Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Личман, Елена Юрьевна

  • Личман, Елена Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 235
Личман, Елена Юрьевна. Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2010. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Личман, Елена Юрьевна

Введение.3.

Глава 1. Особенности национального мировосприятия казахского народа.12.

1.1. Мифология и религия казахского народа.12.

1.2. Особенности народного искусства Казахстана.22.

Глава 2. Особенности культурной и художественной жизни

СССР в первой половине XX века.36.

2.1. Изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием Казахской ССР.36.

2.2. Краткая характеристика состояния русской художественной школы.55.

2.3. Становление художественного образования в Казахстане в первой половине XX века на основе общероссийских тенденций.69.

Глава 3. Особенности воплощения традиций русской художественной школы в творчестве казахских художников в середине XX века.90.

3.1. Роль художественных мастерских ведущих педагогов Петербургской академии художеств в развитии станковой живописи Казахстана середины XX столетия.90.

3.2. Вклад художников-педагогов Московского художественного института им. В.И. Сурикова в развитие станковой живописи Казахстана середины XX столетия.115.

3.3. Подготовка художественных кадров для Казахстана на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.128.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы»

Актуальность темы исследования, посвященного влиянию русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана середины XX века, обусловлена, во-первых, обостренным вниманием современной науки к проблемам изучения, сохранения и возрождения национальных традиций; во-вторых, развитием современного информационного общества, побуждающего обстоятельно исследовать проблему взаимодействия художественных традиций, в частности влияния традиций русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана; в-третьих, новым содержанием таких важных понятий как национальная художественная школа, национальная художественная традиция.

Традиции и преемственность не исключают уникальности наследия регионов, но являются хранителями и источниками возрождения духовности, столь необходимой современному обществу. Развитие художественных традиций, их взаимовлияние способствует появлению новых художественных тенденций в различных видах искусства, в том числе в станковой живописи, что ведет к взаимообогащению культур. Полноценное существование народа, такого многонационального и многоконфессионального как казахский, невозможно без всестороннего приобщения к мировому опыту в сфере культуры. Поэтому необходимо дорожить положительным эффектом взаимодействия уникальных культур русского и казахского народов.

Творчество первых казахстанских живописцев, получивших образование в России, достигло высокого художественного уровня и занимает особое место в казахской и мировой культуре XX века. Это позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях русской художественной школы. Опыт приобщения казахских художников к традициям русской художественной школы через образовательную систему высших учебных заведений России заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Современное изобразительное искусство Казахстана развиваясь на основе богатого национального художественного наследия, продолжает сохранять преемственность традициям высокого реализма русской художественной школы. Изучение процесса развития станкового искусства Казахстана во взаимодействии национальных художественных традиций и традиций русской реалистической школы живописи особенно значимо в контексте такого мощного явления, как глобализация. Актуальность темы заключается в отсутствии специальных работ, посвященных обозначенной теме.

Степень научной разработанности проблемы. Для рассмотрения заявленной проблемы в исследовании представлены культурологические и искусствоведческие аспекты, которые легли в основу изучения особенностей национального мировосприятия казахского народа, художественных традиций народного искусства. Представлена характеристика состояния русской художественной школы в XX веке, а также историографическая ситуация становления и развития изобразительного искусства и художественного образования Казахстана в первой половине и середине XX столе тия.

Огромный вклад в изучение историко-культурологического развития казахского этноса внесли ученые Ч. Валиханов, М. Ауэзов, А. Маргулан, К.А. Акишев, У. Джанибеков, А. Сейдимбеков. Философское осмысление духовного опыта кочевья представлено в трудах ученых Ж.К. Каракузовой, М.Ш. Хасанова, Б.Г. Нуржанова, М.С. Муканова, С. Каскабасова, Р. Мустафиной, Г. Шалабаевой, Г. Биляловой, Р. Касымовой. Фундаментальным сборником является собрание трудов ученых Казахстана «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством» (1993).

Основополагающий вклад в понимание мифа как основного способа понимания мира внесли зарубежные, русские, отечественные ученые: Г.В.Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж.Дж. Фрэзер, JI. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев, П. Флоренский, Е.М. Мелетинский, О.А. Сегизбаев, С.А. Каскабасов.

Вопросы теории и истории фольклора как народного искусства, разновидности жанров фольклора рассматривали в своих трудах известные ученые России Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп, П.Г. Богатырев, М.К. Азадовский, В. Жирмунский, Е. Кагаров, О. Фрейденберг, Д.С. Лихачев, К. Чистов, В.Е. Гусев. Важные научные положения и выводы по проблеме специфики сложения фольклорных жанров русского народа изложены в исследованиях В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), «Исторические корни волшебной сказки» (1946) и многих других.

Серьезные исследования по изучению казахского фольклора проведены учеными Е.Турсуновым, Н. Турекуловой, Ш. Елеукеновой, Г. Шалабаевой, М. Ауэзовым, Е.О. Балабековым. Значимыми для казахской культуры являются монографии С. А. Каскабасова: «Казахская волшебная сказка» (1972), «Казахская несказочная проза» (1990), «Золотая жила» (1990), «Колыбель искусства» (1992).

Орнамент является неотъемлемой частью изобразительного искусства. Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов рассматривалось в трудах казахстанских ученых - историков, этнографов: А.Х. Маргулана, М.С. Муканова, У. Джанибекова, Н.А. Уразбаевой, Р. Хаджаевой и др. Специфику орнаментального языка, семантику, использование в искусстве изучали русские и советские ученые: В.В. Стасов, С.М. Дудин, В.Н. Чепелев, Б.П. Деннике, Т.А. Жданко, Л.И. Ремпель и другие.

Особенности историко-культурной ситуации советского государства исследовались в работах российских ученых: В.Л. Куманева, С.А. Галина, Ю.С. Борисова, В/Г. Ермакова, B.C. Лельчука, С.А. Федюкипа, Л.М. Зака, М.П. Кима, Т.С. Чанышевой, Л.В. Иванова, А.И. Фомина, А.В. Хлевнюка, Л.Я. Гуревича. Широкое освещение вопросов становления и развития социалистической культуры в Казахстане проведено в работах казахстанских ученых: Т. Омарбекова, Б. Сатершинова, С.З. Баймагамбегова, Ш.М. Мухтарова, Р.Б. Сулейменова, Х.И. Бисенова., К. Нурпеисова, Т. Елеуова, Е. Ривлина, У.Т. Уралиева, Х.М. Абжанова, К.К. Кунантаевой, А.К. Абпазова, М.Т. Утеубаева.

Широк круг публикаций по истории изобразительного искусства Казахстана. В годы развития Казахстана как советской социалистической республики были выпущены многочисленные искусствоведческие труды: Я.П. Затенацкого, Б.Г. Ерзаковича; А.К. Канапина, Л.И. Варшавского, В. Бучинской, Л.Ф. Марченко, Е.Б. Вандровской, Р. Копбосиновой, Л.Г. Плахотной, Н.А. Полонской, Б.К. Барманкуловой, Г. Сарыкуловой по истории развития изобразительного искусства Казахстана. Фундаментальные исследования, посвященные проблеме развития изобразительного искусства Казахстана в контексте традиционного мировоззрения, проведены доктором искусствоведения, профессором Р. Ергалиевой в трудах «От поэзии сказаний к поэтике красок» (2000), «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана» (2002), «Феномен степи в живописи» (2008).

Ценность представляют труды ученых Н.М. Молевой и Э. Белютина, В.Г. Лисовского, B.C. Кеменова, Э.В. Кузнецовой, А.А. Федорова-Давыдова, Д. Сарабьянова, В. Ванслова, О. Сопоцинского, Г.Ю. Стернина, П. Муратова об особенностях становления русской художественной школы, развитии художественной жизни России, творчестве выдающихся русских и советских художников.

Анализ литературы позволяет сделать заключение, что, несмотря на многообразие исследований, в трудах ученых пока не представлена проблема особенностей развития станковой живописи Казахстана в контексте влияния традиций русской художественной школы; не выявлена роль творческих мастерских ведущих педагогов художественных вузов России в подготовке профессиональных живописцев Казахстана. В связи с сохранением и развитием традиций русской школы живописи в современном изобразительном искусстве и системе художественного образования Казахстана исследуемая проблема является актуальной.

Объект исследования. Станковая живопись Казахстана середины XX столетия.

Предмет исследования. Проблема влияния традиций русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана середины XX столетия.

Цель исследования. На основе комплексного изучения казахского культурного наследия и русского изобразительного искусства выявить степень влияния традиций русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана середины XX века.

Задачи:

1. проанализировать особенности воплощения национального мировосприятия казахского народа в казахской мифологии, образах декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

2. рассмотреть изменения в культурной и художественной жизни Казахстана в связи с образованием СССР;

3. дать общую характеристику художественного образования Казахстана первой половины XX столетия в контексте историко-культурной ситуации;

4. выявить влияние мастеров живописи русской художественной школы на развитие казахского станкового искусства советского периода;

5. показать характер преломления традиций русской школы живописи в произведениях казахских живописцев.

Хронологические рамки исследования: Середина XX столетия.

Территориальные рамки исследования: Казахстан, Россия.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили: культурологическая концепция ученых М.О. Ауэзова, Ж.И. Каракузовой, M.ILI. Хасанова об историко-культурной эволюции искусства казахской степи с учетом материальной и духовной традиции. Концепция профессора Б.Д. Кокумбаевой, построенной на сопоставлении оседлой культуры как исторического феномена человеческого бытия в западном мире с кочевой культурой как социальным образованием. Концепция, русского философа Н.А. Бердяева, о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале XX века также положена в основу исследования.

Методологической основой послужили труды ведущих ученых в области культурологии, этнографии, изобразительного искусства: JI.H. Гумилева, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, С.А. Каскабасова, Е. Турсунова, Г. Шалабаевой, А. Сейдимбекова, С. Молевой, Р.А. Ергалиевой, Т.М. Степанской. Эти исследователи придерживаются концепции взаимовлияния и интеграции культур, при сохранении национальной доминанты.

Работа выстраивалась не только в русле искусствоведческой науки, но также в контексте исторического и культурологического подходов на основе принципа междисциплинарности. Такой принцип обусловил комплексный характер исследования, предполагающий совокупность методов: общенаучных -культурологический подход, метод историзма, сравнения и аналогии, сопоставления. Использовалась специальная методика искусствоведческого анализа: метод атрибуции, анализа и синтеза, икопологический и иконографический методы.

Источниковая база исследования. Специфика исследования потребовала использования достаточно широкого круга источников, систематизированных с учетом характера проблематики. Прямыми источниками исследования стали произведения живописи казахских художников, хранящиеся в фондах: Павлодарского областного художественного музея; Государственного музея искусств имени А. Кастеева; Музея современного искусства г. Астаны; президентского центра культуры г. Астаны.

Привлекались материалы музейных экспозиций, каталоги художественных выставок. В процессе исследования обозначенной проблемы были изучены: фонды Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина; Областного музея литературы и искусства им. Бухар

Жырау г. Павлодар; Центрального Государственного музея Республики Казахстан.

Искусствоведческой основой послужили опубликованные труды, в той или иной степени имеющие отношение к рассматриваемой теме: устно-поэтическое творчество казахского народа: мифы, сказки, легенды. Альбомы по декоративно-прикладному искусству и казахскому костюму.

В основу работы легли материалы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В.Я. Шишкова: альбомы, каталоги, опубликованные документы. Широко использовались материалы фонда Национальной государственной библиотеки им. А.С. Пушкина, библиотеки Президентского центра культуры г. Астаны, научной библиотеки Алтайского государственного университета, областной библиотеки им. С. Торайгырова, городской библиотеки г. Павлодара имени Г1. Васильева.

Документальную основу исследования составили правительственные документы фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан: постановления высших государственных органов по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период; нормативные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие процессы в сфере культуры - союзные, республиканские, краевые. Также использовались материалы центральной и местной периодической печати: журналы «Простор», «Искусство», «Творчество», «Тамыр», «Вестник КазНУ». Разнообразная источниковая база позволила развернуть исследование.

Научная новизна исследования.

1. определена роль русских художников в сохранении и развитии традиций русской художественной школы в системе художественного образования Казахстана в первой половине XX столетия;

2. рассмотрено влияние мастеров русской художественной школы на развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века;

3. выявлены особенности преломления традиций русской художественной школы в творчестве казахских живописцев середины XX века.

Положения, выносимые на защиту:

1. особенности мировосприятия казахского народа определили национальный стиль и содержание традиционного искусства и станковой живописи;

2. в связи с образованием СССР произошли изменения в культурной и художественной жизни Казахстана, способствующие становлению художественного образования и появлению новых тенденций в изобразительном искусстве;

3. большой вклад в становление изобразительного искусства Казахстана внесли мастера русской школы живописи: Н.Г. Хлудов, Н.И. Крутильников, Л.П. Леонтьев, А.И. Бортников, A.M. Черкасский, П.Я. Зальцман;

4. художественное образование казахских живописцев осуществлялось на основе многообразных традиций реалистического искусства русской художественной школы;

5. на развитие творчества казахских живописцев существенное влияние оказали художники-педагоги Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Художественного института имени В.И. Сурикова, Всероссийского государственного института кинематографии: М.И. Авилов, И.А. Серебряный, Ю.М. Непринцев, P.P. Френц, A.M. Герасимов, Ф.П. Решетников, Ю.И. Пименов, Ф.С. Богородский;

6. развивая национальные традиции, и творчески осваивая реалистическое искусство русской школы живописи, казахские художники, создавали качественно новые художественные ценности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования положений и выводов при создании обобщающих научных трудов по истории культуры и искусства Казахстана. Диссертация может составить основу при подготовке статей и монографий, чтении спецкурсов, дальнейшего изучения изобразительного искусства Казахстана.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и выводы нашли отражение в выступлениях автора на международных и республиканских научно-практических конференциях: «Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья» Павлодар, 2008; «Тюркские языки и XXI век» Павлодар, 2008; Валихановские чтения -14, Кокшетау, 2009; На международном научно-практическом семинаре: «Картина мира в художественной жизни народов Алтая, Казахстана, Монголии», Барнаул, 2008.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников, списка иллюстраций, иллюстративного материала, приложений, списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Личман, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многовековой истории казахский народ создал богатейшую художественную культуру, особенность которой обусловлена синкретизмом различных сторон кочевой традиции. Особенности кочевого образа жизни определили характер, содержание и форму всех видов народного творчества. Специфика национальной культуры заключалась в синкретичности и устности, которая отразилась в многообразии фольклорных жанров. Устное поэтическое и декоративно-прикладное творчество, в котором доминировало орнаментальное изображение, были постоянными спутниками казахского народа, отражая сложные процессы его духовной жизни, понимания и осмысления окружающего мира. Глубокие традиции народного искусства во многом определили характер и пути развития различных видов профессионального искусства, в том числе станковой живописи.

В связи с образованием СССР были приняты важные документы, внесшие изменения в культурную и художественную жизнь Казахстана. Принятие нового строя содействовало заимствованию у России государственно-политического устройства, социально-общественных институтов, науки, техники, культуры, искусства. Приоритетными направлениями культурной политики СССР были ликвидация неграмотности у населения России и бывших окраин, повышение уровня образованности, реформирование системы образования, повышение уровня культуры. Мероприятия, проведенные Советским государством, оказали серьезное воздействие на развитие культуры и искусства в национальных республиках. В культуре многих республик появлялись новые художественные тенденции, которые в процессе ассимиляции приобретали самобытность и неповторимость под воздействием культуры РСФСР.

К началу XX века в русской художественной школе сложились устойчивые традиции, отличающиеся многообразием: духовность и гуманизм, высокая живописная культура, художественный реализм, доминирование пейзажа как национального жанра России, высокий статус жанра исторической картины. Традиции русской художественной школы были настолько сильны, что стали почвой для развития национальных школ живописи во вновь образованных республиках Советского государства. Глубокие традиции русской школы живописи утвердились в педагогической системе художественного воспитания. Академическая школа профессионального обучения живописцев России получила развитие в системе художественного образования советских республик, также в Казахстане.

В Казахстане до Октябрьской социалистической революции, изобразительное искусство существовало как искусство универсальное, в силу сложившихся национальных традиций, культурных и религиозных особенностей. Изобразительному искусству казахского народа был присущ тот же синкретизм, что и музыкально-словесному искусству. Поэтому художественное образование в Казахстане явилось фактором зарождения и формирования новых художественных традиций. В этой связи, на этапе становления художественного образования и национальной школы живописи особо значимой являлась возможность опираться на опыт, уже прошедшего немалый путь русского искусства, обращение к которому не только облегчало освоение новых идей и новых изобразительных форм, но и приобщало к художественным исканиям времени, активизировало и ускоряло его развитие. Педагогическая деятельность приезжих художников Н.Г. Хлудова, Л.П. Леонтьева, А.И. Бортникова, Н.И. Крутильникова, A.M. Черкасского, П.Я. Зальцмана, являвшихся проводниками традиций русской художественной школы, сыграла решающую роль в становлении и формировании художественного образования Казахстана в первой половине XX века, определив дальнейшее его развитие. На протяжении всей истории своего существования художественное образование Казахстана в своих методических основах следовало за Россией. Педагогическая и творческая деятельность живописцев Казахстана 50-х годов: А. Галимбаевой, К. Тельжанова, М.

Кенбаева, А. Джусупова, Н.-Б. Нурмухаммедова, К. Шаяхметова, С. Романова, получивших высшее образование в Ленинградской Академии художеств им. И.Е.Репина, Московском художественном институте им. В.И.Сурикова, Всесоюзном государственном институте кинематографии (художественный факультет) стала фактором активного развития художественного образования в республике, способствовала формированию национальной школы живописи Казахстана.

Художники, прошедшие обучение в России и вернувшиеся в Казахстан, а также мастера, которые обучались в своей республике у русских педагогов, внесли в национальное искусство живописи новые тенденции. Образно-живописная система многих казахских художников обогатилась новыми приемами и техниками. В основу творческой концепции живописцев легли наблюдение и этюд, как база реалистического метода отображения действительности. Русская реалистическая школа привнесла в искусство Казахстана традицию пленэрной живописи. Казахская живопись обогатилась историческим, героико-эпическим, бытовым, портретным и натюрмортным жанрами. Обучаясь в творческих мастерских русских художников, казахские живописцы перенимали особенности художественного стиля, заимствовали творческий метод. Постепенное развитие живописного мастерства, позволяло создавать многообразные произведения сюжетно-тематической направленности. Казахские художники осваивали новые техники, что подтверждало интенсивный рост и художественный потенциал искусства казахской станковой живописи в период 50-70-х гг. XX столетия. В этом развитии большая заслуга русской и советской художественной школы, которая с начала XX века являлась базисом для нескольких поколений художников и лучшие ее традиции были освоены казахскими живописцами через систему высшего художественного образования России. Мастерские русских художников Академии художеств и ВГИКа сыграли колоссальную роль в воспитании творческой молодежи Казахстана. В целом, русская художественная школа оказала глубокое влияние на развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века. Достижения казахстанских живописцев позволяют говорить, о высоком уровне русской художественной школы.

Творчество художников поколения середины XX века прорастало на казахской земле, черпая истоки мастерства, глубину переживания общения с натурой в традициях русской художественной школы, сложившейся во второй половине XIX века. Эти традиции адаптировались к исторической ситуации, к идеям новой эпохи, формируя особенности советской художественной школы, подхватившей гуманистические идеалы русского искусства. Русская художественная школа, адаптировавшая национальные формы, содержание, ментальность способствовала развитию станковой живописи Казахстана. В станковой живописи Казахстана появились новые сюжеты, жанры, образно-живописный строй, творческие манеры, не характерные для традиционного искусства. В 50-60-е годы в казахском изобразительном искусстве происходил процесс активного развития реалистического метода. Реализм как устойчивая традиция русской художественной школы с его наглядной убедительностью, ориентацией на натуру и выработанной жанровой структурой стал тем методом, который помог на раннем этапе становления станковой живописи Казахстана стремительно войти и адаптироваться в контекст европейской художественной системы. Изобразительное искусство Казахстана стало тем способом осмысления народной культуры, который сохранил ее своеобразие не изолировано, а в контексте общемирового искусства. На всех этапах развития станковой живописи прослеживалась связь с народной традицией. Традиции русской художественной школы, воплощаясь в произведениях казахских живописцев, обогащались элементами казахского народного искусства. В этом процессе синтеза и модернизации существенное значение имело взаимодействие народной и профессиональной культур России и Казахстана.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

СССР — Союз Советских Социалистических Республик

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

ВЦИК - всесоюзный центральный исполнительный комитет ВЛКСМ — всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи ЦК ВКП (б) — центральный комитет всесоюзной коммунистической партии (большевиков)

ЦК РКП (б) — центральный комитет российской коммунистической партии (большевиков)

Грамчека — губернские чрезвычайные комиссии

Казкрайком ВКП (б) - казахский краевой комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков

КОДЫ - краевой отдел «Долой неграмотность»

ОДН - отдел «Долой неграмотность»

СНК СССР - совет народных комиссаров СССР

ГИТИС - государственный институт театрального искусства

ТЮЗ - театр юного зрителя

ЦК - центральный комитет

ЦИК СССР — центральный исполнительный комитет СССР

ЦК КП (б) - центральный комитет коммунистической партии (большевиков)

АХРР - ассоциация художников революционной России

ОМХ - общество московских художников

ОСТ общество художников-станковистов

СХК - союз художников Казахстана

ГУЛАГ - государственное управление лагерей

ГМИИ - государственный музей изобразительных искусств

ЛОСХ - ленинградское отделение союза художников

КАР ЛАГ — карагандинский лагерь МАИ - мастера аналитического искусства ВУЗ — высшее учебное заведение

ВХУТЕИН — всесоюзный художественно-технический институт ВГИК - всесоюзный государственный институт кинематографии ЛИЖСА - Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры АХУ — Алма-Атинское художественное училище

ЦГА РК - центральный государственный архив республики Казахстан

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Личман, Елена Юрьевна, 2010 год

1. Абишев, X. Аспан сыры / X. Абишев. Алматы, 1966. — 91 с.

2. Академия художеств СССР. М., 1949. - С.138.

3. Аникин, В.ГГ. Фольклор как часть древнерусской культуры / В.П.Аникин // Древняя Русь. №1. - 2000. - С. 4

4. Артыкбаев, Ж.О., Раздыков, С.З. История Казахстана: Учебник / Ж.О. Артыкбаев, С.З. Раздыков. Астана: Фолиант, 2007. — 344 с.

5. Аюпов, Н.Г. Натурфилософия тенгрианства / Н.Г. Аюпов // Евразия. — 2004. №6.-С. 66-71.

6. Бейсембиев, К. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане / К. Бейсембиев. Алма-Ата, 1971. - 192 с.

7. Беткенбаева, Ш.К. Борьба за осуществление ленинского декрета «О ликвидации неграмотности среди населения в казахском ауле (1917-1940 гг.): дисс. на соис. уч. ст. к. и. н. / Ш.К. Беткенбаева. Алматы, 1983. - 194 с.

8. Богородский, Ф.С. Автомонография / Ф.С. Богородский. М., 1938. - С.5.

9. Богородский, Ф.С. Мой творческий путь / Ф.С. Богородский. М.,1931. — 125 с.

10. Бултабаева, А.З. Особенности музыкального воплощения казахского эпоса / А.З. Бултабаева // Евразия. 2007. - №5. - С.55-60.

11. Валиханов, Ч.Ч. Собр. соч: в 5-ти т. / Ч.Ч. Валиханов. Алма-Ата: Каз. сов. энциклопедия, 1984. -Т.1.-431 с.

12. Валиханов, Ч.Ч. Собр. Соч: в 5-ти т. / Ч.Ч. Валиханов. Алма-Ата: Каз. Сов. энциклопедия , 1984. - Т.2. - 416 с.

13. Галлиев, В.З. Казахстан в творчестве художников 19 века / В.З. Галлиев. Алматы: внер, 2005. - 160 с.

14. Галин, С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): Монография / С.А.Галин. — М.: Высшая школа, 1990. 144 с.

15. Диваев, А. Легенда о Казыкуртовском ковчеге / А. Диваев // Народный университет. 1918. - № 4. - С.55-59.

16. Древнетюркский словарь. Л., 1969. - 1025 с.

17. Езерская, Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России / Н.А. Езерская. М.: Изобразительное искусство, 1987-288с.

18. Зальцман, Е. Искусство-учитель-ученик / Е. Зальцман // Искусство Казахстана. 1983. - С.116-120.

19. Изобразительное искусство Казахстана / Сост. Б.Г. Ерзакович. Алма-Ата: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1963. - 374 с.

20. Изобразительное искусство Казахстана. XX век / сост. А.Б. Вишняков, текст К. Ли. — Алматы, 2001. 332 с.

21. Ильина, Т.В. История искусств / Т.В.Ильина. М.: Высшая школа, 2007. -430 с.

22. Искусство Казахстана: Изобразительное искусство, архитектура, театр и кино, музыка и музыковедение / сост. В. Ибраева. А-Ата: внер 1987. -С. 56 -59.

23. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: кн. для учителя в 3-х ч. Русское искусство. Советское искусство / сост. М.В. Алпатов, Н. Ростовцев. 4-е изд., испр. и доп. — Ч.З. - М.: Просвещение, 1989. — 382 с.

24. История советского искусства. Живопись. Скульптура. Графика / сост. Б.В. Веймарн, С.В. Коровкевич, П.И. Лебедев, А.Ю. Нурок, Ф.С. Рогинская, О.И. Сопоцинский, П.М. Сысоев, В.П. Толстой. М.: Искусство, 1965. - 4.1. — 303 с.

25. История искусств Казахстана: Учебник / сост. Галимжанова А.С., Глаудинова М.Б., Кишкашбаев Т.А., Шкляева С.А., Муратаев К.К., Елеукенова Г.Ш., Бараманкулова Б.К. — Алматы: Издательство Маркет, 2006. 248 с.

26. История России с древнейших времен до конца XX века: Пособие для поступающих в вузы / под ред. В.В. Керова. М., 1990. - 519 с.

27. Канапин, А.К., Варшавский, Л.И. Искусство Казахстана / А.К. Канапин, Л.И. Варшавский. — Алма-Ата: Казахское государственное издательство художественной литературы, 1958. 311 с.

28. Каракузова, Ж.К. Культурология: Учебник для организации начального и среднего профообразования / Ж.К. Каракузова. Астана: Фолиант, 2007. -448 с.

29. Каскабасов, С., Ергалиева, Р. Николай Гаврилович Хлудов и Казахстан / С. Каскабасов, Р. Ергалиева // Простор. 2008. - №4. - С. 125 - 129.

30. Каскабасов, С.А. Золотая жила. Избранные исследования / С.А. Каскабасов. Астана: Елорда, 2000. - 4.1 — 752 с.

31. Каскабасов, С.А. Золотая жила. Избранные исследования / С.А. Каскабасов. Астана: Елорда, 2000. - 4.2 - 320 с.

32. Каскабасов, С.А. Колыбель искусства / С.А. Каскабсов. Алма-Ата.: 0нер, 1992.-368 с.

33. Касымова, Р. Компоненты национального самосознания / Р. Касымова // Мысль. 2002. - №3. - С.22-28.

34. Кеменов, B.C. Академия художеств СССР. Скульптура. Живопись. Графика. Театрально-декорационное, монументальное, декоративно-прикладное искусство / B.C. Кеменов. — Ленинград: Аврора, 1982. 437 с.

35. Кокумбаева, Б.Д. Введение в Культурологию: Учебное пособие по курсу Теория и история мировой и отечественной культуры / Б.Д. Кокумбаева. -Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2000. 149 с.

36. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. Алматы: Гылым,1993. - 264 с.

37. Культурология XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я. Левит. Спб.: Университетская книга, 1998. — 865 с.

38. Лисовский, В.Г. Академия художеств / В.Г. Лисовский. 2-е изд. перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1982. - 224 с.

39. Лихачев, Д.С. Русское искусство от древности до авангарда / Д.С. Лихачев. М., 1992. - 192 с.

40. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. -М.: Правда, 1990.-656 с.

41. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993.-959 с.

42. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.

43. Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1955, 1962. - Т.З - 629 с.

44. Маргулан, А.Х. Казахское народное прикладное искусство / А.Х. Маргулан. Алма-Ата: Онер, 1986. - Т. 1. - 256 с.

45. Мастера изобразительного искусства Казахстана / Г. Сарыкулова, И. Рыбакова, М. Габитова. Алма-Ата: Наука, 1972. - 253 с.

46. Мастера изобразительного искусства Казахстана / Г. Сарыкулова, И. Рыбакова, М. Габитова, М. Досмагамбегова, Р. Ергалиева, С. Кумарова, Т. Рахимжанов. Алма-Ата: Наука, 1984. - 280 с.

47. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М.: глав. ред. вост. литературы, 1976. - 153 с.

48. Мирончиков, Л.Т. Словарь славянской мифологии: Происхождение славянской мифологии и этноса / Л.Т. Мирончиков. — 2-е изд. Мн: Харвест, 2004. - 304 с.

49. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский М.: Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

50. Молева, Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя 2-е изд., доп. / Н.М. Молева. М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

51. Муратов, П. Художественная жизнь Сибири 1920-х гг. / П. Муратов. Л: Художник РСФСР, 1974. - 142 с.

52. Мусабаев, Г., Махмудов, А., Айдаров, Г. Эпиграфика Казахстана / Г. Мусабаев, А. Махмудов, Г.Айдаров. Алма-Ата, 1971. - вып.1. - 116 с.

53. Найдыш, В.М. Концепции современного естествознания: учебник. изд. 2-е, перераб. и доп. / В.М. Найдыш. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. -622 с.

54. Нехвядович, Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. учебное пособие / науч. ред. Т.М. Степанская. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. -82 с.

55. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / составитель и главный научный редактор А.А. Грицанов. — Минск: Мн. Книжный Дом. 2003. 1280 с. - (Мир энциклопедий) - 634 с.

56. Очерки истории изобразительного искусства Казахстана. Алма-Ата: Наука КазССР, 1977. - 224 с.

57. Пиманов, В., Гапаева, А. Казагы интеллигенциясы / В. Пиманов, А. Гапаева. Алматы, 1997. - 97 с.

58. Плетникова, Л., Сафарова, Д. Когда искусство уходило из памяти / Л. Плетникова, Д. Сафарова. Караганда: Сорос - Казахстан, 2001. - 274 с.

59. Потанин, Г.Н. Отголоски сказки об Еруслане / Н.Г. Потанинин. М., 1935 - С.113.

60. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-335 с.

61. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М., 1976. - 235 с.

62. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства второй половины 19 века: Курс лекций / Д.В. Сарабьянов. М.: Изд-во МГУ, 1989 . - 384 с.

63. Сегизбаев, О.А. Казахская философия XV- начала XX века / О.А. Сегизбаев. Алматы: Гылым, 1996. - 472 с.

64. Сейфуллин, С. Тернистый путь / С. Сейфуллин. Алма-Ата, 1964. - 48 с.

65. Советский фольклор: сб. статей и материалов. М., Л., 1936 - №4/5 -С.406.

66. Советская культура в реконструктивный период 1928-1941 гг. / ред. коллегия: Ю.С. Борисов, В.Т. Ермаков, В.Д. Есаков, В.А. Козлов, Т.С. Чанышева. М.: Наука, 1988. - 601 с.

67. Сокольников, М. Герасимов A.M. Жизнь и творчество / М. Сокольников. — М.: Гос. изд-во искусство, 1954. 335 с.

68. Социалистическое строительство Казахской АССР. Алма-Ата, 1936. -132 с.

69. Сгеблева, И.В. К реконструкции древнетюркской религиозной мифологической системы / И.В. Стеблева // Тюркологический сборник. -М., 1972. -С.213-226.

70. Степанская, Т.М. Очерки искусства Алтая / Т.М. Степанская. -Барнаул,2009. 220 с.

71. Степанская, Т.М., Нехвядович, Л.И. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX начало XXI в.). Монография / научн. ред. проф. Т.М. Степанская. - Барнаул: Изд-во Азбука, 2009. - 202 с.

72. Стернин, Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. / Г.Ю. Стернин. М.: Сов. художник, 1984. - 296 с.

73. Сулейменов, Р.Б., Бисеиов, Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов (История строительства советской культуры Казахстана 1917-1965 гг.) / О.Б. Сулейменов, Х.И. Бисенов. Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1967. - 424 с.

74. Татаева, А.Е. Семантика казахского орнамента тюркоязычных народов как особая форма отражения традиционного мировоззрения: автореф. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / А.Е. Татаева. — Алматы: Каз. нац. пед. ун-т им. Абая. 2006. - 30 с.

75. Тимошинов, В.И. Культурология: Казахстан Евразия - Восток - Запад: учебное пособие: составление, анализ. / В.И. Тимошинов. - Алматы: Нус, 2003.-400 с.

76. Турганбаева, Ш. Природные ассоциации и закономерности цветового восприятия степняков / Ш. Турганбаева // Мысль. 2009. -№2. - С.53-57.

77. Турганбаева, Ш. Юрта-дом кочевника / III. Турганбаева // Мысль. 2009.- №1. С. 73-76.

78. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж XVIII начала XX века / А.А. Федоров-Давыдов. - М.: Советский художник, 1986. — 304 с.

79. Фелькерзам, Г. Ковровые изделия Средней Азии / Г. Фелькерзам. JL, 1928.-С.15-46.

80. Философский энциклопедический словарь / сост. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.

81. Халаминская, М.Н. Искусство молодых. Очерки о художниках республик Средней Азии и Казахстана / М.Н. Халаминская. — М.: Советский художник, 1967. — 164 с.

82. Хлопова, Л. Первый учитель / Л. Холопова // Нива. 2003. - №3. -С.136-141.

83. Хрестоматия. Россия IX- начало XX в. / сост. Т.И. Балакина. 3-е изд. -М.: Айрис - пресс, 2004. -224 с.

84. Червонная, С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР / С.М. Червонная. -М.: Изобразительное искусство, 1982. 320 с.

85. Ширин, Акинер Формирование казахского самосознания от племени к национальному государству / А. Ширин. Алматы: Былым, 1998. - 136 с.

86. Авилов М.И. Мастера советского искусства / вст. ст. С. Исакова — М.- Л.: Советский художник, 1950. — 63 с.

87. Азед О., Юлдашев Р. Али Джусупов / О. Азед, Р. Юлдашев. Алма-Ата: Казахстан, 1971.-44 с.

88. Брылов Г.А. (1893-1894 г.г.): Буклет Казахской государственной художественной галереи им. Т.Г. Шевченко / сост. Л. Плахотная. — Алма-Ата, 1965.-35 с.

89. Вандровская, Е.Б. Л.П. Леонтьев / сост. Е.Б. Вандровская. М.: Советский художник, 1961. — 63 с.

90. Зальцман Павел: Альбом / автор текста и составитель B.C. Бучинская. — Алма-Ата: Онер, 1983.- 144 с.

91. Изобразительное искусство Казахстана: Каталог выпуск 7 / Под ред. Л.Г. Плахотной. М.: Советский художник, 1971. - 163 с.

92. Каганович, А. И. Серебряный / А.И. Каганович. М., 1955. - 112 с.

93. Казахстан сегодня (в произведениях художников республики) / автор-составитель Кумарова С.Б. Алма-Ата: Онер, 1983. — 160 с.

94. Канафия Тельжанов: альбом / автор текста и составитель Л.Ф. Марченко. Алматы: Онер, 1982. - 119 с.

95. Леонид Леонтьев: альбом / автор вст. статьи и сост. Ф.Ф. Гадеева. -Алма-Ата: Онер, 1983. 144 с.

96. Непринцев Ю.М. Каталог выставки произведений / сост. и автор вст. статьи Е.Н. Литовченко. Л.: Художник РСФСР, 1970. - 43 с.

97. Полонская, Н.А. Мастера изобразительного искусства Казахстана Молдахмет Кенбаев: альбом. / Н.А. Полонская Алма-Ата: внер, 1983. -132 с.

98. Рыбакова, И.А. Абрам Маркович Черкасский: альбом / И.А. Рыбакова. — М.: Советский художник, 1966. 79 с.

99. Рыбакова, И.А. Айша Галимбаева: альбом / И.А. Рыбакова. — М.: Советский художник, 1970. 92 с.

100. Рыбакова, И.А. Нагим-Бек Нурмухаммедов: альбом / И. Рыбакова. М.: Сов. художник, 1979. - 75 с.

101. Сахи Романов: альбом / автор вступительной статьи и составитель Е.Б. Вандровская. Алма-Ата: Онер, 1987 - 144 с.

102. Сидоров, А.Ю. Юрий Иванович Пименов: альбом / А.Ю. Сидоров. М: Советская живопись, 1983. - С.

103. Усачева, Л.П. Камиль Шаяхметов: альбом / Л.П. Усачева. М.: Советский художник, 1986 — 60 с.

104. Ш.Федор Решетников: альбом / авт. текста и сот. Б.В. Вишняков. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 229 с.112. 100 лет казахстанскому портрету / автор вст. статьи Б. Барманкулова. -Алматы, 2002. 196 с.

105. Документы по культурному строительству СССР

106. Культурная жизнь в СССР 1928-1941: Хроника. М.;1976. - 606 с.

107. Материалы из истории библиотечного дела в СССР (1917-1959 гг.). Л., 1960.-С.116-120.

108. Народное образование, наука и культура в СССР: Сб.ст. М., 1971. -346 с.116. 15 съезд ВКП (б), декабрь 1927 г.: Стенографический отчет М., 1961. -Т.1.-С.53.

109. Культурное строительство в Казахстане (1933-1941 гг.) / Сб. докладов и материалов Алма-Ата: Казахстан, 1985. - Т.2. - 283 с.1. Архивные материалы118. ЦГАРК. Ф.ЗО. Оп.1. Д.53.119. ЦГАРК. Ф.81.0п.З. Д.842.

110. ЦГАРК. Ф.82. Оп.1. Д.1235.121. ЦГАРК. Ф.769. Оп.1. Д.57.

111. ЦГАРК Ф.1137. Оп.З. Д. 743.123. ЦГАФ.1736. Оп.1. Д.16.

112. ЦГАРК. Ф.1736. Оп.1. Д. 32.125. ЦГАФ.1736. Оп.1. Д.49.

113. ЦТ А РК. Ф.1736. Оп.2 л/д. Д.12.

114. ЦТ А Ф.1736. Оп.2л/д. Д.39.

115. ЦТ А РК. Ф.1736. Оп.2 л/д. Д.49.

116. ЦТ А РК. Ф.1736 Оп.2л/д. Д.108.

117. ЦГАФ.1736. Оп.2л/д. Д. 162.

118. ЦГАРК. Ф.1736 Оп.2л/д. Д.284.

119. ЦТ А РК. Ф.1736 Оп.2л/д. Д.367.133. ЦГАФ.1736. Оп.49. Д.5.1. Электронный ресурс

120. Биография P.P. Френц / Copyright © МАСЛОВКА. Режим доступа: http:// artinvestment.ru.

121. Богородский Федор Семенович / Энциклопедия. Режим доступа: http://www.sbmgallery.ru/artists/artist27.html.

122. Большая Российская энциклопедия / «Яндекс» 2001-2009. режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article.

123. Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: support@academic.ru.

124. Изобразительное искусство Казахстана. Режим доступа: http:// www.unesco.ru.

125. Смирнова Т. Возвращение передвижников / Т. Смирнова. Режим доступа: http://prstr.narod.ru/texts.

126. Фольклор / Свободная энциклопедия Википедия. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article.

127. Герасимов Александр Михайлович / Мировая художественная культура XX век. Режим доступа: http:// artclassik. edu.ru / catalog.

128. Кудрявцев, В.Т. Развивающее образование в развивающемся казахстанском обществе / В.Т. Кудрявцев. — Режим доступа: http://www.tovievich.ru.

129. Шалабаева, Г.К. Эстетическое и художественное как реалии национального самосознания казахов / Г.К. Шалабаева. Режим доступа: www.philos.msu.ru.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.