Художественный мир драматургии В.И. Мишаниной тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Борейкина, Татьяна Петровна

  • Борейкина, Татьяна Петровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 149
Борейкина, Татьяна Петровна. Художественный мир драматургии В.И. Мишаниной: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2011. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Борейкина, Татьяна Петровна

Введение.

Глава 1. Своеобразие художественного мира драматического произведения.

1.1 Трактовка понятия «изображенный мир» в современном литературоведении.

1.2 Основные тенденции развития драматического рода в мордовской литературе.

1.3 Творчество В. И. Мишаниной в контексте художественных поисков современной мордовской драматургии.

Глава 2. Эволюция драматургии В. И. Мишаниной в контексте формирования авторского художественного мира.

2.1 Психологизм и приемы его создания в пьесах В. И. Мишаниной.

2.2 Пространственно-временная организация пьес В. И. Мишаниной в аспекте создания художественной условности.

2.3 Категория символа как способ репрезентации сущности героев в пьесах

В. И. Мишаниной.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир драматургии В.И. Мишаниной»

Актуальность исследования. В настоящее время возрастает интерес к художественному миру драматического приозведения как единому, динамически развивающемуся целому, обусловленному внутренними закономерностями творчества конкретного писателя. То, как художник организует мир произведения, создаваяд субъективную реальность, особенно значимо^ в определении его мировоззрения. Драматургия непосредственно связана с актуальными! явлениями' современной жизни, она изображает взаимоотношения, людей и возникающие между ними конфликты. Ограниченность драматурга- в выборе выразительных средств, сценичность и минимальное присутствие авторской речи* делают драматический род литературы очень сложным для освоения писателями.

Мордовская драматургия на протяжении своего развития отражала социально-политическую и бытовую» жизнь народа, ставила и решала проблемы нравственности. Современные мордовские драматурги — В. И'. Мишанина, А. И: Пудин, Н. Б. Голенков, в определенной степени продолжая! сложившиеся традиции, работают в жанре психологической драмы.

Имя В. И. Мишаниной известно не только в Мордовии, но и во всем финно-угорском мире. Ее произведения издаются- на русском, удмуртском, карельском, марийском, коми языках. Перу В. И. Мишаниной принадлежат такие книги, как «Кить ушетксоц» («Начало пути», 1972), «Сиянь ракакудня» («Серебряная ракушка», 1974), «Качаму шобдава» («Дымное утро», 1976), «Ки лангса ломатть» («Люди в дороге», 1985), «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба», 1992), «Вальмафтома куд» («Дом без окон», 2002), «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепёлки», 2006) и другие. Большой вклад драматург внес в театральное искусство Мордовии. Многие ее пьесы, такие как «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради»), «Куйгорож», «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба»), «Сенем толмар» («Синее пламя»), «Кяпе менельга» («Босиком по облакам»), «Ёронь юромста стирня» («Девочка из племени перепёлки»), ставятся на сцене национального театра, получают широкий резонанс и зрительский отклик, остро переживаются и надолго остаются в сознании.

В художественном мире пьес В. И. Мишаниной отчетливо присутствует психологическое изображение явлений как особый тип образности, основанный на исследовании и показе внутреннего состояния человека. Ее произведения обладают внутренним единством; представляя собой цельный метатекст, поэтому и создаваемые ею художественные миры накладываются друг на друга, обнаруживая при этом сходные черты. Особенность драматургии В. И. Мишаниной состоит в том, что она отражает мир духовно-нравственных ценностей современного человека в контексте изображения самых обыденных социальных явлений и процессов. По мысли мордовского литературоведа Е. И. Чернова, «.драматургия В. Мишаниной откликается на самые трепещущие проблемы современности. Она исследует изменившуюся под влиянием нового времени психологию человека в общественном деле, в отношении его к труду, коренным событиям современности» [Чернов, 2005: 128]. Разделяя точку зрения-исследователя о том, что драматургия,В. И. Мишаниной в силу поднимаемых ею проблем философского и духовно-нравственного характера требует от читателя гораздо большей степени соучастия и сопереживания, чем просто пассивное восприятие прочитываемого, литературный критик М. И. Малькина отмечает: «.пьесатне пяк козят содержанияс коре.» [Малькина, 2002: 8] («.пьесы В. Мишаниной очень богаты по своему содержанию.»).

Мордовские литературоведы< в разное время обращались к творчеству В. И. Мишаниной, изучению различных аспектов ее драматургии. Среди них Е. И. Азыркина, автор целой серии статей «Афкуксонь эряфста сявф драмат» («Драмы, взятые из жизни»), «Духовно-нравственные истины в драматургии В. И. Мишаниной», «Аф юмафтомс ваймонь арушить» («Не потерять чистоту души») и др.; М. И. Малькина, автор статьи «Кода няфтезь «Куйгорожть» («Как показали "Куйгорожа"»); исследователи Е. И. Чернов, Ю. Г. Антонов, посвятившие мордовской драматургии диссертацию «Современная мордовская драматургия (60-90-е годы)», учебное пособие «Конфликты и характеры мордовской драматургии», статьи «Мордовская драматургия на современном этапе», «Фольклорные мотивы в современной мордовской драматургии» и др.

Драматургия В. И. Мишаниной, создаваемый-ею художественный мир, представляет интерес с точки зрения отражения жизненных ориентиров; а также умения воплощать в пьесах осмысленные явления, вещи, изображать время и героя, значимые события и процессы современной действительности. Исходя, из того, что художественный мир становится своеобразным синтезом самовыражения драматурга и перевоплощения им, условно говоря, «реального» мира в' художественный,, функционирующий' в пределах текстового пространства, в* диссертации предпринята попытка исследовать понятие изображенного мира как одного из способов авторской репрезентации. Соответственно, под изображенным миром нами понимается условно подобная- реальному миру картина действительности, созданная автором в произведении. Это4 прежде всего люди, их поступки, и переживания, вещи, природа и т. п. Подчеркнем, что, конструируя художественный мир с помощью различных средств, интегрируя личностные черты, литературно-эстетический, жизненный опыт, принимая во-внимание или опровергая социальные и культурные стереотипы, драматург одновременно и участвует в создании мира пьес, и« дистанцируется от него, создавая качественно новое художественно-эстетическое явление. Изображенный мир, предстающий формой произведения, становится одним из способов самовыражения В. И. Мишаниной в пределах драматического пространства с присущими лишь ей индивидуальными особенностями мироощущения, мировоззрения, стиля.

Таким образом, актуальность диссертационной работы определяется значимостью поставленной проблемы и ее недостаточной изученностью, заключается в исследовании художественного мира драматургии В. И. Мишаниной, в выявлении идейно-художественных особенностей ее творчества, что дает возможность определить место, роль и значение драматурга в современном литературном процессе Мордовии.

Объект исследования - драматургия как значимая часть литературы и культуры Мордовии.

Предмет исследования — художественный мир таких драматических произведений В. И. Мишаниной, как «Куйгорож», «Озкс тумоть тарадонза» («Ветви священного дуба»), «Тят шава, тят сала» («Не убей, не укради»), «Вальмафтома куд» («Дом без окон»), «Ёронь юромста стирня» (Девочка из племени перепёлки»), «Куцемат» («Ступени»), «Сенем толмар» («Синее пламя»), «Кяпе менельга» («Босиком по облакам»).

Материалом диссертационного исследования явились все драматические произведения В. И. Мишаниной, опубликованные до 2010 года, в том числе предназначенные для детского чтения; научные труды, посвященные творчеству драматурга.

Цель работы — выявить особенности художественного мира драматических произведений В. И. Мишаниной.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач: установление своеобразия художественного (изображенного) мира пьес В. И. Мишаниной (художественных деталей, портрета, мира вещей, форм художественной условности); определение специфики изображения персонажей в драматургии В. И. Мишаниной; выявление способов достижения психологизма как характеризующей категории изображенного мира пьес В. И. Мишаниной;

- определение сущности и функций индивидуально-авторских символов в пьесах В. И. Мишаниной.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды известных отечественных литературоведов, посвященные вопросам изучения теории и истории драмы: М. М. Бахтина, И. Ф. Волкова, Н. А. Гуляева, А. Б. Есина, А. Ф. Лосева, С. А. Ржановой, Н. Д. Тамарченко, Л. И. Тимофеева, О. И. Федотова, Э. Я. Фесенко, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец, а также работы по проблемам мордовской' драматургии Е. И. Азыркиной, Ю. Г. Антонова, В. С. Брыжинского, В. В. Горбунова, А. М. Каторовой, М. И. Малькиной, В. Л. Пешоновой, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова и др.

Методы исследования. В целях изучения поставленной проблемы применялась методика многоплановых подходов на основе сравнительно-типологического и сравнительно-исторического методов литературоведения. В соответствии с проблематикой и- характером исследования использован также метод герменевтики - теории интерпретации смысла и раскрытия содержания художественного текста.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые драматургическое творчество В. И. Мишаниной исследовано как целостное художественно-эстетическое явление;

2. Прослежена эволюция характера героя внутри драматического универсума;

3. Изучены приемы и формы раскрытия психологического мира героев в драмах В. И. Мишаниной (монолог, в том числе в стихотворной форме, исповедь, умолчание, видение, сон и др.);

4. Выявлены значимые символы (дуб, дом, окно, перепёлка, лестница) в произведениях, организующие их художественную реальность.

Теоретическая значимость представленного исследования заключается в том, что ее результаты выявляют и систематизируют представления об арсенале художественных средств драматургии

В. И. Мишаниной. В работе прослеживается эволюция творчества автора в контексте развития драматургии Мордовии.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов^ теоретических положений и конкретного материала при изучении мордовской литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, при разработке курсов по выбору для студентов, создании учебных и методических пособий, при составлении программ, хрестоматий, обзорных работ по мордовской литературе для' вузов и общеобразовательных школ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественный мир драматического произведения представляет собой своего^ рода синтез самовыражения драматурга на основе перевоплощения им «реального» мира в художественный, функционирующий в пределах текстового пространства.

2. В. И. Мишанина явилась одним из создателей жанра психологической драмы в мордовской литературе с заметной ориентацией на освещение человеческой души. Сила произведений В. И. Мишаниной не только в оригинальной подаче того или иного явления, но и в широком осмыслении общественных факторов; оказывающих существенное влияние на современную жизнь.

3. В пьесах основное внимание драматург уделяет исследованию проблемы духовной деинтеграции, деградации личности и возможности нравственного возрождения человека. Большую роль в раскрытии духовного мира персонажей В. И. Мишаниной играют психологизм и подтекстовый способ повествования.

4. Одним из важнейших средств создания художественной модели мира в драматических произведениях В. И. Мишаниной являются символы (дуб, дом, окно, перепёлка, лестница), благодаря которым в пьесах соединяются элементы древнего архаического мышления и индивидуально-авторская условность.

5. Драматургия В. И. Мишаниной представляет собой структурно-смысловое единство, в котором явно проступают индивидуальные черты драматурга: современные явления отражены в контексте герой-одиночка; присутствие особого типа героя, сочетающего в себе набор положительных и отрицательных черт, что формирует у читателя двойственное, противоречивое отношение к нему; отсутствие системы амплуа, т. е. персонажи находятся в постоянном развитии; облачение содержания драмы в форму фантастики, синтез реального и фантастического миров; активное использование фольклорных мотивов; присутствие открытого финала; наличие системы символов.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы представлены в форме докладов на международной научно-практической конференции - Осовские педагогические чтения «Вклад педагогических вузов в социокультурное развитие общества» (Саранск, 2009), всероссийских научно-практических конференциях: «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2009); Надькинские' чтения «Диалог литературы и культуры: интеграционные связи» (Саранск, 2010).

Результаты диссертационного исследования отражены в 9 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, материалах научнопрактических конференций и в журналах, входящих в перечень ВАК i

Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и объем диссертации определены спецификой намеченной цели и поставленных в исследовании задач. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 149 страниц. Библиографический список включает 157 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Борейкина, Татьяна Петровна

Заключение

Среди всех произведений современного периода драматургия В. И. Мишаниной является выражением принципиально важных морально-этических основ жизни. Она отзывается на острые вопросы современности. Глубоко и психологически тонко отображая внутренний мир человека, драматург стремится определить нравственные основы человеческого бытия. Всестороннее раскрытие понятий морали, духовности через отношение героев, к семье, близким, окружающим, любви, дружбе, труду свидетельствует о богатом тематическом материале, широком диапазоне форм и приемов художественного воссоздания действительности. Для В. И. Мишаниной как художника слова, драматурга, создающего свою субъективную реальность, высшей ценностью является любовь к людям. Все остальные нравственные категории, так или иначе, исходят из, нее, детерминируются'ею. Свой талант драматург стремится заставить служить на» благо людей, пробуждая в них активную жизненную позицию. Ее персонажи как выразители мыслей автора позволяют раскрыть ценностные ориентиры общества в целом и в то же время* каждой личности. Один из ключевых вопросов, занимающих В. И. Мишанину, — это сущность человека, его нравственный облик, представления об общечеловеческих ценностях. В- ее понимании нравственность — основа человеческой жизни, которая закладывается с рождения. Поэтому в пьесах она большое внимание уделяет воспоминаниям героев, прослеживая путь их становления как личностей.

Художественный мир драматургического творчества В. И. Мишаниной представляет собой единый, цельный мир, организованный по строго определенным законам. Мы определили бытийные координаты, ценностную шкалу, свойства и особенности с учетом особенностей рода. Драматургия — это искусство, относящееся, с одной стороны, к литературе, с другой — к театру. К тому же пьеса может быть по-разному понята и интерпретирована режиссерами, что поднимает проблему сотворчества. В зависимости от режиссерского видения будет зависеть то, как пьеса будет представлена на сцене. И самое главное здесь — как можно более полно раскрыть замысел автора. Исследуя изображенный мир драматургии В. И. Мишаниной, мы опирались, главным образом, на исходный материал — тексты ее драм.

Драматургии В. И. Мишаниной присуще глубина проникновения' в .сущность затрагиваемых вопросов, цельность и общность тем, мотивов, образов и сюжетов, равно1 как и тех проблем,, которые нашли в, нем отражение.

В. И. Мишанина находится» в постоянном* поиске сюжетов .и образов, стремится обнаружить в окружающей действительности типы людей, черты которых затем воссоздает в пьесах. Авторская концепция такова, что «начальный»- персонаж отличается, от «конечного». В каждой ее пьесе наблюдается динамика характеров, которые постепенно* меняются, эволюционируют; В пьесах драматурга нет совершенных героев,, они не наделены какими-то идеальными чертами; это простые- люди, которые находятся^ обычных условиях жизни, они взяты из действительности, что позволяет говорить-о реализме пьес В. И: Мишаниной.

Глубокий интерес В: И: Мишанина проявляет, к судьбе своего героя; который стремится» найти себя, определить свое место в жизни, обрести настоящее человеческое счастье. Автор объективен и следует жизненной правде,, поэтому нередко, в характерах ее драматических персонажей приходится наблюдать не только эволюцию, но и деградацию, что происходит под воздействием окружающих факторов и личностных качеств героев. Драматург рассматривает изменения; происходящие в психологии и характере героев, как следствие сложных жизненных обстоятельств, нехватки жизненного опыта, трудностей" воспитания и становления как личности.

Герои В. И. Мишаниной персонифицированы речью, поступками и их нельзя перепутать. Они даны в динамике, во взаимодействии и взаимовлиянии. В сомнениях, в постоянном борении идет мучительный поиск правды, в котором принимает участие и читатель.

В пьесах В. И. Мишаниной встречается такой тип персонажа, как пожилой человек, выполняющий роль мудрого советчика. Они выступают носителями лучших человеческих качеств, воплощающими в себе черты народного характера.

В художественном мире В. И. Мишаниной« нет глобальных событий, происшествий, есть повседневная, обыденная жизнь со своими многочисленными заботами и хлопотами, стремлениями и интересами. Происходящие события — это результат человеческой деятельности, поэтому большое значение имеет характеристика персонажей, их поступков с позиции морали и этики как жизнеутверждающей основы. Благодаря их строгой оценке драматург разоблачает аморальные принципы, утверждая тем самым нравственные ценности.

Большое значение с позиции' восприятия сущности персонажей приобретают психологические детали, активно используемые в пьесах В. И. Мишаниной. С помощью/ психологизма она представляет читателю внутренний мир своего персонажа и изображает его детально-и глубоко. Этому способствует активное использование В. И. Мишаниной приема монолога,» позволяющего глубже проникнуть во- внутреннее состояние, понять духовный мир героев; подчеркнуть эмоциональность, и выразительность произведения.

Пьесы автора характеризуются большим числом персонажей. Причем нередко сложно распознать, главное это действующее лицо или второстепенное, настолько детально они все разработаны и освещены. Такая многоперсонажность необходима для того, чтобы раскрыть сложность и многообразие отношений, возникающих между людьми. Но художественный мир драматургии В. И. Мишаниной не ограничивается лишь человеческими взаимоотношениями. Ее персонаж вступает в сложные взаимоотношения со временем и пространством. С одной стороны, он зависит от времени, определяющего его мировоззрение, психологию, сознание, и вместе с тем он может повлиять на ход истории. Так же и с пространством, в котором персонаж находится и которое он может изменить, преобразовать. Используя разные свойства художественного времени и пространства, драматург создает свою картину мира, помещая героев в одних случаях в конкретное время и пространство, в других — в абстрактное. Нередко литературное пространство и время в пьесах В. И. Мишаниной не замкнуты, что позволяет достигнуть ощущения масштабности изображаемого и бесконечности бытия: Художественная манера В. И. Мишаниной соединяет в себе начала объективного и символического. В этом смысле особая роль в драматических произведениях автора отведена символам. Эта специфическая- категория, которая способствует более детальному раскрытию характеров героев, их духовного состояния, мировоззрения, ценностных ориентиров. При помощи символов драматург воздействует на читательское и» зрительское воображение, раскрывает идейно-эмоциональный замысел пьес.

Драмы В. И. Мишаниной актуальны, так как в них поднимаются проблемы нравственности, духовности, отражаются процессы коренного* изменения и переосмысления! жизни, современного общества: Автор проявляет себя как мастер слова: и в построении произведения, и в сюжете, и в использовании всего арсенала художественных приемов. Мастерство В". И. Мишаниной заключается-и в том, что она художественно воссоздала типический характер современника, его устремления, жизненные ориентиры, нравственные идеалы.

В данной работе нами была сделана попытка определить основные творческие концепты, позволившие драматургу успешно, работать в. жанре драмы. Творческая мастерская В. И. Мишаниной - это сложный организм, который живет по своим сложным законам.

Таким образом, художественный мир, выявленный нами в драматургии В. И. Мишаниной, представляет собой сложный феномен. Он является неотъемлемой частью литературного процесса, приобретает актуальное историко-литературное значение и поэтому его исследование в рамках данной диссертации представляется нам важным.

Наша работа не претендует на полное и всестороннее рассмотрение творчества драматурга. Она представляет собой попытку создания единой, целостной модели художественного мира драматургии В. И. Мишаниной, попытку установить закономерности творческого развития драматурга, определить его место в общем историко-литературном процессе Мордовии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Борейкина, Татьяна Петровна, 2011 год

1. Абрамов К. Г. : сборник материалов к 90-летию со дня рождения /

2. В. К. Абрамов и др. ; отв. ред. В. К. Абрамов ; Мордовский региональныйфинно-угорский общественный фонд культурного и экономического сотрудничества «Масторава». Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2004. — 76 с.

3. Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович. — М. : Просвещение, 1976. 349 с.

4. Азыркина, Е. Аф юмафтомс ваймонь арушить / Е. Азыркина // Мокша, 2008. -№ 1.-С. 116-122.

5. Азыркина, Е. Афкуксонь эряфста сявф драмат / Е. Азыркина // Мокша, 2000.-№ 11.-С. 60-67.

6. Азыркина, Е. И. Духовно-нравственные истины в драматургии

7. B. И. Мишаниной / Е. И. Азыркина // Филологический вестник : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Т. М. Бойновой ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, > 2002.-С. 178-183.

8. Азыркина, Е. Кодапт кельгомать тюсонза? Мяльхть-арьсемат А. Брыжинскяень романонц колга / Е. Азыркина // Мокша, 2007. № 1. —1. C. 125-132.

9. Азыркина, Е. И. Мес кудсь вальмафтома (Валентина Мишанинать драматургиянц коряс) / Е. И. Азыркина // Мордовская филология в контексте национальной культуры / под ред. В. М. Макушкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2006. - С. 51-54.

10. Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. -Саранск, 2004. Вып. 4.-126 с.

11. Антонов, Ю. Историясь Александр Пудинонь драматургияса / Ю. Антонов//Мокша, 2000. -№ 8.-С. 112-118.

12. Антонов, Ю. Г. Современная мордовская драматургия, 60-90-е годы : дисс. . канд. филол. наук / Ю. Г. Антонов. Саранск, 1999. - 184 с.

13. Антонов, Ю. Г. Фольклорные мотивы в современной мордовской драматургии / Ю. Г. Антонов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2010. -№ 1. - С. 220-228.

14. Антонов, Ю. Шава ли кудсь? А. Пудинонь драманзон колга / Ю. Антонов // Мокша, 2008. № 3. - С. 115-124.

15. Архангельский, Л. М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. М. : Мысль, 1974. - 221с.

16. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М. : Изд-во МГУ, 1990.-367 с.

17. Аспект 1990. Исследования по мордовской литературе / сост. и отв. ред. А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. — 120 с.

18. Балашова, Г. Александр Пудин: «Я учусь у молодежи грамотно продвигать себя на просторах интернета» / Г. Балашова // Вечерний Саранск, 2 апреля, 2009. -№ 13.

19. Барабаш, Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики / Ю. Я. Барабаш. М. : Современник, 1977. - 400 с.

20. Бассаргин, Б. Очерки истории мордовского советского театра. 1930 — 1960 / Б. Бассаргин, В. Пешонова. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. — 248 с.

21. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин / пер. с нем. Г. Гаева. -М. : Крон-Пресс, 1998. 512 с.

22. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. М. : Художественная литература, 1975. - 504 с.

23. Бахтин, М. М. Поэтика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. 394 с.

24. Боголюбов, Л. Н. Человек и общество / Л. Н. Боголюбов. — Изд. 7-е, испр. и доп. М. : Просвещение, 2001. - 414 с.

25. Борисов, А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература / А. Г. Борисов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. — 190 с.

26. Брыжинский, А. И. Современная мордовская проза /

27. A. И. Брыжинский. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. 229 с.

28. Брыжинский, В. С. Мордовская народная драма: История: Проблемы реконструкции. Драматургия. Режиссура. Театр песни : учеб. пособие /

29. B. С. Брыжинский. — Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2003. 536 с.

30. Брыжинский, В. С. Народный театр мордвы,/ В. С. Брыжинский. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. 168 с.

31. Буслаев, Ф. И. О литературе : исследования ; статьи / Ф. И. Буслаев / сост. Э. Афанасьева. М. : Худож. лит., 1990. - 512 с.

32. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины : учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М. : Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2004. — 680 с.

33. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — М. : Высшая школа, 1986. 406 с.

34. Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. М. : Худож. лит., 1961. - 614 с.

35. Волков, И. Ф. Теория литературы : учеб пособ. для студ. и препод. / И. Ф. Волков. М. : Просвещение; Владос, 1995. — 256 с.

36. Гинзбург, JI. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. — М. : Советский писатель, 1979. 222 с.

37. Горанов, К. А. Художественный образ и его историческая жизнь / К. А. Горанов. М. : Искусство, 1970. - 218 с.

38. Горбунов, В. В. Вешнемань ки лангсо : методично-критической статьят / В. В. Горбунов. — Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1983. 108 с.

39. Горбунов, Г. И. Жизнь, герой, литература / Г. И. Горбунов. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. 180 с.

40. Горький, М. О литературе / М. Горький. — М. : Советский писатель, 1953.-867 с.

41. Громова, Н. И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70-80-х годов. М. : Издательство МГПИ им. Ленина, 1987. -276 с.

42. Гуляев, Н. А. Теория литературы : учеб. пособие для филол. спец. пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1985. — 271 с.

43. Гусейнов, А. А. Социальная природа нравственности / А. А Гусейнов. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1974. 157с.

44. Гусейнов, А. А. Этика : учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М. : Гардарика, 1998. - 472 с.

45. Давыдова, Т. Т. Теория литературы : учеб. пособие / Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. М. : Логос, 2003. - 232 с.

46. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. М. : Издательство Эксмо, 2002. - 736 с.

47. Дёмин, В. Шкась ды комедиясь / В. Дёмин // Сятко. 1990. - № 5. - С. 69-71.

48. Евсевьев, М. Е. Избранные труды. Историко-этнографические исследования : в 5 т. Т. 5 / М. Е. Евсевьев / сост.: В. И. Беззубов, В. С. Ивашкин, К. А. Коткова, А. Б. Кузнецова коммент. Н. Ф. Мокшин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. — 552 с.

49. Евстифеева, Н. В. Нравственные устои семьи как объект художественного осмысления в русскоязычной литературе Мордовии : диссер. канд. филол. наук / Н. В. Евстифеева. Саранск, 2005. - 176 с.

50. Еремин, М. А. Внутренний мир драматургии Н. В. Гоголя : автореф. дисс. .канд. филол. наук / М. А. Еремин. Самара, 2004. - 22 с.

51. Есин, А. Б. Принципы и приемы литературного произведения /

52. A. Б. Есин. М. : Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

53. Жирмунский, В. М. Введение в литературоведение /

54. B. М. Жирмунский. СПб. : Веста, 1996. - 285 с.

55. Записки 12. Языки и литература / редкол.: В. В. Горбунов и др.. -Саранск : Мордов. гос. изд-во, 1951. — 157 с.

56. Зиновьев, Н. В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 265 с.

57. Искусство нравственное и безнравственное / под общ. ред. В. Толстых. М. : Искусство, 1969. - 263 с.

58. История мордовской советской литературы : в 2 т. Т. 1. / редкол.: В. В. Горбунов, Б. Е. Кирюшкин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. — 416 с.

59. История мордовской советской литературы : в 2 т. Т. 2. / редкол.: В. В. Горбунов, Б. Е. Кирюшкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. — 420 с.

60. Инжеватов, И. Литература и жизнь / И. Инжеватов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 272 с.

61. История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов : материалы III Всероссийской научной конференции финно-угроведов. Сыктывкар : Институт языка, литературы и: истории Коми НЦ УрО РАН, 2005. - 624 с.

62. Каторова, А. М. Введение в литературоведение : курс лекций- / А. М. Каторова ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1999. - 155 с.

63. Кирло, X. Словарь символов / X. Кирло пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. М. Колядич. М. : ЗАО «Центрполиграф», 2007. - 525 с.

64. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова. СПб. : Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.

65. Корман, Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б. О. Корман. — Ижевск : Изд-во Удмурт, гос. ун-та, 1992. 235 с.

66. Куйгорож // Мордовские народные сказки / сост. К. Т. Самородов. — Саранск : Морд. кн. изд-во, 1971. С. 61-67.

67. Культурология : учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багдасарьянс, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина и др. ; под ред. Н. Г. Багдасарьян. — Изд-5-е, испр. и доп. М. : Высшая школа, 2007. - 709 с.

68. Куницын, Г. И. Общечеловеческое в литературе / Г. И. Куницын. М- : Сов. писатель, 1980. - 583 с.

69. Кучинский, С. А. Человек моральный / С. А. Кучинский. Изд. 2-е испр. и доп. - М. : Политиздат, 1987. - 303 с.

70. Левидов, А. М. Автор образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1977. - 360 с.

71. Литвинов, В. М. Характер это судьба / В. М. Литвинов. — М. : Сов-писатель, 1976. - 344 с.

72. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова. М. : Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.

73. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-81.

74. Ломидзе, Г. Н. Нравственные истоки подвига / Г. Н. Ломидзе. — М. : Сов. писатель, 1975. 254 с.

75. Ломшин, М. Вал минек драматургтнеде / М. Ломшин // Сятко. 1992. — №7.-С. 57-58.

76. Ломшина, Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса : дисс. .канд. филос. наук / Е. Н. Ломшина. — Саранск, 1994. — 134 с.

77. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. Изд. 2-е, испр. - М. : Искусство, 1995. - 320 с.

78. Лосев, А. Ф. Символ / А. Ф. Лосев // Хрестоматия по философии : учеб. пособ. / сост. П. В. Алексеев. М. : Изд-во Проспект, 2005. - 606 с.

79. Лосев, А. Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. М. : Изд-во полит, литература, 1991. — 525 с.

80. Лукьянов, А. М. Драматургиясь ды прозась — эрзянь литературанть кодавозь пельксэзэ / А. М.Лукьянов // Сятко. 1933. - № 2. - С. 11-13.

81. Максименко, С. Д. Общая психология / С. Д. Максименко. — М. : Рефл-бук; Ваклер, 2004. 528 с.

82. Малькина, М. Ингольдень вал / М. Малькина // В. И. Мишанина. Вальмафтома куд. Саранск : Морд. кн. изд-вась, 2002. — С. 5-8.

83. Малькина, М. Кода няфтезь «Куйгорожть» / М. Малькина // Мокша. -1995.-№9.-С. 116-121.

84. Малькина, М. Эряфть вайгяленза : критиконь мяльхт-арьсемат / М. Малькина. — Саранск : Морд. кн. изд-вась, 2005. 296 с.

85. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. М. : Школа «Языки русской культуры», 1999. — 224 с.

86. Мартьянова, С. А. Формы поведения / С. А. Мартьянова // Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник. 4-е изд., испр. и доп. — М. : Высш. шк., 2007. С. 207 - 216.

87. Мифологический словарь / И. Н. Лосева и др. М. : Феникс, 1999. -576 с.

88. Мишанина, В. И. Босиком по облакам : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли : пьесы финно-угорских драматургов* России / сост. и ред. А. В. Попов. — Сыктывкар : Издательство «Эском», 2008. — 400 с. — С. 143-171.

89. Мишанина, В. И. Вальмафтома куд : повесть, азкст, пьесат мордов.-мокша яз. / В. И. Мишанина. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 2002. - 320 с.

90. Мишанина, В. И. Девочка из племени перепёлки : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли : пьесы финно-угорских драматургов России / сост. и ред. А. В. Попов. Сыктывкар : Издательство «Эском», 2008.-400 с.-С. 171-190.

91. Мишанина, В. И. Ёронь юромста стирня : азкст, пьесат, повесть, ёфкст мордов.-мокша яз. / В. И. Мишанина. — Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 2006. 344 с.

92. Мишанина, В. И. Озкс тумоть тарадонза : повесть, азкст, пьесат мордов.-мокша яз. / В. И. Мишанина. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1993.-291 с.

93. Мишанина, В. И. Сенем толмар : пьеса / В. И Мишанина // Мокша. -2005. -№ 11.-С. 83-116.

94. Мишанина, В. И. Ступени : пьеса / В. И. Мишанина // Венок родной земли : пьесы финно-угорских драматургов России / сост." и ред. А. В. Попов. — Сыктывкар : Издательство «Эском», 2008. С. 190-199.

95. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Изд. 4-е, доп. - М. : ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.

96. Очерки жанров мордовской литературы (1972 1973) : сб. статей: / редкол.: И. С. Бузаков, Б. Е. Кирюшкин, В. Л. Пешонова. — Саранск : Морд<^>:в. кн. изд-во, 1978. - 176 с.

97. Писатели Мордовии (К 70-летию Союза писателей РМ) : биогр. справ. / сост. Е. М. Голубчик, Т. С. Баргова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 200-Ф — 128 с.

98. Пешонова, В. Мордовская советская драматургия / В. Пешонова. // Произведения мордовских писателей. Драматургия / сост. И. Дев^эс^ЕТ, М. Петров, И. Пиняев. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. — 240 с.

99. Поляков, М. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теор>:еа^1 жанров / М. Поляков. М. : Советский писатель, 1983. — 367 с.

100. Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1965. 360с.

101. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов. -М. : Просвещение, 1972. 271 с.

102. Потебня, А. Эстетика и поэтика слова / А. Потебня. — М. : Искусство, 1985.-302 с.

103. Проблемы современной мордовской литературы : сб. статей / сост. :ис общ. ред. Н. И. Черапкин редкол.: А. В. Алёшкин, Л. Г. Васильев, И. Д. Воронин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979. - 272 с.

104. Пронин, В. А. Теория литературных жанров : учеб. пособие / В. А. Пронин. М. : Изд-во МГУП, 1999. - 196 с.

105. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я: Пропп. — Л. : ЛГУ, 1986.-356 с.

106. Пудин, А. Мокшонь ёнксом. Морак, нармунне! Велявтозь сёрма. / А. Пудин // Сятко, 2008. № 1. - С. 72-73.

107. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г. В. Осипова. М. : Издательская группа Норма — Инфра-М, 1998. — 672 с.

108. Рошаль, В. М. Полная энциклопедия символов / В. М. Рошаль. — .У/Г I Эксмо, 2003.-528 с.

109. Руднев, В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М. : Аграф, 1999. - 381 с.

110. Сагитова, Г. Р. Художественная картина мира в драматургии Аяза Гилязова : канд. . филол. наук / Г. Р. Сагитова. Казань, 2008. - 205 с.

111. Словарь литературоведческих терминов / сост.: JI. И.Тимофеев, С. В. Тураев. М. : Просвещение, 1974. - 509 с.

112. Словарь символов и знаков / авт.-сост. В. В. Адамчик. М. : ACT; Мн. : Харвест, 2006. - 240 с.

113. Созина, Е. К. Теория символа и практика художественного анализа : учебное пособие по спецкурсу / Е. К. Созина. Екатеринбург : Издательство Уральского ун-та, 1998. - 128 с.

114. Соколова, В. Е. Конфликты и характеры / В. Е. Соколова. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. - 148 с.

115. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс / Н. Д. Тамарченко. М. : РГГУ, 2006. - 212 с.

116. Теодоров, Ц. Теория символа / Ц. Теодоров. — М. : Дом интеллектуальной книги, 1999.-235 с.

117. Теория литературы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. зав. : в 2 т. / под ред. И. Д. Тамарченко. Т. 2 : Бройтман, С. Н. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. -368 с.

118. Тиме, Г. А. У истоков новой драматургии в России (1880-1890-е гг.) / Г. А. Тиме. Л. : Наука, 1991. - 154 с.

119. Тимофеев, Л. И. Краткий словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. -М. : Просвещение, 1978. 223 с.

120. Тимофеев, JI. И. Основы теории литературы : учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Л. И. Тимофеев. Изд. 4-е, испр. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.

121. Тингаева, Л. А. Дооктябрьская мордовская литература : учеб. пособ. / Л. А. Тингаева. Саранск : Морд. Ун-т, 1989. - 80 с.

122. Тингаева, Л. А. Истоки и пути формирования дооктябрьской мордовской литературы : учеб. пособие / Л. А. Тингаева. Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2004. - 56 с.

123. Тодоров, Ц. Теории символа. / Ц. Тодоров пер. с фр. Б. Нарумова. -М. : Дом интеллектуальной книги, 1998. 408 с.

124. Толстой, Л. Н. Пьесы / Л. Н. Толстой авт. предисл. К. Н. Ломунов. — М. : Детская литература, 1988. 191 с.

125. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического. Избранное / В. Н. Топоров. — М. : Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995. — 624 с.

126. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Дж. Трессидер пер. с англ. С. Палько. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.

127. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 18 т. Т. 9 : Мордовские народные песни Заволжья и Сибири пер. с эрзя-мордовского А. Д. Шуляева. / редкол.: Н. И. Бояркин [и др.] ; сост. И. С. Сибирякова. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. 352 с.

128. Федотов, О. И. Основы теории литературы : учеб пособие : в 2 ч. Ч. 1. : Литературное творчество и литературное произведение / О. И. Федотов. — М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. 272 с.

129. Фесенко, Э. Я. Теория литературы : учеб. пособие для вузов / Э. Я. Фесенко, Изд. 3-е, доп. и испр. - М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. - 780 с.

130. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. -М. : Лабиринт, 1997. 448 с.

131. Фролов, В. Жанры советской драматургии / В. Фролов. М. : Сов. писатель, 1957. - 335 с.

132. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — М. : Высшая школа, 1999.-210 с.

133. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — М. : Высшая школа, 2007. 405 с.

134. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б. Храпченко. М. : Худож. лит., 1986. - 439 с.

135. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры : сб. статей / отв. ред. А. Я. Гуревич. М. : Наука, 1990. - 240 с.

136. Черапкин, Н. И. В братском содружестве / Н. И. Черапкин. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. 384 с.

137. Черапкин, Н. И. Современная мордовская литература / Н. И. Черапкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1954. — 207 с.

138. Чернец, J1. В. Мир произведения. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятии и термины : учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М. : Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2000.-С. 191 -202.

139. Чернов, Е. И. Годы и конфликты / Е. И. Чернов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 150 с.

140. Чернов, Е. И. Драматурги Мордовии / Е. И. Чернов. Саранск : Морд, кн. изд-вась, 1991. - 192 с.

141. Чернов, Е. Драматургиясо минек шкань героесь / Е. Чернов // Сятко. — 1986.-№2.-С. 70-73.

142. Чернов, Е. И. История мордовской литературы : учеб. пособие / Е. И. Чернов. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 91 с.

143. Чернов, Е. И. Конфликты и характеры мордовской драматургии / Е. И. Чернов. Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2002. — 104 с.

144. Шаронов, А. Мокшэрзятнень героическяй эпоссна / А. Шаронов // Мокша, 2008. № 3. - С. 98-114.

145. Шейнина, Е. Я. Энциклопедия символов / Е. Я. Шейнина. М. : ACT, 2001.-591 с.

146. Щанкина, В. И. Мокшень-рузонь валке Русско-мокшанский словарь / В. И. Щакина. — Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1993. — 448 с.

147. Щанкина, Ю. И. Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова : дисс. . канд. филол. наук / Ю. И. Щанкина. Саранск, 2007. - 176 с.

148. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост.: В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. М.: Локид; Миф. - 1999. - 576 с.

149. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М. : Ренессанс, 991. - 678 с.

150. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — Минск : Харвест, 2003.-528 с.

151. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг и др.. М. : Серебряные нити, 1997. - 244 с.

152. Юрченкова, Н. Г. Мордовская мифология и искусство : учеб. пособие по спецкурсу / Н. Г. Юрченкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2001. — 106 с.

153. Якименко, Л. Г. Герой и новаторство советской литературы / Л. Г. Якименко. М. : Худож. лит., 1964. - 319 с.

154. Шр://т^1к1ре&а.о^^И/Символ.156. http://www.pod-vodoy.msk.ru/TE07-40057/TE07-40062.html157. http://www.gramma.ru/GrroBapb литературоведческих терминов / автор-сост. С. П. Белокурова, электронная версия А. А. Белокуров.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.