Концепция национального самоопределения в России в контексте философии права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Ковалева, Екатерина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.08
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ковалева, Екатерина Владимировна
Введение.
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
§ 1. Национальное самоопределение как философско-правовой феномен.
§ 2. Эволюция философских и правовых подходов к проблеме национального самоопределения в России.
§ 3. Реализация идеи национального самоопределения в правовых концепциях.
§ 4. Проблема философско-правовой концептуализации ценностных установок России в сфере национального самоопределения.
Глава 2. ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ.
§ 1. Исторические формы национального самоопределения в России.
§ 2. Классическое русское западничество и либеральная идея национального самоопределения.
§ 3. Консервативная идеология национального самоопределения.
§ 4. Идеи национального самоопределения и современное российское законодательство.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ2006 год, кандидат юридических наук Бжеников, Руслан Рамазанович
Формирование этнонациональной политики России: Институционально-правовой анализ2005 год, кандидат юридических наук Артикуленко, Татьяна Анатольевна
Этничность в концепциях российского федерализма2003 год, доктор исторических наук Филиппов, Василий Рудольфович
Институциализация самоопределения народов в политических процессах на Северном Кавказе в постсоветский период2010 год, доктор политических наук Сампиев, Исрапил Магометович
Взаимодействие органов власти и управления с национально-культурными объединениями в реализации государственной национальной политики Российской Федерации: На примере субъектов ЮФО2006 год, кандидат политических наук Савельев, Владимир Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция национального самоопределения в России в контексте философии права»
Актуальность темы диссертационного исследования. Обострение национальных отношений в мире, обусловленное целым рядом экономических, политических, мировоззренческих и многих других причин, делает наиболее злободневными вопросы, связанные с философскими основаниями таких явлений правовой действительности, системы культурных ценностей и национального самосознания, как национальное самоопределение. Следует отметить, что национальное самоопределение, всегда сопряжено с осознанием жизненно важных интересов личности как субъекта общественных отношений, поскольку содержание этого явления заключается как раз в реализации этих интересов. Это, в свою очередь, означает, что процесс национального самоопределения невозможен без развитого национального самосознания, так же как и без развитой идеологии - концептуализированной системы идей, выражающих интересы как общества в целом, так и отдельных этносов, наций, народностей, интегрирующих общество на основе легитимации национальных идентичностей, реализованных в соответствующих правовых установках, нормах и институтах.
Россия - многонациональная страна, в которой проживает более 180-ти национальностей, и вопросы, связанные с самоопределением наций, всегда были одними из доминирующих факторов общественного сознания. К сожалению, придан забвению богатейший правовой опыт Российской империи, которая весьма успешно решала многие вопросы, связанные с национальными отношениями на основе признания социальной и культурной идентичности народов, населяющих страну. Так, принципы советского федерализма, которым пока не найдено альтернативы в качестве эффективного средства решения национальных проблем посредством самоопределения наций, во многом были обобщением предшествующего опыта.
Современные проблемы России в сфере регулирования национальных отношений, в том числе, объясняются отсутствием разработанной идеологии решения национальных проблем. Право наций на самоопределение, провозглашаемое нормами международного законодательства, является бессодержательной абстракцией без идеи национального самоопределения, определяющей цели и придающей социально значимый смысл этому процессу. Законодательство России, регулирующее национальные отношения, в том числе и отношения в сфере национального самоопределения, достаточно велико. Однако известны множественные правовые коллизии в этой сфере, выражаемые как в нарушении принципа правового равенства, ассиметричности правового обеспечения национальных отношений, так в несоразмерности гражданских и этнических прав и свобод, а также в неразработанности ряда правовых категорий (нация, народ, этнос, национальное меньшинство и др.). Полагаем, что именно это делает актуальным философско-правовой контекст исследования права наций на самоопределение, который в данной диссертационной работе представлен в виде эволюции концепции национального самоопределения в России.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема национального самоопределения давно стала предметом исследования философов, социологов, политологов, юристов, этнологов, социальных психологов. Но следует отметить, что философско-правовой анализ национального самоопределения предпринимался крайне редко, и автору диссертации неизвестны специальные исследования, посвященные этой теме.
Для разработки методологии рассмотрения проблемы национального самоопределения в настоящей работе имели большое значение такие философы-правоведы, как С.С. Алексеев, С.И. Нерсесянц, A.C. Панарин; социологи, политологи, этнологи и демографы: B.C. Белозеров, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова, С.Р. Дерябина, Н.М. Лебедева, М.О. Мнацаканян, Э.А. Паин, JI.J1. Ры-баковский, A.A. Сусоколов, A.B. Топилин, М.А. Фадеичева, Л.Л. Хаперская, С.М. Широкогорова и некоторые другие, которые исследуют систему понятий, используемых при анализе этнодемографических и этнополитических процессов, вопросы, связанные с адаптационными процессами этнических групп, их субъективной и объективной сторонами.
В концептуальном плане сыграл роль теоретико-методологический и фи-лософско-правовой анализ национального самоопределения, который представлен такими авторами, как Р.Г. Абдулатипов, П.П. Баранов, В.Ю. Верещагин, Ю.Г. Волков, J1.M. Дробижева, Ю.Г. Запрудский, В.Н. Карпов, А.А. Контарев, В.И. Мукомель, Э.В. Пономарева, В.А. Тишков, Е.И. Степанов, В.Ю. Шпак, В.В. Черноус, Д.Ю. Шапсугов, Е.И. Филиппова, И.П. Чернобровкин и некоторыми другими. В их работах исследуется комплекс социокультурных и правовых условий интеграции социумов, влияние мировоззренческих факторов на решение проблемы национального самоопределения, вопросы, связанные с национальной и этнокультурной идентичностью народа России.
Для философско-правовой постановки проблемы национального вопроса важное значение имеет научный подход, культивируемый такими авторами, как М.В. Пучкова, Р.В. Сапожников, C.B. Соколовский и некоторыми другими юристами. Данные исследователи внесли большой вклад в изучение социокультурных, политических и правовых аспектов национального самоопределения, в научную разработку проблемы формирования этнона-циональной политики Российской Федерации.
Тем не менее, философско-правовой подход в этих работах не получил достаточного развития. Поэтому проблема национального самоопределения требует специальной философско-правовой интерпретации, что может сыграть важную роль в формировании адекватной системы правового регулирования этнокультурной сферы в России.
Объектом диссертационного исследования выступает самоопределение наций как феномен социальной и культурной жизни.
Предметом диссертационного исследования является идея национального самоопределения, ее формирование и концептуализация в российском праве.
Цель диссертационного исследования заключается в философско-правовом анализе становления концепции национального самоопределения в России.
Цель диссертационного исследования реализуется посредством решения следующих задач:
- определить содержание идеи национального самоопределения в контексте философии права;
- проследить корреляцию философских и правовых подходов к национальному самоопределению и их эволюцию;
- выяснить влияние идеи национального самоопределения на формирование современного международного права;
- проанализировать доминирующие ценностные значения гражданской и этнической идентичности в формировании российского права;
- дать философско-правовую характеристику историческим формам национального самоопределения в российской правовой действительности;
- исследовать становление и развитие либеральной и консервативной парадигм идеи национального самоопределения в России;
- рассмотреть формы влияния идей национального самоопределения на российское правовое поле, регулирующее национальные отношения.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В реализации поставленных задач были использованы современные научные методы, применяемые в философии и праве: системный подход сравнительно-правовой, логико-правовой, социально-правовой, философской и юридической компаративистики и конфликтологии, контент-анализ газет, журналов и другие. Эмпирическая база диссертационного исследования включает в себя: международное и российское законодательства, Государственную концепцию национальной политики, монографические, информационные источники, содержащих сведения о национальных отношениях; всесторонний анализ статистических данных о национальном составе населения
Российской Федерации; изучение научной и публицистической литературы по данному вопросу.
Новизна диссертационного исследования:
- раскрыто понятие национального самоопределения в системе понятий современной философии права.
- выявлены образы и понятия национальной идентичности, культивируемые общественным сознанием и философско-правовым дискурсом современной России;
- классифицированы и критически оценены основные идеи национального самоопределения, существующие в России;
- показана концептуальная и правовая роль либеральной и консервативной идей самоопределения;
- обоснована нормативная роль и значение идеи национального самоопределения в международном законодательстве, имеющем отношение к эт-ничности;
- систематизированы формы влияния идеи национального самоопределения на формирование правового поля, регулирующего национальные отношения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальное самоопределение есть феномен социальной, политической, правовой и культурной жизни, совокупность общественных отношений по поводу реализации личностью своих жизненно важных интересов в сфере сохранения, воспроизводства и развития этнической и национальной идентичности. В числе всей совокупности условий процесса национального самоопределения в правовом государстве именно право является основным фактором его осуществления как наиболее эффективный регулятор общественных отношений. Содержательная сторона права наций на самоопределение является результатом концептуализации оценок, ценностей, значений феномена национальных отношений, культивируемых общественным сознанием, рефлексируемых в качестве идеи национального самоопределения. Имея философско-правовое содержание, данная идея может выступать в качестве правового принципа и способа реализации норм права наций на самоопределение.
2. Социальная самоидентификация личности является важным условием интеграции общества и его стабильности. Это, также, играет роль в стабильном функционировании институтов государства, эффективной защите интересов граждан. Однако общественное сознание и философско-правовой дискурс современной России культивируют разные образы и понятия идентичности, среди которых основными являются гражданская и этническая идентичность. Гражданская идентичность сводится к отождествлению личности с государством, определяемым юридическим статусом принадлежности к нему как гражданина. Этническая идентичность представляет собой отождествление личности с соответствующими культурными, ментальными, языковыми и др. характеристиками, посредством которых она причисляет себя к этносу, нации, народности.
3. Идея национального самоопределения находит свою реализацию в международном праве, что является фактором ее дальнейшего воплощения в законодательствах государств. В международном праве данная идея реализуется в нормах прав и свобод человека, которые являются нормативным условием института национального самоопределения как совокупности правых норм, гарантирующих осуществление самобытности этнической культуры, традиций, ценностей и образа жизни. Поскольку в качестве важного компонента данная идея включает реализацию прав и свобод посредством государственного суверенитета, то ее воплощение в международном законодательстве, имеющем отношение к этничности, исключает нормы реализации национального самоопределения через отделение от государства как носителя суверенитета.
4. Сформированная в результате длительной социокультурной эволюции, политического и правового развития общества идея национального самоопределения имеет императивное значение. Она органически вписывается в общий контекст государственности или идеи государственности как политической и правовой технологии реализации самоопределения. Поскольку
Россия в целом культивирует две таких идеи, которые нашли выражение в наиболее позиционируемых на протяжении двух столетий направлениях общественной мысли - славянофильстве и западничестве, то, очевидно, следует говорить о двух идеологически альтернативных моделях национального самоопределения.
5. Либеральная идея самоопределения основывается на личной свободе индивидуума, реализуемой институтами демократии. Согласно этой доктрине, самоопределение следует рассматривать как самоопределение каждого индивидуума. При этом необходимо создавать такие политические и правовые условия, когда частичная потеря независимости или самоопределения личности компенсировалась бы участием в процессе принятия соответствующих решений на государственном уровне. Поэтому демократия должна рассматриваться в качестве первой цели, которую необходимо достигнуть на пути к самоопределению. Таким образом, чем ниже располагается демократический орган, посредством которого индивидуумы участвуют в процессе принятия решения, тем большую степень самоопределения получает индивидуум.
6. Консервативная идея национального самоопределения основана на коллективной свободе и направлена на формирование тех условий социальной, политической и правовой действительности, которые ведут к воспроизводству факторов коллективной консолидации в виде традиций, ценностей, образа жизни, составляющих основу этнической самоидентификации. Концептуально это выражено в виде руководящей, исторически преемственной идеи, ведущей нацию, а вместе с ней и другие народы, к социальной гармонии. В определенных исторических условиях она может консолидировать многонациональное общество. Но современный международный политический контекст делает ее скорее деструктивной, чем созидательной. Как правило, данную идею национального самоопределения культивируют страны с четко выраженным этническим большинством. Реальная практика редко находит применение данной идее, поскольку глобализация в целом определяет либеральное направление решения национального вопроса, легитимируя либеральную идею самоопределения.
7. В современной России нашла политическую и правовую институ-ционализацию либеральная идея национального самоопределения. Нормы законодательства России, провозглашая право наций на самоопределение, формируя структуру федеративных отношений, наделяя субъекты Федерации большим объемом полномочий, сводят этот процесс к гражданской сфере. Поэтому законодательство, имеющее отношение к этничности, концентрируется на частных вопросах, в числе которых правовые запреты дискриминации, ксенофобии или национального экстремизма, проблемы реализации прав и свобод этнических меньшинств. Правовую основу данной тенденции создает Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г. (в новой редакции 2003 г.), который фактически переводит вопрос национального самоопределения в гражданскую сферу.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке научных положений, раскрывающих влияние идеи национального самоопределения на формирование института права наций на самоопределение. Материалы диссертации могут быть методологической основой научного исследования по проблемам регулирования правоотношений государства, этносов, наций и народностей. Материалы диссертационного исследования и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при разработке комплексных федеральных программ для планомерного обеспечения решения национального вопроса в России, в разработке и проведении новой национальной политики государства в целях совершенствования законодательства, имеющего отношение к этничности. Материалы диссертации могут быть также использованы в учебном процессе при преподавании курсов по философии права, теории государства и права, юридической конфликтологии и этнологии.
Апробация результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертационного исследования отражены в статьях, опубликованных в академических журналах, сборниках материалов конференций, межвузовских сборниках научных трудов докторантов, адъюнктов и соискателей.
Полученные результаты исследования сообщались автором в научных докладах и сообщениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях и совещаниях, проводимых в Ростовском юридическом институте МВД России: «Миграционная политика в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2004), «Миграционные процессы в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, 2005), «Национальная безопасность современной России: основные угрозы» (Ростов-на-Дону, 2005), а также нашли отражение в 3 авторских публикациях, общим объемом 1,8 п.л. Работа обсуждена в СевероКавказском научном центре Высшей школы.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из двух глав, включающих восемь параграфов, введения, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК
Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества2009 год, кандидат политических наук Папян, Валерий Юнисович
Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона)2003 год, доктор политических наук Аствацатурова, Майя Арташесовна
Правовые основы защиты этнонациональных интересов в условиях глобализации2010 год, доктор юридических наук Напсо, Марьяна Бахсетовна
Этнократические аспекты реализации права наций на самоопределение в современной России2004 год, кандидат юридических наук Тащиян, Аршак Андраникович
Теоретические и практические проблемы нацио-государственного строительства в современной России2007 год, доктор политических наук Бойко, Юрий Павлович
Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Ковалева, Екатерина Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования мы хотели бы подчеркнуть, что современные проблемы регулирования национальных отношений в России во многом связаны идеологическим обеспечением этого процесса. Примером этого является национальное самоопределение, которое, как представляется, есть ни что иное, как ось, вокруг которой вращаются все вопросы, имеющие отношение к этничности. Россия имеет богатую историю решения этой проблемы. Нужно отметить, что на протяжении долгих лет она решалась весьма успешно, иначе трудно объяснить столь длительное существование государства с числом национальностей, приближающимся к 200. Однако идеи национального самоопределения, использовавшиеся ранее, не вполне эффективны сегодня, в мире, отмеченном процессами глобализации, в обществе, находящемся в стадии реформирования. Поэтому проведенное исследование, посвященное философско-правовому анализу формирования и концептуализации идеи национального самоопределения в российском праве, представляется своевременным шагом в направлении решения данной проблемы.
Отметим основные выводы, которые мы сделали в ходе решения задач диссертационного исследования. Национальное самоопределение есть феномен социальной, политической, правовой и культурной жизни, совокупность общественных отношений по поводу реализации личностью своих жизненно важных интересов в сфере сохранения, воспроизводства и развития этнической и национальной идентичности. В числе всей совокупности условий процесса национального самоопределения в правовом государстве именно право является основным фактором его осуществления как наиболее эффективный регулятор общественных отношений. Содержательная сторона права наций на самоопределение является результатом концептуализации оценок, ценностей, значений феномена национальных отношений, культивируемых общественным сознанием, рефлексируемых в качестве идеи национального самоопределения. Имея философско-правовое содержание, данная идея может выступать в качестве правового принципа и способа реализации норм права наций на самоопределение.
Важным результатом является положение, согласно которому социальная самоидентификация личности является важным условием интеграции общества и его стабильности. Это, также, играет роль в стабильном функционировании институтов государства, эффективной защите интересов граждан. Однако общественное сознание и философско-правовой дискурс современной России культивируют разные образы и понятия идентичности, среди которых основными являются гражданская и этническая идентичность. Гражданская идентичность сводится к отождествлению личности с государством, определяемым юридическим статусом принадлежности к нему как гражданина. Этническая идентичность представляет собой отождествление личности с соответствующими культурными, ментальными, языковыми и др. характеристиками, посредством которых она причисляет себя к этносу, нации, народности.
Обращаясь к контексту глобализации, в котором решаются современные проблемы в сфере национального самоопределения, следует отметить, что идея национального самоопределения находит свою реализацию в международном праве, что является фактором ее дальнейшего воплощения в законодательствах государств. В международном праве данная идея реализуется в нормах прав и свобод человека, которые являются нормативным условием института национального самоопределения как совокупности правых норм, гарантирующих осуществление самобытности этнической культуры, традиций, ценностей и образа жизни. Поскольку в качестве важного компонента данная идея включает реализацию прав и свобод посредством государственного суверенитета, то ее воплощение в международном законодательстве, имеющем отношение к этничности, исключает нормы реализации национального самоопределения через отделение от государства как носителя суверенитета.
Сформированная в результате длительной социокультурной эволюции, политического и правового развития общества идея национального самоопределения имеет императивное значение. Она органически вписывается в общий контекст государственности или идеи государственности как политической и правовой технологии реализации самоопределения. Поскольку Россия в целом культивирует две таких идеи, которые нашли выражение в наиболее позиционируемых на протяжении двух столетий направлениях общественной мысли, славянофильстве и западничестве, то, очевидно, следует говорить о двух идеологически альтернативных моделях национального самоопределения.
Две доминирующие в России идеи национального самоопределения, либеральная и консервативная, определяют содержательное поле трансформаций в этой сфере. Либеральная идея самоопределения основывается на личной свободе индивидуума, реализуемой институтами демократии. Согласно этой доктрине, самоопределение следует рассматривать как самоопределение каждого индивидуума. При этом необходимо создавать такие политические и правовые условия, когда частичная потеря независимости или самоопределения личности компенсировалась бы участием в процессе принятия соответствующих решений на государственном уровне. Поэтому демократия должна рассматриваться в качестве первой цели, которую необходимо достигнуть на пути к самоопределению. Таким образом, чем ниже располагается демократический орган, посредством которого индивидуумы участвуют в процессе принятия решения, тем большую степень самоопределения получает индивидуум.
Консервативная идея национального самоопределения основана на коллективной свободе и направлена на формирование тех условий социальной, политической и правовой действительности, которые ведут к воспроизводству факторов коллективной консолидации в виде традиций, ценностей, образа жизни, составляющих основу этнической самоидентификации. Концептуально это выражено в виде руководящей, исторически преемственной идеи, ведущей нацию, а вместе с ней и другие народы, к социальной гармонии. В определенных исторических условиях она может консолидировать многонациональное общество. Но современный международный политический контекст делает ее скорее деструктивной, чем созидательной. Как правило, данную идею национального самоопределения культивируют страны с четко выраженным этническим большинством. Реальная практика редко находит применение данной идее, поскольку глобализация в целом определяет либеральное направление решения национального вопроса, легитимируя либеральную идею самоопределения.
В контексте проведенного анализа является очевидным, что в современной России нашла политическую и правовую институционализацию либеральная идея национального самоопределения. Нормы законодательства России, провозглашая право наций на самоопределение, формируя структуру федеративных отношений, наделяя субъекты Федерации большим объемом полномочий, сводят этот процесс к гражданской сфере. Поэтому законодательство, имеющее отношение к этничности, концентрируется либо на частных вопросах, в числе которых правовые запреты дискриминации, ксенофобии или национального экстремизма, проблемы реализации прав и свобод этнических меньшинств. Правовую основу данной тенденции создает Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г. (в новой редакции 2003 г.), который фактически переводит вопрос национального самоопределения в гражданскую сферу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ковалева, Екатерина Владимировна, 2006 год
1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1.
2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI в.: состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.
3. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995.
4. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и российские механизмы. М., 2000.
5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
6. Арутюнян JI. Новые тенденции в миграции Армении // Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 1999.
7. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM., Сусоколов A.A. Этносоциоло-гия. М., 1998.
8. Ахиезер А., Яковенко И. Что же такое общество // ОНС. 1997. № 2.
9. Бадов А. Миграционные процессы на Северном Кавказе и в Северной Осетии // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997.
10. Бакунин М.А. Избранные произведения. М., 1958. С. 121.
11. Бахмин В.И. Вторая всемирная конференция по правам человека // Московский журнал международного права. 1994. № 1.
12. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.
13. Белозеров B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.
14. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. С. 11.
15. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994.
16. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002.
17. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. «По решению Союза ССР.». Нальчик,2003.
18. Бусыгина И.М. О состоянии немецкой нации: территориальный фактор в самосознании немцев // Полис. 1999. № 1.
19. Валлерстайн И. Конец земного мира: Социология XXI века. М., 2003. С. 102.
20. Валлерстайн И. Концепция национального развития, 1917-1989: элегия и реквиум // Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб, 2001.
21. Валлерстайн И. Непреодолимые противоречия либерализма: права человека и права народов в геокультуре современной микросистемы // Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб, 2001.
22. Валуйская A.A., Григорьянц В.Э. Региональное законодательство Ставропольского края в сфере национальных отношений // Право и этнич-ность в субъектах Российской Федерации. М, 2004.
23. Вестник Конституционного суда. 1996. № 4.
24. Вишневский А.Г. Распад СССР: этнические миграции и проблема диаспор // Общественные науки и современность. 2000. № 3.
25. Волкова Н.Г. Основные демографические процессы // Культура и быт Северного Кавказа. М, 1968.
26. Галдиа М, Видра Д. Правовые аспекты межэтнических отношений в Российской Федерации // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М, 2004.
27. Галкин А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. № 5.
28. Герони У. Права человека. Демократия. Светская этика // Права человека в истории человечества и современном мире. М, 1989.
29. Герцен А.И. К старому товарищу // Собрание соч.: В 30-ти т. М, 1954-1966. Т. 20. С. 583.
30. Герцен А.И. Порядок торжествует // Собр. соч.: В 30-ти т. М., 1954-1966. Т. 13. С. 193.
31. Герцен А.И. Старый мир и Россия. Письма к Линтону // Собр. соч.: В 30-ти т. М., 1954-1966. Т. 12. С. 186.
32. Григорьев A.A. Воспоминания. М., 1980. С. 301.
33. Губогло М.Н. О задачах этнополитической антропологии // Этно-политическая мозаика Башкартостана. Очерки. Документы. Хроника: В 3 т. М., 1993. Т. 1.
34. Губогло М.Н. Развитие этнодемографической ситуации в столицах автономных республик в 1959-1989 гг. (по материалам переписи населения СССР) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 1992. № 33.
35. Действующее международное право. М., 1995. Т. 2. С. 95.
36. Деметрадзе М.Р. Проблемы межэтнической дистанции: культурологические аспекты // Москва Кавказ: диалог культур. М., 1994.
37. Демографический ежегодник России. 1997. М., 1997.
38. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996.
39. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов н/Д, 2003.
40. Дзидзоев В., Кадилаев А. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.
41. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994.
42. Дзидзоев В.Д., Гонов A.M. Конституция Российской Федерации и проблемы федерализма. Нальчик, 1995.
43. Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики: Этнополитический очерк. СПб., 1995. С. 43.
44. Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
45. Дробыжева Л.М. Этничность в современном обществе: Этнопо-литика и социальные практики в Российской Федерации // Мир России. 2001. Т. X. № 2.
46. Дьяков В.А. Славянская идея в истории и современности // Свободная мысль. 1992. № 4.
47. Запеклый А., Вовченко О. Ближнее зарубежье: республики бывшего СССР. М., 2001.
48. Зорин В.Ю. Этничность и власть: некоторые аспекты становления новой этнополитики в современной России // Свободная мысль. 2003. № 6.
49. Иванов В.В. Чаадаев наш современник // Литературная газета. 1996. 30 июля.
50. Иванова Т. Иммиграция в Россию из-за пределов бывшего СССР. М., 1997.
51. Игнатенко А. Экстремизм исламский или вахабистский? // Угроза ислама или угроза исламу? М., 2001.
52. Избеков Н. Очерк демографического развития России в XX веке // Обозреватель. 2001. № 5-6.
53. Ионцев В.А. Экономические и демографические аспекты «внешней» миграции населения в России // Эмиграция и репатриация в России. М., 2001.
54. Кабузан В. Русские в мире. СПб., 1996.
55. Кабышев В.Т. Принцип равноправия избирателей и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное развитие России. Вып. 3. Саратов, 2000.
56. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт Древней Руси // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. С. 66.
57. Карамзин Н.М. Предание веков. М., 1989. С. 136.
58. Кара-Мурза Г.С. Советская цивилизация. М., 2001.
59. Карташкин В.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений XXI века: Материалы международного симпозиума // Государство и право. 1998. № 7.
60. Каспэ С. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001.
61. Каспэ С.И. Демократические шансы и этнополитические риски в современной России // Полис. 1999. № 2.
62. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2000.
63. Кауфман A.A. Переселение и колонизация. СПб., 1905.
64. Кашежева Г.М. Некоторые вопросы переселенческого движения в Терскую область в пореформенный период // Из истории феодальной Ка-барды и Балкарии. Нальчик, 1980.
65. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии: Избранные статьи. М., 1984.
66. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1959-1960. Т. 5.
67. Кожаров А.Г. Этнотерриториальный аспект становления Кабардино-Балкарской автономии // Res Publica. 2000. Вып. 1.
68. Козлов П. Еврейские объединения России на современном этапе. М., 2000.
69. Колонизация // Краткий словарь иностранных слов. М., 1952.
70. Комкова Г.Н. Реализация принципа равноправия в национальной политике Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. №3.
71. Контарев A.A. Идеи российской государственности. Ростов н/Д,2000.
72. Кореняка В. Дагестанцы в Ставрополье // Научная мысль Кавказа. 1998. №4.
73. Коркмазов А. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.
74. Костин А.И. Глобальные проблемы и политическое самосознание населения России // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.
75. Кострыкина Н. Миграция: откуда и куда? // Военный вестник. 2003. №2.
76. Кригер В. В начале пути. Ч. 3: Демографические и миграционные процессы среди немецкого населения СССР (СНГ) // Восточный экспресс. 1997. №8.
77. Кряжков В.А. Участие коренных народов в политическом воле-образовании (государственно-правовые вопросы) // Государство и право. 2000. № 1.
78. Кузнецов М.Н. Дискриминация // Национальная газета. 2001. № 4-5.
79. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.
80. Курман М.Н. Актуальные вопросы демографии. М., 1976.
81. Лазарев Л.В. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2000. Т. 2.
82. Кутковец Т., Клямкин И. Что ждет Россия от Путина (www.nns.ru/Elect-99/analitcomments/kom494.html).
83. Лапин Н.М. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социс. 2000. № 7.
84. Лапкин В.В. Универсальная цивилизация: болезнь роста и ее симптомы // Политая. 1999. № 3.
85. Лебедева М. Формирование новой политической системы мира и место в ней России // Мегатренды мирового развития. М., 2001. С. 167.
86. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место в ней России // Мегатренды мирового развития. М., 2001. С. 162.
87. Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. «Переходный возраст» современного мира // Международная жизнь. 1999. № 10.
88. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
89. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.,1993.
90. Лейбхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. М., 1997.
91. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 27.
92. Леонтьев К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции // Наш современник. 1990. № 7.
93. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.
94. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.,2000.
95. Лэндснесс К., Ньюланд К. Цели и методы иммиграционной политики США // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002.
96. Магидов Ш.Р. Осуществление ленинской национальной политики на Северном Кавказе. Махачкала, 1979.
97. Макаренко В.В. Неравномерность развития создает империю, изживание неравномерности ведет империю к кризису // Закат империй: Семинар // Восток. 1991. № 4.
98. Масонство. М., 1991. Т. 2.
99. Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1993.
100. Миграция // Демографический энциклопедический словарь. М.,1985.
101. Миграция // Российская социологическая энциклопедия. М.,1999.
102. Миграция и новые диаспоры в постсоветских государствах. М.,1998.
103. Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. М., 1996.
104. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
105. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. № 1.
106. Молчанов М.А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» //Полис. 2000. № 1.
107. Мукомель В.И. Политика по отношению к этническим меньшинствам в субъектах Северного Кавказа и других регионах России: позитивные практики // Право и этничность в субъектах Российской Федерации. М., 2004.
108. Набока В. Обсуждаем «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации» // Миграция в России. 2000. № 2.
109. Население России за 100 лет (1897-1997): Статистический сборник Государственного комитета по статистике. М., 1998.
110. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1997.
111. Неклеса А.И. Конец эпохи большого модерна. М., 1999.
112. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Парадигма русской философии истории // Свободная мысль. 1995. № 5.
113. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.,1997.
114. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
115. Нухаев Х.-А. Ведено или Вашингтон. М., 2001.
116. Обеспечение национальной безопасности России: проблемы, пути решения. Ч. 1-2. Ростов н/Д, 2003.
117. Обзор положения афганских детей-сирот на территории Российской Федерации. М., 2000.
118. Огарев Н.П. С утра до ночи // Избранные социально-политические произведения. В 2-х т. М., 1952-1956. Т. 2.
119. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
120. Олейников Д.И. Классическое русское западничество. М., 1996.
121. Осипов А.Г., Черепова О.И. Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. Положение мес-хетинских турок. Иркутск, 1996.
122. Павлова JLB. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5.
123. Памятка о правовом положении лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации. Ростов н/Д, 2003.
124. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2002.
125. Пастухов В.Б. Национальные и государственные интересы России: игра слов или игра слова? // Полис. 2000. № 1.
126. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи. 1897. Краткие общие сведения по империи. Распределение населения по главнейшим сословиям, вероисповеданиям, родному языку и по некоторым занятиям. СПб., 1905.
127. Петров В. Геополитика и безопасность России: цивилизационный аспект // Обозреватель. 2000. № 2.
128. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.
129. Положение беженцев в мире. М., 2000.
130. Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона: Материалы международной конференции. Ставрополь, 14-17 сентября 1998 г. Ставрополь, 1999.
131. Пуляев В.Т. Этносы и национальные интересы народов России // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1.
132. Пути мира на Северном Кавказе. М., 1999.
133. Радищев Н.П. Путешествие из Петербурга в Москву // Избранные философские сочинения. М., 1949.
134. Радовель М.Р. Проблема оптимизации межэтнических отношений в условиях многосоставного общества (южно-российский контекст) // Философия права. 2003. № 1.
135. Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские. Махачкала, 2001.
136. Росенко М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе: философско-методологический анализ. СПб., 1996.
137. Российский статистический ежегодник. М., 1997.
138. Роттердамская хартия: охрана правопорядка силами полиции в полиэтническом обществе. Ростов н/Д, 2003.
139. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социс. 1998. № 6.
140. Рыбаковский Л.Л. Стадии миграционного процесса // Миграция населения. М., 2001.
141. Рывкина Р.В. Постсоветское государство как генератор конфликтов // Социологические исследования. 1999. № 5.
142. Савицкий П.Н. Миграция культуры // Исход к Востоку. София,1921.
143. Санин А.Т. Глобализм: суть, угрозы, альтернативы. Ростов н/Д,2003.
144. Сафонов В.Н. Социальное законодательство в США (историко-правовые аспекты) // Государство и право. 1999. № 1.
145. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. 1998. № 9.
146. Седов Л. Политическая ситуация в России в феврале 2000 г. (www.polit.ru/documents).
147. Семенченко Н. Израильская политика иммиграции и абсорбции //
148. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002.
149. Семитко А.П. Российская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
150. Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс. M., 1999.
151. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.
152. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.
153. Смирнова З.Н. Проблемы разума в философской концепции Чаадаева // Вопросы философии. 1998. №11.
154. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 48. Ст. 5969.
155. Соколовский C.B. Перспективы развития этнонациональной политики в Российской Федерации. М., 2004.
156. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.,1998.
157. Соловьев B.C. Русская идея. Сочинения. М., 1989. Т. 2.
158. Соловьев B.C. Русский национальный идеал. Соч. M., 1989. Т. 2.
159. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. M., 1989. Т. 1.
160. Солодов A.B. О некоторых аспектах права на национально-культурную автономию // Политика и общество. 2005. № 1.
161. Сталин И. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И. Национальный вопрос. Л., 1996.
162. Статистика миграции населения. М., 1978.
163. Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993.
164. Страус А.Л. Униполярность (концентрическая структура нового миропорядка и позиция России) // Полис. 1997. № 2.
165. Сувчинский П.П. К преодолению революции // Наш современник. 1992. № 2.
166. Сулемов В.А. Кадровое обеспечение национальной безопасности России: постановка проблемы, ее содержание // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке: Материалы научно-практической конференции 15-16 февраля 2001 г. М., 2001.
167. Сумеркин Н. «Горячие точки» России. М., 1999.
168. Сусоколов A.A. Роль миграции в истории русского этноса. М.,1998.
169. Сусоколов A.A. Русский этнос в двадцатом веке: этапы кризиса экстенсивной культуры // Мир России. 1994. № 2.
170. Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии: обзор за 2001-2002 годы. М., 2002.
171. Тихомиров В.Б. «Глобальное содружество»: разумное единство противоположностей в мировой системе государств // Политические исследования. 1997. № 2.
172. Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8.
173. Тишков В. Этничность и право в современной России // Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М., 2004.
174. Тишков В.А. Забыть о нации // Полис. 2001. № 1.
175. Ткаченко A.A., Корюхина A.B. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Этнологическое обозрение. 1995. № 3.
176. Топилин A.B. Взаимодействие этнодемографических процессов и их последствий: Автореф. дис. . докт. экон. наук. М., 1993.
177. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.
178. Турция между Европой и Азией. М., 2001.
179. Управление социальными процессами: теория и практика. Ростов н/Д, 1997.
180. Федотов Г.П. Россия и свобода // Знамя. 1989. № 12.
181. Фляйнер Т. Правовые механизмы и процедуры для предотвращения и решения национальных конфликтов из опыта швейцарской конституции // Казанский федералист. 2003. № 3(7).
182. Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. М., 2002.
183. Хабсбаум Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе // Нации и национализм. М., 2002.
184. Хазанов А.И. Этнические меньшинства и национализм // Российский бюллетень по правам человека. 1996. Вып. 8.
185. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Социально-философский анализ. Ростов н/Д, 2001.
186. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
187. Хмара Н. Межнациональные отношения и безопасность России // Россия и мусульманский мир. 1998. № 4.
188. Хомяков A.C. Политические письма 1848 года // Вопросы философии. 1991. №3.
189. Хоперская JI.J1. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1997.
190. Цуциев A.A. Русские и кавказцы: очерк привычных восприятий. 4 2// Научная жизнь Кавказа. 2001. № 3.
191. Цыганков П.А. Глобальные политические тенденции и социология международных отношений // Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.
192. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.
193. Черноус В.В. Опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе // Стратегия национальной политики на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1995.
194. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М., 1948-1950.1. Т. 9.
195. Чеснов Я. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
196. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1901.
197. Чичерин Б.Н. О народном правительстве. М., 1866.
198. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.
199. Шаклеина Т.А. Концепция «нового атлантического сообщества» и безопасность России // США. 1997. № 2.
200. Шалаев В. Этносы как открытые и закрытые системы // Этнопо-литический вестник. 1995. № 2.
201. Шевцов Л. Режим Бориса Ельцина. М., 1999.
202. Шкаратан О., Тихонова Н., Пахомова Е. Человеческий потенциал России // Общественные науки и современность. 1995. № 4.
203. Щукин В.Г. На заре русского западничества // Вопросы философии. 1994. № 7-8.
204. Эбзеев Б., Карапетян Л. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
205. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.
206. Экономические интересы России на Дальнем Востоке. М., 1918. Вып. 1.
207. Энтин М.Н. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений XXI века: Материалы международного симпозиума // Государство и право. 1998. № 7.
208. Энциклопедический словарь. М., 1997.
209. Эрн В.Ф. От Канта к Крупу: Сочинения. М., 1991.
210. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.
211. Юдина Т.Н. О социологическом анализе миграционных процессов // Социологические иследования. 2002. № 10.
212. Ямзин И.Л., Вощинин В.П. Учение о колонизации и переселениях. М.-Л., 1926.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.