Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат архитектуры Козырева, Ольга Анатольевна

  • Козырева, Ольга Анатольевна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 150
Козырева, Ольга Анатольевна. Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования: дис. кандидат архитектуры: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2010. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Козырева, Ольга Анатольевна

Введение.

ГЛАВА 1. КОЛОРИСГИКА АРХИТЕКТУРЫ ШОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX- НАЧАЛА XXI ВВ.

1.1. Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства.

1.1.1. Экологическая архитектура.

1.1.2. Современные местные течения.

1.1.3. Модернистское наследие.

1.1.4. Авангард Лос-Анджелеса.

1.2. Традиционная и современная цветовая культура.

1.2.1. Минимализм.

1.2.2. Европейский рационализм.

1.2.3. Возрождение классики.

1.2.4. Постмодернизм.

1.2.5. Деконструктивизм.

1.2.6. Новый экспрессионизм.

1.2.6. Новый модерн.

1.2.7. Популистская архитектура.

1.3. Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов.

1.3.1. Хай-тек.

1.3.2. Мегаструктуры.

1.3.3. Японские эксперименты.

Выводы по 1-ой главе.

ГЛАВА 2. КОЛОРИСТИКА В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1 Изучение цвета в архитектурных школах России и Европы.

2.1.1. Из истории архитектурного образования начала XX века:

- ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.

-БАУХАУЗ.

2.1.2. Изучение цвета в современных архитектурных школах России и Европы:

- КТИ (Стокгольм, Швеция).

- Школа архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия).

- Архитектурный институт ТУ (Берлин, Германия).

- Академия изящных искусств, Дому с Академия (Милан, Италия).

- Факультет искусства и дизайна Университета Хартфордшира (Хартфордшир,

Великобритания).

-МАРХИ (Москва, Россия).

- Архитектурно-строительный факультет СГТУ (Саратов, Россия).

- СПбГАСУ (Санкт- Петербург, Россия).

2.1.3. Сравнительный анализ подходов по изучения цвета в архитектурных школах России и Европы.

2.2. Комплексное изучение колористики в архитектурной школе.

2.2.1. Теоретические основы колористики.

2.2.2. Цвет в архитектурной композиции.

2.2.3. Цвет в архитектурном проектировании.

Основные результаты н выводы исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования»

Актуальность исследования. Цвет - одно из важнейших средств создания архитектурного произведения, поэтому уровень колористического образования в архитектурной школе во многом предопределяет своеобразие архитектуры. Изучение теории цвета и постижение мировой цветовой культуры, знание психологического и эмоционального действия цвета, его способности формообразования - важнейшие аспекты обращения к цвету в современной архитектурной школе. В наше время, когда появляются новые строительные материалы и совершенствуется их цветовая палитра, крупнейшие города мира расширяются за счёт огромных массивов из стекла и бетона, в которых царит ахроматика, негативно влияя на поведение человека. Напряженная жизнь в мегаполисах настоятельно требует создания в них колористической среды, вызывающей устойчивые положительные эмоции.

Видимо, для решения этой проблемы в первую очередь необходимо обратиться к образованию архитектора. Создание комплексного курса по колористике несомненно способно существенно улучшить сложившуюся ситуацию. Одновременно с теоретическими и творческими дисциплинами будущий профессионал, кроме того, должен быть непосредственно знаком с современными архитектурными течениями, наиболее яркими постройками всемирно известных мастеров, четко представлять факторы, влияющие на формирование архитектурно-пространственной полихромии. Активная работа с цветом на базе компьютера сможет помочь в короткие сроки и вариативно освоить возможности колористики и применять эти знания на практике.

Такие дисциплины как живопись, колористика, архитектурная физика и архитектурное проектирование, поддерживаемые достижениями новейших компьютерных технологий, объединенные в единый курс, способны существенно повысить колористическую культуру будущего профессионала.

Проблема цвета в архитектуре исследовалась следующими учёными в нескольких аспектах, в частности:

Цвет в отечественной архитектуре: Лавров A.B., Елизаров В.Ж., Аскаров Ш.Д., Садыгова В.А., Борзот В.П., Янович А. И., Хан-Магомедов С.О., Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П.

Цвет в зарубежной архитектуре: Петров Г.А., Борхерт Э., Ле Корбюзье, Жадова Л.А., Ракитин В., Сигэта Р., Ланкло Ж.-Ф., Брино Дж., Филласье Ж., Риети Ф., Ефимов A.B., Альбер-Ванель М.

Изучение цвета в архитектурной школе: Адаскина Н.Л., Хан-Магомедов С.О., Итген Й., Акио О., Миронова Л.Н., Ефимов A.B., Фрилинг Г., Герике Л., Шёне К., Немчич А., Хард А., Сивик Л.

Цель исследования. Определить основные тенденции современной архитектурной колористики и методов её изучения в архитектурной школе.

Задачи исследования:

- провести колористический анализ произведений мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков;

- исследовать существующее состояние преподавания колористики в современных российских и европейских архитектурных школах;

- сформулировать принципы комплексного подхода в изучении колористики в современной архитектурной школе.

Методы исследования:

- анализ колористического своеобразия объектов мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков на основе отечественных и зарубежных научных источников, а также натурного изучения архитектурных объектов;

- анализ преподавания цвета в российских и европейских архитектурных школах; в целях получения достоверной информации автор посетил в 2007 - 2008 годах все рассмотренные в диссертации архитектурные школы;

- преподавательская, экспериментальная и научно-исследовательская работа по дисциплинам «Архитектурная колористика», «Архитектурно-дизайнерское и компьютерное проектирование» в МАРХИ (Московский архитектурный институт), ВБШД (Высшая Британская Школа Дизайна), МШД (Международная Школа Дизайна) в Москве.

Объект исследования. Произведения мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков и процесс преподавания колористики в современной архитектурной школе.

Предмет исследования. Факторы, влияющие на колористику архитектуры рассматриваемого периода на примерах мировой архитектуры и программы обучения колористике в современной архитектурной школе.

Научная новизна исследования:

- автором выявлены колористические особенности различных стилистических направлений архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, что позволило объективно описать цветовые тенденции в современной мировой архитектуре;

- впервые за последние четыре десятилетия проведено изучение специфики преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы и сформулированы рекомендации для комплексного изучения колористики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ опыта архитектурной колористики рассматриваемого периода и использование его результатов в построении комплексного курса колористики способны эффективно повлиять на качество колористического образования в архитектурной школе, тем самым реально способствовать подлинной гуманизации предметно-пространственной среды современных городов.

Положения, выносимые на защиту:

- факторы, влияющие на формирование колористического своеобразия современной архитектуры, в особенности, современная колористическая культура;

- результаты анализа программ по изучению цвета в российских и зарубежных архитектурных школах;

- предлагаемый комплексный курс изучения архитектурной колористики.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает две главы. Текст сопровождается примечаниями и библиографией.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Козырева, Ольга Анатольевна

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор подтверждает точку зрения, что цвет является органичным элементом архитектурной формы, которая выражается не только пластическими, но и колористическими средствами. В современной архитектуре, как правило, используется крайне ограниченная цветовая палигра при доминировании стекла, серого бетона и некоторых пластических материалов, что приводит к цветовой скудости среды, сведению её к монохромии, провоцирующей социально-психологический, эмоциональный дискомфорт жителей и вызывает отрицательные эмоции.

1. При анализе архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, факторы, влияющие на её колористику, особенно убедительно проявились в следующих течениях:

- Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства выразились в таких архитектурных направлениях как экологическая архитектура (Н. Гримшоу, Р. Пиано, Gaia Associates), современные местные течения (Д. Бава, X. Фатхи, Р. Легоретто, Р. Бадран), модернистское наследие (Ле Корбюзье, Л. Барраган, Р. Мейер), авангард Лос-Анджелеса (Ф. Гери, Э.О. Мосс) и др.

- Традиционная и современная цветовая культура нашли выражение в колористике архитектурных течений таких, как минимализм (Т. Андо, Ж. Херцог, П. Мерон, А. Предок), европейский рационализм (А. Росси, М. Ботта, О. М. Унгерс), возрождение классики (Д. Симпсон, К. Терри, Т.Г. Смит, А. Гринберг), постмодернизм (Р. Вентури, Д. С. Браун, Ч. Мур, М. Грейвс), деконструктивизм (П. Айзенман, 3. Хадид, Б. Чуми, Д. Либескинд), новый экспрессионизм (Э. Мендельсон, Й. Утцон, М. Фуксас), новый модерн (Й. Пэй, Р. Колхас), популистская архитектура (М. Грейвс, Д. Джерде, Ф. Гери). Анализ показал, что современная цветовая культура является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на колористику архитектуры, что требует углубленного качества колористического образования в современной архитектурной школе.

- Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов оказали влияние на архитектуру хай-тека (Р.Роджерс, Н. Фостер, Р. Пиано), мегаструктуры (Л. Мис ван дер Роэ, Ц. Пели, К. Танге) и новейшую японскую архитектуру (Ф. Маки, А. Исодзаки, Т. Ито).

Анализ массива архитектуры второй половины XX - начала XXI веков с учетом наиболее значимых направлений позволил выявить эволюцию роли цвета в этом процессе, в частности, в наиболее характерных произведениях для этих направлений.

2. Колористическое образование в архитектурной школе является фундаментом профессионального применения цвета в архитектуре. Сравнительный анализ программ по цвету современных архитектурных школ показал, что наиболее полные по содержанию программы принадлежат МАРХИ (Москва) и Архитектурному Институту ТУ в Берлине, продолжающие традиции ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и Баухауза, упражнения которых строятся на основе аналитического метода. Менее продуктивным является академический подход, выраженный в преподавании академической живописи, неспособный полноценно связать курс колористики с архитектурным проектированием.

3. Анализ изучения колористики в архитектурных школах России и Европы выявил отсутствие комплексного подхода, включающего изучение наиболее важных факторов, влияющих на формирование архитектурной полихромии (цветовой контекст, цветовую культуру, новые технологии в строительстве).

4. Структуру обучения колористике целесообразно строить по следующей схеме: теоретический курс (основы колористики); композиционные упражнения (колористика в архитектурной композиции); колористика в архитектурном проектировании. Данный курс способен существенно повысить качество колористического образования в архитектурной школе и создаваемой сегодня предметно-пространственной среды.

Таким образом, в диссертационной работе проанализировано колористическое своеобразие архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, изучено состояние преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы в XX - начале XXI веков и предложен комплексный курс колористики для студента-архитектора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Козырева, Ольга Анатольевна, 2010 год

1. Адаскина H.JI. Любовь Попова. Путь становления художника-конструктора // Техническая эстетика. Вып. 10. М.: ВНИИТЭ. 1978. С. 17 - 23.

2. Адаскина Н.Л. Работа Л. Поповой по созданию "цветовой дисциплины" ВХУТЕМАСа. // Проблемы русского и советского искусства. ГТГ Материалы и исследования. Л.,1983 с. 172-187.

3. Адаскина Н.Л. Попова Любовь Сергеевна // Иллюстрированный словарь русского искусства. Москва. 2001. С.361.

4. Азизян И. А. Диалогизм в теоретической рефлексии лидеров русского авангарда // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. 2001. № 1.

5. Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры. Вып.З: Желаемое и действительное / Под ред. И. А. Бондаренко. -М.: УРСС, 2002.

6. Азизян И. А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма // Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Под. ред. И. А. Азизян. СПб.: Коло, 2009.

7. Бонфуа И. Джорджо де Кирико // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, С.204-207.

8. Буторина Е. И. Александр Лабас. — М.: Советский художник,1979.

9. Гёте И. В. Учение о цветах / И.В.Гёте // Лихтенштадт В. О. Гёте. -СПб: Гос. изд-во, 1920.

10. Гропиус В. Границы архитектуры./Пер. A.C. Пинскера-М.:Стройиздат, 1971,-286с.

11. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм: анализ и критика основных направлений / под ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского. Москва: Искусство, 1980.

12. Домасев М. В. Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения.- СПб: Питер, 2009.

13. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / перевод с англ. А.В.Рябушина, М.В.Уваровой; под ред. А.В.Рябушина, В.Л.Хайта М.: Стройиздат, 1985-с. 16-20.

14. Ефимов А В. Архитектор изучает прет.- Вести, высш. шк, 1975, № 4.

15. Ефимов A.B. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура - С,2005.

16. Ефимов А. В. Изучение формообразующего действия цвета на макетах.-Архитектура СССР, 1972, № 8.

17. Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990.

18. Ефимов А. В. Колористическое решение районов массового строительства.— Архитектура СССР, 1976, № 6.

19. Ефимов A.B. Связь между формой и цветом// INTERPRESS GRAFIK, 1979, № 3.

20. Ефимов A.B. Суперграфика в городской среде//Техническая эстетика, 1983, №2, с. 11-16.

21. Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: диссертация кандидата архитектуры Москва, 1973.

22. Ефимов A.B. Шведские исследования колористической среды//Техническая эстетика, 1983, № 11, с. 21-24.

23. Ефимов А., Скобелев В. Методика преподавания живописи в Московском архитектурном институте-Архитектура СССР, 1968, № 10.

24. Жадова Л. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН. Страницы истории, «Декоративное искусство СССР», 1970, № 11.

25. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В.Я Ивбулис. М.: Знание, 1988. - 240 с.

26. Иконников A.B. Гропиус, Мис ван дер Роэ и история функционализма// Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры (конец XIX- первая треть XX в.). М: Стройиздаг, 1975. с. 146-176.

27. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982.

28. Иконников A.B. Эстетические ценности предметно-пространртвенной среды / A.B. Иконников. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

29. Иттен И. Искусство цвета. М: Д.Аронов, 2001.

30. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.

31. Кандинский В. О понимании искусства // Знамя. — 1999. № 2. -С. 101-122.

32. Коккиняки И. Супрематическая архитектура Малевича и ее связи с реальным архитектурным процессом // Вопросы искусствознания. М., 1993. -№2-3,-119-130.

33. Коэн Жан-Луи. Ле Корбюзье. 1887-1965. Лирика архитектуры в эпоху машин. М.: TASHEN / Арт-Родник, 2008.

34. Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М: ОЛМА - Пресс. —2000.

35. Кузьмина М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство// Модернизм. -М: Искусство, 1969.

36. Курбатов Ю.П. Связи архитектурных форм с визуальными характеристиками природного ландшафта. Автореферат докторской диссертации. Л.; 1983.

37. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье; Пер. с франц. В.Н. Зайцев, В.В. Фрязинов. М.: Изд-во «Прогресс», 1977. - 301 с.

38. Малевич К. С. Черный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.

39. Минервин Г. В. Значение пропедевтических курсов для подготовки художников-консгрукгоров // Творческие проблемы художественного конструирования. ВНИНТЭ. -М: ВНИШЭ, 1970. С.98-106.

40. Обухова Д. Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму /А. Обухова, М. Орлова. -JVL: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176 с.

41. Огинская JL Густав Клуцис. М.: Советский художник, 1981.

42. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920-1926). // Традиции и истоки отечественного дизайна. "Труды ВНИИТЭ", серия Техническая эстетика. Выпуск 21. М., 1979 с. 44- 62.

43. Рябушин A.B. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. М.: «Архитекгура-С», 2007.

44. Синтез цвета // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. -М.: Советская энциклопедия, 1981.

45. Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность: Сборник статей: Пер. с англ/Ред. A.B. Иконников. М: Прогресс, 1976. - 239 с.

46. Творческое объединенеие «Основа». СПб.: "Серебряный Век", 2004. - 16с.

47. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / Пер. с англ. Г. Северской. -М.: Аронов, 2001.

48. Хан-Магомедов, С О. Александр Веснин и конструктивизм /СО. Хан- Магомедов. М.: Архитектура-С, 2007. - 235с.

49. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда / С.О.Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1996. - 496 с.

50. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. М.: Ладья, 2000.

51. Хан-Магомедов С.О. Две концепции авангарда: конструктивизм и супрематизм//Архитектура СССР, май-июнь, 1990.

52. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. —М: Архигекгура-С, 2006.

53. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский —М: Архитектура-С, 2007.

54. Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда: билингва. М.: Едиториал УРСС, 2005.

55. Хан-Магомедов С.О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — Москва: Архитектура — С. 2007.

56. Хоннеф К. Поп-арт / Под ред. Уты Гросеник. Москва: Taschen / «Арт-родник», 2005. - С. 12-13.

57. Хассел Э., Бойл'Д., Харвуд Д. Современная архитектура / пер. с англ. Ю. В. Сараевой. -М.: Арт Родник, 2010.

58. Шевалье Д. Пауль Клее. М.: Слово, 1991.

59. Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета /под ред. С.П.Заварихина, Ю.П. Панибратова - СПб.: Арт-принт; 2002.

60. Albers J. Interaction of Color. USA: Yale University Press, 1963.

61. Amazons of the Avant-Garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova (exhibition catalogue), Royal Academy of Arts, London, 1999.

62. Axsom R.H. The prints of Frank Stella. New York: Hudson Hill Press, 1983.

63. Bowlt J. Aleksandr Rodchenko Experiments for the Future: Diaries, Essays, Letters, and Other Writings. — New York: Museum of Modem Art, 2005, p. 31.

64. Book of abstracts AIC 2008 Colour-Effects &Affects/ Karin Fridell Anter, Iman Kortbawi. Stockholm, 2008.

65. Bcrger J. & Wagstaff S. Juan Munoz: A Retrospective. London: Tate Publishing, 2008.

66. Bergström В. Creative Colour Education. Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB ,2001.

67. Bouma P.J. Physical Aspects of Colour. 2nd Edition. London: Philips Technical Library, Macmillan, 1971.

68. Cottington D. Kubismus. Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz, 2002.

69. Cooke C. Russian Avant-Garde Theories of Art, Architecture, and The City. London: Academy Editions, 1995, p. 121.

70. Crossland M. The enigma of Giorgio de Chirico. London & Chester Springs: Peter Owen, 1999.

71. Dabrowski M Liubov Popova New York: Museum of Modern Art, 1991, p. 122.

72. Elger D. Expressionismus. Köln: Taschen, 2007.

73. Francesco Dal Co. Tadao Ando: Complete Works. London: Phaidon Press, 1997.

74. Fridell Anter K. What Colour is the Red House?: Doctoral Dissertation. Stockholm: Royal Institute of Technology, 2000.

75. Gage J. Colour and Meaning. London: Thames and Hudson, 1999.

76. Gage, J. Colour in Art. London: Thames and Hudson, 2006.

77. Gerstner K. The Forms of Color. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1986.

78. Gold J. The Experience of Modernism: Modern Architects and the Future City 1928-1953. London: E & FN Spon, 1997.

79. Gray C. The Russian Experiment in Art. London: Thames and Hudson, 1965.

80. Hard A. The Natural Colour System and Its Application to Interior and Exterior Environments. In: Porter T., Mikellides B. Colour for architecture. -London: Studio Vista, 1976.

81. Hard A., Sivik L. NCS Natural Color System: A Swedish Standard for Color Notation// Color Research and Application, 1981, vol. 6, no. 3, pp 129-138.

82. Klotz H. History of Post-Modern Architecture. Cambridge, MA: MIT Press, 1998.

83. Krause J. Color Index: Over 1100 Color Combinations, CMYK and RGB Formulas, for Print and Web Media, How Design Books, 2002.

84. Libeskind D. The Surface Must Die. A Proof. // Architectural Design. № 1/2. London, 1989. P. 21.

85. Lissitzky-Küppers S. El Lissitzky.-Dresden, 1967.

86. Malewitsch K. Suprematismus die gegenstandslose Welt. - Witebsk, 1922.

87. Mariner N. James Turrell: The Axt of Deception, Art in America, May 1981, pp. 90-99.

88. Nilsson A. «Why Colour?». Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB - NCS Edition 2, 2007.

89. Osterwold T. Pop Art. Köln: Taschen, 2007.

90. Pauly D. Barragan, l'espace et l'ombre, le mur et la couleur. Berlin : Birkhausen 2008.

91. SeuphorM PietMondrian, life and work -New York: HanyN. Abrams, 1957.

92. Smedal G. Longyearbyen in Colour Status and Challenges. -Norway: Eide Forlag, 2001.

93. Shearman J. Mannerism. Harmondsworth: Penguin Books, 1967.

94. Steele J. An Architecture for People: The Complete Works of Hassan Fathy. New York: Whitney Library of Design, 1997.

95. Steele J. Architecture today. London: Phaidon Press Limited. - 1997.

96. Steele J. Ecological architecture: a critical history. London : Thames & Hudson, 2005

97. Villner L, Abarkan A. The four faces of architecture on the dynamics of architectural knowledge. - Stockholm: School of architecture, Royal Institute of Technology, 2005.

98. Архитекторы acc / asse architects Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.asse.ru/ свободный — Заглавие с экрана.

99. Белоголовский В. Уроки Вентури // Архитектурный Вестник. -2005. № 3. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://archi.ru/foreign/news/news current.html?nid= 191&fl= 1 &sl= 1 / свободный -Заглавие с экрана.

100. Белоголовский В. Чистая архитектура Питера Айзенмана// «Современный дом». 2004. - № 1. Элжгратый ресурс. -РЬким дэсгуги //http:// archi.ru/press/belogolovsky/domO 104.htm/ свободный - Заглавие с экрана.

101. Проект классики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.proiectclassica.ru/ свободный - Заглавие с экрана.

102. Российская архитектура Электронный ресурс. Режим доступа: http://archi.ru/ свободный - Заглавие с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.