Концерты К.Ю. Давыдова в контексте развития жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Иванов, Андрей Витальевич

  • Иванов, Андрей Витальевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 186
Иванов, Андрей Витальевич. Концерты К.Ю. Давыдова в контексте развития жанра: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванов, Андрей Витальевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I.

Виртуозный струнно-смычковый концерт 1790-1840х годов

Развитие западноевропейского и русского струнно-смычкового

концерта во второй трети XIX века

Глава III.

Виолончельные концерты К.Ю. Давыдова

Заключение

Список использованной литературы

Нотные примеры

Приложение (список упоминаемых в исследовании скрипичных и виолончельных концертов)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концерты К.Ю. Давыдова в контексте развития жанра»

Введение

Карл Юльевич Давыдов (1838-1889), глава русской виолончельной школы второй половины XIX века, вошёл в историю музыки, прежде всего, как выдающийся исполнитель, педагог, музыкально-общественный деятель.

Его исполнительское искусство и профессионалами, и любителями воспринималось как образцовое, сочетающее в себе безупречную технику и глубокое художественное содержание. Огромным успехом пользовались его сольные концертные выступления. Давыдов внёс значительный вклад и в развитие русской камерной музыки, будучи на протяжении многих лет бессменным участником квартета РМО. К этому остаётся добавить весьма успешную его деятельность в качестве дирижёра, под руководством которого прошло немало премьер симфонических произведений русских композиторов и, разумеется, важнейшие для дальнейшей судьбы первой русской консерватории начинания на посту её директора. Несомненным авторитетом пользовался Давыдов и как педагог. Большинство известных виолончелистов конца XIX века с гордостью называли себя его учениками. Среди них Й. Григ, Г. Виган, Ю. Кленгель, А. Вержбилович и множество других.

Судьба же композиторского наследия Давыдова, включающего как миниатюры, так и сочинения крупной формы, сложилась не так успешно. При жизни Давыдова большинство его произведений исполнялось регулярно, при этом некоторые из них (прежде всего, романсы) приобрели известную популярность. После смерти композитора несколько его виолончельных произведений задержались в концертном репертуаре, хотя в большинстве своем они стали неотъемлемой частью только учебного процесса. Произведения же в других жанрах исчезли с концертных площадок окончательно.

В последние десятилетия XX века в различных областях искусства, в том числе и в музыке, наблюдается рост интереса к тем национальным и авторским стилям, которые в ходе истории были отодвинуты в прошлое более яркими художественными явлениями. Одной из сторон этого процесса является издание и запись произведений Ж.-Д. Дюпора, Б. Ромберга, Ф. Сервэ, А. Вьетана, Й. Раффа, Р. Фолькмана, JL Шпора и других композиторов, чьи имена на протяжении длительного периода были известны лишь узкому кругу специалистов1. В их концертных сочинениях, быть может, не всегда отражались магистральные линии художественного мышления, но отпечаток наиболее характерных тенденций эпохи и национальных музыкальных традиций сохранился в них в полной мере. Изучение широкого круга произведений, составляющих фон и своего рода «питательную среду» для шедевров

мирового искусства^- позволяет_____приблизиться к более глубокому

пониманию музыкально-исторических процессов, а также (что представляет существенный интерес в связи с темой настоящей работы) наметить основные этапы развития романтического смычкового концерта, создать обширную панораму характерных для него межжанровых и стилистических взаимодействий. Следует к тому же отметить, что многие полузабытые произведения концертной литературы обладают несомненными художественными достоинствами, и обращение к ним в исследовательском аспекте может способствовать их возвращению в современную исполнительскую практику. Сказанное в полной мере относится к виолончельным концертам К.Ю. Давыдова, отличающимся глубиной и яркостью авторского замысла.

1В ряду виолончельных аудиозаписей должны быть упомянуты диски с фантазиями и каприсами Ф. Сервэ (Deutsche Harmonia mundi, 1994 - соло на виолончели А. Билсма / Anner Bylsma), концертами А. Вьетана (EMI classic, 2003 - соло на виолончели Генрих Шифф / Heinrich Schiff), концертами Й. Раффа (Tudor Records, 2005 - соло на виолончели Даниэль Мюллер-Шотт / Daniel Müller-Schott).

Разносторонние связи концертов Давыдова с европейской и русской традицией жанра требуют при их анализе комплексного подхода. При этом выявляются два основных ракурса исследования.

Первый ракурс предполагает подробное изучение музыкального материала концертных сочинений К.Ю. Давыдова, анализ их тематизма и формы, нацеленный на выявление типологических и индивидуальных особенностей трактовки жанра и способствующий пониманию эволюции виолончельного концерта в творчестве композитора.

Второй ракурс, возникающий при исследовании концертов Давыдова, затрагивает историко-культурный контекст, широкий спектр традиций, с которыми взаимодействует творчество русского композитора. Непосредственное влияние на концерты Давыдова оказало творчество композиторов-виртуозов первой половины XIX века, достижения композиторов «лейпцигской» школы, поиски русских современников. Эволюция концерта в творчестве Давыдова словно бы воспроизводит в сжатом виде основные этапы развития романтического смычкового концерта.

В связи с этим специальное внимание в диссертации уделяется истории концертного жанра. Привлечение большого объема практически неисследованного музыкального материала (в диссертации с той или иной степенью подробности дается характеристика более 50-ти смычковых концертов разных авторов, созданных в период с 1790-х по 1880-е годы) потребовало выработки принципов классификации и соответствующей им терминологии.

В основу классификации положены стилистические признаки, характеризующие смычковый концерт XIX века на разных этапах его эволюции и закрепленные в особенностях тематизма и тематического развития, принципах формообразования и композиционных структурах.

Историко-стилевые и типологические дефиниции разновидностей концерта, встречающиеся в литературе («виртуозный концерт»,

«блестящий концерт», «симфонизированный концерт», «синтетический» или «синтезированный» тип концерта - см.: 99, 104, 107, 110) достаточно подвижны и расплывчаты в своих границах. Автор диссертации опирается на сложившиеся характеристики, но, учитывая их смысловую многозначность, а также исходя из того, что «виртуозность» является коренным свойством жанра, предлагает следующие определения основных разновидностей смычкового концерта XIX века: виртуозный тип концерта, виртуозно-симфонический тип концерта, переходный (или промежуточный) тип концерта. Указанные модификации жанровой модели концерта изучаются в диссертации как в хронологическом, так и в типологическом аспектах.

Так, виртуозный концерт (в обрамлении сопутствующих жанров -концертных фантазий на оперные темы, вариаций на темы популярных песен, виртуозных характерных пьес) рассматривается в работе, прежде всего, как феномен виртуозного стиля - классико-романтического направления в музыкальном искусстве конца ХУШ-первой половины XIX века. Вместе с тем, как устойчивый образец жанра он сохраняет свое значение и за пределами указанного периода. На его основе в творчестве Й. Раффа. Р. Фолькмана и ряда других композиторов к середине XIX века формируется новый тип концерта, названный нами переходным. В произведениях этого типа сквозь облик виртуозного концерта проступают отдельные черты романтического симфонизма. И если в стилистическом отношении эти сочинения можно отнести к зрелому романтизму, то в истории смычкового концерта XIX века они занимают промежуточное положение между виртуозным и виртуозно-симфоническим типами жанра. Виртуозно-симфонический тип концерта сложился на почве обогащения концертного жанра принципами симфонической драматургии уже в творчестве венских классиков, но ведущее значение в истории смычкового искусства приобрел на значительно более поздних этапах развития

(начиная с середины XIX века ). Основные особенности этого жанрового типа рассматриваются в диссертации на примере Четвертого виолончельного концерта Давыдова.

Основной целью исследования является изучение виолончельных концертных произведений К.Ю. Давыдова в контексте истории струнного концерта в XIX веке, затрагивающей все наиболее важные тенденции его развития. Цель определяет круг задач, направленных на освещение основных этапов развития смычкового концерта в Западной Европе и России XIX века, выявление внутрижанровой типологии смычкового концерта, восстановление исторической справедливости и восполнение информационного пробела в отношении творчества выдающегося русского композитора Карла Юльевича Давыдова.

Число исследований, посвященных истории концерта значительно. Среди них большую группу образуют работы общетеоретической направленности, выявляющие базисные принципы эволюции жанра. Однако большая часть работ включает в себя анализ общепризнанных шедевров, при этом основное внимание уделено фортепианному концерту.

В фундаментальных западноевропейских монографиях, принадлежащих А. Шерингу (153), Г. Энгелю (137), даётся широкая историческая панорама коммуникаций концерта с другими жанрами, прослеживается доля его участия в эволюции музыкального стиля. В диссертациях Е.Антоновой (4), Н. Ахмедходжаевой (10), работах М. Тараканова (113, 114) раскрываются основы социального функционирования жанра, прослеживаются закономерности его взаимодействия с культурным контекстом.

2 «Знаковый» для истории жанра виолончельный концерт Шумана написан в 1850-м году, впервые исполнен 10 лет спустя Л. Эбертом (Лейпциг, 1860) в сопровождении фортепиано и лишь спустя ещё 7 лет сыгран в соответствии с авторским замыслом Д. Поппером (Бреславль, ныне Вроцлав, 1867).

В исследованиях последних двух десятилетий наметилась серьёзная тенденция к изучению воздействия игрового принципа на содержание концерта. Под этим ракурсом рассматривается концерт в работе Н. Брагинской (21), И. Гребневой (34). К этим работам примыкает и ряд исследований, связанных с историей концертов для отдельных инструментов [X. фон Лёш (146), В. Солнцев (110)] и развитием исполнительского искусства [Л. Гинзбург (31), И. Ямпольский (130), Л. Раков (93), Л. Лоранси (144)], в которых содержатся ценные наблюдения за связью между выразительными особенностями инструмента и образно-тематическим содержанием предназначенного для него репертуара. По области поставленных задач настоящая работа примыкает к исследованиям Я. Торгана (117), Е. Самойленко (99) и др., в которых рассматривается эволюция жанра в творчестве одного композитора. Эти работы охватывают практически все этапы процесса создания концертов отдельным автором: от переоценки написанных ранее произведений до реализации собственной жанровой концепции.

Определённые трудности возникают при выявлении примерной типологии жанра, а также его стилистики. Наиболее часто для характеристики инструментального концерта используется понятие «виртуозный». Однако границы его использования весьма широки - от описания сольной партии до определения целого стилистического направления. В последнее время назрела острая необходимость более чётких формулировок понятий, связанных единым корнем слова «виртуоз». К ней подталкивают вышедшие в последнее время работы немецких музыковедов X. фон Лёша (147), А. Ритмюллера (149) и др., в которых «виртуозность», «виртуозный стиль» рассматриваются как имманентные свойства жанра. В исследовании Е. Самойленко (99) «виртуозный концерт» - надвременная характеристика как отдельного произведения, так и жанра в целом. Однако в большинстве работ исследователей XX века, «виртуозный концерт» связывается с

определённой исторической эпохой, а именно первой половиной XIX века, выступая то как «виртуозный романтический концерт», то как «блестящий романтический концерт». Но стоит отметить, что и здесь возникают некие противоречия, так как одними исследователями временной отсчёт периода существования виртуозного типа ведётся, начиная с конца XVIII века (137), а другими (90) почти исключительная заслуга его создания (по крайней мере, в области смычкового концерта) приписывается Н. Паганини.

Описанные противоречия возникли, вероятнее всего, благодаря исчезновению (за некоторым исключением) на весьма продолжительное время из репертуара скрипачей и виолончелистов огромного пласта музыки, формировавшегося в течение почти полувека (с 1790-х по 1840-е годы включительно). Следствием отсутствия интереса к данному периоду со стороны исполнителей явилось ослабление интереса к нему и со стороны исследователей, так как необходимые нотные материалы, равно как и аудиозаписи стали малодоступны. Отсутствие работ, посвящённых означенному периоду, негативно отражается на полноте исследования творчества известных мастеров, так как и Л. Бетховен, и И. Брамс, и П. Чайковский, обращаясь к жанру смычкового концерта, брали за образец, среди прочего, концерты Дж. Виотти, Р. Крейцера, П. Родэ, Л. Шпора, Н. Паганини и др. Долгое время К. Давыдову образцами виолончельных концертов, наряду с произведениями Бетховена, Шумана, Вебера служили концерты признанных виолончелистов-виртуозов Б. Ромберга и Ф. Сервэ. Авторы малочисленных работ, посвящённых композиторам-виртуозам (16, 29, 36, 74, 100) несмотря на их огромное наследие, обладающее целым рядом специфических черт, не склонны выделять «виртуозный стиль», а за ним и «виртуозный концерт» как самостоятельные культурно-исторические феномены. Не принимается во внимание даже то, что виртуозный стиль породил множество новых жанров, практически исчезнувших в процессе «обветшания» самого стиля.

Ещё менее затрагивается в литературе о концерте период его трансформации из внешне эффектного, «демонстративного» виртуозного типа в произведение с глубоким, насыщенным разнообразными музыкальными идеями содержанием. Слабо изучено творчество представителей «новой лейпцигской» и «веймарской» школ (Й. Раффа, Р. Фолькмана, К. Рейнеке и др.), в недрах которых креп тип концерта, тесно взаимодействующий с симфонией. Однако проникновение симфонического мышления наблюдается и в творчестве некоторых сочиняющих виртуозов, о чём подробно свидетельствует монография Л. Гинзбурга, посвящённая А. Вьетану (29). В целом же эволюция концерта из виртуозного типа в тип, который наиболее верно было бы назвать виртуозно-симфоническим, прослеживается как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях достаточно фрагментарно.

Анализ русских смычковых концертов XIX века отличается беглостью (за исключением скрипичного концерта П. Чайковского), так как преимущественно находится в исследованиях по истории исполнительского искусства [И. Ямпольский (130), Л.Гинзбург (31)] и нацелен на разбор инструментальной специфики произведений.

Главный предмет исследования - виолончельные концерты К. Давыдова - также по большей части отнесён исследователями в область истории исполнительского искусства. Собственно список литературы о К. Давыдове включает четыре работы, и ни в одной из них нет полноценного анализа его виолончельных произведений. Труды С. Гинзбурга (33), В. Гутора (39), А.Селезнёва (104) касаются, прежде всего, его педагогической, исполнительской и музыкально-общественной деятельности; в большой главе в монументальной монографии Л.Гинзбурга (31) основное внимание также уделено инструментальной специфике виолончельных произведений К. Давыдова. Относительно свежий взгляд на Давыдова-человека даёт исследование истории семьи Давыдовых его потомками Л. Давыдовой и О. Давыдовым (40), а также

воспоминания Я. Витола (27). Характеристика творческого почерка композитора, данная преимущественно на примерах камерных произведений, содержится в работе JI. Раабена (89) и некрологе Г. Лароша (64). Однако концертное наследие К. Давыдова у указанных авторов практически не упоминается.

Широкий круг рассматриваемых в диссертации произведений делает необходимым применение разных методов исследования. Для освещения различных этапов развития смычкового концерта взят за основу сравнительно-исторический и культурологический анализ, выявляющий причины расцвета и постепенного исчезновения классического виртуозного концерта. Отправной теоретической базой здесь явились труды Г. Аберта (1), Г. Энгеля (137), А. Шеринга (153), а также Г. Вебера (155), X. фон Лёша (147) и К. Кюстера (143). Обоснование типологии смычкового концерта основывается на музыкальном анализе, при котором в качестве основных инструментов использованы теоретические положения из работ Б. Асафьева (7), Е. Ручьевской (96-98), Т. Бершадской (17), Е. Титовой (116) и др. В качестве источника сведений о К. Давыдове и его творчестве, кроме указанных работ, была также привлечена в широком объеме музыкальная критика 60-х - 80-х годов XIX века.

Научная новизна работы заключается в создании первой в отечественном музыкознании подробной характеристики основных типологических моделей смычкового концерта XIX века. Признавая некоторую условность внутреннего деления жанра на виртуозный, переходный и виртуозно-симфонический типы, мы прибегаем к нему как к средству, необходимому для создания наиболее широкой и в тоже время чёткой панорамы развития смычкового концерта в XIX веке. Разбор каждого типа подкреплён многочисленными примерами, позволяющими самостоятельно убедиться в объективности подобного деления. Новой страницей в истории изучения отечественной музыки нам видится анализ виолончельных концертов русских авторов (прежде всего Н. Афанасьева и

А. Рубинштейна), содержащих множество интересных страниц и представляющих специфический «русский» подход к жанру.

Также впервые даётся характеристика виолончельных концертов Давыдова в ракурсе композиционных приёмов, а не исполнительских задач. Подчеркивается уникальность этих произведений, тонкая рефлексия композитора на основные тенденции развития жанра, последовательно * претворившиеся в виртуозном (Первый концерт), переходном (Концертное аллегро, Второй и большей частью Третий концерт) и виртуозно-симфоническом типе (Четвёртый концерт).

Основные положения, выносимые на защиту:

• своеобразие тематизма смычковых, в первую очередь, скрипичных концертов конца XVIII начала XIX века позволяет выделить их в особую типологическую группу виртуозных концертов, составивших вместе с другими аналогичными произведениями особое виртуозное стилистическое направление;

• бурное развитие нового симфонического мышления и его проникновение во все жанры способствовало, начиная с 1840-х годов постепенной трансформации концерта, в результате чего возникали произведения с новыми симфоническими принципами тематического развития с одной стороны и с традиционными для виртуозного концерта приёмами демонстрации технической оснащённости солиста с другой. Такие промежуточные формы относятся нами к условной группе концертов переходного типа',

• именно как концерты переходного типа можно охарактеризовать произведения русских композиторов Н. Афанасьева, А.Рубинштейна. Подготовленные чередой разнообразных вариаций на русские темы зарубежных и отечественных виртуозов, эти концерты представляют собой уже самостоятельную трактовку жанра в русле национальных музыкальных традиций;

• основательное музыкальное образование К. Давыдова, его широчайший кругозор позволили ему достичь в своих виолончельных концертах гармоничного сочетания виртуозной репрезентации и художественного содержания;

• лирическая основа дарования композитора проявилась в преобладании лирико-драматической образной сферы, в большей степени отвечающей выразительным возможностям виолончели;

• эволюция концерта в творчестве К. Давыдова направлена на достижение единства и целостности художественной концепции. Последовательно от концерта к концерту композитор преодолевает груз традиций виртуозного концерта, выходя в последнем Четвёртом концерте на новый для русской истории жанра уровень образно-тематического обобщения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в постановке проблем периодизации процесса эволюции смычкового концерта в XIX веке, его типологизации на каждом из этапов развития, а также в привлечении исследовательского внимания к малоизученным образцам виртуозного и переходного типов концерта. Анализ концертов Н.Афанасьева, А.Рубинштейна и, разумеется, К.Давыдова, помогает установить степень влияния западной музыкальной культуры, специфику образного мышления русских авторов. Материалы исследования способны расширить представления о путях развития инструментальной музыки в целом, о тесном взаимодействии различных по своей природе жанров. Практическую пользу способен принести материал диссертации, который может быть использован в курсах по истории исполнительского искусства и истории музыки.

Основные положения работы представлены в докладах на международных конференциях (Санкт-Петербург 2007; 2008), опубликованы в статьях. Результаты исследования используются в курсе

«История исполнительского искусства», читаемом в колледже при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения, содержащего перечень упоминаемых в исследовании концертов, списка литературы (156 наименований, из них 26 на иностранных языках). Работа снабжена нотными примерами (51). Общий объём работы - 186 с.

Первая глава посвящена характеристике раннего виртуозного стиля (1790-1820), формированию виртуозного концерта и его развитию на более поздних этапах (1820-1840). Особое внимание уделяется источникам тематизма и формы концерта, принципам тематической организации и роли общих форм движения в формообразовании и музыкальном

материале произведений.

В качестве основного источника характерных особенностей виртуозного стиля рассматривается синтез наиболее ярких достижений инструментально-композиторских школ середины и второй половины XVIII века - мангеймской, французской, австро-немецкой - посредством их диалога с традициями итальянской профессиональной музыкальной культуры; прослеживаются некоторые музыкально-исторические связи, повлиявшие на интенсивность указанного процесса.

Вторая глава посвящена анализу тех изменений, которые происходили в середине-второй половине XIX века со смычковым виртуозным концертом в Западной Европе и в России.

В первом разделе главы раскрывается содержание понятия «концерт переходного типа», впервые вводимого в настоящей работе. Тематические особенности этой группы концертов во многом обусловлены взаимодействием двух стилистических сфер. Одна ведёт своё происхождение от концертов виртуозного стиля, другая возникает под

воздействием новейших тенденций музыкального романтизма. Большей частью эти тенденции в сольном концерте связаны с творчеством австро-немецких композиторов середины XIX века.

Второй раздел главы посвящён виолончельному концерту в творчестве русских композиторов Н. Афанасьева, А. Рубинштейна, а также в творчестве К. Шуберта, проведшего в России 27 лет.

В третьей главе диссертации предлагается общая характеристика и периодизация творчества К.Ю. Давыдова, прослеживается эволюция художественного мышления композитора путём сравнительного анализа его сочинений для виолончели с оркестром.

В заключении намечаются дальнейшие перспективы исследования давыдовского наследия, подчёркивается необходимость его возвращения на концертную эстраду, а также освещаются возможные пути научной разработки проблемы воздействия виртуозного стиля на выдающиеся произведения мировой симфонической и камерно-ансамблевой классики.

Глава I. Виртуозный струнно-смычковый концерт 1790-1840х годов

В конце XVIII века во Франции из-под пера выдающихся исполнителей-композиторов, преимущественно скрипачей, выходят одно за другим произведения, связанные идеей активной демонстрации инструментальной техники, характерным тематизмом, особенностями формообразования и средств выразительности. В совокупности эти специфические особенности образовали неповторимое культурное явление, получившее в критических статьях 1830-1840-х годов название «виртуозный стиль». Это название с некоторыми вариантами [см.: 104, 526528] сохранилось за ним в дальнейшем. Преобладание черт позднего классицизма или наступающего романтизма, позволяет выделить в виртуозном стиле ранний (1790-1820), связанный с классицизмом, и поздний (1820-1840), связанный с романтическими тенденциями, этапы развития. Стилистическая гибкость позволила этому явлению сохранять свою жизнеспособность на протяжении более чем полувека - с 90-х годов

XVIII до середины XIX.

Своеобразной квинтэссенцией особенностей виртуозного стиля стал жанр концерта для солирующего инструмента с оркестром, характеризующийся особой рельефностью общих форм движения, театральной выпуклостью тем, разнообразных по своему происхождению, и преобладанием экспонируемого материала над развиваемым.

Определение «виртуозный стиль» на данном этапе необходимо нам для создания примерной периодизации эпохи существования виртуозного концерта. Чтобы сузить рамки этой задачи в свете конечной цели нашего исследования - виолончельных концертов К. Давыдова - мы оставим в стороне фортепианные и духовые виртуозные концерты и сосредоточим наше внимание на концертах для струнно-смычковых инструментов.

Необходимо заметить, что на всех этапах развития виртуозного концерта параллельно возникали и отдельные образцы, сочетающие в себе черты виртуозного стиля с современными симфоническими тенденциями (виртуозно-симфонический концерт). Речь идёт о концертах, принадлежащих перу Л.Бетховена, Ф.Мендельсона, Р.Шумана и ряда других композиторов. Однако концерты Дж. Виотти, П. Роде, Р. Крейцера, Б. Ромберга, Л. Шпора, Н. Паганини и др. продолжительное время доминировали в репертуаре скрипачей и виолончелистов, а многие выдающиеся композиторы XIX века (Шопен, Вебер, Глинка и др.) в своих ранних сочинениях широко использовали возможности виртуозного стиля.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванов, Андрей Витальевич, 2011 год

Список использованной литературы

1. Аберт Г. В.А. Моцарт / Пер. с нем., вступ. ст. и комм. К.К. Саквы. Ч. 12. - 4.1, кн.1. - М.: Музыка, 1987. - 534 с. 4.1, кн.2. - М.: Музыка, 1988. -608 с. 4.2, кн.1. - М.: Музыка, 1983. - 518 с. 4.2, кн. 2. - М.: Музыка, 1985. - 568 с.

2. Алексеев А. Концерт и камерные жанры инструментальной музыки // История русской советской музыки, т. 1. - М.: Музгиз 1956.-е 267-297

3. Антипова Ю. Сентиментализм в западноевропейской музыке XVIII века: автореферат дис. ... канд. иск. - Новосибирск, 2005. -26 с.

4. Антонова Е. Жанровые признаки инструментального концерта и их претворение в предклассический период: автореферат дис. ... канд. иск. -Киев, 1989.-20 с.

5. Аппалонова И. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: автореферат дис. ... канд. иск. - Саратов, 2009. - 25 с.

6. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. современник. - М.: Советский композитор, 1987. - Вып.6. -С. 5-44.

7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: книги 1 и 2. - 2-е изд. -Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

8. Асафьев Б. Русская музыка. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

9. Ауэр JT. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. - М.: Музыка, 1965. - 272 с.

10. Ахмедходжаева Н. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве: автореферат дис. ... канд. иск. -Ташкент, 1985.-21 с.

11. Баренбойм Л. А.Г.Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1-П. - Т.1. — Л.: Музгиз, 1957. - 455 с. Т. II. - Л.: Музгиз, 1962. - 492 с.

12. Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения, 1984. - Л.: Наука, 1986. - С. 99-116.

13. Беккер X., Ринар Д. Техника и эстетика игры на виолончели / пер. с нем. А.В.Броун, К. Л. Новогрудский; вступ. ст. и комментарии Д.Доброхотова -М.: Музыка, 1978.-288 с.

14. Беляев В. «Собрание народных русских песен с их голосами» Львова-Прача // Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. Вступительная статья. - М.: ГМИ, 1955. - С. 4-37.

15. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций // Аспекты теоретического музыкознания / ЛГИТМиК. - Л.: Музыка, 1989. - С. 4-31.

16. Берфорд Т. В. Николо Паганини: стилевые истоки творчества. — СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2010. - 480 с.

17. Бершадская Т. Лекции по гармонии. 3-е доп. изд. - СПб.: Композитор, 2003.-268 с.

18. Блинова С. Формирование и функционирование тематизма в венской симфонической школе XVIII века (композиторы «второго ранга»): автореферат дис.... канд. иск. - М., 2000. - 21 с.

19. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. - М.: Музыка, 1978. - 330 с.

20. Бочаров Ю. Увертюра в эпоху барокко. - СПб.: Композитор, 2006. -648 с.

21. Брагинская Н. Неоклассические концерты И.Стравинского. Учебное пособие. Изд. 2-е - СПб., 2008. - 97 с.

22. Бутир Л. О роли концертов в творческом наследии И.С. Баха//Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка. 1974. -ВыпЛЗ.-СЛ 87-214.

23. Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма / пер. с нем. В. Микошо; ред. М. Иванова-Борецкого. - М.: ГМИ, 1934. - 272 с.

24. Великая В. Скрипичное исполнительское искусство Франции XIX века: автореферат дис. ... канд. иск. - М.,1992. - 18 с.

25. Ветлицына И. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. - М.: Музыка, 1987. - 92 с.

26. Витачек Е. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. - М.: Музыка, 1964. - 348 с.

27. Витол Я. Воспоминания, статьи, письма. - Л.: Музыка, 1969. - 364 с.

28. Галлер К. Музыкальная библиография. Романсы К.Ю. Давыдова (ор. 25, 26 изд. В. Бесселя и А. Битнера). - СПб: Музыкальный свет, 1877 (№№ 33, 34 от 21 и 28 августа).

29. Гинзбург Л. Анри Вьетан. - М.: Музыка, 1983. - 176 с.

30. Гинзбург Л. Гануш Виган и чешский квартет. - М.: ГМИ, 1955. - 56 с.

31. Гинзбург Л. История виолончельного искусства: кн. 1-4. Кн.1. - М.: Музгиз, 1950. - 511 с. Кн. 2. - М.: Музгиз, 1957. - 578 с. Кн. 3. - М.: Музыка, 1965. - 617 с. Кн. 4 - М.: Музыка, 1978. - 407 с.

32. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. - М.: Музыка, 1990. - Вып. 1. - 285 с.

33. Гинзбург С. К.Ю. Давыдов. Глава из истории музыкальной культуры и методической мысли. - Л.: Музгиз, 1936. - 211 с.

34. Гребнева И. Жанр скрипичного концерта в зарубежной европейской музыке 1920-1930-х годов: дис. ...докт. иск. - М., 1991.-426 с.

35. Григорьев В. Антонио Вивальди. - М., 1994. - 208 с.

36. Григорьев В. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1987. -144 с.

37. Григорьев В. Кароль Липиньский. - М.: Музыка, 1977. - 168 с.

38. Гумерова О. Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики «Бури и натиска»: дис. ... канд. иск.

- Челябинск, 2010. - 189 с.

39. Гутор В. К.Ю. Давыдов как основатель русской виолончельной школы / ред. и прим. JI. Гинзбурга. - М.: Музгиз, 1950 - 44 с.

40. Давыдова Л., Давыдов О. Страницы истории (Биографическая хроника • семьи Давыдовых). - Варшава, 2000. - 238 с.

41. Долгушина М. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой: автореферат дис. ... докт. иск. - СПб., 2010. - 44 с.

42. Друскин М. Фортепианные концерты Бетховена. - М.: Советский композитор, 1973. - 88 с.

43. Друскин М. Фортепианные концерты Моцарта. - М.: Музгиз, 1959. - 44 с.

44. Друскин М. Фортепианные концерты Листа. - Л.: Лен. Филармония, 1937.- 37 с.

45. Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. — М.: Классика-ХХ1, 2003. - 256 с.

46. Епишин А. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. - СПб.: Композитор, 2006. - 146 с.

47. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

48. Зейфас Н. Concerto grosso в творчестве Г.Ф. Генделя. - М.: Музыка, 1980.-80 с.

49. Златковский Ю. Инструментальный речитатив как мелодический тип: автореферат дис. ... канд. иск. - М., 1995. - 25 с.

50. Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. - М.: Молодая гвардия, 1953. - 518 с.

51. История русской музыки: в 10 тт. Т. 6. - М.: Музыка, 1989. - 384 с. Т.7

- М.: Музыка, 1994. - 479 с. Т.8. - М.: Музыка, 1994. - 534 с.

52. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика: автореферат дис. ... докт. иск. -М., 1996.-40 с.

53. Климовицкий А. Жанр и коммуникативные аспекты музыки: музыкальная деятельность, музицирование, музыкальный язык // Музыкальная коммуникация / РИИИ. - СПб., 1996. - С. 40-62

54. Конен В. Театр и симфония. Изд. 2-е, доп. - М.: Музыка, 1974. - 376 с.

55. Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. - М.: Московская гос. консерватория, 2007. - 173 с.

56. Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. - СПб.: Композитор, 2000. - 272 с.

57. Корыхалова Н. Увидеть в нотном тексте. - СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2008. - 256 с.

58. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. Проблемы, художественные достижения, влияние на музыку XX века. - М.: Московская гос. консерватория, 2007. - 312 с.

59. Кузнецов И. Концертирование как метод тематического развития / Проблемы музыкознания: сб. тр. МГОЖ. - М., 1976. - Вып. 32. - С. 5-67.

60. Курышева Т. Театральность и музыка. - М. : Сов. композитор, 1984. -200 с.

61. Кюи Ц. Виртуозы нынешнего сезона // Избранные статьи / сост., вступ. ст. и прим. И.Л. Гусина. - Л.: Музгиз, 1952. - С. 316-319

62. Кюи Ц. [Концерт г. Давыдова] // Избранные статьи об исполнителях / сост., ред., вступ. ст. и прим. И.Л. Гусина. - М.: ГМИ, 1957. - С. 190-193

63. Кюи Ц. Русский романс. - СПб: Н. Финдейзен, 1896. - 209 с.

64. Ларош Г.А. К.Ю. Давыдов // Избранные статьи: в 5-и выпусках. Вып. 5: Музыка и литература. - Л.: Музыка, 1978. - С. 136-140

65.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: учебник. В 2-х т. Т.2. XVIII век. - М.: Музыка, 1982. - 622 с.

66. Лихачёв Д. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. - СПб.: Наука, 1991. - 371 с.

67. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. -М.: Советский композитор, 1990. - 312 с.

68. Лопушанский К. Русская музыкально-исполнительская эстетика второй четверти XIX века: автореферат дис. ... канд. иск.. - Л., 1974. - 30 с.

69. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. - М.: Классика-ХХ1, 2008.

- 624 с.

70. Мазель Л., Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1976. - 752 с.

71. Материалы и документы по истории музыки / общ. ред., вступ. ст. и прим. М.Иванова-Борецкого. - Т. 2. - М.: Музгиз, 1934. - 604 с.

72. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: сб. ст. / ред.

B.В. Задерацкий; сост. С.С. Зива. Вып. 5. - М.: Советский композитор. -

C. 5-17.

73. Медушевский В. Бетховен и жизнеощущение классицизма. Тайна прекрасной формы / Проблемы совр. муз. культуры в образовательном контексте: материалы Международной научно-практической конференции.

- Калининград, 2003. - С. 110-126.

74. Мильштейн В.. Дж. Виотти и его скрипичные концерты (к истории классического скрипичного концерта): автореферат дис. ... канд. иск. - М., 1986.-24 с.

75. Михайлов М. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

76. Музыка Австрии и Германии XIX века: в 3-х кн. / под общ. ред. Т.Цытович. Кн.1. - М.: Музыка, 1975. - 511 с. Кн. 2. - М.: Музыка, 1990. -528 с. Кн.З. - М.: Композитор, 2003. - 451 с.

77. Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен / A.A. Хохловкина (под ред. Б.В. Левика). - М.: Музыка, 1967 - 443 с.

78. Музыкальная библиография русской периодической печати: в 6-и вып/ сост. Т.Ливанова. Вып. 2. - М.: ГМИ, 1963. - 272 с. Вып. 3. - М.: Музыка, 1966. - 352 с. Вып. 4 (4.1). - М.: Советский композитор, 1967. - 212 с. Вып. 4 (4.2). - М.: Советский композитор, 1968. - 340 с. Вып. 6 (в 4-х ч.). 4.1. - М.: Советский композитор, 1974. - 376 с. 4.4. — М.: Советский композитор, 1979. -254 с.

79. Музыкальная эстетика Германии XIX века: в 2-х томах. - М.: Музыка,

1981.-Т.1.-415 е., Т.П.-432 с.

80. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. -М.: Практика, 2001. - 1095 с.

81. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие. - М.: Владос, 2003.-248 с.

82. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка,

1982.-319 с.

83. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вступ. ст. и прим. Г.Б. Бернандта. - М.: ГМИ, 1956. - 724 с.

84. Очерки деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества / сост. Н. Финдейзен. - СПб., 1909. -112 с.

85. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX вв. - М.: Музыка, 1979. - 327 с.

86. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. - М.: Музыка, 1970.-331 с.

87. Раабен Л. Музыка Барокко // Вопросы музыкального стиля. - Л.: ЛГИТМиК, 1978. - 176 с.

88. Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. - М.-Л.: Музыка, 1967. -312 с.

89. Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. - М.: Музыка, 1961.- 476 с.

90. Раабен Л. Концерт // Музыкальная энциклопедия. - М., 1974. - Т.2. -С. 922-925.

91. Раабен Л. Скрипичные концерты барокко и классицизма. - СПб: РГПУ им. А. Герцена, 2000. - 126 с.

92. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. - Л.: Музыка, 1967. -307 с.

93. Раков Л. История контрабасового искусства. - М.: Композитор, 2004. -312 с.

94. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: в 3-х томах. Т.З. Письма. 1872—1894. Лекции по истории фортепианной литературы — М.: Музыка, 1986.-279 с.

95. Рубинштейн А.Г. Музыка и её представители. - СПб: Союз художников, 2005. - 160 с.

96. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма: учебник по анализу. -СПб.: Композитор, 2004. - 300 с.

97. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. - Л.: Музыка, 1977. - 160 с.

98. Ручьевская Е., Кузьмина Н. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль. -4.2.-Л., 1990.-С. 129-174.

99. Самойленко Е. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А .Я. Эшпая: дис. ... канд. иск. - М., 2003. - 418 с.

100. Сандюк С. Жанрово-стилевые особенности «лондонских» скрипичных концертов Дж. Виотти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: \vww.URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc ОитМлт/2009 26/8апёуик.Ыт. (01.04.2011)

101. Сандюк С. Музыкальное прошлое в скрипичных концертах Людвига Шпора. - Харьков: Вюник ХДАДМ, 2007 (№11). - С. 100-107

102. Сапонов М. Русские дневники и мемуары Л.Шпора, Р.Вагнера, Р.Шумана.- М.: Дека-ВС. М.: Гос. центральный музей музыкальной культуры им.М.Глинки, 2004. - 344 с.

103. Сводный каталог российских нотных изданий. T.II «XIX век». - СПб: РНБ, 2005.-391 с.

104. Селезнёв А.Н. С.М. Козолупов и его школа в контексте развития русского виолончельного искусства (к истории классов виолончели МГК): автореферат дис. ... канд. иск. - М., 2007. - 24 с.

105. Серов А. Музыка и виртуозы // Избранные статьи: в 2-х т. / общ. ред., вступ. ст. и прим. Г. Хубова. - Т. 2. - М.: ГМИ, 1957. - С. 525-534

106. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

107. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: художественные возможности, структура, функции. -М.: Музыка, 1985.-285 с.

108. Скрипачи XVII, XVIII и XIX столетий // Лит. прибавление к «Нувеллисту». «Немецкая школа». - СПб: Лит. приб. к «Нувеллисту», 1873 (январь-февраль). «Французская школа». - СПб: Лит. приб. к «Нувеллисту», 1873 (февраль, март, апрель, май). «Бельгийская школа». -СПб: Лит. приб. к «Нувеллисту», 1873 (июнь, июль)

109. Скорбященская О. Фортепианное творчество K.M. Вебера в контексте культуры раннего романтизма: автореферат дис. ... канд. иск. - СПб., 1993. -18 с.

110. Слово о музыке: Русские композиторы XIX в.: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.

111. Солнцев В. Эволюция австро-немецкого скрипичного концерта от Бетховена до Брамса: автореферат дис. ... канд. иск. - СПб, 1995. - 22 с.

112. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке // Вопросы социологии и эстетики музыки: статьи и исследования. - Л.: Советский композитор, 1981. - С. 231-293.

113. Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. - М.: Музыка, 1985. - 270 с.

114. Тараканов М. Инструментальный концерт. - М.: Знание, 1986. - 55 с.

115. Тараканов М. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы). Пути развития: очерки. - М.: Советский композитор, 1988.-271 с.

116. Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. B.C. Ценова. - М.: Музыка, 2005. - 624 с.

117. Титова Е. Фактура как элемент стилевой системы: автореферат дис. ... канд. иск. - Л., 1985. - 19 с.

118. Торган Я. Фортепианные концерты Брамса в свете эволюции данного жанра в первой половине XIX века: авт. дис. ... канд. иск. - К., 1978. - 34 с.

119. Фелъдгун Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века. - Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 2006. - 500 с.

120. Холопов Ю. Концертная форма у И.С. Баха // О музыке: проблемы анализа. - М., 1974. - С. 119-149.

121. Хохлов Ю. Советский скрипичный концерт. - М.: Музгиз, 1956. -232 с.

122. Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России / сост. и вступ. ст. Л. Баренбойм, В. Музалевский. -М.-Л.: ГМИ, 1949. - С. 3-10

123. Цыбко Е. Ария: от барокко к классицизму: автореферат дис. ... канд. иск. - М., 2005.- 16 с.

124. Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. - М.: Музыка, 1984. - 144 с.

125. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст. в 2-х т. / пер. с нем. А.Габричевский и Л. Товалёва, ред. пер. Г. Балтер. Т.1. - М.: Музыка, 1975. - 407 с. Т.2, ч. «А». - М.: Музыка, 1978. - 327 с. Т.2, ч. «Б». - М.: Музыка, 1979.-294 с.

126. Щербакова Т. Михаил и Матвей Виельгорские. - М.: Музыка, 1990. -128 с.

127. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. - М.: Музыка, 1977. -454 с.

128. Ямполъский И. Избранные статьи и исследования / вступ. ст. и общ. ред. Ю.В. Келдыша. - М.: Советский композитор, 1985. - 280 с.

129. Ямполъский И. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1968.-448 с.

130. Ямполъский И. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. - М.-Л.: Музгиз, 1951. - 516 с.

131. Barber С. Viotti // The New Grove dictionary of music and musician: in 29 vol. / Ed. By Stanley Sadie. - 2 ed. - Oxford: Oxford University Press, 2001. -P. 766-771

132. Botstein L. Concerto (the 19th century) // The New Grove dictionary of music and musician: in 29 vol. Vol.6 / Ed. By Stanley Sadie. - 2 ed. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - P. 251-256

133. Bouquet-Boyer M. Vivaldi et le concert. - Paris: Presses Univ. de France, 1985.- 128 p.

134. Drabkin W. Figure // The New Grove dictionary of music and musician: in 29 vol. Vol. 8 / Ed. By Stanley Sadie. - 2 ed. - Oxford: Oxford University Press, 2001.-P. 792

135. Draheim J. Das Cellokonzert a-Moll op. 129 von Robert Schuman: neue Quellen und Materialien // Schumann-Forschungen. Bd. 3: Schumann in Düsseldorf. Werke -Texte - Interpretationen. Bericht über das 3. Internationale Schumann-Symposion (15 - 16.06.1988). - Mainz: Bernhard R. Appel, 1993. -S. 249 - 264

136. Eggebrecht H. Figuren, musikalisch-rhetorische // Riemann Musiklexicon: Sachteil. - Mainz: Schott's Söhne, 1967. - S. 286-288

137. Engel H. Instrumentalkonzert. - Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1932. -481 S.

138. Engel H. Das Virtuosenkonzert / Zeitschrift für Musikwissenschaft. -Leipzig, 1932/3. - S. 230-232

139. Fetis F. Biographie universelle des musicienes: au 8 vol. - 2-е ed. - Paris: Finnin Didot Freres, 1866.

140. Fuller D. Figuration // The New Grove dictionary of music and musician: in 29 vol. Vol. 8 / Ed. By Stanley Sadie. - 2 ed. - Oxford: Oxford University Press, 2001.-P. 791

141. Heister H.-W. Virtuosen // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: in 21 Bände. Sachteil. B. 9. - Kassel: Bärenreiter, 1996. - S. 1722-1731

142. Jander O. Virtuoso // The New Grove dictionary of music and musician: in 29 vol. Vol. 26 / Ed. By Stanley Sadie. - 2 ed. - Oxford: Oxford University Press, 2001.-P. 789-790

143. Küster K Das Konzert. Form u. Forum der Virtuosität. - Kassel: Bärenreiter, 1993.-218 S.

144. Laurencie de La L. L'ecole française de violon de Lully a Viotti. - Paris: Minkoff, 1991.-440 p.

145. Ligeois C., Nogue E. Le Violoncelle. Son histoire et ses virtuoses. - Paris - Bordeaux: Costallat et Co; Ferret et fils, 1914. - 315 p.

146. Lösch H, von. Das Cellokonzert von Beethoven bis Ligetti. [...] Frankfurt am Main: Lang, 1992. - 328 S.

147. Lösch H. von. Virtuosität als Gegenstand der Musikwissenschaft // Musikalische Virtuosität. - Mainz: Schott, 2004. - S. 11-16

148. Raychev E.D. The virtuoso cellist-composers from Luigi Boccherini to David Popper: a review of their lives and works: D.M. diss. — The Florida State University, 2003.-P.21.

149. Riethmüller A. Virtuosität im Zwielicht II Musikalische Virtuosität. -Mainz: Schott, 2004. - S.39-44

150. Quantz J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen (Faksimile einer Ausgabe Berlin 1752). - Wiesbaden: Breitkopf u. Härtel, 1988. -334 S.

151. Schäfer H. Bernard Romberg. Sein Leben und Wirken. - Münster: Aschendorff, 1931. - 124 S.

152. Scherliess V., Forchert A. Konzert // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: in 21 Bände in zwei Teilen. Sachteil. B. 5. - Kassel: Bärenreiter, 1996.-S. 627-686.

153. Schering A. Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart. -Leipzig, 1905.-226 S.

154. Wasielewski W. Das Violoncello und seine Geschichte. - Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1911.-253 S.

155. Weber H. Das Violoncellokonzert des 18 und beginnenden 19 Jahrhunderts: PhD Diss. -Tübingen, 1932. - 87 S.

156. White Ch. Giovanni Batista Viotti (1755-1824). A thematic catalog of his works. - New-York: Pendragon press, 1985. - 54 p.

щ

р

Г~Г—\—Г

г г г г

^ТДРТЗ

I

ттэ

г г г

г г г

б) Б. Ромберг. Концерт для виолончели с оркестром №1

Г |г!г Г и

Щ г Г1 Г" г Г "Г г г

йо1се

£

* %

Я

ш

¡т \PTttnfM

ш

ш

в) Б. Ромберг. Концерт для виолончели с оркестром №1

рр Г Г Г М- --—- ,0» 1

АиА., J Л—ъА ¿Л] »-»-

т г т и: I, Г ПГ » М » 7 ш1Ч /

у V )- 4 ___—-- • • , • '- с- -г л

Пример 2

а) Дж. Виотти Концерт для скрипки с оркестром №20.1 часть

Allegro

1

XJ р m я - » т л » ш m * à--m- -в- ^-т- s-* -^ W 1 ^¿Г

?-- -г ж

б) JI. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. I часть

Г A -e- il fj •

(д) р dolce -*):#Iif» L—i—i—-¡-jh —-<y. * =d= —

[./ чи. r f f r^

в) П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. I часть

Allegro moderato

tT-^- я ^-- _-i—_-- =H=F

-s ffc- -è—? ■J-

Allegro non troppo

г) И. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром. I часть

■ О- '

тр

Ш&

_J_

а

s

Пример 3

iBI> ff _ J

cresc.

^ i. ь г "i «

^- en =f se. -Ш- J J e L

J t> "-'-

Пример 4

Adagio

а) Дж. Б. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром №20. II часть

J-

Ж

р-

т

Se

П

ZUi LU

рр

Ш

iлт?

j-NTn

oír cr

# «—#

Éfü

m

г

Andante sostenuto

Пример 5

Б. Ромберг. Концерт для виолончели с оркестром №6. П часть

Lento

Пример 6

а) Дж. Б. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром №>23. Ш часть

f P- ■Г-гГ-Г i i®"!*" --■ Ф

ГРт и IJJ | mf Mf ^ M' ^— ^ * та

— rjr -в- J—в- -JJ J . ZS J ф 1; -в J«1J J r i: s- L-^L zs —s- 1—&- 4

RONDO Allegretto

ггр1Г рТщ}i

fi

m

¡fe

dolce

$

сИт.

i

i

Ш

m

ш

p

m

m

e

ГрЦЦПШ 1 ■!_!_

'=- fi fi

W

fi

Мт.

É W

Щ

Щ

Ш

ш

fi

сИт.

fi

m

à

fi

щ

Пример 7

Дж. Б. Виотти. Концерт для скрипки с оркестром №22.1 часть

(главная партия)

Г и

% •

У Г \ 1 ♦

i J i

m

Ép

i i i

n\

f

n\

t fe

г

о

ТУ

s

fr tr ir

ir tr

m

wm

i T? j 7 j'7

«

i'

Пример 8

Allegro moderato

а) Р. Фолькман. Концерт для виолончели с оркестром a-moll. I часть

£

£

■УггГГГГ if

s

fe

щ

б) Й. Рафф. Концерт для виолончели с оркестром №1.1 часть

r-Fr1rf|^ г

mfcon passione

«

ш

ш

Allegro moderato

Пример 9

а) Р. Фолькман. Концерт для виолончели с оркестром

(экспозиция)

FS

m

-<0

р stacc. i-

£2=

i

£3=

<p

i

quasi Récit.

6) P. Фолькман. Концерт для виолончели с оркестром

(разработка)

в) Р. Фолькман. Концерт для виолончели с оркестром

(реприза)

üt

{ iïhlr1.

Jj i

ffconfuoco

£Ш

í> Л1Л

J] Sr rJ-

i

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.