Концепция правового государства И. Г. Фихте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Ефимова, Евгения Владимировна
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат политических наук Ефимова, Евгения Владимировна
Введение.
Первая
глава. Теоретические основы политической философии Фихте.
§ 1. Учение об обществе и человеке.
§ 2. Место и роль государства в философии Фихте.
Вторая
глава. Учение Фихте о правовом государстве.
§ 1. Теоретические основы политического режима правового государства
§ 2. Экономические основы правового государства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Теория признания в соотношении морали и права в немецком идеализме2009 год, кандидат философских наук Татарникова, Юлия Михайловна
Идея политики в немецкой классической философии: И. Кант, И. Г. Фихте2002 год, доктор политических наук Волков, Виталий Александрович
Государственно-правовая теория К. Шмитта2007 год, кандидат юридических наук Гаранов, Егор Николаевич
Политика и право как социальные регуляторы: философский аспект2011 год, кандидат философских наук Саттаров, Равиль Альмирович
Учение о государстве в трудах К. Шмитта2012 год, кандидат юридических наук Лапшин, Константин Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция правового государства И. Г. Фихте»
Актуальность исследования. Современный мир, как международное политическое пространство, утрачивает государственно-центристский характер. Принимая во внимание динамику развития мировой политической и экономической системы, можно констатировать формирование глобальной системы мирового взаимодействия. Принципиально новые закономерности и тенденции развития характеризуют функционирование как целостной системы мира, так и уровней её взаимодействия. Усиление роли негосударственных субъектов, транснациональных корпораций, международных правительственных и неправительственных организаций и т. п. свидетельствует о наличии глобальной системы взаимодействия в политической, экономической и социальной сферах. В то же время устанавливаются новые межнациональные, межгосударственные отношения, обусловленные возникновением новых государств и государственных образований. Процессы, происходящие на региональном и национальном уровнях взаимодействия, свидетельствуют о том, что государство остаётся одним из важнейших субъектов мирового политического процесса.
Наше государство на современном этапе развития сталкивается с комплексом проблем, связанных с формированием и становлением гражданского общества, с организацией нового политического режима. Созданные сверху демократические институты не имеют пока достойной опоры в политической культуре народа, в общественном сознании ещё отсутствует должное уважение к закону и правопорядку, не получила должной оценки роль частной собственности, которая, будучи гарантирована и защищена силой закона, обеспечивает свободу и независимость гражданина. Изменение геополитического пространства, новый политический и экономический строй, духовные потрясения - характерные черты последнего десятилетия жизни нашей страны. Следствием таких значительных перемен стали кризисные явления политического режима и государственной власти, а также серьёзные проблемы в экономической и социальной сферах современной России. В связи с этим произошло обострение теоретических и практических вопросов, касающихся становления новых парадигм и дальнейшего развития нашего государства. Вследствие вышесказанного, представляется важным и полезным обращение к теоретическому опыту, накопленному мировой философской и политической мыслью.
История государства - сложный и многообразный процесс, на который влияли многие исторические, региональные особенности каждой эпохи, специфика локальных цивилизаций, общественно-экономические формации и другие факторы. Одним из важнейших аспектов этого процесса является образование равной государству стороны политических отношений - общества суверенного народа, которое способно уравновесить власть государства, стать ему равным партнёром, участником политического процесса и вступать в договорные отношения с центральной властью. Борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие всех граждан общества способствовала формированию общества и государства. Идеи гражданского развития общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) и преобразования власти государства правом (Дж. Локк, И. Кант, конституционалисты Х1Х-ХХ вв., К. Ясперс) всегда были тесно взаимосвязаны в исследованиях проблемного поля, затрагивающего проблематику правового государства и гражданского общества. Решающими факторами создания правового государства или движения к нему стали успехи в создании гражданского общества, вне которого невозможно правовое государство, а также социальное, экономическое, культурное развитие общества.
Несмотря на схожесть некоторых углов зрения, под которыми рассматривались эти проблемы, тем не менее, каждое исследование имеет отличные от других черты. Изменения претерпевают не проблемы или предмет изучения, а ракурс их рассмотрения, отношение к ним. В этом смысле ракурс рассмотрения проблемы взаимоотношения государства и общества известного немецкого учёного и общественного деятеля И.Г. Фихте представляет несомненный интерес^]
И.Г. Фихте (1762 - 1814) бесспорно является гордостью немецкой классической философии. Выдающиеся способности, в том числе, феноменальная память, удивительное трудолюбие, позволили Фихте в тридцать два года получить должность профессора в Йене и степень магистра без защиты диссертации. В 1810 году, когда был основан Берлинский университет, Фихте стал первым профессором философии и выбранным ректором.
Неординарность личностных качеств и независимость суждений философа всегда привлекали к нему молодёжь. Фихте был известен не только в учёных кругах, но и как общественный деятель своего времени. Ярким подтверждением этого является полемика и обширная переписка Фихте с его современниками, среди которых были Кант, Рейнгольд, Гегель, Фр. Шлегель, Тик, Шлейермахер, Якоби, Гёте, Шеллинг и др.1 Наряду с огромным вкладом Фихте в мировую философию, большое значение имеют его политологические исследования.
Выдающиеся заслуги И.Г. Фихте в разработке онтологии, гносеологии дополняются существенным вкладом в разработку политической философии. Первая работа Фихте «Попытка критики всяческого откровения» («Versuch der Kritik aller Offenbarung»2) (1792) вышла анонимно и была принята за религиозную критику Канта, которую долго ждали. Опровержение Канта представило истинного автора, и Фихте стал знаменит в учёном мире.
Особое влияние на мировоззренческую позицию И.Г. Фихте оказали события, произошедшие в конце XVIII века во Франции. Осмысленные по-своему революционные перипетии особенно ярко отразились в его ранних произведениях - «К исправлению суждений публики о Французской революции» («Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums über die
1 См.: Fichte in vertraulicher Briefen seiner Zeitgenoßen. Hrsg. von Hans Schulz. Leipzig, 1923; J.G.
Fichtes Briefwechsel, 2 Bde. Hrsg. von Hans Schulz. Leipzig, 1925; Medicus, Fritz. Fichtes Leben, Leipzig, 1913; Бур Манфред. Фихте (1762-1814). M., 1965.
2 См.: Fichte, J.G. Versuch der Kritik aller Offenbarung. Königsberg, 1792.
Französische Revolution»3) (1793), «Требование к князьям Европы возврата назад свободомыслия, которое они до сих пор угнетали» («Zurückforderung der Denkfreiheit von den Fürsten Europens, die sie bisher unterdrückten»4) (1793). Данные произведения также вышли анонимно и имели большой резонанс в научных кругах. Поблематика вышеназванных произведений касалась размышлений о человеке и его месте в обществе, о свободе и равенстве всех членов общества, а также о реформе и революции. Эти работы позволяют сделать вывод о том, что в первый период своего творчества Фихте, отмечая недостатки современного ему общества, был выразителем идей эпохи буржуазной революции во Франции.
В центре внимания политической философии И.Г. Фихте всегда находились отношения государства и общества, а также человек как связующий элемент и главный субъект этих отношений. Данная проблематика является центральной в работе «Несколько лекций о назначении учёного»5 (1794). Именно в этом произведении впервые Фихте рассматривает общество как базис человеческой личности и свободы. И если в курсе лекций «О назначении учёного» 1794 года, имевших громадный успех у слушателей в Йене, Фихте акцентирует внимание на значимости и роли периода Просвещения, то в «Пяти лекциях о назначении учёного» («Fünf Vorlesungen über die Bestimmung des Gelehrten»6), прочитанных в 1805 году в Эрланге и опубликованных впервые в 1812 году, наследие Просвещения подорвано, отсутствует вера в разум человека как в решающий фактор жизни человечества.
Одна из основополагающих идей творчества И.Г. Фихте - идея о взаимной ответственности за работу и поддержку всех членов общества - развивается философом в «Основах естественного права в соответствии с принципами наукоучения» («Grundlagen des Naturrechts nach Prinzi
3 См.: Fichte, J.G. Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums über die Französische Revolution. Danzig, 1793.
4 См.: Fichte, J.G. Zurückforderung der Denkfreiheit von den Fürsten Europens, die sie bisher unterdrückten. Danzig, 1793.
5 См.: Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении учёного. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 2.
6 См.: Fichte, J.G. Fünf Vorlesungen über die Bestimmung des Gelehrten. 1812. // J.G. Fichtes Werke. Auswahl in 6 Bänden. Leipzig, 1908-1912. Bd. V. pien der Wissenschaftslehre»7) (1796). В этой же работе подробно анализируются идеальные и реальные основы государства.
Фундаментальным принципом всей философии Фихте является деятельность. Развитие человека возможно лишь благодаря деятельности, а общественная деятельность человека является активным двигателем его развития в истории. Названному принципу, изложенному впервые в «Философии нравственности согласно принципам наукоучения» («Das System der Sittenlehre, nach Prinzipien der Wissenschaftslehre»8) (1798), Фихте был верен и в более поздней редакции9 этого произведения (1812), хотя он больше не отождествлял нравственное начало и деятельность.
В работе «Замкнутое торговое государство»10 (1800) И.Г. Фихте наиболее чётко сформулировал свои мысли о праве граждан не только на формальную свободу и защиту от насилия, но и о праве на собственность, работу и участие в доходах от государственного хозяйства. Фихте пытался показать пути и средства претворения в жизнь этих идей. В «Учении о праве» («Rechtslehre»11) (1812) он полностью отказался от теории замкнутого торгового государства. Это был отказ не от идей, а от средств их реализации.
Важнейшей составляющей политической философии И.Г. Фихте является его учение о праве. Правовой закон требует ограничения свободы со стороны каждого человека, чтобы все могли осуществлять свою свободу. Этот постулат служит Фихте основой его политической философии, начиная с работы «Основы естественного права в соответствии с принципами наукоучения», вплоть до последних произведений - «Учение о праве», «Экскурс в учение о праве» («Excurs zur Staatslehre»12) (1813).
7 См.: Fichte, J.G. Grundlagen des Naturrechts nach Prinzipien der Wissenschaftslehre. 1796/97. Hamburg, 1960.
8 См.: Fichte, J.G. Das System der Sittenlehre, nach Prinzipien der Wissenschaftslehre, Jena und Leipzig. 1798. //Felix-Meiner-Ausgabe, Hamburg, 1963.
9 См.: Fichte, J.G. Das System der Sittenlehre vorgetragen von Ostern bis Michaelis 1812. // J.G. Fichtes Werke. Auswahl in 6 Bänden. Leipzig, 1908-1912. Bd. VI.
10 См.: Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 2.
11 См.: Fichte, J.G. Rechtslehre. Vorgetragen von Ostern bis Michaelis 1812. // Hrsg. v. H. Schulz, Leipzig, 1920.
12 См.: Fichte, J.G. Excurs zur Staatslehre. // Fichtes sämtliche Werke. Hrsg. v. I.H. Fichte, 8 Bde. und 3 Bde. nachgelassene Schriften, Berlin 1845/46. Bd. VII.
После 1800 года И.Г. Фихте вносит существенные изменения в свою теорию права и государства, раскрывает новые грани понятия свободы, усиливает критику индивидуалистических установок Просвещения. В этот период Фихте пересматривает договорную концепцию государства («Основные черты современной эпохи»13) (1806), а затем в сущности отвергает правовые принципы либерального государства («Теория государства или об отношении изначального государства к царству разума» - «Die Staatslehre oder über das Verhältnis des Urstaates zum Vernunftreiche», опубликованной впервые в 1820 году, уже после смерти Фихте).
Реакцией Фихте на вступление Пруссии в 1806 году в войну с Францией стало появление двух работ - «О патриотизме и его противоположности» («Über den Patriotismus und sein Gegenteil»14) (1806), «Речи к немецкой нации» («Reden an die deutsche Nation»15) (1807/08). Поздний Фихте рассматривает государство как нравственную общину, как носителя высших ценностей духовного мира. В этих же работах разрабатывалась идея национальности как коллективной личности, имеющей своё особое призвание.
Свобода человека в политической концепции Фихте является той гранью, которая пролегает между полномочиями государства и правами общества. Именно то, что человек в системе его философии определён не своей природой, а своей свободой, является связующим звеном и неотъемлемым условием представлений философа о природе права и государства, о соотношении общества и индивида. Это - проблема человека, который осознаёт свою свободу, но его свобода ограничена другими людьми. На этом основании рассматривается не только свобода индивидуума как свобода изолированного существа, речь идёт также об ограничении свободы, которое имеет значение для всех разумных людей. Индивидуум как связующий элемент в сложной цепи взаимоотношений об
13 См.: Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 2.
14 См.: Fichte, J.G. Über den Patriotismus und sein Gegenteil. 1807. // Fichtes sämtliche Werke. Hrsg. v. I.H. Fichte, 8 Bde. und 3 Bde. nachgelassene Schriften, Berlin 1845/46. Bd. XI.
15 См.: Fichte, J.G. Reden an die deutsche Nation, Berlin. 1808. // J.G. Fichtes Werke. Auswahl in 6 Bänden. Leipzig, 1908-1912. Bd. V. щества и государства, и в то же время как главный субъект этих отношений, всегда остаётся в центре внимания философа. С одной стороны, человек представлен гражданином, а с другой стороны, членом общества. Для формирования правового государства такое сочетание - баланс прав, обязанностей и свобод человека - остаётся актуально и в наши дни.
Степень разработанности проблемы. В историко-философских исследованиях уделяется значительное внимание немецкому идеализму, в частности, исследованию творческого наследия И.Г. Фихте. В отечественной и зарубежной литературе можно найти немало обстоятельных работ, по-свящённых анализу философской концепции И.Г. Фихте, истории её возникновения, обусловленности, развитию и влиянию на последующие философские теории16.
Ряд интересных исследований З.С. Апариной, М. Бура, Б. Вышеславцева, И. Панаева посвящен анализу основных положений социально-политического учения И.Г. Фихте17.
Достаточно глубоко и всесторонне политическая философия И.Г. Фихте исследуется немецкими авторами (Э. Вайль, О. Данн, В. Метц-гер, Шмидт-Варнек, Р. Штреккер, Г.И. Шмидт)18. Работы этих авторов
16 См.: Гогоцкий С.С. Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение другой к образованию: из лекций по истории и философии. Киев, 1878; Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. II Вопросы философии и психологии. М., 1912, Кн.112; Трубецкой С.Н. Основания идеализма; В защиту идеализма (ответ Б.Н. Чичерину). // Собр. сочинений в 2-х тт. М., 1908. Т. 2: «Философские статьи»; Асмус В. Ф. Очерки истории диалектики в новой философии. M.-J1., 1930; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978; Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М., 1979; Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979; Виндельбанд В. Систематическое развитие немецкой философии после Канта. Этический идеализм Фихте. Фихте и Шлейермахер. Религиозный идеализм. // История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1908. Т.2: «От Канта до Ницше»; Фишер, Куно. От Канта к Фихте. Жизнь и сочинения Фихте. Наукоучение. // История новой философии. 1909. T.6: «Фихте, его жизнь, сочинения и учение»; Lask, Emil. Fichtes Idealismus und die Geschichte. Tübingen, 1914; Goedhart, Dietrich. Soziales Recht. Eine Untersuchung zur Rechts- und Sozialphilosophie J.G. Fichtes und P.J. Proudhons. München, 1966; Bergner, Dieter. J.G. Fichte -, Skizze seines Lebens u. Seiner Philosophie. II In «Wissen und Gewissen», Berlin, 1962; Hartmann, Nicolai. Die Philosophie des Deutschen Idealismus. Berlin, 1960.
17 См.: Апарина З.С. Социологические взгляды И.Г. Фихте. М., 1963; Бур, Манфред. Фихте (1762-1814). М., 1965; Вышеславцев Б. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914; Панаев И. Иоганн Готлиб Фихте // Разъиска-тели истины. СПб., 1878, Том 2.
18 См.: Weil, Eric. Philosophie der Politik. Neuwied, 1964; Dann, Otto. Johann Gottlieb Fichte und die Entwicklung des politischen Denkens in Deutschland am Ende 18. Jahrhunderts. Heidelberg, 1968; Metzger, Wilhelm. Gesellschaft, Recht und Staat in der Ethik des Deutschen Idealismus. включают в себя рассмотрение социально-политических идей Фихте в контексте развития Германии, исторического времени, влияния людей и обстоятельств.
Пространственно-временное поле и его влияние на развитие философии и личности И.Г. Фихте подробно исследовалось его биографом -Ф. Медикусом19.
Сравнительный анализ договорных теорий государства Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и учения о государстве И.Г. Фихте дан в работе немецкого исследователя Р. Шотки20 и сборнике отечественных авторов под редакцией Н.М. Азаркина21.
Политическая философия И.Г. Фихте с точки зрения разработки правовых вопросов и юриспруденции рассматривалась в исследованиях Б. Чичерина, Н.П. Новгородцева, Г. Фервайена22. Анализируя сущность учения И.Г. Фихте о праве, акцентируя внимание на его становлении и развитии, названные учёные особое внимание уделяют разработке им теории прав человека и механизма их обеспечения со стороны государства.
Религиозный аспект творчества Фихте изучался Ф. Шлегелем, В. Ритцелем, Р. Бухером, Л.И. Писаревым23.
Значительное число работ отечественных и зарубежных авторов посвящено анализу экономической составляющей социально-политического
Heidelberg, 1917; Schmidt-Warneck. Die Sociologie Fichte's. Berlin, 1884; Strecker, Reinhard. Die Anfänge von Fichtes Staatsphilosophie. Leipzig, 1916; Schmidt, Hans Joachim. Politische Theorie und Realgeschichte Untersuchungen zu Johann Gottlieb Fichte praktischer Philosophie (17931800). Bonn, 1977.
19 См.: Medicus, Fritz. Fichtes Leben, Leipzig, 1913.
20 См.: Schottky, Richard. Untersuchungen zur Geschichte des staatsphilosophischen Vertragstheorie im 17. und 18. Jahrhundert: (Hobbes - Locke - Rousseau - Fichte). München, 1963.
21 См.: История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М., 1989. // Сб. под ред. Азаркина Н.М.
22 См.: Чичерин Б. История политических учений. М., 1874. T.4; Новгородцев П.И. История новой философии права (Немецкие учёные XIX в.). М., 1898; Verweyen, H. Recht und Sittlichkeit in J.G. Fichtes Gesellschaftslehre. Freiburg, F München, 1975.
23 См.: Schlegel, Fr. Studien zur Philosophie und Theologie. München; Paderborn; Wien, 1975; Ritzel, W. Fichtes religionsphilosophie. Stuttgart, 1956; Bücher, R. Staat und Kirche in der Philosophie J.G. Fichte. Tübingen, 1952; Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патриотического народа. Казань, 1915. учения Фихте. Среди них выделяются работы Г. Гирша, В. Краузе, X. Рик-керта, П.П. Гайденко24.
Некоторые авторы (Г.А. Вальц, Б. Вилмс, М. Вебер, И.Л. Тальмон)25, исследуя произведения Фихте, акцентируют внимание на утопичности и тоталитаризме политических воззрений И.Г. Фихте.
Несмотря на то, что многие аспекты политической философии Фихте подвергнуты глубокому, всестороннему анализу, в исследовательской литературе пока отсутствуют работы, изучающие фихтевское учение о связи общества и государства, теорию становления гражданского общества в произведениях Фихте. В силу этих причин существует настоятельная необходимость в дальнейшем исследовании политической философии И.Г. Фихте, а именно, в более конкретном рассмотрении концепции правового государства в аспекте взаимосвязи государства и общества. Чрезвычайно важным, с нашей точки зрения представляется изучение работ философа, не переведённых на русский язык. По нашему убеждению, именно недоступностью многих произведений Фихте для русского читателя можно объяснить недостаточность исследований названных проблем политологического наследия И.Г. Фихте в русскоязычной литературе.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в комплексном анализе политологического наследия И.Г. Фихте, в выявлении сущностных сторон учения об обществе, в анализе концепции правового государства И.Г. Фихте, в исследовании значения теоретических положений политической философии Фихте для развития государства на современном этапе. Для достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:
24 См.: Hirsch, Н. Fichtes Beitrag zur Theorie der Planwirtschaft und dessen Verhältnis zu seiner praktischen Philosophie. // Der transzendentale Gedanke / Hrsg. von K. Hammacher. Hamburg, 1981; Krause, Werner. Fichtes ökonomische Anschauungen im «Geschlossenen Handelsstaat». // «Wissen und Gewissen». Berlin, 1962; Rickert, Heinrich. Die philosophischen Grundlagen von Fichtes Sozialismus. In: «Logos» XI. 1923; Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М„ 1990.
25 См.: Walz, Gustav Adolf. Die Staatsidee des Rationalismus und der Romantik, und die Staatsphilosophie Fichtes. Berlin, 1928; Willms, Bernard. Die totale Freiheit. Köln und Opladen, 1967; Weher, Marianne. Fichtes Sozialismus und sein Verhältnis zur Marxschen Doktrin. Volkswirtschaftlische Abhandlungen der Badischen Hochschule. Tübingen, 1900; Taimon, J.L. Die Ursprünge der totalitären Demokratie. Köln und Opladen, 1961.
• провести комплексный анализ оригинальных работ И.Г. Фихте по политической философии;
• провести ^истемный анализ и раскрыть сущностные стороны фихтевских понятий «государство» и «общество»;
• раскрыть содержательную взаимосвязь понятий «государство» и «общество» в политической философии Фихте;
• исследовать динамику представлений Фихте о политическом режиме правового государства;
• охарактеризовать представления И.Г. Фихте об идеальном общественном устройстве;
• проанализировать экономические основы правового государства. Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой для анализа концепции правового государства Фихте послужили концепции Платона и Аристотеля, а также философов Нового времени -Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Бэкона, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта26. При выделении общего и вычленении нового и особенного, отличий в аспекте развития идей, принципов, проблем и понятийного аппарата политической философии Фихте использовался метод сравнительного анализа (в этой работе большое теоретическое значение имели исследования Р. Шотки и О. Данна27).
Поскольку идеи политической философии И.Г. Фихте на протяжении его творческой деятельности претерпевали изменения, в нашем исследовании использовались элементы исторического и хронологического подходов. При изучении проблем государства на современном этапе развития были использованы принципы анализа системы международных
26 См.: Платон. Государство. Законы. Политик. М., 1998; Аристотель. Политика. // Избр. соч. в 4-х томах. М., 1984. Т. 4; Гоббс Т. Левиафан. М., 1936; ЛоккДж. Два трактата о правлении. // Соч. в 3-х тт. М., 1988. T.3; Бэкон Ф. Новая Атлантида: опыты и наставления нравственные и политические. М., 1962; Монтескье Ш. О духе законов. // Избр. произв. М., 1955; Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938; Кант И. К вечному миру. М., 1989.
27 См.: Schottky, Richard. Untersuchungen zur Geschichte des staatsphilosophischen Vertragstheorie im 17. und 18. Jahrhundert: (Hobbes - Locke - Rousseau - Fichte). München, 1963; Dann, Otto. Johann Gottlieb Fichte und die Entwicklung des politischen Denkens in Deutschland am Ende 18. Jahrhunderts. Heidelberg, 1968. отношений, сформулированные в работах Ю.М. Павлова28, а также работы H.H. Железняка, касающиеся проблем методологии социально-политических наук29. Важное значение в изучении философии истории, а также в исследовании западных философско-исторических течений имели работы И.А. Гобозова и В.И. Буренко30. Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Диссертация опирается в значительной степени на произведения И.Г. Фихте, не переведённые на русский язык. Анализ новых для русского читателя работ позволяет расширить представления о проблемном поле исследований философа и рассмотреть под иным углом зрения проблематику политической философии Фихте.
• Предложены иные версии перевода некоторых отрывков работ Фихте, ранее переведённых на русский язык. Мы относимся с большим уважением к имеющимся переводам, в которых авторы во многом успешно пытались совместить стилистическую грамотность, ясность перевода и содержательную точность. Тем не менее нам кажется, что, заботясь о стилистике нашего языка, нельзя приносить в жертву грамматические особенности оригинального текста, поскольку достаточно часто они выполняют смысловую роль.
• В научный оборот вводятся новые зарубежные источники, обобщается уже известный и новый материал, связанный с проблематикой политической философии И.Г. Фихте.
• Дана новая трактовка сущностных сторон фихтевских понятий «государство» и «общество», выявлены различные аспекты этих понятий и
28 См.: Павлов Ю.М. Социально-философские проблемы общественного развития. M., 1982. Проблема демократии в целостном мировом сообществе. // На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998.
29 См.: Железняк H.H. История научного коммунизма. Ленинские принципы исследования. М., 1988; Железняк H.H., Терентьева И.Н. Политическое знание: проблема функциональной роли и структуры. // Вестник Московского университета. Сер.12. Социально-политические исследования. 1993. №3; Железняк H.H. К истории либерализма в России. // Вестник Московского университета. Сер.12. Социально-политические исследования. 1995. №5.
30 См.: Гобозов И.А. Введение в философию истории. M., 1993; Смысл и направленность исторического процесса. М., 1997; Философия политики. M., 1998; Политика и мораль. // Социально-политический журнал. 1996. № 2; Философия истории: проблемы и перспективы. // Философия и общество. 1997. № 2; Буренко В.И. История политических и правовых учений. М., 1999. изменения, которые они претерпевали по мере развития политической философии Фихте.
• Исследование генезиса понятий «государство» и «общество» у Фихте и анализ их взаимосвязи позволили сделать вывод о том, что свобода человека в политической концепции Фихте является той гранью, которая пролегает между полномочиями государства и правами общества.
• Исследованы представления Фихте о политическом режиме правового государства и установлено, что в акте трансформации общей воли в реальную власть следует усматривать особую точку зрения философа на теорию государства.
• Проанализированы экономические основы правового государства, выявлена взаимосвязь экономики и политики в политической концепции философа и установлено то, что, вопреки всем полномочиям государства в сфере регулирования экономики, относительно свободная рыночная экономика является главным феноменом теории Фихте.
Практическая значимость работы. Выводы, сделанные из положений данной диссертации могут быть использованы при исследовании творческого наследия И.Г. Фихте.
Некоторые положения, вытекающие из анализа учения Фихте о правовом государстве, можно использовать для политического консультирования и при разработке концепции развития государства, а также законотворчестве.
Материал, изложенный в диссертации, может быть использован при чтении лекций и проведении учебных семинаров и спецкурсов по политологии, истории политических учений, в курсе изучения истории философии и философии политики.
Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были обсуждены на заседаниях кафедры Мирового политического процесса философского факультета МГУ им. Ломоносова.
Некоторые положения диссертации были представлены и обсуждены на Международном семинаре «Политическая этика в истории идей, конституций и искусства» (Флоренция, Италия, 5-11 июня 1995 г.), на
Первом Российском Философском Конгрессе (Санкт-Петербург, июнь 1997), на симпозиуме «Развитие современной социальной и политической науки в контексте российского и международного опыта XX века» (Москва, ноябрь 1998), а также в статьях автора31.
31 См.: Ефимова Е.В. Общество и государство в политической теории И.Г. Фихте. // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. 1999. №1; Государство в политической философии И.Г. Фихте и современность. //XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. T.2: Социальная философия и философия политики. 4.2. Екатеринбург, 1999; Efimowa, Eugenia. Von Ost nach West. // Stadtspiegel. St.Gallen. 1995. Nr.71.
Первая глава
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Генезис и развитие германского конституционализма в начале XIX - первой трети XX вв.2008 год, доктор юридических наук Баев, Валерий Григорьевич
Проблема непосредственного знания в философии Ф.Г. Якоби2005 год, кандидат философских наук Шевченко, Ирина Васильевна
Развитие понятийно-категориального аппарата у Фихте2004 год, кандидат философских наук Мурский, Вадим Вячеславович
И.Н. Тетенс и дискуссия о метафизике в немецкой философии второй половины XVIII века2005 год, доктор философских наук Круглов, Алексей Николаевич
Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права: Теоретико-правовой анализ1999 год, доктор юридических наук Альбов, Алексей Павлович
Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Ефимова, Евгения Владимировна
Заключение
В связи с процессами, происходящими в нашем государстве, и выбором стратегического пути развития, идеи, сформулированные И.Г. Фихте, не теряют для нас свою актуальность.
Исследования политологических произведений Фихте позволили нам выделить несколько значений понятия общества - общество как многообразие видов связей между людьми; общество как форма организации людей; общество как объективный фактор с собственными законами развития; общество как неинституциональная форма жизни людей. На основании анализа многоаспектности понятия общества мы пришли к выводу о том, что общество обладает самостоятельностью и приоритетом над государством. Оно является носителем и хранителем свободы, а также базисом человеческой личности. Человек не может жить вне общества. Следствием этого постулата является вывод об ответственности каждого человека за свободу каждого члена общества.
Таким образом, при помощи первостепенности общества он вводит не только новый элемент в современное мышление, но и доказывает также, что для него важно бороться с проблемами человеческого общества и там, где это будет необходимо, выполнить свой долг - добиться изменений.
Главными и определяющими основаниями правового государства является гражданская свобода, равенство людей, взаимные отношения и ответственность. Государство, являясь средством, призвано служить обществу и наблюдать за законностью действий граждан. Единственным равенством, которое ни при каких условиях не признаётся Фихте, является равенство в духовной сфере. Любая попытка подавления общественного мнения будет терпеть неудачу и ослаблять государство.
Возможность построения правового государства и перспективы его развития ставят ряд вопросов, которым в своих исследованиях Фихте уделял большое внимание. Размышления о способах реализации своих идей не меняли главную цель Фихте - осуществление свободы и равенства всех членов общества. Даже при рассмотрении принуждения как инструмента для прогресса общества, он никогда не забывает о публичности и общественном мнении, которые призваны быть гарантом законности власти. Свобода человека может быть ограничена только свободой других людей.
Особая точка зрения Фихте на теорию государства заключается в акте трансформации общей воли в реальную власть. Существование государства основывается только на том, чтобы гарантировать человеку базис его свободной деятельности во взаимодействии с другими людьми. Без государства человек не обладает никакими правами, так как они ему никем не гарантируются и не обеспечиваются.
Важным обоснованием теории правового государства Фихте является экономическая составляющая его учения. Теория неотъемлемых прав человека трансформируется в теорию прав и обязанностей, обусловленных социальной ответственностью. Обязанности государства и общества являются правами человека - правом на жизнь и прожиточный минимум, правом на работу и необходимое для работы образование.
Несмотря на постулат о вмешательстве государства и общества в дела экономики, главной основой экономической теории Фихте является гарантированная собственность каждого гражданина. Собственность является связующим звеном между индивидуумом и обществом и целью для государства. Она становится условием деятельности и служит обеспечением будущей деятельности.
В целом наши исследования позволили сделать вывод о том, что основными составляющими теории правового государства Фихте являются учение об обществе и человеке, принцип взаимной ответственности людей, принцип свободы и равенства прав, теория свободной деятельности и гарантия собственности каждого члена общества.
Основным выводом проделанной работы автор считает положение о том, что существование правового государства невозможно без развитого гражданского общества. Процессы становления правового государства и формирования гражданского общества являются взаимообусловли-вающими и основываются на внутренней свободе человека.
Анализ представлений о государстве позволяет разрешить многие проблемы - соотношение государства, политической системы и общества, условий и направления его развития, в том числе, важнейший вопрос о границах распространения государства в общественном пространстве. Являются ли государство и общество неким целостным образованием, в котором государство охватывает всю совокупность общественных отношений посредством системы идеологических, политических, правовых отношений, аппарата контроля, административных структур и т. д.
Одним из решений этого вопроса является признание государства центром политической системы, властью, распространяющейся на общество в качестве особого социального института, но не поглощающей общество. В этом случае возможен анализ отношений власти, получившей структуру и форму государства, и общества, способного сплотиться в сообщество, то есть определённое единство, народ. Суверенной становится не унитарная структура «государство - общество», а каждая из двух сторон - государство и общество. Единство такой структуры основано на равноправных отношениях между ними. Общество относительно независимо от государства в своём развитии, государство, в свою очередь, оказывается более динамичным, более способным к развитию, легче может переживать смену политических режимов, типов правления, перестройку конкретных структур власти.
Расширение гражданского общества в социальном пространстве совпадает по времени с качественными изменениями в самом статусе гражданина. Если первоначально основополагающими для общества и государства являлись гражданские и политические права, то в дальнейшем не меньшее значение приобретают социальные права человека (права, обеспечивающие социальную защищённость). Возрастание роли и значения этих прав отчётливо прослеживается в изменении ценностных ориентаций общества, в появлении концепции социального государства. Процессы глобализации, происходящие в мире, ставят принципиально новые задачи исследования влияния «национальных гражданских обществ» на мировую политику и экономику.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Ефимова, Евгения Владимировна, 1999 год
1. Фихте И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // Избр. соч. М., 1916. Т.1, С. 1-57.
2. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении учёного. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 2.
3. Фихте И.Г. Основы общего наукоучения // Избр. соч. М., 1916. Т.1, С.59-309.
4. Фихте И.Г. Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности // Избр. соч. М., 1916. Т.1, С.311-397.
5. Фихте И.Г. О достоинстве человека // Избр. соч. М., 1916. Т.1, С.399-405.
6. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Избр. соч. М., 1916. Т.1, С.407-439.
7. Фихте И.Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему// Избр. соч. М., 1916. Т.1, С.441-505.
8. Фихте И.Г. Опыт нового изложения наукоучения // Избр. соч. М., 1916. Т.1, С.507-521.
9. Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 1.
10. Фихте И.Г. Назначение человека. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 2.
11. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. // И.Г. Фихте. Сочинения в двух томах. МИФРИЛ. СПб., 1993. Т. 2.12
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.