Художественный конфликт в малой прозе В.М. Шукшина: структура, типология тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Эсмаили Самира

  • Эсмаили Самира
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 147
Эсмаили Самира. Художественный конфликт в малой прозе В.М. Шукшина: структура, типология: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2014. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Эсмаили Самира

Оглавление

Введение

Глава 1. Социальный конфликт города и деревни и его художественное воплощение

1.1. Категория художественного конфликта и его место в малой прозе В. Шукшина

1.2. Феномен «сельского жителя»: социальные и художественные аспекты

1.3. Антитеза города и деревни: истоки, причины, осмысление

1.4. Образ города: идеальное и реальное

Глава 2. Анатомия психологического конфликта: структура и типология

2.1. Герой-мечтатель: столкновение с «пошлым миром»

2.2. «Чудик» непредсказуемый: трагический финал

2.3. «Античудик» - изнанка трагедии

Глава 3. Экзистенциальный конфликт в мире В. Шукшина

3.1 Антиномия жизни и смерти

3.2 Человек и Бог: диалектика взаимоотношений

3.3 «Боль души»: квинтэссенция темы смысла жизни

Заключение

Библиография

! ! I Р

/

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный конфликт в малой прозе В.М. Шукшина: структура, типология»

Введение

О художественном творчестве В. Шукшина как одного из выдающихся русских писателей и одновременно видного кинорежиссера написано достаточно много книг, статей, диссертаций, художественных и научных работ. Каждый исследователь по-своему рассматривает и анализирует его жизнь, творчество, художественное наследие. Некоторые из работ критиков и биографов посвящены анализу специфики деревенской прозы В. Шукшина (В. Вильчек, JI. Емельянов, М. Макина, В. Софронова). Ряд исследователей основной упор делают на изучение биографии В. Шукшина (В. Коробов, Ю. Тюрин). Литературоведы В. Апухтина, Е. Вертлиб, Л. Емельянова, В. Горн, В. Сигов, Н. Толченова, посвятили свои труды поэтике художественного творчества В. Шукшина.

Вопрос о специфике характеров и типологии героев занимает особое место в шукшиноведении. При этом в основе типологии лежат различные принципы. Е. Вертлиб в своей книге «Русское - от Загоскина до Шукшина» опирается на философские и социальные понятия. В центре внимания H.A. Биличенко и В. Сигова лежат понятия «национальная судьба» и «мысль народа». Работы В. Горна наиболее глубоко касаются типологии характеров. Однако совершенно очевидно, что любой подход к анализу творчества В. Шукшина окажется односторонним, если не учитывать такой важной составляющей поэтики, как художественный конфликт.

В диссертационном исследовании рассматривается феномен художественного конфликта в малой прозе В. Шукшина (структура, типология). Анализируются нравственно-социальные вопросы, нравственно-психологические проблемы, экзистенциональные вопросы, духовные поиски персонажей произведений В. Шукшина. Шукшинского героя можно называть по-разному: «чудик», «непредсказуемый», «мечтатель», «странный», «дурак», но все эти характеры обнаруживают

общие положительные черты, такие как доброта, мечта, делающие этих людей особенными, резко отличными от окружающих.

Исследователи обращают внимание на характеристику героев и концепцию человека в литературном мире В. Шукшина. Г.А. Белая, говоря о сложности художественного мира В. Шукшина, отмечает: «Характеры и типы, созданные Шукшиным, сам его художественный мир, живущий по своим законам, оказали - и продолжают оказывать - сопротивление многим концепциям критиков. Каков же этот мир?» [15, с.39]. А это -многообразный мир художественных конфликтов и ярких, разноплановых, всегда очень живых и узнаваемых героев.

Известный исследователь М. Чудакова так говорит о разнообразных героях В. Шукшина: «Автор набрасывает перед нами множество судеб -сложных, очень разных, литературе почти совсем не известных, — набрасывает крупными мазками. И все же этот автор несколько подавлен своим материалом, всем виденным им и слышанным» [156, с.215]. И все эти бесчисленные герои пребывают в конфликте с окружающим миром, что проявляется по-разному, всегда индивидуально. Исходя из этого, автор данного диссертационного исследования считает актуальным изучение типологии художественного конфликта в произведениях В. Шукшина.

Многие исследователи в области теории литературы наблюдали феномен конфликта в творчестве различных писателей; в числе этих специалистов можно назвать следующие имена: М.М. Бахтин, М.Л. Гаспаров, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Тынянов, Г.Н. Поспелов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, и современных исследователей - Ю.Б. Борев, А.Г. Коваленко, А.Г. Погрибный и др. Опираясь на теоретические аспекты трудов указанных выше исследователей, в настоящей работе предпринята попытка обозначить функционирование художественного конфликта в прозе В. Шукшина и рассмотреть наиболее характерные составляющие этой категории.

Художественный конфликт - это столкновение, борьба противоположных идей, действий и характеров в литературе, являющихся центром идейно-эстетического содержания произведения и его поэтики. Как писал Ю. Тынянов, литературе свойствен многоуровневый антиномизм: «Всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов» [137, с. 198]. Подобное столкновение существует в произведениях каждого писателя и во всех литературных направлениях. Глубокий анализ этой проблемы до сих пор не проработан окончательно и потому не утратил своей актуальности. А.Г. Коваленко впервые расширил термин «антиномия» вместе с термином художественного конфликта, он полагал, что: «Конфликт - это система всех антиномических отношений, сумма всех бинарных оппозиций на всех уровнях, взятых в наиболее интегрированном виде» [70, с. 12].

В данной диссертации выделяются три типа художественного конфликта в малой прозе В. Шукшина. Художественный конфликт в рассказах В. Шукшина проявляет себя по-разному, что дает основания разделить произведения автора на несколько групп и исследовать каждую категорию в отдельности. К первой группе относятся рассказы В. Шукшина, посвященные деревне и деревенским жителям и уделяющие внимание социальному конфликту сельского и городского населения. Простые деревенские люди, их мечты, их жизненные устремления, не совпадающие с городскими реалиями, - главная тема данных произведений. В. Шукшин в своих рассказах достаточно скупо описывает природу деревни, автора больше интересуют характеры людей. Трагическая ситуация ухода деревенского жителя из дома, разрыв героя с корнями, его духовный кризис при попадании в город, внутренний нравственный конфликт - вот что является предпосылками социального конфликта героя в 60-е годы XX века.

Ко второй группе типологии художественного конфликта можно отнести те рассказы В. Шукшина, в которых рассматривается широко

известный литературный образ «чудика». Писатель впервые глубоко изучил психологизм простого деревенского жителя. Чудик, кажущийся поначалу обычным деревенским человеком, имеет, как выясняется впоследствии, странные, нестандартные цели в жизни. «Вечное чувство любви к людям» [168, с.662] - это нравственная особенность личности героев В. Шукшина. Чудики, активные и простодушные, постоянно находятся в психологическом и социальном конфликте с окружающими. «Странность» героя становится причиной его недопонимания со стороны «обычных» людей. Но критики заметили, что их странное поведение имеет добрую цель, высоконравственные причины. Чудик стремится к правде -это может быть правда личности, правда социальная и общественная или некая высшая правда. А поиск правды провоцирует их на психологический и иногда социальный конфликт с окружением.

В третьей группе рассматривается обращение В. Шукшина от бытовых проблем деревенского героя к важнейшим философским вопросам жизни и проблеме самого смысла жизни. У героев этих рассказов «душа болит», у них возникают философские вопросы, приводящие в итоге к экзистенциальному конфликту. Они пребывают во внутреннем конфликте с самим собой, с собственной судьбой, постоянно размышляют о жизни, смерти, религии и Боге.

Герои В. Шукшина - «смешные», «мудрые», «грустные», «трагичные», «активные», словом, крайне разнообразные, но можно найти во всех них общие качества.

Актуальность данной кандидатской диссертации обусловлена необходимостью рассмотрения художественного конфликта в творчестве В. Шукшина и определения его типологии и структуры, что требуется для углубленного понимания характеров героев В. Шукшина, их странности, непредсказуемости, фантазий. В диссертации показано, что три типологических вида конфликта в малой прозе В. Шукшина (социальный,

психологический, экзистенциальный) взаимосвязаны, и один герой одновременно может выступать в роли эпицентра всех трех видов конфликта.

Научная новизна диссертационного исследования определяется выбором материала исследования: в работе используются теории конфликта и поиск причины внутренних или социальных конфликтов героев В. Шукшина с самим собой, обществом или окружающими. В рамках диссертации впервые проведена систематизация существующих представлений о типологии художественного конфликта в малой прозе В. Шукшина, уточняется содержание термина конфликта, структура и методика анализа художественного конфликта в творчестве В. Шукшина.

Новизна диссертации заключается также в рассмотрении нового понимания конфликта как суммы всех отношений внутри текстов. Художественный мир В. Шукшина рассматривается как конфликтосфера, то есть конфликт в его системообразующем аспекте. Следует отметить, что изучение художественного конфликта и его типология на таком обширном материале проводится впервые. Именно в этом мы видим особенную новизну нашего исследования.

Объектом исследования является основной массив малых прозаических произведений В. Шукшина, в которых герой находится в сложных отношениях с обществом, с людьми, с самим собой или со смыслом своей жизни. Предмет исследования: раскрытие понятия «художественный конфликт» и исследование его категорий на материале более 120 рассказов В. Шукшина.

Основной целью данной диссертационной работы является определение типологии и структуры художественного конфликта в творчестве В. Шукшина, которое в целях объективности наблюдений рассматривается на примере малой прозы В. Шукшина. Анализ рассказов В. Шукшина позволяет лучше понять систему художественного конфликта

в творчестве писателя и определить типологию характеров героев и эволюцию самого автора.

Цель исследования определила круг задач, которые необходимо решить для раскрытия темы. Среди них:

1. Анализ и исследование образов героев и определение типов их конфликта с обществом, в том числе социального, психологического, экзистенциального конфликта.

2. Исследование представления о теории художественного конфликта, разных типологий конфликтов в творчестве В.Шукшина как единой цепи в творчестве писателя.

3. Анализ разнообразных ипостасей героя под названием «чудик», «странность» которых зарождается на фоне нескольких одновременных художественных конфликтов.

4. Систематизация и описание разнообразных конфликтов с учетом различных типов героев В. Шукшина.

5. Проведение сравнительного анализа типологии художественного конфликта в ранних и поздних произведениях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мир В.Шукшина содержит в себе многообразие художественных конфликтов, взаимосвязанных, взаимопроникающих и иерархически расположенных, образующих цельную систему.

2. В основании конфликтосферы в творчестве В.Шукшина лежат те грандиозные социальные сдвиги, которые имели место в жизни российского общества в XX веке. Они нашли отражение в художественном мире В. Шукшина, где стержнем социального конфликта стало противопоставление города и деревни.

3. В центре социального мира В. Шукшина и его образов стоит инвариантный образ «героя-мечтателя» (Чудик), именно этот тип

определяет варианты реализации психологического конфликта в тех или иных произведениях.

4. Типология образов В. Шукшина включает следующий тип героев: герой-мечтатель, «чудик» и «античудик», имеющих сходную структуру, взаимоотношение с окружающим миром, но отличающихся друг от друга характером коллизий: драматическое, трагическое и трагикомическое.

5. Шукшинский герой несёт в себе воплощение сложного узла социальных, психологических и религиозных противоречий, принципиально неразрешимых и воплощенных в шукшинском понятии «боль души».

6. Вектор конфликта в произведениях В. Шукшина имеет подвижный характер. Конфликт у В. Шукшина амбивалентен, автор объективно, отстраненно относится к своим персонажам, исключение составляет лишь типологическая разновидность характера «античудик», к которому писатель относится сугубо негативно.

Методология исследования основана на историко-культурном подходе, совмещающем следующие методы: сравнительно-типологический, историко-литературный, типология художественного конфликта.

Начальным этапом анализа является изучение малой прозы В. Шукшина в ранних рассказах автора как писателя-«деревенщика» 60-х годов XX века. Вслед за тем производится определение типология и структуры художественного конфликта в творчестве писателя. Цель следующего этапа анализа - иерархическое построение типология и структуры художественного конфликта на разных этапах эволюции творчества В. Шукшина, в 70-х годах XX века, с точки зрения анализа характеров «чудик» и «античудик». Последним этапом анализа является углубленная характеристика разнообразных характеров в малой прозе автора и влияния временных, исторических и культурологических факторов

на возникновение внутреннего, социального и философского конфликта у героев В. Шукшина.

Материалом для исследования послужило собрание сочинений В. Шукшина, его малой прозы, его биография, литературоведческие труды, посвященные понятию конфликта в литературе, литературоведческие словари, словарь языка Василия Шукшина.

Метод анализа позволяет рассмотреть богатую типологию характеров героев В.Шукшина в разных аспектах в трудах литературных критиков. Это подтверждают многочисленные исследования, где анализ используется в качестве основного инструмента исследования. В частности, присутствие этого метода наблюдается в исследованиях В.А. Апухтина, С.М. Козловой,

H.В. Халиной, В.М. Карповой, В.И. Коробова, А.И. Куляпина, В. Горн, Е. Сигова и литературных статьях Г.А. Белой, Н.Л. Лейдермана, М.Д. Якобовской, Е.В. Кофановой, Т.Л. Рыбалченко, а также во многих новых публикациях, которые доказывают актуальность творчества В.Шукшина и в наши дни.

Теоретическая значимость заключается в том, что диссертация углубляет представление литературоведческой теории о художественном конфликте и анализе структур и различных типологий в малой прозе В. Шукшина.

Практическая направленность работы обусловлена тем, что ее материалы могут быть использованы при составлении общих историко-литературных курсов русской литературы XX века, в литературных теориях о творчестве В. Шукшина, литературных пособиях, при рассмотрении характеров с точки зрения художественного конфликта.

По теме диссертации имеется 12 публикаций:

I. Эсмаили С. «Конфликт между сельскими и городскими людьми в творчестве В.М. Шукшина и Б. Садеги (по мотивам рассказов «Чудик» В.М. Шукшина и «Незваный гость в большом городе» Б. Садеги) //

Международный аспирантский вестник «Русский язык за рубежом. -М., - 2013. - № 2. С. 68-71.

2. Эсмаили С. «Влияние русского театра и драматического искусства на современный персидский театр» // Русская словесность. - М., - 2014. -№1. С. 42-48.

3. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Эсмаили С. «О влиянии В.В. Маяковского на творчество современного иранского поэта

A. Шамлу» // Русский язык за рубежом. - М., - 2010. - № 4. С. 76-81. Другие публикация:

4. Эсмаили С., Коваленко А.Г. «Боль души» в рассказах В.М. Шукшина как художественный конфликт» // Материалы VII международной научно-практической конференции. - М., РУДН, - 2014, С. 702-705.

5. Эсмаили С. «Психологический портрет непредсказуемых «чудиков»

B. Шукшина» // Научно-практический журнал «Аспирант». Ростов-на-Дону, -2014.-№2. С. 42-45.

6. Эсмаили С. «Портрет шукшинского героя-«античудика» и его конфликт с «чудиками» // Научно-практический журнал «Аспирант». Ростов-на-Дону, -2014.-№3. С. 32-36.

7. Эсмаили С. «Характеристика деревенского жителя в рассказе В.М. Шукшина» // Конференция «Русский язык в современном мире». ВА ВПВО ВС РФ, Смоленск, -2014. С. 309-315.

8. Эсмаили С. «Мотив идеализации города в малой прозе В.М. Шукшина» // Материалы Международной молодёжной научно-практической конференции «Россия, Запад и Восток: диалог культур». Томск, - 2014. С. 323-326.

9. Яхьяпур М., Эсмаили С. «Новаторство В.В. Маяковского и А. Шамлу» // Вестник Прикамского социального института. Пермь, - 2010. - № 3. С. 5768.

10. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Эсмаили С. «А.П.Чехов и С. Данешвар: к вопросу о влиянии» // Вестник РГУ им. И. Канта. Калининград, - 2010. - №8. С. 115-120.

11. Эсмаили С. «Социальный конфликт «городского» и «деревенского» в жизни героев В.М. Шукшина» // Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация». Южно-Уральский государственный университет, - 2014. (в печати).

12. Эсмаили С. «Герой малой прозы В.Шукшина в условиях межкультурного конфликта города и деревни» // Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного литературоведения». РУДН. - М., - 2014. (в печати).

Изложенную стратегию исследования отражает структура нашей работы, которая включает введение, три главы, заключение и список литературы.

В первой главе раскрываются понятия «художественный конфликт», «деревенская проза» и конфликт города и деревни на примере рассказов В.Шукшина. В русской литературе 60-80-х годов XX века наблюдается глубокой интерес к состоянию внутреннего мира человека. Такие представители деревенской прозы, как В. Астафьев, В. Шукшин, В. Белов, Ф. Абрамов, в этот период ратовали за сохранение исконной русской морали, они были убеждены, что в деревне сохраняются нравственные опоры человека и русская духовная традиция. Таким образом, в их творчестве, в том числе в рассказах В.Шукшина, мы наблюдаем конфликт сельского жителя с городом, так как городской образ жизни заставляет забыть многие исконно русские традиции.

Во второй главе подробно представлены структурные особенности типологии конфликта в творчестве В.Шукшина, в основном образ «чудика» - героя, не понятого обществом, и его социальный конфликт с этим

обществом. В центре внимания второй главы - герои «чудик-мечтатель» и «чудик непредсказуемый» и их столкновение с «античудиками». В.Шукшин стремится к тому, чтобы читатель обратил внимание на потаенные глубины человеческого характера.

В третьей главе проводится изучение экзистенциального конфликта героя с самыми важными вопросами жизни, их философских размышлений о поиске правды, истины, о жизни и смерти. Нравственно-эстетическая позиция героев В.Шукшина, их «боль души» раскрывает читателю сущность духовных исканий деревенских героев в особенные, конфликтные, кризисные моменты их жизни. Герои В.Шукшина видят смысл жизни в гармонии человека и окружающего его мира. Также в третьей главе обобщается информация о трех типах конфликта в судьбе героев В. Шукшина: социальный, психологический и экзистенциальный конфликт. Проводится анализ всех видов художественного конфликта и его эволюция в творчестве В. Шукшина.

Заслуга В. Шукшина состоит в том, что он не только создал нового героя, абсолютно новый человеческий тип, но и обогатил литературу новым стилем, в котором органично сочетаются динамичный сюжет и философия, лирические интонации и сатира. Его главным умением было даже в самый короткий рассказ ввести психологизм, традиционно присущий «большой прозе».

В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного теоретического анализа малой прозы В. Шукшина и формулируются основные выводы. Мир В. Шукшина рассматривается как системное воплощение социальных, психологических и экзистенциальных противоречий. Он содержит в себе многообразие художественных конфликтов, взаимосвязанных, взаимопроникающих и иерархически расположенных, образующих цельную систему.

Библиография содержит 189 наименований, включающих наименования научных работ русских и зарубежных авторов, словарей, учебных пособий, содержащих информацию по теме исследования.

Глава 1. Социальный конфликт города и деревни и его художественное воплощение

1.1. Категория художественного конфликта и его место в малой прозе В. Шукшина

В литературном произведении основную роль играет художественный конфликт. «Конфликт художественный - это противоречие между изображенными в произведении действующими силами - характером и обстоятельством, несколькими характерами или разными сторонами одного характера; в структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов» [188].

В любом художественном произведении присутствует один из этих типов конфликтов. Роль художественного конфликта заключается в том, что он делает содержание произведения более значимым. В теории литературы существует и другой термин - «коллизия», схожий с понятием конфликта, однако надо уяснить разницу между этими двумя терминами. Коллизия -это художественное выражение противопоставленных событий, образов, характеров, идей и чувств. Однако нужно обратить внимание на то, что коллизия никогда не приобретает характера острого конфликта.

Воплощение конфликта в литературе имеет свою историю и постоянно развивается со временем. В первой половине XIX в. основным содержанием конфликта в произведениях A.C. Грибоедова, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова являлся «идейный антагонизм двух групп русского дворянства: отживающей, помещичье-патриархальной и нарождающейся, умной, критически мыслящей» [70, с.89]. Вслед за тем в XIX веке такие писатели, как Н.В. Гоголь и А.П.Чехов, обратили внимание на понятие «мелочи» в жизни, на трагизм повседневных ситуаций, из которых

складывается вся жизнь героя и из плена которых он не может вырваться. Чрезвычайно ярко, с поистине документальной убедительностью картина замкнутого круга будничных обстоятельств представлена в творчестве

A.П. Чехова, демонстрирующем сущность «парадоксальности» жизни, заключающейся в том что «ненормальной является сама норма жизненных отношений».

Однако со временем в художественной литературе начала XX века обостряются основные глобальные противоречия времени, приходящие на смену изображению личной трагедии отдельно взятой личности. Во второй половине XX века общественно-бытовые и политические конфликты в творчестве неореалистов отходят на второй и третий план. В Советском Союзе развитие содержания художественного конфликта сделалось основной темой соцреализма в искусстве. В 1920-1970-е годы в советской литературе происходило развитие темы социального конфликта «личность -среда» и «характер - коллектив». Раскрытие содержания таких конфликтов, как «человек и общество», «город и деревня», «новатор и консерватор», отныне стало выступать в качестве главной задачи писателей советского времени.

Как полагает А.Г. Коваленко, «История русской литературы XX века есть, по сути, история утраты принципа амбивалентности, найденной художниками XIX века (Пушкиным, Достоевским), в монологическом «одноакцентном» (М. Бахтин) мире соцреалистической эстетики и ее последующего обретения в литературе 60-80-х годов XX века, характеризующейся последовательной борьбой за принцип диалогизма художественного сознания (В. Гроссман, В. Шукшин, Ю. Трифонов и др.)» [70, с. 15]. И здесь мы подходим к непосредственному анализу творчества

B. Шукшина, у которого в центре сюжета в первую очередь оказывается обычная жизнь обыкновенного человека. Герои В.Шукшина - энергичные люди, любящие труд, науку, будни и праздники и, самое главное, народ.

Автор говорит: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду» [166, с.401-413]. Таким образом, модно прийти к очевидному выводу, что центральное место в творчество В.Шукшина занимает нравственная эстетика.

Шукшинский «чудик» - это воплощение амбивалентности. Феномен амбивалентности означает, что «чудик» вызывает у читателя в одно и то же время два диаметрально противоположных чувства. Яркий пример такого амбивалентного персонажа - Спирька Расторгуев, герой рассказа «Сураз». Парадоксальность его характера заключается в том, что, с одной стороны, он необыкновенно добр: «Пришел - такой же размашисто красивый, дерзкий и такой же неожиданно добрый. Добротой своей он поражал, как и красотой. Мог снять с себя последнюю рубаху и отдать - если кому нужна. Мог в свой выходной поехать в лес, до вечера пластаться там, а к ночи привезти машину дров каким-нибудь одиноким старикам»1. [169, с.450]. Однако кульминацией рассказа становится запретная любовь Спирьки к замужней женщине, приводящая к трагическому финалу - самоубийству Расторгуева. В.А. Чалмаев пишет: «Самоубийство Спирьки - от стыда перед хрупкой (и сильной) женщиной, спасавшей сразу двух мужчин: мужа - от пули, Спирьку - от неотмолимого греха, гибели нравственной - итог крайнего потрясения героя» [149, с.97].

Этот пример демонстрирует невозможность однозначного деления героев В.Шукшина на положительных и отрицательных. В характере одного «чудика» можно найти одновременно весь спектр позитивных и негативных качеств. Исследователи говорят о парадоксальности в сюжетах

1 Ссылки на тексты рассказов даются по данному изданию с использованием цифровой нумерации.

произведений и характерах героев В.Шукшина: «Везде Шукшин ищет необычности и неожиданности, вторгающихся как бы помимо воли рассказчика в пласт его повествования, как в «Суразе» или в «Веселом» рассказе «Жена мужа в Париж провожала»» [149, с.77]. Именно таков герой вышеупомянутого рассказа: Спирька Расторгуев - «поразительно красивый» человек, который не несет зла, бескорыстный, добрый, но реакция окружающих на его пронзительную искренность приводит к трагедии.

Эстетический, художественный конфликт - явление, кардинально отличающееся от конфликтов, имеющих место в реальной действительности. Очевидно, что нельзя считать тождественными явлениями окружающую нас реальность и ее изображение в искусстве. Внутренний мир литературного произведения самодостаточен и в значительной степени автономен, и на различных его уровнях происходит реализация бесконечного множества и разнообразия внутренних связей. Поэтому то понимание сути конфликта, которое вкладывают в данное понятие литературоведы, далеко не всегда может помочь осмыслению внутренних отношений между элементами художественного текста, несколькими различными произведениями либо между произведением и автором.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Эсмаили Самира, 2014 год

Библиография

1. Абрамов Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе // Новый мир -1954.-№4.

2. Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые: литературно-критические статьи. -М.: Современник. 1977. -271 с.

3. Аннинский Л. Послесловие. - В кн. Шукшин В. До третьих петухов. — М., 1976.

4. Аннинский Л. Превращения и превратности // Литературное обозрение. -

- 1985.-№5.

5. Аннинский Л. Путь Василия Шукшина // Л.А. Аннинский. Тридцатые семидесятые. Литературно-критические статьи. -М., 1978. С.228-268.

6. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1986. 96 с.

7. Астафьев В. Курбатов В. Крест бесконечный: письма из глубины России.

- Иркутск, 2002.

8. Базанова А.Е. Традиции русской классической литературы (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов) в прозе В.М. Шукшин: дис. ... канд. филол. наук. -М., 1986.

9. Байгазиев С.О. Художественный конфликт и нравственные искания героя в современной киргизской драматургии (1960-1970-е годы): дис. ... канд. филол. наук. - Фрунзе, 1984. - 169 с.

10. Басинский П.В. Деревенская проза. - М., 2000.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. — 424 с.

13. Белая Г. Польза интуиции // Литературное обозрение. - 1981. - №9.

14. Белая Г.А. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение. — 1977,- №5,- С.23-26.

15. Белая Г.А. Парадоксы и открытия Василия Шукшина // Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М., - 1983.

16. Белая Г. Художественный мир современной прозы. -М., 1983.

17. Белов В.И. Тяжесть креста: (Воспоминание о В.М.Шукшине) // Наш современник. -2000. -№Ю. С.106-115.

18. Биличенко H.A. Герой В.Шукшина в оценках критики // Русская литература. - 1980. - № 2. - С.218-227.

19. Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2004.

20. «Болеть человеческой болью...» Диалог литературного критика

A. Тендитник и лауреата Государственной премии СССР писателя

B. Распутина // Советская молодежь. - Иркутск. -1977.

21. Большакова А.Ю. Типология и менталитет // Филологические науки. -М.,- 1996.-№6.

22. Большакова А.Ю. Феномен «деревенской прозы» // Рус. словесность. — М., - 1999. -№3. - С. 15-19.

23. Большакова Е.А. Характер и конфликт в рассказах В.М.Шукшина // Аспир. Сб.: Гуманитарные науки. Казанский гос. ун-т. - 1976.

24. Быстров В.И. Шукшин и Достоевский // Русская литература. -1984. -№4.-С. 134-155.

25. Быков Д. Слезный дар. Поздний Распутин: изобразить умеет все, объяснить - почти ничего // Литературная газета. - 1985. - №6.

26. Валикова Д. Деревенская проза: создатели и герои: [произведения Ф.Абрамова, В.Белова, Б.Можаева, Е.Носова, В.Шукшина, В.Распутина] // Литература - первое сентября. - 2001. - №5. С.5-9.

27. Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы // Вопросы литературы. - 1985. -№6.

28. Виноградов В.В. О художественной прозы. - М.: Л., 1930.

29. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Изобр. тр. - М., 1980.

30. Виноградов И.А. О теории новеллы// Вопросы Марксистой поэтики. Избранные работы. - М., 1972.

31. Вертлиб Е. Русское от Загоскина до Шукшина. (Опыт непредвзятого размышления). - СПб.: Библиотека «Звезды», 1992.

32. Горбачев А.Ю. Русская литература от Карамзина до Горького: новые грани. - Минск: ТетраСистемс, 2006.

33. Глушаков П.С. К интерпретации текста Василия Шукшина: семантика и поэтика // Русский язык за рубежом. - 2011. - №2. - С.93-97.

34. Глушаков П.С. Поэтика слова в творчестве писаьелей русской традиционной школы: дис. ... док. филол. наук. - Архангельск., 2011.

35. Гончаров П.А. Стилевые искания современной социально-этической прозы (В.Астафьев, С.Залыгин, В.Шукшин): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1987.

36. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Личность, Книги. - Барнаул: Алт. Кн. Изд-во, 1990.

37. Горн. В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. - М.: Просвещение, 1993. •

38. Горн В.Ф. Концепция личности в прозе В.М. Шукшина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1977.

39. Гречиньска Д. Современная Советская «деревенская проза» и традиции фольклора/В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1986.

40. Григорьев С. И. В. Шукшин. Забвение или рост востребованности // Социологические исследования (Социс). - 2011. -№1. - С.96-101.

41. Гринберг И.Л. Два крыла литературы. - М., 1982. - С. 194.

42. Гусев В. Память и стиль. Современная советская литература и классические традиции. - М., 1984.

43. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. - М., 1978.

44. Деков И. На вечном празднике жизни (О прозе В.Астафьев) // Вопросы литературы. - М., - 1977. - №6. С.40-82.

45. Деков И. Последние штрихи. (Василий Шукшин) // И. Деков. Возвращение к себе. - М., - 1978. - С. 101-132.

46. Деревенская проза //Вопросы литературы. - 1982. - №7. - С.28-90.

47. Демина Л.И. Эволюция конфликта в русском литературном процессе 5060-х годов XX века: дис. ... док. филол. наук. - Краснодар., 2002. - 367 с.

48. Дискуссия о «Калина красной» // Вопросы литературы. - 1974. — № 7 — С.28-90.

49. Дуров A.A. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М.Шукшина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ставрополь, 1996.

50. Еланская Н.И. Мы за все должны платить в жизни порой, немалой ценой». Киноповесть В.М. Шукшина «Калина красная» // Литература в школе. - 2010. - №4. - С.26-27.

51. Елистратов B.C. Словарь языка Василия Шукшина: Около 1500 слов, 700 фразеологических единиц. -М.: Азбуковник, Русские словари, 2001.

52. Емельянова Л. И. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография. — Л.: Художественная литература, 1983.

53. Ерофеев В. Поминки по советской литературе // Русская литература XX века в зеркале критики. - СПб., - 2003. - С. 38-46.

54. Ершова Н.В. Трагический герой в творчестве М.А.Шолохова и В.М.Шукшина (по романом «Тихий Дон» и «Я пришел дать вам волю»): дис. ... канд. филол. наук. - Липецк, 2002. - 179 с.

55. Жилина Н.П. Новеллистка В.Шукшина в литературном процессе 60-70-х гг. XX века: Учебное пособие. - Калининград, 2000.

56. Жилина Н.П. Структура повествования в рассказах В.М.Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1990.

57. Заболоцкий А.Д. Шукшин в кадре и за кадром: Заприски кинооператора. -М.: Альпарии, 1997.

58. Залыгин С. Шукшин и мы// Шукшин В.М. Миль пардон, мадам!: Повести, рассказы. - М., - 2000. - С.5-14.

59. Захариева И. Новеллистика Василия Шукшина //Болгаская русиска. — София, - 1982. - №5. - С.3-12.

60. Зернина М. Гуманизм Шукшина: урок-чит. конф. по рассказами писателя в Зернина // Литература - Первое сентября. — 2001. — №40.

61. Зернина М. «Не забыть, что мы люди...» [рассказ В.Шукшина «Волки»] // Литература - Первое сентября. - 2001, - №35.

62. Зубова О.В. К вопросу о типологии и актуальности героев

B.М.Шукшина// филологические науки. Вопросы теории и практики. — М.,

C.56-59.

63. Ильичева Я.Н. Конфликтосфера романа В.М.Шукшина «Любавины» в динамике реализации творческого замысла автора: дис. ... канд. филол. наук. -Воронеж, 2010.

64. Ильюшина О.В. Динамика художественного форм в творчестве В.М.Шукшина: От журнальной подборки к сборнику: дис. ... канд. филол. наук. -Барнаул, 2002.-210 с.

65. Кармов И. В зеркале рассказа. - М.: Советский писатель, 1986 - 272 с.

66. Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин - прозаик. - М.: Сов. писатель, 1986.

67.Качесова И.Ю. Синтаксическая композиция текстов рассказов и киносценариев В.М.Шукшина (трансформационный аспект): дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 1998.

68. Кобелева Е. А. Связь «Деревенской прозы» В.М.Шукшин с традициями русской классической литературы // Анализы литературного произведения. - Киров, - 1995. - С. 108-113.

69. Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе XX века: Структура и поэтика: дис. ... док. филол. наук. -М., 1999. - 391 с.

70. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века: Монография. - М.: РУДН, 2010.-491 с.

71. Ковтун Н. Русская литературная утопия второй половины XX века: автореф. дис. ... док. филол. наук. - Томск, 2005. - 30 с.

72. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М.Шукшина: Монография. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. Ун-та, 1992.

73. Колобаева Л. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана: Традиции и новаторство // Вестник МГУ. Серия «Филология». - 1990. - №1.

74. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. - М.: Сов. Россия, 1977.-192 с.

75. Коробов В.И. Василий Шукшин. - 2-е изд. - М.: Современник, 1988. — 286 с.

76. Коробов В. И. Василий Шукшин: Вещее слово. - М.: Молодая гвардия, 1999.-405 с.

77. Кофанова Е.В. Народный характер в творчестве В.М.Шукшина // Русская словесность. - М., - 1996. - №6. С.39-43.

78. Кощей Л.А. Об исследовании философских взглядов В.М.Шукшина по его рассказам: (Методологический аспект) // В.М. Шукшин - философ, историк, художник. - Барнаул, - 1992. - С. 3-11.

79. Кузьмук В.А. Своеобразие героя рассказов В.Шукшина, - М., 1978.

80. Кукуева Г.В.Драматизированный диалог В.М. Шукшина // Русская речь: Научно-популярный журнал. - 2008. - №5. - С.39-42.

81. Куляпин А.И. Основные-этапы эволюции прозы В.М.Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. - Барнаул, 1997. - С. 20-28.

82. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М.Шукшина: дис. ... док. филол. наук. - Барнаул, 2001. - 335 с.

83. Латышев О.Ю. Типологические особенности и межнациональные связи русской «деревенской» прозы 1960-х годов XX века: дис. ... канд. филол. наук. - Майкоп, 2000. - 165 с.

84. Левашова О.Г. Шукшинский герой и традиции русской литературы XIX в.: Достоевский и Толстой: дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2003.

85. Левашова Т.Т. Влечение к родной земле. «Деревенская проза» В.Шукшина // Литература в школе. - 2009. - №6.

86. Лейдерман Н. Л. Мироздание по Шукшину. - Урал. - 1982. - № 3. С. 175185.

87. Лейдерман Н. Л. Крик сердца // Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия. - СПб., - 2003. - С.375-408.

88. Лихачев Д. Россия // Позиция. Литературная йолемика. Вып.2. — М., -1990.-С. 24-39.

89. Леонтьев Э.П. Проблема автора и читателя в прозе и публицистке Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. - Рубцовск, 2004.

90. Любина. Г.С., Соболева Е.А. Фразеологические средства в прозе В.М.Шукшина/ Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 1990.

91. Лю Лицзюнь. Герой рассказа В.Шукшина как национальная языковая личность: дис. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург., 2009. - 288 с.

92. Макаров А. В глубине России. - М., 1973

93. Мокрова М. В. «Чудики» В.М.Шукшин и Б.Г. Емикова // Гуманит. Исслед. - Астрахань, - 2003. - № 8. - С.98-101.

94. Москвина О.А. Роль сказа в творчестве В.Белова и В. Шукшина. - М., 1981.

95. Мухтарова Д.Р. Традиции Н.С.Лескова в творчестве В.М.Шукшина: концепция «воля»: дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2009. - 162 с.

96. Новожеева Н. В. Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. - Брянск, 2007. — 212 с.

97. Овчаренко А.И. от Горького до Шукшина. - М.: Современник, 1982. -494 с.

98. Ольвовский П.А. Народнопоэтические и литературные традиции в прозе В.М.Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. -М., 1986.

99. Он похож на свою родину: Земляки о Шукшине // Сост. Ащеулов В.И., Егоров Ю.Г. - Барнаул. Алт. кн. Изд-во, - 1989.

100. Ольховая А. Ю. «Регрессивный» и «агрессивный» типы комического героя в рассказе В.М.Шукшина «Чудик»// Филология и человек. - 2007. -№3.- С. 89-96.

101. Павликов Г.Ф. Проза В.М.Шукшина. (Творческая индивидуальность писателя и эволюция героя): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Д., 1977.

102. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Строгая литература. Литературно-критические статьи и очерки. - М., - 1982.

103. Папава Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В.Шукшина: автореф. дис. ... канд. филол. наук.-М., 1983.

104. Пшизова А.К. Художественный конфликт как жанро- и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева: дис. ... канд. филол. наук. - Майкоп, 2005. - 145 с.

105. Пьецух, В. А. Русская тема. О нашей жизни и литературе: [эссе о писателях-классиках: от Пушкина до Шукшина]/ В.А. Пьецух. - М.: Энас, 2005.-224 с.

106. Распутин В. Избранные произведения в двух томах. - М.: Худож. лит., 1990, Т. 1-2.

107. Распутин В. Твой сын, Россия, горячий брат наш// Шукшин В. Охота жить: Рассказы; До третьих петухов: Повесть-сказка. — Новосибирск, 1992.

108. Распутин В. Твой сын, Россия, горячий брат наш: (О Василии Шукшине) // Подъем.- Воронеж, - 1999. - №7. - С.3-30.

109. Ревякин А. Заявка // Словарь литературоведческих терминов/ Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев, - М., 1974.

110. Ревякин А. Развязка // Словарь литературоведческих терминов/ Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев, -М., 1974.

111. Ревякин А. Экспозиция // Словарь литературоведческих терминов/ Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев, - М., 1974.

112. Роговер Е.С. Рассказы и фильмы Василия Шукшина // Литература в школе. - 2011.-№6.- С. 10-16.

113. Роговер Е.С. Русская литература XX века: Учебное пособие. - СПб.: САГА, - М.: ФОРУМ, 2008.

114. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Главн. ред. и составитель П.А.Николаев. — М.: Большая советская энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000. - 808 с.

115. Сагатчук С.П. Феномен художественной правды в советском киноискусстве второй половине XX века: на примере творчества В.М.Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. -М., 2009. - 159 с.

116. Салагаева Л. Народно-разговорная основа языка прозы В.М.Шукшина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1983.

117. Сапогов В.А. Кульминация // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М., 1987.

118. Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. - М.: Высшая школа, 2008.

119. Сео Марии. Народнопоэтические основы прозы В.М.Шукшина: Повесть, рассказ, сказка: дис. ... канд. филол. наук. - М., 202. - 228 с.

120. Сигов В.К. Русская идея В.М.Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. - М.: Интеллект-Центр, 1999.

121. Сигов В.К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М. Шукшина: дис. ... док. филол. наук. - М., 2000. - 370 с.

122. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. — М., 1972. _ с. 404-435.

123. Смирил И.А. Литературный эксперимент В.М.Шукшина// Из истории советской литературы. - Пермь, 1992. - С.130-136.

124. Соколова, Л. В. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века: В.Шукшин, В.Распутин, В.Белов, В.Астафьев: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2005. - 365 с.

125. Соловьев В. Феномен Василия Шукшина. В дополнение к сказанному. Статья 1 // Искусство кино. - 1975. - № 2.

126. Софронова В. Талант души // Знамя. - 1964. - Кн. 1. - С. 244-245.

127. Сохряков Ю. В народе оставаться самим собой: к 65-летию со дня рождения В.М.Шукшина// Лит. Россия. - М., 1994, -29 июля. - №30.

128. Спиридонова И.А. Проблема комического в творчестве В.М.Шукшина и В.И.Белова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1989.

129. Стрелкова И.И. В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.Г.Распутин, В.М.Шукшин в жизни и творчестве. - М.: ООО «Русское слово», 2012. - 112 с.

130. Сухих И. Н. Душа болит («Характеры» В.Шукшина) / И. Сухих// Звезда, - 2001. -№10.

131. Творчество В.М.Шукшина в современном мире. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999.

132. Творчество В.М.Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997.

133. Творчество В.М.Шукшина как целостность (к 70-летию со дня рождения). - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998.

134. Толченова Н.П. Слово о Шукшине. - М.: Современник, 1982. 160 с.

135. Тортунова И.А. Степан Разин как национальный архетип в творчестве В.М.Шукшина: традиции и специфика освоения образа: дис. ... канд. филол. наук. -М., 2008. - 191 с.

136. Тупичекова М.П. Проблема комического в советской прозе 60-70-х годов (В.Шукшин, В.Белов): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -М., 1987.

137. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

138. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина: - М.: Искусство, 1984.

139. Федосеева-Шукшина JI.H, Черненко Р.Д.; Предисл. С. Герасимова), О Шукшине: Экран и жизнь. - М., 1979.

140. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). -М., 1968. Гл.З.

141. Хализев В.Е. Сюжет // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие // Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. - М., 2000.

142. Хализев В.Е. Теории литературы. - М.: Высшая школа, 2002.

143. Хисамова Г.Г. Язык современной художественной прозы: диалог в рассказах В.М.Шукшина: Учебное пособие. — Уфа: Изд-во Башкирский, гос. ун-та, 2000.

144. Хисамова Г.Г. Диалог в рассказах В.М. Шукшина // Русский язык в школе . - 2009. - №8. - С.33-36.

145. Хуторянская А.Д. Картина мира в «малой» прозе В.Шукшина: дис. ... канд. филол. наук. - Барнаул., 2000. — 228 с.

146. Чалмаев В.А. Василий Шукшин на рубеже веков и столетий: новое прочтение // Литература в школе. - 2010. - №4. - С. 14-18.

147. Чалмаев В.А Василий Шукшин на рубеже веков и столетий: новое прочтение // Литература в школе. - 2009. - №11. - С. 11-15.

148. Чалмаев В.А. Василий Шукшин на рубеже веков и столетий: новое прочтение // Литература в школе. - 2009. - №10. - С. 14-17.

149. Чалмаев В.А. В.М. Шукшин в жизни и творчестве. - М.: ООО «Русское слово», 2012.- 136 с.

150. Чеканникова И.М, Русская «деревенская проза» в англо-американской славистике: дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2005. - 206 с.

151. Чернец Л.В. Композиция// Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие/

Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. - М., 2000.

152. Чернова Людмила Николаевна. Несу родину в душе...». Изучение биографии В.М. Шукшина на занятиях элективного курса. // Литература в школе: Научно-методический журнал. - 2008. - №10. - С. 45-48.

153. Чернова Л. Н. Кто-то родом из детства... я - из войны». Рассказ В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера» // Литература в школе. - 2009. -№4. - С. 32-34.

154. Черносвитов Е. В. Деревня и город как символы жизни и смерти в прозе Василия Шукшина // Дал. Восток. - Хабаровск, - 1993. - №6. — С.173-191.

155. Черносвитов Е. В. Пройти по краю: Василий Шукшин/ мысли о жизни, смерти и бессмерти. - М.: Современник, 1989.

156. Чудакова М. Заметки о языке современной прозе // Новый мир. — 1972. -№1.

157. Чуякова Б. 3. Структура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха: дис. ... канд. филол. наук. -Майкоп, 2006.-148 с.

158. Ши Хуншен. Основы русской сюжетологии в художественной практике В.М.Шукшина (рассказы 60-х годов): дис. ... канд. филол. наук. — Орел, 2003.- 150 с.

159. Штайн К.Э. Фантазмы героев рассказов В.М.Шукшина. Тезисы докладов V всероссийской научной конференции. - Барнаул, 1999.

160. Шукшин В. Три вещи надо знать о человеке: как он родился, как женился, как умер...// -М.: Советский экран. 1975. -№10.

161. Шукшин В.М. Вопросы к самому себе / Сост. Л.Н.Федосеева-Шукшина; Предисл. Л.А. Аннинского; коммент. Л.Н. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. -М.: Мол. гвардия, 1981.

162. Шукшин В. М. Если бы знать// Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т.Т.5. -СПб., 1996.

163. Шукшин В. М. Жил человек...: Рассказы. - М.: Художественная литература, 1991. - 494 с.

164. Шукшин В.М. Избранные произведения; В 2 т. Т. 1. - М.: Молодая гвардия, 1976.

165. Шукшин В.М. Нравственность есть правда. — М.: Советская Россия, 1979.

166. Шукшин В.М. Нравственность есть правда // Шукшин В.М. Собрание сочинений в пяти томах. - Б.: «Венда», 1992. С.401-413.

167. Шукшин В.М. Ненаписанная автобиография.// Смена, 1974, -№19.

168. Шукшин В.М. Позови меня в даль светлую...: Рассказы. Повести. Записные книжки. -М.: Эксмо, 2004. - 672 с.

169. Шукшин В.М. Полное собрание рассказов в одном томе: рассказы — М.: Эксмо, 2013.-994 с.

170. Шукшин В.М. Слова о «малой родине». - М.: Киноцентр, 1989.

171. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга первая. — М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.

172. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга вторая. - М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.

173. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга третья. — М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.

174. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга четвертая. -М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.

175. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга пятая. - М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.

176. Шукшин В.М. Собр. соч.: В 4-х т. - М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.

177. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах. Книга шестая. - М.: Изд-во «Надежда-1», 1998.

178. В.М. Шукшин - Философ, историк, художник. Труды краевого музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Выпуск III. - Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1992.

179. Шукшин В. Я пришел дать вам волю: Роман; Повести. - М.: Худ. лит., 1991.-413 с.

180. Шукшин В. «Я родом из деревни...» Публ. Л.И. Федоссевой-Шукшиной // Наш современник, - 1979, - №7.

181. Шукшинские чтения: Статья, воспоминания, публикации. - Барнаул, 1984.

182. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. - М., 1966. - Т.2.

183. Шкловский В.Б. О теории прозы. Ardis Publishers, USA. - 267 p.

184. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. - Л., 1974.

185. Щеглова Е. Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза» размышления о национальной и нравственной природе художественного явления//Нева. 1991.-№10. - С. 171-184.

186. Эпштейн М. Критика в конфликте с творчеством // Вопросы литературы, - 1975.-№2.-С. 131-168.

187. Яновский Н. Писатели Сибири: Избранные статьи. - М.: Современник, 1988.-494 с.

188. Большая советская энциклопедия. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/

189. Brown Е. J. Russian literature since the revaluation. London, 1982. - 430 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.