Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сурин, Александр Александрович

  • Сурин, Александр Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1994, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 195
Сурин, Александр Александрович. Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 1994. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сурин, Александр Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦВЕТОДИДАКТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

И АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

1.1. Развитие методов обучения цветовой грамоте в художественном образовании

1.2. Анализ современного состояния методики обучения цветовой грамоте в высшей школе

1.3. Довузовская архитектурно-колористическая подготовка: особенности, цели и задачи в современном обществе

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ВЛАДЕНИЯ ЦВЕТОМ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ДОВУЗОВСКОЙ

ПОДГОТОВКИ.

2.1. Способности, их виды и основное содержание

2.2. Психолого-педагогические особенности становления профессиональной деятельности и способностей владения цветом у учащихся в процессе довузовской подготовки

2.3. Дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся старших классов

3. МЕТОДИКА фРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ВЛАДЕНИЯ ЦВЕТОМ В

УСЛОВИЯХ ДОВУЗОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ

3.1. Экспериментальная методика формирования способностей владения цветом в старших классах.

3.2. Контрольный эксперимент. Результаты методики экспериментального обучения и выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки»

Актуальность темы. Успешное решение комплексной задачи интенсификации учебно-воспитательного процесса зависит от двух моментов: правильности учета условий перехода от школьного, общеобразовательного обучения к вузовскому, специализированному и организации процесса интериоризации идеальных форм деятельности человека, присвоения учащимися накопленного знания и "эталонов" умений, являющихся продуктами культуры. В обоих случаях дидакты сталкиваются с необходимостью изменения сознания учащегося, поднятия его на новый уровень развития. В условиях довузовского и вузовского обучения учебный процесс традиционно направлен на работу с "объектом" при отсутствии этапа, обеспечивающего формирование основ профессионального мышления и "видения" действительности. В результате происходит стихийное формирование психических новообразований, составляющих базис специализированного мышления (Давыдов В.В., Нечаев H.H. и др.), что позволяет создавать необходимый фон для развития творческих способностей специалистов различного профиля.

Одним из видов творческих способностей выступают способности владения цветом, формирование которых, как показал теоретический анализ нашего исследования, не являлось объектом педагогического изучения, ни в условиях специализированного, ни общего обучения. Данный вид способностей складывается стихийно в процессе обучения архитектурной или художественной деятельности.

В теории обучения изобразительной грамоте, на основе которой строится и обучение архитектурно-колористической деятельности, до сих пор доминирует представление, сложившееся в педагогике и психологии о врожденном характере этих способностей.

Проведенный анализ последних исследований психологов, связанных с выявлением механизмов профессиональной деятельности (Д.И.Завалишина, Е.А.Климов, Н.Н.Нечаев, 3.А.Решетова, Н.Ф.Тализина и др.) и педагогов, исследовавших вопросы профессионального обучения и формирования понятий и представлений, их роли в обучении и мышлении (С.И.Архангельский, Л.В.Занков, М.Н.Скаткин, С.С.Самохина, М.О.Сурина и др.), показал обратное.

В этом смысле, процесс формирования способностей владения цветом, которыми должен обладать любой специалист, работающий в области цвета, требует принципиального пересмотра ряда дидактических позиций и актуализации внимания педагогов на психологических и педагогических аспектах становления профессиональной деятельности.

Актуальная, в настоящее время, проблема создания оптимальной "цветовой среды" непосредственным образом связана с проблемой качественной подготовки специалистов в области ко-лористики. Цветовой "голод" развившийся не только на почве архитектурной и скульптурной монохромии, но и цветовой монотонности в других областях художественной деятельности -заставил педагогов-архитекторов, художников, серьезнее отнестись к цвету как одному из важнейших средств формирования окружающей среды и эстетического воспитания личности, что нашло свое отражение в их исследованиях (Виноградов Я.П.,

Есаулов Г.В., Ефимов A.B., Миронова Л.Н., Ревякин П.П., Чу-варгина Н.П. и др.). Здесь важное значение приобретает процесс функционирования "цветового зрения", который рассматривается в исследованиях Измайлова Ч.А., Кравкова C.B., Соколова E.H., Черноризова A.M., Джади Д. и др., а также значимости "цветового окружения", когда цвет оказывает сильное влияние (позитивное, негативное) на человека (Воробьев Г., Зайцев А., Агостон Ж., Ауэр К., Глезер В., Деридере М., Цой-гнер, Хримли А., Фрилинг Г. и др.).

Однако в области эстетического воспитания отечественная общеобразовательная школа явно отстает и, таким образом, не способна решить в данный период столь сложную задачу, как повышение цветовой культуры общества.

Причинами данного явления являются устаревшая организационная структура системы образования и количественный подход к накоплению знаний, что приводит не только к односторонности современного специализированного обучения, но и общему противоречию между социальным заказом общества и качеством профессиональной подготовки специалиста. Следовательно, данная ступень требует создать необходимую базу для эффективного обучения специалистов (архитекторов-колористов) в вузе. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что низкий уровень подготовки абитуриентов архитектурных вузов порождается рядом причин и главным образом - однобокостью содержания школьного образования, особенно в старших классах, где обучение направлено на развитие аналитической стороны мышления, тргда как эмоционально-образная сторона развивается крайне слабо в следствии того, что отсутствуют дисциплины эстетического цикла (рисунок, живопись, архитектура, музыка^ т.д.). В конечном итоге низкий уровень подготовки абитуриентов приводит к снижению качества подготовки специалистов высшей квалификации в вузе.

Для решения данной проблемы при архитектурных вузах России были созданы центры, студии, школы, программы и дидактические принципы которых, в свою очередь,нуждаются в психолого-педагогическом обосновании процесса специализированного обучения. Поэтому особую значимость приобретают вопросы, касающиеся специфики формирования специальных способностей необходимых специалисту определенного профиля, интеллектуальной деятельности учащихся (Теплов Б.М., Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Брушлинский A.B., Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А.Н-» Гальперин П.Я., Печенков В.В., Брунер Дж., Изард К., Пиаже Ж. и др.).

В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании дополнительной ступени - довузовской подготовки с ярко выраженной специализированной направленность (кружки, школы, подкурсы, студии). Тем самым довузовская подготовка, являясь посредником между школой и вузом, призвана выполнить пробелы прошлого обучения (в школе) и купировать недостатки будущего (в вузе).

Актуальность исследований в области архитектурного образования связана также с интегративным характером архитектурной деятельности, представляющей собой единство научного, художественного и инженерного творчества. Подчеркнем, что полноценное освоение архитектурной деятельности возможно только через раскрытие отдельных ее сторон при изучении учебных дисциплин, способствующих их наиболее адекватному и эффективному отражению (но только при условии подчинения этих отдельных дисциплин единой цели, то есть при системном подходе в обучении).

Ведущим компонентом содержания дисциплин "живопись", "колористика" ( относительно специфики архитектурной деятельности) выступают такие способы деятельности, освоение которых объективно представляет собой процесс осознанного овладения умениями пространственного анализа цветоформы,а не просто приобретения технических навыков. Поэтому данные дисциплины занимают центральное место в структуре архитектурно-колористической подготовки, оказывая существенное влияние на процесс формирования колористического мышления архитектора.

Объектом нашего исследования являются процесс и специфика обучения учащихся старших классов архитектурно-колористической деятельности в период довузовской подготовки.

Предметом исследования являются дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся старших классов в довузовском обучении.

Цель исследования состоит в определении основных дидактических условий формирования способностей владения цветом у старшеклассников в период специализированной довузовской подготовки.

Учитывая психологические и педагогические закономерности профессионального обучения старших школьников в период довузовской подготовки, мы предположили, что дидактические условия формирования способностей владевдм фетом у учащегося связаны с организацией процесса его движения от обыденного мышления к профессиональному. В этом случае формирование способностей владения цветом должно осуществляться средствами конкретной учебной дисциплины и включать овладение учащимися методами и способами архитектурно-колористической деятельности посредством освоения "оперативных схем" мышления, в которых отражено основное содержание вида деятельности; формирование понятийного аппарата учащихся путем объективации содержания профессиональных понятий через систему условно-схематизированных образов; преодоление и реализация полученных знаний через творческое решение учебных задач.

Задачи исследования:

1. Провести анализ сложившихся систем формирования способностей владения цветом на основе исследований в области педагогики и цветодидактики.

2. Исследовать дидактическую основу (цели, методы, принципы), на которых базируются сложившиеся системы обучения цвету и рассмотреть данный аспект применительно к довузовской архитектурно-колористической подготовке учащихся.

3. Исследовать причины, которые приводят к противоречивости применяемых дидактических положений в условиях современного архитектурного образования, несоответствие методов массового профессионального обучения - целям и задачам, на которые оно ориентировано.

4. Определить основные дидактические условия по формированию способностей владения цветом у старших школьников (исходя из основных положений деятельностного подхода).

Границы исследования определяются задачей анализа дидактических условий формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки.

Теоретические основы исследования:

1. Положения теории деятельности, разрабатываемые в философских, психологических и педагогических трудах и позволяющие поставить вопрос о детерминированности деятельности по формированию творческих способностей и их компонентов, которые необходимо и можно выделить.

2. Положения психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий о необходимости и возможности выделения обобщенной (инвариантной) основы для правильного формирования специальных способностей.

3. Положения педагогики и психологии о необходимости развития теории содержания образования в плане передачи учащимся способов профессиональной деятельности.

Методы исследования:

Критический и сравнительный анализ теоретических положений психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение специализированной литературы по вопросам обучения цветовой грамоте и теории цвета. В экспериментальной части - педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуются дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся в период довузовской архитектурной подготовки. На основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования определены и конкретизированы основные дидактические условия, обеспечивающие данный процесс. Выявлено,' что в период довузовской архитек-турно-колористической подготовки процесс формирования способностей владения цветом осуществляется в результате движения учащегося от житейского уровня мышления к профессиональному. С дидактической точки зрения связан с формированием "психологического инварианта" специальных способностей, в качестве которого выступают образно-концептуальные компоненты архитектурно- колористического мышления.

Выявлено, что дидактическая организация процесса формирования способностей владения цветом представляет собой взаимозависимое соблюдение ряда условий, последовательное выполнение которых выступает как развертывание "оперативных схем" мышления , воплощающих в себе основные способы архитектурно-колористической деятельности. В этом случае развертывание и освоение способов архитектурно-колористической деятельности осуществляется посредством объективации и материализации основного содержания базовых понятий в области цвета в ходе учебной деятельности учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование способностей владения цветом связано с выявлением психологического ядра, являющегося "инвариантом" для любого типа специальных способностей.

2. В качестве такого "инварианта" выступают интеллектуальные умения и навыки действий с объектом изучения, определенная последовательность выполнения которых отражает способы профессиональной деятельности архитектора-колориста.

3. Дидактическая организация процесса формирования способностей владения цветом у учащихся в период довузовской архитектурной подготовки предполагает соблюдение следующих условий в определенной последовательности:

- организацию процесса формирования образно-концептуальных компонентов архитектурно-колористического мышления на основе обучения учащихся средствами и методами архитектурно-колористической деятельности;

- формирование у учащихся понятийного аппарата через систему условно-схематизированных образов, отражающих основное содержание базовых понятий в области колористики;

- свертывание и автоматизацию процесса работы с профессиональными понятиями путем отработки скорости получения образного решения;

- преодоление границ полученных знаний через творческое решение учебных задач (выявление стереотипного образа и осознанное его разрушение).

4. Уровень сформированное™ способностей владения цветом у учащихся определяется на основе ряда показателей, в качестве которых выступает точность образного выражения содержания базовых понятий и наличие специальных умений, позволяющих учащемуся видеть объект изучения сквозь призму про-^ фессионального видения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрываются и конкретизируются дидактические условия формирования способностей владения цветом, позволяющие эффективно построить процесс обучения "цвету" в условиях довузовского специализированного образования. Выявленные дидактические условия формирования способностей владения цветом применимы к начальной общеобразовательной школе, а также на занятиях по живописи в архитектурных вузах. Основные положения исследования актуальна для специализаций, связанных с развитием технического компонента профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений в преподавании архитектурно-художественных дисциплин в период как специализированной, так и общей довузовской подготовки. Разработана методика обучения живописи учащихся старших классов, направленная на формирование способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки. Положения работы могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и построении методики формирования способностей владения цветом в области высшего архитектурного образования.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждены на заседании и методических семинарах кафедры изобразительных искусств Ростовского архитектурного института, на научно-теоретических конференциях по проблемам довузовского архитектурного образования (Москва 1991г., Ростов-на-Дону 1992-93гг., Ижевск 1994г.). Результаты исследования внедрены в практику обучения дисциплине "живопись" в архитектурных классах г.Ростова-на-Дону. Разработана и внедрена программа по живописи для пленэрной практики студентов g курса РАИ. Основные положения исследования применяются в начальных классах общеобразовательной школы N 30 г.Ростова-на-Дону и дают устойчивый эффект.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения ( 161 стр. машинописного текста), библиографии, включающей 158 названий, и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сурин, Александр Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в поиске новых средств освоения и дальнейшего развития исторического опыта, накопленного в различных профессиональных сферах жизнедеятельности человека, вызвана особенностями социальных процессов современного общества. Рост объема информации,, изменение и усложнение технологий приводит к необходимости постоянного совершенствования уровня профессиональной подготовки специалистов и поиска путей интенсификации процесса обучения. Причем, проявление видов и форм профессиональной деятельности, существующих всегда как единичное и особенное, возможно только через конструирование их общей сущности, позволяющей выявить психологическое ядро -любого вида специализированной деятельности и отбросить второстепенное, несущественное (96; 97).

Таким образом, совершенствование практических занятий (живописи, колористики), направленных на формирование способностей владения цветом в период довузовской специализированной подготовки, связано с конкретизацией целей и задач обучения, которые должны определяться исходя из специфики подготовки специалистов высшей квалификации в архитектур-но-художественном вузе.

Здесь следует учитывать, что освоение методов специализированной деятельности (в том числе и колористической) приводит в процессе профессионального обучения к перестройке мышления учащегося, осуществляющейся в результате освоения учащимся новых способов познания действительности и становления новых психологических структур. Это, в свою очередь, порождает изменение как способа мышления, так и "видения" учащегося. Базис психологических новообразований составляет система профессиональных понятий и представлений. Поэтому, если процесс обучения построен так, что способствует формированию представлений о содержании профессиональных понятий в области цвета, то создаются условия для развития у учащихся специфического, пространственно-колористического "видения". Отсюда, специализированная довузовская подготовка, с самого начала, должна строится как профессиональная, а учебная деятельность учащихся должна носить познавательно- созидательный характер.

Наше исследование позволило выявить условия формирования способностей владения цветом в период архитектурной довузовской подготовки. Результаты экспериментального исследования, проведенного на основе дисциплины "Живопись", показали, что дидактические условия формирования способностей владения цветом связаны с организацией движения учащегося от "житейского" мышления к "профессиональному". Формирование способностей владения цветом осуществлялось средствами конкретной учебной дисциплины (живописи) и включало следующие этапы:

1 этап направлен на формирование психологической основы способностей владения цветом в период довузовской архитек-турно-колористической подготовки, в качестве которой выступают образно-концептуальные компоненты профессионального мышления учащихся. Здесь дидактическому обоснованию подвергается организация и специфика перевода учащихся с житейского уровня "видения" действительности на профессиональный.

Процесс становления образно-концептуальных компонентов (любой специализации), являющихся психологическим базисом профессионального сознания (131)и, соответственно, типа специализированных способностей, связан с определением путем трансформации чувственного образа в понятийный через развертывание и освоение "оперативных схем" профессионального мышления в ходе учебной деятельности учащихся. На первом этапе обучения "цвет" выступает в роли предмета изучения учащихся, во всей полноте своих свойств и профессиональных характеристик.

2 этап обеспечивает становление профессионального мышления и способностей владения цветом у учащихся на основе аналитического метода обучения. Основным содержанием данного этапа является изучение закономерностей проявления цветовой гармонии в природной и архитектурной средах, их взаимодействие и взаимовлияние. На этом этапе цвет является уже средством деятельности учащихся.

3 этап. На этом этапе создается базис для дальнейшего развития способностей владения цветом и характеризуется профессиональным подходом к выполнению поставленных задач, решаемых в интеллектуальной сфере и реализуемых в практической форме. Деятельность учащихся с цветом направлена на разрушение стереотипного образа и создания принципиально нового композиционно-колористического мышления.

На основании проведенного исследования и его результатов можно сделать следующие выводы:

1. Формирование способностей владения цветом начинается с организации процесса формирования образно-концептуальных компонентов профессионального мышления на основе обучения учащихся средствам и методам профессиональной архитектурно-колористической деятельности. Данный процесс осуществляется в результате освоения "оперативных схем" мышления, воплощающих понятийное содержание специализированной деятельности. Эти схемы должны быть выделены педагогом-специалистом, который обеспечивает дидактическое обоснование процесса их-усвоения учащимися.

2. Формирование образно-концептуальных компонентов (основным содержанием которых является совокупность профессиональных понятий определенного способа деятельности) осуществляется через систему условно-схематизированных образов, отражающих основное содержание базовых понятий в области цвета и визуализирующим содержанием этих понятий и способов деятельности архитектора-колориста.

В этом случае, базовые понятия требуют конкретизации профессиональных критериев со стороны педагога и требований предъявляемых к учащимся, а также выявления специальных умений, обеспечивающих учащемуся восприятие действительности под профессиональным углом зрения.

3. Овладение содержанием профессиональных понятий идет через объективацию и материализацию этого содержания и включает этап свертывания и автоматизации действий учащихся, путем отработки скорости получения образного решения.

4. Технические навыки работы с живописными материалами являются внешним проявлением профессиональных интеллектуальных умений, выступающих, в свою очередь, в качестве психологической основы способностей владения цветом. Они являются внешним орудием действий учащегося с объектом (понятием, представлением, образом и' т.д.), обеспечивая материальное воплощение содержания профессиональных понятий при переводе знаний из внешнего во внутренний план и, наоборот, - выступая отражением способа мышления (деятельности) при переводе знаний, уже осознанных учащимся, из внутреннего во внешний план (картина, макет, проект и т.д.).

5. Уровень сформированности способностей владения цветом определяется на основе точности образного выражения содержания профессиональных понятий средствами соответствующей учебной дисциплины, а также умением со стороны учащихся создавать необходимую цветовую гармонию в соответствии с содержанием задания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сурин, Александр Александрович, 1994 год

1. Дцаскина Н.Л. Ш истории художественного образования СССР. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСА 1920-1926 гг.-Дис. . канд. искусствоведения.- М.: 1979.

2. Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992.- 80 с.-/ Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология", i 3 .

3. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи.- М.: Иск-во, 1974.- 115 с.

4. Акимушкин И.И. Причуды природы.- М.: Шсль, 1961.

5. Альберти Л. Три книги о лшвописи. Мастера искусства об искусстве.- М.: 1966, т.2.

6. Альбер-Ванель М. функции цвета // Материалы международного семинара "Колористика города -М.: ВНИИТАГ, 1990, т.2.-С.36-54.

7. Ананьев В.Г. Генезис сенсорных способностей.

8. Андрей 1ублев и его эпоха /Под ред. М.В.Алпатова.-М.: Искусство, 1971.- 283 с.

9. Андреев O.A., фомов JI.H. Техника тренировки памяти. Вторая ступень обучения технике быстрого чтения :Программа "Сатори".-Екатеринбург: "Несси-Пресс", 1992.-192 с.

10. Арнхейм Р. Образ и мысль // фительные образы: феноменология и эксперимент. ч.1.- /Душанбе, 1972.- С.31-50

11. Арнхейм Р. Искусство и вивуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.- 392 с.

12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод, пособие.-М.: й>юш. школа, 1980.- 363 с.

13. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С.Лебедева.-М.: Строй-издат, 1990.- 269 с.

14. Асмолов А. Г. ^Деятельность и установка.- М.: МГУ, 1979.-150с.

15. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.: Прогресс, 1980.- 528 с.

16. Бармаш O.A. старт без финиша //Техн. эстетика, №3, 1991.-С.10-14.

17. Барлас Т.В. Невербальные компоненты деятельности человека в системе отображения информации: Автореф. дис.канд. психол. наук.- М.: МГУ, 1984.- 16 с.

18. Бергер Э. История развития техники маслинной живописи.-М.: Изд. Акад. Худ. СССР, 1961.- 167 с.

19. Блонский П.П. Память и мыпление //Избр. пед. и психол. соч. в 2-х т.- М.: Педагогика, 1979, т.2.- 398 с.

20. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.- 207 е., ил.

21. Бондарев екая Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положение концепции воспитания в изменяющихся социально-экономических условиях.- Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991.

22. Бычков В.В. Византийская эстетика.—М. :Иск-во, 1977.-198 е.

23. Бычков В. В. Эстетическое значение цвета в Восточно-христианском искусстве. //Вопросы истории и теории искусства.- М.:1. Изд. МГУ, 1975.- 221 с.

24. Васильев И.А., По плужный Э.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1980.- 192 с.

25. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.- М.: МГУ, 1973.- 245 с.

26. Вербицкий A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. // Вопр. психологии.- 1987, Ж).- C.3I-39.

27. Виноградов Я.П. Проблема цвета в архитектурном образовании. //Архитектура СССР,- 1981, №10.- С.20-23.

28. Виноградов Я. П. Цветовое моделирование архитектурного пространства.: Дис.л. арх., в Эс т.-М.: МАРХИ, 1983.- Т.1. 191 о., Т.2.- 32 л. ил.

29. Волошинов А.В. Математика и искусство,- М.: Просвещение, 1992.-335 с.

30. Выготский Л.С, Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСШСР, 1960,-500 с.

31. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давццова.- М.: Пздагогика, 1991.-479 с.

32. Выготский J1.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Яро-шевского.- М.: Педагогика, 1987.-344 с.

33. Гагарин Б. Г. Спецкурс для учителей ИЗО // Техн. эстетика, № 9, 1987.-С.14.- 34. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии, №6, 1957.-С. 58-59.

34. Гальперин П.Я. Оперативные схемы мышления./ Рукопись.

35. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме "Формирования умственных действий и понятий" : Доклад.-М.: МГУ, 1965." 50 с.

36. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия: Теоретические проблемы познавательной деятельности человека /Доклад на Всерос. конф.- М.: МГУ, 1975.-С.28-35.

37. Гальперин П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания.-М.: Изд. Моск. ун-та, 1974.- 102 с.

38. Гальперин П.Я. Основные типы учения / Tes. докладов на 1 съезде Общества психологов. Вып. 1.- М.: Мед. АПН, 1959.-С.57-59.

39. Гаме so М.В. Знаковые модели и их роль в формировании умственных действий // Вопр. психологии.-1975.- №6.-С. 75-83.

40. Гйасс Дк., Стэнли Дк. Статистичесие методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976,-495 с.

41. Гончаренко H.ß. ГЬний в науке и искусстве.-М.: йзк-во, 1991.- 432 с.

42. Горбенко A.A. Акварельная живопись для архитекторов.-2-е И8Д., перераб. и доп. Киев.:фдивэльник, 1991.-72с.,ил.

43. Цюпиус В. Границы архитектуры.- М.: йск-во, 1971.-72с.

44. ГЪттсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пэр. с англ. Измайлова Ч.А.-М.: МГУ, 1982.-463 с.

45. ГУревич K.M., ГЬрбачева Е.И. Умственное развитие школьников; критерии и нормативы.-М.: Знание, 1992.-80 с.»(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология", № 1).

46. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986.- 240 с.

47. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы обучения).-М.: Педагогика, 1972.

48. Дерибере М. Прет в деятельности человека / пер. с франц.-М.: Изд. лит. по строит-ву, 1964.-184 с.

49. Деятельность: теории, методология, проблемы.-М.: Политиздат, 1990.-366 с.

50. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ддцактики / Под ред. М. А. Данилова и М.Н.Скаткина.-М.: Просвещение, 1975.-304 с.

51. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М.Бонгард-Левина.-М.: Шсль, 1989.-479с.

52. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты.-Л.-М., 1957, в 2-х т.,- Т.П.

53. Ефимов A.B., Виноградов Я.П., Бочкарева А.Г. Программа дисциплины "Архитектурная колористика ". -М.: МАРМ, 1989.

54. Ефимов A.B. Цвет в японской школе // Техн. эстетика, № 4, 1978.

55. Ефимов A.B. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: Дис. . канд. арх., 2-х т.-М.: МАРХМ, 1973, т. 1.-127 с.

56. Ефимов A.B. Колористика города.- М.: Стройиздат, 1990.-272 е., ил.

57. Лвдова Л. А. Дркор. искусство СССР.- 1970, № 11.-С. 36-43.59. ¿^равлев А.П. Звук ,и смысл: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов.-М.: Просвещение, 1991.-160 с.

58. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись.-М.: йзк-во, 1906.

59. Злнченко В.П., %"нипов В.М., Смолян Г.Л. Эргономические основы организации труда.-М.: %>гономика, 1977,-240 с.

60. Зинченко В.П., 1фнипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления // Вопр. психологии.-1973, №2.- С. 3-14.

61. Игнатенко A.M. Возрастные особенности памяти у учащихся среднего и старшего школьного возраста.- Автореф. дис. . кацд. психол. наук.- Л.: 1972.

62. Мвард К. Эмоции человека / Пер. с англ.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1980,-440 с.

63. Измайлов Ч.А., Соколов E.H., Черноризов A.M. Психофизиология цветового 8рения.-М.: МГУ, 1989.-206 с.

64. Измайлов Ч.А. Восцриятие цвета:Механизм и модели.-Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора психол. наук.-М.: МГУ, 1985.-400 с.

65. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение.-М.: Знак, 1981.-96 е.,ют.-(Сер. "Пздагогика и психология, № 6).

66. Кабанова-Меллер E.H. О роли наглдцного материала в процессах абстракцш м обобщения у школьников // Вопр. психологии,-1970, № 5,--С. 122-130.

67. Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологическое исследование,- Термез, гос. пед. ин-т: Ташкент, 1990.-105 с.

68. Кандинский В.В. Q духовном в искусстве.-JI.: Фэнд Ленинград. галерея, 1990.-68 с.

69. Киплик Д.И. Техника живописи. Маслянная живопись.- Л.: Изк-во, 1948, ч. Ш.

70. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-304 е.,ил.

71. Ковалев А.Г., Мясшцев В.Н. Психические особенности человека.// Способности.-Л.: 1960, т.2.

72. Коменский Я.А., Локк Д., fycco Ж.-Ж., Песталоцци И.Г./ Педагогическое наследие.-Сост. В.М.Кларин, А.Н.Туринский.- М.: Педагогика, 1989.-416 с.

73. Коменский Я. А. йвбранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунов а. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1982, т. 2,-57б с.

74. Коршунов Л.С., Дружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1989.-182 с.

75. Кравец В.Н. Колористическое формообразование в архитектуре.-Харьков.; Изд. "Вшца школа", 1987.

76. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф.Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Шсш. школа, 1982.-256 с.

77. Кузьмина Н.В. Мзтоды исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.

78. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников.// Вопр. психологии 1985,^1.

79. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. ЭДухиной. Методические материалы.-М.: ВНИИТЭ, 1990.

80. Леонардо да Винчи. О живописи и перспективе. Избр. произв. М.-Л., Т.2.-1935.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е- 168 -М.: Политиздат, 1977.-304 с.

82. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ, сер. Психология,- 1979, Ш2 , С. 3-13.

83. Дук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор.-М.: ШИОН, 1979.-37 с.

84. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.-Воронеж.: НПО "МОДЭК", 1993.-152 с.

85. Малевич К.С. )Нивопись и проблема архитектуры. В кн. К. Малевич (1878-1935). Городской музей, Амстердам 1989.-С.126-152

86. Материалы международного семинара "Колористика города"./ Сб. статей. М.: ВНШТАГ, 1990.-А) т. 1 294 е., В) т.2 - 368 с.

87. Мастера искусства об искусстве. А. &1ларетте. "Трактат об архитектуре" А) т.2 М.: 1966. Б) т.З- 1967.

88. Матье М.Э. Шкусство Древнего Египта.-М.: Изк-во, 1970,-200 с.

89. Мелик-Пашаев A.A. Светлотные отношения в детском изобразительном творчестве и их психологическая природа.-Новые исследования в психологии, Ш 2, 1980.-С. 73-77, М.: Педагогика.

90. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.й. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей дете^/ Новые исследования в психологии, № 2, 1981 .-С.49-53, М.: Педагогика.

91. Миронова Л.Н. Цветоведение.- Минск, йлсш. школа, 1984.-264- с.

92. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Пэдагогика, 1981.-240 с.

93. Неменский Б»М. Мудрость красоты: 0 проблеме эстетическог го воспитания.-М.: Просвещение, 1987.- '225 е.,ил.

94. Нечаев H.H. Психолого-Педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1988.- 166 с,

95. Нечаев H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вуэе.-М.: МГУ, 1985.-113.

96. Нечаев H.H. Проектное моделирование как творческая деятельность ( психологические основы высшего архитектурного образования ). Автореф. на соиск. уч. степени док. психол. наук.-М.; Изд. МГУ, 1987.-40 с.

97. Новиков Ф.А. Проблемы профессионального мастерства архитектора: Дис. . докт. арх-ры. В форме научного доклада.- В 3-х равделах. М.; МАРЖ , 1990 ШМШ комплексное реконструирование исторических городов. Разд. 1,2 360 е., разд. Зг 24 л.

98. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989.- 280 с.

99. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.; Шсш. школа, 1990.- 384 с.

100. Панов В. Г. Шоции. Ми<£ы. Равум.- М.: Шсш. школа, 1992.252 с.

101. Пздагогика высшей школы: Цикл лекций /Под. ред. П.М.Гапо-нова,- Воронеж: Воронеж, ун-т, 1977.- 176 с.

102. Пэченков В. В. Наследования индивидуальных психофизиологических различий в соотношении сигнальных систем //Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологиии дифференциальной психофизиологии.- М., 1976.

103. Шгулевский В.0. Мастерство как эстетическое понятие// Эстетические категории и искусство.- Кишинев: Штиинца,1989.-С. 3&-43.

104. Полевой В.М. Искусство Греции (средние века).- М.; Искусство, 1973.- 349 с.

105. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей//Вопр. психологии, №1, 1980.- С.101-111.

106. Полуянов Ю.А. Воображение и способности.- М., 1982.

107. Шлуянов JD.A. Методы изучения изобразительного творчества детей /Новые исследования в психологии, №2,- М.: Педагогика,1980.- С. 68-73.

108. Полуянов Ю.А. Методы изучения детского рисунка. Сообщение Ш. Анализ цвета //Новые исследования в психологии, №2 (25).1981.- С.5Э-60.

109. Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта.-М.: Мзк-во, 1985.-255 е., ил.

110. Пономарев H.A., Семенов H.H. Актуальные проблемы психологии творчества.// Вопр. психологии 1982, № 5, С.161-166.

111. Программа архитектурно-художественной подготовки для специализированных классов средней общеобразовательной школы. Отчет о научно исслед. работе./ Науч. рук. темы Н.П.Чуваргина.- Екатеринбург, Уральск. Арх.-худ. ин-т, 1993.- 254 с.

112. Прокофьев М. А. Проблема дифференциации обучения // Проблема дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе.-М.: 1987.

113. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала // Сб. научных трудов АН СССР. Шститут психологии.-М.: 1991.-236 с.

114. Щгчков A.C., Киселев A.B. Методика работы над натюрмортом.- М.: Просвещение, 1982.- 160 с.

115. Ревницкая Г. И. Зависимость реализации принципа сознательности от характера предмета усвоения. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: МГУ, 1984.- 16 с.

116. Решетова З.А. Шихологические основы профессионального обучения.- М.: МГУ, 1985.- 207 с.

117. Ростовцев H.H. Мзтория методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

118. Ростовцев H.H. Изтория методов обучения рисованию: iyc-екая и советская школы рисунка.- М.: Просвещение, 1992.- 240 с.

119. Ростовцев H.H. Учебный рисунок.- М.: Просвещение, 1965.

120. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1976.

121. Салмина Н.Г. Шды и функции материализации в обучении.-М.: МГУ, 1981.- Ш с.

122. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1988.- 288 с.

123. Способности и склонности: комплексные исследования /Под ред. Э.А.ГЪлубевой,- М.: Педагогика, 1989.- 200 с,

124. Олирнов A.A. Проблемы психологии памяти.- М., 1966.

125. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Лкшера. Методическое руководство. Вып. 2.- М.: ШИИТ0М Р., 1990.- 88 с.

126. Современный словарь иностранных слов.- М.: Т>усск. яэ., 1993.- 740 с.

127. Степанов А.В,и др. Архитектура и психология.- М.: Строй-иэдат, 1993.

128. Степанов A.B., Малахов O.A., Нечаев H.H. Введение в проектирование. Учеб. пособие.- М.: 1982.

129. Талывина Н.Ф. Управление цроцессом усвоения энания. Психологические основы.- 2-е изд., доп., иецр. М.: МГУ, 1984.-344 с.

130. Талывина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста //Политический музей. М.: Знание, 1986.- С.4-34.

131. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., )&хловский Л. Б. Дуги разработки про(|иля специалиста,- Саратов: Саратов, ун-т, 1987.- 176 с.

132. Тегоюв Б.М. Избранные труды. В 2-х т.- М., 1985.

133. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР.- М.: Дздагогика, 1989.- 320 с.

134. Тихомиров И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход.//Вопр. психологии, 1988, РЗ.138. 1Ульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления: Дис. докт. психол. наук.- Тарту: ТГУ, 1986.- 332 с.

135. Устинов А. Г. Японская модель дизайнерского образования. //Техн. эстетика.- 1986, №11.- С.22-26.

136. Фшш В. Проблема видеоэкологии городской среды.//Материалы международного семинара "Колористика города",- М.:ВНШГАГ, 1990.- а) т.1 С.55-60 ; б) т.2 - С.62-79.

137. Фомина Н. Московский центр художественной культуры и образования //йзкусство в школе.- 1993, i5.- С.7-9.

138. Хан-Магомедов С.О. Психоаналитический метод Н.Ладовскогооснова цропедевтической дисциплины "Пространство" во BJC/"TEMACe~ ВХУТЕШэ //Техн. эстетика.- 1982, №4.- С.27-32; №7- С.24-29.

139. Шпара П.Е., Шпара И.П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования.- &-е ивд., перераб. и доп.-Киев: Шща шк. Головное иэд., 1989.- 247 е., ил.

140. Шзмякин Ф.Н. Мысль и слово //Тез. докладов на 1 съезде общества психологов.- М.: Ивд. АГ1Н, 1959, вып. 1 С.96-100.

141. Школа созерцания. Ив опыта эстетического воспитания sa рубежом // Декор, иск-во СССР.- №8, 1971.157. фьев Ф.И. Цвет в искусстве книги.- Киев: Шща шк., 1987.- 246 с.

142. Якиманская И.С. Обравное мышление и его роль в обучении (школьников) //Сов. педагогика.- 1983, №2.- С.15-18.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.