Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Нерсесова, Татьяна Евгеньевна

  • Нерсесова, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 199
Нерсесова, Татьяна Евгеньевна. Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2012. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нерсесова, Татьяна Евгеньевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Современное рецензирование в контексте социальных трансформаций

1.1. Детерминация рецензирования как вида журналистской деятельности

1.2. Генезис критической мысли в отечественной литературе

и журналистике

1.3. Аксиологические аспекты современного рецензирования

2. Предметно-тематические направления рецензирования

2.1. Рецензирование продуктов духовной деятельности (художественная критика)

2.2. Рецензирование продуктов духовно-практической деятельности (медиакритика)

2.3. Рецензирование продуктов практической деятельности (сервисная критика)

3. Основные жанровые модели рецензирования

3.1. Общетеоретические подходы к жанровой классификации

3.2. Информационные жанры критики

3.3. Аналитические жанры критики

3.4. Художественно-публицистические жанры критики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типы и жанры рецензирования в современных печатных СМИ»

ВВЕДЕНИЕ

Публичная критика с использованием в качестве площадки средств массовой информации зародилась в России практически одновременно с первыми периодическими печатными изданиями. Именно пресса предоставила уникальные возможности для того, чтобы частное мнение о том или ином произведении или событии культурной жизни стало достоянием широкой общественности. Поэтому критика очень быстро получила признание как важная составляющая журналистики, была включена в постоянную повестку СМИ и в дальнейшем только упрочивала в ней свои позиции, осваивая новые тематические направления.

У истоков российской критики стояли великие деятели национальной культуры - М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Н. М. Карамзин. Именно они изначально задали высочайшие стандарты критической мысли, что послужило импульсом для дальнейших этапов развития отечественной критики.

Литературная критика ХУШ-ХГХ веков, своеобразная классика жанра, до сих пор является источником плодотворных идей для современных рецензентов, потому что никогда не замыкалась в узких рамках осмысляемого культурного феномена, но всегда существовала в тесной взаимосвязи с общественными процессами, с другими направлениями теоретической мысли - философской, эстетической. Отечественная литературная критика, имеющая глубокие исторические традиции, рассматривается специалистами как теоретический фундамент рецензирования.

Российская критика развивалась интенсивно, быстро переросла рамки литературного и научного рецензирования, присоединив к сфере своих интересов другие области культурной жизни: уже в XVIII веке газеты и журналы начали печатать рецензии на театральные постановки, на музыкальные мероприятия - таким образом критика эволюционировала в литературно-художественную. Количественные и качественные изменения периодической печати способствовали возникновению принципиально новых направлений критики: появление обзоров печати знаменовало зарождение явления, которое в

XXI веке обрело название «медиакритики». Со временем периодические издания охватили критическим взглядом не только феномены высокой культуры, но и явления бытовой культуры (первые опыты ресторанной и модной критики, оценки товаров и услуг относятся еще к ранним этапам становления отечественной журналистики), таким образом критика вышла за рамки традиционного предмета - художественного или научного произведения, предметом критики стали разнообразные артефакты.

Среди важнейших факторов, влияющих на развитие критики, в России следует прежде всего назвать цензуру, которая в отдельные исторические периоды ставила очень жесткие рамки для критической мысли (ярким примером является факт, когда из-за неугодной властям рецензии было закрыто очень популярное и влиятельное издание: в 1834 г. был закрыт журнал «Московский телеграф», поводом послужила рецензия Н. Полевого, в которой он отрицательно отзывался о новой пьесе придворного драматурга Н. Кукольника1). В XX веке роль главного в стране критика взяла на себя Коммунистическая партия (вспомним Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград» , положившее начало травле М. Зощенко и А. Ахматовой).

Коммерциализация прессы оказала негативное влияние на критику, поскольку породила такое явление, как «заказная» критика. Вместе с тем на фоне негативных тенденций в России возник общественно-исторический феномен «властителей дум» (одним из первых в их ряду был В. Г. Белинский, чья оценка - как приговор - могла решить судьбу не только произведения, но и самого писателя).

Кардинальные общественно-политические трансформации в России в конце XX - начале XXI века изменили облик журналистики. Подводя промежуточные итоги трансформационного периода, констатируя «отсутствие системного перехода к новому типу общества при значительном прогрессе в отдельных

1 История русской журналистики ХУШ-ХГХ веков / Под ред. Л. П. Громовой. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 238.

2 См.: Русская журналистика в документах: История надзора /Под ред. Б. И. Есина, Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 351-354.

сферах», Е. Л. Вартанова отмечала, что «фрагментированная модернизация» СМИ «привела к прорывам в некоторых направлениях при сохранении общего контекста медиасистемы»1. Бесспорно, к направлениям «прорыва» можно отнести и критику: беспрецедентное количество массмедиа и их содержательное и типологическое многообразие создали новые возможности для многовекторного развития критики. Вместе с тем экстенсивный характер развития критики серьезно повлиял на ее качество, разумеется, в сторону снижения; существенно пострадала «высокая» критика - вместе с падением тиражей толстых литературных и специализированных искусствоведческих журналов. Последствия этих процессов охарактеризовал главный редактор журнала «Вопросы литературы» И. О. Шайтанов: «Прежнее место обитания критики - «толстый» журнал. Теперь - газета. ... Основной ролью критики в этих условиях стала информация»2.

Объем критики в последние двадцать лет стремительно прирастал за счет новых периодических изданий, преимущественно газет, и освоения новых предметно-тематических полей. Отмена идеологического единомыслия, развитие частной инициативы в стране открыли новые возможности для творческой реализации граждан в самых разных художественных сферах, что сделало культурную жизнь России насыщенной и многоцветной, а для критиков появилось огромное количество информационных поводов. Благодаря рынку Россия преодолела товарный дефицит и приобщилась наконец к товарному изобилию, что открыло для критики совершенно новые (по сравнению с советским периодом) сферы применения: возродилась ресторанная критика, на новый уровень поднялась критика моды, широко востребованными стали журналистские материалы, содержащие экспертные оценки товаров и услуг.

Смена ценностных ориентиров в обществе, постепенное замещение духовных ценностей материальными не могли не отразиться на содержании критики. В условиях всепроникающих рыночных отношений, когда все

1 Вартанова Е. Л. Концепция модернизации и СМИ / СМИ в меняющейся России. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С.31.1 Шайтанов И. О. Профессия - критик // Вопросы литературы, 2007, № 4.

2 Шайтанов И. О. Профессия - критик // Вопросы литературы, 2007, № 4.

/

продукты человеческой деятельности становятся товаром (информация - товар, книга, фильм, спектакль - тоже товар, главная задача создателей - все продать по хорошей цене и получить максимальную прибыль), критика закономерно переходит в разряд товара и появление «заказных» - проплаченных - рецензий становится обыденным фактом. Все эти процессы требуют осмысления.

Актуальность темы исследования. Подытоживая краткую историческую ретроспективу развития критики в России, можно констатировать, что отечественная критика начала XXI века имеет историю длинною более двух веков; за это время критическое наследие разрослось и усложнилось, критическая мысль охватила огромное предметно-тематическое поле, в тех или иных формах представлена в подавляющем большинстве периодических изданий. Вместе с тем современная критическая практика как целостное явление до сих пор не получила всестороннего теоретического обоснования: нет ни одной исследовательской работы, которая бы охватила и синтезировала все тематические направления критической деятельности российских массмедиа XXI века. Именно это обстоятельство обусловило актуальность нашего исследования, предполагающего системный анализ современного состояния критики в печатных СМИ во всем ее предметно-тематическом и жанровом многообразии.

Степень научной разработанности темы. Критика на всех этапах своего развития привлекала внимание исследователей. Наиболее глубоко разработанной сферой является, безусловно, литературная критика, которая более двух веков развивалась в тесной связи с теорией литературы. Теоретические основы литературной критики начали закладываться еще в XVIII веке М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, Н. М Карамзиным; в XIX веке в России появились профессиональные критики, чья практика стала отражением развивающихся теоретических представлений о критике (В. Г Белинский, П. В. Анненков, А. В. Дружинин, Н. Г. Чернышевский, Н. А Добролюбов, А. А. Григорьев и др.); на рубеже Х1Х-ХХ веков проблемам литературной критики уделили внимание выдающиеся мыслители В. В. Розанов, В. С. Соловьев, идеологи «серебряного века» Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, А. А. Блок,

В.И. Иванов, А. Белый (более подробный историко-теоретичеекий обзор литературной критики будет представлен в соответствующем разделе данного исследования).

Важной вехой в целостном осмыслении развития отечественной литературной критики стал фундаментальный труд В. И. Кулешова «История русской критики XVIII-XIX веков», вышедший в 70-е годы прошлого века, в котором был представлен и обобщен огромный фактологический и теоретический материал.

Развитие критики в историческом контексте журналистики нашло отражение в трудах таких известных ученых, как П.Н Берков, A.B. Западов, Б.И. Есин, И.В. Кузнецов, Р. П. Овсепян.

В 70-80-е годы XX века начала свое теоретическое и практическое становление школа критики факультета журналистики МГУ, чему способствовали научные изыскания в области критики и публицистики А. Г. Бочарова, М. С. Черепахова, Е. П. Прохорова, В. М. Горохова. В тот же период было предпринято исследование Т. С. Алексеевой, посвященное жанру рецензии. В настоящее время научную преемственность школы обеспечивают теоретические работы Н. А. Богомолова, О. А. Лекманова, В. И. Новикова и др.

Важным этапом в научном осмыслении современной критики стало появление в 2003 году монографии А. П. Короченского, в которой впервые новая критическая практика - медиакритика - получила глубокое и всестороннее теоретическое обоснование.

На всем протяжении развития критики исследования в этой сфере носили в основном узкотематическую академическую направленность. Не выходят за рамки этих тенденций и исследования последних лет, посвященные преимущественно традиционным тематическим направлениям критики (докторская диссертация Ю. А. Говорухиной по литературной критике на рубеже XX-XXI веков, 2010 г.; кандидатская диссертация В. Е. Павловой по театральной критике 30-х годов XIX века, 2009 г.), либо отдельным аспектам критической деятельности (кандидатская диссертация Л. А Земцовой: искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса,

2006 г.; кандидатская диссертация Н.А. Сергуниной: литературная критика в рулинете, 2006 г.).

Следует подчеркнуть, что исследований по критике в последние двадцать лет проводилось крайне мало и большинство из них базировались в первую очередь на литературоведческих, искусствоведческих, а не медиалогических подходах. До настоящего времени не было предпринято исследования, в котором экстенсивно развивающаяся в медийном пространстве критика была бы подвергнута всестороннему научному рассмотрению как целостное явление, до сих пор нет научно обоснованных концепций тематической и жанровой систематизации критического контента.

Теоретико-методологическую базу данного исследования составили труды М.М.Бахтина, Ю. М. Лотмана (общетеоретические подходы), Бочарова А. Г., Богомолова Н. А., Борева Ю. Б. (литературно-художественная критика), а также современных теоретиков массмедиа: Я. П. Засурского (системные характеристики современной журналистики); Е. Л. Вартановой (развитие российской журналистики в контексте общемировых процессов); Е. П. Прохорова (методология исследования СМИ, функциональное назначение журналистики, проблемы массового сознания); В. М. Горохова, М. С. Черепахова (основы теории публицистики); А. Н. Тертычного (жанровая классификация и формы и методы аналитики в журналистике); Г. В. Лазутиной (особенности использования жанровых моделей в культурно-просветительской журналистике); М. В. Шкондина (типологические особенности периодической печати); Т. Ф. Дедковой, М. Л. Князевой (культурологическая проблематика СМИ); А. И. Горчевой (корпоративная журналистика). Существенную помощь исследованию оказали научные изыскания А. П. Короченского в области медиакритики. Для всестороннего понимания функционирования современной критики в медийном пространстве были важны работы ряда известных исследователей, в числе которых: Л. М. Землянова, Л. Л. Реснянская, Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко, А. А. Грабельников, Е.В. Ахмадулин. Теоретические разработки всех перечисленных авторов в том или ином объеме были использованы в ходе данного исследования.

Аксиологические аспекты критики рассматривались через призму появившихся в последние годы фундаментальных теоретических трудов в этой области, принадлежащих И.В. Ерофеевой (аксиология медиатекста в российской культуре) и Е.В. Поликарповой (аксиологические функции масс-медиа в современном обществе).

Филологический аспект исследования раскрывается в рассмотрении тематики и проблематики печатных СМИ, в жанрово-содержательном анализе критических публикаций прессы, выявлении речевых средств, использованных авторами данных текстов для достижения тех или иных коммуникативных целей.

Научная новизна исследования. В основу исследования была положена концепция о содержательной близости терминов критика и рецензирование, употребляемых в современной медиапрактике в двух значениях: 1) творческая деятельность, предполагающая разбор и оценку различных произведений; 2) продукт творческой деятельности - тексты, содержащие разбор и оценку произведений (эвристическое обоснование концепции представлено в первом параграфе первой главы диссертации). Мы исходили из того, что для многообразной в тематическом отношении современной критической практики понятие «рецензирование» более органично, поскольку термин критика в историческом сознании прочно связан с художественной сферой. Новизна исследования состоит в синтетическом подходе к рецензированию как целостному явлению журналистики, детерминировании рецензирования как особого вида творческой журналистской деятельности со специфическими функциями и методологией; также впервые предпринята попытка дать типологическое описание предметно-тематических направлений рецензирования и выявить его основные жанровые модели в прессе.

Объектом исследования является рецензирование как область журналисткой практики, занимающейся рассмотрением и оценкой различных артефактов. Предмет исследования в данной работе - печатная продукция рецензирования в его жанрово-тематическом многообразии.

Цель исследования состоит в следующем: систематизировать типы

рецензирования по предметно-тематической направленности и выявить основные жанровые модели критики, широко практикующиеся в периодической печати.

В рамках поставленной в диссертационной работе цели были сформулированы следующие задачи:

- дать общее теоретическое описание рецензирования как целостного специфического направления журналистики с уточнением терминологии, функционального назначения и методологии деятельности;

- проследить генезис литературно-художественной критики, являющейся теоретическим фундаментом современной критики;

рассмотреть аксиологические аспекты рецензирования с использованием новых научных разработок в этой области;

- проанализировать, обобщить и систематизировать культурологическую проблематику в практике современной российской прессы;

- на основе контент-анализа печатных материалов выделить имманентные жанры критики в периодической печати;

- выработать рекомендации по оптимизации журналисткой критической практики.

Хронологические рамки исследования определены целями и задачами работы и охватывают значительный исторический период - от середины XVIII века, когда в России зародилась печатная критика, до настоящего времени. Однако ранние этапы критической деятельности рассматриваются нами обзорно или в отдельных аспектах, поскольку исторический материал был интересен в данном исследовании преимущественно для выявления тех закономерностей развития критики, которые находят отражение в ее современной практике. Автор сосредоточил свое внимание на новейшем этапе отечественной журналистики, отсчет которого ведется с 1991 года, когда произошли радикальные сущностные трансформации по всему периметру журналистики. Основные теоретические разработки, на которые опирается исследование, относятся преимущественно к последнему десятилетию, за исключением тех фундаментальных исследований, которые носят вневременной характер.

Эмпирический материал почерпнут из практики печатных СМИ начиная с 2005

до середины 2011 г.

Методологическая база диссертационного исследования обусловлена междисциплинарным характером работы, поскольку изучаемая тема тесным образом связана с культурологией, а также с разделом философии -аксиологией. Поставленные цели и задачи потребовали применения ряда методов: дескриптивного, историко-генетического, статистического. Исследование осуществлялось на основе системно-целостного, историко-еравнительного, структурно-функционального и типологического подходов, а также методики контент-анализа. Применение принципа системности позволило выстроить целостную концепцию критической практики как специфической области журналистики. Историко-сравнительный подход диктовался необходимостью исследовать феномен критики в разные периоды ее становления и дал возможность проследить развитие критики в динамике на разных этапах государственности России. Структурно-функциональный и типологический подходы позволили выявить влияние социальных трансформаций на типологическую структуру современной критики. Статистический метод (с применением анкетирования) потребовался автору для изучения особенностей современной ресторанной критики. Метод контент-анализа использован при рассмотрении публикаций периодической печати.

Эмпирическую базу диссертации составили материалы российской периодической печати, относящиеся к критической практике, а также результаты проведенного анкетирования.

В соответствии с целями и задачами исследования, предполагающего изучение критики во всем тематическом многообразии, автор привлек к исследованию типологически широкий спектр отечественной периодики как журнальной, так и газетной. Специализированные журналы, отражающие культурологическую тематику («Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Знамя», «Новый мир», «Театр», «Театральная жизнь», «Искусство кино», «Экран» и др.: более полный список представлен в соответствующих разделах диссертации), рассматривались как сфера реализации предметно-

тематических направлений академической критики, относящейся к компетенции не журналистов-критиков, а искусствоведов, поэтому конкретные публикации данных изданий разбору не подвергались.

Выборка текстов для жанрового анализа по всем предметно-тематическим направлениям производилась по газетным изданиям (мотивация данного выбора состоит в том, что газета является основным видом периодического издания и главной площадкой для критики, адресованной массовой аудитории, а не узкому кругу специалистов). Отбор изданий осуществлялся из числа наиболее влиятельных и популярных общероссийских изданий, представляющих различные типологические ниши газетной периодики: из специализированных - «Литературная газета»; из качественных «репутационных» - «Ведомости», «Независимая газета», «Новые известия» и приложения «Коммерсант^еекепс!», «НГ-Антракт», «НГ-ЕхНЬпз»; «Новая газета», характеризующаяся как издание «открытой позиционности»: из массовых - «лидер общероссийского чтения» еженедельник «Аргументы и факты», а также совмещающий «стандарты качественной и массовой газеты» 1 «Московский комсомолец».

Рабочая гипотеза исследования. Рецензирование в российской печати начала XXI века представляет собой сложное развивающееся явление, нацеленное на широчайшее предметно-тематическое поле, включающее продукты всех видов человеческой деятельности: духовной, духовно-практической и практической; характеризуется многоформатностью, содержательной и стилистической полифонией. В связи с этим автор высказывает предположение, что критика эволюционизировала в самостоятельный вид журналисткой деятельности, которому свойственны специфические предмет и функции, особая методология осмысления фактов и устойчивые формы подачи материала; критика подразделяется на несколько предметно-тематических направлений, в рамках которых выработан определенный набор жанровых моделей, позволяющих решать функционально-

1 Средства массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2011.-С. 217-227.

коммуникативные задачи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современную практику рецензирования в печатных СМИ можно рассматривать как самостоятельное направление журналистской деятельности, характеризующееся предметно-тематическим единством (артефакты во всем многообразии), специфичностью функционального назначения (на передний план выступают, кроме универсальных, специфические функции: ориентирующие (ориентация массовой аудитории в культурно-вещном пространстве), аксиологические (формирование ценностной базы социума), корректирующие (воздействие на создателей артефактов с целью стимуляции авторской рефлексии), прагматические (помощь гражданам в осуществлении выбора тех или иных культурно-бытовых благ); общностью методологии деятельности.

2. Поскольку артефакты, составляющие предмет исследования критики, всегда являются продуктом человеческой деятельности, предметно-тематическую типологию критики целесообразно связать с видами деятельности, порождающими эти продукты1:

- критика продуктов духовной деятельности: художественная критика (виды: литературная, театральная, музыкальная критика, кинокритика);

критика продуктов духовно-практической деятельности: медиакритика (виды: критика печатной продукции, телекритика, радийная критика, критика Интернет-журналистики);

- критика продуктов практической деятельности: сервисная критика

(виды: ресторанная критика; модная критика; экспертиза товаров и услуг).

3. Многообразие решаемых современным рецензированием задач требует использования жанровых моделей, относящихся ко всем группам жанров: информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Существует зависимость между предметно-тематическими направлениями критики и частотой применения тех или иных жанровых моделей.

1 Введение в культурологию: Курс лекций под ред. Солонина Ю. Н., Соколова Е. Г. - СПб.: СПбГУ, 2003. - С. 7.

Научно-практическая значимость исследования. В диссертации дано всестороннее научное описание современной критической практики печатных СМИ, предложена предметно-тематическая систематизация критики, выделены имманентные жанровые модели критики. Основные теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавательской деятельности на факультетах и отделениях журналистики.

Выявление ряда проблем, остро стоящих в сфере критики (особую озабоченность автора вызывают аксиологические аспекты современной критической практики), призвано привлечь к ним внимание как теоретиков, так и практиков журналистики - в целях оптимизации этого направлении журналисткой деятельности. Данное исследование может служить основой для дальнейшего углубленного изучения динамично развивающейся критики.

Апробация исследования. Важнейшие положения диссертационного исследования нашли отражение в статьях «Современная критическая мысль: основные тенденции» ("Меди@льманах", 2011, № 3), «Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки» («Медиаскопа, 2011, № 2).

Различные аспекты темы исследования были представлены в докладах на конференциях:

- «Ресторанная периодика как тип специализированных изданий" / День научного творчества студентов. Материалы конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005;

- "Трансформация жанра рецензии на страницах современной прессы"/ Профессия - журналист: вызовы XXI века. Сборник материалов международной научной конференции "Журналистика 2006",- М.: Факультет журналистики им. М.В.Ломоносова, 2007.

Структура исследования. Диссертация, кроме введения, заключения и библиографии, включает три главы. В первой главе представлены основные дефиниции темы, дано теоретическое описание рецензирования как специфического направления журналистской деятельности. Далее

рассматривается эволюция отечественной критической мысли в исторической ретроспективе на примере литературной критики (акцент сделан на неразрывную связь критики и журналистики и их взаимообусловленное развитие). Следующий содержательный компонент посвящен аксиологическому обоснованию критической деятельности в контексте формирования массового сознания.

Во второй главе освещаются предметно-тематические направления рецензирования. Глава структурируется в соответствии с типологическим делением критики. Третья глава посвящена жанровому анализу критической практики: выявлены и проиллюстрированы практическими примерами наиболее востребованные в современной периодике жанровые модели критики по всем предметно-тематическим направлениям.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нерсесова, Татьяна Евгеньевна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. КНИГИ

1. Ахмадулин E.B. Основы теории журналистики,-Ростов н/Д.: Феникс,

2009,- 350 с.

2. Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. Уч. нос. для вузов по спец. Журналистика. - М.: Высшая школа,

1982. - 207 с.

3. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук.

- СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

4. Белая Г. А. Литература в зеркале критики: Современные проблемы,- М.:

Сов. писатель, 1986. - 365 с.

5. Белинский В. Г. Статьи о классиках. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - 608 с.

6. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. - М.: Изд-во АН СССР, 1952,- 572 с.

7. Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 720 с.

8. Богомолов Н. А. Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах: Документальные хроники. - М.: Изд. Кулагиной - Intrada, 2009. - 286 с.

9. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с. Ю.Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. Лекции. - М.:

Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 51 с. 11 .Бочаров А. Г. Чем жива литература - М.: Сов. писатель , 1986. - 397 с.

12.Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. - М.: КДУ; Высшая школа, 2003,- 320 с.

13.Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб.: СПбГУ, 2003,- 219 с.

14.Верещагина А.Г. Критики и искусство. Очерки истории русской художественной критики середины XVIII- первой трети XIX века. М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 744с.

15.Ворошилов В. В. Журналистика. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. -656 с.

16.Горохов В. м. Основы журналистского мастерства. -М.: Высш. шк.,1989. -117 с.

П.Горохов В. М. Публицистика: теория и практика. - М„ Акад. изд-во

МЭГУ, 1995,- 164 с.

18.Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. - М, Изд. РИП-холдинг,

2001.-274 с.

19.Григорьев А. А. Искусство и нравственность. - М.: Современник, 1986. -349 с.

20.Групшн Б. А. Массовое сознание. - М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

21.ГрушинБ. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: в 4 кн. -М.: Прогресс Традиция, 2001.

22.Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2004,

288 с.

23. Давыдова М. Конец театральной эпохи. - М.: Золотая маска; ОГИ, 2005, 380 с.

24. Доклады и документы о средствах массовой коммуникации. - Париж: Изд-

во ЮНЕСКО, 1997.-181 с.

25.Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев - литературный критик // Григорьев А. А. Искусство и нравственность. - М.: Современник, 1986, 349 с.

26.Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплект. - М.: Флинта: Наука, 2006, 464 с.

27.Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лег отечественной журналистики (17022002). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 222 с.

28.Жирков Г. В. История цензуры в России Х1Х-ХХ вв. - М.: Аспект Пресс,

2001,368 с.

29.3емлянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии

информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999, 301 с. 30.Ильин Н. Трагедия русской философии. - М., Айрис-пресс, 2008. -

605 с.

31 .Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. M. М. Лукиной. - М.:

Аспект Пресс, 2010,- 348 с.

32.История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. А. В. Занадова.

-М • Высшая школа, 1973.- 518 с.

33.История русской журналистики XVIII-XIX веков /иод ред.Л. П. Громовой.

- С.-Пб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005,- 600 с. 34 Карамзин H. М. Избр. соч.: т. 2. -М, Худ. лит-ра, 1984. - 671 с.

35.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М,.Алторитм-ЭКСМО, 2006,

830 с.

36.Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культура античного Рима. - NL: Индрик, 1993,

527 с.

37.Князева М. Л. Кризис. Черная культура. Светлый человек. - М.: Изд-во Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999. - 32 с.

38.Корконосенко С. Г. Основы журналистики. - М: Аспект Пресс, 2001,

287 с.

39 Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики / Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления

в России. - М.: Галерия, 2004, 399 с.

40.Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма: - М.: Изд.

РИП-холдинг, 2004, 222 с.

41.Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.:

Флинта, 2002, 640 с.

42.Кулешов В. И. История русской критики XVIII-XIX веков. - М.:

Просвещение, 1978, 526 с.

43.Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. - М.:

Владос-Пресс, 2007, 294 с.

44.Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. - М.:

Аспект Пресс, 2011.- 320 с.

45.Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. - 702 с.

46.Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 703 с.

47.Манн Ю. В. Русская философская эстетика. - М.: МАЛП, 1998. - 379 с.

48.Мельник Г. С., Тепляшина А. Н.Основы творческой деятельности. - СПб.:

Питер, 2004, 272 с.

49.Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова. - М, Изд-

во МГУ , 1982 - 151 с.

50.Минюшев Ф.И. Социология культуры. - М, Академический проект, 2004,

270 с.

51.Недзвецкий В. А.., Зыкова Г. В. Русская литературная критика ХУШ-Х1Х

веков. - М.: Аспект Пресс, 2008, 302 с. 52,Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (Февр.

1917-90-е гг.). - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 302 с. 53.Основы творческой деятельности журналиста / под ред. Корконосенко С.

Г. - СПб.: Знание, 2000. - 272 с.

54.Перспектива - 89: Советская литература сегодня: Сборник. - М.: Советский писатель, 1989, 480 с.

55.Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / Под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. - М.: Аспект Пресс, 2008,

316 с.

56.Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. - М.: Изд-во

Моск. ун-та, 2002. - 320 с.

57.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект Пресс,

2009, 349 с.

58.Прохоров Е. П.Журналистика и демократия. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001,268 с.

59.Прохоров Е. П. Искусство публицистики: Размышления и разбор. - М.:

Сов. писатель, 1984.-359 с.

60.Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. - М.: РИП-Холдинг, 2005, 202 с.

61.Ремизов В.А. Культура личности (ценностно-мировоззренческий анализ): Монография. - М.: МГУКИ, 2000, 216 с.

62.Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. - М.: Пульс, 2001, 23 с.

63 Русская журналистика в документах: История надзора / [Сост. О. Д. Минаева]; Под ред. Б. И. Есина, Я. Н. Засурского. - М, Аспект Пресс,

2003.- 397 с.

64.Свитич Л.Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований) - М.: ВК, 2010. - 342 с.

65. Сидоров В.А. Ценностное осознание журналистики: возможности прочтения проблематики // Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и назначения: сб. науч. тр./ под ред. М. Н. Кима. - СПб.:

СПбГУ, 2007, 115 с.

66.Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2003, 259 с.

67.СМИ в меняющейся России / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Аспект

Пресс, 2010, 336 с.

68.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2006. -312 с.

69.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2010, 352 с.

70.Типология современной печати / Под. ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2007, 236 с.

71 .Философия: Учебник / под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. - М.: Юрисгь,

2001, 520 с.

72.Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики, М.: Мысль, 1973. -270 с.

73.Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. - М.: Мысль, 1984. -150 с.

74.Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. -Полн. собр. соч., т.З. -М.: Гослитиздат,1947. - 318 с.

75.Юшин П. Ф. Русская советская литературная критика (1917-1934): Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1981, 447 с.

76.Якушин Н. И., Овчинникова Л. В. Русская литературная критика XVIII-начала XX века. - М.: ИД Камерон, 2005, 816 с.

II. СТАТЬИ

1. Аннинский Л. Критики о критиках // Вопросы литературы, 1996, № 6.

2. Баканов К. Черная шляпа, белый кот // Новые известия. - 2011, 25 марта.

3. Белая Г. А. «Срыв культуры»: нераспознанное поражение // Вопросы

литературы, 2003, № 1.

4. Богомолов Н. А. Биографическое повествование как симптом // Знамя,

2010, №9.

5. Богомолов Н. А. О тиражировании легенд, а попутно и о текстологии // Новое литературное обозрение, 2009, № 97.

6. Благотворительный концерт «Во имя жизни» // Новые известия. - 2011,17 февраля.

7. Богуславская О. Тайный Алтай // Московский комсомолец. - 2010, 19 ноября.

8. Буравчикова Д. ШОКО-кайф! Как отличить шоколад от подделки // АиФ. -2011, 23 февраля.

9. Вайнштейн О. Точка зрения // Ведомости. - 2010, 8 октября. Ю.Гайкович М. Третий лучший // Независимая газ. - 2011, 21 апреля. 11 .Генис А. Пиковая дама Голливуда // Новая газ. - 2011, 24 марта.

12. Данилкин Л. КЛУДЖ. Как литетарура «нулевых» стала тем, чем не должна была быть ни при каких обстоятельствах // Новый мир, 2010, № 1.

13.Карбовская Я. Звезды и ананасы Недели моды в Москве // НГ-Антракт. -

2011, 8 апреля.

14.Кирилл Серебренников: У нас свое цунами: воровства и несправедливости // Новая газ. - 2011, 28 марта.

15.Кондратов А. Экран как плесень // Литературная газ. - 2010, 16-22 июня

16.Крылова М. Ни сна ни отдыха // Новые известия. - 2011, 29 марта.

17.Лекманов О., Свердлов М. И это - отрицательная рецензия? // Новое литературное обозрение, 2009, № 99.

18.Малюкова Л. Generation П выходит на российские и мировые экраны // Новая газ. - 2011, 12 апреля.

19.Малюкова JI. Служебный роман»: топорный ребрендинг и скрытый рекламинг // Новая газ. - 2011,17 марта.

20.Матизен В. Как мы провели этим киносезоном // Новые известия. - 2011,

13 января.

21.Мельман А. Бла-бла-шоу // Московский комсомолец. - 2011, 8 апреля.

22.Минкин А. На патриотическую оперу // Московский комсомолец. - 2011, 22 апреля.

23.Минкин А. Русская правда // Московский комсомолец. - 2011, 20 апреля.

24.Надрова Е. С прицелом на карьеру // Новые известия. - 2011,14 марта.

25.Немзер А. В каком году - рассчитывай.. .(Заметки к вечному сюжету "Литератураи современность")// Знамя, 1998, № 5.

26.В Новиков. Академик и критик, или Vivent les pourquoi! // Новый мир, 2008, № 1.

27.Новиков В. Критики о критике // Вопросы литературы, 1996, № 6.

28.Новикова О., Новиков В. Об эстетической совести // Звезда, 2006, № 9.

29.Пандорин Т. Секс и деньги // Независимая газ. - 2011, 29 апреля.

30.Петровская И. Нас поздравить пора, мы мужчины. Ура! // Новая газ. -2011, 25 февраля.

31.Попов В. КТО МЫ? «Элита: фундамент и динамит русской власти». -Литературная газ. -2011,23 - 29 марта.

32.Попов В. «Николай Карамзин. Несть лести в языце моем» // Литературная газ. - 2011, 23 - 29 марта.

33.Пульсон К. Судьба избранная и сотворенная // Новая газ. - 2011,27 января.

34.Пухнавцев О. Донской нонконформист // Литературная газ. - 2010,16-22 июня.

35.Пухнавцев О. Радиоактивность // Литературная газ. - 2010, 15-21 сентября.

36.Пять книг недели // HT-ExLibris. - 2011, 28 апреля.

37.Редреева Е. На модников тряхнули стариной// Московский комсомолец. -2011, 20 мая.

38.Рудалев А. В ожидании критики // Вопросы литературы, 2007, № 4.

39.Степанян К. Критики о критике // Вопросы литературы, 1996, № 6.

40.ТимашоваН. Два билета в столицу поцелуев // Новые известия, - 2011,25

марта.

41.Филиппов А. Поколение Bay // Независимая газ. - 2011,14 апреля.

42.Цывина Д. Красное и черное в одной тарелке //Коммерсант-Weekend. -

2011,18 марта.

43.Чупринин С. Критики о критиках // Вопросы литературы, 1996, № 6.

44.Шайтанов И. Профессия - критик // Вопросы литературы, 2007, № 4.

45.Шишкина А. Горячий ветер // Новые известия. - 2011, 27 января.

III. ДИССЕРТАЦИИ. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

1. Борзенко В. В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.10/ Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж, 2008.

2. Говорухина Ю. А. Русская литературная критика на рубеже XX-XXI веков: дис. ... докт. фил. наук : 10.01.01 / Том. гос. ун-т. - Томск, 2010.

3. Грачева С. М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы теории, истории, образования : автореф. дис. ... докт. искусствовед. : 17.00.09 / С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов. - СПб, 2010.

4. Земцова JI. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массово-информационного дискурса: автореф. дис. ...канд. фил. наук: 10.02.19/Волгоград. Гос. пед. ун-т.- Волгоград, 2006.

5. Казаркин А. П. Русская советская литературная критика 60-80-х годов: Проблемы самосознания литературы : автореф. дис. ... докт. фил. наук : 10.01.02 / Уральский гос. ун-т. - Свердаовск , 1990.

6. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики: дис. ... докт. фил. наук: 10.01.10 / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб, 2003.

7. Красноглазов А. Б. Функционирование артефакта в культурно-семантическом пространстве: автореф. дис. ... докт. философ, наук: 17.00.08 / Рос. акад. управл. - М., 1995.

8. Крюкова Т. А. Постмодернизм в театральном искусстве: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.01 / С,Петерб. гос. акад. театр, искусства. -СПб, 2006.

9. Липская В. М. Театральная критика как вид духовной деятельности в современной культуре : автореф. дис. ... канд. философ, наук : 17.00.08 / Гос. академия культуры. - СПб, 1994.

Ю.Манн Ю. В. Критический метод В. Г. Белинского: автореф. дисс...канд. фил. наук: 10.01.10/М., 1964.

11 .Павлова В. Е. Библиотека для чтения: русская театральная критика 30-х годов XIX века : автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.01 / Рос. акад. театр, искусства (ГИТИС). - М., 2009.

12.Сергунина H.A. Литературная критика в рулинете как звено коммуникативной системы: автор-текст-аудитория : Теория вопроса : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.01.10 / Воронеж, гос. ун-т. - Воронеж, 2006.

13.Смертин В. С. Борьба за утверждение ленинской методологии в советской критике (1925-1934 гг.) : дис... канд. фил. наук : 10.01.02. - М., 1984.

IV. СЛОВАРИ

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: [ В 4-х т.] -М.: Русский язык, 1979. - Т. 2. - 779 с.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: [ В 4-х т.] -М.: Русский язык, 1980. - Т.4, 684 с.

3. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка - М.: ЭКСМО, 2011. - 928 с.

4. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2004,- 820 с.

5. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М.: ЭКСМО, 2008. -1175 с.

V. ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1. Бордвелл Дэвид. Создавая мнение. - URL: http://www.afisha.m/blogcomments/2548/ (дата обращения 25.09.2010).

2. Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре. - URL: http://www.dibase/ru/artide/15032010_erofeevaiv/ (дата обращения

25.01.2010).

3. Ефимова И., Кузовчикова Т. Примирить вечное и сиюминутное. - URL: http://teagvozd.ru/content/view/45/55/ (дата обращения 21.09.2010).

4. Лисицкая Л. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии. - URL: http ://www. dibase/ru/artide/15032010_lisitskayalg (дата обращения

25.01.2011).

5. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. - URL: http://psujoum.narod.ra/lib/lotman_cinema.htm (дата обращения 21.09.2010).

6. Матизен В. Искусство непонимания. - URL: http://www.kultura-

portal .га/treenew/cultpaper/article .j sp?number=528&crubricid=100443&rubr ic_id=208&pub_id=570503 (дата обращения 25.09.2010).

7. Поликарпова E. В.Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе,- URL: http://www.gumer.info/bibhotec_Buks/Polikarp/01.php (дата обращения 24.01.2011).

8. Шахназарова B.C. Современный кинопроцесс в зеркале кинокритики. -URL: http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/32_10/ (дата обращения 21.09.2010).

9. Ходыревская Л. А. Очерки по истории русского музыкального искусства Н. А. Финдейзена.. - URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/005-21.pdf (дата обращения 18.03.2011).

Ю.Борев Ю.Б. Роль литературной критики в художественном процессе. -URL: http://www.independent-

academy.net/science/library/borev_estetika/kritika.html (дата обращения 06.03.2011).

VI. КНИГИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

1. Bordwell, David : Making meaning : Inference a. rhetoric in the interpretation of cinema / David Bordwell Cambridge (Mass.); London: Harvard univ. press, 1989. - 334 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.