Китайская реалистическая живопись XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Чэнь Чжэнвэй

  • Чэнь Чжэнвэй
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 215
Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2006. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чэнь Чжэнвэй

Введение. Обзор литературы.

Глава I. Искусство Востока и Запада: пути взаимодействия.

Глава II. История китайской живописи начала XX века.

2.1. История китайской живописи конца XIX - XX веков.

2.2. Анализ творчества художников первой половины XX века. а). Сюй Бэйхун. б). Янь Вэньлян.

2.3. Выводы по второй главе.

Глава III. Влияние русского реализма на китайскую живопись второй половины XX века.

3.1. Традиции русской реалистической школы в китайской живописи

1950-1979 годов.

3.2. Анализ творчества художников второй половины XX века: а). Цюань Шаньши. б). Ли Тяньсян.

3.3. Выводы по третьей главе.

Глава IV. Современная китайская живопись (1976 - 2000 гг.)

4.1. Общая характеристика современной китайской живописи.

4.2. Анализ творчества художников-реалистов конца XX века: а). «Новый классический реализм»: Цзинь Шани, Ян Фэйюнь Чжан Ли б). «Деревенский реализм»: JIo Чжунли, Чэнь Даньцин,

Ай Сюань. в). Импрессионистические тенденции: Сунь Вэйминь. г). Символические тенденции: Го Жэньвэнь,

Се Дунмин, Гун Лилун.

4.3. Выводы по четвёртой главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайская реалистическая живопись XX века»

Географическая поляризация Востока и Запада обусловила характер и особенность культур этих больших историко-культурных зон. В различные исторические периоды взаимоотношения между Западом и Востоком складывались по-разному: от глубокого неприятия до установления диалогических отношений и обмена информацией о культурных инновациях в различных сферах жизнедеятельности. В художественной жизни - ориентализм в культуре Западной Европы сменялся почти полным культурным "переводом" западноевропейских модернистских направлений в искусстве Китая, Японии, Кореи. Нужно отметить, что диалог Запада и Востока имеет исторические корни Настоящая диссертация посвящена истории китайской реалистической живописи конца XIX - XX веков. В процессе исследования мы обратимся не только к её историческим корням и национальной специфике, но и к тем влияниям западноевропейского и русского искусства, без которых её облик был бы иным.

Существует весьма большой корпус литературы, преимущественно на китайском языке, посвящённой китайской традиционной живописи тушью. Не сосредотачивая внимания на изданиях энциклопедического характера, мы остановимся преимущественно на работах авторов, пишущих о китайской реалистической школе в контексте западно-европейских и русских традиций масляной живописи. Важнейшим источником являются также письменные свидетельства о своём творчестве самих художников.

В 2002 году вышло фундаментальное издание Чжао Ли и Юй Дин «История китайской живописи 1542 - 2000»1. В нем исследуются кардинальные изменения в китайском искусстве XX века, произошедшие не только под влиянием социально-экономических факторов, но и в связи с большей открытости китайской культуры этого периода влияниям извне. И первенство в этом ряду принадлежит, конечно, Западной Европе и России. Изменения происходили на всех уровнях: от жанрово-тематического до стилистического и технического. Трансформации подвергались и основные эстетические принципы китайского искусства. В связи с этим, в китайской живописи появляются не только новые сюжеты, но и новые герои. Авторы останавливаются и на теме художественного образования, его реформирования на протяжении всего XX века. Предлагают они и свою хронологию китайской живописи новейшего времени. Первый этап - конец XIX века, характеризуется обращением к западноевропейской технике масляной живописи и одновременно стремлением не потерять свое лицо, создать свой художественный язык. Второй этап - начало XX века - 60-е годы XX века. Это период активной преподавательской деятельности в Китае зарубежных мастеров, обучение за границей китайских художников, время становления реалистического метода в живописи. Третий этап - это 70-80-е годы XX века и до наших дней. Новая попытка плодотворного синтеза национальных и западноевропейских традиций живописи. Многообразие стилей и художественных методов. Китайское искусство активно включается в мировой

1 Чжао JIil Юй Днн. Словарь югпшскоп живописи в 1542-2000 гг. Хунань, 2002.

ЙЯ &Т ±т (ФШМ'ТЙ 1542—2000* fiijffl 2002'4художественный процесс.

Шуи Тяньчжун в своей книге «История искусства и человек»1 останавливается, главным образом на причинах и способах проникновения в Китай художественной культуры Запада и традиций западноевропейской масляной живописи. Важнейшими он считает следующие факторы: миссионерская деятельность европейских проповедников, торговые связи, изменения в художественном образовании Китая, деятельное участие в педагогическом процессе европейских и русских мастеров.

Шуи Тяньчжун полагает, что основные этапы развития китайской живописи XX века можно представить через преемственность поколений наиболее одарённых мастеров. Так первое поколение художников представляют Сюй Бэйхун, Линь Фэнмянь, Лю Хайсу, второе - Гуань Чжун, Ло Гунлю, Су Тяньси, Фэн Фаси - это живописцы, которые с 1940-х годов обучались у старшего поколения художников. К третьему поколению автор причисляет: Цзинь Шани, Чжань Цзяньцзинь, Хэ Кундэ, Цюнь Шаныии, Вэнь Липэн. Эти мастера жили во время «культурной революции», получили образование в эпоху социализма, когда ведущим в искусстве был реалистический метод. Следующее поколение художников - Ло Джунли, Чжэнь Даньцин, Эй Сюань, Чэн Суньлинь, Ян Фэй юань, Синь Вэйши - чье творчество приходится на время преобразований и более открытой политики в отношении других государств, что не могло не повлиять на формирование их художественного языка. С 1980-х годов

1 Шуи Тигискун. История, искусство и человек. Гуйлннъ, 2001. ТК^Ф <№5£. Ш*. 2001 % творчество многих китайских живописцев характеризуются притоком новых зарубежных влияний, многообразием художественных методов и стилистик, когда реалистический метод теряет свою монополию в художественной жизни Китая.

Чрезвычайно значимой фигурой в китайском искусстве не только первой половины, но и всего XX века является известный живописец и педагог Сюй Бэйхун. Многие искусствоведы именно с него начинают историю китайской реалистической живописи новейшего времени. Существует множество монографий и статей, посвященных этому мастеру. Мы остановимся на наиболее значимых, а также на критическом наследии самого художника. Начнём с издания на русском языке - книга Н.А.Виноградовой «Сюй Бэйхун»1. Помимо сведений биографического характера, автор подробно анализирует систему жанров в творчестве Сюй Бэйхуна, где удивительным образом переплетаются устойчивые формулы традиционной китайской живописи и наследие западноевропейского искусства. На примере конкретных работ Н. А.Виноградова показывает мастерство и тонкость сплавления столь, казалось бы, разных тенденций, стремление Сюй Бэйхуна не слепо перенять, а именно обогатить национальное искусство иными выразительными приёмами и техниками.

Очень точно характеризовал мастера, его соратник, известный художник л

Фэн Фаси . Он также отмечал в произведениях Сюй Бэйхуна удивительный

1 Виноградова Н. А. Сюй Б-зшун. М., Изобранггсльное искусство, 1980. " Фзн Фасы. Живописный реалнег, Сюй Блкун - наш учитель И Искусство. 1954, Лг9. ЯШЕ ИЩ. 1954 ^,№9 синтез традиционного китайского реализма и западноевропейской классической техники, глубокие национальные корни и виртуозное мастерство. Он также выделяет Сюй Бэйхуна как удивительного мастера реалистического психологического портрета.

Сам Сюй Бэйхун писал: «Прежде всего художник должен обратить внимание на форму предмета, потом исследовать конкретные детали, постоянно думая о соотношении части и целого. При этом, очень важным является то, что предмет должен существовать в пространстве»1. Будучи не только прекрасным художником, но и глубоко излагавшим свои мысли педагогом, он подводит итоги многих своих исканий в книге «Усовершенствование метода китайской классической живописи», которая стала важнейшим пособием для многих китайских художников.

Важную роль в формировании китайской реалистической школы сыграли не только западно-европейские, но и русские традиции. Так выдающийся живописец Ай Чжунсинь отмечал: «Русское реалистическое искусство, особенно в области живописи, добилось больших успехов. Оно тонко и точно отразило жизнь современного человека, с её счастьем и горем, разочарованиями и радостью. Но не надо путать простоту с доступностью. Часто в соединении простых предметов, в незамысловатости ситуаций кроется исповедь художника, его сложный и откровенный разговор со зрителем»3.

1 Чжан Юйнн. Записи у Сюй Бэйхуна. Чжэнчжоу, 2003, с.95-96. жжз? шжшгяа m 2ооз.С959б

1 Сюй Бэйхун. Реформа юггайсюй классической живописи. Пекин, 1918, с.174 я?®» «Фниаагзгш т, i9i»,c.i74

3 Ай Чжунсинь. Русская живопись.// Искусство. 1954, №11, с.47. хФШ // 1954 №11, с47

Автор призывает серьёзно и скрупулёзно изучать русскую живопись. Другой художник, Цинь Шан И также высоко ценит русское реалистическое искусство, при этом вспоминая большого педагога и художника К.М.Максимова, чьи заслуги в формировании системы художественного обучения в Китае и воспитании целой плеяды художников, сложно переоценить1. Он преподавал в Пекинском художественном университете с 1955 года. К.М.Максимов призывал всесторонне исследовать предмет, при этом обращать внимание не только на внешний, цветовой план, но и на его форму, структуру, контур. Выявление сущности изображаемого предмета - вот цель настоящего художника2.

Замечательный искусствовед Ван Чжун также не обходит стороной вопрос освоения китайским искусством реалистических традиций, осмысляя его в философском ключе3. Так, самой сущностью этого метода он считает равновесие эстетического начала и реальности, реальных фактов. Реализм является таким способом выражения, когда художник может явить миру своё мировоззрение, свой взгляд на человека и его место в мире.

Нужно отметить также, что существует большое количество альбомов, посвящённых отдельным художникам, к которым мы обратимся уже в самом тексте диссертации.

В процессе развития китайская живопись XX века гармонично Цишь Шани, Инь Шуансн. Происхождение и развитие юпапскоп современной живописи.// Итучение искусства. 2000, >°2, с28 и®, тяж // и*«я.2ооо*р,№2,с2»

2 Максимов К. М. Живопись и преподавание живописи.// Искусство, 1957, №1, С.34.

Ц&ШК №тШшШ¥} // It*, 1957*F,№I,C34 ^ Взн Чзсч!. Вслжэя ^сскзя •хзлиспгюскзя живопись.!! Hckvccteo 2005 Х2З С. 25-27, Eft // Ш, 2(Ю5^,№3,С.2527 переработала не только западно-европейские, но и русские традиции, при этом не лишившись своего оригинального лица, не отказавшись и от национального наследия.

В итоге, можно сказать, следуя за критиком И Чжунтянь, что сущностью искусства является его гуманистическая природа, стремление объединить людей, помочь им найти общий язык1. И китайская реалистическая живопись XX века также способствует этом}' взаимопониманию.

Актуальность работы обусловлена необходимостью полного и целостного анализа китайской живописи XX в. Акцент в диссертационном исследовании, в основном, делается на истории развития реалистической китайской живописи, которая в минувшем столетии, как в Западной Европе, так и в Китае, претерпела значительные изменения и оказалась менее востребованной, чем, например, нефигуративная живопись. Поэтому представляется особенно своевременным обращение именно к традициям реалистической живописи, имеющей долгую историю в развитии искусства и, обращенной, главным образом, к миру повседневности, миру вещей, отражающему взаимоотношения человека и окружающей его действительности. Особое внимание в исследовании уделяется истории формирования масляной живописи в системе китайского искусства, заимствованной и адаптированной китайскими художниками к местному культурному полю. Заявленная в исследовании тема представляется актуальной еще и потому, что в современном

1И Джутгтхнь. Обсуждение основных закономерностей искусства. // Искусство, 2002, №4, С. 79-80. ЙФЖ икъ, 2002%, Л°4, С. 7980 мире, где возрастают тенденции глобализации, движение культур навстречу друг другу, момент узнавания и изучения «других» культур является непременной предпосылкой для выстраивания диалогических отношений. Диалог китайской и русской культур имеет длительную историю. Многие выдающиеся современные китайские художники, уже по праву называющиеся классиками, обучались в художественных вузах России и СССР. Среди них Цюань Шаныыи, Сяо Фэн, Ли Тяньсян, Го Шаоган, Чжан Хуацин, Линь Ган, Ван Дэвэй, Цннь Чжэн, Гао Хун, Хэ Кундэ, Ван Лючю. Традиции русской реалистической школы оказали сильнейшее влияние на развитие китайской реалистической живописи. Изучение механизмов взаимодействия искусства различных культур дает возможность проследить историю взаимоотношений национальных культур, шире - цивилизаций, подтвердить или опровергнуть тезис известного американского социолога и политолога С. Хантингтона о предстоящем столкновении цивилизаций.

Степень разработанности. Теоретической основой исследования послужили работы Ли Тянсяна и Чжао Юпина. История современного китайского искусства наиболее полно освещена в исследованиях Шуи Тян чжуна и Цзинь Шани, Мо Сяое и Сюй Бэйхуна, Ли Цао. Концепции П.П.Чистякова и К.М. Максимова на природу русской и советской реалистических школ, принятые в качестве методологии большинством китайских художественных вузов, и, в целом, определившие художественный «почерк» нескольких поколений китайских художников-реалистов XX века, также принимались во внимание и анализировались при рассмотрении развития китайской реалистической живописи середины века, когда особенно наглядно прослеживается влияние русской реалистической школы на китайскую живопись.

Объект исследования: китайская живопись XX века.

Предмет исследования: китайская реалистическая живопись XX века.

Цель работы - 1) рассмотреть основные этапы развития китайской живописи XX в.; 2) показать, как диалог восточной и западной культур, разворачивающийся в историческом пространстве, воспринимается и воплощается в творчестве разных художников; 3) определить, как проявляется влияние западно-европейской и русской живописи на китайскую; 4) показать, каким образом тип мышления, мировоззрение, атмосфера эпохи, обусловливают выбор как живописной техники, так и тематики работ.

Задачи исследования:

1. структурировать и систематизировать корпус материала изопродукции, отвечающей теме заявленной работы;

2. проследить историю формирования масляной техники в истории китайской живописи;

3. проанализировать влияние художественной техники на манеру письма;

4. проследить на основе истории китайского искусства влияние национальных художественных реалистических школ (Франции, России) на сложение, с одной стороны, китайской реалистической живописи, с другой - на развитие масляной техники в живописи Китая, и, наконец. на соотношение традиционной техники китайского классического искусства и масляной техники реалистической живописи, сложившейся под влиянием экзогенных факторов, являясь, в свою очередь, своеобразным культурным заимствованием;

5. выявить и проанализировать основные тенденции в истории китайской живописи XX века;

6. определить роль и место реалистической живописи в контексте модернистских и постмодернистских направлений, течений в истории китайского искусства двадцатого столетия.

Методологическую основу работы составляет ряд методов: сравнительно-исторический метод, позволяющий провести сравнительную характеристику развития культуры Запада и Востока и определить, таким образом, степень индивидуального и общего, глобального, в развитии художественной культуры, а именно -китайской живописи XX века.; конкретно-исторический метод, исследующий особенные черты того или иного исторического периода и определяющий характерное в истории китайской реалистической живописи определенного периода; биографический метод, дающий возможность проследить творческую эволюцию того или иного художника, применяется при анализе творчества ряда китайских мастеров;

Герменевтический и сравнительно-стилистический методы, позволяющие истолковать, интерпретировать «творческую интуицию» китайских художников, исходя из определённой стилистической заданносги и обусловленности культурной ситуации ментальносгью эпохи.

Источниковедческая база работы:

- изопродукция.

- научные публикации (монографии, статьи, доклады, материалы конференций), отвечающие заявленной в диссертации теме.

- периодические издания: газетная и журнальная периодика.

- справочно-энциклопедические издания, связанные с темой диссертационного исследования.

Научная новизна:

- впервые сделана попытка целостного исторического анализа китайской живописи XX в.;

- выделены доминирующие тенденции в истории современной китайской живописи («новый классический реализм», «деревенский реализм»);

- рассмотрена история формирования китайской реалистической живописи;

- рассмотрена история масляной живописи в Китае в контексте культурного диалога Запада и Востока;

- проанализированы работы современных китайских художников-реалистов.

Положения, выносимые на защиту:

- китайская реалистическая живопись сформировалась под влиянием русской и французской художественных школ;

- реалистическая масляная живопись в XIX века в Китае объединяет традиции западноевропейской живописи (техника, манера письма) и классического китайского искусства (тематика работ, сюжетный репертуар); в середине и конце XX века представляет культурный перевод модернистских направлений западноевропейского искусства или традиций соц-арта;

- история китайской живописи XX века отражает социокультурную ситуацию в стране и является своеобразным историческим источником, свидетельством исторических трансформаций китайской культуры;

- китайская реалистическая живопись представляет собой чрезвычайно многосторонний и многосоставный феномен развития китайской живописи XX века, обозначая определенные изменения в реалистической манере письма, которые так или иначе детерминируют с историческими, социо-политическими условиями: реалистическая живопись периода «культурной революции» и реалистическая живопись конца XX века указывают на существование разных возможностей использования этой техники для выражения тех или иных эстетических идеалов.

Теоретическая значимость работы. В диссертации рассматриваются малоизученные аспекты развития истории китайского искусства XX века, выявляются ведущие тенденции, определившие общую картину художественной жизни Китая прошлого столетия. Целостное исследование истории, главным образом, китайской живописи минувшего столетия в ее взаимосвязи с социополитическим, культурным климатом эпохи дает возможность отметить ключевые идеологические, мировоззренческие повороты в истории китайской культуры, обозначившие, точнее задавшие ценностные доминанты в формировании эстетического идеала эпохи, определяющегося уже тем объемом и набором художественных средств, которые оказываются востребованы, необходимы для его реализации. Ретроспективный анализ истории живописи XX века также дает возможность проследить степень общего и индивидуального в формировании художественного климата Запада, Востока и России, проанализировать влияние традиций преобладающей на том или ином историческом отрезке национальной художественной школы Китая на искусство иных стран и регионов.

Практическая значимость работы. Результаты диссертации важны для последующего искусствоведческого и культурологического изучения искусства Китая XX века. Материалы исследования могут быть использованы при составлении школьных и вузовских курсов, ориентированных на изучение мировой истории искусств; в качестве источниковедческой базы для исследований в области истории искусства, социологии искусства, мировой художественной культуры. Выявление закономерностей влияния социокультурной ситуации в стране на развитие истории художественной культуры, например, истории китайского искусства эпохи «культурной революции», может быть использовано при разработке программ по культурной политике, при определении механизмов соотношения официального и неофициального искусства в различные периоды истории китайской культуры. Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и прилагаемого к диссертационной работе иллюстративного материала. Общий объем диссертации вместе со списком литературы и списком иллюстраций составляет 170 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Чэнь Чжэнвэй

4.3. Выводы по четвёртой главе.

Таким образом, в китайской реалистической живописи второй половины XX века сформировались два наиболее сильных направления, представленных «Новым классицистическим реализмом» (Цзинь Шани, Ян Фэйюнь, Чжань Ли) и «Деревенским реализмом» (Ло Чжунли, Чэнь Даньцин, Ай Сюань). Символические и импрессионистические тенденции в творчестве ряда китайских художников-реалистов свидетельствуют о различных способах интерпретации и создания образов, которые могут быть выражены или символически, отражая множественные, полисемантические пласты даже

Ч-ХФ ±« сфнжтег^а»АИ-^Ж) mt 1995 * 15. и. о. им

Шуи Тиюскун Обзор современного китайского нскусстваГун Лилун. Наньнинь, 1995, С13, 14, 15, 21. самых обычных, повседневных явлений, или импрессионистически, запечатлевая оттенки природных состояний. Очевидно, что и символические, и импрессионистические тенденции в китайской реалистической живописи второй половины XX века являются художественно переосмысленными реминисценциями аналогичных направлений в западноевропейской живописи второй половины и конца XIX века.

Творчество китайских художников-реалистов третьей четверти и конца XX века отмечено влиянием не только русской реалистической школы, что характерно для развития реалистической живописи в Китае в середине века, а впитывая традиции самых разнообразных реалистических школ (и западноевропейской, в том числе), синтезируя их, определяя наиболее предпочтительные и гармоничные для китайской художественной культуры творческие решения, и, что можно считать наиболее важным поворотным историческим моментом в формировании реалистической школы в китайской живописи XX века, обращение нового поколения китайских художников-реалистов: Цзинь Шани, Чжан Ли, Го Жэньвэнь - к традициям местной реалистической школы, которая сформировалась как целостный культурный феномен именно в XX веке благодаря педагогической и творческой деятельности китайских художников, просветителей и подвижнической деятельности приглашенных педагогов, художников, также внесших большой вклад в становление реалистической школы в китайской живописи.

Заключение.

История китайской реалистической живописи XX века занимает определенное, по праву заслуженное ею место в развитии истории китайской живописи минувшего столетия. Становление реалистической школы живописи Китая было продиктовано прежде всего необходимостью «приблизить» живопись к жизненным реалиям, необходимостью выражения нового «жизненного мира» китайцев динамичного двадцатого века, кардинально отличающегося от жизненного уклада и, соответственно, ценностного наполнения повседневности предшествующих эпох, культура которых в своей основе оставалась традиционной.

Первые образцы реалистической живописи - западноевропейской -появились в Китае во многом благодаря миссионерской деятельности итальянских католических проповедников, направленных с миссией в Японию, и в Китай. Но, как это бывает в истории, культурный проект может принести совершенно непредвиденные последствия в исторической динамике этой культуры. Так и случилось в китайской культуре: христианские ценности не оказались востребованы и восприняты, но техника масляной живописи, алтарные образы христианских святых, написанные реалистически, заинтересовали китайских мастеров, которые попытались осмыслить и использовать приемы западноевропейской живописи в китайском искусстве. Нужно отметить, что развитие реалистической живописи в Китае было осложнено очень сильной и доминирующей позицией китайской классической живописи, которая имела богатую историю становления в китайской культуре и отвечала ментальным, базисным чертам китайской традиционной культуры.

Реалистическая живопись Китая на начальных этапах своего формирования синтезировала традиции западноевропейской реалистической школы в живописи и традиции китайской классической живописи. Этот симбиоз проявлялся прежде всего в том, что китайскими художниками осваивалась масляная техника, до приезда итальянских миссионеров в Китай не знакомая местным живописцам, реалистическая живопись. Так как китайская традиционная живопись в своей основе декоративна, тематический репертуар, механизмы его выражения, композиционное построение и, в целом, способ заполнения живописного пространства, оставались прежними, т.е. соответствующими лучшим образцам китайской классической живописи тушью. Это была та же китайская классическая живопись, изменился только материал.

Если говорить о веке XX, то в его начале определились две основные тенденции. С одной стороны - синтезирование традиций классической китайской живописи и традиций реалистической школы западноевропейской живописи. Однако, это ни в коем случае не было механическое калькирование другого «художественного языка», скорее попытка обновления своих национальных традиций с помощью иного инструментария, иных приёмов. С другой стороны - удивительно тонкое и внимательное «впитывание», изучение традиций «Другой» культуры. Эти две основные тенденции, доминировавшие в начале века, в большей или меньшей степени сохраняются на протяжении всего XX века, определив развитие истории китайского искусства минувшего столетия.

Следующий виток в формировании и становлении китайской реалистической школы в живописи был предопределен исторической ситуацией. Востребованность реалистического искусства, как правило, отражает очень глубокие трансформации в социально-экономической жизни общества, для выражения которых еще не найдены созвучные формы и способы выражения в художественной культуре - изобразительном искусстве, литературе, музыке, -то есть не изобретен еще адекватный данной ситуации художественный язык и реализм здесь выступает объективным бесстрастным фиксатором исторических метаморфоз культуры; или, напротив, когда тоталитарной или абсолютной власти необходимо увековечить себя в национальной истории. В китайской живописи развитие реалистической живописи было подготовлено целым рядом исторических и социальных предпосылок, которые актуализировали творческие искания китайских художников-реалистов.

Благоприятным обстоятельством, интенсифицировавшим и во многом направившим развитие китайской реалистической школы в живописи XX века стало совместное плодотворное творчески-педагогическое сотрудничество КНР и СССР, китайской и русской культуры, китайской и западноевропейской культуры.

Таким образом, китайская живопись второй половины XX века отмечена развивающейся и преобладавшей в это время в художественной жизни Китаяреалистической тенденцией. Нужно сказать, что именно русская реалистическая школа определила основное направление развития китайской реалистической живописи второй половины XX века. Творчество таких художников, как И.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков было чрезвычайно значимо для многих китайских художников-реалистов. Методическая система П.П. Чистякова стала теоретической основой для большинства методических разработок китайских художественных вузов. Неоценима в становлении китайской реалистической школы заслуга К.М. Максимова, открывшего свою художественную мастерскую, которую закончили многие талантливые китайские художники-реалисты, и сформировавшего систему методических установок обучения живописи в специализированных учебных заведениях КНР.

В этот период, наряду с живописными работами, спекулирующими псевдоценностями, псевдоправдой, представляющими собой стандартную «продукцию», отвечающую требованиям власти и ее представлениям о самой себе, появились удивительные по своей глубине и проникновенности реалистические работы Цюань Шанши и Ли Тянсяна. С творчества этих художников начинает новый этап в развитии реалистической живописи в Китае, отмеченный влиянием русской реалистической школы, но многосторонне, разнообразно истолковавший традиции русской реалистической школы, адаптировавшей их к местной культурной почве, имеющей многовековую культурную историю. Творческая эволюция вышеназванных художников дает пример удивительного симбиоза традиций таких, на первый взгляд, разных культур, как китайская и русская.

Вторая половина XX века в истории китайской реалистической школы явилась решающим периодом еще и потому, что она определила основные позиции, которых должен придерживаться художник-реалист. Эта методологическая «подсказка» оказалась чрезвычайно важна в последней трети XX века, когда в результате смены политической линии развития страны, Китай имел возможность познакомиться с современными культурными достижениями Западной Европы, привнесшими в культурное пространство Китая как новую волну свежести и свободы, так и некоторый хаос и дилетантское экспериментаторство.

Очередным этапом в истории китайской реалистической живописи -своеобразной проверкой на «историческую устойчивость» китайского реализма - явилась последняя треть двадцатого века.

В этот период в китайской реалистической живописи второй половины XX века сформировались два наиболее сильных направления, представленных «Новым классицистическим реализмом» (Цзинь Шани, Ян Фэйюнь, Чжан Ли) и «Деревенским реализмом» (Ло Чжунли, Чэнь Даньцин, Ай Сюань). Символические и импрессионистические тенденции в творчестве ряда китайских художников-реалистов свидетельствуют о различных способах интерпретации и создания образов. Очевидно, что и символические и импрессионистические тенденции в китайской реалистической живописи второй половины XX века являются художественно переосмысленными реминисценциями аналогичных направлений в западноевропейской живописи второй половины и конца XIX века.

Творчество китайских художников-реалистов третьей четверти и конца XX века - Сунь Вэйминь, Го Жэньвэнь, Цзинь Шани - отмечено влиянием не только русской реалистической школы, что характерно для развития реалистической живописи в Китае в середине века, а впитывая традиции самых разнообразных реалистических школ (и западноевропейской, в том числе), синтезируя их, определяя наиболее предпочтительные и гармоничные для китайской художественной культуры творческие решения, и, что можно считать наиболее важным поворотным историческим моментом в формировании реалистической школы в китайской живописи XX века, обращение нового поколения китайских художников-реалистов к традициям местной реалистической школы, которая сформировалась как целостный культурный феномен именно в XX веке благодаря педагогической и творческой деятельности китайских художников, просветителей и подвижнической деятельности приглашенных педагогов, художников, также внесших большой вклад в становление реалистической школы в китайской живописи минувшего столетия.

Именно в конце века время границы между культурами, как географические, так и временные, значительно сократились благодаря созданию Интернета, более открытой и либеральной политики ряда государств культурный обмен между различными странами стал более тесным и информационно разнообразным. Информация самого различного характера оказалась воспринятой жителями разных стран и культур, многие из которых оказались неподготовленными к такому информационному хаосу. Глобализационные тенденции, сметающие экономические границы и стабилизирующие единые направления в социальной политике стран, «втянутых» в глобализацию, ставят перед локальными культурами вопрос сохранения и удержания культурного наследия от стандартной глобальной культуры, которая в своей основе восходит к массовой американской культуре, причем к одной из ее составляющих -американской молодежной массовой субкультуре. В этих исторических условиях локальным культурам жизненно необходимо совершить свой исторический выбор, который определит исторический сценарий развития данной культуры. Китайская культура имеет многовековую историю, в которой критические этапы уравновешивались периодами национального культурного возрождения. Думается, что для современной китайской культуры, в частности художественной культуры, столь разнообразной, переполненной "кальками" с западноевропейских художественных направлений постмодерна и постпостмодерна, реалистическая школа в живописи, сохранившая традиции китайской реалистической живописи прежде всего в восприятии идеала красоты, в моменте восприятия прекрасного, - является платформой исторической устойчивости для китайской национальной культуры.

В итоге, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что до сих пор не было больших публикаций по исследованной проблеме взаимодействия и взаимовлияния китайской, западноевропейской и русской живописи. В связи с этим в диссертации подробно рассмотрены этапы (по десятилетиям) этого взаимного тяготения, зависящего в том числе и от социально-политической ситуации в Китае, России и других странах, создавшего определенную специфику художественного процесса в этих странах.

В диссертации также были определены, со ссылками на статьи ряда китайских авторов, наиболее талантливые художники-китайцы, работающие в разных направлениях современного искусства, а также на протяжении всего XX века. Это Сюй Бэйхун, Янь Ванлян, Цюань Шаньши, Ли Тяньсян, Цзинь Шани, Ло Чжунли, Сунь Вэйминь, Го Жэньвэнь и многие другие.

Наследие мастеров проанализировано и оценен их вклад в многогранное искусство Китая нового времени, вплоть до наших дней.

157

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чэнь Чжэнвэй, 2006 год

1. Ай Сюань jt Ай Сюаиь. $Т». Чжэцзян: Искусство, 2002.

2. Ван Баоши ЗЕ i Словарь искусства СССРперевод с русского языка. «№ ft Ш % it % Я »). Ухань: Наука, 2000.

3. Ван Синь iE зЙ История китайского искусства. «Ф Ш 2 ^ Шанхай: Искусство, 1989.

4. Ван Чжун 3: № Совершенствовать человеческое искусство, чтобы достичь до единства истины, доброты и красоты. «Ж А Ш 2 /fc j§l

5. Ш». Пекин: Искусство, 2001, №7,с.зз.

6. Ван Чжун ZE № Китайское современное искусство. « Ш it" Й t I ^ ^ 2 Пекин: Искусство, 2002.

7. Ван Чжун , Ли Тяньсян ЗЕ A W- Произведения китайских реалистических живописцев должны совершенствовать и достичь до мирового высокого уровня. «ФШШшШШЁШ & 4Ш И А Ш it Ж Щ % И Ш Ч М ¥ # Ш а & £ 5с» Пекин: Искусство, 2004, №12, С.42 - 51.

8. Ван Чжун, Мыльников А. А. I /К М % А Совершенствовать реалистическое искусство 21 века диалог китайского и русского художников.щ ш X А т 2 # й № А Ж £ ± X щ Ш -22 ^ $ й». Пекин: Искусство, 2004, №12, С. 62-79.

9. Ван Чжун, Цзинь Шани j£ $ iS Совершенствовать великий реализм -в ночной конференции по поводу художественного реализма. «ЖШ1. Ш Ш Ъ ff "Ж % ± X" ¥

10. Ш Пекин: Искусство, 2005, С. 16-27.

11. Ван Цзэцин ЗЕ ffi fX Взгляды Сюй Бэйхуна на искусство и науку. «ШтШ ¥4 Й # 5 Щ Пекин: Искусство, 2003.

12. Ван Чжихэ I }q М Будущее искусство. fft Пекин:пекинский университет, 1991, С.22.

13. П.ВанЧжэнь ЗЕ Щ Великий художник Сюй Бэйхун. «Ш Ш1. Цзянсу: Искусство, 1991.

14. Ван Шилянь 3L ^ Ш Система образования рисунка в русском художественном институте. «# МШШШ^^Ш^^ШШШ

15. Й S&ftJ Ш Ш» Пекин: Искусство, 1954.

16. Ван Шубай Э: Ш Й Введение китайской культуры 20 века. «20 1Й Ф Ш X it 3t тй» Пекин: Молодежь, 1999.

17. Виноградова Н. А. Сюй Бэйхун. Москва: Изобразительное искусство, 1980.

18. Виноградова Н. А. Малая история искусство. М., 1979.с11152

19. Вэй Чуаньи Ш № X Уважать народа, уважать искусство беседа художников в пекинском художественном университете. ЖАК, W-Ж

20. Ж Ш т ф * Ш и ц Ж щ Ж * $Й ili ¥ т Ш. Ш £ & 521. Пекин: Искусство, 2002.

21. ГаоМан Ш Ш Очерк русского искусства. «Ш ^ М Ш ^ Ш »Пекин: Народная литература, 2005.

22. Гу Цзяи Ш Ж Ш Введение искусства, «if Ш т£ Ш Ш» Шэньян:1. Искусство, 2002.

23. Дэн Сяочжи, И Чжунтянь ^ (Ш Ф ^ Тон жёлтый и синийсравнение китайского и русского искусств, «й Ж R"! — Ф Щ Ц

24. Ш i£». Пекин: Народная литература, 1999.

25. Ду Баоцан S И Изучать систему рисунка Чистякова. ^ If f I Й S й Ш» Пекин, 2002, С. 106.

26. Дун Сивэнь ШЩ)~$С Исследовать технику китайской живописи и стиль китайского стиля. «М. Ф Ш Ш Ш Ш ^ Ш % Ш Ш ?Й 0 Ф Ш Д »Пекин: Искусство, 2003,С.55.

27. Дун Сивэнь Ш # Вопрос о живописного колорита. 0 fe Й Ш» Пекин: Искусство, 2003, С.59.

28. Е Лян, Пэн Фэн Щ, Ш> Искусство и китайское общество. Ф ||± Тяньцзинь: Народ, 1996, С.211.

29. И Чжунтянь Ja Ф Л Теория человеческого искусства поиски народа. «А Ё) i i - А Ш ¥ Ш Ш»Шанхай: Искусство, 2001.

30. И Чжунтянь Ja Ф Обсуждение о закономерности искусства. <ай # Ш»Шанхай: Искусство, 2002, С.78.26. .Кроссман К. (carl L crossmann) Китайская живопись в контексте межнационального художественного рынка. (ФЩрШФШ^И)) -Софтлэндь, 1991, С. 128.

31. Кувиев С. А. Система образования рисунка (перевод с ру. Ши Шужэнь). Пекин: Искусство, 1958.

32. Ли Миньюй ^ fЦ Ш Комментария китайских современных избранных живописей. «ф Ш =l it Й I Ё Й i Ш» Фуцзинь: Искусство, 2000.

33. Ли Сюедун Записи беседы китайских современных реалистическихживописцев во время выставки. <<ф Д §f !i/ 3L Ш Ш Щ. ^ т Шi№ Ш Ш £ 5с». Пекин: Искусство, 2002.

34. Ли Тяньсян, Чжао Юпин ^ ^ М. Наука колорита искусства.

35. Ш Ш fe Ш ^»Тяньцзинь: Искусство, 1998, С. 1-41.

36. Ли Тяньсян, Чжао Юпин Ш.ЖЙ- пейзажа Фуцзинь: Искусство, 2001.

37. Ли Чао ^ Ш История шанхайской живописи. «J1 Ш Ш ^ »Шанхай: Искусство, 1995.

38. Ли Юй ^ История Западо-европейского ис^сства. «Щ Jj Jt Ж ^ Ш» Шэнян: Искусство, 1980, С. 173,230,442.

39. Лин Цзигун, Чжан Ян Ш Ш %, ^ Wt Эстетика и искусство. «Ц ^ ЧЪ ^ Ш Ж» Шанхай, 2001.

40. Ло Гунлюй, Вэнь Липин I Ш , Й al Ш Создать китайский национальный живописный путь. I ^ ^ i # fe Й Й Й 1» Пекин: Искусство, 2003, С.8 23.

41. Лу Гуйшань Нт й lU Тенденция китайского современного искусства и культуры. «Ф Ш ^ ft X 2 Ш Ш» Пекин, 2002.

42. Лю Синлинь М ВЦ # Стремление человечества к идеальной общей красоте. Л Ш А М Ш й £ А Ш & Ш Й Ш Й Ш Ш» Пекин: Искусство, 2002.

43. Лю Цзяньчао М i Й Го Жэньвэня. 3t» Тяньцзинь: Искусство, 2001.

44. Лю Цзяньчао ЗУ Ш Ш Чжан Ли. «!/|£ fij» Тяньцзинь: Искусство, 2001.

45. Лю Цзяньчао М Ш IS Сунь Вэйши. «# % й» Тяньцзинь: Искусство, 2001.

46. Лю Яньпин ЗУ Щ. Народный художник диалог китайского художника Ван Чжун и русских художников. «Ж Й Ш. М ^ А й

47. Ж Ж i № £ W Щ ^ ff Я $ itt 2 * Пекин:1. Искусство, 2004, С.39.

48. Лян Шаоцзинь ШШШ Обсуждение современного китайского искусства Ш ft Ф Ш И Цзянсу: Исусство, 1996.

49. Ляо Цзинвэнь Ш Ш Вспоминание о Сюй Бэйхуне. «Ш Ж Ш 4» Шандун: Иллюстрационная газета, 2001.

50. Ма Фэнлинь Ц М Ш Натурализм простота и вечность. «Й % (fo Ш ft М А £»Шанша: Искусство, 2005.

51. Ма Хуццзэн ЦЩЩ Новые комментарии по поводу взглядов Сюй Бэйхуна на реализм. «Ш Ш № Ц £ ± X Ш Ш ft % № Ж Ш Ш »Пекин: Искусство, 2003.

52. Оу Ян-ин Ш. ГО Щ, Французское искусство в 20 веке. «20 1Й: Ш 2>|с»Шанхай: Искусство, 2001.

53. Си Цзинчжи М Ш ^ История искусства СССР. «Ш Ш Ш Л Ж Тяньцзинь: Искусство, 2000.

54. Си Цзинчжи М Ш В далёких берёзах. «Й J Й Й # Гуанси: Искусство, 2002.

55. Син Ли Ж М Отношение рисунка и колорита в западо-европейской истории. «® #-»Пекин: Искусство, 2003.

56. Словарь китайской живописи в 1542-2000 гг. «ф Щ ЭДШ1542-2000

57. Чанша: Хунанское искусство, 2002.

58. Сунь Цзинь # Обсуждение о современном искусстве. fs ^ ISiJDE» Чан Чэнь: Искусство, 1999.

59. Су Линь Ш # Ресурсы китайской живописи в 20 веке. «20 t Ф 1 Ш & Щ Ш» Гуанси: Искуссттво, 2001.

60. Сун Байхуа 5tc Й Ф Сюй Бэйхун и китайское искусство. «Ш Ш ^ ^ Ф И in Щ»Пекин, 1999.

61. Сяо Вэй ЙЗ Ш Го Жэньвэнь современный реалистический живописец. «S ft Ф 1Ф t ^ ^ ^ i 1 I - IP УЙ £»). Цзянси: Искусство, 1999.

62. Сяо Ин Щ Введение западного и китайского искусств. «41 ® 2 ^ $ ib Пекин, 2005.

63. Фань Цзэн Натурализм, источник красоты обсуждение о эстетике 20 века и восстановлении классицизма. «Й А 7? 1L Й — 20 Й

64. Ш ОД U I* W t Л ± X Ж Й» Пекин: Искусство, 2002, №5.

65. Фу Юнцзюй, Жэнь Хуайго М Ж Ш, ii 'ftF И Введение китайской традиционной культуры. «41 Ш № Ш jC it ffi 51» Сиъань, 2000.

66. Хао Ли Ш Ш Возникновение и развитие китайской современной культуры. «Ф ШMi^^Cikfftj j5^ 4 » Шанхай: шанхайский университет, 2002.

67. Хэ Цзыкай fRT-pfa Отстаивать правил эстетического восприятия -истинна, доброта, красота, которые представляются единственным выходом для современных китайских художников. «М W М # И ОД Ш Ш Ш, Й41 И S ft 2 Ж Ж Ш ОД Ш и Ш» Пекин: Искусство, 2002.

68. Ху Шэн Опиумная война до движения «4 мая» Китая. «М. Щ Я* йс Ш И И Ш зЙ»Пекин: Народ, 1981.

69. ХуаБаосян $ $ # Реалистический стиль Сюй Бэйхуна. «W iR Ш чё Ш Ц % ± X» Пекин: Искусство, 2003.

70. Хуан Цзюесы Й ^ тР Введение рисунка. «Ц И Зс» Пекин, 1935.

71. Ци Фэнгэ, Чжоу Шаобинь История зарубежного искусства. «^Ь Ш й ^ ЗЬ> Чанчэнь: Университет, 1998.

72. Цзинь Цзяньлай и др. & Ш Ш Художественные записи Лю Хайсу. «30 i I Ш 2 Ж» Хэнань: Искусство, 2000.

73. Цзинь Чунцзи £ Ж Развитие Китая в 20 веке. «20 t ^ Ф I Й №» Шанхай: Народ, 1999.

74. Цзэн Фаньжэнь в It Эстетическое восприятие и художественноеобразование между обменом западной и китайской культур. «Ф Шз It Ш Ж

75. Ш»Шаньдун: Университет, 2003.

76. Чжан Синьмяо, Чжань Пин Различие западного и китайского искусств. «Ф Ш Ш ^ tfc Ш.» Шаньдун: Искусство, 2002.

77. Чжан Дали и др. Записи беседы о современного китайского искусства. «£Ь Ш- Ф Ш % ft 2 # Ш $ зЬПекин, 2002.

78. Чжан Маньхуа Л ^ Взгляды Сюй Бэйхуна на искусство реализм и назурализм. «Ш Ж Щ fl Ж $ ^ ОД ^ Ш» Пекин: Искусство, 2003.

79. Чжан Цзуин f Ш ^ Выставка китайской живописи в 20 веке. «20 Ф Ш ш ffiS Я£ W во М» Гуанси: Искусство, 2000.

80. Чжан Чжэнфэн 51s IE М История китайского искусства. «Ф Ш ^ ^ it» Пекин: Наука, 2000.

81. Чжан Юйин irl£3£ ^ Записи взглядов Сюй Бэйхуна на искусство. «шзЬ> Хэнань: Искусство, 2000.

82. Чи Кэ ili М История западно-европейского искусства «Щ ^if It .!£ 15» Пекин: молодежь, 1983.

83. Чи Кэ ifi М Теория западно-европейского искусства с древнего греческого времени до 20 века. «"£" # Ян Ш 20 Ш: 12: Ш 1з Ш # Шjt Чэнду: Искусство, 1993.

84. Чи Кэ iS М Введение теории западно-европейского искусства. «Щ ^ГЦ ^ Ш jt й» Наньцзинь: Просвещение, 2005.

85. Чжу Босюн ^ {fi Щ Взгляды Ангэра на искусство. «5&с /К ifc "2 ^»Шэньян: Искусство, 1982, С.ЗЗ.

86. Чжу Пу tb Очерк Линь Фэнмяня о искусстве. «# М 0Е "2 ^ Ш Ш» Шанхай: Искусство, 1999.

87. Чжоу Чжаокань Щ BS Jft Полное собрание китайской живописи. «Ф ® Ш Ш £ Ш» в двух частях. Пекин: Наука, 2003.

88. Чжун Хунбао ф ^ 'Й. Современная западно-европейская эстетика. «Щ U Ж ft й Шанхай: Народ, С.740- 743.

89. ЯП UlUL НЛпй № Щ "К M')finouuup nnAii'jnpTTpuTia гитамоглмv»v, л iv^^it jyg* AJ; 44 i jgv^uimuiv ii^viijuv^vUliit yvwiwu^i^ miiuiiwnva

90. Раог|црт1Л1Рг»1лпч титголпигм //ВД Ш^ЙГ iFfliyli^'vth ifflt rer^dgUt Tauumfiuu* Мт/глтпл

91. WiWliiVl Л Л ivvnvii Jltituv/liliwil» >> I I --^ )T| I/ Ь-Ч 1 'I I J i Л AVltJ WW A WVj2005.

92. Й1 Цчпш. lunifrirau. E£ . 3& Ф Вл има Rn/vrrxna //Dl £ У чч

93. V A . «11ЧУ tmivn ipp! t . V illllik A WW A WMi v» V f i i / j » H ■J * M ХЧ"

94. Пекин: Искусство, 2002, С 152

95. Чжэнь Чиюй ftk li Поиски искусствоведения. «Ш ^ ^ ^ Й» Ухань: Искусство, 2002.

96. Чжэнь Чуаньси № Ш Эстетическая история китайского искусства. «Ф I ^ Й I f Ь> Пекин: Искусство, 2002, С.580.

97. Чжэнь Юншэн История китайских художественных иллюстрации после создания КНР. «§? Пекин: Молодежь, 2000, С.85. Шао Дачжэнь Щ'ХШ Цзинь Шаньши. «^lil^H» Гуанси: Иску сство, 2001.

98. Шао Дачжэнь йР^сШ Цюань Шанши. «f/т Гуанси: Искусство, 2001.

99. Шао Дачжэнь Художественный стиль взгляды Шао Дачжэня на искусство. Ш Ш \& £ :£»Шаньдун: Искусство, 2002.

100. Ши Хун ^ М Китайская художественная эстетика. «ф I 2 i ^ » Чжэнчжоу: Наука, 2003.

101. Шуй Тяньчжун 7КАФ Се Дунмина. «ШШЩ» Гуанси: Искусство, 1995.

102. Шуй Тяньчжун Гун Лилуна. «Ж&Ж» Гуанси: Искусство, 1995.

103. Шуй Тяньчжун, Лан Шаоцзинь Ведение художественногоискусство 20 века. «20 ШЙФ ШИ^З^д^»Шанхай: Искусство, 1999.

104. Шуй Тяньчжун История искусства и человек. (JJj^t, А))1. Гуй Линь, 2001.

105. Шэнь Цзиньсинь ffi Искусство -диалектическое единство красоты и художественности. «Ц ^ й "И" Ч "Ж" Ш ffi Ш Ш ~*». Пекин: Искусство, 2002, С. 106.

106. Ян Бода % Ш Й Творческая деятельность Лян Шинина и его художественные достижения во время династии Цин. «&В 1Й т2 Й УЙ Ш Й1. Ш> Пекин: Наука, 1993.

107. Ян Жэнькай Ш iZ fa Китайская традиционная живопись. «Ф 0 4^10 » Шанхай: Наука, 1990.

108. Ян Ци Введение искусствоведения. «г^^$ВЙ»Пекин: Наука, 2003.

109. Ян Фэйюань ШЛтх Живописные произведения Ян Фэйюаня. «Ш И'№пп»Тяньйзин: Искусство, 2001.

110. Ян Фэйюань Ш'^тх Ян Фэйюаня. Гуанси: Искусство, 2003.1. Список иллюстрацийтл.'&ш «ШВД» 1947 Ар- ШШ 70x120cm

111. СюйБэйхун Конь около берега реки. 1947 Б.т 70x120cm Ил.2«АЛ№» 1943 Щ- ШШ 30x40cm

112. СюйБэйхун Портрет жены. 1943 Б.т 30x40cm Ил.З.ШЗШ 1928—1930 ^ ЗД. 150x255cm

113. Сюй Бэйхун Тянь Хэн и Пятьсот солдат. 1928—1930 Х.м 150x255cm ША.'&ШШ ШШШ) 1936 Щ- 100x120cm

114. СюйБэйхун Портрет Девушки. 1936 Х.м 100x120cm Ил.5.ШШ5| 1940 ^ ШШ 103x300cm

115. СюйБэйхун Юй Гун И Шань. 1940 Б.т 103x300cm Ил.6МШ 1930 Jn/Ш 16х24ст

116. ЯньВэньлян Собор Шэн Бао JIo. 1930 Х.м 16х24ст ИлЛМШ (^ЦЦ-Ш)} 1930 ^ 25х37ст

117. ЯньВэьнлян Колизей. 1930 Х.м 25х37ст

118. ШЯЖШШС» 1956 ад 97х69ст Цюань Шаньши Женщина в красном. 1956 Х.м 97х69ст1ШШ> 1959 ^ 50х35ст

119. Цюань Шаньши Северный 1фестьянин. 1959 Х.м 50x35cm Ил.Ю.^Ш^ «Л&ШГ» 1989 Щ- 300x180cm

120. Цюань Шаньши Восемь китайских женщин приносящих себя в жертву отечеству. 1989 Х.м 300x180cmдах^й» 1980 50x60cm

121. Ли Тяньсян В деревне. 1980 ^ Х.м 50x60cm Ил.12.^?¥- Щ)) 1980 ^ Я^/уЙ 100x100cm

122. Ли Тяьнсян Зеленый. 1980 ^ Х.м 100x100cm ИлЛЗ.^Ш- 1978 ^ tM 45x70cm

123. Ли Тяьнсян Тибетский молодой человек. 1978 ^ Х.м 45x70cm Ил.14.1№Й 1978 ^ 36х27ст

124. Цзинь Шани Синьцзянская девушка. 1978 Х.м 36х27ст Ил.15.1Гг|ЭД <<1№Ш¥>> 1984 ^ 74х54ст

125. Цзинь Шани Молодая певица. 1984 Х.м 74х54ст Ил.16.$гШ 1995 ^ 85x75cm

126. Цзинь Шани Художник Хуан Биньхун. 1995 Х.м 85х75ст Ил.17.Ю^ «:1ШШ» 1987 ^ 80х70ст

127. ЯнФэйюнь Северная девушка. 1987 Х.м 80х70ст

128. Ш1988 ^ Щ1Ш 80х100ст ЯнФэйюнь Девушке 19 лег. 1988 Х.м 80х100ст1. ШШМ:» 1990 ^ 80х75ст

129. ЯнФэйюнь Мгновенный покой. 1990 Х.м 80х75ст ИЛ.20.3Ш 1998 ^ ^ИШ 80х65ст

130. Чжан ли Девушка из Айни. 1998 Х.м 80х65ст Ил«5Ш> 1980 ^ 222x155cm

131. Ло Чжунли Отец. 1980 Х.м 222x155cm

132. Ил.22.ШШ (Illi-f-W)) 1979 ^ tM 33x48cm

133. Чэнь Даньцин Матерь с ребенком. 1979 Х.м 33x48cm Ш22.ШШ ШШШШ—ШШ) 1980 ^ ti/Ш 38х55ст

134. ЧэньДаньцнн Поездка в годрод. 1980 Х.м 38х55ст Ил.24.1Шт 1979 ^ ЗД 42х56ст

135. Чэнь Даньцин Мужчинакамбанец. 1979 Х.м 42х56ст Ил.25.Ш# ШШШЫ—ШЖ-к)) 1979 Щ- 40х48ст

136. Чэнь Даньцин Купающицы. 1979 Х.м 40х48ст т26.~Ш » 1983 Щ- tM 140x160cm

137. Ай Сюаня Холодный дождь. 1983 Х.м 140x160cm Ил.27.#Ш 1-кШ)) 1982 ^ Ъ/Ш 100x80cm

138. Сунь Вэйминь Портрет женщины. 1982 Х.м 100x80cm Ил.28.#Ш «ЙЕ1Ш 1987 ^ ti/Ш 190x190cm

139. Сунь Вэйминь Крестьян. 1987 Х.м 190x190cm Ил.29«"М» 1995 ^ К/Ш 190x180cm Сунь Вэйминь В октябре. 1995 Х.м 190x180cm Ил.ЗО.ЦШЗ: (ОШОДЖ» 1993 ^ tM 121x116cm

140. ГоЖэньвэнь Незабываемое воспоминание. 1993 Х.м 121x116cm Ил.31.М£ ШШМ» 1995 ^ tM 121x116cm

141. ГоЖэньвэнь Возвращение к родине во сне. 1995 Х.м 121x116cm Ил.32.»£ 1995 ^ 90x100cm

142. ГоЖэньвэнь Невозвратимое прошлое. 1995 Х.м 90x100cm1. Ил.ЗЗ.

143. Н'НЙШ 1985 Щ- Лш 120x100cm

144. Се Дунмин Три девушки. 1985 Х.м 120x100cm Ш34.\шш ((ffiNo:5)) 1991^ 60x50cm

145. Се Дунмин Бочка Ио:5. 1991 Х.м 60х50ст Ш.35лШШ ((111 No: 11)) 1991 ^ 100x80cm

146. Се Дунмин Бочка Ио:11. 1991 Х.м 100x80cm

147. ИлММШШ ((II No: 17)) 1991Щ- 60х50ст

148. Се Дунмин Бочка Ио:17. 1991 Х.м 60х50ст

149. Ил.37 ЖШ ((ШтШШ)) 1989^ ад ЮОхЮОст

150. Се Дунмин Портрет на сером фоне. 1989 Х.м 100x100cm

151. Ил.38.£аУ£ ((ТАЙ)) 1993 ^ 180x180cm

152. ГунЛилун Копать землю. 1993 Х.м 180x180cm

153. ИлЖ^льЦ 1992 ^ tM 180x170cm

154. ГунЛилун Собирать кукурузу. 1992 Х.м 180x170cm

155. Ил.40.^^ {ШШШШШШМ) 1992 ^ tM 100x80.3cm

156. ГунЛилун Пойти к соседу. 1992 Х.м 100х80.3ст

157. Российская Академия художеств Санкт-Петербургский государственный акдемический Институт живописи, скульпуры и архитектуры им.И.Е.Репина1. На правах рукописи

158. Чэнь чжэнвэй Китайская реалистическая живопись XX века Альбом иллюстраций к диссертации Специальность 17.00.04 изобразительное и декоративно-прикладноеискусство и архитеюура Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

159. Научный руководитель: Доктор искусствоведения, Профессор В.Б.Блэк1. Санкт-Петербург 20061671. Список иллюстраций

160. ИлЛ.ШШ «ШШЗ» 1947 ШШ 70x120cm

161. Сюй Бэйхун Конь около берега реки. 1947 Б.т 70x120cm Ш2&ШЩ «^ЛЙШ» 1943 ^ ШШ 30x40cm

162. Сюй Бэйхун Портрет жены. 1943 Б.т 30x40cm ИЛ.З.ШМ «ШШЖН±» 1928—1930^ 150x255cm

163. Сюй Бэйхун Тянь Хэн и Пятьсот солдат. 1928—1930 Х.м 150x255cm ИлА.ШМ ШШШ)) 1936 ^ ад 100x120cm

164. Сюй Бэйхун Портрет Девушки. 1936 Х.м 100x120cm Ш.5МШЩ 1940 ШШ 103x300cm

165. Сюй Бэйхун Юй Гун И Шань. 1940 Б.т 103x300cm Ш.6МШ 1930 ^ ад 16х24ст

166. Янь Вэньлян Собор Шэн Бао Jlo. 1930 Х.м 16х24ст ШЛ.ШХШ (^ЦЦ-Ю)) 1930 ^ ад 25х37ст ЛньВэьнлян Колизей. 1930 Х.м 25х37ст1956 ^ 97х69ст

167. ЦюаньШаньши Женщина в красном. 1956 Х.м 97х69ст1959 Щ- Ф/УЙ 50х35ст ЦюаньШаньши Северный крестьянин. 1959 Х.м 50x35cm Ил.Ю.^ВД «А&Ш1» 1989 ^ ТОЙ 300x180cm

168. Цюань Шаньши Восемь китайских женщин приносящих себя в жертву отечеству. 1989 Х.м 300x180cm

169. Ил.11^А# «№'.№» 1980 ^ адз 50x60cm

170. ЛиТяньсян В деревне. 1980 ^ Х.м 50x60cm Ил.12.^А# Ш» 1980 ^ ti/Ш 100x100cm Ли Тяьнсян Зеленый. 1980 ^ Х.м 100x100cm ШШ^Щ 1978 ^ 45x70cm

171. Ли Тяьнсян Тибетский молодой человек. 1978 ^ Х.м 45х70сш Ил.ЫМШ и№ШШ)) 1978 ^ ШШ 36х27сш Цзинь Шани Синьцзянская девушка 1978 Х.м 36х27сш Ил.15.|тГЙЙ 1984 ^ Ф/Й 74x54cm

172. Цзинь Шани Молодая певица. 1984 Х.м 74x54cm ИлЛб.ЯгЙНЁ 1995^ 85x75cm

173. Цзинь Шани Художник Хуан Биньхун. 1995 Х.м 85x75cm Ил.17115 ^ШШ» 1987 ^ ад 80х70ст ЯнФэйюнь Северная девушка. 1987 Х.м 80х70ст ШЛШ'Хъ ШУг» 1988 ^ 80x1 ООст

174. ЯнФэйюнь Девушке 19 лег. 1988 Х.м 80x1 ООст ИЛ.19Л5 ттт±)) 1990^ ад 80х75ст ЯнФэйюнь Мгновенный покой. 1990 Х.м 80х75ст Ил.20.5Ш 1998 ^ 80х65ст

175. Чжанли Девушка из Айни. 1998 Х.м 80х65ст5Ш> 1980 ^ ТОЙ 222x155ст Ло Чжунли Отец. 1980 Х.м 222x155cm

176. Ил.22.ШПн (ШШШ—МЩТ)) 1979 ^ ft/to 33x48cm

177. ЧэньДаньцин Матерь с ребенком. 1979 Х.м 33x48cm Ил.23.ш# ШМШ—Ш)) 1980 ^ ад 38х55ст

178. ЧэньДаньцин Поездка в годрод. 1980 Х.м 38х55ст Ил.24.ш# ШШШШ—Ш^ПЛ-)) 1979 ^ ад 42x5бет

179. ЧэньДаньцин Мужчинакамбанец. 1979 Х.м 42х56ст Ш.25.ШШ тШШШ—ШЖ-к)) 1979 ^ ад 40х48ст

180. ЧэньДаньцин Купающицы. 1979 Х.м 40х48ст Ил.26.3Ш ШМ» 1983 ^ 140x160cm

181. АйСюаня Холодный дождь. 1983 Х.м 140x160cm Ил.27.#Ш «&М» 1982 ^ ад 100x80cm

182. Сунь Вэйминь Портрет женщины. 1982 Х.м 100x80cm Ил.28.#Ш 1ША1 1987 ^ ti/Ш 190x190cm

183. Сунь Вэйминь Крестьян. 1987 Х.м 190x190cm Ил.291995 ^ 190x180cm

184. Сунь Вэйминь В октябре. 1995 Х.м 190x180cm Ил.ЗО.М^ «тКШтВ'Ю 1993 ^ 121x116cm

185. Го Жэньвэнь Незабываемое воспоминание. 1993 Х.м 121x116cm Ил.ЗШШС ш» 1995 ^ 1ЫШ 121xll6cm

186. Го Жэньвэнь Возвращение к родине во сне. 1995 Х.м 121x116cm Ил.32.Ш;£ тт.JiatZ,» 1995^ ад 90х100ст

187. ГоЖэньюнь Невозвратимое прошлое. 1995 Х.м 90х 100cm1. Ил.зз.!

188. Н'НЙШ 1985 ^ ft/Ш 120x100cm Се Дунмин Три девушки. 1985 Х.м 120x100cm Ил.34М%щ Ш No:5» 1991 ^ ft/Ш 60x50cm

189. Се Дунмин Бочка Ио:5. 1991 Хм 60х50ст Ил.35л|ШВД ClNo:ll» 1991 ^ ft/Ш 100x80cm

190. Се Дунмин Бочка Ио:11. 1991 Х.м 100x80cm Ил.Зб.ШШ Ш No:17)> 1991 ^ ft/Ш 60х50ст

191. Се Дунмин Бочка Ио:17. 1991 Х.м 60х50ст т.Ъ1МШ 1989 ^ ft!№ ЮОхЮОст

192. Се Дунмин Портрет на сером фоне. 1989 Х.м 100x100cm

193. ШЖ'ШлЛ «ТАЙ» 1993 ^ ft/Ш 180x180cm

194. ГунЛилун Копать землю. 1993 Х.м 180x180cm

195. Ил.39.^^ 1992 ^ ft/Ш 180x170cm

196. ГунЛилун Собирать кукурузу. 1992 Х.м 180x170cm

197. ШАО.^Ш 1992 ^ ft/Ш 100x80.3cm

198. ГунЛилун Пойти к соседу. 1992 Х.м 100х80.3ст

199. Ил. I Сюй Бэйхун Конь около берега фрагмент 1947 Б.т 70х 120cm

200. Ил.2.Сюй Бэйхун Портрет жены 1943 Б.т 30х40сшV

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.