Журналист. 2011 - 2014.

7. Коммерсант Weekend. 2014.

8. Литературная газета. 2014.

9. Московский комсомолец. 2014.

10. Невское время. 2014.

11. Немзер, А.С. Дневник читателя: Русская литература в 2003 году. / А.С. Немзер. - М.: Время, 2004. - 336 с.

12. Немзер, А.С. Дневник читателя: Русская литература в 2004 году. / А.С. Немзер. - М.: Время, 2005. - 336 с.

13. Немзер, А.С. Дневник читателя: Русская литература в 2005 году. / А.С. Немзер. - М.: Время, 2006. - 432 с.

14. Немзер, А.С. Дневник читателя: Русская литература в 2006 году. / А.С. Немзер. - М.: Время, 2007. - 320 с.

15. Немзер, А.С. Дневник читателя: Русская литература в 2007 году. / А.С. Немзер. - М.: Время, 2008. - 544 с.

16. Новая газета. 2014.

17. Российская газета. 2013.

18. Русская критика / вступ. статья Б.Ф. Егорова. - Л.: Лениздат, 1973. -782 с.

19. Санкт-Петербургские ведомости. 2014.

20. Соболь, В. Читать ради жизни / В. Соболь. - СПб.: Союз Писателей Санкт-Петербурга, 2013. - 480 с.

21. Соколов-Митрич, Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?! / Д. Соколов-Митрич. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

22. Тарощина, С. «Рожденные телевизором» / С. Тарощина. - М.: Астрель, 2012. - 440 с.

Литература:

1. Алешина, Н.В. К вопросу о функциях профессиональной медиакритики / Н.В. Алешина // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - С. 202 - 206.

2. Арендт, X. Ответственность и суждение / X. Арендт. - М.: Изд. Института Гайдара, 2013. - 352 с.

3. Арендт, X. Лекции по политической философии Канта / X. Арендт -СПб.: «Наука», 2011. - 302 с.

4. Баканов, Р.П. «Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991 - 2000 годов / Р.П. Баканов. - Казань: Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина, 2007. - 297 с.

5. Баканов, Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику / Р.П. Баканов. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. -256 с.

6. Баканов, Р.П. Типологические особенности современной российской медийной критики / Р.П.Баканов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» / отв. ред.: Краснов С.В., Витковская Н.Г., Исакова Т.Б. -Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2009. - С. 114 - 122.

164

7. Балашова, Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа / Ю.Б. Балашова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 363 с.

8. Барабаш, Н.А. Телевидение и театр: Игры постмодернизма / Н.А. Барабаш. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 184 с.

9. Баранов, В.И., Бочаров, А.Г., Суровцев, Ю.И., Литературно-художественная критика / В.И.Баранов, А.Г.Бочаров, Ю.И.Суровцев - М.: Высшая школа, 1982. - 207 с.

10. Барбой, Ю.М. и др. Театральная критика и современность / Ю.М. Барбой и др. - Л.: ЛГИТМИК, 1982. - 75 с.

11. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Р. Барт. -М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

12. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

13. Башкатова, А.Г. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры: автореф. дис. канд. филол. наук / А.Г. Башкатова. — М., 2013. - 22 с.

14. Бердышева, Н.Ю. Современное аналитическое вещание: формирование телевизионной картины мира: автореф. дис. канд. филол. наук / Н.Ю. Бердышева. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 24 с.

15. Богомолов, Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000 - 2002 / Ю.А. Богомолов. - М.: МИК, 2004. - 368 с.

16. Борецкий, Р.А. Осторожно, телевидение! / Р.А. Борецкий. - М.: Икар, 2002. - 259 с.

17. Бурсов, Б.И. Критика, как литература / Б.И. Бурсов. - Л.: Лениздат, 1976. - 322 с.

18. Васильев, А. Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления/ А. Д. Васильев. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 224 с.

20. Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках / А.С. Вартанов. - М.: КДУ; Высшая школа, 2003.

- 320 с.

21. Введение в театроведение / сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011. - 367 с.

22. Виноградова, С.М., Мельник, Г.С. Психология массовой коммуникации / С.М. Виноградова, Г. С. Мельник. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 512 с.

23. Время работать на радио. Современная журналистика в разных жанрах / под ред. Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. -192 с.

24. Гаврилов, К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом / К. Гаврилов. - СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2007. - 299 с.

25. Гадамер, X.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / X-Г. Гадамер. - М.: «Прогресс», 1988. - 704 с.

26. Гаймакова Б. и др. Мастерство эфирного выступления: Учеб. пособие / Б. Гаймакова и др. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 283 с.

27. Гаранина, Н.С. О стиле театральной критики: Учебно-методическое пособие к спецсеминару для студентов-заочников факультетов журналистики государственных университетов / Н.С. Гаранина. - М.: Изд-во Московского университета, 1965. - 68 с.

28. Голубков М.М. История русской литературной критики XX века (1920 -1990-е годы) / М.М. Голубков. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

- 368 с.

29. Гринфельд В.А. Технология интервью: Учебно-методическое пособие / В.А. Гринфельд. - СПб.: Изд-во СПбГУТД, 2015. - 56 с.

30. Гринфельд В. Фактор влияния аудитории в современном обществе //

Электронные средства массовой информации: Вчера, сегодня, завтра:

166

материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (12 апреля 2010 года). - СПб,: СПбГУП, 2010. С. 54 - 57.

31. Дейк, Т.А. ван. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т.А. ван Дейк. - М.: URSS Либроком, 2013. - 340 с.

32. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: Опыт исследования современной английской медиаречи / Т.Г. Добросклонская. -М.: КРАСАНД, 2010. - 288 с.

33. Добросклонская, Т.Г. Язык средств массовой информации / Т.Г. Добросклонская. - М.: КДУ, 2012. - 116 с.

34. Добросклонская, Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе / Т.Г.Добросклонская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. - С. 66 -68.

35. Егоров, Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль / Б.Ф. Егоров. - Л.: Советский писатель, 1980. - 320 с.

36. Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848 - 1861) / Б.Ф. Егоров. - Л.: Искусство, 1982. - 269 с.

37. Ермилов, А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту / А. Ермилов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.

38. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежной аудитории / И.В. Жилавская. - Томск: ТИИТ, 2009. - 322 с.

39. Жилавская, И.В. Медиаобразование как фактор формирования аудитории СМИ / И. В. Жилавская // Медиакультура новой России. Материалы международной научной конференции. Том II. - Екатеринбург -Москва: Академический проект, 2007. - С. 431 - 435.

40. Зарва, М.В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач / М.В. Зарва. -М.: Флинта: Наука, 2011. - 376 с.

41. Зверева, В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры / В.В.Зверева. - М.: РГГУ, 2012. - 224 с.

167

42. Зверева, Н.В. Школа регионального тележурналиста / Н.В. Зверева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.

43. Земцова, Л.А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса: автореф. дис. канд. филол. наук / Л.А. Земцова. - Волгоград, 2006. - 24 с.

44. Зинова, Е.А. Методика обучения студентов журналистов рецензии как жанру современной медиасферы: автореф. дис. канд. филол. наук / Е.А. Зинова. - М., 2012. - 22 с.

45. Иванова, Н. Русский крест: литература и читатель в начале нового века. / Н.Иванова. - М.: Время, 2011. - 384 с.

46. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / под ред. Румин Ислам; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 293 с.

47. Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 октября 2007 г / [науч. ред. - д.филол.н., проф. В.З. Гарифуллин; сост. -к.филол.н., Р.П. Баканов]. - Казань : Изд-во Казанского государственного университета, 2007. - 262 с.

48. История русской журналистики XVIII - XIX века / под ред. Л.П. Громовой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 600 с.

49. История русской литературной критики / под ред. В.В. Прозорова. - М.: Высш. шк., 2002. - 463 с.

50. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи / под ред. Е.Добренко, Г.Тиханова. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 792 с.

51. Казак, М. Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_kazak.htm. (Дата обращения - 27.02.16).

52. Казак, М.Ю. Язык газеты / М.Ю. Казак. - Белгород: Издательский дом «Белгород», 2012. - 120 с.

53. Казак, М.Ю. Феномен разговорности в языке газеты / М.Ю. Казак. -Белгород: Политерра, 2009. - 160 с.

54. Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет / Л.Г. Кайда. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 184 с.

55. Кайда, Л.Г. Композиционная поэтика текста / Л.Г. Кайда. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 408 с.

56. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - М.: «Искусство», 1994. - 365 с.

57. Катлип, Скотт М., Сентер, Аллен Х., Брум, Глен М.. Паблик Рилейшенз: Теория и практика / М. Скотт Катлип и др. - М.: «Вильямс», 2001. - 614 с.

58. Кемарская, И.Н. Телевизионный редактор / И.Н. Кемарская. - М., Аспект Пресс, 2004. - 191 с.

59. Кийт, М. Радиостанция / М. Кийт. - М.: «Мир», 2001. - 462 с.

60. Ким, М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 336 с.

61. Ким, М.Н. Основы творческой деятельности журналиста / М.Н. Ким. -СПб., Питер, 2011. - 400 с.

62. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический проект; Культура, 2008. - 496 с.

63. Кирия, К.Д. Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность: автореф. дис. канд. филол. наук / К.Д. Кирия. - М., 2007. -26 с.

64. Ключи к эфиру: в 2 кн. кн. 1. Журналист и политика / под ред. Г.А. Шевелева. - М., Аспект Пресс, 2007. - 205 с.

65. Коваленко, А.Н. Журналистика и ее информационное окружение // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. научных трудов Первой Всерос. науч.-практ. конф. (9-10 апр. 2014 г.) / А.Н. Коваленко. - СПб.: ГУТД, 2015. - С. 37-39.

66. Кодола, Н. Интервью / Н. Кодола. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 174 с.

67. Колядич, Т.М. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания / Т.М. Колядич. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 360 с.

68. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1975. - 720 с.

69. Копнина, Г.А Речевое манипулирование / Г.А. Копнина. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 176 с.

70. Копылова, Р. Д. В поисках идентичности: Кинокритика и кинопроцесс. Очерки / Р.Д. Копылова. - СПб.: РИИИ, 2015. - 212 с.

71. Корконосенко, С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование / С.Г. Корконосенко. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2004. - 240 с.

72. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение / С.Г. Корконосенко. - М.: Логос, 2010. - 248 с.

73. Короченский, А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики / А.П. Короченский. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. -280 с.

74. Короченский, А.П. Регулятивная роль медиакритики / А.П. Короченский. // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. - С. 177 - 193.

75. Костырко, С.П. Простодушное чтение / С.П. Костырко. - М.: Время, 2010. - 368 с.

76. Красноярова, О.В. Газетная художественная критика / О.В. Красноярова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. - 212 с.

77. Криницын, Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов / Е. Криницын. - М.: Альпина Паблишерс, 2010. - 182 с.

78. Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 400 с.

79. Культура русской речи / отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. - М.: Норма, 2009. - 560 с.

81. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика / Т. А. Курышева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 295 с.

82. Кэролл, В. Маккаллах. Новости на ТУ / В. Кэрролл. - М.: Мир, 2004. -285 с.

83. Лаптева, О.А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте / О.А. Лаптева. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 520 с.

84. Латынина, А.Н. Комментарии: Заметки о современной литературе / А.Н. Латынина. - М.: Время, 2009. - 704 с.

85. Лащук, О.Р. Редактирование информационных сообщений / О.Р. Лащук. - М.: Аспект Пресс, 2004. -159 с.

86. Лащук, О. Р. Рерайтинг новостных интернет-сообщений в России (2000 -2013 гг.): автореф. дис. док. филол. наук / О.Р. Лащук. - М., 2014. - 48 с.

87. Лебедева, Т.В. Жанры радиожурналистики / Т.В. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.

88. Ленкова, Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий / Т.А. Ленкова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 136 с.

89. Липков, А.И. Проблема художественного воздействия: принцип аттракциона / А.И. Липков. - М.: Наука, 1990. - 240 с.

90. Лисичкина, Н.А. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория (на примере ВГТРК) : автореф. дис. канд. филол. наук / Н.А. Лисичкина. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 26 с.

91. Лисоченко, О.В. Риторика для журналистов: прецедентность в языке и речи / О.В. Лисоченко. - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2007. - 318 с.

92. Литвиненко, А.А. Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации / А.А. Литвиненко. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. - 171 с.

93. Лукина, М.М. Технология интервью / М.М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 192 с.

94. Ляшенко, Б. Xочу к микрофону / Б. Ляшенко. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 125 с.

95. Майдурова, О.Ф. Работа над телевизионным репортажем / О.Ф. Майдурова. - СПб: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2004. - 40 с.

96. Макки, Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Р.Макки. - М.: Альпина нон-фикшн, 2008. - 456 с.

97. Маккой, К. Вещание без помех / К. Маккой. - М.: Мир, 2000. - 285 с.

98. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Г.М. Маклюэн. - М.: Кучково поле, 2011. - 464 с.

99. Маркелова, Т.В., Петрушина, М. В. Языковая личность журналиста и ее речевой портрет / Т.В. Маркелова, М.В. Петрушина. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2015. -№ 4 (июль - август). - С. 15 - 21.

100. Массмедиа в условиях глобализации: Информационно-коммуникационная безопасность / под общ. ред. проф. В.И. Василенко. - М.: Проспект, 2015. - 168 с.

101. Матисон, Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов / Д. Матисон. - X.: Изд-во «Гуманитарный центр» (О.В. Гритчина), 2013. - 264 с.

102. Митта, А. Кино между адом и раем / А. Митта. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Подкова, 2002. - 480 с.

103. Морриш, Д. Издание журнала: от идеи до воплощения / Д. Морриш. -М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008. - 297 с.

104. Муратов, С.А. ТВ - эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений / С. А. Муратов. - М.: Логос, 2001. - 239 с.

105. Мясникова, М.А. Телевидение в современном пространстве / М.А. Мясникова // Медиакультура новой России. Материалы международной

научной конференции. Том II. - Екатеринбург; М.: Академический проект, 2007. - С. 134 - 149.

106. Набиева, Е.А. Рецензия, как публицистический жанр / Е.А. Набиева. -М.: Флинта: Наука, 2015. - 160 с.

107. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования / М. М. Назаров. - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. -360 с.

108. Назарова, Я.В. Информационное телевещание государственных и частных телеканалов: автореф. дис. канд. филол. наук / Я.В. Назарова. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 24 с.

109. Ненашев, М.Ф., Хохлогорская, Е.Л. Некоторые социально психологические аспекты профессионального журналистского образования в России / М.Ф. Ненашев, Е.Л. Хохлогорская // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2015. - № 4 (июль

- август). - С. 4 -14.

110. Новиков, В.И. Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики / В.И. Новиков // Медиаскоп [электронное издание]. 2012. Вып. 2.

111. Новиков, В.И. Жанр литературной рецензии в современной отечественной прессе / В.И. Новиков // Медиаскоп [электронное издание]. 2012. Вып. 2.

112. Новиков, В.И. К феноменологии критической интерпретации (мировой контекст и отечественный опыт) / В.И. Новиков // Вестник Московского университета, серия 10 Журналистика. - 2015. - № 2 (март - апрель). - С. 61

- 71.

113. Новиков, К.Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке / К.Ю. Новиков. - М.: Издательство «ВК», 2006. - 88 с.

114. Новикова, А. А. Телевидение и театр: пересечение закономерностей / А.А. Новикова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 176 с.

115. Новикова, А. А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / Новикова А. А. - СПб.: Алетейя, 2008. - 208 с.

116. Новикова, А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности / А.А.Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: ИД Высшей школы экономики, 2013. - 236 с.

117. Новый журналист / под ред. Р. Кухарчука. - Киев: Брайт Стар Паблишинг, 2014. - 208 с.

118. Орлова, Е.И. Вторая жизнь. Статьи о русской литературе. Воспоминания / Е.И. Орлова. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. - 272 с.

119. Орлова, Е.И. Литература, журналистика, филология: поле взаимодействия / Е.И. Орлова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2012. - № 5. - С. 77 - 85.

120. Орлова, Т.Д. Театральная журналистика. Становление, развитие и особенности функционирования в современных СМИ: автореф. дис. канд. филол. наук / Т.Д. Орлова. - Минск, 2002. - 40 с.

121. Павлова, Е.Д. Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание: социально-философский анализ / Е.Д. Павлова. -М.: Наука, 2007. - 206 с.

122. Перхин, В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи / В.В. Перхин. - СПб.: Изд-во С.Петербургского университета, 1997. - 308 с.

123. Перхин, В.В. «Открывать красоты и недостатки...»: Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век / В.В. Перхин. - СПб.: Лицей, 2001. - 256 с.

124. Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 160 с.

125. Поберезникова, Е.В. Телевидение взаимодействия / Е.В. Поберезникова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 220 с.

126. Попова, Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т.И. Попова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. - 220 с.

127. Почепцов, Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций / Г.Г. Почепцов

- Киев: Альтерпресс, 2008. - 403 с.

128. Прохоров, Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 202 с.

129. Пушкин, А.С. Евгений Онегин. Капитанская дочка / коммент. В. Соболя.

- М.: АСТ, 2012. - 468 с.

130. Радиожурналистика / под ред. А.А.Шереля. - 3-изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 480 с.

131. Радио: музыкальное, новостное, общественное / под ред. В. А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с.

132. Разеев, Д.Н. Телеология И. Канта / Д.Н. Разеев. - СПб.: Наука, 2010. -307 с.

133. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. - СПб., Азбука-классика, 2001. - 320 с.

134. Ремарк, Э.М. На западном фронте без перемен: роман / коммент. В. Соболя. - М.: АСТ, 2014. - 269 с.

135. Русская литература XXI века: ориентиры и ориентации: материалы научн.-прак. семинара 22-23 апр. 2011 г. / под общ. ред. М.А.Черняк. - СПб.: ООО «Север», 2011. - 240 с.

136. Русская разговорная речь / отв. ред. Е.А. Земская. - М.: «Наука», 1973 г.

- 486 с.

137. Сальникова, О.А. Обучение рецензированию как способу выражения аргументированной оценки: автореф. дис. канд. филол. наук / О.А. Сальникова. - М., 1998. - 24 с.

138. Силантьев, И.В. Газета и роман: риторика дискурсных смешений / И.В. Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 222 с.

140. Сметанина, С.С. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стили журналистики конца XX века) / С.И. Сметанина. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 г. - 383 с.

141. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики / В.В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.

142. Смирнов, В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм / В.В. Смирнов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с.

143. Соболь, В.А. Неопознанные аллюзии: современная критика о романе Г.Владимова // Вопросы литературы. 2014. № 5. С. 301 - 319.

144. Солганик, Г.Я. К определению понятия «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 2.

- С. 7 -15.

145. Станько, А.И Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в. - 60-е гг. XIX в.)/ А.И. Станько. - Издательство Ростовского университета, 1986. - 208 с.

146. Сухотина, М.Ю. Литературное обозрение: современная жизнь и культурная функция жанра (на примере "New York Review of Books") : автореф. дис. канд. филол. наук / М.Ю. Сухотина. - М.: Изд-во МГУ, 2004. -28 с.

147. Таршис, Е.Я. Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа / Е.Я. Таршис - М.: Книжный дом "Либроком", 2012. - 160 с.

148. Таршис, Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии /Е.Я. Таршис. -М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 176 с.

149. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 352 с.

150. Тимченко, И. С. Авторская колонка в современных СМИ / И.С. Тимченко. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. - 172 с.

151. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. -М.: «Наука», 1977. - 572 с.

152. Тюпа, В. А. Анализ художественного текста / В. А. Тюпа. - М.: Академия, 2009. - 331 с.

153. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации / И.А. Фатеева. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

154. Федоров, А.В. и др. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании/ А.В. Федоров и др. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 257 с.

155. Федоров, А.В., Челышева, И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А.В. Федоров, И.В. Челышева. - Таганрог, Изд-во «Познание», 2002. - 266 с.

156. Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - Таганрог: изд-во Кучма, 2004. - 340 с.

157. Федоров, А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов / А. В. Федоров. -М.: МОО «Информация для всех», 2012. - 182 с.

158. Фрейберг, Л. А. Древнегреческая литературная критика / Л. А. Фрейберг. - М.: Наука, 1975. - 480 с.

159. Фрейлих, С.И. Телевизионные парадоксы: Дневник критика / С.И. Фрейлих. - М.: Киноцентр, 1995. - 80 с.

160. Xабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Ю. Xабермас. - М.: Издательство «Весь мир»», 2008. - 416 с.

161. Xалперн, Д. Психология критического мышления / Д. Xалперн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.

162. Xимик, В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен / В.В. Xимик. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. -272 с.

163. Xомелев, Г.В. Понятие критики и ее формы / Г.В. Xомелев. - Л.: Изд-во Ленинградского фин.-экон. ин-та, 1991. - 193 с.

177

164. Цвик, В. Л. Телевизионная служба новостей / В. Л. Цвик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 319 с.

165. Чапек, К. Как это делается / К. Чапек. - Петрозаводск: Госиздат Карел. АССР, 1960. - 111 с.

166. Чиненова, О. С. История телекритики в России на фоне истории русской литературной критики: автореф. дис. канд. филол. наук / О.С. Чиненова. -Саратов, 2006. - 22 с.

167. Чичерина, Н. В. Медиатекст, как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 232 с.

168. Шак, Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста: автореф. дис. док. филол. наук / Т.Ф. Шак. - Ростов-на-Дону, 2010. - 54 с.

169. Шалак, В.И. Современный контент-анализ / В.И. Шалак. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 272 с.

170. Шевченко, О.Н. Вопросы теории радиожурналистики на страницах профессиональной прессы: автореф. дис. канд. филол. наук / О.Н. Шевченко.

- Ростов-на-Дону, 2007. - 24 с.

171. Шестеркина, Л.П., Николаева, Т.Д. Методика телевизионной журналистики / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. - М.: Аспект Пресс, 2012.

- 224 с.

172. Шергова, О.Б. Медиаобразование и журналистика (коммуникативные и лингвистические компоненты): автореф. дис. канд. филол. наук / О.Б. Шергова. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 32 с.

173. Штейнгольд, А.М. Анатомия литературной критики (природа, структура, поэтика) / А. М. Штейнгольд. - СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 2003. - 204 с.

174. Шукшин, В. Шире шаг, маэстро! / В. Шукшин. - М.: Вагриус, 2005. -464 с.

176. Эйхенбаум, Б.М. «Мой временник»... Художественная проза и избранные статьи 20-30-х годов / Б.М. Эйхенбаум. - СПб.: ИНАПРЕСС, 2001. - 656 с.

177. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко. -СПб.: «Симпозиум», 2005. - 502 с.

178. Эхо Москвы. Непридуманная история / сост. Леся Рябцева. - М.: Издательство АСТ, 2015. - 416 с.

179. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. -760 с.

180. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический Проект, 2011. - 332 с.

181. Якубовский, А.А. Профессия: театральный критик / А.А. Якубовский. -М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. - 552 с.

182. Яременко, Н. Как стать радиожурналистом. Работа на радио в вопросах и ответах / Н.Яременко. - М.: Этерна, 2011. - 272 с.

183. Ярцева Н. Ради Радио: Как стать популярным радиоведущим / Н.Ярцева.

- М.: ООО «Альпина нон-фикшн», 2011. - 224 с.

184. Flores-Koulish, S. Teacher education for Critical Consumption of Mass Media and Popular Culture / S. Flores-Koulish. - NY, RoutledgeFalmer, 2005. -150 p.

185. Journalism Education in Europe and North America/ Edited by Romy Frolich and Christina Holtz-Bacha. - Hamton Press, Inc. Cresskill, New Jersey, 2003.

186. Masterman, L. Teaching the media. London: Comedia Publishing group, 1985.

188. Jenkins, H. Confronting the challenges of participatory culture: media education for 21st century / H Jenkins with R. Purushotma... [et al.]. -Massachusetts Institute of Technology, 2009.

189. Levendusky, M. How partisan media polarise America/ M. Levendusky. -Chicago, The university of Chicago press, 2013.

190. Media criticism [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //j ournalism .nyu. edu/undergraduate/concentrations/media-critici sm. (Дата обращения - 25.09.15).

191. Potter, W. James. Media literacy / W. James Potter. - Los Angeles.: SAGE Publications Inc, 2011.

192. Rafe, S. C. Mastering the news media interview : How to succed at television, radio, a. print interviews /Stephen C. Rafe. - [Cambridge] : Harper Business, Cop.1991. - XVIII, 170 с.

Таблица 1.

Я > 1

№ ТВ-персона Петровская Таро-щина Конд-рашов Пух-навцев Богомолов Мель-ман Вартанов Кол-во критиков Кол-во упомин

1 А. Абдулов 3 1 3

2 Ф. Абрамов 1 1 1

3 А. Аваков 1 1 1

4 И. Авербух 1 1 1

5 С. Аксенов 1 1 1

6 Б. Акунин 1 1 1

7 И. Аллегрова 1 1 1

8 И. Алферова 1 1 1

9 Е. Андреева 1 1 1

10 Ю. Андропов 1 1 1

11 И. Апексимова 1 1 1

12 Л. Аристархова 1 1 1

13 Ю. Арабов 1 1 1

14 Д. Арбенина 1 1 1

15 А. Арканов 1 1 1

16 А. Аркус 1 1 1

17 А. Архангельский 2 1

18 П. Астахов 1 1 1

19 Л. Ахеджакова 1 1 1

20 Р. Бабаян 1 1 1 1

21 Н. Бабкина 1 1 1

22 А. Балабанов 1 1 1

23 Ю. Барановская 1 1 1

24 О. Басилашвили 1 1 1

25 А. Бегак 1 1 1

26 Б. Березовский 2 1

27 Б. Берман 4 1

28 Э. Блёданс 1 1 1

29 А. Болтенко 1 1 1

30 В. Бортко 3 2

31 Н. Брегвадзе 1 1 1

32 С. Брилев 1 3

33 Л. Броневой 2 1

34 Б. Брыльска 1 1 1

35 Г. Бурков 1 1 1

36 Дм. Быков 1 1

37 А. Васильев 1 1 1

38 Б. Васильев 1 1 1

39 А. Вассерман 1 2

40 Т. Веденеева 1 1 1

41 М. Веллер 1 4

42 А. Венедиктов 2 1

43 И. Верник 1 1 1

44 Б. Владимиров 1 1

№ ТВ-персона Петровская Таро-щина Конд-рашов Пух-навцев Богомолов Мель-ман Вартанов Кол-во критиков Кол-во упомин

45 А. Вовк 1 1 1

46 С. Волков 1 1 1

47 П. Волкова 1 1 1

48 А. Волочкова 1 1 1

49 Г. Волчек 2 1 2

50 О. Воронец 1 1 1

51 Ю. Высоцкая 1 1 1

52 В. Высоцкий 3 1 3

53 А. Габрелянов 1 2 3

54 О. Газманов 2 1 2

55 Б.Галкин 1 1 1

56 М. Галкин 1 1 1

57 М. Генделев 1 1 1

58 Н. Герасименко 1 1 1

59 П. Глоба 1 1 1

60 В. Глускер 1 1 2

61 Л. Гозман 1 1 1

62 А. Голованов 1 1 1

63 К. Гольденцвайг 1 1 1

64 А. Гончаренко 1 1 1

65 С. Гончаров 1 1 1

66 А. Гордон 4 1 1 4 1 11

67 Д. Гранин 1 1 2

68 Н. Гришаева 2 1 2

69 С. Грызунов 1 1 1

70 Д. Губерниев 3 1 3

71 В. Гусев 1 1 1

72 М. Гусман 1 1 1

73 А. Гуськов 1 1 1

74 М. Державин 1 1 1

75 Н. Джигурда 1 1 1

76 Д. Дибров 1 2 1 1 5

77 А. Добров 1 1 1 1

78 Е. Додолев 1 1 1

79 А. Долецкая 1 1 1

80 С. Доренко 2 2 1 5

81 Т. Доронина 1 1 1

82 А. Дубас 1 1 2

83 В. Дымарский 1 1 1

84 Е. Евтушенко 2 1 2

85 А. Егоров 1 1 1

86 В. Елисеев 1 1 1

87 С. Ениколопов 1 1 1

88 В. Ерофеев 1 1 1

89 И. Жандарев 4 1 4

90 Е. Жариков 1 1 1

91 М. Жванецкий 1 1 3 3 5

92 С. Железняк 3 1 2 4

93 В. Жириновский 3 1 6 1 4 11

94 А. Жулин 1 1 1

95 В. Заводченков 1 1 1

96 Л. Закошанский 1 1 1 1

97 М. Захаров 1 1 1

98 И. Зейналова 2 5 1 1 4 9

99 М. Зеленский 4 1 2 5

100 М. Зыгарь 1 1 1

101 И. Золотусский 1 1 1

102 С. Игнатова 1 1 1

103 Н. Иванова 1 1 1

104 Д. Кайстро 1 1 1

№ ТВ-персона Петровская Таро-щина Кондрашов Пух-навцев Богомолов Мель-ман Вартанов Кол-во критиков Кол-во упомин

105 Т. Канделаки 2 1 2

106 А. Караулов 1 2 2 3

107 Н. Караченцев 1 1 1

108 А. Квашенкина 1 1 1

109 Т. Кизяков 1 1 1

110 К. Кикнадзе 1 1 1

111 З. Кириенко 1 1 1

112 Ф. Киркоров 3 6 2 9

113 Дм. Киселев 7 15 1 1 9 5 33

114 Евг. Киселев 1 - 1 2 2

115 И. Кобзон 2 1 2

116 А. Козлов 1 1 1

117 О. Кокорешкина 1 1 1

118 И. Коломойский 1 1 1

119 В. Кондратьев 1 1 1

120 А. Кондрашов 1 1 2 2

121 В. Конкин 1 1 1

122 А. Кончаловский 1 2 2 3

123 Кончита 1 1 1

124 В. Коренев 1 1 1

125 Н. Королева 2 1 2

126 Б. Корчевников 5 4 6 4 1 5 20

127 В Крашениннико ва 1 1 1

128 И. Крутой 1 1 1

129 А. Кудрин 1 1 1

130 В. Кузьмина 1 1 1

131 С. Кургинян 3 1 1 3 5

132 М. Леонтьев 4 1 4 3 9

133 Г. Лепс 1 1 1

134 И. Лесневская 1 1 1

135 Э. Лимонов 1 1 1

136 П. Лобков 2 1 1 3 4

137 Лолита 3 1 2 4

138 Ю. Лужков 1 1 1

139 С. Лукьяненко 1 1 1

140 Ф. Лукьянов 1 1 1

141 О. Ляшко 1 1 1

142 А. Макаревич 2 3 1 3 5

143 Л. Максакова 1 1 1

144 А. Максимов 2 1 2

145 М. Максимовская 2 1 6 1 4 10

146 А. Малахов 2 2 15 10 3 5 32

147 Е. Малышева 2 3 2 5

148 А. Мамонтов 4 6 1 1 4 5 16

149 С. Марков 2 3 1 1 4 7

150 В. Маркин 1 1 1 1

151 А. Масляков 1 1 1

152 Г. Мартынюк 1 1 1

153 А. Маршал 1 1 1

154 В. Матвиенко 3 1 3

155 Э. Мацкявичюс 1 1 1

156 В. Машков 2 1 2

157 Д. Медведев 1 2 2 3

158 В. Мединский 3 2 2 5

159 В. Меладзе 1 1 2 2

160 В. Мельников 1 1 1

№ ТВ-персона Петровская Таро-щина Конд-рашов Пух-навцев Богомолов Мель-ман Вартанов Кол-во критиков Кол-во упомин

161 Ю. Меньшова 2 1 2 3

162 Н. Метлина 1 1 2 2

163 В. Милонов 1 1 1

164 С. Минаев 1 1 1 3 3

165 С. Миронов 1 1 1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.