Особенности художественного мира романов В.М. Шукшина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Чепорнюк, Елена Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 180
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чепорнюк, Елена Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Глава I. Автор и герои в художественном мире романов В.М. Шукшина.
§ 1. Структура поввования: Образ рказчика. Сказовое начало
§ 2. Спбы ррытия образов пенажей
§ 3. Роль пейзажа в художественном мире романов В.М. Шукшина. хологичий пейзаж
Выводы по Главе I
2. Глава II. Романный хронотоп и особенности предметного мира произведений писателя.
§ 1. Время и пространство в романе В.М. Шукшина «Любавины».
Хронотоп деревни
§ 2. Прравенно-временная организация романа В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю». Хронотоп дороги
§ 3. Формыбъективного времени и пррава в произведениях птеля
§ 4. Предметный мир романов В.М. Шукшина
Выводы по Главе II
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Степан Разин как национальный архетип в творчестве В.М. Шукшина: традиции и специфика освоения образа2008 год, кандидат филологических наук Тортунова, Ирина Анатольевна
Пространство советской культуры в творчестве В. М. Шукшина2002 год, кандидат филологических наук Скубач, Ольга Александровна
Традиции Н.С. Лескова в творчестве В.М. Шукшина: концепт "воля"2009 год, кандидат филологических наук Мухтарова, Дильбар Равилевна
Конфликтосфера романа В.М. Шукшина "Любавины" в динамике реализации творческого замысла автора2010 год, кандидат филологических наук Ильичева, Яна Николаевна
Проблемы творческой эволюции В. М. Шукшина2001 год, доктор филологических наук Куляпин, Александр Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности художественного мира романов В.М. Шукшина»
Творчество В.М. Шукшина традиционно воспринималось в контексте «деревенской» прозы, ставшей одним из наиболее значительных литературных явлений XX века. По сути «деревенская» проза явилась фактом не только литературной, но и общественной жизни. Ее возникновение обусловлено как субъективными, так и объективными причинами, важнейшей из которых стала BeI ликая Отечественная война, которая обнажила связи человечества, обнаружила общность судеб людей и народов и заставила писателей размышлять о характере эпохи.
Жанровый диапазон произведений В.М. Шукшина весьма широк и разнообразен, но именно рассказы обеспечили писателю значительное место в русской литературе XX века. Исследователей творчества В.М. Шукшина по преимуществу интересовали малые эпические жанры, и до последнего времени в науке не уделялось должного внимания его романам, а обращение автора к крупной форме эпоса рассматривалось скорее как исключение из правила.
За более чем сорокалетнюю историю шукшиноведение пережило несколько этапов своего развития. О творчестве автора «Сельских жителей» писали Л. Аннинский, В. Апухтина, Г. Белая, В. Горн, Л. Емельянов, И. Золотус-ский, Н. Лейдерман, Б. Панкин1 и др.
Главное направление научных исследований было задано Л.А. Аннинским, который, с одной стороны, стремился постичь мировоззрение В.М. Шукшина, целостность его творчества, а с другой - осмыслить противоречивую, сложную природу шукшинского героя, предприняв попытку создать социально
1 См., например: Аннинский Л.А. «Шукшинская жизнь» // Литературное обозрение. - 1974. — № 1. — С. 50-55; Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. - M., 1986; Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. - М., 1993; Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества. - М., 1983; Золотусский И. История, исповедь, легенда И Литературное обозрение. — 1979. — № 3. — С. 55-57; Золотусский И. Разин у Шукшина // Золотусский И. Очная ставка с памятью. — М., 1983. — С. 85-93; Золотусский И. «Совесть, совесть, совесть» // Золотусский И. Очная ставка с памятью. — М., 1983. - С. 26-34; Лейдерман Н. Мироздание по Шукшину // Урал. — 1982. — № 3. - С. 175-185; Панкин Б. Василии Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литерагура. - М., 1982. - С. 188-210 и др. психологическую типологию характеров («чудик» - «крепкий мужик», герой -антигерой). Отметив категорию странности персонажей, приверженность автора к «нелогичной, странной, чудной душе», которую он знает и чувствует, ученый указал на неоднородность и сложность этого «мятежного мира».
Исследователи творчества В.М. Шукшина подчеркивали наличие игрового начала в текстах писателя. Основываясь на известных идеях М.М. Бахтина (о «внутренне-диалогическом отношении слова к тому же слову в чужом контексте, в чужих устах.»), Г.А. Белая проанализировала «карнавальную» природу слова в произведениях В.М. Шукшина, представляющую собой «игру словесными клише», «переодевание», «смену социальных масок», за которыми просматривается «несовпадение жизни, как она есть, и жизни, как она представляется герою».1
В книгах и статьях о В.М. Шукшине В. Гришаев, В. Коробов и др. проделали большую работу по систематизации и публикации биографического материала. В ряде исследований выдвигались гипотезы относительно некоторых биографических фактов, основанные на противоречивых воспоминаниях свидетелей и «неточных» сведениях об отдельных периодах жизни, представленных самим автором (вступительные экзамены во ВГИК, годы скитаний (1947-1949), служба на флоте и «морские» истории и пр.), что позволяет говорить и о существующей в шукшиноведении мифологизации личности писателя, и о том, что, подобно многим крупным художникам XX столетия, В.М. Шукшин был при-частен к сотворению мифа о себе.
1 Белая Г. А. Парадоксы и открытия Василия Шукшина // Белая Г.Л. Художественный мир современной прозы. -М., 1983.
2 Гришаев В. Несколько слов в биографию В.М. Шукшина // Сибирские огни. - 1983. - № 4. - С. 165-168; Коробов Вл. Василий Шукшин: Творчество. Личность. — М., 1977.
Значительным шагом к знакомству с Шукшиным-философом стали исследования Е. Вертлиба и Е. Черносвитова1, которые проанализировали отдельные стороны его идейно-философской системы и социально-политической ориентации, создав собственный образ писателя, проиллюстрированный многочисленными примерами из его произведений. Е. Черносвитов говорил о своеобразной «шукшинской мифологии», в которую органично входят архаичные представления русского народа, «преобразованные его творческим воображением».2
Со смертью автора «Калины красной» в литературоведении началось постижение сложной природы простоты шукшинского дискурса, появились исследования, связанные с «ближними» и «дальними» контекстами.
Важную роль в изучении этой проблемы сыграла монография С.М. Козловой «Поэтика рассказов В.М. Шукшина»3, применившей «метод микроанализа» («начиная от микроскопии слова и кончая микроскопией сюжета»4) для выявления глубинных смыслов, альтернативных и «апокрифических» для советских канонов «святого жития», и, следовательно, использующих архаические схемы.
Эту методологическую установку исследователь использовала и в других работах для реконструкции системы смысловых подтекстов. «.Начиная с первых публикаций, - пишет С.М. Козлова, - произведения Шукшина как будто легко и просто вписываются в «текст любой культуры», будь это соцреализм оттепельной формации 1950-1960-х или «онтологический реализм» «застойных» 1970-х, или постмодернизм 90-х, но оставляют при этом весьма заметный зазор, определяющий качество и меру собственного «текста», «манеры» и
1 Вертлиб Е. Василий Шукшин и русское духовное возрождение // Вертлиб Е. Русское - от Загоскина до Шукшина (Опыт непредвзятого размышления). - СПб., 1992; Черносвитов Е. Пройти по краю: Василии Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. - М., 1989.
2 Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. С. 231.
3 Козлова С. М. Поэтика рассказов В. M. Шукшина. - Барнаул, 1992.
4 Там же.-С. 168. вечности» Шукшина, так что для каждой новой культуры он оказывается простым, и сложным».1
В целом в шукшиноведении на сегодняшний день сформировался взгляд, рассматривающий творчество писателя в контексте мировой культуры. Все настойчивее стали говорить о литературном экспериментировании и игровой природе творчества В.М. Шукшина, мифологическом подтексте его произведений, а в связи с этим, о его модернистской ориентации. Большое значение в разработке этой проблемы принадлежит А.И. Куляпину. В монографии «Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина» исследователь говорит об интертекстуальности прозы писателя, в которую наряду с другими включаются тексты древней культуры, и о своеобразии концептуально-игрового поведения автора и героя.
Сегодня без преувеличения можно сказать, что художественное наследие В.М. Шукшина, перешагнув временные рубежи и пространственные границы, провозглашает всеобщность «диалога культур» как основы человеческого взаимопонимания. Зарубежных читателей и критиков привлекает отражение писателем существенных примет времени, прошлого и настоящего, глубокое осмысление проблемы ментальности, особенностей национального характера. Так, в опубликованном юбилейном издании «Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник»3 в разных по жанру работах российских и зарубежных историков и теоретиков культуры, философов, филологов и искусствоведов И. Цветкова, И. Петрова (Болгария), JI. Келечени, Н. Секей (Венгрия), JI. Дебюзер, Ф. Мартыновой (Германия), Э. Павляка, А. Жебровской (Польша), Г. Биновой, Я. Секеры (Чехия), Д. Немец Игнашевой, Дж. Гивенса (США) и др. всесторонне раскрыты основные аспекты шукшинского творчества
1 Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. С. 11.
2 Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В. М. Шукшина: Монография. — Барнаул, 2000.
3 Творчество В.М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник: В 3 т. - Барнаул, 2004, 2006.
- преимущественно по филологической, кино- и театроведческой проблематике.
Одним из ведущих направлений шукшиноведения явилось рассмотрение художественного наследия писателя в контексте русской классики. Этой теме посвящены исследования A.M. Варинской, Е.И. Конюшенко, О.Г. Левановой1 и Др.
Новым словом в шукшиноведении стали работы В. Сигова2, который первым проанализировал творчество автора в контексте «русской идеи». Исследуя важнейшую для В.М. Шукшина проблему народного характера и национальной судьбы, ученый указал на важность идейно-эстетического контекста в формировании точки зрения писателя.
В работах последних лет творчество В.М. Шукшина все чаще анализируется с точки зрения мифопоэтики. Ученые обнаруживают в «языке описания» художественного мира писателя помимо мифологизации и тенденцию к мета-форизации, а через них - естественную связь с народным творчеством.
Но все же, несмотря на огромную критическую литературу о В.М. Шукшине, многие проблемы его художественного наследия еще ждут своего ос
1 Варинская A.M., Левкив М.Н. Образ автора в рассказах А. Чехова и В. Шукшина: К проблеме преемственности // Вопросы литературы народов СССР. - Киев — Одесса, 1989. — Вып. 15. — С. 139-148; Конюшенко Е.И. Шукшин и Достоевский // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул, 1997. - С. 17-19; Леванова О.Г. В.М. Шукшнн в традиции русской литературы XIX в. (Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой). - Барнаул, 2001.
2 Сигов В. Сигов В.К. «Большой роман» В.М. Шукшина // Литература в школе. - 1999. № - 5. - С. 39-49; Еще не пели третьи петухи. Русская идея Василия Шукшина // Литературная газета. — 1999. — 28 июня — 3 августа. — С. 1, 12; Сигов В.К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М. Шукшина: Автореф. дисс. д.ф.н. — M., 2000; Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. — М., 1999; Сигов В.К. «Человек с ружьем» в образной системе В. Шукшина // Филологические науки, - 1999.-№3.-С. 3-12.
2 См., например: Плохотнюк Т.Г. Мифопоэтика рассказа «Стенька Разин» // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. — Барнаул, 1997; Тевс О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина: Автореф. дисс. к.ф.н. — Барнаул, 1999 и др. мысления. И в первую очередь это относится к романам писателя, необходимость изучения которых продиктована тем обстоятельством, что без целостного анализа крупных эпических полотен художника нельзя представить себе эволюцию его творчества и миропонимания, и, в конечном счете, определить литературную и общественную значимость его писательской, режиссерской и актерской деятельности.
Нередко романы В.М. Шукшина - особенно книга «Я пришел дать вам волю» - рассматривались исследователями как своеобразный итог исканий автора в области изображения народного характера. Интерес к образам шукшинских героев, к противоречивости их внутреннего мира оттеснил на второй план художественную значимость произведений писателя, незатронутыми остались многие важнейшие аспекты творчества художника и в первую очередь проблема своеобразия художественного мира его романов.
Понятие «художественный мир» было введено в отечественное литературоведение в конце 60-х годов XX века Д.С. Лихачевым. Рассматривая внутренний мир произведения как «результат и верного отображения, и активного преобразования действительности»1, ученый выделил его важнейшие составляющие, среди которых: «время, пространство, социальная и материальная среда <.>, законы психологии и движения идей <.>, те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое».2
В настоящее время определение «художественный мир» нередко рассматривается как синоним своеобразия какого-либо жанра (мир сказки, научной фантастики, рыцарского романа и пр.), произведения в целом (мир «Евгения Онегина»), творчества того или иного писателя (мир Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.).
1 Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. — 1968. - № 8. - С. 76.
2 Там же. - С. 87.
Так, А.П. Чудаков предлагает следующее определение мира писателя: «Мир писателя, если его понимать не метафорически, а терминологически — как некоторое объясняющее вселенную законченное описание со своими внутренними законами, в число своих основных компонентов включает: а) предметы (природные и рукотворные), расселенные в художественном пространстве-времени и тем превращенные в художественные предметы; б) героев, действующих в пространственном предметном мире и обладающих миром внутренним; в) событийность, которая присуща как совокупности предметов, так и сообществу героев».1
В современной науке проблема изучения художественного мира приобретает все большее значение. Данному феномену посвящены книги С.Г. Бочарова, А.П. Чудакова, Е.С. Шаталова2, работы Ю.В. Манна, JI.B. Чернец3 и др. Об актуальности заявленной проблемы свидетельствуют появившиеся за последнее десятилетие многочисленные диссертационные исследования художественного мира того или иного писателя.4
Цель диссертационного исследования: рассмотреть особенности художественного мира романов В.М. Шукшина.
Поскольку понятие художественный мир включает в себя достаточно большое число компонентов, в качестве предмета данного исследования избраны следующие из них: образ автора и структура повествования; образы ге
1 Чудаков А.П. Мир Чехова. - М., 1986. - С. 16.
2 Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М., 1985; Чудаков А.П. Мир Чехова. — M., 1986; Шаталов Е.С. Художественный мир И.С. Тургенева. — М., 1979.
3 Манн Ю.В. Грани комедийного мира // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. — М., 1987; Чернец Л.В. Мир произведения // Введение в литературоведение. - M., 2004. - С. 170-182.
4 См., например: Пономарева М.А. Своеобразие художественного мира Г. Адамовича. - М., 1998; Злочевская А.В. Художественный мир В. Набокова и русская литература XIX века: генетические связи, типологические параллели и оппозиции. — М., 2002; Моисеева Е.В. Художественный мир прозы С. Кржижановского. — Екатеринбург, 2002; Якунова Е.А. Своеобразие художественного мира ранней лирики Георгия Иванова. — Череповец. 2004; Радищева Е.С. Художественный мир прозы Л.И. Добычина. — М., 2004; Профатило И.И. Художественный мир прозы Б. А. Пильняка. - М., 2006 и др. роев; портрет; пейзаж; пространственно-временная организация романов писателя, включающая в себя формы субъективного и объективного времени; предметный мир книг «Любавины» и «Я пришел дать вам волю».
Выбор предмета исследования обусловливает поставленные задачи:
- рассмотреть структуру повествования в романах В.М. Шукшина «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», проанализировать образ автора, выделить способы проявления авторской позиции в тексте;
- обозначить приемы создания образов персонажей, функции и виды портрета в произведениях писателя;
- определить роль и виды пейзажа в художественном мире романов В.М. Шукшина;
- выявить особенности хронотопа в произведениях писателя, определить роль субъективных форм времени и пространства в романах В.М. Шукшина;
- проанализировать предметный мир книг «Любавины» и «Я пришел дать вам волю».
Актуальность диссертационного исследования определяется значимостью творчества В.М. Шукшина в русской литературе XX века и интересом современных исследователей к проблеме художественного мира и его составляющих.
Новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени в пгукшиноведении не существовало работ, посвященных исследованию художественного мира романов писателя.
Объектом диссертационного исследования являются два романа В.М. Шукшина: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю».
В соответствии со спецификой предмета исследования в работе используются историко-литературный, сравнительно-типологический, имманентный и структурный методы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в школьном и вузовском курсах преподавания русской литературы второй половины XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы XX века, в частности феномена «деревенской» прозы. Наблюдения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть полезны при дальнейшем изучении творчества В.М. Шукшина, реализма, как важнейшего направления в литературе второй половины XX века, поэтики романа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Агиографическая традиция в творчестве В.М. Шукшина2004 год, кандидат филологических наук Бобровская, Ирина Викторовна
Образ природы как компонент поэтической модели мира: На материале произведений В. М. Шукшина2001 год, кандидат филологических наук Нефедова, Светлана Николаевна
Трагический герой в творчестве М. А. Шолохова и В. М. Шукшина: По романам "Тихий Дон" и "Я пришел дать вам волю"2002 год, кандидат филологических наук Ершова, Наталья Вячеславовна
Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В. М. Шукшина1999 год, кандидат филологических наук Тевс, Оксана Вячеславовна
Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В. М. Шукшина2000 год, доктор филологических наук Сигов, Владимир Константинович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Чепорнюк, Елена Николаевна
Выводы по Главе II
Своеобразие хронотопа в книгах «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» обусловлено не только жанровой принадлежностью произведений (широта пространства, значимость времени, большое количество сюжетных линий и героев и т.д.), но и, что не менее важно, авторской позицией, мировидением писателя. В центре внимания В.М. Шукшина - характеры крестьян в историческом развитии, в судьбах которых он видел отражение современных потрясений. Отсюда интерес к народному укладу, воспроизведение мира деревни в «Любавиных», повествующих о распаде крестьянской семьи и, соответственно, хронотоп Баклани; исторический колорит, четкая последовательность событий, большая роль субъективных форм времени в романе-характере «Я пришел дать вам волю», центром которого является фигура Степана Разина, и хронотоп дороги, в тесной связи с которым раскрывается характер главного героя.
Стремление отобразить уникальность русского мира и русского характера определяет особенности предметного мира произведений писателя. Вещное поле романов В.М. Шукшина включает в себя предметы, принадлежащие к диаметрально противоположным семантическим группам: война/мир («Я пришел дать вам волю» и первая книга «Любавиных»); работа/праздник (вторая часть «Любавиных»). Вещи в произведениях писателя не просто характеризуют место и время действия, воссоздают особенности крестьянского быта, выполняя культурологическую функцию, - через отношение к ним обнаруживается внутренний мир персонажей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Романы В.М. Шукшина «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» представляют собой итог творческих исканий художника в изображении народного характера. Размышления писателя о народе, боль и тревога за судьбу нации нашли отражение во многих его книгах: в центре видения автора всегда находится человек, его внутренний мир и особенности психологии. Если героями рассказов и повестей В.М. Шукшина являются жители русской провинции - не только села, но и малых городков, поселков, то в романах главными действующими лицами становятся крестьяне.
В.М. Шукшин сознательно выбирает переломные моменты в жизни российского крестьянства, когда, по его мнению, наиболее полно проявляются коренные, нередко противоречивые черты национального характера. При всем этом главным для писателя становится поиск и изображение правды времени, народной точки зрения на события и героев. Эти идеи обусловливают своеобразие и целостность художественного мира романов В.М. Шукшина, который выстраивается вокруг русского крестьянина с его будничными заботами и вечным стремлением к гармонии с собой и окружающим миром.
Особенности повествовательной структуры «Любавиных» и книги «Я пришел дать вам волю» во многом определяются всем предшествующим творчеством автора и заключаются в многослойности повествования, ведущегося от лица разных носителей речи. Все это способствует воспроизведению разнообразных точек зрения, нескольких типов сознания, а следовательно, ведет к объективности в изображении событий и, в конечном итоге, позволяет увидеть образ автора, который теснейшим образом связан с языковой композицией произведений.
Для того чтобы максимально объективно отразить происходящее, наряду с повествователем В.М. Шукшин вводит в текст неперсонифицированного рассказчика, образ которого строится исключительно языковыми средствами. Такой носитель речи в романах писателя лишен биографических примет, не обозначен в тексте личным местоимением «я», самостоятельно не действует, не принимает решений, не совершает поступков и т.д., что сближает его с автором. Но его облик можно реконструировать исходя из анализа манеры речи. Социальная индивидуализация субъекта повествования роднит его с собственно рассказчиком. Носитель речи в романах писателя является представителем мира, о котором повествует. Он как будто живет среди героев, не понаслышке зная крестьянскую жизнь, психологию и поведение.
Особенности образа рассказчика определяют сказовый характер повествования в произведениях В.М. Шукшина, выражающийся в ориентации на разговорную речь, установке на слушание и использовании определенных языковых единиц, характерных для изображаемой социальной среды.
Интерес к народному характеру, полнокровное воплощение которого В.М. Шукшин видел в крестьянине, обусловливает приемы раскрытия героев: прямые авторские оценки, портретные описания, пейзажные зарисовки, диалоги и внутренняя речь, характеристики других действующих лиц — все это имеет целью обнаружить своеобразие внутреннего мира персонажей.
Романный хронотоп в произведениях писателя строится в соответствии с авторским замыслом: правдиво изобразить русский мир и русский характер в их развитии. В «Любавиных» центральное место занимает хронотоп деревни, в основе которого лежат идея замкнутости/разомкнутости и противопоставление «свое/чужое», характерные еще для новеллистики В.М. Шукшина. Он отличается статичностью - большая часть описываемых в книге коллизий происходит в Баклани или связана с этим местом — и подвижностью, способностью трансформироваться в зависимости от меняющихся временных и социальных условий.
Хронотоп дороги организует сюжет романа «Я пришел дать вам волю», в его пределах строится событийный план произведения и раскрывается характер центрального героя. В отличие от «Любавиных», главные события которых — гражданская война, коллективизация в деревне и «оттепель» — имели всеобщий характер, в книге о Разине, повествующей об одном явлении — крестьянском восстании начала XVII в., - время и пространство отличаются предельной конкретикой. В романе «Я пришел дать вам волю» нет существенных временных сдвигов и лакун, действие развивается в хронологической последовательности.
Значительное место в произведениях писателя занимает изображение субъективного времени, связанного с образами персонажей. Через сны, видения, воспроизведение «другого сознания» обнаруживается нравственный потенциал героев В.М. Шукшина, истинные мотивы их поступков, блокированные желания, глубинные чувства и переживания, что, в конечном итоге, позволяет увидеть сущность национального характера.
Стремление к достоверности в изображении прошлого, обеспечению наглядности исторического времени и местного колорита обусловливает отбор вещей, составляющих предметный слой произведений В.М. Шукшина. Предметный мир в «Любавиных» и в книге «Я пришел дать вам волю» основывается на противопоставлении вещей разных тематических групп. Предметы в романах писателя наряду с культурологической выполняют характерологическую функцию. Становясь «личностно значимыми», они обнаруживают лучшие черты героев. Ряд предметов приобретает символическое значение. Игра со смыслами позволяет автору выстраивать параллели с литературой и народным творчеством, включать в невидимый диалог читателя, заставлять его додумывать, домысливать ситуации и характеры.
Многогранное дарование В.М. Шукшина - писателя, режиссера, актера — не могло не проявиться в его литературном наследии. В романах автор использует кинематографические приемы: монтаж, быстрая смена планов изображения, крупный план. Кроме того, воссоздание художественного мира произведений «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» осуществляется при помощи драматургических средств: наглядность действия, авторские комментарии происходящего, сходные с ремарками, усиленный диалогизм повествования и т.д.
Все это позволяет говорить о новаторстве В.М. Шукшина в области поэтики романа и, в конечном итоге, проследить типологию русского романа XX века.
В качестве основных дальнейших направлений исследования художественного мира писателя можно выделить изучение символических и мифологических образов в «Любавиных» и книге «Я пришел дать вам волю», рассмотрение взаимодействий художественных миров В.М. Шукшина и Н.В. Гоголя, проблему интертекстуальных связей и роли литературного контекста в романах художника.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чепорнюк, Елена Николаевна, 2008 год
1. Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1959. -С. 32-153.
2. Злобии С.П. Степан Разин. Исторический роман в двух книгах. — Минск, 1986.
3. Каменский В.В. Степан Разин // Каменский В.В. Сочинения. Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. с приложением. М., 1990.-С. 5-194.
4. Пушкин А.С. Песни о Стеньке Разине // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 2 т. -М., 1982. Т. 1.-С. 126.
5. Чапыгин А.П. Разин Степан. — Архангельск, 1984.
6. Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. Екатеринбург, 1992.
7. Шукшин В.М. Вопросы самому себе: Сб. М., 1981.
8. Аверьянова Н.А. Показатели временной протяженности в рассказах В.М. Шукшина. Провинциальная экзистенция. К 70-летию со дня рож- } дения В.М. Шукшина: тезисы докладов V Всероссийской научной конференции. Барнаул, 1999.
9. Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и в кино. М., 1974.
10. Анненкова JI. «Реалогия» и смысл вещи // Декоративное искусство. -1986.-№ 10.-С. 41-42.
11. Аннинский JI. Воля. Путь. Результат // Новый мир. — 1975. № 12. - С. 262-264.
12. Аннинский Л.А. «Шукшинская жизнь» // Литературное обозрение. -1974. -№1.- С. 50-55.
13. Аннинский Л. Комментарии. Романы // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. Т.5. - Екатеринбург, 1992. - С. 433- 454.
14. Аношина А.В. Художественный мир Варлама Шаламова: Автореф. дисс. к.ф.н. Северодвинск, 2006.
15. Апухтина В.А. Современная советская проза: 60-70-е годы. М., 1984.
16. Апухтина В. Проза Василия Шукшина. М., 1986.
17. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранный язык в школе. 1978. — № 4. - С. 23-31.
18. Аронов В. Вещь в аспекте искусствознания // Декоративное искусство.- 1985.-№11.-С. 22.
19. АрчаковаХ.П. Авторизованный способ подачи информации в рассказах
20. B.М. Шукшина // В.М. Шукшин: Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.1. C. 157-159.
21. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 39.- 1980. -№ 1. С. 33-46.
22. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1995.
23. Бадиков В.В. Герой и автор в рассказах В.М. Шукшина // Жанрово-стилевые искания и литературный процесс. — Алма-Ата, 1988. С. 3341.
24. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.
25. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
26. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М., 1986.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
28. Белая Г.А. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозрение. -1977.-№5.-С. 23-26.
29. Белая Г. Парадоксы и открытия Василия Шукшина // Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. — М., 1983. — С. 93-118.
30. Белая Г. Фарс или трагедия // Литературное обозрение. 1979. - № 3. -С. 58-60.
31. Белецкий А.И. В мастерской художника слова // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. — М., 1964. С. 208-221.
32. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.
33. Биличенко Н.А. Герой Василия Шукшина в оценках критики // Русская литература. 1980. - № 2. - С. 218-227.
34. Богомолов Н.А. Автор и герой в литературе рубежа тысячелетий // Филологические науки. 2002. - № 3. - С. 3-8.
35. Большакова А. М. Нация и менталитет: Феномен деревенской прозы XX века. М., 2000.
36. Бочаров С.Г. О художественных мирах. -М., 1985.
37. Вабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Текстовое время и языковые средства его репрезентации //Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.
38. Варинская A.M., Левкив М.Н. Образ автора в рассказах А. Чехова и В. Шукшина: К проблеме преемственности // Вопросы литературы народов СССР.-Киев-Одесса, 1989.-Вып. 15.-С. 139-148.
39. Вертлиб Е. Василий Шукшин и русское духовное возрождение // Верт-либ Е. Русское от Загоскина до Шукшина (Опыт непредвзятого размышления). - С.-Пб., 1992. - С. 183-320.
40. Вертлиб Е. Рак, инфаркт или Стенька Разин (Толстой, Солженицын, Нагибин, Шукшин) // Вертлиб Е. Русское от Загоскина до Шукшина (Опыт непредвзятого размышления). — С.-Пб., 1992. - С. 165-182.
41. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной литературы.-М., 1980.
42. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
43. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.
44. Виноградов В.В. Поэтика. Временник Отдела словесных искусств. Вып. 3. Ленинград, 1927.
45. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
46. Власенко Е.Ю. Образ дома в прозе П.В. Засодимского // Литература в школе. 2005. - № 6. - С. 44-45.
47. Воронов Л. На пороге «вещеведения» // Декоративное искусство. -1986.-№10.-С. 43-45.
48. Воронова О.Е. .Между религией и «Русской идеей»: С.А. Есенин и Н.А. Бердяев // Столетие Сергея Есенина. Международный симпозиум. Есенинский сборник. Вып. 3. М., 1997.
49. Галанов Б.Е. Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь. М., 1972.
50. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
51. Гензелева Р.Н., Гоос Г. Структура образа героя в романе В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» // Филологические науки. — 1989. — № 6. — С. 12-19.
52. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. М., 1993.
53. Горн В.Ф. Живой язык Василия Шукшина // Русская речь. 1977. — № 2.-С. 24-31.
54. Горских Н.А. Н.В. Гоголь и Ф. Сологуб: Поэтика вещного мира: Авто-реф. дисс. к.ф.н. Томск, 2002.
55. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 1995.
56. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.
57. Гришаев В. Несколько слов в биографию В.М. Шукшина // Сибирские огни. 1983. - № 4. - С. 165-168.
58. Громов В. Поэтика доброты: К проблеме национального характера в творчестве Шукшина // Москва. 1978. - № 12. - С. 204-208.
59. Гроф С. За пределами мозга. М., 1992.
60. Гумилев Л.Н, Панченко А.М Чтобы свеча не погасла: Диалог. Л., 1990.
61. Гусев В. Именно жизнь, а не что другое. // Литературное обозрение. -1974. -№1. -С. 50-55.
62. Дмитриева Е.Ф., Кайзер Л.Д., Чувакин А.А. Образ автора в рассказах-сценках В.М. Шукшина // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Вып. 2. -Барнаул, 1992.-С. 129-130.
63. Дмитриевская Л.И. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). Монография.-М., 1995.
64. Доценко С.Н. «Автобиографическое» и «апокрифическое» в творчестве А. Ремизова // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. — С.-Пб., 1994.-С. 33-40.
65. Дуров А.А. Методологические проблемы интерпретации эстетического субъекта в художественной прозе / Принципы и методы исследования в филологии: конец XX в. С.-Пб., 2001. - С. 131-137.
66. Емельянов Л.И. Василий Шукшин: Очерк творчества. М., 1983.
67. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. - С. 182-197.
68. Есин С.Н. Писатель в теории литературы и проблема самоидентификации // Филологические науки. 2005. — № 6. — С. 3-12.
69. Есин А.Б. Художественное время и художественное пространство // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. -М., 1998.
70. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство.-Л., 1967.
71. Жемчужный И.С. Человек и природа в лирической прозе И.А. Бунина начала 1900-х годов // И.А. Бунин и русская культура XIX-XX веков. -Воронеж, 1995.
72. Жилина Н.Г. Новеллистика В. Шукшина в литературном процессе 6070-х годов XX века. Калининград, 2000.
73. Жилина Н.П. Принципы художественной изобразительности в рассказах В. Шукшина // Актуальные проблемы литературы: комментарий к XX веку. Материалы международной конференции. Светлогорск. 25 -28.09.2000 г. Калининград, 2001. - С. 109-119.
74. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах: О творчестве Василия Шукшина // Залыгин С. В пределах искусства. М., 1988. - С. 81-87.
75. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах. К творчеству Василия Шукшина // Шукшин В.М. Собр. соч.: В 5 т. Т.1. - Екатеринбург, 1992. - С. 5-12.
76. Замятин Д.Н. Империя пространства: географические образы в романе А. Платонова «Чевенгур» // Филологические науки. 2000. — № 1. - С. 14-23.
77. Золотусский И. История, исповедь, легенда // Литературное обозрение. — 1979. -№ 3. С. 55-57.
78. Золотусский И. Разин у Шукшина // Золотусский И. Очная ставка с памятью. -М., 1983. С. 85-93.
79. Золотусский И. «Совесть, совесть, совесть» // Золотусский И. Очная ставка с памятью. М., 1983. — С. 26-34.
80. Иткина Е. Райские птицы не знают печали // Наука и религия. — 1995. -№9.-С. 41, 50.
81. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974. — С. 39-67.
82. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. М., 1994.
83. Капица Ф.С. Славянские традиции, верования, праздники и ритуалы: Справочник. М., 2001.
84. Каргашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории. -Калуга, 1996.
85. Карпенко А.И. Фольклорный мотив дороги в творчестве Н.В. Гоголя и Л.Н. Толстого // Филологические науки. 1980. - № 1. — С. 17-23.
86. Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин прозаик. - М., 1986.
87. Кашина М.А. «Вещный мир» И. Бродского (на материале сборника «Часть речи» к вопросу о языковом мире поэта): Автореф. дисс. к.ф.н. -Череповец, 2000.
88. Клитко А. Осмысление каждодневности // Сибирские огни. 1972. - № 4.-С. 123-127.
89. Коваленко А.Г. Время частное и время бытийное в русской литературе // Филологические науки. 2000. - № 6. - С. 3-11.
90. Коган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.-С. 26-39.
91. Кожевникова Н.А. О типах повествования в советской прозе // Вопросы языка современной русской литературы. М., 1971. - С. 97-163.
92. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX — ХХвв.-М., 1994.
93. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск, 1995.
94. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
95. Коробов В.И. Василий Шукшин: Творчество. Личность. М., 1988.
96. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили: Сборник. М., 1976. - С. 65-76.
97. Коточигова Е.Р. Вещь // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. - С. 275-286.
98. Крамов И. В зеркале рассказа: Наблюдения, разборы, портреты. М., 1979.
99. Кричевская А.И. Портрет в прозе Пушкина // Филологические науки. -1979.-№3.-С. 3-9.
100. Кузнецов Ф.Ф. Судьба деревни в прозе и критике. — М., 1975.
101. ЮО.Куляпина А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. -Барнаул, 2000.
102. Лавлинский Л. Василек и плаха // Литературное обозрение. 1979. -№ 3. - С. 60-63.
103. Лавлинский Л. Формула судьбы (Публицистика Василия Шукшина) // Лавлинский Л. Мета времени, мера вечности: Статьи о современной литературе. М., 1986.-С. 106-129.
104. ЮЗ.Леванова О.Г. В.М. Шукшин в традиции русской литературы XIX в. (Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой). Барнаул, 2001.
105. Лейдерман Н. Мироздание по Шукшину // Урал. — 1982. № 3. - С. 175-185.
106. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Ни-колюкина. М., 2001.
107. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.
108. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. - С. 335351.
109. Личутин В.В. Душа неизъяснимая: Размышления о русском народе. -М., 1989.
110. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX в.). - С.-Пб., 1996.
111. ПО.Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Н.В. Гоголя // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. — Таллинн, 1992. - С. 426-431.
112. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
113. ПЗ.Луценко Сложность «простого». Образ автора в рассказе В.М. Шукшина «Мастер» // Русская речь. 1979. - № 5. - С. 49-53.
114. Кнабе Г.С. Образ бытовой вещи как источник исторического познания // Вещь в искусстве. Материалы научной конференции. 1984. М., 1986. -С. 259-301.
115. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. Тверь, 2002.
116. Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993.
117. Манкевич И.А. Поэтика костюма: «повседневная жизнь» вещи и образа в культурологическом измерении // Петербургский текст повседневной культуры: материалы Всероссийской научной конференции 6 июня 2003 г. С.-Пб., 2003. - С. 54-61.
118. И 8. Марков В.А. Пространство и время в литературе: структурно-типологический анализ // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1987. - С. 4-25.
119. Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. С.-Пб., 1994.-С. 89-103.
120. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1980.
121. Нагорная Н.А. Сновидение и реальность в постмодернистской прозе В. Пелевина // Филологичесакие науки. 2003. - № 2. - С. 44-51.
122. Нечаенко Д.А. «Сон, заветных исполненный знаков». М., 1991.
123. Нечаенко Д.А. Художественная природа литературных сновидений (Русская проза XIX века): Автореф. дисс. к.ф.н. — М., 1991.
124. Никишаева В.П. Типы повествователя в рассказах В.М. Шукшина //
125. B.М. Шукшин философ, историк, художник. Вып. 3. - Барнаул, 1992. —1. C. 125-131.
126. Никишов Ю.М. Художественное время в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина // Филологические науки. 1984. - № 5. - С. 9-15.
127. Николина Н.А. Художественное время и пространство // Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. - С. 122-123.
128. Новикова M.JI. Хронотоп как остраненное единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения // Филологические науки. 2003. - № 2. - С. 60-69.
129. Овикова M.JI. Художественный предмет в аспекте остранения // Филологические науки. 2005. - № 5. - С. 8-16.
130. Овчаренко А.И. От Горького до Шукшина. М., 1984.
131. Овчаренко А.И. Рассказы и повести Шукшина // Русская литература. — 1987. -№3.- С. 19-37.
132. Овчинникова О.С. Проблема народного характера в романах В.М. Шукшина: Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1882.
133. Октябрьская О.С. Документ, авторский замысел и легенды в романе В.М. Шукшина «Я пришел дать вам волю» // Филологические науки. -1995. -№2.-С. 13-22.
134. Октябрьская О.С. Историческая деталь в художественной системе Д.М. Балашова // Филологические науки. 1996. - № 3. - С. 45-59.
135. От оттепели до застоя / Сост. Г.В. Иванова. М., 1990.
136. Паламарчук П.Г. «Огонь вещей» Алексея Ремизова // Паламарчук П.Г. Москва или Третий Рим?: Восемнадцать очерков о русской словесности. -М., 1991.-С. 193-198.
137. Панаева Е.И. «Образ автора» и его композиционно-речевая структура в рассказе В. Шукшина «Жил человек» // Слово и текст. М., 1981. - С. 2-12.
138. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литература. М., 1982. - С. 188-210.
139. Перцовский В. Нравственный поиск исторической прозы // Сибирские огни. 1975.-№ 1.-С. 152-165.
140. Петелин В. Степан Разин личность и образ // Волга. - 1972. - № 3. -С. 157-183.
141. Петелин В. «Я пришел дать вам волю» (О романе Василия Шукшина) // Петелин В. «Родные судьбы»: Споры и размышления о современном русском искусстве. М., 1974. - С. 36-54.
142. Петухов Ю.Д. Тайны древних руссов. М., 2001.
143. Плеханова И.И. Особенности сюжетосложения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина. К проблеме художественной условности // Русская литература 1980. — № 4. - С. 71-88.
144. По дорога В.Ф. Кафка, конструкция сновидений // Логос. М., 1994. -№5.-С. 141-175.
145. Попов И.В. Художественный мир произведений Василия Аксенова. Автореф. дисс. к.ф.н. Архангельск, 2006.
146. Попов С. «Избираю литературу.» // Литературное обозрение. — 1980. -№ 5. С. 107-112.
147. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
148. Пропп В.Я. Большой дом // Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. - С. 112-146.
149. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
150. Пропп В.Я. Русская сказка. М., 1984.
151. Резникова И.В. Символика в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (сон Татьяны) // Филологические науки. — 2001. № 2. - С. 23-30.
152. Ремизов A.M. Избранные произведения. М., 1995.
153. Ремизов A.M. Мартин Задека. Сонник. Париж, 1954.
154. Рогощенков И. Воля творить жизнь // Север. 1977. - № 9. - С. 111122.
155. Роднянская И. Лирический образ вещи в поэзии нашего века // Род-нянская И. Художник в поисках истины. М., 1989. — С. 321-342.
156. Руднев В.В. Аграрный календарь // Русские / Под ред. JI.M. Кузнецовой, Н.Ф. Лейн.-М., 1999.-С. 183-189.
157. Русская литература XX века: исследования американских ученых / Под ред. Б. Аверина. С.-Пб., 1993.
158. Русская идея: Монография / Под ред. А.Н. Мельникова. Барнаул, 1992.
159. Семенова М. Мы славяне! - С.-Пб., 1997.
160. Сигов В. Еще не пели третьи петухи. Русская идея Василия Шукшина // Литературная газета. — 1999. 28 июня - 3 августа. - С. 1, 12.
161. Сигов В.К. «Большой роман» В.М. Шукшина // Литература в школе. -1999.-№5.-С. 39-49.
162. Сигов В.К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М. Шукшина: Автореф. дисс. д.ф.н. М., 2000.
163. Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. — М., 1999.
164. Сигов В.К. «Человек с ружьем» в образной системе В. Шукшина // Филологические науки. 1999. - № 3. - С. 3-12.
165. Синенко B.C. Проблема народного характера в советской литературе 60-80-х годов. Уфа, 1984.
166. Славина О.Ю. Поэтика сновидений (на материале прозы 1920-х годов): Автореф. дисс. к.ф.н. С.-Пб., 1998.
167. Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Под ред. С.Ю. Неклюдова. М., 2001.
168. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1975.
169. Современная русская советская литература / Под ред. А.Г. Бочарова. -М., 1987.
170. Современная советская литература, 70-е гг. (Актуальные проблемы) / Под ред. А.И. Метченко. М., 1983.
171. Современный советский роман (Философские аспекты). Л., 1979.
172. Сон — семиотическое окно. Сновидение и событие. Сновидение и искусство. Сновидение и текст. XXVI-e Випперовские чтения / Под ред. И.Е. Даниловой. М., 1993.
173. Сонник / Сост. Г. Александрович. Кострома, 2001.
174. Софронова Т.В. Он похож на свою родину // Литература в школе. -1999.-№ 5.-С. 82-86.
175. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Под ред.
176. B.Я. Петрухина и др. М., 1995.
177. Спиридонова И.А. Степан Разин Василия Шукшина // Русская литература. 1990. - № 4. - С. 18-30.
178. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. М., 1993.
179. Стопченко Н.И. Художественное наследие В.М. Шукшина в диалоге России с зарубежными культурами: Автореф. дисс. к.ф.н. Краснодар, 2006.
180. Страхов И.В. Художественное мышление И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого в изображении пейзажей. Саратов, 1980.
181. Тихомиров С.В. Природа в сознании героев Чехова // Вестник Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1986. - № 4. - С. 17-22.
182. Сурганов В.А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. М., 1981.
183. Сыров И.А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. 2002. - № 3.1. C. 50-69.
184. Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. - № 6. - С. 238 -248.
185. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. и др. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Та-марченко. М., 2004.
186. Тарланов 3. Художественное постижение истории // Север. 1986. - № 4.-С. 100-110.
187. Тахо-Годи А.А. Портрет в романе «Жан-Кристоф» Р. Роллана (Анна Браун) // Филологические науки. 1976. - № 4. - С. 23-28.
188. Тевс О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина: Автореф. дисс. к.ф.н. — Барнаул, 1999.
189. Ткачева Р.А. Художественное пространство как основа интерпретации художественного мира: Автореф. дисс. к.ф.н. — Тверь, 2002.
190. Толченова Н.П. Василий Шукшин — его земля и люди: Литературные заметки. Барнаул, 1978.
191. Толченова Н.П. Слово о Шукшине. М., 1982.
192. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. — М., 1995.
193. Топоров В.Н. Странный Тургенев (четыре главы). М., 1998.
194. Трунова Т.Я. Взгляд на странных героев русской литературы // Литература в школе. 2005. - № 6. - С. 47-48.
195. Тудоровская Е.А. Волшебная сказка // Русское народное поэтическое творчество: В 2 т. / Под ред. В.В. Томашевского и Г.И. Зикеева. М. -Л., 1955.-Т. 2.-С. 312-334.
196. Тулохонов С. Герой и история // Байкал. 1987. - № 4. - С. 135-138.
197. Тюпа В.И. Вещь и личность // Тюпа В.И. Аналитика художественного. -М., 2001.-С. 14-17.
198. Тюрин Ю.П. Кинематограф Василия Шукшина. М., 1984.
199. Тюрин Ю.П. Российская история и духовные традиции в контексте кинематографического творчества: Автореф. дисс. д. иск. — М., 2006.
200. У Чуньмэй Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева: Автореф. дисс. к.ф.н. М., 2006.
201. Фарино Е. Введение в литературоведение. С.-Пб., 2004.
202. Филатова А. Постигая историю // Нева. 1078. - № 12. - С. 169-177.
203. Филатова Д. В веках прославленный // Урал. 1972. - № 4. - С. 123127.
204. Филимонов С.С. Пейзаж в творчестве В.Г. Короленко // Литература в школе.-2001.-№4.-С. 2-10.
205. Филимонов С.С. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» // Проблемы русской литературы. Сборник трудов. М., 1973.
206. Фрейлих С. О стиле прозы В. Шукшина // Вопросы литературы. -1982.-№9.-С. 57-66.
207. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст 1981. Литературно-теоретические исследования. - М., 1982. - С. 110-145.
208. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления: Перевод с немецкого. М., 1993. — С. 316-326.
209. Хуторянская А.Д. Картина мира в «малой прозе» В. Шукшина: Автореф. дисс. к.ф.н. Барнаул, 2000.
210. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. — Вып. X. Тарту, 1978 (Ученые записки ТГУ. Вып. 463). - С. 65-85.
211. Цилевич Л.М. Принципы анализа литературного произведения как художественной системы // Филологические науки. 1988. - № 1. - С. 913.
212. Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти и бессмертии. М., 1989.
213. Чижикова Л.Н. Сельские жилища XVIII начала XX века // Русские / Под ред. Л.М. Кузнецовой, Н.Ф. Лейн. - М., 1999. - С. 257-286.
214. Чудаков А.П. Вещь в реальности и в литературе (Главы из монографии) // Вещь в искусстве. Материалы научной конференции. 1984. — М., 1986.-С. 15-45.
215. Чудаков А.П. Предметный мир // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М., 2001. - Стб. 796-798.
216. Чудаков А.П. Предметный мир Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. - Вып. 4. - С. 96-105.
217. Чудаков А.П. О способах создания художественного предмета в русской классической литературной традиции // Классика и современность / Под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. М., 1991. - С. 164-170.
218. Чудаков А.П. Предметный мир литературы (к проблеме категорий исторической поэтики) // Чудаков А.П. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. — С. 251-291.
219. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. — М., 1989.
220. Шакиржанова Р.Х. Живые голоса его героев: Разговор, синтаксис в художественной прозе В. Шукшина // Русская речь. -1985.-№5.-С. 62-66.
221. Шарапова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М., 2001.
222. Шешунова С.В. Изображение быта в отечественной классике (на материале романа И.А. Гончарова «Обрыв») // Классика и современность / Под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. М., 1991. - С. 188-195.
223. Щукина Д.А. Пространство и художественный текст // Щукина Д.А. Пространство в художественном тексте и пространство художественного текста. С.-Пб., 2003. - С. 36-45.
224. Эйхенбаум Б.М. Иллюзия сказа // Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. Сб. ст. Л., 1924. - С. 153-158.доксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. -С. 304-333.
225. Эсалнек А.Я. Своеобразие хронотопа в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Филологические науки. 1999. - № 2. - С. 3-10.
226. Эпштейн М. Вещь и слово. О лирическом музее // Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. — М., 1988. -С. 304-333.
227. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
228. Юдин В.А. Разин лицо поэтическое: Роман В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» // Юдин В. Человек. История. Память. - М., 1990. - С. 200-219.
229. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М. - Львов, 1998.
230. Яковлев Е.Г. О некоторых онтологических чертах русского духа // Поиск смысла: Сб. статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Н.-Новгород, 1993, сентябрь. Н.Новгород, 1994.-С. 7-17.
231. Папава Е. Сказовые элементы как средство субъективации повествования в рассказах В. Шукшина // http: www.slavcenter.ge/art
232. Скубач О.А. Пространственная модель мира в произведениях В.М. Шукшина // http: // www.filgrad.ru. / sitizens / shukl0.htm
233. Тупичекова М.П. Сказ в прозе В. Шукшина и В. Белова http://www.booksite.rU/belov/creature/5.htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.