Творчество М.А. Канеева в контексте изобразительного искусства советского периода 1950-1980-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Латышев, Алексей Анатольевич

  • Латышев, Алексей Анатольевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 280
Латышев, Алексей Анатольевич. Творчество М.А. Канеева в контексте изобразительного искусства советского периода 1950-1980-х годов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2007. 280 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Латышев, Алексей Анатольевич

Введение.

ГЛАВА 1. Костромская и Ленинградская культурно-историческая среда как основа формирования художника М. А. Канеева.

1.1. Годы становления творчества М. А. Канеева.

1.2. Творческая деятельность М. А. Канеева в связи с художественной жизнью Ленинграда 1950—1980-х годов.

Краткие выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Мировоззренческие и ценностные ориентации в живописи и графике художника М. А. Канеева.

2.1. Образ древнерусских городов — важнейшая тема в творчестве М. А. Канеева.

2.2. Петербург—Ленинград в произведениях живописи и графики М. А. Канеева: связь истории и современности.

Краткие выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. М. А. Канеев — художник-педагог.

3.1. Мотивы родной природы в творчестве М. А. Канеева как продолжение традиций отечественной пейзажной живописи.

3.2. Творчество М. А. Канеева в неразрывной связи с его художественно-педагогической деятельностью.

Краткие выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество М.А. Канеева в контексте изобразительного искусства советского периода 1950-1980-х годов»

Диссертация посвящена изучению художественно-творческого наследия и педагогического опыта заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Михаила Александровича Канеева (1923—1983).

Актуальность исследования.

Возрастающее внимание к художественному наследию советского периода обусловливает потребность в более глубоком изучении творчества художников, произведения которых недостаточно освещены в искусствоведении. В развитие отечественного искусства внесли значительную лепту и те художники, чьи имена забыты, или по разным причинам оставались в тени искусствоведения. А между тем благодаря общим усилиям художников разных масштабов дарования сложился феномен советского реалистического искусства.

Следует подчеркнуть, что в европейской и мировой изобразительной практике традиции реалистического искусства, воспевающего красоту человека и природы, вытеснены обилием формалистических школ, различными постмодернистскими течениями, чрезмерной апологетикой философско-эстетического «авангарда». Вместе с тем, поощряется антихудожественный процесс, что сказывается и на состоянии отечественной культуры в целом.

Наследие советского искусства, при всех издержках идеологической составляющей, сохраняет ценность как высокохудожественная альтернатива опрощению и дегуманизации культуры.

Даже в условиях официальной идеологии 1950—1980-х годов многие мастера изобразительного искусства обращались к традициям отечественной культуры, чтобы выразить в произведениях национальные ценности своей Родины. Одним из таких мастеров был М. А. Канеев. Его произведения, посвященные Ленинграду, составляют значительную часть творческого наследия мастера. В них запечатлен своеобразный колорит исторического центра Петербурга—Ленинграда с его великолепной архитектурой. Но особое место занимают произведения художника, в которых нашли отражение образы древнерусских городов с их неповторимыми монастырями и храмами. В композиции многих его живописных и графических работ, изображающих города Венгрии, Румынии, Чехословакии, храмовая архитектура также играет доминантную роль, что является одной из особенностей произведений М. А. Канеева.

Особую значимость в наши дни приобретает изучение творчества художников, которые внесли заметный вклад в обучение студентов живописи и графике, предполагающее освоение традиции русской художественной культуры. Однако и эта сторона личности М. А. Канеева как художника-педагога еще не нашла должного отражения. Как его живописные и графические работы не были до сей поры осмыслены в единой фундаментальной публикации, так и ценные педагогические мысли, сохранившиеся в воспоминаниях учеников и коллег, не собраны и не опубликованы. Таким образом, в отечественном искусствознании не было достаточно серьезного и целостного анализа творчества М. А. Канеева.

Творческое наследие М. А. Канеева, как и многих других замечательных мастеров отечественного искусства, не должно кануть в забвение, исчезнуть из памяти художественной общественности и со страниц истории советского изобразительного искусства 50—80-х годов XX столетия. Изучая произведения М. А. Канеева, можно расширить представление о том, как творчество отдельно взятого художника сохраняет и развивает традиции русского реалистического искусства, подлинную школу мастерства, имеющую непреходящую ценность не только в настоящем, но и в будущем.

Степень изученности проблемы. Имя художника можно встретить лишь в статьях, посвященных обзору крупных художественных выставок.

В них оно чаще всего значилось в общем списке ленинградских художников, которые вели творческие поиски в жанре городского пейзажа. Отдельные репродукции его работ были опубликованы в печатных каталогах этих выставок: «Пейзажи нашей Родины», «Город глазами художников. Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях живописи и графики», в периодических изданиях журналов: «Искусство», «Нева», «Художник» и газет: «Вечерний Ленинград», «Смена», «Советская культура».

В ходе исследования было выявлено, что произведения М. А. Канеева находятся в фондах музеев и картинных галереях Иванова, Костромы,4 Мурманска, Новокузнецка, Рязани, Санк-Петербурга, а также в частных коллекциях России, Германии, Италии, США, Франции, Японии.

Творчество М. А. Канеева 1950—1980-х годов тесно связано с эволюцией отечественного искусства в целом. Эти процессы получили свое отражение в обширной литературе: общих трудах по теории и истории искусства и эстетике; специальных монографиях; сборниках статей и опубликованных материалах конференций по проблемам искусства.

Советское искусство 1950—1980-х годов и его проблематика стали предметом обсуждения и изучения в работах искусствоведов В. В. Ванслова, В. А. Леняшина, В. С. Манина, А. И. Морозова, Д. В. Сарабьянова, А. А. Федорова-Давыдова, А. Д. Чегодаева и других.

Особенностям ленинградской живописи посвящены сборники «Художники Ленинграда», «Художественная жизнь Ленинграда— Петербурга. История и современность», публикации таких искусствоведов, как Л. В. Мочалов («Некоторые проблемы развития ленинградского искусства»), Л. В. Яковлева («Ленинградская живопись. История и современность»), В. А. Леняшина («Ленинградскому изобразительному искусству шестьдесят лет»). Были изданы альбомы о ленинградских художниках В. Ф. Загонеке, Е. Е. Моисеенко, А. А. Мыльникове, Б. М. Непринцеве, А. Д. Романычеве, П. Т. Фомине, Б. С. Угарове и других.

Объект исследования — реалистическая пейзажная живопись ленинградских художников советского изобразительного искусства 1950— 1980-х годов.

Предмет исследования — творчество художника М. А. Канеева в единстве с его педагогической деятельностью.

Цель исследования — раскрыть своеобразие и значимость художественно-педагогического наследия М. А. Канеева в истории искусства и художественном образовании.

Задачи исследования заключаются в следующем: собрать и исследовать материал, позволяющий с наибольшей полнотой представить творческое наследие художника М. А. Канеева; реконструировать главные этапы жизни, творчества и педагогической деятельности М. А. Канеева в общем контексте развития советского изобразительного искусства 1950—1980-х годов; раскрыть особенности творчества художника; оценить значимость художественного наследия М. А. Канеева как представителя ленинградской живописи в отечественном искусстве данного периода.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В диссертации использованы следующие методы: историко-биографический метод, позволяющий рассмотреть творчество М. А. Канеева как художника, воспитанного в Костромской и Ленинградской культурно-исторической среде; контекстуальный метод, способствующий раскрытию индивидуальности М. А. Канеева в масштабе советского изобразительного искусства; сравнительный метод, позволяющий сопоставить картины М. А. Канеева с произведениями художников, близких ему по идейно-творческому началу; метод композиционного анализа, помогающий выявить художественные особенности содержательно-образного решения произведений М. А. Ка-неева; типологический метод, способствующий рассмотрению основных типов произведений художника, выявлению их типологических особенностей.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: —- реконструируется жизненный и творческий путь М. А. Канеева, выделяются основные этапы его творческой биографии и направления творческих исканий; публикуется список произведений художника, в котором объединяется и систематизируется разрозненный перечень картин и этюдов мастера; введены в оборот искусствоведения ранее неопубликованные произведения живописи и графики М. А. Канеева; публикуются фотоматериалы, воспоминания коллег и учеников о М. А. Канееве; приводится наиболее полный список городских, зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок М. А. Канеева; творчество М. А. Канеева определяется как самобытное явление советского изобразительного искусства 1950—1980-х годов в контексте ленинградского изобразительного искусства указанного периода; художественное наследие М. А. Канеева трактуется как учебный материал педагогики искусства (в рисунке, живописи, композиции).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: предложенная в диссертации модель исследования художественного творчества в единстве с педагогической деятельностью в контексте развития советского изобразительного искусства конкретного периода может служить методологической основой исследования творчества других отечественных художников-педагогов; на примере всего творческого пути М. А. Канеева рассмотрены структурные модели построения пейзажных и жанровых композиций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты будут способствовать систематизации и углублению знаний по истории советской пейзажной живописи второй половины XX века; анализ произведений М. А. Канеева (сравнительный искусствоведческий, сюжетно-тематический, формальный) войдет в методические разработки изучения и преподавания композиции в живописи при воспитании художника-педагога; материал исследования может быть использован при дальнейшей разработке теории композиции в конкретных областях изобразительного искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты исследования творчества М. А. Канеева могут быть использованы: в работах обобщающего характера — монографиях, альбомах, статьях; в курсе лекций по отечественному изобразительному искусству второй половины XX века; в методическом сопровождении практических дисциплин; в музейной педагогике.

Основные положения, выносимые на защиту: творческое наследие М. А. Канеева представляет собой целостное и самобытное художественное явление в советском изобразительном искусстве 1950—1980-х гг.; в живописных и графических пейзажах ленинградского цикла М. А. Ка-нееву удалось создать монументальный и динамичный образ Петербурга— Ленинграда, соединив в произведениях историю и современность; в творчестве М. А. Канеева образы древнерусских городов стали основополагающими, а его устремленность к истокам духовной культуры русского народа стала как у близких ему мастеров связующим звеном живописи с великим наследием предшествующих веков; в творчестве М. А. Канеева образ православного храма занимает особое место, являясь смысловой и часто композиционной доминантой его произведений; в своей педагогической деятельности М. А. Канеев продолжал развитие традиций русской реалистической школы и опирался на личный творческий опыт, что оказало существенное влияние на формирование художественных взглядов его учеников и совершенствование процесса обучения изобразительному искусству в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена.

Достоверность научных результатов и основных выводов подтверждается: полнотой и достоверностью собранного материала, его научной значимостью и тщательным анализом, проведенным в соответствии с адекватными ему методами исследования; опорой на фундаментальные искусствоведческие труды и исследования в области педагогики искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования отражены в докладах на научных конференциях:

Университетские Петербургские чтения» (19-20 марта 2003 г., СПбГУ, исторический факультет);

Петербург в мировой культуре» (14-15 апреля 2003 г., СПбГУ, исторический факультет, кафедра истории западноевропейской и русской культуры); «VII Российско-Американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образования» (11-13 мая 2004 г. РГПУ им. А. И. Герцена).

По теме диссертации опубликовано (2003—2006 гг.) восемь статей общим объемом 4,8 п. л.

По материалам исследования издана книга — «Верность традициям. Художник-педагог М. А. Канеев»1.

Материалы диссертации использовались в педагогической деятельности соискателя. Ход работы над исследованием и его обсуждение периодически проводились на семинарских занятиях аспирантов и соискателей, а также на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Основная часть работы изложена на 160 страницах печатного текста и 120 страницах приложения. Список литературы насчитывает 220 наименований отечественных авторов. В приложениях приводятся перечень выставок, список произведений, альбом репродукций произведений М. А. Канеева, архивные фотографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Латышев, Алексей Анатольевич

Заключение.

Исследуя художественно-творческое наследие и педагогический опыт Михаила Александровича Канеева, необходимо подчеркнуть, что советское изобразительное искусство 1950—1980-х годов при всех издержках культурной политики, опираясь на лучшие достижения реалистической школы, сохраняло традиции отечественной культуры и внесло существенный вклад в художественную жизнь страны.

Рассмотренные произведения М. А. Канеева, в которых отразились общие тенденции развития пейзажного жанра, подтверждают, что творческое наследие М. А. Канеева представляет собой целостное и самобытное художественное явление в советском изобразительном искусстве 1950—1980-х гг. В живописных и графических пейзажах ленинградского цикла М. А. Канееву удалось создать образ Петербурга—Ленинграда, соединив в произведениях атрибуты истории и реалии современности. В творчестве М. А. Канеева образы древнерусских городов стали основополагающей темой искусства, а устремленность к истокам православной культуры русского народа стала связующим звеном советской живописи с великим наследием отечественной культуры минувших веков. В творчестве М. А. Канеева образ храма занимает особое значение и является доминантой композиции его произведений.

В своей педагогической деятельности наряду с общепринятыми методами обучения М. А. Канеев опирался и на личный творческий опыт, оказавший существенное влияние на формирование художественных взглядов нескольких поколений его учеников и совершенствование процесса обучения изобразительному искусству.

Обращение М. А. Канеева к мотивам древнерусской архитектуры было вызвано стремлением изучить и сберечь глубинные корни художественной кулыуры русского народа. Изображая в своих произведениях храмовую архитектуру как основную доминанту или как акценты на дальних планах композиции, художник подчеркивает значимость православного сознания в истории русской культуры даже тогда, когда атеизм имел приоритет в идеологии общества.

Пейзажный образ России, который создавал художник на своих полотнах, непременно ассоциировался с его родной Чухломой, с Великим Новгородом и другими старинными русскими городами. Преобразовывая частный натурный мотив в обобщенный типический пейзажный образ, М. А. Канеев выразил главную тему своего творчества — «Родина» — со свойственным ей укладом жизни, что в полной мере проявилось в графике и живописи художника. Характерно, что художник на протяжении всего своего творчества не останавливался на каком-то достигнутом результате, он создавал все новые и новые варианты своих картин. Этим доказывалось неисчерпаемое богатство сюжетов, почерпнутых из жизни.

В пейзажах ленинградского цикла М. А. Канеев устремлен к поиску образного выражения единства исторического петербургского и современного автору ленинградского обликов города, как нерасчленимого идейно-художественного и со временем сложившегося архитектурного венца ансамблей.

Творческие поиски М. А. Канеева показывают, что он причастен к широкому распространению пейзажной живописи в 1950—1980-х годах, к моделированию ее нюансов, к расширению тематического содержания. Острое чувство современности, свойственное художнику, ищет поддержки в истоках отечественной истории и полноценно заявляет о себе в живописно-образной структуре произведений мастера.

В созданных М. А. Канеевым произведениях методом художественного обобщения передаются поэтическое содержание жизни, восприятие ее явлений и размышления над ними в условной приподнято-гимнической изобразительной форме. В них характерно переданные внешние формы гармонично сочетаются с историческим содержанием, сохраняя при этом колористическую и пластическую выразительность изображения.

Определяя одним словом особенность стиля пейзажей М. А. Канеева, можно подчеркнуть его классичность. Сам Канеев понимал классическое как единство логического и чувственного, удовлетворяющее взгляд и ум зрителя не только четкостью и остротой изображения переживания и облика природы, но и логической стройностью, единством пространства и ритма — теми качествами, которые «усиливают впечатление, приводя его к простоте». Классичность как логическая ясность, завершенность целого, как гармоничный строй композиции, как обращение к эмоциям и интеллекту зрителя обнаруживается в большинстве работ М. А. Канеева. Он с завидным постоянством развивал тему Ленинграда. Классически ясный облик города соответствовал складу дарования художника и во многом способствовал его творческой самореализации. Не случайно М. А. Канеев часто использует формальную схему композиции, имеющую абрис треугольника, свойственную многим классическим произведениям искусства.

В произведениях М. А. Канеева возвышенность родной природы и ленинградского пейзажа воплощены в новой оригинальной форме и переданы средствами самой живописи. Архитектурные памятники приобретают главенствующее положение в композиции. Он свободно интерпретирует видовые мотивы, синтезируя реальные наблюдения с неким обобщенным образом национальной природы с идеальным образом жизни в искусственной среде обитания Северной Пальмиры. Художник обобщает свои натурные впечатления, отбирает детали, подчиняя все строгому ритму синтетической природы картины: живописности и линейно-графической условности. Петербург Канеева изначально основан на красоте классической гармонии, и в то же время «освоен», встревожен человеческим присутствием, эмоционально подвижен даже при внешней статике архитектурно-композиционного замысла. Зодчество понимается М. А. Канеевым в строгом согласовании частей и целого, соподчиненности и ритмической организации деталей в сооружении как запечатленный в камне характер города.

Активная творческая позиция художника в утверждении эстетической ценности пейзажных композиций, запечатлевших образы старинных русских городов, исторического центра Петербурга—Ленинграда, а также зарубежных городов, нашла продолжение в деле воспитания юных граждан через систему школьного и внеклассного образования и в вузовской подготовке художников-учителей дисциплин изобразительного цикла в школе.

М. А. Канеев раскрывал студентам правила и законы искусства как в беседах, так и собственным творческим примером. Владея педагогикой искусства и будучи чутким человеком, он с величайшей осторожностью относился к трепетным настроениям и естественной эмоциональной природе своих подопечных. М. А. Канеев умел подключить к занятиям рисунком логику, собственный опыт и знания других мастеров, современных и прошедших эпох. Его методика преподавать и стиль демократического, уважительного общения со студентами сохраняют актуальность и по сей день, являясь образцом для профессорско-преподавательского состава ФИИ, куда приходят учиться незаурядные молодые люди.

В настоящее время в программы по учебным дисциплинам живописи и композиции включены как практические задания, так и теоретические беседы. Практическим занятиям предшествуют циклы теоретических бесед, а также диалоги во время посещений музеев и выставок. Теория и история искусства во многом определяют содержание и задачи творческих работ студентов, создаваемых в учебных аудиториях. Беседы со студентами о мастерах мирового и отечественного искусства живописи необходимо дополнять рассказами о творчестве художников-педагогов факультета, работавших ранее, в частности о Михаиле Александровиче Канееве, педагогический и творческий опыт которого были слиты воедино.

В ситуации, когда трансконтинентальные формы культурной жизни нивелируют национальные проявления творческого духа, отстаивание традиционных критериев искусства и сохранение его авторитета в наследии таких художников, каким был М. А. Канеев, составляют острейшую задачу искусствознания и педагогики. Такой окончательный вывод вытекает из предложенной рукописи диссертации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Латышев, Алексей Анатольевич, 2007 год

1. Акимова, JI. И. Всесоюзная молодежная выставка // Советское станковое искусство: сб. ст. / Авт. сост. В. М. Зименко — М.: Сов. художник, 1974. — С. 196-207.

2. Алпатов М. В. Композиция в живописи : ист. очерк / М. В. Алпатов. — М.; Л.: Искусство, 1940. — 132 с.

3. Алпатов М. В. Содоклад об искусствоведении и художественной критике / М. В. Алпатов. — М., 1957. — 28 с.

4. Андреева В. Г. Первые художники Петербурга / В. Г. Андреева. — Л. : Лениздат, 1983 — 271 с.

5. Арбузов Г. С. Вячеслав Францевич Загонек / Г. С. Арбузов. — Л.: Художник РСФСР, 1978. —175 с.: ил.

6. Лев Константинович Богомолец: выст. произведений: каталог / авт. вступ. ст., сост. Г. А. Образцов; ред. Л. В. Мочалов. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 18 с.: ил.

7. Боровский А. Этапы большого пути: юбил. выст. ленингр. художников, 1932-1982 гт. // Нева. —1982.—№ 10. — С. 177-181.

8. Дмитрий Петрович Бучкин: выст. произведений: каталог / сост. И. Г. Мямлин; ред. Л. В. Мочалов. — Л.: Художник РСФСР, 1984. — 12 с.: ил.

9. ВалицкаяА П. Постоянство памяти: слово о худож. М. А. Канееве // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского,

10. В. А. Козырева.—СПб., 2005.—С. 63-68.

11. Валицкая А. П. О романтическом и реалистическом течении в современном искусстве // Творчество. — 1974. — № 6. — С. 13-14.

12. Ванслов В. В. Искусствоведение и критика: методол. основы и творч. Проблемы / В. В. Ванслов. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — 128 с.: ил.

13. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики /

14. B. В. Ванслов. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 227 с.: ил.

15. Ванслов В. В. О реализме социалистической эпохи / В. В. Ванслов. — М. : Изобр. искусство, 1982. — 103 с.: ил.

16. Ванслов В. В. Что такое социалистический реализм / В. В. Ванслов. — М.: Изобр. искусство, 1988. — 160 с.: ил.

17. Иван Михайлович Варичев : выст. произведений : каталог / авт. вступ. ст., сост. А. П. Замятина; ред. Л. В. Мочалов. — Л.: Художник РСФСР, 1983. — 12 с.: ил.

18. Верейский Г. С. Акварели, рисунки: альбом / предисл. Л. К. Богиню. — М.: Сов. художник, 1973. — 184 с.: ил.

19. Владимир Ветрогонский: эстамп, рис., акварель, литогр., линограв.: альбом / ред. И. И. Кудревич. — СПб.: Стройиздат, 2001. — 159 с.: ил.

20. Ветрогонский В. А. Как все это было // Верность традициям : художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Ко-зырева. — СПб., 2005, —С. 57-62.

21. Виннер А. В. Техника живописи Ф. Васильева // Художник. — 1962. — № 6. —1. C. 23-26.

22. Виноградов О. М. Странички памяти // Верность традициям : художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Ко-зырева. — СПб., 2005. — С. 49-56.

23. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. — М.: Изобр. искусство, 1985. — 288 с.

24. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве / Б. Р. Виппер. — М.: Искусство, 1970. — 159 с.

25. Вишняков Б. В. Социалистический реализм — знамя художественного прогресса / Б. В. Вишняков. — М.: Сов. художник, 1963. — 96 с.

26. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь / В. Г. Власов. — СПб.: Икар, 1993. — 272 с.

27. Воронин Н. Неуходящая Русь : Заметки о выст. «Памятники древнерусской архитектуры в произведениях московских художников» // Искусство. — 1966. — № 1. — С. 37-42.

28. Воронова О. П. Владимирские пейзажисты / О. П. Воронова. — М.: Сов. художник, 1973. — 208 с.

29. Всесоюзная художественная выставка «Голубые дороги Родины» : живопись, графика, скульптура, декор.-прикл. искусство: каталог / сост. JI. Воробьеваи др. — М.: Сов. художник, 1979. — 79 с.: ил.

30. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина: каталог. — М.: Сов. художник, 1970. — 87 с.: ил.

31. Всесоюзная художественная выставка «СССР — наша Родина» : каталог / ред. И. Сорвина. — М.: Сов. Художник, 1983. —190 с.: ил.

32. Выставка рисунка ленинградских художников, 1971: каталог / сост. Л. С. Ангонышева. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 104 с.: ил.

33. ГавричковА А. Архитектурная графика России второй половины XIX—начала XX в.: учеб. пособие / А. А. Гавричков. — Л.: Изд-во ЛИЖСА им. И. Е. Репина АХ, 1984. —81 е.: ил.

34. Гапеева В. И. Изобразительное искусство Ленинграда, 1917-1977 /

35. В. И. Гапеева, В. А. Гусев, А. В. Цветова. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — 480 с.: ил.

36. Гессен Л. А. Русские писатели об изобразительном искусстве / Л. А. Гес-сен, А. Г. Островский.—Л.: Художник РСФСР, 1976. — 328 с.: ил.

37. Гладенко Т. В. Церковь Иоанна на Опоках / Т. В. Гладенко. —Новгород : Изд-во газ. «Новгор. правда», 1959. — 14 с.: ил.

38. Голенький Г. Ф. Алексей Еремин / Г. Ф. Голенький.—Л.: Художник РСФСР, 1985.—157 с.

39. Гормин В. В. Ярославово дворище и древний торг / В. В. Гормин. — 3-е изд., испр. и доп. —Л.: Лениздат, 1976. — 57 с.

40. Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве / И. Э. Грабарь. — М.: Наука, 1966. —386 с.

41. Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой: гравюра и акварель / авт. вступ. ст., сост. М. Ф. Киселев. — М.: Искусство, 1984. —136 с.: ил. — Библиогр.: с. 135.

42. Грачева С. М. Пейзажная живопись А. В. Куприна 1920-1930-х годов: автореф.дисканд. искусствоведения / Грачева С. М.; С.-Петерб. ин-т живописи,скульптуры и архит. им. И. Е. Репина. — СПб., 1998. — 24 с.

43. Громов Н. Н. Александр Дмитриевич Романычев: альбом. / Н. Н. Громов. — Л.: Художник РСФСР, 1991. — 118 с.: ил. — Библиогр. в примеч.

44. Гусев В. А. Юбилейный смотр ленинградских художников, 1932-1982 гг. // Художник. —1982. — № 10. — С. 1-31.

45. Гемп К. П. Каргополь. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1968. — 95 с.: ил.

46. Гунн Г. П. Каргополье — Онега / Г. П. Гунн. — М. : Искусство, 1974. — 143 с.: ил. — (Дороги к прекрасному).

47. Еремин А. Г. Мы были влюблены в искусство // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005. —С. 75-78.

48. Деготь Е. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции // Пространство картины : сб. ст. / сост. Н. О Тамручи. — М., 1989. —С. 104-138.

49. Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель : альбом. /

50. Н. А. Дмитриева. 2-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 182 с.: ил. — (Русские живописцы XIX века).

51. Добин Е С Герой. Сюжет. Деталь / Е. С. Добин. — М.; Л.: Сов. писатель, 1962. —408 с.

52. Ефимов П. П. Городской пейзаж ленинградских художников 1930—1940-х гг. // Советская живопись, 79. — М., 1981. — С. 236-245.

53. Живопись, графика, скульптура XVIII—XX вв.: музей-квартира

54. И. И. Бродского : каталог / сост. И. Н. Баршева и др.; вступ. ст., науч. ред. И. Н. Баршевой. — Л.: Искусство, 1989. —272 с.: ил.

55. Зверьков Е. И. Творческая трибуна // Художник. — 1981.—№11. — С. 4-8.

56. Искусство : кн. для чтения : живопись, скульптура, графика, архитектура / сост.: М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 544 с.: ил.

57. Искусство в системе культуры : сб. ст. / сост., отв. ред. М. С. Каган. — JL : Наука, 1987.—272 е.: ил.

58. Искусство Советского Союза: альбом / ВНИИ искусствознания; предисл. Г. Недошивина. — 2-ое изд. — JL : Аврора. 1985. — 688 с.: ил.

59. История русского искусства / отв. ред. A JI. Каганович ; Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 314 с.: ил.

60. Каган М. С. О воспитании как специфической социальной деятельности и о роли искусства в нем // Педагогика искусства и школа: сб. науч. тр. / сост.: Е. К. Чух-ман, Н. Н. Михайлова; науч. ред. А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1982. — С. 11-21.

61. Калинин Е. С. А. И. Морозов / Е. С. Калинин. — JI.: Художник РСФСР, 1989. — 144 с.: ил. — Библиогр. в примеч.

62. Каменский А А. О смысле художественной традиции // Советское искусствознание, 82 : сб. ст. — М., 1983. — Вып. 1. — С. 202-243.

63. Каменский А. А. Огонь, а не пепел: о традициях и новаторстве в изобр. искусстве 70-х гт. // Декор, искусство СССР. — 1984. — № 1. — С. 27-30.

64. Каменский А А Романтический монтаж / А. А. Каменский. — М.: Сов. художник, 1989. — 336 с.: ил. — Библиогр. в примеч.

65. Кандинский В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский; пер. с нем. Е. Козиной, А. Лисовского. — СПб.: Азбука, 2001. — 560 с.: ил. — (Наследие).

66. Кантор А М. Традиция и современность // Советская живопись, 76-77 : сборник. — М., 1979. — С. 80-85.

67. Кантор А М. Советская живопись на рубеже 70-х и 80-х годов // Советское искусствознание 82: Сб. ст. Вып.1.—М.: Сов. художник, 1983.—С.5-31.

68. Каргер М. К. Новгород / М. К. Каргер; предисл., коммент. Г. М. Штендера, — 4-е изд., доп.—Л.: Искусство, 1980. — 246 с.: ил. — (Художественные памятники XI-XVII веков).

69. Картина Е. Е. Моисеенко «Матери, сестры» : путь к картине: альбом / авт. вступ. ст., сост. Г. В. Кекушева. — Л.: Художник РСФСР, 1982. —135 с.0

70. Каталог выставки художника Р. Р. Френц / вступ. ст. Н. Михайловской. — JI.: Община художников, 1928. — 15 с.: ил.

71. КашукЛ. Романтические традиции в русском пейзаже XIX—XX вв.: проблемы иконографии // Искусство. — 1984. —№ 5. — С. 50-58.

72. Кижи: путеводитель по музею-заповеднику / сост.: И. В. Мельникова,

73. С. В. Воробьева, Р. Б. Калашникова. — Петрозаводск.: ПетроПресс, 2001. — 192 с.: ил.

74. Кириллова Г. С. Владимир Федорович Стожаров / Г. С. Кириллова. — JI.: Художник РСФСР, 1974. — 82 с.: ил. — (Художники Российской Федерации).

75. Киселев М. Ф. Георгий Нисский. — М.: Изобр. искусство, 1972. 166 с.:0 ил. — Библиогр.: с. 161-171.

76. Киселев М. Ф. Пейзажная живопись : по материалам V республ. выст. «Советская Россия» // Искусство. — 1976. — № 3. — С. 20-23.

77. Киселев М. Ф. У полотен классиков советского пейзажа // Искусство. —1967.—№ 4.—С. 35-42.

78. Корин П. Д. Избранные произведения : альбом / П. Д. Корин; авт. вступ. ст., сост. Е. В. Виноградова. — М.: Сов. художник, 1985. —124 с.: ил. — (Избранные произведения советских художников).

79. Костин В. И. Кузьма Сергеевич Пегров-Водкин: альбом / В. И. Костин; сост. и прил. подгот. Н. А. Антонович.—М.: Сов. художник, 1986. — 163 с.: ил. — (Выдающиеся отечественные художники).

80. Костин В. И. Среди художников: сборник / В. И. Костин; вступ. ст. Д. В. Са-рабьянова. —М.: Сов. художник, 1986. —176 с.: ил. — Библиогр. в примеч.д. 79. Костина Е. М. О пейзаже и натюрморте: по материалам худож. выст., 1961 //

81. Творчество. —1962. — № 2. — С. 4-7.

82. КостылевР. П. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX в.)/ Р. П. Костылев, Г. Ф. Пересторонина—СПб.: Паритет, 2002.—254 с.: ил. — Библиогр.: с. 250-251.

83. Кравченко К. С. А. В. Куприн / К. С. Кравченко. — М.: Сов. художник, 1973. — 244 с.: ил. — Библиогр.: с. 241-243.

84. Крымов Н. П. Избранные произведения : альбом / Н. П. Крымов ; авт. вступ. ст., сост. И. Б. Порто. —М.: Сов. художник, 1984. — 160 с.: ил. —

85. Избранные произведения советских художников).

86. Кудин П. А Психология восприятия и искусство плаката / П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин. — М. : Плакат, 1987. — 208 с.: ил.

87. Кугач Ю. П. Традиции или каноны? // Искусство. — 1962. — № 10. — С. 6-9.

88. Архип Иванович Куинджи и его школа: альбом. / авт. текста, сост.

89. B. С. Манин. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — 218 с.: ил.

90. Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета: буржуаз. о-во : культура и идеология / А. В. Кукаркин. — М.: Политиздат, 1981. — 384 с.

91. Курдов В. Памятные дни и годы : зап. ленингр. художника // Художник. — 1984. —№9. —С. 36-39.

92. Лапшин В. П. Союз русских художников / В. П. Лапшин. — Л.: Художник РСФСР, 1974.—422 с.: ил. — Библиогр.: с. 269-286. — Библиогр. в примеч.

93. Латышев А А Город Петра в творчестве художника М. А. Канеева / Университетские Петербургские Чтения: сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. Ю. В. Кривошеева, М. В. Ходякова.—СПб., 2003. — С. 334-340.

94. Латышев A AM. А. Канеев—художник и педагог // Художественное образование / Рос. гос. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2004.—Вып. 1: Содержание и методы обучения: сб. науч. тр. / под ред. Л. Б. Михаленко,

95. C. В. Анчукова, С. С. Венцлава.—С. 42-49.

96. Латышев А. А. Петербург М. А. Каненева (1923-1983): размышления после открытия выставки «Художники — Петербургу», посвященной юбилею города (2003 г.) // Петербург в мировой культуре: сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2005, —С. 160-161.

97. Лебедева В. Н. Музеи костромской земли / В. Н. Лебедева. —Л.: Художник РСФСР, 1985, —244 с.: ил.

98. Лебедянский М. С. Советская русская живопись первого Октябрьского десятилетия: вопросы становления / М. С. Лебедянский. — Л.: Художник РСФСР. 1977—242 с.: ил. — Библиогр.: с. 233-237.

99. Валерий Леднев : живопись : альбом / авт. вступ. ст. Н. Н. Громов. — Пб.: Образование, 1993. — 96 с.

100. Леднев В. А Памяти М. А. Канеева // Культурологические исследования: сб. науч. тр. — СПб., 2003. — Вып. 3 / под ред. Г. К. Щедриной. — С. 510.

101. Леднев В. А О моем земляке-костромиче // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козы-рева.—СПб., 2005. —С. 101-104.

102. Ленинградская станковая литография, 1933—1963 : из истории эксперимент, графич. мастерской ЛОСХа: кат. выст. / авт. вслуп. ст. Н. М. Козырева. — Л.: Ленуприздат, 1986. — 146 с.: ил.

103. Леняшин В. А Современная художественная критика: методол. проблемы // Труды Академии художеств СССР.—М., 1988. — Вып. 5. — С. 8-28.

104. Леняшин В. А Современность традиции // Проблемы и тенденции советского станкового искусства.—М., 1986. — С. 8-25.

105. Леняшин В. А. Борис Сергеевич Угаров.: альбом. / В. А. Леняшин.—Л.: Художник РСФСР, 1984. —192 с.: ил.

106. Леняшин В. А. Ленинградская юбилейная // Художник. — 1978. — №5. — С. 12-19.

107. Леняшин В. А. Художников друг и советник: соврем, живопись и проблемы критики / В. А. Леняшин. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 316 с.: ил. — Библиогр. в примеч.

108. Леонова Н. Г. Евсей Моисеенко / Н. Г. Леонова. — Л.: Ленииздат, 1989. — 271 с.:

109. Лисовский В. Г. Академия художеств : ист.-искусствовед. очерк /

110. В. Г. Лисовский. — 2-е изд., перераб., доп. — Л.: Лениздат, 1982. — 224 с.: ил. — Библиогр.: с. 222-223.

111. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. — М.: Дет. лит., 1985.—207с.: ил.

112. Лошаков О. Н. Традиции и жизнь : о творч. поисках молодых художников // Творчество. — 1966. — № 1. — С. 6-7.

113. Маслов Н. Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству : учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов / Н. Я. Маслов. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.: ил.

114. Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев, 1850-1873. — М.: Искусство, 1984. —271 с.: ил. — Библиогр.: с. 260-263.

115. Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов: альбом. / Ф. С. Мальцева. — 2-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 192 с.: ил. — (Русские живописцы XIX века).

116. Материалы о работе правления Союза художников СССР (1969—1972). — М.: Сов. художник, 1973. —168 с.g. 113. Манин В. С. Пейзаж : рус. живопись : альбом. / В. С. Манин. — М.: Белыйгород, 2000. — 632 с.: ил. — (Жанры в русской живописи).

117. Минчеков Я. Д. Воспоминания о передвижниках / Я. Д. Минченков; вступ. ст.

118. B. М. Лобанова, С. П. Варшавского; примеч. Г. К. Буровой. — 5-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 365 с.: ил.

119. Михайлов А И. Ленин и формирование художественной политики Советского государства // Искусство. — 1970. — № 7. — С. 38-42.

120. Михайлов А И. Павел Корин / А. И. Михайлов.—М.: Сов. художник, 1965. — 230 с.: ил.—Библиогр.: с. 226-227.

121. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники педагоги / Н. М. Молева. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. — 429 с.: ил. — Библиогр. в примеч.

122. Моисеенко Е. Е. Искусство — наша совесть // Художники Ленинграда: сб. ст. / сост. И. Н. Вьюнова. — Л., 1977. — С. 9-17.1119. Морозов А И. Советская живопись 70-х гг / А. И. Морозов. — М,: Знание,1979. —184 е.: ил.

123. Морозов А И. Преемственность в развитии современного советского искусства: к постановке проблемы // Советское искусствознание. — М., 1985.—№ 19. —1. C. 6-28.

124. Морозкина Е. Н. Псковская земля / Е. Н. Морозкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Искусство, 1986. — 175 с.: ил. — (Дороги к прекрасному). — Библиогр. в примеч.0

125. Мосолова Л. М. Изобразительное искусство: скульптура и живопись // Введение в теорию художественной культуры : учеб. пособие / под ред. Л. М. Мосоловой. — СПб., 1993. — С. 110-133.

126. Мосолова Л. М. О Канееве: художнике и человеке // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005. —С. 105-110.

127. Мочалов Л. В. Вячеслав Францевич Загонек / Л. В. Мочалов. — Л.: Художник РСФСР, 1959. — 18 с.: ил.

128. Мочалов Л. В. Михаил Павлович Труфанов / Л. В. Мочалов. — Л. : Художник РСФСР, 1965. — 47 с.: ил.р 126. Мочалов Л. В. К выставке «Советская Россия»: о работах художников А. Левитина, М. Труфанова и В. Загонека. // Творчество. —1959.—№ 9.—С. 7-9.

129. Мыльников А. А. Альбом репродукций. / А. А. Мыльников; авт. вступ. ст., сост. К. К.Сазонова. —Л.: Аврора, 1977. — 176 с.: ил.

130. Недошивин Г. А Очерки теории искусства / Г. А. Недошивин.—М.: Искусство, 1953. —340 с.

131. Неклюдова Т. П. Городской пейзаж как отражение архитектурной культуры

132. России в изобразительном искусстве 1950— 1980-х годов: автореф. дис.канд.искусствоведения / Неклюдова Т. П.; — М., 1997. — 28 с.

133. Нестеренко И. И. Он был для нас примером // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева.—СПб., 2005. — С. 111-112.

134. Никифоров Б. М. Пейзаж: всесоюз. худож. выст., 1952. // Искусство. — I 1953.—№3, —С. 27-34.

135. Никифоров Б. М. Новаторство и традиции в советской живописи / Б. М. Никифоров. — М., 1962. — 24 с.

136. Никулина О. Р. Природа глазами художника: пробл. развития соврем, пейзаж, живописи / О. Р. Никулина. — М.: Сов. художник, 1982. —176 с.: ил.

137. Нордштейн Т. А. По родной стране // Художник. — 1982. — № 4. — С. 8-27.

138. Нордштейн Т. А. Это — русское раздолье : о сов. пейзаж, живописи // Художник. — 1967. — № 6. — С. 24-33.

139. НурокА. Ю. Мастера советской станковой графики / А. Ю. Нурок. — М.: ^ Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. — 76 с.: ил.

140. Ополовников А. В. Русский Север / А. В. Ополовников. — М.: Стройиздат, 1977. — 256 с.: ил. — (Памятники зодчества).

141. Островский Г. О русском деревянном зодчестве и его шедевре // Юный художник. — 1983. — №7. — С. 18-22.

142. Павлинская А. П. Александр Ведерников / А. П. Павлинская.—М.: Сов. художник, 1991. — 168 с.: ил.

143. Павлов П. А, Развитие образно-пластической структуры современной советской живописи, конец 1950—1970-е гг. / П. А. Павлов. — М.: Наука, 1989.—203 с.

144. Петров-Водкин К. С Пространство Эвклида / К. С. Пегров-Водкин.—СПб.: ф Азбука, 2000. — 768 с.: ил. — (Наследие) — Библиогр. в примеч.

145. Петербург—Петроград—Ленинград в произведениях русских и советских художников: кат. выст. / сост.: И. А. Александрова, Д. А. Градова,

146. А. К. Лансере. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — 187 с.: ил.

147. Пилипенко В. Н. Пейзажная живопись: альбом. / В. Н. Пилипенко. — СПб.: Художник России, 1993. — 208 с.: ил. — (Русские живописцы XIX века).

148. Пластов А. А. Альбом. / авт.-сост., авт. вступ. ст. Б. М. Никифоров. — М.: Сов. художник, 1972. —212 с.: ил. — Библиогр.: с. 195-199.

149. Плетнева Г. В. Искусство художественного обобщения // Искусство. — 1968. — №10. — С. 47-52.

150. Плетнева Г. В. Эволюция тематизма в русской живописи 1960—1980-х годов: общественные тенденции и творческая позиция художника: автореф. дис. канд. искусствоведения / Плетнева Г.В.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М.,1988,—26 с.

151. Плетнева Г. В. Человек и окружающий мир в современной советской живописи / Г. В. Плетнева.—М.: Знание, 1982. — 56 с.—(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; № 8).

152. Плотников В. И. Б. В. Корнеев / В. И. Плотников.—Л.: Художник РСФСР, 1982, —216 е.: ил.

153. Полозов А. Ф. О художнике и о его времени // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005, —С. 93-96.

154. Попова H. Н. Городской пейзаж в русской живописи второй половины XIX в.: автореф. дис. канд. Искусствоведения / Попова Н. Н.; Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.—Л., 1988. — 24 с.

155. Проблемы эстетического воспитания и современность : материалы конф., 2831 янв. 1963 г. / ред. Л. Г. Барулина. — М.: Сов. художник, 1963. — 198 с.

156. Прыткое В. Новые работы советских пейзажистов : по материалам Всесоюз. худож. выст., 1957 // Искусство. —1958. — № 2. — С. 19-28.

157. Пунш Н. Н. Русское и советское искусство / Н. Н. Лунин. — М.: Сов. художник, 1976. — 263 с.

158. Пушкинский Петербург: альбом / авт.-сост. А. М. Гордин; науч. ред. М. П. Алексеев. —СПб.: Художник РСФСР, 1991.—316 с.: ил.—Библиогр. в примеч.

159. Раздорбаева И. В. В. М. Сидоров / И. В. Раздорбаева.—Л.: Художник РСФСР, 1981. —190 с.

160. Разумный В. А. Проблемы социалистического реализма : о худож. правде и социал. функции сов. искусства / В. А. Разумный. —М.: Сов. художник, 1963. —244 с.

161. Разумовская И. М. Кострома / И. М. Разумовская. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 208 с.: ил. — (Памятники городов России). — Библиогр. в примеч.

162. Роль мировоззрения в художественном творчестве : сб. ст. / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. — М.: Мысль, 1966. —424 с.

163. Ромадин Н. М. Выставка произведений : каталог / предисл. О. И. Сопоцинского. — М.: Искусство, 1970. — 96 с.: ил.

164. Романова Л. А. Во Дворце пионеров // Верность традициям: художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005. —1. С. 97-100.

165. Рачанычева И. Г. Академическая д ача / И. Г. Романычева.—Л: Художник РСФСР, 1975,—155 е.: ил

166. Рылов А. А. Воспоминания / А. А Рылов. — 4-е изд. — Л.: Художник РСФСР, 1977. —287 е.: ил.

167. СарабьяновД. В. Русские живописцы начала XX века: (новые направления) / Д. В. Сарабьянов. — М.; Л.: Аврора, 1973. — 207 с.: ил.

168. Сауткина Г. Н. Архитектор-художник Владимир Павлович Литвяков / Г. Н. Сауткина. — СПб.: Художник России, 1992. — 44 с.: ил.г

169. Связь времен : художники — члены СПб СХР, 1932—1997 : кат. выст. / вступ. ст. А. Г. Раскина. — СПб.: Светлячок, 1999. — 319 е.: ил.

170. Советское искусство 20—30-х годов: кат. выст. / авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. -Л.: Искусство, 1988.—435 с.

171. Сокольников М. П. Пейзажи Родины : очерки о мастерах живописи / М. П. Сокольников. —М.: Изобр. искусство, 1980. — 127 с.

172. Константин Андреевич Сомов, 1869-1930 : альбом / сост., вступ. ст. А. П. Гусаровой. —М.: Искусство, 1973. — 79 с.: ил.

173. Сопоцинский О. И. Образ Родины : пейзаж в рус. сов. живописи / О. И. Сопоцинский. — Л.: Художник РСФСР, 1968. — 131 с. : ил.

174. Сопоцинский О. И. Пейзаж на Всесоюзной художественной выставке, 1954 // Искусство. —1955. — № 3. — С. 12-19.

175. Сопоцинский О. И. Раскрывая чувства современника : о сов. пейзаж, живописи // Творчество. — 1958. — № 6. — С. 17-19.

176. Справочник членов Союза художников СССР по состоянию на 29 марта 1982 года: в 2 т. / сост.: Л. Л. Украинская, О. И. Мишина; отв. ред. И. Б. Хусаинова. -М.: Сов. художник, 1982. — Т. 1: А-Л — 798 с.; Т. 2 : М-Я — 744 с.

177. Стасевич В. Н. Пейзаж: картина и действительность / В. Н. Стасевич. — М.: Просвещение, 1978. —180 с.

178. Столович JI. Н. Жизнь — Творчество — Человек: функции худож. деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 414 с.

179. Сысоев В. П. Александр Дейнека / В. П. Сысоев. — М.: Изобраз. искусство, 1972. —215 с.

180. Тамручи Н. О. Пейзажи Б. П. Чернышева // Сов. живопись. — 1986. — № 8. — С. 214-221.

181. Ткачев С. П. Главная тема — современность // Искусство. — 1982. — № 5. — С. 1-8.

182. Тиц А. А. На земле древнего Галича : Галич, Чухлома, Солигалич / А. А. Тиц. — М.: Искусство, 1971. —135 с.

183. Традиции русской художественной школы и современный педагогический процесс : сб. науч. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена; ред. Е. П. Яковлева. — СПб.: Фонд поддержки образования и творчества в области кулыуры и искусства, 2005.—Вып. 1.—212 с.

184. Леонид Викторович Туражанский: Альбом репрод. / сост. И. Л. Туржанская, авт. вступ. ст. Н. И. Станкевич.—Л.: Художник РСФСР, 1982. —159 с.: ил.

185. Туркина О. В. Искусство Ленинграда — Санкт-Петербурга 1980-90-х го-дов.

186. Переходный период: Атореферат дисканд. искусствоведения. — СПб.:1999. —26 с.

187. Турчин В. С. Судьба пейзажа моралистического, дидактического и символического в эпоху пленэра: опыт ситуатив. искусствознания // Искусствознание. — 1999. — № 2. — С. 242-274.

188. Тутунов А. К чистоте духовных идеалов: из творч. опыта художника // Художник. —1984. —№ 2. — С. 12-17.

189. Федоров-Давыдов А А Русский пейзаж XVIII — начала XX века: исслед., очерки / А. А. Федоров-Давыдов. — М.: Сов. художник, 1986. — 300 с.

190. Федоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство : ст. и очерки / А. А. Федоров-Давыдов. — М.: Искусство 1975. — 739 с.

191. Федоров-Давыдов А. А Советский пейзаж / А. А. Федоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1958.—118 с.

192. Филонович И. Н. Ефрем Иванович Зверьков: альбом. / И. Н. Филонович. — Л.: Художник РСФСР. 1978. —176 с.: ил.—Библиогр. в примеч.

193. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского. — СПб.: Лань, 1998. —448 с.

194. Рудольф Рудольфович Френц : кат. выст. / предисл. Ф. Ф. Мельникова. — Л.: Художник РСФСР, 1970. —17 с.: ил.

195. Хомяков Н. К. Певец города на Неве // Верность традициям : художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005. —С. 69-74.

196. Художники — девятой пятилетке : альбом. / авт.-сост., авт. предисл.

197. B. Н. Панкратова. — М.: Сов. художник, 1975. — 124 с.: ил.

198. Художники Ленинграда: сборник. / сост. И. Н. Вьюнова.—JL : Художник РСФСР, 1977. —214 е.: ил.

199. Чегодаев М. А. Массовая культура и социалистический реализм // Вопр. искусствознания. — 1997. — № 10. — С. 115-125.

200. Чегодаева М. А. Художественная культура послевоенного десятилетия // Искусство. —1988. — № 6. — С. 30-36.

201. Чегодаева М. А Соцреализм : мифы и реальность / М. А. Чегодаева. — М.: Захаров, 2003. — 222 с.: ил. — Библиогр. в примеч.

202. Черлинка Г. К. Пейзаж в советской живописи / Г. К. Черлинка. — М.: Знание, 1975. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; № 10).

203. Чистякова Т. П. О моем учителе // Верность традициям : художник-педагог М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005. —1. C. 89-92.

204. Чугунов Г. И. Мстислав Валерианович Добужинский / Г. И. Чугунов.—JI.: Художник РСФСР, 1984. — 300 с.: ил.—Библюнр.: с. 290-295.

205. Шанина Н. Ф. В. М. Васнецов / Н. Ф. Шанина. — М.: Искусство, 1986. — 195 с.: ил.

206. Шестая республиканская художественная выставка «Советская Россия»: альбом. / сост. Т. А. Нордштейн; авт. вступ. ст. О. Буткевич. —JL : Художник РСФСР, 1981. —287 е.: ил.

207. Шихирева О. Н. Две выставки «Круга художников» : к истории возникновения о-ва // Искусство. — 1982. — № 7. — С. 34-40.

208. Этическая мысль : науч.-публицист. чтения : сб. ст. / отв. ред. А. А. Гусейнов. —М.: Политиздат, 1988. — 384 с.

209. Яблонская М. Взаимовлияние станкового и монументального в советской картине // Советская живопись, 74. — М., 1986. —С. 153-163.

210. ЯгодовскаяА. Т. Актуальный характер искусства : пейзаж на Всесоюз. худож. выст. // Творчество. — 1970. — № 9. — С. 5-9.

211. Ягодовская А. Т. О живописи / А. Т. Ягодовская. — М.: Сов. художник, 1962. — 60 с.: ил. — (Беседы об искусстве; вып. 7).

212. Ягодовская А Т. От реальности к образу: духов, мир и предмет.-пространств, среда в живописи 60—70-х гг. / А. Т. Ягодовская.—М.: Сов. художник, 1985. —ф 183 с.: ил.—(Искусство: проблемы, история, практика). —Библиогр.: с. 180-182.

213. Ягодовская А. Т. Творчество пейзажистов // Искусство. — 1962. — № 2. — С. 13-19.

214. Якимович А. К. Дебюты: молодые художники восьмидесятых: беседы об искусстве живописцев, скульпторов и графиков, начавших свой творч. путь в 1980-е гт.: альбом. / А. К. Якимович.—М.: Сов. художник, 1990.—295 с.: ил.

215. Якимович А. К. О построении пространства в современной картине // Пространство картины: сб. ст. / сост. Н. О. Тамручи. — М., 1989. — С. 6-28.

216. Якимович А. К. Советское изобразительное искусство 1970-х — начала 1980-х гт. // Советское искусствознание. — М. 1985. —Вып. 19. — С. 29-64.

217. Якимович А. К. Целостность эволюции : о характер, особенностях изобр. искусства 70-80-х гг. // Декор, искусство СССР. — 1984. — № 2. — С. 25-27.

218. Яковлева Н. А. В мастерской // Верность традициям : художник-педагогф М. А. Канеев / под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб., 2005. —1. С. 79-84.

219. Яковлева Н. А Жанры русской живописи: основы теории и методики систем.-ист. анализа : учеб. пособие / Н. А. Яковлева. — JI.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 84 с.

220. Яковлева Н. А. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике: к определению понятия // Художественный образ и педагогический процесс / науч. ред. Н. А. Яковлева. — СПб., 1997. — Вып. 1. — С. 8-17.

221. Яковлева JI. В. Ленинградская живопись : история и современность // Изобразительное искусство Ленинграда. — Л., 1981. — С. 427—431.ш

222. Ягодовская А. Т. Актуальный характер искусства. Пейзаж на Всесоюзной художественной выставке // Творчество. — 1970. — № 9. — С. 5-9.

223. Ягодовская А. Т. От реальности к образу: духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60—70-х гг. —М.: Сов. художник, 1985. —183 с.

224. Ягодовская А. Т. О живописи. — М.: Сов. художник, 1962. — 60 с.

225. ЯкимовичА К Молодые художники восьмидесятых. Дебюты. — М.: Сов. художник, 1990. — 291 с.

226. Якимович А К. О построении пространства в современной картине. / Пространство картины. Сб. ст. Сост. Н. О Тамручи. — М.: Сов,художник, 1989. — С. 6-28.

227. Якимович А К Советское изобразительное искусство 1970-х — начала 1980-х гг. // Советское искусствознание. Вып. 19. — М. 1985. — С. 29-64.

228. Яковлева Н. А. В мастерской // Верность традициям. Художник-педагог М. А. Канеев. Под ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 79-84.

229. Яковлева Н. А Жанры русской живописи: основы теории и методики системно-исторического анализа. Учеб. пособие. —Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 84 с.

230. Яковлева Н. А. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике: к определению понятия // Художественный образ и педагогический процесс. Вып. 1. Науч. ред. Н. А. Яковлева. — СПб.: Изд-во АО «ПиК», 1997. — С. 8-17.

231. Яковлева Л. В. Ленинградская живопись. История и современность / Изобразительное искусство Ленинграда. — Л.: Художник РСФСР, 1981. —С. 427-431.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.