Концепция коммуникативной рациональности в трудах Ю. Хабермаса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Твардовский, Дмитрий Вячеславович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат философских наук Твардовский, Дмитрий Вячеславович
Введение.
Глава I. ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.
2. СИСТЕМНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ.
2.1 Социально-философское понимание рациональности у М.Вебера.
2.2 Теория речевых актов.
Глава II. НОВАЯ ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА У Ю.ХАБЕРМАСА.
1. ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ.
2. КОММУНИКАТИВНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОГРАММЫ Ю.ХАБЕРМАСА.
3. СМЕНА УСТАНОВКИ ФИЛОСОФИИ ЗНАНИЯ.
4. ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Коммуникативная рациональность в военной политике современного Казахстана: социально-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Молдабаев, Андрей Газизович
Проблема коммуникативной рациональности в западной философии второй половины 20-го - начала 21-го века2009 год, кандидат философских наук Лозина, Джульетта Владимировна
Тенденции и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля2002 год, доктор философских наук Назарчук, Александр Викторович
Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса2002 год, кандидат философских наук Кусраев, Бондо Нугзарович
Коммуникативный подход и историческая концепция Юргена Хабермаса2011 год, кандидат исторических наук Берберих, Марина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция коммуникативной рациональности в трудах Ю. Хабермаса»
Актуальность исследования.
Современное состояние общества, его политических и социальных институтов, групп влияния и интересов отдельных граждан побуждает философов вновь и вновь обращаться к осмыслению характера общественных процессов. В современном обществе, подчиняющемся общепланетарным процессам глобализации, угроза потери жизненных ориентиров для человека нарастает катастрофическими темпами. Задача современной философии заключается в том, чтобы выявить закономерности и социальные зависимости, определяющие общественные процессы. Теория коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса является одним из таких ведущих методологических оснований современного социального знания.
Нет сомнения в том, что обсуждение проблемы рациональности, ее роли и значения в системе сознания и человеческой жизнедеятельности, отношения к иным формам освоения действительности является в настоящее время одной из наиболее актуальных тем в научной литературе, связанной с изучением сознания и общества. Это относится и к отечественной, и к зарубежной литературе.1 Дискуссии о значимости и возможностях интеллектуально-рационального отношения к миру в человеческой жизни начались с тех пор, как интеллект, рациональное мышление выступили самостоятельным фактором культуры. Для исследования проблемы рациональности в ее современной форме, связанной с особенностями развития научно-технической цивилизации и порождаемым ею стилем сознания, необходимо анализировать эти дискуссии и извлекать из них определенные уроки.
Проблема рациональности носит междисциплинарный характер.
1 Автономова Н С. Рассудок, разум, рациональность. М, 1988
Признание ее философско-мировоззренческой сущности задает необходимую перспективу ее постановки, осмысления и исследования. В настоящей работе предпринята попытка, проследив эволюцию понятия «рациональность», начиная с античности, подойти к осмыслению этого понятия в его наиболее современных интерпретациях, таких как теория коммуникации Ю.Хабермаса.
В истории философии проблема разума неизменно возникала в контексте развития научного познания. В настоящее время данная проблема приобрела новую методологическую остроту, связанную с решением социальных проблем в изменившихся исторических условиях. Критическая теория общества, методологические принципы которой сформулированы философами Франкфуртской школы, к которым принадлежит и Хабермас, вобрала и обозначила суть этих изменений. Смена методологической установки и переход от философии разума к философии сознания, а затем к философии, опосредованной языком, составила основное направление в социально-философской жизни. Теория коммуникативной рациональности, разработанная Ю.Хабермасом во второй половине XX в., вобрала в себя тенденции этих изменений и ознаменовала появление новых практик и методологических принципов.
Предметом данной работы является выявление основных характеристик и принципов теории коммуникативной рациональности, развитой теоретиками критической философии и нашедшей завершение в теории коммуникации Ю.Хабермаса.
Степень научной разработанности проблемы.
Имя Хабермаса не только хорошо известно в России, но и пользуется особым, повышенным интересом, ведь речь идет об одном из признанных лидеров современной философской мысли. Тем не менее, для русскоязычных читателей философское наследие Ю.Хабермаса во многом остается ограниченным теми немногими работами, которые переведены на русский язык.1 И хотя теория коммуникативной рациональности вызывает широкий резонанс в мировой философской общественности, среди русских переводов не найти ни ранних работ Хабермаса, ни ключевых работ по теории коммуникации, включая фундаментальный труд «Теория коммуникативного л действия», вобравший в себя идеи, кристаллизовавшиеся многие годы.
Не велик и перечень русскоязычных теоретических работ, в которых рассматривается концепция Хабермаса. Среди специальных исследований идей Ю.Хабермаса необходимо отметить монографию В.Н.Фурса и книгу И.П.Фарман4. В этих работах нашли освещение основные проблемы, поставленные философом, и дано концентрированное изложение философских взглядов Хабермаса. Начала теории коммуникативного действия и теории рациональности даны в общем изложении, без углубления в специализированную проблематику предмета.
Социально-этическая концепция Ю.Хабермаса изложена в монографии, диссертационных работах и статьях А.В.Назарчука5. В них упор сделан на прагматическую концепцию языка, лежащую в основании всех философских построений Хабермаса, и объединяющую его с направлением теоретико
1 Хабермас Ю Политические работы М., 2005, Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки 1990 №1, Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии 1989. №2; Хабермас Ю Демократия, разум, нравственность М,1995, Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии 1992. №4, Хабермас Ю О субъекте истории Краткие замечания по поводу ложных перспектив// Философия истории М, 1995; Хабермас Ю Моральное сознание и коммуникативное действие СПб, 2000, Хабермас Ю Будущее человеческой природы М , 2002.
2 Habermas J The theory of communicative action Vol. 1. Reason and the rationalization of society. Cambridge, 2004; Habermas J. The theory of Communicative Action Vol 2 Lifeworld and system Boston, 1989
3ФурсВН Философия незавершенного модерна Ю Хабермаса Минск, 2001.
4ФарманИП Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса М , 1999.
5 Назарчук А В. Этика глобализирующегося общества М , 2002. Назарчук А В Этико-социальные доктрины К-ОАпеля и Ю Хабермаса (анализ методологических оснований). Дисс. кан. филос наук М, 1996 Назарчук А В. От классической критической теории к теории коммуникативного действия (смена парадигмы в социальной теории) // Вестник МГУ. Сер 7, «Философия», 1993 №4; Назарчук А.В. Язык в трансцендентальной прагматике К-О Апеля//Вопросы философии 1997. №1; Назарчук А В Философские доктрины Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля (попытка сопоставления в контексте лингвистического поворота в современной немецкой философии) // Русский филологический вестник, 1998, №5; Назарчук А В. Индивид, государство и общество в немецкой и англо-американской социально-философской традиции (попытка методологическою анализа) // Человек-Философия-Гуманизм. Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса в 7 т. Т 4. Социальная философия и философия политики СПб, 1997. прагматической школы, основанной его предшественником К.-О. Апелем.
Социально-политической философии Хабермаса посвящена книга Н.Бусовой1. Концепция Хабермаса становилась предметом исследования и в ряде более ранних статей и книг советского периода, посвященных критической философии Франкфуртской школы.
Гораздо более глубоко и широко творчество Ю. Хабермаса охвачено в зарубежной философской литературе. Исследованию различных аспектов теоретических взглядов Хабермаса посвящено немало монографий на различных языках. Впрочем, большинство из работ о Хабермасе являются частью актуальной философской дискуссии и не столь многие ограничиваются задачей реконструкции взглядов Хабермаса по одной, хотя и ключевой проблеме.
Цель исследования заключается в анализе теоретической состоятельности теории коммуникативного действия, а также выявлении эвристических возможностей данной теории применительно к современному обществу.
1 Бусова H А , Модернизация, рациональность и право Харьков, 2004.
2 Давыдов ЮН. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы 1977, Гайденко П П Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии 1991 №6, Гайда А, Вершинин С, Шульц В Коммуникация и эмансипация критика методологических основ социальной концепции Ю Хабермаса. Свердловск, 1988
3 Klepin M. Habermas im Lichte des Pragmatismus - MUnster : Verl -Haus Monsenstein und Vannerdat, 2005, Rahm С Recht und Demokratie bei JUrgen Habermas und Ronald Dworkin - Frankfurt am Main Lang, 2005, Amherst K. Habermas, Nietzsche and critical theory. - NY. : Humanity Books, 2004, Shih Chung-shan, Gerechtigkeit bei Rawls und Habermas- Berlin : wvb, Wiss -Verl, 2004; lgwe Ukoro, Communicative rationality and deliberative democracy of JUrgen Habermas Theophilus - MUnster : Lit, 2004, Wiggershaus R Jtirgen Habermas - Reinbek bei Hamburg : Rowohlt-Taschenbuch-Verl, 2004, Tomberg F. Habermas und der Marasmus - WUrzburg : KCnigshausen und Neumann, 2003, Jdger W. Jtirgen Habermas - Wiesbaden : Westdt. Verl, 2003; Matustik M JUrgen Habermas. - Lanham : Rowman and Littlefield, 2001; Myerson G. Heidegger, Habermas and the mobile phone - Duxford, Cambridge : Icon Books, 2001, Cusset Y. Habermas. - Pans : Michalon, 2001; Paetzel U. Kunst und Kultunndustne bei Adorno und Habermas - Wiesbaden : Dt Univ.-Verl, 2001; Horster D JUrgen Habermas zur Einfilhrung - Hamburg : Junius, 2001; JUrgen Habermas and Marx / Rockwell, Russell L. - Ann Arbor, MI : UMI, 1999, Habermas. a critical reader. Oxford, UK . Blackwell, 1999, Restorff M Die politische Theorie von JUrgen Habermas. - Marburg : Tectum-Verl, 1997; Keulartz J., Die verkehrte Welt des JUrgen Habermas - Hamburg : Junius, 1995; Outhwaite W. Habermas - Cambridge, UK : Polity Press, 1994, Dietz S Lebenswelt und System. - WQrzburg : KOnigshausen und Neumann, 1993; Behabib S. Selbst im Konstext Kommunikative Ethik im Spannungsfeld von Feminismus, Kommunitarismus und Postmoderne Frankfuert M, 1995, Reese-Schaefer W. Juergen Habermas Frankfuert M, 1994; The Habermas Reader. Edited by William Outhwaite Polity Press, 1996.
Цель исследования конкретизируется в постановке следующих задач:
• проследить развитие философского осмысления проблем рациональности в истории мысли;
• на основе анализа воззрений идейных предшественников Ю.Хабермаса выявить методологические основания предложенной им концепции коммуникации и их развитие в теории коммуникативной рациональности;
• опираясь на понятия «понимающей социологии» и «социального действия» М.Вебера, реконструировать логику становления теории рациональной коммуникации;
• сформулировать основные положения теории коммуникативной рациональности и исследовать их на предмет теоретической состоятельности;
• проанализировать внутреннюю связь положений теории коммуникативной рациональности с иными частями философской концепции Ю.Хабермаса.
На основе полученных результатов будет предпринята попытка имплементации теории коммуникативной рациональности в контекст современной научной дискуссии о развитии общества модерна.
Научная новизна результатов исследования основана на том, что работы Ю. Хабермаса и других приверженцев философской теории коммуникации остаются недостаточно известными и исследованными в России. Более того, прошел слишком незначительный исторический промежуток для рефлексии философских и методологических оснований этой теории и в западной науке. В своем творчестве Ю. Хабермас выдвинул целый ряд интересных философских гипотез, которые требует апробации и всесторонней рефлексии. В настоящей диссертации предпринята попытка подвести итоги этой рефлексии и интегрировать основные тезисы философии Хабермаса в виде самостоятельной теории коммуникативной рациональности. В каком-то смысле такая постановка нова для философии Хабермаса, поскольку в его работах речь идет только о «теории коммуникативного действия». Формулировка положений теории коммуникативной рациональности требует широких историко-философских и теоретических обобщений, интегрирующих взгляды Хабермаса в контекст всей современной философской дискуссии о проблеме рациональности.
Таким образом, инновационные результаты диссертационной работы заключаются в следующем:
• обоснована философская адекватность и ценность понятия «коммуникативной рациональности» применительно к структурным компонентам общества;
• выявлены те части и аспекты философии языка, которые определяют основания коммуникативной рациональности и задают основные условия теории коммуникативной рациональности;
• показаны пути и способы интеграции основных положений теории коммуникативной рациональности в общую теорию социального действия;
• выявлена связь коммуникации и социального порядка. При этом изучены социально-философские следствия и импликации теории коммуникативной рациональности для развития современного общества. Новым в диссертации является историко-философская реконструкция проблемы рациональности с точки зрения предпосылок понятия коммуникативной рациональности, а также анализ философской эволюции понятия коммуникации и других проблем, поставленных в контексте философских результатов Ю. Хабермаса.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертации составили идеи трансцендентальной прагматики. Базовым элементом этой методики является формулирование прагматических универсалий, которые легли в основу теории коммуникативного действия.
При анализе понятия рациональности большое внимание уделено всестороннему исследованию различных подходов к его осмыслению. При этом особая значимость придавалась философской реконструкции оснований теории рациональности и ее связи с понятием коммуникации. Важную роль играли методы компаративистского историко-философского анализа позиций и взглядов смежных философских направлений и философских предшественников теории коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
Реконструктивное исследование модели коммуникативной рациональности также позволяет выявить различие в позициях самых значимых представителей философии Франкфуртской школы К.-О.Апеля и Ю.Хабермаса, наметившееся в подходах к анализу оснований теории.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема постметафизического стиля мышления в западной философии второй половины 20-го - начала 21-го века2010 год, кандидат философских наук Ефремов, Фёдор Александрович
Трансцендентально-герменевтическая концепция языка: подход К.-О. Апеля2010 год, кандидат философских наук Ситникова, Елена Игоревна
Коммуникативный дискурс справедливости2009 год, кандидат философских наук Слоян, Геворг Гагикович
Аргументативный разум и основания действия2001 год, кандидат философских наук Сидоров, Алексей Михайлович
Проблема социально-критической функции философии в учении франкфуртской школы2006 год, кандидат философских наук Перин, Руслан Владимирович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Твардовский, Дмитрий Вячеславович
Заключение
В середине XIX в. отцы-основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер в своих капитальных трудах как-то потеряли из виду социальную коммуникацию, хотя, казалось бы, достаточно очевидно, что без коммуникационных взаимосвязей между людьми никакое общество существовать не может. Психология, появившаяся в конце XIX в., интересовалась больше интроспекцией, «духом народа», реакциями организма на предъявляемые стимулы (бихевиоризм), чем обменом смыслами между людьми. В европейских странах книжная культура была в расцвете; стремительно развивалось газетно-журнальное и библиотечно-библиографическое дело, появились телеграф и телефон, в конце века - кино и радио, и - странное дело - проницательные ученые-обществоведы игнорировали эти коммуникационные явления, не замечали их возрастающей социальной роли.
Тем не менее, в XX веке понятие коммуникации мощно и уверенно вошло и утвердилось в науке. Представительство школ и направлений в теории коммуникации сегодня весьма широко: кроме теории систем, это социальный конструктивизм, символический интеракционизм, диалогизм, социолингвистика, этнография коммуникации, дискурсивная этика, прагматика, коммуникативная социология, теория социального взаимодействия - и это далеко не полный перечень подходов. В поле научного обозрения социологов, занимающихся коммуникацией, попали такие блоки социально значимых проблем, как информационные процессы в обществе, их закономерности, специфика, средства и формы передачи, а также хранения социальной информации, социальная семиотика и семантика, управление социальной организацией и субъективным поведением, коммуникативные технологии и др.
Все эти новые направления и подходы в науке нуждались в основательном и продуманном философском фундаменте, который не могла предоставить традиционная философия. Заслуга плеяды немецких философов второй половины XX века - Н.Лумана, К.-О.Апеля, Ю.Хабермаса - заключалась в том, что они смогли водрузить понятие коммуникации на самое острие современной философской мысли, поставить его в основу самых современных и амбициозных философских проектов наших дней. Благодаря им прикладные теории коммуникации могут ссылаться на коммуникативно истолкованное базовое понятие философии - разум.
Хабермас, как самый младший, но одновременно и самый авторитетный теоретик коммуникативной рациональности сумел синтезировать как идеи Апеля о нормативно-прагматических основах речевой коммуникации и коммуникативного сообщества, так и положение Н.Лумана о том, что общество является коммуникативной системой. Хабермас также трансформировал теорию действия Вебера, исходя из того, что фундаментальной характеристикой социального действия является не целерациональность, а его направленность на взаимопонимание. В центре внимания оказывается коммуникативная рациональность, которая принципиально отличается от стратегической, целерациональной рациональности. Коммуникативная рациональность никогда не рассматривает партнера по коммуникации как средство, а опирается на этические нормы. Не принимая трансцендентализма Апеля, Хабермас трактует идеальные нормы коммуникации как универсальные и общезначимые, составляющие телеологический фундамент коммуникативных практик локальных жизненных миров. Хабермас сформулировал в окончательном виде универсально-прагматические требования к речевому высказыванию/коммуникативному действию, без которых невозможен процесс коммуникации: это требования понятности, истинности, правдивости и нормативной правильности высказываний. Хабермасу в теории коммуникативного действия удалось органичным образом интегрировать теорию социального действия, системную теорию, дискурсивную этику и социальную критику.
Теория коммуникативного действия является теорией, сумевшей обратить внимание на существеннейшие явления и тренды сегодняшнего дня. Концепция коммуникативного действия и рациональности, также как и теория рационализации и социальной эволюции предлагают теоретические средства для анализа ситуации и тенденций современности. Это объясняет ее необыкновенную популярность не только в научных, но и в политических и культурных кругах. Теория коммуникативного действия включает как теоретические выводы, так и практические рекомендации по отражению неоконсервативной апологетики, которая отдает приоритет обремененным традициями локальным культурам.
Возможности Хабермаса связать вместе теоретические и практические установки, его способность выработать комплекс философских утверждений, не утратив при этом зоркости социолога и политолога, все это вместе -уникальный вклад в социальную науку сегодняшнего дня,
Какими бы слабостями и недостатками не страдала концепция коммуникативной рациональности Хабермаса, она является существенным вкладом в современную социальную теорию. Концепция коммуникативной рациональности не только осуществляет критический анализ основных перспектив философии и социологии XX века, но и представляет последовательный синтез многих идей, возникавших в горниле философской мысли на протяжении тридцати лет. В своем скрупулезном анализе самых разных точек зрения, он - защитник старых теорий и новых идей. Концепция коммуникативной рациональности - это яркое свидетельство целостности автора, который последовательно и отважно защищает такие ценности, как разум, открытость и свободу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Твардовский, Дмитрий Вячеславович, 2006 год
1. Абеляр Петр. История моих бедствий. М., 1959.
2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросыфилософии. 1989. №3.
3. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа вгуманитарных науках. М., 1977.
4. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988
5. Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.
6. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001.
7. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка //
8. Вопросы философии. 1997. №1.
9. Апель К.-О. Проблема феноменологической очевидности в свететрансцендентальной семиотики // Хрестоматия по истории философии. В 2-х ч. 4.2 М., 1997.
10. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983.
11. Ю.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
12. П.Башляр Гастон. О природе рационализма // Материалы Заседания Французского философского общества 25 марта 1950.
13. Беккер Б., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
14. Блумер Г. Коллективное поведение / Американская социологическая мысль. М., 1996.
15. Н.Бруно Д. Диалоги. М., 1949.15.Бубер М.ЯиТы. М., 1993.
16. Бусова Н.А. Модернизация, рациональность и право. Харьков, 2004.
17. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1972.
18. Бюллер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000.
19. Введение в социальную философию: Учеб. Пособие / К.Х. Момджян. М., 1997.
20. Вебер М., Избранные произведения. М., 1990.
21. Винер Н. Кибернернетика и общество. М., 1958
22. Витгенштейн JI. Философские работы. 4.1. М., 1994
23. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М., 1958.
24. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1998.
25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1986.
26. Гайда А., Вершинин С., Шульц В. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю.Хабермаса. Свердловск, 1988.
27. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.
28. Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой, СПб., 2000.
29. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.
30. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века. // Вопросы философии. 1991. №6.
31. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
32. Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма. М., 2003.
33. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
34. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-начала XX вв. М., 1995.
35. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
36. Грязнов А.Ф. Развитие взглядов JI. Витгенштейна на проблему концептуальных отношений // Соврем, аналитическая философия. Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1991. Вып. 3.
37. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
38. Гуссерль Э. Феноменология. //Логос. 1991. №1.
39. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994.
40. Гусейнов А.А. Язык и совесть. //Философские науки. 1990. N4.
41. Давыдов Ю.Н. М.Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопросы социологии, выпуск 6,1996.
42. Давыдов Ю.Н. Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978.
43. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений
44. Франкфуртской школы. М 1975.
45. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.
46. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989.
47. Ермоленко А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека. К., 1994.47.3иммель Г. Как возможно общество / Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996. Т.2.
48. Ионин Л.Г. Георг Зиммель. Социолог. М., 1981.
49. Ионин Л.Г. Понимающая социология: историко-критический анализ. М, 1978.
50. История социологии / Под общ. ред. А.Н.Елсукова. Минск, 1997.
51. История социологии в Западной Европе и США / Под ред. Г.В.Осипова. М., 2001.
52. История теоретической социологии / под ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1995. Т.1; М.-СПб., 1997-2000. Тт. 1-4.
53. История буржуазной социологии XIX- начала XX в. / под ред. Л.Г.Ионина и Г.В.Осипова. М., 1979.
54. История буржуазной социологии первой половины XX в. / Отв. ред. И.С.Кон. М., 1979.
55. Исторические типы рациональности: В 2т. М., 1995.
56. Кабанис П.Ж.Ж. Отношения между физическою и нравственною природою человека. СПб., 1865-66. тт. 1-2.
57. Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Собр. соч. М., 1994. Т.З.
58. Капитонов Э.А. Социология XX в. История и технологии. Ростов-на-Дону, 1996.
59. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.
60. Карнап Р. Философские основания физики: введение в философию науки. М., 1971
61. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1996.
62. Кимелев Ю.А. Полякова H.J1. Концепция общества Юргена Хабермаса / Современные социологические теории. М., 1996.
63. Кимелев Ю.А., Полякова H.JI. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна. М., 1996.
64. Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. СПб., 1997.
65. Кон И.С. Позитивизм в социологии. JI., 1964.
66. Кравченко А.И. Социология М. Вебера. М., 1997
67. Кржевов B.C. Методологические принципы изучения социальной структуры в исторически разнотипных обществах. М., 1992.
68. Кржевов B.C. Власть и собственность в докапиталистических обществах // Вестник МГУ, серия 7. Философия. 1990. № 1.
69. Кржевов B.C. Методологические принципы изучения социальной структуры в исторически разнотипных обществах: Дисс. кан. филос. Наук. М., 1992.
70. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе М., 1993.
71. Кузанский Н. Сочинения. М.,1979. Т. 1.
72. Кузанский Н. Об ученом незнании. М., 2004.
73. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М., 1989.
74. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.
75. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX начала XX в. М., 1993.
76. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
77. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. М., 2000.
78. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
79. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме / Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1960.
80. БО.Лотман Ю.М. Миф имя - культура / Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллин, 1992.
81. Луман Н. Тавтологическая или парадоксальная социологиясовременного общества/Социологос. 1991.
82. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.
83. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Социологос. М., 1991.
84. Маркс К. Критика политической экономии. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 13.
85. Маркс К. Капитал. / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.23.
86. Маркс К. Социология. М., 2000.
87. Маркс К., Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., Т. 46, чч 1, 2.
88. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд.
89. Миронов В.В. Отнологическая сущность этики. // Вестник МГУ. Сер.7. «Философия». 2000 (1).
90. Молешотт Я., Физиологические эскизы Издательство: Издание В. Грачева и А. Черенина, 1863
91. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное в средневековой теории познания / Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.
92. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М., 2002.
93. Назарчук А.В. Философские доктрины Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля (попытка сопоставления в контексте лингвистического поворота в современной немецкой философии) // Русский филологический вестник, 1998, №5;
94. Назарчук А.В. Бизнес-этика в жизни современной корпорации // Христианские начала экономической этики. М., 2001.
95. Назарчук А.В. Язык в трансцендентальной прагматике К. О. Апеля // Вопросы философии, 1997, №1.
96. Назарчук А.В. От классической критической теории к теории коммуникативного действия (смена парадигмы в социальной теории) //Вестник МГУ. Сер. 7 «Философия». 1993 №4.
97. Назарчук А.В. Этико-социальные доктрины К.-О.Апеля и Ю.Хабермаса (анализ методологических оснований): Дисс. кан. филос. наук. М., 1996.
98. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.
99. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986.
100. Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М., 1975.
101. Новые направления в социологической теории. М., 1978.
102. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977 (2-е изд. -СПб., 2001).
103. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986.
104. Парсонс Т. Функциональная теория изменения. / Американская социологическая мысль, В. И. Добреньков (ред.), М., 1996.
105. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
106. Парсонс Т. О структуре социального действия. -М., 2002
107. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
108. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология, «Питер», 2004.
109. Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1994.110. Платон. Федр. М., 1989.
110. Плеснер Хельмут Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.
111. Познающее мышление и социальное действие (наследие Г.П.Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли). М., 2004.
112. Плотников Николай. Власть аргумента и public relations: 70 лет Хабермасу.
113. Политическая и экономическая этика. М., 2001.
114. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы языка в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994.
115. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.-К., 2000.
116. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.
117. Поппер К. Логика и рост научного знания / Избранные работы. М., 1983.
118. Радаев В.В. Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
119. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999.
120. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
121. Семенов Ю.И. Философия истории. М., 1999.
122. Серл Дж. Р. Рациональность в действии. Пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. М., 2004.
123. Серл Дж. Р. Философия языка. М., 2004.
124. Серл Дж. Р. Что такое речевой акт? / Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986.
125. Сидоров A.M. Миф и проблемы рационализации в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса / Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8. СПб., 2001.
126. Соболева М . К концепции философии языка Юргена Хабермаса // Логос. 2002. № 2.
127. Современная западная социология. Словарь. М., Издательство политической литературы, 1990.
128. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. М., 1995
129. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т., М., 1993.
130. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
131. Социальная философия Франкфуртской школы. М., 1978.
132. Тард Г. Социальная логика. Спб., 1996.
133. Токмаков А.Н. Социальный аспект техники Проблема техники в социальной философии Франкфуртской школы: Диссертация. СПб., 1999.
134. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.
135. Фейербах JI. История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967, т. 1.
136. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М.: ИФ РАН, 1999.
137. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
138. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992.
139. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 1889.
140. Фуко М. Порядок дискурса. М., 2002.
141. Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса. Минск, 2001.
142. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки 1990 №1
143. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии 1989 №2
144. Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005.
145. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Теория коммуникативного действия // Современная западная теоретическая социология (реферативный сборник). Юрген Хабермас. Вып. 1., М., ИНИОН РАН, 1991.
146. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // "Вопросы философии", 1992, №4.
147. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса // "Вопросы философии", 1994, № 10.
148. Хабермас Ю. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных перспектив // Философия истории. М., 1995.
149. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. М., 2001.
150. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
151. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.,1995.
152. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
153. Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005.
154. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.
155. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
156. Хайдеггер М. О тайне башни со звоном / Работы и размышления разных лет. М., 1993
157. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М., 1991.
158. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
159. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
160. Хокхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 2001.
161. Чаушян М.П. Основные аспекты проблемы социального действия в свете теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса.
162. Чубукова Е.И. Консенсуальная концепция легитимации в ситуации постмодерна: Лиотар и Хабермас, Материалы 13-й международной конференции молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. СПб., 2002.
163. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.
164. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса: диссертация к.ф.н. С.-Петербургский государственный университет, 1996.
165. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.
166. Шюц А., Смысловая структура повседневного мира. М., 2003.
167. Шюц А., Избранное: Мир, светящийся смыслом, М., 2004
168. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
169. Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001.
170. Apel К.-О. Transcendental Semiotics and the Paradigms of First Philosophy, 1987
171. Apel K.-O. Types of rationality To-day: The continuum of Reason between Science and Ethics // Geraets T.(ed.), Rationality today. Ottawa, 1979.
172. Apel K.-O. Normative Ethics and Strategical Rationality. The Philosophical Problem of Political Ethics // Schurmann R. (ed.), The public Realm. Essays on discursive Types in Political Philisophy. 1989, N.Y.
173. Argumentation in dialogues // Argumentation. Dordrecht, 1988. - Vol. 2, №4.
174. Balogh I. Types of rationality and Habermas's theory of communicative action // Ideas a. production. Cambridge, 1987. - № 6.
175. Behabib S. Selbst im Konstext. Kommunikative Ethik im Spannungsfeld von Feminismus, Kommunitarismus und Postmoderne. Frankfuert M., 1995.
176. Bernstein R.J. The rage against reason // Philosophy a. lit. Baltimore, 1986.-Vol. 10, №2.
177. Blumer, H. Symbolic Interactionism: Perspectives and Method. -Prentice-Hall, New Jersey, 1969
178. Bronckart, Jean-Paul. Theories of action, speech, natural language, and discourse. In: Wertsch, James V. (ed.). Sociocultural Studies of Mind. Cambridge University Press, 1995
179. Critical theory after Habermas / Leiden : Brill, 2004.
180. Critical theology and the challenge of Jiirgen Habermas / Lalonde, Marc P. New York : Lang, 1999.
181. Danto A. Analytical philosophy of knowledge. New York, 1982.
182. Die verkehrte Welt des Jiirgen Habermas / Keulartz, Jozef. Hamburg : Junius, 1995
183. Die Parlamentarismuskritik bei Carl Schmitt und Jiirgen Habermas / Becker, Hartmuth. Berlin : Duncker und Humblot, 2003, 2. Aufl. mit einer neuen Vorbemerkung.
184. Das Prinzip der Gerechtigkeit in den gesellschaftswissenschaftlichen Ansatzen Dahrendorfs und Habermas / Leipertz, Harald. 2002.
185. Die politische Theorie von Jiirgen Habermas / Restorff, Matthias. Marburg: Tectum-Verl., 1997.
186. Die Vernunft der Kommunikation und das Problem einer diskursiven Ethik / Angelis, Gabriele de. 1999.
187. Die Parlamentarismuskritik bei Carl Schmitt und Jiirgen Habermas / Schtile, Christian. Neuried : Ars Una, 1998.
188. Erik Oddvar Eriksen and Jarle Weigard, Understanding Habermas: Communicative Action and Deliberative Democracy, Continuum International Publishing, 2004.
189. Foucault contra Habermas / London : Sage Publ., 1999.
190. Gerechtigkeit bei Rawls und Habermas. Eine vergleichende Darstellung. 2004.
191. Goffman, E. The presentation of self in everyday life. Garden City, New York: Doubleday Anchor, 1959.
192. Gramsci und Habermas / Yi, Hae-yong. Seoul, Korea : Hanul Acad. Publ., 1994.
193. Habermas J. Aspects of rationality of action // Rationality today, Ottawa
194. Habermas J. The theory of communicative action. Vol. 1. Reason and the rationalization of society. Cambridge, 2004.
195. Habermas J. The theory of Communicative Action. Vol. 2. Lifeworld and system. Boston, 1989.
196. Habermas J. Justification and Application. Cambridge, Polity Press, 1995.
197. Habermas J. Moral Consciousness and Communicative action. Cambridge, 1990.
198. Habermas J. Towards a communication concept of rational collective will-formation. A thought-experiment // Katio juris. - Oxford; N.Y., 1989. - Vol. 2, № 2.
199. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken. Philosophishe Aufsatze. Frankfort a. M.,1988.
200. Habermas and Pragmatism. London and New York, 2002.
201. Habermas: a critical reader. Oxford, UK., 1999.
202. Habermas and the unfinished project of modernity / Cambridge, UK : Polity Press, 1996.
203. Habermas, Nietzsche and critical theory / Amherst, N.Y. : Humanity Books, 2004.
204. Habermas J. und der Marxismus / Tomberg, Friedrich. Wurzburg : Konigshausen und Neumann, 2003
205. Habermas J./ Jager, Wieland. Wiesbaden : Westdt. Verl., 2003,1. Aufl.
206. Habermas im Lichte des Pragmatismus / Klepin, Markus. Minister : Verl.-Haus Monsenstein und Vannerdat, 2005
207. Habermas and pragmatism / Aboulafia, Mitchell. London : Routledge, 2002.
208. Habermas / Cusset, Yves. Paris: Michalon, 2001.
209. Habermas / Outhwaite, William. Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1994.
210. Habermas J. Strukturwandel der offentlichkeit, 1962
211. Habermas J., Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie? Frankfurt, 1971.
212. Heidegger, Habermas and the mobile phone / Myerson, George. Duxford, Cambridge : Icon Books, 2001.
213. Igwe, Ukoro Theophilus. Munster: Lit, 2004.
214. The Habermas Reader. Edited by William Outhwaite. Polity Press, 1996.
215. James V. Wertsch. Voices of the Mind. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Pr., 1991.
216. Judith E. Innes. Information in Communicative Planning / Materials of the National planning conference. 1998. Volume 64, Number 1.
217. Jiirgen Habermas / Matustik, Martin Joseph. Lanham: Rowman and Littlefield, 2001.
218. Jiirgen Habermas. / Wiggershaus, Rolf. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verl., 2004, Orig.-Ausg.
219. Jiirgen Habermas zur Einffihrung / Horster, Detlef. Hamburg: Junius, 2001,2. Aufl.
220. Jiirgen Habermas and Marx / Rockwell, Russell L. Ann Arbor, MI: UMI, 1999
221. Kritik der kommunikativen Rationalitat / Steinhoff, Uwe. Paderborn : Mentis, 2006, Neuaufl.
222. Kunst und Kulturindustrie bei Adorno und Habermas / Paetzel, Ulrich. -Wiesbaden : Dt. Univ.-Verl., 2001,1. Aufl.
223. Lasswell H. The structure and the fiction of communication in society / The process of effects of mass communication. Chicago, 1971.
224. Lebenswelt und System / Dietz, Simone. Wurzburg : Konigshausen und Neumann, 1993.
225. Lumer C., Habermas' Diskursethik. // Zeitschrift fuer pholosophische Forschung, 51. Jg., 1997.
226. Maeve Cooke. Language and Reason: a study of Habermas's pragmatics. Massachusetts Institute of Technology, London, England, 1997.
227. Politische Offentlichkeit und deliberative Demokratie nach Habermas / Scheyli, Martin. Baden-Baden : Nomos-Verl.-Ges., 2000, 1. Aufl.
228. Popper K. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. Oxford, 1972.
229. Reese-Schaefer W. Juergen Habermas. Frankfuert M., 1994.
230. Recht und Demokratie bei Jtirgen Habermas und Ronald Dworkin / Rahm, Claudia. Frankfurt am Main : Lang, 2005
231. Schutz A. The Problem of Rationality in the Social World // Economica. L., 1943. Vol. 10 №38.
232. Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Heinemann, London, 1972.
233. Shih, Chung-shan. Berlin : wvb, Wiss.-Verl., 2004.
234. Stivenson R. Language, thought, and representation. N.Y., 1993.
235. System der Rechte, demokratischer Rechtsstaat und Diskurstheorie des Rechts nach Jtirgen Habermas. Berlin : Duncker und Humblot, 2004, 2. Aufl.
236. System der Rechte, demokratischer Rechtsstaat und Diskurstheorie des Rechts nach Jtirgen Habermas / Berlin: Duncker und Humblot, 1998.
237. The Cambridge companion to Habermas / Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1995.
238. Thompson J.B. Rationality and social rationalization: An assessment of Habermas's theory of communicative action // Sociology. L., 1983. vol. 17, №2.
239. Thomassen N. Habermas's discourse ethics / Danish yearbook of philosophy. Copenhagen, 1987. Vol. 24.
240. Thomas McCarthy, The Critical Theory of Jurgen Habermas, MIT Press, 1978.
241. Weber M. Wirtschaft und Geselschaft. 1. Tubingen, 1956.
242. Weingartner. P. Normative principles of rational communication // Erkenntnis. Dordrecht etc., 1983. - vol. 19, № 1, 2,3.
243. Wertsch, James V., Pablo del Rho, and Amelia Alvarez. Sociocultural Studies: History, Action, and Mediation. In: Wertsch, James V. (ed.). Sociocultural Studies of Mind. Cambridge University Press, 1995.
244. White St.K., The recent work of Jurgen Habermas: Reason, Justice and modernity. Cambridge etc., 1988.
245. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Franfurt, 1970. C.141.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.