Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Воробьева, Светлана Анатольевна

  • Воробьева, Светлана Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Елец
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 264
Воробьева, Светлана Анатольевна. Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Елец. 2004. 264 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воробьева, Светлана Анатольевна

Введение.

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Теоретический анализ феномена эстетических чувств в философской и психолого-педагогической литературе.

1.2. Теоретическая модель формирования эстетических чувств у младших школьников.

1.3. Взаимосвязь объективного и субъективного в эстетических чувствах у младших школьников.

1.4. Показатели и уровни сформированности эстетических чувств у младших школьников.

Выводы по первой главе.

Глава II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация эмоционально-чувственного опыта младшего школьника при характеристике художественного образа.

2.2. Использование семантического анализа средств художественной выразительности в постижении эмоционально-образного содержания произведения искусства.

2.3. Моделирование эстетических эмоций как способ перевода образа произведения из одного художественного ряда в другой.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников»

Современный этап развития образования обусловливает необходимость развития полноценной творческой личности, способной преумножать накопленные поколениями духовные ценности, создавая культуру XXI века. Однако чрезмерное копирование зарубежного опыта без учета национальных особенностей, ориентация на атрибуты массовой культуры привели к недопониманию подлинно художественных ценностей, падению духовно-нравственных идеалов. В этой ситуации особое значение приобретает формирование эстетических чувств личности, начиная с младшего школьного возраста, когда закладываются основы эстетических и нравственных ценностей, формируются эмоциональная и духовная сферы ребенка, его «чувство гармонии» (Л.Н. Толстой). В связи с этим возникает необходимость проанализировать различные подходы и направления к изучению эстетических чувств, с целью найти оптимальные пути их развития в начальной школе.

Проблема эстетических чувств в различных аспектах раскрывается в философии, психологии и педагогике.

Ученые-эстетики (Ю.В. Борев, Л.Н. Голубева, М.С. Каган, Н.И. Кия-щенко, Н.Л. Лейзеров, А.Ф. Лосев, Е.Г. Яковлев и др.) рассматривали данный феномен как компонент эстетического сознания.

Эстетическим чувствам как психическим процессам, имеющим различную степень осознанности - от бессознательного уровня до развернутого суждения вкуса, посвящены труды В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, К. Изарда, Е.П. Крупника, А.Н. Лука, В.И. Петрушина, Е.И. Рогова, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, М.Г. Ярошевского и др.

Предметную направленность эстетических чувств, их связь с представлениями и идеями о некотором объекте отмечали исследователи

B.B. Ванслов, Ц.П. Короленко, A.C. Никифоров, СЛ. Рубинштейн, В.И. Старостин, A.M. Федь, Г.В. Фролова и др.

Эстетическое чувство как специфическое средство художественного познания действительности определяли С.П. Баранов, В.В. Бранский, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Л.П. Печко, A.B. Репринцев, Г.Х. Шинга-ров и др.

На творческий характер эстетических чувств, их побудительную функцию в художественной деятельности человека указывали В.М. Аллах-вердов, М.М. Бахтин, А.И. Буров, Д.С. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев,

A. Пуанкаре, В.Л. Поплужный, П.В. Симонов, O.K. Тихомиров и др.

Влияние эстетических чувств на духовно-нравственное развитие личности раскрыли М.А. Верб, Д. Дидро, И. А. Джидарьян, H.A. Добролюбов, И. Кант, Б.М. Неменский, Ж.-Ж. Руссо,

B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

На субъективный, глубоко личностный характер эстетических чувств указывали Р. Берне, Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, А.Е. Ольшанникова, С.Х. Раппопорт, В. Роттенберг,

A.Г. Спиркин, А.М. Эткинд, Е.Л. Яковлева и др.

Мотивационно-смысловую ориентацию эстетических чувств раскрыли ученые В.К. Вилюнас, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Р. Линер, Я.З. Неверо-вич, Я.А. Пономарев, Я. Рейковский. Эта функция направлена на выяснение смысла предмета, на исследование ценностей объектов и значения их свойств для субъекта.

Особое внимание эстетическому чувству уделено в музыкальной психологии учеными И.В. Арановской, А.Л. Готсдинером, Г.В. Иванченко,

B.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, В.П. Петрушиным, В.Г. Ражнико-вым, A.M. Смирновым, Г.М. Цыпиным. Данный феномен они рассматривают во взаимосвязи с эмоционально-содержательным планом музыки.

В педагогической науке общепризнана необходимость использования произведений искусства как средства эмоционального развития учащихся. Изучены некоторые вопросы формирования эстетических чувств у школьников средних и старших классов при восприятии произведений музыкального, изобразительного и литературного искусств (Е.П. Крупник, В.В. Ме-душевский, А.Н. Малюков, Б.М. Неменский, Л.П. Печко и др.).

Вопросы воздействия образа произведений искусства на эстетические чувства младших школьников рассматривали С.П. Баранов, Л.А. Безборо-дова, Л.И. Бурова, Т.Г. Зайцева, А.Ж. Овчинникова, М.С. Осеннева, В.П. Острогорский, В.А. Сухомлинский. Влияние эстетической среды на формирование эстетических чувств подчеркивали Л. Мейсон, М. Монтес-сори, К. Орф, Л.П. Печко, С.Т. Шацкий и др. В дошкольной теории и практике проблема воздействия произведений искусства на эмоциональную сферу детей нашла отражение в исследованиях H.A. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, А.Д. Кошелевой, И.Э. Куликовской, И.П. Манаковой, О.П. Рады-новой, Н.Г. Салминой, P.M. Чумичевой и др. В работах этих авторов сделан акцент на поиске форм и методов повышения качества усвоения знаний, на умении детей воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира.

Несмотря на широкое обсуждение процесса формирования эстетических чувств, остается ряд нерешенных проблем. Традиционно в педагогической теории и практике дисциплины эстетического цикла не поднимаются до уровня осмысления ребенком эмоционально-образного содержания художественных произведений и собственных переживаний. Слабо освещены вопросы использования «семантического поля» значений средств художественной выразительности, что особенно важно для формирования эстетических чувств у ребенка. Недостаточно раскрыто содержание эстетических чувств на основе их субъективно-объективной природы, не разработана технология их формирования на уроках эстетического цикла.

Нерешенность этих вопросов проблемы не позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности эстетических чувств младших школьников, которые характеризуют взаимосвязь объективного и субъективного, реального и воображаемого, конкретного и абстрактного.

Такое положение порождает ряд противоречий между:

- необходимостью развития культуры чувств у детей и неэффективностью педагогической практики их формирования у младших школьников;

- потенциальными возможностями эстетических чувств в активизации эмоционально-образного мышления ребенка и функционирующей системой обучения в начальной школе, не обеспечивающей его развитие.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технология эффективного формирования эстетических чувств у младших школьников?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - формирование эстетических чувств у школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетических чувств и технология их реализации у младших школьников.

Гипотеза исследования - эффективность формирования эстетических чувств у младших школьников повысится, если:

- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования эстетических чувств;

- реализованы следующие педагогические условия: организация эмоционально-чувственного опыта младшего школьника при характеристике художественного образа; использование семантического анализа средств художественной выразительности в постижении эмоционально-образного содержания произведения искусства; моделирование эстетических эмоций как способ перевода образа произведения из одного художественного ряда в другой;

- разработана и внедрена в процесс обучения технология формирования эстетических чувств у младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

- выявить совокупность теоретико-методологических положений, определяющих сущность и структуру эстетических чувств на основе их субъективно-объективной природы;

- определить показатели и уровни сформированности эстетических чувств у детей младшего школьного возраста;

- обосновать и апробировать на практике теоретическую модель формирования эстетических чувств у младших школьников;

- определить педагогические условия, этапы и технологию их реализации в процессе формирования эстетических чувств у младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция эстетического развития личности с опорой на гносеологический, феноменологический, онтологический, аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный подходы (М.А. Верб, Г.В. Гегель, Л.Н. Голубева, З.И. Гершкович, Б.И. Додонов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, А.Н. Лук Е.Г. Яковлев и др.); философские положения о соотношении категорий объективного и субъективного, чувственного и рационального в эстетическом познании (П.В. Алексеев, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, A.B. Панин, и др.); положения эстетики о художественно-образном отражении действительности (Ю.Б. Борев, В.В. Бранский, Ш.М. Герман, Л.П. Печко, С.Х. Раппопорт, В.К. Скатерщиков, Г.Х. Шингаров и др.); психологические теории об активности субъекта при его взаимодействии с действительностью и ведущей роли эмоциональнопознавательной деятельности в творческом процессе (Б.Г. Ананьев, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.В. Зеньков-ский, Я. Рейковский, П.М. Якобсон и др.); педагогические идеи о сущности процесса формирования эстетических чувств в различных видах деятельности (А.С. Базиков, С.П. Баранов, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, Б.М. Неменский, А.Ж. Овчинникова, В.Г. Ражников и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга:

- теоретический анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы;

- диагностические (наблюдение, беседы, интервьюирование, опрос, анкетирование);

- педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контролирующей функциях;

- анализ результатов творческой деятельности младших школьников;

- методы статистической обработки данных, полученных в ходе экспериментальной работы (весовые коэффициенты, коэффициент корреляции Пирсона).

Экспериментальной базой исследования явились начальные классы средних общеобразовательных школ №№ 3, 6 ,15 г. Ельца Липецкой области и № 36 г. Липецка. В опытно-экспериментальной работе участвовало 239 учеников.

Организация исследования осуществлялась в три этапа.

Первый этап (1999-2000гг.) — поисково-теоретический: посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической, дидактической, методической литературы, разработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике школы, составлению плана экспериментальной работы.

Второй этап (2000-2003п\) — опытно-экспериментальный: разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (2003 -2004гг.) — обобщающе-аналитический: проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, сформулированы основные выводы, осуществлено оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- расширено и уточнено содержание и структура понятия «эстетическое чувство» и установлена корреляционная зависимость между степенью сформированное™ эстетических чувств младшего школьника и их субъективно-объективной природой;

- теоретически разработана и экспериментально проверена модель формирования эстетических чувств у младших школьников;

- определена система показателей и уровней сформированности эстетических чувств у младших школьников;

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается многофакторным анализом современных достижений психолого-педагогической науки; выбором системы взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; экспериментальной проверкой гипотезы исследования; репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента; доказательностью качественных характеристик количественными оценками, полученными в процессе статистической обработки данных.

Теоретическое значение работы состоит:

- в обосновании основополагающей роли субъект-объектного взаимодействия в формировании эстетических чувств у младших школьников;

- в определении педагогических условий и обосновании технологии их реализации, обеспечивающей эффективность формирования эстетических чувств у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, внедрении и использовании в практике начальной школы:

- теоретической модели формирования эстетических чувств в учебно-воспитательном процессе;

- диагностической методики определения уровней сформированности эстетических чувств у младших школьников;

- программы уроков музыки и изобразительного искусства и методических рекомендаций по реализации технологии формирования эстетических чувств у младших школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Липецке, Орле, Тамбове, Ельце. Основные результаты исследования апробировались на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей» (Орел - 2003 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования» (Липецк -2003 г); на межвузовской научно-практической конференции «Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики» (Тамбов — 2004 г); на научно-практическом семинаре «Искусство на уроке и творческое воображение» (ИХО РАО Москва - 2004 г.)

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального образования, методических семинарах учителей начальных классов общеобразовательных школ №№ 3, 6, 15 г. Ельца и № 36 г. Липецка; методические материалы по проведению диагностики эстетических чувств у младших школьников используются учителями начальных классов школ г. Ельца и Липецка.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая модель формирования эстетических чувств у младших школьников, включает в себя следующие составляющие: а) структурную модель, состоящую из познавательного, оценочного, мотивационно-потребностного, коммуникативного, творческого и интуитивного компонентов; б) аналитическую модель эстетических чувств, определяющая систему качественных оценок их сформированности у младших школьников, диагностику и прогнозирование развития эстетических чувств у младших школьников; в) технологическую модель формирования эстетических чувств, раскрывающую основные этапы, педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников и включающую в себя целевой, содержательный, процессуальный и аналитико-результативный блоки.

2. Содержание уровней сформированности эстетических чувств у младших школьников (сенсорный, перцептивный, эмоционально-семантический, рефлексивный). Показатели сформированности эстетических чувств у младших школьников: интенсивность, информированность, адекватность, оригинальность, ассоциативность, осмысленность.

3. Система педагогических условий включает организацию эмоционально-чувственного опыта младшего школьника при характеристике художественного образа; использование семантического анализа средств художественной выразительности в постижении эмоционально-образного содержания художественного произведения; моделирование эстетических эмоций как способ перевода образа произведения из одного художественного ряда в другой, обеспечивающих эффективность формирования эстетических чувств у младших школьников.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (203 источника), приложение, 61 таблицу и 9 схем.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Воробьева, Светлана Анатольевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Результаты формирующего эксперимента показали, что каждое педагогическое условие, выступая важным, необходимым в процессе формирования эстетических чувств младших школьников, в отдельности не осуществляет его полностью. Так, первое педагогическое условие, связанное с организацией эмоционально-чувственного опыта ребенка в большей степени способствовало формированию субъективной стороны эстетических чувств учащегося, связанной с внешним проявлением эстетическим чувств. Это было обусловлено слабой осведомленностью младших школьников об эмоционально-образном потенциале средств художественной выразительности, неспособностью в полной мере осознавать свои переживания и переводить их на язык рациональных понятий, определять эмоционально-образную характеристику эстетических эмоций.

2. Второе педагогическое условие, связанное с использованием семантического анализа средств художественной выразительности в большей степени способствовало формированию объективной стороны эстетических чувств младших школьников. Накопленный младшим школьником эмоционально-чувственный опыт способствовал расширению его «эмоционального словаря», позволил распознавать эмоциональное отношение художника к отображаемому объекту и устанавливать причинно-следственную связь между эмоционально-образным содержанием произведения и семантикой средств художественной выразительности.

3. Реализация третьего педагогического условия, связанного с моделированием эстетических эмоций было направлено на формирование двух сторон эстетических чувств младших школьников в равной степени. Данное условие было ориентировано на развитие способности ребенка осознавать художественные переживания, проникать в сущность эмоционально-образного содержания на основе вербального и невербального моделирования эстетических эмоций.

4. Контрольный эксперимент, проведенный в каждом педагогическом условии показал, что увеличился качественный и количественный рост детей по всем показателям, что подтвердило эффективность данных педагогических условий. Итоговый срез в третьем педагогическом условии показал, что большинство учащихся перешли с перцептивного уровня на эмоционально-семантический. Количество детей, достигших рефлексивного уровня увеличилось, по сравнению с констатирующим экспериментом в два раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетических чувств составляет предмет исследования философских, психологических, педагогических наук. Многообразие подходов к трактовке эстетических чувств влечет неоднозначность в понимании природы, структуры этого феномена. В контексте названной проблемы эстетические чувства рассматриваются как сложная система взаимосвязанных элементов, включающая познавательный, оценочный, мотивацион-но-потребностный, коммуникативный, интуитивный и творческий компоненты. К специфическим особенностям эстетических чувств относятся: создание чувственного образа на основе систематизации эмоционально-чувственного опыта; эмоциональное отношение к объектам с позиций ценностных ориентаций и эстетических предпочтений; духовно-нравственная направленность эстетического сознания; способность к сочувствию, сопереживанию; осмысление художественных переживаний; распознавание смысла и значения художественного образа.

Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения - сложный, диалектически противоречивый процесс, который определяется их объективно-субъективной природой. Специфика объективно-субъективной природы эстетических чувств понимается нами как единство двух составляющих: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой — собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.

Теоретические положения о феномене эстетических чувств, основанные на синтезе гносеологического, аксиологического, онтологического и культурологических подходов, позволили наиболее полно охарактеризовать влияние объективно-субъективной природы эстетических чувств на процесс их формирования у младших школьников в процессе обучения, определить их коммуникативную, познавательную, гедонистическую, творческую функции и комплекс средств, необходимый для качественного формирования эстетических чувств у младших школьников к которым относятся: 1) создание эмоционально-положительного отношения к произведениям искусства; 2) комплексное освоение произведений искусства на основе эмоционально-образного единства; 3) распознавание смысла и значения художественного образа произведений; 4) определение базисного чувства и осознание собственных художественных переживаний.

С учетом результатов выполненных к настоящему времени исследований разработана теоретическая модель формирования эстетических чувств у младших школьников, включающая в себя: а) структурную модель формирования эстетических чувств у младших школьников, отражающую типологию функций искусства и его воздействия на эмоциональный строй личности, и включающую познавательный, оценочный, мотивационно-потребностный, коммуникативный, творческий и интуитивный компоненты; б) аналитическую модель эстетических чувств, определяющую систему качественных оценок их сформированности у младших школьников, диагностику и прогнозирование развития эстетических чувств у младших школьников; в) технологическую модель формирования эстетических чувств, раскрывающую основные этапы, педагогические условия и технологию их реализации, обеспечивающие эффективность формирования эстетических чувств у младших школьников.

Структурная модель формирования эстетических чувств представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов постижения эмоционально-образного содержания произведений искусства и осмысления художественных переживаний и показывает, что познавательный компонент связан с возникновение чувственного образа, осмыслением художественных переживаний и выражением их на языке рациональных понятий; оценочный и мотивационно-потребностный компоненты ориентированы на проявление эмоционального отношения ребенка к художественным произведениям на основе ценностных ориентаций и эстетических предпочтений; коммуникативный компонент связан с развитием способности ребенка к сопереживанию; творческий и интуитивный компоненты способствуют самореализации личности.

На основе результатов констатирующего эксперимента выделено 4 уровня сформированности эстетических чувств у младших школьников.

Первый уровень (сенсорный) характеризуется слабо выраженной взаимосвязью объективного и субъективного в эстетических чувствах. Отсутствие художественных переживаний не вызывает эмоционального отклика у младшего школьника в процессе восприятия произведений искусства. Ребенок не способен постигать эмоционально-офазное содержание произведений, определять эстетические эмоции и выделять выразительные детали.

Второй уровень (перцептивный) отличается преобладанием объективной (содержательной) стороны эстетических чувств младшего школьника. Для этого уровня сформированности эстетических чувств характерно преобладание абстрактно-логического мышления детей над эмоционально-образным. Анализ художественно-выразительных средств осуществляется в соответствии с их эмоционально-образными значениями, но художественные переживания выражены слабо.

На третьем уровне (эмоционально-семантическом) наблюдается проявление взаимосвязи объективного и субъективного в эстетических чувствах младшего школьника. Этот уровень характеризуется ярко выраженной эмоциональной реакцией ребенка в соответствии с эмоционально-образным смыслом художественного образа. Наблюдается яркое, образное описание ребенком эстетических эмоций, умение устанавливать связи между образом произведения и объектами действительности.

Четвертый уровень (рефлексивный) определяется наделением эмоционально-образного содержания личностным смыслом на основе взаимосвязи объективного и субъективного в эстетических чувствах младшего школьника. Этот уровень характеризуется осмыслением собственных художественных переживаний, способностью ребенка их интерпретировать и выражать на языке рациональных понятий.

Результаты экспериментальной работы позволили: а) рассмотреть данный феномен как фактор развития эмоционально-образной сферы младшего школьника; б) обосновать и реализовать следующие педагогические условия: организацию эмоционально-чувственного опыта младшего школьника при характеристике художественного образа; использование семантического анализа средств художественной выразительности в постижении эмоционалъно-образного содержания художественного произведения; моделирование эстетических эмоций как способ перевода образа произведения из одного художественного ряда в другой.

Указанные педагогические условия способствуют формированию внешней и внутренней (содержательной) сторон эстетических чувств младших школьников. Их необходимость и достаточность определяются тем, что в данной совокупности возможно достичь более высокого уровня сформированное™ эстетических чувств у младших школьников и тем самым повысить качество учебно-воспитательного процесса.

Первое педагогическое условие направлено на формирование внешней (субъективной) стороны эстетических чувств. Реализация данного педагогического условия предусматривает: накопление эмоционально-чувственного опыта на основе ознакомления с основными жанрами произведений искусства; использование эмоционально-чувственного опыта при характеристике средств художественной выразительности; актуализацию эмоционально-чувственного опыта в творческой деятельности младшего школьника.

Второе педагогическое условие ориентировано на формирование объективной стороны эстетических чувств младшего школьника на основе использования семантического анализа средств художественной выразительности. Реализация данного условия предусматривает: выделение знака или символа, распознавание его смысла и значения в определенном контексте; эмоционально-личностную интерпретацию выделенных значений; определение эмоционального отношения художника к объекту на основе семантического анализа средств художественной выразительности.

Третье педагогическое условие направлено на формирование двух сторон эстетических чувств — объективной и субъективной и связано с моделированием эстетических эмоций. Данное условие предусматривает: невербальное моделирование эстетических эмоций как знаковое выражение эмоционально-образного содержания произведения; моделирование эстетических эмоций посредством импровизации; вербальное моделирование эстетических эмоций как метафорическое выражение эмоционально-образного содержания произведения и художественных переживаний.

Диагностическая программа определения уровней сформированно-сти эстетических чувств у младших школьников позволила разработать технологическую модель, направленную на повышение уровней сформиро-ванности эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения.

Технологическая модель формирования эстетических чувств у младших школьников с опорой на их субъективно-объективную природу позволила определить следующие ее составляющие: целевой, содержательный, процессуальный и аналитико-результативный блоки, этапы и направления реализации педагогических условий, а также разработать специальную программу курса уроков музыки, изобразительного искусства и интегрированных занятий, направленных на формирование эстетических чувств у младших школьников.

Организация, логика и динамика исследования включала в себя три этапа, обусловленных постепенным расширение и усложнением сферы деятельности и самостоятельности учащихся в экспериментальной группе.

На первом этапе формирования эстетических чувств происходило обогащение и систематизация эмоционально-чувственного опыта ребенка, развивалось активное эмоционально-положительное отношение ребенка к произведениям искусства и явлениям действительности; расширялись представления детей об эмоционально-образных значениях средств художественной выразительности; развивалось эмоционально-образное мышление младшего школьника.

Второй этап формирования эстетических чувств был направлен на освоение младшим школьником знаково-символических средств, на основе которых он распознавал смысл и значение художественного образа. Его задания реализовывали способность ребенка осознавать эмоциональную природу художественного символа; распознавать смысл и значение символа как носителя эмоционально-образного содержания художественного произведения; устанавливать причинно-следственную связь между художественным образом и эмоциональным отношением художника и реципиента к объекту.

Третий этап формирования эстетических чувств предполагал самостоятельное создание учеником моделей эстетических эмоций. Задания, предлагаемые школьникам на этом этапе, были направлены на умения ребенка определять эмоционально-образные характеристики основных эстетических эмоций; осознавать собственные переживания и переводить их на язык рациональных понятий; моделировать эстетические эмоции посредством импровизации.

Количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике роста степени сформированное™ эстетических чувств в экспериментальной группе и показывает статистически значимое влияние предлагаемой технологии на формирование эстетических чувств у младших школьников.

Исследованием доказано, что эффективность формирования эстетических чувств зависит от следующих педагогических условий: организация эмоционально-чувственного опыта младшего школьника при характеристике художественного образа; использование семантического анализа средств художественной выразительности в постижении эмоционально-образного содержания художественного произведения; моделирование эстетических эмоций как способ перевода образа произведения из одного художественного ряда в другой.

Проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования эстетических чувств. Перспективы работы намечаются в следующих направлениях:

- подготовка студентов к формированию эстетических чувств у младших школьников;

- определение специфики формирования эстетических чувств у школьников средних и старших классов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Воробьева, Светлана Анатольевна, 2004 год

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. 3-е. / П.В.Алексеев, А.В.Панин.- М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. -¿08с.

2. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. /Т.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. М.: ВЛАДОС, 2001. -240с.

3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю.Б. Алиев Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. -352с.

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта /Ю.Б. Алиев.- М.: ВЛАДОС, 2001. -336с.

5. Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействии художественных произведений / В.М. Аллахвердов. — СПб.: ДНК, 2001.-200с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2000.-352с.

7. Аристотель. О душе /Аристотель // Собр. соч.: В 4-х Т. — М., 1976. Т.1. -390с.

8. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо / В.Ф. Асмус. М.: Знание, 1962. - 47с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 2. / Б.В. Асафьев. Л., 1963.-378с.

10. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. / Р. Ассаджиоли / Пер. с англ. Е. Перовой. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002. - 416с.

11. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспонимания /Э. Ансерме /Пер. с фр. Е. Бронфин, Б. Урицкой. М.: Советский композитор, 1986. - 234с.

12. Арановская И.В. Эстетическое развитие будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук / И.В. Арановская. Волгоград, 2002. - 48с.

13. Афасижев М.Н. Эстетические потребности человека /М.Н. Афасижев.— М.: Знание, 1979.-63с.

14. Бабкин П. А. Гармонизация базового образования /П.А. Бабкин. — Воронеж, 1994. 136с.

15. Базиков A.C. Эмоциональный фактор в процессе музыкальных занятий / A.C. Базиков //Творческая педагогика накануне нового века. Часть I. /Материалы I научно-практической конференции. — М.: Mill У, 1997. -С. 178-180.

16. Байкушев С. Серьезно о сверхъестественном /С. Байкушев М.: Мысль, 1991.-108с.

17. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении /С.П. Баранов -М.: АПН РСФСР, 1963. 124с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин М.: Искусство, 1986.-435с.

19. Белинский В.Г. Полн. соб. соч.: В 13 т. / В.Г. Белинский — М., 1955. — Т.9.

20. Белинский В.Г. Подарок на Новый год. Детские сказки дедушки Иренея /В.Г. Белинский // Собр. соч.: В 9-ти т. М, 1978. - Т.З. - С. 38 - 77.

21. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.1 /H.A. Бердяев; Сост. P.A. Гальцева. М.: Искусство; ИПЧ «Лига», 1994. -542с

22. Берне Р. Развите Я-концепции и воспитание / Р. Берне / Пер. с англ. Под ред. с предисловием В.Я. Пилявского. — М.: Прогресс, 1986. 422с.

23. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский / Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575с.

24. Блок В.Б.Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) /В.Б. Блок //Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - С.465-504.

25. Богомолова Л.В. Подростковая культура /Л.В. Богомолова, Т.П. Голубева //Проблемы эстетического воспитания подростков. — М.: Новая школа, 1994.-С. 3-37.

26. Борев Ю.Б. Эстетика /Ю.Б. Бореев. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

27. Бранский В.В. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи /В.В. Бранский -Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с.

28. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслав — М.: Педагогика, 1990. — 144с.

29. Бурова Л.И. Развитие личности младшего школьника в процессе формирования естественно-научной картины мира /Л.И. Бурова — М.: Прометей, 1999.- 116с.

30. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников: Сборник статей /В.К. Белобородова / Под ред. М.Я. Румер. М.: Педагогика, 1975. - 218с.

31. Ванслов В.В. Что такое искусство? /В.В. Ванслов М.: Изобразительное искусство, 1989. - 328с.

32. Васильев И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В.Л. Поплужный, O.K. Тихомиров -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 192с.

33. Вахрушев A.A. Новый курс «Мир и человек» для начальной школы (1-4) / A.A. Вахрушев // Нач. школа. 1997. - №10. - С. 38 - 47.

34. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности / М.А. Верб Л.: Знание, 1981. - 36с.

35. Верзунова Л.В. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов колледжа: Автореф. дисс. . канд. пед. наук /Л.В. Верзунова Белгород, 2000. - 18с.

36. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений /В.К. Вилюнас — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский / Под ред.М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 345с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. /Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1991. — 93с.

39. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов СПБ.: Университет, 1995. - 152с.

40. Гегель Г.В. Эстетика / Г.В. Гегель // Соч.: В 4-х Т. М., 1968. - Т.1. -312с.

41. Герман Ш.М. Беседы об эстетике / Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков — М.: Знание, 1982.-221с.

42. Гершкович З.И. Онтологические аспекты произведения искусства //Творческий процесс и художественное восприятие / З.И. Гершкович Л.: Наука, 1978.-С. 44-65.

43. Голубева Л.Н. Словарь философских терминов /Л.Н. Голубева — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. 171с.

44. Голубева Л.Н. Эстетика как теоретическая наука / Л.Н. Голубева //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995 - №5 - С. 104-110.

45. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя / И.Ф. Гончаров — М.: Просвещение, 1978.-160с.

46. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства. Книга для учителя: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1989. - 104 с.

47. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер — М.: ИВ Магистр, 1993.-191с.

48. Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия / В.Д. Губин — М.: Рос. гос. гума-нит. ун-т, 2003. 205с.

49. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. /Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова М.: Логос, 2003. — 248с.

50. Дежникова Н.С. Экология и культура: методика воспитания младших школьников /Н.С. Дежникова М.: Б.И.И., 1995. - 46с.

51. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность/И.А. Джидарьян -М.: Наука, 1976. -с.116с.

52. Дидро Д. Собр. соч.: В 10-ти Т. /Д. Дидро М., 1935. - Т.2 - 582с.

53. Добролюбов Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью /Н.А. Добролюбов // Пед. сочинения. — М.: Политиздат, 1978. — 272с.

54. Додонов Б.И. В мире эмоций /Б.И. Додонов — Киев: Политиздат Украины, 1987.- 140с.

55. Додонов Б.И. Эмоция как ценность /Б.И. Додонов М.: Политиздат, 1978. -272с.

56. Ермаш Р.Л. Искусство как мышление /Р.Л. Ермаш — М.: Искусство, 1982. — 176с.

57. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. — М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 336с.

58. Журавлев А.П. Звук и смысл /А.П. Журавлев М.: Просвещение, 1991. -160с.

59. Зайцева Т.Г. Воспитание эстетических чувств у младших школьников средствами музыки. Дисс. . канд. пед.наук / Т.Г. Зайцева - Киев, 1991. - 172с.

60. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т. /A.B. Запорожец / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320с.

61. Запорожец A.B. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций /A.B. Запорожец //Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. -М., 1981. С. 57-63.

62. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996. - 336с.

63. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко — М.: Смысл, 2001. — 264с.

64. Изард К. Психология эмоций / К. Изард / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-464с.

65. Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда. Дисс. . канд. пед. наук / И.П. Ильинская - Белгород, 2002. — 199с.

66. Ирина В.Р., Новикова A.A. В мире научной интуиции. Интуиция и разум /В.Р. Ирина, A.A. Новикова М.: Наука, 1978. - 192с.

67. Каган М.С. Музыка в мире искусств /М.С. Каган — СПб: Ut, 1996.- 232с.

68. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике /М.С. Каган — Л.: Изд-во ГУ, 1971.-761с.

69. Каган М.С. Философия культуры /М.С. Каган СПб.: Просвещение, 1996. -414с.

70. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность / М.С. Каган, A.M. Эткинд //Вопросы психологии № 4.- М.: Педагогика. 1989. - С.5-14.

71. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский М.: Архимед, 1992. - 112с.

72. Кант И. Немецкая философия / И. Кант // Соч.: В 6-ти Т. М, 1964. - Т.З. -798с.

73. Каргапольцев С.М. Альбом музыкального рассказа: Теоретико-методическое пособие по музыкальному восприятию младших школьников / С.М. Каргапольцев — Оренбург, 1995. — 37с.

74. Киященко Н.И. Эстетические эмоции, переживания, чувства / Н.И. Кия-щенко, И.Л. Лейзеров // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - 127с.

75. Климова Л.Ю. Принцип создания полихудожественного пространства развития эстетической игры /Л.Ю Климова //Педагогика искусства и интеграция. / Материалы международной конференции. М.: ИХО РАО, 2001.- С.60-65.

76. Книга по эстетике для музыкантов /Под ред. И.А. Константинова, К. Анге-лова (НРБ). М.: Музыка, 1983. - 272с.

77. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /Г.М Коджаспирова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-352с.

78. Кокин В.В. Невербальные методы обучения в творческом восприятии музыканта-исполнителя / В.В. Кокин // Творческая педагогика накануне нового века. /Материалы I научно-практической конференции. — М.: МПГУ, 1997. Часть I. С. 123-124.

79. Короленко Ц.П. Вселенная внутри тебя / Ц.П. Короленко, Г.В. Фролова -Новосибирск: Наука, 1979. — 206с.

80. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. /Е.И. Коротеева / Под ред. Б.М. Неменского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2001.- 144с.

81. Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О.П. Котико-ва. —Минск: Ушверсггэцкае, 1999.— 157с.

82. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я берегу.»: Методические рекомендации. 1-2 классы / И.В. Кошмина М.: УЦ «Перспектива», 2003. - 44с.

83. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник — М.: Институт психологии РАН, 1999. 240с.

84. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале): Кн. для учащихся старших классов / В.П. Крутоус М.: Просвещение, 1989. — 192с.

85. Кузин B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2 ч. / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина- М.: Дрофа, 1997. 4.1. - 112с.

86. Кузин B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В 2ч. / B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина — М.: Дрофа, 1997. -42.- 128с.

87. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания / Н.В. Кулагина — М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 80с.

88. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников / И.Э. Куликовская — М.: Педагогическое общество Росси, 2002. — 224с.

89. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О.А. Куревина М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.- 176с.

90. Ларьков А.П. Генезис эстетических переживаний. Дисс. . канд. филос. наук/А.П. Ларьков - Киев, 1986. - 169с.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев — М.: Политиздат, 1975.-304с.

92. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Т. / А.Н. Леонтьев — М.: Педагогика, 1983. — Т.2. 320с.

93. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Б.Т. Лихачев — М.: Просвещение, 1985. 176с.

94. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев СПб.: Русско-Балт. Информ. Центр «БЛИЦ», 1999. - 190с.

95. Лобова А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: Автореф. дис. .канд. пед. наук / А.Ф. Лобова — М., 2001.-31с.

96. Локк Дж. О простых идеях рефлексии / Д.О. Локк // Собр. соч.: В 2-х т. -М., 1960. Т.1: Опыт о человеческом разуме. - С. 149-153.

97. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф /А.Ф. Лосев — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-478с.

98. Лук А.Н. Эмоции и личность. /А.Н. Лук М.: Знание, 1982. — 176с.

99. Луначарский A.B. О народном образовании / A.B. Луначарский М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - С. 3-559.

100. ЮО.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива /А.Н. Лутошкин — М.: Педагогика, 1988. 128с.

101. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки /Л.А. Мазель — М.: Советский композитор, 1978. 352с.

102. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999. — 256с.

103. Манакова И.П. Дети. Мир звуков. Музыка /И.П. Манакова, Н.Г. Салмина Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 256с.

104. Маслоу А. Психология бытия /А. Маслоу / Отв. ред. С.Н. Иващенко; Пер. с англ. О.О. Чистяков. М., Киев: Рефл-бук: Ваклер, 1997. - 300с.

105. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки /В.В. Медушевский М.: Музыка, 1976. — 157с.

106. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В.В. Медушевский //Восприятие музыки. Сборник статей. / Под ред. В.Н. Максимова.-М., 1980.-С. 141-155.

107. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев М.: Знание, 1981.-96с.

108. Мелик-Пашаев A.A. Психологические особенности старшего школьного возраста и руководство художественным творчеством подроста /A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская // Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988. - С. 53 -57.

109. Мир детства: Младший школьник /Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1988. - 272с.

110. Митина JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция /JI.M. Митина, Е.С. Асмаковец М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 192с.

111. Моделирование как метод научного исследования. (Гносеологический анализ) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248с.

112. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений /JI.B. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. М.: Академия, 2001. - 232с.

113. ИЗ. Муратова K.M. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества /K.M. Муратова — М.: Искусство, 1988.-350с.

114. Надолинская Т.В. Музыка (1-4) Методические рекомендации к учебному комплекту. Книга для учителя / Т.В. Надолинская. — Таганрог: Айкэн, 2001.-160с.

115. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия /Е.В. Назай-кинский М.: Музыка, 1972. - 383с.

116. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский М.: Просвещение, 1987.-255с.

117. Неменский Б.М. Культура искусство - образование: Цикл бесед / Б.М. Неменский — М., 1993.

118. Неменская JI.A. Каждый народ — художник: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. / JI.A. Неменская / Под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2000. 144с.

119. Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 3 кн. — Кн.1. Общие основы психологии / P.C. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576с.

120. Нечаева О.С. Программа «Музыка». Интегративный курс для младших школьников / О.С. Нечаева Серпухов, 1996. - 320с.

121. Никифоров A.C. Эмоции в нашей жизни. / A.C. Никифоров М.: Советская Россия, 1978. - 272с.

122. Овчинникова А.Ж. Понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа / А.Ж. Овчинникова М - Липецк, 2002. — 94с.

123. Огородников Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека: Авто-реф. дис.д-ра филос. наук / Ю.А. Огородников М., 1996. - 32с.

124. Олыпанникова А.Е. Эмоции и воспитание /А.Е. Олыпанникова — М.: Знание, 1983.-80с.

125. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368с

126. Основы эстетики и искусствоведения /Под ред. И.Л. Люблинского, В.А. Скатерщикова. М.: Просвещение, 1973. -268с.

127. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д. Остроменский Киев: Музична Украина, 1975. — 199с.

128. Палей А.И. О функциональном значении эмоций / А.И. Палей // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии М., 1979. — С. 52-58.

129. Перепелица А.Д. Педагогические основы формирования эстетических чувств учащихся в процессе обучения музыке: Автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Д. Перепелица М, 1987. - 19с.

130. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин М.: ВЛАДОС, 1997. - 384с.

131. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. Пособие для клубных работников / Л.П. Печко М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991.- 102с.

132. Печко Л.П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры старшеклассников / Л.П. Печко // Проблемы эстетического воспитания подростков. М.: Новая школа, 1994. — 45- 52с.

133. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов М.: Просвещение, 1971. - 560с.

134. Платон. Государство / Платон // Соч.: В 3-х т. М., 1971. — Т.З 4.1 — С. 185-401.

135. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учеб. пособие / К.К. Платонов — М.: Высшая школа, 1981. — 175с.

136. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» /Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Графф, 2002.-144с.

137. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288с.

138. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Г.М. Цыпина.

139. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368с.

140. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса. М.: Изд-во МГУЦ, 1993. - 304с.

141. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца и др. -М., 1983.- 226с.

142. Parc Ю.Н. О функциях музыкального критика / Ю.Н. Pare // Методологические вопросы теоретического музыкознания. Вып. 22. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. - 296с.

143. Ражников Г.В. Диалоги о музыкальной педагогике /Г.В. Ражников М.: ЦАПИ, 1994.- 141с.

144. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт — М.: Музыка, 1972.-168 с.

145. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский /Пер. с польского В.К. Вилюнаса. М.: Прогресс, 1979. - 392с.

146. Репринцев A.B. Эстетическое отношение личности к действительности: сущность, структура, формирование / A.B. Репринцев — Курск: Изд-во КГПУ, 2000.-182с.

147. Рогов Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов М.: ВЛАДОС, 1999. - 240с.

148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 — 608с., Т.1 А M - 1993.

149. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред.В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 672с., Т.2 - M - Я - 1999.

150. Роттенберг В. Мозг и мышление: в поисках своего «Я» / В. Роттенберг // Знание сила, 1984, №5. - С. 9.

151. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х тт. / СЛ. Рубинштейн- М.: Педагогика, 1989. Т.1. - 488с.

152. Рузина H.A. Семантические представления качества полимодальных объектов /H.A. Рузина //Вестник МГУ Сер. 14. Психология. 1982. № 3.

153. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина М., 1988 С. 8487.

154. Салямон JI. О физиологии эмоционально-эстетических процессов / JI.O. Салямон //Психология художественного творчества: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. - 215- 254с.

155. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет / С.И. Семенака — М.: АРКТИ, 2003.-79с.

156. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений /Т.П. Сергеева — М.: Академия, 1998. — 136с.

157. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / JI.C. Сизова — М.: Институт практической психологии, 1997. 104с.

158. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства / П.В. Симонов // Искусствознание и психология художественного творчества. /Под ред. А .Я. Зись, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1988. - с.50-65.

159. Смирнова Т.И. Учебное пособие «Allegro» /Т.И. Смирнова М., 2001. -368с.

160. Современный философский словарь /Ред. В.Е. Кемеров. — М.: Академический проект, 2004. 864с.

161. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество /А.Н. Сохор // Вопросы социологии искусства. Л.:ЛГИТМиК, 1980. - С. 41- 58.

162. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов /Б. Спиноза // Психология эмоций: Тексты. М., 1984. - С. 29-46.

163. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. -240с.

164. Старостин В.И. Природа как предмет эстетического переживания / В.И. Старостин //Проблемы эстетического воспитания / Под ред. С.П. Жито-ва — М.: Институт эстетического воспитания, 1970. 139-147с.

165. Старчеус М.С. Слух музыканта /М.С. Старчеус — М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 2003. - 640с.

166. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности / Л.Н. Столович — М., 1972.-271с.

167. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.В. Суслова М., 1997. -20с.

168. Суслова H.B. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Суслова, В.М. Подуровский М.: ВЛАДОС, 2001. - 320с.

169. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - С. 25-266.

170. Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание / В.А. Сухомлинский // Избр. произведения: В 5-ти т. — Киев 1980. — Павлышская средняя школа. — Т.4. С. 315 - 410.

171. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. / В.А. Сухомлинский М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 502с.

172. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов — М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. 215с.

173. Теплов Б.М. Психология / Б.М. Теплов М.: Учпедгиз, 1953. — 161с.

174. Терентьева H.A. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1-4 классы / H.A. Терентьева М.: Просвещение, 1994. - 78с.

175. Толстой Л.Н. Собрание соч.: В 22-х т. Статьи об искусстве и литературе. /Л.Н. Толстой /Под ред. К. Ломунова. М.: Худож. литература, 1983. — Т. 15.-432с.

176. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье /Е.М. Торшилова — М.: Искусство, 1989. 144с.

177. Тульчинский Г.Л. Текст как интонированное бытие или инорациональ-ность семиотики / Г.Л. Тульчинский // Философия языка и семиотика. -Ивановский гос. ун-т, 1995. С. 44-52.

178. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тю-тюнникова М.: ООО Издательство ACT, 2001. — 94с.

179. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2-х т.— М., 1974. — Т.1. -С. 229-556.

180. Федь A.M. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук / А.М. Федь Киев: Радянська школа, 1984. - 240с.

181. Философский энциклопедический словарь. M.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.

182. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю.У. Фохт-Бабушкин — M.: Наука, 1986. — 235с.

183. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер /Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447с.

184. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / P.M. Чумичева — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. 272с.

185. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. / С.Т. Шацкий М., 1962.-Т.1.-298с.

186. Шингаров Г.Х. Психофизиологические основы эстетических переживаний / Г.Х Шингаров //Проблемы эстетического воспитания. М.: Институт эстетического воспитания, 1970. — 162- 170с.

187. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г.Х Шингаров М.: Наука, 1971. - 223с.

188. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы / Г.Г. Шпет М, 1914.- 198с.

189. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности / Р.П. Шульга Киев: Наук, думка, 1989. -118с.

190. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина М.: Педагогика, 1988. — 208с.

191. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся / Н.Е. Щуркова, Л.Д. Рагозина, — М.: Педагогическое общество России, 2002.-160с.

192. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 176с.

193. Эстетика: учебное пособие /Под ред.В.А. Лозового. — Сумы: Изд-во «Университетская книга», 1999. — 302с.

194. Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. A.A. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.-447с.

195. Юсов Б.П. Изобразительное искусство / Б.П. Юсов // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов.-М., 1996.- С. 18-29.

196. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон М.: Просвещение, 1966.-291с.

197. Якобсон П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-382с.

198. Яковлев Е.Г. Эстетика / Е.Г. Яковлев М.: Гардарики, 1999. - 464с.

199. Яркина Л.В. Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив: Дисс. . канд. пед. наук / Л.В Яркина Липецк, 2001.-164с.

200. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. / М.Г. Ярошевский //Искусствознание и психология художественного творчества. /Под ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1988. с. 31-50.

201. Jung C.G. Psychological Types, New York, Harcaurt, 1933, p.569.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.