Выставки русской живописи в Китае: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Чэнь Вэньхуа

  • Чэнь Вэньхуа
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 165
Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае: история и современность: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2008. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чэнь Вэньхуа

Введение.

Глава 1. История возникновения и развития интереса к русскому искусству в Китае (XVIII - первая половина XX веков).

1.1. Появление русской масляной живописи в Китае (XVII в.).

1.2. Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае (первая треть XX века).

1.3. Пропаганда советского искусства в Китае (30-50-е годы XX века).

Глава 2. Советское искусство в Китае (II половина XX века).

2.1. Движение «Учиться искусству у СССР»

2.2. Принятие КНР советского метода «Социалистический реализм».

2.3. Выставки советского искусства в Китае во II половине XX века.

Глава 3.Новейшие условия художественного обмена между Китаем и Россией на рубеже XX-XXI веков.

3.1. Художественная ситуация в Китае в конце XX века

3.2. Особенности выставок русского искусства в Китае после 2000 г.

3.3. Особенности художественного рынка по продаже произведений русской живописи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Выставки русской живописи в Китае: история и современность»

Актуальность исследования

Данная диссертация посвящена исследованию истории проникновения в Китай русского изобразительного искусства и, в частности, станковой живописи масляными красками, которую китайцы называют «масляная живопись». Динамика этого процесса носит волнообразный характер, в

II* зависимости от исторических, социально-политических условии и культурной заинтересованности обеих стран.

Культурный обмен, и особенно обмен достижениями искусства, является существенной формой общения между народами и действенным средством достижения взаимопонимания и дружбы. Выставки изобразительного искусства - этого зримого воплощения национального духа народа — важная составляющая в отношениях между странами. Искусство масляной живописи представляет собой язык, максимально доступный для широкой публики, способствующий более глубокому взаимопониманию художественной культуры Китайской Народной5 Республики и Российской Федерации.

Опыт художественного обмена между Китаем и Россией уходит своими корнями в далёкое прошлое. Проникновение произведений русского изобразительного искусства в Китай началось в XVIII веке, но тогда оно не оказало заметного влияния на китайскую замкнутую национальную культурную традицию. В начале XX в, в связи с интегративными процессами во всём мире, Китай был вынужден открыть свои много веков замкнутые границы и интегрироваться в мировое сообщество. Китайцы начали устремлять взгляд на весь мир, стремиться к контактам с европейскими государствами. В то время изобразительное искусство Западной Европы развивалось очень динамично, и было привлекательно для других народов мира, но Китай ещё не был готов воспринять его. Революционное же искусство новой государственной формации, каким явился Советский Союз, оказалось востребованным борющимся за независимость китайским народом. После создания Китайской народной республики, заимствованный у советской России творческий и критический метод «социалистический реализм» был принят за основу художественной политики в стране. Так советское искусство коренным образом повлияло на развитие китайского искусства. В дальнейшем были периоды подъёмов и спадов интереса к русскому искусству. Сегодня же в Китае вне политического влияния вновь наблюдается большой интерес к русскому искусству и, особенно, к реалистической масляной живописи. В диссертации исследуется феномен выставок русской живописи в Китае. Активность современного арт-бизнеса в Китае, мода на коллекционирование русских живописных полотен, стремление к постижению русского академического мастерства и основ российского художественного образования делает актуальным научное осмысление этого феномена.

Цель исследования — изучить феномен представительства русского изобразительного искусства в Китае, его историю; выявить художественно-творческие тенденции и закономерности в развитии художественного обмена между Россией и Китаем, определить его особенности на современном историческом этапе.

Исходя из этой цели, определены следующие задачи:

- исследовать предпосылки и историю возникновения и развития культурного обмена между Россией и Китаем;

- проследить динамику подъёмов и спадов интереса китайцев к русскому искусству в непосредственной связи с культурно-историческими процессами в стране;

- изучить динамику и характер выставочной практики в художественном обмене;

- проанализировать влияние творчества русских художников на китайское искусство ХХ-начала XXI веков;

- определить особенности современного китайского арт-бизнеса в сфере русского искусства.

Степень теоретической разработанности проблемы

Для проведения исследования такого сложного явления как диалог искусств и популярность русской живописи в чужой стране (в Китае) потребовалось обращение к данным разных наук - истории и теории искусства, философии, культурологии, этнографии, музееведения, психологии творчества. Диссертационное исследование основывается на работах учёных разных областей гуманитарного знания, изучающих как традиционные формы искусства, так и природу современных новаций в общественном развитии культуры и индивидуальном творчестве художников.

Проблемами культурно-художественного обмена между Китаем и Россией занимались как китайские, так и русские исследователи:

B.А.Жиганов,,Т.Ю.Кудинова, Е.В.Нестерова, Е.П:Таскина, Ли Шуйань, Си. Цзинчжи, Тянь Баогуоидругие.

Историческое значение русских Духовных миссий в Китае и деятельность русских художников при них исследовали В.Н.Жернаков,

C.С.Левошко, Е.В.Нестерова, Смирнов Г.Ю.

Проблемы русского искусства за три века (с XVIII по конец XX) исследовались в больших коллективных и монографических изданиях И.Э.Грабарь, Д.В.Сарабьянов, А.И.Савицкая, Н.М.Молева, Э.М.Белютин, Г.Ю.Стернин и многие другие; а также в трудах китайских искусствоведов Си Цзинчжи, Чэнь Жуйлинь Чэн Пэн и других.

Историю и особенности китайской живописи исследовали О.Н.Глухарёва, Б.П.Деннике, М.Е.Кравцова, В.В.Малявин, Ван Хунцзянь, Фань Мен, Чэн Люшэн, Юан Баолин и другие.

Некоторые сведения о русских художниках-эмигрантах почерпнуты из справочников ДЛ.Северюхина и О.Л.Лейкинда, из русских и китайских журнальных публикаций. ДЛ.Северюхину принадлежат материалы о развитии художественного рынка в России XVIII — XX веков.

В работе были использованы энциклопедические словари и справочники о русских и китайских художниках, отдельные издания о них.

Сведения о творчестве современных русских художников, чьи произведения экспонируются в Китае и завоевали признание зрителей, собраны по периодическим изданиям по искусству: русские журналы «Искусство», «Петербургский художник» «Новый Мир Искусства (Н°МИ)»; китайский журнал «Изобразительное искусство»; публикации в газетах, каталоги выставок.

В целом, представленный в научной литературе материал по нашей теме имеет базовый характер, но в нём лишь частично освещены отдельные аспекты, касающиеся темы данной диссертации. До сих пор не было полного ретроспективного исследования феномена выставочного представления русской живописи в Китае, в то время как возникла необходимость его комплексного изучения и анализа с позиций современного искусствоведения.

Таким образом, как показал анализ научной и специальной литературы, связанной с темой диссертации, данная работа является первым серьёзным научным исследованием, посвящённым проблеме изучения уникального феномена представительства русского искусства за рубежом и его влияния на искусство Китая.

Объект исследования - русское изобразительное искусство XVIII-XXI веков в Китае.

Предмет исследования — история выставочного представления и восприятия русского изобразительного искусства в Китае в прошлом и настоящем времени.

Методология исследования построена на сочетании исследовательских приёмов, направленных на изучение разных аспектов феномена представительства русского изобразительного искусства в Китае.

Методика исследования построена на комплексном изучении и сопоставлении различных видов источников и исследовании конкретного художественного материала. В качестве одной из основополагающих принята концепция органичной взаимосвязи различных явлений культуры и искусства на протяжении определённой исторической эпохи и её конкретных периодов.

Методы исследования:

- метод сравнительного анализа источников применялся при работе с научными и популярными (журнальными, газетными) публикациями, каталогами выставок, архивными документами;

- метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении произведений творчества русских и китайских художников;

- метод наблюдения осуществлялся при непосредственном участии в выставочной практике;

- метод интервьюирования позволил определить позиции современных художников, устроителей выставок, зрителей и агентов по продаже произведений русской живописи.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые проведёно комплексное, ретроспективное исследование феномена представительства русского изобразительного искусства в Китае;

- впервые в научный оборот российского искусствоведения введены новые имена русских художников, живших и творивших в Китае, и материалы об их творчестве;

- впервые проанализированы параметры влияния русского изобразительного искусства на живопись Китая и на особенности художественного образования в Китайской Народной Республике.

Теоретическая значимость исследования:

Материалы диссертации могут быть использованы как теоретическая (концептуальная и эмпирическая) база для дальнейших искусствоведческих исследований в области бытования русского искусства за рубежом и процессов взаимного влияния искусства разных народов.

Практическое значение исследования состоит в том, что исследуемые материалы и выводы могут быть использованы для развития дальнейших художественно-культурных отношений между двумя великими странами (Россией и Китаем), способствовать продвижению произведений русских художников на выставки, в музейные и частные коллекции, а также на аукционы восточного арт-рынка. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в вузовской практике преподавания дисциплин искусствоведческого цикла.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут найти применение в организации международных художественно-культурных проектов (выставок, фестивалей, обменов студентами, преподавателями, художниками, искусствоведами), в музейно-коллекционном деле, в деятельности современного арт-рынка, в учебных курсах по истории русского и китайского искусства XX - начала XXI- веков, по музейно-выставочному менеджменту.

На защиту выносятся следующие положения:

- историческая ретроспектива феномена «Русское изобразительное искусство в Китае»; характеристика художественно-творческой деятельности русских художников в Китае; характеристика художественно-коммуникативной и, в частности, выставочной деятельности русских художников в Китае;

- оценка роли «соцреализма» в искусстве Китая 50-60-х годов XX века; определение специфических особенностей выставок русского изобразительного искусства в Китае.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли своё отражение в следующих публикациях: «Пропаганда советского искусства в Китае в 30-60-е годы XX века» (статья, 0,4 п.л.); «Коммуникативная деятельность русских художников-эмигрантов в Китае в первой трети XX века» (статья, 0,45 п.л.)»; «Выставки русского искусства в Китае и их влияние на художественное образование в стране» (статья, 0,45 п.л.); «Современные выставки русской живописи в Китае: актуальный интерес, особенности и значение» (статья, 0,5 п.л.).

Диссертация обсуждалась на кафедре художественного образования и музейной педагогики и на кафедре живописи РГПУ им. А.И.Герцена.

По теме диссертации был сделан доклад на Российско-китайской, конференции «Проблемы современного искусства и художественного образования» в РГПУ им. А.И.Герцена (июль, 2007).

Диссертантом в 2004-2006 гг. были изданы три альбома с репродукциями произведений современных русских художников, участвовавших на выставках в Китае (с комментариями на китайском и английском языках); созданы видеофильмы с записью мастер-классов русских художников по рисунку с натуры, натюрморту, портретной и пейзажной живописи масляными красками; подготовлены и изданы буклеты к выставкам русской живописи и академического рисунка в разных городах Китая.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Чэнь Вэньхуа

Заключение

1. В результате миссионерской деятельности русских-художников с середины XVIII и по конец XIX вв. китайцы приобрели знание о русских живописцах и русской масляной живописи, покупали её и имели много произведений в своих домах.

2. Члены российских миссий и художники, несмотря на их личные мотивы и причины прибытия в Китай, объективно, способствовали проникновению русского искусства, и особенно масляной живописи в эту страну, а их культурно-общественная деятельность и творческие произведения, в свою очередь, познакомили мир и Россию с Китаем.

3. Первоначально, творческая- деятельность русских художников-эмигрантов в Китае не имела значительных целей в обучении китайцев технике масляной живописи. Но- их творчество, выставки, издания, преподавание в студиях, школах и училищах были, замечены китайским населением и оказали значительное влияние на восприятие русской традиции в искусстве. Творчество русских художников в первой четверти XX в. заложило основу для дальнейшего культурного обмена и взаимопонимания между Китаем и Россией.

4. В результате активной пропаганды советского искусства китайскими деятелями культуры Лу Синем, Сюй Бэйхуном, Ху Маном и другими, китайское общество было подготовлено к его позитивному восприятию.

5. Китайские стажёры и студенты, обучавшиеся в соответствии с программой КПК «Учиться у СССР» в художественных вузах Ленинграда и Москвы, по- возвращению на родину, стремились через выставки своих учебных и творческих работ познакомить соотечественников с русским и советским искусством. Они передавали обретённые знания и умения своим студентам, и собственным творчеством способствовали развитию нового китайского искусства.

6. В1 результате педагогической деятельности в Китае советский художник К.М.Максимов сумел своими знаниями, примером собственной высокопрофессиональной техники масляной живописи и преподавательским умением воспитать новое поколение китайских живописцев. Его ученики отлично проявили себя в художественном творчестве, стали ведущими мастерами китайского живописного искусства.

7. Творческий метод — «социалистический реализм» прошёл красной нитью через художественное творчество китайских художников 50-60-х гг. XX в.

На начальном этапе создания новой китайской художественной системы, советская система художественного образования оказала положительное влияние на повышение способности молодых китайцев к реалистическому изобразительному искусству. Много художников того поколения стали ведущими- мастерами китайской живописи^ во второй половине XX в. •

81 Политическая ориентированность искусства .середины XX в. затмила истинно художественные проблемы творчества, и преодолеть эту ситуацию китайские художники в то время не могли, что впоследствии стало причиной резкого отказа от реалистических принципов в живописи.

9. Перерыв в дружественных отношениях между Китаем и Россией привёл к частичной переориентации китайской художественной культуры на Запад и США, что нередко приводило к переоценке многих традиционных национальных духовных ценностей, эстетических идеалов, обусловливало культурный кризис.

10. Художественная ситуация в Китае на рубеже XX-XXI вв. привела к большим потерям в изобразительном умении и образном содержании творчества китайских художников, что вновь обратило их внимание к русской реалистической живописи.

11. Обмен художественными выставками между Китаем и Россией в разные периоды межгосударственных контактов способствовал взаимопониманию народов и сближению их культур.

12. Русское искусство является особым феноменом в современной китайской культуре. «Русский комплекс» в китайском художественном менталитете наполняет новым содержанием, активизирует сегодняшний обмен искусством между двумя странами.

131

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чэнь Вэньхуа, 2008 год

1. Аавик — Бойко. / Художники народов СССР XI-XX вв. Сост. Л.А.Беспалова и др.. М., 2002. - 462 с.

2. Алпатов М.В. Исаак Ильич Левитан (1861-1900) Очерк творчества. -М.-Л.: Искусство, 1975.-31 е., ил.

3. Бену А.Н. История русской живописи в XIX веке. / Сост. В.М.Володарский, 2-е изд. М.: Республика, 1998. - 446 е., ил.

4. Бродский Исаак Израилевич: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1988. — 41 е., цв. ил.

5. Бурова Г.К., Гапонова О.И., Румянцева В.Ф. Товарищество передвижных художественных выставок : в 2-х т. М., 1952-1959 гг.

6. Бялик В. Исаак Бродский. — М.: Белый Город; 2002. 47 е., цв. ил.

7. Валентин Серов (1864-1911): Альбом. /Авт. вступ. статьи и сост. Сарабьянов Д.В. Л.: Аврора, 1987. - 270 е., ил.

8. Время собирать. Русское искусство из зарубежных частных коллекций / Альманах. Вып. 190 — СПб.: Palace Editions. 2007. 337 е., цв. ил.

9. Галушкина А.С. Сергей Васильевич Герасимов. — Л.: Художник РСФСР, 1964.-45 е., ил.

10. Гарнышева Г.А. Борис Владимирович Иогансон. Пермь, 1961. - 11с. 11 .Герасимов С.В. Об искусстве. О традициях и новаторстве. Сб. статей.

11. М.: Молодая гвардия, 1973. 63 е., ил. 12Глухарёва О.Н. Сюй Бэй-хун. - М.: Изогиз, 1957. - 14 е., ил. (Мастерамирового искусства). 13 Глухарёва О.Н., Деннике Б.П. Краткая история искусства Китая. — М.

12. Л.: Искусство, 1948. 211 е., ил. 14.Даниэль С.М. Русская живопись: Между Востоком и Западом. - СПб.: Аврора, 1999. - 340 е., ил. (Национальные школы живописи).

13. ДейнекаА.А. Жизнь, искусство, время. Лит.-худож. наследие. /Сост. и авт. вступ. статьи В.П.Сысоев. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 342 е., ил.

14. Дмитрий Налбандян = Dmitry Nalbandyan: Альбом. / Авт.-сост. и авт. вступ. статьи А.В.Парамонов. М: Изобраз. искусство, 1986. — 322 е., ил.

15. Долгополое И.В. Мастера и шедевры: в 6 т. М.: Терра, 2000.

16. Долгополое И.В. Певцы Родины. М.: Мол. Гвардия, 1981. - 271 с.

17. Ефимов Б.Е. Ровесник века: Воспоминания. -М.: Сов. художник, 1987. — 347 е., ил.

18. Иогансон Б.В. О живописи. М.: Искусство, 1960. - 31 е., ил.

19. История русского искусства. / Под общей ред. И.Э Грабаря . В 13-и т. -М.: Изд. Академии наук СССР, 1957-1964 гг.

20. Каганович A.JI. Андрей Андреевич Мыльников Andrey Mylnikov. Альбом. - 2-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 281 е., ил.

21. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма — М.: Искусство, 1960. 67 с.

22. Т&.Кекушева-НовосадюкГ.В. Евсей Евсеевич Моисеенко Evsei Moiseyenko. - М.: Художник РСФСР, 1977. - 303 е., ил.

23. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера /Сост., пер. с кит. и англ., вступ.ст., очерки и комм. В.В.Малявина. М.: «ОАО Люкс»: «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2004. - 432 е., ил.

24. Кичигин М.А., Кичигина-Кузнецова В.Е.: Каталог выставки. /Сост. Т.А Лебедева. Ярославль, 1989. - 40 е., ил.

25. Кичигин М.А., Кузнецова-Кичигина В.Е. Русские художники в Китае. / Сост. и автор вступ. ст. Т.А.Лебедева. Ярославль: Изд. Александра Рутмана, 2004. - 173 е., ил.

26. Коллекция современной российской живописи: Каталог. Китай, Тяньцзинь: «Цзясюи», 2002. - 106 е., ил. (на китайском и русском языках).

27. Кравченко КС. Сергей Васильевич Герасимов. М.: Сов. художник, 1985.-237 е., ил.

28. ЪА.Крадин Н.П. Харбин русская Атлантида. - Хабаровск: Издатель Уваров А.Ю., 2001. - 352 е., ил.

29. Ъ5.Крамской И.Н. Об искусстве: Сборник / Сост., авт. вступ. ст, с. 5-35, и примеч. Т.М.Коваленская. [2-е изд., доп.]. - М.: Изобразит. Искусство, 1989. - 171 е., ил.

30. Ъ6.Кудинова Т.Ю. Русские в Китае. // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 1996.

31. Кузнецов Ю.И. Виктор Михайлович Орешников — Л.: Художник РСФСР, 1985.- 158 е., ил.

32. Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.1, 2. М.: «Наследие», 1994.

33. Купцов И.И. Константин Мефодьевич Максимов. Л.:Художник РСФСР, 1984.- 136 е., ил.

34. Левошко С.С. Русская архитектура в Маньчжурии: конец XIX -половина XX в. Хабаровск: Част. Коллекция, 2003. - 174 е., ил.

35. Лейкинд О Л., Махров КЗ., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939. Биографический словарь. — СПб.: Изд. «Нотабене», 1999. 720 с.46Леонова НТ. Евсей Моисеенко. Л.: Лениздат, 1989. - 269 е., ил.

36. Лисовский-В.Г. Академия художеств. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1982. — 224 е., ил.

37. Максимов К.М.: Выставка произведений «В Китае. 1956-58». Живопись и рисунок. / Каталог. М.: МОСХ, 1960. - 15 е., ил.

38. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.) М.: Институт Российской истории РАН, 1997. - 245 с.

39. Молева Н.М., Белютин Э.М. П.П.Чистяков теоретик и педагог. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1953. - 229 е., ил.53 .Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956.-519с., ил.

40. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX веков. — М.: Искусство, 1967. - 564 е.: ил.

41. Нестерова Е.В. Русские художники духовной миссии в Пекине. // Зарубежные художники и Россия. 4.2. СПб.: Академия художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина, 1991. -С. 24-30.

42. Николай Рерих = Nikolay Roerich: Альбом репрод. / Сост. и авт. вступ. статьи Л.В.Короткина. Л.: Аврора, 1976. - 16 е., ил. - (Мастера мировой живописи)в\.Никонова ИИ. Михаил Васильевич Нестеров. М.: Искусство, 1984. -222 е., ил.

43. Никифоровская И.В. Иосиф Александрович Серебряный. Л.: Художник РСФСР, 1976. - 65 е., ил. .

44. Передвижники: Альбом / Авт.-сост. Рогинская Ф.С. М.: Арт-Родник, 1997.-176 с.

45. Полевой В.М. Двадцатый век: Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М.: Сов. художник, 1989. - 452 е., ил.

46. Полевой В.М. Искусство как искусство: (Без предубеждений и поучений). М.: Изд. Дом, 1995. — 206 е., ил.

47. Проблемы изучения истории российского зарубежья: Сб. статей. М., 1993.-50 с.

48. Проблемы преподавания живописи и рисунка: Сб. науч. трудов./ Сост. Е.М.Елизарова. Науч. ред. проф. А.А.Мыльников, О.А.Еремеев. -СПб.: Ин-тим. И.Е.Репина, 1994. 83 е., ил.

49. Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. Киев: Радянска школа, 1990.179 е., ил.

50. Репин И.Е. Далёкое и близкое./ Вступит.статья К.И.Чуковского, 9-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 487 е., ил.

51. А.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования. Русская и советская школа рисунка. — М.: Просвещение, 1982. 240 е., ил.

52. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века. Под ред. А.И.Леонова. М.: Гос. Изд. Искусство, 1958. - 779 е., ил.

53. Русские писатели об изобразительном искусстве. / Сост. JI.A Гессен, А.Г. Островский. Вступ. ст. Г.С.Арбузова. JL: Художник РСФСР, 1976.-332 с.

54. Русский Харбин./ Сост., предисл. и коммент. Е.П.Таскиной -М.: Изд-во МГУ, 1998.-272 е., ил.

55. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб.: АЗБУКА, 1998.-864 е.: ил.

56. Сазонова К.К. Пётр Тимофеевич Фомин. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 223 е., ил.

57. Сарабъянов Д.В. Валентин Серов: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Л.: Аврора, 1982. - 380 е., ил.81 .Сарабъянов Д.В. История русского искусства. II половина XIX века: Курс лекций. М.: Изд. МГУ, 1989. - 384 е., ил.

58. Сарабъянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века.- М.: АСТ-пресс: Галарт, 2001. - 301 е., ил.

59. ЪЪ.СеверюхинД.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (19171941). Биографический словарь. СПб: Издательство Чернышева, 1994. — (Справочники по русскому искусству)

60. Соболевский Н.Д. К.М.Максимов. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 66 е.,v

61. Станкевич Н.И. Б.В.Иогансон. 1893 1973. - Л.: Художник РСФСР, 1978.-40 е., ил.

62. Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин = Ilya Repin: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1985. - 255 е., ил. - (Русские живописцы XIX в.)

63. Стернин Г.Ю. Очерки русской сатирической графики. М.: Искусство, 1964.-335 е., ил.

64. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века, 70-80- годы. М.: Наука, 1997. - 233 с.91 .Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. — М.: Искусство, 1976. 222 с.

65. Соцреалистический канон. /Сб. статей под общ. ред. Х.Гюнтера и Е.Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. - 1040 е., илл.

66. Сто (100) имён в совремённом искусстве Санкт-Петербурга: Справочник./ Под общ. ред. Е. Коловской. СПб, 1997. - 225 е., ил.

67. Сто картин советских художников. / Альбом. Авт.-сост. и авт. вступит, статьи Б.В.Иогансон. М.: Сов. художник, 1966. — 7 е., 100 ил.

68. Таскина Е.П. Неизвестный Харбин. Русский Харбин на рубеже XX в. и в 20-е гг. М.: Прометей, 1994. - 159 е. ил.

69. Три века русской живописи. Иллюстрированное издание. СПб.: Изд. Китеж, 2003.-511 е.: ил.

70. Фёдор Решетников: Альбом репродукций. / Авт. сост. Б.В.Вишняков. -М.: Изобразительное искусство, 1982. 231 е., ил.

71. Чистяков Павел Петрович. Выставка произведений и учебных работ его учеников: Каталог. /Предисл. Н.Молевой и Э.Белютина, с.3-24. М.: Просвещение, 1955. 111 е., ил.

72. Щербакова Г. Художник-атташе. //Художник №8,1990 -М.: Союз художников РСФСР, 1990. С. 36-43.

73. Эфрос А. Два века русского искусства. М.: Искусство, 1969. -303 с.

74. Ястребова Л.Я. Художник П.В.Николин-Тепляков. // Русский Харбин. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 212 - 214

75. Литература на китайском языке:

76. Китайское эстетическое воспитание 20 века. /ред. Пань Яочан. — Шанхайское издательство квалификации и живописи, 1999. (первое издание).

77. Си Цзинчжи. Берёзовая роща вдали Гуансиское издательство «Художество», 2002. (первое издание).

78. Чэнъ Жуйлинъ. Искусство русского авангарда. Гуансиское издательство «Художество», 2001.

79. См Цзинчжи. Искусство России и Восточной Европы. Издательство Китайского народного университета, 2004. (первое издание).

80. Пань Чжэнсян. От конфронтации до блока: китайско-советские отношения в 50, 60 годах 20 века. Докторская диссертация, 1994.

81. Ван Фучунь. О влиянии советской модели на Китай и искания строя социализма с китайской спецификой. Докторская диссертация, 2000.

82. И.Тянъ Баогуо. Культурный обмен между Китаем и СССР в 30 годах.

83. Архив демократического государства. 2000. №2

84. Ли Иннанъ. Русское национальное сознание в переходном времени. // Исследование России. 2002. №1.

85. Cw Цзинчжи. История русского и советского искусства. -Тянцзинское издательство «Народное художество», 2000. №1.

86. Си Цзинчэюи. Шестнадцать лекций по русскому искусству. -Издательство Цихуаского университета, 2005. (первое издание).

87. Литература на других языках:120.«Alexandre Iacovleff. Itinerances». Musee des Annes 30. Somogy d itions d'art, Paris, 2004. - 240 с. (каталог на французском языке)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.