Концепты правды и истины в языковом сознании Ф.М. Достоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Гильманова, Анастасия Владимировна

  • Гильманова, Анастасия Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Калининград
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 195
Гильманова, Анастасия Владимировна. Концепты правды и истины в языковом сознании Ф.М. Достоевского: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Калининград. 2007. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гильманова, Анастасия Владимировна

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Правда и истина в языковом сознании Ф.М. Достоевского: современное состояние проблемы.

1. Концепции «целостности» языковой картины мира у Ф.М. Достоевского.

1.1. Концепт истины.

1.1.1. Истина-тдоап».

1.1.2. ЯсАимня-«действительность».

1.2. Концепт правды.

2. Концепции двойственности языковой картины мира у Ф.М. Достоевского.

2.1. Концепт истины.

2.2. Концепт правды.

3. Концепции полилога в языковой картине мира Ф.М. Достоевского.

3.1. Концепт правды.

3.2. Концепт истины.

Выводы.

Глава 2. Содержание и развитие семантики лексем «правда» и «истина» в текстах Ф.М. Достоевского.

1. Основные аспекты концептов правды и истины в языковом сознании Ф.М.Достоевского.

2. Концепты правды и истины в текстах Ф.М.Достоевского, созданных до каторги.

2.1. Концепт правды.

2.1.1. Правда - «то, что соответствует действительности».

2.1.2. Правда - «справедливость».

2.1.3. Правда - «высший духовный закон».

2.2. Концепт истины.

2.2.1. Истина - «действительность».

2.2.2. Истина - «то, что соответствует действительности».

2.2.3. Истина - «справедливость».

3. Концепты правды и истины в текстах Ф.М.Достоевского в период творчества после каторги и до создания романа «Преступление и наказание».

3. 1. Концепт правды.

3.1.1. Правда - «действительность».

3.1.2. Правда - «то, что соответствует действительности».

3.1.2.1. Правда - «то, что соответствует действительности повседневной жизни».

3.1.2.2. Поэтическая, художественная правда - «то, что соответствует высшим принципам действительности».

3.1.3. Правда - «справедливость».

3.1.4. Правда - «высший духовный закон, идеал».

3.2. Концепт истины.

3.2.1. Истина - «действительность».

3.2.2. Истина - «то, что соответствует действительности».

3.2.3. Истина - «справедливость».

3.2.4. Истина - «высший закон жизни».

3.2.4.1. Истина - «высший духовный, нравственный закон жизни».

3.2.4.2. Истина - «высший идеал устройства внешней жизни».

4. Концепты правды и истины в текстах Ф.М.Достоевского в последний период творчества писателя.

4.1. Концепт правды.

4.1.1./7ряв<)я-«действительность ».

4.1.1.1. Правда - «чувственно-осязаемая действительность».

4.1.1.2. Правда - «высшая, подлинная действительность, реальность».

4.1.2. Правда - «то, что соответствует действительности».

4.1.2.1. Правда - «то, что соответствует чувственно-осязаемой действительности».

4.1.2.2. Правда - «то, что соответствует высшим принципам действительности, подлинной реальности».

4.1.3. Правда - «справедливость».

4.1.4. Правда - «высший закон существования, идеал».

4.1.4.1. Правда - «высший закон существования, связанный с христианской верой, идеал».

4.1.4.2. Правда - «иной закон существования, противоположный

Божьему».

4.2. Концепт истины.

4.2.1. Истина - «действительность».

4.2.1.1. Истина - «повседневная действительность».

4.2.1.2. Истина - «высшая, подлинная действительность, реальность».

4.2.2. Истина - «то, что соответствует действительности».

4.2.3. Истина - «справедливость».

4.2.4. Истина - «высший идеал бытия».

4.2.4.1. Истина - «подлинный высший идеал бытия».

4.2.4.2. «Иная» истина отступившихся героев.

Выводы.

Глава 3. Две прагматические системы в произведениях

Ф.М.Достоевского.

1. Картина мира «открытого» человека.

1.1. Мир и природа.

1.2. Человек.

1.2.1. Отступившийся, павший человек.

1.2.2. Праведники.

2. Картина мира «закрытого» человека.

2.1. Мир и природа.

2.2. Человек.

2.2.1. Представление о д р у г и х людях.

2.2.2. Представлениеосебе.

2.3. Выход.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепты правды и истины в языковом сознании Ф.М. Достоевского»

Данная работа представляет собой исследование важнейшего фрагмента языковой картины мира Ф.М. Достоевского на основе языка его текстов и собственно на основе анализа содержательной специфики отдельных единиц индивидуальной концептосферы писателя. План выражения этих единиц составили лексемы «истина» и «правда».

Выбор именно концептов правды и истины далеко не случаен: Ю.С. Степанов обозначает их как «константы», «базовые концепты» в русской культуре, и они действительно в максимальной степени отражают представления о мире, иерархии сил в нем, о правящих в нем законах, и главное - о месте и роли человека в этом космосе или хаосе. Естественно, что в текстах Ф.М. Достоевского концепты правды и истины заключают в себе основные черты мировидения писателя.

В данной работе предпринята попытка в максимальной степени сосредоточиться прежде всего на языке Ф.М. Достоевского и сделать некоторые выводы о мировоззрении писателя с учетом специфики его индивидуальной концептосферы. Концепты правды и истины в текстах Ф.М. Достоевского анализируются в работе как в синхронии, так и в диахронии, так как правда и истина, будучи отражением представления о мире писателя в различные периоды его жизни, значительно изменяются в поздних произведениях Ф.М. Достоевского по сравнению с его более ранними текстами, - в процессе развития мировидения автора они значительно усложняются и углубляются. Так, в первых произведениях Ф.М. Достоевского правда и истина практически не связываются с христианским идеалом бытия, что позволяет высказать предположение об отсутствии этого идеала в мироощущении писателя того периода. Напротив, с начала создания романа «Преступление и наказание» истина в языковом сознании Ф.М. Достоевского неизменно связывается с Христом, а правда - с голосом Божественного начала в человеке, что свидетельствует не только о глубокой вере зрелого писателя в идеал, явленный в образе Христа, но и о его вере в возможность воцарения этого идеала в несовершенной земной жизни.

Предмет исследования. Общий предмет настоящего исследования составили содержательная специфика концептов правды и истины и их динамика в языковом сознании Ф.М. Достоевского в различные периоды его творчества. В связи с этим отдельную область интереса в работе составили философские взгляды Ф.М. Достоевского, так как развитие концептов правды и истины непосредственно связано с формированием мировоззрения писателя, обусловлено этим формированием и отражает его.

Объектом исследования стали концепты, которые обнаруживаются в употреблении слов «правда» и «истина» в текстах Ф.М. Достоевского. Интерес к этому объекту обусловлен рядом факторов.

1. Выбор соответствующих концептов в качестве объекта исследования связан с тем, что концепты правды и истины относятся к числу ключевых в русском языковом сознании.

2. В то же время осуществление анализа данных концептов в современном русском языке в полном объеме проблематично в силу объективных причин: концепты правды и истины претерпевают существенные изменения в диахронии (о чем свидетельствует даже простой анализ словарных толкований в словарях русского языка различных периодов) и ощутимо различаются в синхронии, о чем свидетельствует анализ текстов писателей одной эпохи (так, анализ текстов А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, JI.H. Толстого и И.А. Гончарова позволяет увидеть явные отличия концептов правды и истины в языковом сознании этих писателей). В этой ситуации исследование данных концептов, их формирования и развития в творческом сознании отдельного писателя оказывается наиболее плодотворным, так как при этом объектом исследования оказывается конкретный ограниченный объем примеров.

3. Выбор для исследования текстов Ф.М. Достоевского обусловлен тем, что творчество именно этого писателя оказывает наиболее сильное воздействие на духовное формирование его читателей. Экзистенциальные вопросы, поднимаемые в произведениях Ф.М. Достоевского, относятся к числу вневременных. Однако воздействие произведений Ф.М. Достоевского на читателей определяется и тем, как именно они воспринимают философию автора. Подробный анализ реализации в текстах Ф.М. Достоевского ключевых для писателя концептов правды и истины позволяет сделать ряд обоснованных выводов о его философских взглядах.

Источники фактического материала. Материалом для исследования послужили все доступные тексты Ф.М. Достоевского: художественные произведения, публицистика, письма, черновики, заметки, записные книжки писателя.

Актуальность исследования. Несмотря на существование множества разноплановых работ по творчеству и философии Ф.М. Достоевского, количество тех исследований, которые посвящены собственно изучению определенных концептов в текстах Ф.М. Достоевского, очень ограничено. В большинстве случаев в работах такого рода анализируются тексты прежде всего поздних произведений этого автора или только некоторые аспекты отдельных концептов. В целом же концептосфера Ф.М. Достоевского остается исследованной далеко не исчерпывающе, и в частности - в отношении правды и истины. В то же время анализ данных концептов, относящихся к числу ключевых в русском языке, позволяет сделать ряд обоснованных выводов о развитии и формировании мировоззрения писателя, а также о христоцентричности и цельности философии «позднего» Достоевского.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы составило выявление содержания лексем «правда» и «истина» в текстах Ф.М. Достоевского и анализ развития их семантики в связи с формированием и развитием картины мира писателя. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих конкретных задач:

1) выявить характерные признаки концептов правды и истины в текстах Ф.М. Достоевского различных периодов его творчества;

2) проанализировать развитие концептов правды и истины в творчестве Ф.М. Достоевского - рассмотреть их новые аспекты, появляющиеся в различные периоды творчества, и проанализировать усложнение уже существовавших;

3) рассмотреть некоторые положения философии Ф.М. Достоевского с учетом данных, полученных на основе анализа концептов правды и истины в его языковом сознании.

Научная новизна исследования. Научная новизна данного исследования определяется тем, что в нем впервые решен ряд задач: а) детально проанализирована одна из важнейших особенностей языка писателя, связанная с употреблением лексем «правда» и «истина» б) выявлены и подробно описаны аспекты концептов правды и истины в текстах Ф.М. Достоевского, в том числе аспекты правды и истины, относящиеся к его индивидуальной концептосфере; в) на основании этой особенности языка Ф.М. Достоевского выделены три периода его творчества и выявлены содержательные изменения концептов правды и истины в языковом сознании писателя.

Положения, выносимые на защи!у:

1. Лексемы «правда» и «истина» играют принципиально важную роль в языке Ф.М. Достоевского и относятся к числу ключевых.

2. Концепты правды и истины формируются и развиваются в соответствии с изменениями в языковой картине мира Ф.М. Достоевского.

3. Все творчество Ф.М. Достоевского можно разделить на три основных этапа. В каждый из этих этапов правда и истина в его произведениях характеризуются различным «набором» аспектов.

4. В произведениях Ф.М. Достоевского, созданных до каторги, правда имеет три основных аспекта: «то, что соответствует действительности», «справедливость» и «высший духовный закон»; истина - «действительность», «то, что соответствует действительности», «справедливость».

5. В произведениях, относящихся к периоду после каторги - до создания романа «Преступление и наказание», у правды Ф.М. Достоевского появляется новый аспект - «действительность»; остальные аспекты существенно развиваются и начинают связываться с православной верой. Аспекты истины также значительно углубляются, кроме того, у истины появляется аспект «высший закон жизни, идеал».

6. Начиная с создания романа «Преступление и наказание» большая часть аспектов правды и истины у Ф.М. Достоевского обретает явную двойственность, т.к. в поздних произведениях писателя сосуществуют две картины мира. Одна из них соответствует подлинной реальности, другая является ложной.

Методы исследования. Основной метод, применявшийся в данном исследовании, - метод семантического анализа. В его рамках использовались такие приемы, как компонентный анализ, на основе которого семантика рассматриваемых единиц подвергалась строгой экспликации, и анализ контекстов, позволяющий восстановить отдельные семантические компоненты в структуре лексических значений слов, входящих в их состав. Важное место в исследовании занимал метод сопоставительного анализа концептов правды и истины в текстах Ф.М. Достоевского различных периодов, а также сопоставление семантических реализаций концептов правды и истины в текстах писателя с их словарными дефинициями. Также использовался метод культурологического анализа, способствовавший определению культурных особенностей описываемых концептов.

Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы определяется вкладом в разработку проблем русского языка в синхронии и диахронии в когнитивном аспекте, творческого метода в контексте работы Ф.М. Достоевского со словом родного языка. Полученные в результате исследования данные позволяют составить четкое представление об особом месте концептов правды и истины в языковом сознании Ф.М. Достоевского: они относятся к числу ключевых в русской языковой ментальное™ и оказываются центральными в системе мировидения писателя. Кроме того, был выделен ряд значимых аспектов концептов правды и истины, относящихся к индивидуальной концептосфере Ф.М. Достоевского. Выявленные авторские аспекты правды и истины, как и анализ развития этих концептов в языковом сознании Ф.М. Достоевского, позволяют судить и о направлении развития философских взглядов писателя.

Практическая значимость. Результаты осуществленного исследования могут быть использованы в лекционных курсах по современному русскому языку (лексикология, когнитивная лингвистика), в спецсеминарах по изучению языка писателя, лингвокультурологии в вузах. Представленные в диссертации данные также могут быть использованы в лексикографической практике при составлении словаря языка Ф.М. Достоевского.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях и докладывались на научных семинарах аспирантов в Российском государственном университете им. И. Канта (2005, 2006 гг.), а также на Международной научной конференции «Феномен русской духовности: словесность, история, культура» (Калининград, 2006 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка источников и использованных словарей. Во введении определяются предмет исследования, его объект, цели и задачи, научная новизна, теоретическое значение и практическая ценность, обосновывается его актуальность, описываются исследовательские методы и источники фактического материала. В первой главе систематизируются направления исследований произведений Ф.М. Достоевского, различающиеся по восприятию позиции писателя; анализируются определения концептов правды и истины у данного автора в исследованиях различных направлений. Во второй главе характеризуется содержание концептов правды и истины в текстах Ф.М. Достоевского, относящихся к трем различным периодам его творчества; проводится анализ развития данных концептов в языковом сознании Ф.М. Достоевского. В третьей главе рассматривается отдельные положения философии Ф.М. Достоевского с учетом специфики языка писателя. В заключении излагаются основные результаты проведенного исследования, а также определяются перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Гильманова, Анастасия Владимировна

ВЫВОДЫ

Нами описаны две картины мира, которые были выделены и противопоставлены на основе анализа двойственных аспектов правды и истины прежде всего в «позднем» периоде творчества Ф.М. Достоевского. Сопоставление этих двух мировидений - соответствующего подлинной действительности и созданного «закрытым» человеческим разумом позволяет увидеть следующее:

И правда, и истина в представлении «закрытых» героев находятся вне человека: правда-«закон природы» управляет бездуховной сущностью человека, истина-идея также отражает представление о мире, внешнем по отношению к человеку. Для «открытого» праведника и истина, и правда существуют не только вне, ноивнутри человека; человек является частью единого целого - гармонии рая; только любовь ко лжи, эгоизм и гордость мешают ему ощутить себя частью этого единства.

В «искусственной» действительности происходит подмена истины ложью: если в подлинной действительности истиной является бытие, пронизанное Божественным соучастием, «благообразие» и гармония рая, счастье, а «фантастической суетой» названа «мелкая и наглая жизнь», в которой человек теряет связь с подлинными правдой и истиной, уходит в себя и выбирает страдание, то в параметрах замкнутого эгоцентрированного сознания все оказывается диаметрально противоположным, верх заменяется на н и з: Божья правда, истина света названы чертом «фантастическими», а ложное видение мира называются им же «земным реализмом», «реальной жизнью», неотъемлемым свойством которой является страдание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системный анализ текстов Ф.М. Достоевского позволяет выявить содержание концептов правды и истины в языковом сознании писателя, а это, в свою очередь, дает возможность понять его картину мира изнутри, с опорой на самое осязаемое в его текстах - язык, конкретное слово, ведь именно «языковые данные обеспечивают наиболее очевидный и естественный доступ к когнитивным процессам» [Кубрякова 1994: 41].

Нельзя не согласиться и со словами Е.С. Кубряковой о том, что «картина мира. феномен более сложный, чем языковая картина мира, т.е. та часть концептуального мира человека, которая имеет привязку к языку и преломление через языковые формы» [Кубрякова 1988: 142]. Тем не менее, в данной ситуации именно язык Ф.М. Достоевского является самым надежным источником представления о картине мира писателя, и концептуальный анализ текстов Ф.М. Достоевского, механизм которого подробно разработан в современной лингвистике, оказывается наиболее эффективным.

Изучение концептов правды и истины в творчестве Ф.М. Достоевского показало, что языковая картина мира писателя существенно изменялась в течение его жизни. Проведенный анализ аспектов правды и истины в текстах Ф.М. Достоевского различных периодов позволил сделать вывод об их развитии в соответствии с развитием мировидения писателя - аспекты правды и истины в различные периоды жизни Ф.М. Достоевского существенно различаются. В своем представлении о мире Ф.М. Достоевский двигался от веры в идеалы социалистов к открытию правды русского народа и попытке интеллектуального признания необходимости веры в Христа, а далее - к подлинной христианской вере, парадоксальной с позиций разума. Язык Ф.М. Достоевского, развиваясь синхронно с его мировидением, отражал изменения, происходящие в представлении писателя о мире, фиксировал их. Именно язык писателя, таким образом, является в настоящее время конкретным свидетельством об этих изменениях.

Осуществленное исследование также позволило сделать ряд выводов и заключений более частного характера:

1. Концептуальный анализ подтвердил правомерность существующей периодизации творчества Ф.М. Достоевского, подведя под нее новые объективные основания. Все творчество Ф.М. Достоевского делится на три периода согласно изменению концептов правды и истины в языковом сознании автора: период до каторги, период после каторги - до начала создания романа «Преступление и наказание» и «поздний» период творчества, начинающийся с этого романа, когда важнейшие положения философии Ф.М. Достоевского уже сформировались. В поздний период творчества Ф.М. Достоевского концепты правды и истины в ряде основных аспектов приобретают явную двойственность. Эту двойственность можно рассматривать как свидетельство актуализации двух диаметрально противоположных картин мира в произведениях Ф.М. Достоевского, одна из которых является «подлинной», а другая создана сознанием заблуждающегося человека. Важным является то, что это разделение представлений о мире на подлинное и ложное связано с важнейшими теологическими вопросами: пронизана ли сегодняшняя земная жизнь Божественным участием и любовью или же Бог отстранен от павшего человечества, движется ли мир к неизбежной гибели или же возможно спасение и возврат к первозданной гармонии бытия, может ли один человек повлиять на судьбу мира или же спасти мир может только прозрение всего человечества. При этом описанная «подлинная» картина мира является картиной мира самого Ф.М. Достоевского, проникнутой (особенно в конце жизни писателя) глубокой христианской верой.

2. Концепты правды и истины обретают свою значимость для Ф.М. Достоевского постепенно, усложняясь и развиваясь с течением времени.

Если на раннем этапе формирования картины мира Ф.М. Достоевского они не столь актуальны, то в период после каторги оба концепта играют важную роль в философии автора. Выделенные на втором этапе «высокие» аспекты правды и истины в поздних произведениях становятся своего рода ядром философии Ф.М. Достоевского. Отметим, что в основе любого из выделенных аспектов правды и истины всегда лежит представление о действительности, но понимание этой действительности может варьироваться от некоего конкретного факта до высшего идеала - того, что движет жизнью, в кого должен развиться человек и что для Ф.М. Достоевского в поздний период творчества является бесспорной действительностью. Правда и истина становятся ключевыми концептами в параметрах подлинного бытия, явленного в Христе, и одновременно являются тем же и в параметрах ложного бытия, созданного человеческим сознанием.

3. В произведениях докаторжного периода концепт правды у Ф.М. Достоевского имеет три основных аспекта: «то, что соответствует действительности», «справедливость» и «высший духовный закон». Правдам то, что соответствует действительности» связывается прежде всего с речью. Она может конкретизироваться или не конкретизироваться, а также делится по принадлежности представления о действительности на «свою», «чужую» и «объективную». /7рявдя-«справедливость» употреблена без оттенка иронии в этот период только в повести «Бедные люди». Важно при этом, что правда и истина принадлежат «искреннему», живому человеческому восприятию действительности, находятся внутри человека; мир вне человека, напротив, лишен этой правды и этой истины. Правда-«высшш духовный закон» упомянута только в повести «Двойник»; с ней связано противопоставление двух представлений о мире, которое может рассматриваться как зачаток двух мировоззрений, присутствующих в произведениях Ф.М. Достоевского в поздний период творчества.

Концепт истины включает в себя аспекты «действительность», «то, что соответствует действительности», «справедливость». Истина-«действительность» может быть относительно нейтральной, но способна обретать и причастность к некой высшей действительности, будучи также семантической оппозицией сумасшествия и лжи. Под истиной-«тш, что соответствует действительности» к концу рассматриваемого периода начинает пониматься не только соответствие высказывания факту, но и верное представление об устройстве мира в целом, о жизни и ее законах. Истина-«справедливость», как и и/?авдя-«справедливость», принадлежит исключительно внутреннему миру человека.

4. В произведениях второго периода (после каторги - до романа «Преступление и наказание») концепты правды и истины претерпевают существенные изменения.

У концепта правды в тексте «Записок из мертвого дома» появляется аспект «действительность». Правда-то, что соответствует действительности» в связи с углублением представления о действительности самого автора начинает разделяться на правду повседневной жизни и «высшую» правду. «Высшая», «художественная», «поэтическая» правда связана с соответствием изображаемого высшим принципам реальности - тому, что составляет глубинный смысл и суть повседневных событий. Правда-«справедливость» начинает связываться со служением идеалу, праведностью и святостью. Аспект правды «высший духовный закон» также значительно углубляется и к концу периода однозначно связывается Ф.М. Достоевским с Богом и истинной верой.

Концепт истины в этот период также реализуется в четырех аспектах. //сшшш-«действительность» во всех найденных примерах связывается с действительностью в высшем смысле этого слова, некой глубинной сущностью событий и явлений. Истина-«то, что соответствует действительности» также начинает связываться с этой «высшей» реальностью. Истинасправедливость» в текстах данного периода была выделена только однажды; при этом стремление к истине-справедливости в найденном примере является свойством русского народа. У концепта истины появляется в этот период творчества Ф.М. Достоевского новый аспект - «высший закон жизни, идеал», который включает в себя высший духовный, нравственный закон, в соответствии с которым должна организовываться внутренняя жизнь человека, и высший идеал устройства внешней жизни, который является объектом поиска человечества. При этом истина как «высший духовный закон» связывается Ф.М. Достоевским с подлинной, глубокой христианской верой.

В целом в этот период происходит значительное развитие отмеченных аспектов правды и истины в языковом сознании писателя.

5. В произведениях Ф.М. Достоевского, относящихся к позднему периоду творчества, концепты правды и истины окончательно становятся одними из ключевых в философии писателя. Большая часть аспектов правды и истины обретает двойственность, что связано с присутствием двух картин мира в произведениях этого периода.

Концепт правды имеет аспекты «действительность», «то, что соответствует действительности», «справедливость (соответствие высшему духовному закону)» и «высший закон существования, идеал». Правда-«действительность» делится на правду чувственно-осязаемой действительности, противопоставленной сну, кошмару, и правду высшей, подлинной действительности, противопоставленной «мелкой и наглой жизни». В аспекте правды «то, что соответствует действительности» также сохраняется и углубляется деление на правду повседневной жизни и правду, связанную с соответствием высшим принципам реальности. /7рав<Эа-«справедливость» связывается с лишенной «благообразия» земной действительностью и одновременно - с высшей, подлинной реальностью, справедливость которой с позиций эгоцентрированного сознания абсурдна. /7ряв<)а-«высший закон существования, идеал» принципиально различна в подлинной и ложной картинах мира.

Концепт истины имеет аспекты «действительность», «то, что соответствует действительности», «справедливость» и «высший закон жизни, идеал». #сяшна-«действительность», как и правда в этом аспекте, обретает явную двойственность в связи с противопоставлением «фантастической суеты» и подлинной действительности. Истина-«то, что соответствует действительности» может связываться с высказыванием о конкретных фактах или с неким более абстрактным выводом о жизни и ее законах. Исти-ня-«справедливость» встречается в текстах Ф.М. Достоевского очень редко. Аспект истины «высший закон жизни, идеал», как и у правды, реализуется совершенно различными способами подлинной и ложной картинах мира.

6. В целом проведенный анализ аспектов правды и истины позволяет сделать вывод о наличии двух картин мира в поздних произведениях Ф.М. Достоевского - подлинной и ложной.

В подлинной картине мира, являющейся картиной мира самого Ф.М. Достоевского, и истина, и правда существуют не только вне, но и внутр и человека; человек является частью единого целого - гармонии рая. В подлинной действительности истиной является бытие, пронизанное Божественным соучастием, «благообразие» и гармония рая, счастье, а «фантастической суетой» названа «мелкая и наглая жизнь», в которой человек теряет связь с подлинными правдой и истиной, уходит в себя и выбирает страдание.

В ложной картине мира и правда, и истина находятся вне человека, происходит подмена истины ложью', в параметрах замкнутого эгоцентри-рованного сознания верх заменяется на низ. Так, Божья правда, истина света названы чертом в «Братьях Карамазовых» «фантастическими», а ложное видение мира называются им же «земным реализмом», «реальной жизнью», неотъемлемым свойством которой является страдание.

Произведения Ф.М. Достоевского отражают страстное стремление писателя постичь мир, отыскать ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли одного человека в масштабах истории всего мира. Они стимулируют и читателя на этот поиск, заставляют вырваться хотя бы на какое-то время из кольца повседневности и попытаться ощутить в себе тот подлинный Образ, по которому Человек был сотворен изначально.

Сложность концептов правды и истины в произведениях Ф.М. Достоевского свидетельствует в этой ситуации о сложности и глубине мировоззрения писателя. Концептуальный анализ позволяет проникнуть в языковую картину мира Ф.М. Достоевского изнутри, открыв в ней аспекты, недоступные при обычном прочтении. Отметим, что концептуальный анализ, будучи чрезвычайно эффективным методом современных семантических исследований, выходит далеко за рамки собственно языкознания. Данный анализ плодотворен не только в отношении языка, но и вообще в отношении текстов, имеющих высокую содержательную напряженность, - он позволяет проникнуть в глубины человеческого сознания и постичь состояние этого сознания не только в статике, но и в динамике.

Благодаря этому методу в языке Ф.М. Достоевского можно выделить целый ряд значимых концептов, таких, как слух, видение, слово, женщина, смерть и т.д. Можно с уверенностью говорить о том, что и в дальнейшем подобное изучение ключевых концептов в произведениях Ф.М. Достоевского с необходимостью приведет к ценным и обоснованным выводам о картине мира писателя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гильманова, Анастасия Владимировна, 2007 год

1. Теоретическая литература

2. Алъми И. Л. О художественно-идеологическом смысле главы «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» («Братья Карамазовы») / И. Л. Альми // Достоевский и мировая культура. № 7. - СПб, 1996. - С. 4 -17.

3. Амелин Г., Пильщиков И. Новый Завет в «Преступлении и наказании» / Г. Амелин, И. Пильщиков // Логос. Философско-литературный журнал. Издательство Российского государственного гуманитарного университета. -М., 1992. № 3. - С. 269 - 279.

4. Арсентьева Н.Н. Дон Кихот и князь Мышкин / Н. Н. Арсентьева // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 4 - 9.

5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Яз. рус. культуры, 1999. -896 с.

6. Асколъдов С.А. (Алексеев С.А.). Концепт и слово / С. А. Аскольдов (С. А. Алексеев) // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В.П.Нерознака. М.: Academia, 1997. - С. 267-279.

7. Ахундова И.Р. Трансформация архетипа «большого дома» в «Идиоте» Ф.М.Достоевского / И.Р. Ахундова // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 9-15.

8. Ахутин А.В. София и чёрт. (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) / А.В .Ахутин // Вопросы философии. 1990. - № 1. - С. 52 -53.

9. Ашимбаева Н.Т. Сердце в произведениях Достоевского и библейская антропология / Н.Т. Ашимбаева // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. - С. 378 - 387.

10. Баршт К. Две переписки. Ранние письма Ф.М. Достоевского и его роман «Бедные люди» / К. Баршт // Достоевский и мировая культура. № 3. -СПб, 1994.-С. 77-93.

11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. четвертое. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.

12. Бекедин П.В. Повесть «Кроткая» (К истолкованию образа мертвого солнца) / П.В. Бекедин // Достоевский. Материалы и исследования. Д.: Наука, 1987. - Т.7. - С. 102 - 124.

13. Белкина О.А. К проблеме восприятия Пушкинской речи Ф.М.Достоевского (Д. Мережковский, С. Булгаков, JI. Шестов) / О.А. Белкина // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 15-19.

14. Белополъский В.Н. Достоевский и Гоголь (гоголевские реминисценции в романе «Идиот») / В.Н. Белопольский // Достоевский и мировая культура. № 7. - СПб, 1996.-С. 43-48.

15. Богданов В. Лев Толстой и Достоевский (О принципах сравнительно-сопоставительного изучения, самых общих и некоторых) / В. Богданов // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 2 - СПб, 1993 - С. 132 - 163.

16. Буданова Н.Ф. Достоевский о Христе и истине / Н.Ф. Буданова // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1992. - Т. 10. - С. 2130.

17. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре" романа Ф.М.Достоевского «Идиот» / И. Бурдина // Достоевский и мировая культура. М.: Классика плюс, 1998. - № 10. - С. 44 - 53.

18. Васильева Г.М. «Фауст» И.В. Гете в восприятии Ф.М.Достоевского / Г.М. Васильева // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 31-33.

19. Вейдле В. Мысли о Достоевском. Публикация и послесловие О.И. Немухиной / В. Вейдле // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 3 - СПб, 1993-С. 12-22.

20. Викторович В. Достоевский и Вл. Соловьев / В. Викторович // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 2- СПб, 1993 - С. 5 - 31.

21. Виноградов И. Религиозно-духовный опыт Достоевского и современность / И. Виноградов // Октябрь. 2002. - № 3. - С. 163-167.

22. Владимирцев В.П. О заглавии рассказа Ф.М.Достоевского «Бобок» /

23. B.П. Владимирцев // Русская речь. 2001. - № 5. - С. 9-13.

24. Волгин И. Homo substitutes: человек подмененный: Достоевский и языческий миф / И. Волгин // Октябрь. 1996. - № 3. - С. 172-181.

25. Волгин И. Ничей современник / И. Волгин // Октябрь. 2002. - № 3.1. C. 143-149.

26. Гачева А.Г. «Silentium» Ф.И.Тютчева в художественном мире Ф.М.Достоевского / А.Г. Гачева // Русская речь. 2001. - № 5. - С. 14-25.

27. Гибиан Дж. Традиционная символика в «Преступлении и наказании» / Дж. Гибиан // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 10. - JL: Наука, 1992.-С. 228-240.

28. Голосовкер Я.Э. Засекреченный секрет. Томск: Водолей, 1998. - 224 с.

29. Горичева Т. Достоевский русская «феноменология духа» / Т. Гориче-ва // Достоевский в конце XX века. - М.: Классика плюс, 1996. - С. 31 - 47.

30. Грачева КВ. Подтекст пейзажей в «Преступлении и наказании» / И.В. Грачева // Русская речь. 2001. - № 5. - С. 3-8.

31. Грифцов Б. А. Эстетический канон Достоевского / Б.А.Грифцов; Вступ. ст. и сост. В. Лушпая // Вопросы литературы. 2005. - № 2. - С. 191-208.

32. Гусев В.И. Будь это сегодня. (Речь Ф.М.Достоевского об

33. A.С.Пушкине и современность) / В.И.Гусев // Литературная учеба. 1998. -№1.-С. 81-85.

34. Дарений Д. О романе «Братья Карамазовы». Публикация и послесловие

35. B.А. Викторовича / Д. Дарский // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 3.-СПб, 1993-С. 23-40.

36. Джексон P.-JI. «Анекдот из детской жизни» Достоевского: случай раздвоения / Р.-Л. Джексон // Достоевский и мировая культура. М.: Классика плюс, 1998. -№ 10.-С. 33-43.

37. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Теодицея Достоевского / М.М.Дунаев // Москва. 2001. - № 11. - С. 189-199.

38. Дунаев М.М. Тайна это человек / М. Дунаев // Москва. - 2003. - № 3. -С. 175-176.

39. Евлампиев И.И. Великий Инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского / И.И.Евлампиев // Вопросы философии. 2006.-№ 3. - С. 144-154.

40. Есаулов И.А. Христианское основание русской литературы: соборность / И.А.Есаулов // Литературная учеба. 1998. - № 1. - С. 105-123.

41. Живолупова Н. Телесность в художественной антропологии Достоевского / Н. Живолупова // Достоевский и мировая культура. № 2. - СПб, 1994.-С. 75-96.

42. Захаров В. О христианском значении основной идеи творчества Достоевского / В. Захаров // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996.-С. 137-146.

43. Захарова Т.В. Три «приговора». Диалог о человеке (Л. Толстой Вл. Соловьев - Ф. Достоевский) / Т.В. Захарова // Достоевский. Материалы и исследования. - Т. 10. - Л.: Наука, 1992. - С. 113 - 128.

44. Злочевская А. Стихия смеха в романе «Идиот» / А. Злочевская // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 1.- СПб, 1993 - С. 25 - 47.

45. Золотусский И. «Записки сумасшедшего» и «Записки из подполья» / И. Золотусский // Октябрь. 2002. - № 3. - С. 149-155.

46. Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. РАН, Ин-т славяноведения. - М.: Языки слав, культуры, 2005. - 448 с.

47. Иванчикова Е. Эстетические функции синтаксиса в художественных текстах Ф.М. Достоевского / Е. Иванчикова // Достоевский и мировая культура. № 3. - СПб, 1994. - С. 94 - 109.

48. Игумен Даниил (Белогорский). Главная тайна Достоевского / Игумен Даниил (Белогорский) // Наука и религия. 2003. - № 2. - С. 36-39.

49. Ипатова С.А. Международная конференция «Достоевский и мировая культура»: К 175-летию со дня рождения / С.А. Ипатова // Русская литература. 1996. - № 4. - С. 219-226.

50. Итокава К Парадоксальное в романе «Бесы» (Николай Ставрогин и Петр Верховенский) / К. Итокава // Достоевский и мировая культура. М.: Классика плюс, 1998. - № 10. - С. 116 - 125.

51. Казак В. Образ Христа в «Великом Инквизиторе» Достоевского / В. Казак // Достоевский и мировая культура. № 5. - СПб, 1995. - С. 37 - 54.

52. Кайгородов В.И. Образ Ивана Карамазова и проблема идеала в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» / В.И. Кайгородов // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. - С. 56-72.

53. Кандауров О. Сон Достоевского / О. Кандауров // Достоевский и мировая культура. М.: Классика плюс, 1998. - № 10. - С. 65 - 72.

54. Кантор В.К. «Карамазовщина» как символ русской стихии / В.К. Кантор // Вопросы философии. 2005. - № 4. - С. 93-111.

55. Кантор В.К. Кого и зачем искушал черт? (Иван Карамазов: соблазны «русского пути») / В.К. Кантор // Вопросы литературы. 2002. - № 2. - С. 157-181.

56. Kapacee JI.B. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) / JI.B. Карасев // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 34-47.

57. Касаткина Т.А. «Другая» любовь в ранних произведениях Достоевского / Т.А. Касаткина // Достоевский и мировая культура. М.: Классика плюс, 1998.-№10.-С. 26-32.

58. Касаткина Т.А. «И утаил от детей.»: причины непроницательности князя Льва Мышкина / Т.А. Касаткина // Достоевский и мировая культура. -№4.-СПб, 1994.-С. 48-53.

59. Касаткина Т.А. Краткая полная история человечества («Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского) / Т.А. Касаткина // Достоевский и мировая культура. -№1,ч.1- СПб, 1993 С. 48 - 68.

60. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского / Т.А. Касаткина // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. - С. 67 - 136.

61. Касаткина Т.А. Теодицея от Ивана Карамазова / Т.А. Касаткина // Достоевский и мировая культура. № 7. - СПб, 1996. - С. 49 - 62.

62. Касаткина Т.А. Хорошее отношение к лошадям. Двойник Ивана Карамазова / Т.А. Касаткина // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 70-73.

63. Кириллова И.А. К проблеме создания христоподобного образа (Князь Мышкин и Авдий Каллистратов) / И.А. Кириллова // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 10. - Л.: Наука, 1992. - С. 172 - 176.

64. Кириллова И.А. Отметки Достоевского на тексте Евангелия от Иоанна / И.А. Кириллова // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. -С. 48-59.

65. Ковсан M.JI. «Преступление и наказание»: «всё» и «он» / M.JI. Ковсан // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 8. - JI.: Наука, 1988. - С. 7268.

66. Коган Г.Ф. Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя) / Г.Ф. Коган // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. - С. 147 - 166.

67. Корзухин О.Д. Пушкинские традиции в жанрово-стилевом синтезе романа Достоевского «Бесы» / О.Д. Корзухин // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. - С. 47-55.

68. Коробова М.М. Двойник семантический неологизм Достоевского? / М.М. Коробова // Русская речь. - 2001. - № 5. - С. 26-35.

69. Короткова О.В. Смешной человек в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского: коммуникативные стратегии в публицистике / О.В. Короткова // Филологические науки. 2001. - №3. - С. 47-55.

70. Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М: Изд-во МГУ, 1996.-С. 90-93.

71. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Е.С. Кубрякова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.

72. Кузнецов С. Федор Достоевский и маркиз де Сад: связи и переклички / С. Кузнецов // Достоевский и мировая культура. № 5. - СПб, 1995. - С. 76 -88.

73. Куплевацкая JI.A. Символика хронотопа и духовное движение героев в романе «Братья Карамазовы» / JI.A. Куплевацкая // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 10. - Л.: Наука, 1992. - С. 90 - 100.

74. Курляндская Г.Б. Смысл и истоки философской позиции Ивана Карамазова / Г.Б. Курляндская // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть И. - Новгород, 1993. - С. 83-85.

75. Левина JI.A. «Новый Иов» в «Братьях Карамазовых» / JI.A. Левина // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 85-90.

76. Левина Л.А. Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну / Л.А. Левина // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. - С. 343 - 368.

77. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В.П.Нерознака. М.: Academia, 1997. - С. 281-287.

78. Лодзинский В.Э. «Тайна» Свидригайлова (Одна из «поворотных вех» в работе Достоевского над романом «Преступление и наказание») / В.Э. Лодзинский // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 10. - Л.: Наука, 1992.-С. 63-76.

79. Ломинадзе С. Перечитывая Бахтина и Достоевского / Ломинадзе С. // Вопросы литературы. 2001. - № 2. - С. 39-58.

80. Лопес Хосе Луис Флоренс. От страдания к счастью и от счастья к страданию / Хосе Луис Флоренс Лопес // Достоевский и мировая культура. № З.-СПб, 1994.-С. 45-61.

81. Лысенкова Е.И. Значение шиллеровских отражений в «Братьях Карамазовых» / Е.И. Лысенкова // Достоевский и мировая культура. № 2. -СПб, 1994.-С. 176- 198.

82. Малыгина Н.М. Путь к всеобщей гармонии: Платонов и Достоевский / Н.М.Малыгина // Литература в школе. 1999. - № 7. - С. 43-50.

83. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Гл. редактор С.А. Токарев. Т. 2.- М.: Изд-во Российская энциклопедия, 1994. - С. 295.

84. Михнюкевич В.А. Проблемы изучения фольклоризма Ф.М.Достоевского / В.А. Михнюкевич // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. - С. 37-47.

85. Мочульский КВ. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.-607 с.

86. Назаров Р.Г. Автономия литературного героя / Р.Г. Назаров // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. -С. 3-10.

87. Накамура К. Две концепции жизни в романе «Преступление и наказание» (Ощущение жизни и смерти в творчестве Достоевского) / К. Накамура // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 1- СПб, 1993 - С. 89 - 120.

88. Николаев П. Амбивалентность художественного сознания Ф.М. Достоевского / П. Николаев // Октябрь. 2002. - № 3. - С. 155-159.

89. Нойхойзер Р. Шестая книга «Братьев Карамазовых» в восприятии современного читателя / Нойхойзер Р. // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. -С. 101-103.

90. Поддубная Р.Н. «Действительность идеала» в малой прозе «Дневника писателя» / Р.Н. Поддубная // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 9.-Д.: Наука, 1991. -С. 183- 198.

91. Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство (Голядкин, Поприщин, Хлестаков) / Р.Н. Поддубная // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 112-116.

92. Поддубная Р.Н. Законы романного бытия героев в художественной структуре «Преступления и наказания» Достоевского / Р.Н. Поддубная // Литературные направления и стили. М., 1976. - С. 229 - 246.

93. Померанц Г. Есть ли катарсис у Достоевского? Обзор неакадемической критики / Г. Померанц // Достоевский и мировая культура. № 2. - СПб, 1994.-С. 14-24.

94. Померанц Г. Уникальный жанр / Г. Померанц // Достоевский и мировая культура. -№1,4.1- СПб, 1993 С. 14 - 24.

95. Пономарева Г.Б. Провиденциальная идея Москвы у Достоевского / Г. Пономарева // Москва. 2001. - № 11. - С. 180-188.

96. Пономарева Г.Б. Иван Карамазов в религиозном опыте Достоевского / Г.Б. Пономарева // Достоевский и мировая культура. № 2. - СПб, 1994. -С. 51-74.

97. Рябцева Н.К. Язык и естественный интеллект / РАН. Ин-т языкознания. М.: Academia, 2005. - С.57-70.

98. Сахаров В. «Найти в человеке человека». Достоевский и М.А. Булгаков / В. Сахаров // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 2 - СПб, 1993 - С. 32-40.

99. Семак О. «Человек из подполья» Достоевского как философ постмодернизма, или Искушение свободой / О. Семак // Достоевский и мировая культура. № 10. - М.: Классика плюс, 1998. - С. 7 - 12.

100. Семёнова С.Г. Преодоление трагедии. «Вечные вопросы» в литературе. М.: Сов. писатель, 1989.-439 с.

101. Скворцов А. Достоевский и Ницше о Боге и безбожии / А. Скворцов; Авт. вступ. ст. В.Н.Шердаков // Октябрь. 1996. - № 11. - С. 142-154.

102. Соина О.С. «Пушкинская речь» Ф.М.Достоевского (Опыт современного прочтения) / О.С. Соина // Человек. 2001. - № 3 - С. 153-163; № 4 - С. 165-175.

103. Старосельская Н. «Бывают странные сближенья.» (Одна из версий пути Алексея Карамазова) / Н. Старосельская // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 2 - СПб, 1993 - С. 58 - 73.

104. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997 - 624 с.

105. Степанян Е. «Иоанн-Предтеченская тема» в «Братьях Карамазовых» / Е. Степанян // Достоевский и мировая культура. № 3. - СПб, 1994. - С. 72 -76.

106. Степанян Е. О правде великой и всякой / Е. Степанян // Достоевский и мировая культура. - № 7. - СПб, 1996. - С. 129 - 142.

107. Степанян К.А. Трагедия Хроникера (Роман «Бесы» недоговоренное пророчество) / К.А. Степанян // Достоевский и мировая культура. - № 1, ч. 1.-СП6,1993-С. 121-144.

108. Суворов А. Достоевский и Запад / А. Суворов // Москва. 2001. - № 11. -С. 200-211.

109. Сыроватко JI.B. «Слезинка ребенка»: теодицея JI.H. Толстого и Ф.М.Достоевского / JI.B. Сыроватко // Достоевский и мировая культура. -№2.-СПб, 1994. -С. 151-160.

110. Сыроватко JI.B. Символика времени в романе «Подросток» / JI.B. Сыроватко // Достоевский и мировая культура. М.: Классика плюс, 1998. - № 10.-С. 107-115.

111. Такахаси С. Проблема совести в романе «Преступление и наказание» / С. Такахаси // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 10. - JL: Наука, 1992.-С. 56-62.

112. Тамарченко Н.Д. Случай и необходимость в «Преступлении и наказании» и «Войне и мире» (к типологии реалистического романа) / Н.Д. Тамарченко // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. -Тюмень, 1982.-С. 11-24.

113. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон «Я» и «Закон любви» / Б.Н. Тарасов // Литература в школе. 1999. - № 3. - С. 32-39.

114. Тарасов Ф. Взгляд на Достоевского на рубеже третьего тысячелетия / Ф. Тарасов // Москва. 2001. - № 11. - С. 177-180.

115. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях «Братьев Карамазовых» / Ф. Тарасов // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996.-С. 330-342.

116. Тарасов Ф. О некоторых евангельских пометах Достоевского в связи с романом «Братья Карамазовы» / Ф. Тарасов // Достоевский и мировая культура. № 5. - СПб, 1995. - С. 55 - 61.

117. Ш.Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. -448 с.

118. Телегин С.М. Основной миф Достоевского / С.М.Телегин // Литература в школе. 1998. - № 4. - С. 33-44.

119. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа «Преступление и наказание» / Б. Тихомиров // Достоевский и мировая культура. -№2.- СПб, 1994.-С. 45-41.

120. Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского / Б.Н. Тихомиров // Достоевский: Материалы и исследования. Т. И. - СПб.: Наука, 1994. - С. 102-121.

121. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» / Е. Трофимов // Достоевский в конце XX века. М.: Классика плюс, 1996. - С. 167 - 188.

122. Трофимов Е.А. Творческие искания Ф.М. Достоевского 1860-х годов и онтологическая проблематика русской литературы середины XIX века / Е.А. Трофимов // Достоевский и мировая культура. № 4. - СПб, 1995. - С. 21-47.

123. Улановская Б. «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Мелкий бес» Ф. Сологуба / Б. Улановская // Достоевский и мировая культура. № 3. - СПб, 1994. - С. 141-152.

124. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Терра: Кн. лавка - РТР, 1997.

125. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Ч. 1. - М.: Правда, 1990.-491 с.

126. Флорес X.JI. Самосуд Ивана Карамазова (образ Черта) / X.JI. Флорес // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 133-139.

127. Ш.Фокин П.Е. Парадоксы «Дневника писателя» в свете символа веры Достоевского / П.Е. Фокин // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Часть II. - Новгород, 1993. - С. 139140.

128. Фридлендер Г. Диалог в мире Достоевского / Г. Фридлендер // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 1- СПб, 1993 - С. 69 - 88.

129. Фриишан А. Достоевский и Киркегор: диалог и молчание / А. Фриш-ман // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 2 - СПб, 1993 - С. 176 -191.

130. Ходасевич В. Поэзия Игната Лебядкина / В. Ходасевич // Достоевский и мировая культура. № 1, ч. 3 - СПб, 1993 - С. 5 -11.

131. Ъ\.Хоц А.Н. Типология «странного» в художественной системе «Преступления и наказания» / А.Н. Хоц // Достоевский. Материалы и исследования. -Т. 10.-Л.: Наука, 1992.-С. 30-41.

132. Цветков А. Достоевский и Эйн Рэнд / А. Цветков // Октябрь. 2002. -№ 3. - С. 159-163.

133. ХЪЪ.Щенников Г.К. Иван Карамазов русский Фауст / Г.К. Щенников // Достоевский в конце XX века. - М.: Классика плюс, 1996. - С. 298 - 329.

134. ХЪв.Ваитапп W. Orientierungen oder Desorientierungen zu Dostoevskij? Literaturgeschichtliche Fragenstellungen des 20. Jahrhunderts. Hamburg: Helmut Buske Verlag, 1986. - 313 S.

135. Bohatec J. Der Imperialismusgedanke und die Lebensphilosophie Dostojewskijs. Graz-Koln: Hermann Bohlaus Nachf., Ges. M.B.H., 1951.-425 S.

136. Doerne M. Gott und Mensch in Dostojewskijs Werk. Gottingen: Vandenhoech & Ruprecht, 1957. - 257 S.

137. Elsafier-Feist U. Fjodor M. Dostojewski. Wuppertal, Zurich: Brockhaus Verlag, 1991.-453 S.

138. Grusemann M. Dostojewski. Philosophische Reihe. Herausgegeben von Dr. Alfred Werner. 28. Band. Munchen: Rosl & Cie, 1921.-327 S.

139. Guardini R. Religiose Gestalten in Dostojewskijs Werk. Studien iiber den Glauben. Munchen: Kosel-Verlag, 1951. - 581 S.

140. Hermanns K. Das Experiment der Freiheit. Grundfragen menschlichen Daseins in F.M. Dostojewskis Dichtung. Bonn: H. Bouvier u. Co Verlag, 1957. -213 S.

141. Kaus 0. Dostojewski und sein Schicksal. Berlin: E. Laub'sche Verlagsbuchhandlung G. m. b. H., 1923. - 329 S.

142. A6.Lauth R. Die Philosophie Dostojewskis. Miinchen: R. Piper & Co. Verlag, 1950.-447 S.

143. Al.Lauth R. Dostojewski und sein Jahrhundert. Bonn: Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1986. - 356 S.

144. Redhardt J. Das evangelische und das katholische Dostojewski-Bild (Kurze Zusammenfassung der Dissertation). Gelnhausen: Dissertations-Druckerei F.W. Kalbfleisch, 1954. - 187 S.

145. Schwarzwaller К. Gelebtes Leben. Mensch und Menschliches in F.M. Dostojewskijs Romanen. Frankfort am Main: Europaischer Verlag der Wissenschaften, 2004. - 239 S.

146. Turrian M. Dostojewskij und Franz Werfel. Vom ostlichen zum westlichen Denken. Bern: Verlag Paul Haupt, 1950. - 257 S.

147. Waegemans E. Geschichte der russischen Literatur von Peter dem GroPen bis zur Gegenwart (1700 1995). Aus dem Niederland. iibers. von Thomas Hauth. - Konstanz: UVK, Univ.-Verl. Konstanz, 1998. - S. 155 - 170.

148. Wanner F. Leserlenkung, Asthetik und Sinn in Dostoevskijs Roman Die Bruder Karamasov. Munchen: Verlag Otto Sagner, 1988. - 215 S.

149. Wett B. „Neuer Mensch" und „Goldene Mittelmassigkeit". F.M.Dostoevskijs Kritik am rationalistisch-utopischen Menschenbild. -Munchen: Verlag Otto Sagner, 1986. 267 S.

150. Wir und Dostojewskij. Eine Debatte mit Heinrich Boll, Siegfried Lenz, Andre Malraux, Hans Erich Nossack, gefohrt von Manes Sperber. Hamburg: Hoffmann und Campe Verlag, 1972. - 189 S.1.. Словари

151. Даль Даль В.К Толковый словарь живого великорусского языка. -Т. 2, 3 - М.: Изд-во иностр. и национальных словарей, 1955.

152. БАС Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. - Т. 3, 11 - Издательство Академии наук СССР, M.-JI., 1956.

153. Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. М.: Азбуковник, 2001, 2003 - Вып. 1-3.

154. ФС Философский словарь. - М.: Политиздат, 1972.1.I. Источники

155. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы. М.: Современник, 1989. - 557 с.

156. Достоевский Ф.М. Записные книжки. М., 2000. - 112 с.

157. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М.: Сов. Россия, 1983. -464 с.

158. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30-ти томах. JL: Наука, 1985.-15772 с.

159. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 10-ти томах. М.: Гослитиздат, 1956.-6700 с.

160. Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. М.: Просвещение, 1972. - 447 с. с ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.