Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Устарханов, Азим Ханпашаевич

  • Устарханов, Азим Ханпашаевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 211
Устарханов, Азим Ханпашаевич. Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2005. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Устарханов, Азим Ханпашаевич

Введение.

Глава I. Психология эмоций, чувств и настроений в исследовании искусства.

1.1 Сотворчество искусствоведов и психологов в исследовании искусства.

1.2 О связи процессов внимания с отображением эмоционально-чувственных характеристик художественного образа в произведении искусства.

1.3 «Состояние» и «настроение» в произведении живописи.

Глава И. Анализ произведений живописи в аспекте психологии эмоций, чувств и настроений

2.1 Эмоционально-чувственный критерий в анализе картины исторического жанра.

2.2 Произведения бытового жанра в свете психологии эмоций, чувств и настроений.

2.3 Соотнесение художественного образа пейзажной живописи с психологическим состоянием человека.

Глава III. Соединение инноваций традиций как психолого-педагогическая проблема.

3.1 Выражение чувств в искусстве орнамента.

3.2 Инновации и традиции в педагогике искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений»

Актуальность исследования. В произведении изобразительного искусства эстетическая информация представляется не в виде повествовательного сообщения, а в форме художественного образа — эпического, драматического, лирического. Такая информация адресуется к глубинным и тонким структурам психики зрителя. Художник сам эмоционально переживает, создаваемые им образы и ожидает, что их выражение в его произведении найдет адекватный ответ и у зрителя. Искусство может породить самые углубленные и содержательные эмоции. Однако это воздействие зависит, в основном, от следующих факторов: от качества самих произведений искусства, от полноценности восприятия произведения искусства1 и от индивидуальности воспринимающей личности. Поэтому в искусствоведении особенное внимание уделяется вопросам эмоционально-чувственного восприятия, создающего у зрителя определенное возвышенное состояние. В монографиях - альбомах, посвященных художникам, а также при анализе творческих работ нередко делаются экскурсы в область психологии эмоций, чувств и настроений в целях более глубокого рассмотрения данной стороны восприятия произведения. Влияние художественного опыта на эмоциональное восприятие произведения искусства является важнейшей проблемой как искусствознания, так и психологии. При этом не всегда делается комплексный охват указанной психической грани в ее приложении к композиционному анализу произведения. Это обедняет художественный анализ, не позволяет шире и многообразнее раскрыть психологическое содержание, задуманное и реализованное в произведении ее автором.

Эмоциональное восприятие художественных произведений имеет серьёзное влияние на личностную сферу человека. Когда эмоциональное

1 Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964. - С.67. восприятие художественных произведений накладывается на процесс формирования личности, тогда глубокое эмоциональное постижение искусства приобретает ещё большее значение.

Разработка обсуждаемой здесь проблемы может быть востребована для работы экскурсоводов на художественных выставках, в музейной педагогике, на лекциях по теории композиции в художественных учебных заведениях. Таким образом, вопросы композиционно-психологического анализа произведений искусства должны получить в искусствоведении свое дальнейшее развитие. С другой стороны, не менее актуальной должна быть искусствоведческая разработка такой темы и для психологии искусства. Актуальность данного исследования обосновывается также тем, что комплексное изучение вопросов взаимосвязи теории композиции изобразительного искусства и психологии эмоций, чувств и настроений в их взаимообусловленном единстве до настоящего времени в отечественном искусствоведении не проводилось.

Степень научной разработанности проблемы.

В данном исследовании важное место заняли искусствоведческие работы, в которых в различной степени затрагивались вопросы психологии искусства (Р.Арнхейм, Я.Е.Басин, В.Г.Брюсова, В.В.Бычков, А.Г. Верещагина, Н.Н.Волков, Е.В.Волкова, Г.А.Голицын, А.В.Губарев, С.М. Даниэль, Э. Делакруа, Л.Я.Дорфман, А.С.Дриккер, П.А.Кудин, А.Ф.Лосев, Б.С.Мейлах, В.М.Петров, С.Х.Раппопорт, Г.Ю.Стернин, В.А.Фаворский, Е.В. Шорохов, Г.К.Щедрина, Н.А.Яковлева). С.Х.Раппопорт призывает к сотрудничеству наук — искусствознания и психологии и отмечает, что почти в каждом серьезном искусствоведческом исследовании, посвященном проблемам художественного творчества, затрагиваются, в большей или меньшей мере, вопросы, связанные с психологией искусства. Справедливо считая, что роль эмоций в искусстве общепризнанна, С.Раппопорт обращает внимание психологов на имеющий место отрыв теории эмоций от задач искусствознания. Значительный интерес представляет мысль психолога Л.С.Выготского о существенном отличии художественных эмоций от тех, которые проявляются в повседневности2. С.Раппопорт показывает, что единство искусства особенно наглядно выступает в вопросах достижения эмоционально-чувственных переживаний художественного образа и выражения настроений в произведениях искусства.

Среди психологов интерес к изучению процессов художественного мышления проявили следующие авторы: Г.Айзенк, Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, В.А.Ганзен, В.Д.Глезер, В.Н.Дружинин, Д. Зиглер, В.И.Зинченко, К.Э. Изард, Е.И.Ильин, В.С.Кузин, Л.В.Куликов, Д.А.Леонтьев, А.А.Митькин, Б.Ф.Ломов, Я.Рейковский, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Салямон, П.В. Симонов, Б.М. Теплов, Г.Хакен, М.А. Холодная, Л.Хьелл, К.Г. Юнг, И.М.Якобсон. Тема диссертации обусловила необходимость обратить особое внимание на психологические исследования, в которых в том или ином аспекте обсуждаются вопросы изучения эмоций, чувств и настроений. Среди трудов психологов вопросы психологии восприятия искусства рассматриваются как проблема сотворчества автора художественного произведения и зрителя, однако, естественнонаучная психология воспринимает искусство весьма односторонне, не учитывая его онтологический уровень. Отметим, что выход в свет работы Л.С.Выготского «Психология искусства» до сих пор не поддержан таким же обстоятельным исследованием в области психологии изобразительного искусства.

В целях сопоставления и обобщения искусствоведческих воззрений на выражение психологических состояний в произведениях искусства, а

2 Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986; Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции: Сб. трудов. - М.: Лабиринт, 2001. также осмысления разнообразных точек зрения в психологических трудах на проблемы художественного восприятия было необходимо привлечь к исследованию те философско-эстетические работы, в которых изучались вопросы, близкие теме данной диссертации (В.Т. Адорно, Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, С. Булгаков, А.И. Буров, Г.Г. Гадамер, A.B. Гулыга, М.С. Каган, К.Кларк, Р. Дж. Колингвуд, Н.О. Лосский, Д. Лукач, В.Ф. Мартынов, А. Моль, Э. Панофски, Н.И. Степанов, А.К. Судаков, П. А.Флоренский, М. Хайдеггер).

Объект исследования: произведения изобразительного искусства в аспекте их художественного восприятия.

Предмет исследования: выявление взаимосвязи между художественными факторами, обеспечивающими гармонию композиции и эмоциями, чувствами и настроениями, возникающими при восприятии произведений изобразительного искусства.

Границы исследования определены принципами композиционного анализа произведений изобразительного искусства и разработками психологии эмоций, чувств и настроений.

Цель исследования: раскрыть и описать содержательные, композиционно-структурные и тонально-колористические характеристики произведений, обусловливающие возникновение адекватных эмоциональных реакций, чувственных отношений и настроений зрителя.

Гипотеза исследования: восприятие произведения изобразительного искусства вызывает у зрителя ответ, психологическую структуру которого можно представлять как модель триединства эмоций, чувств и настроений.

В решении поставленной цели и для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предполагается решение следующих задач:

1) произвести отбор произведений изобразительного искусства, в которых отчетливо выражены эмоционально-чувственные характеристики художественного образа;

2) проанализировать эти произведения по видам эмоций, чувств и настроений;

3) разработать модель, в которой эмоции, чувства и настроения будут представлены в единстве их взаимодействия;

4) рассмотреть традиционный орнамент как переходную форму изобразительного искусства, что позволит представить его как свернутую информацию, в которой содержатся характеристики интеллектуально-эстетических чувств, связанные с национально-этнической принадлежностью орнамента;

5) соотнести художественно-образное начало произведений живописи с соответствующими им эмоциями, чувствами и настроениями, при априорном допущении, что все эти явления психики непременно и в согласованном единстве возникают у зрителя в процессе восприятия картины.

Методологическая основа и методы исследования. Применяемый метод анализа произведений является комплексным, включает в себя знания теории композиции и сведения из общей психологии. Контекстное проявление и выражение в произведении искусства психологических явлений составляет его существенную сторону, но содержится в нем чаще всего в скрытом виде, имплицитно. Поэтому ведущим методом исследования указанной проблемы выбран герменевтический метод. При исследовании орнаментального искусства используется сравнительно-исторический метод, что позволяет изучать произведения в этнокультурном аспекте. Изучение произведений станковой живописи с композиционно-психологической точки зрения дополняется методом структурно-семантического анализа. Для объединения результатов исследования используется метод моделирования. Разработанная в настоящем исследовании модель позволяет увидеть проблему, хотя и упрощенно-схематично, но все же в ее целостном единстве.

Научная новизна исследования: впервые разработана геометрическая модель качественного представления эмоций, чувств и настроений в их триединстве как инструмент композиционно-психологического анализа художественного образа картины;

- впервые орнамент представлен как переходная форма от декоративно-прикладного к изобразительному искусству, что позволяет, во-первых, использовать в его композиционном анализе элементы психологии эмоций и чувств, во-вторых, сравнить на этой основе характеристики орнамента разных этнокультур;

- впервые жанр пейзажа анализируется в трех аспектах: искусствоведческом, эстетическом, психологическом.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости дальнейшей разработки искусствоведческих задач теории композиции, с одной стороны, и психологию искусства, как другую сторону художественного творчества. Комплексное изучение этих вопросов открывает перспективы совместного исследования произведений психологами и искусствоведами области индивидуальной творческой деятельности.

Практическая значимость работы определяется возможностью применения результатов исследования в музейной педагогике; лекциях по изучению художественной культуры; при разработке учебных программ по общей истории искусства; в качестве искусствоведческого материала для раздела курса психологии искусства на психологических факультетах вузов и в средних учебных заведениях.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материал исследования может быть использован: при построении специальных лекций по теории и истории искусства; на лекциях по теории композиции в художественных учебных заведениях; в разделе курса музейной педагогики, для работы экскурсоводов на художественных выставках.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в сообщениях в виде докладов: на окружной научно-практической конференции — «Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования. Проблемы и перспективы» (Нижневартовский государственный педагогический университет, 21-24 мая, 2002г.); У-ой Международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга - «Этнонациональные аспекты модернизации образования» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 18-21 марта, 200г.); часть материала была использована как сообщение на Пленуме УМО - «Перспективы развития системы непрерывного педагогического образования» (Нижний Новгород, Нижегородский ГПУ, 22-24 мая, 2001г.).

На защиту выносятся следующие положения:

• предметно-содержательные элементы композиции, с определенными свойствами, в процессе их взаимодействия создают в произведении новое и целостное качество — «гештальт», которое вызывает у зрителя, соответствующее этому качеству, эмоциональные реакции, чувства и настроения;

• комплексное и интегральное взаимодействие эмоционально-чувственных сторон психики, возникающих у зрителя в процессе восприятия произведения искусства, можно изучать на основе модели триединства - эмоций, чувств и настроений;

• традиционный орнамент народа, рассматриваемый в аспекте изобразительного искусства, имплицитно содержит в себе (как контекст орнамента) элементы нравственно-эстетических и эмоционально-чувственных характеристик этноса;

• передача эмоционального содержания художественного образа от автора к зрителю в искусстве живописи имеет свою специфику в различных жанрах, обусловленные чувствами, эмоциями и настроением, которые испытывает художник и отражает их через художественный образ и колорит картины.

Достоверность научных результатов и основных выводов диссертации обеспечивается: в исследовании вопросов теории композиции в изобразительном искусстве - основополагающими трудами отечественных и зарубежных искусствоведов, трактатами и статьями мастеров искусства; при изучении эмоционально-чувственных сторон воздействия произведений живописи на человека - фундаментальными исследованиями общей и экспериментальной психологии, а также учениями философов, обобщивших эстетические аспекты художественного восприятия.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего более 242 наименования на русском языке и приложения, включающего 43 репродукции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Устарханов, Азим Ханпашаевич

Выводы к главе III.

1. Комплексный подход имеет большое значение для педагогики преподавания живописи и обучения восприятию произведений искусства. В нем гармонично сочетаются преемственность традиционных подходов и новаторство в процессе общения с искусством.

2. Выражение чувств автора художественного произведения может быть выражено имплицитно, о чем говорит анализ орнамента. Рассмотрение пластической напевности русского орнамента и орнаментального искусства народов Дагестана показало, что в орнаменте отражаются самобытные чувства и эмоции художников, основанные на народных традициях.

Заключение

Основу оценки каждого произведения изобразительного искусства составляют прежде всего те психические явления, которые с наибольшей очевидностью представляют его художественный образ. В ином случае картина не достигнет того уровня, на котором она признается как произведение искусства. При восприятии картины зритель «вживается» в неё, все его психологические процессы «самонастраиваются», причем, по-своему у каждого зрителя. В работу включаются почти все психофизиологические процессы, мышление, память, внимание, воображение, эмоции, чувства и другие функции и состояния, которые рассмотреть их в системном единстве не представляется возможным. Более доступной для изучения может быть какая-либо подсистема, к примеру, эмоционально-чувственная сфера зрителя. Выявление особенностей эмоционально-чувственных ответов зрителя на художественное содержание и форму его выражения в картине можно отнести к одному из важных проблем теории искусства, разработка которых находится ещё в начале этого пути.

Эстетическая информация в картине представляется не в виде повествовательного сообщения, а в форме одномоментного визуально воспринимаемого художественного образа - эпического, драматического, лирического. Такая информация также адресуется к глубинным и тонким структурам психики зрителя. Художник сам эмоционально переживает, создаваемые им образы и ожидает, что их выражение в его произведении найдет адекватный ответ и у зрителя. Поэтому в искусствоведении особенное внимание уделяется вопросам эмоционально-чувственного восприятия, создающего у зрителя определенное, например, возвышенное состояние. Следовательно, более глубокое исследование различных аспектов взаимосвязи психологии с теорий искусства должно получить более значительное развитие.

Проведенное исследование позволяет предположить, что выбранное направление имеет большую перспективу для его дальнейшего развития.

Соединение методов исследования художественных произведений искусствознания, эстетики, философии и психологии на основе сближения областей, изучающих произведения искусства, которые ранее относились к строго локализованным, отдаленным друг от друга дисциплинам, может привести к появлению нового пути в исследовании художественного образа, в том случает, если находятся общие точки взаимодействия двух или более наук.

В области преподавания живописи и обучения восприятию произведений искусства наиболее современным представляется комплексный подход, позволяющий гармонично сочетать преемственность традиционных подходов и новаторство в процессе обогащения методов изучения и восприятия искусства.

Изучение процессов внимания при восприятии произведений искусства открывает широкие перспективы для сочетания психологических подходов с методами искусствоведения, открывает перспективу развивать способность глубже проникать в суть произведения искусства, адекватно воспринимать чувства и эмоции, заложенные в художественное произведение его автором.

Имплицитно выраженные в художественном произведении орнаментального характера чувства и эмоции его создателя наиболее сложно поддаются дешифровке для воспринимающего такое произведение зрителя. Тем не менее, рассмотрение в данном исследовании пластической напевности русского орнамента и орнаментального искусства народов Дагестана, а также врубелевской орнаментации показало, что в орнаменте тоже могут отражаться самобытные чувства и эмоции его автора, основанные на народных традициях, а также сугубо индивидуальные переживания художника. Тем не менее, сопоставительный анализ может быть намного шире, что открывает новые горизонты в изучении имплицитно выраженной эмоциональности в произведениях различных видов искусства.

Магистральной линией сопоставительного исследования отражения эмоций, чувств, настроений художника, отразившихся в произведении искусства, и воспринимаемых при общении с произведениями искусства является положение о целостности, неразложимости человеческой психики и о целостности художественного образа. Следовательно, возможен комплексный подход к восприятию художественного образа произведения с точки зрения психологии человека. Полученная в исследовании модель триединства чувств, эмоций и настроений дает возможность для большей дифференциации отражаемых и воспринимаемых ощущений при изучении произведения искусства, что позволяет говорить о дальнейшем исследовании данной модели.

Выработанный в настоящем исследовании подход к выявлению эмоций и чувств в картинах исторического жанра показал, что отображаемая художественным образом смена состояний приводит к освоению более широкого эмоционального опыта - эмоциональному отношению к истории своего народа, приобщает к опыту эмоционального переживания исторических событий своего народа, что, кроме нравственно-эстетического обобщения, имеет также и воспитательный характер. Следовательно, подход к изучению картин исторического жанра открывает целое направление в разработке методики восприятия картин с историческим сюжетом, что может оказаться новым словом в использовании искусства в воспитательных целях.

Чувства гармонии, красоты, спокойствия, раскрываемые в бытовом жанре на уровне бытовой ситуации может достигать высоких философских обобщений о жизни как таковой, поэтому подход к произведению искусства с точки зрения вызываемых им чувств, состояний, эмоций и настроений, углубляет чисто искусствоведческий анализ и переводит его в более широкий план. Такой метод позволяет пересмотреть отношение к интерпретации картин бытового жанра в контексте вызываемых им переживаний.

Изучение пейзажной живописи позволяет сделать более широкие обобщения на основе совмещения искусствоведческого, эстетического и методов психологии искусства.

Произведение искусства является объектом наивысшей сложности, поэтому для его изучения требуются качественно новые подходы. Сочетание методов искусствознания и психологии способно открыть новый взгляд на произведение живописи, показать, что цветовые и композиционные решения в картине определены тем чувством, которое хотел передать автор.

Перспективы исследования произведений искусства методами, сочетающими открытия психологии и искусствознания, видятся в дальнейшей разработке вопросов восприятия произведений искусства с точки зрения эмоций, чувств и настроений, выражаемых этими произведениями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Устарханов, Азим Ханпашаевич, 2005 год

1. Абульханова К. Проблемы психологии искусства в школе C.J1. Рубинштейна // Творчество в искусстве искусство творчества. — М.: Наука: Смысл, 2000. - 549 с. - С. 122 -141.

2. Адорно В. Т. Эстетическая теория. -М.: Республика, 2001. 527с.

3. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений// Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука: Смысл, 2000. - 549 с. — С.410 - 416.

4. Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике/ Составитель A.B. Корнилова. JI,: Искусство, 1980. -391 е., ил.

5. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. -СПб.: Изд-во ДНК, 2001. -200 с.

6. Алленов М.М. О некоторых особенностях композиционного построения картины А.Иванова «Явление Миссии» (Опыт интерпретации). Сов. Искусствознание'79, вып. 1. - М.: Сов. Художник, 1980. - С. 135 — 156.

7. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. — М.; JL: Искусство, 1940. 132 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. -279 с.

9. Ю.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. -352 с.

10. М.Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. Методические и научные проблемы системного исследования. М.: Знание, 1983.-63 с.

11. Ацаркина Э.Н. Сильвестр Щедрин: 1791 1830. - М.: Искусство, 1978. -208 е., ил.

12. Барабаш Ю.Я. Комплексное изучение искусства. В кн.: Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. -М.: Наука, 1983. -С.126 - 158.

13. ХА.Барсамов Н.С. Иван Константинович Айвазовский. 1817 -1900. М.: Искусство, 1962.-218 е., ил.

14. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: Мысль, 1973. -216с.

15. Хв.Басин ЕЯ. Художественная эмоция// Творчество в искусстве искусство творчества. - М.: Наука: Смысл, 2000. - 549 с. - 290 - 297 с.

16. М.Батаршев A.B. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-336 с.

17. ХЪ.Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М.,1975. - 95 е., ил.

18. Библия в синодальном переводе, Том 7. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1992.- 400 е.: ил.

19. Богемская КГ. Пейзаж: Страницы истории: Альбом. М.: Галактика, 1992.-335 е.; цв. ил.

20. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Пер. с англ./ Ребер Артур. М.: Изд -во «ACT»; Изд-во «Вече», 2001.

21. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятие художественного произведения на примере истории живописи. -Калининград: «Янтарный сказ», 1999. 704 е., ил.

22. Булгаков С. Первообраз и образ: сочинение в двух томах. М.: Искусство; СПб.: ИНАПРЕСС, 1999.- 415, 439 с.

23. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. -М.: Искусство, 1956. — 292с.

24. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. -М.: Искусство, 1987.- 193 с.

25. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. -М.: Искусство, 1993.-255с.

26. Валентин Серов в переписке, интервью и документах. В двух томах./Сост. И.С.Зильберрнштейн, В.А. Самков. -JL: Художник РСФСР, 1985 1989. -448, 432 с.

27. Валерий Ватенин. Современные художники СССР/Автор-составитль H.A. Ватенина. JL: Автора, 1988. - 26 е., 47 ил.

28. Ван-Гог В. Письма. -М.; Л.: Искусство, 1966. 602 е.: ил. 32.Ванслов В.В. Проблема прекрасного. - М.: Госполитиздат, 1957. - 263 с. ЪЪ.Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. -М.: Искусство, 1956. — 371 с.

29. Варнались Костас. Эстетика критика. - М.: Иностр. литература, 1961. — 258 с.

30. Васнецов An. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Изд. И.Кнебель, 1908. - 133 с.

31. Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. JI.: Художник РСФСР, 1985. - 256 е., ил.

32. Вилюнас В. Психология эмоций. -СПб.: Питер, 2004. 496 с.

33. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1976.- 142 с.

34. Власов В.Н. Стили в искусстве. Словарь имен. В 3-х томах. СПБ.: «Кольна», 1995- 1997.

35. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950.-507 с.

36. Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры. В кн.: Художественное восприятие. - Л.: Наука, 1971. - С. 281 - 297.

37. AI.Волков H.H. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977. 263 е., 130 ил.

38. Волков H.H. Цвет в живописи.-М.: Искусство, 1965. 216 е., 39 ил. 4Э.Волкова Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа.

39. M.: Изд. МГУ, 1976. 286 с. 50.Выготский U.C. Анализ эстетической реакции: Сб. трудов. М.: Лабиринт, 2001.- 205 с.51 .Выготский U.C. Психология искусства. -Мн.: Современное слово, 1998. -480 с.

40. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. 367с.

41. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд. ЛГУ, 1974. - 152 с.

42. Гольдштейн С.Н. Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». История создания. -J1.: Художник РСФСР, 1972. 160 е., 124 ил.

43. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. - 520 с.

44. Ъб.Горелов М.И. Алексей Кондратьевич Саврасов: Основоположник русской реалистической пейзажной школы (1850-е гг.)/М.И.Горелов. М.: Моск. учеб. и Картолитография, 2002. - 141 [2] е.; [16] л. ил.

45. Ы.Горощенко Г.Т. Основы композиции. -М.: Изогиз, 1935. 119 с.

46. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII начала XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 720 с.

47. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура. Миниатюра. М.: Изобразительное искусство, 1986. - 320 е.; ил.

48. Государственный Русский музей. Живопись XVIII начало XX века. Каталог. — JL: «Аврора», изд. «Искусство», 1980. -447 е., ил.бХ.Гулыга A.B. Эстетика в свете аксиологии. -СПб.: Алетейя, 2000. -447с.

49. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука, 1968.-285 с.

50. Даль В. Толковый словарь в 4 томах. -М.: Русский язык, 1991.

51. Дейнека А. Жизнь. Искусство. Время. JL: Художник РСФСР, 1974. - 342 е., ил.

52. Делакруа Э. Дневник. М.: Искусство, 1950. - 631 с.

53. Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М.: Изд-во Ак. Худ-в. СССР, 1960.-482 с.1\ Дидро Д. Об искусстве. В 2-х томах. JI.; М.: Искусство, 1936. - T.I Опыты о живописи. Мысли об искусстве. - 238 е., т. II. - Салоны. - 215 с.

54. Дмитриева H.A. Изображение и слово. -М.: Искусство, 1962. 314 с.73Дмитриева H.A. Слово и изображение// Взаимодействие и синтез искусств. JL: Наука, 1978. - С. 44 - 54.

55. Дмитриева H.A. Винсент Ван Гог. -М.: «Искусство», 1975. 176 с.15ДодоновБ.И. В мире эмоций. Киев, 1987.- 139 2. с.7вДорфман Л.Я. Эмоции в искусстве (теоретические подходы и эмпирические исследования). М.: Смысл, 1997. - 424 с.

56. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. -М.: Искусство, 1970. 124 е., 104 ил.1%.Живова O.A. Филипп Андреевич Мялявин. 1869 1940. Жизнь и творчество. -М.: Искусство, 1967. - 296 е., ил.

57. Жильсон Э. Живопись и реальность. -М.: Росспэн, 2004. 367 с.

58. S0.Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. -М.: Искусство, 1986. 156 е., ил.81 .Замечательные полотна. Сборник. -JL: Художник РСФСР, 1966. 379 е., ил.

59. Зиновьев Н.М. Стилистические традиции искусства Палеха: Книга -Альбом. -JL: Художник РСФСР, 1981. 216 с.

60. Зись А.Я. О комплексном изучении искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. М.: Наука, 1986. - С.3-20.

61. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. - 460 с.

62. Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

63. Искусство и эмоции: Материалы международного научного симпозиума, 17-21 сент. 1991 г./Отв. ред. Л.Я. Дофман и др.. Пермь: Изд-во пермского государственного института культуры, 1991. -359 е.: ил.

64. История Русского орнамента с X по XVI столетие (по древним рукописям). -М.: Издательство музея Художественно-промышленного училища (б. Строгановское), 1870. -100 листов.

65. Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства. — В кн.: Методологические вопросы современного искусствознания, вып. 3. — Л.: 1980.-С. 44-52.

66. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТК «Петрополис», 1997.-543 1.с., ил.

67. Каганович A.JI. Андрей Андреевич Мыльников. Л.: Художник РСФСР, 1986.-282 е., ил.

68. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. М.: Сов. Художник, 1981. -127 с.

69. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981.-215 с.

70. Кекушева-Новосадюк Г.В. Евсей Евсеевич Моиссенко. JL: Художник РСФСР, 1977.-303 е., ил.98 .Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта //Психологический журнал. 1982. Т.З, № 2, с. 120-126.

71. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции. В. кн.: О композиции. - М.: Изд. Акад. Художеств СССР, 1959. - С. 37 - 57.

72. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М.: Искусство, 1984. - 255 с.

73. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 304 с.

74. Клод Моне /Автор-составитель В.А.Кулаков. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 175 е., ил.

75. Колесов В.В. Философия русского слова. -СПб.: ЮНА, 2002. 448с.

76. Колингвуд Р. Дж. Принципы искусства. Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства./Пер. с англ. А.Г. Ракина под ред. Е.И.Стафьевой. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 328 с.

77. Кондаков КВ. Цвет в природе и искусстве// Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. -JI.: Наука, 1986. — С. 88 — 101.

78. Коняхин Г. Рациональное и эмоциональное в произведении искусства// Искусство. 1966. № 10. С. 22 - 28.

79. Корин П. Избранные произведения/Автор вступит. Статьи и сост. альбома Е.В. Виноградова. М.: Сов. художник, 1985. - 118 е., ил.

80. Кочик О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980. - 234 е., ил.

81. Крамской Иван Николаевич. Письма и статьи. В 2-х томах. М.: Искусство, 1965- 1966.Т. 1.1965.-627 е.,28 ил.;Т 2.1966.-531 е.,14 ил.

82. Крамской об искусстве/Сос1. Т.М. Коваленская. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 176 с.

83. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. —М.: Советский художник, 1961. 190 с.

84. Кривонденченков C.B. Русский пейзаж середины XIX века (Проблема формирования и пути развития). Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.канд. искусствовед. СПб, 2001. - 22 с.

85. Кудин П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия. Основы теории и методики анализа соразмерности в композиции. СПб.: Изд. «Рубин» 1997.- 106 с.

86. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. М.: ПЛАКАТ, 1987. - 208 е.: ил.

87. Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. - 307 с.

88. Кузичева А.П. «Настроение эпохи» как эстетическая проблема //Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С. 112- 132.

89. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. -М.: Наука, 1979. 280 с.

90. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1980. - 312с.

91. Куликов ЛВ. Психология настроения. СПб.: Изд. СПб. Университета, 1997.-34 с.

92. Лебедянский М.С. Живопись, рожденная Октябрем. Становление и развитие социалистического реализма в русской советской живописи. 1920 1930-е годы. - М.: Искусство, 1986. - 252 е., ил.

93. Левитан Исаак Ильич. Письма. Документы. Воспоминания/Под ред. А. Федорова-Давыдова. -М.: Искусство, 1956. 336 с.

94. Леняшин В.А. Борис Сергеевич Угаров. Л.: Художник РСФСР, 1984. -192 е., ил.

95. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х томах. М.; Л.: Академия, 1935.

96. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.

97. Лосский И.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. -М.: «Прогресс традиция», 1998.-416 с.

98. Лосский И.О. Условия абсолютного добра. Основы этики; Характер русского народа. -М.: Политиздат, 1991. 368с.

99. ЛюсинД.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций//Вопросы психологии. 1999, № 2. С. 50-61.

100. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. -383 е., ил.

101. Мальцев Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Л.: Художник РСФСР, 1989.- 192 с.

102. Марков М. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 239 с.

103. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Мн.: Тетра-Системе, 1999. 336с.

104. Мастера искусств об искусстве. В семи томах. М.: Искусство, 1965 -1970.

105. Методологические проблемы современного искусствознания/Отв. Ред. АЛ.Зись. М.: Наука, 1986. - 352 с.

106. Милерян Е.А. Вопросы теории внимания в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. // Сов. Педагогика. 1954. №2. — С.55-67.

107. Минченков Я. Д. Воспоминание о передвижниках. JL: Художник РСФСР, 1980.-475 е., ил.

108. Михайлова A.A. Художественный образ как динамическая целостность.-Сов. искусствознание'76, вып.1.-М.: Сов. художник, 19 С. 222-257 с.

109. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии Художеств. Русская художественная школа. В трех томах. М.: Искусство, 1956- 1967.-I т. - 510 е., 105 ил.; II т. - 408 е., 173 ил.; III т. -390 с., 171 ил.

110. Мямлин И.Г. Юрий Непринцев. Л.: Искусство, 1976. - 152 е., ил.

111. Народы Дагестана/Отв. Ред.: С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева.-М.: Наука, 2002. -588 е.; илл.

112. Неведомский М.П. Репин И.Е. Архип Иванович Куинджи (Биография — характеристика). М.: «Сварог и К», 1997. - 368 е.; ил.

113. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-XX века.-М.: Искусство, 1991.-395 е.; ил.

114. Нестеров М.В. Давние дни, встречи и воспоминания. М.: Искусство, 1959.-339 с.

115. Нестеров М.В. Письма. —Л.: Искусство, 1988. 534 с.

116. Никифоров A.C. Эмоции в нашей жизни. М.,1974.- 231 с.

117. Никифоров Б.М. От замысла к картине. JL: Художник РСФСР, 1964. -63 с.

118. Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников/ Вступит, статья, сост. и примечания Н.Ю. Зограф. М.: Искусство, 1978. - 399 е., 25 л. ил.

119. Никольский В.А. Творческие процессы В.И. Сурикова. М.: Всекохудожник, 1934.-121 с.

120. Никонова ИИ. Михаил Васильевич Нестеров. М.: Искусство, 1979.230 е.,24 л.ил.

121. Никулина О.Р. Природа глазами художника. Проблемы развития современного пейзажа. -М.: Сов. художник, 1982. 175 е., ил.

122. О композиции: Сборник научных трудов. М.: Изд.Ак. Худ. СССР, 1959- 151 с.

123. Оганов А. Произведение искусства как объективное переживание// Эстетика и жизнь. Вып. 2.-М.: Искусство, 1973.-С. 155-166.

124. Островский Г. Рождение картины. И.Репин, Н.Касаткин, В.Серов, А.Рылов, М. Нестеров. -М.: Искусство, 1965. -264 с.

125. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. -М.: Мир, 1993. -176 е., 101 ил.

126. Памятники Отечества в произведениях художников Российской Федерации/Авторы вступ. статей С.П. Ткачев, H.H. Визжилин. - JL: Художник РСФСР, 1985. - 224 е., ил.

127. Панкевич Г.К О природе художественного восприятия. Автореф. дисс.на соиск.уч. ст. философ, н. М., 1969. -24 с.

128. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. -JL: Художник РСФСР, 1991.-191 е.; ил., цв. ил. (Русские живописцы XIX века).

129. Пейзаж в русской живописи. Альбом репродукций. Автор вст. ст. и сост. А.Стерлигов. М., Госзнак, 1972. - 33 е., 50 отд. JI. в обл.-папке.

130. Пейзаж. Русская живопись: Большая коллекция. М.: Белый город, 2002. - 799 1. с. в футляре; 1932 ил.

131. Перов В.Г. Рассказы художника. М.: Изд-во Акад. Худ-в СССР, 1960. -191 с.

132. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. СПб: Художник России, 1992. -190 е.: ил., цв. ил. - (Русские живописцы XIX века).

133. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. М.: Сов. художник, 1991.-384 с.

134. Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись. Альбом.- СПб.: Художник1994.-208 е.; цв. ил.

135. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: «Пассим», 1994. - 160 с.

136. Понофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. -Спб.: «Академический проект», 1999. -394 с.

137. Попова H.H. Городской пейзаж в русской живописи второй половины XIX века. Автореф.дисс.на соиск. уч.ст.канд. искусствовед. JL, 1988. -24 л.

138. Проблемы композиции: Сборник научных трудов. Под. общ. ред. В.В. Ванслова. М.: Искусство, 1968. - 292 с.

139. Пространство картины: Сборник статей/Сост. Н.О. Тамручи. М.: Сов.художник, 1989.-368 с.

140. Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 1999.-439 с.

141. Психология процессов художественного творчества/Сб. статей. — JL: Наука, 1980.-285 с.

142. Разумный В.А. Этическое и эстетическое в искусстве. М.: Искусство, 1959.- 160 с.

143. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

144. Раппопорт С.Х. Искусствознание и точные науки // Искусство и точные науки. М.: Наука, 1979. - 374 с.

145. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. — М.: Советский художник, 1978. -227 с.

146. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука - классика, 2002. - 320 с.

147. РевалдД. Постимпрессионизм. -JL; М.: Искусство, 1962. 436 е., ил.

148. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М: Прогресс,1979.-392с., ил.

149. Репин И.Е. Далекое близкое. - Л.: Художник РСФСР, 1986. - 488 е., ил.

150. Рубин Э.Д. Несуществование внимания // Хрестоматия по вниманию. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.144-145.

151. Рубинштейн СЛ. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. - 463 с.

152. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720с., ил.

153. Рудик П.А. Психология. М.: «Физкультура и спорт», 1964. - 462 с.

154. Рунин Б.М. Информация и художественность// Художественное восприятие.-Л.: Наука, 1971.-С. 113-132.

155. Русакова A.A. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. -736 с.

156. Русская жанровая живопись XIX начала XX века. Под общ. ред. Т.Н. Гориной. - М.: Искусство, 1964. -384 е., 11 л. ил.

157. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина XIX века/Под ред. А.И.Леонова. М.: Искусство, 1958. -779 с.

158. Рылов А. Воспоминания/ Послесловие И.Е. Корнилова. Л,: Художник РСФСР, 1977.-287 е., ил.

159. Салиев А. Человеческая психология и искусство. Ф.: Кыргызстан,1980.-308 с.

160. Салямон Л. О физиологии эмоционально- эстетических процессов. // Содружество наук и тайны творчества. -М.: Искусство, 1968. -С. 286- 326 с.

161. Сапаров М. Художественное произведение как структура// Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - С. 152 — 173.

162. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX XX века. — М.: «АСТ-ПРЕСС», «Галарт», 2001. - 303 е.: ил.

163. Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998.-431 с.

164. Сарабьянов Д.В. Суриков и европейская историческая картина XIX века//Советское искусствознание 75. - М.: Советский художник, 1976. С. 183-200.

165. Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. -М.: Изобразительное искусство, 1996. 335 с.

166. Севастьянов Е.И. Проблемы познания и творчества в искусстве//Эстетика и жизнь. Вып. 4. М.: Искусство, 1975. - С. 120 — 174.

167. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования. М.: Мир, 1972. - 364 с.

168. Сильвестр Щедрин. Письма /Составитель Э.Н. Ацаркина. М.: Искусство, 1978. - 232 с.

169. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1975. 175 е., ил.

170. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства// Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.-С. 50-65.

171. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 139с.

172. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970.-141 с.

173. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 215 е., ил.

174. Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988. - 315 с.

175. Солженицын А. И. Русский словарь языкового расширения. 3-е изд. -М.: Русский путь, 2000.- 2702.с.

176. Стернин Г.Ю. Русский художник начала века в восприятии современников// Советское искусствознание -74. М.: Советский художник, 1975.-С. 102-122.

177. Стопин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции//Психологический журнал. Т.2.1981, № 3, с. 104-105.

178. Судаков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон. -М.: «Эдиториал УРСС», 1998. 240с.

179. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художниках /Вступит. Статьи H.A. Радзимовской, С.Н. Гольдштейн. Сост. и коммент. H.A. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн. JI.: Искусство, 1977. - 384 е., 52 л.ил.

180. Тихомиров O.K., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности//Вопросы психологии. 1980, № 5, с. 24-31.

181. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869 -1899. В 2-х томах./ Состав. И авторы примечаний: В.В.Андреева, М.В. Астафьева, С.Н. Гольдштейн, Н.Л. Приймак. М.: Искусство, 1987. - 668 е., ил.

182. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности// Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978.-С. 174- 190.

183. Усачева C.B. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века: (Особенности жанра и его бытование). Автореф.дисс.на соиск. уч.ст.канд. искусствовед. М., 2001. - 27 с.

184. Ухова Т.Е. Книжная миниатюра Древней Руси/Триста веков искусства. -М.: Искусство, 1996.-251 с.

185. Федоров-Давыдов A.A. Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830 1897. -М.: Искусство, 1950. -79 е., ил.

186. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII- начала XX века. История, проблемы, художники. -М.: Советский художник, 1986. 302 е., ил.

187. Фетисова Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям//Психологический журнал. 1981. Т.2, № 2, с. 142-147.

188. Философия русского религиозного искусства XVII XX веков. Антология. Вып.1. -М.: Прогресс, 1993. - 399 е., ил.

189. Флегонтова С.М. Социальная психология и искусство. Д.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1975.-91 с.

190. Флоренский П.А. Иконостас. -М.: Искусство, 1994. 403 с.

191. Фортунатов Ü.M. Проблемы художественного восприятия. Поиски и перспективы комплексного подхода//Художественное творчество. -.: Наука, 1982.-С. 150- 166.

192. Ходякова JI.A. Живопись на уроках русского языка. -М.: Флинта: Наука, 2000.-352 с.

193. Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. Том I: «Субкультуры и этносы в художественной жизни». СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996.

194. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения/1982. -Сб. статей. 1982. - 286 с.

195. Хьелл Л., ЗиглерД. Теория личности. СПб.: Питер, 2001. 608с., ил.

196. Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную деятельность/ЛПсихологический журнал. 1989, №4,с. 135-141.

197. Чуйков С.А. Заметки художника. М.: Молодая гвардия, 1967. - 144 с.

198. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. -М.: Мысль, 1966. 496 с.

199. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М: Смысл, 2002.-335 с.

200. Энгр об искусстве/Составитель А.Н. Изергина. М.: Изд-во Ак. Худ-в СССР, 1962.-171 е., ил.

201. Энциклопедия пейзажа/ Ткач М.И.. М.: OJIMA-npecc образование, 2002. - 350 1. е.: ил. (Энциклопедия живописи).

202. Эткинд М. Мир как большая симфония. Книга о художнике Чюрлёнисе. -JL: Искусство, 1979. 159 е., ил.

203. Юнг КГ. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. - 736 с.

204. Юон К.Ф. Непреходящие ценности в живописи (элементы художественности)//Искусство, № 1. М.: Журнал Рос. Акад. Худож. наук, 1923.-С.262-277.

205. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

206. Ягодовская А.Т. От реальности к образу. Духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60-70-х годов. М.: Советский художник, 1985. -184 е., 85 ил.

207. Якимович А. О. О построении пространства в современной картине //Пространство картины. -М.: Искусство, 1989. С. 6 -12 с.

208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 87 с.

209. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия// Художественное восприятие. JI.: Наука, 1971. - С. 67 - 79.

210. Яковлева H.A. Жанры русской живописи. Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.-84 с.

211. Яковлева H.A. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. К определению понятия//Художественный образ и педагогический процесс. Вып. 1-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1997.-С.8-17.

212. Ярбус A.JJ. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука,1965. -166 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.